Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины И.И. Щишкин «Полесский пейзаж»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ЖИВОПИСИ

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

- ренессанс (Возрождение). Стиль появился в Италии, в 14 веке. Ориентирован на изображение светской стороны жизни. Художники воспевают культ человеческого тела, проявляют интерес к деталям. Стал основой для стиля рококо — утонченной «версии» барокко;

- маньеризм. Пришел из Италии 16 века. Для стиля характерны: чрезмерный эротизм, изломанность линий, некоторая деформированность, удлиненность фигур, композиционная перегруженность, едкая цветовая палитра, напряженность поз и прочее; барокко. Стиль возник в 16 веке, в Италии. Дошел до Испании, Франции, Германии. Главные черты — роскошь, пышность,

- динамизм. Большое внимание уделено украшениям и другим элементам, подчеркивающим состоятельность, принадлежность к богатому сословию;

5

- классицизм. Зародился как стиль в 17 веке, в странах Западной Европы. Спустя сто лет охватил восточную часть. Картины, написанные в стиле классицизма, отличаются натуралистичным, догматическим воспроизведением. Прародитель академизма, приветствующего каноны изобразительного искусства;

- романтизм. Возник в западной Европе в конце 18 века. Стиль характеризовался акцентами на эмоции и индивидуализм героев живописных сцен, а также прославлением силы и красоты природы. В большинстве стран романтизм достиг своего пика развития в период с 1800 по 1850 годы.

- импрессионизм. Пришел из Франции в конце 19 века. Суть стиля — запечатлеть мгновение с помощью быстрых мазков. Полотна, выполненные в этом стиле, нужно рассматривать с небольшого расстояния, чтобы яркие пятна краски сложились в общую картину;

- экспрессионизм. Возник в начале XX века в Европе. Считается, что экспрессионизм — трансформация импрессионизма, который эволюционировал из обычного описания окружающей действительности в выражение субъективного состояния художника. Попытка воздействовать на зрителя через эмоции передается с помощью основных приемов: яркие и кричащие цвета, угловатые и искореженные линии, грубые и быстрые мазки;

- авангардизм. Выделился в отдельный стиль в начале XX в. Тесно связан с модернистскими течениями и подразумевает поиск новых форм и образов, а также внедрение в живопись новаторских концепций через упрощение изображения на холсте. Суть авангардизма — непримиримость с традициями, классическим пониманием живописи и борьба со стереотипами.

6

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный — и действительно единственный в своем роде — талант.

7

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа».

Иван

8

Цель исследования: теоретически обосновать, цвет и сущность живописных произведений.

Объект исследования: картина И.И. Шишкин «Полесский пейзаж»

Предмет исследования: цветовая организация произведения И.И. Шишкин «Полесский пейзаж»

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

1. формирование эстетического и художественно-деятельностного взгляда на окружающую действительность;

2. выработка стремления художественно и образно анализировать

окружающий мир;

3. развитие творческого, тектонического, пространственного и колористического мышления;

4. развитие и формирование знаний, умений и навыков работы с живописными материалами.

9

Общее понятие цветопередачи в живописи

В цветоведении живописи существует понятие как основные цвета, второстепенные и производные

ОСНОВНЫЕ - первые в круге. Традиционно считаются такие цвета, как: красный, синий и желтый.

Все остальные получаются путем смешивания красок.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЦВЕТА – получаются при смешивании красного, синего и желтого. Светлота и интенсивность будет зависеть, в каких пропорциях были смешаны эти цвета.

Изучение СПЕКТРАЛЬНОГО КРУГА дает понимание о взаимодополнительных цветах. Они расположены напротив и обладают свойством усиливать друг друга при соседстве на картине.

Главные характеристики цветов

Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех основных черт.

Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних(художников) и эмоциональной реакции других(зрителей).

ЦВЕТОВО ТОН – термин в цветоведении, определяющий колор. Цветовой тон позволяет отличать один цвет от другого, а также различать их по названиям

СВЕТЛОТА – тон в цвете, тональность. Одно из важнейших качеств цвета, о котором не стоит забывать.

НАСЫЩЕННОСТЬ – интенсивность, степень сочности и глубины цвета.

Верно взятые цветотональные отношения позво­ляют правдиво отображать материальность предметов, расстояние между ними, световое состояние и т.д.

10

Изображение любыми художественными красками (акварель, гуашь, темпера, акрил, масло) имеет общие закономерности определения и передачи цветотональных отношений независимо от того, какую модель изображают. Для правильной передачи цветовых отношений необходимо точно определить цветовой тон каждого предмета (красный, коричневый, синий и т.д.), следующий этап - различия по светлоте (на­сколько один предмет темнее или светлее другого) и насыщенности (интенсивности) каждого цвета по отношению к другим.

Чтобы научиться правильно определять и передавать цветовые отношения, надо видеть натурную постановку цельно, т. е. все предметы одновременно. Чтобы не фиксировать внимание на отдельных предметах и видеть все сразу, надо «рас­пустить» или прищурить глаза, смотреть «не в фокусе». Только сравнивая между собой объекты, расположенные на разных планах, сопоставляя их по цветовому тону, светлоте и насыщенности, можно определить цвет и тон каждого из них в отдельности.

Цвет предмета всегда обусловлен средой. При ослаблении или усилении силы общего освещения соответственно изменяется свет­лота и насыщенность цвета. В сумерки или в пасмурный день цвет предмета выглядит менее насыщенным. Цветовой тон, интенсив­ность меняются одновременно с изменением интенсивности света. При очень сильном освещении краски словно выцветают, становятся светлыми и мало насыщенными; при очень слабом - кажутся более темными и тоже мало насыщенными. Свой цвет и его максимальную насыщенность предметы проявляют определеннее всего в условиях рассеянного дневного освещения.

Все оттенки цвета одного изображаемого объекта должны укладываться в общий локальный цвет и образовывать его единый цветовой силуэт. Силуэты предметов на изобразительной плоскости в свою очередь должны сочетаться между собой и составлять гармоничное единство с общим красочным строем живописной работы.

11

Чтобы изображать предметы в пространстве, необходимо знать и применять не только линейную, но и воздушную перспективы. Предметы, расположенные на переднем плане, воспринимаются нами более объемно, имеющие достаточно контрастные отношения света и тени, чем модели, находящиеся на значитель­ном удалении. С удалением объектов происходит постепенное умень­шение контрастов света и тени, «высветление» теней и ослабление яркости освещенных мест.

Идеальный случай — тестируемый и эталонный источники света имеют одинаковые координаты цветности и равные световые потоки.

Условились считать, что эталонный источник света обладает идеальными параметрами цветопередачи, т.е. его индекс цветопередачи CRI= 100. При этом исходили из того, что естественный дневной свет близок по параметрам к излучению абсолютно черного тела и поэтому по праву может быть отнесен к стандартным эталонным источникам света. Индексы цветопередачи реальных излучателей, отличных от эталонных источников света, всегда ниже 100. Отметим, что получаемые значения индексов цветопередачи сильно зависят от выбранного эталонного источника излучения. Поэтому при сравнении индекса цветопередачи разных источников света надо очень внимательно подходить к выбору эталонного излучателя.

Поскольку спектры излучения ламп накаливания и абсолютно черного тела близки, такие лампы обладают максимально возможными индексами цветопередачи. Поэтому с точки зрения цветопередачи лампы накаливания являются лучшими среди всех источников искусственного освешения. В этом и заключается причина того, что кварцевые галогенные лампы накаливания широко используются там, где необходима отличная передача цвета —в музеях, художественные галереи и магазины одежды. К недостаткам кварцевых галогенных ламп относится их высокое энергопотребление.

При экспериментальном определении индекса цветопередачи тестируемого источника помимо тестового и эталонного излучателей используют эталонные отражающие поверхности. Таковыми могут быть реальные объекты, например: фрукты, цветы, дерево, мебель и одежда. Однако с целью обеспечения международной стандартизации при определении коэффициентов цветопередачи реальных излучателей применяется специальный набор из 14 цветных поверхностей. Этот набор из 14 цветов был выбран из гораздо большего набора цветов.

