Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория человеческих потребностей (по Маслоу)

Содержание:

Введение

Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистических волн в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву признаётся не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии двадцатого столетия. Также, он один из основателей гуманистической психологии. Он приподнёс огромный вклад в рождение альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества. Всю свою психологическую работу Маслоу связывал с проблемой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. Он утверждает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых каждый индивидуум способен достичь. С легкой руки Абрахама Маслоу понятия мотива и потребности, самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. 

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow). Согласно данной теории потребности человека, развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.


Цель моей работы заключается в рассмотрении пирамиды Абрахама Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей.

Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·    Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу

·    Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потребностей

·    Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации

Предметом курсовой работы является совокупность процессов, явлений, отношений, связей, присущих иследоваемой теме и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.

Маслоу один из немногих психологов, которые исследовали, изучали позитивные моменты, измерения человеческого опыта. Сила его- это интерес и любознательность в сфере жизни индивидуума , которую другие психологи игнорировали, не обращали внимания и просто не придавали особого значения. Но некоторые работы, а именно экспериментальны, как правило, не завершены.Их правильней можно назвать- разведывательными и Абрахам Маслоу сам это признавал и говорил, что ему не хватает времени для тщательных экспериментов ,они занимают слишком много времени.

Глава 1.Абрахам Маслоу

1.1 Биография

А́брахам Гарольд Масло́у (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.[1,с.7][1]

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его уехали из России. Отец приехал в Штаты, будучи совсем молодым парнем и занялся изготовлением бочек для продажи. Позже он вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно скромным и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели. Он был единственным еврейским мальчиком там , где евреи и вовсе не жили, он говорил, что чувствовал себя будто он был первым негром в школе. Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима.[2,с.13][2]

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время с ее семьей. То, что она не отвергала его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на ней, а невесте было 19 вовсе. Свадьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Абрахама Маслоу.[3,с.17][3]После рождения их ребёнка,по словам Маслоу, у него полностью поменялось мышление в области психологии.

На первом курсе колледжа юноша открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей J. B. Watson о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих выдающихся ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу пришлось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, отличный специалист по культурной антропологии.

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь малый вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек как ранее его отец. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.[4,с.32][4]

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу согласился и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью помогал развитию всего университета.
На протяжении всей карьеры Маслоу, его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Абрахам Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень взбудоражило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, место в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными, интересующими его, трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

 

1.2 Работы Абрахама Маслоу

«Широко известная, иногда приписываемая Маслоу, так называемая «Пирамида Маслоу» — схема, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой диаграммы нет, наоборот, Маслоу считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека». «Пирамида потребностей», введённая, возможно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, появляется впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год).

В середине 30-х годов он начал работать над тем, что стало главным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), вышедшая в 1954 г. Абрахам Маслоу учил гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и учился психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжал изучать психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и принимал участие в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»)[5,с.12][5], где приподнёс позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949г. Маслоу покинул академическую карьеру и создал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться индивидуальным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период.

Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический, странный и даже мистический характер.[6,с.45][6]

Глава 2. Иерархия потребностей А. Маслоу

Итак, «Пирамида Маслоу» рассказывает всем о наличии 7 позиций жизненных приоритетов человека (в сокращенном варианте пирамиды их всего 5) - «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной».

Первая ступень - наиболее основная и жизненно важная потребность – потребность в еде, воде, поддержке здоровья. А именно, это те вещи, без которых человек не может существовать и развиваться.

На второй ступени – необходимость ощущать себя комфортно и безопасно в жизни. Этот пункт предполагает наличие крыши над головой, денежных средств, уверенности в завтрашнем дне. Но у каждого человека индивидуальное представление о комфорте и безопасности. Кому-то хватает не замерзать во сне, а кому-то необходимо иметь не только жилье, но и машину, например, охрану личную и поддержку влиятельных людей.

На третьем уровне находится потребность в любви. Абрахам Маслоу утверждал, что каждый человек хочет быть любим в этом и заключается счастье.

Так же как и в любви, человек нуждается в признании других людей. Чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы получать внимание и быть лидером для себя, личность должна почувствовать одобрение окружающих. И это четвертая из жизненных потребностей человека.

После нее идет необходимость интеллектуально развиваться и познавать всё новое, при этом особо важно, чтобы человек сам творил эти открытия и достижения, постигал ранее невиданное и интересное. Другое дело, что для одних это изучение соседской квартиры, а для других – атома. Каждый человек индивидуален, как и его мысли и подходы к открытиям нового.

