Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения И. Е. Репина «На дерновой скамье»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Большой вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефремович Репин, который принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины XIX века. Он работал в портретной области и исторической живописи. Стремился сделать искусство понятным и народным, отражающим основные образцы жизни, не признавал искусство за искусство.

И. Е. Репин величайший реалист, который часто жаловался на бедность своей фантазии. Он не мог писать по воображению, он писал только картины, посвященные ярким событиям и человеческим характерам, глубоко проникал в существо предметов и явлений. И. Е. Репин выступал за искусство, просвещенное светом разума, требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Он создал искусство высокого стиля, которое отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Именно поэтому изучение творчества И. Е. Репина актуально в наше время. И в данной работе будет подробно рассмотрена работа художника «На дерновой скамье».

Целью курсовой работы является: проанализировать колористическую, цветовую и тональную организацию живописного произведения И. Е. Репина «На дерновой скамье».

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

- ознакомиться с биографией художника Е. И. Репина

- изучить историю написания картины «На дерновой скамье»

- проанализировать сюжет, цветовую и тональную организацию живописного произведения «На дерновой скамье».

Предмет исследования – жизнь и творчество И. Е. Репина

Объект исследования – художественное произведение И. Е. Репина

«На дерновой скамье».

При написании работы мною были использованы следующие методы исследования:

- стилистический анализ

- эстетическая оценка

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения и приложения – краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

В первой главе рассматривается биография и творчество И. Е. Репина. Мы узнаем о его семье, о том какой путь ему нужно было пройти, чтобы стать великим художником.

Во второй главе работы мы переходим непосредственно к самому произведению И. Е. Репина «На дерновой скамье». Изучаем историю создания картины. Определяем сюжет, цветовую и тональную организацию живописного произведения.

Во введении мы определяем цели, задачи, актуальность выполненной работы. В заключении подводим итоги работы. В приложении мы разместили фотографию картины И. Е. Репина «На дерновой скамье».

ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Е. И. РЕПИНА

1. СЕМЬЯ, ДЕТСТВО, УЧЕБА

Илья Ефремович Репин родился 5 августа в 1844 году на Украине в городе Чугуеве в семье военного поселенца, который занимался торговлей лошадьми. И. Е. Репин в детстве увлекался вырезанием из бумаги лошадок, которые впоследствии приклеивал к оконному стеклу. Однажды ему подарили краски, и он уже ничем кроме рисования больше не мог заниматься. Начальные художественные навыки И. Е. Репин получил, когда ему было тринадцать лет в школе военных топографов, где учили чертить и рисовать, после его учителя стал местный живописец и иконописец И. М. Бунаков, делавший росписи в церквях. В 17 лет его стали приглашать работать в соседние губернии расписывать церкви и писать образца.

В детстве Репин учился грамоте у пономаря сельской церкви, арифметике – у дьяка. Его мать, Татьяна Степановна рассказывала ему притчи из житий святых, которые Репин воспринимал как чудесные сказки. Отец мало занимался воспитанием своего сына, поскольку много времени уделял военной службе, и был полон забот о заработках. Сначала много вслух читала его сестра Устя, которая была на два года старше брата и приносила книги из библиотеки пансиона, в котором училась. И. Е. Репин вместе с Устей читал произведения Вальтера Скотта, переписку Ивана Грозного с Курбским. Брат и сестра дружили, все у них было общим – игры мысли, книги. Но после смерти Усти большая детская дружба неожиданно закончилась, И. Е. Репин очень тяжело пережил утрату и оплакивал ее очень долгое время.[1]

В школе он так и не смог пройти обучение. В Корпусе топографов ему дали только представление о том, как пользоваться цветом при раскрашивании географических карт. Но даже это казалось Репину очень интересным и полезным. Он был очень опечален, когда корпус топографов расформировали.

