Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

После смерти отца воспитанием меня и брата занималась бабушка. Бабушка была человеком сильной воли, от одного общения с ней мы позитивно заряжались, эмоционально обогащались и хотели жить. То время не было таким быстрым в отношении ритма, не было такого засилья компьютера. То было славное время!

Бабушка была просто мастерица, она внимательно смотрела на нас и буквально уводила в волшебный мир, где не было болезни, нищеты, а главное не было проблем. Она не говорила нам сидеть тихо, мы сами подтягивались к ней и завороженно слушали про богатых, бедных, умных, сильных, красивых душой людях. Она была для нас всесильной, потому что многое знала, умело рассказывала сказки.

В сказках был свой мир, свои правила, никто никого не обижал, всегда хорошим был конец, и всегда мы что-то извлекали полезное, мы переживали за Алдара Косе, за Шахеризаду, за бедных, но умных людей, мы жили их жизнью. Мы были маленькими и не знали силу сказки. Тогда мы и не задумывались, что сказка может лечить, корректировать - исправлять, что она является терапией для маленьких детей и для взрослых, исцелением.

Еще обучаясь в педагогическом колледже, я поняла, что тем детям, которым в детстве читали сказки, учеба давалась легче, они быстро читали, целыми предложениями, могли доступно и просто изложить свои мысли. На дворе не только экономический, но и социальный, культурный кризис. Родители занимаются тем, чтобы удовлетворить потребность ребенка в еде, какие там сказки, да и нет времени для развития своего ребенка. А бедные дети лишены духовности, какие-то жестокие мультики («Счастливые лесные друзья» - черный юмор), где отрезают головы. А как же тогда знакомство со словами быта, ремесла, традиции. Ведь слушая сказку, мы знакомимся с народными традициями, обрядами, народным языком.

К сожалению, дети большую часть времени проводят за компьютером. Детские психологи считают это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Некоторые люди почему-то считают сказку детским занятием, но она обращена к чистому, детскому началу каждого человека. Через восприятие сказки мы развиваем его внутренний мир, развиваем смекалку, фантазию, учимся сопереживать.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее проверенные и эффективные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также они формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного метода является если не ошибкой, то заметным упущением со стороны родителей и образовательных учреждений.

Объектом нашего исследования является метод сказкотерапии.

Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: под воздействием сказки снижается уровень негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

1) изучить состояние проблемы коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста по данным современной литературы.

2) выявить динамику снижения проявлений негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста под воздействием сказкотерапии.

1. Теоретические подходы к проблеме коррекции личностного развития детей дошкольного возраста методом сказкотерапии

1.1.Возрастные особенности и развитие психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Личностное развитие ребенка начинается в дошкольном детстве. Компонентами личностного развития являются понимание ребенком своего места в окружающем мире и вторая сторона - это развитие воли и эмоциональной сферы. [1, с.123] В своей работе я сделала основной упор на один из компонентов личностного развития – развитие эмоциональной и волевой сферы.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются [1, с.56].

Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей среды себя и своих родственников. А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Стрелкова, Л.А. Абрамян – отечественные психологи, занимавшиеся исследованием эмоциональной сферы ребенка - дошкольника выделяют следующие особенности формирования эмоциональной сферы: [1, с. 43]

  • более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;
  • эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;
  • эмоциональные процессы более управляемые;
  • развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым).

Ребенок должен знать, как он выполнил дело, должно быть одобрение со стороны взрослых.

При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка. Стимул работать дальше пропадает, ребенок начинает тревожиться, при положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого и у него появляется моральный стимул. [2, с.25]

В этот период у ребенка сильно завышена самооценка, появляются новые мотивы (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности) - появляется способность оценивать свое поведение.[2, с.10]

Весь дошкольный возраст чувства властвуют над ребенком. [2, с.29] От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. Ребенок с помощью языка чувств, улыбки, позы, интонации передает свои переживания.

Лучшим наблюдением за эмоциями для меня явилась работа в детском саду. Я заметила, что к концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься. День дошкольника насыщен, наполнен эмоциями настолько, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения [3, с.56].

В возрасте 3 – 7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан А.В. Запорожцем [2, с.181]. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов, как сочувствие другому человеку, сопереживание – без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей [1, с.41].

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений, из-за чего образные представления и приобретают эмоциональный характер. Вся деятельность ребенка – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д. – должно окрашено эмоцией. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития [2, с.8].

Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия малыша и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию.

Особенно это важно в том случае, когда 5-6 –летний ребенок переходит в другой сад. Так было с Исаковым Олегом, мальчиком 5 лет, прибывшим из сада «Колокольчик» потому, что родители купили квартиру, а он так остро чувствовал свою незащищенность, у него было нарушено эмоциональное благополучие.

Общительность и доброжелательность взрослого выступили как условие развития положительно любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми. Все, кто работает с детьми, (психологи, воспитатели, няни, педагоги) должны стремиться к установлению тесного контакта с ребенком, только при его установлении, наладятся взаимоотношения с детьми. Взрослым нужно знать происхождение, а также стараться глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним. [3, с.15]

Ситуация ставит конкретную задачу, решение которых зависит от двух факторов: с одной стороны от его потребностей, умения подчиняться нормам поведения, с другой стороны от доминирующего в данный момент чувства, вызванного обстоятельствами.

Известным психологом А.Н Леонтьевым было показано, что с 3 лет деятельность ребенка все более побуждается и направляется известным соподчинением мотивов и выражается в активном и сознательном соподчинении действия. [11, с.25]

Л.С Выготский, С. Рубинштейн считают, что эмоции подобно умственным и волевым процессам формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом норм и идеалов.

