Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственной культуры младших школьников)

Содержание:

Введение

Концепция духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал -высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Актуальность. Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. В связи с этим меняется подход к школьному образованию и воспитанию: любой школьный предмет или внеклассное мероприятие становится не целью обучения, а средством воспитания определенных качеств нравственно развитой личности. В свою очередь усиление воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Главным являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Ж.Ж. Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши. Так пусть уже в детстве ребенок поймет, что любовь, доброта, великодушие сильнее зла. Он ведь изначально несет в себе эту искру великодушия.

Семья и школа должны любить ребенка, верить в него, помогать ему, быть добрым и великодушным, ни в коем случае не оскорблять и не унижать его, а, наоборот, постоянно возвышать! Все дети хотят быть хорошими и, видя себя в зеркале наших добрых слов, становятся ими.

Задача педагога – рассказать родителям о том, что ребенок воспитывается в деятельности; что игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, так необходимую в организации учебного труда в будущем.

Каждый вид деятельности требует от школьника выполнения определенных правил, в результате чего такая деятельность становится более полноценной и воспитывающей, а это зависит от правильного руководства ею. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него положительное отношение к людям, труду, своим обязанностям.

Обычно родители интересуются, как воспитывают их детей в школе. Опыт педагога помогает им понять «секрет» воспитания, поэтому беседы целесообразно строить так, чтобы в них сочетался показ воспитания детей в школе с семейным воспитанием.

Однако, не всем детям удается их привить в детстве, так как дети все очень разные и разный подход в их воспитании. У одного ребенка есть свои сильные стороны. Он хорошо читает; другой умеет мастерить; третий особенно наблюдателен и может хорошо рассказать о том, что он увидел летом; четвертый ловок и быстро бегает.

Цель курсовой работы: рассмотреть взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования – воспитание младших школьников.

Предмет исследования- нравственное воспитание младших школьников.

Гипотеза исследованияцеленаправленная работа школы с семьёй по оптимизации взаимодействия будет способствовать воспитанию нравственности младших школьников, что в свою очередь поможет становлению личности каждого ребёнка.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания младших школьников в теоретической литературе.

2. Выявить особенности восприятия нравственного воспитания младшими школьниками.

3.Рассмотреть методы организации работы школы с родителями по нравственному воспитанию.

4. Рассмотреть фрагмент родительского собрания по нравственному воспитанию.

Глава 1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в вопросах духовно-нравственной культуры младших школьников

1.1. Семья и школа – значимые институты в развитии и воспитании ребенка в современных социально-образовательных условиях

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успех достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. С момента, когда ребенок входит в учебное заведение, появляется «педагогический треугольник» (учитель-ученик-родитель), поэтому важно, чтобы взаимодействие между учителями и родителями не противоречило, а воспринималось положительно и активный ребенок. Это возможно, если учителя и родители станут союзниками и подобными людьми, они будут решать проблемы образования с интересом и координацией.

Школа, несомненно, является одним из самых активных субъектов по воспитанию и обучению детей. Эффективность ее работы несомненна, влияние ее на подрастающее поколение в плане личностного его становления очевидна. Однако если школа затронет еще один немаловажный аспект педагогической деятельности, как повышение воспитательного потенциала семьи, то эффективность воспитательной деятельности совместно школы и семьи многократно возрастет.

Эта сторона педагогической деятельности представляет для многих непосредственный интерес. И так как в данное время к этому аспекту педагогической деятельности возрастает интерес, а значит и возрастает актуальность, которую в настоящее время подчеркивают видные представители педагогической науки. Чечет В.В., в своей работе «Педагогика семейного воспитания» подчеркивает необходимость повышения воспитательного потенциала семьи через повышение педагогической культуры родителей. А Т.А. Елисеева, в своей статье «Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях» говорит о современных формах взаимодействия педагогов и родителей, о необходимости повышения их педагогической культуры, что будет способствовать объединению воспитательных усилий семьи и школы.

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.

На данном этапе достаточно хорошо представлена теоретическая база семейной педагогики. Вклад, который внесли выдающиеся педагоги прошлого, неоценим. На каждом историческом этапе развития общества семейная педагогика совершенствовалась, вбирая в себя все лучшее из нового, но в то же время оставляя весь лучший опыт прошлого. Данный опыт хорошо представлен в трудах П. Ф. Лесгафта, А.С.Макаренко , П.Ф.Каптерева , М.К.Цебриковой, Е.А.Аркин и др.

Теория семейного воспитания П. Ф. Лесгафта интересна с точки зрения гуманизма, любви к ребенку. Она насыщена любовью и уважением к нему. Истинная забота о ребенке требует изучения его психических и физических особенностей. Лесгафт, талантливо восполнил пробелы в отечественной педагогике, связанные с вопросами физического и семейного воспитания. Оправдалось и предвидение Ушинского, что серьезная разработка теории физического развития может быть сделано ученым — врачом и педагогом. Лесгафт снискал уважение современников за свою подвижническую общественную деятельность в области просвещения.

В своей теории семейного воспитания, Лесгафт, выдвигает существенное требование, которое необходимо предъявить воспитателю, учителю и родителю, берущему на себя обязанность воспитания, руководства ребенком, вступающим в школу. Это понимание ребенка, его психических и индивидуальных свойств, так как, не зная условий психического развития ребенка. Воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка, с его школьной обстановкой и семейной дисциплиной.

Важно, чтобы каждый воспитатель отдавал себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок.