Около года он провел в мастерской местного художника Бунакова и в пятнадцать лет стал иконописцем, далеко уезжал от дома. После окончания рабочего дня в церкви Репин зажигал свечу и ночи напролет читал «Давида Копперфильда» Диккенса, забывая о религиозных сюжетах, вживаясь в реальную жизнь, созданную английским писателем. Когда не было книг, он читал наизусть поэмы и стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

Приобретенные знания казались Репину убогими, они вызывали у него отчаяние. В такие минуты спасала мечта об Академии. И вот желанный миг настал. Это время Репин характеризовал как медовый год его счастья. За долгие годы мечтаний, стремлений, отчаяния он наконец попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам. Он быстро показал себя в императорской академии, учился с большим увлечением. Рисовал часами, уединившись с натурой. Освоил навыки лепки, познавая законы пластики. Сочинял эскизы картин, давая волю воображению.[2]

К 1859 году он мечтал поступить в Академию художеств в С. Петербурге. В 1863 году он поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников. Его наставником стал И. Н. Крамской. Он пытался подражать своим учителям, но его рисунки стали выглядеть грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!».

Он не верил в свою исключительность и гениальность. Спокойно относился к неудачам, не испытывал гордости, когда достигал успеха.

В январе 1864 года, когда Репину исполнилось двадцать лет, он поступил в Академию художеств, в которой посещал занятия по начертательной геометрии, занятия скульптурой, всемирную историю, живопись. Уже через месяц после поступления ему за рисунки ставили первые номера, поскольку он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, который был популярен во всей чугуевской округе.

Его наставник И. Н. Крамской учил его понимать и видеть искусство. «Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического» катехизиса.

Как и у многих художников, первые годы обучения для Репина были очень трудными. Он испытывал в это время большую финансовую нужду. Однако родители не могли ему помочь, поскольку сами жили в нужде. Несмотря на все трудности, Репин успешно учился.

То, что давалось легко молодым людям, учившимся с детства, Репину, вышедшему из бедной семьи, доставалось с большим трудом. Образование, полученное от дьяка, значительно отличалось от образования гимназии. Но он не отчаивался и наверстывал упущенное. Помимо академического курса изучал много дополнительного материала. Но он был разочарован, поскольку не все преподаватели были такими о каких он мечтал в юношестве.[3]

Помимо устранения пробелов в знаниях, навыках рисования И. Е. Репин был вынужден думать о том, где взять деньги на обед. Он лазил по железным крышам и красил их суриком, обновлял краску экипажей богачей. О том в какой жил он нужде знали только близкие товарищи, они помогали ему найти заказчиков на рисование портретов.

Он очень ценил свои успехи, и очень радовался, когда узнал о том, что он больше не вольнослушатель, а ученик Академии, как все через восемь месяцев после поступления, что значительно облегчило его финансовое положение, так как теперь ему нужно было платить за обучение меньшую сумму денег, чем это было раньше. Потом он начал занимать первые места за рисунки, получать медали, которые отмечали эскизы его композиций.[4]

У И. Е. Репина были серьезные проблемы со здоровьем, учиться и зарабатывать себе на жизнь ему стало не по силам. По этой причине он подал свое первое прошение о пособии в совет Академии. Он постоянно напоминал о своем прошении, указывал на свои успехи и доказывал, что помочь ему – не значит выбросить деньги на ветер. Однако его доводы не были принят к сведению. Совет Академии отказал в просьбе Репину и также реагировал на дальнейшие просьбы о материальной помощи. Он понял, что надеяться можно только на себя: писал портреты, проводил уроки. Репин во многом себе отказывал ради главного, однако его бережливость многие воспринимали за скупость.[5]

В феврале 1872 года Репин венчался с Верой Шевцовой в академической церкви, у него началась семейная жизнь. Весной он поехал в Москву вместе со своей женой, где они ходили по музеям и выставкам. По вечерам Репин писал письма Стасову, содержащие впечатления о картинах московских художников.[6]

Осенью у Репиных родилась дочь, которую назвали Верой. Об этом событии Репин сообщил Стасову. Он заботился о своей жене и дочери. Родители готовились к крестинам, на которые пригласили Стасова и Мусоргского.[7]

Крестины прошли очень весело и радостно. Мусоргский весь вечер развлекал маленькое общество своим искусством.[8]

И. Е. Репин жил в Париже с 1873 по 1876 годы, когда стал пенсионером Академии художеств. В это время возникло сообщество русских художников, группировавшихся вокруг А. П. Боголюбова. В него входили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Савицкий и др. К этому кружку был близок живший в Париже И. С. Тургенев.

