Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права (Социальные регуляторы в первобытном обществе)

Содержание:

Введение

Актуальность. В настоящий момент право является одним из наиболее важных общественных явлений. Но помимо важности, оно так же является очень сложным. В современном мире общество не может существовать без права, именно поэтому необходимо его изучение, систематизация, совершенствование. За все время изучения права было предложено огромное количество теорий его возникновения и еще больше определений данного понятия. Это обуславливается различными факторами, такими как: конкретные исторические промежутки, историко-правовая обстановка в государстве, личное мнение юристов или основателей учения и другие. Но на сегодняшний день все еще нет точного ответа на вопрос: «что же такое право?».

Объектом исследования является исторический процесс возникновения права. Предметом исследования выступает закономерность и необходимость возникновения права.

Целью курсовой работы является изучение и анализ причин происхождения и развития права, а так же рассмотрение различных теорий его возникновения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Исследовать общие закономерности возникновения и развития права как социального регулятора;
  2. Определить пути возникновения права;
  3. Изучить основные теории возникновения права.

В качестве методологической основы курсовой работы использовались следующие методы познания: анализ, синтез, аналогия, системный анализ процессов общественного развития, формально-логический метод, а также методы сравнения и обобщения.

Степень изученности темы. Право изучается не только юридическими науками, но и большинством общественных (история, философия, культурология и т.д.). Поиск единого, научного понимания права ведется тысячи лет, со времен возникновения государственности. Интенсивность развития общества и влияние иных исторических аспектов ведет к изменению представления людей о праве. Именно поэтому исчерпывающий ответ на данный вопрос, возможно, так и не будет найден.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников, включающего 17 наименований и приложения. Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, определены объект, предмет, цель, сформулированы задачи, методология, степень изученности темы, а также эмпирическая база исследования. В первой главе рассматриваются различные социальные регуляторы первобытного общества. Вторая глава посвящена причинам и путям формирования права. Третья глава рассказывает о некоторых основных теориях происхождения права. В заключении подведены общие итоги курсовой работы, изложены основные выводы.

Глава 1. Социальные регуляторы в первобытном обществе

1.1. Обычай: понятие и признаки

Право является элементом системы социального нормативного регулирования. Его зарождение началось еще в эпоху первобытного общества. Нормы, которые образуют право, признаются общеобязательными и юридическими, так как находятся в различных источниках, признаваемых государством.

Источники права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения[1].

Правовая идеология, религиозные тексты, высказывания юристов и другие источники признавались в различные исторические периоды. Но наиболее древним из них считается правовой или санкционированный обычай.

Обычай - исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения. Чаще всего формально не закреплены. Передаются из поколения в поколение.

Обычаи выражаются в различных обрядах, традициях, ритуалах, деловых обыкновениях и т.д. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки[2].

Можно выделить несколько основных черт обычая:

  • Длительность существования (закрепляет моральные, духовные ценности народа, складывающиеся в результате длительной общественной практики);
  • Постоянность соблюдения (необходимость для сохранности, чаще всего только в сознании определенного народа);
  • Локальность (у отдельных народов на небольших территориях);
  • Религиозность (религиозные обряды, ритуалы и т.д.).

Совокупность большого количества обычаев представляет собой обычное право. Обычное право – система правовых норм, основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы[3].

Для первобытного общества обычаи или так называемые нормы-обычаи были необходимы и играли главную роль в регулировании всех сфер жизни рода, племени. Они обеспечивали существование присваивающей экономики. В их число входили и брачно-семейные отношения, и религия, и мораль. Так же, в них закреплялось равенство всех членов общества, а труд разделялся лишь по половозрастному признаку. Обычаи содержались в сознании общества и не вocпринимались как прoтивoречащие личным интереcам. Авторитет старейшин, общественное мнение, табу (запрет) – все это обеспечивало добровольность выполнения, а смертные казни, изгнание из племени, пожизненное осуждение - обязательное соблюдение норм. Тот, кто нарушал общинную дисциплину, родовой порядок, мог быть изгнан из общины, «лишен мира», мог быть подвергнут «потоку и разграблению» или другому наказанию, которое и приводилось в исполнение, как правило, коллективно. Нормы обычного права не исключали и лишения жизни нарушителя членами своего рода, общины[4]. Существовали так же мононормы – определенные правила поведения, которые объединяли в себе механизмы действия моральных, религиозных и правовых норм.

