Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Наши дети часто проводят своё время наедине с телевизором. Особенно это актуально в нашем современном мире, когда на первом плане просмотры мультфильмов и игры в гаджеты. Мы знаем, что личность формируется в раннем детстве, и телевидение, конечно, оказывает огромную роль на развитие детей. Именно в раннем детстве мультфильмы играют огромную роль в жизни ребенка. Сейчас транслируют много и российских и зарубежных мультфильмов. Зарубежные мультфильмы - это мультфильмы американского происхождения, которые вызывают тревожность и мысли задуматься над их влиянием на психическое здоровье детей. Если вспомнить старые, нарисованные мультфильмы, которые приятно смотреть, они несли в себе добро и естественность. Если посмотреть современные, в которых использована в основном компьютерная графика, то сразу возникает опасность и тревога за наших детей. Такие мультики не несут добра и наносят вред детской психике. Сейчас очень мало мультфильмов, для которых главное – это нравственность, которые были бы неким «учителем» и помощником для ребенка, чтобы он смог понять, где добро, а где зло. В этом и есть актуальность выбранной темы.

Проблема исследования: взаимодействие детей и мультфильмов. Каким образом мультфильмы влияют на развитие и психику ребенка?

Цель проекта: изучить влияние мультфильмов на детей дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование развития детей.

Предмет исследования: влияние анимационных фильмов на дошкольников и как они воспринимают сюжет.

Задачи исследования:

  • Проанализировать российские и зарубежные мультфильмы;
  • Анализ развития детей дошкольного возраста;
  • Рассмотреть какой уровень влияния мультфильмов на психику;
  • Какова степень восприятия мультиков детьми;

Гипотеза исследования: предполагается, что мультфильмы с нравственным и добрым характером способствуют верному и моральному воспитанию детей. Из психологии известно, что приобщение к миросозиданию оказывает положительное воспитание на качества личности ребенка.

Теоретико-методологическая база определена междисциплинарной спецификой, вначале которых находятся проведение исследования ученых по социально-педагогической психологии отечественных ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвостого; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.

Этапы исследования.

Предварительный. Просмотр теоретического материала исследования воспринимать сюжет мультфильма дошкольниками.

Изучение и исследование. На этом этапе проводится с помощью психологических методик выявление влияния мультфильмов на детей и восприятие ими сюжета.

Заключительный. Провести обработку полученных результатов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ

1.1 Специфика содержания отечественных и зарубежных мультфильмов

Мультфильмы — это важнейшее образовательное средство, поскольку они сопровождают становление личностей детей, и родителей всегда волнует, как влияют мультфильмы на психику и развитие ребенка. Надо быть крайне осторожным при выборе мультика. Наглядные примеры, в отличие от книги, действуют гораздо сильнее на детей.

Если говорить об отечественных мультфильмах, то они хороши тем, что в них ребенок увидит нормальную картину мира. В этой картине лежит мотив, что добро побеждает зло. В добром мультфильме изображен отрицательный герой, которого трудно переделать. В результате злой он, оттого, что никто ему не сочувствует, никто с ним не дружит.

В русских мультфильмах отрицательный персонаж изображен в комическом облике, это ослабевает его злой нрав. Такая ситуация содействует гармонии в сознании ребенка. Именно поэтому наши мультфильмы безвредны и полезны детям, особенно для ребенка с психологической травмой. Когда у дошкольника есть проблемы с социализацией, то таковые мультфильмы указывают верную модель поведения, а именно, каким надо быть товарищем, как прийти на помощь людям.

Возьмем, к примеру, некоторые отечественные мультфильмы. Они являются небольшими историями, в которых прячется глубокий смысл. В качестве примера можно рассмотреть мультфильм «Золотая антилопа» (режиссер Л. Атаманов, 1954г.). В этом советском мультфильме впервые изображены настоящие эмоции, показана глубина человеческой психологии в художественном произведении для детей. Мальчик из бедной семьи, скромный и порядочный, предстает одновременно и трудящимся без претензий на условия жизни, и боящимся власть имущего. Как обычно, правитель восточной страны (Раджа) в советском кинематографе (мультипликации) показан глупым, алчным, злобным и беспощадным. Ради наживы раджа не гнушается ни обманом, ни мелким мошенничеством. Слуги Раджи изображены алчными и продажными, и даже самый близкий человек из охраны готов продать своего господина за грош. Несмотря на смертельную опасность, мальчик не предает близкого друга, не желает получить за предательство даже много золота. Развязка наступает неожиданно: мальчику на помощь приходит доброе животное, которому он искренне желал добра. Воспитательный смысл этого фильма значительно важнее, чем многолетнее обучение ребенка распознаванию нечестных и лживых людей по манерам, мимике, внешнему виду. Очень хороший познавательный мультфильм, который учит честности и порядочности, любви к животным и преданности.