Вывод: Илья Ефремович Репин родился 5 августа в 1844 году на Украине в городе Чугуеве в семье военного поселенца. В 17 лет его стали приглашать работать в соседние губернии расписывать церкви и писать образца. В детстве Репин учился грамоте у пономаря сельской церкви, арифметике – у дьяка. Он быстро показал себя в императорской академии, учился с большим увлечением. Он не верил в свою исключительность и гениальность. Спокойно относился к неудачам, не испытывал гордости, когда достигал успеха. Уже через месяц после поступления ему за рисунки ставили первые номера, поскольку он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, который был популярен во всей чугуевской округе. В феврале 1872 года Репин венчался с Верой Шевцовой в академической церкви, у него началась семейная жизнь. Осенью у Репиных родилась дочь, которую назвали Верой.

И. Е. Репин жил в Париже с 1873 по 1876 годы, когда стал пенсионером Академии художеств. В это время возникло сообщество русских художников, группировавшихся вокруг А. П. Боголюбова. В него входили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Савицкий и др. К этому кружку был близок живший в Париже И. С. Тургенев.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА.

Во время обучения в Академии художеств главными наставниками Репина были И. Н. Крамской и В. В. Стасов. И. Е. Репин часто приходил к Крамскому и показывал академические рисунки и свои первые самостоятельные опыты, который следил за его успехами, беседовал с ним об искусстве, призывал работать с натуры. Именно И. Н. Крамской оказал огромное влияние на мировоззрение И. Е. Репина. На протяжении долгих лет жизни Репин оставался верным демократическим идеалам своей юности и искусству критического реализма.

После занятий с Крамским Репин помимо обязательных заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, портретами родных и близких ему людей: матери Т.С. Репиной, и брата, В.Е. Репина; своей будущей жены, В.А. Шевцовой, и другие.

Первое произведение, которое принесло Репину известность «Воскрешение дочери Ираира». Он написал её перед окончанием Академии для конкурса, за участие в котором получил большую золотую медаль и возможность съездить во Францию и Италию на шесть лет. Писать картины на традиционный евангельский сюжет Репину предложили профессора. Создавая данную работу Репин все время сверялся с академическими требованиями, но шел дальше их. Композиция была составлена строго по всем правилам, цветовые отношения подобраны благородно, движения и жесты сдержанны, подчеркнут глубокий смысл изображенного события.

Ему первоначально было тяжело писать эту работу, но он вспомнил свое детство, что помогло его воображению начать работать снова. Особенно эффектно получилась левая половина холста, где вырисовывается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освященная лучами дневного заката.

Репин решил отложить поездку, поскольку все его мысли были сосредоточены на новом произведении, которое он задумал написать – «Бурлаки на Волге» еще в Академии художеств. Эта картина не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи. Репин работая над этим произведением обнаружил свою склонность к постановке глубоких жизненных проблем.

В те годы бурлачество его очень возмущало, поскольку низводило людей до уровня рабочего скота. Его полотно «Бурлаки на Волге» пользовалось большой популярности. Оно глубже и полнее других работ раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа.

После он принял решение написать картину, показав измученных в лохмотьях бурлаков, тянущих баржу и невдалеке от них группу нарядных веселящихся господ. При выполнении работы Репин отказался от прямолинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на одних бурлаках. Для сбора материала, который нужен был художнику для выполнения работы он отправился вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге в 1870 году. Бурлаки стали для него живыми, близкими людьми, у которых есть свой внутренний мир, свои заботы и чаяния. Он написал книгу своих воспоминаний «Далекое близкое», в которой отвел значительное место для бурлаков. Самым значимым из бурлаков для Репина был поп-расстриг Канин, человек с просветленным мудрым лицом. Он написал множество этюдов масляными красками, сделал несколько эскизов, подолгу держал в своих мыслях образ будущей картины. Весной 1873 года работа была окончена.

Основное внимание Репин уделяет раскрытию характера бурлаков и их переживаний. Репин умеет воспроизводить людей с осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и улавливая в них признаки определенного типа. Он не ограничивался показом их страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные условия их существования. Репин раскрыл настроения глубокого недовольства жизнью бурлаков, он не ограничивался показом из страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тяжелые условия их существования.

Полотно Репина «Бурлаки на Волге» приняло участие на академический выставке. Художник сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение, главными действующими лицами которого являются не герои древности, а простой народ современной ему России. Успех этой картины превзошел все ожидания, с нее начала распространяться популярность о великом художнике по нашей родине. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Современников поражал колорит картины, она казалась им удивительно солнечной.

В мае 1873 году Репин отправился в заграничную поездку на которой посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его Бурлаки, имевшие громадный успех. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж, где он начал работу над картинами «Садко» и «Парижское кафе». Он был очень заинтересован Парижем. Эта поездка имела для Репина большое значение так как он увидел многие прославленные произведения великих мастеров прошлого, узнал и современное европейское искусство, он познакомился с импрессионизмом и с культом, который был характерен для него. Именно во Франции он начал писать картины под открытым небом. В июле 1876 года И. Е. Репин вернулся домой в Россию.

Осенью 1876 года Репин вернулся в свой родной город Чугуев из Петербурга, мечтая на родине получить вдохновение для создания своего нового творчества. Его вдохновили свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары. Он работал очень много и плодотворно, стал национальным и народным художником. В своем родном городе Репин сделал несколько эскизов будущих картин, среди них «Крестный путь в Курской губернии».

В 1877 году он написал два портрета своих земляков-крестьян «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом». На каждом из портретов были изображены конкретные люди. Репин часто откликался на самые злободневные вопросы крестьянского бытия. Он не писал военных сцен, события войны он описывал эпизодами трудного крестьянского существования. Одним из таких произведений было «Проводы новобранца», написанное в 1879 году. Через год он переехал в Москву.

Великий Репин удивлял всех своими малыми словами, своей частой непоследовательностью. Сегодня он говорил и делал одно, завтра поступал совершенно иначе. И возникал досадный неразрешимый вопрос: где же правда, где настоящий Репин? [9]

Трудно было добиться от Репина твердого, критического отношения, строгого анализа художественного произведения, но, когда он начинал разбирать картину со стороны выполнения, мастерства, сказывалось его огромное знание формы, живописи и на месте «прекрасного» часто не оставалось ничего хорошего. [10]

Новые формы, новая живопись картин часто ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение. Чтобы получить его голос за интересную, но по-новому написанную вещь, близкие ему товарищи

брали Репина на буксир, подводили к баллотируемой картине и осторожно расхваливали ее. В большинстве случаев Репин как бы поддавался внушению и соглашался с оценкой товарищей.[11]

Как и все передвижники его времени, он зарядку получал чаще всего от литературы, улавливая идеи народничества. Более слабые его товарищи тонули в публицистике, теряя самое главное в искусстве — художественное воплощение образа; огромный талант Репина выручал его и выводил на широкий простор живописных задач. Чутьем художника он находил яркие образы для воплощения своих идей; облечь же их в живописные формы для него, огромного мастера, не представляло трудностей. Казалось так, что тенденция вытекала из его картин, а не картина из тенденций. [12]

Увлечение одной лишь формой или красками, уход в прошлое, изысканность — все это было не для Репина. Ему нужна жизненная тема, живые люди, широкая пластика, экспрессия, сильные переживания. [13]

Репин написал портреты ученых: Пирогова, Сеченова, Бехтерева, Тарханова. Среди них были портреты великого русского химика Д. И. Менделеева и физиолога Павлова. Кроме ученых Репину позировали и писатели: И. С. Тургенев, Лариса Рейснер, Лев Толстой, Писемский, Гаршин, Лесков, Аксаков, Максим Горький, Леонид Андреев, Короленко, Чуковский, Маяковский.[14]

Репин был очень талантливым не только как художник. Рядом с его художественными способностями уживалось множество направлений одаренности. Благодаря к своему стремлению к знаниям Репину удалось стать образованным человеком своего времени.[15]

Вывод: Во время обучения в Академии художеств главными наставниками Репина были И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Именно И. Н. Крамской оказал огромное влияние на мировоззрение И. Е. Репина. Первое произведение, которое принесло Репину известность «Воскрешение дочери Ираира», после представления которого получил возможность поехать заграницу. Но он решил отложить эту поездку, поскольку все его мысли были сосредоточены на новом произведении, которое он задумал написать – «Бурлаки на Волге» еще в Академии художеств. Он написал книгу своих воспоминаний «Далекое близкое», в которой отвел значительное место для бурлаков. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» приняло участие на академический выставке. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж, где он начал работу над картинами «Садко» и «Парижское кафе». В июле 1876 года И. Е. Репин вернулся домой в Россию. Осенью 1876 года Репин вернулся в свой родной город Чугуев из Петербурга, мечтая на родине получить вдохновение для создания своего нового творчества. В 1877 году он написал два портрета своих земляков-крестьян «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом». Репин был очень талантливым не только как художник. Рядом с его художественными способностями уживалось множество направлений одаренности. Благодаря к своему стремлению к знаниям Репину удалось стать образованным человеком своего времени.[16]

ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ И. Е. РЕПИНА «НА ДЕРНОВОЙ СКАМЬЕ».

