Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Понятие права и основные пути его возникновения)

Содержание:

Введение

Проблемы современного правопонимания требуют осмысления с позиции сегодняшнего дня и изучения вопросов происхождения права. В научной и учебной литературе проблема теории происхождения права до конца не исследована, а некоторые ее вопросы остались вне пределов внимания российских исследователей.

Вопрос теории происхождения права может оказать конструктивное влияние на процесс преподавания права, более эффективное и всестороннее понимание теории права. Отмеченные выше причины обусловили мой выбор курсовой работы.

Объект исследвания связан с антологией (бытием) – реальностью. Объектом курсовой работы являются основные теории происхождения права в их логико-историческом и конкретно-содержательном аспектах.

Предметом моей курсовой работы является гносеология – теория познания. Изучение причинно-следственных связей, закономерного и случайного возникновения, функционирования и развития объекта.

Задача выполнения этой курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины возникновения права, его особенности и закономерности, доказать, что все теории происхождения права, если их рассматривать в отдельности от остальных теорий, будут одинаково неполными и неточными.

Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время не существует ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

Используя индуктивный метод, мы изучали процесс возникновения права путем условного объединения схожих теорий происхождения права с целью выведения общих закономерностей, а используя метод сравнения и систематический метод, я по-новому взглянул на то, как связаны между собой эти два уровня права.

Глава 1. Понятие права и основные пути его возникновения

1.1 Понятие права

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением.

В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Без права невозможно существование цивилизованного общества. В нашей стране право служит выражением воли и интересов трудящихся и их социальных групп.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование[1].

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов[2].

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например, право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идеи социальной справедливости[3].

Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушении[4].

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране[5].

В современной юридической науке термин "право" используется в нескольких значениях.

Во-первых, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере, государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

Во-вторых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

В-третьих, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа[6].

В-четвертых, термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы.

Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках. Эти признаки заключаются в следующем:

1. Формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне[7].

2. Нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений[8].

3. Право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества.

4. Связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм.

5. Системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам[9].

6. Общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов[10].

Сущность права - сложное понятие. Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако, если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности[11].

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.

Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности[12]. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает средством:

1. Защиты существующего общественного строя (устанавливает меры (юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния).

2. Утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество)[13].

3. Определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы).

4. Регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность).

5. Решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических)[14].

Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права.

Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества. Таким образом, право- это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их[15].

Право - уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. В мире существует множество научных идей, течение и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право[16].

Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права и под его сущность[17].

1.2. Основные пути возникновения права

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С.[18], Пиголкин А.С.[19], Манов Г.Н.[20] выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права.

Восточный путь происхождения права был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права.

В отличие от восточного, западный путь происхождения права присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

Глава 2. Основные теории происхождения права

2.1. Теологическая теория

Одной из первых теорий происхождения права была теологическая теория, возникшая еще в средневековье. Основатель теологической теории происхождения права – Фома Аквинский (1225-1274).

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру[21].

Согласно учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется отцом как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:

1. Вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром.

2. Божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине.

3. Естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека.

4. Человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство – это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли[22].

Итак, согласно теологической теории право – это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

Оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность[23].

2.2. Естественно-правовая теория

Представителями школы Естественного права являются Томас Гоббс, Джон Локк, А. Н. Радищев, Гуго Гроций, Ж. Ж. Руссо.

Естественно-правовая теория берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Кульминацией такого подхода были взгляды и практика буржуазной революции, направленной против феодального произвола и беззакония (часто возводимого властью в закон). Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Возрождение естественно-правовых идей имело место после Второй мировой войны как реакция на юридический позитивизм и фашистскую политическую систему.

Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1. В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, то есть законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственному человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного[24].

2. Право, по существу, отождествляется с моралью, то есть естественно-правовая теория концептуально соединяет право и нравственность. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы[25].

3. Источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

4. Допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости)[26].

Достоинства:

- Это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй.

- Сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п..

- Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное прав.

- Естественно-правовая теория содействовала развитию международного права.

