Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая и проживая ситуации из жизни, готовясь ко встрече с реальным миром людей, с отношениями в нём, желая занять своё место в этом мире.

Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию – воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребята учатся быть смелыми, ловкими, честными и добрыми, в играх рождаются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, честность и порядочность в соблюдении правил. Есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, умение логически мыслить. Умная, увлекательная игра всегда оказывает более действенное воздействие, чем словесные формы воспитания и обучения детей.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения. Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер.

Эта проблема привлекла наше внимание своей актуальностью и легла в основу темы нашей работы: «Дидактическая игра как метод обучения».

Объект исследования: процесс развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра, как вид развития детей.

Гипотеза: можно предположить, что активное использование в работе с детьми дидактической игры будет способствовать развитию музыкальных способностей детей 5-6 лет.

Цель данной работы: раскрыть педагогические возможности дидактической игры как одного из средств развития музыкальных способностей.

Задачи:

1. Изучить особенности дидактической игры

2. Дать общую характеристику развития способностей путем использования дидактической игры

3. Разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Методы исследования: анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы, наблюдение за работой педагогов дошкольного учреждения по вопросам развития способностей детей с помощью дидактических игр.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в дипломной работе систематизирован материал по теоретическим основам развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Содержание понятия дидактических игр

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых, — самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра — это игра только для ребёнка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А. К. Бондаренко и др.) и психологов (Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев и др.).

Можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:

  • они являются чаще всего совместной деятельностью педагога и детей;
  • имеют готовое содержание и правила, носящие формализованный и обязательный характер;
  • действия участников игры реальны и однозначны;
  • дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
  • носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры заканчивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем).

Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить.

Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызывают у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).

Воспитательная и развивающая ценность дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим. В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

1.2 Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры
  • объяснение хода и правил игры
  • показ игровых действий,
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и ,значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

1.3 Деятельность воспитателя по использованию дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Успешное проведение работы по развитию музыкальных способностей, внедрение ее в практику может осуществляться лишь в условиях строго определенной организации педагогической работы в дошкольном учреждении. Существенной стороной этой организации является обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического – в работе с педколлективом учреждения (уровень управления) и воспитательно-образовательного – в работе с детьми разных возрастных групп. Результат иерархической взаимосвязи этих уровней, их содержательная реализация на протяжении определенного времени приводит к получению запланированного педагогического результата – повышению уровня развития музыкальной культуры педагогов и становлению начал музыкальной культуры у дошкольников.

В конце 90-х годов понятие «технология» приобрело широкое распространение, им стали обозначать любой, достаточно четкий процесс достижения запланированного результата.

Отечественные дидакты (М.В.Кларин, В.В.Гузеев, В.П.Беспалько) показали, что «педагогическая технология» - это относительно новое понятие для образовательной системы России. Оно зародилось в 50-е годы в зарубежных системах школьного образования в результате стремления педагогов как можно детальнее определить все, что поддается определению. Были выделены и составные части «технологии обучения». Это:

1.Набор учебных целей;

2.Определение критериев их измерения и оценки;

3.Точное описание условий обучения.

Все вместе это и составляет технологию – полностью воспроизводимый учебный процесс, ядром которого являются четко и детально определенные цели.

Особенность технологического подхода, как утверждал М.В.Кларин, состоит в процедурном воплощении всех компонентов: постановки общей цели, диагностики учащихся, проведения в совокупности учебных процедур, оценки результат. Данные этапы фактически являются циклическим алгоритмом действий учителя: цель – процедура – результат. М.В.Кларин обращает внимание на то, что из технологического процесса выпадает такой важный компонент, как эмоционально-личностное взаимодействие учителя с учениками, которое в отечественной дидактике рассматривается как одна из важных сторон обучения. Он утверждает, что технологический подход потенциально может быть распространен и на развивающие и воспитательные аспекты учебно-воспитательного процесса, что особенно важно для системы дошкольного воспитания. Педагогическая технология, по его мнению, по сути, стирает различия между обучением и воспитанием.

В.П.Беспалько, определяя педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса, выделяет ее конкретные материальные носители - учебники, методики обучения, самого учителя и его деятельность. Он приходит к выводу: перспективная педагогическая технология – это результат специального проектирования и экспериментального доведения ее до оптимального состояния.

С.Николаев считает, что воспитательно-образовательный процесс должен осуществляться одновременно на двух уровнях: организационно-методическом и воспитательно-образовательном. Каждый из уровней имеет свою специфику: на каждом из них должна иметь место своя технология педагогической работы.