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ.

В 1976 году И. Е. Репин приступил к созданию картины «На дерновой скамье». Он изобразил на ней всю свою семью и близких людей: свою жену: Веру Алексеевну Репину с дочерями Верой и Надей, ее родители и брат с супругой которая жаркими летними днями отдыхала под тенью деревьев в саду на дерновой скамье. Женщины заняты шитьем, мужчины – чтением книг, дети играют на траве.

В этой картине Репин сочетает несколько стилей. Глядя на нее чувствуются нотки импрессионизма и своя неповторимая техника письма художника. Персонажей он изобразил отдаленно, благодаря чему можно увидеть героев картин не только целостно, но и каждого по отдельности.

Данная картина относится к бытовому сюжету, она отображает обычное течение жизни. Она чем-то напоминает фотографию.

Когда Репин приехал в Петербург он отвез семью в Красное Село на дачу к Шевцовым, где они прожили лето. Здесь Репин вскоре по приезде написал небольшую картину «На дерновой скамье», на которой был изображен уголок в саду, заросший деревьями, на фоне которых на дерновой скамье расположилась семья Шевцовых и В. А. Репина, а на траве играют дети, Вера и Надежда. Долгое время об этой картине никто ничего не знал, так как долгое время она находилась в семье Шевцовых. О ней узнали люди в 1916 году, когда она была приобретена Русским музеем.

Картина написана после возвращения из Парижа и перед отъездом в Чугуев: изображает жену, детей и родственников жены художника на даче в Красном Селе под Петербургом.

Небольшая картина является образцом несчастного в творчестве Репина лирического произведения. Это пейзаж в сочетании с лирическим жанровым мотивом.

В творчестве Репина к этой картине к этой картине примыкают такие работы как «На мостике в парке» (1879), в которой также изображена его жена и отчасти такие, как «Барышни на прогулке среди стада коров» (90-е гг.). Такие пейзажно-жанровые лирические сюжеты редко привлекали Репина, любившего сюжетную и портретную живопись, задачи экспрессивного выражения характеров и переживаний. Созерцательные и лирические мотивы были более или менее прохладными. Тем не менее, Репин к ним относился с той же ответственностью и серьезностью, как к жанровым и портретным произведениям. Воспроизводимая картина – яркое и прекрасное тому свидетельство.[17]

В пределах маленького холста художник сумел передать и подлинную жизненность, и придать своим персонажам сходство с прототипами. Картина отличается изяществом рисунка и точно выдержанной цветовой гаммой. Это один из самых замечательных образов пленэрной живописи.[18]

Вывод: В 1976 году И. Е. Репин приступил к созданию картины «На дерновой скамье». Он изобразил на ней всю свою семью и семью Шевцовых. Данная картина относится к бытовому сюжету, она отображает обычное течение жизни и чем-то напоминает фотографию. Долгое время об этой картине никто ничего не знал, так как долгое время она находилась в семье Шевцовых. О ней узнали люди в 1916 году, когда она была приобретена Русским музеем. Картина отличается изяществом рисунка и точно выдержанной цветовой гаммой. Это один из самых замечательных образов пленэрной живописи.