Мультфильм часто можно сравнить с жизнью, а точнее то, что в мультфильме, как в жизни самыми верными оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые. Мультфильм «Самый большой друг» (режиссер П.Носов) как раз про это и повествует.

Эта история о том, что в Африке живет крокодил и девочка с товарищами: бегемот, цыпленок, колокольчик и щенок. Но крокодилу не нравится их дружба, он решает съесть девочку. Но друзья ее все время вызволяют, а бегемот, оказался трусливым и убегает. А потом девочка объяснила ему, что ее друзья меньше, чем он и спасли ее. А он такой большой и убежал.

Практика показывает, что детские впечатления после просмотра мультфильма достаточно стойкие. Даже спустя продолжительное время пяти-шестилетние могут пересказать сюжет мультфильма и отразить его в рисунке. Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет композиция кадра, звук, цвет. Происходит одновременное влияние на зрение и слух, что углубляет впечатление. Мультфильмы, как правило, художественно оформлены, в них широко используются музыка и слово.

Зарубежные мультсериалы на первый взгляд безобидны, но часто можно проследить, что они весьма глупы и грубы, нет в них морали. Современные западные мультфильмы показывают детям модель поведения нетипичные для нашей культуры. Герои советских мультиков учат помогать родителям, друзьям, учат взаимовыручке. Ленивые высмеиваются другими героями и понимают, что труд — это полезное дело. Западные мультфильмы призывают к индивидуализму, отстраненности от коллективов, а если персонажи и объединяются, то или для разбоя, или для защиты от общего врага. Идеальной жизнью в мультфильмах является имение много денег и безделья.

Поэтому родители ставят под запрет просмотр этих мультфильмов, считая их злыми, негативными, не обучающими нормам морали. Другие же не понимают отрицательного, злого подтекста, спрятанного в мультфильмах, и разрешают просмотр. И скорее всего потому, что они сами не смотрели эти мультики, верят в то, что на детских каналах вредного не покажут и не должны показывать. Для того чтобы понять, родителям нужно более пристрастно просмотреть те мультфильмы, которые смотрят их дети. И только после тщательного анализа увиденного, наступает понимание отрицательного подтекста, и их нужно просто запретить смотреть детям.

Конечно, не все зарубежные мультфильмы несут в себе зло. Есть такие анимационные фильмы как «Белоснежка», «Король Лев», которые несут доброе начало. К сожалению, они редки на телевидении. Мультсериалы, которыми насыщено телевещание-это драки, убийства, сражения, что проявляет в ребенке агрессию. Большое количество ребят просто загипнотизировано этой мультипликацией. Дети воспринимают все с большой непосредственностью: волнуются за героев, негодуют на обидчиков, радуются счастливому исходу, получают многие знания и первые впечатления, спорят о том, что хорошо, что плохо, что красиво, а что нет. Смотря на героев, дети стремятся им подражать, и далее строится картина мира. Девочкам очень симпатичны женские образы в мультфильмах. Они учатся особенностям женского поведения, мальчики же рисуют себе пример женского образа, а в жизни будет стремится к нему. Когда психологи заинтересовались содержанием западных мультфильмов, они сделали вывод, что большинство женских персонажей проявляют себя как, будто не желают продолжение рода. Можно ли представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением злобы или ярости на лице, может ли она вообще скалить зубы и быть агрессивной? Можно ли представить себе Царевну-лягушку, которая дерётся как мужик. Высмеиваются особенности русской женщины, которые так пропагандировали советские мультфильмы. Жестокость к своей семье, цинизм и неуважение к братьям и сестрам, вот это точно просматривается в западных мультсериалах. Впитывая в свое сознание модель такого поведения, ребенок начинает совершать такие поступки, считая, что таким образом копирует своего героя.

Советские мультфильмы качественно сняты. Они правильные, добрые, направлены на формирование положительной детской картины мира, в них нет насилия. Злодеи перевоспитываются, конфликты разрешаются конструктивно. Да и зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу. Но сейчас популярны американские мультфильмы, где со злом расправляются физически. Они закладывают в сознании ребенка насилие и стремление подражать супергероям, которые легко умерщвляют, расстреливают, разрезают на части своих врагов. Да, в советских мультфильмах тоже убивают Змеев Горынычей и Кощеев, но это не смакуется, а происходит после долгих переговоров и увещеваний. При просмотре американских мультфильмов в детях развивается садомазохизм, и они испытывают наслаждение, когда герой причиняет кому-то боль или кого-то убивает. 

