Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Классификация языков программирования высокого уровня (ОБЗОР ТИПОВ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Языки программирования высокого уровня - языки, которые используют различные абстрактные смысловые конструкции, которые просто невозможно сообщать машине на низкоуровневых языках в силу их большого объема и сложности.

Программирование незаметно стало одной из важнейших сфер деятельности нашего времени. Все люди активно пользуются компьютерной техникой, смартфонами, интернетом, самыми разнообразными гаджетами и все это просто не может существовать без специально написанных программ. Именно от качества используемого программного обеспечения зависит конечное быстродействие, стабильность работы, функциональность и многие другие параметры практически любого оборудования.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов – языков программирования.

Объектом исследования послужили языки программирования высокого уровня и история развития языков программирования.

Целью курсовой работы является изучение классификации языков программирования высокого уровня и их развития.

Цели исследования:

  • просмотреть общее сведения и уровни языков программирования;
  • просмотреть историю развития языков программирования;
  • сделать обзор современных языков программирования.

Задачи исследования:

  • ознакомления с языками программирования;
  • рассмотрение истории развития языков программирования;
  • обзор современных языков программирования.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются общие сведения о языках программирования и история развития их.

Во второй главе рассматривается классификация языков программирования.

В третье главе приводиться обзор современных языков программирования.

В данной курсовой работе использовались научно-исследовательские методы.

1 ОБЗОР ТИПОВ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

1.1 История языков программирования

Первые языки программирования появились достаточно давно, еще примерно в середине 20-го века. Конечно, они были достаточно примитивны по современным меркам, но вполне справлялись с поставленными на них задачами. Сейчас существуют разные виды языков программирования, к примеру, языки низкого и высокого уровня. Каждый из них необходим для решения определенного спектра задач. Помимо указанных вариантов, есть еще алгоритмические, формальные, машинные, символические, императивные и многие другие типы языков программирования, но наибольшее распространение и актуальность сейчас имеют именно языки низкого и высокого уровня. Даже указанной информации достаточно, чтобы понять: классификация языков программирования – это очень объемное и сложное занятие, которое может растянуться на многие часы [6].

Языки программирования низкого уровня обращаются непосредственно к «железу», давая ему определенные точные команды, а языки программирования высокого уровня оперируют более абстрактными понятиями, здесь не нужно задавать способ работы каждой детали устройства, а достаточно просто в общих чертах задавать выполнение определенных задач и функций. Программисты, работающие с языками низкого уровня, должны знать в придачу ко всему еще и основы электроники, технические нюансы устройств, с которыми они работают, для работы на высоком языке все это не так нужно [6].

К примеру, если подключенное к персональному компьютеру устройство (например, кулер) может работать на максимальных оборотах 1000 об/мин, то когда программист, используя низкоуровневый язык, пишет на него драйвера, он должен это знать и учитывать, так как если он поставить большее количество оборотов, то устройство испортится. Программисты же, которые используют языки программирования высокого уровня даже не задумываются об этом – они просто задают, к примеру, запуск кулера в определенный момент времени и его остановку. Но стоит помнить, что это довольно упрощенные определения.

Если говорить об отличиях с другими видами языков, то они могут быть еще более существенны. К примеру, разница между машинным кодом и высокоуровневым языком, как между небом и землей – в первом случае нужно работать с понятным машине шифром и набором принятых обозначений, во втором – использовать абстрактный язык с собственными правилами и синтаксисом [12].

Ответить конкретно на вопрос о том, когда именно появился первый язык программирования высокого уровня довольно сложно. Первые попытки внедрить что-то подобное наблюдались еще в 70 годах, но тогда массового использовался в основном Паскаль, который еще нельзя отнести к высокому уровню. Американские военные первыми взялись разрабатывать язык программирования высокого уровня для решения своих задач. В результате их работы в начале 80-х годов ими был разработан язык Ada, который был очень функциональным для своего времени, но в то же время предельно упрощен. Его главной задачей было программирование различной военной аппаратуры, встроенных систем, где любые сложности и долгие подсчеты идут только во вред [4].

Также приблизительно в те же годы был создан всеми любимый язык C, с которого в итоге развились и С++ и Си Шарп, и ряд других достойных примеров, список которых может оказаться довольно длинным. Также именно из высокоуровневого языка С берет свое начало популярнейший в наше время язык высокого уровня Java, на котором одинаково эффективно пишутся программы, скрипты, плагины и прочие «примочки» как на компьютеры, так и на разнообразные гаджеты: смартфоны, планшеты, смарт часы, очки виртуальной и дополненной реальности. Указанные языки были лидерами еще в далекие 80-90-е годы и остаются ими и поныне, хотя конечно, за это время изменилось и появилось очень многое [4].

Прогресс компьютерных технологий определил процесс появления новых разнообразных знаковых систем для записи алгоритмов – языков программирования. Смысл появления такого языка – оснащенный набор вычислительных формул дополнительной информации, превращает данный набор в алгоритм.

Язык программирования служит двум взаимосвязанным целям: он дает программисту аппарат для задания действий, которые должны быть выполнены, и формирует концепции, которые программист использует, когда думает о том, что делать. Первая цель в идеале достигается языком, который настолько «близок к машине», что все основные аспекты машины могут быть легко и просто управляться, таким образом, который достаточно очевиден для программиста. Вторая цель в идеале достигается языком, который настолько «близок к решаемой проблеме», что понятия ее решения могут быть выражены прямо и кратко [4].

Связь между языком, на котором мы думаем и программируем, и задачами и решениями, которые мы можем представлять в своем воображении, очень близка.

По этой причине ограничивать свойства языка только целями исключения ошибок программиста в лучшем случае опасно. Как и в случае с естественными языками, есть огромная польза быть, по крайней мере, двуязычным.

Язык предоставляет программисту набор концептуальных инструментов, если они не отвечают задаче, то их просто игнорируют. Например, серьезные ограничения концепции указателя заставляют программиста применять вектора и целую арифметику, чтобы реализовать структуры, указатели и т.п. Хорошее проектирование и отсутствие ошибок не может гарантироваться чисто за счет языковых средств [4].

Может показаться удивительным, но конкретный компьютер способен работать с программами, написанными на его родном машинном языке. Существует почти столько же разных машинных языков, сколько и компьютеров, но все они суть разновидности одной идей простые операции производятся со скоростью молнии на двоичных числах.

Можно писать программы непосредственно на машинном языке, хотя это сложно. В первые дни компьютеризации машинный язык был единственным языком, который мог придумать человек. Чтобы избавить программистов от жесткого машинного языка программирования, были созданы языки высокого уровня, которые стали своеобразным мостом между человеком и машинным языком компьютера.

Таким образом, языки высокого уровня работают через трансляционные программы, которые вводят «исходный код» (гибрид английских слов и математических выражений, который считывает машина), и в конечном итоге заставляет компьютер выполнять соответствующие команды, которые даются на машинном языке. Существует два основных вида трансляторов: интерпретаторы, которые сканируют и проверяют исходный код в один шаг, и компиляторы, которые сканируют исходный код для производства текста программы на машинном языке, которая затем выполняется отдельно.