2. СЮЖЕТ, ЦВЕТОВАЯ И ТОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОПИСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Теперь перейдем к анализу сюжета и тональной организации живописного произведения «На дерновой скамье», которая написана на плэнере в сдержанной гамме зеленых, золотисто-желтых цветов пейзажа с добавлением рыже-коричневого цвета стволов деревьев и приглушенных белого, синего и серого в одеждах. Картина очень поэтична и обладает единой композиционностью. Здесь можно увидеть симметрию масс и цветовых пятен. Темные фигуры изображены на светлом фоне, светлые на темном фоне листьев. Соотношение фигурной и пейзажной частей почти равны друг другу. Значительная высота деревьев и неба придает изображению необходимую пространственность и воздух. Репин немного сдвинул для придания вида естественности группу от центра и уравновесил это тем, что фигуры детей поместил внизу слева. [19]

На этой картине люди отдыхают в саду, под деревьями, на скамье. Они хоть и собрались вместе, но не ради разговора, каждый углубился в свои мысли, человек в военной форме читает газету, старик о чем-то задумался, женщины заняты рукоделием, дети играли в траве. [20]

Его задачей было написать групповой портрет в пленэре. Живопись светоносная, фактура своеобразна. Обработка поверхности холста не меняется в связи с переходом от одного предмета к другому. Живописная фактура, представляющая собой самоценный элемент. Каждую позу, важнейшие черты персонажей художник охарактеризовал с помощью кисти. [21]

Репин не стал корректировать отношение героев картины к позированию, он предпочел оставить всё естественным. Некоторые были недовольны тем, что им пришлось позировать. Дети его не замечают и ведут себя естественно.

В этой картине можно увидеть несколько стилей, которыми Репин научился пользоваться во время обучения во Франции. Особенно ярко виден импрессионизм, который умело обработан особой репинской техникой письма.

Репин считал, что в этой картине нет пути его развития как великого художника, однако эта работа считалась одной из удачных работ великого художника.

Картина написана в пленэре с превосходной естественной передачей цвета стволов деревьев и приглушенных белого, синего и серого в одеждах. Она свидетельствует, каким тонким колоритом и чутким поэтом являлся Репин. Картина пленяет своей тихой и спокойной поэтичностью, безмятежной ясностью и светлым счастьем бытия, переданными в состоянии природы, и в образцах изображенного семейства. Художник умело выбрал мотив, взяв уголок сада около ограды так, что высокие деревья своими тонкими стволами и листвой образуют как бы узорную прозрачную стену, отгораживающую пространство первого плана, на котором и располагается группа. Ощущению покоя способствует то, что этот уголок сада с сидящими на скамье людьми погружен в прозрачную тень, а залитый светом пейзаж виден как фон, в прорыве между деревьями. Вместе с тем пространство освещенных деталей как бы вливается сюда, в тень под деревьями, вместе с потоком света, прорывающегося сквозь листву сбоку, справа, и падающего бликами и на фигуры, и на траву. Этот боковой свет дает возможность художнику более ясно обозначить фигуры, которые гармонично сочетаясь с пейзажем, все же не растворяются в нем, не утрачивают ясности своих очертаний.

Сохраняя всю непосредственность и свежесть этюда это написанное с натуры на воздухе изображение обладает картинной композиционностью. Разумеется, это композиция, которая не строится художником на полотне, а непосредственно выискивается в самой натуре, и тем не менее она очень определенна в своей ясности. Это достигается как выбором мотива и точки зрения, так и расположением фигур. Мы видим в нем симметрию и массу цветовых пятен. Темные фигуры даны на светлом и открытом фоне и напротив, светлые на фоне деревьев. Очень удачно найдено соотношение фигурной и пейзажной частей. По длине картины они почти равны друг другу и тем самым соответствуя равнозначности пейзажного и портретно-жанрового момента в изображении. Значительная же высота деревьев и неба придает изображению необходимую пространственность и воздух. Иначе оно при расположении фигур на одном переднем плане было бы слишком плоскостным. Несколько сдвинув ради естественности группу от центра, художник уравновесил это тем, что фигурки детей поместил внизу слева.

Репин не ставил в этой картине портретных задач, то есть психологически углубленной характеристики персонажей. В групповом изображении подобного рода художник портретирует не столько лица, сколько фигуры. В этом случае в характеристике людей он исходил из них из внешнего облика, манеры держаться и т. д. Это Репину удалось очень хорошо передать, особенно в облике жены, в самой позе, которой чувствуется ее недобрый несколько высокомерный характер. Здесь уже налицо то блестящее умение Репина выражать характер человека и его состояние не только в чертах лица, но и во всем поведении его тела, та выразительность поз и жестов, которые будут поражать позднее в его больших сюжетных композициях.

