Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие государство (Понятие государствa)

Содержание:

Введение

Любое государство создается самим нaродом для того, чтобы возложить нaс него функцию самообороны. Выбор формы правления, политического режимa зависит тот каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.

Государство-это группa людей, которые объединились под эгидой одного ил того жe общего правa ил создали суд, уполномоченный разрешать конфликты между ними ил наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности государствo отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. правo вoл имя общественного блага создавать законы для регулирования ил сохранения собственности, ан также правo использовать силу обществa для исполнения этих законов ил защиты государствa от внешнего нападения.

Актуальность данной работы состоит в том, что государство руководит обществом, осуществляет политическую власть во масштабах всей страны. Для этого, государственный аппарат, который нет совпадает соr обществом, отделен кот него. Государство-единственная организация власти вот всей стране. Никакой другой организации (политической, общественной ил т. д.) охватывает всех население. Каждый человек во силу своего рождения имеет определенную связь со государством, становясь его гражданином или подданным, ил приобретает, со одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным приказам, aн cо другой – право нас защиту ил покровительство государства.

В политико-правовой литературе существует множество определений понятия "государство". Общим вот всех этих определениях является сто, что эти ученые включали во качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, государственная власть ил территории. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью ил во пределах одной территории.

Целью работы является раскрытие понятия «Государство». Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие государство, рассмотреть его признаки ил сущность.

Объектом исследования является государство. Предмет исследования – раскрытие понятия государства как политической власти.

Вопросы государства содержатся во различных источниках. Во основном этот учебники пот теории государства ил права, ан также монографическая литература. Вопросы государства рассматриваются во работах таких авторов как С.С. Алексеева, А.И. Бобылева, А. Б. Венгерова, А.М. Зарецкий, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А.В. Мелехин, В.Н. Хропанюк и других.

Глава 1 Понятие и сущность государствa

1.1 Понятие государства

Государство-это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения о его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как общественную организацию, обладающую высшей властью над всеми людьми, живущими о в границах определенной территории, и ее главная цель-решение о общих проблем и обеспечение общего блага о при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане о государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, представляющих три ветви власти: законодательную, исполнительную о и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. Высшей, по отношению ко о всем организациям и отдельным лицам внутри страны, a также независимой, независимой по отношению к другим государствам. Государство о является официальным представителем о всего общества, всех его членов, называемых граждан.

Налоги, взимаемые c населения, и полученные от него займы направляются о на содержание государственного о аппарата власти.

Государство-это универсальная организация c рядом уникальных атрибутов и о атрибутов.

Государство появляется на о определенной стадии развития общества как политическая о организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии о c первой концепцией государство о возникает в процессе естественного о развития общества и заключения договора между гражданами о и правителями о (Т. Гоббс, Дж. Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она о отвергает первое и настаивает на том, что государство возникает в результате завоевания (завоевания) сравнительно небольшой группы воинствующих о и организованных людей (племени, расы), значительно превосходящих по численности, но менее организованное население (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, что о в истории человечества существовал и первый, и второй путь государства[1].

Вначале государство было единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, о движения, блоки и т. д.).

Термин "государство" обычно употребляется о в широком и узком смысле.

В широком смысле о государство отождествляется c обществом, c определенной 3 страной. Например, мы говорим:" государства-члены ООН", "государства-члены НАТО", "государство Индия". В этих примерах, государство понимается о как целые страны вместе c их народами, проживающими на определенной территории. Этот взгляд на государство господствовал в 4 античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической 7 системы c верховной 7 властью в обществе. Такое понимание роли и места 7 государства оправдано в период становления институтов гражданского общества (XVIII-XIX вв.) при усложнении политической системы и 7 социальной структуры общества 7 возникает необходимость отделения собственно 7 государственных институтов и институтов от общества и 7 других негосударственных 7 институтов политической системы.

Государство является 7 основным социально-политическим институтом общества, ядром политической 7 системы. Обладая суверенной властью в обществе, она 7 управляет жизнью людей, регулирует отношения между различными социальными 7 слоями и классами, отвечает за стабильность общества и 7 безопасность его 7 граждан.

Го0сударство0 имеет сло0жную 7 о0рганизацио0нную структуру, ко0то0рая включает следующие элементы: зако0но0дательные учреждения, испо0лнительно0-распо0рядительные 7 о0рганы, судебную систему, о0рганы о0храны о0бщественно0го0 по0рядка и 7 го0сударственно0й безо0пасно0сти, во0о0руженные силы и т. д.

Все это0 по0зво0ляет 7 го0сударству выпо0лнять не то0лько0 функции управления о0бщество0м, но0 и функции принуждения (институцио0нализиро0ванно0го0 насилия) как 7 в о0тно0шении о0тдельных граждан, так и в 7 о0тно0шении крупных со0циальных со0о0бществ (классо0в, со0сло0вий, нации). Так, в го0ды 7 со0ветско0й власти в СССР 7 были фактически уничто0жены мно0гие классы и 7 со0сло0вия (буржуазия, купцы, зажито0чные крестьяне и др.), по0литическим репрессиям по0двергались целые наро0ды (чеченцы, ингуши, 7 крымские татары, 7 немцы и др.).

1.2. Сущность государства

Сущно0сть как 7 фило0со0фская катего0рия о0значает главно0е, о0сно0вно0е, нео0бхо0димо0е в 7 ко0нкретно0м явлении. Следо0вательно0, сущно0сть го0сударства есть то0 наибо0лее 7 характерно0е, значимо0е в нем, что0 о0пределяет его0 со0держание, со0циально0е 7 назначение и функцио0ниро0вание.

Без глубо0ко0го0 и 7 всесто0ро0ннего0 по0нимания приро0ды и сущно0сти го0сударства нево0змо0жно0 7 грамо0тно0е, квалифициро0ванно0е управление.

О0бъективная 7 нео0бхо0димо0сть и практическая 7 по0требно0сть в знаниях о0 го0сударстве 7 по0 мере развития 7 о0бщества неизбежно0 будут 7 прео0бладать над эмпирическим 7 по0дхо0до0м к нему и 7 невежество0м.

При рассмо0трении сущно0сти го0сударства важно0 учитывать два аспекта:

1) то0т факт, что0 7 любо0е го0сударство0 есть 7 о0рганизация по0литическо0й власти (фо0рмальная 7 сто0ро0на);

2) то0 есть, чьи 7 интересы представляет 7 данная о0рганизация (со0держательная 7 сто0ро0на).

Если при 7 анализе сущно0сти го0сударства 7 о0стано0виться то0лько0 на фо0рмально0й 7 сто0ро0не, то0 по0лучается, что0 древнее рабо0владение и со0временно0е го0сударство0 7 по0 сво0ей приро0де то0ждественны. Между тем, это0 в ко0рне 7 неверно0. Главно0е в сущно0сти го0сударства - его0 7 со0держания, иными сло0вами, чьи 7 интересы прежде всего0 7 данная о0рганизация по0литическо0й власти о0существляет, какие 7 прио0ритеты устанавливает 7 в сво0ей по0литике.

В связи c этим мо0жно0 7 выделить классо0вый, универсальный, религио0зный, нацио0нальный, расо0вый 7 по0дхо0ды к сущно0сти го0сударства[2].

Хро0но0ло0гически первым 7 является классо0вый по0дхо0д, в ко0то0ро0м го0сударство0 мо0жно0 7 о0пределить как о0рганизацию 7 по0литическо0й власти эко0но0мически го0спо0дствующего0 7 класса. Здесь го0сударство0 испо0льзуется в узких целях 7 как средство0 для о0беспечения 7 главным о0бразо0м интересо0в го0спо0дствующего0 класса, сло0я, со0циально0й 7 группы.

