Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Креативные методы генерирования идей в дизайне упаковки

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современный маркетинг обозначил важность упаковочной продукции, что не вызывает сомнения, так как времена, когда она была просто емкостью для транспортировки содержимого, давно прошли, и сейчас упаковка является мощным инструментом в общении и взаимодействии производителя с потребителем. Упаковка продукта — основной коммуникационный носитель потребительского бренда. Именно от правильности подхода к разработке упаковки во многом зависит коммерческий успех бренда. Способность быть заметным на полке является ключевой, и достигается правильной оценкой конкурентного окружения и четкого понимания механизмов работы дизайна упаковки продуктов. Одной из важнейших функций упаковки является правильная трансляция продуктового и ценового позиционирования бренда. На стадии привлечения внимания потенциального покупателя дизайн упаковки продуктов уже должен сообщить ему правильное обещание о категории, цене и качестве продукта. Только в случае, если упаковка продукта содержит ответ на потребительский инсайд, покупатель будет готов действовать. При разработке дизайна упаковки важно сформировать четкое, простое и явное послание вашим потребителям, Упаковка бренда — основной рекламный носитель, причем уровень вовлечения в сообщения на упаковке может сильно варьироваться. Покупатель может считать только базовые идентификаторы, а может изучить упаковку вдоль и поперек. Важно использовать весь доступный ресурс для коммуникации потребителю полного спектра сообщений: факторов доверия, функциональных и эмоциональных выгод. Дизайн упаковки, так же как и фирменный стиль должен быть не только ярким и привлекательным, но также должен являться системным решением, использующим визуальные атрибуты бренда в четкой логике, согласно правилам и принципам. Разработка дизайна упаковки выполняет важную роль для конечного потребителя – потому как благодаря внешней обертки товара в большинстве случаев покупатель делает основной выбор в пользу того или иного продукта. Грамотно продуманно и дизайнерски оформленная упаковка может не только играть роль "тары", но и быть настоящим подарком, а также служить потребителю в качестве любимой продукции, неся на себе внешнюю атрибутику того или иного бренда. Дизайн упаковки – основной инструментов мотивации совершения покупки. Правильный дизайн-концепт упаковки ожидает следующие реакции потребителей: • формирование абсолютного нового отношения потребителей; • формирование нового отношения дистрибьютеров, которым работать и заниматься продажей особенно и необычно оформленного товара, нежели обычную тару; • дополнительные характеристики для увеличения объемов продаж и новых разработок - продвижение новых товаров пойдет легче, так как они уже зарекомендовали себя в глазах потребителя; • потенциально новое восприятие самого производителя, качество продукции которого убеждает еще и визуально - стильным, модным и грамотным дизайном упаковки. Основная задача современного востребованного концепт-дизайна упаковки - сформировать предпочтительное отношение конечного потребителя к конкретному товару.

Создание дизайна упаковки - это особый вид искусства, а реализация дизайна упаковки - это технологический процесс. Таким образом, индивидуальность дизайна упаковки – это большой объем работы с большим набором операций.

В наше время, когда реклама вещает «из каждого угла», производителям приходится прибегать к всевозможным ухищрениям, чтобы добиться узнаваемости своего продукта, увеличить спрос и, следовательно, обеспечить предложение. В этом случае, производителю на помощь приходит упаковка. В сфере маркетинга, дизайн упаковки, является основополагающим фактором продвижения торговли. Основной проблематикой маркетологов является креативное генерирование идей. Поэтому, в данной работе мы зададимся целью, изучить методологию генерирования креативных идей на примере дизайна упаковки шоколада «Вдохновение»; изучим трендовые и инновационные методы

В ходе исследования мы будем использовать следующие методы: анализа литературы; •сравнение;• теоретический анализ и синтез,• аналогия,• классификация,• обобщение.

Целью работы является исследование дизайна упаковки на примере шоколада «Вдохновение».

Задачами работы, которые раскрывают целевые установки являются:

- изучить виды упаковки и дизайнов;

- сравнить дизайны упаковки шоколада «Вдохновение» с прочими марками шоколада других производителей;

- на основании изученных данных, сделать выводы и предложить методику усовершенствования;

Объектом исследования является упаковка плитки шоколада «Вдохновение», концерна «Бабаевский».

Предметом исследования выступает упаковка исследуемого шоколада.

Актуальность состоит в нахождении новейших методов креативной рекламы, путем генерирования креативных идей

исследования заключается в необходимости постоянного контроля и мониторинга как используемого дизайна, так и возможно применимых в будущем, поскольку от удачно выбранного дизайна напрямую зависит и прибыль.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Креативные методы генерирования идей

Существует множество систем генерирования креативных рекламных идей, но на самом деле, они все представляют собой разрозненные самостоятельные методики создания либо доработки. Конкретного плана действий, как бы не хотелось, не существует. Поэтому, специалисты применяют эти системы комплексно.

В современном рекламном менеджменте существуют две модели креативного мышления:

  1. Грахам Уоллес – подготовка, инкубация, озарение, верификация. (1926 г.)
  2. Джеймс Вебб-Юнг – подготовка, концентрация, инкубация, «ага - переживания» (или просветление), проверка реальностью (анализ и синтез). (1975 г.)

Последний метод, считается более современным и наиболее часто используется при генерировании креативных идей [Дмитриева, 2006, §2.2]. Ниже рассмотрим более детально современный метод Джеймса Вебб-Юнга:

  • Подготовка, включает в себя сбор, анализ и сравнение данных.
  • Концентрация, отвечает за усиленное размышление над конкретной задачей и, как следствие, ее решение.
  • Инкубация, вычленение наиболее эффективных идей на уровне подсознания.
  • Просветление, совершенствование уже готовых, обработанных идей на целесообразность,
  • Проверка реальностью, отвечает за выбраковку «диких», неэффективных идей.

Методологию генерирования можно рассматривать с нескольких точек зрения. Например, с точки зрения способов создания [2]. Это могут быть:

  • Инновация – меняет мир, а людей ее создавших, делает идолами;
  • Доработка - добавление дополнительного функционала или вывод товара на новый рынок;
  • Заимствование – это переработанная «чужая» идея (следует видеть грань между заимствованием и копированием, что уже по всем параметрам подходит под категорию - воровство).

Методов создания креативных идей, тоже существует немало. Ниже представлены наиболее популярные методики, которые снискали всемирную славу:

Brainstorm (мозговой штурм)

Особенность метода заключается в том, что большая группа людей высказывает огромное количество идей, порой даже абсурдных. Затем, коллегиально вычленяются наиболее эффективные. На сегодняшний день, эта методика является наиболее эффективной и распространенной. У метода множество разновидностей и вариаций использования. Суть метода заключается не в качестве, а в количестве идей.

Обратный мозговой штурм

Методика предполагает поиск недостатков группой людей, но каждым участником отдельно. Эффект метода заключается в усовершенствовании и устранении недостатков. Подходит для решения узконаправленных задач.

Пример

Вы работаете менеджером в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а мотивация подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях — они способны творить чудеса.

Матрица возможностей (морфологического анализа Фрица Цвикки)

С помощью этого метода, огромные задачи разбиваются на маленькие отдельные сегменты. Каждый сегмент в свою очередь всесторонне обсуждается и к нему подбирается ряд решений. Сутью метода является построение таблиц, с указанием составных частей задачи и вариантами их решения.

