Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория происхождения права

Содержание:

Введение

Право, как система общеобязательных для данного общества норм поведения, сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни и во многом кажется обыденным, естественным явлением. В мировых правопорядках функционируют сложнейшие системы права, люди являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями, издаются миллионы нормативно-правовых актов, правовые отношения органично сплетаются в четко отлаженный механизм, концепция развития правового регулирования кажется вполне определенной. В таких условиях вопросы возникновения права и государства, казалось бы, утрачивают свою практическую ценность и отходят на второй план.

Между тем, проблема генезиса права является одной из фундаментальных и наиболее сложных в теории государства и права. Она основана на глубоко философских категориях – принуждение, власть, влияние, насилие – и настолько масштабна, что зачастую не поддается измерению и оценке и незаслуженно остается без внимания.

Казалось бы, какой-либо вклад в изучение происхождения права сделать очень сложно – в правовой науке существует устоявшаяся система теорий, подробным образом описывающих процессы становления права и объясняющих его закономерности. Однако подобный плюрализм мнений, подходов и концепций и свидетельствует о том, что истина в вопросе происхождения права не найдена до сих пор и принципиально недостижима. В настоящее время задачей теоретико-правового анализа происхождения права является изучение новейших представлений о возникновении и формировании такого глобального явления общественной жизни, как право.

Объектом работы являются общественные отношения, которые складывались при происхождении и развитии права.

Предметом работы являются многообразие причин возникновения права и его развитие.

Цель работы – рассмотреть теории развития права.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие права;

2. Показать причины возникновения права;

3. Охарактеризовать основные причины возникновения права;

4. Дать характеристику основных причин происхождения права;

5. Назвать особенности различных теорий происхождения права;

6. Выявить особенности процесса происхождения и развития права в различных государствах;

7. Исследовать признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества.

В целях раскрытия темы работы были использованы такие методы исследования как: системно-функциональный, формально-юридический, системный и логический способы толкования юридических норм, анализ нормативных правовых актов, анализ научной литературы, обобщение.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1. Понятие и сущность права

1.1. Понятие права

В самом общем виде право представляет собой систему правил поведения носящих общеобязательных характер, которые установлены или же санкционированы государством и обеспечиваемые принудительной силой государства[1].

Говоря о праве в повседневной жизни, большинство людей имеют ввиду конкретные права, такие как право на труд, на образование, какие-либо предметы, принадлежащие конкретным людям.

Вместе с тем, как юридический институт право характеризуется рядом специфических признаков, позволяющих отличать его от других социальных норм (традиций, морали, обычаев и т.п.).

К числу таких признаков относятся:

  • информативность;
  • общеобязательность;
  • формальная определенность;
  • системность;
  • многократность применения;
  • гарантированность государства[2].

Под функцией права понимаются обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. В юриспруденции понятие «функция» применяется и используется как социальная роль государства и права.

Выделяются две группы функций: общесоциальные и специально-юридические[3].

К общесоциальным относятся: экономическая (напр., гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ), политическая (право регулирует деятельность субъектов политической системы), коммуникативная (посредством права обеспечивается связь между объектами управления) и экологическая функции[4].

К специально-юридическим относятся:

- регулятивная (выражающаяся в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения субъектов в различных ситуациях, а также обеспечение общественного порядка);

- охранительная (направленная на охрану наиболее значительных общественных отношений и реализующаяся в применении специальных охранительных норм);

- оценочная (выступающая в качестве критерия правомерности либо неправомерности поступков);

- воспитательная (отражающая определенную идеологию, воздействующая на поведение субъектов[5]);

- гуманистическая (выражающаяся в смягчении правом возникающих в обществе социальных противоречий и конфликтов);

- воспитательная (проявляющаяся в подготовке подрастающего поколения и восприятия идеалов и ценностей, существующих в обществе);

- идеологическая (способствующая формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желаемых правилах поведения)[6].

Рассматривая вопрос о праве необходимо отметить, что право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, устанавливаемых государством и обеспечиваемый его принуждением, в котором выражаются интересы общества, а также регулируются социально значимые общественные интересы, в тоже время, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.

Из указанного определения понимается, что рассматривая право мы параллельно имеем ввиду правоотношения.