1.1 Интерпретаторы

Одно, часто упоминаемое преимущество интерпретаторной реализации состоит в том, что она допускает «непосредственный режим». Непосредственный режим позволяет вам задавать компьютеру задачу вроде PRINT 3.14159*3/2.1 и возвращает вам ответ, как нажмете клавишу ENTER (это позволяет использовать компьютер стоимостью 3000 долларов в качестве калькулятора стоимостью 10 долларов). Кроме того, интерпретаторы имеют специальные атрибуты, которые упрощают отладку. Можно, например, прервать обработку интерпретаторной программы, отобразить содержимое определенных переменных, бегло просмотреть программу, а затем продолжить исполнение [7].

Больше всего программистам нравится возможность получить быстрый ответ в интерпретаторах. Нет необходимости компилировать, потому что интерпретатор всегда готов вмешаться в вашу программу. Введите Run и результат самого последнего изменения оказывается на экране [7].

Однако интерпретирующие языки имеют свои недостатки. Необходимо, например, иметь копию интерпретатора в памяти все время, в то время как многие возможности интерпретатора, а следовательно, и его возможности, могут быть не нужны для выполнения конкретной программы.

Слабо различимым недостатком интерпретаторов является то, что они препятствуют хорошему стилю программирования. Поскольку комментарии и другие формализуемые детали занимают значительное место в программной памяти, люди стремятся не использовать их. Хуже всего то, что переводчики работают медленно. Они тратят слишком много времени на выяснение того, что делать, вместо того, чтобы делать это на самом деле.

При выполнении инструкций программы интерпретатор должен сначала сканировать каждую инструкцию, чтобы прочитать ее содержимое, а затем выполнить запрошенную операцию. Операторы в циклах сканируются излишне много.

Рассмотрим программу: на интерпретаторном Бэйсике 10 FOR N=1 TO 1000 20 PRINT N,SQR(N) 30 NEXT N при первом переходе по этой программе Бейсик-Интерпретатор должен разгадать, что означает строка 20:

  1. Преобразовать числовую переменную N в строку [11].
  2. Послать строку на экран.
  3. Переместить в следующую зону печати.
  4. Вычислить квадратный корень из N.
  5. Преобразовать результат в строку.
  6. Послать строку на экран.

При втором проходе цикла все это разгадывание повторяется снова, так как абсолютно забыты все результаты изучения этой строки какую-то миллисекунду тому назад. И так во всех следующих 998 проходах.

Таким образом, совершенно очевидно, что если удалось каким-то образом отделить фазу сканирования/понимания от фазы исполнения мы имели бы более быструю программу. И это как раз то, для чего существуют компиляторы.

1.2 Компиляторы

Компилятор-это транслятор текста на машинный язык, который считывает исходный текст. Он оценивает его в соответствии с синтаксисом языка и переводит его на машинный язык. Другими словами, компилятор не исполняет программы, он их строит. Интерпретаторы не могут быть отделены от программ, которые они запускают, компиляторы делают свою работу и покидают сцену. При работе с языком компиляции, таким как Turbo-basic, придем к необходимости думать о своих программах с точки зрения двух основных этапов их жизни: периода компиляции и периода запуска. Большинство программ будут прогоняться в четыре - десять раз быстрее их интерпретаторных эквивалентов [11].

Таким образом, если работать над улучшением, то можно достичь 100-кратного повышения быстродействия.

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

2.1 Машинно-ориентированные языки

Машинно-ориентированные языки – это языки, наборы операторов и изобразительные средства которых существенно зависят от особенностей ЭВМ (внутреннего языка, структуры памяти и т.д.). Машинно-ориентированные языки позволяют использовать все возможности и особенности Машинно-зависимых языков [6]:

  • высокое качество создаваемых программ (компактность и скорость выполнения);
  • возможность использования конкретных аппаратных ресурсов;
  • предсказуемость объектного кода и заказов памяти;
  • для составления эффективных программ необходимо знать систему команд и особенности функционирования данной ЭВМ;
  • трудоемкость процесса составления программ (особенно на машинных языках и ЯСК), плохо защищенного от появления ошибок;
  • низкая скорость программирования;
  • невозможность непосредственного использования программ, составленных на этих языках, на ЭВМ других типов (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация языков программирования

Таким образом, машинно-ориентированные языки по степени автоматического программирования подразделяются на классы.

Машинный язык

Как упоминалось, отдельный компьютер имеет свой определенный Машинный язык (далее - МЯ), ему предписывают выполнение указываемых операций над определяемыми ими операндами, поэтому МЯ является командным. Однако, некоторые семейства ЭВМ (например, ЕС ЭВМ, IBM/370/ и др.) имеют единый МЯ для ЭВМ разной мощности. В команде любого из них сообщается информация о местонахождении операндов и типе выполняемой операции [8].

Таким образом, в новых моделях ЭВМ намечается тенденция к повышению внутренних языков машинно-аппаратным путем реализовывать более сложные команды, приближающиеся по своим функциональным действиям к операторам алгоритмических языков программирования.

Языки Символического Кодирования

Языки Символического Кодирования (далее - ЯСК), так же, как и МЯ, являются командными. Однако коды операций и адреса в машинных командах, представляющие собой последовательность двоичных (во внутреннем коде) или восьмеричных (часто используемых при написании программ) цифр, в ЯСК заменены на символы (идентификаторы), форма написания которых помогает программисту легче запоминать смысловое содержание операции. Это обеспечивает существенное уменьшение числа ошибок при составлении программ [11].

Таким образом, использование символических адресов – первый шаг к созданию ЯСК. Команды ЭВМ вместо истинных (физических) адресов содержат символические адреса. По результатам составленной программы определяется требуемое количество ячеек для хранения исходных промежуточных и результирующих значений. Назначение адресов, выполняемое отдельно от составления программы в символических адресах, может проводиться менее квалифицированным программистом или специальной программой, что в значительной степени облегчает труд программиста.

Автокоды

Есть также языки, включающие в себя все возможности ЯСК, посредством расширенного введения макрокоманд - они называются Автокоды.

В различных программах встречаются некоторые достаточно часто использующиеся командные последовательности, которые соответствуют определенным процедурам преобразования информации. Эффективная реализация таких процедур обеспечивается оформлением их в виде специальных макрокоманд и включением последних в язык программирования, доступный программисту. Макрокоманды переводятся в машинные команды двумя путями –расстановкой и генерированием. В постановочной системе содержатся «остовы» - серии команд, реализующих требуемую функцию, обозначенную макрокомандой. Макрокоманды обеспечивают передачу фактических параметров, которые в процессе трансляции вставляются в «остов» программы, превращая её в реальную машинную программу [13].

Обе указанных системы используют трансляторы с ЯСК и набор макрокоманд, которые также являются операторами автокода.

Развитые автокоды получили название Ассемблеры. Сервисные программы и пр., как правило, составлены на языках типа Ассемблер. Более полная информация об языке Ассемблер а см. ниже.