Примеры задач:

  • Разработать уникальную конструкцию мангала, книжной полки, собачьей будки.
  • Проанализировать устройства для удаления волос на теле человека.
  • Найти девушку "глаза голубые и брови вразлет, и носик курносый при этом", если Вы видели ее всего один раз на встречном эскалаторе в метро в часы пик :).

Рис.1.1 Автор метода Фриц Цвикки

Автор метода. Фриц Цвикки (Zwicky, Fritz) (1898–1974),(Рис.1) швейцарский астроном и физик. Работал в Калифорнийском технологическом институте (Пасадена, США). Цвикки был главным научным консультантом фирмы «Аэроджет дженерал корпорейшн» (Азуза, шт. Калифорния). Ему принадлежат 50 патентов, в основном в области ракетной техники; Цвикки изобрел ряд реактивных и гидротурбореактивных двигателей.

Суть метода заключается в построении матрицы (таблицы, ящика), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указанны все возможные варианты реализации этих элементов. Варьируя всеми известными вариантами реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Манипуляция - родная сестра творчества!

Переворот

Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе. Эта поговорка — классический пример применения этого метода. Суть метода заключается в переворачивании возможных решений проблем в совершенно противоположную сторону.

Метод Киплинга

Методика подходит как для командной работы, так и самостоятельно. Заключается в анализе проблемы и ответе на нее по конкретным вопросам: «Что?», «Где?», «Когда?», «Зачем?» и.т.д. Главное не вдаваться в подробности, а выделять только основные мысли.

Инсайт

Методика предлагает запоминать идеи, которые обязательно приходят во время сна и затем их использовать.

Метод ассоциативного поиска

Метод подойдёт для создания идей с нуля. Например, для разработки видео или анимации. Суть — найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями. При возникновении «ступора» нужно поменять ключевое слово или фразу.

Бисоциация

Методика прямо противоположна ассоциативному поиску и предлагает, наоборот, связать несвязанные понятия.

Случайный стимул

Задача — разглядеть связь между двумя соперничающими темами. Стимул не меняется. Достаточно сложная и странная для понимания методика, поэтому ее не рекомендуется использовать.

Катена

Метод использует словесную игру составления слов – ассоциаций к ключевому слову. Техника подходит для раскачки воображения и снятия ментальных блоков. Строгость соблюдения правил не играет особой роли.

Фила (часть племенни)

Суть метода – попросить совета у хороших знакомых, друзей либо людей, которые оказали на вас положительное влияние., либо у вымышленных героев. Принцип состоит в вопросе – «Как бы ответил мой друг на этот вопрос?». Из минусов – очень легко запутаться в трактовках, вариациях ответа и.т.д.

Метод квоты идей

Методика заключается в постоянном, ежедневном придумывании идей, но в строго ограниченном количестве.

Шесть шляп Эдварда де Боно

Ролевая игра, в которой предлагается посмотреть на проблему с шести разных точек зрения. Из минусов – требует команду из 6 человек.

Фрирайт

Суть — выключить внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме. Не стоит сразу пугаться, если с первого раза не будет хорошего результата. Со временем, после снятия внутренних блоков, качество повысится.

Метод ограничений

В задачу метода входит поиск помех, которые возможно тормозят или мешают решению задачи. Если у задачи нет ограничений, то их стоит придумать.

Создание качественно нового креативного продукта, должно быть непрерывным, а поскольку рекламист, во многом зависит от внешних факторов, то острая нехватка идей может привести к краху. Большая часть методов креативного генерирования идей была взята из соседствующих наук. Таких, как философия, психология и пр. У рекламистов, которые зарекомендовали себя, как креативные создатели, личные методики складываются из особенностей склада характера, что накладывает на готовую работу личностный отпечаток.

К примеру, очень эффективной в работе является связка комбинаций:

1) при определении общего стратегического направления рекламной кампании применяется мозговой штурм

2) релаксация;

3) результаты мозгового штурма «перерабатываются» посредством индивидуального построения ассоциаций;

4) обсуждение готовых идей коллективом творческой группы [6].

Существует готовое планирование правильного креатива:

1.Правильная коммуникация

2.Связка торговое предложение – продукт

3.Конкурентно-способность

4.Правильное изучение целевой аудитории

5.Тестирование в фокус – группах

В отличие от стандартных маркетинговых методик генерирования идей, существуют еще и творчески направленные технологии, такие как НЛП, ТРИЗ, методика слома стереотипа Жана – Мари Дрю. Каждая из этих методик своеобразна и эффективна в своей конкретной отрасли. Если, например при применении НЛП-техники, специалисты по рекламе используют так называемый эффект «импульсной покупки», то техника ТРИЗ предполагает «подчинение объективным закономерностям. Касательно методики Жана-Мари Дрю, то она единственная была специально разработана для обновления брендинга. Методика подразумевает слом стереотипов посредством противопоставления.

1.2. Анализ и систематизация данных для создания креативной идеи

Даже ребенок знает, что для получения качественных результатов труда, необходима тщательная подготовка. Решающую роль играет выборка из всей массы информации той, которая будет способствовать эффективной реализации продукции. На примере современной модели Джеймса Вебб-Юнга, раскроем основные этапы создания рекламной компании.

Прежде всего производится позиционирование:

1.Полная информация о компании, исторические данные, цены, виды продукции, преимущества перед конкурентами, скидки для постоянных клиентов, фирменный стил и пр.

2.Общая оценка рыночной ситуации (в основном касательно конкуренции).

Позиционирование торговой марки закладывает фундамент для будущей рекламной стратегии, основываясь на методологии.

Концентрация

Концентрация представляет собой совокупность фактов о производстве, позиции торговой марки и их последующая визуализация посредством метафор и образов. Эта стадия, как правило нуждается в конкретизации по сравнению с другими стадиями. На этом этапе происходит формирование фирменного стиля рекламной компании.

Инкубация

Главной целью инкубации, после определения будущего стиля компании, является постановка необходимого имиджа. В это понятие входят – имидж компании, фирменные атрибуты, стиль, цветовые решения и.т.д. Происходит установление логических связей между прочими ассоциативными характеристиками. Осуществляется разделение на консервативную и демократичную комплектации.

Просветление

На этой стадии разработки происходит основная масса художественного творчества. Прорисовка эскизов, выявление головного символа компании. Например, сложное производство требует сложной эмблемы, в то время, как простые и понятные изделия – доступные и легкие (даже иногда смешные).

Непреложно правило рекламного дизайна: графическая атрибутика съедобных символов должно проектировать вкусной, технологий - фантастическими, финансовой сферы - престижной и стабильной в развитии и т.д. [1].

1.3.Цели и задачи упаковки

Изначально, упаковка (или тара), рассматривалась только как средство сохранения продукции в первоначальном виде, неповрежденной. Однако, с развитием рекламной индустрии, упаковка все чаще рассматривается, как комплекс логистики и товароведения [2]. С точки зрения маркетинга, упаковка является оболочкой товара, которая оформлена соответствующим образом. Некачественно подобранный дизайн упаковки, может отвратить потенциального покупателя [3, с.36]. Покупатель будет иметь все основания для предположения, что продукт некачественный. Благодаря цветовой гамме, форме упаковки и материалу, из которого она изготовлена, конечный потребитель может сложить собственное мнение о фирме. И, если мыслеобраз будет удачен, то покупатель приобретет товар.