Недостатки:

- Данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противопоказанного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно людей. То есть не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности, у людей различное понимание идей справедливости и такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием[27].

- Преувеличение роли неписаного права.

- Игнорирование исторических условий, атмосферы конкретного общества и недооценка влияния социально- экономических и политических факторов.

- Игнорирование значения роли государства в правотворческом процессе.

С развитием человечества данная доктрина все более развивается и совершенствуется. Так впервые о естественных правах было упомянуто в Декларации независимости США 1776 года: «Мы считаем очевидным следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью»[28]. Сейчас же, появились такие формы естественного права как личная неприкосновенность, охрана здоровья, право на достоинство личности, право на образование, право на труд, отдых, право на индивидуальный облик, право на сопротивление угнетению. Ст. 18 Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[29]. Так статьи 1-3 Всеобщей декларация прав человека гласят:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность[30].

2.3. Историческая школа права

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее видными представителями были: Густав Гуго, К. Ф. Савиньи, Г. Пухта.

Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории естественного права. Родоначальник Исторической школы права является профессор Геттингенского Университета Густав Гуго (1764 — 1844), автор «Учебника естественного права как философии позитивного права», в котором изложены исходные позиции Исторической школы права. Признанный глава данной теории всемирно известный ученый - Фридрих Карл фон Савиньи выступал против игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, оно не выдумано людьми. Истоки права надо искать в истории его развития.

Историческая школа права получает известность после опубликования в 1814 году брошюры Ф. К. Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». Она была ответом на знаменитое эссе Антона Фридриха Юстуса Тибо о необходимости создания Общегерманского гражданского кодекса.

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может

«пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. Задача законодателя — зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество[31].

Основные идеи доктрины:

  1. Право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно.
  2. Право - это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания».

Представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом.

Право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы[32].

Достоинства:

- Впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе.

- Справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению.

- Верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

- Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Недостатки:

- Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя.

- Ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

- Правовое регулирование не всегда в полной мере отвечает существующим общественным потребностям, характеру и уровню развития общественных отношений. Право может и несколько отставать от них. Это связано с тем, что формированию праву присуща процедурность, то есть для правового предписания юридической нормы - нужно время, а общественные отношения постоянно меняются, развиваются, иногда даже быстро и кардинально.

Таким образом, нужно все же заметить, что узкое понимание права адекватное историческим периодам, которые отличаются стабильностью, когда государство имеет высокий уровень легитимности (именно легитимности) в обществе, когда общество и подавляющее большинство его членов воспринимают государство как институт, выражающий их интересы, служит им[33]. Кроме того, оно является удобным для формирования комплексной постоянной юридической практики. Узкий взгляд на право позволяет построить логичную и стройную систему научного знания о праве, то есть правовую теорию и тому подобное. Следовательно, несмотря на негативные моменты, которые свойственны узкому пониманию права, оно и сейчас является одним из самых распространенных подходов к пониманию права. Причем подход, что реально воплощается в жизнь, является основой для функционирования правовых систем многих стран.

Нормативистская школа права

Нормативистская школа права - направление в теории и философии права, представители которого рассматривают право как единую систему норм и стремятся исследовать эту систему саму по себе. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в 20 веке. Главными представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева. Основоположником этой теории является Г.Кельзен. Он предлагал рассматривать право как иерархическую систему норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания действительности вышестоящую норму. Определяя право как совокупность норм, нормативисты представляют себе нормы права как нечто замкнутое в себе, пытаются объяснить эти нормы не общественно производственными отношениями, немеждународными условиями, а исходя из самих норм. Нормативисты отрицают, что право является выражением воли господствующих в обществе классов, не видят и не признают того, что юридические законы черпают своѐ содержание в определѐнных экономических или производственных условиях, господствующих в обществе. По мысли Г. Кельзена, наука права должна стоять чем-то вроде алгебры права или логики права. То есть системой формул.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1. Исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы.

2. По Г. Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально- экономическими и другими оценками[34].

3. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

4. Нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон.

5. Само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства.

6. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения[35].

Достоинства:

- Верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы.

- Фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на общеобязательность права, его связь с государством.

- Обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений.