В результате разложения первобытнообщинного строя в связи с «неолитической революцией» (переход от присваивающей к производящей экономике) появляется новый вид источника права – правовой обычай. Правовой обычай отличается от неправового тем, что правовому государство придало общеобязательное значение, гарантируя его соблюдение своей силой принуждения. Например, в п.1 ст. 19 Гражданского Кодекса РФ упоминается: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая»[5].

В настоящее время обычай находит достаточно широкое применение при регулировании общественных отношений в государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай играет второстепенную роль по сравнению с другими источниками права – нормативным актом и судебной практикой. Обычай понимается прежде всего как норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или оно недостаточно полно[6].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обычай является основным регулятором общественных отношений в дoгocударственном обществе, в уcловиях родового строя. Но и в дрeвних государcтвах при феoдализме он играл большую роль. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас правовые памятники, которые состояли главным образом из обычаев.

1.2. Мораль как регулятор общественных отношений

Регулятор общественных отношений – система определенных норм, регулирующих поведение людей в различных сферах общественной жизни. В настоящее время в юридической науке выделяют социальные и технические нормы. Обе группы делятся на многочисленные виды по разным основаниям. Главным отличием социальных и технических норм является предмет регулирования. Социальные регулируют отношения между людьми, поэтому мораль является одной из основных социальных норм.

Нормы морали (нравственности) – правила поведения людей, которые сложились в соответствии с моральными представлениями (о добре и зле, хорошем и плохом, чести и бесчестии и т.д.). Так же, следует различать личную (внутреннее убеждение отдельного человека о приемлемом поведении) и общественную (общепринятые правила поведения в определенном обществе) мораль.

В первобытном обществе мораль возникла в процессе его развития из-за необходимости регулирования общественных отношений внутри родовой общины, с помощью чего создавались условия выживаемости людей, зависящих, по большей части, от природных сил.

Важнейшими социальными регуляторами являются нормы права и морали, которые занимают особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции. Нормы морали и права распространяются на все институты общества, близки по содержанию, дополняют друг друга. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества, его социального и культурного прогресса. Это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества[7].

Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер. Именно поэтому «инструментом» морали, заставляющим человека придерживаться ее принципов, является совесть.

Главным образом, воздействие на регулирование общественных отношений и поведение индивида оказывают функции морали:

  • регулятивная (является главной функцией) – регулирует как отношения в обществе в целом, так и определяет поведение отдельного индивида. Определение должного поведения не является мерой принуждения, не опирается на авторитет;
  • ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, определяющих повседневное поведение;
  • познавательная – закрепление понятий добра и зла, честности, достоинства и тд., что позволяет иметь представление о принятых в обществе нормах поведения;
  • оценочно-императивная – разделение всех социальных явлений на «хорошее» и «плохое», с помощью чего эти явления и оцениваются.

Существует так же ряд других немаловажных функций (воспитательная, коммуникативная, прогностическая и тд.). В совокупности, они определяют социальную роль морали.

Право исторически возникает с целью дополнения морали, оно усиливает моральную регуляцию общества формально-определенными и заранее известными санкциями. В гражданском обществе происходит не просто дополнение, но и взаимоподдержка права и морали. Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности[8].

Мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. По природе имеющаяся у каждого человека, она закрепляет общие правила, основанные с точки зрения «добра» и «зла».