Следовательно, раскрывая вопрос об объекте и субъекте права, мы будем рассматривать объект и субъект отношений, которые регулируются этим правом, т.е. правоотношения.

Правовые отношения являются частью общественных отношений, регулируемые нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей[7].

Безоговорочно ясно, что субъектами правоотношений являются люди, которые создают общественные отношения, как индивидуально, так и их объединениями, а также государство[8].

Закрепленное за лицом мера и вид возможного поведения, предоставляет возможность его обладателю способность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других, влиять на людей и государство, имея как права, так и обязанности. Всё это подпадает под понятие объекта[9].

Таким образом, право — это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

1.2. Причины возникновения права

Вопрос о происхождении права является одним из самых сложных в теории государства и права. Во-первых, это связано с тем, что в рамках обсуждения данной темы мы сталкиваемся с такими явлениями, как влияние, насилие, обмен, которые представляют, на первый взгляд, элементы повседневной жизни современного человека, но, тем не менее, играют существенную роль в развитии государства как феномена для большинства мировых цивилизаций. Во-вторых, если учитывать, что правогенез как процесс рождения права в социальной среде является основанием политогенеза, то есть, образования государства, мы должны указать на то, что государство возникает на основе и в реализации права[10].

Ежедневно в мире издаются тысячи нормативно-правовых актов, от указов глав государств до распоряжений директоров местных учреждений, принимаются сотни постановлений, десятки федеральных законов. Власть в каждом регионе, каждой стране и на интернациональном уровне представляет собой хорошо отлаженную систему, механизм. Люди настолько привыкли к этому, что иногда не ощущают полного подчинения своей жизни каким-либо нормативным актам[11]. Такая система правопорядка функционировала далеко не всегда и не везде. Были (и остаются) абсолютные и конституционные монархии, давно забыты деспотические формы правления. Но было время, когда «права» в нашем сегодняшнем представлении не было вообще. Не было письменных законов, указов, других нормативных актов. Решения о справедливости выносились старейшинами и были крайне субъективными[12]. Так откуда же возник один из интереснейших институтов жизни нашего общества – институт права, а вместе с ним и государственность?

Неудивительно, что на такой сложный процесс как происхождение, формирование права влияет целый ряд факторов, прежде всего это: экономические, климатические, географические, религиозные и многие другие, которые играют разные роли в процессе организации общественной жизни. Именно поэтому следует различать причины, условия и формы образования права[13].

Конечно, вопрос о происхождении права является предметом многих дискуссий, ведь такие науки как этнография и история дают все новые знания о причинах этого явления.

Существуют несколько теорий возникновения права: теологическая, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая и, наконец, психологическая[14]. Каждая из них представляет свою причину. Однако, о теориях необходимо поговорить позднее. Для начала обратимся к причинам, которые выявлены учеными.

1.3. Характеристика основных причин возникновения права

Разумеется, само по себе развитие общества и постоянно возобновляющаяся потребность в регулировании общественных отношений способствовали возникновению права, но существует еще несколько основных причин[15]. Итак, перейдем к их рассмотрению.

Экономические предпосылки:

1. Переход от «присваивающей» экономики к «производящей». Выделились три крупных разделения труда, а именно скотоводство, земледелие, занятие ремеслом, появился новый социальный слой – купцов, которые заняты в сфере обмена товаров.

2. Вследствие повышения производительности труда, появляется избыточный продукт, что приводит к повышению самостоятельности индивида, и к изменению организации семейной и общественной жизни. Появляется продукт, созданный для обмена, который обусловливает разрыв между трудом, собственностью и появление частной собственности.

3. Социальное расслоение в обществе происходит, из-за того, что у отдельных лиц накапливается слишком много собственности. Будучи основанным на принципе равенства членов, общество достаточно долгое время сопротивлялось этому процессу. Оно негативно относилось к накопительству и большому состоянию, и одобряло перераспределение накопленных богатств. Тем не менее новая экономика не могла сочетаться со старыми принципами равенства, поэтому распределение стало невозможно[16].

Социальные предпосылки:

1. В результате вытеснения полигамных отношений моногамными, появляется семья в современном смысле этого понятия.

2. Утрачена основанная на кровном родстве социальная однородность.