Лесгафт говорил о бездумном воздействии на ребенка родителей и воспитателей, совершенно не отдающих себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры. А ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.

Кому не известно, что воспитание (и в семье и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно учить, то есть под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.

П.Ф. Каптерев, в своей работе «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» постарался дать ответы на весьма актуальные и в наши дни вопросы: чему и как следует учить маленьких детей в семье до их поступления в общеобразовательную школу? Это исследование носит прикладной характер и раскрывает конкретные принципы обучения, которые следует использовать родителям. Вместе с тем и здесь П. Ф. Каптерев не дает практических рецептов, он лишь выделяет наиболее важные пути подхода к проблеме, на которых, по его мнению, необходимо строить систему семейного обучения.

В основу концепции семейного обучения, предложенной П. Ф. Каптеревым, легло авторское понимание сущности маленького ребенка как биосоциального индивидуума и особенностей его развития, в первую очередь психологического. Именно такой подход, по мнению ученого, позволяет правильно определить направления обучения: как сначала в семье, так и потом в школе. Каждый ребенок, кроме детей с явными врожденными или приобретенными дефектами психики, со дня своего рождения развивается по вполне определенным законам, хотя индивидуальные особенности могут в некоторой степени варьироваться.

Влияние социальной среды на формирование личности, имеет большое значение, но семья – ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Общественный строй указывает программу воспитания, социальная среда дает направления выполнения данной программы. Часто приходится слышать жалобы родителей на то, что они не могут создать для ребенка здоровую среду, но в их силах нейтрализовать вредное влияние. Если в семье нормальные отношения между родителями и детьми, если родители стараются понять детскую душу и условия, при которых можно влиять на нее, «если она здоровая и разумная семья, то всякие другие влияния стушуются перед ее влиянием».

В статье «Несчастия детства» М.К .Цебрикова показала, что больше всего омрачает жизнь детей разлад между родителями, их невоспитанность, постоянная атмосфера недовольства, хмурые лица и т.д. Все это ранит детскую душу, оставляет на ней безобразные нравственные шрамы.

Другие ошибки семейного воспитания, педагог-мыслитель видела «в безграничной любви родителей к детям, которые живут только для них», лишают детей самостоятельности, «оберегают от другого влияния, ставя себя на пьедестал всезнающего авторитета», создают из детей кумиров, которые вырастают эгоистами.

Таким образом, мы обнаруживаем те истины, которые помогают найти выход из духовного кризиса семьи. «Строй жизни ребенка в руках семьи, семья может тащить детей к отжившим идеалам или поднимать их к идеалам, которые вступают в жизнь и за которыми будущее»

Рекомендации М. К. Цебриковой по проблемам нравственного, умственного, физического и трудового воспитания детей в семье, адресованные непосредственно родителям, сохраняют актуальность для современной практики воспитания детей.

В основе семейного воспитания, по Е.А. Аркину, должен лежать личностный подход. Надо воспитывать не поведение или характер вообще, а поведение и характер данного ребенка, у которого есть свои особенности, свои условия жизни, свой уже проделанный жизненный путь, наложивший печать на его развитие"

Для успеха в семейном воспитании необходимо повседневное, систематическое и целенаправленное общение родителей с детьми. И здесь Е. А. Аркин обращал внимание родителей на то, что в воспитании необходимо чувство меры. С одной стороны, любовь, ласка, приветливое обращение столь же необходимы для физического и душевного развития ребенка, как солнечный свет и чистый, богатый кислородом воздух. С другой стороны, заласкивающее, изнеживающее воспитание расслабляет силы ребенка, разлагает его личность, формирует в нем беспомощного, безвольного, малоценного члена общества.

Ребенок сам по себе не готовится к будущей жизни, а живет настоящим. При этом ребенок – «существо активное и свою активность он жаждет проявить в действии», в деятельности. Организация жизнедеятельности ребенка в семье – это основа системы семейного воспитания.

Большое значение для теории семейной педагогики имеют сформулированные ученым задачи воспитания, а также его анализ общих условий успеха семейного воспитания и причин наиболее распространенных ошибок родителей. Родители должны сознавать свою ответственность перед человечеством, а главное, перед самими детьми за их судьбу, стремиться воспитывать своих детей именно на научной основе. Для этого они должны знакомиться с идеями видных педагогов, передовым опытом, служащим основой тех знаний, на которых строится наука о воспитании.

1.2. Способы воспитания духовно – нравственной культуры младших школьников

Современный младший школьник находится в огромном информационном и социальном пространстве. Социологические исследования жизненного мира младших школьников показывают, что воспитательное и социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио, телевидение, компьютерные игры, кино нередко перекрывает влияние родителей, учителей, воспитателей. Один из авторов делает вывод о том, что «… технология работы телевещания, опираясь на фундаментальные социокультурные и психологические механизмы, сориентирована отнюдь не на нормальную человекосообразную логику социализации и сохранения психического здоровья, а, напротив, работает на их разрушение».

Мнение и поведение сверстников порой сильно отличается от мнений и поведения, принятых в обществе. Младшему школьнику всё чаще приходится самому выбирать, что хорошо, а что плохо. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

1) познавательную (интеллектуальную) культуру;

2) нравственную культуру;

3) художественную культуру;

4) правовую культуру;

5) педагогическую культуру;

6) религиозную культуру.

Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и сама духовная деятельность; это совокупность нематериальных элементов: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев), правила, законы, духовные ценности (наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей), церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания.

