Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Точка, линия, пятно

Содержание:

Введение

В основе любой композиции лежат точки, линии и пятна. Их конфигурации и композиционные сочетания образуют видимые образы. Для того, чтобы композиция состоялась, как художественная целостность изображения, нужно расположить все ее составляющие элементы определенным образом. Но, для начала, требуется разобраться с тем, что подразумевается под точками, линиями и пятнами.

Глава I

1.1 Точка 

Точка – простейший элемент визуального дизайна. Она не имеет направления по вертикали и горизонтали. Среди других изобразительных средств точка статична. Она служит в качестве фокуса изображения, выделяя важную информацию или притягивая к ней внимание. Даже если на чистом листе бумаги присутствует только одна точка, одна метка, наш мозг непременно старается придать этому какое-то значение, пытается найти какую-нибудь связь или закономерность, либо использовать эту точку в качестве отправной. Если точек две, глаз немедленно пытается их «соединить» и создает воображаемую линию между ними. Если точек три, неизбежно наше сознание рисует треугольник; сознание достраивает то, чего нет. Это невольное соединение точек называется группировкой или гештальтом (gestalt). Множество точек способно воспроизвести качество тона, цвета, его переходы и смешения (например картины пуантилистов Синьяка и Сёра).

Увеличиваясь в размерах, точка становится пятном, обладающим своей площадью и границами. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. Пятна могут быть геометрическими или аморфными. Основные формы пятна это квадрат, треугольник, круг и «амёба»(бесформенное пятно). 

Точки или пятна можно эффективно использовать в изображениях: 

Подчеркнуть ключевую идею. Привлечь внимание. Представить более сложный объект или идею, но при этом сохранить чистоту и упрощенность изображения.

Глава II

2.1.Линия 

Линия, в отличие от замкнутых и статичных точки и пятна, является изображением движения. В этом смысле она – антипод точке, но и порождение её: ведь линия – это след движения точки. Линии по-разному динамичны. Прямая – равномерна и императивна, кривая – свободна и гибка. Благодаря изменениям своей толщины, линия создаёт волнообразные движения плоскости, на которой она начертана. Линия может то погружаться вглубь, то выйти наружу, то подчиниться фону, то победить его. Она обладает эмоциональным воздействием, может быть жесткой и однозначной, прерывистой и трепетной. Предполагают, что изобразительное искусство началось с линии, очерчивающей силуэты теней, падавших от света очага на стены жилища. Линия – праматерь искусства, её исконное назначение – абрис контура формы. И это главное конструктивное качество линии. Она может быть использована и иначе: линии, перечеркивающие друг друга, получают способность передавать цветотональные характеристики или, сопровождая собой направления формы, «лепят» объем. Линии можно сочетать с другими линиями и создавать текстуры и узоры.

2.2. Выразительные свойства линии 

Определенные расположения линий несут в себе определенное значение. Например, каллиграфия – это искусство представления слов. Оценить каллиграфическую работу можно даже в том случае, если вы не понимаете самих слов. Каллиграфические изображения часто используются современными художниками только просто потому, что они содержат в себе некие таинственные послания на неизвестном языке. Линии на картах четко распознаются как символические обозначения места. Местом может быть как окружение по соседству, так и весь мир. Это может быть либо тщательная схема-план, либо стилизованная диаграмма, как например, схема метро. В других случая, линии выступают как средство, позволяющее определить взаимоотношение/связь между местами; например, на схеме «как пройти отсюда туда». 

Планы помещений – это специфические карты, которые повсеместно используются для описания зданий. Этот язык линий понятен даже в тех случаях, когда строение само по себе необычно. Это строение планировалось создать с помощью пены и намеренно придать ему неправильную форму. Графики – еще один распространенный метод использования линий. Они широко используются для передачи числовой информации и визуального отображения различных связей. Графики используются повсюду, мы знаем о них с первых уроков алгебры, и встречаем их в каждом номере газеты.  С помощью толщины и направления линий можно передавать настроение и состояние эмоций. Смысл, который несут различные линии, во многом зависит от нашего жизненного опыта - что чувствует наше тело в связи с различными направлениями.

Горизонтальные линии создают ощущение покоя или отдыха. Объекты, которые расположены параллельно земле, покоятся относительно линии силы притяжения. Следовательно, композиции, где доминируют горизонтальные линии, несут в себе заряд спокойствия. 

Вертикальные линии создают ощущение высоты, полета и воздушности. Они кажутся устремленными бесконечно в небо, за пределы сознания человека. Их часто используют в общественных зданиях, от соборов до офисов корпораций. Вытянутые перпендикулярные линии подразумевают подавляющее богатство, пышность, непостижимое простым человеческим сознанием. 