- Обеспечивает формальную определенность права, четко обозначает права и обязанности субъектов.

- Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов.

- Признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

- Позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства.

- Содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан.

- Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики[36].

Недостатки:

- Представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

Признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Г. Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Основная норма непосредственно связана с конституцией и звучит следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Таким образом, придается легитимность существующему правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Кельзену, государство - это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство[37].

Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, отмечается, что с идеями нормативизма связано широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля[38].

Таким образом, сформировавшееся в первой половине XX в. нормативистское учение Ганса Кельзена имеет как свои недостатки, так и положительные стороны. Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно находить положительные моменты и использовать их.

2.5. Классовая теория

Классовая теория права возникла в XIX - XX вв. Данная концепция права разработана немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818—1883) Фридрихом Энгельсом (1820—1895)

Основными идеями названной доктрины можно считать следующее:

1. Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление.

2. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. То есть собственники основных средств производства держат в руках государственную власть и возводят в закон свою волю[39].

3. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

4. Объяснение сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. Природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов.

5. После победы социалистической революции государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством[40].

Основные положения этой концепции изложены в трудах Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина Г.В. Плеханова.

Данная теория, объясняющая возникновение государства и права исходя из принципа исторического материализма, берет свое начало в исторических работах американского исследователя первобытного общества, историка, археолога, этнографа Л.Г. Моргана (1818-1881), опубликованных в 1877 году под названием «Древнее общество». Эти исследования послужили толчком для написания Ф. Энгельсом (1820- 1895) в 1884 году фундаментального труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в котором наиболее полно и последовательно изложена сущность данной теории.

Государство, по мнению Ф. Энгельса, возникло в результате раскола общества на классы с противоположными интересами вследствие общественного разделения труда и появления имущественного неравенства. Правящим классом является экономически господствующий класс. Выделяется четыре типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. По его мнению социалистическое государство по мере развития производственных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает и заменяется общественным самоуправлением. Коммунизм рассматривается как высшая фаза развития общества, которая носит бесклассовый характер.

Согласно Марксу, государство и право — это орудия господства одного класса (буржуазии) над другим (пролетариатом). И право, и государство имеют классовую природу. В эпоху, предшествовавшую рабовладельческому строю, а тем более у первобытных народов, право отсутствовало. Все тяжбы улаживались полюбовно с помощью суда или авторитетного решения, например, отца семейства. С другой стороны, когда угнетенный класс победит своих врагов, право перестанет существовать, поскольку в мире сразу же воцарится гармония, которая будет служить для блага всех и каждого[41].

Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее - возникновение права неразрывно связано с образованием государства. Первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений.

Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право. Марксистская теория выделяет два пути правообразования:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. При этом государство снабжает обычаи принудительной санкцией;

2) правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Эти нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства.

Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права — принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.

Марксистская теория происхождения государства и права долгое время в нашей стране считалась единственно верной. Сегодня она является таким же предметом научного анализа, как и другие существующие в юриспруденции правовые воззрения. А в самой марксистской теории стали выделять два основных подхода. Первый подход решающую роль в появлении государства отводит классовой борьбе. В этой связи происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы, появление которых стало результатом возникновением частной собственности и общественной эволюции вследствие разделения труда, повлекшего разложение первобытнообщинного уклада жизни. Экономически господствующий класс - класс собственников, постепенно оттесняя от управления родоплеменную знать, превращается и в политически господствующий в обществе класс и создает государство в виде аппарата управления и механизма насилия для подчинения себе класса неимущих, для защиты своей собственности и удержания своего экономического господства[42].

Таким образом, государство представляется как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, узаконивающий и упрочивающий угнетение, порядок, умеряющий столкновение классов, т.е. «продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Второй подход решающее значение отводит экономическому развитию общества и исходит из того, что в результате именно экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела», что требует совершенствования управления и приводит к происхождению государства - одного из элементов надстройки над экономическим базисом. Благодаря этому направлению марксистской теории происхождения государства и права ее часто определяют как историко- материалистическую теорию.

Происхождение права также последовательно объясняется марксистами с материалистических позиций. Они показывают, что корни права лежат в экономических общественных отношениях - базисе общества. Право, возникающее вместе с государством, не может существовать без государства, без государственного принуждения. Кроме того, возникновение и развитие права так же жестко связывается с классовыми противоречиями и необходимостью их устранения или сглаживания, классовой борьбой[43].

Марксистская теория отличается своей ясностью, логичностью, стройностью, последовательностью и убедительностью, представляет собой большое достижение научной мысли. Впервые были вскрыты закономерные связи между появлением частной собственности, экономическим развитием общества и возникновением государства и права. Вместе с тем, хотя действительно нельзя отрицать влияние классов и борьбы между ними на возникновение государства и права, нельзя и утверждать, что классы и борьба между ними - единственная первопричина происхождения государства и права, на зарождение и формирование которых, как показывает история, оказывали влияние многие самые разнообразные факторы[44].

В научном контексте марксизм противоположен юридическому позитивизму с его отождествлением права с законом. Концепция Маркса и Энгельса не отрицает связи права с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно как и важность ценностного подхода к праву, и не относит право только к функции экономики. В противовес юридическому позитивизму, марксизм относит позитивное право к вторичной реальности, выраженных в конкретных отношениях.

Так как в основе марксизма лежит тезис о том, что его сущность носит классовый характер, поэтому возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах господствующего класса.

Положительные моменты:

- В связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного.

- Тесная связь права с волей господствующего класса, которая в определенные исторические периоды являлась определяющей в процессе формирования и развития правовой системы.

- Материалистическая теория подчеркивает важность конфликтов в обществе, справедливо указывает на экономический характер этих конфликтов и, следовательно, рассматривает право как систему норм, регулирующих разрешение всевозможных конфликтов в обществе.

- Подчеркнута прямая взаимосвязь природы государства и права (как надстроечных явлений) экономической сферой общества, и прежде всего характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). Данный подход в значительной степени помогает уяснению сути права и государства.

- Показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него.

- Тесная связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм[45].

Недостатки:

- Преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества.

- Излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

В контексте марксистской концепции, в основе развития права, лежат классово-экономические причины. Мировая наука и практика государственно-правовой жизни общества не исключает важной роли социально- экономических факторов. Если марксизм видит в праве инструмент воли и охраны интересов отдельных классов, то сторонники иных концепций концентрируют внимание на соотношении права и государства. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право - это явление, производное от государства, определяемое его волей.

Содержание марксистской теории права оказало огромное влияние на становление и развитие материалистического понимания сути права[46].

Многие научные выводы марксистской теории о праве и о государстве, и в современных условиях имеют своё практическое и исследовательское значение.

Необходимо признать, что сторонники марксистской теории права внесли большой вклад в понимание права.

Психологическая теория

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер .Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лее Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета. Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.).

Л.И. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию он называл "эмоциональной теорией" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов[47].

Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Л.И. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связаны с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали - это внутренние императивы.

Психологическая теория безгранично расширяла понятие права. Л.И. Петражицкий считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Он говорил: "Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". Теоретик был за то, чтобы в стране была проведена унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

Реформы законодательства, как полагал он, необходимо проводить на основе научных знаний.

Основными идеями этой доктрины являются:

1. Психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство.

2. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

3. Все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право[48].

Достоинства:

- Петражицкий впервые показал сложную природу правопорядка. При этом базовым элементом правопорядка является правовая теория, которая устанавливает юридическую связь между контрагентами права (носителями права и носителями обязанностей. Правовые действия без такой правовой связи невозможны.

- Обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида[49].

- Акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

- Петражицкий показал универсальность правопорядка и его демократический характер. Неофициальное право является носителем официального[50].

Недостатки:

- Представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права.

- В связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Таким образом положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида[51].

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, которые ни в коем случае игнорировать нельзя.

Но вместе с тем и не следует преувеличивать роль психологических свойств личности в процессе происхождения права, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Социологическая школа права

Социологическая юриспруденция начала формироваться в конце XIX в. В это время социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологические теории права складывались, с одной стороны, путем формирования правовых концепций в рамках общей социологии, с другой — путем распространения социологических методов познания в юриспруденции.

