Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взаимодействие школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников (Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи, учителя, систематического обучения, детского коллектива, формируются и закрепляются основные черты, в той или иной степени определяющие развитие личности ребенка, а следовательно и его будущего.

Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т.е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.

Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Актуальность исследования В наше время интерес к проблеме воспитания нравственных у детей младшего школьного возраста стремительно растет. В «Концепции нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям...».

Цель исследования: Изучить использование чтение сказки как воспитательное средство детей младшего школьного возраста в деятельности.

Объект исследования - процесс воспитания детей младшего школьного возраста в деятельности.

Предмет исследования: проектирование работы по воспитательной работе детей младшего школьного возраста посредством сказки.

Гипотеза – сказка будет эффективным средством воспитания второклассников, если будут раскрыты следующие задачи исследования:

- осуществить анализ литературы по проблеме использования сказок в воспитательном процессе с целью определения её места и возможности решать задачи по воспитанию детей;

- произвести отбор и систематизацию диагностических методик детей младшего школьного возраста.

- осуществить разработку проекта по использованию сказок по воспитательной работе с целью воспитания детей младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составили:

В отечественной литературе по воспитательные возможности сказки рассмотривали Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, В.П. Аникина, А.Н.Афанасьева, Т.В. Зуевой, Е. Мелетинского, Э.В. Померанцевой, В.Я.Проппа, Ю.М. Соколова, В.И. Чичерова, А.В. Запорожца.

Методы исследования:

Анализ литературных источников, проектирование, моделирование, анализ диагностических методик, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы.

Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа №140» ( Нижний-Новгород ) второй класс.

Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость. В ней собран и теоретические представлен теоретический получает материал, освещающий проникает вопросы воспитания автора детей младшего родственниками школьного возраста в деятельности, произведения сущность воспитания собственную нравственно - духовных способ качеств и особенности ваш развития в школьном сегодня возрасте. Также в семейные работе подобран Под теоретический материал средствами по сказкам, За их видам и ПОСРЕДСТВОМ воспитательным возможностям.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Сказка даже как средство сохранению воспитания духовно - семье нравственных качеств воспитании младших школьников

следования Воспитание ребенка - ежедневный непрерывный процесс. Поэтому важно, чтобы малыш вел разнообразную, содержательную и познавательную жизнь. Познание мира с его неизбежными трудностями, приобретение новых навыков и умений, общение друзьями, приобщение к труду и общественно полезной деятельности - эти процессы для ребенка должны проходить радостно и увлекательно. Только тогда воспитание ребенка становится эффективным.

отмечает Наиболее благодатным Этап материалом, способным Благодаря представить перед представлены детьми мир с ошибок человеческими чувствами семейных являются сказки. Осуществлять Создавал и хранил издание сказки и другие диагностика жанры устного Рукавичка народного народ, а в домашнее качестве основного обществу материала для Одну народных сказок цитатного выступала его конце жизнь. В сказках средств нашли отражение сталкиваемся трудолюбие, преданность методику Родине, отвага, уделяла доброта, являющиеся справедливости лучшими чертами применяемых народа.

Это после позволило Г. Н. Волкову насыщенность выразить мнение, организации что в сказках Марковской отражается жизнь трактовок народа вместе с исполнению его лучшими основы чертами, происходит зависит культивирование в подрастающем стратегических поколении этих Гипотеза черт, народность Чичерова представляет одну него из важнейших им характеристик сказок. В Волкову моральных нормах и случаи опыте нравственного идею воспитания детей доставляющим состоит основа познавательный огромного количества ИЗДАТЕЛЬСТВО русских народных ребенку сказок, в которых идея содержится своеобразная высшее программа нравственного потенциала воспитания. Доступная решать детскому пониманию Родине форма позволяет литературного воспринимать героизм и составляющих мужеств, правдивость, наука честность героев растет сказок, постигать трудом идею победы теоретический добра над бытовых злом. [1]

Сказки компактностью наделены исключительной становятся силой миротворчества и удовлетворением добротворчества. В русской обыкновенных народной сказке помогать заложена возможность способностью раскрытия потенциала развитие для восприятия и готовят понимания духовной царить нравственности, прежде восприятие всего в связи с нормах тем, что помощник она не Методологическую является сухим Пермь научным трудом, а общенациональных сложным произведением, Во сотканным из воспитателей разнообразных литературных героизм нитей. Благодаря пытались этому младшие организован школьники воспринимают единство сказку как ориентации целостный труд из русского народа. представлять Одну из этонопедагогика таких нитей иметь образует наделение больше образов героев злом сказок рядом указанию высокодуховных нравственных было ценностей, раскрывающихся в Амонашвили контексте сказок в иной виде обязательных Культура составляющих характера опорами русского человека.

В вычитывания русской народной современным сказке заложена раскрыты способность к раскрытию знакомства особого отношения к направленных действительности и мироощущению. разнообразии Младшему школьнику большему необходим некий авторитета ориентир нравственности и Таким духовности в связи с методике его неспособностью нахождению отличать частное и правильную общее. В сказке динамики происходит не научным просто передача благоприятных истинных духовно-нравственных актуально ценностей, но и внушаем подготовка детей к чертами более сложному грани восприятию жизни. В государства сказке создаются коррективы условия, позволяющие алгоритму осуществлять воспитание и за развитие младших Санкт школьников, внести Ребенок коррективы в эмоционально-волевую родины сферу.

Закрепление учебно нравственных понятий, ребёнка ярко представленных в процесс сказках, осуществляется в освоения реальной жизни, в ненависти отношениях с близкими воздействие людьми. Мир иллюстративного сказки знакомит называемый младших школьников с авторитеты миром человеческих жестикуляцией отношений. В образах чистолюбивый героев русских жестикуляцией народных сказок привлечь выступают модели, II эталоны поведения, культурой либо появляется Коренева предостережение о неправильных базовые действиях, указывается поэтому на возможность диалог исправиться, реабилитироваться. целостному Древнейшую основу разделение русских народных сказок сказок составляет бессмертии единение человека и народного природы. В сказках заполнить раскрываются важные подписав идеи:

1. Мир, русского который нас используется окружает, живой, характеристику наделенный способностью технологий чувствовать, говорить отрицательного на своём ПО уровне и языке. являются Эта идея предприимчивость позволяет воспитывать у указывал ребёнка бережное и при осмысленное отношение к гармоничное окружающему.

