Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория человеческих потребностей Маслоу (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ АБРАХАМА МАСЛОУ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется проблемами, возникающими при использовании на практике теоретических изысканий, изложенных Абрахамом Самуиловичем Маслоу в научной работе «Теория человеческой мотивации».

Применение основных положений указанной теории получило широкое распространение в психологии, социологии, маркетинге и иных сферах, связанных с изучением взаимосвязи человека, общества и мотивов, принятия решений человеком, совершение им тех или иных поступков.

Несмотря на то, что применение основополагающих положений теории А. Маслоу носит длительный и масштабный характер, в настоящее время в научных работах стала появляться информация о том, что теория не является универсальной и большая ее часть не находит практического подтверждения.

Целью работы является анализ проблем применения на практике указанной теории и причин их возникновения.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

- исследование статуса психологии как науки в мировом масштабе;

- исследование статуса психологии как науки в Российской Федерации (Российская Федерация рассматривается как правопреемник СССР);

- анализ работы А. Маслоу «Теория человеческой мотивации», в частности, факторов, повлиявших на создание указанной теории;

- исследование обоснованности теории мотивации А. Маслоу.

Объектом исследования являются общественные отношения, мотивация людей в принятии решений и совершении поступков.

Предметом исследования являются теоретические представления о факторах и мотивах поведения людей как индивидуумов и как части общества.

Во время исследования использованы общенаучные и специальные методы познания. Методологической основой исследования является диалектический метод познания.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ АБРАХАМА МАСЛОУ

1.1. Содержание теории мотивации А. Маслоу

Известный немецкий психолог, профессор Рурского университета в Бохуме Х. Хекхаузен утверждает, что понятие «мотивация» используется в психологии как обобщающее обозначение ряда процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает собственное поведение, исходя из ожидаемых последствий, управляет им в аспекте его направления и затрат энергии [27, с. 40]. В данном параграфе настоящей главы будут рассмотрены основные идеи А. Маслоу, рассматривающие мотивационную сферу в рамках иерархической теорий мотивации.

Абрахам Маслоу предложил теорию, в соответствии с которой человеку присущи потребности разных уровней. Путь развития мотивационной сферы человека, в соответствии с данной моделью, заключается в последовательном пробуждении и удовлетворении все более высоких потребностей вплоть до высшей потребности в самоактуализации [20, с. 162-165].

Основу пирамиды потребностей Маслоу составляют физиологические потребности, или позывы, наиболее важные для жизни, обладающие наибольшей движущей силой в сравнении с прочими. По мнению данного психолога, если базовые потребности не удовлетворены, то человек может даже не ощущать прочих, фокусируясь исключительно на собственном голоде/жажде/потребности дышать/половом влечении и пр.

Маслоу выделял физиологические потребности, потребность в безопасности (потребность в защите, зависимости, свободе от страха и ощущения неопределенности, в порядке), в любви и принадлежности, в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достижений (включает потребности, связанные с понятием «достижения», и потребности в репутации или в престиже, уважении окружающих).

Даже при условии удовлетворения всех вышеперечисленных потребностей человек может почувствовать неудовлетворение из-за того, что занимается не тем, чем хочет. Человек чувствует, что должен соответствовать собственной природе, стремится к самобытности. Эту потребность автор концепции назвал потребностью в самоактуализации [17, с. 52].

Первые четыре иерархических уровня были названы автором «дефицит-мотивами», т.к. их удовлетворение приводит к непродолжительному состоянию удовлетворенности. Самореализация же представляет собой «мотив роста», т.к. эта потребность приводит к развитию личности, и «насыщения» не происходит [12, с. 29-31].

1.2. История появления и критика «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу

Целью настоящей работы является исследование и анализ теории (иерархии) потребностей, описанной основателем гуманистической психологии, деканом психологического факультета Брандерского университета Абрахамом Самуиловичем Маслоу (Масловым) изначально в работе «Теория человеческой мотивации» 1943 году [31, с. 370-396], а более подробно изложенную в книге «Мотивация и личность», первое издание которой увидело свет в 1954 году.

Работа А. Маслоу получила широкую известность после того, как Филип Котлер, американский экономист и маркетолог с русскими корнями, профессор международного маркетинга Келлоггской школы менеджмента Северо-Западного университета в своей книге «Основы маркетинга», изобразил иерархию потребностей человека, основанную на работе А. Маслоу, в графическом варианте, известном в настоящее время под названием «Пирамида Маслоу» или «Пирамида потребностей Маслоу». Указанная схема представлена на Рисунке 1 (Приложение 1).

Несмотря на то что изначально работа Маслоу была благосклонно воспринята его коллегами, учениками и маркетологами, спустя некоторое время появились критики теории, абсолютно справедливо указывающие на тот факт, что теория Маслоу работает далеко не во всех случаях, т.е. она не является универсальной и, как следствие, появились обвинения в псевдонаучности указанной теории.

Так, почетный магистр наук, являющийся дипломированным профессиональным психологом и компаньоном консалтинговой компании по психологии бизнеса «Pearn Kandola», Стив Уиддет (Steve Whiddett) в книге «Практическое руководство для менеджеров» пишет о теории Маслоу следующее: «Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность», где валидность является обоснованностью и пригодностью применения методики и результатов исследования в конкретных условиях [28, с. 119].

Для того, чтобы понять причины восторженного приема научным сообществом теории Маслоу, созданной in vitro (с лат. — «в стекле», представляет технологию выполнения экспериментов, когда опыты проводятся «в пробирке» — вне живого организма), и последующего недоумения и разочарования в данной теории после попыток применения ее на практике, что называется in vivo (в буквальном переводе с лат. — «в (на) живом», то есть «внутри живого организма» или «внутри клетки»), следует подвергнуть самому тщательному анализу как саму теорию, так и все влиявшие на ее создание и формирование факторы, без оглядки на имена и титулы, вернувшись обратно, в стерильные лабораторные условия, но уже обладая знанием о нежизнеспособности теории на практике.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

2.1. Становление психологии как науки в СССР – Российской Федерации

В первую очередь, проводя исследование и анализ теории Маслоу, следует обратить внимание на научную дисциплину как базовую форму организации профессиональной науки, в рамках которой получила жизнь работа основателя гуманистической психологии, время создания указанной теории. При этом необходимо сделать акцент на взгляды, принятые в обществе того времени, личность создателя теории и оригинальность его воззрений на мотивацию поступков, стимулов, движущих обществом в целом и отдельными его представителями в частности.

Классическая, фундаментальная наука всегда относилась к психологии с изрядным пренебрежением. Так, светило отечественной и мировой науки, русский физиолог, Нобелевский лауреат 1904 года Иван Петрович Павлов, создатель науки о высшей нервной деятельности, писал о психологии следующее: «Естествознание, в лице физиолога, изучающего высшие отделы центральной нервной системы, можно сказать, бессознательно, незаметно для себя, подчинилось ходячей манере — думать о сложной деятельности животных по сравнению с собой, принимая для их действия те же внутренние причины, которые мы чувствуем и признаем в себе. Итак, физиолог в данном пункте оставил твердую естественнонаучную позицию. И что он приобрел вместо нее? Он взял понятия из того отдела человеческого умственного интереса, который, несмотря на свою наибольшую давность, по заявлению самих его деятелей, не получил еще до сих пор права называться наукой. Психология, как познание внутреннего мира человека, до сих пор сама ищет свои истинные методы. А физиолог взял на себя неблагодарную задачу гадать о внутреннем мире животных. После этого нетрудно понять, что изучение сложнейшей нервной деятельности высших животных почти не трогается с места. А этому исследованию — уже около ста лет». «Мы совершенно запрещали себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала и т. д. Наконец, нам все явления, которыми мы интересовались, стали представляться в другом виде» [21].

Руководство СССР Постановлением от ЦК ВКП(б) от 04.07.1936 года за «проповеди вредных лженаучных взглядов и производство массовых, более чем сомнительных, экспериментов над детьми», за попытки «доказать особую одаренность и особые права на существование эксплуататорских классов и «высших рас» и, с другой стороны, — физическую и духовную обреченность трудящихся классов и «низших рас», психология была фактически поставлена вне закона, деятельность психологов запрещена [4].