3. Сформировались новые виды социальных отношений как: семейные, товарно-обменные, производственные.

4. Усложнилась структура социальной организации общества, а именно рода преобразовывались в племена и союзы племен[17].

Политические предпосылки:

1. В результате объединения легче защищаться от врагов.

2. Изменения в структуре власти. Власть приобретает централизованный, профессиональный характер, который предполагает то, что властные полномочия будут сосредоточены в руках лишь ограниченного круга лиц, реализующих управление на профессиональной основе.

3. Правители могут передавать свои властные полномочия не только в порядке наследования, а также по собственной воле, независимо от желания народа.

4. Возникновение налоговой системы в результате изъятия властными структурами части общественно-полезного продукта.

5. Для поддержания общественной безопасности и обеспечения сбора налогов формируются такие социальные группы как: дружина, стража[18].

Географические предпосылки: смена кочевого образа жизни оседлым. Общество осваивает определенную территорию, которая уже принадлежит ему, что означает необходимость подчинения правилам (традициям, обычаям, ритуалам), сформировавшимся в этом сообществе[19].

Переход к производящей экономике, а также появление частной собственности и классов, становится совсем несовместимым с первобытнообщинной организацией общества. Все это в сочетании с усложнившимися условиями управления хозяйственными процессами в общине, распределением добываемых средств к существованию, растущей потребностью в более активной защите территории, занимаемой племенами, и другими обстоятельствами социального развития и дает толчок к формированию права[20]. А именно властной структуры, поднявшейся над обществом, регулирующей происходящие в нем процессы и обеспечивающей его единство и устойчивость.

2. Теории происхождения права

2.1. Характеристика основных причин происхождения права

Право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. До сих пор не существует единого мнения о его происхождении, сущности, что для людей, не имеющих отношения к юриспруденции, может показаться очень странным. Однако отсутствие однозначной точки зрения по поводу понятия права объяснимо: конкретное определение, происхождение а также признаки права зависят от типа правопонимая, которого придерживается тот или иной ученый[21]. Вследствие исторических событий, а именно эволюции типов государственного устройства и управления, а так же развития общественной мысли и науки, существует достаточно большое количество типов правопонимания и, соответственно, теорий происхождения права[22].

Плюрализм научных взглядов по поводу истоков права во многом обусловлен не только сложностью предмета изучения, но и своеобразием тех или иных частей света, регионов, конкретных стран, а именно особенностями условий развития общества, общественного сознания. В соответствии с такими особенностями у различных народов формировались свои источники права. Каждая научная теория концентрируется на какой-то определенной стороне права, преувеличивая ее, не обращая внимания на другие стороны. Однако это не говорит о ложности этих теорий, так как в каждой заключены достаточно важные элементы, проанализировав и совместив которые, можно представить общую картину происхождения права[23].

Несмотря на то, что правообразование разных народов и в разное время имело свои особенности можно выделить и общие закономерности, а также наиболее общие причины появления права.

Истоки его зарождения уходят в эпоху первобытного общества. На самых ранних ступенях общественного развития правила общежития представляли собой однородную, недифференцированную массу и носили характер обычаев. Обычаи - неписаные правила поведения, сложившиеся в сознании членов общества и вошедшие в привычку в результате их многократного повторения в повседневной жизни. Они соблюдались добровольно и обеспечивались силой общественного мнения, так как были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Кроме того, обычаи характеризуются единством прав и обязанностей, то есть они не разделялись по своему значению, ведь в первобытном обществе коллективное начало играло ведущую роль. Каждый индивид действовал в интересах всего рода, своего же обособленного интереса он не имел, поэтому разделение прав и обязанностей на данном этапе обществу было чуждо.

По мере общественного развития, когда обычаи уже не отвечали новым общественным требованиям и не могли урегулировать нарастающие конфликты в обществе, начинает формироваться право.

Стоит отметить, что общественное развитие можно рассматривать в двух аспектах:

Экономическое развитие общества - разделение общественного труда, рост производительности, появление частной собственности, а затем и появление товарно - денежных отношений[24].

Социальное развитие общества, которое характеризуется разложением рода и появлением семьи, затем появлением неравенства в обществе (формирование классов, сословий, правящей элиты) и, как следствие, превращением человека в относительно самостоятельного индивида[25].