Сторонники данной теории считают, что право возникает и действует при реализации законов. К родоначальникам социологической юриспруденции относят Е. Эрлиха, Ф. Жени, С.А. Муромцева.

Основные идеи социологической школы права заключаются в следующем:

1. Разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего[52].

2. Под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Представители социологической школы называли позитивное право «книжным» правом. В противовес ему они ставили «живое право», «право в действии»[53].

3. Формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Основной постулат состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить - вот постулаты социологического направления. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе - это необходимые элементы правопонимания[54].

Плюсы данной теории:

- Она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение.

- Фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права.

- Учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов.

- Социологический подход полезен для законодателя и исследователей. Для познания права, решения вопроса об эффективности правовых норм, совершенствования законов следует изучать законодательство в действии, в жизни. Жизнь права — источник выявления пробелов, противоречий в нем.

- Общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления.

- Впервые в юриспруденции основы правопорядка были признаны конкретные интересы и потребности реальных людей, а не абстрактные волеизъявления. Этими была признана особая роль юриспруденции как практической науки[55].

- Теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений.

- Учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Минусы:

- Если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной.

- В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны должностных лиц.

- Игнорирование нормативности как важнейшего свойства права и недооценка в праве нравственно-гуманистических начал.

- Отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах.

Концепции социологической школы права не кажутся лишенными смысла. Но вместе с тем они довольно противоречивы. Данная теория уводит право от догматизма к "живому" правотворчеству, закрывая глаза на то, что такой путь может привести к расцвету анархии и произвола[56].

Реалистическая теория

Реалистическая теория права в наиболее завершенном виде сформировалась в конце XIX — начале XX в. Реалистические доктрины можно разделить на два направления: американское и скандинавское. Представителями американского реализма являлись К. Ллевеллин, О. Холмс, Ж. Фрэнк, скандинавского - А. Росс, К. Оливеркрона. Школа правового реализма — это теоретическая оппозиция школе юридического позитивизма.Представителям школы юридического позитивизма присуще понимать право как законодательство, которое состоит не из общих правил, а судебные решения как предсказуемые результаты приме нения законодательства в суде.

Представители школы правового реализма скептически относятся к «нормам на бумаге». Право для них состоит не из правил а из деятельности лиц по разрешению конфликтов, решения судей и других администраторов по конкретным делам. Иногда представителей скандинавского реализма относят к психологической школе права в связи с тем, что значительное внимание они уделяли психологическим аспектам судебного процесса. Представители американского реализма рассматривали право, как совокупность судебных решений, как предсказание будущего решения суда. Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения. Сторонники реалистической школы положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, а не недостатком, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям общественной жизни[57].

Основными идеями данной доктрины являются:

1. Под правом понимается совокупность судебных решений (своего рода предсказание будущего решения суда). Не отрицая регулирующей роли закона, они считали, что закон носит слишком общий и абстрактный характер и не порождает прав и обязанностей для конкретных лиц до вынесения соответствующего судебного решения.

2. Сторонники теории положительно относились к неопределенности права, считая ее достоинством, так как право должно уметь приспосабливаться к изменяющимся условиям социальной жизни[58].

3. Отрицательно относились к дискуссии о том, что такое право. По их мнению, вместо этого юристы должны обобщать имеющуюся судебную практику (данная теория основывается на идеологии прагматизма и по-другому называется «прагматический позитивизм», согласно которому правовые явления должны изучаться с точки зрения их полезности).

Достоинства теории:

- Они обратили внимание на судебную деятельность как фактор правообразования.

- Акцентировали внимание на процессе вынесения судебных решений.

Отрицательные моменты:

- Определение права как совокупности судебных решений применимо лишь для стран «общего права» (англосаксонской правовой семьи), где суды наделены правотворческими функциями.

- Сторонники реалистической школы сужают сферу правового регулирования, так как многие правовые отношения вообще не доходят до суда, но их участники все же наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

- Неопределенность права, за которую выступают реалисты, снижает качество права как социального регулятора, может дезориентировать участников общественных отношений.

Сторонники реалистической теории права утверждали, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть[59].