По-моему, ребенок должен с детства понимать стыд, жалость, сострадание, отказываться от своих интересов для более важного общественного Превращаясь в мотив поведения ребенка, они становятся сдерживающей силой в его взаимоотношениях с окружающими [2, с.44].

Если у малыша развито чувство жалости, симпатии он не будет издеваться над котенком, над другими детьми, чувства стыда и совести не разрешат ему совершать плохие поступки.

Поэтому надо развивать у ребенка моральные чувства, доброе отношение к детям, к пожилым людям - этот процесс длительный, сложный, формируется на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Ребенок жалеет, сострадает под воздействием взрослых. А когда взрослые говорят («Как тебе не стыдно?») у дошкольника появляются первые реакции стыда, совести. К шести годам у ребенка формируются социальные чувства. Дети младшего и среднего возраста не отдаются целиком захватывающему чувству. Стоит перед ними появиться какому-то объекту и эмоциональная реакция снижается. У детей старшего возраста устойчивость нравственных чувств повышается. [4, с.16]

В дошкольном возрасте чувства реализуются очень быстро. Если мама наказывает сестру, брату жалко её, он дает ей свои фишки, наклейки, просит маму ее простить. Необходимо в ребенке закладывать ростки положительного отношения к себе, к окружающим, к животным. В первые три года жизни ребенка его стержень личности и будет определять поведение ребенка в разных ситуациях [5, с.15]. Поэтому, я считаю, воспитателям надо знать, какой направленности основной стержень личности – положительный или отрицательны. Я уверена, что взрослые заинтересованы в воспитании всего хорошего у ребенка. До трех лет у малыша развивается и положительная моральная направленность, это такие, как желание помочь, сделать добро. Таким образом, мы можем сделать вывод:

  1. Чувства и эмоции формируются в процессе общения ребенка со своими сверстниками
  2. При общении ребенка с другими людьми, поступки это самый важный источником чувств являются, гнев, нежность, радость.

В семье, где неправильное обращение с ребенком может привести к таким последствиям:

  • К страху - при наказании мамы, когда малышу что- то угрожает. [5, с.146] Мама говорит, что в наказание ты будешь, стоят в темной комнате. Ему внушен родным человеком страх темноты. И каждый раз темнота его будет пугать.
  • К ревности, когда родители сильно любят недавно родившегося второго ребенка.
  • К сильной привязанности к маме, когда ушел из семьи отец. Ребенок не будет общаться со своими сверстниками.
  • Эмоциональное единство будет развито в группе, когда дети совместно разукрашивают ракету.
  • Чувства и эмоции очень сильно развиваются у дошкольников в игре, где они переживают победу, поражение
  • На танцевальных и музыкальных занятиях, когда дети испытывают определенные чувства.
  • 1.2.Сказкотерапия и коррекция личностного развития детей дошкольного возраста

Я долго искала ответ на вопрос: «Что же такое сказкотерапия?»

Терапия – термин употребляется в медицине. «Сказкотерапия» – «лечение сказками» [6, с.46]. Вообще понятия, имеющие в своем составе «терапия» не получили применения в системе образования. Ведь в функциональных обязанностях воспитателя не предусмотрены психотерапевтические процедуры. Более того: медики периодически подчеркивают, что это не психологический метод. Но воспитатели используют эти методы в развивающих целях.

Но сказкотерапию назвать клиническим психотерапевтическим методом тоже вроде бы нельзя. Во всяком случае, в солидной и серьезной «Психотерапевтической энциклопедии», вышедшей в 1999 году под редакцией Б.Д.Карвасарского, ничего я не нашла. Значит, все-таки это психологический метод? Но сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, И каждый специалист находит в сказке то, что помогает ему решать его профессиональные задачи.

Первую психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда она наиболее ярко и образно иллюстрирует основную мысль психолога при формулировании «обратной связи» клиенту [6, с.38]. 

Рассказывая сказку, человек становится ближе дошкольнику. Следовательно, от воспитателя требуется проявление открытости и искренности. 
Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации, для создания эффективной обстановки общения. [6, с.39]

Таким образом, мною был изучено практическое применение сказкотерапии в работе воспитателя. Я пришла к выводу, что использование сказкотерапии не ограничивает спектр работы воспитателя, а только расширяет и обогащает, положительно влияя не только на детей, обратившихся к специалисту, но и на самого воспитателя. Сказкотерапию можно использовать и как самостоятельный метод работы с проблемой.

С каких пор применяется метод сказкотерапии? Он был создан в 90-е годы в России, у истоков его стояли ученые Е.Романова, А.Гнездилов, Т.Сытько, Ю.Тележко, Г.Николаева, Д. Протасова, Т. Грабенко и многие другие. В своей работе они опирались на опыт: Выготского, Эльконина, Фрейда, Фрома, Юнга [7, с. 14].

Сказкотерапия сегодня - это новое, самостоятельное, молодое направление в психологии.

Ведущими идеями сказкотерапии являются

  • осознание ценности своей жизни,
  • понимание причинно - следственных связей, событий и поступков,
  • познание мироощущения,
  • внутреннее ощущение гармонии и силы [8, с. 64].
  • взаимодействие с окружающим миром.

Какие же существуют подходы к анализу сказок? Самый первый - бихевиоральный или поведенческий - относится к сказкам как к описанию возможных форм поведения. Сказки могут объяснить ребенку - что будет, если… Пример из «Репки»: не получается - зови кого-нибудь, пробуй еще раз, привлекая разные способы.

Трансактный анализ обращает основное внимание на взаимодействия ролей в сказках. Каждый персонаж может описывать отдельного реального человека, одну определенную роль, которую человек может играть. Эрик Берн описал, как может себя вести Спящая Красавица или Красная Шапочка.