Отличительной особенностью упаковки, является ее основное свойство – внегласно доказать покупателю, что продукт, который она скрывает, является самым лучшим и качественным среди всех прочих. Способность красивой упаковки воздействовать подсознательно на внимание покупателя во многом обязана технике НЛП. От первого впечатления зависит очень многое.

Маркетинговые задачи, решаемые на уровне упаковки, можно разделить на неизменные (ее формы, материала) и изменяемые:

В первом случае маркетинговые задачи ориентированы на не материальные ценности бренда, к которым относят:

· доверие, надежность;

· психологическое вознаграждение;

· качество дифференциации.

Поскольку, упаковка является носителем информации, то по этим факторам и достигается доверие и надежность.

Причин появления новой упаковки взамен старой, может обозначать следующие новшества:

1.Появление нового продукта и упаковка несет рекламный характер. Обычно, к такому виду рекламы можно отнести – информативную, увещевательную и напоминающую функции [4, c.33].

2.Отражение фирменной стилистики и атрибутики. Сюда входят такие сведения, как состав продукта, срок годности, рекомендации к употреблению или использованию.

3.Акционная. Выигрышные крышки, купоны, и.т.д.

4.Повышение ассортимента. Например, упаковки с разным весом от одного производителя.

5.Создание совершенно нового образа тары/упаковки.

По назначению упаковка подразделяется на:

  • Обычную
  • Подарочную
  • Пробную
  • Порционную
  • Семейную
  • Индивидуальную

Дизайн упаковочного материала должен ассоциироваться у покупателя именно с тем образом, который фирма – изготовитель вложила в концепцию. Стоит отметить, что упаковка в наше время приобрела множество оттенков статусности. По простой упаковке, потребитель может предположить, что и товар незамысловат и более низкого качества. Поэтому крайне важно досконально прорабатывать цвет, стилистику, форму и рисунок упаковки.

Дизайнерское решение упаковки можно разделить на 3 раздела: графика, цвет и структура.

Графика

Графика отвечает за индивидуальность, узнаваемость стиля оформления. Шрифты, эмблемы, рисунки и пр.

Цвет

Цветовое решение является наиболее узнаваемым качеством среди прочих характеристик упаковки. У потребителя, всегда будет появляться эмоциональный отклик на выбранное цветовое решение, на бессознательном уровне. Цвет, вызывает чувства и ассоциации, поэтому знание специфики цветовых решений может стать огромным подспорьем в повышении рейтинга продукта [5, 2006].

Структура

Структурирование отвечает за физическое состояние упаковки – ее форма, способ открытия, вербальные ощущения при касании, вариативность по наполнению.

Немаловажную роль выполняет сам продукт, поскольку если продукт достаточно хрупкий, то паковка как раз и возьмет на себя функцию сохранности. Обычно, на упаковке как раз прописываются виды повреждений, которым нельзя подвергать продукт – например, падение.

Основная задача дизайна упаковки – это приковать к себе внимание и передать покупателю, вложенный в нее смысл. Если этого не происходит, то продажа товара будет провальной. Следовательно, дизайнеры задействуют все имеющиеся в их распоряжении методы привлечения внимания посредством визуального восприятия.

Следовательно, одним из факторов, составляющих успешность продаж, является упаковка. Хорошая упаковка, может выгодно выделить любой товар и, среди прочих аналогов вызовет желание купить именно этот продукт. Благодаря «говорящей» упаковке, можно завоевать доверие покупателей.

Эстетичность (дизайн) упаковки - это привлекательный внешний вид, оптимальная форма, выигрышная цветовая гамма, удобная для потребителя расфасовка. Реализация многих продуктов (особенно пищевых) идет значительно быстрее в прозрачных упаковках, прозрачность и блеск упаковки делает продукт визуально более чистым и свежим. При наличии близких по качеству конкурентоспособных товаров покупатель часто делает выбор, исходя из внешнего вида, и упаковка становится, таким образом, "немой рекламой" товара. Безукоризненный дизайн и психологически удачное цветовое решение, элегантность и изящество упаковки, простота реализации художественного оформления при минимальных затратах - важные требования при разработке упаковки для конкретной продукции.

В настоящее время такие качества, как простота и мгновенная узнаваемость, делают упаковку неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Продажа множества продуктов, особенно если речь идет о пищевых, значительно быстрее продвигается, если упаковка прозрачная. Блеск и прозрачность упаковки делают продукцию более чистой и свежей, по крайней мере, визуально.

Если на прилавке будут иметься близкие по качеству конкурирующие товары, то покупатель будет отдавать предпочтение тому, который им больше понравится. Это превращает упаковку в основной фактор, влияющий на предпочтение потребителя. Красивый дизайн, привлекательное и удачное цветовое решение, изящество и элегантность упаковки, а также простора художественной реализации оформления с минимальным уровнем затрат являются важными требованиями в процессе разработки определенной продукции.

Практичность характеризует функцию удобства эксплуатации, которая должна оказывать определенные полезные услуги для человека, использующего купленный товар. К примеру, нужно сделать все возможное, чтобы упаковка открывалась как можно легче, что позволит потребителю многократно использовать купленный товар, а в случае необходимости, тара должна надежно закрываться, чтобы часть продукта без проблем сохранялась в целях повторного использования.

Создание упаковки товара

Предложение новых, разнообразных и высокотехнологичных продуктов разными производителями растет, конкуренция между ними усиливается. Реакция на изменения и новинки производителя со стороны конкурентов происходит достаточно быстро. С ростом же стандартизации особую роль приобретает упаковка продуктов, выступающая носителем специфических особенностей и, нередко, единственным источником информации о продукте.

продукта? На стороне маркетолога — знания о поведении потребителей, психологических особенностях восприятия. Но у хорошего дизайнера есть возможность самому участвовать в формировании взглядов населения. Кроме того, ему доступен весь арсенал средств изобразительного искусства, накопленный тысячелетиями. Можно уверенно сказать, что ведущим должен быть тот, кто может лучше ответить на вызовы рынка. Нам представляется, что для осуществления продуктивного сотрудничества с дизайнером маркетологу необходимо ознакомиться с правилами дизайна и присовокупить эти знания к уже имеющимся. Следует сразу определить, что мы имеем в виду под «правилами дизайна». Это:

1.основные приемы композиции;

2.теория форм и объемов;

3.теория цвета (контрастность, сочетания и тональность).

При разработке дизайна, маркетологи обычно используют стандартные «проверенные» схемы, за исключением тех моментов, когда целенаправленно используется «дизайнерское нарушение». Такие дизайнерские решения будут эффективны среди богемы, оригиналов и других нестандартных личностей. Однако, случается, что мнение меньшинства становится господствующим на мировом рынке. В общем, при создании упаковки, производитель должен прежде всего решить, на какую целевую аудиторию будет направлен его продукт. Так и на примере рассматриваемого нами шоколада “Вдохновение” дизайнеры уже начали применять новые идеи для дизайна упаковки.

Рис.1.2. Шоколадная продукция

Изначально ассортимент шоколадной продукции “Вдохновения” ограничивался, стандартной плиткой шоколада, где дольки шоколада разделены и упакованы внутри упаковки. Затем повелась большая упаковка шоколада и т.д (Рис.1.2)

Рис 1.2

Но как мы видим дизайн был классическим и единым хотя и появились вкусовые стеки.

