Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Структура правосознания )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Как феномен духовной жизни, право принадлежит к области общественного и индивидуального сознания. Правовые нормы, правоприменительные решения, нормативные акты и другие юридические регуляторы взаимоотношений человека с окружающим миром могут рассматриваться как определенные теоретические и практические проявления культуры, для обозначения которой в данном качестве науке необходимо особое понятие. Этим понятием, отражающим специфику правовой реальности, является категория правовое сознание.

Правосознание оказывает активное влияние на регулирование всего разнообразия жизненных процессов в государстве и обществе, способствует сплочению представителей всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности и порядка общества. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой надежности государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Представления о мере справедливости прав и обязанностей человека, разрешений и запретов – все это влияет на генезис мотивов и установок поведения человека в правовой области жизни общества, а посредством регулирования правового поведения отражается активная роль права, и, в частности, правосознания отдельной личности и общества в целом.

Ни одна деятельность человека не возможна вне его сознания. Ни один правовой акт, ни одно юридическое отношение не реализуется вне опосредующей их правовой идеологии, правовой психологии, а также правовой морали.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания наряду с политическим, религиозным, моральным (нравственным), эстетическим и др., при помощи которых граждане осознают общество и окружающую их природу, с определенной позиции. Данный вид сознания человека также находится под мощным воздействием бытия («Бытие определяет сознание» ‒ К. Маркс), но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей, чьи отношения и действия находятся в правовом поле.

Правосознание представляет собой осознание человеком, социальной группой или обществом в целом права, совокупность представлений и чувств, в которых проявляется их отношение и к реальному, и к желаемому праву.

Данный феномен имеет общую природу с правом в целом и поэтому производно по отношению к актуальным экономическим отношениям. Оно формируется под прямым влиянием объективный потребностей и интересов общества, различных социальных групп и отдельных людей; динамично трансформируется под влиянием изменчивых объективных процессов и условий; является неотъемлемой частью общественного и индивидуального сознания и в силу этого подвергается воздействию идеологических, философских и политических воззрений [5].

Развитое правовое сознание и, как следствие, правовая активность граждан – это фундамент верховенства права в цивилизованном обществе, основа правового государства. 

Особое негативное влияние на общество и его социальные институты в процессе повседневной реализации правовых норм и предписаний имеет слаборазвитое правовое сознание граждан и групп населения в форме правового нигилизма и правового идеализма. Поэтому воспитание правосознания граждан, правовое образование и просвещение – необходимый элемент профилактики правонарушений в обществе, борьбы с преступностью.

Таким образом, актуальность проблемы исследования феномена правосознания обусловлена острой необходимостью становления развитого правосознания в современном российском обществе, так как именно от уровня правосознания находится в зависимости состояние законности в государстве и обществе, степень развития правового государства и гражданского общества в России, реализация прав и свобод человека.

Актуальность определила выбор темы исследования: «Понятие и виды правосознания».

Цель исследования: определить понятие правосознания, его значение в современном российском обществе, охарактеризовать его виды.

В соответствии с целью нами поставлены следующие задачи:

  • проанализировать понятие, функции правосознания;
  • определить структуру правосознания;
  • рассмотреть различные виды правосознания: обыденное (массовое), индивидуальное, профессиональное; научное, профессиональное, обыденное.
  • изучить пути повышения правосознания граждан.

Объект исследования: правосознание как правовая категория, его структура и роль в механизме правового регулирования.

Предмет исследования: характеристики и виды правосознания.

Теоретическая проблема исследований: дать теоретико-правовую оценку понимания феномена «правосознания» на современном этапе, определить его структуру и виды.

Методами теоретического исследования являются анализ научной литературы по теме исследования; обобщение результатов теоретического исследования; методы конкретизации, индукции и дедукции.

Методологическую основу исследования составил системный подход; работы С.С. Алексеева, считающего, что идеи правосознания выступают «визитной карточкой права данного общества» и представляют собой критерии оценки развития социума [1, с. 156.]; И.А. Ильина, который отмечал, что «для того чтобы нормы положительного права подверглись обновлению и исправлению, необходимо чтобы: 1) люди в этом действительно нуждались (потребность в реформе), 2) эта нужда была осознана (выяснение потребности), 3) сложилось уверенное знание того, что именно и в каком направлении должно быть изменено (составление проекта реформы) и 4) эта осознанная потребность могла бы побудить уполномоченных создателей права осуществить реформу (предложение, принятие и утверждение проекта)» [4, с. 285] и др.

Фундаментальные проблемы понимания правосознания, его природы, логики и аксиологии были заложены в трудах российских дореволюционных ученых, таких как И.Д. Беляев, И.А. Ильин, В.Н. Лешков, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и др., труды которых актуальны до сих пор.