На шестой ступени находится потребность в эстетическом наслаждении. Это забота о свое теле, о мире вокруг, о красоте окружающего. Это наблюдение природы, искусства. Это поиск красоты внутри себя и внутри других людей. Потребность в прекрасном и идеальном подводит человека к духовному развитию, внутренней гармонии и спокойному состоянию.

На пике классификации жизненных потребностей личности находится потребность в самореализации и саморазвитии. Когда человек-личность приходит к потребности саморазвития, она начинает открывать свои возможности, свой потенциал, развивать те способности, которые заложены в ней от природы. Вершиной самоактуализации является развитие и усовершенствование человека. Считается, что достигнуть его можно лишь, пройдя все предыдущие этапы и обеспечив себе комфорт, признание и любовь. Рассмотрим более подробно каждую ,из представленных выше, потребность.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

1.Физиологические (голод, жажда и тд.);

2.Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха и тд);

3.Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

4.Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

5.Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).[7,19.][7]

Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/462/9819fbe2d9.jpgрис.1. «Пирамида Маслоу»

2.1 Физиологические потребности

Основой и фундаментом этой иерархии-схемы, Маслоу считает физиологические потребности и, сперва это потребность в пище. «Без всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми основным среди всех нужд. Сперва, под этим понимается, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то другое. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественно, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Желание к писанию стихов, тяга к приобретению автомобиля, интерес к американской истории, стремление купить новое платье в чрезвычайных случаях абсолютно исчезают или становятся второстепенными, не особо значимыми. Для человека, испытывающего сильный голод, не существует иного интереса, кроме еды. Он хочет и думает о ней, он мечтает ее получить и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, все они исчезают, ибо ими нельзя наполнить желудок и насытиться. Воистину такой человек живет только хлебом одним».[8,с.26][8]

В развитых обществах столь тяжелые условия жизни и смерть от голода могут быть, скорее всего, лишь итогом некоей чрезвычайной ситуации. Конечно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, например, как потребность в воздухе или в воде. «Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими потребностями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «высокие») потребности, которые заменяют собой физиологические нужды и становятся преобладающими. Когда и они находят удовлетворение, появляются новые (и вновь «более высокие») потребности, и так далее. Вот что мы подразумеваем, когда говорим о том, что основополагающие человеческие потребности образуют иерархию относительного доминирования… Преобладающими, для организма и его поведения, являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности».

Очень интересно такое специфическое свойство организма, подчиненного единственной потребности, как изменение личной философии будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он изучает в терминах пищи, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, понимается им как несущественное, второстепенное, маловажное».

Тогда же, когда человек удовлетворит свою потребность в пище, у него появляется следующая (более вышестоящая потребность). Маслоу утверждает, что всю жизнь человек это «желающее животное» и он всегда будет желать удовлетворения той или иной потребности.

2.2 Потребность в безопасности, самосохранении.

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то возникают потребности безопасности. Почти все, что писалось выше о физиологических потребностях можно свести и к потребностям в безопасности.

Маслоу изображает свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности.[9,с.34][9] «Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции».

Так же, как и в случае физиологических нужд, он предполагает, что «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она преобладает только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными чрезвычайными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями».

 

2.3 Потребность в принадлежности и любви

Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно резко чувствовать отсутствие друзей, второй половинки или детей. Он мечтает о чувственных отношениях с другими людьми, он пробует занять определенную ячейку в неком обществе и яро стремится к достижению этой цели. Он желает этого больше всего на свете и часто совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него второстепенное и не особо важное желание». В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей. удовлетворить в современном обществе гораздо тяжелее.[10,с.41][10] «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно становится причиной всевозможных беспокойств и более серьезных психических патологий».

 «Складывается представление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд – я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа – стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образа врага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочению группы. На тех же принципах основывается и феномен солдатской дружбы. Внешняя опасность по ситуации объединяет солдат неразрывными узами кровного родства, которые не может порвать даже испытание мирной жизнью. Потребность бывшего солдата в братском единении столь настоятельна, что хорошее общество, стремящееся к здоровью, хотя бы в целях самосохранения, обязано предоставить ему возможности для ее удовлетворения». Человек ищет любой способ удовлетворения данной потребности и иногда это приводит к очень неблагоприятным ситуациям.