За последние несколько лет данная продукция потерпела значительные изменения не только в расширении продукции, но и в плане дизайна упаковки.(Рис.1.3)(Рис.1.4)

Рис 1.3 Дизайн упаковки

Рис.1.4 Новый дизайн упаковки

Как мы видим, на изображениях, представленных выше дизайн упаковки, изменился не только внешне (изображения) но и сама упаковка прибрела новые формы. Но стоит сказать, что изображение большого тетра на логотипе и балетной пары остались каноном, который не изменен

Что касается именно плитки шоколада, то она потерпела менее значительные изменения. Начнем с того, как выглядела упаковка с момента выпуска на рынок.(Рис.1.5)

Рис.1.5.Вид упаковки в 1976

Далее с 1998 годов шоколадная упаковка приобрела более стандартны дизан который оставался неизменен долгое время.

Рис.1.6 стандартная упаковка плитки шоколада

Но с конца 2017 года на рынок поступила новая серия шоколада “Вдохновения”, уже значительно изменённая с появлением дескриптора вкуса. (Рис.1.7)

Рис.1.7 Дизайн упаковки с дескриптором вкуса

Так же не так давно с 2019 года на полках наших магазинов представали совершенно новую упаковку. Которая состоит из двух упаковок, объединённых в одну. Также присутствует стилизованный дескриптор вкуса.(Рис.1.8)

Рис.1.8 Новый дизайн упаковки двух вкусов

Таким образом мы можем наблюдать как менялся вид упаковки. Скорее всего это можно связать с креативным методом мозгового штурма. Поскольку именно он направлен на незначительные изменения с сохранением традиций. Ведь слоган шоколада, Вдохновение - превыше всего.

Следующим пунктом определяется тип товара, ценовая категория, уникальность, новизна или же консервативность. На основании этих данных создается макет дизайна упаковки.

Роль упаковки в оживлении продуктов, вероятно со временем только, возрастет, однако не следует забывать, что существуют определенные пределы, в рамках которых мы имеем возможность усовершенствовать отдельные продукты и маневрировать ценами.

Кстати, упаковка – одно из эффективных средств продвижения товара: если она привлекает внимание покупателя, значит она вполне справляется с одной из важнейших задач. Никто не отрицает необходимость и эффективность рекламы, однако деньги, затрачиваемые на нее, заметно превышают затраты на упаковку. Если же учесть, что реклама данного продукта, как правило:

теряется на фоне аналогов;

• составляет и эмоциональную и информационную составляющую;

забывается, если ее постоянно не повторять;

подвержена инфляции;

подчиняется общим правилам торговли;

То можно прийти к выводу, что упаковка способна решить многие задачи рекламы гораздо менее трудоемкими и более дешевыми способами, поскольку дает одно очень ценное преимущество: если потребители подошли к продукту настолько близко, что могут прочесть надписи на упаковке, они приблизились к нему на «расстояние покупки».

Товар попадая в руки потенциального покупателя, с огромной вероятностью, может немедленно попасть в потребительскую корзину.

Десять способов усовершенствовать дизайн упаковки

Разработка дизайна упаковки — междисциплинарный вид деятельности. Добиться успеха в нем можно лишь в том случае, если располагаешь знаниями во многих областях. Вот десять самых общих и важных тезисов.

1. Понимать покупателя

Чтобы выяснить, чего хочет и что любит покупатель, задумайтесь прежде о самом себе. Что вам нравится? Упаковка, которую легко вскрывать; четкий текст на задней панели; бренд, которому вы доверяете; прозрачное и понятное название товара; упаковка, которую легко держать в руках, выбрасывать или сдавать на переработку? Ничего более сложного не потребуется. Забудьте трескучие слова вроде «озарение» или «фокус-группа». Просто призовите на помощь свой интеллект и здравый смысл! Вы окажетесь по меньшей мере на 80% правы, а этого более чем достаточно, чтобы изготовить отличную упаковку.

Упаковка разрабатывается с расчетом в первую очередь на покупателя и только во вторую — на продавца, законодательство или начальство.

2. Понимать значение простоты

Лучше всего этот тезис сформулировала Коко Шанель около 80 лет назад, пустив в обращение ныне знаменитую фразу: «Всегда убавляйте, ничего не прибавляйте». Архитектору Мису ван дер Роэ принадлежит еще одна фраза — ее повторяют часто, а следуют ей редко: «Меньше означает больше!» Достаточно об этом. На современных упаковках бесполезной информации слишком много — это несомненно.

3. Понимать позиционирование

Называйте это как хотите — ДНК, дух, основная ценность, сущность бренда, сверхидея, и т. п.и т. п.: дизайн упаковки призван усиливать идею, лежащую в основе бренда (или товара). Должен возникать синергетический эффект. Дизайн упаковки неизменно является компонентом коммуникации, следовательно, должен соответствовать вышеупомянутой идее или позиционированию. А сама идея — быть простой и эффективной.

4. Понимать иерархию

В любом списке есть самый важный пункт. Очень редко бывает, чтобы сразу два пункта имели одинаковое значение, особенно когда речь идет о дизайне упаковки. Сотрудник, ответственный за упаковку, будь он директором по маркетингу, большим начальником или техническим директором, должен уметь составлять иерархические, структурированные списки, чтобы ими пользовались разработчики дизайна упаковки.

Так делают крайне редко, и в итоге конечный результат превращается во «всего понемножку», а это верный путь к созданию неудачной упаковки. Очевидно, что пищевая информация является ключевой на таких товарах, как питание для новорожденных, в то время как на жевательной резинке, предназначенной для подростков, лучше всего поместить совет отказаться от курения.

5. Понимать законы

В этой сфере часто возникают проблемы, так как мы не видим разницы между обязательным (то есть определенным решением законодательных органов) и рекомендуемым или же между правилами и проверенными методами. Более того, закон можно толковать по-разному. К примеру, что подразумевается под передней панелью картонной коробки — только собственно передняя панель или вместе с боковыми? Все зависит от того, под каким углом мы держим упаковку.

Чтобы не ошибиться и не начать печатать на упаковке все подряд самым мелким, нечитаемым шрифтом, задайте себе очевидные вопросы, например:

действительно ли покупателю нужна эта информация?

помогает ли эта информация продавать больше товара?

понятна ли эта информация?

на самом ли деле покупателю нужна информация о рекомендуемой суточной дозе на банке кока-колы или пакетике арахиса и как же тогда быть с выбросами углекислого газа?

6. Понимать материал

Вам когда-нибудь случалось держать в одной руке банку сока, а в другой — картонную упаковку (Tetra, Combibloc или Purepak), только что вынутую из холодильника?

Попробуйте когда-нибудь, и вы убедитесь, что алюминиевые или стальные банки холоднее на ощупь. Решение, которое при разработке новой упаковки приходится принимать одним из первых: какой материал или сочетание материалов выбрать, чтобы оно наилучшим образом отражало уникальность содержащегося внутри товара.

Неудивительно, что картонные упаковки с прозрачными окошками сегодня пользуются популярностью: большинство покупателей хотят видеть, что они приобретают. Даже в нынешних бумажных пакетах делают прозрачные окошки. Почему бы не сделать их и в прочной коробке с краном?

7. Понимать макет

У людей, работающих в сфере маркетинга, часто встречается один глубоко укоренившийся синдром. Его называют синдромом верхнего левого угла: руководство отделов маркетинга убеждено, что упаковку рассматривают как книгу, начиная с верхнего левого угла, то есть с логотипа компании. Это совершенно ошибочное мнение — макет упаковки может быть каким угодно, в зависимости от идеи товара и визуального впечатления, которого хотят достичь.