Спустя более ста лет после обнародования позиций профессора И.П. Павлова и ЦК ВКП(б) ситуация с «научностью» психологии практически не изменилась.

Все отличия ситуации начала ХХ века от настоящего времени заключаются лишь в том, что, несмотря на все усилия комиссии по борьбе с лженаукой — научно-координационной организации при Президиуме Российской академии наук, созданной по инициативе нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга в 1998 году, в функции которой в том числе входило противодействие фальсификации научных исследований, все большую популярность и поддержку в высших эшелонах власти находят откровенно антинаучные теории зачастую самопровозглашенных «ученых».

Начало увлечения советского общества всевозможными непризнанными учениями, псевдонауками, запрещаемыми властью видами спорта, такими как карате и культуризм, пришлось на так называемую эпоху застоя, время правления Л.И. Брежнева, и если от увлечения запрещенными спортивными дисциплинами вреда для общества как такового не было, то увлечение псевдонауками и учениями явно не пошли на пользу обществу.

Россияне и по настоящее время испытывают на себе последствия проникновения разного рода лжеученых воззрений и псевдонаук.

Не является тайной и находится в открытом доступе информация о фильтрах для воды Петрика, совладельцем патента на которые оказался спикер Государственной Думы и председатель верховного совета «Единой России» Борис Грызлов. Указанные фильтры были установлены в детских садах Нижнего Новгорода, Геленджика и Иркутской области в рамках федеральной целевой программы и общим финансированием в размере 15 трлн рублей [22]. Эффективность фильтров оказалась фикцией, разоблаченной учеными.

Известно о практике с 2013 года по настоящее время сотрудника РАМН, доктора медицинских наук Сергея Коновалова, проводящего регулярные сеансы массового исцеления от всех болезней с явными признаками оккультизма, приобщающего людей к «Энергии Сотворения», в действиях которого сотрудники ФСБ не нашли состава преступления.

В открытом доступе легко найти информацию о генерал-майоре ФСБ Георгии Рогозине, первом заместителе Коржакова, личного телохранителя бывшего президента РФ Б.Н. Ельцина, обеспечивавшего оккультную охрану президента.

В настоящее время уровень проникновения лженауки можно легко проследить по «блокиратору вирусов», который носил впоследствии инфицировавшийся коронавирусом COVID-19 Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ В.В. Путина.

Моду на ношение указанного чудо – средства вслед за пресс – секретарем продемонстрировала избирателям и большая часть депутатов Государственной Думы, хотя бесполезность и бессмысленность ношения данного устройства с целью защиты от вируса легко обоснует любой школьник, изучавший биологию.

Несмотря на отчаянное противодействие научных кругов клерикализации общества, в том числе в виде известного открытого «Письма десяти академиков» президенту РФ В.В. Путину в 2012 году, в школьную программу был включен предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в январе 2015 года Высшая Аттестационная Комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (ВАК) утвердила теологию в качестве новой специальности.

Все перечисленные выше и огромное множество других примеров демонстрируют уровень образования высших эшелонов власти, благодаря которому лже-изобретатели, наукообразные проекты, антинаучные теории получили такое распространение и поддержку на государственном уровне, исчисляемые триллионами рублей.

Исходя из того, что теологию, т.е. изучение сказок кочевников Синайского полуострова клерикалам, удалось сделать на территории РФ наукой, вопрос, почему спустя почти сто лет после заявлений Павлова и позиции ВКП(б) наукой стала психология, представляется бессмысленным и не требующим ответа.

2.2. Положение психологии как науки на мировом уровне

2.2.1. Репутация психологии на мировом уровне

Характерным моментом является тот факт, что в так называемом нобелевском счете, то есть среди Нобелевских лауреатов, нет ни одного ученого, награжденного за исследования в области психологии.

Единственный ученый, лауреат Нобелевской премии, чьи исследования в области психологии были отмечены Нобелевским комитетом, - Даниэль Канеман из Принстонского университета. Но получил он свою премию за исследования в области экономики, а именно за применение психологической методики в экономической науке, в особенности при исследовании человеческого фактора и принятия решений в условиях неопределенности.

Подчеркнем: именно использованная методика по отношению к экономике была отмечена Нобелевским комитетом, что конечно же не равно психологии как науке.

В части остальных претендентов от психологии давно известен бытующий в научных кругах анекдот Джорджа Стиглера, нобелевского лауреата и лидера Чикагской школы, спросили, почему не существует Нобелевских премий в области социологии, психологии, истории и других общественных наук.

- Не беспокойтесь, - ответил экономист, - все они уже получили Нобелевские премии в области... литературы.

Стоит отметить, что наряду с учеными мужами из смежных областей науки в ряды психологов влились и огромное количество псевдоученых, решивших сделать себе имя и репутацию с помощью новой, перспективной научной дисциплины.

Именно они нанесли непоправимый удар по репутации психологии.

Так в журнале Американской ассоциации содействия развитию науки (The American Association for the Advancement of Science), считающимся одним из самых авторитетных научных журналов, основанным в 1880 году нью-йоркским журналистом Джоном Майклзом (John Michaels) при финансовой поддержке Томаса Алва Эдисона (обладателя 1093 патентов на изобретения в США и 3 000 патентов в других странах мира) [33] и Александра Грейама Белла (ученого, изобретателя, одного из основоположников телефонии) [2], была опубликована исследовательская статья «Оценка воспроизводимости психологической науки» [35].

Необходимость данного исследования была обусловлена серией скандалов в среде «ученых» высшего эшелона, занимавшихся исследованиями в области психологии:

Дидрик Штапель (Diederik Stapel), профессор социальной психологии, возглавлявший факультет социальных наук в голландском Университете Тилбурга был уличен в подделке данных и подтасовке фактов для своих научных публикаций. По состоянию на 2019 год было отозвано 58 публикаций, имеющих признаки фальсификации экспериментальных данных [32].

По результатам расследования у Штапеля были отозваны все научные степени и награды, а сам он выступил с заявлением, в котором признал свою вину и извинился перед коллегами и сотрудниками.

Лоуренс Санна (Lawrence Sanna) покинул Мичиганский университет в Анн-Арборе на фоне вопросов о своей работе от «детектива данных» Ури Симонсона. Исследования Санны охватывали такие области психологии как суждение, принятие решений и мораль.

Перед тем, как покинуть университет, по словам редактора журнала «Экспериментальная социальная психология», Санна также попросил отозвать три его статьи из журнала [40].

Дирк Смистерс (Dirk Smeesters), социальный психолог бельгийского происхождения, исследователь в области маркетинга из Университета Эразма в Роттердаме, Нидерланды, специализировавшийся на поведении потребителей, подал в отставку 21 июня 2012 года после того, как следственная комиссия нашла проблемы в его исследованиях и пришла к выводу, что «не доверяет их научной целостности».

Университет также попросил отозвать две работы Смистерса, одну из которых опубликовали в журнале «Личностной и социальной психологии» в январе 2012 года, а другую - в журнале «Экспериментальной социальной психологии» в 2011 году.

В докладе университетской коллегии, представленном Университетом Эразма, говорится, что Смистерс согласился с фактами фальсификации данных в некоторых документах, на которые он пошел чтобы «укрепить» результаты, при этом Смистерс отстаивал свои действия, как распространенные в своей области [36].

2.2.2. Воспроизводимость результатов психологических исследований

Нобелевский лауреат Даниэль Канеман, сам большой сторонник исследований социального прайминга (под социальным праймингом в психологии подразумевается явление имплицитной (скрытой) памяти, при котором реакция на действие данного стимула оказывает влияние на реакцию, возникающую в ответ на последующие стимулы), на котором специализировался Штапель, осенью 2012 года выступил на волне разгорающейся критики с открытым письмом, в котором предложил способ, который, по его мнению, мог бы защитить столь слабый и неуловимый эффект, в существовании которого он, тем не менее, был полностью убежден.