Юнгианская «Аналитическая психология» рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. [1, с. 105]

Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц-сознание - ищет принцессу-аниму, женское начало и в процесс вовлечены его слепая агрессия (дракон), мудрость (лесной старичок-советчик). В сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сказку малышу рассказывает тот человек, которому он доверяет, ребенок засыпает, сказка внушает модель поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии. [8, с. 22]

Можно сказать, что сказка несет в себе» сообщение», послание», как гипноз. В ходе сказки происходит превращение – трансформация.

Происходит взросление и ребенок переживает все это.

Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуализации, которое не взросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. [8, с.5]

Чтобы понять в чем преимущество того или иного метода, я изучила труды различных авторов. Так, Бюлер изучала роль сказки в развитии подростка. По ее мнению, герои сказок выполняют ту же работу, что и все люди: едят, пьют, работают, женятся. [6, с.20]

Я узнала, у детей-дошколят преобладает «правополушарный «тип мышления. Значит, для них необходимы яркие образы, чтобы ребенок развивался, для выполнения социальной роли в будущем. В каждой семье должна быть с детства заложена хорошая традиция чтения сказок с последующим обсуждением. Если этого нет, то у малыша пассивный банк знаний, а когда действия сказочных героев анализируются и предлагают примерить ребенку на себя его роль, роль персонажа, сравнить ее с реальным миром, то знания становятся активными.

Таким образом, я познакомилась с разными источниками по данной теме, трудами авторов – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Ш.Коппа, исследования и опыт Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, работы Адлера, Э. Берна, идеи К.Г. Юнга и М.Л. Фон Франц, и др. и их вклад в развитие метода сказкотерапии, я пришла к выводу, что сказочные фантазии ребенка оказывают воспитателям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

Исследованием роли сказок в работе с детьми сегодня занимаются М.А. Поваляева, Д. Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А Черняева и многие другие. [9, с.190]

Из всего сказанного можем сделать вывод:

  • Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя целенаправленное и научное использование в работе с детьми стал получать более десяти лет назад.
  • Метод работы со сказкой является сегодня одним из освещаемых в современной литературе и самым перспективным.

Что же такое сказка? Для нахождения определения я обратилась к энциклопедическому литературному словарю. Сказка - это один из жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, художественное произведение, волшебное, авантюрное или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы [11, с.29].

Сказки подразделяются в зависимости от психологического влияния, воздействия человека. Так, Т. Д. Евстигнеева выделяет пять видов сказок [8, с. 20].

Рис. 1. Схема современной дифференциации сказок

К художественным сказкам мы относим сказки, которые создал народ и авторские истории. Собственно это и принято называть: сказки, мифы, притчи, истории [10, с.75]. Самые древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Сказки и мифы одинаковы по своей основе. В них единство природы и человека. В народных сказках заключается важные для нас идеи:

  • Окружающий мир для нас, людей - живой. Он может заговорить в любой момент. Так в сказке » Гуси-лебеди» говорит печка, речка, яблоня [8, с.45].
  • Ожившие объекты окружающего мира могут сами выполнять действия, они имеют право на самостоятельную жизнь. [9, с.13]
  • Есть зло и добро. Добро всегда побеждает.
  • Самое ценное дается через труд, испытание, а что дается без труда, даром, быстро уходит. Так, например, в «Сказке о золотой рыбке» наказав старуху за жадность, все вещи ушли (корыто, дом).

Так как жизнь имеет много граней, сюжеты сказок многообразны.

Сказки о животных. В них показываются отношения между животными и людьми. Дети - дошколята себя сравнивают с животными. Так в нашей группе Дима Колпаков один день берет на себя роль собаки, другой день он – кошка. Эти сказки нравятся детям.

Бытовые сказки. Они о нашей жизни, хотим мы или нет, реальность вносит свои коррективы. [10, с.36]Так Алина, вместо отца в сказке « Жила - была женщина с мужем», говорит «Жила – была женщина со своим сожителем».

Волшебные сказки. Это самые любимые и увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря им наши дети получают сведения о духовном развитии человека, учатся жизненной мудрости. [10, с.16]

Мне очень понравилась цитата из книги Карпова Алексея Валерьевича «Мудрые зайцы, или разговаривать с детьми и сочинять для них сказки».

В это книге говорится так: «Может быть, это мои сказочные фантазии, но мне кажется, что мы с тобой сидим в полутемном то ли помещении, то ли каком-то другом месте и слушаем то, что тут возникает. Но скажи: кто из всех нас не хочет, чтобы его любили?! Сказка – это любовь. Я слушаю или читаю ее и ощущаю, что кто-то подарил мне тепло, радость, интерес, тайну… Ты можешь сказать: другой человек, Бог, сами сказки, мир... Любовь прикоснулась к нам – это самое важное. Рассказывая сказку или записывая ее на бумагу, ты ощущаешь поток любви. Ты его проводник. Но за всем этим должна стоять любовь». [10, с.63]

Какие же бывают виды сказок?

  • Авторские сказки самые образные и трепетные. Они рассказывают нашим детям истории о частной жизни, что очень важно для понимания мира, расширения кругозора.
  • Дидактические сказки. Методист нашего сада сама создает сказки, связанные с тем или иным предметом. Ольга Ивановна в них «прячет» свои задания. У нее абстрактные символы (звук, буква, цифра, арифметические действия) становятся живыми предметами, наглядно раскрывает смысл и значение определенных знаний.
  • Говоря о психокоррекционных сказках не смогу не назвать нашего психолога Нелю Адамовну, работает она в коррекционном саду. С помощью сказки психолог буквально лечит маленького человечка, восполняет недостатки в знаниях.
  • Медитативные сказки создаются, как пишет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева с целью накопления положительного опыта, снятия стрессов, создание лучших моделей взаимоотношения с целью, развития личностных потенциалов. Главное назначение медитативной сказки - сообщение правильных моделей взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром. Поэтому отличительные особенности медитативных сказок - это отсутствие конфликтов и злых героев [6, с. 20].