Наглядный пример — быстрорастворимый суп в пакетиках Panier de legumes французского филиала Maggi. Придраться к этому макету невозможно. Он начинается с объемного изображения вверху, затем следует перечисление ингредиентов, в середине — четкое название товара, а внизу — изображение половника супа.

Но мне никогда не понять, что делают на лицевой стороне упаковки тексты вроде «энергетическая ценность 85 ккал, три порции» и т. п. Информацию такого типа следует указывать на задней панели, оставляя на передней больше места для побуждающего к действию торгового обращения, то есть «богат клетчаткой, витаминами и овощами» (именно в таком порядке).

8. Понимать экологические аспекты

Сегодня нам досаждают информацией о пищевой ценности, зачастую слишком сложной, чтобы ее мог понять среднестатистический покупатель. В то же время мы постоянно слышим о глобальном потеплении, об опасностях выбросов углекислого газа и о разрушении озонового слоя. Разве плохо было бы использовать упаковку для того, чтобы рассказывать покупателям об экологии (не только о переработке мусора), а также о том, как мы можем преобразить Землю к лучшему, изменив свой образ жизни?

9. Понимать принципы трехмерности

Профессиональный дизайнер упаковки не может быть исключительно дизайнером-графиком. Он должен иметь представление о формах и объемах, а также о том, как их создавать.

Тонкую транспортную тару из гофрокартона следует дополнить прочной и жесткой розничной упаковкой, и наоборот. Большая и привлекательная торговая точка способна сотворить чудо даже с продажами товара в простой упаковке для розничной торговли. Прежде чем браться за разработку упаковки, подумайте, во что лучше вложить деньги!

10. Понимать упаковку в целом, то есть синергетический эффект

Как уже было сказано, упаковка — это и технический вопрос, и вопрос маркетинга. Существуют проблемы розничной упаковки, лотков для выкладки и транспортной тары, а также необходимость заранее принимать ключевые решения: какими будут основные визуальные особенности (форма, цвета, логотип и т. п.), способствующие коммуникации посредством и упаковки, и рекламы!

Упаковка как оболочка, содержащая товар, включает конструкцию, цвет, форму, маркировку и материалы. При конструировании упаковки следует учитывать три фактора:

1) заметность среди других;

2) вербальная и невербальная передача информации;

3) престижность.

Упаковка должна быть такой, чтобы товар «сам просился в руки». Этого можно достичь за счёт формы, цвета, размера и даже текстуры материала, которая является средством доставки по назначению рыночного сообщения, необходимой информации о товаре и о способе его применения. Удачно разработанная конструкция упаковки не только легко распознаётся среди прочих, но и создаёт индивидуальный образ товара.

Выбор материала

Выбор материала для упаковки должен определяться конструктивными и функциональными задачами, а способ формообразования - учитывать природные и технологические свойства материала.

К примеру картонная упаковка. Этот материал имеет следующие свойства:

- химически нейтрален (не вступают в реакцию с содержимым

и с окружающей средой);

- не токсичен;

- технологически легко обрабатываем;

- дёшев;

- возможна вторичная переработка.

Картон безвреден и широко используется как упаковочный материал

в пищевой промышленности.(Рис.1.9)

Рис.1.9 Разворот упаковки

Выбор формы

Форма - это морфологическая и объёмно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала (морфология - строение, структурная форма изделия, организованная в соответствии с его функциями).

Форма определяется рядом материальных свойств: объёмностью, строением, массой, плотностью, прочностью, характером расположения и движения в пространстве.

Выбор размера

Выбор размера определяется покупательской особенностью. Слишком маленький объем будет недостаточным, а слишком большой заставит отказаться от покупки вообще

Выбор цветового решения

Цвет - оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленных их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определённой длины и воспринимаемое как определённое зрительное ощущение. Цвет - важнейшее качество формы, образное средство проектирования, организации среды, эмоционально-психологический язык формы. Цветовое решение часто является определяющим при оценке уровня качества продукции.

Функции цвета на упаковке:

1) привлечь внимание;

2) воздействовать интерпретации товара;

3) придать живость и привлекательность упаковки;

4) подчеркнуть или выделить товарный знак или символ на упаковке.

При упоминании шоколада у человека прежде всего возникают ассоциации с какао-бобами, орешками и коричневым цветом. Реже с молоком и прочими добавками, например клубника.


2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Основная информация о бренде

Шоколад "Вдохновение", является собственным брендом отечественного кондитерского концерна "Бабаевский", входящего в холдинг "Объединенные кондитеры" - производится с 1976 года.

"Вдохновение" обязан своему рождению легендарному Алексею Косыгину – председателю Совета министров Советского Союза..(Рис.2.1)

Рис.2.1

Очень тяжелым оказался выбор названия для столь необычного шоколада. Но, «Вдохновение», нашло отклик у каждого. В 70-е годы в СССР были особо популярен балет. Изображенный на упаковке Большой Академический Театр, пара артистов балета и легкое, парящее, почти невесомое название, сделали образ совершенного шоколада романтично – воздушным. Наряду с отлично выполненной упаковкой, и сам шоколад вызывает стойкое ощущение легкости и воздушности. К изначальному продукту вскоре добавились шоколадные стики, обернутые в фольгу. Произошел рестайлинг, благодаря которому ассоциация шоколада с искусством только усилилась [4]. На сегодняшний день «Вдохновение», входит в пятерку лидеров рынка по показателям знания, потребления и лояльности в категории шоколад. Исторически под брендом «Вдохновение» выпускается порционный шоколад в знаменитом синем пенале с изображениями танцующей пары и фасада Большого Театра. Изображение не претерпело сильных изменений при рестайлинге, но приобрело большую современность. Позже под одноименным брендом были запущены конфеты в коробках и весовые конфеты. Позиционирование упаковки состоит в следующем – привлечь творческих, интеллигентных, образованных людей. Одной из задач рестайлинга было поддержать и усилить это восприятие. Именно поэтому в новом дизайне упаковки делался упорт на сохранение графической части, составление более лаконичной композиции, шрифты применили более облегченные. Подытожив вышесказаное, можно сделать вывод, что при создании концепции упаковки шоколада “Вдохновение”, дизайнеры использовали следующие параметры:

  • Использован “вензельный” вариант шрифта, что безусловно является огромным минусом, поскольку текст сложно прочитать, буквы сливаются и после попытки вчитаться начинают болеть глаза. Цвет шрифта, как и ободков использован в виде градиента от золотого и бронзового цвета до почти белого с золотым отливом. Название визуально делит упаковку на две равные части.(Рис 2.2)

Рис. 2.2

  • В верхней части дизайна, присутствует стилизованное изображение Большого театра,(Рис.2,3) что безусловно является положительным качеством, поскольку многие люди знают и любят именно этот шоколад. Занимает 45% от общей площади. Изображение видно издалека и это перевешивает нагроможденность шрифта в названии. Шоколад по-прежнему узнаваем.