1.3. Иные социальные регуляторы общественных отношений

В процессе развития первобытного общества возникают социальные регуляторы, которые необходимы для удовлетворения нравственных потребностей общества. Одним из первых социальных регуляторов стал табу. Зная о серьезных последствиях за нарушение определенных запретов, человек задумался бы, стоит ли ему совершать данные действия. Совершение проступков одним человеком давало повод задуматься для других, ведь в столь далекое от нас время порой жестокие и не всегда справедливые наказания могли оставить человека абсолютно одного и в период присваивающей экономики и общинного строя не все «преступники» способны были выжить. Другим регулятором являлся тотем (животное или растение, являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени). Миф (представление людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях) еще один социальный регулятор того времени. Особенностью этих и других социальных норм в догосударственный период выступало то, что все они входили в саму жизнедеятельность людей, обеспечивали единство рода или племени, выражали главную потребность в выживании.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения[9].

В настоящее время ученые-юристы классифицируют все социальные нормы по двум основаниям: способы формирования и обеспечение социальных норм; содержание социальных норм (регулируемая сфера).

Содержание социальных норм различается по сферам общественной жизни. Такими являются, например: политические нормы (правила осуществления власти в государстве), экономические нормы (правила производства и распределения товаров), религиозные нормы, нормы культуры (регулирование творческой деятельности) и т.д.

Необходимо рассмотреть классификацию по способу формирования и обеспечения социальных норм подробнее. К ним относятся обычаи и нормы морали (нравственности), которые были рассмотрены выше. Корпоративные нормы (нормы организаций) – особые правила поведения внутри отдельной организации/объединения, которые распространяются только на ее членов.[10] Выражаются в различных уставах, положениях (см. Приложение 1).

Также различают нормы права, которые устанавливаются и обеспечиваются государством. В соотношении норм права с иными социальными нормами можно определить ряд отличий[11]:

  • по происхождению (одни создаются государством, другие возникают с течением времени в сознании людей);
  • по сфере действия (нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, которые в целом поддаются регулированию со стороны государства; нормы права общеобязательны, иные социальные - нет);
  • по способу выражения (нормы права закреплены в нормативных актах, иные социальные – в сознании человека);
  • по способу обеспечения (социальные нормы соблюдаются добровольно, под действием силы общественного мнения; за несоблюдение норм права следует государственное принуждение и санкции).

Как отметил А.А.Шепталин, даже не сам сложный и многоаспектный институт соционормативного регулирования, а лишь период его становления прошел весьма длительный путь в миллионы лет. Эти простейшие, изначально безусловно-рефлекторные, на уровне инстинкта регуляторы постепенно усложнялись до условно-рефлекторных и посредством межпоколенной трансляции трансформировались в социальные нормы – сравнительно устойчивые правила и формы личной и общественной жизни, закрепленные в коллективном сознании участников социального общежития[12].

Нормы права должны признаваться в обществе, следовательно, должны быть справедливыми и высоконравственными. В этом заключается взаимодействие с иными социальными нормами, их неотделимость друг от друга.

Ко всему вышесказанному следует сделать вывод, что в первобытном обществе зарождались основные социальные регуляторы, которые впоследствии стали ядром к возникновению права в его современном понимании. С развитием общества эти регуляторы изменили свое содержание и значение, но не изжили себя, так как моральное, нравственное и культурное воспитание в целом на сегодняшний день является основным источником регулирования общественной жизни в сознании каждого индивида.

Глава 2. Возникновение права

2.1. Предпосылки и причины появления права

Право, как и государство, возникают приблизительно в одно время, так как они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Право организует политическую власть, а государство в свою очередь устанавливает и гарантирует юридические нормы. Только благодаря праву оно может осуществлять свою деятельность в качестве общеобязательной.

Изучение процесса происхождения права имеет не только академический, но и практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития[13].