Особый интерес ученых к понятию правосознания был в советский период, что наблюдается в исследованиях С.С. Алексеева, П.П. Баранова, Д.А. Керимоав, Е.А. Лукашевой, В.П. Сальникова, И.Е. Фарбера и др.

Современные исследования правосознания имеются в работах B.C. Бредневой, H.H. Вопленко, О.Н. Мигущенко, Т.В. Синюковой и др.

Проблематика правосознания изучается в диссертационных исследованиях P.C. Байниязова, A.B. Муруновой, A.A. Пивоваровой, Н.Н. Тарасова и др. В данных работах давался философский анализ феномену правосознания, выявлялась роль правосознания в механизме правового поведения отдельных граждан, социальных групп и общества в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дают научное осмысление понятия правосознания, позволяют более глубоко оценивать, роль правосознания в механизме реализации права, проблемы современного состоянии правосознания в нашей стране, пути повышения уровня правосознания.

Результаты исследования помогают глубже понять это понятие практикам, работникам юридических служб и правоохранительных органов с целью формирования и совершенствования профессиональных качеств сотрудников и предупреждения разного рода деформаций их профессионального правового сознания.

Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, объединяющих четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Понятие, признаки и структура правосознания

1.1. Понятие правосознание, его структура, виды и функции

Правосознание человека и общества формировалось на протяжении всей человеческой истории начиная с самого начала зарождения общественных отношений. 

Специфика представлений о праве в первобытном обществе заключается в том, что это были представления о нормах фактических, личных взаимоотношений людей. Право в данном обществе ассоциировалось с общественным порядком и находилась в тесной взаимосвязи с обязанностями.

Особым свойством правосознания является соотношение в индивидуальном, классовом, общественном сознании жизненных условий, потребностей, интересов человека, класса с необходимыми или реальными юридическими правами и обязанностями. Итогом такого соотнесения становится совокупность идей и представлений о праве.

Отличительным качеством общественного сознания было правосознание древних римлян, в период торжества так называемого «римского права». Разнообразные правовые формы жизнедеятельности античного общества активно проявлялись в идеях, эмоциях, поведении римских граждан. Особенностью быта и нравов античных римлян были постоянные обращения к преторам, в сенат, в судебные учреждения по любому конфликтному вопросу от судьбы государства до продажи раба [19].

Юридическое мировоззрение, охватывающее бытовую и духовную сферы жизни древних римлян становилось доминирующим. Наглядно это проявляется в том, что даже античные божества (как символы правовых течений, процессов, оценок, идеалов) судятся, спорят, помогают или вредят простым людям.

Особый расцвет правосознание получает в буржуазном обществе XIX-XX вв., основанном на базовых правовых документах ‒ конституциях, декларациях, конвенциях, кодексах, содержащих фундаментальные права и свободы человека. Разнообразные условия жизнедеятельности в данном обществе воспринимаются их участниками исключительно сквозь призму прав, обязанностей, ответственности [12].

Позднее представители концепции коммунистической утопии, приверженцы «отмирания права», предприняли попытку заменить правовое сознание классовым, революционным сознанием. Подъем уровня правосознания народных масс происходит во время социальных перемен, революций. Тоска об уходящей правовой системе у одних граждан, надежды на формирование новой более справедливой – у других. Возникающую пустоту заполняют представления, идеи, эмоции о будущем «идеальном» законодательстве, способное обеспечить достижение революционных целей. Таким образом, правосознание играет важную роль в качестве специфического критерия в правотворчестве и правоприменении.

Регулирующая роль правосознания может закрепляться законодательно. Например, после Октябрьской революции Декрет о суде от 22 ноября 1917 г. Провозглашал, что «местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию» [3].

Научное исследование феномена правосознания взаимосвязано с разнообразными философскими концепциями, идеологическими доктринами, религиозными воззрениями. Одни мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность имеются лишь в сознании людей, поэтому право ‒ явление исключительно психологическое (Л. Петражицкий). Другие ученые подчеркивали, что принудительность права является внешним способом регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи отождествляли право со своеобразным классовым регулятором общественных отношений (K. Маркс, В.И. Ленин). Иные признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

Русский правовед И.А. Ильин отмечал, что правосознание представляет собой сумму взглядов на право, государство, организацию социальной жизни. Он считал, что форма правления в государстве определяется в первую очередь правосознанием народа (монархическим или республиканским). Мыслитель писал: «Человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других» [19].

Правовое сознание является прежде всего особой формой общественного сознания, суммой взглядов, убеждений, идей, представлений, эмоций, чувств, настроений индивидов, социальных классов или общества в целом относительно права.

Правосознание, по определению Н.Н. Тарасова, представляет собой форму общественного сознания, содержащую субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в социально значимых действиях и поступках человека [18, с. 9].