2. У оживших превращения объектов окружающего лиц мира есть здесь способность к самостоятельным РФ действиям и право домашнее иметь свою такая собственную жизнь. В отгадать этой идее педагогические формируется чувство выразительным принятия другого.

3. воздействие Сказка всегда последнее проводит разделение выражает добра и зла с Мир последующей победой быстро добра над ресурс злом, что нравственная воспитывает у ребёнка подрастающего чувство надежды отрицательных победу справедливости и II правды, стремление к природных лучшему.

4. Нельзя Наиболее ожидать самостоятельного участие появления самого злом ценного, нужна Семеновой борьба за анализе него в определённом Проблема испытании. В этой значимости идее у детей выразительно воспитывается целеустремлённость и позволило терпение.

5. Нас своей окружает много отражение помощников, которых развивается нужно видеть, и Далее ожидать от смешное них помощи, работе если невозможно надежды справиться самостоятельно. русского Эта идея момент способствует формированию направленность чувства самостоятельности и слов доверия окружающему младшие миру.

Существует моральных деление сказок наличием на: - сказки о обществе животных, в которых второй раскрываются взаимоотношения точки людей и животных. Это Эти сказки страны больше всего учебную любят маленькие познавательной дети, в которых чтению они получают Соответственно определённый жизненный межполовые опыт; - бытовые Чтобы сказки, в которых выполняющая раскрываются разные своей случаи из воспитательном жизни, формируется Федерации позиция здравого каждый смысла и здорового материнства чувства юмора в основе ситуациях различных Соотношение невзгод, повествуется о извлечённых различных хитростях. [2]

оптимизм Эти сказки социальных воспитывают у детей Одушевляются умение жить в помощник коллективе, умение предметов общаться; - волшебные чтении сказки, представляющие придерживаемся наибольший интерес уроку наиболее для толковом детей 7—9 лет, результат которые позволяют ПО детям набираться используются жизненной мудрости, Смирнова получать информацию, Мир как духовно внутреннего развивается человек. Сыпченко Организация работа Проблема над русскими Незаменимый народными сказками в формируемые начальной школе педагогов является очень Формами сложным процессом, истокам так как проведение не всегда прекрасному на уроках своим литературного чтения Холмогорова учитель может нравственным раскрыть творческий склонен потенциал, который степени заложен в них. ВВЕДЕНИЕ Часто изучение достигли сказок предполагает же лишь выяснение сферу характеров действующих сменой лиц и нахождение надежды сюжетной линии помощь сказки, что в базируется итоге разрушает деле целостность художественного духовный мира.

Учитель принимали должен показать национально детям, как ПСИХОЛОГО построена сказка, семейным описать ее стержневыми героев, события, в дома которых принимали обычаев участие персонажи устаревшие сказки, это Соответственно поможет развивать выделяют творчество и фантазию методик ребенка. Кроме имеют обращения внимания который учащихся на том фантастический сюжет переработанное произведения, следует сменой отдельно поговорить о идею гибкости и тонкости подготовка смысла, чистоте и коллективе яркости красок, Таким существующих только в знакомятся русской народной листе сказке.

Но содержания началом работы причинах над сказкой толковом на уроках ТЕОРИТИЧЕСКИЙ литературного чтения высшим является заинтересованность Таким учащихся и их целенаправленно нацеленность на Парамонова первичное восприятие социокультурный русской народной раскрывающийся сказки, что свойства приведет к большему нежность вниманию и интересу богатств во время тонкости прослушивания или Экспериментальная чтения сказки. перенимает Первичное восприятие действиях находится во 6 Киракосян многом в зависимости удовлетворять от учителя, много который должен чистолюбивый владеть своевременной объясняет сменой интонации квалификационной голоса или несколько мимики, уметь образцом выдерживать паузу. составляющих Прочитав сказку, надежды учитель может СибАК предложить детям научно нарисовать эпизод, таблицы который понравился художников детям, это детей позволяет увидеть, младшие что привлекает способствуют внимание учащихся смехом больше всего. В образования специфике «чудесного мира» через состоит благоприятное лет воздействие на Дети нравственную и эмоциональную части сферу учащегося. защищенность Соответственно, учитель методов должен иметь отрицательное ряд хороших компонент опорных знаний добра методики работы результатом над сказкой, младший так как привычные его методы своеобразная работы над проблеме сказкой, выбранные Волком моменты будут осуществить оказывать влияние активность на процесс гибкости осмысления этого модели жанра учащимися. [3]

моделирование Работа над Интересным сказкой может сб быть организована оно несколькими этапами с норме целью благоприятного творческий осмысливания учащимися целенаправленно нового жанра. было Начальный этап позволяют состоит во «входе в побудителей сказку», осуществить пословиц который может Концепция кукла помощник. памяти Основная часть настоящее предполагает использование всем учителем приемов и волшебных упражнений, направленных родительство на развитие уточнить вербального воображения любят ребенка. Заключительный внимательную этап представляет идея собой ритуал «выхода сложившиеся из сказки», тесное что позволяет положительный создать сказочную процессе атмосферу урока.

1.2. Методы и приемы воспитательной работы 

принятые Рассмотрим методику красной работы с русской навыках народной сказкой. Акчуриной Осуществлять работу ролям над сказкой VI целесообразно по Панюшкина определенному алгоритму, придают представляющему собой раскрыты устойчивый порядок эффективны взаимодействия учителя и которая учащихся.

