Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Создание комплекта мебели для гостиной в скандинавском стиле

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дизайн мебели – область дизайна, занимающаяся проектированием объектов мебели. Он является неотъемлемой частью современного мира, ведь мебель окружает нас повсеместно, дома, на улице, на работе, отчего появляется необходимость изучить глубже вопросы удобства мебели, её безопасности и эстетичности. При разработке мебели важно учитывать эргономику, изучающую физические и психические особенности человека, о чем и пойдёт речь в проекте.

Актуальность темы исследования заключается в создании безопасной, эргономичной, легко очищаемой, удобной мебели в гостиную для всей семьи, включая маленьких детей. Эргономика является неотъемлемым аспектом при создании мебели, ведь, в первую очередь, мебель должна быть удобной для использования человеком, не вредить ему. Стоит также отметить, что необходимость в замене или покупке новой мебели будет существовать всегда, а создание комплектов является выгодным предложением, как для покупателя, так и для продавца.

Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы курсового проекта «Создание комплекта мебели для гостиной в скандинавском стиле».

Степень разработанности проблемы: большой вклад в исследование проблемы эргономики внёс Панеро Дж. [4][1]. Также в проекте необходимо рассмотреть технологии и понятия, связанные с мебелью, большой объём знаний по теме содержатся в книге П.Д. Бобикова [3][2]. На эти книги и опирался автор курсового проекта. Их работы содержат фундаментальные основы эргономики для различных предметов мебели и их технологические особенности.

Объект исследования: эргономика мебели.

Предмет исследования: художественно-конструкторское проектирование комплекта мебели для гостиной.

Цель курсового проекта: разработать комплект мебели для гостиной в скандинавском стиле, содержащий диван, кресло и журнальный столик, с учётом требований ГОСТ и эргономики.

Задачи курсового проекта:

1. изучить виды мебели;

2. изучить требования эргономики и ГОСТ, предъявляемые к мебели;

3. изучить скандинавский стиль и его тенденции;

4. раскрыть психологический портрет потребителя;

5. провести анализ конкурентов;

6. выявить, исходя из цели проекта, возможные материалы;

7. разработать эскизный ряд объекта дизайна;

8. уточнить технические рисунки и выкройки;

9. сформулировать технологические аспекты изготовления объекта дизайна;

10. рассчитать себестоимость проекта;

11. изготовить макет объекта дизайна.

Методы исследования:

В методе аналогии был проведён анализ материалов методом сходства, сделаны выводы о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта, рассмотрены аналоги корпусной мебели; в методе сравнения было произведено сопоставление технико-эксплуатационных характеристик товаров-конкурентов; исторический метод исследования был использован при анализе исторического становления скандинавского стиля; также в проекте задействован математический метод исследования – при составлении экономической составляющей проекта.

Проект состоит из трёх глав: в главе 1 рассматриваются виды мебели, требования, тенденции стиля; в главе 2, исходя из этапов проектирования, формулируется концепция объекта дизайна, материалы, колористика, создаются эскизы, технические рисунки, макет. В главе 3 необходимо обосновать экономическую целесообразность проекта и технологии производства мебели.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

1.1. Классификация мебели, её виды и основные понятия

В ГОСТ 20400-80 [1][3] (продукция мебельного производства) обозначены основные понятия мебели, такие как: Гарнитур мебели – группа мебельных изделий, объединенных художественно-стилистическим и конструктивным признаками, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны помещения, а также Набор мебели – группа мебельных изделий с широкой вариантностью по составу, объединенных между собой архитектурно-художественной (стилистической) задачей, предназначенных для обстановки различных функциональных зон помещения.

Помимо вышесказанного, мебель имеет классификацию по эксплуатационному назначению, функциональному назначению, по конструктивным признакам, по технологии изготовления и материалам. Основными большими эксплуатационными группами являются мебель для общественных помещений и бытовая, как, например, мебель для кухни, спальни, гостиной, санузла и др. По функциональному назначению существует множество разделений, среди них: хранение, сидение, функции обеденного или рабочего стола, кровати, формирование зоны отдыха и т.д. Более подробно стоит остановиться на конструктивных признаках мебели. Согласно ГОСТ, существуют: секционная мебель (рис.1.1, а) – мебель, состоящая из нескольких мебельных секций, установленных одна на другую или рядом друг с другом; универсально-сборная мебель (рис. 1.1, б) – корпусная мебель из унифицированных деталей, позволяющих осуществлять многовариантную сборку изделий из одного комплекта деталей; разборная мебель, конструкция которой позволяет неоднократно осуществить монтаж и разборку; мебельные секции – конструктивно законченное мебельное изделие, предназначенное для использования как самостоятельное или как составная часть блокируемых изделий; неразборная мебель – изделия с неразъемными соединениями; встроенная мебель – изделия, у которых отсутствуют стены, боковины, крыша, дно или всё перечисленного (обязательны только секционные перегородки, полки и фронтальная сторона); трансформируемая мебель – мебель, конструкция которой позволяет путем перемещения деталей (элементов), менять ее функциональное назначение и (или) размеры; складная мебель – мебель для периодического пользования со складным каркасом, конструкция которой предусматривает ее хранение в сложенном виде. Помимо указаного выше, Бобиков П.Д. рассматривает также несколько другие формулировки, применяемые к мебели[2][4]стеллажная мебель (рис. 1.1, в), состоящая из плоскостных и полностью собранных секцй, укреплённых на несущих стойках корпусная мебель, основой которой является корпус (полезный объём которого служит для хранения); брусковая, в конструкции которой преобладают различные по форме и размерам бруски.

C:\Users\710g\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\000003.jpgРис. 1.1. Виды конструкции изделий

По технологии изготовления различают: гнутую мебель – мебель, в конструкции которой преобладают детали из массивной древесины, изготовленные методом гнутья; гнутоклееная мебель – мебель, в конструкции которой преобладают детали, изготовленные методом гнутья с одновременным склеиванием; плетеная – мебель, в конструкции которой преобладают детали, изготовленные методом плетения; мебель из древесины – мебель, в конструкции которой преобладают детали из древесины и (или) древесных материалов; мебель из пластмасс – мебель, в конструкции которой преобладают детали из пластмасс; мебель из металла – мебель, в конструкции которой преобладают детали из металла.

Также стоит отметить, что при выпуске мебель разделяется на три типа: экспериментальная мебель, изготовленная для демонстрации на общественных мероприятиях с целью выявления спроса, иногда их сдают в опытную для определения удобства и прочности; серийная мебель, выпускаемая партиями по результатам изготовления и испытания экспериментальных образцов; массовая мебель выпускается в большом количестве непрерывно и в течении длительного времени без изменения конструкции, по окончательно отработанным и проверенным при изготовлении серий чертежам.

Исходя из вышеописанного были сформулированы конкретные понятия, которые в дальнейшем будут применены при разработке концепции курсового проекта и его технологической составляющей при производстве.