Уровень духовной культуры очень сложно оценить. Не ясно, какие критерии использовать для измерения духовности. У каждого человека своя система духовных ценностей, святилищ. Основу духовной культуры составляют ценности, которые стали своего рода регулятором поведения человека. Самая высокая из этих ценностей - Истина, Добро и Красота. Духовный человек всегда чувствует свое несоответствие с этими более высокими ценностями и постоянно стремится совершенствоваться в этих областях. Выявлено, что ценностное отношение младшего школьника к окружающему его миру выражается в:

- ценностном отношении к семье, уважении к семейным традициям, гордости за свою фамилию, понимании своей будущей ответственности за деторождение;

- повышении отношение к родине;

- улучшении отношение к Земле;

- усилении отношение к миру - это умиротворение, отказ от насилия и милитаризм;

- усилении отношение к Знанию (проявляется в любопытстве); - повысить отношение к работе;

- повышении отношение к культуре.

Ценностное отношение младшего школьника к другим людям может проявляться в: - ценностном отношении к человеку вообще (такому же, как Я сам), что выражается в гуманности, милосердии; - ценностном отношении к человеку как Другому (не Я), что выражается в альтруизме; - ценностном отношении к человеку как Иному, представителю иной расы, национальности, веры (не такой, как Я), что выражается в толерантности. Ценностное отношение младшего школьника к себе может проявляться в: - ценностном отношении к своему телесному «Я», что выражается в заботе о своём здоровье, стремлении вести здоровый образ жизни; - ценностном отношении к своему душевному «Я», что выражается в самопринятии, в заботе о своём душевном здоровье, в отсутствии комплексов неполноценности; - ценностном отношении к своему духовному «Я», что выражается в свободе как главной характеристике духовного бытия человека, в самостоятельности, самоопределении, самореализации.

Формирование основ детской интеллектуальной культуры наиболее продуктивно в младшем школьном возрасте в процессе интегративного развития общечеловеческих ценностей. Младшие ученики более открыты для восприятия любви, добра и радости. Обращение к духовной культуре и духовным ценностям являются важнейшими символами современной русской школы. Отсутствие образования для духовной культуры младших школьников - одно из величайших зол нашего времени. И если вы не будете бороться с этим, человечество столкнется с моральным разложением и смертью. Следует надеяться, что в наиболее важных выступлениях глав государств и правительств за последние годы сформулированы задачи нравственного, патриотического и гражданского воспитания, указание на ценность традиционного культурного наследия русских народов и частое посещение младших школьников. Как моральные, так и духовные трудности носят характер, однако постоянно стремятся к духовному росту.

В заключении хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших рекомендаций. «Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам, психологам и родителям найти подход к ребенку» [40.c.17].

1.3. Проблемы взаимодействия семьи и школы

Вопрос о взаимодействии семьи и школы очень актуален, поскольку сегодня многие семьи обеспокоены, во-первых, экономическим благосостоянием, родители проводят большую часть своего времени на работе, предпочитая обсуждать денежные проблемы дома, избегая каждого из них. воспитание ребенка, передача этой миссии школьным учителям. Семейная статистика в России характеризует углубление семейного кризиса как социального института. Удельный вес семей с одним родителем различных типов среди семей с детьми до 18 лет увеличивает число разводов; количество детей, рожденных женщинами, которые не состоят в браке; количество детей, лишенных родителей, лишенных прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми по отношению к несовершеннолетним.

Зачастую обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же в свою очередь недовольны учебными нагрузками, объёмом домашнего задания, равнодушием педагога.

Многие исследования показывают, что дети достигают высоких академических достижений, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и цельными, если их родители активно участвуют в учебе и школьной жизни своих детей. Это участие также показывает ребенку, что родители искренне заинтересованы в его образовании и что обучение в школе является позитивным и ценным занятием.

Однако, если родители не участвуют в школьных мероприятиях своих детей, многие дети теряют желание учиться. Часто родители оправдывают себя тем, что у них нет ни времени, ни энергии, либо они чувствуют себя неловко в школе. Другие родители не знают, какие у них есть варианты и как участвовать в процессе, или у них просто нет необходимой информации. Успех образовательного процесса зависит от того, как строятся отношения между учителями, учениками и родителями. Родители и учителя являются воспитателями одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным, если учителя и родители станут союзниками.

Как же привлечь родителей в школу? Как создать такие условия, чтобы им захотелось сотрудничать со школой? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Основным фактором здесь является общение. Основной причиной плохого участия родителей является отсутствие четкой, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо организовывать личные встречи с родителями, общаться через электронный дневник, по телефону, через SMS-сообщения, электронную почту и информационные страницы в Интернете. Отправка писем и информационных заметок может помочь школе приблизить общение между родителями и школой. Учитель должен общаться с родителями простым способом, не используя образовательный словарь, и обеспечить, чтобы родители имели доступ к простой и интересной информации о деятельности своих детей в школе - как внутри, так и за ее пределами. Родители должны знать, что их дети учат в школе, в каких мероприятиях и школьных кружках участвуют их дети, как они могут участвовать в учебе и школьной жизни ребенка, как связаться с учителями и как они могут помочь своим детям дома.

Возможно, стоит вернуть такую ​​форму работы с родителями, как посещение семьи ребенка. Это поможет учителю установить связь со всей семьей, узнать его общую и образовательную культуру, условия жизни школьника, его место в семье и отношение его старших, дать совет и согласовать общие требования для школьника. Некоторые учителя ошибочно полагают, что участвовать должны только семьи, чьи дети вызывают определенные проблемы в школе. Конечно, следует установить тесный контакт с родителями таких учеников, но желательно посещать семьи всех учеников.

