Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Сущность и значение игры)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Преподаватели, начиная с древности, находили различные методы увеличения свойства обучения детей. Задумывались о том, какими способами возможно влиять, какие вопросы назначать, дабы изучение проходило качественно, отменно и рассудительно. Одним из действующих способов считается игра.

Известно, собственно что малыши сами не устанавливают в игре практически никаких целей иных, ежели саму задача - играть. Игра считается средством воспитания, когда она вступает в целый педагогический процесс.

Собственно в игре ребенок получает свежие познания, умения, способности. Игры, содействующие развитию восприятия, интереса, памяти, мышления, развитию креативных возможностей, ориентированы на интеллектуальное становление дошкольника в целом. Таким образом, нужно применить игру как значительный инструмент воспитания и изучения ребят.

Игра имеет возможность быть средством воспитания, в случае если она станет включаться в целый педагогический процесс. Управляя игрой, формируя жизнь ребят в этой игре, наставник воздействует на все стороны становления личности малыша: на ощущения, на понимание, на волю и на поведение в целом, в следствие этого содержание курсовой работы «Игра как метод воспитания» актуальна.

Исходя из всего вышесказанного, целью предоставленной работы считается исследование роли игры в процессе воспитания.

Для достижения цели нужно:

- изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания

- разглядеть воспитательный потенциал игры;

- ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике;

- изучить связь становления личности и игрового поведения.

Объект исследования - процесс воспитания.

Предмет исследования - игра в воспитательном процессе.

Самые большие возможности для игровой работы заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети имеют все шансы выбирать игры и увлечения по заинтересованностям. Ключевой вопрос, который решается при этом в совместной деятельности — дать вероятность ребятам для общих переживаний, сделать у их удовлетворенное настроение.

За последние годы накоплен большой исследовательский и теоретический материал по вопросам организа­ции жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Научный вклад в разработку технологии игры внесли: немецкий ученый К. Гросс, Ж.Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

В работе были применены методы научно-педагогического исследования, такие как цитирование, анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, конспектирование, наблюдение, косвенные, прямые и проектирующие методики, такие как, беседа;

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы использования игр в обучении младших школьников.

1.1 Сущность и значение игры

Родоначальником теории игры в педагогической науке является К.Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой работы идею применения игры в совместной системе воспитания.
К.Д. Ушинский, ценя двигательную энергичность ребёнка в этой игре, на 1-ое пространство выдвигает необходимости души: «Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития». Великий российский учёный-педагог лицезреет прямую зависимость подвижности ребёнка от интеллектуальной практической работы его души: «Шалость и игра - это весь мир практической

деятельности для ребёнка». Выступая напротив чисто гедонической теории
игры, К.Д. Ушинский заявлял, собственно что малыши в этой игре отыскивают не только удовольствие, но и самоутверждение в интересных упражнениях.
Он рекомендовал подключать составляющие занимательности, игровые факторы в учебную работу детей для того , чтобы процесс знания был более продуктивным. Сейчас одним из действенных средств становления внимания к учебному предмету, в одном ряду с другими способами и приёмами, применяемыми на уроках, признаётся дидактическая игра.

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование некоторой развернутой деятельности.

Определение близкое, хотя и не тождественно, дал В. Всеволодский-Гернгросс: "Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей".

Отличительные симптомы развертывания игры - проворно меняющиеся истории, в которых оказывается объект после действий с ним, и сколь же быстро приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры ребят входят:
1) роли, взятые на себя играющими;
2) игровые воздействия как средство реализации данных ролей;
3) игровое использование предметов - замещение настоящих предметов игровыми, условными;
4) реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее нюансы, - роль. Сюжетом игры стает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, собственно что воспроизводится детьми как ключевой момент работы и отношений меж взрослыми в их трудящийся и социальной жизни. В игре случается составление случайного поведения малыша, его социализация.

