Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Андре Дерена «Старый город в Кань» (Краткий анализ творчества Андре Дерена в контексте эпохи)
Содержание:
Введение
Тема моей курсовой работы Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Андре Дерена «Старый город в Кань». Картина написана в феврале 1910 год, и ранее в московских коллекциях была известна под названием «Замок».
Объект исследования - описание репродукции картины Андре Дерена «Старый город в Кань».
Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Андре Дерена «Старый город в Кань».
Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.
Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картина Андре Дерена «Старый город в Кань». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения Андре Дерена его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ
1.1 Краткий анализ творчества Андре Дерена в контексте эпохи
Андре Дерен 10 июня 1880, - 8 сентября 1954, родился, в Шату-сюр-Сен городок расположен около Парижа. Родился Дерен в семье кондитера. Учиться он не любил, а вот по рисованию всегда ставили высшие баллы. «Отец желал дать сыну «нормальное образование», и Андре поступил в Политехническую школу в Париже. В ней он незамедлительно приступил к прогулам занятий, предпочитая обществу стремящихся сделать из него инженера преподавателей общество картин в Лувре»[ Андре Дерен https://artchive.ru/andrederain]
Гораздо интереснее Дерену было заниматься в студии Эжена Каррьера, чем изучать профессию инженера, которую ему навязал отец. После он учился у Э. Карьера (1898-99) и в Академии Жюлиана (1904) в Париже. Именно там юный художник познакомился с Матиссом, Руо и Матиссом.
Становление художника прошло под влиянием его друга Мориса де Вламинка который был на 10 лет старше и к этому времени он имел уже больше опыта. Под его руководством Андре открывал мир арт-дилеров и парижских галерей. Они оказались оба родом из Шату и поехали дальше вместе. Вскоре Андре Дерен и Морис де Вламинк сняли заброшенный ресторан в Шату и устроили в нем общую мастерскую. Морис Дени прозвал их «гениями из предместья».
Для культуры XX столетия была характерна утрата ценностных ориентиров, что легко отследить в изобразительном искусстве. Искусство модернизма считало эксперименты, основой своего творческого метода, так же оно порывало с принятыми традициями, всегда выступало с позиций открытия новых путей, и потому называлось авангардом. Во всех авангардистских течениях есть одно общее: они не дают возможности развивать в искусстве прямую изобразительность, не принимают познавательные функции искусства.
Особенности творчества художника Андре Дерена: блестящий колорист, Дерен был склонен также к экспериментам с формой, его интересовали четкие структурности композиции, его притягивала геометрия архитектурных и природных форм. Пейзажи Дерена удивляют своей эмоциональностью и декоративностью, талантливой работой с цветовыми пятнами.
Андре Дерен и кубизм.
В 1906 году, Дерен сошелся с лидером кубистов Пабло Пикассо. Художники нашли общий язык на почве увлечения Полем Сезанном, с которого и начался кубизм. Одновременно с экспериментами кубистов Андре ищет возможность показать сущность изображаемых им предметов, «первоформ» окружающего мира. В изображениях Дерена появились четкость силуэта и объем, влияние Сезанна заметнее всего в его натюрмортах, но дальнейшие эксперименты кубистов Дерену были не интересны.
Андре разочаровался в кубизме и считал этот путь тупиковым. Художник задумал возвращение к истокам.
1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей
В картине А. Дерена «Старый город в Кань» главным сюжетом был городской пейзаж. Данную картину художник изобразил в стиле Кубизм, который объединил с приемами, используемыми мастерами Средневековья и Раннего Возрождения, а именно работа с композицией, цветом, светотенью. Писал он маслом на холсте. Картина, традиционно носившая московских коллекциях название «Замок», сейчас носит название «Старый город в Кань» была выполнена художником в феврале 1910 года в городе Кань-сюр-Мер и изображает верхнюю часть старого квартала, как будто выросшего из скал. Интерес к четкой структурности композиции, выявлению геометрии архитектурных и природных форм свидетельствует об изучении Дереном системы Поля Сезанна – другого художника который часто рисовал подобные дома во Франции. Одновременно с экспериментами кубистов А.Дерен начинает показывать через картины собственное восприятие мира.
«Старый город в Кань» - характерный пример такой аналитики Дерена, однако здесь для «ощупывания» изображенных зданий он пользуется не кубистическим развеществлением натуры, а светотенью, цветом, композицией, прибегая к приемам, подсказанным ему мастерами Средневековья и Раннего Возрождения. В рамках представлений мастера о художественной традиции они оказываются равноценными и равноправными по отношению к самым последним открытиям в искусстве.