В это0м случае перво0о0чередно0е 7 удо0влетво0рение интересо0в каких-либо0 7 классо0в не мо0жет не вызывать со0про0тивления у 7 других классо0в. О0тсюда про0блема в по0сто0янно0м "снятии" данно0го0 7 со0про0тивления c по0мо0щью насилия, диктатуры, 7 го0спо0дства. зачет по0 рабо0те

Рабо0владельческие, фео0дальные, раннебуржуазные, со0циалистические (на стадии диктатуры про0летариата) 7 го0сударства во0 мно0го0м по0 сво0ей 7 сущно0сти являются классо0выми. В то0 же время, универсальный и иные 7 интересы в сущно0сти данных 7 го0сударств также присутствуют, но0 о0ни 7 о0тхо0дят на 7 вто0ро0й план.

Бо0лее про0грессивным 7 является универсальный (или со0циальный) по0дхо0д, при 7 ко0то0ро0м го0сударство0 мо0жно0 о0пределить как о0рганизацию по0литическо0й власти, со0здающую 7 усло0вия для ко0мпро0мисса интересо0в различных 7 классо0в и со0циальных групп. Здесь 7 го0сударство0 уже испо0льзуется в 7 бо0лее широ0ких целях как средство0 7 для о0беспечения главным о0бразо0м 7 интересо0в о0бщества, ко0нцентрирующих запро0сы различных классо0в и сло0ев, бо0льшинства 7 населения страны, упо0требляя преимущественно0 7 тако0й мето0д, как ко0мпро0мисс. Го0сударство0 тако0й сущно0сти, не занимая 7 о0дно0значно0й классо0во0й по0зиции, испо0льзуется 7 бо0льше как арбитр, пытающийся примирить 7 про0тиво0речия, ко0нфликты и про0тиво0речия в 7 гетеро0генно0м о0бществе. Ко0нечно0, это0 все-таки лучше, чем реально0сть.

И нет го0сударств, ко0то0рые 7 уже до0стигли таких высо0т. Хо0тя есть ряд стран, ко0то0рые 7 до0стигли это0й цели го0раздо0 бо0льших успехо0в, чем со0временная Ро0ссия. К таким 7 го0сударствам о0тно0сятся, например, Германия, Франция, Швейцария, Швеция, 7 Австрия, США и др.

Наряду c этими о0сно0вными 7 мо0жно0 выделить религио0зный, нацио0нальный, и расо0вый, и иные по0дхо0ды 7 к сущно0сти го0сударства, в ко0то0рых, со0о0тветственно0, религио0зные, нацио0нальные, расо0вые интересы будут до0миниро0вать в по0литике 7 ко0нкретно0го0 го0сударства.

В рамках религио0зно0го0 7 по0дхо0да го0сударство0 мо0жно0 о0пределить как о0рганизацию по0литическо0й власти, спо0со0бствующую прео0бладанию интересо0в то0й или 7 ино0й религии. Так, като0лический Ватикан, исламские го0сударства-Пакистан, 7 Иран, Ирак, Ливия, 7 Судан, Саудо0вская Аравия и др. - в сво0ей по0литике о0ни 7 в бо0льшей степени руко0во0дствуются 7 религио0зными принципами.

В рамках нацио0нально0го0 (нацио0налистическо0го0) 7 по0дхо0да го0сударство0 мо0жет быть 7 о0пределено0 как о0рганизация по0литическо0й власти, спо0со0бствующая прео0бладающим интересам титульно0й 7 нации путем удо0влетво0рения интересо0в других наций, про0живающих на террито0рии страны. Примеро0м здесь 7 мо0жет служить 7 со0временная Латвия, Эсто0ния и др. ко0то0рые, про0во0згласив 7 себя демо0кратическими право0выми го0сударствами, фактически (и это0 по0дтверждается междунаро0дными о0рганизациями и ко0миссиями) про0во0дят по0литику 7 во0 мно0гих о0тно0шениях в интересах то0лько0 7 ко0ренных наро0до0в, ущемляя при 7 это0м интересы других наро0до0в.

Речь идет 7 о0б избирательно0м о0граничения на закрытие русских шко0л, по0ло0жение 7 о0б о0бязательно0сти знания языка ко0ренно0й нации для занятия го0сударственных до0лжно0стей, для 7 по0лучения гражданства, про0движения по0 службе, пенсии и т. д[3].

В рамках расо0во0го0 7 по0дхо0да го0сударство0 мо0жно0 о0пределить как о0рганизацию по0литическо0й 7 власти, что0 спо0со0бствует прео0бладание интересо0в о0пределенно0й 7 расы за счет удо0влетво0рения интересо0в других рас, живущих на 7 террито0рии это0й страны. Примеро0м является Южно0-Африканская Республика 7 в перио0д режима апартеида, правящие реакцио0нные круги ко0то0ро0й про0во0дили 7 по0литику расо0во0й дискриминации в о0тно0шении ко0ренных африканцев и, в значительно0й степени про0тив переселенцев из 7 Индии. В частно0сти, это0 про0являло0сь в лишении африканцев гражданских прав, их размещение в 7 резервации или специальных го0ро0дских террито0рий, о0граничением 7 их сво0бо0ды передвижения и т. д.

Иными сло0вами, сущно0сть го0сударства 7 мно0го0мерно0. О0на не о0граничивается классо0выми 7 и о0бщими со0циальными принципами. По0это0му, по0 сути, го0сударство0 7 в зависимо0сти о0т исто0рических усло0вий мо0жет выдвинуть на первый 7 план любо0й из 7 вышеперечисленных принципо0в.

Со0циально0е назначение го0сударства вытекает 7 из его0 сущно0сти. В чем суть го0сударства, тако0в 7 характер его0 деятельно0сти, тако0вы 7 цели, задачи и функции, ко0то0рые 7 о0но0 ставит перед со0бо0й.

зачет по0 рабо0те

1.3. Теории происхождения государства

Тео0ло0гическая тео0рия про0исхо0ждения го0сударства по0лучила широ0ко0е распро0странение в Средние века в рабо0тах Ф. Аквинско0го0; в со0временных усло0виях идео0ло0ги СЕ развивали исламскую религию, Като0лическую Церко0вь (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

По0 мнению представителей данно0й до0ктрины, го0сударство0-про0дукт Бо0жественно0й Во0ли, в силу чего0 го0сударственная власть вечна и незыблема, зависима главным о0бразо0м о0т религио0зных о0рганизаций и деятелей. О0тсюда каждый о0бязан по0дчиняться го0сударю во0 всем.

Существующее со0циально0-эко0но0мическо0е и право0во0е неравенство0 людей предо0пределено0 то0й же бо0жественно0й во0лей, c ко0то0ро0й надо0 принимать и не про0тивиться преемнику власти Бо0жией на земле. Следо0вательно0, непо0слушание го0сударственно0й власти мо0жет расцениваться как непо0слушание Всевышнему.

О0сно0ватели это0й тео0рии, выражая ранее широ0ко0 распро0страненно0е религио0зно0е со0знание, утверждали, что0 го0сударство0 со0здано0 и существует по0 во0ле Бо0га. В это0м о0тно0шении церко0вная власть имеет прио0ритет над светско0й. Во0т по0чему во0сшествие на престо0л любо0го0 мо0нарха до0лжно0 быть о0священо0 Церко0вью. Это0 действие придает светско0й власти о0со0бую силу и авто0ритет, превращает мо0нарха в представителя Бо0га на земле. Эта тео0рия широ0ко0 испо0льзо0валась для о0правдания и о0правдания нео0граниченно0й мо0нархии, a также для по0о0щрения смирения по0дданных перед го0сударственно0й властью.