Увы, но эта инициатива не вызвала широкой поддержки среди ведущих социальных психологов, большинство из которых предпочли агрессивную полемику реальным шагам по оздоровлению собственной дисциплины и возвращению ей утраченной легитимности [15].

Тем не менее, в сложившейся ситуации нашлись исследователи, решившие помочь психологии преодолеть трудные времена и скепсис серьезных ученых.

Надо отдать должное молодым ученым, психологам по образованию, за честность и принципиальность, проявленные во время проведения исследований и за то, что, столкнувшись с совершенно нелицеприятными для психологии фактами, они не стали их утаивать, а честно опубликовали их.

Может быть именно их заслугой станет очищение психологии от псевдоученых, что в свою очередь, возможно, когда-нибудь позволит психологии назваться наукой и занять свое место в ряду фундаментальных наук.

Борьбу за спасение социальной психологии возглавил Брайан Носек — рядовой исследователь из Виргинского университета в Шарлотсвилле, который инициировал масштабный проект по оценке воспроизводимости исследований в области: Reproducibility Project: Psychology.

Команда Носека решила ограничиться в своем исследовании 100 статьями, опубликованными на протяжении 2008 года в трех наиболее респектабельных рецензируемых журналах: Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition (работы в области общей или когнитивной психологии), Journal of Personality and Social Psychology (работы по социальной психологии и психологии личности) и Psychological Science (широкий профиль публикаций, аналог отечественных «Вопросов психологии» или «Психологического журнала»).

Как известно любая наука, строится на экспериментах, исследованиях и поисках закономерностей. Чем точнее исследования и очевиднее закономерности, тем больше доверия к самой науке. Для того, чтобы исследование какого-либо ученого было признано научным, оно должно иметь низкий коэффициент вариаций - то есть другие ученые в большинстве случаев должны иметь возможность в точности воспроизвести его, соблюдая те же самые условия.

Молодые ученые исходили из того, что научные утверждения должны завоевывать доверие не из-за статуса или авторитета их автора, а из-за воспроизводимости их подтверждающих доказательств, ведь даже исследования образцового качества могут иметь невоспроизводимые эмпирические результаты из-за случайной или систематической ошибки.

Воспроизводимость результатов исследования считается одним из важнейших критериев научности знания (наряду с критерием фальсифицируемости, сформулированным Карлом Поппером в 1935 году и применяемым по настоящее время).

Например, для точных наук, таких как физика и химия, коэффициент вариаций обычно не превышает 1%, то есть 99% экспериментов дают одинаковые результаты.

Когда коэффициент вариаций превышает 33,3%, то есть эксперимент удается воспроизвести только в 66,7% случаев, он считается неточным или, выражаясь по-другому, ненаучным.

При коэффициенте вариаций в 50% и выше говорят уже о случайности, тех самых 50% на 50% - или повезет, или нет.

В астрологии, например, эта цифра составляет около 55%, именно поэтому она считается лженаукой или верованием.

Как следует из исследования, произведенного группой под руководством Носека, коэффициент вариаций психологических исследований превышает 64%, это значит, что воспроизвести удалось только 36 экспериментов из 100.

Таким образом, эта цифра на 14% ниже, чем обычная случайность (50 на 50 процентов) и на 10% ниже, чем точность астрологических прогнозов.

2.2.3. Факторы, влияющие на воспроизводимость результатов психологических исследований

Результат шокирующий, но вполне закономерный в том числе и потому, что психологи не могут напрямую изучать предмет своей науки -психику, т.е душу человека или характер (термин психология образован от др. -греч. ψυχή «душа; характер»; λόγος «учение»).

Психологи изучают, фактически, только некие проявления поведения отдельных людей и людей, объединенных неким социумом, поставленных в те или иные условия.

При этом амбиции большинства психологов не позволяют им признать, что ответы на волнующие их вопросы в большинстве своем уже получены смежными научными дисциплинами.

Именно то, что психологи, образно говоря, гадают на кофейной гуще, пытаясь понять по форме бугров под покрывалом, что же там скрыто, и учитывая большое количество, прямо скажем, шарлатанов и неудачников, не нашедших себя в других науках, но желающих титулов, званий, преференций, и привело к столь удручающим результатам.

Следующим фактором, подтверждающим несоответствие психологии предъявляемым к фундаментальным наукам требованиям, является отсутствие единого категориально-понятийного аппарата, отсутствие единого терминологического поля и представления о содержании направлений психологической науки как таковой, что совершенно немыслимо для любой, хоть сколько-нибудь уважающей себя научной дисциплины [13, с. 755-765].

Еще одним отличием психологии от фундаментальных наук является тот факт, что потребности общества не являются причиной существования науки.

Классическая, фундаментальная наука держится на специально созданных институтах финансирования либо на энтузиазме ученых.

После получения значимых результатов учеными общество берет достижения науки и превращает их в технологии определенной отрасли.

В психологии не так. Нет контролирующих органов в научном сообществе, почти нет авторитетных источников, с которыми были бы согласны все исследователи как с базой для теоретических обоснований, нет механизма рецензирования.

Изыскания в области психологии реакционны (происходит от сущ. реакция, из лат. reactio «обратное действие») и возникают в ответ на спрос в обществе, а не в качестве опережающего исследования.

Иными словами, экономика выбирает из того, что предлагает наука и создает отрасль, а психология берет из того, что предлагает экономика.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что как во время опубликования работ Маслоу, так и в настоящее время психология не является фундаментальной наукой, а является скорее некой областью знаний, не сформировавшихся в сколько-нибудь серьезную дисциплину и не гнушающейся откровенной фальсификацией данных.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ПОВЛИЯВШИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

Классически считается, что личность ученого, его биография не играют никакой роли при исследовании его научных работ и открытий. Научное открытие, ставшее общественным достоянием, даже если оно носит имя автора, само по себе не несет отпечаток личности открывателя.

Данное утверждение бесспорно, ведь законы Ома, сила Архимеда, действующая на погруженное в жидкость тело, периодическая система химических элементов (называемая в России именем Менделеева, но известная в других странах как таблица Александра Ньюленда, предложившего аналогичную таблицу на 6 лет раньше Менделеева), пенициллин, открытый Александром Флемингом – все эти открытия существуют и работают независимо от биографии, взглядов и жизненного опыта первооткрывателей.

Так обстоят дела в фундаментальной науке, но отнюдь не в психологии.

В психологии все субъективно и индивидуально. В своих исследованиях психологи опираются преимущественно на свой индивидуальный опыт, что стало причиной появления сотен различных теорий, которые доказывались по принципу «я вижу всё это у своих клиентов».

Таким образом, в психологических исследованиях личность автора открытия, несомненно, накладывает отпечаток на полученный результат, вследствие чего изучать работы по психологии несомненно следует с поправкой на взгляды и биографию автора, на доминировавшие в обществе в момент написания научной работы настроения и прочие факторы, не имеющие отношения к открытиям в области фундаментальных наук.

Еврейские погромы в Российской империи в начале ХХ в. заставили родителей будущего ученого, Самуила Маслова и Розу Шиловскую, эмигрировать из Киевской губернии в Америку [17]. 1 апреля 1908 г. в Бруклине родился их старший из семи сыновей –Абрахам.

Родители часто ссорились, отец временами исчезал из дома, мать была жестокой к сыну и отдавала свое внимание и любовь другим детям.

В памяти Абрахама осталась страшная картина: мать разбивает о стену головы двух кошек, которых он принес домой покормить. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)», – вспоминал Маслоу [17].

Через пару лет семья переехала в нееврейский район, и Абрахам пошел там в школу. Он был единственным евреем в классе, и ему еще в детстве пришлось узнать, что такое антисемитизм.

Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу так описывал свое детство: «Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» [17].

Таким образом следует сделать вывод, что все детство и подростковый период Абрахама Маслоу представляли собой череду психотравмирующих ситуаций, отсутствие любви в семье и эмоционального одиночества.

Рассматривая такую составляющую как время, в которое была написана теория мотивации, акцентируем, что в первый раз работа была опубликована в 1943 году под названием «Теория человеческой мотивации», а окончательный вариант увидел свет в 1954 году.