Посещение семьи может иметь целью общее знание условий жизни, установить единые школьные и семейные требования к учащемуся, помочь в организации режима, обсудить отклонения в поведении и поведении ребенка с родителями и принять меры необходимо предотвращать и преодолевать их, вовлекая родителей в школу, изучая опыт родителей в семье и т. д. Перед посещением семьи необходимо иметь информацию о ней и ее отношениях со школой (личные данные ученика, результаты опроса ребенка и родителей, беседы с учителями, с самим учеником), выяснить данные Основное на школьника, его успеваемость, его поведение, отношения с учителями, одноклассниками. Успех семейного визита зависит не только от хорошей подготовки, но и от поведения учителя. С первых минут встречи с родителями необходимо создать атмосферу доверия и доброй воли.

В семьях, которые систематически не связаны со школой, учителя рассматривают визит как чрезвычайный сигнал, родители встревожены и готовятся защитить ребенка. При посещении семьи нужно сразу же «привлечь» внимание. Разговор о детях начинается с положительных характеристик их поведения и постепенно перерастает в обсуждение отрицательного поведения учащихся. Учитель должен говорить спокойно и тактично, неопровержимые доказательства внимательно выслушивая объяснения родителей ребенка и выслушивая их, определение фактического состояния позволяет нам разработать общий план действий для школы и семьи, чтобы достичь соглашения о взаимной информации, достигнутых успехах и трудностях. Общее ознакомление с условиями жизни ученика дома можно проводить по следующей схеме:

1. Фамилия, имя ученика, класс.

2. Состав семьи.

3. Где и на какой должности работают родители и другие члены семьи (если учатся — где именно).

4. Режим дня школьника.

5. Как обустроено рабочее место ученика?

6. Кто занимается воспитанием ребёнка в семье?

7. Кто из членов семьи помогает ученику?

Индивидуальное консультирование является распространенной формой взаимодействия с родителями. Это может быть сделано по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешно доверяет учителю. Родители, с другой стороны, доверяют учителю, если он вместе с ними занимается решением проблем ребенка, выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые будут консультироваться. Приглашение родителей в школу для индивидуального разговора или консультации должно быть написано или устно, дипломатическим путем, поскольку родители отвечают на звонок с осторожностью. Желательно начать разговор с родителями с рассказа об успехах ребенка, выслушать родителей и только потом обращаться за советом к предмету, который волнует учителя, ни в коем случае не избегать цензуры, надругательств над родителями, не унижая достоинства ребенка. ,

На мой взгляд, ключевую роль в решении проблемы взаимодействия школы и семьи может оказать государство, внеся ряд изменений в Закон Российской Федерации об Образовании. Например, работодатель обязан отпускать на родительские собрания, мероприятия, проходящие в школе своих работников. Разработать государственную программу, направленную на развитие мотивации родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка.

Проблеме взаимодействия школы и семьи посвящено не мало статей, но невозможно дать готовый и единственный правильный ответ о том, как взаимодействовать с семьёй, так как семьи все очень разные. Многое зависит от мастерства педагога, от его интуиции. Педагог должен проанализировать каждую конкретную ситуацию, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников в процессе совместной деятельности родителей

2.1. Система сотрудничества семьи и школы по нравственному воспитанию

Проблема взаимодействия школы и семьи имеет давнюю историю.

Первые идеи совместной работы были предложены еще Екатериной II, но они не нашли конкретного выражения в нормативных документах, регулирующих деятельность народных училищ. В дальнейшем на протяжении XIX века в государственных документах (Уставах и Положениях) есть прямые указания об организации различных аспектов взаимодействия школы и семьи как равноправных сторон.

Вопросы сотрудничества школы и семьи также занимали ум представителей общественной и педагогической мысли. Педагоги и публицисты второй половины XIX в. (Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.М. Михайлов, В.А. Попов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич и др.) исследовали опыт постановки и решения проблем взаимодействия семьи и школы в процессе развития и воспитания личности в условиях семейного воспитания. Отражая исторические реалии, работы ученых рассматривают следующую логику взаимодействия педагогов и родителей: семья отвечает за религиозное, духовно – нравственное воспитание, физическое и эстетическое развитие ребенка, школа — за его образование.

Уже в 1913 году Н.К. Крупская приводит мысль о том, что школа и семья должны совместно заниматься воспитанием детей, дает научное освещение вопросам взаимоотношения семейного и общественного воспитания.

Крупская писала, что семья плодотворно осуществляет свои воспитательные функции, если семейное воспитание направляет школа.

О необходимости установления контактов с семьей в деле воспитания говорил другой педагог, В.Я. Стоюнин: «Правильное отношения между семьей и школой установятся тогда, когда отцы и матери не будут бояться школы и в отношениях с ней, будет руководствоваться полной откровенностью. Семья привяжется к школе тогда, когда увидит бескорыстные заботы и сердечное участие школы в деле, самом близком семье. Вот нравственное влияние, которое школа может иметь на семью. Пусть школа видит свое дополнение в семье, а семья – в школе».

На рубеже 20 века впервые появляются идеи взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания ребенка. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей, поднимает проблему взаимоотношений школы с родителями. Созданная им школа «Дом свободного ребенка», где родители заменяют учителей, является первой попыткой реализации идеи взаимодействия школы и семьи.