Юридический позитивизм.

Основы юридического позитивизма были разработан ы английским юристом Джоном Остином.

Джон Остин заявил, что юриспруденция имеет две важные, но различные задачи. Он провел границу между аналитической юриспруденцией и нормативной юриспруденцией. Аналитическая юриспруденция занимается безоценочным анализом понятий и структуры права. Нормативная юриспруденция включает в себя оценку, критику права и делает утверждения о том, каким право должно быть. Это разграничение двух разделов юриспруденции подразумевает, что вся концепция основана на отрицании теории естественного права. По теории естественного права, право есть право только в том случае, если оно соответствует некоторым нормативным стандартам, если оно такое, каким ему предписано быть, а несправедливый закон - это не закон вообще. Право, установленное человеческими властями, называется позитивным правом, поэтому и название данной теории — юридический позитивизм[60].

По Джону Остину, право образуют четыре элемента: приказ, санкция, обязанность исполнения и суверенная власть.

Его теорию часто называют командной теорией права, потому что он делает понятие команды (повеления) главным в своей концепции закона. Юрист утверждает, что все законы - это команды (повеления), даже тогда, когда они не выражены в повелительной форме[61].

Закон - это принудительный метод социального контроля. Он требует внимания и повиновения от тех, к кому обращает свои директивы.

Достоинства данной теории:

- Верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами, исключающей наличие в действующем праве противоречивых норм.

- Недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права.

- Требование неукоснительного исполнения действующих законов государственн ыми органами, гражданами и иными лицами (принцип законности).

- Стремление детально изучить структуру норм права, оснований юридической ответственности, общую и специальную классификацию правовых норм.

Недостатки:

- Понимание права как совокупности установленных государством норм права содержит логическую ошибку в виде определения неизвестного через столь же неизвестное.

- Сведение права к закону, иным нормативно-правовым актам приводит к утрате всяких критериев, позволяющих отличать правовые нормы от произвола государства.

- Концепция не объясняет право вне механизма государственного принуждения, отрицает существование права вне закона, в общем и целом.

- Отсутствует возможность нравственной оценки правовых явлений.

- Право как система отличается от фактической реализации общественных отношений.

Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники[62].

Юридический позитивизм решительно опровергал теорию естественного права. Если последняя признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признания государством, то позитивисты, наоборот, единственным источником права признавали государство. Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли суровой и основательной критике естественные права человека и проповедующую их теорию. По мнению позитивистов, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждения умов.

Можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее…"[63].

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Заключение

Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

Список использованной литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948// «Советский комитет защиты мира».– 1988.– ст.1-3ст.
  2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ , от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Российская газета». – 1993. ст. 18
    1. Декларация независимости США: Принята Вторым Континентальным конгрессом от 04.07.1776 года.
  3. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.
  4. Акмалова А.А., Капицын В.М. Теория государства и права: Вопросы и ответы: Учебное пособие /А.А. Акмалова, В.М. Капицын. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 184 с.
  5. Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 320 с.
  6. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997. - 336 c.
  7. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата /под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 578 с.
  8. Бержель, Ж.Л. Общая теория права / Жан-Луи Бержель; Под общ. ред. В.И. Даниленко. - М. : Nota Bene, 2000. - 574с.
  9. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - 9-е изд., стер. – М.:Омега-Л, 2013. - 607 с
  10. Вилюнас, М.С. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 142 с.
  11. Гессен, В.М. Возрождение естественного права.- М.: Омега-Л, 2002-155 с.
  12. Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 304 с.
  13. Жинкин, С.А. Теория государства и права : конспект лекций / С. А. Жинкин. - Изд. 9-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 218 с.
  14. Исаев И.А., Золотухина, Н.М. История политических и правовых учений России IX-XX вв.- Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003. — 415 с.
  15. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Б. А. Кистяковский; Изд. подгот. Ю. Н. Давыдов и В. В. Сапов. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 1998. - 798с.
  16. Корельский, В.М., Перевалов В.Д.Теория государства и права.- М: НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М) -2007- 596 с.
  17. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права : Н. М. Коркунов. — 2-е изд., стер. — М. : Юрайт, 2016. — 422 с.
  18. Комаров, С.А. Общая теория государства и права : Курс лекций / С. А. Комаров. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Манускрипт, 1996. - 314 с..
  19. Кулапов, В.Л., Малько А.В.Теория государства и права.- М: НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М) - 2010-386с.
  20. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, - 2001. — 520с.
  21. Ларин, Ю.А. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Ларин. – М.: Книжный мир. - 2011.-383с.
  22. Ленин, В.И.Полное собрание сочинений- том 33 // Издательство политической литературы.-1974-172 с.
  23. Лейст О.Э., История политических и правовых учений России. Учебник/ Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство "Зерцало", 2000. – 688 с.
  24. Лукашева, Е.А. Права человека. ред. Учебник, 2-е изд., перераб. - М.: НОРМА, 2011. — 560 с.
  25. Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999. - 419 с.
  26. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. — 512 с
  27. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии (1820-1895 г.).-1989-36 с.
  28. Маркс, К., Энгельс Ф.Полное собрание сочинений – том 3// Издательство политической литературы.- 1961-272 с.
  29. Маркс, К., Энгельс Ф.Сочинение – том 19// Издательство политической литературы.-1961-77 с.
  30. Манов, Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов / Науч.-исслед. ин-т правовой политики и проблем правоприменения ; Под ред. Г. Н. Манова. – М.: БЕК, - 1996. - 336 с.
  31. Мартышин, О.В. Теория государства и права: Учебник для вузов / М : НОРМА, - 2009-764с.
  32. Марченко, М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2005. – 516 с.
  33. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : [учебник для вузов по специальности "Юриспруденция"] /. М. : НОРМА, 2014 – С. 547;
  34. Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. - М.: «Наука», 1983 – С.366;
  35. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Норма-ИНФРА, 1999. С. 944;
  36. Остроухов, В.М.Учение Фомы Аквинского // Вопросы Философии.- 2003-С.84
  37. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 295 с.
  38. Петухова, А.В. Развитие социологического правопонимания в России.-2012-33с.
  39. Пиголкин, А. С. П32 Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата /. А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016 – 544 с.
  40. Поляков, А.В. Философия права Льва Петражицкого // Правовой научно-практический журнал.-2008-18 с.
  41. Протасов, В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 487 с
  42. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. - 656 с.
  43. Собко В.В. Теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд. – Братск: БФ ИГУ, 2010. – 191 с.
  44. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. Учебник / Л.И. Спиридонов - М.: Проспект, 1996. - 304 c.
  45. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: 2008. - 384 с.
  46. Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. — 299 с.
  47. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гярдарики, 2004. — 317 с.
  1. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. -38 с.

  2. Алексеев, С.С. Проблемы теория права.-1995-107с.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, - 2005-452 с.

  4. Пиголкин, А. С. П32 Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата /. А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016-43 с.

  5. Кулапов, В.Л., Малько А.В.Теория государства и права.- М: НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М)-2010-386 с.

  6. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата /под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.- 425 с.

  7. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства : [учебник для вузов по специальности "Юриспруденция"] /. М. : НОРМА, - 2014-32 с.

  8. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. Учебник / Л.И. Спиридонов - М.: Проспект, 1996.– 85 с.

  9. Корельский, В.М., Перевалов В.Д.Теория государства и права.- М: НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М) -2007-476с.

  10. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 377с.

  11. Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999. -132с.

  12. Ларин, Ю.А. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Ларин. – М.: Книжный мир, - 2011-35с.

  13. Венгеров, А.Б. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. Б. Венгеров. - 9-е изд., стер. - Москва : Изд-во Омега-Л, 2013. -377с.

  14. Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. —183с.

  15. Марченко, М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2005-75с.

  16. Собко В.В. Теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд. – Братск: БФ ИГУ, 2010.-172с.

  17. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, - 2001.-164с.

  18. Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995.- 46 с.

  19. Пиголкин, А. С. П32 Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата /. А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. – 44 с.

  20. Манов, Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов / Науч.-исслед. ин-т правовой политики и проблем правоприменения ; Под ред. Г. Н. Манова. – М.: БЕК, 1996.-17с.