1943 год был переломным годом во Второй мировой войне, и собственно население планеты было разделено на два лагеря – либо поддерживавших идеологию нацистской Германии и ее союзников, либо выступавших на стороне противников Германии - СССР и его союзников.

Указанные обстоятельства, несомненно, послужили отправной точкой для исследований в области иерархии потребностей человека и наложили на выработанную теорию свой, ярко выраженный отпечаток.

Прежде чем перейти к исследованию самой работы А.Маслоу «Мотивация и личность» следует заметить, что еще в 2011 году была опубликована работа психолога Эда Динера из Университета Иллинойса, обратившего внимание на тот факт, что при обсуждении иерархии Маслоу редко указываются какие-либо конкретные исследования, которые бы экспериментально доказывали научную точность и значимость этой теории. На основании этого факта Эд Динер провел с 2005 до 2010 года испытание иерархии потребностей в 155 странах мира. Результаты были неутешительны:

«Важным отступлением от теории Маслоу является тот факт, обнаруженный нами, что человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены».

Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья» [37].

Иными словами, испытания практикой теория Маслоу не выдержала. Причин тому может быть множество.

По нашему мнению, обоснованному выше, теория не носит объективный характер в том числе и потому, что не является обезличенной.

Работа носит следы жизненного опыта и ценностей самого Маслоу, а также совершенно очевидно влияние на данную работу общества и нравов Соединенных Штатов Америки.

Работа Маслоу субъективна и, если можно так выразиться, скорее автобиографична.

Автобиографична несмотря на то, что Маслоу указывает в качестве примеров биографии необычайно успешных и здоровых людей, таких как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн.

Представляется верным утверждение, что Маслоу просто искал типажи, людей и их биографии известных людей, имея целью подобрать их под свою теорию.

Именно поэтому из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу.

Таким образом, можно сделать выводы, что Маслоу представил научному сообществу пирамиду собственных ценностей, подкрепив, для солидности, доказательную базу биографиями известных людей с совпадающими по заранее заданным ценностям и характеристикам.

Между тем, при анализе работы не может не удивлять масса взаимоисключающих выводов, примеров и спорных утверждений, встречающихся в исследуемом материале.

Складывается впечатление, что автор делал это умышленно, оставляя себе место для маневра в случае изучения работы представителями фундаментальных наук, таких как, к примеру, физиология.

В рамках нашего исследования сделать сделать особый акцент на влиянии на А. Маслоу времени и идей, витавших в Америке того времени.

Еще раз вспомним важные для этой части исследования факты:

  1. Родители Маслоу были вынуждены бежать в Америку из-за еврейских погромов, вспыхнувших в начале ХХ века в Киевской губернии.
  2. Маслоу пришлось на своем опыте узнать, что такое антисемитизм, когда семья была вынуждена была переехать в нееврейский район.
  3. Время выхода первого варианта работы А.Маслоу – 1943 год. Год, когда весь мир был объят пламенем второй мировой войны. Битва двух идеологий – нацистской и коммунистической.

Посмотрим, как указанные факты отразились в теории «Мотивации и личности» А. Маслоу: «Мы по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного «сорта», класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вместе, объединиться, быть частью группы». «Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время».

Первое, что бросается в глаза в этих изречениях – это, конечно же, сожаление автора о нежелании людей сбиться «в стаи».

Сделать это, по мнению автора, следует на некой «общей территории», «как животные», для «добрососедских отношений», сортируя людей в стае по «сортам» и «классам».

Вызывает удивление и незнание автором элементарных законов зоологии.

Несколько стай, то есть объединений хищников, на общей территории на правах добрососедства жить не будут никогда.

Это всегда будет жесточайшая борьба за территорию, пищу, воду, самку, убежище и прочие блага жизни. В стаи, в природе, сбиваются волки, шакалы и гиены. Для обозначения объединения других животных обычно применяются термины семья, прайд.

Очевидно, что автор считает нормальным деление людей по сортам, не указывая, впрочем, к какому сорту, которых, как известно, бывает три, автор относит себя.

Данное утверждение верно еще и потому, что мы не видим в данном абзаце из текста работы Маслоу слов об «ассимиляции».

Под ассимиляцией мы понимаем сложный процесс, в котором иммигранты не только в полной мере интегрируются в новую страну, но и, возможно, полностью теряют свою идентичность и культурное наследие [41].

Правильно понимая значение слов, мы видим, что автор не обозначает предполагаемое объединение как нечто мультикультурное, созидательное, как это принято у людей, объединяющихся в некое общество по признакам необходимости друг другу в силу специфики знаний и общности интересов.

В словах «стая» и «как животные» со всей очевидностью проявляется болезненное желание автора принадлежать к некой кровожадной, агрессивной организации, иметь ее покровительство и защиту.

Возможно, именно здесь, в этом абзаце, проявляются психотравмирующие ситуации из детства автора, вынужденного выживать в одиночку в чужом квартале, уже познавшего антисемитизм во всей его красе.

Чем же могло быть вызвано такое заявление автора?

Позволим себе предположить, что данный цитируемый абзац может служить еще одним подтверждением автобиографичности теории.

Бежавшие от погромов родители, мечты о принадлежности к жестокой стае людей - животных, гарантирующих защиту и объединенных по сорту, одиночество в детстве и страх перед будущим, антисемитизм, которой пришлось пережить автору – именно эти факторы и повлияли на наличие подобных высказываний в работе.

Маслоу прекрасно понимал, что в случае развития нацистских идей на территории Америки, семья Маслоу будет обречена на гибель, так как бежать дальше, по большому счету, некуда.

Нацизм, время написания работы, и, соответственно, след, оставленный этими явлениями в теории А. Маслоу, очевидны т.к. деление людей на сорта в то время можно было увидеть в разрезе двух идеологий – нацистская идеология фашистской Германии и идеология Ку-клукс-клана, ультраправой террористической организации в США, отстаивавшей идеи превосходства белых и белый национализм.

Недочеловек (нем. Untermensch) — философско-антропологический, впоследствии пропагандистский расистско-евгенический термин из идеологии немецких национал-социалистов.

Немецкое слово «Mensch» буквально означает человек. Нацистская пропаганда использовала его производное с приставкой Unter-, чтобы описать в соответствии со своей концепцией «низших людей, людей второго сорта» — евреев, цыган, славян, финнов.

Термин «Untermensch» был заимствован нацистами из книг, (что очень важно!) американского расового теоретика Лотропа Стоддарда [39], известного американского историка, журналиста, евгеника, политолога, состоявшего в Ку-клукс-клане, который употребляет его в своей книге «The Revolt Against Civilization: The Menace of the Under-Man» («Бунт против цивилизации: угроза подчеловека», 1922).

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА И ОРИГИНАЛЬНОСТИ ТЕОРИИ МАСЛОУ

4.1. Исследование основных понятий теории мотивации

Так как объем курсовой работы не позволяет в полной мере произвести анализ и полноценное исследование работы А. Маслоу ограничимся анализом его высказываний о таком понятии как «голод», так как автор достаточно часто оперирует указанным понятием в качестве обозначения отсутствия полноценного питания как одной из базовых потребностей человека.

Анализируя состояние голода как такового, Маслоу на протяжении всей работы делает взаимоисключающие выводы и дает нелогичные определения и комментарии.

Чтобы не быть голословными, разберем несколько примеров из текста работы Маслоу:

«Такие словосочетания, как "потребность желудка" или "генитальная потребность" в хорошей теории мотивации неуместны. Потребность – это всегда потребность личности.

Потребность в еде испытывает Джон Смит, а не желудок Джона Смита. Удовлетворение потребности приносит удовлетворение личности, а не какому-то его органу. Пища утоляет голод Джона Смита, а не голод его желудка» [17].

Первое, что бросается в глаза в данном абзаце – это предлагаемая автором логическая цепочка: голод не относится к желудку, голод относится к личности, потребность в чем-либо, в данном случае в еде, - свойство личности.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона следующим образом определят значение термина «Личность»:

«внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания».

В Толковом словаре психиатрических терминов мы можем увидеть следующее определение:

«Устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных.