Рис.2.3

  • В нижней визуальной части расположено два блока. Первый выполнен шрифтом в стиле “печатной машинки” ттоже с градиентным золотым отливом.(Рис.2.5) Название лаконичное – “Классический шоколад”. Его уже намного проще прочитать, размер шрифта подобран наиболее удачно. Текст выполнен большими буквами, что является преднамеренным психологическим приемом: “Обратите внимание, у нас только настоящий шоколад, классический, без добавок, просто шоколад”. Чуть ниже приведена информация о истории производства. Эта информация призывает покупателя на интуитивном уровне поверить, что шоколад с такой длинной историей просто не может быть плохим. Шрифт выбран мелкий, практически не читаемый, выполнен в таком же стиле что и весь остальной блок. Эту информацию, видимо, читают особо придирчивые покупатели.

Рис.2.5

  • Ниже расположен блок с регалиями.(Рис.2.4) Это является удачным решением с точки зрения продаж, поскольку покупатели всегда обращают внимание на премии и награды. Минусом является то, что печати выполнены в том же золотом цвете, что и остальные надписи, т.е. плохо читаются и сливаются в круг [5].

Рис.2.4

  • Общая цветовая гамма выполнена в темно синих, приятных глазу, тонах. Дизайнеры использовали очень удачный ход, применив аналогию театральных софитов. Присутствует два т.н. “луча” – один падает на балерину. Поэтому балерина и отличается от остального цветового оформления и выполнена в цвете “белое золото”. Балерина является акценом, котоорый притягивает взор. Среди общей синей гаммы и градиентного золотого шрифта, ее видно издалека. Другой луч визуально проходит сзади надписи “классический шоколад” и открывает взору стилизованную букву “В”, выполненную в качестве водяного знака. (Рис.2.6)

Рис.2.6

  • Ободок выполнен в бронзово-золотом спектре, лаконичный и четкий, снизу центрального вида занимает около 5% объема. Как бы, визуально завершая интуитивный посыл покупателю – “Это шоколадное золото – что еще можно сказать”.

В целом дизайн выполнен не совсем удачно, но из –за ярко узнаваемого бренда актеров балета и Большого театра, происходит отсылка к традициям, а также подчеркивает уважительное отношение к истории марки и ее лояльным потребителям.

2.2.Анализ и сравнение с другими марками плиточного шоколада

На сегодняшний день, существует несколько видов упаковок шоколада, выпускаемого под этим брендом. Они различаются по наполнителю, вкусовым добавкам.

Упаковки выполнены в виде плиточного шоколада но уже с дескриптором вкуса, старых тематических конфет, в виде чаши и сундучка. (Рис.2.7)

Рис.2.7

Но все эти новинки объединяет изображение Большого Академического Театра, пара танцоров балета и аутентичная надпись «Вдохновение». На обратной стороне коробки присутствует состав, знаки качества, сроки хранения, контакты и масса в граммах. Эта информация вызывает у покупателя волну доверия, наряду с приятным шрифтом, гармонирующим с общей стилистикой шоколада.

Дизайнерское решения цветовой гаммы отлично соответствует теме «Большой Театр». Глубокий «бархатный» синий цвет прямо-таки кричит о мягких уютных театральных ложах, (Рис.2.9) а блики белого цвета вызывают стойкую ассоциацию с софитами.(Рис.2. 8)

Рис.2.8 Рис.2.9

В качестве примера, для анализа были взяты 5 различных известных плиток шоколада. Выбор пал на черный шоколад с лесными орехами (фундуком). Использовались следующие образцы:

«Вдохновение» (Рис.2.10);

Рис.2.10. Вкусовая линия шоколада

«Bucheron»(Рис.2.11);

Рис.2.11

«Alpen Gold» (Рис.2.12);

Рис.2.12

«Munz» (Рис.2.13);

Рис.2.13

«Millenium» (Рис.21.4)

Рис.2.14

Трое представителей производятся в России, и двое иностранного производства - швейцарского производства (Munz) и украинского (Millenium).

Двое из представленных примеров позиционируются, как премиальные – Бушерон, Мюнц. Один, как элитный – Вдохновение. И двое обычных – Альпен Голд, Миллениум. А, вот ценовая политика, немного отличается от заявленного позиционирования. И, если цена обычной плитки черного шоколада с лесным орехом варьируется в среднем от 50 до 100 рублей, то у премиального – цена в пределах 280-350 рублей, что в принципе, соответствует политике продукции экстра -класса. Поэтому бренд под номером один, хоть и позиционируется, как элитный им не является, поскольку элитарная продукция всегда была рассчитана на определенный круг лиц, которые могут «позволить себе» премиальный сегмент товаров.

Для начала рассмотрим требования к упаковке, в маркировке шоколада указывается общее содержание сухого остатка какао, а для молочного шоколада, дополнительно, сухой обезжиренный остаток какао, сухой общий остаток молока и молочный жир. Шоколад, содержащий в своем составе отличные от масла какао растительные жиры - эквиваленты и (или) улучшители SOS-типа, дополнительно маркируется заметной и четкой надписью: "содержит до 5% растительных жиров - эквивалентов и (или) улучшителей SOS-типа в дополнение к маслу какао". Эта надпись должна быть размещена в том же поле зрения, что и состав продукта, с четким разделением от этого перечня.

При небольших размерах единицы упаковки или этикетки, на которых невозможно изложить необходимый текст полностью, а также на сувенирных и подарочных наборах, допускается данные, характеризующие продукт, или их часть, размещать на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице упаковки, или на групповой упаковке.

Транспортная маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков: "Беречь от солнечных лучей", "Ограничение температуры", "Беречь от влаги", "Хрупкое. Осторожно". На каждую единицу транспортной тары наносят маркировку, содержащую данные об упакованной продукции:

- наименование продукта;

- наименование и местонахождение (юридический адрес) изготовителя;

- общую массу нетто продукта и количество упаковочных единиц в транспортной таре;

- массу нетто для нефасованного продукта;

- номер партии;

- срок годности и условия хранения.

Допускается нанесение дополнительной информации.

Упаковочные материалы, потребительская и транспортная тара, используемые для упаковывания продукта, должны соответствовать требованиям документов, в соответствии с которыми они изготовлены, требованиям, установленным нормативными правовыми актами, действующими на территории государства, принявшего стандарт, и обеспечивать сохранность качества и безопасности продукта при его перевозках, хранении и реализации.

Масса нетто продукта в одной упаковочной единице должна соответствовать номинальному количеству, указанному в маркировке потребительской тары, с учетом допускаемых отклонений.

Пределы допускаемых отрицательных отклонений массы в одной упаковочной единице от номинального количества - по ГОСТ 8.579.(Рис.2.15)

Рис.2.15

Теперь рассмотрим не саму упаковку и требования к ней, а информацию, размещенную на ней.

В упаковках шоколада Munz и Alpen Gold название компаний, которые их производят указаны в самом верхнем блоке, строго посередине.(Рис.2.16)

Рис.2.16

Альпен Голд выполнен как брендовая печатка, а Мюнц, в качестве характерного шрифта. У Альпен Голд использован шрифт прямой, темного цвета на золотом фоте. У Мюнца, шрифт написан также на золотом фоне, но в качестве прописного и только, как обводка букв. В дизайне плитки Миллениум название представлено большим шрифтом, практически по всей площади шоколада, строго посередине. (Рис2.17)

Рис.2.17

В этом случае, дизайнеры поставили на узнаваемость бренда, а не упаковки. Учитывая, что сам шоколад можно посмотреть в смотровом окошке, то было правильным сделать крупную надпись именно бренда.

