Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория человеческих потребностей Маслоу

Содержание:

Введение

Одним из ведущих ученых ХХ в. был А. Маслоу. На протяжении многих десятков лет его иерархия потребностей считается ведущей. Работа Абрахама Маслоу «Мотивация и личность», которая считается основной, полностью раскрывает порядок и зависимость потребностей человека.

Основной целью в своей работе, я выделила рассмотрение пирамиды потребностей Абрахама Маслоу и выявлении закономерности развитии потребностей у людей. Актуальность данной темы заключается в том, что несмотря на то, что эта классификация считается ведущей на данный момент, при этом она не совершенна и не может покрыть весь спектр потребностей людей.

Для реализации моей цели важно решить следующие задачи:

  • Провести анализ пирамиды потребностей Маслоу
  • Подробно рассмотреть потребность в самоактуализации, как основной пик человеческих потребностей.
  • Найти способы удовлетворения потребности в самоактуализаации

1. Абрахам Маслоу. Биография

Абрахам Маслоу родился 01.04.1908 г. в еврейской семье, которая проживала в Нью-Йорке в районе Бруклина. Абрахам был старшим ребенком многодетной семьи С. Маслова и Р. Шиловской, которая состояла из семи детей. Его родители эмигрировали из Киевской губернии в Соединенные Штаты Америки в начале 20-го века. После эмиграции, его отец, будучи тогда молодым, занимался изготовлением и реализацией бочек. Освоившись в Соединенных штатах, Самуил Маслоу перевез и свою, на тот момент, будущую жену.

После переезда в нееврейский район маленький Абрахам Маслоу впервые столкнулся с антисемитизмом. Как следствие он рос весьма застенчивым и закрытым ребёнком. Не смотря на то, что он был одинок, он был крайне способным учеником и считался одним из лучших в школе. Сразу пол окончания школы он поступил в Сити-Колледж г. Нью-Йорк. Не закончив и первого курса.

В 1928 году Абрахам перевелся в Висконсинский университет и так же женился на своей двоюродной сестре, к которой испытывал чувства с малых лет. Свадьба и интерес к психологии стали кардинально новым поворотом в жизни А. Маслоу.

Идея Дж. Б. Уотсона о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на жизнь человека, сильно увлекла Маслоу после перевода в Висконинский университет. Там же в Висконсине Маслоу работал в психологической лаборатории и экспериментировал провод исследования и опыты на мелких грызунах. В 1930 г. Маслоу заслуженно получил степень бакалавра, а к 1934 г. получил степень доктора.

Маслоу вернулся в Нью-Йорк для работы с психологом Колумбиского университета Э. Торндайком, после получения ученой степени.

Спустя полтора ода Абрахам Маслолу занял место преподавателя в Бруклинском колледже, где впоследствии проработал 14 лет. В те времена Нью-Йорк считался интеллектуальным центром для выдающихся ученых, которые спасались от нацистского преследования. В своей практике Абрахам смог поработать со многими известными психотерапевтами, а именно с Э. Фроммом, К. Хорни, А. Адлером и другими. Наибольшее влияние на Маслоу оказал Макс Вертхаймер, который был одним из создателей гельштальт-терапии, а так же Рут Бенедикт, первоклассный специалист в области культурной антропологии

Переходом в работе Маслоу от экспериментальной психологии к персональной и практической стало осознание во время Второй мировой войны, что психология может дать лишь незначительный вклад в сглаживание международного конфликта.

Во время продолжительной болезни Абрахам Маслоу помимо своего основного рода деятельности так же занимался семейным бизнесом по производству бочек. Заинтересованность в бизнесе и применение психологии привели его в конце концов к «Эупсихическому менеджменту», 1965 г. (Eupsychian Management). В данной работе Маслоу собрал мысли и статьи, связанные с промышленной психологией и менеджментом. Эта работа была написана летом в Калифорнии, где он был приглашенным специалистом на маленьком заводе в Дель Маре.

В 1951 году вновь открылся Университет Брандеса, под Бостоном, куда пригласили Маслоу. Абрахам Маслоу принял предложение и трудился там до 1968 года. Маслоу способствовал развитию университета и заведовал кафедрой первого психологического факультета. При этом почти все новаторские работы А. Маслоу отклонялись как несоответствующие основному направлению в психологии и как ненаучные. В последствии его работы были более высоко оценены. В 1967 году Абрахам Маслоу был избран на пост президента Американской психологической ассоциации, что сильно удивило Маслоу. В данном статус Абрахам Маслоу пробыл один год.