Личность – это человек в целом, ему присущи сознание и самосознание. Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости ее изучения в контексте общественных условий».

Какое отношение именно «личность» имеет к удовлетворению чувства голода, установить не представляется возможным.

Между тем еще в 1904 году Иван Петрович Павлов, выдающийся физиолог, получивший Нобелевскую премию «за работу по физиологии пищеварения» [19] достаточно подробно описал физиологию работы центральной нервной системы и системы пищеварения.

В связке импульсов, поступающих из пустого желудка в мозг нет места личности. Эта система одинаково работает как у личностей, так и у животных, у птиц и других живых существ.

Для работы пищеварительной системы совершенно необязательно быть личностью, достаточно обладать желудком, нервными окончаниями и гипоталамусом (либо их аналогами) в мозге.

Как известно гипоталамус, внутри которого находится пищевой центр, отвечает за формирование пищевого поведения, то есть заботится чтобы организм был постоянно сыт.

Пищевой центр состоит из двух отделов: первый отвечает за чувство голода, а второй — за чувство насыщения.

Таким образом чувство голода или сытости никак не связано именно с личностью. Голод или сытость свойственны всем живым существам от человека до черепахи, воробья, или, к примеру, биотрофам и сапротрофам – бактериям, питающиеся живыми организмами или их останками.

Таким образом можно сделать вывод, что А.Маслоу не обладал хоть сколько-нибудь серьезными познаниями в области анатомии, биологии и физиологии как человека, так и любых других живых существ.

Более того, если рассуждать, мысля категориями Маслоу, следует сделать вывод, что и удаляют не аппендицит, а личность Джона Смита, лечат не зуб, а Джона Смита как личность и т.д.

Как уже отмечалось выше, именно желание психологов «изобрести велосипед», то есть придумать некий новый взгляд на давно изученные вещи, придав открытию наукообразность и ставят на пути психологии барьер, не давая ей занять место в ряду фундаментальных наук.

«То же самое можно сказать и о пищевом инстинкте. Чем выше уровень организации животного, тем менее значимой становится роль голода в мотивации пищевого поведения, и тем более важное значение приобретают вкусы и пристрастия. Крысы не столь разборчивы в еде, как обезьяны, а обезьяне в этом отношении очень далеко до человека» [17, с. 37], пишет Маслоу.

Представляется довольно спорным данное утверждение автора. Роль уровня организации животного в мотивации пищевого поведения не играет ровным счетом никакой роли. Существует, и, скорее всего соответствует действительности, утверждение, согласно которому человека от животного отделяют всего лишь семь приемов пищи.

Как человек в случае опасности превращается в животное А. Маслоу мог наблюдать по сообщениям и отчетам, публикуемым по свидетельствам очевидцев гибели теплохода «Титаник», потерпевшего крушение в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.

Как известно, самая изысканная и галантная публика, минутами ранее танцевавшая и декламировавшая стихи, убивала и топила друг друга, борясь за место в шлюпках и дело тут не в уровне организации, а в самых обыкновенных инстинктах, изученных задолго до написания Абрахамом Маслоу своей работы.

То же самое можно сказать и о вкусовых пристрастиях человека, испытывающего настоящий голод. На момент написания работы А. Маслоу уже закончился страшный голод, охвативший в 1932—1933 годах всю территорию Украинской ССР, родину родителей А.Маслоу и повлекший многомиллионные человеческие жертвы.

В условиях голодомора люди были вынуждены есть траву, кору деревьев, своих сотоварищей и тех же крыс.

Установить причины, почему Маслоу игнорировал данные факты при написании работы, не представляется возможным.

Хотя несколькими страницами позже автор все-таки вспоминает о том, что такое настоящий голод и указывает следующее:

«Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды. Он мечтает только о еде, он вспоминает только еду, он думает только о еде, он способен воспринять только вид еды и способен слушать только разговоры о еде, он реагирует только на еду, он жаждет только еды.

Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: "Любовью сыт не будешь". О голодном нельзя сказать: "Не хлебом единым жив человек", потому что голодный человек живет именно хлебом и только хлебом» [17, с. 44].

В этих двух абзацах вроде бы все становится на свои места, но как мы и указывали вначале данной главы, тут же следует взаимоисключающее утверждение: «Так, человек может ощущать голод, но, на самом деле, это может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности» [17, с. 43].

Представляется нелепым и даже кощунственным утверждать, что голодающему, умирающему от голода человеку, находящемуся, например, в нацистском концентрационном лагере или на Украине во время голодомора, возможно уже перешедшему рубикон каннибализма, поедающему траву, нужны не столько белок и витамины, сколько комфорт.

И буквально тут же, несколькими абзацами ниже мы находим подтверждение влияния страны, сытого общества и вообще среды, в которой жил и выводил свои умозаключения А. Маслоу:

«Во всяком случае, сказанное справедливо для Соединенных Штатов Америки. Если мы слышим от среднего американца "я голоден", то мы понимаем, что он скорее испытывает аппетит, нежели голод. Настоящий голод он может испытать только в каких-то крайних, чрезвычайных обстоятельствах, не больше двух-трех раз за всю свою жизнь».

Не менее странным и весьма спорным выглядит следующее утверждение автора: «Точно так же, как насытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасном обществе, не чувствует угрозы».

Как показывает история человечества, даже если на территории отдельно взятого государства удавалось создать сколько-нибудь безопасное общество, опасность угрозы его разрушения существовала всегда.

Это связано как с природными явлениями, такими как засухи, нашествие насекомых, неурожайные года, эпидемии так и с желанием менее удачливых соседей «все отнять и поделить» - как выражался небезызвестный персонаж М.А. Булгакова Шариков.

Кроме того, в данном цитируемом абзаце Маслоу ставит человека в один ряд с животными далеко не самого высокого ранга развития.

Именно потому, что у животных отсутствует умение думать, предвосхищать, анализировать события и собственную жизнь, они живут по принципу - вот если только прямо сейчас возникла какая-то реальная, а не гипотетическая проблема или угроза, вот тогда ее и следует решать, а до этого момента беспокоиться не стоит.

Далее автор, рассуждая на тему поведения человека, не испытывавшего голод, приходит к совершенно парадоксальному выводу: «Люди, которые не знают, что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается голодный человек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным» [17, с. 56].

«Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают на задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности)» [17, с. 62].

«Короче говоря, то, что у нас есть, особенно если это досталось нам без труда и борьбы, мы принимаем как должное. Если у человека всегда была пища, если он всегда был в безопасности, всегда любим, ценим и свободен, если человек никогда не испытывал недостатка во всем этом, то он игнорирует значимость этих ценностей, но мало того – он может считать их малосущественными, может презирать стремление других людей к ним, может пренебрежительно относиться даже к самим условиям, обеспечившим ему удовлетворение этих потребностей.

Подобная неспособность дорожить ценными дарами судьбы антиреалистична, и потому ее можно считать формой патологии. И лучшим средством лечения такой патологии может стать депривация, например, боль, голод, нищета, одиночество, отвержение, несправедливость и т.п» [17, с. 63].

Таким образом, по мнению автора, если некий человек, проживая в относительно благополучном обществе, преодолел ступень базовых потребностей, занялся самореализацией, здоровьем, и прочими потребностями следующего уровня, ему следует периодически устраивать стресс, низвергая до лишения удовлетворения даже базовых потребностей, с целью воспитания должного уважения к возможности их удовлетворять не задумываясь.

Далее в тексте работы мы встречаем подтверждение отсутствия у автора познаний в области сексологии и медицины, но при этом данный факт не мешает ему высказываться по поводу незнакомого предмета: «Точно так же половому влечению требуется только секс, голодные спазмы в желудке можно снять, только сытно поев, и от жажды можно избавиться, только напившись воды» [17, с. 65].

Нельзя не согласиться с автором, утверждающим, что для избавления от жажды надо попить воды. С определенными оговорками можно согласиться, что для избавления от голодных спазмов желудка надо поесть.