Исходя, из этого положения мы решили рассмотреть технологию развития музыкальных способностей через музыкально-дидактические игры.

Административно-управленческий уровень включает значительное количество мероприятий, необходимых для постановки данного направления.

Необходимо целесообразное распределение этих мероприятий в течении выбранного времени. Каждое из этих мероприятий обладает содержательной специфической функцией и потому является модулем технологии.

К этим мероприятиям относятся;

  • Педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость работы по использованию дидактических игр в ДОУ, цель музыкального развития, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы (модуль постановки цели).
  • Организация и создание в ДОУ полноценной музыкально-развивающей среды (различных «музыкальных пространств») – важнейшего обстоятельства в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями (модуль развивающей среды).
  • Проведение методической работы с педколлективом в различных формах (семинары, консультации), (методический модуль).
  • Определение, разработка и реализация форм педагогической работы с родителями (модуль пропаганды).
  • Обсуждение итогов работы, результатов работы с детьми, полученных на основе их диагностики, постановка задач на следующий этап работы (модуль подведения итогов).

Важной особенностью технологии является подробное описание всех ее модулей, которое дает возможность четко определить, что надо делать, как надо делать, в каких условиях и какими приемами можно достичь поставленной цели.

Технология организационно-методического управления, если она внедряется в работу ДОУ, позволяет повысить, развить музыкальную культуру педагогов; освоить методику работы с детьми, вникнуть в основы музыкального искусства, применить знания на практике в процессе создания и поддержания развивающей музыкальной среды учреждения.

В практике работы создается модель другого технологического процесса воспитательно-образовательного, цель которого формирование музыкальных

способностей у дошкольников. Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми.

К ним относятся:

Цикл музыкально-дидактических игр, которые проводит педагог;

Совместная игра воспитателя с детьми, направленная на развитие музыкальных способностей.

Регулярное совместное (воспитатель и дети) изготовление оборудования для игр.

Система обозначенных и подробно описанных модулей, совмещенная с параметром времени, образует матрицу технологии.

Матрица – это готовое планирование материала для педагога.

Особенность построения технологии – подробное методическое описание всех игр.

Технология развития музыкальности у детей старшего возраста складывается не только на музыкальном, но и общем уровне развития ребенка. Музыкальность как комплекс общих и специальных способностей развивается в процессе музыкально-дидактических игр.

Все дидактические игры неразделимо объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети музыкальным путем приобретают знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к музыке.

Дети проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимания на звучание мелодии, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал способствует развитию контроля: за собственным исполнением, музыкально-эстетических преставлений и музыкально-сенсорных способностей.

Таким образом, необходимо отметить следующее: как пишет Н.П.Ветлугина, - «Решая сенсорных задач возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных музыкально-сенсорных способностей.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки» [4, C.230].

Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

Таким образом, технология – это система музыкального воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных игр, спланированных на определенное время. Технология – это методическое обеспечение к программе игр, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе меняется уровень музыкальной воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1 Выявление уровня сформированности музыкальных способностей у детей 5-6 лет на музыкальных занятиях в ДОУ

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 18 , Аленушка ,
Рязанская обл., Касимовский район, г.Касимов, ул. 50 Лет СССР, д.10, участвующих в исследовании 20 человек

1. Полина П 10. Рустам К

2. Андрей Д 12. Залина Ш

3. Даша Б 13. Мадина А

4. Саша К. 14. Ангелина М

5. Дима А 15. Изобель М

6. Таня К 16. Даша К

7. Лена Е 17. Салима Г.

8. Багдан П 18. Ваня К

9. Алина К 19. Даша П

10. Рустам К 20. Маша К

Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Первый этап исследования – констатирующий эксперимент - включал в себя проведение диагностики на определение уровня сформированности музыкальных способностей

  1. Использовалась диагностика под редакцией О.П. Радыновой
  2. Методика, включающая в себя цикл музыкально дидактических игр под редакцией В.П. Анисимов

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Определить уровень интереса детей 5-6 лет к музыкальной деятельности
  2. Выявить уровни сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр;
  3. Определить критерии и показатели музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредствам музыкально-дидактических игр;

На начальном этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос детей 5-6 лет с целью выяснения отношения к музыкальной деятельности и выявления уровня сформированной интереса.