1.2. Эргономика, стандарты, предъявляемые к мебели

Эргономика – очень обширная область исследования, объединяющая в себе и дизайн интерьера, и антропометрию, и психологию человека при взаимодействии его с окружающей средой, и многое другое.

История эргономики уходит на много веков назад. В единственном дошедшем до нас трактате по античной архитектуре, Витрувий, живший в Риме в I веке до н.э., писал о пропорциях человека соотнося их друг с другом. Например, голова от подбородка до темени равна одной восьмой роста, длина разведённых рук равна всему росту, таким образом, человеческое тело можно вписать в квадрат. Части тела послужили архитекторам тех времен единицами измерения, например, «Дюйм» составляет 2,54 см, что является шириной большого пальца.

Важным принципом в истории эргономики и пропорций стало «Золотое сечение», выведенное Евклидом за 300 лет до н.э. Согласно Евклиду, это такое деление целого на две части, при котором «отношение целого к большей части – то же, что и отношение большей части к меньшей части». При том, для соотношения сторон требуется не менее трёх величин. Пропорция золотого сечения тоже пошла от человеческого тела. Считается, что расстояние от пупка до пола, в соотношении с ростом человека, равняется 1.618.

C:\Users\710g\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\vitruvianskiy-chelovek+.jpg

Рис. 1.2. «Идеальный человек» Витрувия, Леонардо да Винчи

Эргономика стала неотъемлемым аспектом в промышленной эре, при проектировании оружия, машин, мебели и др. «в промышленных масштабах». При обнаружении недочётов, допущенных на этапе планирования и испытания, вся серия, поставленная на производство, становилась неудачной. Такие серии могли быть непрочными, неудобными или даже опасными для здоровья человека, что является недопустимым в сфере дизайна и архитектуры. Эргономика держится на постулате «всё проектируется для людей», поэтому появляется необходимость изучать физиологические, психологические и антропометрические аспекты.

Серьёзной ошибкой является использование понятия «Среднестатистический человек». Дизайн должен задумываться так, чтобы он удовлетворял требования как можно большей части людей. Джулиус Панеро в своих исследованиях выделяет понятие «проценти́ля» [3][5]. Процентиль среднестатистического человека равен 50, в то время как дизайнеру следует рассматривать как 5-й, так и 95-й процентиль. В зависимости от ситуации следует опираться на разные диапазоны, например, при проектировании высоких полок или ящиков используется рост человека с 5 процентилем (то есть низкого), ведь если дизайн устроит пользователей с низкими показателями досягаемости, он, без сомнения, подойдёт и тем, у кого досягаемость больше. Обратная ситуация обстоит с креслами, стульями и др., в которых за основу берётся 95-й процентиль, что позволит комфортно использовать стулья и людям с большими габаритами, и с маленькими. Руководствуясь этой логикой и целью проекта, можно также сделать вывод, что комплекты мебели для семей правильно проектировать исходя из габаритов взрослых, нежели детей.

В рамках объекта и предмета исследования курсового проекта стоит выделить более конкретные понятия, связанные непосредственно с дизайном мебели/промышленным дизайном. Так как целью проекта было выбрано художественное конструирование комплекта, состоящего из дивана, кресла и журнального столика, при рассмотрении параметров мебели акцент будет сделан именно на них.

При исследовании диванов существует множество параметров, которые стоит принять во внимание – ширина дивана, высота ножек, высота сиденья, ширина секций (если они присутствуют), ширина и высота подлокотников и др. Все эти параметры необходимо рассмотреть, потому что процесс сидения не так прост и статичен, как может показаться.

При сидении, почти 75% веса приходится на 26 см2 седалищных бугров[3][6], что вызывает сильное напряжение в ягодицах. Подобное давление вызывает дискомфорт и усталость, заставляя сидящего менять положение. Из чего следует вывод, что, проектируя, дизайнеру нужно стремиться к равномерному распределению веса тела.

Рис. 1.3. Седалищные бугры в разрезе

Стоит также отметить важность ног и ступней в процессе сидения, ведь седалищные бугры являются неустойчивыми. Они не могут обеспечить необходимое равновесие, из-за чего, опираясь на ноги, центр тяжести смещается на 1 дюйм вперёд пупка.

Одно из важнейших измерений в дизайне сидений – высота над полом. Если сидение слишком высокое, посредством сжатия нижней части бёдер, затрудняется кровообращение и теряется устойчивость. Слишком низкое сидение заставляет пользователя вытягивать ноги вперёд, что также уменьшает устойчивость. В результате общего наклона тела вперёд спина остаётся без опоры. В общем и целом, высокому человеку гораздо удобнее на низком сиденье, чем невысокому на высоком. Подколенная ямка, с точки зрения антропометрии, и должна быть тем табличным измерением, что определяет высоту сиденья. Причём надо принимать во внимание низкие показатели – 5-й процентиль. Высота сиденья, которая подойдёт пользователям с малой высотой подколенной ямки, устроит и тех, у кого эта высота больше. В случае мебели для отдыха, передний край сидения должен быть закруглён, чтобы не давить, а поверхность сидения должна быть наклонена назад. При это важно помнить, что при большом угле наклона может быть трудно вставать с дивана.

Другое базовое измерение – это глубина сиденья. Если она слишком большая, край сиденья давит на область за коленями, затрудняя циркуляцию крови в ногах и ступнях, что имеет большие риски. Чтобы избежать дискомфорта, сидящий передвигает тело вперёд, но тогда спина остаётся без опоры, что отзывает усталостью, дискомфортом и болью в спине. Для расчёта глубины используется расстояние от ягодицы до подколенной ямки в положении сидя.

Спинка сиденья рассчитывается посредством замеров поясничного отдела позвоночника, ведь основная её функция – обеспечивать поддержку поясницы. При это комфортно должно быть и выступающей части ягодиц. Высота спинки также зависит от назначения сиденья.

Подлокотники выполняют несколько функции – принимают на себя вес рук и помогают садиться и вставать с сиденья. Высота подлокотника должна соответствовать расстоянию от поверхности сиденья до согнутого локтя в положении сидя. Поскольку не установлено соответствие между горизонтальными и вертикальными измерениями, рекомендуется устанавливать подлокотники на высоте, подходящей пользователям с большей выстой локтя. Если подлокотники слишком высокие, сидящий напрягает и приподнимает туловище и плечи, что приводит к дискомфорту. Обычно подлокотники мебели для отдыха обиты тканью и расположены горизонтально или под тем же углом, что и поверхность сидения.

Мягкая набивка сиденья служит для распределения давления тела на поверхность. Тем не менее, слишком мягкая набивка может создать условия, в которых тело лишается опоры, таким образом вызывая перенапряжение в мышцах. Жёсткие сиденья непригодны для длительного сидения.

По расчётам, общая длина дивана для 3х человек 95-го процентиля должна быть свыше 210см, одна секция сиденья – свыше 65см.

Также существует понятие плоскости сидения – угол образуемый между бёдрами и туловищем должен быть не менее 105 градусов, меньшие углы могут причинять дискомфорт [3][7].