Психокоррекционные сказки созданы для более мягкого влияния на ребенка. [7, с.171]

Психотерапевтические сказки создаются для того чтобы ребенок мог узнать себя, слушая эту сказку. Обычно эти сказки составляются самими воспитателями или психологами. В поведении детей - дошкольников очень часто встречаются нарушения поведения (вспыльчивость, пассивность, агрессивность, гиперактивность), отставания в развитии детская нервность (страхи, неврозы, невропатия) Осложнения личностного развития и психического происходят по двум причинам:

1) минимальные поражения нервной системы;

2) ошибки воспитания.

Эти оба фактора действуют одновременно, поскольку взрослые часто игнорируют и недооценивают эти особенности нервной системы ребенка или же пытаются исправить неадекватными воспитательными воздействиями. [8, с.7]

Важно найти причины, которые тревожат ребенка родителей, и наметить пути коррекционной работы с этим ребенком, записать симптомы нарушений психического развития детей, подходят ли они этому ребенку или же являются болезненными формами. Работа по коррекции должна начинаться рано.

Своевременность психологической помощи - главное условие ее успешности и эффективности [12, с.38].

  1. Вспыльчивость. Такой ребенок, по- моему, устраивает истерику,

плачет, злится, хотя агрессии не проявляет. Вспыльчивость - это выражение отчаяния и беспомощности, чем показ характера. Но вспыльчивость причиняет ребенку и взрослым неудобства, поэтому требуют преодоление. [11, с. 182]

Мне, кажется, нам, воспитателям, надо предупреждать приступ вспыльчивости. Надо отвлекать ребенка, сделать так, чтобы он забыл, надо чтобы он свои эмоции словами рассказал. Со стороны взрослого нужен спокойный эмоциональный тон. На этой ступени старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не уступает ребенку только ради того, чтобы не получился припадок, однако важно оценить, действительно ли запрещения взрослого имеет принципиальное значение, не обманывает ли ребенок. [11, с.12]

  1. Пассивность. Родители и воспитатели считают его тихоней, «скром

ным», однако все это не так. Причину его такого поведения надо, конечно, искать в семье. Ребенок застенчивый, подавленный, скромный. К таким детям надо подходить очень постепенно, не ломая его душу. Возможно, это у него такая ответная реакция на те неурядицы, проблемы, что происходят дома. Я вспоминаю нашего воспитанника Диму Мальцева,5 лет, сына учителя математики, который под сильным волнением выдергивал у себя волосы, стучал ногами по полу. Поэтому взрослым надо выяснить причины такого поведения, возможно, это будут доверительные отношения или установление контакта, общих каких-то дел. Нужно попросить ребенка выразить свои чувства, обратить внимание после каких дел или переживаний Дима так поступает. Именно доверие, тесный контакт с родителями разрешит ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания [10, с.142].

Возможно причина пассивного отношения - малый опыт общения с людьми, страх незнакомых людей, особенно взрослых. Чем больше мы помогаем ребенку, тем больше ребенок привязывается к нам, поэтому не надо опекать ребенка, а дать ему большую уверенность в себе, делать так , чтобы он научился сам общаться с незнакомыми взрослыми людьми.

  1. Агрессия. Выделяют два вида агрессии у детей. Ребенок боится быть

травмированным, получит повреждения, поэтому он сам вперед совершает эту агрессию. К тому же за агрессией кроется страх [9, с.23].

Когда ребенок переживает обиду или на душе у него плохо, у него рождается страх. Страх образуется потому, потому что нарушены отношения с обществом, с взрослыми, которые его окружают. Ребенок выступает против этого, применяя физическую агрессию.

Если его обидела мама, то он режет ножницами ее любимое платье , выбрасывает лак для ногтей. Бывает так, что агрессия и разрушительность совпадают, тогда ребенок берет вещи мамы или папы, того кто его обидел и кидает в них. В таком случае необходимо внимание ребенку. Физическая агрессия выражается, в том, что ребенок ломает вещи, оскорбляет, ругается, нецензурно выражается. Он хочет почувствовать себя сильным уверенным, отомстить взрослым за нанесённые обиды. Иногда ребенок выражается нецензурно, но он не знает смысла слов, все говорят, и он повторяет, ребенок выбрасывает свои эмоции с целью досадить кому- либо [9, с.154].

Бывает, что браные слова являются просто средством выражение эмоции. Ребенок разлил молоко, его нечаянно задели, он упал. Взрослым надо научить ребенка заменителям браных слов («пропади - пропадом,» «елки- палки») [12, с.38]. Взрослые должны дать почувствовать, что кроме агрессии есть положительное. Пусть ребенок привлекает внимание более приятно с точки зрения ответной реакции. Надо ребенку пережить удовольствие от показа нового навыка.

  1. Педагогическая запущенность - это отставание в развитии ребенка, в

котором виноваты педагоги и родители. Почему ребенку 5 лет, а он отстаёт в развитии? Родители уделяли большое внимание работе, построению новой семьи, родам, а ребенок остался неразвитым. Так, в старшей группе сада «Ромашка» воспитывается Ольга Климова, 5 лет, а она не умеет считать до 10, а словарный запас маленький, трудно ей даются предметы: «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие речи». Она фактически должна уже быть готова к школе. Родители «спихнули» ребенка воспитателю, который испугался, проблем ребенка. Единственный выход: нужна своевременно индивидуальная работа с ребенком, развивающие занятия, чтобы он догнал своих сверстников [10, с.129] .