Вопросы опроса

  1. Что такое музыка? Какую ты любишь слушать музыку?
  2. Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Тебе хотелось бы научиться играть на музыкальных инструментах. На каких?
  3. Любишь ли ты музыкальные игрушки?
  4. Ты любишь петь или танцевать?
  5. Какие игры ты знаешь?

Проведение опроса помогло выяснить следующее:

  1. Особенности проявления интереса к музыкальной деятельности и играм у детей 5-6 лет.
  2. Отношение детей 5-6 лет к музыкально-дидактическим играм.

Таблица 1- Результаты опроса детей

Имя Фамилия ребенка

Вопросы

Количество положительных результатов

1

2

3

4

5

1.

Полина П

+

-

-

+

+

3

2.

Андрей Д

+

-

-

-

+

2

3.

Даша Б

+

+

+

+

+

5

4.

Саша К.

+

+

-

+

+

4

5.

Дима А

+

-

+

-

+

3

6.

Таня К

+

-

-

+

-

2

7.

Лена Е

+

+

+

-

+

4

8.

Багдан П

+

-

-

-

+

2

9.

Алина К

+

-

-

-

+

2

10.

Рустам К

+

-

-

-

+

2

11.

Рустам Х

+

-

+

+

+

4

12.

Залина Ш

+

-

-

-

+

2

13.

Мадина А

+

-

-

-

+

2

14.

Ангелина М

+

+

+

+

-

4

15.

Изобель М

+

+

+

+

+

5

16.

Даша К

+

-

-

-

+

2

17.

Салима Г.

+

-

-

-

+

2

18.

Ваня К

+

-

+

+

+

4

19.

Даша П

+

+

+

+

-

4

20.

Маша К

+

+

-

+

+

4

Критерии и оценки

слабый уровень = 1-3 балла;

средний уровень = 4 балла;

высокий уровень = 5 баллов;

Результаты опроса показали:

  1. 60% (10 детей) не предпочитали музыкальную деятельность, не проявляли интереса к музыкально дидактическим играм, постоянно нуждались в помощи взрослого, отдавали предпочтение другим видам деятельности.
  2. 30% (8 детей) проявляли переменный интерес к музыкальным - дидактическим играм, путали их названия, иногда нуждались в помощи взрослого, предпочитали другие виды деятельности.
  3. 10% (2 ребенок) проявляли постоянный интерес к музыкальным -дидактическим играм, знали их названия, отвечали на вопросы не раздумывая, давали четкие однозначные ответы, в помощи взрослого не нуждались.

Рисунок 1 – уровень проявления интереса к музыкальной деятельности у детей 5-6 лет на констатирующем этапе.

Далее нами проводился цикл музыкально-дидактических игр, авторами которых являются В.П. Анисимов

Диагностическая игра №1 «Повтори мелодию».

Цель: определить уровень музыкально - слуховых представлений.

Методика. Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки, заранее разученные ребёнком или предложенные педагогом - диагностом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка среднего возраста диапазоне.

Спой, пожалуйста, песенку, которую ты знаешь (или поешь своей любимой кукле, или приготовил для мамы к празднику...).

Повтори голосом мелодию, которую я сыграю на инструменте.

Подбери по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Диагностическое задание № 2 «Ладошки».

Цель: выявление уровня сформированности чувства ритма.

Стимулирующий материал:

  1. Детская песня «Петушок».

Методика. - Сейчас мы споём песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споём» одними ладошками.

Интерпретация данных:

точное воспроизведение метрического рисунка на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (3 балла);

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса - средний уровень (2 балла);

адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов - слабый уровень (1 балл);

неверное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень (0 баллов).

Диагностическое задание №3.

«Мишка».

Цель: вывить уровень сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста и умение озвучивать стихотворные строки.

Методика: Мы предложили детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим. Задача детей заключается в способности стоя выполнять соответствующие движения под стихотворные строки.

Результаты проведения диагностических заданий мы фиксировали в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности на примерах музыкально дидактических игр

Имя Фамилия ребенка

Вопросы

Количество положительных результатов

1

2

3

1.

Полина П

1

2

2

Низкий

2.

Андрей Д

2

1

1

Низкий

3.

Даша Б

3

3

3

Высокий

4.

Саша К.

2

2

1

Средний

5.

Дима А

1

2

2

Низкий

6.

Таня К

3

1

2

Средний

7.

Лена Е

1

2

1

Низкий

8.

Багдан П

1

1

2

Низкий

9.

Алина К

1

1

1

Низкий

10.

Рустам К

2

1

1

Низкий

11.