При этом стоит упомянуть, что из-за отсутствия у автора познаний в области медицины читатели будут дезинформированы, т.к. желание «сытно поесть» у голодающего человека обычно кончается смертью. Дело в так называемом «синдроме восстановления питания» («refeeding syndrome»). Во время длительного голода организм частично адаптируется, а начало приема пищи нарушает стабильность. Если выход из состояния длительного голодания проходит слишком резко и быстро, возможны сердечные осложнения, кишечная непроходимость, одновременно развивающаяся недостаточность в работе различных систем органов.

В прошлом у пациентов, которые прекращали длительное голодание, нередко диагностировали затруднение дыхания, застой в желудке, сбои в работе почек, что зачастую приводило к летальным исходам.

Выход из голодовки должен занимать столько же времени, сколько она длилась, и все это время пациент нуждается в больничном уходе.

Что же касается «полового влечения, которому нужен только секс» то стоит отметить, что слово «секс» согласно определению, данному, например, в Толковом словаре Дмитриева означает «половой контакт людей для удовлетворения физического желания, а также ту жизненную сферу, которая связана с этим».

Психологическая энциклопедия дает следующее определение термину «секс»: 1. Процесс, в широком понимании, воспроизводства. 2. То органическое и/или физиологическое удовольствие и удовлетворение, которое связанно с сексуальной активностью.

Философский словарь трактует этот термин следующим образом: (лат. sexus — пол) : культурный феномен взаимоотношений полов, фундированный биологическим инстинктом продолжения рода, но выходящий далеко за его пределы, покрывая широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений.

Согласно Толковому словарю психиатрических терминов «половое влечение», определяется как «Стремление к половой близости в различных ее формах».

При этом не лишним будет напомнить, что «половое влечение» в медицине имеет 5 стадий, и только для последней будет характерно желание секса:

оральная стадия (от рождения до 1,5 лет) — удовольствие от сосания материнской груди;

анальная стадия (от 1,5 года до 3 лет) — связана с приятными ощущениями, получаемыми ребёнком при экскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря;

фаллическая стадия (от 3 до 6 лет) — сексуальное исследование, формирование Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек;

латентная стадия (от 6 до 12 лет);

генитальная стадия (от 12 лет).

Что же касается пятой стадии, которой характерны попытки удовлетворения влечения именно с помощью секса, то опять-таки странно, что Маслоу не знал, что если от голода или жажды можно умереть, то при наличии полового желания, но отсутствии секса происходит так называемая сублимация либидо.

Под сублимацией либидо понимают процесс, происходящий с объектом либидо, состоящий в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения; суть при этом заключается в отвлечении от сексуального. По Фрейду, способностью к сублимации обладают все люди.

Энциклопедия практической психологии [29] толкует этот термин следующим образом: Сублимация, сублимирование (от лат. Sublimare — возносить) — процесс, механизм и результат преобразования энергии сексуального влечения (либидо), когда либидо не может реализовать себя прямым образом.

Таким образом, Зигмунд Фрейд называл сублимацией процесс, в котором либидо «отвлекается» от своей настоящей цели и освобождается на цель «более отдаленную и более ценную в социальном отношении».

В настоящее время под сублимацией понимают все варианты социально приемлемого выплеска сексуальной энергии и напряжения - спорт, рубку дров и другие варианты разрядки внутреннего напряжения, хотя Фрейд имел в виду под сублимацией нечто социальное ценное, то что «возносит» человека, и в первую очередь различные творческие процессы, творческую деятельность.

Ярким образцом сублимации либидо можно считать, к примеру, жизнь религиозных людей, принявших целибат или монашество.

Таким образом, половому влечению далеко не всегда нужен секс, половому влечению требуется либо удовлетворение, либо сублимация, но автор работы данные особенности человеческого организма не учитывает.

Отсутствие познаний о способности человеческого организма к сублимации либидо подтверждает и следующее утверждение Маслоу: «Любовный голод не удастся утолить мороженым, изучением астрономии или легкой интрижкой; единственным, истинным способом его удовлетворения будут честные и нежные отношения с другим человеком» [17, с. 65].

Под «изучением астрономии» А. Маслоу, очевидно, понимал занятие наукой вообще.

В этом утверждении А. Маслоу либо сознательно вводит читателей в заблуждение, предпринимая очередную попытку выдать желаемое за действительное, либо в очередной раз демонстрирует полную некомпетентность в предмете обсуждения.

Существует большое количество ученых, писателей, деятелей культуры, которые никогда не вступали в половые отношения, прожив всю жизнь девственниками и нашедших удовлетворение своей страсти именно в науке, сублимировав таким образом половое влечение. Рассмотрим ряд научных открытий некоторых из них.

Исаак Исаакович Ньютон [10].

(04.01 1643 года — 31.03 1727 года) английский физик, математик, механик и, кстати, астроном, один из создателей классической физики.

В 1668 году Исаак Ньютон, исследуя сферическую и хроматическую аберрации, реализовал на практике конструкцию телескопа – рефлектора, предложенную в 1663 году Джеймсом Грегори.

В конце 1671 — начале 1672 года прошла демонстрация рефлектора перед английским королем, а затем — в Королевском научном обществе.

Аппарат вызвал всеобщие восторженные отзывы. Вероятно, сыграла свою роль и практическая важность изобретения: астрономические наблюдения служили для точного определения времени, что в свою очередь было необходимо для навигации на море. Ньютон стал знаменит и в январе 1672 года был избран членом Королевского научного общества [26, с. 17-70].

Кроме этого Исаак Ньютон является автором фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории [10, с. 350].

Никола Милутинович Тесла [30].

Изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения, учёный, инженер, физик. Родился в Австрийской империи, вырос в Австро-Венгрии, в последующие годы в основном работал во Франции и США. В 1891 году получил гражданство США [38].

За свою долгую карьеру Тесла получил более 111 американских патентов и еще примерно 300 в других странах.

Тесла о себе говорил так: «Я возвожу женщин на пьедестал… <…> Как любой поклонник, я чувствую себя недостойным объекта моего поклонения» [18, с. 12-120].

Леонардо Пьерович да Винчи [3] (итал - Leonardo di ser Piero da Vinci), (15.04. 1452 – 02.05.1519).

Он был всесторонне развитой личностью, сочетая в своем творчестве таланты художника, скульптора, архитектора, ученого, музыканта, поэта и изобретателя, анатома и естествоиспытателя.

Женат он никогда не был, о его романах с женщинами никаких сведений нет. Большинство исследователей его жизни говорят о нем, как о первом знаменитом девственнике в истории [34].

Кроме указанных выше, несомненно известных Маслоу выдающихся личностей в качестве знаменитых девственников, занимавшихся наукой, литературой, культурой, можно упомянуть Иммануила Канта [11], Ганса Христиана Андерсена [5], Льюиса Кэрролла [7], Николая Гоголя [9] и многих, многих других, которых в данном случае объединяет одно – они не вписываются в теорию А. Маслоу ни необходимостью секса при наличии влечения, ни удовлетворением базовых потребностей с целью перехода на более высокую ступень в пирамиде потребностей.

Тем не менее автору не дают покоя вопросы полового влечения при отсутствии секса, и автор фантазирует на заданную тему, возможно экспериментируя и предлагая читателю к размышлению различные, в том числе весьма экзотические способы: «Если любовный голод в конечном итоге – лишь разновидность физического голода или его последствие; если и то, и другое мы готовы назвать голодом, то почему плотный обед не спасает нас от любовного голода?» [17, с. 89].

Данный вопрос автора откровенно ставит в тупик любого читателя, хоть сколько-нибудь знакомого с физиологией человеческого организма и химическими процессами, происходящими в нем.

Здесь мы говорим об эндорфинах (эндогенные (в переводе с др.-греч.- рождённый внутри) + морфины (от имени древнегреческого бога Морфея)- группа полипептидных химических соединений, по способу действия сходных с опиатами (морфиноподобными соединениями), которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль, аналогично опиатам, влияют на эмоциональное состояние.