Исторически право возникает как классовое явление для выражения воли экономически господствующего класса. Даже за нарушения государственных норм к каждому сословию применялись различные наказания.

Одним из главных признаков права является его формальная определенность. Без нее право не может существовать в его современном понимании. Именно поэтому первые правовые нормы стали закрепляться в письменном виде, в отличие от обычаев и прочих регуляторов. По сравнению с обычаями право выступает более сложным, систематизированным явлением, имеющим не только запреты, но и обязанности и меры дозволенного.

Для нормального развития и функционирования общества государству необходимо было поддерживать в нем порядок, реализовывать обычаи и традиции, благодаря чему и возникает право. И. Кант верно отметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права»[14].

Выделяют ряд причин, которые послужили фактором для формирования права:[15]

  • потребность в формировании, а после и регулировании экономических отношений впоследствии неолитической революции и возникновения частной собственности, производства товаров, разделения труда и т.д.;
  • необходимость в регулировании общественных отношений в связи с обострением социальных конфликтов и разногласий;
  • потребность в организации публичной власти, которая отделена от народа и способна санкционировать и реализовать обычаи.

Формирование права является длительным процессом, возникающим на протяжении многих поколений. Изначально появлялись только некоторые элементы, отдельные правовые нормы и принципы. Со временем они укреплялись и расширялись, складываясь в единую согласованную правовую систему определенного общества. Именно поэтому распространено мнение, что право возникает одновременно с появлением государства.

2.2. Основные пути формирования права

Понятия «формирования права» и «источники права» не являются тождественными. Под формированием права понимается процесс создания источника права. В позитивном праве все пути этого процесса, так или иначе, связаны с государством. Только оно вправе санкционировать любые социальные нормы, тем самым придав им значение правовых.

Выделяют два пути формирования права: внутри определенного общества (основной) и в результате заимствования (неосновной).

Основные пути:

  • перерастание первобытных обычаев (мононорм) в правовые, санкционирование их государством. Правовые обычаи стали признаваться и охраняться государством, а их совокупность (обычное право) постепенно переросло в позитивное (писанное) право;
  • правотворчество государства, то есть издание документов, содержащих юридические нормы. Впоследствии, нормативно-правовые акты стали основным источником права;
  • создание правовых прецедентов, то есть конкретные судебные решения, впоследствии ставшие образцом для разрешения аналогичных дел.

К неосновным путям относят:

  • рецепция права (использование в качестве основы более развитого права других стран);
  • экспансия права (влияние крупных развитых стран на колонии).

Процесс появления и формирования права сопровождается влиянием множества различных факторов (экономических, политических, социальных и др.), так же географические, исторические и иные обстоятельства. Но далеко не во всех странах одинаковым путем. Например, на Востоке главную роль играет влияние традиционных и религиозных обычаев, нравственные воззрения. Именно под этим воздействием появляются Индийские Законы Ману, мусульманский Коран, Конфуцианство в Китае и т.д. Тем временем в Европе большее внимание уделяется правотворчеству и прецедентам.

На разных этапах человеческого существования право в различном виде зарождалось как минимум трижды[16]. Во-первых, с появлением на Земле человека и его сознания, в котором заложено стремление к праву, необходимость права. Во-вторых, с появлением первого государства и рождением исходящего от него позитивного права. В-третьих, с зарождением обычаев, получивших со временем и с учетом ментальности, культуры, развития отдельных обществ, статуса правовых обычаев и норм права.

В любом обществе право начинает свое формирование благодаря зарождению при определенных обстоятельствах, либо заимствованию у более развитых стран. Но, также, не исключается возможность его возникновения в определенном государстве с элементами заимствования отдельных норм в одной или нескольких сферах жизни общества. Ведь всякое право должно развиваться и совершенствоваться на основе многовекового опыта, неудачах и несовершенств других законодательств.

2.3. Классификация теорий возникновения права

Процесс появления права является результатом целенаправленной деятельности людей. Он был и будет всегда, так как общество динамично в своем развитии.

