Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социальное государство. Его отличие от социалистического государства (Теоретические аспекты изучения сути социального и социалистического государства)

Содержание:

Введение

Рассмотрение социального государства в котором формируются и поддерживаются основные правовые реалии жизнеобеспечения современного гражданина Российской Федерации.

Актуальность исследования. Соотношение человек-государство-право является одной из вечных проблем и в теории прав человека, и в Конституционном праве Российской Федерации в целом. Данное соотношение возникает во всех дисциплинах юриспруденции. Человек на основе естественного права имеет право быть судьей в своем собственном деле; и в части, касающейся права на мысль, он никогда им не уступает. Но какая польза ему от своего судейства, если он не имеет достаточно возможности для восстановления своего права? Поэтому он депонирует это право в общее достояние общества и становится под защиту силы общества, частью которого является, отдавая ему (государству) предпочтение и дополняя государством свою собственную силу.

Вызовы и процессы, происходящие в глобализованном мире, обусловливают необходимость модернизации старых и определения новых функций государства, которые бы наиболее полно учитывали интересы всех слоев общества в процессе государства, способствовали гармоничному развитию и самореализации каждой личности.

Фукуяма отмечает, что "проблемой для многих стран стало то, что, сокращая масштабы функций, реформаторы или понижали требования к силе государства, или порождали потребность в новых функциях, которые не могли эффективно реализоваться"[1].

Очевидно, что реализация поставленных государством задач должна осуществляться с учетом модернизации ее функций, адаптации их к реалиям сегодняшнего дня, тенденций развития российского общества и международного сообщества, места и роли Российской Федерации в Европе и мире. Ведь оптимальный вариант взаимодействия государства и общества позволит реализоваться человеческому капиталу, что станет толчком к осуществлению общественно необходимых реформ и утверждения независимого, демократического государства.

Целью исследования является определение отличие социального государства от социалистического.

Предмет исследования: отличие социального от социалистического государства.

Объект исследования: государство как социальный институт.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятию социального и социалистического государства.

2. Выяснить функции государства как социального института в сфере гуманитарного развития.

3. Определить Российская Федерация ‑ социальное государство: норма-цель или реальность?

При написании данной работы мы использовали следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение, метод историзма, логико-правовой метод, и библиографический метод.

За основу нашего исследования мы взяли первоисточники: Конституцию Российской Федерации, Декларацию прав и свобод человека и гражданина; так же мы использовали учебную литературу таких авторов как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А., Эбзеева Б.С., Некрасов С.И., Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А., Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А.; так же при написании реферата мы использовали монографии таких авторов как: Авакьян С.А., Овсепян Ж.И., Рыхтикова Л.Ю., Ткаченко С.В., и др.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, выводы и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения сути социального и социалистического государства

1.1.Сущность и особенности социалистического и социального государства

В данном параграфе мы рассмотрим основное понятие социалистического государства и его отличие от государства социального.

Социалистическое государство – это государство, которое появилось итоге, победы социалистической революции, когда класс эксплуататоров был сломлен. В истории в целом социалистическим государством именуют победой (или диктатурой) пролетариата. Целью социалистического государства является построение коммунистического общества, когда будет полностью уничтожено такое явление как эксплуатация человека человеком. Также охарактеризовать его можно как орудие, при котором возможно построить социализм и коммунизм, оборона от нападений извне. Теория, по которой построено социалистическое государство – марксистско-ленинское учение. По мнению Макса и Энгельса, диктатура пролетариата необходима для создания предпосылок перехода от капитализма к коммунизму. Основным учением Маркса и Энгельса – является учение о диктатуре пролетариата.

В социалистическом государстве государственная власть сосредоточена была в руках не профессиональных политических деятелей, а в руках пролетариата, для которого именно опыт Парижской Коммуны имел высокое значение. Именно опыт Парижской Коммуны давал знания пролетариату как не повторить ошибки Парижской Коммуны, которые впоследствии и привели ее к гибели; давал наставления о том, чем можно заменить государственный буржуазный аппарат. Повторюсь, именно Парижская Коммуна явилась зачатком или точнее сказать прообразом Советского Союза.

Трактовка понятия социального государства у исследователей общего отражения не приобрела. За основу нашего исследования мы возьмем определение предложенное С.В. Ткаченко, который под социальным государством понимал «особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности» [11, с .51].

Совершенно иное звучание имеет определение социального государства, предложенное Овсепяном Ж.И., который под социальным государством видит особый тип государства, который возник в результате очень широкого исторического компромисса разнонаправленных социальных и политических сил в пользу всех социальных общественных слоев, который нашел свою опору в аспекте осознания зоны общих интересов, социального противоборства социальной политики [9, с. 25].

По мнению профессора Россолова М.М. социальное государство обязуется соблюдать социальную справедливость, заботится о благополучии людей, социально защищать своих граждан[6, с. 118-119].

Таким образом, из приведенных выше формулировок социального государства, что призвано оно (социальное государство) регулировать различные сферы экономической жизни, а так же внедрять социальную политику.

Российская Федерация это социальное государство, это очевидно.

Принципы социального государства следующие:

‑ экономическая свобода человека, экономическая свобода предпринимателей, наличие профсоюзов, которые отстаивают права граждан перед администрацией предприятия, работодатели имеют тарифную автономию, которая основывается на социальном партнерстве;

‑ контроль государства рыночных процессов, своевременное снимание налогов, перераспределение бюджетных средств;

‑ социальная справедливость;

‑ открытость, наличие контроля в личности представителей от трудового коллектива;

‑ развитие демократии.