 Существует некое упражнение в бытийной любви. По Маслоу, как он считал, что любовь бескорыстна, ничего не требующая в ответ. Сам акт любви является своим достижением. В нашем обыденном опыте мы обычно переживаем смесь бытийной и деффициентно любви. Часто мы ждём и получаем в награду нечто за наше ощущение любви. Данное упражнение взято в награду из древней христианской практики и предназначено для развития ощущения чистой любви. Для этого нужно находиться в тёмной комнате , зажечь свечу и сесть перед ней. Расслабиться и ощущать своё тело, войдите в соприкосновение с окружающим.Дать телу получить плавный ритм, стать мирным, спокойным, расслабленным. Смотрите на свечу, распространение ощущение теплоты, любви из сердца на пламя. Ваше чувство любви к пламени не связано ни с какой мыслью о ценностях. Это странно конечно, но эта ситуация и даёт нам понять чувства любви без получения награды за это или обратного ответа.

2.4 Потребность в признании

И вновь при полном удовлетворении вышеперечисленных потребностей появляются нужды другого рода. «Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей.[11,с.45][11] Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают другие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, чувства своего достоинства, представления собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире и социуме. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет итогом появления чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности, немощности, ничтожества».

Удовлетворение этой потребности зарождает у человека ощущение уверенности в самом себе, ощущение личной значимости, силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него ощущение униженности, ничтожества.

 

2.5 Потребность в самоактуализации

Последней и наивысшей ступенью в иерархии потребностей Маслоу показывал самореализацию, самоактуализацию.[12,с.58][12] Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен писать музыку, художник — рисовать картины, поэт — сочинять стихи, в противоположном случае, они не будут ощущать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может и хочет стать. Эту потребность называется самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению». Эта потребность может сильно изменяться от человека к человеку. Он вновь показывает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. «Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному, так как каждый человек индивидуален вместе с личными его потребностями. Один человек стремится стать идеальным родителем, другой желает достичь спортивных высот, третий хочет творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации проиллюстрировать пределы индивидуальных различий почти невозможно и нереально». Абрахам Маслоу предполагал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать эстетические потребности и потребности в познаниии.

 

2.6 Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что ползает везде и всюду, и чем дальше что либо спрятано, тем быстрее он до этого доберется, так как это вызывает интерес и любопытство к спрятанному. Это потребность в познании и понимании, Маслоу объясняет ее следующим образом:

1. Феномен, подобный человеческому любопытству и любознательности можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, увидев неизвестную ей вещь, пытается разобрать её на части, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, показывает образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.

2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.[13,с 69][13]

3. Всех психологически здоровых людей связывает одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики связывают для них суть привлекательности и любознательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

4. Много ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.

В одной практике было несколько случаев, когда человек вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью находиться на скучной, глупой работе.

Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства неверна и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.[14,с.201][14]

5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, даже более чётко, чем у взрослого. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая об общущениях, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.

2.7 Эстетические потребности

Некое количество люди действительно имеют и ощущают эстетические потребности. Такие люди, которые лишены эстетических благ, в окружении отвратительных вещей и людей, в прямом смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота и идеализиция окружающего. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:

1. Креативные потребности людей с ярко выраженными творческими способностями выглядят более основными, более важными, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть первее, чем физиологические потребности.

2. Люди, верные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

 

2.8 Удовлетворение потребностей

Можно огласить перечень социальных условий, нужных для удовлетворения базовых потребностей. На ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек вправе делать все, что хочет, лишь бы его действия не навредили другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а ещё социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Люди сильно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.  

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не будут удовлетворены по принципу все или ничего.[15,с 89][15] Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Потребности, на более низшем уровне всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие.[16,с.34][16] «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении – на 40%, а потребность в самоактуализации – на 10%».

Глава 3. Самоактулизация как высшая потребность человека

Рассмотрим потребность в самоактуализации более подробно, как верхушку иерархии потребностей.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация показывает наличие благоприятных социально-исторических условий.[17,с 108[17]]

«Самоактуализирующимся» индивидуумам где-то от 60 или более лет, но существуют и такие, которые идут в этом направлении, в направлении зрелости,мудрости. Процесс актуализации определяет развитие или открытие своего настоящего Я и развитие своего потенциала. В поздних изданиях Маслоу предложил в качестве более подходящего термина «полностью человечный». Не все достигают успеха, талантливые люди удовлетворяют описанию психологического здоровья, зрелости или самоактуализации. Некоторые деятели не были психически здоровыми, как, например, Байрон, Ван Гог или Вагнер. Изучение выдающихся людей позволило выделить ряд составляющих психологического здоровья.