Свойственная индивидуальность игры - ее двупланность, свойственная еще драматическому искусству, составляющие которого сберегаются в всякий коллективной игре:

-играющий делает действительную работа, воплощение которой настоятельно требует поступков, связанных с заключением абсолютно определенных, нередко необычных задач;

-ряд факторов данной работы носит относительный нрав, собственно что разрешает отвлечься от реальной истории с ее ответственностью и бессчетными привходящими жизненными обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Для понимания сущности игры важно отличать ее субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее причиной, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то просто прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако объективное значение игры, о котором сам ребенок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследователем игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Это функции игры в развитии ребенка. Игра формирует физические и духовные способности растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли. Игра - это школа общения. "Ребенок учится в игре своему "я" (Л.С. Выготский), но он в игре, овладевая ролью, учится понимать других, входить в их положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра - действенное средство нравственного воспитания. Игра - модель "взрослой" жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, еще не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,- это отдых, разрядка психической напряженности. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое.

Можно прийти к выводу, что игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра - это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии.

Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека "игра - дитя труда".

Данная ассоциация игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они как правило воспроизводят те или же другие облики практической неигровой работы.

Связанная с трудом игра, впрочем, никоим образом не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Важным в труде как источнике игры считается его социальная суть, своеобразный нрав трудовой деятельности, как деятельности, которая, взамен такого дабы, как жизнедеятельность животных, элементарно акклиматизироваться к природе, изменяет ее. Игра связана с практикой, с действием на мир. Игра человека - порождение работы, при помощи которой человек преобразует реальность и изменяет мир. Сущность людской игры - в возможности, отображая, преображать реальность. В первый раз проявляясь в этой игре, данная исключительно всеобщая людская дееспособность в игре в первый раз и формируется. В игре в первый раз развивается и имеет место быть надобность малыша влиять на вселенная - в данном ведущее, центральное и самое сплошное смысл игры.

Теорию, согласно которой игра связана с трудом, развил в нашей стране Г.В. Плеханов. Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам. Но сам труд Плеханов понимает ограниченно, не во всей его социальной сущности, не как общественную практику, а как производственно-техническую деятельность. В результате правильное исходное положение о связи игры с трудом приводит к неадекватному представлению об игре как подражании производственно-техническим операциям. В действительности игра не ограничивается сферой производственно-технических процессов и, главное, суть ее не в удовольствии от подражания технически-производственной деятельности, а в потребности воздействия на мир, которая формируется у ребенка в игре на основе общественной практики взрослых.

Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него. Для того чтобы понять игру из соотношения ее с трудом, нужно взять ее и в единстве с трудом, и в отличии от него. И общность игры с трудом, и их различие выступают прежде всего в их мотивации.

Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, "лечит" окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений - непосредственных интересов и потребностей.

Эти непосредственные побуждения, конечно, по-своему опосредованы. Они исходят не из глубин будто бы замкнутого в себе развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включен ребенок. В процессе его духовного развития ему все шире раскрывается мир. Он видит многообразные действия окружающих его людей, и много прежде, чем окажется в состоянии овладеть лежащими в их основе знаниями и умениями, всей сложной техникой, обеспечивающих практическую эффективность действий, он уже по-своему переживает эти действия, и деятельность, в них проявляющаяся, полна для него непреодолимой привлекательности. Ребенок живо чувствует привлекательность того, что связано с ролью, которую играют в жизни родители и другие взрослые. Из контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, которые непосредственной для него привлекательностью стимулируют его к действию. Игровое действие - это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре не реально только то, что для нее не существенно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

Например, в состязательных, спортивных играх вопросы о том, кто сообразительнее, сильнее, - это реальные вопросы о реальных свойствах играющих, которые в игре получают свое решение, вызывая подлинные чувства соперничества, успеха, неудачи, торжества.

Вопрос о подлинности чувств, желаний, замыслов в игре вызывает естественное сомнение: не являются ли они чувствами, желаниями, замыслами той роли, которую разыгрывает играющий, а не его собственными, и не являются ли они в таком случае для него воображаемыми, а не реальными, подлинными его чувствами? Чувства, желания, замыслы той роли, которую выполняет играющий, - это его чувства, желания и замыслы, поскольку роль, в которую он воплотился, - это он сам в новых, воображаемых условиях. Воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.