Диагональные линии создают ощущение движения или направленности, оживляют изображение. Поскольку объекты, расположенные диагонально, для человека кажутся нестабильными по отношению к линии силы притяжения (так как не расположены ни вертикально ни горизонтально), они как бы стремятся упасть, или уже находятся в движении падения. В двухмерных композициях диагонали часто используются для создания глубины, иллюзии перспективы, которая затем вызывает у смотрящего иллюзию пространства, в котором можно двигаться. Таким образом, если необходимо создать ощущение движения, скорости, или активности, следует использовать диагональные линии. Сочетание горизонтальных и вертикальных линий передает ощущение стабильности и прочности. Прямоугольные формы кажутся стабильными по отношению к силе притяжения, и не «стремятся» перевернуться. Эта стабильность создает чувство постоянности, надежности и безопасности.  Глубокие, острые кривые, с другой стороны, предполагают смятение, волнение, и даже безумие. Мы их встречаем в волнах шторма, в запутанных нитях клубка, в беспорядочных потоках людской толпы. Кривые линии имею и другие значения. Мягкие, неглубокие кривые предполагают комфорт, безопасность, понятность, расслабление. Они напоминают кривые линии человеческого тела, и, следовательно, приятны для глаз.

Качество линии само по себе тоже является визуальным языком. Использование качества линии настолько распространенный прием, что мы все очень тонко это чувствуем. Даже не имея художественного образования, мы можем почерпнуть многое по тому, какие линии используются в рисунке. Качество линии само по себе свидетельствует о собственно духе произведения. А для настоящего художника-мастера, качество линии – это средство выражения его стиля. 

Эмоциональные качества линий и абстрактных форм

1 - активное; 2 – пассивное; 3 – конструктивное, солидное, сильное;4 – текучее, мягкое; 5,7 – устойчивое; 6,8 – неустойчивое; 9 – неуверенное, колеблющееся; 10 – благородное, драматичное, вдохновляющее, возвышенное; 11 – земное, спокойное, удовлетворенное, надежное, смелое, сильное; 12 - примитивное, простое; 13 – смелое; 14 – пламенеющее; 15 – утонченное; 16 – зубчатое, грубое, жесткое, энергичное, мужественное; 17 – криволинейное, нежное, мягкое, приятное; 18 – грубое, скрежещущее, раздражающееся; 19 – убывающее, сокращающееся; 20 – возрастающее, расширяющееся; 21 - возбужденное, нервное, испуганное; 22 – спокойное, скользящее; 23 – прогрессивное; 24 – регрессивное; 25 – рассеивающее, исчезающее; 26 – концентрирующее, собирающее; 27 – динамичное; 28 – статичное, фокусное, закрепленное в движении 

Глава III

3.1. Пятно

Пятно - многогранное, дикое, гладкое, ровное, дышащее, спокойное, статичное, динамичное…бесконечное… Красиво сказано художником А.Г. Венециановым: «…зрение есть орудие, посредством которого душа, получая понятие о свете чувственном, возносится к нравственному».

Любой человек, посмотрев на небо, может в причудливом рисунке облаков увидеть образы зверей и птиц, лица людей, сказочные замки. Иногда подобные образы мы видим, задержав взгляд на разводах сырости на стене. Видим то, чего там, в принципе, нет. Первобытному охотнику необходимо было быстро ориентироваться, мгновенно опознавать, кто перед ним: добыча или хищник. Увидеть и узнать! Наше зрение решает три задачи. Во-первых, заметить и подать сигнал о новом объекте. Во-вторых, опознать этот объект: живое или неживое, движется или нет, друг или враг. И в-третьих, зрение фиксирует мельчайшие подробности увиденного, детали этого объекта.

Бросив короткий взгляд на предмет, мы фиксируем пятно, основную массу, форму и только при более длительном рассмотрении выделяем детали. Когда мы смотрим на окружающий мир, то видим целостную картину. На самом же деле она разбита на две части. Все, что проецируется на правую половину сетчатки каждого глаза, передается в левое полушарие головного мозга, а то, что попадает на левую половину, - в правое полушарие. Но полушария мозга связаны и обе полукартины сливаются в единое целое.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению В.А. Фаворского, «воздух белого листа». Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер.

Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большей свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности.

Емкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость и проч.)

3.2. Пятно в натуральной перспективе


В натуре встречается много плоских и объемных
пятен, различающихся между собой по величине, валёру, цвету, форме и другим характеристикам. Фотоснимок представляет в валёре (черно-белых световых оттенках) лесной пейзаж. Изображение пейзажа строится на взаимоотношении темных вертикальных линейных форм, темных и светлосерых пятен. Выразительность состояния как раз и достигается благодаря своеобразной игре пятен. Так, темные пятна веток деревьев перекрывают более светлые и крупные пятна воздушного пространства (фона).
Если, к примеру, на широком пне белой краской нарисовать пятно, то это будет плоское пятно в реальном пространстве. В рисунке мы оперируем иллюзией пространства, стараясь плоское преподнести как объемное.
Наверняка каждому из нас случалось нечаянно разлить черную тушь или краску на белый лист бумаги и наблюдать, насколько сильный возникает контраст темного пятна со светлым фоном. Ограниченная, с произвольной конфигурацией форма пятна, очень выразительна и являет собой типичный пример пятна-силуэта

