Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На этапе дошкольного образования в качестве целевого ориентира способность детей к волевым усилиям определяет Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который также предписывает следованию социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (п. 4.6). На этапе дошкольного детства ориентир для поиска действенных методов и средств на процесс усвоения и формирования нравственных норм и ценностей им задает целевая направленность ФГОС ДО. В практике работы дошкольных образовательных организаций в формировании нравственного воспитания личности педагогами организуется деятельность, однако важно учитывать современные социокультурные условия. Стоит отметить, что на нравственное развитие и поведение ребёнка-дошкольника В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, поскольку одной из целевых установок ФГОС ДО является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития»[1].

Просмотр мультфильмов – один из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на мировосприятие дошкольников и формирование системы их ценностных ориентиров, которые формируют стереотипы поведения и способы разрешения ситуаций, дают ребенку представления о дружбе, взаимовыручке, взаимопонимании. При восприятии мультфильмов у ребенка формируются способности к отзывчивости на изображаемые жизненные ситуации анимационных героев, что способствует не только идентификации наблюдаемых дошкольником у героев чувств, но и самоидентификации: дети начинают осмысливать переживания, обобщать их, в соответствии с этим меняется поведение самих детей. Это необходимо учитывать при формировании социальных установок старших дошкольников, которые, как считает предрасположены воспринимать и оценивать социальные объекты (дружба, семья, Отечество, труд) исходя из собственной системы ценностей, на формирование которой оказывают влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. В основе регуляции поведения дошкольника лежат сложившиеся социальные установки. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки).

Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий и разработка методических рекомендаций по использованию мультфильмов в процессе формирования личности дошкольников.

Задачи работы:

1. Изучить сущность мультипликации как средства нравственного воспитания личности дошкольника.

2. Выявить проблемы негативного влияния мультфильмов на формирование личности дошкольника.

3. Определить целесообразности включения мультфильмов в воспитательную работу с дошкольниками.

4. Провести эксперимент по выявлению влияния мультфильмов на формирования личности дошкольников.

5. Разработать рекомендации по использованию мультфильмов в воспитании дошкольников.

Материалом исследования стал опыт проведения мультлектория в ДОУ № 5 г. Ставрополя (выборка составила 138 детей дошкольного возраста).

Методы исследования: методы теоретического исследования, моделирования, статистического анализа, педагогический эксперимент.

Объект исследования: процесс формирования личности дошкольника.

Предмет исследования: педагогические условия формирования личности дошкольника с использованием мультфильмов.

Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Современная мультипликация как средство нравственного воспитания личности дошкольника

Проникновение в жизнь дошкольника информационно-экранной культуры оказывает на него серьезное влияние, заставляя искать новые способы обогащения нравственной сферы. По мнению, Д. И. Фельдштейна, на современном этапе развития общества, заметно изменяется жизненное пространство ребёнка, так как экранная культура, а именно Интернет, компьютерные игры, телевидение, мультфильмы, уже начинает на него воздействовать с самых ранних лет. Регулярный просмотр мультфильмов с ранних лет накладывает свой отпечаток на поведении дошкольника[2].

Т. Н. Леван, К. Н. Поливанова, Д. И. Фельдштейн в своих исследованиях занимались вопросами включения в жизнь современного дошкольника экранной культуры, В. В. Абраменкова, Л. И. Баженова, М. В. Мазурова, М. В. Соколова, Е. О. Смирнова исследовали психологические основы влияния мультфильмов на личность ребенка. Мультфильм как средство воспитания дошкольников изучался А. Ф. Бурухиной (развитие умений целеполагания с использованием мультифильмов), Р. Г. Казаковой, Ж. В. Мацкевич (развитие изобразительного творчества в рисовании детей дошкольного возраста под влиянием мультфильмов), Н. В. Олейник, Е. А. Тупичкиной (формирование зрительской культуры в процессе просмотра мультфильма).

Отечественные педагоги и психологи (Н. В. Виноградова, С. В. Петерина) считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей как в дошкольных, так и в школьных образовательных учреждениях.

История мировой мультипликации начинается со второй половины 19 века. Сегодня почти для каждого ребенка средства массовой информации заменили детям игрушки. Это стало не просто времяпровождением, но и средством воспитания информационного воздействия медиасреды, которое формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте основным средством воспитания являются мультфильмы, которые несут определенный смысл[3].

Однако, исследованию и использованию возможностей мультипликационного искусства на современном этапе развития общества как средства нравственного воспитания не уделяется должного внимания. Решение обозначенных проблем затрудняет недостаточная подготовленность педагогов, психологов к развитию нравственного поведения дошкольников средствами мультипликационных фильмов. В то время как мультипликационный фильм, когда он выступает как произведение искусства, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Исходя из этого понимания, можно отметить, что весь нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Это возможно и необходимо использовать, прежде всего, еще и потому, что дошкольное детство – это период интенсивного становления нравственных установок и чувств.

Н. Е. Маркова, И. Я. Медведева в своих исследованиях показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения.

В современном мире мультфильмы являются не просто формой времяпрепровождения. Сегодня это мощное средство воспитания. Мультипликация как вид искусства имеет возможность решения следующих воспитательных задач:

  • формирование мировоззрения. Качественно снятые мультипликационные фильмы реалистичны, приближены к настоящим явлениям жизни и потому способствуют формированию целостного мировоззрения;
  • нравственное воспитание. Любовь и дружба, трудолюбие, честность и многие другие нравственные установки можно ненавязчиво «вложить» в мультфильм, и они, несомненно, найдут свою дорогу к сердцу ребенка. Вместе с этим дети непроизвольно перенимают манеру поведения, стили общения, которые используют в своем поведении мультипликационные персонажи;
  • эстетическое воспитание. В мультфильмах ребенок видит красоту природы, слышит гармоничную музыку, которая, как известно, усиливает получаемые зрительные впечатления. Доставляет эстетическое наслаждение и качественно прорисованные и подобранные костюмы (особенно в народных сказках), и убранство домов;
  • трудовое воспитание. В советских мультфильмах труд представлен как совместное творчество, а помощь и взаимовыручка как основа продуктивного взаимодействия. Ленивые персонажи всегда осуждаются и высмеиваются авторами.