В начале 1969 года Маслоу перешел из Университета Брандеса, чтобы полностью погрузиться в научные труды, благодаря членству в научном обществе. Маслоу умер в возрасте 62 лет, в июне 1970 года, от сердечного приступа.

2. Работы А. Маслоу

«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, более того, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека». «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Опубликованная работа в 1954 году «Motivation and Personality» (Мотивация и личность) стала основным трудом его жизни, работу над которой он начал в середине тридцатых годов. В Новой Школе Социальных Исследований Маслоу обучался психоанализу в Эрика Фромма, а также изучал гельштальт-психологию у Курта Коффки и Карла Вертхаймера. После ознакомления с психоанализом, под руководством Альфреда Адлера, он продолжил изучение психологии. Он так же изучал антропологию совместно с Рут Бенедикт и Маргарет Мид, участвовал в экспедиции, которая занималась изучением одного из алгонкинских племен «Северных черноногих».

В 1943 году было опубликовано две его работы «A Preface to Motivation Theory» (Введение в теорию мотивации) и «A Theory of Human Motivation», в которых Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, которую он определил, как «обобщенно-динамическую». В период между 1947 1949 гг. Маслоу принял решение заниматься собственным бизнесом и организовал Maslow Cooperage Corporation, оставив академическую карьеру. При этом сохранив академические связи он продолжал публиковать свои статьи в научной периодике.

Более поздние работы Абрахама Маслоу более мистический и утопический характер.

3. Иерархия потребностей А. Маслоу

«Пирамида Маслоу» представляет собой семь видов жизненных приоритетов человека, так же есть сокращенный вариант пирамиды, где указано всего пять основных потребностей – «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.»1

На первой ступени иерархии располагаются наиболее жизненно необходимые потребности, важные для поддержания жизнедеятельности человека, а именно потребность в еде, воде, продолжении рода и поддержке физического состояния. Без удовлетворения этих потребностей человек не в состоянии жить и развиваться.

На второй ступени появляется необходимость ощущать себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания. Это подразумевает присутствие крыши над головой, материальных средств и уверенность в завтрашнем дне. Так же важно понимать, что у каждого человека свое видение о безопасности и комфорте. Например, кому-то достаточно иметь крышу над головой и место для сна, а кому-то необходимо иметь помимо жилья собственный транспорт и более комфортные условия жизни.

На третьей ступени находится потребность в любви. Абрахам Маслоу утверждал, что каждому человеку свойственно испытывать потребность в том, чтобы быть любимым и любить.

Четвертое место занимает потребность человека в признании окружающих. Малоу считал, что человеку помимо любви так же необходимо получать внимание и одобрение от окружающих, благодаря этому человек может ощущать себя победителем и быть уверенным в себе.

Далее, пятое место в иерархии занимает развитие. Потребность в познании нового, немаловажно чтобы человек как постигал ранее невиданное им, так и сам совершал свои собственные открытия.

Шестое место занимает потребность человека в эстетическом наслаждении. Забота о мире вокруг, о своем собственном теле. Потребность находить красоту внутри и вовне способствует духовному развитию человека и обретению внутренней гармонии.

Высшая ступень классификации потребностей человека это – потребность в саморазвитии и самореализации. В тот момент, когда человек подходит к потребности самореализации, она способствует открытию своего потенциала, развитию тех способностей, которые были заложены от природы. Пиком в самореализации можно считать усовершенствование человека. Считается, что достигнуть усовершенствования человека возможно в том случаем, когда удовлетворены все предыдущие этапы от физиологических потребностей до любви.

3.1 Физиологические потребности

Основание в «Пирамиде Маслоу» занимают физиологические потребности, а прежде всего потребность в пище. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым»1.

В основном в развитых обществах наступление смерти от голода и такие тяжелые условия жизни скорее причина некой чрезвычайной ситуации. Логично, что при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности человека, например, потребность в воде или в воздухе. «Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности»1.

Это специфическое свойство организма достаточно интересно рассмотреть с точки зрения изменения внутренней философии будущего для человека. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное»2.

После удовлетворения потребности в пище у человека возникает следующая, наиболее высокая потребность.

Потребность в безопасности

При условии удовлетворения физиологических потребностей, возникают потребности в безопасности. Практически все, о чем сообщалось выше можно отнести к потребностям второго уровня, а именно – потребности в безопасности.