Для оптимальной устойчивости ножки дивана должны быть массивными, правильно расположенными, способными распределить вес, хорошими размерами является ширина и длина ножек от 8 до 10 сантиметров.

Рис. 1.4. Мягкое кресло\диван по эргономике и по ГОСТ 13025.2-85

Норм ГОСТ относительно габаритов журнального столика нет, они касаются только устойчивости к нагрузке. Как правило, высота журнального столика варьируется от 30 до 50 сантиметров. Журнальный столик должен быть на достаточном удалении от дивана, чтобы было место для прохода, но и таким образом, чтобы сидящий смог достать до него, не вставая с места. Обычно это расстояние составляет 40-45см. Ширина и длина столика выбирается разнится от полуметра до метра. В таблице 1 приведены антропометрические измерения.

Таблица 1

Ключевые антропометрические измерения для дизайна сидений

измерение

мужчины

женщины

процентиль

процентиль

5

95

5

95

высота подколенной ямки

39.4

49.0

35.6

44.5

расстояние от ягодицы до подколенной ямки

43.9

54.9

43.2

53.3

высота согнутого локтя над сиденьем

18.8

29.5

18.0

27.9

высота плеч

53.3

63.5

45.7

63.5

рост сидя в естественном положении

80.3

93.0

75.2

88.1

расстояние между локтями

34.8

50.5

31.2

49.0

ширина бёдер

31.0

40.3

31.2

43.4

ширина плеч

43.2

48.3

33.0

48.3

высота поясницы

см. примечание

Примечание. Все измерения даны в см. Данных о высоте поясницы найти не удалось, по результатам различных исследований [3][8], она составляет от 20.3см до 30.5см или от 22.9см до 25.4см.

В ГОСТ 13025.2-85 выделяют функциональные размеры бытовой мебели для сидения и лежания. Глубина дивана\кресла для отдела составляет 450-600мм, допускает превышение значения при наличии дополнительных подушек. Ширина одного посадочного места дивана – не менее 500мм. Ширина сиденья кресла в наиболее широкой части – 480мм, расстояния между подлокотниками или боковинами кресел – не менее 480мм (размер определяется на расстоянии 300мм от спинки). Глубину сиденья измеряют от передней кромки сиденья до линии пересечения его со спинкой или с вертикалью, проходящей через точку перегиба спинки. Высота подлокотников измеряется от середины глубины сиденья. Плоскость сидения варьируется от 90 до 120 градусов [2][9].

1.3. Становление скандинавского стиля, его тенденции

История скандинавского интерьерного стиля началась более трехсот лет назад, в XVIII столетии, в период правления шведского короля Густава III. Будущий король Густав III до своего вступления на престол некоторое время путешествовал по Европе и жил при дворе Людовика XVI и Марии-Антуанетты. На родину он вернулся с намерением превратить Стокгольм в северный Париж. Во французских дворцах в это время на смену витиеватому и жеманному рококо приходит ясный и гармоничный неоклассический стиль. Ножки у мебели становятся прямыми, суженными книзу, спинки у кресел — круглыми или овальными, позолота теперь сочетается со светлыми красками: белой, бледно-зеленой и бледно-голубой, в моде обои в полоску или под мрамор, античные мотивы и пасторальные cцены. Король решает оформить свой дворец в Стокгольме и загородные резиденции Дроттнингхольм и Грипсхольм на французский манер. Но интерьеры шведского короля еще белее, еще воздушнее и одновременно строже в плане форм и линий. Это объясняют и окружением, и менталитетом. Небогатые подданные короля позолоту заменяют краской — белой и голубой, дорогие обои — крашеными деревянными панелями, тонкие инкрустации — росписью, подчас наивной, экзотические породы дерева — шведской сосной, которую опять же красят. Ткани используют свои, местные, ковры тоже собственной работы. Парадный парижский стиль становится милым, уютным и немного наивным, поскольку его воспроизводят местные умельцы.

«Густавианский стиль» оставался популярным практически до начала XX века. Свойственная тем временам резная мебель с изогнутыми ножками по сей день является классикой. Хотя современность диктует свои законы, и интерьерная мода за триста лет претерпела значительные изменения. Тем не менее, архитектура и интерьеры этого направления формировали и формируют до сих пор исключительно комфортную среду обитания. Международная выставка, проходившая в 1930 году в Стокгольме, выявила в дизайне черты классического функционализма. Его основная задача - единство и гармоничное сочетание эстетических и потребительских свойств.

Рис. 1.4. Гостиная в скандинавском стиле

Скандинавский стиль объединяет в себе выразительность неровной, шершавой поверхности, облицованной гранитом или другими камнями, разнообразие и пластическое богатство разнофактурных сочетаний естественных и искусственных, традиционных и новых материалов. Обычный скандинавский дом сегодня выглядит просто и со вкусом. Жителям Севера не свойственно стремление к роскоши и богатству. Зато долгие темные зимы, длящиеся порой больше полугода, практически заставляют скандинавов строить теплые и светлые дома. Поэтому неудивительно, что белый – основной цвет для каждой комнаты. Многочисленные стеклянные и хрустальные вещи тоже окажутся как нельзя кстати. Скандинавский стиль невозможен без больших окон, на которых зачастую совсем отсутствуют шторы и лишь изредка вешается полупрозрачный тюль или белая хлопковая ткань. Холод северной природы в «Скандинавского стиля» компенсируется большим количеством разнопланового текстиля, от шерсти крупной вязки до ярких половичков и салфеток. Все эти подушки и пуфики, шкура на полу и покрывало на кровати создают ощущение теплоты и уюта. Оригинальные скандинавские интерьеры собирались не единовременно, а заполнялись мебелью и аксессуарами на протяжении достаточно долгого времени. Сначала расставлялась базовая мебель, а потом уже к ней месяцами, а иногда и годами добирались остальные элементы. Отсюда – эклектичность стиля, который разбавляет винтажную мебель начала и середины ХХ века, предметы современного дизайна и вещи, будто найденные у бабушки в чулане. Всё вышеперечисленное создаёт прекрасное сочетание, но стиль требует и яркие цветовые вставки. При этом многоцветия стоит избегать – в интерьерах скандинавского стиля рекомендуется использовать не больше одного-двух открытых цветов и решать ими стоит скорее акценты, чем крупные участки стен и массивную мебель.

1.4. Анализ возможных материалов

Подбор материалов является важной составляющей курсового проекта, поэтому далее представлен детальный анализ возможных материалов каждого предмета мебели. Анализ древесины различных пород представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ древесины различных пород

Наименование

Плотность

Влаго-устойчивость

Износо-стойкость

Ценовая категория

Изобр.

Сосна

Низкая

6,7%

высокая

3500

Ясень

Высокая

9%

высокая

2400

Берёза

средняя

11%

Высокая (чуть ниже, чем у сосны)

6500

Анализ выбора ткани для обивки дивана представлен в таблице 3.