Самоактуализирующиеся люди быстрее входят во всё скрытое, непонятное и быстрее и чётче это анализируют и выявляют всё новое, чем средние индивиды. Эти люди обычно спокойные, скромные, могут признавать свои ошибки с лёгкость и не знают много и что другие люди могут научить их чему-то новому. Здесь можно говорить о простоте — такой, какая свойственна детям, — и отсутствии высокомерия. Ведь дети часто обладают способностью слушать без предубеждения.

Восприятие у самоактуализирующейся индивидов в малой степени подвержено страхам, переживаниями. Маслоу дал этому явлению термин как «бытийное познание». Это пассивный вид наблюдения. Маслоу выявил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди преданы своей работе и обязанностям и работают там усердно, так как они сами этим заинтересованы и считают это нужным. Также такие люди обладают творчеством, они не бояться получить насмешки и смотрят на всё свежим взглядом. Средний же индивид мотивируется тем, что ему недостаёт: он ищет путей удовлетворения своих базовых потребностей, нейтрально относиться к открытиям чего-либо нового и не стремиться к этому. Он не имеет большого самоуважения к себе и к другим и не пытается наладить отношения с другими. Самоактуализирующиеся люди загружены целями, чем средствами. Они работают в основном над чужими проблемами, нежели своими, потому что у них их в меньшинстве .Они склонны работать над проблемами всего общества. Они наслаждаются, делая добрые дела, хваля другие таланты, они не стремяться нравиться всем, они желают видеть добродетель вознаграждённой, а зло наказанным.Такие люди редко скупы и мелочны, они любят свою работу и полностью окунаются в неё.

Человек, дошедший до этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Казалось бы, многие люди за свою жизнь могут подойти к реализации этой высшей потребности, но по какой то причине это не происходит. Маслоу приводит несколько таких причин.[18,с.54][18]

Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

Комплекс Ионы

Комплексом Ионы Маслоу называет нехотение личности реализовать свои природные способности. Люди желают ставить перед собой не особо значимые цели, не добиваются успеха в карьере и проявить себя.

Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным и серьезным барьером для самоактуализации. Полноценная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо тяжелой. В моменты наивысшего счастья и радости люди часто высказывают: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать, я не справлюсь». Фундамент комплекса Ионы можно разглядеть в том, что индивидуумы боятся преобразовать свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, остерегаются оторваться от всего привычного, обыденного, потерять контроль над тем, что уже есть.

Также одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Абрахамом Маслоу - это сильное негативное явление, получаемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что нагоняет страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Естественно , что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же общей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу говорил, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Абразам Маслоу также считал, что все самоактуализированные индивидуумы имеют общие характерные черты:

• самоуважение и уважение к другим;

• доброжелательность и терпимость;

• интерес к окружающему миру;

• стремление разобраться в себе;

• и ряд других.

К списку таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.[19,с.175][19]

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были идеальныи, даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность данной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в достижении к своей цели; работа может выгораживать другие чувства или потребности. Свою независимость они могут довести до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

Нет идеальных людей! Можно найти людей хороших, действительно хороших, можно найти великих людей. Действительно есть творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даёт нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко. Вместе с тем эти люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или испытывать подавленность. Чтобы не разочароваться в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Глава 4.Почему пирамида Маслоу не всегда работает

Уже в начале 1940-х годов Абрахам Маслоу начал задумываться о стимулах, которые управляют поведением человека и в 1943 году он написал и издал первую статью об «иерархии потребностей и ценностей».