  1. Задержка психического развития. Откуда берутся дети ЗПР? Дети

с задержкой психического развития ежегодно пополняют коррекционные сады, школы. Этих детей не надо путать с педагогически запущенными детьми и с детьми умственно отсталыми. У них нет нарушения крупных поражений мозговых структур, быстрая утомляемость, незрелость сложных форм поведения, истощение. Возможно, мама испытывала стресс при беременности, патология при родах, может врождённые болезни плода, перенесенные в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями [12, с.49].

Если своевременно мы окажем таким детям помощь, проведем коррекционную работу, эти процессы будут обратимыми. Изменятся его взгляды на мир, меняются отношения с окружающими. Возможно, ребенок будет контролировать свои эмоции, осознавать их [8, с.30]. Но сама по себе, эмоциональная сфера не развивается. Ее необходимо развивать. То, что писал Л.С Выготский о феномене «засушенного сердца», когда отсутствуют чувства. На отсутствие чувств влияет засилье техники в жизни, в котором участвует ребенок [2, с.15].

Просиживая у телевизоров, компьютеров наши дети перестали интересоваться чтением, не знают, как общаться друг с другом, речь не очень развита, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Самой удобной для работы является классификация Изарда, которая основана на эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными [2, с.21]. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса). Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его» [14, с.55].

Л.П. Стрелкова предполагает выделение следующих параметров:

1. Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

2. Разделение и толкование эмоциональных состояний других людей;

3. Широта, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

4. Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере [1, с.31].

Образы сказок обращаются к двум психическим уровням: уровню подсознания и уровню сознания, это создает возможности при общении. Особенно это важно для коррекционной работы. Есть такие формы сказки: психологическая подготовка, напряжение эмоциональной ситуации общения, символическое реагирование эмоциональных и психологических стрессов, принятие своей физической активности в символической форме [5, с.19]. Возможности сказки такие:

  1. Использовать сказку как метафору. Образы сказок и текст создают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
  2. Рисование по мотивам сказки. Ассоциации ребенка проявляются в рисунке, затем возможен анализ графического материала.
  3. Обсуждение мотивов действия и поведения, что может служить поводом к обсуждению человека, его поведения персонажа : хорошо-плохо.
  4. Проигрывание отдельных эпизодов дает возможности взрослым и детям почувствовать эмоциональные ситуации и проиграть эмоции.
  5. Использование сказки как притчи-нравоучения. С помощью метафоры разрешить ситуации.
  6. Творческая работа (переписывание сказки, дописывание сказки, работа со сказкой). [1, с.33]

Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Основные приемы работы со сказкой

  1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за

каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на такие к примеру вопросы:

  1. «О чем эта сказка?»
  2. «Кто из героев тебе больше понравился?»
  3. «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои, или только плохие?»

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. [4, с.13] Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. [132] Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материл. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4 . Постановка сказок с помощью кукол. Чем же привлекательны сказки для психокоррекции и развития личности?

1. В сказках, мы заметили, нет как в реальной жизни, назиданий, которые не нравятся детям. События естественные, имеют логику, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. [2,с.19]

2. Посредством сказки ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений. В сюжетах сказок выражены проблемы, которые переживает человек. И всегда побеждает добро.

Таким образом, читая или слушая сказку, ребенок усваивает, это делает его мудрее, благороднее, лучше.

3. В сказке нет конкретного места, где проходят события, у персонажа нет имени. [1, с.13] Герой – собирательный образ и поэтому ребенок себя идентифицирует с ним, проходит вместе с ним через испытания.

4. В сказке интригующий сюжет, много волшебства, слушатель активно воспринимает это, учится на примерах героев. Т.Д. Зиновьева-Евстигнеева

вложила в работу всю душу, разработала приемы, воспитывающие положительную самооценку у ребенка [5,с. 20].

Психолог в известной книге «Основы сказкотерапии» ненавязчиво учит детей, что надо не терять надежду. В сказке говорится о Пандоре, которая из-за любопытства открыла крышку ящика, из нее посыпались болезни, беды, несчастья. А Надежда застряла в уголках ящика, поэтому говорится в пословице «Надежда умирает последней». Пандора быстро закрыла крышку ящика, но уже было поздно [8, с. 7].Мне понравилась эта сказка.

Т.Д. Зиновьева-Евстигнеева в этой же своей книге рассказывает сказку ленинградского психолога-врача А. В Гнездилова «Дворник», чтобы привить у детей уважение к этой скромной профессии, рассказать о работе, которую не уважают, она нужна людям. [9, с.13] В этой сказке говорится о чудаковатом дворнике, который с песней убирал двор, когда все дворники говорили, что эта работа неблагодарная, дворники перестали работать, а он один убирал, все дворники перестали убирать снег и люди остались дома из-за заваленных снегом тропинок. И только веселый дворник чистил снег, и дети приходили к нему играть, дворник увольняется с работы , устраивается архитектором строить сказочные дворцы. Принцесса влюбляется в него, делает принцем, а он встает с утра рано и очищает двор и управляет государством [6, с.12]. Какая чудесная сказка, прямо как у Экзюпери, мысль о содержании планеты в чистом виде. Вот в этом и корректирующая сила сказки!

2.Методы и организация исследования

2.1. Описание выборки и организация исследования

Исследование проводилось на базе детского сада «Ромашка», расположенного по адресу 40 лет Октября,19. Детский сад является центром развития ребенка с осуществлением оздоровления воспитанников, психического развития, коррекции, он сотрудничает с педагогическим колледжем имени Ибрая Алтынсарина.

В детском саду 2 ясельные группы (1.6-3), 2 группы раннего возраста (3-4), 1 группа среднего возраста(4-5),1 группа старшего возраста (5-6),1 группа подготовительная (6-7) В детском саду работает психолог, логопед, физкультурный руководитель, проводятся занятия по самопознанию, танцам, есть маленький аквариум.

Для занятия в саду имеются специальные оборудованные кабинеты, логопед, класс хореографии, есть комната для отдыха.