Правосознание включает в себя следующие элементы:

  • осмысление и ощущение необходимости права;
  • эмоциональную и рациональную оценку права;
  • осознание потребности создания развитой системы законодательства;
  • осмысление необходимости изменения и дополнения действующих нормативных правовых актов;
  • субъективное и объективное восприятие процесса и итогов реализации права;
  • соотнесение правовых ценностей с другими видами ценностей (моральными, религиозными, политическими и др.) [10, с. 157].

Исследователи отмечают, что специфика правового сознания состоит в том, что с его помощью человек воспринимает и воспроизводит жизненные явления через призму справедливого, праведного, свободного. Развитое правосознание требует установления общеобязательных норм поведения для всех представителей общества, юридических мер для обеспечения права. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного («нормоправного») и противоправного. В отличие от других форм сознания правосознанию в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требование жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей, ориентация на создание условий для реализации прав человека и гражданина [12].

Правосознание влияет на поведение граждан наряду с правыми нормами, а иногда и вопреки им в зависимости от того, насколько данная норма одобряется правосознанием и насколько достаточно она регулирует социальные отношения. Поэтому регулирующее воздействие правосознания на общественные отношения особенно имеет место в тех случаях, когда в наличии пробел закона или сам закон допускает в решении отдельных вопросов руководство правосознанием адресатов норм.

Правосознание тесно взаимосвязано с иными видами осознания человеком окружающей действительности.

Так, связь правосознания с моральными воззрениями проявляется в том, что граждане оценивают право и правовые явления с позиции нравственных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др.

Правосознаний человека как представителя того или иного класса во многом определяется его политическими убеждениями и взглядами. Это особенно свойственно отношению к праву с позиции марксистско-ленинского учения, трактующего право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон ‒ как меру политическую. Такой односторонний политический подход к праву лишает возможности в полном объеме понять его сущность и роль в жизни человека и общества. В современной юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Подобный классово-политический подход к пониманию правосознания является лишь одним из многих исследовательских подходов к правовой проблематике жизни общества.

Таким образом, правосознание является сложным феноменом отражения человеком и обществом явлений и предметов действительности, включенных в правовое поле, и проявляется в определенном поведении и действиях. В историческом плане в разных концепциях понимание правосознания имело свои особенности, объединяющими которые является его тесная взаимосвязь с другими духовными и социальными видами индивидуального и общественного сознания.

1.2 Структура правосознания

В реальной жизни правосознания выступает как целостное явление. Однако в исследовательских целях в правосознании как сложном образовании можно условно выделить следующие элементы:

  • правовая идеология,
  • правовая психология,
  • правовая мораль.

Рассмотрим данные компоненты подробнее.

1. Правовая идеология это совокупность идей, теорий, научных доктрин, правовых взглядов, принципов, отражающих правовые явления, отношение к праву и требования общественной жизни.

Это своеобразная рациональная оценка права. Она обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

В разработке правовой идеологии участвуют юристы, политологи, экономисты. Они призваны учитывать конкретно-исторические условия жизни общества, соотношение сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, менталитет, волю и интересы общественного большинства и меньшинства, а также другие факторы [22, с.48].

Особая ценность правовой идеологии заключается в том, что она содержит положения о закономерностях зарождения, функционирования и развития государства и права. Этим она активно воздействует на правотворчество и правоприменительную деятельность государства. В частности, идея правового государства впервые она сложилась у древних греков в образе города-государства (полиса), в котором должен граждане подчиняются единому и справедливому закону. Только спустя тысячелетия эта идея, пройдя в своей эволюции целый ряд изменений. обрела современную форму и стала реальной моделью идеального правопорядка для многих государств мира.

Содержание правовой идеологии обусловлено также рядом конкретно-исторических факторов:

  • достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества,
  • сложившейся правовой системой и системой государственной власти,
  • социальной структурой общества,
  • соотношением интересов различных социальных групп,
  • национальными традициями и др. [13].

2. Правовая психология отражает переживания, чувства, настроение, эмоции, выражающие отношение к праву, характерное для всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп).

Это эмоциональная оценка права. Она представляет собой субъективное отражение жизненных отношений граждан, представителей той или иной нации, народности, различные группы и слои населения. Высокое значение правовой психологии в жизни каждого гражданина, придавал Л.И. Петражицкий, определяя ее регулятором поведения человека в обществе.

Через правовую психологию реализуются:

а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции, все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру отдельной личности;

б) самооценка личности, ее умение критически оценить свое поведение с позиции его соответствия правовым нормам.

Конкретно это отношение проявляется в многообразных эмоциях, установках, психических переживаниях. В частности, закон о защите прав потребителей у одних граждан может вызывать чувство уверенности и удовлетворения, у других – связан с опасением и недоверием к власти. Высокий уровень правосознания личности определяется целым рядом психических качеств, свойственных законопослушному гражданину как субъекту правоотношений, в числе которых самооценка личности, стыд и совесть.