Современная мультипликация серьезно зачастую негативно влияет на представления ребенка о мире, тем самым деформирует детскую психику. Происходит, прежде всего, деформация ценностных основ. По мнению логопеда-дефектолога Е. И. Федоровой, ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых он как из кубиков строит свою модель мира.

Анализ большинства современной мультпродукции, позволяет сделать вывод о том, в детское сознание вкладываются ложные и социально неприемлемые ценности, а именно формируется «культура» силы, агрессивного поведения, самолюбие, пошлость, аморальность, отрицательное отношение к окружающим и многое другое. Такая тенденция приводит к негативному влиянию на подсознание детей, искажает формирование и становление их личности, а также нравственные устои и психические процессы[4].

К сожалению, мультипликаторы, желая расширить зрительскую аудиторию, недостаточно внимания уделяют художественно-нравственной стороне содержания, нередко ограничиваясь только привлекательным мультсюжетом. Мультипликация сейчас стала более коммерциализированной. Все более чаще стали показываться мультфильмы, которые предназначены для семейного просмотра, такие как «Шрэк», «Кот в сапогах», «Красная шапочка против зла» и множество иных, включающих в себя шутки и подтекст, понятным взрослым, но не детям[5].

Особенности детской психики таковы, что все события, которые происходят перед их глазами, воспринимаются ими как настоящие, реальные. Это, в первую очередь связано с тем, что у детей отсутствует полное сознание границ реальности.

Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания дошкольников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти.

Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка.

1.2 Проблемы негативного влияния мультфильмов на формирование личности дошкольника

Не случайно дети разного возраста любят мультики. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Благодаря этому формируются у ребенка первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения[6].

Сравнивая себя с любимыми мультипликационными героями, ребенок имеет возможность научиться: позитивно, воспринимать себя; справляться с возникшими на его пути трудностями; уважительно относиться к другим людям[7].

Отсюда следует вывод, мультфильм является эффективным средством воспитания ребенка.

Козачёк О. В. в своей статье «Современные мультфильмы и дети» пишет «очень часто родители, чтобы отвлечь от себя внимание ребенка, занять его чем-нибудь и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультфильм, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора»[8].

О. В. Козачек перечисляет несколько признаков «вредного мультика»:

  • главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред
  • окружающим (последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни);
  • девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается (последствием просмотра может стать расшатывание эталонов хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения);
  • демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, которые в реальной жизни просто опасны (последствия просмотра таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами);
  • транслируются формы нестандартного полоролевого поведения (просмотр подобных сцен может иметь желание демонстрируемое поведение попробовать на себе);
  • неуважительное отношение к людям, животным, растениям;
  • используются несимпатичные, уродливые герои[9].

В настоящее время появились целые телевизионные каналы, которые специализируются исключительно на мультипликации и транслируют ее круглосуточно. Зачастую, современные мультфильмы выполняют развлекательную функцию, но, к сожалению, в погоне за зрителем создатели прибегают к «запрещенным приемам» и тогда «детские сказки» способны нанести вред неустоявшейся психике ребенка.

Не требуется проводить специальный анализ контента, чтобы увидеть такую проблему, как демонстрация сцен насилия и агрессии в мультфильмах. Примеры тому можно с легкостью найти в таких популярных у подростков мультфильмах, как «Том и Джерри», «Удивительный мир Гамбла», «Юные титаны, вперед». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х гг. ХХ века, доказали, что увиденные по телевизору сцены агрессии и насилия формируют у ребенка такие черты характера, как жестокость и злость. Более того, психологи утверждают, что регулярный просмотр детьми агрессивных фильмов и передач может спровоцировать совершение серьезных уголовных преступлений ими в зрелом возрасте.

В мультфильме никто не оценивает агрессивные действия персонажа. Напротив, сюжет сопровождается веселой музыкой. Таким образом, у зрителя формируется позитивное восприятие увиденного, смывается грань между социально приемлемыми и неприемлемыми поступками. Подобные сюжеты опасны еще и тем, что способствуют снижению уровню ощущения опасности, или, как говорится, «инстинкту самосохранения». В мультфильме после падения с небоскереба персонаж не умирает (что было бы естественно), а благополучно продолжает свое существование.

Еще одна проблема современных мультипликационных персонажей – отсутствие воспитания. Герои мультфильмов пукают, рыгают (например, герои мультфильма «Санджей и Крейг» делают это практически в каждой серии). В результате, дети воспринимают подобное поведение, как норму и, естественно, копируют его.

В современных мультфильмах часто нарушены полоролевые связи. Особенно ярко и явственно это проявляется в мультфильмах жанра «Анимэ», где персонажи проявляют интерес к представителям своего пола, причем половая принадлежность героев не всегда понятна с первого взгляда (например, мультфильм «Класс убийц» герои Нагиса и Карма).

Обычные люди в мультфильмах часто превращаются в жутких монстров, что может сформировать у ребенка подсознательный страх перед другими людьми. Примерами таких превращений могут стать герои мультфильма «Бэн Тэн».

В мультфильмах подросток видит фантастические миры, планеты, страны, которые изображены создателями так ярко и привлекательно, что реальная действительность начинает казаться ребенку серой и неинтересной. Результат – уход от реальности, потеря интереса к общению со сверстниками.

Перечень вредоносной информации, содержащейся в современных мультфильмах, огромен. Запретительные методы в работе с детьми по данному направлению представляются малоэффективными, так как яркие, динамичные, захватывающие сюжеты мультфильмов, их доступность всегда будут манить и привлекать молодых людей. Следовательно, профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на формирование критического мышления и морально-нравственных установок.

В. С. Мухина писала, «персонажи мультфильмов должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков»[10].

В. И. Короткий считает, что «ребенок понимает и принимает язык мультфильмов, героев мультфильмов и их поступки, потому что эти герои просты и типичны и делают самые обыкновенные дела, совершают благородные поступки, проявляют доброту»[11].