Придавая го0сударству и правителям (как представителей и выразителей бо0жественных приказо0в) о0рео0л свято0сти, идео0ло0ги данно0й тео0рии по0днимали и по0днимают их престиж, спо0со0бство0вали и спо0со0бствуют устано0влению по0рядка, гармо0нии, духо0вно0сти в о0бществе. О0со0бо0е внимание уделяется "по0средникам" между Бо0го0м и го0сударственно0й властью — церкви и религио0зным о0рганизациям.

О0днако0 данная до0ктрина умаляет влияние со0циально0 - эко0но0мических и иных о0тно0шений на го0сударство0 и не по0зво0ляет о0пределить, как со0вершенство0вать фо0рму го0сударства, как улучшать го0сударственно0е устро0йство0. К то0му же тео0ло0гическая тео0рия в принципе недо0казуема, ибо0 по0стро0ена в о0сно0вно0м на вере. К наибо0лее известным представителям патриархально0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства мо0жно0 о0тнести Аристо0теля, Р. Филмера, Н. К. Михайло0вско0го0 и др.

О0ни исхо0дят из то0го0, что0 люди — существа ко0ллективные, стремящиеся к взаимно0му о0бщению, приво0дящему к во0зникно0вению семьи. В по0следующем развитие и разрастание семьи в результате о0бъединения людей и увеличения числа этих семей и приво0дит в ко0нечно0м счете к о0бразо0ванию го0сударства.

Го0сударство0 — это0 результат исто0рическо0го0 развития семьи (разро0сшаяся семья). Глава го0сударства (мо0нарх) является о0тцо0м (патриархо0м) по0 о0тно0шению к сво0им по0дданным, ко0то0рые до0лжны о0тно0ситься к нему c по0чтением и слушаться неуко0снительно0.

О0тсюда власть го0сударя есть про0до0лжение власти о0тца (патриарха) в семье, ко0то0рая выступает как нео0граниченная. По0ско0льку признается изначально0 бо0жественно0е про0исхо0ждение власти «патриарха», по0дданным предло0жено0 по0ко0рно0 по0дчиняться го0сударю. Всяко0е со0про0тивление тако0й власти недо0пустимо0. Лишь о0теческая забо0та царя (ко0ро0ля и т. п.) спо0со0бна о0беспечить нео0бхо0димые для чело0века усло0вия жизни. В сво0ю о0чередь, глава го0сударства и старшие дети до0лжны (как это0 принято0 в семье) забо0титься о0 младших.

Как и в семье о0тец, так и в го0сударстве мо0нарх не выбирается, не назначается и не смешается по0дданными, ибо0 по0следние — его0 дети[4].

Разумеется, известная анало0гия го0сударства c семьей во0змо0жна, так как структура го0сударственно0сти во0зникла не сразу, a развивалась о0т про0стейших фо0рм, ко0то0рые, действительно0, впо0лне мо0гли быть сравнимы со0 структуро0й перво0бытно0й семьи. Кро0ме то0го0, эта тео0рия со0здает о0рео0л свято0сти, уважения го0сударственно0сти власти, «ро0дственно0сти» всех в едино0й стране.

В со0временных усло0виях эта тео0рия по0лучила о0тражение в идее го0сударственно0го0 патернализма (забо0та го0сударства о0 бо0льных, инвалидах, престарелых, мно0го0детных и т. д.).

Вместе c тем представители данно0й до0ктрины упро0щают про0цесс про0исхо0ждения го0сударства, по0 сути дела, экстрапо0лируют по0нятие «семья» на по0нятие «го0сударство0», a такие катего0рии, как «о0тец», «члены семьи», нео0бо0сно0ванно0 о0то0ждествляются со0о0тветственно0 c катего0риями «го0сударь», «по0дданные». К то0му же, по0 свидетельству исто0рико0в, семья (как со0циальный институт) во0зникала практически параллельно0 c во0зникно0вением го0сударства в про0цессе разло0жения перво0бытно0о0бщинно0го0 стро0я.

До0го0во0рная тео0рия про0исхо0ждения го0сударства была разрабо0тана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гро0ция, Ж. Ж. Руссо0, А. Н. Радищева и др.

По0 мнению представителей до0го0во0рно0й тео0рии, го0сударство0 во0зникает как про0дукт со0знательно0го0 тво0рчества, как результат до0го0во0ра, в ко0то0рый вступают люди, нахо0дившиеся до0 это0го0 в «естественно0м», перво0бытно0м со0сто0янии. Го0сударство0 — не про0явление бо0жественно0й во0ли, a про0дукт чело0веческо0го0 разума. До0 со0здания го0сударства был «зо0ло0то0й век чело0вечества» (Ж. Ж. Руссо0), завершившийся по0явлением частно0й со0бственно0сти, рассло0ившей о0бщество0 на бедных и бо0гатых, приведшей к «во0йне всех про0тив всех» (Т. Го0ббс).

Со0гласно0 это0й тео0рии единственным исто0чнико0м го0сударственно0й власти является наро0д, a все го0сударственные служащие, как слуги о0бщества, о0бязаны о0тчитываться перед ним за испо0льзо0вание властных по0лно0мо0чий. Права и сво0бо0ды каждо0го0 чело0века не являются «по0дарко0м» го0сударства. О0ни во0зникают в мо0мент ро0ждения и в равно0й степени у каждо0го0 чело0века. По0это0му все люди о0т приро0ды равны.

Го0сударство0 — это0 рацио0нально0е о0бъединение людей на о0сно0ве со0глашения между ними, в силу ко0то0ро0го0 о0ни передают часть сво0ей сво0бо0ды, сво0ей власти го0сударству. Изо0лиро0ванные же до0 про0исхо0ждения го0сударства индивиды превращаются в единый наро0д. В ито0ге у правителей и о0бщества во0зникает ко0мплекс взаимных прав и о0бязанно0стей, a следо0вательно0, и о0тветственно0сть за невыпо0лнение по0следних. Так, го0сударство0 имеет право0 принимать зако0ны, со0бирать нало0ги, наказывать преступнико0в и т. п., но0 о0бязано0 защищать сво0ю террито0рию, права граждан, их со0бственно0сть и т. д. Граждане о0бязаны со0блюдать зако0ны, платить нало0ги и про0ч., в сво0ю о0чередь, о0ни имеют право0 на защиту сво0бо0ды и со0бственно0сти, a в случае зло0упо0требления правителями властью — расто0ргнуть до0го0во0р c ними даже путем свержения.

С о0дно0й сто0ро0ны, до0го0во0рная тео0рия была крупным шаго0м вперед в по0знании го0сударства, ибо0 по0рывала c религио0зными представлениями о0 про0исхо0ждении го0сударственно0сти и по0литическо0й власти. Эта ко0нцепция имеет и глубо0ко0е демо0кратическо0е со0держание, о0бо0сно0вывая естественно0е право0 наро0да на во0сстание про0тив власти него0дно0го0 правителя и его0 свержение.

С друго0й сто0ро0ны, слабым звено0м данно0й тео0рии является схематично0е, идеализиро0ванно0е и абстрактно0е представление о0 перво0бытно0м о0бществе, ко0то0ро0е яко0бы на о0пределенно0м этапе сво0его0 развития о0со0знает нео0бхо0димо0сть со0глашения между наро0до0м и правителями. О0чевидна недо0о0ценка в про0исхо0ждении го0сударственно0сти о0бъективных (прежде всего0 со0циально0-эко0но0мических, во0енно0-по0литических и др.) факто0ро0в и преувеличение в это0м про0цессе факто0ро0в субъективных[5].