В нынешние дни его теория потребностей иллюстрируется в форме пирамиды, хотя сам Маслоу в статьях к такой аналогии не прибегал: это уже изображение из учебников. Идея прижилась, почти все руководители использовали пирамиду в своих работах, не зацикливая при этом внимания на многократные оговорки Маслоу: мотивация динамична, различные побуждения в ней смешаны, человек чувствует ее как поток сознания, а не как отдельные элементы. «До сих пор мы обсуждали иерархию потребностей в четкой последовательности, однако на самом деле стимулы невозможно выделить жестко и однозначно», — предупреждал Маслоу. Его бы не порадовало, как мы сейчас используем его теорию.[20,с.306][20]

Топ-менеджеры обсуждали, как вовлечь подчиненных в работу. Одна руководительница настаивала на материальном поощрении. Почему? Она сослалась на Абрахама Маслоу — мол, зарплата и бонусы обеспечивают людей пищей и кровом, то есть удовлетворяют физиологические потребности. А дальше сотрудники сами идут по карьерной лестнице, стремясь к достижению успеха, и по пути получают наивысшую цель —чувство, что их работа идет на пользу обществу. С ее точки зрения компания должна была в первую очередь позаботиться о материальной стороне вопроса. Не впервые я слышу на своей работе имя Маслоу. Сама пирамида сала неопровержимым «фактом». Ее упоминают в книгахпо пиару, в программах бизнес-курсов, на презентациях по лидерству. Главным образом с помощью этого аргумента проталкивают идею и мысль, будто вовлечение сотрудников зависит только от удовлетворения базовых потребностей: дескать, справедливая зарплата и безопасная рабочая обстановка важнее всего. Но вот загвоздка: пирамиду Маслоу не всегда можно перенести в мир реального бизнеса.[21,с.312][21]

В развитых странах физиологические потребности работника, а также потребность в безопасности заведомо удовлетворены. Повышение зарплаты и бонусы могут повысить заинтересованность, однако не стоит использовать их как единственное средство поощрения: эмоциональная составляющая может сыграть не менее, а то и более важную роль.

Как-то был проведён некий опрос компаний, выделяющихся необычайно высоким уровнем вовлеченности персонала, где спрашивали сотрудников, что их так сильно мотивирует, и только в 4% ответов была зарплата. В основном людей стимулировало чувство самостоятельности, ответственности и принадлежности к хорошей команде. У всех у нас есть знакомые, променявшие высокую зарплату и даже безопасность на любовь, уважение и самореализацию: бухгалтеры, ушедшие преподавать в школу; журналисты, которые едут в места боевых действий.

Человеческие потребности не вмещаются аккуратно и по команде в пирамиду Маслоу. Мотивация гораздо более сложный процесс, и она уж никак не линейна. Не может быть одинаковых стимулов для всех. Маслоу и сам под конец жизни тревожился из-за такой вульгаризации своей теории и напоминал, что внутреннего удовлетворения человек достигает лишь в борьбе с собственными бесами. В 61 год он обратился к психоаналитику, чтобы излечиться от давнего подавляемого гнева.[22,с.288][22]

Очевидно, почему нам так нравится его пирамида: удобно иметь перед собой наглядный перечень мотиваций и ставить галочки. Но мы имеем дело не с механическим и не универсальным явлением: вовлеченность зависит от множества факторов, в том числе от морального духа команды и большей или меньшей независимости, от того, насколько интересна работа для персонала, от траектории личного развития членов коллектива и от всеобщего признания. Не руководствуйтесь в своей управленческой стратегии и в отношениях с сотрудниками только базовыми потребностями: любой ваш подчиненный намного сложнее, чем эта пирамида.[23,с.340][23]


 

Заключение

В своих изучениях Абрахам Маслоу выявил большое количество реальных, действенных жизненных проблем, которые затрагивают каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Охватывая множество разных аспектов функционирования человека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности. Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование, организацию трудовой деятельности, разные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине. 
Иерархия потребностей Маслоу – это одна сжатая, общая теория мотивации человека, пригодная для понимания не только человеческой личности, но и данного состояния общества, и для его прошлого и будущего. Ее плюсы в том, что она годна для формирования, развития и функционирования не только личности, но и больших социальных групп и социальных институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальности различных сообществ и народов. 
Оценивая теорию Абрахама Маслоу, нужно подчеркнуть, что он был едва ли не самым первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он изучил достижения личного опыта, открыл пути для саморазвития и самосовершенствования каждого человека. 

Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Её часто критикуют, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и соглашался со всеми её погрешностями. Но и на текущий день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

По данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:

1.По Маслоу есть следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они находятся в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а фундаментом являются физиологические потребности). Кроме того в расширенной иерархии рассматривается потребность в познании и эстетические потребности;

2.Потребности не появляются только лишь после 100% удовлетворения предыдшествующей. В реальной жизни у человека постоянно есть несколько нужд, но какая то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.

3.Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.

4.   Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее осуществлении появляется далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию. Около 1% людей нашего общества становятся самоактуализированной личностью.