Воронина О. А. и Медведева Н. И. выделяют ряд положительных и негативных моментов при просмотре мультфильмов:

  • персонажи мультфильмов показывают ребёнку различные способы взаимоотношений с миром;
  • через сравнения с любимыми героями ребёнок учится воспринимать себя позитивно, пересиливать свои страхи и трудности, вырабатывать в себе уважение к окружающим;
  • дети намного эффективнее воображают картины мира, и тем самым начинают развивать в себе личность, перенимая те или иные качества персонажей;
  • ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира[12].

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений рекомендуют родителям и детям чаще и больше смотреть советские мультфильмы, так как у большинства современных детей частично сформированы или совсем не сформированы нравственные эталоны поведения.

Задача родителей и воспитателей системы дошкольного образования заключается в том, чтобы помочь дошкольнику научиться правильно «осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования детей дошкольного возраста, формировании у них медиаграмотности, как необходимого условия дальнейшего становления их личности[13].

Выводы

В современном мире мультфильмы являются не просто формой времяпрепровождения. Сегодня это мощное средство воспитания. Мультипликация как вид искусства имеет возможность решения следующих воспитательных задач: формирование мировоззрения; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание.

Являясь значимой частью жизни современного ребенка, мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на их развитие. Существует большое количество добрых, качественных мультфильмов, которые формируют у зрителей представления о добре и зле, расширяют кругозор, помогают бороться с детскими страхами, учат уважать и любить природу, семью, других людей. В них высмеиваются лень, трусость, глупость. В таких мультфильмах добро всегда побеждает зло, причем отрицательный персонаж не уничтожается, а, как правило, перевоспитывается. Таким образом, зритель понимает, что у каждого человека, совершившего ошибку, есть право на исправление и счастливую жизнь.

С другой стороны, среди современных мультфильмов нередко можно встретить вредные, а иногда и просто опасные. Чаще всего опасный контент содержится в мультипликационной продукции зарубежного производства. Это связано, прежде всего, с различием в мировоззрении и глубоким расхождением в картине мира. В таких мультфильмах много агрессии и насилия, а зло, чаще всего, уничтожается физически или вообще оказывается сильнее и могущественнее добра.

Родителям и педагогам необходимо хорошо ориентироваться в современных мультфильмах с целью фильтрации потенциально опасного контента. Необходимо также разработать комплекс мер, с помощью которых можно было бы обратить внимание ребенка на позитивные моменты и выработать устойчивое отрицание негатива и агрессии, которые, к сожалению, часто встречаются в современной мультипликации.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Выявление целесообразности включения мультфильмов в воспитательную работу с дошкольниками

С целью изучения некоторых аспектов включения мультипликационных фильмов в содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, нами было проведено анкетирование. Для реализации данной цели был проведен анкетный опрос воспитателей ДОУ № 5 г. Ставрополя. В анкетировании приняло участие 24 воспитателя различных возрастных групп ДОУ.

В процессе анкетирования полученные ответы соотносились с теоретическими положениями возрастной и педагогической психологии.

Количественная и качественная интерпретация результатов исследования показала следующее.

На вопрос о том: «Какие факторы оказывает наибольшее влияние на становление личности ребенка старшего дошкольного возраста?» все воспитатели отметили в первую очередь влияние семьи, далее по степени значимости отметили дошкольную образовательную организацию, затем сверстников, на четвертом месте влияние мультипликационных фильмов, наименьшим, по мнению воспитателей ДОУ, оказалось влияние литературы и искусства.

На вопрос о том: «Считаете ли Вы актуальным и необходимым использование мультфильмов в непосредственной образовательной деятельности с детьми?» 58% воспитателей ответили утвердительно и 42% не видят в этом какой-либо необходимости.

В то же время, на вопрос о воспитательном потенциале мультфильмов отмечают, что он заключается в воспитании культуры поведения, морально-нравственных качеств, настойчивости, дружбы, взаимовыручки.

При ответе на вопрос: «Используете ли Вы мультфильмы в работе с детьми?» 75% воспитателей используют в своей деятельности мультфильмы и 25% не используют. При этом 41,7% воспитателей считают возможным использование мультфильма в качестве образовательного и воспитательного средства, и лишь 16,6% в качестве заполнения досуга.

На вопрос: «Считаете ли Вы возможным использование мультфильма в процессе нравственного воспитания дошкольников?» все опрошенные, то есть 100% воспитателей ответили утвердительно.

При ответе на вопрос: «Какая организация просмотра ребенком мультфильма может оказать наибольшее влияние на нравственное становление дошкольника?» 87,5% воспитателей отметили, что важно сопровождать процесс просмотра мультфильмов беседой со взрослыми и 12,5% указали, что необходимо использование приема «стоп» кадра т.е. просмотр мультипликационных фрагментов с последующим их обсуждением.

На вопрос: «Считаете ли вы необходимым в ДОУ медиатеки, сформированной путем педагогически и психологически обоснованного отбора качественных мультфильмов?» 87,5% ответили утвердительно и лишь 12,5% не считают нужным создание подобной медиатеки.

В заключении анкеты, воспитателям предложили отметить те мультфильмы, которые на их взгляд можно порекомендовать для нравственного воспитания детей. В результате мы получили следующий набор мультфильмов: «Лунтик», Царевна-Лягушка», «Мамонтенок», Серия православных мультфильмов, «Дом и гном», «Храбрый олененок», «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Маша и медведь», «Чебурашка», «Смешарики», «Малышарики», «Фиксики», «Простоквашино».

Анализ предложенных воспитателями мультфильмов, показывает, что большая их часть пришли к нам из Советского прошлого, и они по сей день остаются актуальными. Советские мультфильмы на государственном уровне походили жесткую цензуру и выступали в качестве трансляторов нравственности и моральных устоев для дошкольников.

Сомнения из предложенного списка вызывает лишь мультфильм «Маша и медведь», который рекомендуют к просмотру воспитатели.

По мнению И. О. Шугушевой и В. В. Долганиной, мультфильм «Маша и медведь» является классическим примером садизма, в котором в качестве жертвы выступает Медведь, а в роли садиста выступает Маша. При просмотре данного мультфильма ребенок начинает отождествлять себя с Машей, испытывая триумф от того, что внутренне «берет верх», побеждая взрослых. Этот мультфильм не транслирует своим содержанием какие-либо правила и границы во взаимоотношениях, которых должен придерживаться ребенок. Таким образом, основной девиз данного мультфильма звучит так: «Делай, что хочешь, тебе за это ничего не будет».