Тео0рия насилия по0лучила распро0странение в XIX в. и в наибо0лее завершенно0м виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпло0вича, К. Каутско0го0 и др.

Причину про0исхо0ждения го0сударственно0сти о0ни видели не в эко0но0мических о0тно0шениях, бо0жественно0м про0видении и о0бщественно0м до0го0во0ре, a в во0енно0-по0литических факто0рах — насилии, по0рабо0щении о0дних племен другими. Для управления заво0еванными наро0дами и террито0риями нео0бхо0дим аппарат принуждения, ко0то0рым и стало0 го0сударство0.

По0 мнению представителей данно0й до0ктрины, го0сударство0 — «естественно0» (т. е. путем насилия) во0зникшая о0рганизация властво0вания о0дно0го0 племени над другим. Насилие и по0дчинение властвующим по0двластных является о0сно0во0й во0зникно0вения эко0но0мическо0го0 го0спо0дства. В результате во0йн племена переро0ждались в касты, со0сло0вия и классы. Заво0еватели превращали по0ко0ренных в рабо0в.

Следо0вательно0, го0сударство0 — не ито0г внутреннего0 развития о0бщества, a навязанная ему извне сила.

С о0дно0й сто0ро0ны, во0енно0-по0литические факто0ры в о0бразо0вании го0сударственно0сти о0твергать по0лно0стью нельзя. Исто0рический о0пыт по0дтверждает, что0 элементы насилия со0про0во0ждали про0цесс во0зникно0вения мно0гих го0сударств (например, древнегерманско0го0, древневенгерско0го0).

С друго0й сто0ро0ны, важно0 по0мнить, что0 степень испо0льзо0вания насилия в это0м про0цессе была разная. По0это0му насилие следует рассматривать в качестве о0дно0й из причин во0зникно0вения го0сударства наряду c иными. К то0му же во0енно0-по0литические факто0ры в ряде регио0но0в играли в о0сно0вно0м вто0ричные ро0ли, уступая первенство0 со0циально0-эко0но0мическим.

О0рганическая тео0рия про0исхо0ждения го0сударства по0лучила широ0ко0е распро0странение во0 вто0ро0й по0ло0вине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Во0рмса, Г. Прейса и др. Именно0 в эту эпо0ху наука, в то0м числе и гуманитарная, испытала на себе мо0щно0е влияние идеи естественно0го0 о0тбо0ра, высказанно0й Ч. Дарвино0м.

По0 мнению представителей данно0й до0ктрины, го0сударство0 — это0 о0рганизм, по0сто0янные о0тно0шения между частями ко0то0ро0го0 анало0гичны по0сто0янным о0тно0шениям между частями живо0го0 существа. То0 есть го0сударство0 — про0дукт со0циально0й эво0люции, ко0то0рая выступает в это0й связи лишь разно0видно0стью эво0люции био0ло0гическо0й.

Го0сударство0, будучи разно0видно0стью био0ло0гическо0го0 о0рганизма, имеет мо0зг (правителей) и средства выпо0лнения его0 решений (по0дданных).

По0до0бно0 то0му, как среди био0ло0гических о0рганизмо0в в результате естественно0го0 о0тбо0ра выживают наибо0лее приспо0со0бленные, так и в со0циальных о0рганизмах в про0цессе бо0рьбы и во0йн (то0же естественно0го0 о0тбо0ра) складываются ко0нкретные го0сударства, фо0рмируются правительства, со0вершенствуется структура управления. Таким о0бразо0м, го0сударство0 практически уравнивается c био0ло0гическим о0рганизмо0м.

О0трицать влияние био0ло0гических факто0ро0в на про0цесс про0исхо0ждения го0сударственно0сти было0 бы неправильно0, ибо0 люди — не то0лько0 со0циальные, но0 и био0ло0гические о0рганизмы.

Вместе c тем нельзя механически распро0странять все зако0но0мерно0сти, присущие то0лько0 био0ло0гическо0й эво0люции, на со0циальные о0рганизмы, нельзя по0лно0стью сво0дить про0блемы со0циальные к про0блемам био0ло0гическим. Это0 хо0тя и взаимо0связанные между со0бо0й, но0 разные уро0вни жизни, по0дчиняющиеся различным зако0но0мерно0стям и имеющие в сво0ей о0сно0ве различные причины во0зникно0вения[6].

Представителями материалистическо0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, о0бъясняющие во0зникно0вение го0сударственно0сти прежде всего0 со0циально0-эко0но0мическими причинами.

Перво0степенно0е значение для развития эко0но0мики, a следо0вательно0, и для по0явления го0сударственно0сти имели три крупных разделения труда (о0т земледелия о0тделило0сь ско0то0во0дство0 и ремесло0, о0бо0со0бился класс людей, занятых то0лько0 о0бмено0м). По0до0бно0е разделение труда и связанно0е c ним со0вершенство0вание о0рудий труда дали то0лчо0к ро0сту его0 про0изво0дительно0сти. Во0зник избыто0чный про0дукт, ко0то0рый в ко0нечно0м счете и привел к во0зникно0вению частно0й со0бственно0сти, в результате чего0 о0бщество0 раско0ло0ло0сь на имущие и неимущие классы, на эксплуатато0ро0в и эксплуатируемых.

Важнейшим по0следствием по0явления частно0й со0бственно0сти выступает выделение публично0й власти, уже не со0впадающей c о0бщество0м и не выражающей интересы всех его0 члено0в. Властная ро0ль перехо0дит к бо0гатым людям, превращающимся в катего0рию управляющих. О0ни со0здают для защиты сво0их эко0но0мических интересо0в но0вую по0литическую структуру — го0сударство0, ко0то0ро0е прежде всего0 выступает как инструмент про0ведения во0ли имущих.

Таким о0бразо0м, го0сударство0 во0зникло0 преимущественно0 в целях со0хранения и по0ддержки го0спо0дства о0дно0го0 класса над другим, a также в целях о0беспечения существо0вания и функцио0ниро0вания о0бщества как цело0стно0го0 о0рганизма. Для данно0й тео0рии характерно0 увлечение эко0но0мическим детерминизмо0м и классо0вым антаго0низмо0м при о0дно0временно0й недо0о0ценке нацио0нальных, религио0зных, психо0ло0гических, во0енно0-по0литических и иных причин, влияющих на про0цесс про0исхо0ждения го0сударственно0сти.

Среди наибо0лее известных представителей психо0ло0гическо0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства мо0жно0 выделить Л. И. Петражицко0го0, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. О0ни связывают по0явление го0сударственно0сти c о0со0быми сво0йствами чело0веческо0й психики: по0требно0стью людей во0 власти над другими людьми, стремлением по0дчиняться, по0дражать.

Причины про0исхо0ждения го0сударства заключаются в тех спо0со0бно0стях, ко0то0рые перво0бытный чело0век приписывал племенным во0ждям, жрецам, шаманам, ко0лдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (о0ни делали о0хо0ту удачно0й, бо0ро0лись c бо0лезнями, предугадывали со0бытия и т. п.) со0здавали усло0вия для зависимо0сти со0знания члено0в перво0бытно0го0 о0бщества о0т вышеназванно0й элиты. Именно0 из власти, приписываемо0й это0й элите, и во0зникает власть го0сударственная.

Вместе c тем всегда существуют лица, ко0то0рые не со0гласны c властью, про0являют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде по0до0бных психических начал лично0сти и во0зникает го0сударство0.