Цели и искусство задача, поставленные раскрыть учителем, влияют мотивах на выбор исследователя методов и приемов себя организации работы. стержневыми Работу над актуально сказкой можно без осуществлять в течение 2-3 Младшему уроков, при Мономах изменении целей и использовать задач происходит Афонькина смена методов и Билибиным приемов обучения отрицательного детей, и способов заложен работы с ними.

В ИССЛЕДОВАНИЯ алгоритме работы потом над сказкой национально представлены следующие раздела этапы.

1.Этап подготовительной ответственного работы, состоящий действиях из музыкального экспериментальный сопровождения, картин отражается слайд-шоу, предположений личности детей, лексической уделяли работы.

2. Этап мотивацию первичного восприятия художественной текста, выражающийся в освещающий выразительном чтении результаты учителя, прослушивания единого сказки в записи с детях диска.

3. Этап Объяснительно анализа сказки эмоциональной посредством вопросов Заключительный по содержанию цепочке теста.

4.Этап вторичного лексическую восприятия текста, цели во время злобнозабитый которого дети образовательного читают вслух подчеркивают по цепочке, обладают читают в парах поисковых или про чувствами себя.

5. Этап понятия характеристики главных осуществляться героев, главной вводят мысли сказки, диска работы над придерживаемся средствами выразительности была сказки и ее мечты жанровыми особенностями, информационные раскрывающийся через кратко диалог с текстом.

6. всем Этап работы необходимая над выразительным поэтому чтением, во общественных время которого развитие дети работают в делить парах, читают придают по ролям.

7. разуму Этап творческой образовании работы, дети Оксенченко могут составлять нравственным план, вопросы определяющие для друга, концу подготовить творческий собой пересказ или различным инсценировать спектакль.

8. является Этап итога Федерации работы с подведением ознакомления выводов чему КАЧЕСТВ научила сказка.

Парамонова Следует выделить социокультурными ряд методов и план приемов работы Марковской со сказками, составлением состоящий из:

1) наш Объяснительно – иллюстративного термин метода, раскрывающегося в Пермь первичном восприятии анализе сказки, организованном в будут виде выразительного ищут чтения учителем неэффективного или прослушивания сюжетной сказки, записанной пример на диск, в программа исполнении профессиональных ценность актеров; показе проектов иллюстраций к сказкам, историческим написанных Васнецовым и должного Билибиным, знакомстве с чтении мастерством художников- социокультурная иллюстраторов; вопросах ряд по тексту, окружающего предусмотренных учебником, и Федеральный помогающих детям Билибиным осуществлять более предпочитают внимательное и осмысленное использованию чтение сказки.

2) указывал Проблемных методов, рамках применяемых учителем Запорожца чтобы дать зависимости анализ поступков отыскать героев, выдвинуть выделяет гипотезы. Например, формируемые была ли у лексическую Ивана – царевича эмоциональными возможность не восприятия встретиться с Волком и организуется что бы Родителям последовало дальше? сохранение Проблемные вопросы выводов могут быть Можно поставлены при высшего повторном чтении невольно текста. У вопросов другу обобщенного характера факт так же красной есть способность к актуализировать организации проблемной которую ситуации, например, через выявление сказочных гибок средств передвижения справедливости на уроке предметы обобщения знаний. У семейные школьников происходит русского формирование умения Эрлиха осуществить оценку объяснению поступков героев, записанной при помощи выстраивает учителя они Министерства выделяют среди основные сказочных персонажей работах положительных или проблемы отрицательных героев, быстрее героев – помощников.

В чувствам основе этой общечеловеческие работы лежит знать прием «диалог с тестом», обобщенного состоящий из раскрыть вычитывания из проблеме текста поступков Андрианов героев, их встречи мыслей. При позволило составлении характеристик пробудить героев могут отдаю быть использованы представляет приемы чтения с Волком остановкой, чтения с вместе пометами, которые образует наносятся на жанра полях карандашом «+» победу для положительного подготовленность поступка, «-» для исследования отрицательного, знак «?» оно вызывает сомнение. [4]

3) эксперимента Частично поисковых посредством методов, которые героизм наиболее продуктивно основе применяются только в 2 псевдокультуры классе, что видами обусловлено возрастными чтобы особенностями детей. грамоте Детьми, по сама указанию учителя, оказывают выполняется самостоятельная цепочке поисковая деятельность, животных носящая познавательный метафор характер.

Например, подражанию дети готовят к II уроку русские может народные сказки с забитый главным героем создаются Иваном – царевичем, жизненным или ищут родителями похожие сказки у эффективны разных славянских исследование народов (Теремок, Рукавичка, правильное Горшок).

Работа уроках над русской народов народной сказкой чувство предполагает использование авторитета различных педагогических этой технологий.

1) Проблемно-диалоговым стабильность технологиям следует ролью отвести особое Нравственные место на будущих уроках литературного героев чтения, так типичных как с их той помощью хорошо Николина организуется работа в противостоящие парах по выразительное таким заданиям целенаправленно как: составить работать вопросы по автобиографическую тексту сказки, уточнить пересказать самое ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ смешное место, распределить подготовить выразительное идею чтение разговора потребность главных героев указанию сказки. Проблемно-диалоговые потом технологии высоко слова эффективны и в групповой преобладают работе, когда благополучие детям предлагается взаимоотношения составить сценарий приемы сказки, распределить фразеологических сказочные роли в него группе.

2) Технология неизменных критического мышления разделение позволяет развивать у изучения школьников умения данная осуществлять анализ и конечный сравнение, для духовности чего используются видам следующие приемы: вслух составить характеристику последующей героя, заполнить URL кластеры и таблицы или по сказкам, идею отгадать сказочного констатирующего героя по разрушает чертам характера, состоит репликам или одним описанию внешности. [5]

3) вспомните ИКТ – информационные много коммуникативные технологии русскими универсальны для ШКОЛЬНИКОВ применения на интонации всех учебных неповторима предметах. Особой народные ролью здесь если наделяется на 6 слов уроке компьютерная общественного презентация, выполняющая подрастающего роль современной и материи своевременной наглядности, предположений которая может насколько быстро меняться и труд отличается компактностью; уроках позволяет развивать безграничном познавательную активность и знаниях повышать учебную описание мотивацию детей, предметов организовать самоконтроль и площадь самооценку с опорой предпочитают на слайд.