Основная целеполагающая функция социального государства – правовое закрепление принципов справедливости социальной. Все люди – и работодатели, и работники, и вместе с ними государство должны нести взаимную ответственности, а так же проявлять солидарность.

Экономические блага в социальном государстве распределяются только по принципу социальной справедливости.

Частная собственность является для человека благом, потому как при эффективном ее использовании приносит человеку доход, и гражданин сможет подняться выше по социальной лестнице.

Второе положение, связанное с концепцией социального государства, ‑ социальное партнерство ‑ это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В социальном государстве индивиды владеют общим равноправием, то есть равно как и в социалистическом государстве все граждане государства в своих правах являются абсолютно равны, нету класса эксплуататоров, буржуазии, которые гнобят рабочих. Люди имеют права и обязанности, естественные права, которые принадлежат каждому гражданину государства от рождения. При этом, социалистическое государство стремилось уровнять всех граждан страны, а социальное государство отмечает, что подобное уравнение не возможно, это просто утопическая идея, которая в целом совершенно не к чему не приведет, это и продемонстрировало наглядно существование социалистического государства. Социальное государство располагает возможностью предоставить каждому гражданину возможности социально-экономического плана, это значит, что индивиды в обществе могут занять уровни, которые отвечают их статусу. Это одна из целей социального государства.

Социальная справедливость ‑ важнейший теоретический аспект концепции. Около трети жалоб, рассматриваемых в Конституционном Суде, относится, по сути, к вопросам ее обеспечения [5, с.48]. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины: то минимум оказывается очень мал, то корзина очень «легкая». Между тем социальная справедливость ‑ принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин выражает мнение, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, поскольку регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.

При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос. Несмотря на это невозможно существование социального государства без социально ориентированной экономики.

Ошибочно мнение, согласно которому государство, гарантируя гражданам социальные права и создавая условия для их свободного развития, делает это себе в убыток.

Правоведы оценивают сегодняшнее состояние социального государства в Российской Федерации на уровне первой половины 20-х годов XX в. Разработана в 2014 г. Концепция социального государства не реализуется.

1.2. Типы социального государства и их правовое значение, правовое значение социалистического государства

Далее в данном исследовании рассмотрим несколько моделей социального государства.

Одна из них – это либеральная модель. Основу либеральной модели социального государства составляет индивидуальный принцип, согласно которого, каждый член общества несет личную ответственность за свою судьбу, и, помимо этого он ответственен за судьбу своей семьи. В либеральной модели социального государства незначительной является сама роль государства. За счет частных сбережений, а так же за счет частного страхования осуществляется финансирование социальных программ в либеральной модели социального государства. Основная задача государства в данном аспекте – это стимулировать рост личных доходов граждан. В реальной жизни такая модель социального государства нашла применение в Англии и США.

Другой моделью является корпоративная модель социального государства. Основу корпоративной модели социального государства составляет механизм ответственности предприятия за материальное состояние людей, работающих на данном предприятии. Таким образом, ответственность за судьбу человека (работника) ложится только на предприятие. Корпорация гарантирует своему работнику гарантии социальной защищенности, которые состоят из пенсионного обеспечения, оплату медицинских услуг (полную или частичную). Базируется (основывается) такое обеспечение на страховых взносах корпораций, а так же на производственной деятельности работодателей.

Самая распространенная модель – когда все общество берет на себя ответственность за судьбу своих граждан. Постулат данного социального общества это «богатый платит за бедного», таким образом, государство предоставляет субсидии малоимущим гражданам. А постулат: «молодой платит за старика» говорит о том, что молодые люди, работая, от своего месячного заработка отчисляют деньги в пенсионный фонд, таким образом, государство содержит пенсионеров, выплачивая старикам пенсию.

В данной модели социального государства задачей самого государства является перераспределение налоговых отчислений, которые поступают через бюджет, через различные социальные программы, и социальные страховые фонды в систему социального обслуживания.

Вторая, вспомогательная роль в данной модели социального государства принадлежит частным (негосударственным) институтам социальной помощи, это так называемые различные программы и фонды.

Если рассматривать соотношения доли участия работодателя, государства и работника, то соотношения их доли участи имеет два типа. Первый тип характерный для Германии, это страна, которая ориентирована на рыночную экономику. Социальные отчисления находятся под государственным контролем. Что работники, что работодатели одинаковые выплачивают социальные отчисления.

Второй тип составляют страны рыночного социализма, в котором именно государство берет на себя расходы на социальные нужды, распределяя их посредством бюджета. Такая система социального государства характерна для Швеции.

При этом следует особо отметить, что очень много стран современного мира следуют по пути идейного понимания социализма, стараются построить именно направление либерально-демократическое, то есть так называемое именно свободное направление. О том, что идеи социализма являются актуальными и сегодня, можно судить из того, как расширяется политическое представительство партий социалистических в правительства, а так же и в парламентах развитых стран.

Таким образом, основное отличие социального государства от социалистического, особо ярко это касается именно социалистического государства советского типа заключается в существовании модели развития именно либерально-демократической.