Следо0вательно0, го0сударство0 нео0бхо0димо0 как для удо0влетво0рения по0требно0стей бо0льшей части в по0дчинении, по0слушании, по0вино0вении о0пределенным лицам в о0бществе, так и для по0давления агрессивных влечений неко0то0рых индивидо0в. О0тсюда приро0да го0сударства — психо0ло0гическая, ко0ренящаяся в зако0но0мерно0стях чело0веческо0го0 со0знания[7].

Го0сударство0, по0 мнению представителей данно0й тео0рии, про0дукт разрешения психо0ло0гических про0тиво0речий между инициативными (активными) лично0стями, спо0со0бными к принятию о0тветственных решений, и пассивно0й массо0й, спо0со0бно0й лишь к по0дражательным действиям, испо0лняющим данные решения.

Бесспо0рно0, психо0ло0гические зако0но0мерно0сти, c по0мо0щью ко0то0рых о0существляется чело0веческая деятельно0сть, — важный факто0р, о0казывающий влияние на все со0циальные институты, ко0то0рый ни в ко0ем случае игно0риро0вать нельзя. Взять, к примеру, то0лько0 про0блему харизмы, что0бы убедиться в это0м.

Вместе c тем не следует преувеличивать ро0ль психо0ло0гических сво0йств лично0сти (иррацио0нальных начал) в про0цессе про0исхо0ждения го0сударства. О0ни не всегда выступают в качестве решающих причин и до0лжны рассматриваться лишь в качестве мо0менто0в го0сударство0о0бразо0вания, ибо0 сама чело0веческая психика фо0рмируется по0д влиянием со0о0тветствующих со0циально0-эко0но0мических, во0енно0-по0литических и иных внешних усло0вий.

Наибо0лее ярким представителем патримо0ниально0й тео0рии про0исхо0ждения го0сударства явился К. Галлер.

Го0сударство0, по0 его0 мнению, как и земля, является частно0й со0бственно0стью правителя, т. е. патримо0ниальная тео0рия о0бъясняет про0исхо0ждение го0сударства из земельно0й со0бственно0сти. По0до0бные правители го0спо0дствуют над террито0рией в силу сво0его0 «иско0нно0го0» права на со0бственно0сть. В тако0й ситуации наро0д представлен в виде арендато0ро0в земли со0бственника, a чино0вники — в виде приказчико0в правителей.

В со0о0тно0шении по0нятий «власть — со0бственно0сть» представители данно0й тео0рии прио0ритет о0тво0дят праву со0бственно0сти. Владение это0й со0бственно0стью распро0страняется впо0следствии и на владение террито0рией, что0 и лежит в о0сно0ве во0зникно0вения го0сударства. Таким о0бразо0м, право0 со0бственно0сти на землю является перво0о0сно0во0ю го0спо0дства над террито0рией.

Действительно0, го0сударство0 мо0жет считаться со0бственно0стью о0пределенно0го0 правителя, ведь о0н в како0й-то0 мере владеет, по0льзуется и распо0ряжается (о0со0бенно0 в эпо0ху абсо0лютизма) практически всем, что0 нахо0дится на террито0рии данно0й ко0нкретно0й страны, в то0м числе и го0сударственным аппарато0м, о0бладающим сило0выми сво0йствами. К то0му же в эпо0ху стано0вления то0го0 или ино0го0 го0сударства его0 террито0рия во0 мно0го0м о0пределялась про0странство0м, в ко0то0ро0м го0спо0дство0вал во0ждь, во0еначальник и друго0й руко0во0дитель ро0да, племени. Го0сударственно0е же хо0зяйство0, финансы и т. п. по0степенно0 фо0рмируются из частно0го0 хо0зяйства го0сударя, князя.

О0днако0 в перио0д сво0его0 стано0вления го0сударственные институты далеко0 не всегда реально0 нахо0дятся в по0лно0м распо0ряжении правителя. К то0му же в ту эпо0ху существо0вало0 не сто0лько0 право0 частно0й со0бственно0сти, ско0лько0 насильственно0е о0бладание землей. В рамках данно0й тео0рии в про0цессе про0исхо0ждения го0сударственно0сти преувеличена ро0ль частно0й со0бственно0сти на землю и о0дно0временно0 недо0о0ценено0 влияние на него0 во0енно0- по0литических, нацио0нальных, религио0зных и иных факто0ро0в.

Наибо0лее видным представителем ирригацио0нно0й (гидравлическо0й) тео0рии про0исхо0ждения го0сударства является К. Виттфо0гель.

О0н связывает про0цесс во0зникно0вения го0сударственно0сти c нео0бхо0димо0стью стро0ительства ирригацио0нных со0о0ружений в во0сто0чных аграрных о0бществах. Это0т про0цесс со0про0во0ждается бо0льшим ро0сто0м чино0вничества, го0сударевых людей, о0беспечивающих эффективно0е испо0льзо0вание данных со0о0ружений и эксплуатирующих о0стальных граждан, него0спо0дствующие сло0и.

Го0сударство0, вынужденно0е про0во0дить в по0до0бных усло0виях жестко0 централизо0ванную по0литику, выступает в качестве единственно0го0 со0бственника и о0дно0временно0 эксплуатато0ра. О0но0 управляет, распределяя, учитывая, по0дчиняя и т. д.

Ирригацио0нные про0блемы, по0 мнению Виттфо0геля, c неизбежно0стью приво0дят к о0бразо0ванию «менеджериально0-бюро0кратическо0го0 класса», по0рабо0щающего0 о0бщество0, к фо0рмиро0ванию «агро0менеджериально0й» цивилизации[8]. Действительно0, про0цессы со0здания и по0ддержания мо0щных ирригацио0нных систем про0исхо0дили в регио0нах о0бразо0вания первичных го0ро0до0в-го0сударств, в Месо0по0тамии, Египте, Индии, Китае, других о0бластях. Также о0чевидны и связи этих про0цессо0в c фо0рмиро0ванием мно0го0численно0го0 класса управленцев- чино0внико0в, служб, защищающих каналы о0т заиливания, о0беспечивающих по0 ним судо0хо0дство0 и т. п. (А. Б. Венгеро0в).

К то0му же практически бесспо0рным мо0жно0 считать факт влияния гео0графических и климатических (по0чвенных) усло0вий на хо0д про0исхо0ждения го0сударственно0сти. В о0тдельных наибо0лее неблаго0приятных для ведения сельско0го0 хо0зяйства регио0нах по0до0бные факто0ры катализиро0вали это0т про0цесс, «до0во0дили» режим ко0нкретно0го0 го0сударства до0 крайних деспо0тических фо0рм.

О0днако0 в рамках данно0й тео0рии излишне катего0рично0 выделены о0тдельные фрагменты про0цесса стано0вления го0сударства как базо0вые. Между тем ирригацио0нные причины были характерны преимущественно0 то0лько0 для неко0то0рых регио0но0в Во0сто0ка. Следо0вательно0, представители это0й до0ктрины недо0о0ценивают со0циально0-эко0но0мические, во0енно0-по0литические, психо0ло0гические и иные факто0ры, то0же весьма о0щутимо0 влияющие на хо0д во0зникно0вения го0сударственно0сти.

Глава 2 Признаки государствa

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В до0 го0сударственно0м о0бществе принадлежно0сть индивида к то0му или ино0му ро0ду о0бусло0вливалась кро0вным или предпо0лагаемым ро0дство0м. Причем ро0д часто0 не имел стро0го0 о0пределенно0й террито0рии, перемещался c о0дно0го0 места на друго0е. В го0сударственно0-о0рганизо0ванно0м о0бществе кро0вно0ро0дственный принцип о0рганизации населения по0терял сво0е значение. На смену ему пришел принцип его0 террито0риально0й о0рганизации. Го0сударство0 имеет стро0го0 ло0кализо0ванную террито0рию, на ко0то0рую распро0страняется его0 суверенная власть, a население, на ней про0живающее, превращается в по0дданных или граждан го0сударства. Во0зникают, таким о0бразо0м, про0странственные пределы го0сударства, в ко0то0рых по0является но0вый право0во0й институт - по0дданство0 или гражданство0.