Несомненно, всем детям интересно смотреть мультипликацию. Оставляя ребёнка один на один с включённым детским каналом на целый день — это преступление против его будущего. Родители должны решить - нужно ли это ребёнку и как постоянный просмотр анимации повлияет на психику вашего малыша? Особенно тщательно необходимо «фильтровать» программы для наших детей, ибо, сформировав в детстве основы асоциального поведения, в будущем можно не беспокоиться о том, что взрослая, но уже зомбированная личность, распознает в очередном продукте элементы программирования, действующие на психику человека.

1.2 Характеристика персонажей современных мультфильмов

Хотелось бы подробнее рассмотреть современные мультфильмы. Возьмем, к примеру, популярный мультик «Шрек». В одном из эпизодов «Шрека» очаровательная принцесса Фиона утром встречает маленькую птичку. Птичка ей доверяет, поёт. Фиона тоже запела вместе с ней, а затем…

Вы видели, как смеются при этом дети во время просмотра, значит, Вы были свидетелем того, как на наших глазах чужие люди изменяют психику наших детей. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти (убийство ради развлечения), этот эпизод перечеркивает всю систему детских представлений о мире. В наших мультиках самая большая эротика — это сомкнутые руки героев. Поцелуй сокровенен, его физическая сторона скрыта от глаз маленького зрителя, поцелуй лишь обозначен. Здесь — всё на показ, как у взрослых…

Современным героям сложно подражать. Дети часто не могут ответить на простые вопросы — «О чём этот мультфильм? Главный герой — он какой?». Нередко дети даже затрудняются определить пол героя («я не знаю, кто это, может, мальчик, а может, девочка») или его принадлежность к какой-либо группе (людей, животных, сказочных персонажей). Увиденное и услышанное не становится материалом для переживания, прочувствования, осмысления и, в конце концов, не служит для формирования целостного мозаичного мировоззрения, а напротив, формирует кашу из образов с множеством ложных взаимосвязей, которые к тому же от мультфильма к мультфильму меняются, дробятся, как и психика детей.

Антисоциальный садистский мультик «Вуди и его друзья». Уже из нескольких наугад просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным, если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный бездельник, сильно озабоченный развлечениями и ублажениями себя любимого — дятел Вуди. Так как дятел — герой, то, естественно, он должен победить.

В результате действа, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами, в общем, неудачниками. Примерно в 60% сюжетов в мультсериале про дятла Вуди, поведение героя можно откровенно и прямо квалифицировать как антисоциальное.

Вполне естественно, что если некое чадо возьмётся брать пример с этого «героя» (а многие дети числят в своих любимых героях героев мультяшек!), то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с Законом. То есть, данный мультик прямо воспитывает асоциальную личность.

Характерен, в данном контексте, другой часто повторяющийся сюжет в мультфильмах: герои получают по голове удары падающими наковальнями, совершенно убийственные удары разнообразными предметами, но, почему-то всегда вскакивают, после перенесённых ударов, как, ни в чём не бывало. Ну, разве что показывается как нечто очень смешное: сильная дурнота или одномоментные страдания такого пострадавшего.

В связи с этим в Америке очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти детки бьют со всей силы молотками, железяками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом очень удивляются, почему их любимая кошечка, расплющенная в кровавый паштет, после такого обращения не вскакивает и не бежит радостно развлекаться дальше.

Еще одним примером негативного влияния на психику подростка может стать «Губка Боб Квадратные Штаны́» (англ.SpongeBob SquarePants). Например, в мультфильме каким-то образом есть пляж, присутствует вода в раковине, несмотря на то, что персонажи живут под водой. История этого мультфильма и его популярность среди людей разных возрастных категорий в более чем 50 странах мира насчитывает уже более 15 лет, однако стоит учитывать его основной смысл - разработка этого мультфильма велась изначально для умственно отсталых людей.
Группа учёных Университета штата Верджиния провела исследование влияния мультфильма «Губка Боб» на детей и сделала неутешительные выводы, что он отрицательно влияет на их мыслительные способности. Мультик ставит под угрозу способность детей получать образование и воспринимать информацию из окружающего мира. Специалисты отмечают, что в мультфильме заложены такие качества, как: жадность, зависть, лень, гордыня, гнев, обжорство и блуд. Даже в комментариях к первому диску, на котором был записан первый сезон мультика, было написано, что герои мультфильма являются символами семи смертных грехов. [1]

Аналогичный смысл содержат также и мультсериал «Гриффины». Как пишут на сайте в отзывах о данном мультфильме, его стоит рекомендовать людям с устойчивой психикой и установить возрастной ценз от 20 лет, поскольку такая работа содержит сцены жестокого насилия: драки, побои, жестокость. Также мультфильм содержит сцены, негативно влияющие на психику детей наличием боевого и ядерного оружия у младшего сына семьи

Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 761-764. — URL https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 07.03.2019).