Выборка исследования. Эмпирической базой исследования послужило изучения особенностей психического развития детей. Исследование принимали 20 детей: 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст от 5 до 6. Воспитанники на занятиях были заинтересованы. Для проведения использовались ручка, бумага, цветные карандаши, отдельный лист.

Процедура и организация исследования.

1.Проведение занятий учитывало особенности детей дошкольного возраста, большую двигательную активность детей: свободное передвижение, работа на ковре.

2.Занятия учитывали индивидуальные психологические особенности детей: заторможенность, расторможенность.

2.2. Методы исследования

Рассмотрим подробно описание используемых психодиагностических методик.

Анализ проведения коррекционной работы с использованием сказкотерапии. Я решила проверить ту же тревожность, но уже с использованием сказкотерапии. Взяла метод, который не оказывает на ребенка давления. Программа «Сказочная шкатулка».

Цель: снижение уровня тревожности дошкольника с применением сказки.

1. Дана роль ребенку (режиссер, автор, артист)

2. Обучить владению этой роли.

3. Подумать над сюжетом (возможно,,его изменить, заменить).

С помощью роли ребенок поборол стеснительность, зажатость.

Во время второго цикла дошкольник справился с проблемной ситуацией. Во время третьего цикла ребенок изменяет внутреннюю позицию.

Если дети забывали продолжать сказку, воспитатель помогал движениями. Дети пересказывали с помощью движений.

Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.

Для решения поставленных задач было обследовано 10 дошкольников, из которых было 5 мальчиков и 5 девочек. Для оценки индивидуально-психологических особенностей у воспитанников применялся психодиагностический комплекс, который составили следующие методики: Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен); «Проективная методика «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Была разработана и проведена программа коррекции негативных эмоциональных состояний методом сказкотерапии. Программа сказкотерапии для коррекции негативных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста составлена на основании программы эмоционально-волевого развития для детей «Волшебная страна внутри нас», авторы Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов

Проведенное исследование позволяет говорить о возможности коррекции уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте выбранным методом. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и ровесниками. Так, в занятии сада «Здравствуй, лето!» дети стали меньше проявлять при выступлении робость и нерешительность, полученные успех позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшение в состоянии детей.

​​​​​​​2.3.Исследование личностной тревожности (О.Теммел, Н.Дорки, В. Амен)

Эта методика представляет собой детский тест, разработанный американскими психологами Р.Тэмлл, М.Дорки и В.Амен .Перед нами стоят задачи: исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, чтобы качества личности проявлялись в наибольшей степени.

Мы рассмотрим тревожность как черту личности, функции которой находятся в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая имеет отрицательное следствие. Речь идет о торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другой ситуации, это зависит от отрицательного эмоционального опыта, который приобрел ребенок в другой ситуации. [14, с. 190] Поэтому отрицательный опыт дает и тревожность ребенку, беспокойство. Если у ребенка не развита адаптация жизненным ситуациям, нет хорошей эмоциональной приспособленности, то у него - повышенный уровень личностной тревожности. [11, с. 22]

Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, которые сложились у него с окружающими людьми, в детском саду, в семье. [6, с.69]

Мы берем серию рисунков размером 8.5, 11см каждый рисунок сюжетно представляет типичную для жизни дошкольника ситуацию.

Для мальчиков одни рисунки, для девочек – другие. В процессе работы испытуемые представляют себя тем, кто изображен на рисунке? На рисунке нет лица, а только общий контур головы. Даем еще два изображения детской головы, по размерам точно соответствующее контуру лица ребенка на рисунке. Какой рисунок выберет ребенок, такое у него в этот момент и настроение.

Мы задаем вопросы.

Рисунок 1. Игра с мячами: «Какое лицо, как ты думаешь, будет у ребенка?» На одном улыбающееся лицо, на другом – печальное

Рисунок 2. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка?»

Он одевается.

Рисунок 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или грустное?»

Рисунок 4. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он играет со старшими детьми.

Рисунок 5. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать»

Рисунок 6. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Он умывается.

Рисунок 7. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 8. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 9. Агрессивное нападение: »Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 10.Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 11. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

Рисунок 12. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 13. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рисунок 14. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо у этого ребенка: веселое или печальное».

Протокол выявления тревожности.

Фамилия, имя: Берник В.

Возраст-5 лет, группа №5

Дата: 10мая 2016год.

Рисунок: печальное или веселое лицо.

1. Игра с мячами +

2. Одевание —

3. Объект агрессии. Хочется ударить —

4. Игра со старшими. Мама и папа играют +

5. Укладывание спать в одиночестве. Беру с собой медведя-мишку +

6. Умывание. Люблю мыться +

7. Выговор. Часто мне мама делает замечание. Не люблю —

8. Игнорирование. В семье есть малыш —

9. Агрессивное нападение —

10.Собирание игрушек. Не люблю их собирать —

11. Изоляция. Не люблю одиночество. —

12. Ребенок с родителями. Мне нравится быть с родителями +

13. Еда в одиночестве. Не люблю есть один —

14. Ребенок и мать с младенцем. Мне нравятся дети +

Анализ результатов первичной диагностики тревожности.

N - число негативных выборов. Всего рисунков - 14

Формула вычисления ИТ: Количество отрицательных выборов делю на 14 и умножаю на 100%. Таким образом:

1. Берник В.-ИТ=8/14.100% ИТ=57%

2. Дубинина Д.-ИТ=3/14.100% ИТ=21%

3. Денюсюк М. ИТ=4/14,100% ИТ=28%

4. Касаткин С.-ИТ=3/14.100% ИТ.=21%

5. КаримбаевИ.-ИТ=6/14.100% ИТ.=42%

6. Михайлова Е.-ИТ.=4/14.100% ИТ=28%

7. Нетесова Д.-ИТ.=7/14.100% ИТ.=50%

8. Ромашкин В.-ИТ.=4/14,100% ИТ=28%

9. Иванов С.-ИТ=2/14.100% ИТ=14%

10. Филиппов Г.-ИТ=9/14.100% ИТ=64%

Таким образом, из 10 воспитанников, которые принимали в тестировании: с высоким уровнем тревожности – 3, со средним уровнем тревожности – 6, с низким уровнем тревожности - 1

Высокий уровень тревожности свыше 50% у трех воспитанников:

(Берник В., Нетесова Д., Филиппов Г.)