Это, конечно, никак не значит, что играющему доступны только его собственные чувства. Как только он "войдет в роль", ему откроются не только чувства его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнеров, объединенных с ним единством действия и воздействия.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

В жизни вообще, не только в игре, роль, которую личность на себя принимает, функции, которые она в силу этого выполняет, совокупность отношений, в которые она таким образом включается, накладывают существенный отпечаток на самую личность, на весь ее внутренний облик.

1.2 Роль игры в жизни младшего школьника                                         

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Значит, игра, ее формирование – ключ в руках родителей, подсказка в организации воспитания ребенка. В игре зарождаются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается изобретательность, находчивость, сноровка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беспечной и легкой. А на самом деле она строго требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное наслаждение и развивает его личность.

Игре отводится особая роль в жизни ребенка и это факт. Швейцарский педагог Эдуард Клапаред утверждал, что для ребенка игра - сама жизнь и она является самым выдающимся способом научить его искусству трудиться.

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной интенсивностью.

Игра в воспитательном процесс не подлежит жесткому регулированию – это самостоятельная деятельность детей. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития .

Независимость и инициативность ребенка проявляется: а) в выборе игры или ее содержания; б) в свободе объединения с другими детьми; в) в выборе участия в игре и т. д. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по разному.

Для игры характерна контроль действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом контроля поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую атмосферу и т. д.).

Многие исследователи детских игр отличают силу и искренность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

В игре дети переживают не только положительные эмоции. Они переживают и горечь неудач, поражения, недовольство достигнутыми результатами, обиду и т. д.

Игровые задания положительно влияют на развитее смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Таким образом, несмотря на наличие в разных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку воодушевление, удовлетворение, жизнерадостность. Игра без радости перестает быть игрой.

1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства

Всякое средство, в том числе и самое безупречное, возможно применить во благо и во урон. И в том числе и благие плана не обеспечивают полезности использования средств: необходимы ещё познания и умения применить средство подходящим образом, дабы его использование приносило абсолютную пользу. Буквально например же внедрение игры в воспитании настоятельно просит соблюдения кое-каких правил.

Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они так поочередно и обоснованно, собственно что и в наше время предполагают не столько исторический, сколько практический внимание:

1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна угрожать опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна закончиться раньше, чем надоест.

6. Игры обязаны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.

Исследование современной педагогической литературы об игре разрешает сконструировать надлежащие запросы, которые педагог, наставник в обязательном порядке обязаны принимать во внимание при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

1. Свободное и добровольческое подключение ребят в игру: не навязывание игры, а втягивание в нее ребят.

2. Малыши обязаны отлично воспринимать значение и оглавление игры, ее критерии, идею всякой игровой роли.

3. Значение игровых поступков обязан совпадать со значением и с содержанием поведения в настоящих обстановках с тем, дабы ведущей значение игровых поступков переносился в действительную жизнедеятельность.

4. В этой игре малыши обязаны управляться принятыми в обществе общепризнанными мерками нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В этой игре не надлежит унижаться амбиция ее членов, также и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер тех, кто играет в неё.

7. Игру надобно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не истреблять, обеспечивать всякому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и тем более в старших классах нужно вдохновлять детей к анализу проделанной игры, к сравнению имитации с соответственной областью реального мира, оказывать поддержка в установлении связи содержания игры с содержанием практической актуальной работы или же с содержанием учебного курса. Итогом обсуждения игры имеет возможность быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры не обязаны быть лишне (откровенно) воспитательными и лишне дидактическими: их оглавление не надлежит быть назойливо поучительным и не надлежит держать очень большое количество инфы (дат, имен, правил, формул).

10. Не идет по стопам втягивать ребят в лишне азартные игры, в игры на средства и багаж, в критические для самочувствия и жизни, в игры-сорняки (содержащие в собственных правилах и деяниях нарушения общепризнанных мерок морали).

Конечно, это только кое-какие, более совместные запросы. Для отдельных видов игр формулируются собственные основы и для всякой игры разрабатываются собственные критерии.

2. Практическое использование игры на уроках в начальных классах.