Исходя их этого к основным причинам появления права можно отнести:

  • необходимость поддержания общественного порядка в условиях углубления социальных противоречий;
  • необходимость закрепления и обеспечения автономии личности;
  • необходимость поддержания и стимулирования экономического развития общества (развитие торговых связей, закрепление экономического статуса товаропроизводителей)[26].

На основе вышесказанного, можно прийти к следующему заключению о происхождении права: право появляется тогда, когда общество достигает определенной ступени своего развития и становится правом, когда санкционируется государством (правящими классами, теми, кто стоит у власти) и обеспечивается не только силой общественного мнения, но и силой государственного принуждения, что способствует вытеснению родовых обычаев.

2.2. Общая характеристика различных теорий происхождения права

Примирительная теория возникновения права является одной из наиболее популярных на Западе[27]. Ее основными сторонниками были английский ученый Г. Берман и шведский ученый Э. Аннерс. Пристрастие к данной теории западных исследователей можно без проблем объяснить: так как западные страны развивались эволюционным путем, причем сами социальные институты там создавались “снизу”, то есть по мере появления потребности люди искали способ дать достойный ответ на вызов объективной реальности. И создание права – это один из подобных ответов на подобную проблему[28].

Основой идей данной теории является то что право начинало зарождаться с целью регулировать взаимоотношения между разными родами, а не для взаимоотношений внутри рода. Внутри самого рода обязанности миротворческой и судебной деятельности осуществлял самый уважаемый представитель рода. В те времена отдельные индивиды рода еще не представляли собой субъектов. Так как род обеспечивал ему безопасность и защиту. Таким образом, сила самого рода являлась силой каждого его члена, поэтому именно в интересах каждого индивида рода было не противопоставлять себя роду[29].

Именно из договоров о примирении и возникла, по мнению приверженцев этой теории, примирительное право. А со временем договор о примирении перерос в правила, а затем и в правовые нормы.

И еще в данной теории не учитывают то, что у людей есть множество общих интересов, помимо личных.

Регулятивная теория происхождения права. Данная теория наибольшее свое распространение получила в азиатских странах и в евроазиатской России[30].

Оценивая с позиции сегодняшнего дня процесс происхождения права мы должны основывать свои оценки на объективных доказательствах. И таковыми прежде всего являются письменные источники права. Пусть в первых письменных источниках доминируют нормы уголовного права, но обобщение типичных противоправных ситуаций и установление за них санкций – тоже является регулированием. Также уже в этих источниках существуют нормы, регулирующие собственность и порядок заключения договоров, которые в настоящее время у нас регулируются Гражданским Кодексом РФ[31].

Помимо этого, не только конфликты определи жизнь в обществе. По поводу многих вопросов древние люди умели договариваться, к примеру, вместо того, чтобы устраивать бойню за территорию рядом с водоемом, племена договаривались о порядке подхода к водоему. Нельзя так же сбрасывать со счетов такой правовой источник, как договор, который в древности, как и решении о примирении носил устный характер[32].

Но при этом регулятивная теория страдает от некоторого максимализма. В данной теории без проблем просматривается такое представление о человеке, которое выставляет человека в виде настолько умного существа, которому абсолютно все по плечу. Конечно многие вопросы социальной жизни были урегулированы право. Но вот уже долгое время право не может урегулировать вопрос политического властвования. Ведь не одно тысячелетия тираны и деспоты правили на людьми, уничтожая их в массовом количестве и только в новое время с помощью права начали регулироваться и отношения с властью[33].

Также право является не единственным средством регулирования, помимо него жизнь регулируется и другими социальными нормами. К примеру в древности наиболее серьезную роль в регулировании взаимоотношений носили обычаи[34].

Таким образом, регулятивная теория это слишком сильно забегающая вперед теория, которая предписывает праву такие свойства, которые она приобретает лишь на более поздних ступенях своего развития. Но при этом не стоит сбрасывать со счетов регулирующие возможности права, как впрочем и переоценивать ее.

Теологическая теория происхождения права. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю явления. Но при этом не отрицающая гуманистических и природных начал. При этом многие религиозные мыслители видели в праве – данное богом искусство добра и справедливости. Что несомненно было серьезном достоинством теологической теории, ведь она, одной из первых теорий, связывала понятия права с добром и справедливостью. При этом еще одной отличительной чертой этой теории являлось то, что она основана не научных доказательствах с аргументами, а на вере[35].

