Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права

Содержание:

Введение

Теория государства и права - это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права пердставляет спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях его появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.

Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

А также надо подчеркнуть тот факт, что в действительности в разные эпохи, времена у самых разных народов были свои особенности, при которых право образовывалось по разному, другими словами у каждого народа было своё правообразование в зависимости от культуры, этнической принадлежности, исторического фактора и т.д., но также у этих групп народов, были и сходства в той или иной мере, своего рода закономерность существования или преобразования права. В экономической и даже в социальной жизненной сфере народов, или же экономически-социальная жизнь общества, в той или иной мере требует как првило в силу своей необходимости порядка во взаимоотношений и сосуществования каждого члена общества, участвующих в производстве и не только, иногда производственная сфера деятельности общества, затрагивает и личная жизнь каждого члена этого общества в отдельности, таких как распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привела к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять образ универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические обстоятельства требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Также следует отметить, что само изучение такого понятия, как право, правообразование, анализирование происхождения, сходства и различия у разных народов в разные эпохи и века происхождение права, его регрессия, саморазвитие, влияние человеческого фактора на определенные нормы права и т.д., несет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и обстоятельства его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции -- основные направления его деятельности, точнее установить его место и образ в жизни общества и политической системы.

Актуальность темы

Право всегда было на острие мировой жизни. В отечественной правовой истории наблюдается его сложная эволюция. С течением времени меняются представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале XX в. ученые юристы связывали с правовом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание его зависимости от власти. В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Цель

Выполнение этой курсовой работы состоит в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины возникновения права, его особенности и закономерности.

Задачи:

1.Раскрыть понятие «право»

2.Рассмотреть функции права

3.Проанализировать теории происхождения права

Методологическая основа работы

В основу работы положены: метод анализа и синтеза, системный и сравнительный метод, а также для рассмотрения отдельных вопросов работы герменевтический метод. Использование данных методов помогает глубже и шире подойти к изучению темы.

Теоретическая основа работы

Количество источников, рассматриваемых юридическую ответственность, представлено довольно широко. Подробнее данную тему рассматривают авторы: Лазарев, Васильев А.М., Хропанюк, Иваненко О.Ф., Братусь С.Н., Недбайло П.Е. и другие. В своих работах они старались глубже и шире подойти к изучению данной темы.

Объектом исследования данной работы пердставляет право, как явление правовой деятельности.

Предметом исследования стали теории происхождения права.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Понятие и функции права

За долгое существования истории права, с момента возникновения основополагающих исторических содержании, норм и марали основного аспекта, так и не сложилось определенное основное мнение устраивающее всех определение права, так как это не легкое и очень многосложное и многоаспектное явление. Ведь даже в русском языке, такое понятие, как «право» используется не в одном значении, у этого слова создается много положений, таких как, («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Также нужно выделить то, что в современном русском языке, на протяжении долгого времени существования исторического аспекта права, сложилось разные мнения к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его также называют нравственным).

С точки зрения аспекта нормативного содержания, то норма права пердставляет совокупностью установленных законодательством норм, которые охраняются государством . Именно в такой интонации основной акцент к трактовке норм ставят именно на нормативности права, к его формам и установкам, то есть формальной определенности и государственной поддержкой в области контроля его исполнения и соблюдения норм устанавливаемых правом. В таких аспектах, походе радует и представляет позитивном именно то, что он ориентирует на строгое следование установленных законов, в основном толкует и дает возможность к точному торкретированию тем, кто применяет право, -- ведь следование действующего законодательства пердставляет для них обязательным и регулируемым фактором.

Негативные моменты в основном, если брать за основу нормативный подход, то он заключается в том, что государство по своей сути и является основополагающим и главным источником права и, следовательно, то, что оно создает, и является устанавливающим звеном права. Вот и получается, что отсюда и идет в основном игнорирование источников права, степени свободы личности, регулирование и соответствовавшие норм права общественным интересам. Нормативный подход Нормативный подход заключается в основном в том, что он является по своей сути позитивом правовых отношений или норм права, которая отождествляет право и закон, и полагает, что правовые нормы, права и обязанности, или права личности исходят не виртуального вымысла, так сказать оно является действительность в повседневной жизни общества, в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический правовой подход в современном правовом мире, является основополагающей основой и звеном, которое трактует взаимоотношения в обществе. Сторонники и даже сказать поклонники такого социологического подхода полагают основываясь в основном на свой жизненный опыт, а так же из предпосылок истории, что право должно исходить основываясь на жизненные обстоятельства и исходить из самой жизни. При этом они различают право и закон, но считают правильным в своих наблюдениях, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства и как правило не может выступать и использоваться в чьих то интересах. Говоря иными словами, такая норма права не является какой-то абстрактной и не управляемой, она складывается и саморегулируется исходя из определенных жизненных условий.

Такой правовой подход не позволяет наблюдать точных подходов и ориентиров для правоприменителей и в основном содержит небезопасную форму развития,так как это может создать самопроизвол, "вольного" обращения с законами.

По своей сути он применим в повседневном и общественном аспекте, как норма права и правовые нормы законотворчества, законных прав и интересов, который и по своей сути должен и обязан анализировать, что реально осуществляется на практике, какие нормы применяются, а какие -- нет.

Если расматривать данный аспект с филосовской точки зрения, то он в основном полагается на такие понятия, как свобода и спроведливость. Такая правовая позиция данного аспекта палагаетсч в большей части на естественно-правовой теории, которая в основном различает и консилидирует две звени одной цепи, такие как свобода и право. При всем этом рпаво в общественной культуре, а также из предпосылок истории и по своей сути является высшим аспектом, которое складывается из таких норм, как свобода и справедливость – так сказать извечные идеалы человечества. Если нормативно правовые аспекты государства, которые устанавливаются по средством права и закона в общетве, не соответствую таким идеалам общественно марального принципа, как свобода и справедливость то они не являются правом. Отсюда по сути и различают правовые и неправовые законы.

Такой подход и должен по своей сути давать ариентир и изначальную точку зрения или даже движущую силу, для законодателя, так как если правовые нормы и принципы закона не будут основополагаться и достигать таких принцепов, как свобода и справедливость, то это будет противоречить главному принципу права и по своей сути являться теронией и самовольством законодателей. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Но все же все три этих подхода по ути имеют право, для существования или же для сосуществования, так как подчеркивают и дополняют в разных аспектах и положений норм и принципов в общественной и исторической сфере законотворчества ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму -- законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Если удить по приведённым выше признакам права их рпавовых аспектов, норма и принципов, то в полне можно утверждать, что само по себе право определяется, как система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

В основном можно выделить две главные прпаововые функции права -- регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция по своей сути в основном направлена на общественные правоотношения и взаимоотношения в обществе по принципу права и регулируется законами, правовыми нормами и общими обязательствами, которые в свою очередь контролируется и регулируются государственными органами, общественной маралью, а также формами правовых отношений и их официально закрепленных норм, а также формальной сущности права. Эта деятельность опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права -- упорядочивать общественные отношения.

Охранительная деятельность, это общеобязательный аспект правовых взаимоотношений и заключается в зашите прав и свобод, а также основополагающих принципов правовых норм государства и общества. Само право при этом, основные нормы подлежащие защите таким принципом объявляет их неприкосновенными и находящимися под основной защитой правовых норм и общества, а также государства как основной аспект регулирования данной сферой. Данная деятельность имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная деятельность состоит в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву, в некотором роде и воспитательный аспект социальной формы очень похож и своего рода подобен правовой формы воспитания, он присутствует и в частной жизни и в общественной, а также с древних времен такой аспект правовой формы существует и в религиозных теориях формирования права

Идеологическая деятельность состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Информационная деятельность позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречит интересам общества.

Истоки, причины возникновения и признаки доклассового права

Вопрос о происхождении права пердставляет спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь.

Все же такой прпавовой аспект проявления теории возникновения права и норм права, как обычаи которые возникли за долгое время путем естетвенного формирования и в силу разных аспектов жизненной ситуации и териториальной формы прибывания общества, всевозможные ретуальные действия и сами ретуалы, моральные нормы общественного сознания в повседневной жизни людей, в силу различных аспектов социальной жизни так и не могли определять права и обязанности человека в обществе

Согласно Рейснеру, «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти».

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства.

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать -- значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования -- индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил -- образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи -- правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право -- система норм, опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, так как в следствии у них была острая необходимость и даже жизненная ситцация которая принуждала их в следствии обороняться и зашишать себя и племя от других общественных формирований таких как соседние племена и остальные недоброжелатели. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» -- обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, -- истоки формирования права.