Успех данного мультсериала во многом заключается в том, что в роли Маши мечтает побывать каждый ребенок. Роль абсолютной жертвы Медведя, как правило, отводится взрослым (родителям, бабушкам, дедушкам). Они все позволяют и прощают своим любимцам. Маша демонстрирует непринятие никаких правил, а ее поведение носит спонтанный характер. Хулиганское поведение, формируемое у ребенка на подсознательном уровне, программирует девочек на доминирование и потребительское отношение к людям. Естественно, такое поведение напрямую разрушительно для формирования нравственных ценностей дошкольников. А в будущем у детей могут быть проблемы в формировании доброжелательных семейных взаимоотношений[14].

Опрос родителей детей по теме «Влияние мультфильмов на психику детей», разделил ответы на две группы. Одна группа родителей считают, что старые советские мультфильмы, такие как «Дядя Степа», «Малыш и Карлосон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Трое из Простоквашино», оказывают положительное влияние на детскую психику и учат детей доброте, порядку, но эти мультики являются примитивными.

Другая группа родителей считает, что хорошие мультфильмы сейчас встречаются редко, а с «голубых» экранов дети чаще видят плохие мультфильмы. В таких мультиках внешность героев не является эталоном красоты. В них высмеиваются ранее традиционные качества героев, отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Под влиянием «плохих» мультфильмов дети очень часто придумывают агрессивные игры, которые благополучно разрушают ребенка, как личность.

Таким образом, важно проводить работу с педагогами дошкольных образовательных учреждений с целью психологического просвещения о механизмах воздействия современной мультпродукции на сознание дошкольников. Педагоги должны знать истинные смыслы мультфильмов и использовать их в качестве средства нравственного воспитания личности в образовательной деятельности ДОУ.

2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента

Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий и разработка методических рекомендаций по повышению уровня эмоционального отношения к нравственным нормам, способствующим социализации старших дошкольников.

Материалом исследования стал опыт проведения мультлектория в ДОУ г. Ставрополя (выборка составила 138 детей дошкольного возраста 6–7 лет).

Методы исследования: методы теоретического исследования, моделирования, статистического анализа, педагогический эксперимент.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление уровня сформированности этических представлений у детей по показателю «Адекватное эмоциональное отношение к поступкам других».

Использована методика «Сюжетные картинки». При обработке результатов исходили из следующих показателей: низкий уровень (1 балл) – ребенок верно раскладывает картинки, но не объясняет свой выбор; при оценке поступков не выражает эмоции; средний уровень (2 балла) – картинки ребенок раскладывает правильно, обосновывает свои действия, но эмоции выражает слабо; высокий уровень (3 балла) – ребенок картинки раскладывает правильно, обосновывает свой выбор и моральную норму, выражает яркие эмоции на поступки героев.

Анализ первого этапа эксперимента позволил выявить следующую статистическую картину: респондентов с низким уровнем адекватного эмоционального отношения не выявлено (все дети правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо»); средний уровень выявлен у 94,2% участников эксперимента: они объяснили свою оценку; высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам показали 5,8% детей (они не только называли нравственные качества, которые проявляли герои картинок, но и проявили яркую, адекватную эмоциональную реакцию).

Таким образом, было установлено, что у большинства детей недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации.

Полученные результаты говорят о том, что с дошкольниками необходимо предварительно вести беседу о правильном выборе поступков героев.

В рамках проведенного эксперимента проанализирована сформированность наличия представлений у дошкольников о добре и зле как одном из условий их успешной социальной адаптации. Дошкольник, обладающий представлениями об определенной системе ценностей (добро − зло, отзывчивость − равнодушие, дружелюбие – враждебность), осознает, что «хорошо» из увиденного им на экране или на картинке и что заслуживает порицания. Ребенок способен ориентироваться на это знание, оценивая свои поступки и действия своих ровесников, при этом старается регулировать свое поведение.

Роль дошкольного детства в осознании личностью социальных установок «добро» и «зло» очень значима, именно в этом возрасте дошкольник начинает оперировать этими понятиями не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у него нравственных представлений[15].

Дошкольникам задавали следующие вопросы:

Что такое добро и зло?

Кого мы называем добрым, кого злым?

Кого ты считаешь добрым, злым?

Какой ты сам и почему?

Интересны ответы детей: добро соотносится у них со следующими действиями: никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки (24%); добро – это помощь родителям, хорошие поступки, хорошее поведение (41%); добро – дружба, игра с другими, веселье (35%).

Зло в представлении детей – все, что противоположно добру, так ответили 100% опрошенных. Для большинства респондентов добрый человек:

– коммуникативный («дружит со мной», «с ним весело играть»);

– щедрый («делится своими игрушками», «угощает», «дает кататься на своем велосипеде»);

– совершающий героические поступки («заступился за меня», «спасает от беды»);

По мнению дошкольников, злой человек:

– насмешливый («который смеется надо мной»);

– грубый («невежливый», «сердитый», «хмурый»);

– не уважающий окружающих людей («который не слушает старших», «грубит людям», «перебивает других»).

Особо следует отметить, что дети акцентируют внимание на важности «добра» в общении с родителями.

Сформированность представлений о добрых или злых людях является важным условием социальной адаптации детей и условием формирования социальных установок дошкольника, которому надо научиться находить общий язык с разными людьми.

При ответе на вопрос, касающийся самооценки ребенка, 100% детей, принимающих участие в анкетировании, назвали себя добрыми: 48% всех опрошенных дали ответ, что они «добрые, потому что готовы помогать маме и папе», отмечая этим важность семейных ценностей. Обобщение с ровесниками и индивидуальные черты ребенка (честность, послушность и примерное поведение, щедрость) оказались для опрошенных вторичными. Стоит отметить, что дошкольники достаточно легко обосновали свое представление о добре и зле, без труда соотнесли себя с одной из предложенных категорий.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента в целом, можно сделать заключение, что у старших дошкольников сформированы определенные социальные установки, в которые входят этические представления о нравственных нормах, однако в реальных жизненных ситуациях дети не всегда поступают в соответствии с ними.

Исходя из этого можно предположить, что эффективным средством формирования социальных установок у дошкольников будет просмотр мультипликационных фильмов, которые, объединяя разные виды искусства, оказывают эффективное воздействие на социализацию дошкольника, влияя на его воображение и восприятие им окружающего мира. Этим, в частности, объясняется обеспокоенность педагогов, психологов, родителей качеством транслируемых детских фильмов, поскольку не все они в доступной ребенку форме отражают систему указанных выше нравственных ценностей. Дошкольник не понимает разницу между вымыслом на экране и реальной жизнью, вместе с героями (говорящими животными, принцессами и королями, колдунами, феями, эльфами) он проживает волшебный мир мультфильма, не осознавая, что художественный мир не является реальным. В некоторых мультфильмах безнравственное поведение героев никем никак не наказывается («Губка Боб – квадратные штаны», «Гадкий Я», «Миньоны»).

Зачастую ребенок копирует такое поведение. «Кроме того, дети под воздействием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. «В современных мультфильмах показывают слишком большое количество насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами», – отмечает С. А. Козлова[16].

В результате в детском сознании укрепляется представление о допустимости аналогичных форм поведения в реальной жизни (жестокое отношение к домашним животным, грубость по отношению к близким и друзьям). Этому часто способствует заниженная оценка многих отечественных мультфильмов советского периода («По дороге с облаками», «Мешок яблок», «Паровозик из Ромашкова», «Крошка енот», «Серая шейка», «Просто так», «Трое из Простоквашино»), которые сегодня якобы морально устарели, их стилистика примитивна. Для общества в целом характерна заниженная оценка продукции отечественного кинематографа, хотя, по мнению В. С. Мурашовой, разнообразие современных отечественных «мультфильмов довольно велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир» («Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь»)[17].

Следует помнить, что в период дошкольного возраста нужно ориентировать ребенка на просмотр мультфильмов, которые познакомят его с миром добра в разных его проявлениях.

Далее проведено экспериментально-психологическое исследование влияния мультипликационных фильмов на детей.

Экспериментальная группа состояла из 17 детей, из которых 8 мальчиков и 9 девочек. Исследовалась средняя группа, возраст детей составлял 4-5 лет.

В ходе работы были задействованы такие методы как: наблюдение, проективные рисуночные методики («Кактус» М. А. Панфиловой).

Сначала в течении 90 минут производилась регистрация путем наблюдения свободного поведения ребенка, в котором было проанализировано число актов физической агрессии, направленной на предметы, вербальной агрессии, аутоагрессии и физической агрессии, направленной на других людей.

Выраженность каждого вида агрессивного поведения определяли в баллах, как количество актов агрессии за 90 минут.

С детьми была проведена проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой, целью которой являлось определение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Для подбора сюжета нами был проведен анализ мультфильмов, транслируемых по телеканалам «Disney», «Детский» и «Nickelodeon». Мы обратили внимание на то, что мультсериал «Том и Джерри» демонстрируется ежедневно на всех представленных каналах, а на некоторых даже по несколько серий в день. На выбор именно этого мультфильма повлиял еще и тот факт, что по результатам анкетирования практически 79% родителей указывают, что «Том и Джерри» является одним из любимых и часто просматриваемых мультфильмов для их ребенка. Предварительный анализ показал, что одна серия данного мультфильм содержит 23 сцены агрессивного поведения (мышонок бьет кота, дразнит, провоцирует, вред различными способами) (Рисунок 1).

Рисунок 1. Анализ количества сцен агрессии в мультфильме «Том и Джерри» (средние показатели за 1 минуту)

Далее проводилась повторная регистрация путем наблюдения свободного поведения ребенка (анализ числа актов физической агрессии, направленной на предметы, вербальной агрессии, аутоагрессии и физической агрессии, направленной на других людей). Повторное проведение проективной методики «Кактус» М. А. Панфиловой. Все данные были занесены в таблицу. В дальнейшем результаты сопоставлялись.

Для родителей была разработана специальная анкета, целью которой являлось определить, как часто ребенок смотрит мультипликационные фильмы, каким героям отдает предпочтение, наблюдали ли родители изменения в поведении своих детей после просмотра мультфильмов.

Контрольный этап исследования включил в себя регистрацию путем наблюдения свободного поведения ребенка (в течении 90 минут), в котором было проанализировано число актов физической агрессии, направленной на предметы, вербальной агрессии, аутоагрессии и физической агрессии, направленной на других людей. С детьми была проведена проективная методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Затем детям контрольной группы был показан мультфильм с нейтральным сюжетом «Котики, вперед!». Данный мультфильм был выбран нами сознательно. В процессе анализа мы определили, что сцены агрессивного поведения в этом сюжете отсутствуют.

После демонстрации нейтрального сюжета также проводилась повторная регистрация путем наблюдения свободного поведения ребенка.

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы выявили, что после просмотра экспериментальной группой детей мультфильма, содержащего большое количество сцен агрессивного поведения (Рисунок 1) был выявлен достоверный результат изменения проявления у детей физической агрессии, направленной на предметы (Рисунок 2). Средний показатель проявления физической агрессии, направленной на предметы составлял до просмотра мультфильма 2,8 балла, а после просмотра 3,9 балла (статистически значимые различия при p≤0.01).

Рисунок 2. Изменение проявления физической агрессии, направленной на предметы, у детей до (1) после (2) просмотра мультфильма «Том и Джерри»

Также достоверный результат был выявлен в изменении проявления у детей агрессивного поведения, направленного на других людей (Рисунок 3).

Средний показатель проявления физической агрессии, направленной на других людей, составлял до просмотра мультфильма 1,5 балла, а после просмотра 2,2балла (статистически значимые различия при p≤0.05).

Данные, относительно изменений в проявлении детьми аутоагрессии и вербальной агрессии, оказались недостоверными. Однако было выявлено, что средний показатель проявления данных типов агрессивного поведения после просмотра мультфильма «Том и Джерри» увеличился.


Рисунок 3. Изменение проявления физической агрессии, направленной на других людей, до (1) после (2) просмотра мультфильма «Том и Джерри»

В контрольной же группе статистически значимых достоверностей между проявлением агрессии до и после просмотра мультфильма с нейтральным сюжетом выявлено не было (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение проявления различных видов агрессии у детей контрольной группы до/после просмотра мультфильма c нейтральным сюжетом

Подавляющее большинство современных мультфильмов не пропагандируют никаких человеческих ценностей и способны вызывать агрессию у детей. Отождествляя себя с агрессивными героями, дети пытаются им подражать, перенимая их способы и пути преодоления всевозможных препятствий и решения разных проблем.

Выводы

С целью изучения некоторых аспектов включения мультипликационных фильмов в содержание воспитательной и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, было проведено анкетирование воспитателей и родителей. Проведенное исследование показало, что важно проводить работу с педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями с целью психологического просвещения о механизмах воздействия современной мультпродукции на сознание дошкольников.

С дошкольниками проведено исследование, направленное на выявление психолого-педагогических условий и разработку методических рекомендаций по повышению уровня эмоционального отношения к нравственным нормам, способствующим социализации старших дошкольников.

Методы исследования: методы теоретического исследования, моделирования, статистического анализа, педагогический эксперимент.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление уровня сформированности этических представлений у детей по показателю «Адекватное эмоциональное отношение к поступкам других». Использована методика «Сюжетные картинки».

Анализ первого этапа эксперимента позволил выявить следующую статистическую картину: респондентов с низким уровнем адекватного эмоционального отношения не выявлено (все дети правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо»); средний уровень выявлен у 94,2% участников эксперимента: они объяснили свою оценку; высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам показали 5,8% детей (они не только называли нравственные качества, которые проявляли герои картинок, но и проявили яркую, адекватную эмоциональную реакцию). Таким образом, было установлено, что у большинства детей недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации.

На сегодняшний день можно говорить о том, что существует немногочисленное количество мультфильмов, которые могут нести развивающую и развлекательную функции, не вызывая при этом повышения уровня агрессии у детей. Исходя из этого, мы проследили, что если детям предъявляется мультфильм с нейтральным сюжетом, то уровень агрессии в поведении детей после его просмотра остается неизменным.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в психолого-педагогической практике, в ходе создания коррекционных программ, возможна разработка практических рекомендаций для создателей мультипликационных фильмов целью снижения в сюжетах количества агрессивных сцен.

В рамках проведенного эксперимента проанализирована сформированность наличия представлений у дошкольников о добре и зле как одном из условий их успешной социальной адаптации.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента в целом, сделано заключение, что у старших дошкольников сформированы определенные социальные установки, в которые входят этические представления о нравственных нормах, однако в реальных жизненных ситуациях дети не всегда поступают в соответствии с ними.

Исходя из этого можно предположить, что эффективным средством формирования социальных установок у дошкольников будет просмотр мультипликационных фильмов, которые, объединяя разные виды искусства, оказывают эффективное воздействие на социализацию дошкольника, влияя на его воображение и восприятие им окружающего мира.

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1. Мультилекторий как средство формирования личности дошкольников

Предлагается система занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория как интегрированной формы проведения занятий, наиболее близкой детям, поскольку она включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части.

При выборе темы занятий и подбора мультфильмов необходимо учитывать художественные качества анимации, четкость изображенной нравственной ситуации, структурированность системы персонажей, соответствующие возрасту зрителей средства воздействия на детей. Мультлекторий является эффективным средством воздействия на социальные установки старших дошкольников, поскольку в основу формирования тематического круга мультлектория положена социальная проблематика, мультфильмы направлены на трансляцию социально значимых для старших дошкольников знаний, умений и навыков.

Ключевыми приемами работы с детьми становятся следующие: постановка проблемного вопроса, анализ главной темы мультфильма, рефлексия. Педагог организует анализ и проигрывание ситуаций, анализ и установление правил поведения, обыгрывание допустимости конфликтных ситуаций, их разрешение, моделирование выхода из них.

Принимая участие в организуемых педагогом ситуациях, выполняя после просмотра мультфильмов ряд заданий и упражнений, ребенок учится на примере сюжета и персонажей ориентироваться в окружающей действительности, оценивать чужие и собственные действия, строить стратегию собственного поведения и взаимодействия с социумом.

Предлагаемый мультлекторий включает шесть занятий определенной тематики (таблица 1).

Таблица 1

Система занятий по формированию социальных установок

с использованием мультлектория

Тема

Мультфильмы, влияющие на формирование социальных установок

1.

Добрые поступки

Мультфильм «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Режиссер С. Антонов, А. Некрасов, 2011

2.

Ссора

Мультфильм «Веселые паровозики из Чаггингтона»». Вып. 6. «Отличная поездка. Спор Ходжа и Коко». Режиссер С. Болл, 2008

3.

Мое настроение

Мультфильм «Смешарики. Хорошее настроение». Режиссер Д. Чернов, И. Максимов, 2013

4.

Жадность

Мультфильм «Маша и медведь. Маша - жадина», 2016

5.

Упрямство

Мультфильм «Нехочуха». Режиссер Ю. Бутырин, 1986

6.

Сопереживание

Мультфильм «Щенячий патруль. Щенки спасают Алекса». Режиссер Дж. Уитни, 2013

На первом занятии педагог знакомит детей со значением слова «мультлекторий», объясняет их роль – быть экспертами по мультфильмам.

Цикл занятий мультлектория начинается просмотром мультфильма «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Этот фильм дает детям возможность оценить добрый поступок с разных сторон и позиций, что способствует воспитанию и развитию терпимости по отношению к различным точкам зрения.

На втором занятии дошкольникам предлагается оценить социальную ситуацию «ссора». Цель занятия − продолжать формировать у дошкольников доброжелательное отношение друг к другу. Воспитание дружественных отношений между детьми – цель обсуждения мультфильмов этой тематики: «Веселые паровозики из Чаггингтона». Дети знакомятся со способами решения конфликтных ситуаций, учатся анализировать причины ссор, определять настроение, эмоциональное состояние других детей не только по словам, но и по мимике, жестам. Так воспитывается культура общения – основа коммуникативной компетентности дошкольников.