Стьюи. Как пишут в отзывах многие пользователи сети Интернет, данный мультфильм содержит пошлые и негативные сцены. Так, например, в мультфильме присутствует прямоходящая говорящая собака, которая спит с женщинами. 

По поводу мультика «Клуб Винкс: Школа волшебниц» - этот мультсериал рассчитан на 7 - 11-летних. Но почему мы на экране видим не девочек, а сексуальных девушек в откровенных одеждах, с нереально длинными ногами, огромными глазами, тонкой талией? Это уже является якорем для определенного поведения, стремления к искусственным формам, анорексии. Героини словно остановились в развитии, им недоступны логические заключения, они не хотят и не умеют думать, не желают что-либо делать сами. Все свои проблемы главные героини решают с помощью магии. Мальчики же в мультфильме показаны слабым полом. В результате у детей, воспитанных на таких мультиках, при встрече с любой проблемой начинаются паника, слезы и истерики. Ведь они каждый день видят, как на экране все делается легко и просто, а в жизни так не получается.

Таковы образы мульт пропаганды «Западного Образа Жизни». Так же как пропаганда западного образа жизни и связанной с ним погони за развлечениями, роскошью и деньгами воспринимаются и другие распространённые сюжеты мультфильмов.

1.3 Общая характеристика развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит развитие психики ребенка: интеллектуальной, нравственной, волевой, эмоциональной сфер. Тут происходит скачок в развитии.

Для каждого процесса в психике есть благоприятные периоды: для ребенка дошкольного возраста - это восприятие. Восприятие – это ведущий познавательный процесс в дошкольном периоде. Этот процесс выполняет такую функцию: объединяет все познавательные процессы и полученный опыт об окружающей среде.

Когда ребенок не был задействован в этот период, то возможна задержка психических новообразований данного периода, она повлечет задержку остальных психических процессов и скачок на следующий возрастной период. Оттого очень важно создавать для развития психики условия благоприятные, в соответствии с возрастом.

Восприятие постоянно развивается на всем этапе дошкольного периода в различной деятельности: лепка, чтение, прогулок, конструирования, просмотр фильмов. Главная задача процесса восприятия - обеспечение получения и обработку информации из окружающего мира. Отлично развитое восприятие проявляется в наблюдательности детей, способности ребенка подмечать тонкости явлений и предметов, которые не увидит взрослый.

В процессе развития восприятия дошкольного возраста имеются особенности. У детей старшего дошкольного возраста имеется важный показатель самосознания, он оценивается через отношение к себе и другим. Позитивное восприятие детей зависит насколько успешна их деятельность, умения «заводить» друзей, видеть их хорошие качества в конкретной ситуации. Через познания себя дети приходят к познанию картины мира и себя.

Опыт познания себя дает предпосылки для возможностей преодоления негатива со сверстниками и конфликтов с ними. Знание возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающего. [2]

Телевидение стало неотъемлемой частью жизни, и дети стали его поклонниками. Телепродукция – это часть их мира, и быть компетентными в вопросах мультфильмов для них важно. Надо только узнать, как сделать так, чтобы извлечь из просмотров максимум пользы.

В раннем возрасте развитие чувственного восприятия целиком зависит от матери, или человека, который заботится о ребенке. Движение, цвет притягивают внимание ребенка к экрану, только извлечь они могут совсем не то, что запланировал создатель мультика. Когда ребенок наблюдает за странной для него историей, он ее проживает эмоционально. Не надо думать, что она не имеет никакого на него влияния. Для ребенка, который еще не владеет речью, нужны короткие программы, которые предназначены для самых маленьких. Если брать диснеевские мультфильмы, то и словарь сложен для таких детей. Опасно оставлять детей наедине с телевизором. У него могут развиваться чувство страха, и может возникнуть неправильного представление о картине мира. Ведь у ребенка в этом возрасте нет интеллектуальных и эмоциональных средств, для того, чтобы объяснить, что происходит на экране. Он смотрит мультфильм, у него переизбыток эмоции и чувств, но ему не хватает слов, чтобы их выразить. Родителям необходимо объяснять, непосредственно во время просмотра, только так это будет просмотр с пользой. Но после того как мультфильм просмотрен, все же не надо его оставлять без обсуждения. Не стоить думать, что ребенок двух-трех лет все понимает. Только к трем-четырем годам у детей происходит понимание разницы между

Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельности деятельности старшего дошкольного возраста. М-2008

воображаемым и реальностью. В этом возрасте он понимает, что мультик – это неправда, что он - это он, и сознает свое отличие от других, и поэтому сможет притвориться кем-то еще. Любимое занятие в этом промежутке лет- подражание. Ребенок любит представлять себя одним из героев, часто с тем, кто ему ближе по поведению. Они все чаще позиционирует себя с вымышленным героем и редко с реальными людьми. Отсюда возникает вопрос - насколько успешно смогут приспосабливаться дети в жизни, понимать и воспринимать образ матери и отца, межличностные взаимоотношения. Для того чтобы ребенку нравилась реальная сторона жизни, нужно привлечь внимание, например, совместными прогулками, покупками игрушек, которые способствуют воображению. Родителям быть осторожными с жестокими изображениями, ведь они негативно отражаются на психике малыша. Нужно обучить ребенка, что все, что показывают по телевизору, не принимать на веру.

1.4 Последствия просмотра мультфильма у детей старшего дошкольного возраста.

Какие же последствия на формирование психики ребенка оказывают просмотр мультфильмов? Рассмотрим, как влияют негативные сцены.

  1. Агрессивная сцена. Персонажи агрессивные герои, которые наносят вред людям, нередко убивают других персонажей. При этом подробно показываются сцены жестокости, агрессивности, которые многократно повторяются, в деталях.

Последствия просмотра. Дети проявляют жестокость, злость, немотивированную агрессию, безжалостность в реальной жизни.

  1. Сцена-отклоняющее от нормы поведение героев. Герои нарушают общественные правила, за это их не ждет наказание, их никто не порицает. Они остаются безнаказанными.

Последствие просмотра. Ребенок понимает и закрепляет понятия о допустимости такой модели поведения, снимаются запреты, пересматриваются нормы хорошего и плохого, неприемлемого поведения. Появляется ощущение вседозволенности. Для ребенка нет запретов, он ими пренебрегает. Его понятия о добре и зле остаются размыты.

  1. Сцена неуважительного отношения к человеку, растениям и животным. Это сцены, где явно показывают издевательство над старостью, беспомощностью, слабостью.

Последствия просмотра. Неприемлемое поведение, жестокость, неприличные высказывания, грубость по отношению к близким, взрослым и сверстникам. Развивается эгоизм, бездушие.

  1. Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, которые в реальной жизни опасно, глупо повторять.

Последствия просмотра. У ребенка снижется чувство самосохранения, снижение уровня чувства опасности, это может привести к травме.

  1. Сцена, где герои противоположного пола целуются. Детская психика не готова к такому восприятию информации. Герои всем видом намекают на сексуальный подтекст. Чтобы сделать женский образ притягательным, режиссеры все больше и больше раздевают героинь мультфильмов.

Последствия просмотра. На фоне таких героинь у девочек формируются идеалы фигуры, что приводит к закомплексованности, замкнутости. Девочки переживают, если не похожи на своих героинь. А мальчики формируют идеал женщины, влюбляются в нее. А в дальнейшем ищут этот образ в реальной жизни.

  1. Сцены, где изображены герои с несвойственным их полу поведением.

Последствия просмотра. Неправильное формирование представлений о своем гендерном предназначении, искажение о гендерных ролях.

Но если мультфильмы подобраны правильно, особенно если взято развивающее направление они могут оказать хорошую помощь в развитии ребенка. Помогут развивать логическое мышление, учить безопасности в быту и на улице. Развитие творческого потенциала при просмотре правильно подобранных мультипликационных работ поможет ребенку научиться правильно и адекватно вести себя в обществе, не давая ему быть агрессивным, проявлять аморальное или девиантное поведение. [3] В настоящее время разработано множество развивающих программ и мультфильмов для развития

Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 761-764. — URL https://moluch.ru/archive/116/31194/ (дата обращения: 07.03.2019).

умственных и творческих способностей ребенка. Так, например, с ранних лет ребенку можно смотреть мультфильмы, обучающие алфавиту, с рисунками предметов, которые обозначают ту или иную букву. В качестве примера можно привести программу «Синий трактор», которая помогает изучать алфавит.