Зародыш права -- в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королей вмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь.

Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

1. Необходимость установления единого порядка.

2. Необходимость его поддержания.

3. Оформление товарно-денежных отношений.

4. Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Человек по мере необходимости и даже если можно так сказать оп своей натуре, путем духовного разбития и под влиянием социального аспекта общества на развитие каждого члена того общества достигал и преобразовывался в правовую форму, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся:

1. Право выражает волю экономически господствующего класса.

2. Право пердставляет средством навязывания этой воли всему населению.

3. Право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права.

4. Организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве.

5. Между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, оно также пердставляет выражением воли и интересов общества, получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это пердставляет одним из главных принципов характеризующих государство - наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. «Если “форма”, -- отмечал К.Маркс, -- просуществовала в течение известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон».

Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Общие закономерности возникновения и формирования права

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Источником создания возникновения права на ряду с другими теориями принято считать обычаи и как рпавило это предположение является одним из основных источников возникноыения права в древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»).

Большую образ в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Основной целью и способом формирования права является принудительная грубая сила государства, так как в ином случаи было бы попросту невозможно вытеснить такой аспект правовой формы, как правовые обычаи и самовольства некоторых личностей в обществе, они являются исторически сложившимися в силу некоторых обстоятельств и в основой своей форме не отвечают таким аспектам права, как свобода и справедливость.

В момент формирования права, оно было направлено на достижение двух целей так сказать, из за своего своенравного формирования и общего принципа права: первая и основополагающая цель такого права -- закрепление и утверждение такого принципа права, как классового (кастового, сословного) господства, когда власть образованная правовыми обычаями держались на определенной границе классового слоя населения и поддерживало их интересы и, с другой -- установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны, так как сложившиеся кастовые методы права за многие годы, обеспечивали влияние и экономическую выгоду определенным слоям населения, которые не хотели перемен и в силу своего своенравного морального принципа и убеждений и вправду считали свои порядки нравственными и поддерживающими порядок.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н. выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

К восточному относятся государства, в которых приоритетным пердставляет государственная собственность на средства производства, правовые нормы фиксируются в сборниках (Коран в мусульманских странах, законы Ману в Индии); ко второму -- страны, в которых приоритетным пердставляет частная собственность, обеспечивающая равные права собственников.

Первый путь был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) -- положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) -- сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Второй путь присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля в основном находится под контролем частников, так как это исторический сложившийся фрагмент правового наследия и влияние общества на современное право так же в той или иной мере защищает прпва частников, хоть и сложившаяся ситуация для таких аспектов структурных правовых форм является нетипичной. С долгих лет и по се день идет борьба имущих и неимущих, бедных и богатых и борьба является отнюдь не естественной, а формально правовой и в некоторых ситуациях выходит за рамки закона и правового фактора, так как само права складывается из свободы и справедливости, но достичь таких целей посредством многовековой формы правления и наследования права не может являться естественной, а наоборот, но в некоторых случаях это право унаследовано абсолютно правомерно и соблюдает такие принципы как свобода и справедливость и что бы различить и приспособить современное право нужно четко различать их границы и иметь форму правового видения. По сути те кто имеют большую часть земли и ресурсов, то есть наиболее богатые люди, как правило являются важными и имеющими большую часть правовых влияний, так как именно они занимают в государстве высокие и хорошие должности и в какой-то мере являются частью законотворчества. Афины -- классический пример такого пути возникновения права. Спарта -- это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим -- здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила -- плебс.

В основном именно в таких государствах и сложилось данное правовое неравенство, разгроничивание права и влияния в обществе и в общественных отношениях, делению земли и ресурсов, управление и наследование, а частное Римское право дожило и до сегодняшних дней.

Теории происхождения права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории.

Роль религии в возникновении права

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую образ она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов и их «помазанников» -- правителей государств (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением пердставляет учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Но и в настоящее время религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

Право, по Аристотелю, пердставляет не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели -- «благое жизни» -- и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Те кто придерживается теории патриархальной, берут свое начало из покон веков сложившегося мнения и если можно так выразиться патриархального права, считают правовую власть продолжением отцовской власти над человеком, то есть в некотором смысле это как религиозное взаимодействие права и общества, так и социальное, первобытное. Такое начало по мнению приверженцев патриархальной теории правовой власти является естественной, для человека и несет в себе саморазвитие и в какой-то степени даже легкость в восприятии права, так как человеку это присуще с детства.. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Договорная теория

С середины XVII века теологическое направление происхождения права начинает уступать первенство гуманистическим и светским теориям.

Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором -- результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V -- IV веках до н. э.

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека -- в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта -- общественного договора, который пердставляет порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше».

Сторонники естественно-правовой теории происхождения права исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.

Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно -- естественное, предшествующее обществу и государству. Второе -- позитивное право -- пердставляет порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.

Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон». Тем не менее, «закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе».

Теория насилия

Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления -- это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.

При этом насилие воспринимается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства -- победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Говорить о том, что теория насилия не существенна, или пытаться ее отвергнуть нельзя, так как данный аспект права имеет свои убждения и характер в произвольном проявлении данного аспекта права в историческом сложении данной теории, мало кому по душе данный подход и даже хотелось бы верить в то, что это всего лишь иллюзия в людских умах и в общественных отношениях и вероубеждении, но к сожалению приходится признать данный факт, факт того, что хоть и в малой форме но теория насилия имеет свои подтверждения и убеждения, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую образ в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.

Расовая теория

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей -- рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX -- первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Правоотношения в рассовой теории и равно ее содержание основывается на неравенство определенных слоем населения, общественную дискреминацию, так как у одних пос редством случайного несправделивого и несвободного правового явления дастается большая часть рпавовых качеств, такие как регулирование общественным достоянием и право присвоения путем ущемления общественных прав. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел -- слепое и беспрекословное повиновение. Пользуясь беспомощностью или даже обделением правовых форм низщих сословий нселелния, другая часть господствет, формируется и присваивает себе правовые принципы, так как человеческий фактор утверждения и формирования права принадлежит одни слоям насления, а другая часть общества принуждается к обязанностям, формируется неравенство и устанавливается правовое противоправие общественных принципов.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

Так же к примеру расовая теория пердставляет теоретической осью немецкого фашизма. В фашистской идеологии экономическая программа  так называемых 25 пунктов ставит своей целью только "генетическое улучшение германской расы и защиту ее от расового смешения", которое, по мнению национал-социалистов, неизменно  приводит к упадку "высшей расы". Действительно, национал-социалисты убеждены, что даже культура обязана своим  упадком смешению рас. В Германии и в оккупированных Германией  странах использовались все доступные  средства для практического осуществления  этой теории в форме преследования  евреев.
    В основе расовой теории лежит предположение  о существовании в природе "железного  закона", в соответствии с которым  спаривание каждого животного должно осуществляться только с представителем или представительницей своего вида. Только такие исключительные обстоятельства, как жизнь в неволе, могут привести к нарушению этого закона и  расовому смешению. В этих случаях  природа начинает мстить, используя  все возможные средства для борьбы с такими нарушениями. Месть природы  выражается в стерилизации ублюдков или ограничении рождаемости следующих поколений этих ублюдков. При каждой метизации живых существ, стоящих на различных "уровнях" развития, метис неизбежно занимает промежуточное положение между этими уровнями. Но природа стремится к созданию высших форм жизни, и поэтому метизация вступает в противоречие с основным стремлением природы. В обычной жизни людей, в общественных отношениях и в других аспектах данной сферы всё таки существет и имеет место быть теория естественного отбора, так как люди отличаются друг от друга по своей природе и человеческий фактор из покон веков брал свою значимость и влиял на существование и приобразовани правоотношений в обществе. При этом гибнут более слабые, т. е. неполноценные в расовом отношении, существа. Этот процесс соответствует "стремлению природы", ибо улучшение породы прекратилось бы, если бы слабые, которые всегда в большинстве, могли вытеснить сильных, которые всегда в меньшинстве. Поэтому для ограничения числа слабых существ природа предусматривает для них более суровые обстоятельства жизни. С другой стороны, природа исключает возможность неразборчивого размножения остальных существ, подвергая их безжалостному отбору на основе критериев энергии и здоровья.
    Далее национал-социалисты приступают к применению этого гипотетического закона природы  к народам. При этом они рассуждают примерно следующим образом. Исторический опыт показывает, что "смешение арийской крови" с кровью "низших" народов  неизбежно приводит к вырождению основателей цивилизации, понижению  уровня расы, за которым наступает  духовный и физический регресс. Таковы признаки начала "упадка". Северо-американский континент, по мнению Гитлера, будет сильным "до тех пор, пока он (немец, проживающий в Америке) не падет жертвой осквернения крови" , т. е. до тех пор, пока его кровь не смешается с кровью негроидных народов. 