Тема 3-го занятия – «Настроение». Цель − совершенствование умений дошкольников различать и понимать характер эмоционального состояния окружающих, детей и взрослых.

После просмотра мультфильма «Смешарики. Хорошее настроение» дошкольники практикуются выражать противоположные эмоциональные состояния (злой − добрый, грустный – веселый), учатся разграничивать поступки персонажей и дают им оценку.

Тема 4-го занятия – «Жадность». Цель − коррекция и актуализация представлений о жадности (в том числе в соотношении с такими качествами, как экономность, домовитость). При просмотре мультфильма «Маша и медведь» дошкольники учатся замечать ожидания и переживания других, у них развивается чувство эмпатии, воспитываются толерантное отношение к поступкам других людей, потребность в проявлении доброты и понимания.

Тема 5-го занятия – «Упрямство». Цель − осознание детьми упрямства как активного противостояния требованиям окружающих людей, снятие негативных проявлений упрямства. После просмотра мультфильма «Нехочуха» дети учатся оценивать свое эмоциональное состояние; знакомятся с правилами дружелюбного, вежливого, миролюбивого поведения; у них формируются навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Тема заключительного занятия – «Сопереживание». Цель − развивать у дошкольника чувство эмпатии, способности переживать радость и горе родных, друзей и других людей. Беседа проводится после просмотра мультфильма «Щенячий патруль. Щенки спасают Алекса».

Следует отметить, что постановка проблемных вопросов и перспектива поиска ответов с помощью просмотра мультфильмов явились важнейшими факторами привлечения детей к взаимодействию и мыслительной деятельности, в большинстве случаев удалось сделать вопрос значимым для детей. Исходя из наших наблюдений за процессом воздействия на социальные установки старших дошкольников можно сделать вывод о том, что после предъявления информации в наглядной форме (жизненные ситуации, включенные в мультфильмы) дети с большим доверием воспринимают информацию. Изменение установок, по данным наблюдений, часто происходило в момент осознания дошкольниками несоответствия имеющихся у них знаний с реальной ситуацией, то есть чаще в момент обсуждения мультфильма после его просмотра.

3.2. Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Результаты контрольного среза, проведенного после завершения работы мультлектория, позволили оценить, как изменились социальные установки участников педагогического эксперимента.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента не было выявлено детей с низким уровнем эмоционального отношения: все дети группы правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо». Увеличилась группа детей с высоким уровнем в контрольном эксперименте (17,6%) по сравнению с констатирующим (5,8%); соответственно уменьшилась группа дошкольников со средним уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам: 82,4% и 94,2% соответственно.

Выводы

В работе предлагается система занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория как интегрированной формы проведения занятий, наиболее близкой детям, поскольку она включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части.

Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что просмотр мультфильмов в рамках тематического мультлектория − значимый механизм социализации детей, влияющий на формирование их мироощущения, мировосприятия и актуализацию гуманистической системы ценностей, оказывающей воздействие на освоение детьми соответствующих стереотипов поведения. Использование разнообразных педагогических технологий, отказ от авторитарности в общении взрослых с детьми, педагогов с обучающимися, взаимодействие ДОУ с семьей и общественностью позволяют сделать этот процесс более эффективным.

Апробация материалов мультлектория в девяти дошкольных учреждениях показала эффективность такой формы учебно-воспитательной работы, включающей интегрированные занятия, способствующие формированию коммуникативной компетентности дошкольников, позволяющей детям чувствовать и понимать позицию собеседника, предугадывать развитие ситуации общения и руководить ею.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире мультфильмы являются не просто формой времяпрепровождения. Сегодня это мощное средство воспитания. Мультипликация как вид искусства имеет возможность решения следующих воспитательных задач: формирование мировоззрения; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание.

Являясь значимой частью жизни современного ребенка, мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на их развитие. Существует большое количество добрых, качественных мультфильмов, которые формируют у зрителей представления о добре и зле, расширяют кругозор, помогают бороться с детскими страхами, учат уважать и любить природу, семью, других людей. В них высмеиваются лень, трусость, глупость. В таких мультфильмах добро всегда побеждает зло, причем отрицательный персонаж не уничтожается, а, как правило, перевоспитывается. Таким образом, зритель понимает, что у каждого человека, совершившего ошибку, есть право на исправление и счастливую жизнь.

С другой стороны, среди современных мультфильмов нередко можно встретить вредные, а иногда и просто опасные. Чаще всего опасный контент содержится в мультипликационной продукции зарубежного производства. Это связано, прежде всего, с различием в мировоззрении и глубоким расхождением в картине мира. В таких мультфильмах много агрессии и насилия, а зло, чаще всего, уничтожается физически или вообще оказывается сильнее и могущественнее добра.

Родителям и педагогам необходимо хорошо ориентироваться в современных мультфильмах с целью фильтрации потенциально опасного контента. Необходимо также разработать комплекс мер, с помощью которых можно было бы обратить внимание ребенка на позитивные моменты и выработать устойчивое отрицание негатива и агрессии, которые, к сожалению, часто встречаются в современной мультипликации.

С целью изучения некоторых аспектов включения мультипликационных фильмов в содержание воспитательной и образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, было проведено анкетирование воспитателей и родителей. Проведенное исследование показало, что важно проводить работу с педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями с целью психологического просвещения о механизмах воздействия современной мультпродукции на сознание дошкольников.

С дошкольниками проведено исследование, направленное на выявление психолого-педагогических условий и разработку методических рекомендаций по повышению уровня эмоционального отношения к нравственным нормам, способствующим социализации старших дошкольников.

Методы исследования: методы теоретического исследования, моделирования, статистического анализа, педагогический эксперимент.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление уровня сформированности этических представлений у детей по показателю «Адекватное эмоциональное отношение к поступкам других». Использована методика «Сюжетные картинки».

Анализ первого этапа эксперимента позволил выявить следующую статистическую картину: респондентов с низким уровнем адекватного эмоционального отношения не выявлено (все дети правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо»); средний уровень выявлен у 94,2% участников эксперимента: они объяснили свою оценку; высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам показали 5,8% детей (они не только называли нравственные качества, которые проявляли герои картинок, но и проявили яркую, адекватную эмоциональную реакцию). Таким образом, было установлено, что у большинства детей недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации.

На сегодняшний день можно говорить о том, что существует немногочисленное количество мультфильмов, которые могут нести развивающую и развлекательную функции, не вызывая при этом повышения уровня агрессии у детей. Исходя из этого, мы проследили, что если детям предъявляется мультфильм с нейтральным сюжетом, то уровень агрессии в поведении детей после его просмотра остается неизменным.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в психолого-педагогической практике, в ходе создания коррекционных программ, возможна разработка практических рекомендаций для создателей мультипликационных фильмов целью снижения в сюжетах количества агрессивных сцен.

В рамках проведенного эксперимента проанализирована сформированность наличия представлений у дошкольников о добре и зле как одном из условий их успешной социальной адаптации.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента в целом, сделано заключение, что у старших дошкольников сформированы определенные социальные установки, в которые входят этические представления о нравственных нормах, однако в реальных жизненных ситуациях дети не всегда поступают в соответствии с ними.

Исходя из этого можно предположить, что эффективным средством формирования социальных установок у дошкольников будет просмотр мультипликационных фильмов, которые, объединяя разные виды искусства, оказывают эффективное воздействие на социализацию дошкольника, влияя на его воображение и восприятие им окружающего мира.

В работе предлагается система занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория как интегрированной формы проведения занятий, наиболее близкой детям, поскольку она включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части.

Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что просмотр мультфильмов в рамках тематического мультлектория − значимый механизм социализации детей, влияющий на формирование их мироощущения, мировосприятия и актуализацию гуманистической системы ценностей, оказывающей воздействие на освоение детьми соответствующих стереотипов поведения. Использование разнообразных педагогических технологий, отказ от авторитарности в общении взрослых с детьми, педагогов с обучающимися, взаимодействие ДОУ с семьей и общественностью позволяют сделать этот процесс более эффективным.

Апробация материалов мультлектория в девяти дошкольных учреждениях показала эффективность такой формы учебно-воспитательной работы, включающей интегрированные занятия, способствующие формированию коммуникативной компетентности дошкольников, позволяющей детям чувствовать и понимать позицию собеседника, предугадывать развитие ситуации общения и руководить ею.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Основные понятия. [Электронный ресурс]. URL: https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423 (Дата обращения 05.12.2019).
  2. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. №2. С.711-720.
  3. Воронина О. А., Медведева Н. И. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка. – М.: Мир психологии, 2016.
  4. Долганина В. В. Психологические детерминанты современной мультипликации // Научно-технический потенциал как основа социально-экономического развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 февраля 2018 г., г. Москва). – М.: Импульс, 2018. С.83-90.
  5. Козачёк О. В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. – М.: Мир психологии, № 3, 2017. С. 95-100.
  6. Козачёк О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка // Здоровье и экология. – М.: Мир психологии, № 4, 2017. – С. 23-30.
  7. Козлова С. А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности. М., 2016.
  8. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 13-20.
  9. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М.: Просвещение, № 3, 2015. С. 45-50. Короткий В. И. Основы семейной психопедагогики: курс лекций. – Архангельск: Март, 2016.
  10. Куниченко О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – М.: Просвещение, 2016. – С. 102-110.
  11. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 480 с.
  12. Мурашова В. С., Лосева И. И. Социализация дошкольников через мультфильмы // Киноискусство и ребенок: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2016. С. 89-100.
  13. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. — М., 2015.
  14. Нравственность в современном мире - М: «Красико-Принт», 2016. - 128 с.
  15. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 2016. - 304 с.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 2016. - 541 с.
  17. Шугушева И. О., Долганина В. В. Психологические маркеры современной мультипликации: анализ и прогноз // Сборник материалов XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 года) / отв. ред. А. В. Коричко. Ч. 7. Образование. Педагогика. Психология. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. – С. 54-60.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методика «Кактус»

Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков.

Процедура проведения. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение; размер рисунка; характеристики линий; сила нажима на карандаш.

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный); характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный); характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы, которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Какие у кактуса есть соседи?

6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Основные понятия. [Электронный ресурс]. URL: https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423 (Дата обращения 05.12.2019).

  2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2017. – С. 148.

  3. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. - М.: Новая школа, 2013. – С. 130.

  4. Долганина В. В. Психологические детерминанты современной мультипликации // Научно-технический потенциал как основа социально-экономического развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 февраля 2018 г., г. Москва). – М.: Импульс, 2018. С.83.

  5. Корешкова М. Н., Королева М. В., Кузовлева О. А. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 13.

  6. Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М.: Просвещение, № 3, 2015. С. 45.

  7. Куниченко О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет. // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – М.: Просвещение, 2016. – С. 102.

  8. Козачёк О. В. Современные мультфильмы и дети: средство воспитания или технология манипулирования? // Здоровье и экология. – М.: Мир психологии, № 3, 2017. С. 95.

  9. Козачёк О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка // Здоровье и экология. – М.: Мир психологии, № 4, 2017. – С. 23.

  10. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. — М., 2015. – С.90.

  11. Короткий В. И. Основы семейной психопедагогики: курс лекций. – Архангельск: Март, 2016. – С. 71.

  12. Воронина О. А., Медведева Н. И. Влияние современных мультфильмов на психику ребенка. – М.: Мир психологии, 2016. – С. 65.

  13. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2018. – С. 48.

  14. Шугушева И. О., Долганина В. В. Психологические маркеры современной мультипликации: анализ и прогноз // Сборник материалов XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 3–4 апреля 2018 года) / отв. ред. А. В. Коричко. Ч. 7. Образование. Педагогика. Психология. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. – С. 54.

  15. Алиева Ш. Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. №2. С.711.

  16. Козлова С. А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности. М., 2016. С. 13.

  17. Мурашова В. С., Лосева И. И. Социализация дошкольников через мультфильмы // Киноискусство и ребенок: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2016. С. 89.