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

  • формирование нежелания думать самостоятельно, а использовать предоставляемые модели поведения — формирование типа устройства психики зомби-биоробот;
  • агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, зачастую ненаказуемое. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости в достижении своих целей — формируют, по сути, демонические черты поведения;
  • демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребёнка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
  • демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения — подготовка психики к дальнейшему внедрению извращений — формирование неестественной культуры для того, чтобы заблокировать развитие потенциала Человек разумный;
  • демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению естественных эталонов красоты;
  • безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям, что также формирует демонический тип психики личности;
  • негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы, которые изолируют в определённой субкультуре детей от родителей, создают невидимую стену — дети и родители начинают говорить на разных языках.

Если мы обратимся к истории мультипликационных фильмов, то вспомним, что они создавались, как художественные произведения, созданные специально для детей, и рассматривались как эффективное психологическое средство для их развития. Качественные художественные анимационные произведения вызывают у ребенка подлинные эстетические переживания. В лучших мультфильмах в символической, образной форме, близкой и понятной ребенку, заложен глубокий духовный смысл. Мультфильмы должны вызывать у детей гуманные чувства, учить добру и бережному отношению ко всему живому, способствовать становлению самосознания и мировоззрения ребёнка, его пониманию смыслов и своих переживаний.

Выводы по первой главе

Таким образом, проанализировав влияние мультфильмов на развитие дошкольника, мы пришли к выводу: многие транслируемые мультфильмы сегодня сделаны педагогически или психологически безграмотно, имеют негативные и опасные последствия для ребенка. Дети верят тому, что видят на экране, это особенность их возраста. В фильмах много и часто слышится ненормативная лексика, развратные сцены. При этом многократном повторении информации, мозг привыкает к ней. Получается, телевизор заменяет родителей, становится первым воспитателем. Оттого нужно подходить обдуманно и осторожно к выбору мультика для просмотра ребенком:

- отбирать мультфильмы, которые полезны и интересны для ребенка;

- заранее предусмотреть, о чем будет мультфильм;

- учитывать возраст при выборе мультика;

- обсуждать с ребенком то, что посмотрели;

- время просмотра до 7 лет не должно превышать 6-7 часов в неделю.

Мультфильмы, где показываются опасные для жизни формы поведения, снижают у ребенка инстинкт самосохранения, повышая риск получения травм. Сейчас становится все больше мультфильмов, в которых демонстрируются несвойственное полу поведение, смешение гендерных ролей. Последствие просмотра таких сцен - неадекватное формирование у детей представлений о гендерных ролях. К сожалению, часто в мультфильмах мы видим неуважительные действия в отношении людей, животных, растений, видим, как герои безнаказанно глумятся над пожилыми, немощными. Все это приводит к тому, что ребенок начинает безжалостно и грубо общаться с взрослыми и сверстниками, показывать непристойные жесты. У него развиваются эгоизм, бездуховность, и жестокость.

Мультфильмы, конечно же, влияют на мировоззрение ребенка, у которого еще неустойчивая психика и система ценностей только формируется - говорит специалист. Поэтому, когда ребята видят на экране агрессивное, хулиганское, извращенное поведение, которое никак не наказывается, не осуждается, не исправляется, то очень высока вероятность, что дети будут вести себя так же. 

Мультфильмы могут быть активными помощниками, а могут и активными разрушителями детской психики. Конечно, нужно помнить, что мультфильм не заменит живого общения, а ведь ребенок в этом нуждается.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТА МУЛЬТФИЛЬМА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методика констатирующего эксперимента

Цель эксперимента - первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на сюжетах отечественных и американских мультфильмов.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Изучить уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить работу по формированию восприятия на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.

Для реализации первой задачи используется 3 серии заданий, включающие тестирование, беседы по просмотренным мультфильмам, анализ рисунков детей.

Также мы провели беседу с детьми на тему: «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»

Цель беседы: выявить представления детей об отечественных мультфильмах.

Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса.

1. Какие отечественные мультфильмы вы знаете?

2. Каких персонажей отечественных мультфильмов вы можете назвать?

3. Чем они занимаются?

4. Чему учат нас советские мультфильмы?

Результаты беседы заносим в таблицу 1. (В приложении)

Также была проведена беседа об американских мультфильмах.

Беседа «Что мы знаем об американских мультфильмах?»

Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса.

  1. Какие американские мультфильмы вы знаете?
  2. Результаты беседы заносим в таблицу 2. (в приложении)

2. Каких персонажей американских мультфильмов вы можете назвать?

3. Чем они занимаются?

4. Чему учат нас американские мультфильмы?

Также мы проведи просмотр двух мультфильмов (отечественного и американского). Цель просмотра мультфильмов – изучить особенности понимания детьми сюжета мультфильмов, понимания персонажей, его поступков, переживания, мотивов поведения.

- Исследовать эмоциональное отношение детей к мультфильмам, к содержанию и его персонажам.