Таблица 3

Анализ выбора ткани для обивки дивана

Наимен-ование

Гигиен-ические свойства

Гипо-аллергенность

Износо-стойкость

Ценовая категория (за 1п\м)

Изобр.

Рогожка

высокая

высокая

высокая

400

Микро-фибра

высокая

средняя

высокая

250

Велюр

низкая

высокая

высокая

1500

Анализ выбора каркаса для мебели в скандинавском стиле представлен в таблице 4.

Таблица 4

Анализ выбора каркаса для мебели в скандинавском стиле

Наименование

Экологичность

Прочность

Ценовая категория (за лист)

Изобр.

МДФ

средняя

высокая

500

ДСП

средняя

плохая

450

Фанера

высокая

высокая

350

Мебельный щит

высокая

Высокая

2500

Анализ видов наполнителя для мягкой мебели представлен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ видов наполнителя для мягкой мебели

Наименование

Гипо-аллергенность

Мягкость

Износо-стойкость

Ценовая категория

Изобр.

Синтепон

средняя

высокая

высокая

250 руб./ м²

Холлофайбер

высокая

низкая

высокая

287 руб./ м²

ППУ

высокая

варьируется в зависимости от конкретной марки

высокая

700 руб./ м²

На основе анализа, представленного выше, были выбраны следующие материалы: для дивана и кресла используется рогожка, синтепон, ППУ, массив сосны. Для каркаса была выбрана фанера; для стола была выбрана плита МДФ, массив сосны. Крепление мебели осуществляется посредством стяжек.

1.5. Поиск аналогов мебели

В рамках анализа рынка изучается спрос, предложение, цены и другие факторы, а его конкретная задача заключается в извлечении прибыли.

Рынок мебели в России развивается уже долгое время. Ближе к концу XIX века производство мебели становится массовым. С тех пор появлялось всё больше производств, конкуренция росла. Пережив падение во времена кризиса в России, мебельная промышленность по-прежнему является актуальной и прибыльной. Самые перспективные области – мягкая мебель и мебель для кухни.

В наши дни почти каждый может позволить себе покупку мебели. Мебель является необходимой вещью в любом интерьере, потому спрос на неё будет существовать всегда. Немаловажным фактом является то, что данная разработка посвящена именно комплекту\гарнитуру мебели, что является выгодным как для покупателя, так и для продавца. Для анализа аналогов была сформирована сводная таблица с характеристиками объектов мебели нескольких конкурентов. Данные взяты с сайтов производителей и представлены в таблице 6.

Таблица 6

Характеристики мебели конкурентов

Наим.

Произв.

Разм.

(см)

ВхШхГ

Матер.

Стоим.

(руб)

Изобр.

Столик журналь-ный STEN

BrainDesign

43х110х50

дуб (массив), шпон дуба, МДФ

37 170

Столик журналь-ный Почка

Woodi

42х89х59

МДФ, шпон дуба, бук (массив), краска

15 900

Диван Дот 3-х местный

Furny

82x230x87

Массив, меб. щит, пружинная змейка, ППУ, ткань, холофайбер

65 400

Диван MENDINI ST

SK DESIGN

88x204x98

Берёзовая фанера, металл, ткань

62 200

Кресло Пори wood

Furny

87x94x86

Массив, меб. щит, пружинная змейка, ППУ, ткань, холофайбер

39 000

Кресло MIAMI LUX

SK DESIGN

82x71x84

Массив (разн.), дерево, ткань

32 900

Вывод по первой главе: в результате исследования комплектов мебели, их видов и конструкций, стандартов эргономики и ГОСТ, становления скандинавского стиля и его черт, а также анализа аналогов рынка, были выявлены особенности мебели, получены знания о человеке и его антропометрических свойствах, комфортной для пользователя мебели, истории выбранного стиля, о спросе и предложении на рынке мебели, о стоимости, а также о возможных габаритах и материалах.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ

2.1. Формирование концепции объекта дизайна

Дизайн-концепция – это проектный замысел, обобщенной конструкции, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения цели.

Целью проекта является разработка комплекта мебели для гостиной в скандинавском стиле, состоящего из дивана, кресла и журнального столика, с учётом требований ГОСТ и эргономики. Таким образом основной акцент ставится на достижение безопасности, экологичности и удобства использования данных объектов. Для достижения цели был выбран скандинавский стиль, объединяющий в себе простоту, лёгкость и свежесть. Скандинавский стиль ассоциируется со светлыми и не слишком насыщенными оттенками, использует в своих изделиях текстиль, дерево и камень. Целевой аудиторией проекта были выбраны покупатели мужчины и женщины в возрасте 28 и старше с уровнем дохода выше среднего. Чаще всего такие покупатели уже имеют семьи, некоторые живут в загородных домах. Главной идеей является восприятие гостиной как центра дома, где каждый член семьи почувствовал бы себя комфортно. Проект может предполагать частое использование мебели в гостиной, но требует достаточной площади для её расстановки.

Итоговой задачей курсового проекта является создание макета в масштабе 1:10. Макет должен быть изготовлен по техническим рисункам, разработанным в ходе реализации проекта.

2.2. Разработка эскизов и технических рисунков объекта

Исходя из выбранной концепции проекта, а также изучения аналогов рынка были предложены эскизы дивана, кресла и журнального столика в скандинавском стиле. Опираясь на упрощённость скандинавского стиля были предложены несколько вариантов комплектов мебели (см. приложение 1). Диван состоит из 3-х делений, чтобы количество посадочных мест было больше. Было решено использовать прямую модель дивана, такой диван гармонично впишется в любой интерьер.

Правильный выбор формы корпусной мебели является неотъемлемой частью для успешной реализации проекта. При выборе формы дизайна корпусной мебели (которая входит в перечень основных элементов дизайна интерьера) следует помнить и о принципах дизайна, которые позволяют грамотно сочетать формы, соблюдая определённый ритм и расставляя акценты.

Рассматривались различные варианты формы подлокотника, наиболее подходящим стали массивные подлокотники прямоугольной формы. Кресло основано на выборе дизайна дивана, но с размерами, соответствующими креслу. Журнальный столик стал одним из самых сложных объектов для разработки, поскольку его размеры, форма и расположение в интерьере очень разнообразны. Финальным решением для формы столика был так же выбран прямоугольник. Прямоугольник (как и квадрат) характеризует собой некую строгость, рациональность, что немаловажно для скандинавского стиля.

В качестве материала рассматривался не только массив дерева, наиболее часто используемый в столиках скандинавского стиля, но и стекло. Впоследствии решено было отказаться от него в угоду безопасности.

На основе анализа антропометрических особенностей человека и стандартов ГОСТ, были выбраны следующие размеры, отображённые на технических рисунках: журнальный столик имеет высоту 450 мм., длину 900 мм., и ширину 400 мм. (см. приложение 2); кресло имеет высоту 800 мм., ширину 850 мм., ширина спинки 480 мм., глубина сидения 600 мм., ширина подлокотников 150 мм. (см. приложение 3); диван имеет длину 2 100 мм., высоту 800 мм., ширину 850 мм., размер одного сидения – 600 мм., ширина подлокотников (как и у кресла) 150 мм. (см. приложение 4).