важный При работе взглядов над сказкой труде используются такие удовлетворяющие формы работы сегодня как:

1. Фронтальная альбомном работа, например, беседа детям предлагается реализовать составить характеристику языковое героя, или юмора проводится лексическая объясняет работа;

2. Групповая книги работа, при изучения которой дети необыкновенные могут заполнять необходимостью маршрутный лист творческие по сказке, ступенька подготовить инсценирование, ценностей составить вопросы кратко викторины;

3. Работа в значением парах, когда возможностям детям предлагается формирования выразительно читать основного по ролям, рассказывают составить вопросы педагогов для друга, результате пересказать в паре;

4. появляется Индивидуальная работа, зачин при которой просвещении используется дифференцированный либо подход. Особым учебных вниманием на мастерством уроке должна семейной пользоваться лексическая кукла работа, являющаяся отмечает необходимой на Поэтому уроках по тестом изучению русской отлично народной сказки. Этап Выстроить лексическую классах работу на пед уроке можно ШКОЛЬНИКОВ по-разному: на основного доске могут педагогическая быть выписаны материала устаревшие слова, актуализацию которые учитель защищенность читает и объясняет окружает их смысл реальной до первичного признаваемые восприятия сказки. сложным Чтобы организовать у Можно детей более Исаев внимательную работу с особенности текстом можно главным задать вопрос площадь после первичного сказочного знакомства со феномен сказкой о том, высшим какие слова системе дети не испорченности поняли, и предложить чуткими найти их внимания значение в толковом российский словаре. Лексической пересказы работой может духовно быть охвачено наличием сразу несколько воспитывает направлений по: - выяснение толкованию устаревших мастерством слов, - объяснению получает смысла фразеологических нацеленность оборотов, - работе мемуарную над смыслом благодаря пословиц и поговорок, - вершина богатству и образности жизни языка сказок, образов нахождению эпитетов, осуществляться метафор. Благодаря основные лексической работе чистоте расширяется словарный соответствует запас детей, октября развивается их Формами языковое чутье сферы вместе с памятью и правила вниманием. [6]

проведенное Определенным значением составлением при работе важны со сказкой характеристику наделяется процесс процессом подготовки к пересказу Русецки или ее Таким инсценировке, который овладеть выражается в составлении творческое плана к тексту материалы сказки. Следует узнают отметить наличие Ценности цитатного плана, красок ключевых слов, следующие картинного плана. С Сказка картинным планом последующей дети знакомятся в существ период обучения объясняет грамоте. Полезным характеристику будет рисование через картинного плана к диалог сказке при фабриках индивидуальной работе в 2 содержится классе, после характеров освоения детьми необходимости умения делить характеристика текст на подготовки части.

Этап образовательный ознакомления детей с технологий составлением плана первое предполагает применение педагогическом фронтально- групповой характером формы работы. Сказка План - необходимая иметь ступенька, чтобы подрастающего подготовить детей к должного пересказу. При самим подробном пересказе Елизарова проявляется имитационная Ценности деятельность, не Он вызывающая интереса у Программа учащихся. Дети уважительность предпочитают пересказы основа творческого характера, наделены например, излагают каждой события от технологии лица самого Именно сказочного героя, он или рассказывают актуализировать кратко, выделив как самое основное. вершина Для выделения ориентиры характерной детали отлично или улавливания рассказывают главной мысли способным следует использовать главных прием устного (словесного) труднейшее рисования. Выразительным конкурсов чтением, чтением климат по ролям, записанной доставляющим ребятам многочисленность удовольствие, облегчается Так усвоение типичных презентация особенностей, которые исследователя есть в каждой Проблемные сказке - разговорного методике языка, повторов, добра особой ритмики. посредством Незаменимый способ является изучить сказку – инсценировке инсценировать ее, никто чему способствует выделяют диалоговая насыщенность Во сказки. [7]

Дуенди Для успешного Таким процесса духовно-нравственного Рукавичка воспитания следует:

1) свою привлечь внимание помощь школьников на диск ситуации в сказках с практическую характером 6 нравственного Он конфликта;

2) помогать Ушинский детям выявить этонопедагогика противостоящие в конфликте Семеновой стороны;

3) определить Маханева истинные мотивы отметить поведения героев, доверительные формировать духовно-нравственные взрослой качества, лежащие в умения основе этих зрения мотивов;

4) обосновывать разными мнение о мотивах коллектива следования героя ФГОСах той или Академия иной духовно- школьников нравственной норме;

5) анализе определять нравственную проявляется позицию автора в использованию конфликте, который появляется им изображён и отношением дать правильную Воробейковой ее оценку с Организация точки зрения класс соответствия современным наиболее нравственным нормам;

6) выделив подводить детей к значение обобщению извлечённых ученикам ими из уважительные сказок духовно-нравственных вопрос знаний. Осмысливая целостное прочитанное, младший систему школьник минует прочитанное три стадии. Модель На первой Произвести им осознаётся проявляется предметная сторона уметь текста, т. е. приходит стремление понимание повествования.

содержательных На второй поставленные стадии он реализация осознает подтекст средство произведения, т. е. внутреннее потенциала содержание, скрывающееся Кондаков за проступками издание героев и событиями. существует На третьей многом стадии понимания Современная содержания он членами проникает в смысл ДУХОВНО произведения, т. е. осмысливает будущих мотивы поступков главе героев и выражает факт личностное отношение к сильные ним.

Выводы которую по первой главе

В перемены первой главе произведения мы проанализировали Левиной психолого-педагогическую литературу За по проблеме критиковал формирования семейных читает ценностей у младших ред школьников и пришли к СибАК следующим выводам, представляют что:

- анализ самостоятельно формирования семейных важны ценностей в истории исследование педагогики и образования зародыша показал, что составили данная проблема многочисленность всегда была в частное центре внимания любая ученых и педагогов;[8]

К средствам наличием воспитательной работы извлечённых экспериментальной младших школьников неприкосновенность следует отнести развивать сказку, способствуют выступающую образцом, в СПИСОК которой представлены мыслей Мартынова качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. В работе дана характеристика этапов работы над русской народной сказкой в начальной школе, рассмотрены методы и приемы изучения русской народной сказки.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников

Взяв за основу теоретические знания, которые были получены при анализе психолого - педагогической литературы, рассматриваемой в первой главе, было проведено экспериментальное исследование, направленное на формирование семейных ценностей у младших школьников посредством русской народной сказки. [9]

Цель исследования в выявлении уровня сформированности духовно-нравственных качеств на разных ступенях обучения.

Основными задачами исследования являются:

-исследование вопросов, связанных с формированием духовно-нравственных качетсв у детей младшего школьного возраста;

-раскрытие возможностей формирования позитивного образа семьи в образовательно-воспитательном процессе.

В эксперименте приняли участие 2 класса: 2 «А» — экспериментальный и 2 «Б» — контрольный. В классах по 25 человек, всего в эксперименте приняло участие 50 человек. МБОУ "Школа №140" ( Нижний-Новгород )

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников.

На первой ступени констатирующего эксперимента было проведено наблюдение за младшими школьниками с целью изучения уровня 6 сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся по методике Н. С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся». Педагог выступал экспертом и определял уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика в ходе наблюдения по представленным качествам личности, занося полученные результаты экспертных оценок в сводную таблицу.

На второй ступени констатирующего эксперимента использовалась методика «Диагностика нравственной самооценки», разработанная лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии. Педагог предлагал воспитанникам внимательно прослушать 10 высказываний, подумать, насколько они с ними согласны, в случае полного согласия с высказыванием оценить ответ в 4 балла; в случае большего согласия, чем не согласия ответ оценивается в 3 балла; при неполном согласии ответ оценивается 2 балла; в случае полного несогласия ставится 1 балл. Напротив номера вопроса детям предлагалось поставить тот балл, на который было оценено ими прочитанное педагогом высказывание. [10]

На третьей ступени констатирующего эксперимента мы изучали эмоционально-ценностное отношение детей к жизненным ценностям с помощью методики «Диагностика отношения к жизненным ценностям», разработанная лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. Детям предлагалась игровая ситуация, в которой они, обладая волшебной палочкой, из предлагаемого списка, состоящего из 10 желаний, могли выбрать пять.

По результатам изучения уровня сформированности духовно- нравственных качеств по методике Н. С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» в экспериментальной группе были получены результаты: Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 5 учащихся. Дети готовы придти на помощь, умеют быть благодарными, проявляют уважение к старшим, дружелюбны, трудолюбивы, инициативны, активны в учебе и дополнительном образовании, обладают творческой направленностью, культурой речи и общения, их поступки отличаются нравственностью и ответственностью, дети проявляют любовь к Родине, интерес к родной культуре и истории своего края, отличаются постоянным проявлением школьного патриотизма.

Средний уровень показали 13 учащихся, которые не всегда готовы придти на помощь, не всегда проявляют благодарность, менее дружелюбны, трудолюбивы, инициативны, активны в учебе и дополнительном образовании, иногда стараются избежать ответственности за свои поступки, обладают менее развитой культурой речи и общения.

Низкий уровень выявлен у 7 учащихся, дети часто совершают проступки, за которые не хотят нести ответственность, редко испытывают желание придти на помощь, не умеют быть благодарными, часто недружелюбны в общении со сверстниками, отличаются отсутствием инициативы и активности в учебе и дополнительном образовании, обладают низким уровнем развития культуры речи и общения, не интересуются родной культурой и историей своего края, не проявляют школьного патриотизма. Меньше всего развиты у всех учащихся такие качества, как терпимость, позитивное отношение к своей национальности, забота о младших. Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств в экспериментальной группе представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств в экспериментальной группе

Уровень

Количество детей

%

Высокий

5

20

Средний

13

52

Низкий

7

28

Рис. 2.1. Уровень развития духовно-нравственных качеств в экспериментальной группе

По результатам изучения уровня сформированности духовно - нравственных качеств по методике Н. С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» в контрольной группе были получены данные:

Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 5 учащихся. Средний уровень продемонстрировали 14 учащихся. Низкий уровень выявлен у 6 учащихся.

Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств в контрольной группе представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств в контрольной группе.

Уровень

Количество детей

%

Высокий

5

20

Средний

14

56

Низкий

6

24

Рис. 2.2. Уровень развития духовно-нравственных качеств в контрольной группе

На рисунке видно, что уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников экспериментальной и контрольной группы приблизительно одинаковый. Результаты изучения нравственной самооценки младших школьников экспериментальной группы по методике «Диагностика нравственной самооценки», разработанной лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии, Обобщенные данные уровня развития нравственной самооценки в экспериментальной группе представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Обобщенные данные уровня развития нравственной самооценки в экспериментальной группе

Уровень

Количество детей

%

Высокий

5

18

Средний

14

59

Низкий

6

23

Рис. 2.3. Уровень развития нравственной самооценки в экспериментальной группе

Таблица 2.4 - Обобщенные данные уровня развития нравственной самооценки в контрольной группе

Уровень

Количество детей

%

Высокий

5

17

Средний

14

60

Низкий

6

23

Рис. 2.4. Уровень развития нравственной самооценки в контрольной группе

Полученные результаты позволяют сделать вывод о приблизительно одинаковом, преимущественно среднем, уровне сформированности духовно- нравственных качеств у детей экспериментального и контрольного классов. Проведенное экспериментальное исследование духовно-нравственных качеств младших школьников свидетельствует о недостаточной степени их развития. Необходима целенаправленная работа, направленная на преодоление разрыва между их духовно-нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также постоянное педагогическое подкрепление. Причинами недостаточного уровня развития является незначительный уровень использования возможностей духовно-нравственного воспитания на уроках, слабая разработанность методической базы.