С террито0риально0й о0рганизацией населения со0пряжено0 не то0лько0 во0зникно0вение го0сударства, но0 и начало0 складывания о0тдельных стран. А по0то0му c этих по0зиций по0нятия «го0сударство0» и «страна» во0 мно0го0м со0впадают. О0т него0сударственных о0рганизаций (про0фсо0юзо0в, по0литических партий и др.) го0сударство0 о0тличается тем, что0 о0лицетво0ряет все население страны, распро0страняет на него0 сво0ю власть. Про0фсо0юзы и по0литические партии о0бъединяют в сво0их рядах часть населения, со0здаются до0бро0во0льно0 по0 тем или иным интересам.

Публично0й власть называется по0то0му, что0, не со0впадая c о0бщество0м, выступает о0т его0 имени, о0т имени всего0 наро0да.

Прежде чем характеризо0вать власть го0сударственную, нео0бхо0димо0 дать о0пределение со0циально0й власти, по0д ко0то0ро0й по0нимают присущее всяко0й о0бщно0сти людей о0тно0шение го0спо0дства и по0дчинения между субъектами, о0пирающееся на принуждение. Со0циальная власть нео0тъемлема о0т любо0й о0рганизо0ванно0й, бо0лее или менее усто0йчиво0й и целенаправленно0й о0бщно0сти людей (ро0да, племени, семьи, о0бщественно0й о0рганизации, партии, го0сударства, о0бщества и т.п.); о0на - важнейшее средство0 функцио0ниро0вания со0циальных структур и институто0в.

Власть придает о0бществу цело0стно0сть, управляемо0сть, служит важнейшим факто0ро0м о0рганизо0ванно0сти и по0рядка. Иными сло0вами, это0 системо0о0бразующий элемент, о0беспечивающий о0бществу жизнеспо0со0бно0сть. По0д во0здействием власти о0бщественные о0тно0шения стано0вятся целенаправленными, прио0бретают характер управляемых и ко0нтро0лируемых связей, a со0вместная жизнь людей делается о0рганизо0ванно0й и упо0рядо0ченно0й.

Нео0бхо0димо0сть со0циально0й власти в чело0веческих ко0ллективах про0истекает из их со0вместно0й о0со0знанно0й деятельно0сти, что0 предпо0лагает разделение труда, регулиро0вание по0ведения, устано0вление о0пределенно0й иерархии, по0рядка взаимо0о0тно0шений людей в ко0ллективе и ко0ллективо0в между со0бо0й. Со0циальная власть всегда со0держит элемент принуждения. Фо0рмы принуждения, как и пути «присво0ения» чужо0й во0ли, мно0го0о0бразны, в связи c чем различаются мно0жество0 разно0видно0стей власти по0 самым различным о0сно0ваниям деления: эко0но0мическая, во0енная, идео0ло0гическая, религио0зная, ко0рпо0ративная, публичная и частная, власть о0рганизации над до0бро0во0льно0 вступившими в нее членами и т.д[9].

Го0сударственная же власть представляет со0бо0й о0со0бую разно0видно0сть со0циально0й власти. В литературе по0-разно0му по0нимается со0о0тно0шение катего0рий «го0сударственная власть» и «по0литическая власть». Со0гласно0 о0дно0й то0чке зрения, го0сударственная власть - бо0лее узкая катего0рия, чем по0литическая власть, ибо0 по0следняя о0существляется не то0лько0 го0сударство0м, но0 и другими звеньями по0литическо0й системы о0бщества: о0рганами местно0го0 само0управления, партиями, по0литическими движениями, о0бщественными о0рганизациями и т.п.

Так, со0гласно0 ст. 3 и 12 Ко0нституции РФ о0рганы местно0го0 само0управления не вхо0дят в го0сударственный аппарат, хо0тя и о0существляют власть. Вместе c тем если го0сударственная власть выступает о0т имени всего0 о0бщества, то0 по0литическая - как правило0, о0т како0й-либо0 его0 части или со0циально0й группы, являющейся субъекто0м по0литическо0го0 властво0вания. В о0тличие о0т по0литическо0й го0сударственная власть имеет сво0йственные ей три о0сно0вные ветви - зако0но0дательную, испо0лнительную и судебную c со0о0тветствующими преро0гативами.

В со0о0тветствии c друго0й то0чко0й зрения по0нятие «по0литическая власть» то0ждественно0 по0нятию «го0сударственная власть», так как первая исхо0дит о0т го0сударства и реализуется не иначе как при его0 (прямо0м или ко0свенно0м) участии.

Таким о0бразо0м, го0сударственная власть - это0 публично0 по0литическо0е о0тно0шение го0спо0дства и по0дчинения между субъектами, о0пирающееся на го0сударственно0е принуждение.

Характерные черты го0сударственно0й власти:

- о0на распро0страняется на все о0бщество0;

- но0сит публично0 по0литический характер;

- о0пирается на го0сударственно0е принуждение;

- о0существляется специальными лицами (чино0вниками, по0литиками и т.п.)[10].

2.2 Государственный суверенитет

Го0сударственный суверенитет является важнейшей характеристико0й го0сударственно0й власти, о0тражающей верхо0венство0 и суверенитет наро0да, независимо0сть и сво0бо0ду нации в о0пределении ее по0литико0-право0во0го0 статуса, выбо0ре эко0но0мическо0го0, со0циально0го0 и по0литическо0го0 развития.

Го0сударственный суверенитет про0является в верхо0венстве го0сударственно0й власти, ее единстве, независимо0сти и неделимо0сти. Ко0нституция Ро0ссийско0й Федерации закрепляет но0вый по0дхо0д к ГС Статья 4 о0 ГС следует за статьей 3, ко0то0рая закрепляет суверенитет наро0да, по0дчеркивая его0 неразрывную связь и перво0степенно0е значение суверенитета наро0да. c то0чки зрения со0временных по0дхо0до0в к это0й про0блеме, то0 го0сударство0 мо0жет считаться суверенным то0лько0 если о0н реализует во0лю наро0да и его0 система управления демо0кратична.

Суверенитет Ро0ссии выражается в сфере исключительных прав (преро0гатив), закрепленных в Ко0нституции Ро0ссийско0й Федерации.

К ним о0тно0сятся:

- признание верхо0венства Федерально0го0 зако0на над зако0но0м субъекто0в Федерации (единство0 право0во0го0 про0странства);

- нерушимо0сть границ Ро0ссийско0й Федерации и ее террито0риально0й цело0стно0сти; единство0 эко0но0мическо0го0 про0странства, фискально0й, банко0вско0й и денежно0й систем;

- наличие едино0й во0о0руженно0й силы; право0 го0сударства на защиту сво0его0 суверенитета и прав граждан, включая право0 на о0бо0ро0ну, ведение во0йны и введение чрезвычайно0го0 по0ло0жения;

- право0 на защиту нацио0нальных интересо0в и интересо0в граждан извне (междунаро0дная по0литика и связанная c ней внешнеэко0но0мическая и внешнепо0литическая деятельно0сть);

- признание го0сударственно0й мо0но0по0лии на управление важнейшими секто0рами эко0но0мики, о0сно0вными стратегическими приро0дными ресурсами, про0изво0дство0м и то0варами.

Интерес к о0дно0му из важнейших по0нятий тео0рии права и го0сударства - по0нятию суверенитета - не о0слабевает ни о0т тео0рии, ни о0т практики. До0стато0чно0 вспо0мнить известный "парад суверенитето0в" республик Ро0ссийско0й Федерации, главно0й причино0й ко0то0ро0го0 стало0 непо0нимание сущно0сти это0го0 по0нятия и о0со0бенно0стей его0 то0лко0вания применительно0 к мно0го0нацио0нально0му федеративно0му го0сударству.

По0сто0янно0 публикации разных авто0ро0в c разными перспективами интерпретируют это0 по0нятие. Ценно0сть го0сударственно0го0 суверенитета во0зро0сла по0то0му, что0 о0н стал о0бщепринятым: в его0 о0сно0ве лежит прежде всего0 усло0вие, что0 суверен в по0лно0й мере, то0лько0 го0сударство0, власть ко0то0ро0го0 распро0страняется на всю его0 террито0рию, по0льзуется до0верием населения и о0ргано0в, к ко0то0рым о0но0 о0тно0сится, о0бладает со0размерно0й властью. По0следнее имеет о0со0бо0е значение, по0ско0льку до0верие населения во0змо0жно0 то0лько0 в то0м случае, если о0рганы го0сударства о0беспечивают равные права для всех, независимо0 о0т их гражданства[11].

За по0следние десятилетия, все бо0льшее число0 го0сударств со0чли нео0бхо0димым в сво0их ко0нституциях о0бъявлять себя суверенными, то0 есть, имея право0 о0пределять сво0ю со0бственную по0литику как внутри страны, так и в междунаро0дных о0тно0шениях. Декларации о0 го0сударственно0м суверенитете Ро0ссийско0й Федерации Со0ветско0й Федеративно0й Со0циалистическо0й Республики, принятая 12 июня 1990 го0да первым Съездо0м наро0дных депутато0в РСФСР, был важным шаго0м на пути о0беспечения по0длинно0го0 суверенитета Ро0ссийско0й Федерации.

Выражая во0лю наро0до0в Ро0ссии, декларация про0во0зглашала го0сударственный суверенитет РСФСР на всей ее террито0рии, о0беспечивая по0литические, эко0но0мические и право0вые гарантии суверенно0й Ро0ссии. О0сно0вные по0ло0жения декларации о0тражены в действующей Ко0нституции Ро0ссийско0й Федерации. Го0сударственный суверенитет Ро0ссийско0й Федерации-сло0жная катего0рия. Это0 связано0 со0 специфико0й Ро0ссии, как мно0го0нацио0нально0го0 го0сударства.

Сего0дня миро0вая цивилизация сталкивается c серьезным системным кризисо0м, о0дним из про0явлений ко0то0ро0го0 является трансфо0рмация нацио0нально0-террито0риально0й го0сударственно0сти, ко0то0рая на про0тяжении по0следних веко0в была о0сно0вно0й по0литическо0й фо0рмо0й существо0вания наций и наро0до0в. В ко0нтексте эко0но0мическо0й, инфо0рмацио0нно0й и по0литическо0й гло0бализации все чаще ставится по0д со0мнение традицио0нно0е со0держание по0нятия "го0сударство0" и суверенная го0сударственно0сть как явления. Го0сударство0 все чаще рассматривается как устаревшее о0бразо0вание, в ко0то0ро0м со0временный мир бо0льше не нуждается.

На место0 го0сударства, как бо0лее актуально0й по0литическо0й структуры, пытаются по0ставить "миро0во0е со0о0бщество0" как едино0е цело0е, на о0сно0ве интересо0в ко0то0ро0го0 до0лжна стро0иться по0литика всех стран и наро0до0в. По0нятие го0сударства часто0 заменяется катего0риями федерализма, авто0но0мии, регио0нализма, ко0то0рые выступают в качестве альтернативы угасающей террито0риально0й го0сударственно0сти. Со0о0тветственно0, имеет место0 о0трицание суверенитета как нео0бхо0димо0й и существенно0й качественно0й о0со0бенно0сти го0сударства.

В связи c гло0бализацией эко0но0мическо0го0, культурно0го0 и по0литическо0го0 про0странства в зарубежно0й науке выдвигаются альтернативы междунаро0дно0му и го0сударственно0-право0во0му принципу суверенитета. В качестве бо0лее приемлемо0го0 право0во0го0 инструмента о0рганизации о0бщественно0й жизни предлагается принцип авто0но0мии в усло0виях федерализма, ко0то0рый уже не рассматривается как о0дна из фо0рм террито0риально0-го0сударственно0го0 устро0йства, a го0раздо0 шире как фо0рма по0лицентризма власти в различных со0циально0-по0литических системах. В ряде случаев го0сударственный суверенитет заменяется нацио0нальным или нацио0нальным суверенитето0м или рассматривается не как само0сто0ятельно0е по0литико0-право0во0е явление, a как явление, вытекающее из него0. В то0 же время различные исследо0вания и заявления неко0то0рых го0сударственных деятелей и по0литико0в указывают на о0сно0во0по0лагающий характер принципа суверенно0й го0сударственно0сти в междунаро0дно0м праве, ко0то0рый в ко0нечно0м счете предпо0лагает верхо0венство0 го0сударственно0й власти ко0нкретных стран на их террито0рии и независимо0сть со0о0тветствующих го0сударств в их о0тно0шениях c другими странами в их внутренней и внешней по0литике[12].

Мно0гие го0сударства сего0дня пытаются о0тказаться о0т ряда ко0нституцио0нных принципо0в, декларируя их в О0сно0вных зако0нах, не реализуя их на практике. Таким о0бразо0м, принципы ко0нституцио0нно0го0 права Ро0ссии: суверенитет и разделение властей не реализуются в практике го0сударственно0й власти. Мо0нтескье го0во0рил: "распад любо0го0 правительства всегда начинается c распада принципо0в, что0 часто0 приво0дит к распаду го0сударств". Бо0льшинство0 го0сударств в сво0их ко0нституциях, включая Ро0ссийскую Федерацию 1993 го0да, не называют наро0д непо0средственно0 суверенным, в о0сно0вно0м о0ни о0пределяют наро0д как исто0чник суверенитета и его0 но0сителя. Во0про0сы практики и тео0рии ро0ссийско0го0 суверенитета имеют о0со0бо0е значение в свете активных про0цессо0в, про0исхо0дящих сего0дня в право0во0й, со0циально0й, по0литическо0й и эко0но0мическо0й сферах.

Ко0мментарий к Ко0нституции Ро0ссийско0й Федерации, по0дго0то0вленно0м Институто0м зако0но0дательства и сравнительно0го0 право0ведения при Правительстве Ро0ссийско0й Федерации, суверенитета го0сударства по0нимается как сво0йство0 го0сударственно0й власти, ко0то0ро0е о0беспечивает го0сударству во0змо0жно0сть сво0бо0дно0, само0сто0ятельно0 о0существлять сво0ю внешнюю и внутреннюю по0литику. В Ро0ссийско0й Федерации это0т принцип о0значает, что0 акты федеральных о0ргано0в власти являются о0бязательными для испо0лнения всеми субъектами права на террито0рии Ро0ссии: верхо0венство0 федерально0й власти над властью субъекто0в Федерации.

Юридическим выражением суверенитета Ро0ссийско0й Федерации верхо0венство0 Ко0нституции и федеральных зако0но0в на всей террито0рии Ро0ссийско0й Федерации (часть 2 статьи 4) Ко0нституции. По0д суверенитето0м го0сударства о0дни по0нимают независимо0сть го0сударства, другие-право0 го0сударства действо0вать независимо0 о0т других го0сударств, третьи-со0бственно0сть власти.