Рустам Х

1

2

1

Средний

12.

Залина Ш

1

1

1

Низкий

13.

Мадина А

2

1

1

Средний

14.

Ангелина М

1

2

2

Низкий

15.

Изобель М

3

3

3

Высокий

16.

Даша К

2

3

1

Средний

17.

Салима Г.

1

2

2

Низкий

18.

Ваня К

3

3

2

Средний

19.

Даша П

2

3

1

Средний

20.

Маша К

3

1

3

Средний

9 баллов - высокий уровень;

8-7 баллов - средний уровень;

6-3 баллов - низкий уровень.

Уровни сформированности музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредством музыкально-дидактических игр мы оценивали по следующей системе, которая была заимствована у О.П. Радыновой:

Низкий - если ребенок набирал от 3 до 6 баллов, то мы относили его к низкому уровню (отсутствие музыкальных способностей; ребенок постоянно отвлекается, не слушает; нуждается в помощи взрослого);

Средний - если ребенок набирал от 7 до 8 баллов, то мы относили его к среднему уровню (ситуативные музыкальные способности, часто внешние проявления возникают по инициативе взрослого и носят неустойчивый характер);

Высокий - если ребенок набирал 9 баллов, то мы относили его к высокому уровню (музыкальные способности проявляются очень ярко, без инициативы)

Рисунок 2 - Уровень сформированности интереса к музыкальной деятельности на примерах музыкально дидактических игр

Проведение диагностических методик позволило нам сделать вывод о том, что с детьми 5-6 лет необходимо продолжать экспериментальную работу по формированию интереса к музыкальной деятельности.

Таким образом, данные констатирующего этапа эксперимента показали, что основные направления дальнейшей работы заключаются в поиске наиболее оптимальных педагогических условий формирования музыкальных способностей.

Таблица 3- Общий уровень сформированности музыкальных способностей по контрольному этапу

И.Ф ребенка

Итог по опросу

Итог по играм

Общий результат

Полина П

Низкий

низкий

низкий

Андрей Д

Низкий

Низкий

Низкий

Даша Б

Высокий

Высокий

Высокий

Саша К.

Средний

Средний

Средний

Дима А

Низкий

Низкий

Низкий

Таня К

Средний

Средний

Средний

Лена Е

Низкий

Низкий

Низкий

Багдан П

Низкий

Низкий

Низкий

Алина К

Низкий

Низкий

Низкий

Рустам К

Низкий

Низкий

Низкий

Рустам Х

Средний

Средний

Средний

Залина Ш

Низкий

Низкий

Низкий

Мадина А

Средний

Средний

Средний

Ангелина М

Низкий

Низкий

Низкий

Изобель М

Высокий

Высокий

Высокий

Даша К

Средний

Средний

Средний

Салима Г.

Низкий

Низкий

Низкий

Ваня К

Средний

Средний

Средний

Даша П

Средний

Средний

Средний

Маша К

Средний

Средний

Средний

В ходе этого эксперимента было принято решение разделить всех детей на две группы:

  1. Контрольная - в нее входят дети с высоким, среднем и низким уровнем музыкальных способностей.
  2. Экспериментальная – в нее входят дети с низким и средним уровнем развития музыкальных способностей.

Таблица 4 – Результаты контрольной группы

1.

Даша Б

Высокий

2.

Саша К.

Средний

3.

Лена Е

Средний

4.

Рустам Х

Средний

5.

Мадина А

средний

6.

Полина

Низкий

7.

Изобель М

Высокий

8.

Дима А

Низкий

9.

Даша П

Средний

10.

Салима

Низкий

Рисунок 3- Уровень развития музыкальных способностей детей контрольной группы на констатирующем этапе

Таблица 5 - Уровень развития музыкальных способностей детей экспериментальной группы на констатирующем этапе

Имя Фамилия ребенка

Количество положительных результатов

1.

Ангелина М

средний

2.

Андрей Д

Низкий

3.

Ваня К

Средний

4.

Таня К

Низкий

5.

Багдан П

Низкий

6.

Алина К

Низкий

7.

Рустам К

Низкий

8.

Залина Ш

Низкий

9.

Даша К

Низкий

10.

Маша К

Средний

Рисунок 4 - Уровень развития музыкальных способностей детей контрольной группы на констатирующем этапе

2.2 Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредством дидактических игр

С целью проверки эффективности развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Методика контрольного эксперимента совпадала с методикой констатирующего обследования сформированности музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредством музыкально-дидактических игр. Результаты полученные, в ходе проведения музыкально-дидактических игр анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента.