Воспроизведения фрагментов этой небольшой картины показывают ее свободную тонкую живопись. Следует обратить внимание на то, как в этой широкой манере динамического мазка мастерски намечаются художником одним-двумя штрихами черты лица, такие детали, как, например, спустившиеся очки старухи Шевцовой или цветы в траве. Они переданы со всей убедительностью, однако без точного выписывания деталей. В этом отношении пленэрная пейзажность живописи Репина более свежа, нежели у его современника Поленова, и открывает тот путь, по которому пойдет в своих пленэрах молодой В. А. Серов десять лет спустя. [22]

Вывод: Картина очень поэтична и обладает единой композиционностью. На этой картине люди отдыхают в саду, под деревьями, на скамье. Каждую позу, важнейшие черты персонажей художник охарактеризовал с помощью кисти. Репин не стал корректировать отношение героев картины к позированию, он предпочел оставить всё естественным. Картина написана в пленэре с превосходной естественной передачей цвета стволов деревьев и приглушенных белого, синего и серого в одеждах. Она свидетельствует, каким тонким колоритом и чутким поэтом являлся Репин. Картина пленяет своей тихой и спокойной поэтичностью, безмятежной ясностью и светлым счастьем бытия, переданными в состоянии природы, и в образцах изображенного семейства. Сохраняя всю непосредственность и свежесть этюда это написанное с натуры на воздухе изображение обладает картинной композиционностью. Репин не ставил в этой картине портретных задач, то есть психологически углубленной характеристики персонажей. Воспроизведения фрагментов этой небольшой картины показывают ее свободную тонкую живопись. В этой широкой манере динамического мазка мастерски намечаются художником одним-двумя штрихами черты лица, такие детали, как, например, спустившиеся очки старухи Шевцовой или цветы в траве. Они переданы со всей убедительностью, однако без точного выписывания деталей. [23]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Илья Ефремович Репин родился 5 августа в 1844 году на Украине в городе Чугуеве в семье военного поселенца. В 17 лет его стали приглашать работать в соседние губернии расписывать церкви и писать образца. В детстве Репин учился грамоте у пономаря сельской церкви, арифметике – у дьяка. Он быстро показал себя в императорской академии, учился с большим увлечением. Он не верил в свою исключительность и гениальность. Спокойно относился к неудачам, не испытывал гордости, когда достигал успеха. Уже через месяц после поступления ему за рисунки ставили первые номера, поскольку он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, который был популярен во всей чугуевской округе. В феврале 1872 года Репин венчался с Верой Шевцовой в академической церкви, у него началась семейная жизнь. Осенью у Репиных родилась дочь, которую назвали Верой.

И. Е. Репин жил в Париже с 1873 по 1876 годы, когда стал пенсионером Академии художеств. В это время возникло сообщество русских художников, группировавшихся вокруг А. П. Боголюбова. В него входили В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Савицкий и др. К этому кружку был близок живший в Париже И. С. Тургенев.

Во время обучения в Академии художеств главными наставниками Репина были И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Именно И. Н. Крамской оказал огромное влияние на мировоззрение И. Е. Репина. Первое произведение, которое принесло Репину известность «Воскрешение дочери Ираира», после представления которого получил возможность поехать заграницу. Но он решил отложить эту поездку, поскольку все его мысли были сосредоточены на новом произведении, которое он задумал написать – «Бурлаки на Волге» еще в Академии художеств. Он написал книгу своих воспоминаний «Далекое близкое», в которой отвел значительное место для бурлаков. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» приняло участие на академический выставке. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж, где он начал работу над картинами «Садко» и «Парижское кафе». В июле 1876 года И. Е. Репин вернулся домой в Россию. Осенью 1876 года Репин вернулся в свой родной город Чугуев из Петербурга, мечтая на родине получить вдохновение для создания своего нового творчества. В 1877 году он написал два портрета своих земляков-крестьян «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом». Репин был очень талантливым не только как художник. Рядом с его художественными способностями уживалось множество направлений одаренности. Благодаря к своему стремлению к знаниям Репину удалось стать образованным человеком своего времени.