Несмотря на то, что в то время, когда А.Маслоу писал свою работу еще не было известно о так называемых «гормонах счастья» или, по-другому «гормонах радости» - дофамине, доставляющем удовольствие; серотонине, гормоне настроения и группы гормонов-эндорфинов вообще - открытие и начало исследования групп указанных гормонов началось только в 1975 году, при условии проведения эмпирических исследований, даже при отсутствии информации о действии гормонов на организм человека, представляется несложным доказать несоответствие выводов А. Маслоу истине.

Опыт человеческой цивилизации накопил достаточно сведений о действии на организм еще неизученных на то время гормонов, но все эти сведения были в полном объеме проигнорированы А. Маслоу в своей работе.

Дело в том, что именно эти гормоны помогают выживать млекопитающим, подсказывая на что именно следует расходовать свою энергию в определенный промежуток времени.

Охотники, передвигаясь по своим угодьям в поисках добычи, постоянно сканировали окружающую их среду на предмет нахождения пропитания.

В момент обнаружения добычи в мозг молниеносно выделялись гормоны, сигнализируя о том, что обнаружено нечто стоящее, то, что позволит накормить себя и свой род.

Обнаружив нечто привлекательное и получив порцию гормонов, наши предки задействовали все энергетические ресурсы для поимки добычи.

Или, к примеру, еще в Древнем Риме было известно о том, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных. Это обусловлено опять-таки действием вышеуказанных гормонов.

Возвращаясь к вопросу, можно ли удовлетворить половой голод пищей стоит отметить что те же монашествующие, принявшие целибат, за много веков до написания работы А. Маслоу научились удовлетворять половое влечение как духовной пищей, так и самой обыкновенной едой, подбирая еду таким образом, чтобы с одной стороны ощущать сытость и получать выработку гормонов счастья, а с другой стороны не провоцировать организм на заострение внимания именно на половой составляющей.

Впрочем, на следующей странице, автор пытается объяснить свою точку зрения и утверждает следующее: «Если говорить о физиологических позывах, таких как голод, то совершенно очевидно, что индивидуум не может довольствоваться сигналом – только истинный удовлетворитель может утолить его позыв. Только пища может утолить голод» [17, с. 90].

Позволим себе в очередной раз не согласиться с автором и снова подчеркнуть его некомпетентность в обсуждаемом вопросе, так как чувство голода или сытости определяется мозгом как наполненность желудка, а не наличием или отсутствием в нем пищи.

Подтверждению вышесказанному может служить одна из методик похудения, предполагающая использование внутрижелудочных баллонов как устройства, занимающее пространство, вызывая таким образом чувство сытости, и представляющих собой наиболее часто размещаемое эндоскопическое устройство на сегодняшний день [6, с. 497-504].

Значение термина «истинный удовлетворитель» относительно «физиологических позывов» автором не расшифровывается и какому-нибудь

логическому объяснению не подлежит, но позволим себе заметить, что, если нечто способно удовлетворить тот или иной «физиологический позыв», представляется неважным насколько «истинным» этот «удовлетворитель» является, ведь в конечном счете важен результат, а не процесс.

Абсолютную некомпетентность автора в области медицины выдает и следующее утверждение: «Сколько бы ни ел невротик, он все равно останется голодным (потому что на самом деле ему нужна не пища, а нечто иное)» [17, с. 233].

Как известно понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Калленом и означает название группы нервно-психических расстройств, возникающих по причине острых и хронических психологических травм.

К болезням невротического характера относят, к примеру, анорексию, важнейшим симптомом которой является полная утрата, либо ослабление чувства голода.

Что же касается самого термина «невротик», то в профессиональной среде его считают некорректным, а его употребление – признаком непрофессионализма, так как термин содержит негативные коннотации [8] (коннотации - понятие логико-философского дискурса, выражающее отношение между смыслом (коннотат) и несущей его языковой единицей).

Представляется возможным закончить на данном аргументе исследование понимания автором термина «голод», а также понимания физиологии голода, какой природы он бы ни был, и всех связанных с ним утверждений.

Стоит отметить, что утверждения, касающиеся всех остальных определений, входящих в теорию мотивации А. Маслоу не менее спорны и показывают вопиющее незнание автором исследуемого вопроса, отсутствие каких-либо эмпирических исследований.

4.2. Оригинальность теории Маслоу

Не представляется возможным установить, кто первым обратил внимание на этот факт, но любому образованному человеку, изучавшему индийскую философию или иудейскую теологию, становится совершенно очевидным тот факт, что теория А.Маслоу мало того, что не оригинальна, так и со всей очевидностью содержит следы плагиата.

Считаем, что до конечного пользователя А. Маслоу были донесены искаженные и выхолощенные элементы индийской философии или иудейской теологии, так как первая была на пике популярности в обществе во время написания работы, а вторая могла быть известна А. Маслоу в силу национальности автора.

Рассмотрим учение о чакрах как составную часть духовных практик индуизма:

Чакра в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги [25].

Концепция чакры используется в индуизме, буддизме, множестве современных оккультных систем, а также в аюрведе и некоторых других видах альтернативной медицины.

Самые ранние упоминания о чакрах в контексте духовных практик можно найти уже в поздних древнеиндийских трактатах Упанишадах, в частности в «Йогататтва-упанишаде» и «Брахма-мандала-упанишаде», а также в некоторых Пуранах, а ещё в «Гхеранда самхите», «Хатха йога прадипике», «Шива самхите», «Шат чакра нирупане», «Амритабинду упанишаде», в Атласе тибетской медицины, в китайских трактатах по нейдан (внутренний эликсир), в японских боевых системах (хара, тен-шо).

Основную роль в формировании концепции чакр и тесно связанной с ней концепции кундалини сыграли тантрические и йогические направления индуизма, главным образом — школы пашчимамная и йогини-каула [23].

Как мы уже упоминали А. Маслоу, возможно, был знаком с индуистскими учениями, так как именно на время написания работы А.Маслоу пришелся взрывной интерес общества к указанным практикам после публикации Чарльзом Ледбитером и Джоном Вудроффом книг посвященных данной теме.

В 1910 году была опубликована работа члена Теософского общества Чарльза Ледбитера «Внутренняя жизнь» (The Inner Life). В 1927 году увидела свет его же книга «Чакры» [16].

В 1919 году издана «Змеиная сила» — объемный труд о кундалини и чакрах, написанный сэром Джоном Вудроффом (более известным под псевдонимом Артур Авалон). Книга включает в себя перевод двух поздних тантрических текстов и критический комментарий вышеупомянутой «Внутренней жизни» Ледбитера [1].

Не вдаваясь в подробности, так как эта тема достаточно объемная и заслуживает отдельного исследования, стоит заметить, что согласно индийским и иным учениям, использующим понятия «чакры», энергия по ним перемещается снизу вверх, проходя путь от муладхары до сахасрары и символизирует путь от естественных физиологических потребностей до единства с божественным началом. Схема, описывающая значение чакр, представлена на Рисунке 2 (Приложение 2).

Что же касается Каббалы, то А. Маслоу мог быть знаком с данным учением в силу своего иудейского происхождения, так как Каббалой - (ивр. ‏קַבָּלָה‏‎, «получение, принятие, предание» от слова ивр. ‏לקבל‏‎ «получать, соглашаться») называется древняя система духовного знания иудеев.

Это одно из наиболее эзотерических, тайных и в то же время практических учений, способных помочь человеку найти свое место в этом мире, расширить сознание, развить духовные способности и научиться направлять события своей жизни в желаемое русло [14, c. 295].

Термин Каббала, зафиксированный в Талмуде, первоначально обозначал те части Еврейской Библии, или Танаха, которые следуют за Торой и являются не только ее логическим продолжением, но и своего рода комментарием, толкованием, передававшимся и записанным на основе традиции, передачи и принятия от поколения к поколению, — Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания) [24, с.278].

Являясь достаточно закрытым учением Каббала в целом и одна из ее составных частей изображенное выше «Дерево жизни» (Рисунок 3, Приложение 3), объясняют духовный путь человека от момента удовлетворения физиологических потребностей до достижения, путем сложных духовных практик, единения с божественным началом.

Впрочем, аналогичные схемы достаточно легко обнаружить и в множестве других религиозных и философских учений.