В начале контрольного эксперимента мы провели опрос, аналогичный опросу на этапе констатирующего эксперимента и выявили, дети 5-6 лет показали наиболее высокий уровень музыкальных способностей.

Таблица 6 – Результаты опроса детей 5-6 лет

Имя Фамилия ребенка

Вопросы

Количество положительных результатов

1

2

3

4

5

1.

Ангелина М

+

+

+

+

+

5

2.

Андрей Д

+

+

+

-

+

4

3.

Ваня К

+

+

+

+

+

5

4.

Таня К

+

+

+

+

+

5

5.

Багдан П

+

+

+

+

+

5

6.

Алина К

+

+

+

+

+

5

7.

Рустам К

+

+

-

+

+

4

8.

Залина Ш

+

-

-

+

+

3

9.

Даша К

+

+

+

+

+

5

10.

Маша К

+

-

-

+

+

5

11.

Даша Б

+

+

+

+

+

5

12.

Саша К.

+

+

-

+

+

4

13.

Лена Е

+

+

+

-

+

4

14.

Рустам Х

+

-

+

+

+

4

15.

Мадина А

+

-

-

-

+

4

16.

Полина

+

+

+

+

-

2

17.

Изобель М

+

+

+

+

+

5

18.

Дима А

+

-

+

+

+

2

19.

Даша П

+

+

+

+

-

4

20.

Салима Г

+

+

-

+

+

2

Критерии и оценки

слабый уровень = 1-3 балла;

средний уровень = 4 балла;

высокий уровень = 5 балов

Мы провели комплекс музыкально-дидактических игр, аналогичный констатирующему этапу исследования. И выяснили, что 45% детей показали высокий уровень. Эти дети хорошо узнавали знакомые мелодии по фрагменту, определяли правильность интонации в песни у себя и у других. Воспроизводили хорошо знакомую попевку из 3-4 звуков на металлофоне. Ритм движений соответствовал ритму песни.

33% детей показали средний уровень. Эти дети не всегда узнавали знакомые мелодии по фрагменту. Не могли точно выразить характер песни. Часто отвлекались, требовались в помощи взрослого.

22% детей показали низкий уровень. Эти дети не могли узнать знакомые мелодии, не соблюдали правильность интонации. не могли воспроизвести знакомую попевку из 3-4 звуков на металлофоне.

Рисунок 5 – Результаты опроса детей 5-6 лет

При сравнительном анализе констатирующего и контрольного экспериментов были получены следующие результаты.

Таблица 7. Результаты опроса детей (Контрольной группы)

Имя Фамилия ребенка

констатирующий этап

контрольный этап

1.

Даша Б

Высокий

Высокий

2.

Саша К.

Средний

Средний

3.

Лена Е

Средний

Средний

4.

Рустам Х

Средний

Средний

5.

Мадина А

Средний

Средний

6.

Полина П

Низкий

Низкий

7.

Изобель М

Высокий

Высокий

8.

Дима А

Низкий

Низкий

9.

Даша П

Средний

Средний

10.

Салима

Низкий

Низкий

Рисунок 6 – Уровень развития музыкальных способностей детей контрольной группы на констатирующем этапе

Таблица 8 - Результаты опроса детей (Экспериментальной группы)

Имя Фамилия ребенка

констатирующий этап

Контрольный этап

1.

Ангелина М

Средний

Высокий

2.

Андрей Д

Низкий

Средний

3.

Дима А

Средний

Высокий

4.

Таня К

Низкий

Высокий

5.

Багдан П

Низкий

Высокий

6.

Алина К

Низкий

Высокий

7.

Рустам К

Низкий

Средний

8.

Залина Ш

Низкий

Низкий

9.

Даша К

Низкий

Высокий

10.

Маша К

Средний

Средний

Рисунок 7 – уровень развития музыкальных способностей на констатирующем этапе экспериментальной и контрольной группы

Рисунок 8 – Уровень развития музыкальных способностей на контрольном этапе экспериментальной и контрольной группы

Рисунок 9 – Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов в группе

Наличие музыкальных способностей у детей 5-6 лет распределено следующим образом: высокий уровень показали 60% детей, средний уровень - 30% детей, низкий уровень -10 % детей. Таким образом, мы можем сказать, что у детей 5-6 лет сформированы личностно значимые, относительно устойчивые музыкальные способности. Важно отметить положительную динамику проведенной нами работы - высокий уровень развития интереса к музыкальной деятельности получили 50% детей экспериментальной группы.