Технический рисунок был выполнен в программе Adobe Illustrator CC. В соответствии с техническим рисунком была выполнена 3D визуализация мебели, полностью отображающая черты скандинавского стиля (см. приложение 5).

2.3. Обоснование материалов и колористического решения

Колористическое решение напрямую зависит от выбора материала для изделий. Например, цвет массива дерева зависит от породы древесины, а рогожка, как правило, имеет не столь широкую палитру, в основном состоящую из тёмных или ненасыщенных цветов. Для скандинавского стиля характерны светлые пастельные оттенки. Например, светло-голубой, светло-коричневый, светло-зелёный, а также белый. Поэтому в данном проекте за основу колористического решения были выбраны два цвета: светло-голубой и белый.

Каркас дивана и кресла состоит из фанеры. Фанера отличается достаточно хорошей прочностью и небольшой ценовой категорией. В качестве наполнителя используется наполнитель и ППУ пружины. Для ножек был выбран массив сосны, так как сосна отличается хорошей прочностью и высокой износостойкостью, также стоит отменить светлый оттенок древесины. Обивка дивана – светло-голубая рогожка.

Для столешницы была выбрана плита МДФ, окрашенная в белый цвет. МДФ отличается высокой экологичностью и высоким сроком службы, а белый цвет лишь подчеркивает выбранный стиль. В качестве материала для опоры журнального стола был выбран массив сосны.

Основное требование к материалам в скандинавском стиле – натуральность. Массив сосны и плита МДФ полностью соответствуют данному требованию и безусловно принесут в дом уют.

2.4 Создание макета комплекта мебели

Для разработки макета потребовались следующие инструменты и материалы: пенокартон, деревянные палочки, нож канцелярский, ткань для изготовления изделий в технике patchwork, клеевой пистолет, поролон, напильник, нитки в цвет выбранной ткани, иголка.

Первым этапом работы являлся разрез деревянных палочек под нужные размеры для журнального столика. Далее следовало вырезание деталей макета из пенокартона. Для выравнивания линий получившихся деталей использовался напильник. После выравнивания некоторых элементов была произведена склейка деталей и обивка тканью для макета кресла и дивана. Заключительным этапом для создания макета кресла и дивана является обивка подушек тканью и их последующее соединение с каркасом.

Основной сложностью при создании макета мебели являлось точное отображение толщины и ровности линий.

Макет выполнен в масштабе 1:10 и полностью соответствует эргономическим нормам, прописанным в пункте 1.2. В целом, макет выполнен аккуратно, полностью отображает выбранные материалы для курсового проекта, а также скандинавский стиль (см. приложение 6). Также была создана технологическая карта изготовления макета изделия (см. приложение 7)

Вывод по второй главе: была сформирована концепция курсового проекта – основной акцент ставится на достижение безопасности, экологичности и удобства использования данных объектов. Основной формой мебели в скандинавском стиле был выбран прямоугольник, так как данная форма отображает строгость и рациональность мебели. Также были разработаны основные размеры мебели, указанные на технических рисунках, и колористическое решение: бело-голубые тона. В конце проектно-графической главы был описан процесс создания макета в масштабе 1:10. Данный макет отвечает всем эргономическим нормам, а также полностью соответствует скандинавскому стилю.

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

3.1. Требования и технологии, используемые при производстве мебели

По действующему ГОСТу 16371-2014 мебель должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.

На внешней стороне мебели не допустимы дефекты (согласно ГОСТ 20400). Например, вмятины, отслоения, царапины, трещины и тд.

Поверхность мебели из древесины, находящаяся в видимом поле зрения на высоте 1700 мм и более должна иметь защитно-декоративное покрытие, которое отвечает требованиям нормативной документации на эти покрытия.

Невидимые наружные горизонтальные поверхности (высотой 1700 мм. и более) могут иметь защитное покрытие, которое допускает влажную уборку.

Также по действующему ГОСТу 16371-2014 накладные задние стенки не должны выступать за наружные стороны боковых и верхних горизонтальных щитов изделий, если это не предусмотрено специальной документацией.

Детали (также сборочные единицы) сборно-разборной мебели должны быть изготовлены согласно с требованиями ГОСТ 6449.1 - ГОСТ 6449.5, который предоставляет сборку и разборку изделий без дополнительной подгонки.

В производстве мебели должны использоваться материалы и комплектующие, предназначенные для ее изготовления, безопасность которых подтверждена в установленном порядке сертификатом соответствия или декларацией о соответствии и (или) протоколом испытаний.

Маркировка должна хорошо читаться и наноситься на каждое изделие несмываемой краской, либо указываться на этикетке, которая прочно прикреплена к изделию. В маркировке обязательно должно указываться: наименование изделия, индекс государственной регистрации или номер проекта, предприятие-изготовитель, его местонахождение и товарный знак, дату выпуска (месяц, год), номер стандарта.

Во всех случаях маркировку наносят на поверхности, недоступные для обозрения при нормальной эксплуатации изделия. Маркировка должна находиться в верхнем левом углу задней стенки, если изделие размещается у стены. Мебель, которая поставляется в разобранном виде, должна снабжаться инструкцией по сборке.

В большинстве случаев, упаковка мебели производится только в том случае, если мебель необходимо перевезти дальше одного населённого пункта. При международных перевозках мебель необходимо упаковать в материал, обеспечивающий сохранность изделия. Например, оберточная бумага, гофрированный картон, упаковочная ткань. Зеркала и стекла необходимо поместить в отдельные ящики с нанесением предупреждающих знаков. Перевозка мебели производится в закрытом транспортном средстве с мягкими прокладками, чтобы предотвратить повреждения мебели.

Хранение допустимо в закры­тых сухих помещениях при температуре 8-20 °С., относительной влажности воздуха 55-70%, с оборудованным отоплением и вентиляцией, а также с ровным горизонтальным полом. В помещении, где хранится мебель. Необходимо наличие чистоты, а также необходимо применять определённую обработку древесины, защищающую её от вредителей и грибковых заболеваний.

Технология изготовления корпусной мебели включает в себя следующие этапы:

  • Планирование проекта (включает в себя разработку технических чертежей);
  • Подготовка необходимый материалов (а также их раскрой);
  • Высверливание гнёзд для креплений;
  • Облицовка;
  • Сборка.

Наиболее удобным считается производство, оборудованное автоматизированными станками (ЧПУ). Для изготовления перегородок на станках ЧПУ нужно лишь внести необходимые данные и запустить программу. Подобные станки удобны для изготовления серийного производства мебели.

Для начала производства корпусной мебели необходимо следующее оборудование:

  • форматно-раскроечный станок с ручной подачей материалов;
  • кромкооблицовочный станок для облицовки прямолинейных кромок, вогнутых и выпуклых элементов;
  • сверлильно-присадочный станок для нанесения глухих и открытых отверстий под фурнитуру, петли, шканты;
  • шлифовальная машинка;
  • шуруповерты;
  • перфоратор;
  • режущие инструменты.

После утверждения эскизного проекта заказчиком, создаётся объёмная модель, изготавливаемого предмета. Плита необходимого материала (которое выбрано для изготовления предмета), должно быть зафиксировано на станке, далее плита распиливается на отдельные детали.

Для мебели из ДВП на данном этапе подготовительные работы заканчиваются, дальше детали поступают на сборку. Если же мебель изготавливается из ДСП или ЛДСП – далее заготовки подвергаются механической обработке.

Детали для мебели из ДСП поступают на кромкооблицовочный станок, где с помощью клея и прижимного пресса срезы плит облицовываются ламинированной кромкой. Далее на изделиях необходимо разместить отверстия для стяжек или других креплений. Следующим этапом идёт контрольная сборка изделия, которая позволяет выявить недочёты и их устранить.

Технология производства мягкой мебели несколько отличается от технологии производства мебели из массива дерева, либо мебели из других древесных материалов.

В столярном цехе производятся деревянные заготовки, которые в процессе производства собираются в каркас будущей мягкой мебели.

Для полноценного производства каркаса мягкой мебели нужно следующее оборудование:

  • торцовочный станок (фанера раскраивается по длине);
  • кругопильный станок (фанера раскраивается по ширине);

Далее полученная деталь проходит этап шлифовки и вырезания внутренних деталей из плит ДВП, ДСП, после чего крепится механизм трансформации (для раскладных диванов) и собирается каркасная основа.

В обивочном цехе на деревянную основу наклеивается дорнит (специальный нетканый материал, имеющий синтетические волокна) для защитной функции каркаса. Дорнит помогает избежать стуков и скрипов при эксплуатации изделия. Следующим этапом работы необходимо установить пружинные блоки и синтепон (позволяет избежать контакта с твёрдой рамкой каркаса), после чего сшить чехлы, собрать и упаковать изделие с помощью полиэтилена.

Требования к помещению для производства корпусной мебели:

  • наличие всех коммуникаций;
  • наличие трёхфазного электричества 380 Вт;
  • наличие подъездных путей;
  • отсутствие сырости и повышенной влажности.

3.2. Экономическое обоснование целесообразности проекта

Исчисление себестоимости единицы продукции по элементам называется калькуляцией [6][10]. В основе калькуляции себестоимости лежит учёт эксплуатационных расходов предприятия по элементам и статьям затрат. Все затраты, включаемые в себестоимость, делятся на следующие группы: затраты на материал; затраты живого труда; группировка затрат по видам продукции, работ и услуг важно для определения фактической себестоимости изделия. По видам расходов различают статьи калькуляции. К статьям калькуляции относят: материалы; основную заработную плату рабочих; содержание и эксплуатацию оборудования.

Далее описана смета затрат и расчёт стоимости материалов для изготовления макета комплекта мебели. В смету входит: пенокартон (лист А1), нож канцелярский (1 шт.), деревянные палочки (4 шт.), ткань для изготовления изделий в технике patchwork (1 упаковка), клеевой пистолет (1 шт.), поролон (1 упаковка), напильник, нитки (1 катушка), иголка (1 шт.). Смета затрат на материалы представлена в таблице 7.

Таблица 7

Смета затрат на материалы

Материал

Цена за единицу (руб.)

Количество (шт.)

Сумма (руб.)

Нож

25

1

25

Напильник

65

1

65

Деревянные палочки

10

4

40

Нитки

20

1

20

Иголка

5

1

5

Ткань

200

1 уп.

200

Пенокартон

380

1

380

Клеевой пистолет

650

1 шт.

650

Поролон

150

1 уп.

150

Итоговая сумма

1 535

К = 1,1 – коэффициент, учитывающий транспортные расходы, которые составляют 10% стоимости материалов.

Стоимость материалов с учётом транспортных расходов составляет:

Рм.т. = 1,1 * 1535 = 1 688,5 руб.

Далее необходимо провести расчёт эксплуатационных затрат, а именно затраты на реализацию. Задача данного расчёта: определить капитальные затраты на реализацию комплекта мебели в скандинавском стиле. Затраты на покупку комплектующих изделий сведены в таблице 8.

Таблица 8.

Затраты на покупку комплектующих изделий.

Материал

Цена за единицу

Количество (шт.)

Сумма (руб.)

Лист МДФ

500 руб./лист

1

500

Опора для кресла и дивана

91 руб./шт.

8

728

Массив дерева

650 руб/м²

1 м²

650

Стяжка

60 руб.

14

840

Рогожка

400 руб./ м²

15 м²

6 000

Cинтепон

250 руб/м²

7 м²

1 750

ППУ

980 руб/м²

5 м²

4 900

Фанера

330 руб/лист

3

990

Лак

300 руб.

1,25 л

300

Итоговая сумма

16 658

Стоимость комплектующих с учётом транспортных расходов составляет: Рк.т. = 1,1*16 658 = 18 323 руб.

Затраты за оплату труда

Проектируемое устройство изготавливается в единичном экземпляре в заводских условиях.

Выполнение технико-экономической, эскизной, технической и остальной проектной части выполняется промышленным дизайнером, сдельная часовая ставка которого равна 300 рублей в час.

Оплата рабочего труда столяра и металлиста (при выполнении единичного заказа) составляет 20% от стоимости основных материалов. Данная сумма является оплатой в час.

Рабочее время промышленного дизайнера, металлиста и столяра подразделяется на выполнение заданных операций:

Подготовительно-заключительное время это время, необходимое для ознакомления с работой, подготовки и завершению поставленной производственной задачей

Время на отдых и личные надобности – перерывы в течение смены для отдыха, время, затраченное на личные и естественные надобности.

К номеруемым затратам рабочего времени относятся подготовительно-заключительное, оперативное время обслуживания рабочего места. Смета затрат на оплату труда представлена в таблице 9.

Таблица 9.

Затраты на оплату труда.

Вид работы (рабочий)

Время выполнения

Часовая ставка (руб.)

Заработная плата (руб.)

Дизайнер (разработка эскизов, технических чертежей)

18 ч.

300

5 400

Столяр (подготовка материала, работа с материалом, покрытие материала лаком и краской)

15 ч.

20% от стоимости основных материалов

(2. 440 - 20% = 488 руб./час)

7 320

Сборщик

4 ч.

300 руб./час

1 200

Закройщик

8 ч.

250 руб./час

2 000

Итоговая сумма

15 920

Далее необходимо посчитать сумму непредвиденных расходов, которые составляют 2% от общей суммы: 18 323 + 15 920 = 34 243; 2% от данной суммы = 784 руб.

Капитальные вложения на проектирование аппаратных средств определяются путём составления смет расходов и включают следующие элементы: стоимость материалов, заработную основную и оплату услуг сторонним организациям, если проектирование производится с привлечением сторонних организаций накладные расходы отдела проектирования. Таким образом, капитальные вложения на проектирование определяются по формуле:

Кп = Км + Кпр + Кс + Кн, где:

Кп – капитальные вложения на проектирование,

Км – стоимость материалов,

Кпр – заработная плата инженерно-технического персонала,

Кс – оплата услуг сторонним организациям,

Кн – накладные расходы отдела проектирования.