Таким образом, в системе с генерацией имеются специальные программы, анализирующие макрокоманду, которые определяют, какую функцию необходимо выполнить и формируют необходимую последовательность команд, реализующих данную функцию.

Макрос

Язык, являющийся средством для замены последовательности символов описывающих выполнение требуемых действий ЭВМ на более сжатую форму - называется Макрос (средство замены).

В основном, макрос предназначен для сокращения записи оригинальной программы. Программный компонент, обеспечивающий функционирование макросов, называется макропроцессором. Процессор макрос получает макро-определение и исходный текст. Реакция макропроцессора на вызов результатов вывода текста [6].

Таким образом, макрос одинаково может работать, как с программами, так и с данными.

2.2 Машинно-независимые языки

Машинно-независимые языки – это средство описания алгоритмов решения задач и информации, подлежащей обработке. Они удобны в использовании для широкого круга пользователей и не требуют от них знания особенностей организации функционирования ЭВМ и ВС.

Подобные языки получили название высокоуровневых языков программирования. Программы, составляемые на таких языках, представляют собой последовательности операторов, структурированные согласно правилам рассматривания языка (задачи, сегменты, блоки и т.д.). Операторы языка описывают действия, которые должна выполнять система после трансляции программы на МЯ [12].

Таким образом, командные последовательности (процедуры, подпрограммы), часто используемые в машинных программах, представлены в высокоуровневых языках отдельными операторами. Программист получил возможность не расписывать в деталях вычислительный процесс на уровне машинных команд, а сосредоточиться на основных особенностях алгоритма.

Проблемно-ориентированные языки

С расширением областей применения вычислительной техники возникла необходимость формализовать представление постановки и решение новых классов задач. Необходимо было создать такие языки программирования, которые, используя в этой области нотацию и терминологию, описывали бы необходимые алгоритмы решения задач, они были проблемно-ориентированными языками [12].

Проблемных языков очень много, например: Фортран, Алгол – языки, созданные для решения математических задач, Simula , Слэнг - для моделирования, Лисп, Снобол – для работы со списочными структурами.

Таким образом, эти языки, проблемно-ориентированные языки, должны предоставить программисту средства для краткой и ясной формулировки задачи и получения результатов в требуемой форме.

Универсальные языки

Универсальные языки были созданы для широкого круга задач: коммерческих, научных, моделирования и т.д. Первый универсальный язык был разработан фирмой IBM, ставший в последовательности языков Пл/1. Второй по мощности универсальный язык называется Алгол-68. Он позволяет работать с символами, разрядами, числами с фиксированной и плавающей запятой. Пл/1 имеет развитую систему операторов для управления форматами, для работы с полями переменной длины, с данными организованными в сложные структуры, и для эффективного использования каналов связи. Язык учитывает включенные во многие машины возможности прерывания и имеет соответствующие операторы. Предусмотрена возможность параллельного выполнение участков программ [12].

Программы в Пл/1 компилируются с помощью автоматических процедур. Язык использует многие свойства Фортрана, Алгола, Кобола. Однако он допускает не только динамическое, но и управляемое и статистическое распределения памяти.

Диалоговые языки

Появление новых технических возможностей поставило задачу перед системными программистами – создать программные средства, обеспечивающие оперативное взаимодействие человека с ЭВМ их назвали диалоговыми языками.

Эти работы велись в двух направлениях. Создавались специальные управляющие языки для обеспечения оперативного воздействия на прохождение задач, которые составлялись на любых раннее неразработанных (не диалоговых) языках. Разрабатывались также языки, которые кроме целей управления обеспечивали бы описание алгоритмов решения задач.

Одним из примеров диалоговых языков является Бэйсик.

Бэйсик использует обозначения подобные обычным математическим выражениям. Многие операторы являются упрощенными вариантами операторов языка Фортран. Поэтому этот язык позволяет решать достаточно широкий круг задач.

Таким образом, необходимость обеспечения оперативного взаимодействия с пользователем потребовала сохранения в памяти ЭВМ копии исходной программы даже после получения объектной программы в машинных кодах. При внесении изменений в программу с использованием диалогового языка система программирования с помощью специальных таблиц устанавливает взаимосвязь структур исходной и объектной программ. Это позволяет осуществить требуемые редакционные изменения в объектной программе.

Непроцедурные языки

Непроцедурные языки составляют группу языков, описывающих организацию данных, обрабатываемых по фиксированным алгоритмам (табличные языки и генераторы отчетов), и языков связи с операционными системами. Позволяя четко описывать как задачу, так и необходимые для её решения действия, таблицы решений дают возможность в наглядной форме определить, какие условия должны быть выполнены прежде чем переходить к какому-либо действию. Одна таблица решений, описывающая некоторую ситуацию, содержит все возможные блок-схемы реализаций алгоритмов решения [6].

Таким образом, табличные методы легко осваиваются специалистами любых профессий. Программы, составленные на табличном языке, удобно описывают сложные ситуации, возникающие при системном анализе.

3 РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

3.1 Ассемблер

Язык ассемблера - это символическое представление машинного языка. Это делает программирование проще, чем программирование в машинном коде.

Программист не должен использовать реальные адреса ячеек памяти с размещенными в них данными, участвующими в операции, и вычисленные результаты, а также адреса тех команд, к которым программа не имеет доступа.

Некоторые задачи, например, обмен с нестандартными устройствами обработки данных сложных структур невозможно решить с помощью языков программирования высокого уровня. Ассемблер может это сделать.

Рисунок 2. Классификация языком программирования высокого уровня [3]

В принципе, язык Ассемблер является машинным языком. И программист реализующий какую-либо задачу на языках высокого уровня, с помощью Ассемблер а может определить осмыслено ли решение данной задачи, с точки зрения использования ЭВМ.

3.2 Лисп

Один из самых старых языков программирования Фортран был создан в 50-х гг. нашего века. Фортран и подобные ему языки программирования (Алгол, ПЛ/1) предназначались для решения вычислительных задач, возникающих в математике, физике, инженерных расчетах, экономике и т.п. Эти языки в основном работают с числами [7].

Второй старейший язык программирования Лисп (L istI nformationS ymbolP rocessing), Дж. Маккарти в 1962 г. скорее для работы со строками символов, нежели для работы с числами. Это особое предназначение Лисп а открыло для программистов новую область деятельности, известную ныне, как «искусственный интеллект». В настоящее время Лисп успешно применяется в экспертных системах, системах аналитических вычислений и т.п.

Обширность области возможных приложений Лиспа вызвала появление множества различных диалектов Лиспа. Это легко объяснимо: использование Lisp для понимания естественного языка требует определенного набора базовых функций, отличных, например, от используемых в медицинской диагностике.

Существование многих различных диалектов Lisp привело к созданию CommonLISP комитета в начале 1980-х годов, который должен был выбрать наиболее подходящий Lisp диалект и предложить его в качестве основного. Этот диалект, выбранный комитетом в 1985 году, назывался CommonLISP. Позже он был принят университетами в Соединенных Штатах, а также многими разработчиками систем искусственного интеллекта, как основной диалект языка Lisp.

Язык программирования Lisp существенно отличается от других языков программирования, таких как Pascal, C и др. Работа с символами и работа с числами как с основными элементами требует разных способов мышления [11].

Таким образом, первоначально Лисп был задуман как теоретическое средство для рекурсивных построений, а сегодня он превратился в мощное средство, обеспечивающее программиста с различными поддержку, позволяя ему быстро строить прототипы весьма и весьма серьезных систем.

3.3 Фортран

Одним из первых и наиболее удачных компиляторов стал язык Фортран, разработанный фирмой IBM. Профессор Дж. Букс и группа американских специалистов в области программирования в 1954 году опубликовало первое сообщение о языке. Дословно, название языка FOR mulae TRAN slation –преобразование формул.

Среди причин долголетия Фортрана (и он является одним из самых распространенных языков в мире), можно отметить простую структуру, как самого Фортрана, так и предназначенных для него трансляторов. Программа на Фортране записывается в последовательности предложений или операторов (описание некоего преобразования информации), и оформляется по определенным стандартам. Эти стандарты накладывают ограничения, в частности, на форму записи и расположения частей оператора в строке бланка для записи операторов. Программа, написанная на Фортране-это один или несколько сегментов (подпрограмм) из операторов. Сегмент, управляющий работой всей программы называется основной программы [11].

Фортран был задуман для использования в научных и инженерных вычислений. Однако на этом языке легко описываются задачи с разветвленной логикой (моделирование производственных процессов, решение игровых ситуаций и др.), некоторые экономические задачи и особенно задачи редактирования.

Модификация языке Фортран, введена в 1958 году, называлась Фортран II и содержала понятие подпрограммы и общих переменных для обеспечения связи между сегментами.

Фортран IV и ставшего наиболее употребительным в настоящее время. К этому же времени относится и начало деятельности комиссии при Американской Ассоциации Стандартов (ASA), которая выработала к 1966 году два стандарта – языки Фортран и базисный (основной) Фортран (Basic FORTRAN) [11].

Эти языки приблизительно соответствуют модификациям IV и II, однако базисный Фортран является подмножеством Фортрана, в то время, как Фортран II таковым для Фортрана IV не является. Язык Фортран до сих пор продолжает развиваться и совершенствоваться, оказывая влияние на создание и развитие других языков. Например, Фортран заложен в основу Basic – диалогового языка, очень популярного для решения небольших задач, превосходного языка для обучения навыкам использования алгоритмических языков в практике программирования. Разработан этот язык – Beginner’sAll –purposeSymbolicInstructionCode – группой сотрудников Вычислительного центра Дармутского колледжа, штат Нью-Хемпшир созданный в 19….. Но это уже следующий язык.

3.4 Бейсик

Как знаменитые гамбургеры, бейсбол и баскетбол, Бейсик - это продукт Новой Англии. Как я говорил, созданный в 1964г., как язык обучения программированию. Бейсик является общепринятым акронимом от "B eginner's A ll-purpose S ymbolic I nsruction C ode" (BASIC) - М ногоцелевой С имволический О бучающий К од для Н ачинающих".

Только как обучаемые, так и авторы программ обнаружили, что Бейсик может делать практически все, что делает скучный неуклюжий Фортран. А так как basic был прост в освоении и удобен в работе, программы на нем писались обычно быстрее, чем на Fortran E.

Basic также был доступен на персональных компьютерах, обычно он встроен в ПЗУ. Так основной приобрел популярность. Интересно, что спустя 20 лет после изобретения basic a, он по-прежнему является самым простым в изучении из десятков языков программирования общего назначения, доступных любителям программирования. Кроме того, он делает большую работу [3].

Несмотря на заявления снобов - сторонников языков C и Pascal, basic считается деловым языком, оснащенным мощными средствами решения конкретных задач, которые большинство пользователей обычно решают с помощью небольших компьютеров, а именно, работа с файлами и отображение текста и графического изображения на экране дисплея.

Несмотря на некоторые недостатки basic a, никто не будет отрицать, что Кемени и Курц достигли главной цели: сделать программирование более доступным для большего количества людей.

Исторически, основной является, как правило, реализован как интерпретатор (знакомым изомером является сам интерпретатор Бейсик ). Причинами перехода с любительского на профессиональный уровень являются многочисленные расширения классической версии языка: возможность отключения нумерации строк, многострочные структурированные программные структуры, структуры типа "запись", именованные подпрограммы с параметрами и локальными переменными [3].

Более того, с появлением Microsoft QuickBasic translator разработчики смогли создавать приложения на basic из отдельно скомпилированных модулей, некоторые из которых могут быть написаны на других языках.

Теперь, как и в случае с другими ведущими языками программирования, у разработчика есть выбор из нескольких промышленных библиотек подпрограмм, которые содержат готовые решения для общих задач программирования.

3.5 Рефал

Несомненно надо рассказать и о некоторых языках программирования созданных у нас на родине. Один из таких языков является Рефал, разработанный у нас в России (СССР), в 1966г. ИПМ АН СССР. Этот язык прост и удобен для описания манипуляций над произвольными текстовыми объектами.

Рефал широко применяется при разработке трансляторов с алгоритмических языков как универсальных и проблемно – ориентированных, так и автокодов. Кроме использования в задачах трансляции, Рефал имеет такие важные сферы применения, как машинное выполнение громоздких аналитических выкладок в теоретической физике и прикладной математике; проектирование «умных» информационных систем, осуществляющих нетривиальную логическую обработку информации; машинное доказательство теорем; моделирование целенаправленного поведения; разработка диалоговых обучающих систем; исследования в области искусственного интеллекта и т.п. [7].

Если программа на операторных языках – ни что иное, как совокупность приказов-операторов, то программа на Рефал е представляет собой по существу описание связей и отношений между определенными понятиями.

Вследствие того, что в Рефале программист сам определяет структуру обрабатываемой информации, эффективность программы существенно зависит от удачного или неудачного выбора этой структуры. Для задания структур в Рефал е используются скобки, а специфика всех реализаций языка такова, что использование скобок резко повышает эффективность выполнения программы. Это достигается с помощью адресного соединения скобок.

Определенной спецификой обладают и переменные типа «выражения» – имеется в виду их способность удлиняться при отождествлении. Правильное использование переменных этого типа также позволяет значительно повысить эффективность Рефал – программы [7].

Таким образом, программирование на Рефал е имеет специфику, связанную, прежде всего, с тем, что Рефал является языком функционального типа в отличие от обычных операторных языков типа Алгол, Фортран и т.д.

3.6 Пролог и Пролог ++

Пролог - это язык, предназначенный для поиска решений. Это декларативный язык, то есть формальная постановка задачи может быть использована для ее решения. Пролог определяет логические отношения в задаче, как отличные от пошагового решения этой задачи.

Центральной частью Пролога являются средства логического вывода, которые решают запросы, используя заданное множество фактов и правил, к которым обращаются как к утверждениям. Пролог также не имеет деления переменных на типы и может динамически добавлять правила и факты к средствам вывода. Таким образом, это гибкий язык, и он более пригоден для объектно-ориентированного расширения, чем язык со строго заданными типами, например, Паскаль. Пролог ++ представляет собой дополнение к стандартному Прологу [7].

Все свойства языка по-прежнему доступны программистам. Следовательно, Пролог ++ можно отнести к группе гибридных языков, представителями которой считаются Object Pascal и C++. Расширение Пролог ++ поддерживает все свойства, присущие обычно объектно-ориентированным языкам: концепции объектов и классов, единичное и многократное наследование, разбиение на подклассы и передачу сообщений. Поддерживаются также некоторые усовершенствованные свойства, существующие в таких языках, как C++ и Smalltalk, включая общие и частные методы.

Интересным свойством является поддержка в языке программирования с управлением данными. Эта техника, которая может быть еще названа программированием, «управляемым событиями», используется в большинстве языков объектно-ориентированного программирования, особенно в тех, которые разработаны для машин с интерфейсом, управляемым «мышью».

Объектно-ориентированная программа реагирует на события, которые определяют поток управления. В Пролог е ++ программирование с управлением данными достигается при помощи концепции демонов. Демон представляет собой объект, методы которого вызываются в случае определенных событий и могут быть таким образом использованы для поддержки программирования с управлением данными.

Таким образом, сам язык основан на концепции передачи сообщений. Программа на Пролог ++ строится вокруг множества объектов Пролог а ++, которые обмениваются сообщениями. В этом смысле Пролог ++ ближе к чистому объектно-ориентированному языку, такому, как Smalltalk, чем C++ или Object Pascal. Определения объектов строятся исходя из вызовов, а методы определяются практически так же, как в других объектно-ориентированных языках. Для задания наследования можно явным образом указать, какой метод какого объекта должен наследоваться, что является необходимым для многократного наследования.

3.7 Лекс

Лекс – генератор программ лексического анализа. Лексический анализ – это распознавание лексем во входном потоке символов. Предположим, что задано некоторое конечное множество слов (лексем) в некотором языке и некоторое входное слово. Необходимо установить, какой элемент множества (если он существует) совпадает с данным входным словом. Обычно лексический анализ выполняется так называемым лексическим анализатором. Лексический анализатор – это программа. Лексический анализ применяется во многих случаях, например, для построения пакетного редактора или в качестве распознавателя директив в диалоговой программе и т.д. Однако, наиболее важное применение лексического анализатора – это использование его в компиляторе. Здесь лексический анализатор выполняет функцию программы ввода данных [7].

Лексический анализатор выполняет первую стадию компиляции – читает строки компилируемой программы, выделяет лексемы и передает их на дальнейшие стадии компиляции (грамматический разбор, кодогенерацию и т.д.).

Лексический анализатор распознает тип каждой лексемы и соответствующим образом помечает ее. Например, при компиляции Си-программы могут быть выделены следующие типы лексем: число, идентификатор, оператор, ограничитель и т.д.

Лексический анализатор должен не только выделить лексему, но и выполнить некоторые преобразования. Например, если лексема – число, то его необходимо перевести во внутреннюю (двоичную) форму записи как число с плавающей или фиксированной запятой. А если лексема – идентификатор, то его необходимо разместить в таблице, чтобы в дальнейшем обращаться к нему не по имени, а по адресу в таблице.

Хотя лексический анализ по своей идее прост, тем не менее, эта фаза работы компилятора часто занимает больше времени, чем любая другая. Частично это происходит из-за необходимости просматривать и анализировать исходный текст символ за символом. Иногда даже бывает необходимо вернуть прочитанный символ во входной поток с тем, чтобы повторить просмотр и анализ.

3.8 Cи

Си – это язык программирования общего назначения, хорошо известный своей эффективностью, экономичностью, и переносимостью. Указанные преимущества Си обеспечивают хорошее качество разработки почти любого вида программного продукта. Использование Си в качестве инструментального языка позволяет получать быстрые и компактные программы. Во многих случаях программы, написанные на Си, сравнимы по скорости с программами, написанными на языке ассемблера. При этом они имеют лучшую наглядность и их более просто сопровождать. Си сочетает эффективность и мощность в относительно малом по размеру языке [14].

Си – это замечательный язык, и хотя некоторым он не нравится, но все же большинство программистов его любят. На Си можно создавать любые программы. Нет другого такого языка, который бы так же стимулировал к программированию. Создается впечатление, что остальные языки программирования воздвигают искусственные препятствия для творчества, а Си – нет. Использование этого языка позволяет сократить затраты времени на создание работающих программ. Си позволяет программировать быстро, эффективно и предсказуемо. Еще одно преимущество Си заключается в том, что он позволяет использовать все возможности вашей ЭВМ. Этот язык создан программистом для использования другими программистами, чего о других языках программирования сказать нельзя.

Язык Си имеет свои существенные особенности, давайте перечислим некоторые из них:

Си обеспечивает полный набор операторов структурного программирования. Си предлагает необычно большой набор операций. Многие операции Си соответствуют машинным командам, и поэтому допускают прямую трансляцию в машинный код. Разнообразие операций позволяет выбирать их различные наборы для минимизации результирующего кода [14].

Си поддерживает указатели на переменные и функции. Указатель на объект программы соответствует машинному адресу этого объекта. Посредством разумного использования указателей можно создавать эффективно-выполняемые программы, так как указатели позволяют ссылаться на объекты тем же самым путем, как это делает машина. Си поддерживает арифметику указателей, и тем самым позволяет осуществлять непосредственный доступ и манипуляции с адресами памяти.

В своем составе Си содержит препроцессор, который обрабатывает текстовые файлы перед компиляцией. Среди его наиболее полезных приложений при написании программ на Си являются: определение программных констант, замена вызовов функций аналогичными, но более быстрыми макросами, условная компиляция. Препроцессор не ограничен процессированием только исходных текстовых файлов Си, он может быть использован для любого текстового файла.

Си - гибкий язык, позволяющий принимать в конкретных ситуациях самые разные решения. Тем не менее, Си налагает незначительные ограничения в таких, например, действиях, как преобразование типов. Во многих случаях это является достоинством, однако программисты должны хорошо знать язык, чтобы понимать, как будут выполняться их программы.

Также, как и особенностей, в языке Си присутствует куча недостатков. Ведь от них не защищен не один проект, в том числе проект разработки и выполнения программ [15]

Таким образом, язык Си предъявляет достаточно высокие требования к квалификации использующего его программиста. При изучении Си желательно иметь представление о структуре и работе компьютера. Большую помощь и более глубокое понимание идей Си, как языка системного программирования, обеспечат хотя бы минимальное знание языка ассемблер. Уровень старшинства некоторых операторов не является общепринятым, некоторые синтаксические конструкции могли бы быть лучше. Тем не менее, как оказалось Си – чрезвычайно эффективный и выразительный язык, пригодный для широкого класса задач.

3.9 Си++

Безусловно, Си++ восходит, главным образом, к Cи. Cи сохранен как подмножество, поэтому сделанного в Cи акцента на средствах низкого уровня достаточно, чтобы справляться с самыми насущными задачами системного программирования. Cи, в свою очередь, многим обязан своему предшественнику BCPL.

Название Си++ - изобретение лета 1983-его. Более ранние версии языка использовались начиная с 1980-ого и были известны как "Cи с Классами ". Первоначально язык был придуман потому, что автор хотел написать событийно управляемые модели для чего был бы идеален Simula67, если не принимать во внимание эффективность. "Cи с Классами " использовался для крупных проектов моделирования, в которых строго тестировались возможности написания программ, требующих (только) минимального пространства памяти и времени на выполнение. В "Cи с Классами " не хватало перегрузки операций, ссылок, виртуальных функций и многих деталей. Си++ был впервые введен за пределами исследовательской группы автора в июле 1983-го. Однако тогда многие особенности Си++ были еще не придуманы [15].

Название Си++ выдумал Рик Масситти. Название указывает на эволюционную природу перехода к нему от Cи. "++ " - это операция приращения в Cи. Чуть более короткое имя Cи + является синтаксической ошибкой, кроме того, оно уже было использовано как имя совсем другого языка. Знатоки семантики Cи находят, что Си++ хуже, чем Cи ++. Названия D язык не получил, поскольку он является расширением Cи и в нем не делается попыток исцелиться от проблем путем выбрасывания различных особенностей.

Си++ - это универсальный язык программирования, задуманный так, чтобы сделать программирование более приятным для серьезного программиста. За исключением второстепенных деталей Си++ является надмножеством языка программирования Cи.

Помимо возможностей, которые дает Cи, Си++ предоставляет гибкие и эффективные средства определения новых типов. Используя определения новых типов, точно отвечающих концепциям приложения, программист может разделять разрабатываемую программу на легко поддающиеся контролю части.

Такой метод построения программ часто называют абстракцией данных. Информация о типах содержится в некоторых объектах типов, определенных пользователем.

Такие объекты просты и надежны в использовании в тех ситуациях, когда их тип нельзя установить на стадии компиляции. Программирование с применением таких объектов часто называют объектно-ориентированным. При правильном использовании этот метод дает более короткие, проще понимаемые и легче контролируемые программы.

Изначально Си++ был разработан, чтобы автору и его друзьям не приходилось программировать на ассемблере, Cи или других современных языках высокого уровня. Основным его предназначением было сделать написание хороших программ более простым и приятным для отдельного программиста. Плана разработки Си++ на бумаге никогда не было. Проект, документация и реализация двигались одновременно. Разумеется, внешний интерфейс Си++ был написан на Си ++ [15].

Никогда не существовало «Проекта Си ++» и «Комитета по разработке Си ++». Поэтому Си++ развивался и продолжает развиваться во всех направлениях, чтобы справляться со сложностями, с которыми сталкиваются пользователи, а также в процессе дискуссий автора с его друзьями и коллегами.

В качестве базового языка для Си++ был выбран Cи, потому что он:

многоцелевой, лаконичный и относительно низкого уровня:

  • отвечает большинству задач системного программирования:
  • идет везде и на всем:
  • пригоден в среде программирования UNIX.

В Cи есть свои сложности, но в наспех спроектированном языке тоже были бы свои, а сложности Cи нам известны. Самое главное, работа с Cи позволила «Cи с Классами» быть полезным (правда, неудобным) инструментом в ходе первых месяцев раздумий о добавлении к Cи Simula -подобных классов.

Си++ стал использоваться шире, и по мере того, как возможности, предоставляемые им помимо возможностей Cи, становились все более существенными, вновь и вновь поднимался вопрос о том, сохранять ли совместимость с Cи. Ясно, что отказавшись от определенной части наследия Cи можно было бы избежать ряда проблем. Это не было сделано, потому что [15]:

  • есть миллионы строк на Cи, которые могли бы принести пользу в Си++ при условии, что их не нужно было бы полностью переписывать с Cи на Си ++;
  • есть сотни тысяч строк библиотечных функций и сервисных программ, написанных на Cи которые можно было бы использовать из или на Си++ при условии, что Си++ полностью совместим с Cи по загрузке и синтаксически очень похож на Cи;
  • есть десятки тысяч программистов, которые знают Cи, и которым, поэтому, нужно только научиться использовать новые особенности Си ++, а не заново изучать его основы;
  • поскольку Си++ и Cи будут использоваться на одних и тех же системах одними и теми же людьми, отличия должны быть либо очень большими, либо очень маленькими, чтобы свести к минимуму ошибки и недоразумения.

Позднее была проведена проверка определения Си ++, чтобы удостовериться в том, что любая конструкция, допустимая и в Cи, и в Си++, действительно означает в обоих языках одно и то же.

Си++ был развит из языка программирования Cи и за очень немногими исключениями сохраняет Cи как подмножество. Базовый язык, Cи подмножество Си++, спроектирован так, что имеется очень близкое соответствие между его типами, операциями и операторами и компьютерными объектами, с которыми непосредственно приходится иметь дело: числами, символами и адресами.

За исключением операций свободной памяти new и delete, отдельные выражения и операторы Си++ обычно не нуждаются в скрытой поддержке во время выполнения или подпрограммах.

Одним из первоначальных предназначений Cи было применение его вместо программирования на ассемблере в самых насущных задачах системного программирования.

Когда проектировался Си++, были приняты меры, чтобы не ставить под угрозу успехи в этой области. Различие между Cи и Си++ состоит в первую очередь в степени внимания, уделяемого типам и структурам. Cи выразителен и снисходителен. Си++ еще более выразителен, но чтобы достичь этой выразительности, программист должен уделить больше внимания типам объектов [15].

Когда известны типы объектов, компилятор может правильно обрабатывать выражения, тогда как в противном случае программисту пришлось бы задавать действия с мучительными подробностями. Знание типов объектов также позволяет компилятору обнаруживать ошибки, которые в противном случае остались бы до тестирования. Заметьте, что использование системы типов для того, чтобы получить проверку параметров функций, защитить данные от случайного искажения, задать новые операции и т.д., само по себе не увеличивает расходов по времени выполнения и памяти.

Особое внимание, уделенное при разработке Си++ структуре, отразилось на возрастании масштаба программ, написанных со времени разработки Cи. Маленькую программу (меньше 1000 строк) можно заставить работать с помощью грубой силы, даже нарушая все правила хорошего стиля.

Для программ больших размеров это не совсем так. Если программа в 10 000 строк имеет плохую структуру, то обнаружим, что новые ошибки появляются так же быстро, как удаляются старые. Си++ был разработан так, чтобы дать возможность разумным образом структурировать большие программы таким образом, чтобы для одного человека не было непомерным справляться с программами в 25 000 строк.

Существуют программы гораздо больших размеров, однако те, которые работают, в целом, как оказывается, состоят из большого числа почти независимых частей, размер каждой из которых намного ниже указанных пределов.

Естественно, сложность написания и поддержки программы зависит от сложности разработки, а не просто от числа строк текста программы, так что точные цифры, с помощью которых были выражены предыдущие соображения, не следует воспринимать слишком серьезно.

Существенным критерием при разработке языка была простота. Там, где возникал выбор между упрощением руководства по языку и другой документации и упрощением компилятора, выбиралось первое. Огромное значение также предавалось совместимости с Cи, это помешало удалить синтаксис Cи.

В Си++ нет типов данных высокого уровня и нет первичных операций высокого уровня. В нем нет, например, матричного типа с операцией обращения или типа строка с операцией конкатенации. Если пользователю понадобятся подобные типы, их можно определить в самом языке. По сути дела, основное, чем занимается программирование на Си++ - это определение универсальных и специально-прикладных типов. Хорошо разработанный тип, определяемый пользователем, отличается от встроенного типа только способом определения, но не способом использования.

Исключались те черты, которые могли бы повлечь дополнительные расходы памяти или времени выполнения. Например, мысли о том, чтобы сделать необходимым хранение в каждом объекте ”хозяйственной” информации, были отвергнуты. Если пользователь описывает структуру, состоящую из двух 16-битовых величин, то структура поместится в 32-битовый регистр.

Си++ проектировался для использования в довольно традиционной среде компиляции и выполнения, среде программирования на Cи в системе UNIX. Средства обработки особых ситуаций и параллельного программирования, требующие нетривиальной загрузки и поддержки в процессе выполнения, не были включены в Си ++. Вследствие этого реализация Си++ очень легко переносима. Однако есть полные основания использовать Си++ в среде, где имеется гораздо более существенная поддержка. Такие средства, как динамическая загрузка, пошаговая трансляция и база данных определений типов могут с пользой применяться без воздействия на язык.

С развитием возможностей вычислительной техники объём функциональности и сроки реализации кода на ассемблере уже не устраивали. Затраты для написания, тестирования и сопровождения программ росли на порядок быстрее их возможностей. Необходимо было снизить требования от программиста в плане знаний функционирования аппаратуры, дать ему инструмент, позволяющий писать на языках, приближенных к человеческой логике. Перейти к новому уровню типов языков программирования. Предоставить возможность разбивать на разнообразные модули с дальнейшим последовательным вызовом (парадигма процедурного программирования), предоставить различные типы данных с возможностью их конструирования и т. п.

Дополнительно эти меры привнесли улучшенную переносимость кода на другие платформы, более комфортную организацию командной работы.

Одним из первых языков, поддерживающий всё вышеперечисленное был разработанный в 50-е годы прошлого века Фортран. Возможность создавать в текстовом виде с описанием логики выполнения используя циклы, ветвления, подпрограммы и оперируя массивами и представляя данные в виде вещественных, целых и комплексных чисел приводила инженеров и учёных в восторг. За короткое время были созданы научные «фреймворки» и библиотеки. Всё это и стало следствием того, что Фортран и поныне имеет актуальность, пусть и в узкой научной среде, и развивается, так как багаж наработок очень велик, одна только библиотека IMSL активно развивается с 1970 (!) года.

Другая ветка развития языков этого уровня – C. Если Фортран стал инструментом учёных, то C создавался в помощь программистам, создающим прикладное ПО: операционные системы, драйвера и т. д. Язык позволяет вручную управлять распределением памяти, даёт прямой доступ к аппаратным ресурсам. C-программистам приходится контролировать низкоуровневые сущности, поэтому многие придерживаются мнения, что язык C – усовершенствованный ассемблер и его часто называют языком «среднего» уровня. Привнеся в ассемблер типизацию данных, элементы процедурного и модульного программирования язык C и сегодня является одним из основных для системного программирования, чему также способствует и бурное развитие микроэлектроники в последнее время. Всевозможные гаджеты, контроллеры, сетевые и прочие устройства нуждаются в драйверах, реализации протоколов для совместной работы и прочем относительно низкоуровневом ПО для реализации взаимодействия с аппаратурой.

Плюсы:

Упрощение процесса создания кода: введение типов, разбивка на модули, сокращение листинга программ.

Прозрачная логика заложенного алгоритма вследствие ухода от машинных кодов к более понятным для человека командам в семантически описательном стиле.

Переносимость. Стало достаточно перекомпилировать текст программы для выполнения на другой платформе (возможно, с небольшой модификацией).

Скорость откомпилированных программ.

Минусы:

Отсутствие автоматического управления памятью и необходимость постоянного её контроля.

Отсутствие реализации концепций объектно-ориентированного и функционального программирования.

Таким образом, все вышеперечисленное способствует востребованности языка и в настоящее время. Объектно-ориентированные и функциональные принципы получили дальнейшее развитие в виде C++, C#, Java, взяв многое от синтаксиса C.

3.10 Развитие языков высокого уровня

Высокоуровневые языки программирования, в плане создания ПО, стали всё по большей части удаляться от машинных кодов и реализовывать различные, помимо процедурного, парадигм программирования. К ним относят также и реализацию объектно-ориентированных принципов. C++, Java, Python, JavaScript, Ruby… – спектр языков данного типа наиболее популярен и востребован сегодня. Они предоставляют больше возможностей для реализации разнообразного ПО и нельзя однозначно определить «специализацию» каждого из них. Но популярность применения в соответствующих областях обусловлена библиотеками/фреймворками для работы с ними, например:

JavaScript – Frontend. Язык был разработан для взаимодействия клиентского веб-браузера с пользователем и удалённым сервером. Наиболее популярные библиотеки: Angular, React и VUE. В данное время относительно активно употребляется и на web и т. п. серверах (backend), особенно популярен Node.js.

Ruby – Backend. Применяется для создания скриптов (служебных сервисных файлов) и на web серверах. Основной фреймворк - Ruby On Rails.

Python – научная и инженерная сфера (помимо веб-области). Является альтернативой стандартным вычислительным и математическим пакетам (Mathematica, Octave, MatLab…), но имеет привычную семантику языка и большое число библиотек. Имеет много поклонников в области систем машинного обучения, статистики и искусственного интеллекта. Из часто используемых библиотек необходимо упомянуть django, numpy, pandas, tensorflow.

С++ – Универсал, эволюционное развитие языка C. Предоставляет возможности функционального и объектно-ориентированного программирования и не потеряв при этом способность низкоуровневого взаимодействия с аппаратным обеспечением. За счёт чего реализуется производительность и гибкость при создании ПО, но и цена соответствует: высокий порог вхождения за счёт сложной спецификации языка, необходимости самостоятельного контроля за ресурсами при выполнении программы. Многие однопользовательское и системное программное обеспечение написано с его применением: модули операционных систем (Windows, Symbian…), игры, редакторы (Adobe Photoshop, Autodesk Maya…), базы данных (MSSQL, Oracle…), проигрыватели (WinAmp…) и т. д. [16]

Следует отметить, что современное программное обеспечение является сложным продуктом, в разработке которого используется сразу несколько языков программирования и расставлять степень участия каждого из них в общий результат бывает весьма затруднительно.

В последнее время набирает популярность и иной вид программирования - функциональное (дальнейшее развитие уровня языка). Здесь уже другой вид абстракции для вычислений – функции, которые берут в качестве аргументов набор функций и возвращают другую. Роль переменных играют те же функции (привычные нам переменные – просто константные выражения, аналогичные final перед объявлением типа в Java). Собственно функция замкнута в своей области видимости, результат её работы зависит только от переданных аргументов. Отсюда вытекают два замечательных свойства:

Для тестирования нам необходимы только аргументы функций (результат работы не зависит от внешних переменных и т. п.).

Программа в функциональном стиле чудесным образом готова к параллельной работе: последовательные вызовы функций можно пускать в соседних потоках (так как на них не действуют внешние факторы) и им не нужны блокировки (то есть, проблемы синхронизации отсутствуют). Хороший стимул уделить время этой теме, учитывая повальное распространение многоядерных процессоров.

Однако и порог вхождения выше, чем для ООП: для эффективного кода необходимо строить программу, описывая в виде функций алгоритм выполнения. Но также для чистого функционального стиля неплохо бы знать азы логики и теории категорий. Наиболее популярные – Haskell, Scala, F#. Но не бойтесь, в Java (как и в других современных языках третьего поколения) появились элементы функционального программирования и их возможно комбинировать вместе с ООП [16].

Таким образом, область логического программирования (следующий уровень языков) пока не нашла широкого практического применения в силу малой востребованности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изобретение языка программирования высокого уровня позволило общаться с машиной, понимать ее, если конечно нам знаком используемый язык. Проще говоря, мы в нашем развитии науки программирования пока что с ЭВМ на вы.

Если обратить внимание на рост и развитие новых технологий в области программирования, то можно предположить, что в ближайшем будущем знания человека в этой области помогут создавать языки, способные принимать, обрабатывать и передавать информацию в виде мысли, слова, звука или жеста.

Думая об этом, хочется верить в прогресс науки и техники, в высоко-компьютеризированное будущее человечества, как единственного существа на планете, даже если не через один, определенный разговорный язык, но способны прогрессировать и развивать свой интеллект так быстро, что перехода от многоязыковой системы к всеобщему пониманию долго ждать не придется.

В настоящее время самые распространённые – языки ООП. Java, с момента возникновения, всегда находится в топе, обычно в тройке, востребованных языков. Помимо ООП, содержит элементы функционального программирования, и комбинировать разные стили составления ваших программ. Спектр применения Java весьма широк – это бизнес задачи, реализация веб-серверов (backend), основной язык создания Android-приложений, кроссплатформенные среды программирования и рабочих мест (IDE/АРМ) и моделирования и многое другое. Особенно сильны позиции Java в Enterprise секторе – области корпоративного программного обеспечения, которая требует качественный и долгоживущий код, реализацию самых сложных бизнес-логик.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абель, Питер Язык ассемблера для IBM PC и программирования / Питер Абель. - М.: Высшая школа, 2018. - 448 c.
  2. Александреску, Андрей Язык программирования D / Андрей Александреску. - М.: Символ-плюс, 2016. - 371 c.
  3. Аммерааль, Л. STL для программистов на C++ / Л. Аммерааль. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 240 c.
  4. Бенкен, Е.С. PHP, MySQL, XML. Программирование для Интернета (+ CD-ROM) / Е.С. Бенкен. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 830 c.
  5. Бизли, Дэвид М. Python. Подробный справочник / Бизли Дэвид М.. - М.: Символ-плюс, 2018. - 393 c.
  6. Братко, И. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллека / И. Братко. - М.: Мир, 2018. - 560 c.
  7. Вайнгартен, Ф. Трансляция языков программирования / Ф. Вайнгартен. - М.: Мир, 2016. - 192 c.
  8. Василий, Усов Swift. Основы разработки приложений под iOS / Усов Василий. - М.: Питер, 2016. - 399 c.
  9. Глушков, В. Алгебра. Языки программирования / В. Глушков, Г. Цейтлин, Е. Ющенко. - М.: Наукова думка, 2017. - 320 c.
  10. Душкин, Р. В. Практика работы на языке Haskell / Р.В. Душкин. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 288 c.
  11. Дьяконов, В.П. Simulink 5/6/7. Самоучитель / В.П. Дьяконов. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 784 c.
  12. Кауфман, В. Ш. Языки программирования. Концепции и принципы / В.Ш. Кауфман. - М.: ДМК Пресс, 2019. - 268 c.
  13. Кнастер, Скотт Objective-C. Программирование для Mac OS.X и iOS / Скотт Кнастер , Вакар Малик , Марк Далримпл. - М.: Вильямс, 2016. - 304 c.
  14. Кочан, Стивен Программирование на Objective-C 2.0 / Стивен Кочан. - М.: ЭКОМ Паблишерз, 2015. - 608 c.
  15. Кристиан, К. Руководство по программированию на языке Модула-2 / К. Кристиан. - М.: Мир, 2019. - 464 c.
  16. Лавров, С. С. Универсальный язык программирования / С.С. Лавров. - М.: Наука, 2015. - 196 c.
  17. Липовача, Миран Изучай Haskell во имя добра! / Миран Липовача. - М.: ДМК Пресс, 2017. - 199 c.
  18. Макаров, А. В. Common Intermediate Language и системное программирование в Microsoft. NET / А.В. Макаров, С.Ю. Скоробогатов, А.М. Чеповский. - М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 328 c.
  19. Мастицкий, С. Э. Статистический анализ и визуализация данных с помощью R / С.Э. Мастицкий. - М.: ДМК Пресс, 2015. - 673 c.
  20. Мэйерс, С. Эффективное использование С++: моногр. / С. Мэйерс. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 300 c.
  21. Рутм, Г. CUDA Fortran для инженеров и научных работников. Рекомендации по эффективному программированию / Г. Рутм, М. Фатика. - М.: ДМК Пресс, 2017. - 364 c.
  22. Стивен, Кочан Программирование на Objective-C / Кочан Стивен. - М.: Эком, 2019. - 729 c.
  23. Ульман, Ларри Основы программирования на PHP / Ларри Ульман. - М.: ДМК Пресс, 2017. - 288 c.
  24. Фаулер, Мартин UML. Основы. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования / Мартин Фаулер. - М.: Символ-плюс, 2017. - 192 c.
  25. Фролов, Г. Д. Практический курс программирования на языке PL/1 / Г.Д. Фролов, В.Ю. Олюнин. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2017. - 384 c.
  26. Фролов, Г. Д. Элементы информатики / Г.Д. Фролов, Э.И. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 2015. - 308 c.
  27. Харрингтон, Д. Проектирование объектно-ориентированных баз данных / Д. Харрингтон. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 272 c.
  28. Хелибайк, Чак Программирование PIC-микроконтроллеров на PicBasic (+CD-ROM) / Чак Хелибайк. - М.: Додэка XXI, 2017. - 336 c.
  29. Чезарини, Ф. Программирование в Erlang / Ф. Чезарини. - М.: ДМК Пресс, 2015. - 843 c.