Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей̆

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сухомлинский Василий Александрович - педагог и мыслитель, который стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сухомлинский, окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. 

Творчество Сухомлинского ежегодно привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности не только в нашей стране, но и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и внесла вклад в теорию и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

В настоящее время перед обществом стоит цель воспитания новой личности: свободной, способной к активной и творческой деятельности в разных сферах жизни. Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского, его деятельности в Павлышской средней школе является актуальной для современной педагогики, так как его педагогическая деятельность предоставляет богатый фактический материал, обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.

Таким образом, на основании вышеизложенного, были определены цель и задачи курсовой работы.

Цель курсовой работы:

  1. Определить основные психолого-педагогические идеи В.А. Сухомлинского, определившие развитие педагогической теории и практики в наши дни.

Объект исследования: педагогические взгляды и педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского.

Предмет: педагогический процесс В. А. Сухомлинского в Павлышской средней школе.

Задачи курсовой работы - для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:

  1. Определить цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского.
  2. Охарактеризовать методы и формы обучения и воспитания учащихся в Павлышской средней школе.
  3. Выявить возможности реализации педагогических идей В. А. Сухомлинского в современной школе.

Основное содержание

1. Цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского

1.1. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа становления педагогики сотрудничества.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества».[1]

В. А. Сухомлинский в своей педагогической практике в 50-60-х годах воплотил культурно-педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время: не совпадали с официальной доктриной формирования личности. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно. В. А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». На эту враждебность Сухомлинский отвечал: «Я – учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой – да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности».[2]

Сухомлинский исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами он считал познание личности ребенка, общение детей с природой и друг с другом.

В. А. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое: умственное развитие и труд; воспитание нравственное, эстетическое, экологическое; изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; взаимоотношения семьи и школы; педагогическое мастерство учителя.

Рассмотрим основные задачи и цели образования по В. А. Сухомлинскому:

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом, а так же перед собственной совестью. Потому что задача школы заключается не в том, чтобы просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «Я», черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».[3]

Отсюда следует главная цель воспитания – гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что важной воспитательной задачей является то, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. В своей системе умственного воспитания Сухомлинский использовал трудовые задания, главная цель которых – формирование мировоззрения. Он считал, что для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика. Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности. Не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретенным знаниям, когда еще нет никакого дела до их содержания – также является одной из задач воспитывающего обучения. Формирование научного мировоззрения – это вдумчивое проникновение воспитателя в душу ребенка, умелое педагогическое руководство его мышлением, процессом познания окружающего мира, трудовой деятельностью.

Исходя из вышеизложенного, В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя:

  1. Дать ученикам определенный запас знаний,
  2. Научить учеников на протяжении всей жизни пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов. Именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино. Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю».[4]

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В.А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.

1.2. Обучение и воспитание в Павлышской средней школе. О методе, о школе.

В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание, Сухомлинский, в отличие от его предшественников, понимал гораздо глубже: "в среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка"[5]. Одно из самых ценных качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с "помощью" учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, неряшливые и аккуратные и т.д. Но все дети, без исключения, приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться[6]. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда тот совершает что-то хорошее. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению "трудных" подростков. 

В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке “обстановку постоянного умственного напряжения” детей. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжать из детей все, что они могут дать. После таких уроков ребенок уходит домой уставший. Он легко раздражается и возбуждается. Ему бы отдыхать и отдыхать, а у него еще домашние задания. 
Умственные силы и нервная энергия учащихся – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и очень осмотрительно, а самое главное – надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Источники же этого пополнения – наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, жизнь среди природы, “путешествия” к истокам живой мысли и слова.[7]

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов[8]

Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач, прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством. 

Чувство удивления – могучий источник желания знать.
Еще одна важная черта целенаправленного педагогического руководства умственным трудом: опытные учителя на практике осуществляют классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления. Начиная изложение нового материала, некоторые преподаватели математики открывали перед сознанием учащихся сущность фактов и явлений таким образом, чтобы в их сознании возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской. Эта эмоциональная окраска вопроса и пробуждает чувство удивления: почему так происходит? И истина предстает перед сознанием учащихся как великая тайна природы[9].

Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. Сухомлинский считал, что коллектив - это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. "Детский коллектив - сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью[10]

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» имеет нравственное право желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни».[11]

Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры. Формирование личности происходит на основе аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического и трудового воспитания.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание есть поиск личностью, самостоятельно и с помощью наставника, способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания, в ее широком понимании, будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей[12].

1.3. В. А. Сухомлинский о духовном общении учителя и ребенка.

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, достоинство, справедливость, истина, добро, красота. В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения являются: природа, книга, сказка, труд.

В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают. Ориентироваться в сложной системе – хочу, нельзя, можно, нужно – это умение требует от ребенка большой сердечной чуткости к духовному миру других людей, к гармонии согласованной жизни. Ребенок должен быть сам в какой-то мере творцом этой гармонии. Гармония согласованной жизни для человека похожа на рабочих пчел, которые несут добро в общий улей сложных человеческих взаимоотношений. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать добра больше, чем сам его приносит. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого. Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве, когда сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству. Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека – так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой. Я стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и “случайно”. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребенок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей. А надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться![13]

Источник детской совести, готовности делать добро для других – это сопереживание чувств тех людей, у которых на сердце горе или невзгоды. Ребенок, который не узнал всех сторон человеческой жизни – и счастья, и горя, – никогда не станет чутким и отзывчивым.
Заботы о возвышении человеческого достоинства ребенка. Совесть немыслима без постоянного накопления в подсознании информации, которая содержит в себе благородное поведение человека: любовь к человеку, стремление к взаимопомощи, отвращение и непримиримость к насилию над человеком, долг перед коллективом и обществом, нетерпимость к праздности, лени, глубокое уважение к старым и слабым, сочувствие. Совесть подчиняется сознанию, разуму – “царю в голове “, как гласит народная мудрость. Но никчемный царь, если ему не над кем господствовать, если память не обогащается фактами благородного человеческого поведения. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг.

Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, что очень редко, но бывает и так - в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло. Человек – сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству.[14]

Василий Александрович Сухомлинский рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка[15]

Сухомлинский вводит новые понятия - «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями и знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении. Педагогика сотрудничества, которую развивает Сухомлинский, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для педагога. Существует правило: «Научился сам - научи товарища».

Педагог с ярко выраженной гуманистической направленностью, В.А. Сухомлинский стремился сделать психологию средством, помогающим каждому ребенку открыть в себе «ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно станет каждый ученик на свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит нравственная и интеллектуальная полнота его жизни»[16].

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.  Он глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»[17].

"Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках"[18].

Известно присловье: "Учение и труд рядом идут", но и учение, и труд недалеко уйдут - и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека, - если рядом с ними не идет красота - третий из важнейших элементов воспитания. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. "Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений"[19]

Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе - труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.  Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. "Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может, быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть "абстрактного" коллектива без личностей"[20]

Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. "Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости"[21].

2. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.

2.1 Применение идей В.А.Сухомлинского в современной школе.

В конце 50-х годов XX века начинается новый этап в развитии советской школы, он был связан с общественным подъемом, который наступил в 1953 году. Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В.А. Сухомлинского (1918–1970), целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности. Науку о воспитании человека советский педагог и публицист ставил на первый план. В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

Рассмотрим основные идеи В. Сухомлинского о том, с чего надо начинать обучение, каким должен быть воспитательный процесс, как правильно обучать детей.

Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит, прежде всего, помочь ему учиться. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель «Выучить, запомнить!». Вред этого очевиден — оно вольно или невольно упраздняет основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что — понять и усвоить без выучивания, выполняя упражнения. Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем словесности. Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, — говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника»[22].

В воспитательной работе важно все: и содержание материала, и тон, и время разговора, и внешний вид учителя, и манера его поведения. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой жизненных взглядов, морально-этических принципов»[23].

Рассмотрим варианты применения идей В. А. Сухомлинского в современной школе подробнее. Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставит принципиально другие задачи. Он основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

  1. Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
  2. Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

Осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.

Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской[24]. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. И. С. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии».[25]

Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики[26]. В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта. Имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность.

Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценных форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:

  • Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);
  • Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);
  • Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»).

Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:

  • функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);
  • функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);
  • функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
  • функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
  • функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);
  • функции смысла творчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);
  • функции ориентации (построение личностной картины мира);
  • функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;
  • функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);
  • функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Сериков предлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулировать развитие указанных функций. Это:

  • задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;
  • учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;
  • игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли[27].

2.2. Роль гуманистических идей В.А.Сухомлинского в развитии теории и практики личностно - ориентированного образования. 

Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что правильное воспитание действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей. 

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир и при этом беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Эту же свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. «Сердце отдаю детям» – так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет упорной работы в сельской школе. В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, - явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце»[28]. В одном из очерков Сухомлинский рассказывает о судьбе мальчишки, у которого, считалось, нет способностей. А учитель – биолог открыл в нем скрытый потенциал, был пробужден интерес, и стало развиваться творческое начало. Только труд пробуждает разум и открывает неисчерпаемый источник волевых усилий, направленных на преодоление трудностей.

Волевые мотивы, побуждающие к преодолению трудностей, должны быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, собственного самолюбия, а с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей деятельности. Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Сухомлинский призывал докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером[29]. Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека, совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями[30]. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем[31].

Ребенок – зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека[32]

Личностно - ориентированное обучение открывает широкие возможности для решения таких актуальных задач, как демократизация, гуманизация и гуманитаризация системы образования. В центре внимания личностно - ориентированного образования находится ребенок, развитие его способностей, его становление как личности. Учащийся рассматривается как субъект учебной деятельности. Меняется и роль учителя: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для актуализации его самообразовательной и самовоспитательной деятельности[33]

Первые шаги в практической реализации личностно-ориентированного обучения были предприняты в западных странах в 50-е годы XX века. С 60-х годов оно получило там широкое распространение. В основе личностно ориентированной модели обучения лежат идеи, разработанные в трудах многих мыслителей и конечно же В.А. Сухомлинского. При всех различиях их взглядов базовые, фундаментальные положения их концепций дополняют и развивают друг друга. Это позволяет говорить о единой гуманистической философской и психолого-педагогической парадигме, в русле которой и развивается теория и практика личностно-ориентированного обучения[34]

В нашей стране в последние десятилетия идеи личностно- ориентированного обучения все чаще входят в педагогическую практику. Используя опыт западной педагогики и лучшие традиции педагогики отечественной. Взгляды В.А. Сухомлинского во многом определили взгляд других педагогов на личностно – ориентированное образование, на индивидуальный подход к каждому ученику как к отдельному целому[35].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, Василий Александрович Сухомлинский, создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми[36].

Как подлинный гуманист Василий Александрович прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании. 

Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системо-образующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство»[37]

При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно-исследовательской работой в области народного образования. Обла­дая не только педагогическим, но и литературным даром,он изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие, которое сегодня с интересом изучается и применяется педагогами на практике.

Гуманистические идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. В качестве примера можно привести труды В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Описание книг

  1. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. – 485 с.
  2. Сухомлинский, В. А. Что такое добро и зло / В. А. Сухомлинский // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 1993. – С.4-8.
  3. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1961.
  4. Кульневич, С. В. Истоки гуманистической альтернативы / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2000. - № 7. – С.69-82.
  5. Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960.
  6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5Т, К., 1979—1980..
  7. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986.
  8. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.
  9. Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977. 
  10. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. 
  11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974. 
  12. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. 
  13. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

Источники из Интернет

  1. Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей.
  2. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского.
  1. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999.

  2. Сухомлинский, В. А. Что такое добро и зло / В. А. Сухомлинский // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 1993. – С.4-8

  3. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999.

  4. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999.

  5. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1961.

  6. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5Т, К., 1979—1980.

  7. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского

  8. Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей

  9. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского.

  10. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1961.

  11. Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999.

  12. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского

  13. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского

  14. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского

  15. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979

  16. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979

  17. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979

  18. Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960.

  19. Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960.

  20. Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977

  21. Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей

  22. Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей

  23. Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей

  24. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

    Источники из Интернет

  25. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

    Источники из Интернет

  26. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979

  27. Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977

  28. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974

  29. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986

  30. Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960.

  31. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979

  32. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974

  33. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

    Источники из Интернет

  34. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.

    Источники из Интернет

  35. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

  36. Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского

  37. Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2