Наибольший свой расцвет теологическая теория имела в средние века. К ее представителям относят многих религиозных деятелей Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и конечно же средневековые богословы (Фома Аквинский, Аврелий Августин)[36].

Центральным положением этой теорией является утверждение о том, что право пришло от бога, чтобы регулировать жизни людей и мы его получаем через пророков или правителей. Подобные представления о источнике права мы можем встретить в части древних правовых систем, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, не говоря уже о исламском праве.

Преступая к оценке данной теории нельзя не упомянуть, что эта теория самое настоящее дитя своего времени. Ведь в Средние века в Европе наблюдалось самое настоящее засилье религиозной идеологии. Большая часть объяснения многих социальных явлений, и в частности права, осуществлялось через призму Бога[37].

К достоинствам этой теории следует отнести то, что имена в ней впервые жестко связали вместе такие понятия , как право (пускай и в выражении божественной воли) и справедливость. Позже эту идею подхватит и разовьет естественно-правовая теория[38].

Но при этом существуют серьезные проблемы в том понимании права, которое предлагает божественная теория.

Прежде всего данная теория требует веры в божественное начало, что серьезно ограничивает рационально исследования вопроса о происхождении права рамками веры.

Также не существует какой либо универсально приемлемой концепции Бога. Ведь во многих религиях бог воспринимается совершенно по-разному[39].

Еще она требует от нас признания посредника как глашатая от Бога, будь он пророком или правителем.

Конечно же, теологическая теория сыграла серьезную роль в развитии общества, но к сожалению на настоящем этапе общественного развития она вряд ли может быть приемлемой.

Естественная теория происхождения права. В ранних теориях естественного права в принципе снималась проблема происхождения права, она гласила, что человеку, как социальному существу, изначально присуще наличие определенной суммы прав.

Оценивая данную теорию нельзя не упомянуть о том какой социальный заряд несла в себе данная теория. Она позволяла оценивать и очевидно критиковать действующее право, с точки зрения справедливости, добродетели и просто разумности, если оно тормозило общественное развитие[40].

Но при всех этих заслугах данных теорий естественного права мы слишком многим из них можем поставить вопросы, на которые мы можем не надеяться получить ответов[41].

В ранней теории естественного права утверждают, что все законы обязаны соответствовать добродетелям. Но при этом никто не может дать ответа на этот вопрос. Также из-за вневременного характера естественных прав, которые и защищают законы, практические полностью обесценивается исторический опыт приобретенный человеком[42]. Но не обстоит ли дело полностью наоборот, не исторически ли формируются неотъемлемые человеческие права, изменяясь при этом на каждом ее историческом этапе? При этом в ранних теориях чувствуется пренебрежение к культурному плюрализму, ведь каждая культура имеет свои собственные ценности[43].

Также и в договорной теории есть вопросы, на которые мы не можем получить ответов[44]. Каким именно образом людям удалось договориться о том, что они даже не встречали в практической жизни? Также в ней предполагается что договор о защите естественных прав государством существует и сейчас, но ведь уже множество поколений, со своими собственными идеалами. сменило друг друга, но не какого соглашения между поколения не было и не могло быть и речи?. И тем более людям удалось прийти к соглашению о защите естественных прав, если всего одном поколе были разные люди которые очевидно враждовали и между собой?

К сожалению из-за того что мы не можем получить ответов на эти вопросы эта теория выглядит достаточно сомнительной.

Историческая теория происхождения права. Основателями исторической теории называют немецких ученых Г. Гуго, Г. Пухту и К. Савиньи. Они рассматривают право как выражение народного духа, народного правового убеждения. Право как и язык складывается постепенно в ходе исторического процесса вне зависимости от субъективной воли государства. Право существует в виде живого представления правовых институтов, из которой юристы лишь извлекают нормы[45].

Представители этой теории утверждают, что право вырастает из народного духа, постулируют его неизменность. Но даже допуская его развития, они понимают развития народного духа не как цепь качественных изменений, а просто как хронологическое его развертывание[46].