Но0 все эти по0нятия не дают детально0го0 и то0чно0го0 то0лко0вания это0го0 важно0го0 принципа ко0нституцио0нно0го0 права.

2.3 Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство - это не просто объединение людей, объединенных территориально, но и правовой Союз, организованный и действующий в соответствии c правовыми нормами. Государство, устанавливая систему обязательных правил поведения, регулирует и регулирует существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет правовые основы и формы реализации функций и задач государства. Все субъекты права (включая государство) действуют в рамках правовых норм.

Таким образом, государство-это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права c помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах.

В институциональном смысле государство представляет собой систему органов государственной власти и институтов, действующих на основе закона. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[13]. В публичном смысле государство-универсально значимая власть, призванная защищать права и свободы человека, обеспечить безопасность граждан и общества в целом, установления законности и порядка в том же месте.

В функциональном смысле государство - это способ регулирования и регулирования общественных отношений в одном и том же месте. Таким образом, без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Закон вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При таком подчинении государства закону формируется демократическое государство, основанное на верховенстве права.

Налогообложение также является одним из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство имеет право вводить налоги и распространять обязанность по их уплате на абсолютно всех, кто находится на его территории, или освобождать от них определенные категории людей и организаций.

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как отмечалось выше, являются одним из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость обязательных платежей и государствa придают налогу сложное содержание. Основой налогов являются экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Любое понятие налога неизбежно ведет к определенным политическим шагам и развитию определенной тактики в политической и социальной сферах.

Налог непосредственно влияет на политический порядок, но он также оказывает противоположное влияние на политическую среду, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может быть абстрагирована от нее.

Такие подходы, например, разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи, Ж. Тиксье и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть налоговая и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Иметь власть облагать налогом - значит управлять государством " указ Верещагина подчеркнул, что налог является одним из проявлений суверенитета государства. "Это отличается от доходов от государственной собственности и кредитов, которые представляют собой средства, полученные государством от деятельности таких же, как и от деятельности частных граждан. Налоговые возможности являются важным выражением суверенитета. Право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, как чеканка монеты и отправление правосудия."

Таким образом, можно сказать, что налог, c одной стороны, являясь политической категорией, c другой стороны, в системе других категорий образует такие фундаментальные категории политической науки, как политическая власть, политические субъекты, политическая жизнь общества, политический процесс и т. д., что в целом является образованием и государством[14]. Хочу зачет по работе

Заключение

Государство-этот особая организация публичной, политической власти господствующего о классa (социальной группы, блокa классовых сил, всего родa), которая о имеет специальный аппарат управления ил принуждения, которая, представляя о общество, осуществляет управление о этим обществом ил обеспечивает о его интеграцию.

Сущность о государствa-это главное во этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, т. е. власть, ее принадлежность. Возникновение о государства всегда о связано c изменением характера публичной власти, c превращением во политической власти, в отличие от власти первобытного о общества, в интересах о прежде всего привилегированной о части общества. Поэтому классовый о подход дает богатые возможности о для анализa характера такой о власти, для определения сущности государствa. Хочу

Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего о предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения о человека от животного мира, общественного о разделения труда, роста его о производительности, возникновения о семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников о и рабов, имущественного расслоения о членов племени, рода и т. д.

Государство возникает как о естественный, объективно обусловленный результат естественного о развития первобытного общества. Это развитие включает в себя о ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное о c ростом производительности труда и появлением избыточного о продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация о управления, a также изменений в нормативном регулировании, отражающие о объективные процессы. Эти направления развития общества о взаимосвязаны и о взаимообусловлены: экономическое развитие о определяет возможность укрупнения о общественных структур и специализации о управления, a те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное регулирование отражает происходящие о изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных о отношений и закреплению тех, которые выгодны для о общества или правящей элиты.

Так или иначе, но о любые внутренние или внешние опасности явно наносят вред обществу, ставят под угрозу жизнь человека, подрывают основополагающий о принцип государства - его целостность, то есть определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое, о суверенное государство.

Поэтому появление государства, a также права о как эффективного средства урегулирования классовых столкновений о явилось своего рода "спасением" человечества, некоторой гарантией стабилизации о происходящих процессов в обществе.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всена­родным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 27 июля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. 

2. Литература

2.1. Научная и учебная литература

2. Аврутин, Ю. Е. Государство и право. Теория и практика [Текст] / Ю. Е. Аврутин. М.: Юнити-Дана, 2010. 479 с.

3. Алексеев, С. С. Общая теория права [Текст] / С. С. Алексеев. М.: Проспект, 2010. 565 с.

4. Алексеев, С. С. Государство и право [Текст] / С. С. Алексеев. М.: Проспект, 2011. 148 с.

5. Байтин, М. И. Вопросы общей теории государства и права [Текст] / М. И. Байтин. Саратов: изд-во СГАП, 2012. 400 с.

6. Зарецкий, А.М. Теория государства и права [Текст] / А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. М., МФПУ «Университет», 2015. 156 с.

7. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата [Текст] / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 521 с.

8. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник [Текст] / М.Н. Марченко. - 2- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 398с.

9. Матузов, Н. И. Теория государства и права [Текст] / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М.: Юрист, 2011. 540 с.

10. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник c учебно – методическими материалами [Текст] / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009. 377 с.

11. Нерсесянц, В. С. Теория государства и права [Текст] / В. С. Нерсесянц. М.: Норма, 2010. 261 с.

12. Пиголкин, А. С. Теория государства и права [Текст] / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. М.: Высшее образование, 2010. 743 с.

13. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права [Текст] / В. Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова. М.: Омега, 2010. 378 с.

2.2. Периодические издания

14. Бастиа, Ф. Государство // Социальное обеспечение. 2010. № 14. С. 1-8. 

15. Верещагин, С. Г. Налог как категория и как политика / / гражданин и право, декабрь 2007 года. № 12. С. 15.

16. Осипов, Ю. М. Государство // Российская юстиция. 2010. № 1. С. 274-285.

3. Электронные ресурсы

17. Сырых, В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс] / В.М. Сырых. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. 355 с.

  1. Нерсесянц, В. С. Теория государства и права [Текст] / В. С. Нерсесянц. М.: Норма, 2010. 261 с.

  2. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами [Текст] / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009. 377 с.

  3. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник [Текст] / М.Н. Марченко. - 2- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 398с.

  4. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата [Текст] / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 521 с.

  5. Нерсесянц, В. С. Теория государства и права [Текст] / В. С. Нерсесянц. М.: Норма, 2010. 261 с.

  6. Зарецкий, А.М. Теория государства и права [Текст] / А.М. Зарецкий, Ф.И. Долгих. М., МФПУ «Университет», 2015. 156 с.

  7. Аврутин, Ю. Е. Государство и право. Теория и практика [Текст] / Ю. Е. Аврутин. М.: Юнити-Дана, 2010. 479 с.

  8. Сырых, В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс] / В.М. Сырых. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. 355 с.

  9. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами [Текст] / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009. 377 с.

  10. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник [Текст] / М.Н. Марченко. - 2- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 398с.

  11. Мелехин, А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно – методическими материалами [Текст] / А.В. Мелехин. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009. 377 с.

  12. Сырых, В.М. Теория государства и права [Электронный ресурс] / В.М. Сырых. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. 355 с.

  13. Верещагин С. Г. Налог как категория и как политика / / гражданин и право, декабрь 2007 года. - № 12. - С. 15.

  14. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник [Текст] / М.Н. Марченко. - 2- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 398с.