Анализ динамики проявления интереса за время исследования показывает заметное улучшение всех показателей.

Данные контрольного этапа экспериментальной работы подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы и позволяют заключить: проведенное исследование доказало возможность формирования музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредствам музыкально-дидактических игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим. Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Поэтому очевидна важность работы по данной проблеме.

На констатирующем этапе исследования мы выявляли уровень сформированности музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредствам музыкально-дидактических игр.

Для этого мы использовали комплекс музыкальных занятий. На основании проделанной работы мы констатировали преобладание среднего и низкого уровня сформированности музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредствам музыкально-дидактических игр, лишь 10% детей показали высокий уровень.

Для проверки гипотезы нам необходимо было создать специальные условия, способствующие формированию музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредствам музыкально-дидактических игр. И нами были использованы следующие педагогические условия:

1) планомерная и систематическая работа по формированию интереса к музыкально-дидактическим играм;

2) индивидуальный подход к каждому ребенку;

3) создание комплекса музыкальных занятий, направленных на формирование музыкальных способностей у детей 5-6 лет.

На формирующем этапе исследования мы применили педагогическую технологию формирования музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредствам музыкально-дидактических игр (авторы А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская).

Здесь мы использовали комплекс музыкальных занятий, способствующих формированию у детей 5-6 лет музыкальных способностей. Контрольный этап исследования проводился аналогично констатирующему. И он подтвердил эффективность выбранной нами педагогической технологии. У детей 5-6 лет экспериментальной группы была выявлена положительная динамика и заметный рост музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ (высокий уровень - 50%, средний уровень - 30%).

Таким образом, наше предположение о том, что особенности проявления музыкальных способностей у детей 5-6 лет посредством дидактических игр происходит наиболее успешно при созданных условиях, нашло подтверждение в ходе опытно-экспериментального исследования. Следовательно, нами решены все задачи исследования и подтверждена гипотеза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.
  2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
  4. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. – 352 с.
  5. Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. Восприятие музыки Н.А. Ветлугина; под ред. В.Н. Максимова. - М., 1980. - 219с.
  6. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М., 1968. - 416с.
  7. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. - 75с.
  8. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 276с.
  9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Т.В. Тонковой, Ямпольской и др. - М.: Просвещение, 1984. - 311с.
  10. Воловникова, Г.М. Педагогический словарь: в 2-х томах / Г.М. Воловникова, Л.И. Генсиоровская. - М.: Издательство академии педагогических наук, 1960. - Т.1. - 398с.
  11. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. – М.: Искусство. 1971. - С. 305.
  12. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/ (дата обращения: 09.10.2019).
  13. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320с.
  14. Гурин, В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. - Краснодар, 2001. - 23с.
  15. Дошкольная педагогика в 2ч. / Н.А. Курочкина [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - Ч.2. - 270с.
  16. Дошкольная педагогика: в 2ч. / Н.А. Курочкина [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - Ч.1. - 256с.
  17. Ермолаева, М.В. Психология, развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М.В. Ермолаева. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 176с.
  18. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 88с.
  19. Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - М., 1996. - 198с.
  20. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. - 304с.: ноты.
  21. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов и преподавателей / Е. Р. Ильина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 416 с.
  22. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 308с.
  23. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1990. - 159с.
  24. Крутецкий В.А. Психология. // 2-е издание переработанное. - М.: Просвещение. 1956. – С. 213.
  25. Лазарева О. Ю. Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 986-988. — URL https://moluch.ru/archive/104/24355/ (дата обращения: 20.03.2019).
  26. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128с.
  27. Метлов, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду: спец. курс / Н.А. Метлов. - М., Просвещение. - 1994. - 354с.
  28. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика [Текст] : Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г. М. Цыпина . – М. : Академия, 2011. – 384 с.
  29. Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000. - 227с.
  30. Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. - 277с.
  31. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. – 400 с.
  32. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. - М.: Гном-Пресс. 1999. - С. 41.
  33. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  34. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М-Л.: АПН РСФСР. 1947. - С. 335, 336.
  35. Терентьева Н.А. История и теория музыкальной педагогики и образования. // Учебное пособие в 2-х частях. - С-Петербург: Образование. 1994. – Часть 1. - С. 18.
  36. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов / Ю. А. Цагарелли. – СПб.: Композитор, 2008. – 368 с.
  37. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 1998. - 105с.
  38. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1998. - 208с.