Так же они забывают про случаи, когда законы или обычае другого народа воспринимается определенной страной благодаря завоеванию или мирному вторжению.

К тому же подход представителей исторической школы отрицают абстрактный подход к оценке права, не говоря уже о какой - либо его критики[47].

Помимо этого, данная теория слишком сильно гиперболизирует роль одной стороны жизни общество, а именно общественное сознание. При этом опуская другие объективные факторы как военные завоевания, климатические условия, экономику и международное общение и заимствование опыта социальной жизни[48].

Также эта концепция носит какой-то мистический характер. Ведь в ней не предоставлен нам доказательство существования народного духа.

Конечно же историческая теория права дает нам настоящее множество поводов для критики. Но при этом мы не можем не признать ее как одно из крупных продвижений вперед в вопросе изучения происхождения права.

2.3. Особенности процесса происхождения и развития права в различных государствах

Формирование права - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями[49].

Общие пути возникновения и развития права неодинаково отражались при становлении разных регионов, определенных культурных и религиозных сред у конкретных народов.

Это можно объяснить различными природно-климатическими условиями, географическим положением страны, религиозными верованиями, а также важно отметить огромное влияние традиций на процессы социальной стратификации, которые лежат в основе формирования права. Несмотря на то, что процесс возникновения права каждого этноса, народа уникален, существуют страны, у которых были схожие черты формирования права.

Профессора Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют следующие формы возникновения права: азиатскую, рабовладельческую и прафеодальную[50].

Восточный (азиатский) путь возникновения права.

Около пяти тысяч лет назад в долинах таких крупных рек как: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы возникли первые древнейшие права. Благодаря возникновению государств в долинах рек, а именно в зонах поливного земледелия неслучайно, ведь таким образом можно добиться повышения урожая, а значит и производительность труда[51]. Для налаживания поливного земледелия было необходимо построить каналы, дамбы, водоподъемники и другие ирригационные сооружения. Понятно, что это колоссальный объем работы, который не под силу выполнить одному роду, племени, таким образом, произошло объединение общин под единым началом[52].

Таким образом, обуславливается сохранение сельскохозяйственных общин и земли – как основного средства производства.

С развитием экономики происходят и изменения в социальной сфере. Так как все произведенные блага перераспределяется вождями и старейшинами, то именно в их руках сосредотачивается основная власть. С возникновением родоплеменной знати появляется «власть-собственность» - социальное явление, смысл которого состоит в распоряжении общественной собственностью ввиду нахождения на определенной должности. Доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается, что способствует повышению значимости управления. Управление становится весьма выгодным делом. А в связи с тем, что все зависят от вождей и старейшин появляется жесткий контроль экономики, выборность лиц становится еще более формальной. Все это способствует дальнейшей передачи властных полномочий строго определенным лицам, то есть к появлению наследования должностей[53].

Вышеперечисленное способствует превращению родоплеменной знати в обособленную социальную группу, на которую возлагается осуществление управления, и ее дальнейшему отделению от других слоев общества.

Согласно «Восточному типу» одной из важных предпосылок образования права и классов является использование, находящихся у власти, аппарата управления, осуществляющего контроль над экономическими, политическими и военными функциями[54].

Несмотря на некие общие закономерности, восточные страны все же имели множество отличий. Например, в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В Египте большое количество рабов внесли огромный вклад в экономику. Но, если сравнивать с европейским, античным рабством, которое основано на частной собственности, то в Египте рабы принадлежали фараону[55].

Самой важной общей чертой стран восточного типа это то, что все эти страны являлись абсолютными монархиями, имели очень мощный чиновничий аппарат, экономика находилась под властью права.

Восточный путь возникновения права является постепенный преобразованием родоплеменного общества в государство.

Рабовладельческая форма возникновения права.

Данный тип возникновения права свойственен Афинам и Риму. Данные права образовались в результате появления частной собственности и разложения общества на классы[56].

Экономическое неравенство в Афинах зарождается уже в самом начале этапа разложения общинного строя. В собственности аристократов находятся земельные наделы, рабы, скот. В виду того, что рабы не являлись производительной силой, а использовались только в качестве домашней прислуги, возник наемный труд, батрачество безнадельных общинников. Нарастали противоречия между владельцами частной собственности и наследственной аристократией. Так, только самые богатые были назначены на государственные должности, в следствии чего, господство родовой знати было утрачено[57].