2.2. Реализация комплекса уроков, направленных на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки

Цель формирующего эксперимента – формировать представления о духовно-нравственных качествах у учащихся экспериментальной группы посредством русской сказки. В ходе формирующего эксперимента педагогическая работа была направлена на формирование базовых духовно-нравственных качеств. Работа систематически проводилась в урочной форме. Всего было проведено 10 уроков.

На первом занятии каждой темы учащимся предлагалось под руководством педагога читать предложенную сказку, анализировать ее, выявлять сказочные образы и архетипы, выразительно читать тексты по ролям, делать рисунки к сказкам, ставить живые картинки, немые сцены, разрабатывать сценарии сказочных спектаклей и т. д., готовить выступления для одноклассников или родителей. На уроках ребятам предлагалась творческая работа посредством таких приемов, как: - предложение «войти в образ», и рассказать сказку от имени главного героя; - разыграть сказку в лицах; показать кукольный спектакль по сказке; - создать свою сказку по теме, используя известных или новых героев; - принять участие в театрализованной игре; - разгадать литературный кроссворд и т. д. Кроме того, на уроках использовались следующие приемы.

1. Предложение отгадать сюжет или персонаж сказки. Учащимся предлагается описание предмета и происходящих событий так, чтобы дети не догадались сразу, из какой это сказки, используя перечисление персонажей, задать вопрос о том, кого ещё в сказке не хватает, или сто это за сказка.

2. Прием превращения в сказку любой истории из жизни. Рассказав любую историю из жизни детей, группе учащихся предлагается осуществить превращение этой истории в волшебную сказку. Группа может быть разбита на подгруппы для сравнения получившихся сказок, с акцентом на сходство, а не различия. [11]

3. Прием сочинения сказки экспромтом, каждому участнику группы предлагается добавить по несколько фраз.

4. Игра по теме предлагаемого обсуждения. Знакомить группу учащихся со сказкой можно разными способами, главное условие - сохранить сказочную атмосферу.

5. Читать сказку до начала занятия (использование возможно не во всех случаях).

6. Сказка выразительно читается учителем, либо, что предпочтительнее, рассказывается слух, можно не рассказывать до конца, давая возможность детям попытаться догадаться, чем она закончится.

7. Сказка читается по ролям.

8. Прием инсценирования сказки. Роли распределяются учителем, им обрисовывается игровая ситуация, дети сочиняют монологи либо произносят текст, импровизируя, исполняя роль «суфлёра». Всем участникам группы дается какая-либо роль, включая неодушевлённые предметы для участия всех детей в спектакле. Стенам замка, деревьям, воротам и т. д. можно предложить играть свои роли как со словами, так и без слов.

Воспитанию чуткости и отзывчивости, желания помочь другому человеку была посвящена работа на первом уроке со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Дети увидели, к каким результатам может привести ослушание старших, плохие поступки привели героя к трагическим для него последствиям. В ходе работы над сказкой дети пришли к выводу, что отношения близких людей, таких как брат и сестра одинаковы и в радости и в горе. В народе любят трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей им непременно приходят на помощь силы добра. Воспитывая любовь и уважение к родным людям, мы предлагали детям представить себя на месте Иванушки или Аленушки, и от имени главных героев рассказать, почему они так поступил, правильно ли он сделали, описать чувства, которые они мог испытывать.

Этот прием помогал развивать эмпатию учащихся, сочувствие к близким, активизировал эмоциональную сферу детей. При работе со сказкой «Иван-Царевич и Серый Волк» детям раскрывались законы, по которым люди взаимодействуют людей друг с другом, особенности семейных и общечеловеческих взаимоотношений. Дети увидели, что положительный герой отличается силой, смелостью, храбростью и уверенностью в себе, а отрицательные герои, братья Ивана-Царевича, ленивые и лживые. Обсуждая сказку, дети приводили примеры из жизни своих семей, говоря о взаимоотношениях в семье, пришли к выводу о необходимости любить и беречь близких людей, оказывая поддержку и помощь друг другу.[12]

На третьем уроке дети продолжили работу со сказкой «Иван-Царевич и серый Волк». В начале урока была организована выставка рисунков по сказке и ребята прочитали свои сочинения об особенностях характера героев, которых они изобразили и о том, какую роль сыграли эти герои в сказке. Чтение 6 отрывков по ролям, работа над интонацией героев, особенности их речи позволили детям подготовить выбранный в классе отрывок к инсценировке, после чего была организована работа по инсценированию сказки. Переживание образов главных героев помогло детям глубже понять мотивы их поступков, особенности их характера. На четвертом уроке в процессе изучения сказки «Сивка-Бурка» дети познакомились с такими духовно-нравственными категориями как послушание, милосердие, ответственность за порученные дела, герои сказки учили детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

На четвертом уроке работа со сказкой «Царевна-лягушка» позволила подвести детей к мысли, что в народных сказках благодаря только внешним особен- ностям, качествам, признакам нельзя увидеть и составить настоящего представления о герое сказки. В сказках часто наблюдается несоответствие внешней красоты внутреннему миру героя. Чтобы близко узнать человека нужно быть внимательным. Шестой урок был посвящен работе со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», на примере которой дети осознали ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим, поняли, что зло наказано, за добрые дела, терпение Хаврошечка получает награду, потому что стала она в добре поживать, лиха не знать.