Средний уровень тревожности от 20% до 50%. К ним я отнесла: (Дубинину Д., ДенисюкМ., Каримбаева И., Касаткина С., Михайлову Е., Ромашкина В.).

К низкому уровню тревожности я отнесла Иванова С. ИТ = 14%

Распределение дошкольников по уровню тревожности.

Филиппов, ребенок с самым высоким уровнем тревожности проявлял во время тестирования беспокойство, нервозность. Выяснилось, что у него недавно умерла бабушка. Он интересовался, надолго ли протянется процесс.

Дети со средним уровнем тревожности не проявляли особых признаков, терпеливы были.

Выводы:

1. По полученным в ходе исследования результатам, мы видим, что в процессе проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась:

- дети с высоким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 1 человек (64%), после проведения 16%

- дети со средним уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 6 человек (42,0%), после проведения 3человек (21%)

- дети с низким уровнем тревожности 1 человек (14%),после проведения (9%)

2. Полученные данные позволяют нам говорить об эффективности сказки для коррекции высокого уровня тревожности детей дошкольного возраста. Проведенная методика улучшила межличностные отношения со взрослыми и сверстниками.

​​​​​​​2.4.Цветовой тест Люшера

Психосемантический подход к проблеме восприятия цвета предполагает отнесение цвета к разряду семантических объектов. М.Люшер создал метод цветового теста. В нем говорится, что цвет надо изучать как объект, что признание объективного значения цветов требует одновременного отнесения самого цвета к феноменам объективной действительности наряду с прочими агентами, закономерно изменяющими физическое и психологическое состояние человека. Фокус рассмотрения проблемы, таким образом, переносится с причин и закономерностей возникновения цветовых ощущений на причины и закономерности существования цветовых значений: правил их порождения и функциональные законы. Каждому испытуемому надо выбрать из предложенных цветов цвет, наиболее предпочитаемый всем другим цветам. Может быть, это мамин любимый цвет, может на мебели обивка такого цвета. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из всех оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Для количественного анализа актуального эмоционального состояния была выставлена оценка, содержащая следующую интерпретацию:

  1. балл – негативное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 3 последних цвета (черный, коричневый, серый),
  2. балла – неудовлетворительное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 2 последних цвета (коричневый, серый, черный),
  3. балла – удовлетворительное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 1 последний цвет (черный, коричневый, серый),
  4. балла – позитивное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 4 первых цвета, включая фиолетовый,
  5. баллов – положительное эмоциональное состояние, включающее на первых позициях 4 первых цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

2.5. Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г. Шур).

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). Процедура исследования проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста. Ребёнку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальное у детей.

Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем' притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Анализ методики «Лесенка»

Я пригласила 10детей дошкольного возраста. На какую же ступень они себя поставили? Берник В., Михайлова Е., Ромашкин О. поставили себя на 6 ступень, а это высокая ступень. Нетесова Е, Карабалин И., себя поставили на 3 ступень Филиппов Г. Дубинина Д., Касаткин С., поставили себя на 4ступень Денисюк М., себя поставил на 5 место и только Иванов самое нижнее место оставил себе. Значит, у ребенка занижена самооценка.

 По результатам диагностики были сделаны соответствующие выводы и даны необходимые рекомендации воспитателям и родителям.

Таким образом, внедрив в свою психолого - педагогическую работу с детьми метод сказкотерапии я пришла к выводу, что он имеет большие потенциальные возможности при коррекции поведения детей старшего возраста.

По методике цветовых выборов М.Люшера нами был проведен качественный анализ, который, однако, можно свести к разделению испытуемых на группы до и после проведения программы коррекции негативных эмоциональных состояний методом сказкотерапии, чьи выборы были гармоничны (до – 45%, после 55%), в чьих выборах были незначительные признаки эмоционального дискомфорта и тревожности (34% до, 44% после) и группа с явными нарушениями эмоциональной сферы, повышенной тревожности (11% до и 1% после). При этом необходимо отметить, что среди детей старшего дошкольного возраста до проведения программы коррекции личностного развития детей методом сказкотерапии, чьи цветовые выборы были оценены нами как гармоничные, прослеживалось разделение на подгруппы с предпочтением синего цвета, то есть умиротворенные, несколько пассивные и красного, то есть активные, волевые, стремящиеся действовать.

Проведение теста после сказкотерапии показало, что у большинства детей старшего дошкольного возраста эмоциональное состояние стабилизировалось, чаще выбирались зеленые и синие цвета как наиболее приятные, что говорит о умиротворенном состоянии, потребности в отдыхе, устойчивой привязанности, утверждении себя в новом статусе, однако, не за счет внешней активности, а за счет внутреннего роста. Предпочтение некоторыми испытуемыми желтого цвета, говорит о потребности в перспективе, надежде на будущее. В среднем, несколько снизился процент выборов с некоторыми признаками тревожности (24%) и увеличился процент испытуемых с позитивными выборами, без признаков эмоционального дискомфорта.

2.6. Проективная методика «Волшебная страна чувств»

Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка с помощью сказки о чувствах человека.

Перед ребенком я выкладываю красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный цвета карандашей, кладу инструкцию проведения [4, с.13].