В Риме намного медленнее проходило формирование классов и развитие права. Этому было множество причин. Огромное влияние оказала длившаяся около 200 лет борьба между плебеями и патрициями. Плебеи требовали от патрициев одну уступку за другой.

В результате римский народ стал обладать многими демократичными правами такими как равноправие всех свободных граждан, закрепления принципа, гласившего, что каждый гражданин имеет права быть земледельцем и воином одновременно.

Установившееся социально-политическое значение сельской общины, являющееся собственником земли общины. Все вышеперечисленное существенно тормозило развитие частной собственности в странах рабовладельческого типа.

Существенные изменения произошли только в конце II в. до н.э. в связи с началом с массовым обезземеливанием крестьян-общинников. В результате постоянных завоеваний, скапливается такое количество рабов в городах и сельских местностях, что римская семья не смогла их подавить. В итоге, все вышеперечисленное приводит к созданию мощного государственного аппарата[58].

Прафеодальная форма возникновения права.

Основными представителями данной формы возникновения права являются Россия и Германия.

Существует точка зрения, что именно эти права возникли не как феодальные (с закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю)[59].

Мы рассмотрели первую точку зрения, однако существует и вторая – евроцентристская. Ее сторонники выделяют следующие формы: древнегреческую, древнеримскую и древнегерманскую (древнегерманское государство возникло в результате обширных завоеваний чужих территорий, управлять которыми родовая организация была не в силах).

3. Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества

Право - сочетающая в себе государственные и общественные интересы система общеобязательных и формально определенных норм, санкионируемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений и предусматривающих юридическую ответственность за их несоблюдение[60].

В общем виде можно сказать, что право - это узаконенная, охраняемая и обеспечиваемая государством возможность осуществлять деятельность[61].

Следует выделить следующие признаки права:

1. Нормативность. Право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих желательное или должное поведение людей в обществе, признаки и содержание типичных жизненных ситуаций. Нормативность в узком смысле - проявление воли общества через систему общеобязательных юридических норм, имеющих формальную определенность. В широком смысле нормативность - "реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития". В России фундаментальным нормативным актом является Конституция РФ[62]. В ней раскрываются начала нормативного строения системы права РФ.

2. Общеобязательность. Именно право, в отличие от других регуляторов общественных отношений (этических, профессиональных, религиозных), значение и сфера распространения которых различна, представляет собой систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства в силу возможности государственного принуждения и обеспечения санкциями за несоблюдение тех или иных норм[63]. Кельзен считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определённом направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет"[64].

3. Системность и упорядоченность. Право - это не хаотичный набор случайных норм, а именно упорядоченная совокупность, в которой нормы права находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в различных зависимостях, подчинении и соподчинении.

4. Наличие связи с государством. Будучи единственным официальным представителем всего общества, государство выявляет, закрепляет и обеспечивает баланс наиболее важных индивидуальных, групповых и общественных интересов. За ним устанавливается монопольное право на правотворчество. Государство официально устанавливает право и обеспечивает его исполнение.

5. Формальная определенность. Нормы права, как правило, закрепляются в письменной форме, содержаться в систематизированном виде в различных законах, сборниках, прецедентах. Они отличаются ясностью, четкостью формулировки, недвусмысленностью и указывают на границу правомерности их адресатов, которые находят закрепление в том или ином источнике права[65].

Итак, право представляет собой особое социальное явление, предназначенное для регулирования общественных отношений путем установления общеобязательных норм, охраняемых государством, содержащих границы свободы личности и обеспечивающих равные возможности граждан при осуществлении ими своей деятельности.

Заключение

Происхождение права является одним из наиболее дискуссионных вопросов в науке теории права. Существует множество теорий происхождения права.

Во второй главе автор объясняет причины многообразия теорий происхождения государства и права, излагает их суть и дает оценку каждой из них. Это многообразие включает ирригационную и патриархальную, теологическую и расовую, теорию насилия и инцестную теорию, спортивную и патримониальную, органическую и экономическую, классовую и психологическую, договорную, диффузионную и теорию специализации.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право”.

По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений.