В современной начальной школе одним из важнейших направлений деятельности школы, как организующего центра образования, является объединение усилий школы, семьи и общественности. Взаимодействие семьи и школы заключается во взаимной поддержке, согласованных действиях школы и семьи. Это отражено в новых стандартах начального общего образования.

В словаре С.И.Ожегова, термин «взаимодействие» означает взаимную связь явлений. Отсюда вытекает понятие «Взаимная помощь», которая трактуется как взаимная помощь друг к другу.

По мнению профессора А.В.Мудрика, в наиболее общем виде «взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-то общую для них работу.

Наиболее полную характеристику этого социально – педагогического понятия дают М.И. Рожков и Л.В. Байбородова: «Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, приводящего каждое звено в новое качественное состояние.

Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуется причинно – следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Понятие «взаимодействие» тесно связано с другим, – «сотрудничество». Так, Г.А. Цукерман считает, что «сотрудничество – проявление обмена информационной помощи товарищам во взаимопроверке результатов». Подобное определение мы находим в словаре С.И. Ожегова: «сотрудничать – значит работать вместе, принимать участие в общем деле.» Сущность сотрудничества в том, что оно является естественным следствием действия принципов равенства, свободы и ответственности. На этих же принципах строится и совместная деятельность. Так, «совместная деятельность, по мнению С.И.Ожегова, – это «организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры». «Совместный» толкуется словарем как «существующий или осуществляемый вместе с кем, чем-нибудь общим».

По мнению И.Б. Котова, совместной считается деятельность, при которой ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении и существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределения обязанностей, взаимного контроля и ответственности.

Успех в воспитании и обучении подрастающего поколения видел в объединении усилий школы, семьи и общественности при направляющей роли школы А.В. Луначарский. Он не только указывал на важность сотрудничества школы с семьей и общественностью, но и наметил наиболее целесообразные пути их взаимодействия.

Таким образом, термин «взаимодействие» в педагогической литературе, а также в справочной и энциклопедической литературе имеет разное толкование и трактуется как равнозначный феноменам: «сотрудничество», «совместный» (ая). Проблема совместной работы школы и семьи имеет давнюю историю. Теоретические аспекты ее находят отражение в работах известных педагогов (Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.М. Михайлов, В.А. Попов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич) и общественных деятелей.

Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от взаимодействия школы и семьи. Основную роль в организации сотрудничества между школами и семьями играют классные учителя. Именно в их работе степень понимания семьями политики, принятой школой в отношении образования и воспитания детей, зависит от их участия и участия в ее осуществлении. Кроме того, семья должна считаться основным клиентом и союзником в воспитании детей, а совместные усилия родителей и учителя создадут благоприятные условия для развития ребенка. Роль классного руководителя разнообразна, работа с семьями его учеников является важной сферой его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

Школа имеет несколько разные функции. Она не должна заменять ребенка семьей, она должна делать все, чтобы воспитать ребенка, расширить его кругозор, дать ему возможность реализовать себя, показать свои способности. Это школа, которая должна помочь ребенку расти, приобретать опыт и знания. Обязанностью школы является семейное воспитание, в центре которого находятся вопросы, связанные с воспитанием детей. Задача школы - сделать семью помощником и другом как для ребенка, так и для школы. Это возможно только в том случае, если школа не направляет свои усилия на цензуру семейного воспитания, что происходит довольно часто, а на то, чтобы объяснить родителям причины проблемной ситуации и избежать трудностей.

Самообразование и обучение самооценке без нравственного воспитания невозможны. Следовательно, нравственное воспитание учеников должно сопровождать весь учебный процесс, оно должно быть системным и продуманным, оно не может осуществляться без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть их ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты их образования на будущее. Родители должны понимать, что учителя стараются помочь не только ребенку, но и семье.

Одна из важнейших особенностей детей младшего школьного возраста – податливость и внушаемость. Их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретёт ребёнок будет складываться его личность. А положительный нравственный опыт ребёнок может приобрести только в семье.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.

1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

2. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.

5. Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».

6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.

8. Закон культивирования в семье положительных привычек

9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.

10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка, которые являются истоком формирования личности человека, семье. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Преподаватель должен прежде всего представить родителям традиции школы, ее историю, результаты, полученные в процессе обучения и воспитания учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия между семьей и школой невозможно, если учитель не знакомит родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, составления дневников и тетрадей, с критериями оценки.

2.2. Опыт организации взаимодействия по нравственному воспитанию

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Экскурсии со школьниками проводятся в течение учебного года и имеют различные цели. Чтобы экскурсия была морально ценной, учитель создает в команде эмоциональное настроение, распределяет задания, которые ученики должны выполнить при подготовке и во время экскурсии.

Поездки - это своего рода школа нравственного воспитания. Они проходят со школьниками разных возрастных групп. Эти экскурсии дают учителю возможность обучить школьников ощущению хозяина Родины и уважению к его имуществу.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению нравственного знания молодым поколением, развитию этических идей и концепций среди учащихся, повышению интереса к моральным проблемам и стремлению к моральной оценке. Основная цель этического разговора - помочь учащимся понять сложные моральные проблемы, закрепить твердую моральную позицию среди детей, помочь каждому учащемуся реализовать свой личный нравственный опыт в поведении и привить учащимся способность развивать нравственные взгляды. В процессе этических разговоров дети должны активно участвовать в обсуждении моральных вопросов, самостоятельно делать определенные выводы, учиться сохранять личные мнения и убеждать своих собеседников. Этический разговор основан на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни детей, примеров из художественной литературы, журналов и фильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А.С. Макаренко. «Я помню,-- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Этическая беседа проводится двумя путями--индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К. Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Образовательный процесс структурирован таким образом, что возникают ситуации, в которых ученик сталкивается с необходимостью принятия самостоятельного морального решения. Моральные ситуации для школьников всех возрастов никогда не должны изображаться или как должно выглядеть обучение или контроль, в противном случае их образовательная ценность может быть сведена на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке определенные деловые и моральные отношения между учениками возникают постоянно. Вместе, решение общих познавательных задач, поставленных перед классом, школьникы общаются, влияют. Преподаватель предъявляет ряд требований в отношении деятельности учащихся на уроке: не мешайте остальным, внимательно слушайте друг друга, участвуйте в общей работе - и оцените способность учащихся делать это. Совместная работа учеников на уроке порождает отношения между ними, характеризующиеся многими характерными аспектами взаимоотношений в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему собственному бизнесу как общее, способность действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и, в то же время, точность друг к другу, способность критиковать себя даже оценить их личный успех или неудачу с целью сокращения деятельности образовательной структуры. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями,

а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

Цель: обсудить с родителями основные правила и законы нравственного воспитания ребенка в семье.

Структура собрания:

  1. Вступительное слово учителя о Д.С.Лихачеве.
  2. Нравственное воспитание в семье.

III. Работа с ситуациями.

IV. Семейный плакат

V. Работа с памяткой «Дети учатся жить»

VI.Подведение итогов.

Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей», готовит раздаточный материал «10 семейных заповедей», «Законы нравственного воспитания в семье» и памятку «Дети учатся жить…»

  1. Вступление

Тема сегодняшнего собрания неразрывно связана с нравственным воспитанием в семье. Итак, нравственный человек, кто это?

Наше общество нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины.

Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких людей являлся Д.С.Лихачев.

Указом президента Р.Ф. В.В. Путина «О праздновании 100-летия со Дня рождения академика Д.С. Лихачева» 2006 год объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С. Лихачева.

Жизнь Лихачева – это история России. Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

Эрудиция Д.С.Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в тоже время, образно, ярко, делает его работы не просто книгами, но значительными явлениями всей нашей культурной жизни.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классической филологической науки. Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, Величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально. Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

  1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса влияния семьи на воспитание ребенка восходит к древним временам. Помимо учителей он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Проблема нравственного воспитания остается очень актуальной сегодня. Бремя трудностей, которые были разделены нашим временем, очень тяжело. Ребенок и общество, семья и общество, ребенок и семья. Эти тесно связанные понятия могут быть расположены в следующей последовательности: семья - ребенок - общество. Ребенок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой дети родились заново. Из этого можно сделать вывод, что моральное здоровье нашего общества зависит от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети.

Семья традиционно является основным учебным заведением. То, что ребенок приобретает в семье в детстве, он сохраняет на протяжении всей своей последующей жизни. Важность семьи как учебного заведения обусловлена ​​тем, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, а по продолжительности воздействия на человека ни одно из образовательных учреждений не может сравниться с семьей. Это закладывает основу для личности ребенка, и к тому времени, когда он входит в школу, он уже наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором в образовании. Положительное влияние на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме самых близких ему людей в семье - мама, папа, бабушка, дедушка, не относятся к ребенку лучше, он не любит его и не заботится о нем так сильно. И в то же время ни одно другое социальное учреждение не может принести столько вреда в воспитании детей, сколько может семья.

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания

Что же представляет собой нравственное воспитание? Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас.

Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. В дополнение к понятиям, моральное знание также включает в себя принципы, идеалы, правила поведения, моральные оценки. Для того чтобы возникла моральная потребность ребенка, необходима моральная среда. Такая среда должна быть хорошим миром семьи или другой среды. Ребенок, хотя еще и не способен говорить, не осознавая речи и действий взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и реагирует по-своему. Доброжелательность по отношению друг к другу, спокойное ласковое слово, спокойный тон в общении - хороший и незаменимый фон для формирования нравственных потребностей у ребенка и, наоборот, крик, грубые интонации - такая знакомая атмосфера приведет к результатам противоположности.

Моральные потребности начинаются со способности реагировать, под которой мы понимаем способность одного человека понимать ситуацию или состояние другого. Отзывчивого человека часто называют чувствительным, сердечным человеком. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сочувствие. Необходимо развивать отзывчивость ребенка еще до того, как развивать идеи о добре, зле, долге и другие понятия.

Другим важным элементом моральных потребностей является нравственное отношение, которое можно сформулировать следующим образом: «Не вреди никому, но приноси максимальную пользу». Он должен сформироваться в голове ребенка с того момента, с которого он начинает говорить. Благодаря такому отношению ребенок всегда будет стремиться к добру.

Другим важным структурным элементом моральных потребностей является способность к активной доброте и непримиримости ко всем проявлениям зла. Эффективность добра у детей успешно строится на всем примере жизни во взрослой семейной среде, поэтому важно, чтобы это слово не отклонялось от дела. Это элементы моральных потребностей. Если вы их знаете, родители могут воспитывать своих детей с помощью дружелюбных, счастливых людей, которые приносят пользу обществу.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка.

Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задача педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Школа всегда стремилась включить семью в образовательный процесс, и часто школа пыталась и пытается решить некоторые образовательные проблемы, которые должна решить семья. В то же время, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная, что происходит в семье ученика, школа может вызвать новые проблемы.

По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты.

Особой формой взаимодействия семьи и школы по вопросам нравственного воспитания является родительское собрание, которое несет в себе много воспитательных функций.

Глава 3. Формирование и развитие духовно-нравственных качеств младших школьников при взаимодействии семьи и школы

3.1. Приёмы работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках ОПК

Изменения в общественной жизни нашей страны, изменения в сфере образования делают проблемы духовности, морали, этики особенно актуальными. Становится иной и современная стратегия развития русской школы: в центре ее - формирование духовно богатого, нравственного, образованного и творческого человека. Восстанавливаются важнейшие функции школы - образовательная и этнокультурная, акцент в обучении переносится с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитанности младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед собой я ставила задачу обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Начну с того, что нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации:

1. Организация образовательного процесса.

Здесь важны:

–      новизна, практическая значимость подаваемого материала;

–      четкое структурирование;

–      логичное, яркое, контрастное выступление;

–      ритмичное чередование видов деятельности;

–      опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.

2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

Противоречивость материала дает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением личности к гармонии.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности. Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и знания детской психологии.

Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности в условиях современного образования.

Теперь о воздействии на эмоциональную сферу.

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.

  Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их мыслям по обсуждаемой теме путем моделирования жизненных ситуаций. На самом деле опыт может быть востребован и развит субъектом только в ходе реальных отношений, переживаний, влияющих на его личные ценности. В связи с этим я также использую ситуационный подход, согласно которому процесс обучения осуществляется путем создания ситуации утверждения личности и развития личности.

Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-ориентированного образования позволяет сделать мне обучение сферой самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

–      проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

–      прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

–      конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

–      оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

–      аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников;

–      репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

Воспитание духовно-нравственной личности начинается с любви к Родине, того малого "кусочка" родной земли, на котором он родился. Место рождения его - частица души человека. Любовь к родному краю должна воспитываться с рождения ребенка. Изучая его, дети осознают себя частью истории, истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, обогащает опытом нравственного уклада жизни, цельностью миропонимания, способствует развитию личности.

Для формирования нравственных и духовных ценностей учащихся большое значение имеет внедрение в традиционный образовательный процесс различных инновационных технологий, способствующих более свободному, живому восприятию предметов, связанных с духовно-нравственной направленностью.

Можно выделить технологии, которые применимы к урокам православной культуры. Это такие технологии, которые носят название прикладных, и которые отвечают на вопросы: как, каким образом наиболее оптимально выстроить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самооценке.

Технология дифференцированного обучения, и связанные с ним групповые технологии, при которых основной акцент делается на дифференциацию постановки целей обучения, на групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология многоуровневого образования, которая предполагает разделение класса на группы и включает индивидуальную активность учащегося, сочетается с фронтальным способом обсуждения результатов всех учеников в классе. Использование этой технологии важно для воспитания общительности человека, создания социальной мотивации. В групповой деятельности школьникы чувствуют себя свободно, ведут себя расслабленно, поощряя творческий подход к учебной деятельности. Школьникы выполняют не только спектакли, но и управляющие действия. Это способствует формированию способности к обучению, усвоению методов самообразования, самообразования, самоконтроля.

Технология развития критического мышления. Эта технология позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации. Использование данной технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся. Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Технология исследовательской направленности. Использование этой технологии предполагает такое обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направленном учителем.

Духовно-нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков; использования мультимедийной продукции, красочного иллюстративного материала и фрагментов музыкальных произведений.

3.2 Общие выводы и рекомендации для развития взаимодействия семьи и школы

Обобщая результаты исследования и опыт работы школ города можно предложить следующие рекомендации для развития взаимодействия семьи и школы:

1. Выстраивать систему взаимодействия семьи и школы на основе целевых комплексных программ в соответствии со спецификой деятельности конкретного образовательного учреждения, особенностями семей учащихся, запросами и потребностями субъектов образовательного процесса.

2. Использовать диагностические методики для выявления проблем семейного и школьного воспитания, запросов родителей и учащихся, для определения тематики и содержания родительских собраний, конференций и других совместных мероприятий педагогов, учащихся и родителей (анкетирование, интервьюирование, диагностическая беседа, мини-сочинения, рисуночные методики для детей, методики незаконченного предложения и т. д.).

3. Расширять круг интерактивных форм взаимодействия, позволяющих осуществлять активное включение родителей и учащихся в обсуждение социальных, педагогических, правовых проблем в системе семейного и школьного воспитания (дискуссии, диалоговые методики, групповая работа, творческие мастерские, клубные формы, игровые методики, социальные проекты и т. д.).

4. Использовать практические формы образовательной поддержки семьи, повышения родительской компетентности (педагогические и психологические практикумы, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов по запросам родителей и т. д.).

5. Разрабатывать и реализовывать проекты по формированию семейной культуры детей и взрослых с целью осознания и принятия учащимися роли семьянина (университет семейной культуры, проекты «Я — семьянин», «Будущий родитель», форумы и фестивали «Моя семья», выставки семейного творчества и семейных увлечений, праздничные школьные и классные события «День Матери», «День семьи» и т. д.).

6. Комплексно использовать информационные ресурсы по формированию информационного пространства семьи и школы, информировать родителей по актуальным вопросам современного образования: изменения в системе образования, новые документы, новые подходы в воспитании и т. д.).

7. Использовать индивидуальные и групповые формы работы с проблемными семьями (консультирование, совместное обсуждение проблемной ситуации, практические рекомендации специалистов), возможности социального партнерства с учреждениями психологической, социальной, медицинской сферы в решении проблем детей из асоциальных семей; семей, находящихся в труд- ной жизненной ситуации.

8. Создавать условия для активного включения родителей в деятельность органов общественного управления, развития общественно-государственного договора между семьей и школой.

9. Осуществлять дифференцированный подход в сотрудничестве с семьями учащихся с учетом структуры семьи, особенностей семейного воспитания, социальных проблем ребенка и семьи и т. д.

Учителя, классные учителя должны создать причину, по которой родители приходят в школу «просто так». Для каждого вынужденного приглашения родителей из-за неудачного обучения или нежелательного поведения было бы целесообразно сделать три, а может и больше, приглашения на посещения в других случаях. Это могут быть неформальные встречи. Клубная система может оказаться хорошей формой. Встреча членов клуба может быть проведена во время неформальной чаепития. Время перед первым уроком в субботу часто становится удобным для самых заинтересованных родителей. Такие встречи должны проводиться раз в месяц и первоначально небольшим составом, но при регулярных встречах такие встречи быстро становятся многочисленными. Учащиеся с таким подходом начинают больше ценить школу и больше прислушиваться к мнению родителей, что важно для подростков. Становится возможным быстрее решать многие проблемы и расширять эмоциональный настрой учеников в присутствии членов семьи в школьной жизни.

Есть еще очень нехитрый прием, особенно для классных руководителей младших подростков. В конце недели направлять по почте открытки родителям с благодарностью за успехи их ребенка, при этом в конце недели объявлять об этом ученикам в классе.

Что желательно включить в систему взаимодействия семьи и школы?

В школе на другом уровне (школа в целом или класс), чтобы создать особые случаи для совместной деятельности детей с их отцами. Это могут быть спортивные соревнования, любительские спортивные команды, тренерами которых могут быть родители, туристические клубы. Кружки, в которых родители могут передавать свои навыки, знакомить детей с любимыми делами, очень популярны среди подростков. Растет уважение к ученику, чей отец или мать проводят такие занятия.

В школе вы можете создать комитет для решения любых спорных вопросов. В таком комитете могут участвовать как молодые, так и старшие подростки. Участие может быть выбрано. Такая система разрешения конфликтов или просто возникновение проблем решает несколько педагогических проблем одновременно. Развиваются коммуникативные навыки и ответственность школьников. Отношения между одноклассниками и учителями гармонизированы, развивается активная гражданская активность школьников.

Важной составляющей работы по организации взаимодействия семьи и школы может стать развитие системы ученического самоуправления, а также различных шефских форм работы старшеклассников с учащимися младших классов, что позволит «примерить» роль родителей.

Следует помнить, что все действия, усилия и инновации осуществляются только исходя из интересов школьников и направлены на их развитие. Суть взаимодействия учителя класса и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, выявлении и развитии в нем лучших качеств и свойств. Такое взаимодействие основано на принципах взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг к другу. Это поможет учительнице и родителям объединить усилия в создании условий для воспитания нравственных ценностей у младших школьников.

Заключение

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание.

Можно также сделать вывод, что целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Мораль предлагает не только выполнение моральных норм каждым человеком, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, кражи денег и несправедливости. Он должен воспитывать молодое поколение в подлинно социальной и активной морали, которая не может ограничиваться личностным улучшением, но которая требует обязательной наступательной борьбы за улучшение жизни.

Воспитание учеников начальных классов предусматривает формирование гармонично развитой личности. Моральное воспитание из-за степени влияния на человека лежит в основе образования.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и, прежде всего – Родины».

Взаимодействие семьи и школы является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная и, следовательно, нравственно насыщенная жизнь для этого ребенка. Создание такой жизни должно быть ориентировано на семейное воспитание.

Только с уверенностью ребенка в родительской любви возможно правильное формирование ментального мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Моральное воспитание само по себе происходит через формирование у ребенка нравственных потребностей и убеждений, моральных чувств и эмоций, а также нравственного познания добра и зла.

Основным выводом из проделанной работы является необходимость сохранения определенного ритма, расписания занятий для родителей с детьми, учителей с детьми, учителей с родителями, чтобы контролировать и поддерживать интерес родителей, особенно детей.

Список использованных источников:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.: Изд-во Педагогика, 2015 г. - Т. 1: Избранные психологические труды. - 486 с.;

2. Берулава М.Н. Основные направления гуманизации образования // Гуманизация образования. - 2016. - № 1. - С. 15- 34.;

3. Веракса Н. Методология Л.С. Выготского и развитие образования / Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». Сборник тезисов. - М.: Академия, 2016.- С.35-36.;

4. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М.: Просвещение. 2017 г. - 159 c.;

5. Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2016 г. - 228 с.;

6. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 2017 г. - 155 с.;

7. Выготский JI.С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2018 г.- С. 19-106.;

8. Гавров С.Н. Воспитание как антропологический феномен. Учебное пособие./ С.Н. Гавров, Ю.В. Микляева, О.Г. Лопатина - М.: Форум, 2015 г. - 240 с.;

9. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. / Г.Е. Залесский. - М.: МГУ, 2017 г. - С.114-129.;

10. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 2016 г. - 378 с.;

11. Михайленко О.И. Педагогика. Лекция № 5. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности. - Кабардино-Балкария: МФ КБГУ, 2018. - 339с.;

28. Мудрик А. В. Воспитание / гл. ред. Давыдов В. В. - Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2017. - Т. 2. - 608 с.