Существует ряд основных и наиболее известных теорий о происхождении права. О некоторых из них подробней написано в следующей главе.

Одними из самых первых теорий стали: теологическая, патриархальная и регулятивная. В период буржуазных революций возникают естественная, договорная, позитивная доктрины. На данном историческом этапе присутствовало большое количество общественных волнений, люди были в поиске новых идеалов, что и отразилось в правовой мысли. В период Новейшей истории человечество начинает открывать все новые грани во всех сферах жизни, изучению права начинает уделяться все больше внимания, следовательно, и самих теорий становится больше (историческая, нормативистская, марксистская, расовая, примирительная, социологическая, психологическая и т.д.) (см. Приложение 2).

При более подробном изучении этих теорий становится ясно, что начиная с возникновения и развития государства, не только правоведы, но и экономисты, историки, философы и другие ученые не могут обойти стороной вопрос: каковы же причины и истоки формирования такого сложного явления как право. В современном мире перед учеными-правоведами стоит задача разработать объективную теорию, подходящую под все параметры и удовлетворяющую всем факторам. Американский ученый-правовед Л. Фридмэн пишет, что «дать точное определение праву – достаточно сложная задача; право – слово для ежедневного употребления, часть нашего разговорного словаря. Оно имеет множество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, и неуловимых, как время»[17].

Ни одна из теорий так и не дает полной картины о вопросе возникновения права, так как не учитывает всех факторов, оказавших влияние на данный процесс. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Их, безусловно, важно учитывать при характеристике этих учений.

Множественность теорий происхождения права обуславливается такими аспектами как: национальные традиции и культура, различное мировоззрение, исторические особенности и т.д. Право само по себе представляет собой сложное явление и, учитывая его плюрализм, возможно, единого мнения и компромисса на этот счет так и не будет найдено.

3. Некоторые теории происхождения права

3.1. Историческая школа

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII – начале XIX веков, в результате спора между профессорами о принятии единого гражданского кодекса в Германии. Основоположниками этой теории стали немецкие ученые: Г.Гуго, К.Ф.Савиньи, Г.Пухта. Главной идеей данного учения стало то, что право является совокупностью правовых обычаев, а законы происходят от обычного права[18]. Оно находится в сознании людей («народный дух») и только по мере развития культуры разрабатывается юристами. Является историческим явлением, которое возникает и развивается постепенно, стихийно.

Представители считали, что право является результатом деятельности сознания только одной нации и никак не может взаимодействовать с правовыми системами других народов. Они сравнивали стихийное развитие права с развитием языка определенного народа. Это являлось главным противоречием естественно-правовой концепции. Правовой обычай ставился выше закона, поэтому не допускалось полное изменение правовой системы.

Данная школа обратила внимание на необходимость изучения эволюции права, прежде всего его начальных этапов, собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права, выступила своеобразным антиподом естественно-правовой концепции. При этом она оказалась неспособной обосновать роль фактов, исторических источников, научной периодизации, методики исторического исследования в изучении права[19].

Можно выделить следующие достоинства названной доктрины:

  • высоко ценилось значение правовых обычаев как проверенных временем и устойчивых правил поведения;
  • фундаментом выступают культурно-исторические и национальные особенности права, необходимые для правотворчества;
  • особое внимание уделяется естественности развития права.

Но, как и у всех теорий, имеющих свои достоинства, существуют недостатки, указывающие на рассмотрение права только с одной конкретной стороны, не обращая внимания на другие аспекты:

  • выступала против естественно-правовой теории, отрицала естественные права человека;
  • переоценивалась роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

До сих пор идут активные обсуждения по поводу справедливости и значимости исторической теории. Многие ученые опровергают, критикуют, пытаются найти еще больше недостатков и противоречий. Современный исследователь Т.В.Кашанина считает, что «историческая теория не может удовлетворить наше любопытство относительно происхождения права по многим моментам»[20].