 "Содействовать  развитию такого процесса - значит  грешить против воли Всевышнего  Творца". 

    Эти рассуждения, несомненно, имеют мистический  характер: природа "регулирует" и "стремится""в соответствии с разумом". Здесь мы имеем дело с логическим развитием биологической  метафизики.
    По  мнению Гитлера, человечество следует  подразделять на три расы: основатели культуры, носители культуры и разрушители  культуры. Только арийскую расу можно  считать основательницей культуры, ибо она "заложила основание и  возвела стены храма человеческих творений". Азиатские народы, например японцы21 и китайцы, лишь переняли арийскую культуру, придав ей свою форму. Поэтому они являются носителями культуры. В то же время еврейскую расу можно отнести к разрушителям культуры. Существование "низших людей" служит основным условием создания высшей культуры. Первая культура человечества опиралась на использование низших рас. В древности для пахоты в ярмо впрягали побежденных, и лишь впоследствии для этой цели стали использовать лошадь. В качестве победителя ариец подчинял своей воле покоренные народы и управлял их деятельностью в соответствии с арийскими потребностями для осуществления арийских задач. Тем не менее, по мере того как покоренные народы перенимали языки и обычаи "господ", происходило стирание ясно очерченных границ между господами и рабами, ариец утрачивал чистоту своей крови и "временное пребывание в раю". Таким образом, он утрачивал и гений своей культуры. Разумеется, мы не забыли, что Адольф Гитлер есть расцвет культуры: 

   
    "Единственной  причиной вымирания культур было  смешение крови и, как следствие,  снижение уровня развития расы. Ибо люди гибнут не в результате  проигранных войн, а в результате ослабления силы сопротивления, присущей только чистой крови".
    "Майн  кампф", стр.296
    В данном случае мы не будем подробно останавливаться на опровержении основной идеи расовой теории фашизма, поскольку  оно представляется очевидным как  с объективной, так и с методологической точки зрения. Она опирается на дарвиновскую теорию естественного  отбора, некоторые элементы которой  столь же реакционны, сколь революционно выдвинутое Дарвином доказательство происхождения видов от низших организмов. Более того, за этой идеей скрывается империалистическая цель фашистской идеологии. Ибо если арийцы - единственные основатели культуры, тогда в силу своего божественного предназначения они могут претендовать на мировое господство. Действительно, одно из основных притязаний Гитлера состоит в необходимости расширения границ Германской империи, особенно в "восточном направлении", т. е. за счет территории Советской России. Таким образом, как нетрудно убедиться, прославление империалистической войны вполне вписывается в рамки фашистской идеологии.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в некоторых странах и в настоящее время.

Историческая теория права

В конце XVIII -- начале XIХ века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а пердставляет закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

Во второй половине XIX века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством -- это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом -- в Германии, Г.Ф. Шершеневич -- в России, Д. Остин -- в Англии). Главный тезис юридического позитивизма -- признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская юриспруденция в начале 20 века нашла свое продолжение в современном нормативизме, «чистой теории права» Г. Кельзена. Он видел все право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма», а в самом низу -- индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. «Основная норма» не нуждается в объяснении -- она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

Классовые теории возникновения права

Во второй половине XIX века сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую образ она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях , устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления».

С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай ). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Большую образ в формировании права сыграли судебные органы . Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право , т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

Также с образованием и вместе с тем с развитием такого аспекта социальной жизни общества, как письмо, письменность, когда человек начинает закреплять и утверждать такое явление, как слово, или же волеизъявление в письменной форме, появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны .

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.

Иные теории права

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая школа права, созданная в начале XIX века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, -- переживание своего долга перед другими («императивность») и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других («атрибутивность»).

В современной российской теории права получил развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» -- В.С. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция -- Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права, то есть право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью, и молодому капитализму XVII--XIX вв., и тоталитарным режимам XX века.

Но в глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов и их "помазанников" - правителей государств. (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением пердставляет учение средневекового теолога Фомы Аквинского.

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от ничего.