12

комплексный анализ картины И.И. Шишкин «Полесский пейзаж»

Красота, свобода и сила. Именно эти качества приходят на ум, когда впервые видишь эту картину. Нам открывается вся мощь природы. Мы можем заметить легкую невинность и нежность ( проявляется в легких как перышках цветах). А кто-то видит тяжесть и силу в деревьях, ведь, представьте, сколько силы есть у деревьев, которые полны листьев. Но, что самое странное не все знают картину Шишкина « Поллейский пейзаж». Но это не означает, что она не достойна внимания.

Иван Шишкин чудесным образом подобрал совершенно волшебную палитру для изображения неба и света. Вот, что значит мастер кисти и красок.

Глядя на это полотно Шишкина сразу чувствуется, что автор вложил в работу всю свою любовь и восхищение природой.

Нельзя сказать, что этот пейзаж написан в реалистичном жанре. Все-таки помимо гениально и точной передачи живописных видов чувствуется отношение самого художника, его переживания. Это значит, что секретная формула выдающейся картины включает наблюдательность художника, мастерство и способность передавать эмоции и чувства. Слова и суждения, представляющие изображение как кусочек жизненной реальности, как ситуацию, разворачивающуюся во времени.

«Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие-это ещё не всё. Для понимания искусства нужны знания», - говорил академик Д.С.Лихачев.

Очень живописная и светлая картина, завораживающая своей реальностью и деталями, если долго на нее смотреть - в этом волшебство мастерства великих художников. Удивительный мир. Окружает нас – это мир природы. Уметь видеть его красоту помогают нам художник И. Шишкин.

13

Когда смотришь на картину художника Ивана Ивановича Шишкина, так и хочется попасть в это поле свободы , вдохнуть запах деревьев , ощутить босой ногой мягкую влажную травку. «Поллейский пейзаж» - одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного мира.

На картине все смотрится очень гармонично, солнце , которое пытаются проникнуть вглубь леса; зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробуждение. Они придают картине торжественную атмосферу.

И.И. Шишкин восхищается красотой полей, передает его прелесть и величие. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих

произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.

Мне кажется, что Иван Иванович писал эту картину с каким-то особым чувством и трепетом. Картина навевает такие чувства как спокойствие умиротворения, и вызывает улыбку на лице и веру в то, что все будет хорошо. Глядя на это поле, не хочется оставаться в душном городе, сидеть в душной квартире, а хочется попасть в в поле, гулять по нему и непременно хочется заглянуть на горы и узнать, какую еще красоту скрывает от нас природа, наверняка за горами находиться, что- то не забываемое и прелестное.

14

Цветопередачный строй в картине И.И. Шишкина.

На полотне отсутствует буйство красок, да оно здесь и не нужно. Прямо перед нами стога сена, стоящие ровными рядами.
На дальнем плане холмы. Слева небольшой лесок.

Пора сенокоса окончена, осталось лишь увезти эти бережно собранные стога. Они - гарантия сытной зимы для домашней скотины, кормилицы крестьянской. На месте скошенной травы уже растет свежая трава, но собрать ею уже не успеют.

Шишкин необыкновенно точно отражает важность сельскохозяйственных работ в жизни простого человека того времени.

Художник дал нам ясно понять время суток, которое изображено на картине. Теней почти нет. Зато художник прекрасно отобразил все мелкие детали. Трава, лес, стоги сена. Глядя на картину можно почувствовать тот самый запах скошенного сена. Внимание к мелким деталям у художника как бы оживляет картину

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная картина раскрывается нам, как лучик света в темном царстве. В нашем веке мы редко выезжаем куда-то в лес, на поле, загород.

Что уж сказать о цене природы а нашем мире и благодаря картинам И.И Шишкина мы еще помним ту первобытную красоту природы, которой не касался человек. Мастерство художника, яркие краски с какой-то мягкостью позволяет нам окунуться в эту сказку. По сути эта картина позволяет нам осознать, что мы теряем из-за современных технологий. Мы перестали ценить силу и свободу, которая открывается нам в этой картине. Это видно не только простым поклонникам Шишкина, но и поэтам и критикам.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