Сдержанный, но насыщенный колорит работы также намекает на своеобразный синтез искусства итальянских «примитивов», Сезанна и кубистов, в частности Пабло Пикассо, также проявлявшего в те же годы интерес к мотиву кубических объемов тесно поставленных домов. Пейзаж изображает средневековый квартал в городе Кань и исполнен около 1910 года. Дерен обращается к средневековой французской архитектуре, сочетая приверженность традициям и понимание «духа места» с новизной пластического эксперимента. Кристаллообразные формы старой архитектуры в горном ландшафте созвучны пластической геометризации форм, присущей кубизму.
Репродукция картины Андре Дерена "Старый город в Кань", которую я копирую, находится в московском музей Александра Сергеевича Пушкина. Посетив этот музей, я увидела эту репродукцию в живую, что помогло мне узнать точный цвет картины и то, как художник работал кистью.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ
2.1 Общий колорит
(рис. 2.1)
«Старый город в Кань» - характерный пример такой аналитики Дерена, однако здесь для «ощупывания» изображенных зданий он пользуется не кубистическим развеществлением натуры, а светотенью, цветом, композицией, прибегая к приемам, подсказанным ему мастерами Средневековья и Раннего Возрождения. В рамках представлений мастера о художественной традиции они оказываются равноценными и равноправными по отношению к самым последним открытиям в искусстве. Сдержанный, но насыщенный колорит работы также намекает на своеобразный синтез искусства итальянских «примитивов», Сезанна и кубистов, в частности Пабло Пикассо, также проявлявшего в те же годы интерес к мотиву кубических объемов тесно поставленных домов.
Колори́т изображения (итал. colorito от лат. color «краска, цвет») — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.
Колорит - это сочетание, взаимосвязь и тональное объединение различных цветов и оттенков, которые использует художник при создании картины. Это одно из главных средств художественной выразительности и важнейшая составляющая художественного образа.
В зависимости от используемых художником цветов, колорит может быть темным или светлым, а также теплым или холодным.
Контрастные цвета — это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый)
Основные цвета желтый, синий, красный. Цветовая гармония в живописи — это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета.
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ
Для копирования репродукции, я использовала краски «Сонет», гуашь, кисти синтетика, размер 10,8,2 и кисти щетина, размер 24 для заливки фона и размер 10,12 для прописки основных частей картины, также использовала карандаш, линейку, ластик, белую ручку. Для переноса картины с распечатки я разлиновала лист карандашом. Сетка, намеченная, для удобства копирования была, размечена квадратами 4/4. (ПРИЛ.2,Рис. 2)
При распечатке в цвете появились проблемы с размером, поскольку картинка получилась вытянутая, поэтому я распечатала репродукцию в черно-белом формате, на такой обработке грифельный карандаш был не виден, поэтому для удобства я нанесла сетку белой ручкой. Это позволило мне видеть четкие границы для копирования. В процессе работы я использовала обе распечатки. На черно-белой распечатке лучше видны контуры картины, для нанесения наброска карандашом я использовала её. При нанесении краски на работу я пользовалась цветной распечаткой и периодически сверялась с электронным изображением на телефоне.
Я разметила ячейки на ватмане, размер одной клетки равен 10/12,5. В готовые квадраты, я сделала набросок будущей картины.
Данная картина выполнена в многослойной технике нанесения краски. Контуры своей работы я наносила черной краской. Как и набросок, карандашом, контуры картины я начала делать с правой стороны, поскольку там более заполнения композиция. В процессе нанесения краски, контур стал более размытым. После нанесения контура я закрасила передний план, подобранным по тону зеленым цветом. Следующим этапом была заливка верхней части картины – небо. После чего приступила к основному – закраске центра картины, домов.
Это было нанесение краски первым слоем. Первый слой должен полностью закрыть белое пространство на листе. Второй слой наноситься поверх первого уже высохшего, и применяется такая техника нанесения как втирка. Она заключается в том, что не достающий цвет кладется поверх первого, прописываются, делали вследствие этого два слоя краски смешиваться и получается оттенок, который требовался. Во время нанесения третьего слоя прописываются тени, и добавляются чёткие нюансы.