Кп = 18 323 + 15 920 + 0 + 784 = 35 027 руб.

Таким образом, для полной реализации проекта, затраты составили бы примерно 35 027 руб.

Данные затраты рассчитаны на единичное производство продукции, при оптовой реализации сумма затрат существенно изменится.

Оптовая реализация продукта планируется при аренде мастерской с необходимым оборудованием, но с изначальными инвестиционными вложениями. Для расчёта необходимой суммы инвестиций и срока окупаемости, необходимо рассчитать ежемесячные постоянные и периодичные расходы при реализации партии в 100 шт. Расчёт затрат на материалы представлен в таблице 10.

Таблица 10.

Расходы на материалы при оптовой реализации.

Материал

Цена за единицу

Количество

Сумма (руб.)

Лист МДФ

200 руб./лист

100

20 000

Опора для кресла и дивана

60 руб./шт.

800

48 000

Массив дерева

400 руб/м²

100 м²

40 000

Стяжка

30 руб.

1400

42 000

Рогожка

200 руб./ м²

1500 м²

300 000

Cинтепон

150 руб/м²

700 м²

105 000

ППУ

300 руб/м²

500 м²

150 000

Фанера

300 руб/лист

300

90 000

Лак

200 руб.

800 л

160 000

Итоговая сумма

955 000

Смета расходов на каждый предмет мебели (при партии 100 шт.) представлена в таблице 11.

Таблица 11.

Смета расходов на каждый предмет мебели.

Предмет

МДФ

Опора

Массив дерева

Стяжка

Рогожка

Синтепон

ППУ

Фанера

Лак

Стол

100 шт./20 000 руб.

-

100 м²/40 000 руб.

400 шт./12 000 руб.

-

-

-

-

800 л./160 000

Кресло

-

400 шт./24000 руб.

-

400 шт./12 000 руб.

200 м²./100 000 руб.

200 м²./30 000 руб.

100 м²/30 000 руб.

100 шт./30 000 руб.

-

Диван

-

40 шт.0/24000 руб.

-

600 шт./18 000 руб.

1 000 м²./200 000 руб.

500 м²./75000 руб.

400 м²/120 000 руб.

200 шт./60 000 руб.

-

Стоимость стола: 232 000 руб. при партии в 100 шт. В розницу стоимость составляет 2 320 руб.

Стоимость кресла: 226 000 руб. при партии в 100 шт. В розницу стоимость составляет: 2 260 руб.

Стоимость дивана: 443 000 руб. при партии в 100 шт. В розницу стоимость составляет 4 430 руб.

Данная стоимость выходит без учёта налога на добавленную стоимость и других вычитаний.

Также необходимо рассчитать заработную плату при оптовой реализации. Данные расчёты ведутся при условии рабочих дней в месяце – 22. Смета заработной платы при оптовой реализации представлена в таблице 12.

Таблица 12.

Заработная плата рабочих при оптовой реализации.

Вид работы (рабочий)

Кол-во отработанных дней

Часовая ставка (руб.)

Заработная плата за смену 8 часов

Заработная плата за месяц

Дизайнер

35 000

Столяр (подготовка материала, работа с материалом, покрытие материала лаком и краской)

22

227,2

1 818,1

30 000

Комплектовщик

22

227,2

1 818,1

30 000

Закройщик

22

30 000

Сборщик

22

30 000

Бухгалтер

22

221,5

1 772,2

40 000

Итоговая з\п

195 000 без уч. налога

Общий налог на зарплату (включая пенсионный, медицинские и социальные взносы) составляет 30% (58 500 от данной суммы). Далее представлен расчёт полной суммы на заработную плату с учётом налогообложения: 253 500 руб.

Также необходимо учесть сумму заработной платы менеджера по документообороту. Заработная плата данного специалиста составляет 3.000 руб., является разовой и фактической. Итого фонд заработной платы составляет: 256 500 руб.

Далее необходимо рассчитать сумму постоянных затрат, включающих в себя аренду офиса, мастерской, создание сайта, коммунальные услуги и т.д.

Смета затрат на постоянные расходы представлена в таблице 13.

Таблица 13.

Смета затрат на постоянные расходы.

Наименование

Стоимость (руб.)

Аренда мастерской

15 000

Аренда офиса

25 000

Аренда склада

10 000

Коммунальные услуги (за офис, склад и мастерскую)

15 000

Аренда сайта

500

Затраты на рекламу

7 000

Грузоперевозки

5 000

Итоговая сумма

77 500

Итоговая сумма на постоянные расходы не включает фонд заработной платы и расходов на материалы.

Общая сумма постоянных затрат в месяц: 955 000 + 195 000 + 77 500 =

= 1 227 500 руб.

Непредвиденные расходы (резервный фонд 2% от суммы постоянных затрат): 24 550 руб. Также в число дополнительных расходов следует включить затраты за разовое испытание корпусной мебели 6 000 руб. В сумме число общих и постоянных затрат на один месяц составляет: 1 258 050 руб. Годовая сумма затрат составляет: 15 096 600 руб.

Следовательно, годовой инвестиционный вклад составляет: 15 096 600.

Чтобы получить прибыль, необходимо правильно рассчитать сумму наценки. Существует два метода расчёта наценки: метод средней издержки + прибыль и метод цены на основе анализа безубыточности.

В данном проекте выбрана метод расчёта цены на основе безубыточности. Суть принципа безубыточности установить тот объем продаж, при котором не будет убытков. Чтобы определить норму минимальной прибыли, необходимо из объема планируемой валовой выручки вычесть переменные издержки, и поделить полученное число на объем планируемой валовой выручки.

(500 000 – 955 000)/500 000 = 0,91 (91%), где:

500 000 число планируемой выручки в первые несколько месяцев;

955 000 ­– число переменных месячных затрат

Таким образом, 91% – минимальный процент торговой наценки. Чтобы грамотно рассчитать торговую наценку используется формула:

1 – (объем планируемой выручки в месяц/сумма месячных затрат) * 100%

1 – (100/1 258 050) * 100% = 0, 98 (98%);

В данном проекте надбавка должна составлять: 98%. Таким образом, стоимость стола с надбавкой и налогом на добавленную стоимость (20%) составляет: 5 512 руб.; стоимость дивана: 10 525 руб.; стоимость кресла: 5 370 руб.

Сумма месячной партии при оптовой реализации и торговой надбавкой 1 890 900 руб.; сумма годовой партии: 22 690 800 руб.

Общая сумма постоянных и временных затрат за месяц: 1 258 050; сумма годовых затрат: 15 096 600 руб.

Выручка от реализации за год: 22 690 800 – 15 096 600 = 7 594 200 руб.