Одним словом, историческая теория права дает очень много поводов для своей критики. Но, несмотря на это, ее следует признать крупным продвижением теоретико-правовой мысли вперед в изучении вопросов происхождения права[21].

Нельзя переоценить значение исторической школы. Практика юристов перестала основываться только на естественном праве, многие стали придерживаться исторических взглядов. Благодаря этому стало активно изучаться «старое» право, а правоведение выделилось в отдельную науку.

3.2. Психологическая теория

В отличие от исторической школы психологическая теория возникает в XX веке. Наиболее известными представителями стали: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер. Исходя из названия, несложно догадаться, что ее суть заключается в объяснении происхождения правовой системы как особых психологических потребностей людей. Главным источником права являются эмоции человека.

Идея данной доктрины заключается в том, что сознание человека определяет дальнейшее развитие всего общества, в частности права и государства. Государство является следствием психологических закономерностей развития индивида. Как позитивист Л. И. Петражицкий начинает строить свою концепцию с психики индивида, поскольку нравственность и право непосредственно запечатлены не в текстах юридических догм, а в психических состояниях субъекта - прямом источнике всех поступков человека[22].

В своих работах Петражицкий выделял два вида права – позитивное (исходящее от государства) и интуитивное (личное). Они не всегда связаны между собой. Интуитивное право является регулятором поведения людей на интуитивном, подсознательном уровне. Оно и выступает истинным, так как побуждает человека выполнять какие-либо самостоятельные действия.

Также, автором определяются две функции права: распределительная и организационная. Распределительная функция выражается в наделении людей материальными и идеальными благами (свобода слова, равенство, неприкосновенность и т.д.), а организационная наделяет субъектов права властными полномочиями.

Кроме того, Л. И. Петражицкий называет достоинства психологической теории права:

  • уделяется внимание психологическим аспектам и их роли в процессе формирования права в одном ряду с политическими, экономическими и др. Следовательно, законы не должны приниматься без учета психологии человека;
  • подчеркивается значимость правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

К отрицательным моментам следует отнести:

  • преувеличение роли психологических факторов в правовой системе;
  • отсутствие четкого разграничения по критериям «законного» и «незаконного»[23].

Данная концепция стала первой попыткой изучить роль психологии человека в формировании юридических норм и их отражении в правосознании. Благодаря ей начались более глубокие исследования в области юридической психологии.

3.3. Нормативистская теория права

Нормативистская теория права, как и психологическая, формируется в XX веке. Представителями были Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

В учениях Г. Кельзена право представляет собой некую «лестницу норм», вершиной которой является основная норма государства (Конституция). Данная норма — это определенная идея, основа, от которой исходят нормы права. Причем каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Так, из «грунд нормы» вытекают нормы конституции, затем нормы обыкновенного закона, далее следуют акты правительства, акты министерств и ведомств, индивидуальные акты[24]. Также, по его мнению, право является системой правильного поведения людей, которое формируется на основе государственной воли. Она же, в свою очередь, выражается в нормативных актах, обеспечиваемых принудительной силой.

Право не может существовать вне норм. Оно не должно изучаться во взаимодействии с экономикой, философией, религией и т.д. Свою теорию Кельзен называл «Чистым учением о праве». Большое внимание уделяется нормативности и формальной определенности, что совершенствует всю систему права.

Основные идеи Г. Кельзена можно сформулировать следующим образом:

  • право выступает системой (пирамидой) норм, вершину которой занимает «основная норма», а последующие заимствуют законность в норме большей юридической силы;
  • право должно изучаться в «чистом виде», независимо от политических, экономических и других аспектов;
  • индивидуальные акты (договоры, предписания и т.д.) находятся на низшей ступени пирамиды и также обязаны соответствовать основной норме.