В правовом отношении самооценка личности представляет собой способность человека критически оценивать свое поведение с позиции норм действующего права.

У порядочных граждан собственный неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, то есть внутреннее осознание неприемлемости этого поступка. Но лишь совесть, в отличие от самооценки и чувства стыда, может быть тем внутренним переживанием, которое мотивирует человека к нравственному, справедливому и правомерному поведению.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением или, наоборот, негативным отношением к нему, пониманием того, что нарушены права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких моральных категорий, как совесть и стыд.

Правовая психология, по мнению А.Ф. Черданцева, выражает психическое отношение к праву и правовым институтам и включает следующие элементы:

‒ общественный интерес, мотивы деятельности определенных социальных групп, вытекающие из их места в структуре общества;

‒ психологический уклад: привычки, традиции, убеждения определенных социальным группам общества;

‒ представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием их менталитета;

‒ чувства, эмоции, настроения, связанные с правом, присущие социальным группам;

‒ механизмы формирования представлений (настроений, чувств, эмоций): влияние, взаимовлияние, подражание, внушение и др.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, эмоциональные оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и др. [21].

Эти чувства могут выражать многообразные эмоции, в том числе одобрение, радость, удовлетворение, в отношение справедливых законов, правопослушного поведения людей и, наоборот, недовольство, возмущение, гнев, негодование по поводу несправедливых законов, произвола и коррумпированности чиновников, беззакония, совершаемых преступлений.

Психологические элементы правосознания, таким образом, представляют собой субъективное эмоциональное восприятие права, которое может быть присуще как отдельным людям, так и обществу в целом. Чаще всего эмоциональное осознание права выступает как обыденное и проявляется в сознании индивида.

Правовая психология возникает под непосредственным влиянием повседневных условий жизни. При этом реакция человека на многообразные правовые явления формируется не только под воздействием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических юридических обобщений, не имеет возможности фундаментального понимания сущности правовых явлений, но она представляет собой исходную форму правовой идеологии, фундамент, на котором базируется правовая идеология [22, с. 51].

От степени идеологической подготовки отдельной личности зависит ее готовность и способность контролировать свои эмоциональные состояния, умение «владеть собой». Данные качества являются индикатором взаимосвязи правовой идеологии и правовой психологии как важнейших структурных элементов правосознания.

Правовая психология и идеология тесно взаимосвязаны руг с другом, хотя и имеют определенные отличия.

Во-первых, правовая психология отражает правовую действительность не как систему, что свойственно правовой идеологии, а как некоторый комплекс фрагментарных фактов, сторон окружающей правовой действительности.

Во-вторых, правовая психология воспроизводит правовую действительность на эмпирическом уровне, на уровне субъективно воспринимаемых фактов, а правовая идеология – на уровне закономерностей, она выходит за рамки субъектного жизненного опыта.

В-третьих, правовая психология быстрее реагирует на многочисленные изменения в правовой действительности, так как субъект непосредственно на себе испытывает эти изменения. Правовая же идеология реагирует на изменения в правовой сфере значительно медленнее, так как для их фундаментального изучения требуется время [22].

Взаимосвязь правовой идеологии и психологии проявляется в следующем.

  • если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет умозрительной, оторванной от реальности.
  • правовое сознание индивида никогда не выходит из контекста своего субъективного опыта и никогда не сможет объяснить те факты, с которыми сталкивается правовая психология.
  • правовая психология является необходимым критерием практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и в случае, когда данные принципы реализуются без учета правовой психологии, они обречены на неисполнение.

Только в единстве эти две сферы правосознания ‒ правовая психология и правовая идеология – всесторонне и гармонично отражают социальное бытие и оказывают активное влияние на всю жизнь общества.

3. В качестве структурного элемента правосознания можно также выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает различные правовые явления, оценивает правовые установления, правовую деятельность через призму моральных представлений, категорий доброты, справедливости.

Именно посредством правовой морали психологические и идеологические элементы правосознания становятся установкой к определенному стандарту поведения. Данное обстоятельство можно проиллюстрировать фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, которые не отвечают некоторым нравственным критериям.

В структуре правосознания учеными выделяются определенные уровни.

Одни исследователи выделяют активный, обычный и пассивный уровни правосознания [9]. Другие выделяют своеобразные слои, которые включают в себя: 1) представления о должном в праве (что должно быть в правовой действительности с точки зрения требований общества, этноса, класса); 2) представления о сущем в праве (отражение актуальных элементов правовой действительности); 3) представления о желаемом в праве [8].

Третьи исследователи считают «слоем» саму правовую психологию, определяя ее как «своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство и другие юридические феномены» [7].

Четвертые ученые выделяют уровни в правовой идеологии как элементе правосознания. Например, Р.С. Байниязов выделяет четыре уровня: идеология отдельно взятой личности; идеология небольшой социальной группы, класса; идеология большинства членов общества; идеология, включающая достижение общемирового духовно-правового прогресса [2].

Некоторые исследователи довольно уникально определяют взаимосвязи между правом и уровнем правосознания: «Право является тем зеркалом, в котором отражается уровень индивидуального сознания и подсознания современного человека и состояние умов (коллективное сознательное и бессознательное) социальных групп, сообществ и всего человечества… Право – определенный стоп-кадр мысли, срез сознания, проявленно-материальный отрезок информопотока или документированный след информации, который запечатлевает уровень правосознания, вектор и качество культурного развития субъекта во времени. Отображение это совершенно непрямое и нелинейное» [11].

По мнению Н.Г. Яковлевой, в содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка) [22].

Таким образом, правосознание как особая форма сознания представляет собой совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому.

1.3 Функции правосознания

Правосознание является источником права, отражающим объективные потребности социального развития, и одним из обязательных инструментов его реализации, средством оценки соответствия поведения отдельного индивида, социальной группы или общества в целом нормам права. Правосознание находит свое выражение в различных правовых актах, влияет на процесс и результат правотворчества.

Под функциями правосознания исследователи понимают взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. Выделяются три основных функции, в числе которых познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания [19].

С помощью познавательной (гносеологической) функции правового сознания индивид или социальная группа воспринимают реальную правовую действительность. Данная функция связана с анализом жизни общества, познанием социально-экономических процессов с позиции их правового осознания.

При реализации данной функции у гражданина накапливается некоторый жизненный опыт в области права, который интерпретируется посредством оценочной функции. При этом у индивида формируется субъективное отношение к воспринимаемой правовой действительности и имеющемуся объему опыта, возникают чувства и эмоциональные состояния, связанные правом.

Регулятивная функция правосознания проявляется в следующем [21]:

1. С регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Индивид, исходя из имеющихся знаний и жизненного опыта, совершает определенные поступки. В зависимости от субъективных представлений о праве и его институтах, гражданин поступает правомерно или противоправно. При этом необходимо учитывать воздействие на поведение людей и других факторов, кроме правого, в том числе и особенностей нравственного, политического, религиозного и другие видов индивидуального и общественного сознания.

2. С регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права (нормотворческая функция). От уровня правового сознания зависит также уровень юридической техники общества. Правосознание не просто и не только «отдельное звено» механизма правового регулирования. Оно охватывает этот механизм в целом, отражает его и активно воздействует на него. Другими словами, правосознание выступает в качестве идеологического и социально-психологического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

3. Посредством данной функции правосознания человек, при наличии пробелов в законодательстве, способен регулировать свое поведение в соответствии с принципами права, которые он осознает благодаря правосознанию.

4. Регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, например, моральным, и др. Правовое сознание позволяет определить рамки действия правовых и социальных норм, согласовать их взаимодействие в пересекающихся областях, например, в уголовном праве.

В научной литературе советского периода можно встретить целый ряд функций, которые являются производными от рассмотренных выше функций. Это идеологическая функция, функция моделирования, воспитательная функция, правообразующая функция, прогностическая.

Значение идеологической функции состоит в том, что объекты отражения правосознания – государство и право – это социальные явления, в которых отражаются взаимоотношения личности и общества, общественное разделение труда и др. Адекватное отражение данных социальных явлений и закрепление их в праве возможно, по мнению ученых, только с классовых позиций, т.е. при активном участии идеологической функции правосознания. Таким образом, «идеологическая функция является призмой, через которую гражданин должен видеть то, что навязывается господствующим классом» [21].

Правосознание выполняет также функцию моделирования, результатом действия которой является формирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития социальных отношений. Функция правового моделирования состоит в прогнозе того, какие правовые нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали оптимальное воздействие на развитие общественных отношений для достижения определенной правовой цели.

Правосознание принимает участие в определении моделей должного поведения на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений ‒ экономических, политических, моральных, религиозных и др. Результатом изучения и оценки суммы различных общественных отношений является определение модели должного правового поведения, причем это долженствование выступает в качестве социальной необходимости.

Функция правообразующая (нормотворческая) является компонентом регулятивной функции, связанной с разработкой норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право- и законотворчества: начиная от создания проекта закона до его подписания высшим должностным лицом.

Таким образом, правосознание является сложным феноменом, рассмотрением специфики которого занимались многие теоретики и практики в области права. Данное явление имеет сложную структуру, выполняет многочисленные функции, позволяющие индивидам и обществу с целом определенным взаимодействовать в субъективно и объективно понимаемым ими правовом поле.

2. Виды правосознания

2.1. Индивидуальное, групповое и правовое сознание общества

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его качественную характеристику.

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.

Рассмотрим первую классификацию – виды правосознания в зависимости от субъекта, его носителя (по степени общности) [19].

Общественное (массовое) ‒ это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских граждан выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Общественное правовое сознание складывается из наиболее общего отражения юридической действительности, свойственного большей части общества. Вместе с обществом развивается и изменяется и общественное правовое сознание, источником которого выступают наиболее общие идеи, представления, концепции о праве и его институтах.

Групповое правосознание свойственно определенному социальному слою населения (например, студенчеству, школьной или рабочей молодежи, военнослужащим, должностным лицам, вузовским работникам и др.). Данный вид правосознания возникает у обособленной группы людей с определенными специфическими потребностями и интересами. Осознание правовой действительности преломляется через их потребности и интересы, этим и отличается групповое от индивидуального правового сознания [5].

Группы людей возникают на основе общих интересов и потребностей, исходя из этого, правосознание у членов этой группы будет включать, те представления о праве и его институтах, которые наиболее схожи у членов данного коллектива. Правовое сознание индивидов этой группы отражает правовую действительность через призму своих потребностей и интересов, что и обуславливает схожесть индивидуального правового сознания и объединение в правосознание данной группы. Лишь на этом уровне окружающая правовая действительность отражается в целом и всесторонне.

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными.

Индивидуальное правовое сознание появляется в результате включения человека в систему общественных связей и осознание им группового и общественного правового сознания. Но общественное и групповое сознание воспринимаются с учетом жизненного опыта индивида. Не исключено влияние индивидуального правового сознание на групповое и общественное. Этот вид правосознания уникален и неповторим, но имеет конечное время своего существования, заканчивается со смертью индивида.

В.Г. Стуканов разработал психолого-педагогическую характеристику правосознания личности нормоправной и противоправной направленности поведения (Приложение 1) [16]. Отраженные в таблице психолого-педагогические характеристики свойств правосознания личности позволяют спроектировать «идеальные» модели правосознания личности правопослушного члена общества и преступника.

«Идеальная» модель правосознания личности правопослушного члена общества:

‒ достаточно знает нормы права;

‒ уважительно относится к закону, убежден в обязательности исполнения требований правовых предписаний;

‒ имеет конкретные представления о правомерных способах удовлетворения своих потребностей и решения жизненных проблем;

‒ выражает негативное отношение к преступному образу жизни, осуждает лиц, совершающих правонарушения;

‒ законопослушное поведение воспринимает как должное, идентифицирует себя с правопослушным гражданином;

‒ почитает социальные ценности;

‒ считает, что избежать наказания за нарушение закона достаточно трудно;

‒ уважительно относится к органам правопорядка, считает необходимым оказывать помощь органам правопорядка.

«Идеальная» модель правосознания личности преступника:

‒ недостаточно знает правовые запреты;

‒ к правовым предписаниям относится скептически, отрицательно;

‒ не знает правомерные способы удовлетворения потребностей и решения жизненных проблем либо отрицательно к ним относится;

‒ законопослушное поведение, образ жизни считает неприемлемым (невыгодным), противоправное поведение воспринимает как «нормальное»;

‒ идентифицирует себя с правонарушителем, оправдательно относится к преступнику;

‒ пренебрежительно относится к правоохраняемым социальным ценностям;

‒ убежден в том, что значительная часть преступников избегает ответственности;

‒ не аргументированно отрицательно относится к государственным органам власти;

‒ считает не возможным оказывать помощь органам правопорядка [17].

Таким образом, общественное (массовое), групповое и индивидуальное правовое сознание тесно взаимосвязаны между собой, обладая при этом специфическими характеристиками. На индивидуальном уровне исследователями разработаны модели правосознания законопослушного гражданина и правонарушителя, обладающих взаимоисключающими качествами.

2.2. Обыденное и теоретическое или научное правовое сознание

По уровню (глубине) отражения правосознание делится исследователями на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное [12].

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Главной особенностью теоретического правового сознания является то, что при отражении правовой действительности активно используется научная методология. Оно формируется на базе исследований и выражено в понятиях, идеях, концепциях отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Итогом этого отражения является получение научных знаний. Но не стоит так же отождествлять научное правовое сознание с правовой идеологией, т.к. присутствуют элементы чувственного, эмоционального сознания, такие как интуиция и другие. В рамках правовой идеологии не всегда достигаются научные знания, примером может служить теологические концепции.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Частным случаем общественного правосознания или видом специализированного правосознания конкретной группы людей, объединенных профессиональной принадлежностью и обладающих определенной социально-правовой идентичностью. Правосознание сотрудников правоохранительных органов качественно отличается от правосознания рядового гражданина, имеет особенности, связанные с профессиональной деятельностью; обладает систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, глубокой осознанностью и убежденностью. Это совокупность их правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка. Профессиональное правосознание играет определяющую роль в осознании сотрудником целей и задач своей деятельности и ее мотивации.