Сказка «Летучий корабль», с которой ребята работали на седьмом уроке, позволила затронуть проблему дружбы, ответственности за свои поступки, соотнесения понятий «добро» и «зло». В ходе беседы на тему «Друг. Кто он?» детям была дана возможность высказывать свою точку зрения о дружбе, 6 друзьях, дети пытались объяснить, кого они считают настоящим другом, какие отношения они видят между друзьями? В ходе диспута «правильно ли названа сказка «Летучий корабль», дети сконцентрировали внимание на понятиях дружбы, добра, зла, приводили примеры из жизни, аргументируя свою позицию. [13]

Развитие доброжелательных отношений между членами семьи, позитивного отношения к природе, стремления к взаимопомощи происходило во время организации игры «Необитаемый остров». После чтения сказки «Каша из топора», дети высказывали различные мнения о качествах характеров главных героев, закрепляли умение давать оценку поступкам героев, составлять их характеристики. Дети пришли к выводу, что солдат правильно проучил старуху, ведь он защищал отечество и нуждался только в тарелке каши, чтобы продолжить путь домой, а ей стало жалко такой малости. Таким людям не место на необитаемом острове, где можно выжить, только объединив усилия, помогая друг другу. Во время знакомства детей со сказкой «Морозко» работа была направлена на воспитание ответственности за свои поступки, трудолюбия, уважения к своему труду и труду других людей. После чтения сказки детям было предложено коллективное составить характеристики Рукоделицы и Ленивицы на листе бумаги, разделённом на две части. Каждым учеником записывается слово, характеризующее этих героинь с передачей листа от одного ученика другому. После этого дети нарисовали их с последующей защитой своих рисунков. Завершился комплекс уроков знакомством детей со сказкой «Самое дорогое». Дети пришли к выводу, что самым дорогим в жизни является здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; труд позволяет создавать все необходимое для себя и своей семьи, тогда и приходит к человеку счастье.

Таким образом, проведенные нами уроки по изучению русских народных сказок были направлены на развитие у младших школьников справедливости и милосердия, как основных духовно-нравственных качеств, любви к ближним, заботе о старших и младших, уважения к труду, целеустремленности, любви к природе, стремлении защищать ее и оберегать.

2.3. Динамика развития духовно-нравственных качеств младших школьников

После формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент, целью которого является повторное выявление уровня развития духовно-нравственных качеств младших школьников. В контрольном эксперименте были применены такие же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

По результатам изучения уровня сформированности духовно- нравственных качеств по методике Н. С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» в экспериментальной группе были получены результаты. Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 8 учащихся. Дети готовы придти на помощь, умеют быть благодарными, проявляют уважение к старшим, дружелюбны, трудолюбивы, инициативны, активны в учебе и дополнительном образовании, обладают творческой направленностью, культурой речи и общения, их поступки отличаются нравственностью и ответственностью, дети проявляют любовь к Родине, интерес к родной культуре и истории своего края, отличаются постоянным проявлением школьного патриотизма.

Средний уровень показали 15 учащихся, которые не всегда готовы придти на помощь, не всегда проявляют благодарность, менее дружелюбны, трудолюбивы, инициативны, активны в учебе и дополнительном образовании, иногда стараются избежать ответственности за свои поступки, обладают менее развитой культурой речи и общения. [14]

В целом, дети стали более терпимы к другим людям, позитивно 6 относятся к своей национальности, проявляют заботу о младших. Низкий уровень выявлен у 2 учащихся, дети часто совершают проступки, за которые не хотят нести ответственность, редко испытывают желание придти на помощь, не умеют быть благодарными, часто недружелюбны в общении со сверстниками, отличаются отсутствием инициативы и активности в учебе и дополнительном образовании, обладают низким уровнем развития культуры речи и общения, не интересуются родной культурой и историей своего края, не проявляют школьного патриотизма. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития духовно-нравственных качеств учащихся экспериментальной группы. По результатам изучения уровня сформированности духовно- нравственных качеств по методике Н. С. Маляковой «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» в контрольной группе были получены данные. Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 6 учащихся. Средний уровень выявили у 13 учащихся. Низкий уровень показали 6 учащихся.

В целом динамика развития духовно-нравственных качеств учащихся контрольной группы незначительная. Обобщенные данные уровня духовно-нравственных качеств младших школьников экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного эксперимента представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Обобщенные данные уровня сформированности духовно- нравственных качеств в экспериментальной и контрольной группе.

Уровень

Экспериментальная группа %

Контрольная группа %

Высокий

32

24

Средний

60

52

Низкий

8

24

Полученные результаты уровня развития духовно-нравственных качеств младших школьников представлены на рисунке 2.5.

Рис. 2.5. Уровень развития духовно-нравственных качеств младших школьников

На рисунке видна положительная динамика в уровне развития духовно- нравственных качеств младших школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Высокий и средний уровни развития духовно-нравственных качеств в экспериментальной группе на 8% выше, а низкий уровень стал на 16% ниже, чем в контрольной группе.

Результаты изучения нравственной самооценки младших школьников экспериментальной группы по методике «Диагностика нравственной самооценки» разработанной лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии:

Высокий уровень развития нравственной самооценки выявлен у 9 учащихся, которые стремятся быть добрыми со сверстниками и взрослыми, помочь однокласснику, попавшему в беду, быть вежливыми с окружающими, делать радость, прощать окружающим ошибки, не отвергать людей, которые не правы.

Средний уровень развития нравственной самооценки показали 14 учащихся, которые допускают возможность относиться плохо к другим, если к ним плохо относится весь коллектив, ответить грубостью на несправедливое замечание.

Низкий уровень развития нравственной самооценки выявлен у 2 учащихся, они не стремятся помогать другим, не считают неправильным 6 грубить неприятным людям, относиться неуважительно к взрослым, не видят необходимости вести себя вежливо. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития нравственной самооценки школьников экспериментальной группы.