Достоинствами нормативистской теории исследователи считают:

  • на первый план выходит необходимость в иерархичной системе правовых норм по их юридической силе;
  • возможность государства более широко влиять на общественное развитие благодаря установке основной нормы.

К недостаткам нормативизма относят:

  • большой интерес к формальной стороне права и игнорирование его содержательной стороны;
  • недооценка связи права с политическими, экономическими и другими аспектами общественной жизни;
  • преувеличение значимости государства в формировании эффективных юридических норм[25].

В данной доктрине право признается исключительно как нормативная система, выполняющая регулятивную функцию. В современном мире сторонники концепции развивают идею о господстве международного права над внутригосударственным и поддерживают мысль о возможности создания «мирового государства» Однако сам Кельзен категорически отрицает примат международного права над государственным.

В определенные исторические эпохи в каждом государстве складывалась своя правовая система, которая развивалась и совершенствовалась своим путем. Время, условия развития, уклад жизни и иные обстоятельства формировали различные источники права. В настоящее время существуем множество теорий происхождения права, но все они рассматривают его только с определенной, «своей» стороны. Именно поэтому не существует единой точки зрения о возникновении права.

Заключение

Право зародилось еще в первобытном обществе. Вернее, не само право в его современном понимании, а социальные регуляторы, выполняющие его роль. Население росло, общество развивалось, появлялись значительные различия между людьми, социальное неравенство, обострялись конфликты. Развитие экономических отношений требовало закрепления собственности, независимость, устойчивость экономических связей. Обычаи уже не справлялись с функциями обеспечения защиты и гарантией порядка. Все это привело к необходимости создания новых, более жестких, но справедливых регуляторов. Таким и стало право.

Необходимость создания этого социального регулятора обуславливается так же и тем, что обществу требовалось закрепление статуса личности, обеспечение свободы и гарантия личных, экономических, политических, социальных и иных прав, но возможность реализации и существования права полностью зависит от государства.

При более подробном изучении права становится ясно, что существует огромное количество учений, теорий о его происхождении. Благодаря многоаспектности этого вопроса сложно учесть все возможные факторы, которые создадут полную картину о происхождении права. Возможно, компромиссного варианта так и не будет найдено.

По сей день право занимает главное, основное место в системе социального регулирования. Оно не прекратило свое развитие, стараясь идти в ногу со временем, решая основные вопросы и задачи в обществе.

Список источников

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) [Текст] // Российская газета ─ 1994. ─ 8 декабря.

Учебная литература

  1. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права [Текст]: учебное пособие / Т. В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.
  2. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права [Текст]: углубленный курс / В. В.Лазарев, С. В. Липень. - 4-е издание. М.: Юрайт, 2013. – 634 с.
  3. Лебедев, В.А., Киреева, Е.А., Шадрин, В.М. Теория государства и права: конспект лекций [Текст]: 2-е издание, дополненное. М.: МГУ, 2005. – 288 с.
  4. Любашиц, В.Я. Теория государства и права [Текст]: Учебное пособие / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2002. – 512 с.
  5. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права [Текст]: 2-е издание / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: изд. центр «Юристъ», 2007. – 541 с.
  6. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]: учебник с учебно-методическими материалами. — 2-е изд., доп. и перераб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2009. - 640 с.
  7. Фридмэн, Л. Введение в американское право [Текст]: пер. с англ. / под ред. М. Калантаровой. — М.: Прогресс, 1992. — 286 с.