Маслоу иллюстрирует мысль о потребности в безопасности, сопоставляя поведение взрослых невротиков, которые ведут себя, так же, как и ребенок, который нуждается в защищенности. «Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции»1.

Так как и с предыдущим уровнем иерархии маслоу полагает, что «потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями»2.

Потребность в принадлежности и любви

Уже после того, как физиологические потребности человека удовлетворены, как и потребность в безопасности соответствует определенному уровню удовлетворения, у человека появляется следующий уровень потребностей, а именно: потребность в принадлежности и любви. Когда человек достигает этого уровня, он как правило старается установить привязанность с членами своей семьи и близкими. На этом уровне иерархии человеку важно чувствовать, что он принадлежит к какой-то группе или общности. В случае неудовлетворения, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку»1. В отличие от первых двух ступеней иерархии данная ступень отличается тем, что в современном мире не всегда и не все могут легко восполнить в себе нехватку любви и принадлежности. «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий»2. Ребенок хочет получать много ласки, внимания и любви от родителей. Подросток старается удовлетворить любовь в виде признания от сверстников. При этом «У меня складывается впечатление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд – я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа – стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образа врага, сама угроза, которую содержит в себе этот образ, способствуют сплочению группы. На тех же принципах основывается и феномен солдатской дружбы. Внешняя опасность объединяет солдат неразрывными узами кровного родства, которые не может порвать даже испытание мирной жизнью. Потребность бывшего солдата в братском единении столь настоятельна, что хорошее общество, стремящееся к здоровью, хотя бы в целях самосохранения, обязано предоставить ему возможности для ее удовлетворения»3. Важно понимать, что человек для удовлетворения данной потребности может выбрать порой деструктивное поведение, которое может привести к негативным последствиям.

Потребность в признании

В тот момент, когда потребность в любви и принадлежности удовлетворена в необходимой мере, человек любит и любим, уровень влияния на поведение у нее уменьшается и на передний план выходит потребность в признании. Маслоу разделил эту потребность на две части: потребность в оценке людей и в самооценке. Самооценка или самоуважение — это чувство, которое появляется у человека при каких-либо личных достижений и успехов. Признание или уважение людей — это внешняя оценка тех же успехов и достижений. Удовлетворение этой потребности дает человеку уверенность в себе и своих возможностях, в то время как неудовлетворенность от этой потребности, наоборот, вводит человека в состояние неполноценности и слабости.

Потребность в познании

Каждый человек от природы имеет врожденную любопытность. Дети начинают изучать внешний мир с рождения, причем, как утверждает Маслоу в своих работах, эта потребность не нуждается в развитии извне, то есть она изначальна в нас заложена.

Так же Маслоу говорит о том, что некий феномен у высших животных, например у обезьян, схож и с человеческим любопытством. Например, если к обезьяне попадает незнакомый для нее предмет, то она начинает проявлять к нему интерес исследуя его с помощью пальцев и зрения. При этом удовлетворенность в познании дарит человеку наивысшее удовольствие, в то время как неудовлетворение этой потребности, а именно отсутствие всякой возможности познать что-то новое, могут провоцировать неврозы и психосоматические заболевания. Например, человек лишенный возможности познать что-то новое будет в некотором смысле угнетен и подавлен, явный тому пример безработные и пожилые люди. Абрахам Маслоу говорит: «Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее»1.

Потребность в эстетике

Потребности в эстетике действительно возникают у некоторых людей, как правило у творческих людей. Это потребность в гармонии, в чувстве прекрасного, в красоте. Для некоторых людей потребность в прекрасном затмевает остальные потребности и это выходит на передний план. Можно привести пример про Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) вокалиста группы Queen, который испытывал потребность в прекрасном и выражал это в своем музыкальном творчестве, при записи альбома добиваясь идеального звука и сочетания. Эстетические потребности как потребности человека на данный момент не столь широко изучены, по этой потребности можно сказать следующее:

  1. Для творческих людей потребность в эстетике выходит на первый и основной план, затмевая другие потребности.
  2. Люди с выраженной потребностью в эстетике ради своих идеалом могут принимать многие ограничения и лишения, стоять за свои идеалы до конца, иногда даже готовы пойти на смерть.