В шоколаде Бушерон, упаковка представлена вообще в виде коробки. (Рис.2.18)

Рис 2.18

Поскольку потребители очень любят повторно использовать всякие пеналы, коробки и футляры, то это стратегическое решение было особенно удачным. Дизайн выполнен в виде клейкой ленты, которая крепится в виде кольца и легко может быть снята. Учитывая небольшие размеры, наименование бренда занимает около 25% площади, также бренд дублирован на жестяной коробке.

Так же не стоит забывать, что у Бушерон есть упаковка и картонная.( Рис.2.19)

Рис.2.19

Особняком в этом списке стоит шоколад Вдохновение, поскольку именно это наименование представлено как бренд, хотя производитель звучит как “Бабаевский”. Этот статегический ход, позволил производителю вывести линейку в отдельную позицию (по типу бытовой техники LG и телефонов LG). Кроме того, на всех прочих дизайнах присутствует изображение орехов. Это вызывает приятные гастрономические ассоциации и желание отведать данный продукт. Хоть фундук и является лесным орехом, и в цветах упаковки могли преобладать зеленые цвета в фоне, поскольку вызывают ассоциацию с травой, лесом и.т.д., производители использовали светло коричневые цвета в изображении самих орехов и темный коричневый, как фон. В таком случае, внимание акцентируется не на орешках, а на темном вязком впечатлении от темного (горького) шоколада., как бы намекая что основной продукт лишь слегка оттеняется ореховыми нотками. Либо практически на всю площадь упаковки (Альпен Голд, Мюнц, Миллениум занимает 50% от общего колличества) либо, как на примере Бушерон, изображен всего лишь один орешек (использован минимализм). Он заявлен, как премиальный, поэтому изображение как раз скорее вредит, чем помогает. Все предельно просто без излишеств и поэтому, он идеально подойдет в качестве подарка мужчине, либо начальнику/начальнице. Он скорее ассоциируется с деловой сферой. Шоколад «Вдохновение», как раз наоборот всем своим видом выражает, что предназначен для людей творческой профессии. Внешний вид упаковки в сочетании с Большим Театром и артистами балета, как бы намекают на встречу с друзьями и поход в театр и, во время антракта, сидя с чашечкой ароматного кофе будет очень уместно открыть упаковку шоколада «Вдохновение». И руки останутся чистыми, не липкими. В случае Вдохновения, покупатель все – таки вводится в заблуждение, поскольку классический шоколад, обычно производится без добавок, а на упаковке именно это и указано, что шоколад “классический”. Т.е. информацию об орехах, можно прочитать только на оборотной стороне в графе состав. Это является колоссальным минусом, поскольку потребитель может оказаться аллергиком или же купить шоколад в подарок человеку, не любящему орехи.

Цветовая гамма всех упаковок выполнена в темных тонах, что соответствует содержанию, поскольку темный шоколад у потребителей ассоциируется именно с темным цветом. В случае с Альпен Голд и Мюнц цветовая гамма красного спектра, как бы намекает, что данный продукт отлично подходит к красному вину, в Миллениум упаковка на 70% черного цвета с вкраплением светло – фиолетовых оттенков, что больше подходит для молодежи, как и изображение орехов явно на это указывают. В Бушерон использован чисто черный цвет – лаконичный, ассоциативный простой и в то же время богатый и бархатный. Разбавление цвета происходит при помощи оранжевой подложки для наименования бренда. По шоколаду Вдохновение мы уже проводили анализ дизайна, и для сравнения стоит упомянуть, что синий цвет не особо вписывается в общепринятые каноны и в данном случае вызывает ассоциации скорее не с самим шоколадом, а именно с местом (Большой театр).

При создании шоколада Вдохновение использовали множество рекламных идей. В особенности, очень ярко видна связка «торговое предложение – продукт». Предприятие, производящее этот шоколад – концерн «Бабаевский» - предприятие с очень длинной историей и, соответственно рекламную компанию следовало направить именно в это русло. Конечно, не поступаясь качеством шоколада. Ассоциативная линейка, здесь тоже отлично вписывается, поднимая извечные проблемы женской половины человечества – проблему лишнего веса. Видя пачку шоколада с практически невесомыми артистами и витиеватую надпись, ни одна женщина не подумает, что может набрать лишний вес, наоборот она будет чувствовать себя как-бы частью труппы артистов, такой же невесомой пушинкой.

Касательно возможных нововведений, касающихся именно дизайна упаковки и общего продвижения товара, то я могу предложить следующие основные идеи:

  • Существенно поднять стоимость товара, поскольку шоколад премиум класса не может стоить столько же, сколько и обычная плитка. Цену следует повышать постепенно, возможно путем реновации либо внедрением новинок с разными вкусами, которые будут немного отличаться по цене. Сразу поднимать стоимость не рекомендуется, поскольку велика вероятность растерять постоянных покупателей и ценителей. К сожалению, этот процесс может затянуться на годы, но других путей нет, т.к. если сразу резко повысить стоимость, то представители бомонда все равно не будут приобретать этот шоколад, поскольку видели его ранее в линейке с прочими обычными плитками шоколада.
  • Доработать дизайн упаковки по цветовой палитре. Большой театр и актеров балета следует сделать чуть меньше по размеру, т.к. это бренд и убирать его нельзя и делать совсем крошечным тоже. Необходимо сделать название шоколада, например, «Классический шоколад» больше по размеру, поскольку по аналогии с нарисованными орехами, которых видно издалека, - название не видно вообще. Его можно рассмотреть, только взяв плитку в руки, а до этого доходит не так часто.
  • При реновации или дополнении палитры вкусов изменить, например, брендовую составляющую. Например, в линейке молочного шоколада – артисты исполняют одно движение, если линейка горького шоколада - то движение, нарисованные в стиле бренда меняется на подобное, но не похожее.
  • Конкретно в этой линейке темного шоколада, с лесным орехом, изменить цвет упаковки. На данный момент, цвет морской волны и струи бьющего света, проникающие сквозь толщу воды, в сочетании с тонущими людьми, вызывает неприятные ассоциации лично у меня. Рекомендую изменить цвет на более темный синий оттенок с добавлением фиолетового оттенка либо красного. Поскольку, ложи в театре обычно либо бордовые либо темно- фиолетовые, либо глубоко синие. Тогда, смотрящий на упаковку, сразу вспомнит ложу театра, а не фильм «Титаник».
  • Поменять шрифт названия на более читабельный. Градиент практически не принимается во внимание и не замечается потребителем.
  • Добавить сверху тождественную линейку золотого цвета сверху, либо убрать совсем снизу. В крайнем случае сделать намного уже.

Глава 3. Экономическая часть

3.1. Экономическая оценка упаковки

Для производства упаковок для шоколадных плиток используется сплошной склеенный картон. Единица измерения нормы расхода картона и бумаги является квадратный метр.

Используется упаковка для фасовки шоколадной плитки 100 г. В окошке используется вставка из ПЭТ пленки. Упаковка собрана и готова к применению. Под заказ возможно изготовление из белого или цветного картона. (Рис.3.1)

Рис.3.1 Примеры картона

Планируемая упаковка под плитку шоколада 16 х 8 х 1,7 см. (vm) с окном "3/4", цвет- темно синий, цвет бренда Вдохновение. На иллюстрации (Рис.31) стандарт.

Рис.3.2

Упаковка товара/набора в пленку ПОФ 15мкм с одной этикеткой с вложениями при тираже 1шт будет стоить 36.р без стоимости этикетки, гофрокоробов и пр.(только работа и пленка)(Рис.3.2)

Так же стоит учитывать, что наряду с фондом оплаты труда отчисления на социальные нужды обеспечивают возмещение затрат на воспроизводство живого труда.

В себестоимость продукции по установленным государством нормам включается единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Единый социальный налог рассчитывается, исходя из размеров оплаты труда работников. В расчетах ставка ЕСН принята равной 0,347.

Расходы на подготовку и освоение производства включают расходы на разработку технологии, технической документации и другие расходы, связанные с подготовкой производства к изготовлению новой продукции. Ориентировочно эти расходы можно принять в размере 50% от затрат на оплату труда производственных рабочих.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (амортизационные отчисления, текущий ремонт оборудования, цехового транспорта, износ и затраты на восстановление инструментов и приспособлений) приняты в размере 200% от затрат на оплату труда производственных рабочих.

Цеховые расходы (амортизация, текущий ремонт зданий, заработная плата цехового персонала фабрики шоколада, освещение, отопление зданий) принимаются в размере 200% от основной заработной платы производственных рабочих.

Общезаводские расходы (содержание административно-управленческого персонала завода, амортизация, текущий ремонт и содержание общезаводских зданий, канцелярские и другие расходы, связанные с деятельностью предприятия в целом) принимаются в размере 250% от основной заработной платы производственных рабочих.

Прочие производственные расходы (затраты на стандартизацию, техническую пропаганду, отчисления на научно-исследовательские работы) принимаются в размере 50% от основной заработной платы производственных рабочих.

Внепроизводственные расходы (расходы на тару и упаковку, погрузочно-разгрузочные работы и другие расходы по сбыту продукции) принимаются в размере 5% от производственной себестоимости.

Оптовая цена включает полную себестоимость новой продукции и плановую прибыль, которую студент принимает по своему усмотрению, принимается в размере (10-25)% от полной себестоимости).

Отпускная цена включает оптовую цену и налог на добавленную стоимость. НДС рассчитывается в размере 18% от оптовой цены за вычетом материальных затрат.

Примеры дизайна упаковки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе, мы рассмотрели различные методики генерирования идей. Систематизировали данные и изучили, какие варианты упаковочного материала бывают. А, также выяснили, что упаковка в наше время, едва-ли не важнее самого товара. Благодаря правильно созданной упаковке, конечный потребитель сможет заметить и в последствии оценить качества товара.

Проведено сравнение общих рекламных свойств и, в частности, дизайна упаковки шоколада., на примере бренда «Вдохновение». В анализе принимали участие 5 торговых марок. №4 Munz и №5 Millenium – представители иностранных производств, остальные же, даже несмотря на иностранное название (кроме эталона) и иностранные капиталы, производятся на отечественных мощностях. Это – торговые марки Bucheron и Alpen Gold.

Далее, на основании сравнения и анализа, были предложены возможные дизайнерские решения, которые могут помочь поднять общий рейтинг продукции.

В целом, можно сказать что, как и у людей, существует поговорка «Людей встречают по одежке…», в производстве продукции массового потребления, особенно пищевой, дизацн упаковки порой играет решающую роль. Поскольку, именно основываясь на дизайне упаковки, мы делаем свой первый выбор незнакомого продукта. Дальше мы либо многие годы приобретаем тот же продукт, либо продолжаем дальше искать именно «тот, самый» единственный продукт опять основываясь на внешнем виде упаковки. Поэтому, столь важно своевременно менять приевшиеся дизайны, а это доступно лишь при наличии креативных идей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.М. Дмитриева Разработка и технологии производства рекламного продукта//Уч., 2006, 639с.
  2. Повилейко Р. «Промышленная реклама, графика, упаковка». Новосибирск, 1967 г.
  3. Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001. – 80 с.
  4. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: Учебник. - К. : Выща шк., 1991. – 245 с.
  5. . Ханлон Дж. Ф. Келси Р.Дж. Форсинио Х.Е. « Упаковка и тара проектировангие технологии применение, пер. с англ. « Санкт- Петербург-2006».

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

  1. [Электронный ресурс] // AdVesti. URL: http://www.advesti.ru/publish/creativ/190405_creastr/, (дата обращения 10.04.2019).
  2. [Электронный ресурс] // Идеономика. URL: https://ideanomics.ru/articles/15314, (дата обращения 10.04.2019).
  3. [Электронный ресурс] //Деньга . URL: http://www.denga.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2506&Itemid=46, (дата обращения 11.04.2019).
  4. [Электронный ресурс] // Unipack. URL:https://company.unipack.ru/17248/, (дата обращения 10.04.2019).
  5. [Электронный ресурс] // Состав РУ. URL: https://www.sostav.ru/news/2008/09/19/depo/, (дата обращения 25.04.2019).
  6. [Электронный ресурс] // Studopedia. URL:https://studopedia.info/10-36513., (дата обращения 27.03.2019).
  7. [Электронный ресурс] // Справочник потребителя. URL:http://pravapot.ru/tovar/srok-godnosti/shokolada.html, (дата обращения 29.03.2019).
  8. [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. URL:

https://ru.wikipedia.org/wike/Дегустация, (дата обращения 05.04.2019).

Приложения

Таблица 1: Сравнение шоколада с дескрипторами вкуса разных производителей

Бренд / Характеристики

№1 Вдохновение

№2 Bucheron

№3 Alpen Gold

№4 Munz

№5 Millenium

Внешний вид



Название на упаковке

Классический шоколад

Hazelnut

DARK

отсутствует

Golden Nut экстра черный

Позиционирование

Элитный

Премиум

Обычный

Премиум

Обычный

Страна- производитель

Россия

Россия

Бренд-Германия, производство-Россия

Швейцария

Украина

Упаковка

Твердая- картон, внутри фольга

Жестяная коробка, внутри фольгированная бумага с наименованием

Флоу- пак с многоразовой застежкой

Бумажная обертка, внутри фольга

Твердая-картон, внутри полиэтилен

Цвет фона

Темно – синий с золотым

Черный с оранжевым

Черно - бордовый

Коричневый

Черный с фиолетовым

Продолжение таблицы

Цвет логотипа

Бронза, золото в виде вензельной надписи; графиент, втрой логотип – изобраение театра и актеров

Красный с серебром вензель

Золотой в форме печати

Светлый, с обводкой

Золотой, по аналогии с золотым выигрышным билетом

Расположение логотипа

По середине, визуально делит на две части. Основной логотип – актеры и театр в верхней половине

Строго в центре

На самом верху, визуально в виде спускающейся пирамиды – логотип –название шоколада

Сверху, занимает 1\3 часть от всего дизайна

Чуть выше центра

Цвет названия шоколада

Градиент от белого до бронзового

Белый

Золотой

Отсутствует

Бело-серебристый

Расположение названия

В нижней половине

В самом низу, как бы завершает дизайн

Прмо под логотипом, чуть больше по размеру

Отсутствует

В верхнем правом углу

Шрифт

Вензельный, рукописный

Прямой, все буквы большие

Прямой, все буквы большие

Наклонный среднего размера, расположен по диагонали

Прямой, все буквы большие

Вес(брутто)

100гр

100гр

85гр

100гр

100гр

Цена(min-max)

80-130

250-320

50-90

300-350

70-100