1.Беседа по вопросам.

- Тебе нравится этот мультфильм?

- О ком он?

- Почему он (персонаж) так поступил?

- Почему именно так назвали этот мультфильм?

- Что осуждается в этом мультфильме и почему?

- Зачем хотели показать нам эту историю?

Просмотр отечественного мультфильма «Варежка»

Беседа по вопросам.

-Понравился мультфильм?

- О ком она?

- Чем понравился этот мультфильм и почему?

- Красная собачка настоящая или нет?

- Какой это мультфильм: грустный/веселый, добрый/злой, страшный/нестрашный? Почему?

2. Беседа по вопросам.

- Тебе нравится этот мультфильм?

- О ком он?

- Почему он (персонаж) так поступил?

- Почему именно так назвали этот мультфильм?

- Что осуждается в этом мультфильме и почему?

Просмотр американского мультфильма «Шрек»

Беседа по вопросам.

-Понравился мультфильм?

- О ком она?

- Чем понравился этот мультфильм и почему?

- Что произошло с ослом и котом?

- Зачем хотел показать нам эту историю режиссер?

Результаты беседы по просмотренным мультфильмам заносятся в таблицу 3. В ней отражены ответы детей, которые оценивались на основе полных, неполных ответов на предложенные группы вопросов, где полный ответ обозначался цифрой «три», недостаточно полный – цифрой «два», совсем слабый ответ – цифрой «один».

2.2 Анализ полученных результатов

Нами был проведен констатирующий эксперимент, который является первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.

В ходе данного эксперимента мы решили следующие задачи:

- изучили уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

- изучили работу по формированию восприятия на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов.

Мы провели беседу на тему «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»

Цель беседы состояла в выявлении представления детей об отечественных мультфильмах.

Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса. Исходя из ответов на поставленные вопросы, можно отметить, что уровень восприятия мультфильма – средний. Причем дети 5 лет, в общем количестве, дали 8 ответов, а дети 6 лет дали 17 ответов.

Исходя из результатов, после просмотра двух мультфильмов, можно отметить, что наибольшее количество верных ответов относиться к мультфильму «Шрек». Это говорит о том, что в современном мире по телевидению показывают больше американских мультфильмов, нежели наших отечественных, что является глобальной проблемой психического развития ребенка. Исходя из ответов, мы видим, что назвать и рассказать о персонажах американских мультфильмов дети могут с легкостью, а вот объяснить, чему учит нас данный мультфильм, затрудняются, потому что эти мультфильмы не несут некого содержательного, поучительного подтекста, который бы благоприятно повлиял на нравственное воспитание ребенка.

Выводы по второй главе

Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого была первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов. Также мы провели беседу с детьми на тему: «Что мы знаем об отечественных мультфильмах. Целью было выявить представления детей об отечественных мультфильмах. Для диагностики уровня знаний были использованы четыре вопроса. Опираясь на данные ответы детей, мы можем утверждать, что современное телевидение просто заполнено западными анимационными мультипликациями, которые портят восприятие и воображение картины мира у наших детей. Дети очень быстро и с легкостью узнают героев американских мультфильмов. Все это можно обозначить глобальной проблемой, которую нужно обязательно искоренять, ибо возрастет процент отрицательного, не послушного, грубого и жестокого поведения среди детей. Мультфильмы могут быть активными помощниками, а могут и активными разрушителями детской психики. Конечно, нужно помнить, что мультфильм не заменить живого общения, а ведь ребенок в этом нуждается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К большому сожалению, современные мультфильмы психологически и педагогически безграмотны и несут в себе опасность для ребенка. Взрослым следует задуматься над тем, что дети смотрят по телевизору, особенно дошкольники. Исследования Павлова показали, что нервная система гибко и пластично реагирует на воздействие извне. Дошкольный период самый продуктивный для развития ребенка. Восприятие – это ведущий познавательный процесс, его значение огромно, оно создает предпосылки для развития речи, мышления, внимания, воображения, памяти. Если судить о современных мультфильмах, то сразу возникают вопросы. Наносят ли вред развитию психике ребенка просмотр мультфильмов? Анимация, где кот издевается над мышью, и наоборот, роботы заполонили Землю - пагубно отражается на еще не сформированной личности ребенка. Сейчас очень мало мультфильмов, для которых главное – это нравственность, которые были бы неким «учителем» и помощником для ребенка, чтобы он смог понять, где добро, а где зло.