Я считаю,что он великий психолог, которого стоило бы поставить в один ряд с Фрейдом и Юнгом. Он придумал новую теорию, развивает концепции гуманистической психологии. Стоит почитать всем, кто интересуется психологией личности. Очень вдохновлен им как ученым и как Человеком. 
Наиболее важным его вкладом в психологию было существенное расширение карты и горизонтов территории психологии. Он уделял очень основательное и серьезное внимание исследованию здоровья, самоактуализации, высшего в человеке. Так же он выступил одним из первых ученых работавшим над созданием интегральной модели развития личности, стремящейся объединить в себе подходы других школ.
Маслоу был основателем двух существующих сегодня направлений в психологии– гуманистичской и трансперсональной. Хочется сказать об общем стиле его работ. В них нельзя найти безупречной системности, его ход мысли развивается очень живо и свободно, стараясь захватить и увлечь читателя, указать ему на возможность непосредственного переживания тех вещей, о которых идет речь. Его слова словно искрятся и разгораются. 
Однозначно рекомендую, всем кто имеет хоть какое то отношение к психологии, да и просто всем )

Библиография

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

1.Гражданский кодекс РФ

Описание книг одного-трёх авторов

2.Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд., стер. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. – 576 с.

3.Грушенко, В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 288 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

4. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учебное пособие / Л. Е. Басовский. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 256 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

5. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент : учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 311 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

6. Круи, М. Основы риск-менеджмента : учебное пособие для подготовки к экзамену на получение сертификатаAssociate PRM / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. – Москва : Юрайт, 2014. – 390 с.

7.Рыженкова И.К. Профессиональные навыки менеджера. Повышение личной и командной эффективности. М.: Эксмо. 2013год.

Описание учебников и учебных пособий

8.История менеджмента : учебное пособие / под ред. Э. М. Короткова. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 240 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

9. Современный менеджмент : учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 299 с.

10. Информационный менеджмент : учебник / под ред. Н. М. Абдикеева. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 400 с. – (Учебники для программы МВА).

11)Крымов С.М.   Стратегический менеджмент.   Учебное пособие для с

12)Михненко П.А. Теория менеджмента. Учебник. М.: Университет. 2014год тудентов высшего профессионального образования. М.: Академия. 2014год.

Описание книг четырёх и более авторов

13)Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс. 2013год.

Описание из периодического издательства

14)Стратегический менеджмент.   Издательство:  Сибирское университетское издательство. 2013год.

15) А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.

16) А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год

Приложения

Приложение 1

Абрахам Маслоу

Abraham Maslow.jpg

Приложение 2

Пирамида Маслоу

http://www.grandars.ru/images/1/review/id/3/7a826645c4.jpg

пирамида маслоу - 5 уровней

Приложение 3

Книга А.Маслоу «Мотивация и личность»

C:\Users\Александр\Desktop\Motivatsiya_i_lichnost.jpg

Приложение 4

А.Маслоу за работой над Теорией Потребности

C:\Users\Александр\Desktop\1421311097_gallery_maslow8.jpgррра.jpg

Приложение 3

Книга А.Маслоу «Новые рубежи человеческой природы»

Картинки по запросу книга маслоу  новые рубежи

  1. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.7

  2. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.13

  3. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.13

  4. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.32

  5. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.12

  6. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд., стер. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. – 576 с.45

  7. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.19

  8. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.26

  9. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.34

  10. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.41

  11. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.45

  12. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.58

  13. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.69

  14. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учебное пособие / Л. Е. Басовский. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 256 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).с.201

  15. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.89

  16. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.34

  17. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.108

  18. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.54

  19. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Мотивация и личность. Издательство «Питер». 2012 год,стр.175

  20. Круи, М. Основы риск-менеджмента : учебное пособие для подготовки к экзамену на получение сертификатаAssociate PRM / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. – Москва : Юрайт, 2014. – 390 с.306

  21. Круи, М. Основы риск-менеджмента : учебное пособие для подготовки к экзамену на получение сертификатаAssociate PRM / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. – Москва : Юрайт, 2014. – 390 с.312

  22. Описание из периодического издательства/ А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы .Издательство: «Смысл» 2011год.стр.288

  23. Круи, М. Основы риск-менеджмента : учебное пособие для подготовки к экзамену на получение сертификатаAssociate PRM / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. – Москва : Юрайт, 2014. – 390 с.340