Изучение процесса происхождения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные праву функции - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

При рассмотрении вопроса о происхождении права выяснилось, что спектр теорий возникновения подобного уникального общественного явления в жизни людей необычайно широк. Авторы, занимавшиеся исследованиями теоретических правовых вопросов, создали множество концепций и школ права, выдвигая порой самые фантастические аргументы в защиту той или иной теории, приверженцами которой они являлись, попутно подвергая беспощадной и не всегда аргументированной критике теории и доводы, отличающиеся от своих собственных; иные же просто полагались на вопросы веры, ссылаясь на божественный авторитет.

Список литературы

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 239; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410

Специальная литература

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. с. 41
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. – с.308.
  3. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 111
  4. История государства и права России: учебник/ под ред. Н.А. Колоколова. –М.: Юнити- Дана, 2014. с. 201
  5. Кузнецов, Э.В. Наука о праве и государстве /Э.В. Кузнецов, В.П.Сальников - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Издательский Торговый Дом «Герда», 2009. с. 174
  6. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 222
  7. Общая теория права и государства/ В.С. Нерсесянц -М.: Издательство НОРМА, 2012. с. 199
  8. Петражицкий Л. И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Петражицкий Л. И. Теория и политика права / науч. ред Е. В. Тимошина. СПб.: Юридическая книга, 2010. С. 567.
  9. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. с. 288
  10. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011
  11. Теория государства и права: учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. — М.: Проспект, 2015. с. 238
  12. Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2015. с. 185
  13. Теория государства и права. Учебник. / Т.Н. Радько— М.: Проспект, 2015. с. 220
  14. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 322
  15. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 244
  16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2011. С.246
  17. Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2000 г.
  1. Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2000 г.

  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. – с.308.

  3. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. с. 288

  4. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. с. 288

  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. – с.309

  6. Теория государства и права. Под ред. В.П. Малахова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. – с.310

  8. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 220

  9. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько — 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. с. 289

  10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. – с.311

  11. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 221

  12. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 315

  13. Теория государства и права: учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. — М.: Проспект, 2015. с. 238

  14. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 222

  15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2011. – с.312

  16. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 223

  17. Кузнецов, Э.В. Наука о праве и государстве /Э.В. Кузнецов, В.П.Сальников - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Издательский Торговый Дом «Герда», 2009. с. 174

  18. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 316

  19. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 222

  20. Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2015. с. 185

  21. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 317

  22. Теория государства и права: учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2015. с. 189

  23. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 226

  24. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 317

  25. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 230

  26. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 322

  27. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. с. 35

  28. Общая теория права и государства/ В.С. Нерсесянц -М.: Издательство НОРМА, 2012. с. 199

  29. Теория государства и права: учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. — М.: Проспект, 2015. с. 239

  30. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 233

  31. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410

  32. Теория государства и права. Учебник. / Т.Н. Радько— М.: Проспект, 2015. с. 220

  33. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 318

  34. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 236

  35. История государства и права России: учебник/ под ред. Н.А. Колоколова. –М.: Юнити- Дана, 2014. с. 201

  36. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 238

  37. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 374

  38. Теория государства и права: учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. — М.: Проспект, 2015. с. 241

  39. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 238

  40. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 319

  41. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 113

  42. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. с. 38

  43. Теория государства и права: учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. — М.: Проспект, 2015. с. 232

  44. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 320

  45. Петражицкий Л. И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Петражицкий Л. И. Теория и политика права / науч. ред Е. В. Тимошина. СПб.: Юридическая книга, 2010. С. 567.

  46. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 244

  47. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 240

  48. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 113

  49. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 111

  50. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 322

  51. Любашиц, В.Я. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А.Ю. Мордовцев, И.В.Тимошенко. Ростов на Дону: Идательский центр «МарТ», 2012. с. 241

  52. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. с. 39

  53. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 111

  54. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 241

  55. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, Малько А.В. -М.: Дело, 2014 с. 326

  56. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 243

  57. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 113

  58. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 244

  59. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. с. 40

  60. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 244

  61. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2011. С.246

  62. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 239; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398

  63. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского.- Мн.: Тесей, 2008. с. 119

  64. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра - М, 2013. с. 41

  65. Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.М. Сырых. –М.: Юстицинформ, 2012. с. 249