Несомненно, всем детям интересно смотреть мультипликацию. Оставляя ребёнка один на один с включённым детским каналом на целый день — это преступление против его будущего. Родители должны решить - нужно ли это ребёнку и как постоянный просмотр анимации повлияет на психику вашего малыша? Особенно тщательно необходимо «фильтровать» программы для наших детей, ибо, сформировав в детстве основы асоциального поведения, в будущем можно не беспокоиться о том, что взрослая, но уже зомбированная личность, распознает в очередном продукте элементы программирования, действующие на психику человека.

Ребенок любит представлять себя одним из героев, часто с тем, кто ему ближе по поведению. Они все чаще позиционирует себя с вымышленным героем и редко с реальными людьми. Отсюда возникает вопрос - насколько успешно смогут приспосабливаться дети в жизни, понимать и воспринимать образ матери и отца, межличностные взаимоотношения. Для того чтобы ребенку нравилась реальная сторона жизни, нужно привлечь внимание, например, совместными прогулками, покупками игрушек, которые способствуют воображению. Родителям быть осторожными с жестокими изображениями, ведь они негативно отражаются на психике малыша. Нужно обучить ребенка, что все, что показывают по телевизору, не принимать на веру.

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

Только качественные и добрые сюжеты мультфильмов помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова. В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.

2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.-№11.-С132-140.

3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. - М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.

4. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2000. - 416 с.

5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2000. - 192 с.

6. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. - 768с.

7. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.

8. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 21..

9. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. - М.: Просвещение, - 1988. - 144с.

10. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.

11. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4. -С. 88-91.

12. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. -С.75.

13. Дыбина, Еник, Пенькова. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М-2008

14. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - с. 18.

15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

16. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).

17. Мэш Э, Вольф Д. Детская патопсихология: нарушение психики ребенка. - С - П.: Праен-Еврознак, 2003. - 384с. (проект «Психологическая энциклопедия»).

18. Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. -632 с.

19. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – с. 23..

20. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – с. 93.

21. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - 384 с.

22. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

23. Д. Б. Эльконин,4-е изд. М.- Издательский центр «Академия», 2007

24. http: // lady mama.ru / forum5/ topic 690. htm /

25. http: // olmi - azarov. narul.ru / mult, htm /

Приложение

Таблица 1 Результаты беседы «Что мы знаем об отечественных мультфильмах?»

Фамилия

дети

6 лет

дети

5 лет

1вопрос

2вопрос

3вопрос

4вопрос

уровень

Решилова

+

+

+

+

+

В

Лёвшин

+

+

Н

Боганов

+

+

Н

Кучумова

+

+

+

+

+

В

Платицына

+

+

+

+

С

Прытков

+

+

+

С

Борисов

+

+

Н

Соловьева

+

+

+

С

Жукова

+

+

+

+

С

Бешанова

+

+

+

+

+

В

Указатели:

+ - указывает на возраст ребенка (5 и 6 лет)

+ - указывает на наличие ответа по заданному вопросу

В - высокий уровень

С - средний уровень

Н - низкий уровень

Таблица 2 Беседа «Что мы знаем об американских мультфильмах?»

Фамилия

дети

5 лет

дети

6 лет

1вопрос

2вопрос

3вопрос

4вопрос

уровень

Решилова

+

+

+

+

+

В

Лёвшин

+

+

+

С

Боганов

+

+

+

+

С

Кучумова

+

+

+

С

Платицына

+

+

+

С

Прытков

+

+

+

С

Борисов

+

+

+

+

С

Соловьева

+

+

+

С

Жукова

+

+

Н

Бешанова

+

+

+

+

С

Указатели:

+ - указывает на возраст ребенка (5 и 6 лет)

+ - указывает на наличие ответа по заданному вопросу

В - высокий уровень

С - средний уровень

Н - низкий уровень

Таблица 3 Результаты просмотра советского мультфильма «Варежка» и американского мультфильма «Шрек»

Фамилия

дети

5 лет

дети

6 лет

«Шрек»

«Варежка»

уровень

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ш

ВМ

Решилова

+

3

2

3

1

1

2

2

2

1

1

10

8

Лёвшин

+

3

3

2

2

1

2

3

3

1

2

11

11

Боганов

+

3

2

2

2

2

2

2

2

2

1

11

9

Кучумова

+

2

2

3

1

1

2

2

3

1

1

9

9

Платицына

+

2

2

2

2

2

3

3

2

2

2

10

12

Прытков

+

3

3

3

2

2

3

3

3

2

1

13

12

Борисов

+

2

2

1

2

1

3

2

2

1

1

8

9

Соловьева

+

3

2

2

3

2

2

2

1

1

1

12

7

Жукова

+

3

3

3

2

2

2

2

2

2

2

13

10

Бешанова

+

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

8

10

ИТОГО

107

97