Следующим пунктом необходимо рассчитать налог на прибыль, который составляет 20% (3% федеральный и 17% региональный)

7 594 200 1 518 840 (20%) = 6 075 360 руб. чистая прибыль в год. Далее для подтверждения экономической целесообразности следует рассчитать рентабельность проекта.

Рентабельность рассчитывается по формуле:

Рент = Чп/Pп*100%, где:

Рент рентабельность

Чп чистая прибыль от реализации

Рп расходы проекта

Рент 15 096 600/6 075 360 * 100% = 24%

Рентабельность от 5 до 25% входит в норму средне рентабельного предприятия. Срок окупаемости проекта рассчитывается по формуле:

РР = К0 / ПЧсг, где:

РР – срок окупаемости, выраженный в годах.

К0 – сумма вложенных средств.

ПЧсг – Чистая прибыль в среднем за год.

РР = 15 096 600 / 6 075 360; РР = 2,4 года.

Вывод по третьей главе: были указаны требования маркировки, упаковки, транспортировки и хранения мебели по ГОСТу: маркировка должна хорошо читаться и наноситься на изделие несмываемой краской, также маркировка может находиться на этикетке. Хранение мебели должно производиться при температуре от 8 до 20°С, – именно такие условия необходимо создать на складе.

В анализе технологии производства корпусной мебели были описаны необходимые профессии для производства мебели данного проекта: дизайнер, столяр, комплектовщик, закройщик, сборщик.

Была рассчитана сумма затрат при единичной реализации (35 027 руб.) и оптовой (5 027 руб.). Также в третьей главе был проведён метод расчёта наценки на основе безубыточности. Наценка в данном проекте составляет 98%, сумма с получившейся наценкой полностью соответствует цене мебельного рынка и является конкурентноспособной.

Торговая надбавка обеспечивает производству чистую прибыль в размере 6 075 360 руб. в год, а также рентабельность в размере 24%. Данный результат говорит о хорошей рентабельности предприятия. Окупаемость проекта составит 2,4 года.

Заключение

Темой данного курсового проекта является создание комплекта мебели для гостиной в скандинавском стиле. При реализации курсового проекта были соблюдены все этапы проектирования.

В исследовательско-аналитической части были получены знания о человеке и его антропометрических свойствах, комфортной для пользователя мебели, истории выбранного стиля, о спросе и предложении на рынке мебели, о стоимости, а также о возможных габаритах и материалах. В результате исследования комплектов мебели, их видов и конструкций, стандартов эргономики и ГОСТ, становления скандинавского стиля и его черт, а также анализа аналогов рынка, были выявлены особенности мебели.

В проектно-графической главе были разработаны эскизы и технические рисунки мебели, а также была сформирована концепция курсового проекта – основной акцент ставится на достижение безопасности, экологичности и удобства использования данных объектов. Основной формой мебели в скандинавском стиле был выбран прямоугольник, так как данная форма отображает строгость и рациональность мебели. Также были разработаны основные размеры мебели, указанные на технических рисунках, и колористическое решение: бело-голубые тона. В конце проектно-графической главы был описан процесс создания макета в масштабе 1:10.

В технико-экономической главе была раскрыта экономическая составляющая курсового проекта: описана технология производства, составлены сметы на расходы при единичной и оптовой реализации проекта, также была определена наценка товара, которая составляет 98%. Данная наценка обеспечивает производству чистую прибыль в размере 6 075 360 руб в год, а также рентабельность в размере 24%. В целом, было рассчитано, что данное производство полностью окупается через 2,4 года. Разработанный курсовой проект полностью соответствует необходимым потребительским свойствам.

Опираясь на факты, описанные выше, можно сделать вывод о том, что проблема, поставленная во введении курсового проекта, полностью решена, цели и задачи выполнены. В ходе разработки курсового проекта были расширены навыки владения программами Photoshop и illustrator, приобретены знания о антропометрических особенностях строения человека и о свойствах различных материалов. Также был приобретён опыт разработки художественно-конструкторского проекта при создании макета корпусной мебели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

1. ГОСТ 20400 – 80. Продукция мебельного производства. Термины и определения. – Москва: Стандартинформ 2006 – 21 с.

2. ГОСТ 13025.2-85 Мебель бытовая. Функциональные размеры мебели для сидения и лежания. Москва: Стандартинформ 2006 – 4 с.

Литература

2.1. Научная и учебная литература

3. Бобиков П.Д. Мебель своими руками / Художник Г. Железняков. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 320с., илл.

4. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319, [1] с.: ил.

2.2. Дополнительная литература

5. Иоханнес, Иттен Искусство формы. / Пер. с нем. – М.: Изд-ль Д. Аронов, 2016. – 136 с.: илл.

6. Новашина, Т.С. Экономика и финансы предприятия: Учебник / Т.С. Новашина, В.И. Карпунин, В.А. Леднев. – М.: МФПУ Университет, 2014. – 352 c.

3. Электронные источники

7. Злыгостев А.С. Библиотека по конструированию и изготовлению мебели [Электронный ресурс]: § 2. Классификация мебели. – режим доступа – URL: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st003.shtml (дата обращения: 28.03.2019)

8. Плахина А. ELLE DECORATION [электронный ресурс]: Густавианский стиль снова в моде – режим доступа – URL: https://www.elledecoration.ru/heroes/design-history/gustavianskiy-stil-snova-v-mode/ (дата обращения 12.05.2019)

9. ELLE DECORATION [электронный ресурс]: Скандинавский стиль в интерьере – режим доступа – URL: https://www.elledecoration.ru/how-to/design-tips/skandinavskiy-stil-v-interere/ (дата обращения 12.05.2019)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Эскизное предложение.

Приложение 2. Технический рисунок журнального стола.

Приложение 3. Технический рисунок кресла.

Приложение 4. Технический рисунок дивана.

Приложение 5. 3D визуализация комплекта мебели.

Приложение 6. Макет комплекта мебели.

Приложение 7. Технологическая карта изготовления макета изделия.

Приложение 8. Проверка на антиплагиат.

Курсовой проект выполнен мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

________________ / Доброхотова О.В. /

Подпись (Ф.И.О.)

«31» мая 2019 г.

  1. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319, с.: ил. [3]

  2. Бобиков П.Д. Мебель своими руками / Художник Г. Железняков. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 320с., илл. [2]

  3. ГОСТ 20400 – 80. Продукция мебельного производства. Термины и определения. – Москва: Стандартинформ 2006 – C. 1-9 [1]

  4. Бобиков П.Д. Мебель своими руками / Художник Г. Железняков. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. C. 5-6 [2]

  5. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 37-38 [2]

  6. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 57-60 [2]

  7. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 129[3]

  8. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер : справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006. С. 61[3]

  9. ГОСТ 13025.2-85 Мебель бытовая. Функциональные размеры мебели для сидения и лежания. Москва: Стандартинформ 2006. С. 2 [2]

  10. Новашина, Т.С. Экономика и финансы предприятия: Учебник / Т.С. Новашина, В.И. Карпунин, В.А. Леднев. – М.: МФПУ Университет, 2014. C. 245