Таким образом, следует сделать вывод, что работа А.Маслоу не является оригинальной, но по сравнению с любым из предполагаемых первоисточников является максимально упрощенной, выхолощенной в угоду потребителей, лишившейся изначального посыла древних учений – к вершине можно и нужно стремиться в поиске совершенства, но никогда не достичь вершины просто поэтапно удовлетворяя потребности. Путь к вершине это, прежде всего труд, а не очередность удовлетворения потребностей. Очевидно, это и стало наиглавнейшей ошибкой в написании работы А. Маслоу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует сделать вывод, что работа А. Маслоу не оригинальна, а является всего лишь упрощенной, выхолощенной в угоду потребителям калькой с древних индийских либо иудейских религиозных и философских традиций.

В силу сильного упрощения изменился и смысл учений – по А. Маслоу стремление от низших к высшим потребностям происходит в процессе их поэтапного удовлетворения, возможен переход с одной ступени на другую и любое их чередование, в то время как в оригинале это является результатом долгих и сложных духовных практик и планомерного поступательного движения.

Очевидно, именно эта ошибка и есть результат многочисленных критических замечаний о неприменимости указанной теории на практике.

Впрочем, ожидать других результатов от науки, где фальсификация исследований является нормой, и не приходится.

В работе в достаточной мере исследованы подмены понятий и незнание либо умышленное искажение автором отдельных терминов, используемых в работе, с целью привести в соответствие факты и желаемый результат.

Доказано игнорирование автором общеизвестных фактов, биографий известных ученых, достижений фундаментальных наук.

Совершенно очевидно влияние времени, настроений и идей, витающих в обществе, влияние личности и биографических фактов из жизни автора работы на полученный результат.

Таким образом цели и задачи, объект и предмет, обозначенные в вводной части работы, исследованы в полном объеме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авалон А. Центры или Лотосы. Чакры. Падмы // Змеиная сила = The Serpent Power. — К.: Экслибрис, 1994. — 224 с.

Белл А. Г. Большая Российская Энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 01.07.2020).

Волынский А. Л. Жизнь Леонардо да Винчи. — М.: Алгоритм, 1997. – 525 с.

  1. Газета «Известия», выпуск от 05.07.1936.

Гренбек Б. Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. — М.: Прогресс, 1979. – 237 с.

  1. Де Йонг К., Матус-Флиген Е.М., Вельдхуйзен Е.А., Эшуис Дж. Х., Фоккенс П. Краткосрочная безопасность и эффективность системы трансоральной эндоскопической рестриктивной имплантации для лечения ожирения // Гастроинтест Эндоск, - 2010, - № 72. – С. 497–504.

Демурова Н. М. Льюис Кэрролл. — М. : Молодая гвардия, 2013.
– 414 с.

  1. Жмуров В.А. Психиатрия. Энциклопедия – М.: Т/О «Neformat», 2016. - 341 с.
  2. Золотусский И.П.. Гоголь. — 6-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 485 с.

Карцев В.П. Ньютон. — М.: Молодая гвардия, 1987. — (Жизнь замечательных людей), 1987. – 414 с.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта / Пер. с нем. М. И. Левиной; сост.: С.Я Левит; отв. ред. Л. Т. Мильская. СПб.: Университетская книга, 1997. – 448 с.

  1. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. В 2 т. Т.1: Психология труда и организационная психология. - 2-е изд., испр. / пер. с нем. – Х.: Гуманитарный Центр, 2008. – 168 с.

Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю. Умозрительная и интроспективная психология в России в XIX – начале XX вв.: Определение понятий, границы направлений // Психология и психотехника. – 2016. - № 9 (96). – С. 755-765.

Кроули А. 777. Каббала Алистера Кроули. М.: Ланселот, 2010. - 432 с.

  1. Кузнецов Д. Не повторяется такое никогда / N+1 [Электронный ресурс] URL: https://nplus1.ru/material/2015/09/08/psycrisis (дата обращения: 26.06.2020).

Лидбитер Ч. Пёрс Дж. Чакры. Мистическая спираль. — М.: Золотой Век, 1997.— 298 с.

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

Надеждин Н. Неформальные биографии. – М.: Майор. – 2010. – 192 с.

  1. Новиков Ю. Ю. Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов (посвящается 100-летию присуждения И. П. Павлову Нобелевской премии). — М.: Компания Спутник+, 2005. – 92 с.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.

Павлов И.П. Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных. Доклад в Философском обществе в Петрограде // Психиатрическая газета – 1917. - № 6.

Самедова Е. Эксперты: Лженаука в России не встречает должного отпора // Периодическое издание академии Deutsche Welle (Германия), публикация от 01.11.2015

  1. Сафронов А. Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика. 3-е изд. — Харьков: Ритм Плюс, 2016 – 248 с.

Синило Г. Песнь Песней в контексте мировой культуры: В 2 х кн. Кн. 1. Поэтика Песни Песней и ее религиозные интерпретации - Минск: Экономпресс, 2012. – 687 с.

Ферштайн Г. Энциклопедия йоги = The Yoga Tradition. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 768 с. — 5,000 экз. — ISBN 5-8183-0397-7.

Черняк В. С. Эволюция творческого мышления в астрономии XVI–XVII вв.: Коперник, Кеплер, Борелли // Философия науки. Вып. 9. — М.: ИФ РАН, 2003. — С. 17—70.

  1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. / под ред. Д.А. Леонтьева, Б.М. Величковского. – СПб.: Питер, 2003 – 859 с.

Холлифорд С., Уиддет С., Практическое руководство для менеджеров. - М.: Издательство ГИППО, 2008. – 228 с.

  1. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos (дата обращения: 25.06.2020)

Cheney M., Uth R., Glenn J. Tesla, Master of Lightning. — Barnes & Noble Publishing, 1999.

  1. Classics in the History of Psychology - A. H. Maslow (1943) A Theory of Human Motivation // Psychological Review, 50, p. 370-396.

Diederik staple // Retraction Watch [Электронный ресурс] URL: http://retractionwatch.com/category/diederik-stapel/ (дата обращения: 02.07.2020).

  1. Edison's Patents // Thomas A. Edison Papers. Rutgers School of Arts and Sciences [Электронный ресурс] URL: http://edison.rutgers.edu/patents.htm (дата обращения: 01.07.2020)
  2. Jean Paul Richter (англ.)русск.. The Notebooks of Leonardo da Vinci (неопр.). — Dover, 1970.

Nosek B. and oth. Estimating the reproducibility of psychological science [Электронный ресурс] // Science. 28 Aug 2015: Vol. 349, Issue 6251, pp. DOI: 10.1126/science.aac4716 (дата обращения: 01.07.2020).

Rotterdam Marketing Psychologist Resigns After University Investigates His Data // Science [Электронный ресурс] URL: https://www.sciencemag.org/news/2012/06/rotterdam-marketing-psychologist-resigns-after-university-investigates-his-data (дата обращения: 05.07.2020).

  1. Tay, L., & Diener, E. (2011). Needs and subjective well-being around the world. Journal of Personality and Social Psychology, 101(2), 354-365. DOI: 10.1037/a0023779.
  2. Tesla, Nikola // Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite. — Encyclopædia Britannica, 2007.
  3. The Ku Klux Klan: History, Organization, Language, Influence and Activities of America's Most Notorious Secret Society. - Р. 99.
  4. Uncertainty shrouds psychologist's resignation // International weekly journal of science Nature [Электронный ресурс] URL: https://www.nature.com/news/uncertainty-shrouds-psychologist-s-resignation-1.10968 (дата обращения: 03.07.2020).
  5. Waters, Mary C.; Jiménez, Tomás R. Assessing Immigrant Assimilation: New Empirical and Theoretical Challenges, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рисунок 1

Пирамида потребностей Маслоу

Основные плюсы и минусы теории о потребностей Маслоу | Плюсы и минусы

Источник: https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-teorii-o-potrebnostej-maslou/

Приложение 2

Рисунок 2

C:\Users\Александр\Desktop\чакры.jpg

Приложение 3

Рисунок 3

C:\Users\Александр\Desktop\300px-Drevo_zhizni.jpg