На вершине - вечный закон. Это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено, план находится в голове творца, но он проявляет во вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. Ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Но чтобы личность мог следовать божественному определению, он был наделен способностью постигать отдельные части вечного закона, распознавать, что ему соответствует, а что противоречит. Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения.

На этой основе личность вырабатывает определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон . Он порожден разумом людей подобно тому, как вечный закон заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев (не делай то, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Воспитывай детей. Заключение брака. Право на продолжение рода.)

Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей (созданий, по природе несовершенных) избегать зла и достигать благодетелей. В отличии от закона естественного, человеческий закон – это императива, т.е. предписание с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона в разных странах могут быть несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми и образует “право народов”. Специфическое в них интегрируется в “право граждан” каждого отдельного государства. Эти рассуждения во многом заимствованы у римских юристов.

Существует еще и божественный закон . Он обозначает собой часть вечного закона , который передается с помощью Откровений. Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых.

Три вида законов - божественный, естественный, человеческий - должны ввести человека в круг действия вечного закона . Из них наиболее несовершенен человеческий закон. Фома предлагает подвергать его проверке с точки зрения соответствия естественному и божественному законам. Критерием служит религиозное сознание, нравственный долг. На основе этого он делает вывод, что закону, несоответствующиму естественным установлениям можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона пердставляет признаком тирании. Однако ради общего спокойствия он не запрещает их следование. Фома гораздо категоричнее в отношении позитивного права, противоречащего божественному закону. Такие нормы не должны соблюдаться. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобряет неповиновение тиранам вплоть до восстания, если тиран заставляет совершать акты противоречащие вере, но любое выступление против законной власти он считает смертным грехом.

В отличие от Августина Блаженного, говорившего, что государство это наказание за первородный грех, Фома Аквинский говорит, что личность по своей природе есть “животное общественное и политическое”. В людях изначально заложены стремление объединяться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку не может удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникают политические общности (государства). То есть Фома Аквинский утверждает, что государство - это природная необходимость человека жить в обществе, и тем самым выступает продолжателем Аристотеля

Воплощение идеалов свободы и справедливости -- цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин -- свое поведение.

Тем не менее, общепризнанными считаются такие признаки права, как нормативность, формальная определенность, общеобязательность.

Общим также пердставляет то, что право опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция -- авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как средство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о праве, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очередь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в праве присутствует, но имеет второстепенное значение, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

Заключение

Где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную недифференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману, в котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации норм права обусловливается нарождением в общественной среде нового явления -- суда от имени власти.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны -- закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой -- установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:

1. Санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений.

2. Юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

3. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Сначала власть стремится укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а, следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть.

Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п.; началось формирование зачатков международного права.

Также в нашей работе представлены теории происхождения права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, расовая, историческая , классовая и иные теории права.

Авторы теологической теории считают, что право возникло по божественному провидению. Представители патриархальной теории считали, что право пердставляет не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Договорная теория объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Представители теории насилия считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Произошло деление людей на высшую и низшую расы. Первые являются создателями цивилизации и призванные господствовать в обществе и государстве. Вторые, слепое и бесприкословное повиновение. С помощью права высшие расы должны господствовать над низшими. Сторонники исторической теории права отрицали существование естественного права. Согласно исторической школе права всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание. В классовой теории право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов.

Литература

1.Алексеев С.С. Государство и право: М.: Бек, 2001.

2.Венгеров А.Б. Происхождение права. Общая теория: Курс лекций // Под ред. В.К. Бабаева. -- Н. Новгород, 2003. 3.Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. -- М., 1995

4.Галанза П.Н. Основные этапы в развитии первобытнообщинного строя и возникновение государства и права. -- М., МГУ, 1993.

5.Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права // Эл. публикакция Allpravo.RU. -- 2004.

6.Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. -- М., 2001.

7.Кистяковский Л. Откуда приходит право // Новое время, 1994, № 25.

8.Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. -- М., 1997.

9.Лазарев В. В. Основы российского права. -- М.: Проспект, 2001.

10.Манов Г.Н. Теория права и государства. -- М.,1995.

11.Маркс К. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Соч. Т. 4. Изд. политической литературы, М.: 1979

12.Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1999.

13.Пиголкин А.С. Общая теория права. -- М., 1996.

14.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. -- М., 1986г.