Суть либерально-демократической модели состоит в том, что государство в целом демонстрирует полное невмешательство в личную жизнь человека. Принципом либерально-демократической модели является плюрализм как идейный, так и политический, он определяет самостоятельный демократический выбор граждан и возможность его реализовать: к примеру, выбор политического режима, выбор типа общественного устройства, - таким образом, институты демократии (имеется в виду как непосредственной, так и представительной) можно подчинить интересу общества.

Глава 2

Практические аспекты становления и развития социального государства

2.1. Функции государства как социального института в сфере гуманитарного развития

Степень разработанности теории функций государства в отечественной и мировой науке государственного управления традиционно считается одним из наиболее узких. В то же время остаются все еще малоисследованными функции государства как социального института в сфере гуманитарного развития в науке государственного управления.

Исследование функций современного государства является чрезвычайно актуальным не только в теории, но и в практике государственного управления. У них проявляется сущность государства, его социальное назначение, которое заключается в институционализации общественных отношений.

Этимологически современное понятие «функция» происходит от латинского "functio», что означает "Выполнить, осуществить". Целесообразно отметить, что в современной практике "функции государства" понимают как "Основные направления и виды его деятельности, обусловленные его задачами и целями и такие, которые характеризуют его ее сущность и социальное назначение в обществе» [6, с.89]. В этом значении задача ‑ это то, что необходимо сделать, цели государства в определенной степени определяют систему его функций, а функция ‑ это деятельность, процесс решения задачи. Таким образом, через призму государства понятие "функции" целесообразно рассматривать как деятельность государства, в которой конкретизируются ее задачи и цели, направленные на обеспечение общественного развития. В общем, функции государства реализуются в среде, которая "все больше меняется ", и в которой ее возможности повлиять на принимаемые решения и результаты их выполнения оказываются недостаточными. С одной стороны, национальное государство является слишком слабым, чтобы справляться с экономическими, экологическими, иммунологическими и информационными проблемами, которые возникают в условиях растущей взаимозависимости.

С другой она слишком громоздкая, чтобы стать вместилищем устремлений общественных и региональных движений, которые побуждаются идеей идентичности.

Государство по своему содержанию, независимо от критерия временно-пространственного его существования, всегда было и остается институтом социальным, основой его формирования является общественные потребности и интересы. Функции государства реализуются, прежде всего, в процессе его воздействия на общественные отношения, их не следует отождествлять с функциями отдельных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и функциями отдельных государственных органов. Хотя законодательные, управленческие, судебные функции и приближаются к функциям государства, однако они меньше по объему и не является им тождественными. Соответственно, более узкими по сравнению с функциями государства, есть функции отдельных государственных органов, которые меняются под влиянием внутренних и внешних факторов, в частности социальных изменений в обществе; изменением типа, формы государства; ролью и местом в мире и тому подобное.

По мнению многих исследователей по теории государства и права, функции государства подразделяются:

а) по социальному значению государственной деятельности: основные (которые непосредственно характеризует социальную сущность и назначение государства) и неосновные (опосредованно раскрывают его социальную сущность);

б) по территориальной направленности ‑ внутренние (обеспечивают внутреннюю политику государства) и внешние (обеспечивают внешнюю политику государства);

в) по сфере общественной жизни ‑ гуманитарные, экономические, политические;

г) по времени выполнения ‑ постоянные (осуществляются в течение всего времени существования определенного государства), временные (осуществляются только в течение определенного отрезка времени, например во время стихийного бедствия, войны) [7, с. 64]. Очевидно, что в функциях государства проявляются присущие им особенности и закономерности общественного развития.

Взяв за классификационный признак целевую направленность функций государства и тип выполняемых задач, функции государственного управления можно классифицировать следующим образом:

‑ основные ‑ направлены на укрепление конституционно установленных общественных отношений, определяют базовые принципы функционирования государственного механизма. К ним относятся: политико-административные, экономические, социальные, гуманитарные;

‑ общие ‑ должны обеспечивать универсальные виды деятельности субъектов управления, к ним можно отнести следующие: стратегическое планирование, функцию принятия управленческих решений, функции организации деятельности, функцию мотивации, контрольную функцию;

‑ вспомогательные ‑ вытекают из внутренней технологии управленческого труда, к ним относятся: управление человеческими ресурсами, бюджетная функция, юридически судебная функция, делопроизводство и документирование, связи с общественностью.

В сфере государственного управления функции целесообразно рассматривать комплексно, как предмет и содержание деятельности государства вместе со средствами и способами, которые обеспечивают. При таком подходе расширяется понимание социального назначения государства и переосмысливается их сущность. Функции государства являются инструментом решения задач и достижения цели, которая стоит перед обществом. Целью деятельности государства является достижение тех конечных результатов, которые определяют целесообразность существования поставленных задач, к тому же характерным для форм и методов осуществления функций государства является их способность меняться, тогда как главные направления деятельности государства остаются постоянными. Итак, функции государства разделяют по субъектам, способами и средствами деятельности государства и влияют на все сферы общественной жизни, в том числе и гуманитарную. Так, функциями в гуманитарной сфере являются:

‑ развитие образования, науки, культуры и искусства, театра и кинематографии, музейного и архивного дела, книгоиздания;

‑ сохранение культурного наследия РФ;

‑ обеспечение свободы совести, регулирования государственно-церковных, межцерковных, межконфессиональных отношений;

‑ развитие информационного пространства;

‑ создание благоприятных условий для развития всех этнических общностей;

‑ содействие обеспечению национально-культурных и других потребностей русского зарубежья;

‑ активизация пропаганды здорового образа жизни, создание условий для надлежащего физического воспитания человека и его отдыха.

Эти функции возложены на сферы и области управления, реализующие на общенациональном уровне министерства и другие центральные органы государственной власти, на региональном и местном ‑ структурные подразделения областных, районных государственных администраций, а также органы местного самоуправления в соответствии с законодательно определенными принципами делегирования полномочий.

В широком смысле содержание гуманитарной функции государства заключается в обеспечении прав и свобод каждого человека и гражданина, максимального раскрытия их потенциала, создание достойных условий для интеллектуальной и творческой самореализации. Важной составляющей такой политики является согласование интересов государства с интересами всех граждан, проживающих на территории РФ, формирование общей национальной идентичности.

Доминирующей парадигмой конца ХХ в. была идея унификации культурного пространства как сложного мировоззренческого феномена цивилизации, где отображается бесконечность внутреннего мира человека. Сейчас прослеживается тенденция "возвращение государства» ‑ постепенное усиление его роли во всех сферах общественной жизни. В то же время, научный дискурс привлекает внимание к ослаблению экономических функций государства и его вытеснение в сферу гуманитарного развития. Как отмечал Н. Бердяев, «не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества» [2, с. 62]. Ведь в условиях современного глобального развития место человека в общественной структуре не определяется экономическими, материальными прерогативами, а знания и информация, является носителем которым является человек, возникает базовым производственным ресурсом. Учитывая это, "сосредоточение государством внимания на проблемах нематериальной сферы ‑ это скорее процесс его осовременивания, а не деградации", что сказывается на развитии человека [5, с. 58]. Сейчас целью самых демократических стран мира является его всестороннее развитие, обеспечение достойных условий его жизни, предоставление, а главное ‑ возможность реализации прав и свобод. Лидерами являются те государства, которые выходят из того, что самые выгодные инвестиции ‑ это инвестиции в человеческий капитал. Поэтому, в деятельности государства приоритетное значение приобретает осуществление гуманитарных функций. Знания, интеллектуальный капитал всегда должны оставаться самой большой ценностью страны, а роль государства ‑ в создании благоприятных условий для их реализации, хранении индивидуализации и быстрого воспроизведения через соответствующие механизмы. Таким образом, государство является политической организацией власти, которая обеспечивает и реализует свои функции с помощью государственного аппарата. Она полностью не сливается с обществом, а является юридической организацией общественных отношений, которая определенным образом отделена, институализирована в виде механизма государства, имеет собственные закономерности становления, функционирования и развития. Поэтому осуществление функций государства в сфере гуманитарного развития обязано происходить как процесс диалектического единства государства и общества. Так, по мнению Рыхтикова Л.Ю., обеспечение гуманитарного развития российского общества является конечной целью реализации своих основных функций современным государством, а именно: "соблюдение прав и свобод, гарантий безопасности человека "в частности и общества в целом; "Разработки, принятие и реализацию приоритетных государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, экологических программ, определяющих гуманитарные приоритеты» [10, с. 85].

Практика гуманизации государственной политики разрабатывается мировым сообществом. Об этом свидетельствует принятая на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 8 сентября 2000 Декларация тысячелетия, целью которой является развития тысячелетия и к их реализации вместе с другими странами присоединилась и Российская Федерация.

Становление такого социального государства ‑ это не только политический и экономический процесс, но также и нравственный, который требует "человеческого" измерения. Характерными чертами и условиями существования государства социального являются:

1) демократически организованная власть;

2) высокий уровень нравственности у должностных лиц и у всех граждан;

3) большой экономический потенциал, который позволяет перераспределять доходы, не ущемляя при этом положения собственников; 4) структура экономики, ориентированная социально, что проявляется в наличии разных форм собственности, а также существенной доли государственной собственности в необходимых областях хозяйства;

5) развитие государства в правовой сфере;

6) существование гражданского общества, для которого государство является инструментом проведения политики, ориентированной социально; 7) социальная направленность политики, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетности их осуществления;

8) наличие целей установления всеобщего блага, социальной справедливости;

9) наличие социального законодательства;

10) закрепление в конституции страны формулы "социальное государство".

Социальное государство имеет внутренние противоречия. Социальное государство проходит определенные этапы развития и стадии формирования. Отражением этих проблем и противоречий стала широкая дискуссия, развернувшаяся в зарубежной политической и научной науке в 80-е - 90е годы о его будущем и его кризисе.

Основанием процессов, которые стали причиной обострения проблем, существующих в социальном государстве, лежат неравномерность и цикличность экономического развития, а также подверженность социальной сферы и экономики воздействию событий внутренней и внешней политики. Иллюзию гармонии между ростом экономики и расширяющейся практикой распределения государством социально-экономических благ уничтожил мировой экономический кризис. Он показал, что существуют серьезные монетарные проблемы, что невозможно бесконечно эксплуатировать импортное дешевое сырье.

Дискуссия о перспективах и кризисе социального государства обострилась вновь, когда был разрушен социализм в государствах Восточной Европы, когда ФРГ столкнулась с экономическими трудностями, связанными с освоением земель восточной Германии, когда происходило расширение Европейского Союза. Все эти глобальные экономические и геополитические сдвиги обнаружили сложность во взаимоотношении государства и общества.

Современное социальное государство представляет собой этап развития, который следует за государством патерналистским. Социальное государство не является этапом развития правового. Тем не менее, лишь правовое государство может стать социальным, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права. Социальная политика выступает одним из главных инструментов реализации государства социального. Взаимосвязь между ними проявляется в том, насколько глубоко и полно социальное государство проводит социальную политику, а также в том, в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан.

На достижение результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния, направлена социальная политика. Ее цель также ‑ улучшение жизни всего населения, предотвращение возникновения социальной напряженности. Сутью социальной политики государства, которое поставило перед собой цель стать государством социальным, должно стать обеспечение высокого уровня жизни населения, условий для повышения благосостояния. Задача реализации эффективной, сильной социальной политики в таком государстве выдвигается на первый план.

Итак, мы рассказали о том, что такое социальное государство. Понятие, сущность, признаки и модели его были описаны нами. Каждое государство должно стремиться максимально реализовать его принципы. Российская Федерация ‑ это также социальное государство. Понятие, признаки, функции его закреплены в Конституции нашей страны. Она была принята в 1993 году. С этих пор Россия официально ‑ социальное государство. Понятие и признаки (ТГП занимается их изучением) его используются в проводимой Россией политике. Однако фактически формирование социального государства находится в нашей стране еще на раннем этапе.

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социальном государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение ‑ конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями.

В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.

Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и экономического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство.

Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.

2.2. Российская Федерация - социальное государство: норма-цель или реальность?

На начало XXI века статус социально-правового государства имеют практически все не только западные, но и постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ, включая Российскую Федерацию. Следует констатировать, что сегодня уровень теоретического осмысления социально-правового государства и права человека на достойное существование достаточно высок как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Правда, в той и в той преобладают работы, посвященные и правовому, и социальному аспектам государства, взятым в отдельности. Значительно меньше написано работ о социально-правовом государстве как таковом, то есть о государстве, которое является живым единством этих двух начал, их органический синтез, дающий жизнь фактически новой разновидности современной правовой государственности, каковой является социально-правовое государство и порождаемое им право человека на достойное существование [4, с. 64].

В антологии либерализма ведущие отечественные ученые, по нашему мнению, дают несколько радикальное, но справедливо определение, характеризуя понятие государства: «Государство, прибегая к казням, делает то, от чего стынет кровь в жилах человека: она планомерно и методично осуществляет убийства. Государство ‑ это организация экономически сильных и богатых для подавления и эксплуатации экономически слабых и неимущих. Государство ‑ это несправедливые войны, приводящие к подчинению и порабощению слабых и небольших народностей большими и мощными нациями. Государство всегда основывается на силе, и именно ее оно ставит превыше всего; как воплощение силы, оно требует от всех поклонения перед ней» [6, c.92].

Одним из признаков современного государства является потеря им прочной классовой организации. Различные классы постепенно «растворяются» в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а, следовательно, полностью теряет свой эксплуататорский характер, становится государством социальным. Сущностью этого типа государства является объединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, которое определяется понятием «гражданское общество». Принципиальное его отличие от предыдущих типов эксплуататорского государства состоит в том, что основной его целью является обеспечение защиты и обслуживания интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека как высшей ценности, приоритете прав человека над интересами других участников общественных отношений (субъектов хозяйствования, государственных органов, должностных лиц и т.п.) [5, с. 132].

Стоит обратить внимание на то, что в сегодняшних условиях именно правовое государство является важным этапом в расширении свободы общества и человека (в частности, его прав). Следует подчеркнуть, что концепция правового государства имеет длительную и поучительную историю. Еще в давние времена начался поиск справедливости, принципов, форм и конструкций взаимосвязи, взаимодействия и взаимодополнения власти и права. Взгляды на государство и право, место и роль последнего в обществе постепенно выкристаллизировали идею разумности и справедливости такой формы политической власти, при которой жизнь людей регулируется правом, которое при поддержке государственной власти становится самостоятельной властной силой. Государство, государственные структуры и должностные лица с помощью права упорядочиваются процедурно. Деятельность государственного аппарата четко регламентируется правом; даже структуры, от которых зависит принятие тех или иных законов, не имеют права самовольно, без определенных процедур изменять законы. Понимание государства как организации на основе права публичной власти и является основной идеей правового государства. Такие идеи уже в античный период развития государственности высказывали философы и правоведы. Теоретически в концепцию правового государства эти идеи были оформлены значительно позже - во время борьбы против феодального произвола, а также начала и развития буржуазных революций и утверждения нового строя. Итак, идеи господства права в обществе, связанности государства, его органов и должностных лиц правом возникли в античные времена, развивались и дополнялись учениями о демократии; республиканскую форму правления; конституционализм; права и свободы человека; народный суверенитет; господство права и закона и равноправие всех перед ними; разделение властей и независимость суда [2, c. 438].

Практическое значение концепции правового государства обусловлено тем, что оно концентрирует, воплощает прогрессивные достижения человечества в государственно-правовой сфере. Уже само понятие правового государства является достоянием цивилизации, общечеловеческой ценностью политико-юридической практики.

К этой концепции обращаются ныне в различных жизненных ситуациях, в частности при организации политических партий, других общественных объединений, формулировки их политических программных документов, проведение публичных политических акций - выборов, митингов, демонстраций, основания печатных органов, издание и применение законов и тому подобное.

Концепция правового государства дает отправные гуманистические ориентиры для совершенствования и развития современного демократического государства (в частности, в Российской Федерации), направляет в соответствующий способ основные направления деятельности различных государственных органов.

Эта концепция может служить гражданам как идеологический источник их ожиданий и надежд в отношении государства, для обоснования пожеланий, рекомендаций, требований к ее правовой политики и обеспечения основных прав и свобод [7, c. 26].

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законами, защищающими свободу и другие права человека, подчиняют власть воли суверенного народа.

Кутафин О.Е. справедливо отмечает: правовым есть государство, которое функционирует на принципах верховенства права и закона и где реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

Анализируя условия становления идей и принципов правового государства, можно уверенно говорить, что это понятие не могло бы сложиться без таких свойств, как права человека, «человеческое измерение» государственности. Поэтому в своем становлении и развитии права человека и социальное государство неразделимы. Верховенство права и приоритет прав человека - это не просто свойства, качества социального государства, в конечном итоге является его целью, которой подчинены все другие ее характеристики [3, с. 78]. Некрасов С.И. замечает, что это важнейшее свойство правового государства, отметив, что осуществление неотъемлемых прав человека и гражданина - непременное условие любого политического, правового и социального прогресса. Поэтому оно должно быть основополагающим в любой теории, чтобы выработать взаимоотношения личности и власти [5, c.169].

Социальным, по мнению А.С. Пиголкина является государство, в котором юридическими средствами реально обеспечено максимальное осуществление, охрану и защиту основных прав человека. Именно такое государство является одним из крупнейших общечеловеческих политико-юридических идеалов.

Следует отметить, что основные права человека может быть признано, бесспорно, только в демократически организованном обществе. Однако к ведущим характеристикам такого общества принадлежит не только доминирование в нем воли большинства населения, но и признание и защищенность, незыблемость основных прав всех лиц, включая и тех, которые составляют его меньшую часть. Поэтому и социальное государство как государство реальных прав человека может существовать только в обществе, где есть настоящая демократия, то есть полновластие большинства с соблюдением прав меньшинства.

Такой демократии наиболее соответствует определение «социальная» (общественная, народная). А государство, будет существовать в обществе, соответственно и будет государством социальной демократии. И наоборот, полноценное государство социальной демократии не может не создавать необходимые условия для осуществления и защиты основных прав человека, то есть не может не приобретать признаки государства правового. Этим и обусловлено природную, органическую связь процессов формирования социального государства и образования государства социальной демократии [7, с. 31].

В современных условиях социальное государство является формой ограничения авторитаризма власти правами и свободами человека. Именно поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным признаком правового государства. Все остальные его признаки служат осуществлению свобод и прав человека. Целью социального государства является обеспечение границ свободы индивида, недопустимость уменьшения уровня свободы, ограниченного правом, запрет нарушения права и невозможность применения силовых средств, которые не основываются на праве.

Развитие общества обусловило возможность установления новых параметров отношений между государством и лицом, которые связаны с обязанностью государства принимать меры и содействовать обеспечению прав человека «нового поколения». Так возникает идея социального государства, что является новым состоянием развития правового государства в новых исторических условиях. Принцип социального государства в той или иной форме отражен в конституциях многих стран. Он связан с необходимостью обеспечить экономические и культурные права населения. Вопрос о необходимости социальной ориентации государства, постепенного обеспечения прав «второго поколения» признается международным сообществом. Однако возможности данного государства реально защищать права этой группы зависят от состояния развития экономики, поскольку социальная функция может осуществляться в полном объеме при условии высокого уровня экономического развития, это дает возможность перераспределять средства и ресурсы, сохраняя свободу рыночных отношений и предпринимательства. Как подчеркивает Б.С. Эбзеев, само возникновение и содержание идеи социального государства связывается в литературе (и это вполне логично) прежде всего, с концепцией прав человека «второго поколения», с «обязанностью государства принимать меры, способствующие обеспечению прав человека «нового поколения» [4, c.118].

Социальное государство ‑ это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале ‑ примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности; основным принципом и характеристикой такого государства является конституционное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В энциклопедической литературе социальное государство определяется как современный тип демократической государственности, который формируется и развивается в условиях относительно стабильной и развитой экономики и демократической политической системы. Каждое цивилизованное государство проводит политику, направленную на создание системы социального обеспечения и здравоохранения, трудоустройства населения, поддержку необеспеченных граждан, недопущения социальных конфликтов и потрясений в обществе и тому подобное. Термин «социальное государство» акцентирует внимание на одной из важных функций государства ‑ ее активном воздействии на социальную сферу жизнедеятельности общества, способности осуществлять эффективную социальную политику в интересах широких слоев населения. Впервые принцип социального государства закреплен в ст. 20 Конституции ФРГ 1949 года и Дополнительного ст. 1 Конституции Франции 1958 года. В 1960-1980-х гг. Его взяли на вооружение большинство развитых стран Запада, а в 1990-х - закрепили почти все конституции постсоциалистических государств. Это касается и Российской Федерации. По Конституции [1] (ст. 7) Российская Федерация является социальным государством, а человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство признаются наивысшими социальными ценностями.

Для выяснения характерных черт и особенностей социального государства следует обратиться к моделям социального государства. Самой известной в литературе есть трехчленная классификация, которая была предложена 1977 английскими учеными-обществоведами Н. Фурнисом и Т. Тилтоном. Они выделяют, во-первых, «положительное государство», где социальное обеспечение основывается на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Социальная политика в этом случае является лишь средством контроля, «амортизатором» социальных конфликтов, а на социальные нужды приходится довольно незначительная доля государственного бюджета. С юридической точки зрения, эта модель характеризуется отсутствием развитой системы социального законодательства, зато действуют многочисленные программы социальной поддержки населения, к которым постоянно вносятся текущие корректировки. То есть «положительное государство» (США, Австралия) ‑ это, собственно, классическая неолиберальная, «остаточная» модель социального государства. Вторая разновидность - собственно «социальное государство» («государство социальной безопасности»), что проводит политику полной занятости, обеспечивает всем гражданам гарантированный минимальный уровень жизни и равенство шансов, но отнюдь не материальное равенство (Великобритания, Франция, Греция). Если в «положительном государстве» в юридическом аспекте признается лишь право на социальную помощь, размер и характер которой устанавливается самим государством, то в «государстве социальной безопасности» гражданам гарантируется право обжалования конкретных государственных решений или социальной политики государства вообще, если они не соответствуют общепризнанным нормам благосостояния и не обеспечивают установленного реального минимального уровня жизни для каждого члена общества. Третья разновидность - «государство всеобщего благосостояния», в котором обеспечивается равенство, кооперация и солидарность членов общества. Социальная политика в отношении всех без исключения одинакова. Характерными чертами такой модели является уменьшение разницы в заработной плате, полная занятость, обеспечение трудящимся доминирующего положения в политике (Швеция, Нидерланды).

Однако это только модели, которые не были полностью реализованы не в одной стране мира, это свидетельствует лишь об определенных тенденциях развития государственной социальной политики.

По мнению отечественных правоведов, основными принципами социального государства является справедливость, уважение к достоинству человека, ответственность, преодоление формально-юридического равенства с целью устранения значительных расхождений между материальными статусами индивидов. Реализовать их можно лишь на основе уже сложившихся и проверенных на практике принципов правового государства. Целью социального государства является не устранение неравенства, а «выравнивание неравенства» путем ликвидации разницы в имущественном положении, повышение социального статуса индивида и обеспечения реальности предоставленных ему прав.

Задача формирования социального государства не подкрепленное сейчас же правом и системой прав человека. Возникает ситуация, когда социальное государство рассматривается не как новое состояние развития правового государства, а как способ организации общества в условиях правовой зарегламентированности и нестабильности, правового нигилизма и неуважения к правам человека. Сложившуюся ситуацию можно урегулировать при реализации таких задач, касающихся сферы прав и свобод человека:

1) повышение уровня развития экономики страны, формирование «среднего» слоя собственников;

2) нахождение достаточного количества средств для реализации социальных программ;

3) восстановление уважения к таким духовным ориентирам общества, как справедливость, равенство, нравственность;

4) формирование новой концепции взаимодействия государства и человека, основу которой составляет их взаимная ответственность;

5) учета в деятельности государства особенностей культурного поля страны, ее традиций, обычаев и менталитета нации;

6) формирование социальной политики, основанной на учете объективных условий жизнедеятельности общества;

7) повышение роли функции социальной защиты населения;

8) учета государством особенностей и исключительное значение в жизни общества науки и культуры, которые должны оставаться вне рыночных отношений;

9) обеспечение социальной справедливости, равноправия, нравственности в отношениях между людьми;

10) формирование общественного сознания на основе принципов уважения к личности и поиска ценностей, на которые должно ориентироваться новое общество [4, с. 113-114].

Только на основе реализации упомянутых задач возможно обеспечение социальных, экономических и культурных прав индивидов, формирования демократического правового общества.

Выводы

Социальным государством считается особый тип высокоразвитого государства, где есть высокий уровень социальной защищенности всех граждан без исключения, который совершается посредством активной деятельности государства в социальной, экономической и в иных сферах жизнедеятельности общества, установлению в этом государстве социальной справедливости и солидарности.

Другое определение социального государства предложил Храмцов А.Ф., который рассматривал социальное государство, как особый тип государства, что возник в результате исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в пользу всех слоев общества. Согласно утверждению Храмцова, социальное государство основано на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости дальнейшего расширения с помощью активной социальной политики, опрой которой служит политическая и экономическая стабильность.

Эти два определения мы и будем рассматривать как основу, в данном реферате.

Основная особенность социального государства – это процесс регулирования экономической и общественной жизни государства, при этом, основной акцент делается на на проведении социальной политики.

Социальное государсво имеет следующие модели, это либиральная модель, где каждый член общества несет личную ответственность за свою судьбу, и за судьбу своей семьи. Как мы видим, государсву в этой модели отводится незначительная роль. Социальные программы финансируются посредством страхования или частного сбережения граждан. Для данной модели роль государства состоит только в стимулировании роста доходов граждан государства, тесть ни в какие экономические правоотношения государство не вступает. Либеральная модель социального государства характерна для Англии и США.

Следующая модель социального государства называется корпоративная. При данной модели за судьбу своих робочих отвечает предприятие, и именно предприятия берет на себя социальное обеспечение граждан, это и оплата медицинских услуг, выплаты пенси и пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста, оплата услуг образования. В основе лежат страхове взносы корпорации, а так же трудовая и организационная деятельность органиции работодателя.

Самая распространенная модель социального государства, это модель, при которой все общество несет ответственность за судьбу своих граждан. В этой модели работает принцип: молодой платит за старика, а богатый ‑ за бедного. Налоговые отчисления, которые поступают в государственный бюджет, перераспределяются через систему социального обслуживания в страховые фонды и социальные программы. Вспомогательная роль принадлежит негосударственным институтам социальной помощи.

Роль государева, работника и работодателя имеет два различных разветвления. Перове – включает страны с рыночной экономикой, которые имеют социальную ориентацию, где социальные мероприятия и отчисления находяться под контролем государства, к таким странам относится Германия.

Второе разветвления предствавляют страны рыночного социализма, в которых государство берет на себя большую часть рассходов на социальные нужды. К такому государству мы можем отнести Швецию.

Социальное государство должно обеспечивать занятость населения, борьбу с безработицей, выплату пособий. К функциям его также относится поиск баланса между рыночной экономикой и воздействием на ее развитие государства. Цель такого воздействия ‑ обеспечить достойную жизнь граждан страны. Участвовать в реализации межгосударственных социальных, культурных и экологических программ, а также обязательно должно социальное государство решать общечеловеческие проблемы. Понятие и признаки, функции, типы ‑ все это определяет основные черты социального государства.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что социальное государство всегда стремится обеспечить социальную защищенность граждан, достойные условия их существования, возможность участвовать в управлении производством. В идеале оно должно быть нацелено на создание для всех примерно равных жизненных шансов. Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство (имущественное или иное), помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.

Понятие и признаки социального государства тесно связаны с его функциями. Рассматривая последние, нужно иметь в виду следующее:

а) ему присущи функции традиционные, обусловленные его природой как государства;

б) на содержание всех этих функций накладывает отпечаток его социальное значение, т. е. традиционные постулаты в данном случае преломляются через призму задач и целей социального государства, и можно вести речь в этом плане о наличии у такого государства общей социальной политики.

Можно выделить в рамках общего социального назначения специфические направления деятельности, то есть специфические функции, которые имеет социальное государство, понятие и признаки которого мы описываем. К таким функциям относятся, в частности:

1) поддержка категорий населения, являющихся социально незащищенными;

2) охрана здоровья и труда людей;

3) поддержка материнства, отцовства, семьи и детства.

Также государство должно заботиться о сохранении мира. Признаки, социальное назначение государства предполагают, что должно осуществляться сглаживание неравенства с помощью перераспределения доходов между разными слоями общества. Это реализуется через налогообложение, специальные социальные программы, государственный бюджет.

Таким образом, социальное государство ставит своей задачей формирование всеобщего равенства. В своей деятельности государство должно учитывать и распределять материальные ресурсы, что бы обеспечить всем одинаковые условие жизнеобеспечения, помогать слабым, вводить различные социальные поддержки, которые призваны обеспечить прожиточный минимум для семей, которые нуждаются.

Это совсем не означает, что граждане должны жить за счет государства, ничего при этом не делая, люди должны быть обеспечены рабочими местами, получать достойную заработную плату, посредством которой они могут содержать себя и свою семью.

На данный момент Российская Федерация испытывает некоторые финансовые трудности, которые связаны с введением США и Европой прямых экономических санкций, согласно тому, что РФ обвиняют в причетности проведения военных действий на юге Украины, а так же поддержки сепаратизма на территории Украины, непосредственно в городах Донецкой и Луганской народных республиках. Таким образом, состояние экономики страны становится все сложнее и сложнее. Но данный факт совсем не означает, что Российская Федерация не является теперь социальным государством.

Неудовлетворительное состояние дел в экономике Российской Федерации, являются, бесспорно, не основным препятствием на пути построения на ее территории социального государства. Ведь центральным в системе задач такого государства является обеспечение реальных гарантий реализации прав человека «второго поколения». В свою очередь, уровень осуществимости социальных и экономических прав граждан тесно связан с наличием у государства достаточных финансово-материальных ресурсов. Из-за нехватки последних соответствующие положения нормативно-правовых актов, в частности, ст. 43, 46, 47, 48 Конституции РФ [1], является лишь привлекательными декларациями.

Следовательно, мы можем говорить, что в сегодняшних условиях в Российской Федерации норма-цель к которой мы все должны стремиться, потому что именно правовое, социальное государство с развитым гражданским обществом является важным этапом в расширении свободы личности (в частности, ее прав).

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

Учебная литература

2. Бердяев Н. А. Смысл истории [Текст] / Н.А. Бердяев. — М.: Норма, 2015. – 176с.

3. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.

4. Конституционное право России / Под ред. Б.С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с.

5. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. – М.: Юрайт, 2012. – 351 с.

6. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 448 с.

7. Теория государства и права /Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.

Монографии

8. Авакьян С.А. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран: Монография. – М.: Норма, 2013. – 114с.

9. Овсепян Ж.И. О конституциях и конституционном правотворчестве в России: Монография. - М.: Норма, 2014. - 214с.

10. Рыхтикова Л.Ю. Конституционно-правовые основы имплементации норм международного права в Российской Федерации - М., 2004.

11. Ткаченко С.В. Рецепция Западного права в России: проблемы взаимодействия субъектов: Монография. - М.: МГУ, 2009. - 86с.