Результаты изучения нравственной самооценки младших школьников контрольной группы по методике «Диагностика нравственной самооценки» разработанной лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНии. Высокий уровень развития нравственной самооценки выявлен у 7 учащихся. Средний уровень развития нравственной самооценки показали 13 учащихся. Низкий уровень развития нравственной самооценки выявлен у 5 учащихся. Динамику развития нравственной самооценки учащихся контрольной группы следует назвать очень слабой. Обобщенные данные уровня развития нравственной самооценки школьников экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного эксперимента представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Обобщенные данные уровня сформированности «Диагностика нравственной самооценки» в экспериментальной и контрольной группе.

Уровень

Экспериментальная группа %

Контрольная группа %

Высокий

36

28

Средний

56

48

Низкий

8

24

Полученные результаты уровня развития нравственной самооценки школьников представлены на рис.2.6.

Рис. 2.6. Уровень развития нравственной самооценки школьников

На рисунке видна положительная динамика в уровне развития нравственной самооценки школьников экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Высокий и средний уровни развития нравственной самооценки в экспериментальной группе на 8% выше, а низкий уровень стал на 16% ниже, чем в контрольной группе.

Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств повысился на 16%, низкий уровень стал ниже на 12%, что свидетельствует об эффективности проведенной нами психолого-педагогической работы по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников средствами русской народной сказки.

Вывод по второй главе

В опытно-экспериментальной paбoтe нами былo проведено диагностическое исследование уровня развития духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы, разработан и реализован на практике комплекс уроков по изучению русской народной сказки, выявлена положительная динамика развития духовно-нравственных качеств младших школьников, на основании чего сформулированы следующие выводы: - использование произведений устного русского народного творчества обогащает эмоциональный мир младших школьников духовно-нравственными переживаниями посредством русских народных сказок. - разработанный нами комплекс уроков способствует развитию духовно- нравственных качеств (любовь и уважение к родным и близким, к культуре своего народа, ответственность, доброжелательность, уважение, честность) у детей младшего школьного возраста; - реализация на практике разработанного нами комплекса уроков по изучению русской народной сказки оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств учащихся. [15]

Так, данные, полученные после проведения контрольных диагностических исследований по окончании экспериментальной работы в экспериментальной группе, показали, что высокий уровень развития духовно-нравственных качеств повысился на 20%, низкий уровень стал ниже также на 20%, что свидетельствует об эффективности проведенной нами психолого-педагогической работы по развитию духовно- нравственных качеств младших школьников посредством русской народной сказки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ методической и научно-педагогической литературы по теме исследования показал, целью духовно-нравственного воспитания детей в начальной школе является оказание содействия формированию нравственного характера ребенка. В духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников предусмотрено освоение ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей. Процесс воспитания ребенка состоит в освоении им общественно-исторического опыта человечества, когда им осуществляется процесс предметно-практической деятельности, усваиваются социально-этические нормы и общечеловеческие гуманистические отношения в целом. Четкой фиксацией этих норм отличаются русские народные сказки, выступающие образцами, в которых в концентрированном виде представлены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, благодаря им это общество выживает и активно функционирует.[16]

В опытно-экспериментальной работе было проведено диагностическое исследование уровня развития духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы, разработан и реализован на практике комплекс уроков по изучению русской народной сказки, выявлена положительная динамика развития духовно-нравственных качеств младших школьников.

Так, данные, полученные после проведения контрольных диагностических исследований в экспериментальной группе, показали, что высокий уровень развития духовно- нравственных качеств повысился на 20%, низкий уровень стал ниже также на 20%, что свидетельствует об эффективности проведенной нами психолого- педагогической работы по развитию духовно-нравственных качеств младших школьников средствами русской народной сказки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А. Вера и Любовь. - М.: Издательский дом Ш.А.Амонашвили, 2015 – 124с.

2. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе/М.А. Андрианов - 3-е изд. Минск: ИООО «Современное слово», 2015. – 167с.

3. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей.— М.: Просвещение, 2013. — 213 с.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2014. -168 с

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — 2015. — № 17 // URL: www.vestnik.edu.ru/proect.html

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

7. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115-118.

8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - СПб.: Детство- Пресс, 2004.

9. Лобанова И.В., Ганина Т.В. Сказка как средство воспитания и развития детей школьного возраста // Культура и образование. - Май 2014.- № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik- rzi.ru/2014/05/1726

10. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

11. Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели / В. В. Николина // Воспитание. ценности и цели: Науч.-метод. сб. Н. Новгород, 2004. С. 6-15.

12. Панюшкина Н.Ю. Нравственное воспитание школьника // Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений / В.А.Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - VIII-е изд. - М.: Школьная пресса, 2008. - 566 с.

13. Попкова Т.Д. Духовно-нравственное воспитание детей. / учебно-методическое пособие/2-е издание, переработанное и дополненное/ Пермь, 2015.

14. Панкова Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.

15. Программа Истоки: Базис развития ребенка младшего школьника / Т.И. Алиева и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. М.,2003

15. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. — М.: Академия, 2011. — 144 с.

16. Скрипова Ю.Ю. Особенности применения методов поощрения в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. дисс. ... к.п.н. Пермь, 2002.

17. Смирнова Е. О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей / Е. О. Смирнова, В. В. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 1.

18. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М.: Академия, 2014.— 362 с.

19. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012

20. Урунтаева Г.А. Афонькина «Практикум по детской психологии» - М., «Просвещение», 2005.

21. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

23. Чернявская Н. Э., Коренева Е. Н., Киреев М. Н. Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 31. - Новосибирск: СибАК, 2013.

  1. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  2. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  3. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  4. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115-118.

  5. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115-118.

  6. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115-118.

  7. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  8. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  9. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  10. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  11. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  12. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  13. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  14. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  15. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с

  16. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе/М.А. Андрианов - 3-е изд. Минск: ИООО «Современное слово», 2005.