Научная литература

  1. Арзамасов, Ю. Г. Нормативистская теория права: уроки истории [Текст] / Ю. Г. Арзамасов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2016. - № 5 (112). - С. 11-17
  2. Берлявский, Л. Г., Шматова, Е. С. Историческая школа права: концепция правопонимания [Текст] /Л. Г. Берлявский, Е. С. Шматова // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2016. - № 1-2 (77-78). - С. 12-18
  3. Захарцев, С.И. Возвращаясь к дискуссии о происхождении права [Текст] / С. И. Захарцев // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2015. - № 6. - С. 279-293
  4. Калинин, А. Ю. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого с позиций современной теории права [Текст] / А. Ю. Калинин // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)». - 2007. - № 2. - С. 45-55
  5. Коновалов, А.А., Лепетикова, И.Ю., Мовчан, А.В. Основные теории происхождения государства и права [Текст] / А. А. Коновалов, И. Ю. Лепетикова, А. В. Мовчан // Ростовский научный журнал. - 2017. - № 2. - С. 220-231
  6. Купцов, В.А. От обычая до нормы права [Текст] / В. А. Купцов // Вестник Российского университета кооперации. - 2012. - № 4(10). - С.83-87
  7. Тимошенко, М. А., Шляхтурова, И.В. К вопросу о воспитательных функциях морали и права в гражданском обществе [Текст] / М. А. Тимошенко, И. В. Шляхтурова // Грани познания. - 2012. - №2 (16). - С. 18-22
  8. Шепталин, А.А. Истоки и становление института соционормативного регулирования в первобытном обществе [Текст] / А. А. Шепталин // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. - 2013. - № 2-4. - С. 197-206
  9. Социальные регуляторы первобытных обществ [Электронный ресурс] // Портал Student-Pravo.RU. — Режим доступа: http://student-pravo.ru/proishozdenie-gosudarstva-i-prava/socialnie-regulatori-pervobitnih-obsestv/ (дата обращения: 11.06.2019)

Приложения

Приложение № 1

Право в системе социальных норм

C:\Users\Алина\Desktop\курсач\Безымянный.png

Приложение № 2

Теории возникновения права

C:\Users\Алина\Desktop\курсач\Безымянный2.png

  1. Лебедев В.А., Киреева Е.А., Шадрин В.М. Теория государства и права: конспект лекций: 2-е издание, дополненное. М.: МГУ. 2005. С. 126

  2. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: углубленный курс: 4-е издание. М.: Юрайт. 2013. С.192

  3. Там же. С.273

  4. Купцов В.А. От обычая до нормы права //Вестник Российского университета кооперации. 2012. № 4(10). С.84

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Российская газета ─ 1994. ─ 8 декабря.

  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права…С.273-274

  7. Тимошенко М. А., Шляхтурова И.В. К вопросу о воспитательных функциях морали и права в гражданском обществе // Грани познания. 2012. №2 (16). С. 18

  8. Там же.

  9. Социальные регуляторы первобытных обществ. URL: http://student-pravo.ru/proishozdenie-gosudarstva-i-prava/socialnie-regulatori-pervobitnih-obsestv/ Дата обновления: 11.06.2019

  10. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2009. С. 207

  11. Там же.

  12. Шепталин А.А. Истоки и становление института соционормативного регулирования в первобытном обществе// Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2013. № 2-4. С. 205

  13. Коновалов А.А., Лепетикова И.Ю., Мовчан А.В. Основные теории происхождения государства и права// Ростовский научный журнал. 2017. № 2 .С. 222

  14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: 2-е издание. М.: Юристъ. 2007. С. 160

  15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права…С. 46

  16. Захарцев С.И. Возвращаясь к дискуссии о происхождении права // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2015. № 6. С. 290

  17. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 8

  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права…С. 155

  19. Берлявский Л. Г., Шматова Е. С. Историческая школа права: концепция правопонимания. // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2016. № 1-2 (77-78). С. 12

  20. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Учебное пособие. 2004. С. 88

  21. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. С. 271-272

  22. Калинин А. Ю. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого с позиций современной теории права // Вестник юридического факультета Коломенского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)». 2007. № 2. С. 48

  23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права…С. 158-159

  24. Арзамасов Ю. Г. Нормативистская теория права: уроки истории // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 5 (112). С. 12

  25. Мелехин А.В. Теория государства и права… С. 171