2.1 Практическая часть

Исследовательская работа проводилась на базе МОУ СОШ №13 г. Подольска Московской области. Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Задача практической части: изучить отношение ребят к игре и обнаружить их ценность, а еще предложить комплект игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 26 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

10 человек выбрали ответ «С другом»,

10 человека «С одноклассниками» 

6 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

16 выбрали ответ «Больше часа»,

5 человека выбрали ответ «Меньше часа»

5 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

19 человек ответили «Подвижные»,

5 выбрали ответ «Познавательные»

2 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Зачастую кто является инициатором игр?»

13 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

13 человек выбрали ответ «Ты»

Проанализировав результаты анкеты учеников рассматриваемого класса, можно сделать следующий вывод: собственно что всему классу нравиться играть в игры. Гигантская доля класса испытывают себя уверенней в игре, когда играют друг с другом, игра у ребят занимает более часа, востребованы более подвижные игры и зачинателем игр считаются они сами. Эти ребята считаются интенсивными и раскованными. Наименьшей части класса более нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это рассказывает нам о том, собственно что они робки, непросто привыкают к иным людям и уверенней себя испытывают с родными и близкими людьми. Они не считаются инициаторами игр, не так функциональны.

Также был составлен сборник игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Первые несколько игр для проведения на больших переменах, динамических паузах, также можно поиграть в них с детьми в спортивном зале или на улице.

Русская народная игра «Зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые, за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладѐт ленту на плечо одному из

играющих, который, заметив это, быстро берѐт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарѐй. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

Испорченный телефон

Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».

Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

Кот и воробьи

На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».

Нужно - не нужно

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Следующие игры для проведения в группе продленного дня. Их можно проводить некоторые в классе, остальные на улице во время прогулки с детьми:

«Зайцы и капуста»

Обозначьте небольшой круг (его можно нарисовать мелом, палочкой на земле или песке, выложить веревочкой) — это будет огород. Диаметр круга определите исходя из количества участников и возраста детей. На середину круга каждый из малышей должен положить какой-то свой предмет (кепку, игрушку, заколку для волос и т.п.), а можно положить в круг маленькие игрушки, сувениры для детей. Это — капуста. Водящий сторожит огород. По команде (это может быть короткий стишок, строчка из песни) игроки стараются забежать в круг и утащить капусту, не попавшись при этом сторожу. За один раз можно брать только один предмет из круга. Побеждает тот, кто утащит с огорода больше капусты. Игроки, которых поймал сторож, могут выбывать из игры либо переходить на сторону сторожа и помогать ему ловить шустрых зайцев — как договоритесь.

«Чей домик?»

Эту игру можно затеять и на детской площадке, и на аллее в парке, и на пляже. Нужно выбрать водящего и обозначить домики по количеству участников минус один. Домиками могут стать деревья, скамейки, нарисованные мелом круги, пляжные полотенца и т.д. Игроки занимают места у домиков и по сигналу начинают перебегать от одного к другому, а водящий должен стараться занять любой освободившийся домик. Тот, кому домика не досталось, становится новым водящим. Можно играть на выбывание, тогда в каждом круге самый нерасторопный игрок выходит из игры вместе со своим домиком, то есть домиков всегда должно быть на один меньше, чем детей.

«Картошка»
Для нее понадобится небольшой легкий мяч (можно взять резиновый надувной). Игроки встают в круг диаметром 5–6 метров и начинают перебрасывать мяч друг другу. Пропустивший передачу садится в середину круга на корточки, остальные продолжают игру. Они могут «выручить» сидящих в кругу, попав по ним мячом. Однако в случае промаха игрок тоже должен будет сесть в круг. Если игрок в круге поймал летящий над ним мяч (вставать при этом нельзя, но можно подпрыгивать на корточках), все сидящие возвращаются в игру, а в центр круга садится тот, кто неудачно бросил мяч. Игра продолжается до тех пор, пока за кругом не останется один игрок — он и будет победителем.

Из проведённой работы с учениками следует вывод, что представление учащихся об отношении к игре достаточно высокие. Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия в процессе воспитания ребенка. Дети любят играть и уделяют довольно много времени игре. Некоторые играют с друзьями, родителями, одноклассниками. Многие являются инициаторами игр, другие же с удовольствуем вступают в игру. Самое главное , что в жизни данных детей присутствует такая деятельность, как игровая. Играя, малыш как бы заходит в жизнь, знакомится с ней, думает над увиденным. Но есть малыши, которые не играют или же играют не достаточно в силу загруженности занятиями, по причине неисполнения режима, лишнего увлечения просмотром телевизионных передач. Ребенку важны время и игровое место. В случае если он посещает школу, то в наилучшем исходе сыграет вечерком, если не станет иных искушений — телевизора, компьютера и т. д. Игровое место — это уголок, столик с любимыми игрушками, верно выбранный игровой материал. Игра у малыша как правило появляется на базе и под воздействием приобретенных воспоминаний. Не всякий раз игры случаются с позитивным содержанием, нередко малыши отображают в игре отрицательные представления о жизни. А. де Сент-Экзюпери писал: ««Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение! » Давайте же станем играть совместно со собственными детьми почаще. Запомните: игра — великолепный ключ закрепления физиологического, духовного и чувственного здоровья малыша. Совместная игра ребенка со взрослым не только ведущее средство становления малыша, но и инструмент, содействующий взаимопониманию различных поколений. Открывайте вселенная совместно с ребенком! Колоритные и интереснейшие игрушки сделаны специально для такого, дабы поощрять любознательность вашего малыша.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра появляется из необходимости малыша познать окружающий вокруг него мир, при этом существовать в данном мире так, как и взрослые. Игра, как метод знания реальности, есть одно из ключевых критерий развития детской фантазии. Не фантазия порождает игру, а работа малыша, познающего мир, творит его воображение, его фантазия. Игра подчиняется законам действительности, а ее продуктом имеет возможность быть вселенная детского воображении, детского творчества. Игра создает познавательную энергичность и саморегуляцию, разрешает развивать заботу и память, дает обстоятельства для развития абстрактного мышления. Игра для младших подростков – возлюбленная форма деятельности. В этой ирге, осваиваются игровые роли, малыши обогащают личный общественный навык, обучаются приспосабливаться в незнакомых обстановках.

Игровой способ подключения подростка в работа подразумевает личностный подход, когда преподаватель нацелен на личностный подход в целом, а не лишь только на его функции как учащегося. Игра – не развлечение, а определенный способ вовлечения ребят в творческую деятельность, способ стимулирования их энергичности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует беспрестанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах - любознательность; в старших классах - потребность в творческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие способностей младших школьников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дош. факультетов высших учебных заведений. - М.: Владос, 2011.

3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М., 2011.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2010.

5. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения школьников. - Петрозаводск, VERSO, 2008.

6. Дубова Т.А., Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка. // Начальная школа. №11, 2007 г.

7. Ерофеева Т.Н Образование и развитие младших школьников. - М., 2010.

8 .Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках в начальных классах: методические рекомендации. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

9.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 2014.

10. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Карапуз, 2011.

12. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М.: Просвещение, 2011.

13 .Новиков М.А. Дидактические игры на уроках русского языка. - СПб: Питер, 2005.

14.Попова В.И. Игра помогает учиться // Начальная школа, №2. - 2010.

15 .Программы начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». - Баласс, 2011.

16.    Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2009.

17. Влияние игры на психическое развитие дошкольника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychologymsk.ru/p/psiho-4810.html

18. Игры на переменах в 1 - 4 классах методическая разработка на тему https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/16/igry-na-peremenah-v-1-4-klassah

19. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Изда­тельский центр Академия, 2015. — 160-165 с.

20. Игра как метод обучения и воспитания [Электронный ресурс] https://www.bestreferat.ru/referat-135730.html

21.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии – М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.

22.  Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://allrefs.net/c13/1lmje/p2/

Приложение 1

Анкета для учащихся

 1.      Нравится ли тебе играть?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не очень.

2.      С кем ты любишь играть?

А) С другом;

Б) С родителями;

В) С одноклассниками.

3.      Сколько времени ты тратишь на игру?

А) Меньше 1 часа;

Б) Одни час;

В) Больше 1 часа.

4.      В  какие игры тебе нравиться играть?

А) Подвижные;

Б) Сюжетно – ролевые;

В)Познавательные.

5.      Зачастую кто является инициатором игр:

А)Ты;