Завершив нанесение первого слоя, я приступила ко второму. Я брала красную охру, коричневый и по необходимости черную краску и, втирая их, детализировала передний план. По правилам живописи я затемняла углы своей работы. Во время работы с верхней частью картины я использовала черный и зеленый цвет. В центр картины я добавляла множество цветов, чтобы добиться необходимого оттенка. Основной цвет это была охра темная и светлая.
Когда наносила третий слой, я прорисовала задний план, окна на здание, деревья, после чего добавила тени на здания.
Вывод по главе 3:
Рисуя и анализируя данную картину, я узнала и научилась много новому, думаю, мне помогут эти знания в будущем. Многослойная техника нанесения краски и втирка казались мне очень необычными, поскольку раньше я о них не слышала.
Заключение
В заключение могу сказать, что анализ картины … 1 страница
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
- Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Дополнительная литература
- Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
- Изобразительное искусство XX века. Основные направления- [Электронный ресурс]. – URL https://studfiles.net/preview/5584831/page:48/
- Государственный музей Пушкина Андре Дерен в Москве [Электронный ресурс]. – URL:https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/2001_3000/zh_3279/index.php Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL:http://www.newestmuseum.ru/data/authors/d/deren_a/old_quarter_in_cagnes.php Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL https://www.pushkinmuseum.art/data/fonds/europe_and_america/j/2001_3000/zh_3279/index.php Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL https://yandex.ru/q/question/art/chto_takoe_kolorit_v_zhivopisi_02a90e12/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#794e0b7f-df00-4cbb-84ae-4338f6788c4b Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL https://studfiles.net/preview/5584831/page:48/ Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL http://www.newestmuseum.ru/data/authors/d/deren_a/old_quarter_in_cagnes.php Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL https://technical_translator_dictionary.academic.ru/266626/%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Дата обращения 20.11.2019
- [Электронный ресурс]. – URL https://technical_translator_dictionary.academic.ru/266626/%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Дата обращения 20.11.2019
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Копия картины «Старый город в Кань»
Приложение 2.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис. 9
Рис.10
Приложение 3.
Репродукция картины
Приложение 4.
Список используемых терминов
Аддитивные смеси - смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.
Ахроматические цвета - цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).
Выступающие (отступающие) цвета - цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.
Вычитание цветов - процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.
Дополнительные цвета - два цвета, дающие третий - ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.
Интенсивность цвета - качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.
Колориметрия - наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).
Контраст цветов - изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).
Контрастные цвета - цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).
Локальный цвет - основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.
Насыщенность цвета - степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.
Независимые (бесфактурные) цвета - цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.
Неизбирательное поглощение - поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.
Объемные цвета, пространственные цвета - цвета, воспринимаемые в трех измерениях.
Основные свойства цветов - светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).
Основные цвета (цвета первого порядка) - три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.
Оттенок - градация цветового тона в пределах одного цвета.
Поверхностные цвета - цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.
Полутень - промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.
Пространственное смешение цветов - один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.
Светлота (англ. Brightness) - качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.
Светлотные (яркостные) отношения - относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).
Светотень - распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.
Теплые цвета - цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.
Тон (в терминологии художников) - термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.
Тональность - подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.
Трансформация цветов - нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.
Фактура - видимое строение (структура) поверхности.
Холодные цвета - цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.
Хроматические цвета - цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).
Цветовой круг (спектр) - расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.
Цветовой тон (англ. Hue) - качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.
Цветовые отношения (отношения цветов) - относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.
Яркость - количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.
Яркостные отношения цветов - отношения цветов по светлоте.
Приложение 5.
- Основы проектирования программ. Этапы создания программного обеспечения
- Управление финансами (Основные задачи и методы управления финансами)
- Анализ методов кодирования данных (Основы теории кодирования данных)
- Возникновение права (Социальные регуляторы в первобытном обществе)
- Теории происхождения государства (ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ)
- Эффективность менеджмента организации (Определение эффективности менеджмента)
- Финансы домашних хозяйств (Социально-экономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств)
- Теории происхождения государства (Необходимость исследования проблем происхождения государства и права)
- Роль золота в современной экономике (Исследование мирового рынка золота и его влияние на экономику)
- Роль золота в современной экономике (Теоретические основы функционирования рынка золота)
- Законодательное и нормативное регулирование кредитных операций российских банков
- Выбор приоритетного варианта организации отбора кандидатов на трудоустройство