  21. Яблоков, И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гярдарики, 2004.-262с.

  22. Остроухов, В.М.Учение Фомы Аквинского // Вопросы Философии.-2003-84с.

  23. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Норма-ИНФРА, - 1999.-578с.

  24. Гессен, В.М. Возрождение естественного права.- Москва : Изд-во Омега-Л, 2002-155с.

  25. Лукашева, Е.А. Права человека. ред. Учебник, 2-е изд., перераб. - М.: 2011.-53с.

  26. Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. - М.: «Наука», 1983 -35с.

  27. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1997.-94с.

  28. Декларация независимости США: Принята Вторым Континентальным конгрессом от 04.07.1776 года

  29. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ , от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Российская газета». – 1993. – ст. 18

  30. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 //«Советский комитет защиты мира». – 1988. – ст.1-3 ст.

  31. Исаев И.А., Золотухина, Н.М. История политических и правовых учений России IX-XX вв.- Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.-137с.

  32. Марченко, М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2005– 33 с.

  33. Жинкин, С.А. Теория государства и права : конспект лекций / С. А. Жинкин. - Изд. 9-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008 – 218 с.

  34. Кулапов, В.Л., Малько, А.В. Теория государства и права. - М: НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М) – 2010 – 243 с.

  35. Корельский, В.М., Перевалов В.Д.Теория государства и права.- М: НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М) -2007– 46 с.

  36. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: 2008.- 64с.

  37. Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009.-57с.

  38. Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009 - 184с.

  39. Маркс, К., Энгельс Ф.Сочинение – том 19 // Издательство политической литературы.-1961-77с.

  40. Ленин, В.И.Полное собрание сочинений- том 33 // Издательство политической литературы.-1974-172с.

  41. Исаев И.А., Золотухина, Н.М. История политических и правовых учений России IX-XX вв.- Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2003.-231с.

  42. Лейст О.Э., История политических и правовых учений России. Учебник/ Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. – М.: Издательство "Зерцало", 2000. - 47с.

  43. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. - 208с.

  44. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М.: Норма-ИНФРА. - 1999.-347с.

  45. Маркс, К., Энгельс Ф.Сочинение – том 25 // Издательство политической литературы.-1962-428с.

  46. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, - 2001.-235с.

  47. Поляков, А.В. Философия права Льва Петражицкого // Правовой научно-практический журнал.-2008-18с.

  48. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. Учебник / Л.И. Спиридонов - М.: Проспект, 1996.-247с.

  49. Манов, Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов / Науч.-исслед. ин-т правовой политики и проблем правоприменения ; Под ред. Г. Н. Манова. – М.: БЕК, 1996.-142с.

  50. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2018.-48с.

  51. Вилюнас, М.С. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1976.-152с.

  52. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, - 2001.-327с.

  53. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Б. А. Кистяковский; Изд. подгот. Ю. Н. Давыдов и В. В. Сапов. - СПб. : Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та, 1998. - 798, -217с.

  54. Петухова, А.В. Развитие социологического правопонимания в России.-2012-33с.

  55. Протасов, В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2015.-53с.

  56. Мартышин, О.В. Теория государства и права: Учебник для вузов / М : НОРМА, - 2009-74с.

  57. Мальцев Г. В. Понимание права: подходы и проблемы. М. : Прометей, 1999. -17с.

  58. Бержель, Ж.Л. Общая теория права / Жан-Луи Бержель; Под общ. ред. В.И. Даниленко. - М. : Nota Bene, 2000.-149с.

  59. Ларин, Ю.А. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учебник / А. Ю. Ларин. – М. : Книжный мир, - 2011-383с.

  60. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права : Н. М. Коркунов. — 2-е изд., стер. — М. : Юрайт, 2016.-212с.

  61. Акмалова А.А., Капицын В.М. Теория государства и права: Вопросы и ответы: Учебное пособие /А.А. Акмалова, В.М. Капицын. – М.: ИД «Юриспруденция», 2008. – 159 с.

  62. Протасов, В.Н. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2015.-48с.

  63. Комаров, С.А. Общая теория государства и права : Курс лекций / С. А. Комаров. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Манускрипт, 1996. - 224 с..