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в своем домике определенного цвета. Один живет в красном домике, другой - в синем... Каждый утро, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ветер. Он был такой сильный, что срывал крыши с домов и ломал ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. [4, с. 98 ], [7, с. 45]

Но вот беда - всю краску унес ветер. У тебя есть хорошие цветные карандаши. Пожалуйста, помоги им разукрасить домики. Таким образом, я предлагаю поработать детям с домиками.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика. Жители: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость, Интерес. Я помогаю каждому ребенку выбрать цвет.

Ранее говорилось о том, что можно проводить работу со сказкой: продолжить ее, придумать свой сюжет. Продолжительность такой работы не должна превышать 30 минут.

«На реке». Психолог в медленном темпе читает детям сказку, которую должны сопровождать движением. На одной быстрой и широкой реке жили бобры. Они не могли быстро плавать, поэтому хотели, чтобы река текла медленно. Собрались все вместе и построили запруду. Долго работали бобры, таскали деревья. К вечеру они очень устали и пошли спать. Пришли бобры утром к запруде и увидели там много рыбы, которая из-за запруды не могла приплыть.

Дети должны продолжить сюжет. Поведение ребенка должно быть оценено взрослыми. Работу такого характера можно проводить с детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что можно сказать об обстановке, которую мы видим по телевидению и читаем из средств массовой информации. Положение тяжелое. Участились случаи воровства детей, потери, когда дети заканчивают жизнь суицидом, выпрыгивая с 8-9 этажа, являются в обществе «изгоями», наши дети боятся ЕНТ, экзаменов, у них неуверенность в жизни, не могут в группе самоутвердиться, придумали селфи, состоят в порнографических сайтах. Ситуация, сложившая на современном этапе нашей республики, а именно изменение политических, экономических, социальных условий жизни приводит к все более растущей неуверенности, агрессии, пассивности, снижению самооценки, развитию проблемных ситуаций, поэтому на самом первом месте должна стоять, по – моему, проблема развития и укрепления психического здоровья ребенка, начиная с дошкольного возраста.

Я считаю, ребенка не должны волновать взрослые проблемы. То экономический кризис их коснется, то теракты, как на Украине или в Актобе. Надо срочно через сказку готовить ребенка к жизни, воспитывать в нем смелость, решительность, учить не поддаваться, на всякого рода, уговоры экстремистов, насильников.

Использование сказкотерапии является эффективным методом коррекции, консультирования, развития, реабилитации ребенка, дошкольника. Я считаю, происходит перенос одних смыслов в реальность, раскрытие тех знаний, которые живут в его душе. Потому что сказка- это мир, пусть выдуманный, а дошкольник примеряет роли, переживает, растет, мужает. Обобщая данные, можно сделать вывод: сказка лечит, исправляет, дает советы, помогает, нужно использовать сказкотерапию в коррекции личностного развития, когда есть тревожность, агрессия, пассивность, педагогически запущенные дети. Сказкотерапия преодолевает стереотипное поведение, которое задерживает развитие ребенка, ребенок взрослеет со сказкой, выбирает нужную модель в поведении переносит в реальность.

Я считаю, что гипотеза, которую я выдвинула, подтвердилась. Гипотеза:

под воздействием сказки снижается уровень негативных эмоциональных состояний (тревожность, пассивность, агрессия, страхи) у детей старшего дошкольного возраста.

В 1 главе я дала анализ по проблеме, обозначила понятие сказкотерапии, привела ученых, которые занимались разработкой этого вопроса.

Во 2 главе было использование коррекционной работы: как методом сказки понизить тревожность, поднять самооценку. Я очень рада, много узнала про ученых, про то, что в Санкт-Петербурге есть институт психологии, институт сказкотерапии, что сказка – это мощное орудие в воспитании. Данный институт был учрежден в 1998 году. В 2016 году получил международный статус. Что сказки направлены для улучшения взаимоотношения дошкольников с родителями, преодоление лени, воровства. А сказки для взрослых направлены для укрепления внутренних резервов, для налаживания взаимоотношений в семье.

Задачи, которые я ставила:

1) изучить состояние проблемы коррекции личностного развития у детей старшего дошкольного возраста по данным современной литературы;

2) разработать программу сказкотерапии для коррекции личностного развития у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность;

3) выявить динамику снижения проявлений личностного развития у детей старшего дошкольного возраста под воздействием сказкотерапии.

Я считаю, что задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 2003. – 320 с.
  2. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. - 639 с.
  3. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: “Издательство ДНК”, 2001. – 152 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: “Речь”, 2002. – 310.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь,2005
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2006
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерпия. Спб.: Речь, 2005
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб.:Речь, 2005.
  9. Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005г. – 134 с.
  10. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008
  11. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; 2003. с. 4—15.
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – 210
  14. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003г.- 256 с. 46.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 806 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Эффективность сказкотерапии для коррекции личностного развития детей дошкольного возраста.

Рис.2. Сравнительный анализ показателей исследования личностной тревожности

Рис.3. Показатели исследования актуального эмоционального отношения к эмоциям до и после психокоррекционного воздействия

До психокоррекционного воздействия 5,10 5,30 4,70 6,20 4,20 4,30 5,50 5,03

После психокоррекционного воздействия 6,40 6,30 3,07 5,20 4,10 4,00 4,80 6,20

Эффективность метода сказкотерапии я определила по следующим показателям:

— у детей стала лучше развиваться моторика и координация движений;

— они научились снимать физическое и психическое напряжение;

— увеличилась работоспособность детей, способность к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться;

— успешно совершенствовались волевые качества;

— дети научились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые мною в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление, ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть, не занижена самооценка.

Таким образом, использование сказкотерапии в коррекции личностного развития детей дошкольного возраста необходимо, потому что сказка учит ребенка жить, исправляет отрицательное в характере, готовит к жизни, дарит уверенность и оптимизм.