Профессиональная правоохранительная деятельность содержит в себе элементы неблагоприятного воздействия на личность сотрудника: повышенная ответственность, наличие властных полномочий, психические и физические перегрузки, корпоративность деятельности, необходимость регулярно вступать во взаимодействие с правонарушителями, особенно обладающими опытом нарушений законности и способами его маскировки и др. В результате воздействия таких негативных факторов возможно появление деформаций правосознания, первоисточником которых, как правило, является правовой нигилизм. Данные деформации проявляются в преобладание установок на ужесточение репрессий как в уголовном законодательстве, так и в повседневной профессиональной деятельности; переоценка роли уголовных репрессий в борьбе с преступностью и правоприменительной практике; склонность к профессиональному упрощенчеству; стремление к чрезмерной регламентации, криминализации и запретительным способам правового регулирования. [15].

Обыденное правосознание ‒это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал «ходячими формами мышления».

По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное (теоретическое). Особенностью этих способов является то, насколько они связаны или нет с использованием научной методологии.

Обыденное правосознание происходит без использования научной методологии. Этот вид правового сознания присущ основной массе членов общества, поскольку они не имеют специальной юридической подготовки. Это отражение правовой действительности происходит стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой лишь иногда. Обыденное правосознание представляет отражение правовых явлений на основе опыта индивида.

Наибольшее значение здесь имеет психические формы отражения, но не стоит отождествлять с правовой психологией. В обыденном сознании присутствуют элементы рационального и логического, т.е. элементы правовой идеологии. Так же необходимо указать, что этот вид правового сознания имеет разрозненный, хаотичный характер, наряду с правильными могут уживаться ошибочные взгляды и представления о праве и его институтах [5].

Обыденное и теоретическое правосознание тесно взаимодействуют друг с другом: общественное правовое сознание дает практическую, фактическую базу для дальнейшего теоретического осознания и исследования, а также теоретическое правосознание дает истинные научные знания, при усвоении которых индивидами повышается уровень обыденного правового сознания.

Таким образом, научное, профессиональное и обыденное виды правового сознания также тесно взаимосвязаны и являются уровнями его сформированности.

3. Пути повышения правосознания граждан РФ

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.

Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. При этом актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства [22].

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. 

Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

1) ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

2) промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

3) конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Можно также сказать, что суть правового воспитания - это формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе [21].

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность [13].

На сегодняшний день понятие «правовое просвещение» законодательно не закреплено.

Модельный закон о просветительской деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) определяет правовое просвещение как распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации

Право на правовое просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими.

Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны.

Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.

В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения.

В целях оптимизации и координации деятельности в указанной области Президентом Российской Федерации в 2011 г. были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. 28.04.2011 N Пр-1168).

В частности, в указанном документе определено, что основными цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Также определены следующие основные направления по реализации государственной политики [14]:

1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования [22].

Актуализация вопросов правовой культуры на базе правового образования в современных условиях обусловлена тем, что понятие права во многих случаях становится условием и предпосылкой для формирования гражданского общества, где не могли бы доминировать различные формы насилия. Почему происходят данные явления, учитывает ли право реальные и разнообразные социокультурные ценности людей, их представления о справедливости и предназначении права ‒ все это требует исследования права в комплексе социокультурной и антрополого-философской проблем.

Интерес к правовой культуре как социокультурному явлению в настоящее время во многом обусловлен кризисными явлениями в российской действительности.

Сложность, многогранность и комплексность проблемы правового образования являются причиной того, что некоторые его аспекты разработаны не в достаточной мере. Сегодня существуют различные подходы к формированию правовой культуры через образование, разнообразные концепции правового и патриотического воспитания, системы демократического гражданского образования и т.д.

Эффективность формирования гражданского общества зависит от уровня и качества правовой образованности молодежи и учащихся при помощи правовых дисциплин, что, в свою очередь, утверждает предположение о том, что среди многообразия внешних и внутренних условий для формирования правообразованной личности необходимы [14]:

– опора на различные виды и организационные формы правообразовательной деятельности, что позволит молодежи овладеть высокой правовой культурой и занять достойное положение субъекта социальной действительности в обществе;

– разработка и систематические обновления учебных методик и программ по правовому образованию для достижения высокого уровня правовой культуры и формирования гражданского общества;

– создание в школьных и студенческих сообществах демократического микроклимата, который способствовал бы повышению уровня правового образования подрастающего поколения;

– широкое использование региональных традиций и компонентов правового образования граждан.

В нынешних социально-экономических условиях знание права как основы гражданского общества приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и интересы. Поэтому задачей правового образования является обучение не только молодого поколения, но и людей более старшего возраста правовым знаниям, которые помогут им в нынешних условиях риска и кризиса [13].

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правосознание на своих уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в судебном порядке.

Изучение правосознания позволяет определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.

Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; в осуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор, бунт и войну.