3.3. Получение пятна

Пятно можно получить самыми разными способами. Появился в результате так называемой «растяжки» - деликатной ступенчатой тональной заштриховки белой бумаги мягким карандашом 4В. Плавный переход между «ступеньками» обеспечил постепенно меняющийся валёр общего, вытянутого по вертикали, пятна. Свою роль играет также шероховатость взятой бумаги. Благодаря ее фактуре создается и определенная фактура пятна.
Заштриховать формат листа карандашом так, чтобы возникла поверхность равномерной насыщенности и светлоты, то есть в одном валёре, совсем не просто. Так, в случае использования другого типа бумаги и более твердого карандаша НВ, нам не удалось избежать незначительной разницы в светлоте, в целом, однородного пятна
В первом случае темное пятно из туши размыли водой
и в итоге получили размытое, так называемое лавированное пятно. На границе туши и воды с белой, еще сухой бумагой образуется линия более темного цвета - своеобразный контур. Во втором случае пятна появлялись в результате добавления воды К туши. Так, образовался светлеющий ряд - светотональная растяжка из произвольных по форме пятен.

Глава IV

4.1. Как мы видим пятно

На рисунке пятно может быть таким же самостоятельным, как точка и линия. Тогда, следуя аналогичному определению самостоятельной линии, оно также не должно иметь никакой реалистической формы, хотя и может ассоциироваться с каким-то предметом. Тонкое, удлиненной формы пятно, можно даже интерпретировать как контур, обрисовывающий объект или фигуру.
Пятно может на тональном уровне «транслировать» цвет предмета, однако, прежде всего, оно обозначает на рисунке теневые партии, что идеально согласуется с видением в натуре. Если мы посмотрим вокруг, то увидим на плоскостях и объемных фигурах собственные и брошенные тени.

4.2. Пятно в рисунке

Сначала посмотрим на живописное пятно с цветной репродукции картины X. Миро «Женщина, месяц, звезда» - речь идет о желтой области фона в центре формата. Пятна, мягко моделирующие светотень, видны и на рисунке Леонардо да Винчи, изображающем склоненную голову женщины (также смотрите цветной вкладыш). Рисунок выполнен на тонированной бумаге мелками белого цвета и цвета умбры. Обратите внимание на то, как мастерски с помощью активной, но в то же время мягко распределенной светотени, выделяются главные детали лица. Второстепенные элементы - волосы, линии плеча и шеи преднамеренно частично стираются.
Выразительные свойства пятна в сравнении с контурными линиями можно проанализировать на примерах несложного по форме объекта, например, чашки. Рисунок пятном всегда более мягкий и пространственный, чем контурный. Однако, в рисовальной практике чаще всего используется принцип комбинации линии и пятна.
Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции - четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.

Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий - от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Ниже приведены примеры замкнутой и открытой композиций.

.Для передачи движения (динамики) используются:

диагональные линии;

свободное пространство перед движущимся объектом;

момент кульминации движения.

Условия для выражения покоя (статики):

нет - диагоналей;

нет свободного пространства;

статичные позы;

симметрия, уравновешенность;

вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).

Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.

Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.

Необходимо соблюдать ограничения (не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.
Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции. 
Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.

Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не «потерялись» отдельные части композиции.

Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем - не менее важные детали.

В соответствии с правилом золотого сечения, наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края композиции.

Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.

Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

4.3. Использование точек, линий и пятен в композиции

Точка и пятно

Одним из возможных способов сочетания точек и пятен в композиции является сопоставление большого и малого. Например, чтобы подчеркнуть в картине масштабы здания его можно изобразить пятном, заполняющим большую часть изображения. Для сравнения, рядом поместить ничтожно маленького, по сравнению со зданием, человека, который будет изображен, почти как точка.

Точка и линия

Наиболее ярким примером использования в композиции линий и точек можно считать уходящую в даль дорогу, по которой едут машины. Изображение дороги в большей части формируют линии, уходящие вдаль в точку схода. Машины при этом будут из небольших пятен, по мере удаления от зрителя, превращаться в точки. Подобный эффект прекрасно демонстрирует эффект перспективы.

        1. Линия и пятно

Самым наглядным примером использования в композиции линий и пятен является заполнение пятен орнаментом из линий. Например, два одинаковых по размеру квадратных пятна, расположенных рядом на одном изображении, но имеющих разный орнамент, будут восприниматься по разному. Если один квадрат будет заполнен вертикальными линиями, а другой горизонтальными, то первый квадрат будет казаться более высоким, а второй более вытянутым в ширину.

Список используемых источников

  1. Антимонов Л.С. Графика. Линия, штрих, точка / Л.С. Антимонов. - Витебск, 1999.
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков - М., 1977.
  3. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты / Ю.Я. Герчук - М., 1998.
  4. Даниэль С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль - СПб., 2006.
  5. Ковалев А.А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией / А.А. Ковалев - М., 2005.
  6. Костогрыз О.Д. Графика. От линии к образу / О.Д. Костогрыз - Витебск, 2005.
  7. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования / П. Станьер, Т. Розенберг - Мн., 2005.
  8. Чернышев О.В. Формальная композиция: творческий практикум / О.В. Чернышев - Мн., 1999.
  9. Сайт http://xn--80aaah3aakb1anulckhg2eyei6c.xn--p1ai/