В 1976 году И. Е. Репин приступил к созданию картины «На дерновой скамье». Он изобразил на ней всю свою семью и семью Шевцовых. Данная картина относится к бытовому сюжету, она отображает обычное течение жизни и чем-то напоминает фотографию. Долгое время об этой картине никто ничего не знал, так как долгое время она находилась в семье Шевцовых. О ней узнали люди в 1916 году, когда она была приобретена Русским музеем. Картина отличается изяществом рисунка и точно выдержанной цветовой гаммой. Это один из самых замечательных образов пленэрной живописи.

Картина очень поэтична и обладает единой композиционностью. На этой картине люди отдыхают в саду, под деревьями, на скамье. Каждую позу, важнейшие черты персонажей художник охарактеризовал с помощью кисти. Репин не стал корректировать отношение героев картины к позированию, он предпочел оставить всё естественным. Картина написана в пленэре с превосходной естественной передачей цвета стволов деревьев и приглушенных белого, синего и серого в одеждах. Она свидетельствует, каким тонким колоритом и чутким поэтом являлся Репин. Картина пленяет своей тихой и спокойной поэтичностью, безмятежной ясностью и светлым счастьем бытия, переданными в состоянии природы, и в образцах изображенного семейства. Сохраняя всю непосредственность и свежесть этюда это написанное с натуры на воздухе изображение обладает картинной композиционностью. Репин не ставил в этой картине портретных задач, то есть психологически углубленной характеристики персонажей. Воспроизведения фрагментов этой небольшой картины показывают ее свободную тонкую живопись. В этой широкой манере динамического мазка мастерски намечаются художником одним-двумя штрихами черты лица, такие детали, как, например, спустившиеся очки старухи Шевцовой или цветы в траве. Они переданы со всей убедительностью, однако без точного выписывания деталей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги

1. Аленов М. М., Евангулова О. С., Плугин В.А. и др. История русского и советского искусства – Москва: Искусство, 1989. – 448 с.

2. Жабцев В. М. Илья Репин. Минск. Харвест 2008 Стр. 28

3. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: учебник / Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 2007. – 407 с.

4. Миченков. Я. Д. Воспоминания о Репине. Стр. 15

5. Паниотова, Т.С. История искусств [Текст]: учеб. Пособие / Т.С. Паниотова. – Москва: Кнорус, 2012. – 680 с.

6. Пророкова С. «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 10, 23-24

7. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства. [Текст]: учебник для студентов вузов / Н.М. Сокольникова. 4-е изд., испр. В 2 т. Т.1. – Москва: Академия, 2011. – 208, 304 с.

8. Федоров-Давыдов А. А. «И. Репин». Искусство. Москва 1989 Стр. 24-25

Электронные ресурсы

  1. Русская культура. Илья Репин - Искусство - медиаплатформа МирТесен (mirtesen.ru)
  2. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.П. Садохин. – Москва: Юнити-Дана, 2012. – Университетская библиотека online. – Режим доступа: // http://www.biblioclub.ru/115026– Загл. с экрана

ПРИЛОЖЕНИЕ

https://infocentereurope.ru/wp-content/uploads/2018/12/Opisanie_kartiny_ili_repina_-na_dernovoy_skame-_1.jpg

  1. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 24

  2. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 25

  3. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 26

  4. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 27-28

  5. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 37-38

  6. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 85

  7. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 86

  8. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 87

  9. Я. Д. Миченков. Воспоминания о Репине. Стр. 10

  10. Я. Д. Миченков. Воспоминания о Репине. Стр. 11

  11. Я. Д. Миченков. Воспоминания о Репине. Стр. 12

  12. Я. Д. Миченков. Воспоминания о Репине. Стр. 13

  13. Я. Д. Миченков. Воспоминания о Репине. Стр. 15

  14. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 10

  15. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 23-24

  16. С. Пророкова «Жизнь замечательных людей. Репин». Москва 1960 г. Стр. 23-24

  17. А. А. Федоров-Давыдов «И. Репин». Искусство. Москва 1989 Стр. 24-25 Стр. 24

  18. Жабцев В. М. Илья Репин. Минск. Харвест 2008 Стр. 28

  19. А. А. Федоров-Давыдов. «И. Репин». Искусство. Москва 1989

  20. В. Порудонимский

  21. В. Д. Сарабьянов

  22. А. А. Федоров-Давыдов «И. Репин». Искусство. Москва 1989 Стр. 24-25

  23. А. А. Федоров-Давыдов «И. Репин». Искусство. Москва 1989 Стр. 24-25