Правосознание является сложным феноменом отражения человеком и обществом явлений и предметов действительности, включенных в правовое поле, и проявляется в определенном поведении и действиях. В историческом плане в разных концепциях понимание правосознания имело свои особенности, объединяющими которые является его тесная взаимосвязь с другими духовными и социальными видами индивидуального и общественного сознания.

Правосознание как особая форма сознания представляет собой совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, представлений, убеждений, настроений и т.п., в которых выражается отношение индивидов, объединений или всего общества в целом, выражающих отношение к праву действовавшему, действующему и желаемому.

Правосознание является сложным феноменом, рассмотрением специфики которого занимались многие теоретики и практики в области права. Данное явление имеет сложную структуру, выполняет многочисленные функции, позволяющие индивидам и обществу с целом определенным взаимодействовать в субъективно и объективно понимаемым ими правовом поле.

Общественное (массовое), групповое и индивидуальное правовое сознание тесно взаимосвязаны между собой, обладая при этом специфическими характеристиками. На индивидуальном уровне исследователями разработаны модели правосознания законопослушного гражданина и правонарушителя, обладающих взаимоисключающими качествами.

Исследователями также выделяются научное, профессиональное и обыденное виды правового сознания, которые также тесно взаимосвязаны и являются уровнями его сформированности.

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Алексеев, С. С. Общая теория права: учебник / С. С. Алексеев. ‒ М.: Проспект, 2009. ‒ 576 с. 
  • Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет / Р.С. Байниязов // Правоведение. – 2000. – № 2. – 274 с.
  • Декрет о суде от 22 ноября 1917 года [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"doc HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"& HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"base HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"= HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"ESU HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"& HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"n HYPERLINK "http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req%20=doc&base=ESU&n=4029"=4029#029030732329594944. – (дата обращения: 03.07.2019).
  • Ильин, И.А. О воспитании национальной элиты / И.А. Ильин. – Москва: Жизнь и мысль, 2001. – 512 с. – (Б–ка МГПУ).
  • Комаров, С.А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. ‒ М.: Издательство Юрайт, 2018 ‒ 506 с. ‒ (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).
  • Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М., 2005. – 258 с.
  • Лапаева, Л.Е. Достоинство личности и закон в государстве Российском / Л.Е. Лапаева // Общественные науки и современность. ‒ 2007. ‒ № 6. – 352 с.
  • Лукашева, Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Е.А. Лукашева. М.: Юристъ, 2002. – 302 с.
  • Любин В.П. Дискуссии о политической культуре современной России / В.П. Любин // Россия и современный мир. ‒ 2002. ‒ № 2. – 412 с.
  • Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. ‒ М.: Юристь, 2007. – 512 с.
  • Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права: учебник // под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2007. – 244 с.
  • Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов [Электронный ресурс] / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – Режим доступа: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/pr_pigolkin_teor-gos-i-prava/pigolkin.pdf. – (дата обращения 03.07.2019 г.)
  • Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2009. ‒ 552 с.
  • Певцова, Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е.А. Певцова // Журнал российского права, 2004. ‒ № 3.
  • Соколов, Н.Я. Профессиональное сознание юристов [Электронный ресурс] / Н.Я. Соколов. ‒ Режим доступа: http://lawlibrary.ru/izdanie804.html. – (дата обращения 04.07.2019 г.)
  • Стуканов, В.Г. Информационно-педагогическая система форм HYPERLINK "http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013"ирования правосознания личности HYPERLINK "http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013": монография / В.Г. Стуканов. ‒ Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. ‒ 279 с.
  • Стуканов, В.Г. Правосознание личности как предмет правового воспитания / В. Г. Стуканов // Народная асвета. – 2016. - №10. – С. 18-22.
  • Тарасов, Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: дисс. докт. юр. наук / Н.Н. Тарасов. – Екатеринбург, 2002. – 343 с.
  • Теория государства и права: Учебник для юридических вузов [Электронный ресурс] / Под общ. ред. А.Б. Венгерова. – Режим доступа: https://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Pravo/venger/index.php. ‒ (дата обращения 03.07.2019 г.).
  • Теория государства и права: Учебник для вузов вузов [Электронный ресурс] / Под ред. проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. Режим доступа: http://padaread.com/?book=22029 HYPERLINK "http://padaread.com/?book=22029&pg=2"& HYPERLINK "http://padaread.com/?book=22029&pg=2"pg=2. – (дата обращения 04.07.2019 г.).
  • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов [Электронный ресурс] / А.Ф. Черданцев. ‒ Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/content/ 6105.html. ‒ (дата обращения 03.07.2019 г.)
  • Яковлева, Н.Г. Основы правовой культуры: Учебно-методическое пособие Н.Г. Яковлева. ‒ Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 69 с.

Приложение

Психолого-педагогическая характеристика правосознания

личности нормоправной и противоправной направленности

поведения. Источник: [2]