Потребность в самоактуализации

Самой верхней ступенью человеческих потребностей Маслоу считал потребность в самоактуализации. В тот момент, когда потребности удовлетворены на достаточном уровне: «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению»1. Причем эта потребность в зависимости от опыта, ценностей и жизни человека проявляется по разному у каждого: «Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно»2

Удовлетворение потребностей

На данный момент в современном мире есть все необходимые социальные условия для удовлетворения потребностей, а именно: свобода выбора, свобода слова, свобода направления деятельности, все это позволяет современному человеку удовлетворять свои потребности. При этом, если что-то из этих социальных условий нарушается, человек или общество начинают воспринимать это буквально как личную угрозу, начиная яростно отстаивать свои права, так как понимают, что, лишившись этих социальных условий есть большая вероятность в неудовлетворении своих базовых потребностей. Так же в теории человеческих потребностей Маслоу все потребности не могут быть удовлетворена на 100% или на 0%. Часть потребностей удовлетворена, а часть находится в неудовлетворенном состоянии. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении – на 40%, а потребность в самоактуализации – на 10%»1.

Самоактуализация как верховная потребность человека

Предлагаю рассмотреть потребность в самоактуализации как верховную потребность человека.

Самоактуализация1 (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых западных направлениях психологии самоактуализация выдвигается на основу главенствующего мотивирующего фактора для человека.

Человек, который достиг удовлетворения этого уровня добивается полного раскрытия своего потенциала, раскрывает свои таланты и возможности. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе»2.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Казалось бы, многие люди за свою жизнь могут подойти к реализации этой высшей потребности, но по какой то причине это не происходит. Маслоу приводит несколько таких причин.

Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.

Комплекс Ионы

Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Люди предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.

Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты1:

  • самоуважение и уважение к другим;
  • доброжелательность и терпимость;
  • интерес к окружающему миру;
  • стремление разобраться в себе;
  • и ряд других.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко. Вместе с тем эти люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или испытывать подавленность. Чтобы не разочароваться в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее»2.

Заключение

Теория человеческих потребностей Маслоу не совершенна и весьма зачастую подвергается критике. Ее часто используют как базовую модель потребностей в управленческих тренингах и тренингах личностного роста. На мой взгляд теория потребностей Маслоу ярко выражает суть именно базовых потребностей и использовать ее необходимо для наглядного понимая того, что движет людьми и к чему они стремятся в зависимости от того, какой на данный момент социальный статус у них есть, какие условия для проживания и какие условия для самореализации.

По итогам данной работы я могу сделать следующие выводы:

  1. По Маслоу существуют следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они расположены в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а основой являются физиологические потребности). Кроме того в расширенной иерархии рассматривается потребность в познании и эстетические потребности;
  2. Потребности не возникают только лишь после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно существуют несколько нужд, но какая то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.
  3. Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.
  4. Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации возникает далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию. Около 1% людей нашего общества становятся самоактуализированной личностью.

Список литературы

I. Книги, учебные пособия

  1. А.Г. Маслоу. Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999
  2. Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004
  3. Щербатых Ю.В. Общая психология - СПб.: Питер, 2008.

II. Публикации

  1. Обуховский К. Психология влечений человека. Галактика потребностей. СПб: “Речь”, 2003 г., с. 57-59

III. Internet

  1. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей / / Энциклопедия маркетинга (электронный ресурс), режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm
  2. Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу / / Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm
  3. Иерархия потребностей личности. Абрахам Маслоу / / Журнал психолога. anyPSY.ru - Вся психология (электронный ресурс), режим доступа: http://www.anypsy.ru/content/ierarkhiya-potrebnostei-lichnosti-abrakham-maslou
  4. Мотивация: иерархия потребностей. / / Библиотека психологической литературы (электронный ресурс), режим доступа: http://bookap.info/genpsy/terlicH3/gl118.shtm
  5. Пирамида потребностей по Маслоу// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%BF%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83
  6. Теория человеческой мотивации / / PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
  7. Самоактуализация / / Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

  1. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост// Электронная библиотека Гумер (электронный ресурс), режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/15.php

1 Маслоу, Абрахам Харольд / / Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:

1 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.370.

1 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.373-374

1 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.375

2 Теория человеческой мотивации / / PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

1 Теория человеческой мотивации / / PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

2 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.378-379

1 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.380-381

2 там же, с.381

3 Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

1 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382-383

1 А.Г. Маслоу,Мотивация и личность / Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382

2 Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

3 Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

1 Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

1 Самоактуализация// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

2 Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

1 Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4

2 Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу// Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm