Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Теория насилия)

Содержание:

Введение

Актуальность темы: теории происхождения государства сыграли и продолжают играть огромную роль в развитии гуманитарных наук. Они служат своеобразным фундаментом, на котором возводятся те или иные общественные концепции. Поэтому рассмотрение и изучение теорий происхождения государства является очень значимым.

В теории государства и права нет единого мнения по вопросу о происхождении государства. Наличие множества теорий возникновения государства объясняется следующим:

– возникновение государства – длительный и сложный процесс, на который оказывало влияние множество факторов, как общих, так и различных для отдельных территорий;

– первоначальный процесс возникновения государства происходил несколько тысячелетий тому назад, что усложняет его детальное изучение;

– на авторов теорий происхождения государства оказывало влияние та эпоха и то мировоззрение, которое господствовало в обществе в период создания той или иной концепции;

– субъективный фактор – личные убеждения авторов теорий, особенности их профессиональной деятельности и т.д.

Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и не ранее того, пока будут созданы для него предпосылки.

Целью работы является уточнение сущности теории возникновения государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие и признаки государства;

- раскрыть основные положения о происхождении государства;

- рассмотреть основные теории происхождения государства.

Объект исследования – система отношений в период возникновения государства.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства.

Теоретическая основа исследования: теории происхождения государства разработаны такими учеными-правоведами как: Абгарян Р.Э., Аврутин Е. Ю., Антонов М.В., Антонов М.В., Венгеров А. Б., Власенко Н.А., Григорьева И.В., Головистикова А. Н., Занфира В.М., Малько А. В., Марченко М. Н., Осавелюк А.М., Петренко А.В., Радько Т. Н., Смоленский М. Б., Шевчук Д.А., Рассолов М. М. и другими.

Методологическая основа исследования: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Нормативную базу представляют Конституция Российской Федерации и Гражданский кодекс РФ.

Эмпирическую базу работы составили опубликованные и размещенные в электронных правовых базах материалы судебной практики, научная литература, опубликованная в средствах массовой информации.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Сущность и происхождение государства

1.1. Понятие первобытного общества и государства

Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену человекообразным обезьянам. Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.

Признаки первобытного общества: родоплеменная организация; коллективный труд; общая собственность; примитивные орудия труда; уравнительное распределение.

Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, - фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе – солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).

Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что члены общества входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя - союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен – прообраз первых наций с отличительными чертами.

Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.

Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.

К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:
- Моногамная семья.

- Разделение труда.

- Появление частной собственности.

Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.

Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:

- Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства. Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.

- Отделение ремесла от земледелия. Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник – в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.

Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного – плохой урожай, другой – нашел товар по более выгодной цене и т. д. Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая родовая община уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация.

Период «военной демократии» - это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.

Говоря о том, что же такое «понятие и признаки государства», стоит разобраться, в общем определении государства. Государство представляет исторически выделенный из общества особый институт, олицетворяемый в особом аппарате управления общественными процессами, действующими в пределах определенной территории в порядке осуществления суверенной государственной власти, издания всеобщих законов и других различных нормативных правовых актов, рассчитанных на упорядочение общественных отношений. Государство, как организация власти политической, с помощью права и государственного аппарата управляет делами всего общества[1].

Государство, как институт, обладает собственными признаками и функциями. Прежде всего, стоит упомянуть об основных признаках государства:

1) Ведется управление общественными делами на основании его многообразных интересов. Государство представляет интересы общества и согласовывает их;

2) Право является источником государственной власти, юридически оформляет ее и, таким образом, делает легитимной. Право же определяет различные формы осуществления власти в государстве, ставит юридические рамки;

3) Управление в государстве осуществляется исключительно при помощи специально созданных органов, находящихся в иерархической зависимости друг от друга;

4) В государстве объединяются люди различных национальностей и вероисповеданий;

5) Наличие суверенитета, трактуемого как независимость и верховенство власти;

6) Право законотворчества и требование исполнения законов. В противном случае могут быть применены различные меры ответственности;

7) Распоряжение национальными ресурсами, материальный фундамент;

8) Установленные порядки взимания налогов и сборов с населения;

9) Символы: герб, гимн, флаг[2].

Понятие и признаки государства не ограничиваются вышеперечисленными, но данные являются основными.

В теории государства одним из общих и наиболее значимых вопросов считается рассмотрение понятия «функции государства».

Функции государства – это деятельность и ее направления, в которых выражается его назначение в жизни общества и вся основная сущность. В функциях же отражается и механизм воздействия государства на все процессы, происходящие внутри него.

Основные функции государства:

1) Охрана правопорядка и законности, свобод и прав граждан;

2) Политическая (народовластие и суверенитет);

3) Экономическая (контроль над государственным бюджетом, системой налогообложения, ценовой политикой и т.д.);

4) Социальная (система здравоохранения, пенсионное обеспечение и пр.);

5) Идеологическая (воспитание поколения в духе официальной идеологии, пропаганда ценностей и идей);

6) Экологическая (охрана окружающей среды, восстановление природных богатств);

7) Защита граждан от угрозы с внешней стороны;

8) Взаимодействие с международными организациями и другими государствами[3].

В основном различают организационные, а также правовые формы осуществления государственных функций.

К правовым относятся: правотворческая, правоохранительная, правоприменительная.

К организационным формам относят регламентирующую, идеологическую и хозяйственную. Функции государства имеют различные классификации и собственные признаки.

Также существует такое понятие как «цели государства». К основным государственным целям относятся: формирование условий для развития экономики и поддержание социальной стабильности в обществе. Все остальные цели вытекают из данных. [4]

Также непосредственным воплощением целей являются задачи государственного регулирования. Все задачи осуществляются через функции[5].

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что государство является особенной формой организации общества и занимает основное место в структуре политической системы.

1.2. Общие положения о происхождении государства

Государством называют определенный метод организации конкретного общества, а также публичной политической власти, которая распространяется на весь данный социум. Эта власть является официальным представителем общества.

Происхождение государства как социального института принято начинать изучать с такого понятия, как "форма государства". Исследование таковой предусматривает изучение строения, основных компонентов, главных методов реализации власти, внутренней структуры всей системы[6].

Сегодня существует достаточно много теорий, подходов, используемых при определении содержания и понятия формы государства. Не существует общепризнанного учения, которое однозначно раскрывало бы это понятие.

Вместе с этим считается неверным отрицание всех научных теорий, знаний и концепций, сформулированных ранее и признанных сегодня не до конца отражающими все общественные взаимоотношения и характер участвующих в них субъектов. В разных странах системы власти имеют свои характерные признаки, особенности.

Все эти черты в процессе развития общества дополняются, обогащаются во взаимодействии и взаимосвязях. Вместе с тем, формы многих государств современности имеют общие признаки. Эти схожие черты позволяют определить каждый элемент в структуре[7].

Происхождение государства исследуется в соответствии с различными факторами. Сегодня имеет место достаточно много взглядов и мнений по этому вопросу. Вместе с этим, существуют основные концепции происхождения государства, выработанные современной юридической наукой.

Процесс формирования системы власти связан с "неолитической революцией". Началась она приблизительно десять-двенадцать тысяч лет назад. Неолитической революцией называют процесс перехода от присваивающей экономики (рыболовства, охоты, собирательства) к производящей.

Предпосылки возникновения государства во многом, по мнению специалистов, связаны с появлением частной собственности. На определенном этапе развития общества произошло масштабное разделение труда. Сформировались такие сферы деятельности, как скотоводство, земледелие, ремесло. С совершенствованием орудий труда, повышением производительности, человек начинает изготавливать (производить) больше продукта, чем ему это требуется.

Так образуются излишки. В связи с этим начинается внутриродовой обмен продукцией, полученной при совершении хозяйственной деятельности. Впоследствии этот процесс выходит за пределы одного клана, начинается торговля между кланами[8].

В связи с изменением экономически условий начинает развиваться неравенство как экономическое, так и социальное. Выделяются впоследствии классы бедных и богатых. Изменение структуры власти при этом является процессом естественным в связи с тем, что власть первобытная рассчитана на регулирование отношений в равноправном обществе, в котором отсутствуют противоречия интересов. В итоге для нового социума требуется другая структура власти[9].

В отечественной науке происхождение государства рассматривалось как следствие классового противоборства. При этом считалось, что происходило формирование только рабовладельческих систем.

Положения, объясняющие происхождение государства, достаточно четко отражены в марксистско-ленинской доктрине.

Однако в соответствии с данными современной науки, установлено, что первые государственные образования возникли не как следствие распада общества на классы, а как естественный процесс совершенствования первобытнообщинного строя. При этом в качестве ведущего фактора выступает процедура объединения родоплеменных формирований для осуществления совместной хозяйственной деятельности[10].

В результате определяется группа людей, наделенных управленческими полномочиями. Вместе с этим формируется и слой управляемых людей. Начинает формироваться организационно-управленческая система. Таким образом, возникает прототип государства[11].

Существовали экономические предпосылки возникновения государства:

1) совершенствование орудий труда;

2) разделение труда;

3) переход от присваивающей экономики к производящей;

4) появление первичного товарооборота;

5) появление частной собственности (в основном, в западных государствах).

Социальные предпосылки:

1) имущественное расслоение общества;

2) введение единобрачия;

3) запрет инцеста (кровосмешения).

Идеологические предпосылки:

1) введение единобожия.

Политические предпосылки:

1) захват жизненного пространства для племени;

2) обеспечение безопасности племени.

Психологические предпосылки:

1) осознание общих интересов[12].

Фридрих Энгельс в своём труде «Происхождение собственности, семьи, государства» выделил 3 формы происхождения государств:

1. Афинская форма. Становление Афинского государства – это классический путь становления государства. Причиной появления государства стали внутренние процессы, не было ни внутренней борьбы, ни захватнических войн. Произошло расслоение населения по имущественному признаку, выделился класс богатых, который стал управлять.

2. Римская форма. Римское государство появилось в результате борьбы между двумя общественными классами – между патрициями (родовая знать, коренные роды) и плебеями (пришлые).

3. Древнегерманская форма. Государство возникло в результате завоевательных походов германских племён. Они захватили Римское государство[13].

Ф. Энгельс проигнорировал особенности возникновения древневосточных государств. Там была общинная собственность. Из общины появилось государство.

Основные факторы, способствующие возникновению государств:

1) Природно – климатический фактор. Государство первоначально возникает там, где естественным образом существуют благоприятные природно-климатические условия («мягкий» климат Средиземноморья; долины рек Инд и Ганг; сезонные разливы ® плодородный ил ® урожай несколько раз в год – долина реки Нил в Древнем Египте).

2) Географический фактор предполагает удачное географическое расположение на пересечении или непосредственно вблизи отлаженных торговых путей (передняя Азия – современный Израиль; Великий Шёлковый путь – современный Китай; территория финикийцев – за счёт мореплавания, торговли, обмена товарами).

3) Экономический фактор – «линейная схема», предложенная Ф. Энгельсом – он выявил схему экономического развития. Переход людей от присваивающей экономики к производящей.

4) Фактор власти. Происходит трансформация сущности власти от авторитета её носителя к авторитету должности.

5) Трансформация системы социальных связей от родоплеменных отношений к семейным. Семья – основа государства.

6) Изменение нормативного регулирования от универсального к дифференцированному, в котором в связи с возникновением государства возникает и право. Например, юридическая ответственность ® публичная казнь.

7) Демографический фактор. Формирование государства возможно лишь в тех демографических условиях, когда общество достигает значительного количества его членов, и эффективное управление этим обществом в рамках родоплеменных отношений не представляется возможным.

8) Духовный фактор. Формирование государства возможно лишь в условиях относительно высокой духовной культуры общества, способности этого общества воспринимать ценность государства.

9) Личностный фактор. Развитие государства у отдельных народов тесно связано с проявлением личных качеств правителя[14].

При формировании государства имеет значение не отдельный фактор, а их необходимая и достаточная совокупность в конкретных исторических общественных условиях.

1.3. Пути происхождения государства

Восточный и западный пути возникновения государства позволяют наглядно увидеть становление держав определенного типа.

Две представленные категории являются взаимодополняющими. Однако многие люди, в том числе и некоторые теоретики, не осознают важности подобного рода соотношения. Суть в том, что право является частью государства. Другими словами, первая категория создает специальные рамки и принципы деятельности, на основе которых любая страна существует. Помимо этого, право является основным организационным фактором, благодаря которому люди группируются не просто в отдельные составляющие, а в целое общество. Но, как мы знаем, право и государство не появились в один момент. Их создание происходило путем многолетнего становления и теоретической разработки[15].

Восточный и западный пути возникновения государства являются лишь комплексными теориями. Они были выведены для пояснения некоторых особенностей исторической взаимосвязи стран и юриспруденции. Теории детально расписывают возникновение государств. Западные и восточные пути развития в данном случае - это исторический феномен. То есть их выделяют на основе территории существования конкретных стран и особенностей культуры их населения.

Каждая в отдельности страна и юридическая система в ней создавались на протяжении большого количества времени. Другими словами, эти категории прошли значительный путь становления, прежде чем обрели современный вид. Что касается путей развития, а точнее теории об их существовании, то она образовалась вследствие очевидного различия народов Запада и Востока. На протяжении многих веков культуры этих социумов были изолированы друг от друга. Даже в XXI веке западные и восточные миры лишь начинают обмениваться опытом и взаимодействовать между собой в разных сферах деятельности. Но факт интеграции всех стран в мировое сообщество не исключает особенности государств с разной культурой. Поэтому восточный и западный пути возникновения государства и права активно изучаются историками и юристами-теоретиками на сегодняшний день[16].

Сегодня в мире существует огромное количество стран. Но все они когда-то прошли процесс зарождения и становления. Восточный и западный пути возникновения государства имеют некоторые общие черты. В данном случае мы рассматриваем именно особенности стран, ведь право появилось на основе внутренних моральных правил социальных семей намного раньше каких-либо общественных формаций. Таким образом, сам факт создания государства был обусловлен несколькими взаимосвязанными факторами, а именно: значительную роль сыграли природные явления, которые далеко не всегда были благоприятными для людей; основным экономическим фактором является развитие производства и, конечно же, всеобщего рынка; психологический фактор обуславливает потребность людей консолидироваться в группы для более эффективного достижения определенных целей; общественные факторы говорят о том, что все без исключения правовые и государственные процессы развиваются лишь внутри социума и являются исходящими от него категориями.

На основе всех представленных особенностей можно сделать вывод о том, что государство и право – это явления, сотворенные непосредственно человеком в процессе его эволюции. Другими словами, развитость стран и нормативных правил в них свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне общества, что, безусловно, является позитивным фактором. Восточный и западный пути возникновения государства, права нужно рассматривать как комплексные категории, что дает возможность выделить их основополагающие черты[17].

Восточный, или же «азиатский», путь развития государства – это совокупность связанных между собой процессов, которые обусловили появление данной категории на определенной территории. Основной отличительной чертой этой части света является доминирование деспотии, как одного из ключевых методов управления обществом. То есть каких-либо демократических процессов на Востоке искать не следует. Ведь в силу различных факторов, одним из которых являются суровые климатические условия, отношения между людьми в этой части света всегда отличались высоким уровнем доминирования одних индивидов над другими.

Наглядным индикатором восточных государств также является экономика. Она отличается наличием общественной формы собственности. Что касается непосредственно права, то эта категория также во многом обусловлена общими особенностями культуры и ментальности населения восточных государств[18].

Восточный и западный пути происхождения государства наделены собственными характерными моментами, отделяющими их друг от друга. Чтобы разобраться в особенностях каждого типа, необходимо проанализировать его признаки, которые касаются различных сфер человеческой деятельности: экономики, политики и т. д. В данном случае развитие государства и права на Востоке происходило путем постепенной эволюции социальных формаций от родовой общины к сформированному обществу, которое объединялось в страну. Юриспруденция также была подчинена социальным законам, сформированным путем жесткой централизации. Таким образом, главными причинами развития общества на Востоке были:

- Агрессивный климат, который вызывал потребность создания больших ирригационных систем, позволяющих заниматься земледелием даже посреди пустынь.

- Необходимость подчинения и объединения огромных человеческих масс для более эффективного управления ими.

- Необходимость наличия общего, единого руководящего звена для контроля и регуляции поведения огромного количества людей[19].

Помимо перечисленных причин появления восточных государств, достаточно весомой особенностью является существование в них сильного аппарата управления. Он характеризуется как бескомпромиссное управление, подчиняющее всех и вся своей воле. Обычно в его систему входили ведомства трех основных направлений: финансового, военного и публичного. Последняя ветвь отвечала за массовые работы. Таким образом, государства Востока характеризовались как мощные густонаселенные бюрократические структуры.

Таким образом, восточный путь развития государства имеет огромное количество интересных моментов. Однако не меньше теоретических споров возникает по поводу Западных стран и их организации. В данном случае населению РФ второй путь развития более близок, потому что наше государство эволюционировало на его основе.

Разнообразие путей возникновения государства позволяет сегодня ученым выделить ключевые культурные и ментальные отличия народов Востока и Запада. При этом нужно отметить тот факт, что формации обоих типов являются прямыми противоположностями друг другу. Ведь пути возникновения государства изначально подразумевают собой использование разных способов регулирования, управления, создания и потребления ресурсов. Поэтому при рассмотрении права и стран Запада, необходимо понимать, что это совершенно иные структуры, совершенно не похожие на восточные[20].

Большое значение в данном случае имеет право. Регулятор общественных отношений зародился на западных территориях достаточно рано. Суть в том, что люди осознавали пользу права в процессе взаимодействия друг с другом. Подобного рода разумность в организационном подходе повлекла быстрое формирование государств. Интересен тот факт, что западные страны появились раньше, чем общество разделилось на классы. Однако именно дифференциация социума позволила им эволюционировать.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты развития стран данного типа, например: классы появились значительно позже общей организации; право имело широкое применение во всех сферах государственной жизни: политике, экономике, торговли и т. п. юриспруденция позволила создать первые демократические институты, которые характерны для некоторых современных государств; политическая власть определялась имущественным богатством её членов; общество постепенно становится основным источником силы государственного аппарата[21].

Но если восточные страны в большинстве случаев имели общие черты развития и функционирования, то на Западе было сформировано несколько путей эволюции, которые называются сегодня формами.

Восточный и западный пути возникновения государства ТГП рассматривает как взаимосвязанные и противоположные формы эволюции многих стран, которые существуют сегодня.[22] Однако западная организация власти и права имеет несколько ответвлений. Одним из них является афинский путь развития государства и права. Это наиболее классическая форма развития стран. Она подразумевает существование классов и политической элиты. Что касается права, то оно уже в тот период разделялось на несколько отраслей, что позволяло регулировать большое количество внутренних отношений. Совершенно противоположной является спартанская форма развития государства. Свое начало данный путь развития берет в Древней Спарте. Это государство постоянно находилось в состоянии боевой готовности, что сильно отразилось на многих внутренних делах. Практически вся жизнедеятельность была регламентирована общеобязательными нормами, которые не давали право выбора.

Основополагающим для многих стран является римский путь развития. Суть в том, что одноимённое государство разработало множество юридических институтов. Именно в Древнем Риме впервые начало осуществляться деление права на публичную и частную сферу. Что касается государственного аппарата, то он вобрал в себя как чисто бюрократические, так и некоторые демократические черты.

Конечно, представленные формы – это далеко не основные пути возникновения государства. Тем не менее они также являются весомой частью многих современных политико-правовых систем. Поэтому игнорировать их существование попросту нельзя[23].

Вывод: Такой социальный институт, как государство, возник на определённом этапе развития человеческого общества. Формирование государства – исторически закономерное явление. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение людей по принципу кровного родства, социальное равноправие, отсутствие аппарата управления и принуждения, участие всех взрослых членов рода в управлении делами. Однако изменения в экономической и социальной сферах общества приводят к образованию первых государств (около пяти тысяч лет назад). Эти государства были рабовладельческими, среди них такие, как: Древний Египет, Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция. Первое государство славян Киевская Русь сформировалось в IХ веке

Глава 2. Характеристика теорий происхождения государства

2.1. Теологическая теория

Слово "теология", в переводе с латинского языка, означает "учение о боге" (theos – бог, logos – учение). Теологическая теория своими истоками восходит к древнему миру. Идеи божественного происхождения права, государства, его институтов возникли еще в Древних Вавилоне и Египте.

В большей степени теория стала популярной в период развития феодализма. Наиболее известными и ранними ее представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский[24].

Теологическая теория возникновения государства основывается на том постулате, что оно появилось по Божьей воле. Исходя из этого, делался вывод о том, что власть, государство и его институты святы, вечны, незыблемы и их возникновение и упразднение не зависят от человеческой воли. Правители выражают Божью волю на Земле. Поэтому люди должны принимать власть и государство как данность, признавать власть духовенства, не пытаться изменить порядок, установленный Господом.

Теологическая теория была развита в учении Аврелия Августина, который подразделял род человека на «два града» - живущих «по богу» и «по человеческим законам». Человек – существо немощное, которое не способно избежать греха и создать на земле совершенное общество. Справедливость может возобладать лишь по вечному порядку, установленному Богом[25].

В 12–13 веках на территории западной Европы получила развитие теория «двух мечей». Ее суть в том, что у основателей церкви было 2 меча. Один из них, который оставили себе, они вложили в ножны, поскольку церкви использовать его не пристало. Второй передали государям, наделив их правом карать и повелевать людьми. Государь, таким образом, помазанник божий и является слугой церкви. Теория была направлена на усиление церкви, указывала на ее приоритет над светской властью[26].

В это же время развивается учение Фомы Аквинского, утверждавшего, что процесс возникновения государства и его развития подобен процессу сотворения мира Богом. Так, прежде чем руководить миром, господь в него вносит стройность и организованность. Монарх же, в свою очередь, до управления государством первоначально его учреждает и устраивает. Основные труды Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «О правлении властителей» и другие.

В соответствии с учением Фомы Аквинского, теологическая теория происхождения права основывается на том, что все законным между собой связаны нитями субординации. На вершине находится вечный закон, который заключен в Боге. Все остальные законы производны от него. Выделяется также естественный, позитивный и божественный законы.

Первый является отражением вечного закона в разуме человека. Он предписывает стремиться к продолжению рода и самосохранению, обязывает уважать достоинства людей и искать истину.

Позитивный закон направлен на достижение добродетели посредством применения силы и под страхом наказания. Божественный закон содержится в Библии и необходим в связи с несовершенством разума человека и тем, что позитивный - не может полностью истребить зло[27].

Плюсами теории является то, что она способствует усилению духовности и укреплению в обществе гражданского согласия, препятствует революциям, насилию, гражданским войнам, переделу собственности и власти. Люди становились более законопослушными, боясь греха.

Главный недостаток состоит в том, что теологическая теория не опирается на научные знания, а основана только на вере. Кроме того, церковь неоднократно злоупотребляла своей властью, подавляла прогресс и свободомыслие.

2.2. Патриархальная теория

Практически все концепции, которые предоставляют теории происхождения государство, берут своё начало с XVII – XVIII веков, когда человечество было на пороге перехода в новую эру. Тем не менее, существует теория происхождения государства, патриархальная основа которой, зародилась ещё в древней Греции и Риме.

Её популярность в те далёкие времена была обусловлена тенденциями, которые существовали в обществе. Как в римском, так и в греческом социуме, мужская фигура была ключевой. Человеком и полноправным гражданином считался мужчина. Подобные патерналистские веяния обусловили появление патриархальной теории. Забегая немного вперёд, следует сказать о том, что патриархальная теории подразумевает собой психологическую предрасположенность общества к объединению. В этом смысле патер и государство отождествляются с отцом и семьёй. Немаловажную роль сыграла религия в процессе развития патриархальной теории. Религиозные верования во многом поясняли особенности этой теории, особенно во времена средневековья. Представители патриархальной теории происхождения государства были уверенны в том, что первоначально, Бог даровал королевскую власть Адаму, тем самым сделав его Патером (главой семьи) [28].

Вся концепция основана на веровании в то, что государство возникло из большой семьи, а власть государя, царя или короля – из отцовской власти в семье.

Все представление построено на том, что люди по своей природе - это существа, нуждающиеся в объединении. Стремление к созданию одной семьи – это их природная тяга, другими словами, наследственный фактор. Патриархальная теория происхождения государства, автор которой считается Аристотель, поясняет факт того, что человечество постоянно создавало семьи, которые в последствие переросли в государство. Такая эволюция произошла из-за большого количества семей. Для обеспечения более грамотного управления и контроля обычная власть отца эволюционировала в форму государственного правления[29].

Согласно патриархальной теории, взаимоотношения правителя и общества должны быть основаны по принципу «семья – отец». При этом мы говорим не только о единоличной власти монарха или короля, а об аппарате управления в целом. Ведь даже во времена древних римлян существовал демократический строй управления державой.

Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию – патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью. При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. Глава государства, вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава – страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием[30].

По его мнению, управление государством должно быть основано на следующих добродетелях:

- забота о младших;

- уважение младшими старших.

Патерналистская теория очень нашла своё подтверждение во время существования Русской Империи. Отношения в государстве строились на вере в «царя-батюшку».

Конечно, теория происхождения государства, патриархальная суть которой создаёт конструкцию «отец – семь»[31], во многом проливает свет на факт появления государства. Исторические доказательства этой концепции существуют, так как первоначально общественный строй был на гране родоплеменной общины. Однако невозможно прямо отожествлять современные государства с обычной семьёй, так как внутренние процессы, аппарат власти и другие конструкции государства во много раз сложнее, чем в обычной семье[32].

Итак, патриархальная теория даёт детальное описание факта происхождения государства, но в процессе человеческой эволюции она перестала быть ключевой. Нельзя сказать, что она в корни неправильная, рациональное зерно присутствует, но в целом её нельзя назвать основной.

2.3. Договорная теория

Договорная теория происхождения государства появилась в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.

Согласно этой теории государство возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как «состояние войны всех против всех», где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его «золотым веком», утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершив революцию[33].

Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе, его состоянии, о человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества — и бедных, и богатых, и облеченных властью, и не имеющих ее. Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства[34].

2.4. Органическая теория происхождения государства

Органическая теория (Платон, Блюнгли, Спенсер, Вормс) опирается на натурфилософию. Еще Платон связывал государство с живым организмом, а законы государства — с процессами, происходящими в человеческой психике.

Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Приверженцы органической теории склоняются к тому, что государство создается путем синтеза сил природы, а также воли человека и общества.

Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Ч.Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы. Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествляющихся с органами организма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом [35].

2.5. Теория насилия

Одна из основных теорий происхождения государства – теория насилия. Она является относительно новой, так как была развита в 19-20 веках. Ее представители считают, что право и государство возникли как результат насилия (внешнего или внутреннего). Войны между первобытными племенами делали победителей господствующим классом, который создавал государство и использовал его для закрепления своей власти над побежденными[36].

Теория насилия (внутреннего) разрабатывалась немецким экономистом и философом Евгением Дюрингом, который считал, что государство образовалось вследствие внутреннего насилия одной группы людей над другой. В результате порабощения слабых более сильными происходит подразделение на классы, возникает частная собственность и зарождается государство.

Польско-австрийский социолог Л.Гумплович считал, что государство и право возникли как последствие внешнего насилия в результате столкновения двух первичных социальных групп. Племя побежденных становится рабами, а племя победителей – господствующим классом. Для управления рабами возникает необходимость сменить кочевой образ жизни на оседлый. В результате развивается земледелие.

Для господства победители создают аппарат организации и поддержания порядка. Теория насилия (внешнего) предполагает, что рабство не может возникать в одном племени, так как его члены принадлежат к одной социальной группе и поэтому оно возможно только в результате междуплеменной вражды. Рабство рассматривается как необходимый элемент образования государства, оказавший существенное влияние на развитие экономических отношений в обществе. Право создается победителями для поддержания неравенства, и поэтому Л. Гумплович негативно относится к теории «правового государства». В процессе эволюции племенное сознание переходит в сословное. Развивается институт частной собственности, происходит расслоение общества[37].

Теория насилия происхождения государства и права развивалась также Карлом Каутским, который считал, что основной фактор их возникновения - только войны (внешнее насилие). Победившее племя присваивает себе землю побежденного, подчиняет его себе и заставляет работать, а также выплачивать дань[38]. Побежденными становились, как правило, оседлые земледельцы, а в качестве победителей выступали кочевники-скотоводы. В последующем происходит деление на классы, создается принудительный аппарат, который превращается в государство. Каутский отрицает возможность возникновения государства в результате внутреннего воздействия, полагая, что оно создается из нескольких общин, одна из которых является господствующим классом эксплуататоров, а остальные - угнетенным классом. В последующем государство трансформируется в орган, осуществляющий защиту не только сильных, но и слабых, который направлен на обеспечение всеобщей гармонии.

Теория насилия происхождения государства имеет свои плюсы и минусы. Она действительно имеет право на существование, так как насилие действительно имело место при возникновении ряда государств. Даже в настоящее время происходит немало конфликтов из-за раздела сфер экономического влияния, и государство-победитель расширяет свои владения за счет более слабого соперника. В то же время не в полной мере учитываются социально-экономические факторы. Для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества, чтобы содержать государственный аппарат. Теория насилия полностью отвергает другие теории, указывая, что оно является единственным источником образования права и государства, и лишь войны способствовали прогрессу[39].

2.6. Психологическая теория

Представители психологической теории (Г. Тард, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения — государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами[40].

2.7. Расовая теория происхождения государства

Несмотря на стремительные глобализационные процессы, в современном мире происходят также и процессы обособления государств и наций. Поэтому не удивительно, что все больше поднимает голову расовая теория, которая была расовая теорияпопулярна в мире в первой половине ХХ ст. Корни ее можно найти во времена античности. В мировой истории расовая теория меняла содержание, но цели и средства оставались все те же. В статье рассмотрим более подробно и наглядно, в чем ее смысл.

Итак, если описывать в двух словах, расовая теория - это теория, согласно которой одна раса превосходит другую. Неверно считать, что именно германский национал-социализм был родоначальником расовой теории, а уж тем более не был он родоначальником расизма. Подобные идеи впервые появились в обществе еще задолго до того, как были введены понятия "нацизм", "фашизм" и т.д. Еще в 19 в. данная теория начала привлекать к себе все большее внимание. Говоря научным языком, согласно расовой тории именно расовое различие играет решающую роль в культурном, историческом и нравственном развитии народа, оказывает влияние даже на государственный строй. К слову, расовая теория не сводится только к биологическим показателям.

Изучая это направление, легко прийти к выводу о том, что не все расы равны, что есть так называемые "высшие" и "низшие" расы. Удел высших - строить государства, управлять миром и повелевать. Соответственно, удел низших рас - подчиняться высшим. Поэтому можно с уверенностью сказать, что корни любого расизма лежат именно в расовой тории. Грань между этими понятиями настолько тонкая, что их часто отождествляют друг с другом.

Сторонниками этих идей были Ницше и де Гобино. Последнему принадлежит расовая теория происхождения государства. Согласно этой теории, люди разделены на низшие (славяне, евреи, цыгане) расы и высшие (нордическая, арийская). Первые должны слепо подчиняться вторым, а государство нужно только лишь затем, чтобы высшие расы могли повелевать низшими. Именно эту теорию использовали нацисты во время Великой Отечественной войны. Однако, по результатам исследований, между расовой принадлежностью и умственными способностями нет никакой связи. Это же подтвердили и итоги Второй мировой войны.

Расовая теория Гитлера, которую правильнее называть нацистской расовой теорией, основывалась на идее превосходства арийской расы над остальными народами.

Сначала эти идеи оправдывали дискриминацию, а затем и уничтожение не только "низших" рас, но и душевнобольных, детей-калек, тяжелобольных, гомосексуалистов, инвалидов ради "чистоты арийской расы", расы, которая пришла из Индии и, согласно пропаганде Третьего рейха, была единственной "высшей" расой. Теория легла в основу разработанной в третьем рейхе "расовой гигиены". Признаком "чистой расы" были светлые волосы, специфические антропометрические данные и, в особенности, светлый цвет глаз. Угрозой чистоте арийской расы были, наряду с евреями, цыгане. Это составляло определенные сложности для идеологов нацизма, так как цыгане генетически и этнически похожи на индийцев и говорят на языке индоевропейской группы. Выход был найден. Цыгане были объявлены результатом смешения чистой арийской крови и низших рас, а значит, подлежали уничтожению наряду со славянами и евреями[41].

2.8. Материалистическая теория

Теория зарождается во второй половине XIX, в трудах Фридриха Энгельса. Наиболее полно она представлена в работе  «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ф.Энгельс пишет, что государство – следствие возникновения классового неравенства, которое требуется охранять и регулировать. Государство выступает в роли защитника прав частной собственности господствующего класса. «Защитник» необходим, чтобы не допустить столкновений между классами, которые могут привести  к коллапсу. Государственная организация сменяет неэффективную родоплеменную, где невозможно контролировать развивающиеся отношения властвования и подчинения. С приходом частной собственности появляется эксплуататорский труд, потом наемный. Чтобы контролировать ситуацию в обществе и  следить за неприкосновенностью частной собственности создается система различных принудительных органов (армия, полиция, суды, тюрьмы). Этой системой и заведует государство. О его развитии свидетельствует появления особо класса – управленческого аппарата, занимающегося только государственными делами[42].

По мнению Ф.Энгельса и других представителей теории государство – временное явление, которое отомрет с исчезновением классовой стратификации. Эту идею развивал В.И.Ленин в своей работе «Государство и революция». «Машина, аппарат, орудие -  эти характеристики, данные Лениным государству, - оказали негативную идеологическую роль и освобождение от них становится одной из новых, актуальных задач современной теории  государства». Неравенство в обществе, по мнению В.И.Ленина, можно изменить лишь путем революции.

Односторонний взгляд на проблему со стороны марксистов и вызвал серьезную волну критики. Не учитывая множества факторов в своей теории, среди которых  психологический, биологический, нравственный, этнический, бихевиористский, сторонники данной теории не смогли раскрыть причины, этапы становления  и последовательное развитие государственных образований. Ф.Энгельс вступал в полемику с Е.Дюрингом, критикуя его приверженность теории насилия, хотя сам в то же время, писал о классовой борьбе. Противоречия между учеными возникали из-за психологического фактора. Е.Дюринг придерживался психологии человека, которая подталкивала индивидов и общество к войне, а Ф.Энгельс  и его сторонники, игнорируя этот фактор, говорили об экономике, как о силе, движущей всю историю[43].

Вывод: Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства. Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.

Заключение

Теории государства - это гипотезы, объясняющие причины и обстоятельства возникновения государства, его смысл и характер изменения. Люди очень давно задумались о том, что же представляет собой это явление, для чего необходима столь сложная форма организации общества. Причины происхождения государства называются самые разные, от фантастических до сводящих все к простейшим психическим реакциям. Такая разность суждений обусловлена, скорее всего, субъективными оценками авторов. Теории происхождения государства можно условно разделить на две основные группы – естественные и классические. Первое направление связано с приданием этому институту исключительно положительных качеств, с тем, что он рассматривался как необходимый инструмент для реализации всех основных способностей и возможностей человека. Те же античные авторы во главе с Аристотелем настаивали на том, что только в государстве природа человека может достигнуть вершины своего развития, только здесь могут нормально функционировать такие общественные структуры, как семья, человек, социальные группы. Представители второго направления, среди которых в первую очередь следует выделить социалистов-утопистов и К. Маркса, были убеждены в том, что государство – не что иное, как аппарат насилия, который использует в своих интересах небольшая группа людей.

В современной науке существуют следующие основные теории происхождения государства: 1) Божественная теория. Власть дана правителю высшими силами и не подлежит сомнению. Бог создал людей и создал форму власти над ними, поэтому какой бы тиранической она ни была, подданные не вправе ей противиться. Самая ранняя из теорий, возникла на основе мифологически-религиозных представлений. 2) Патриархальная теория. Разработана древнегреческим ученым и философом Аристотелем. Она гласит, что общество - одна большая семья, где правитель заботится о своих подданных или наказывает их за непослушание. 3) Договорная теория. Возникла в 4 в. до н. э. в Древней Греции, основатели - школы софистов и эпикурейцев. Данная теория опровергает божественное начало в устройстве государства и объясняет все "механизмами приспособления": в обмен на удовлетворение своих первейших потребностей в защите, еде и спокойном сне люди отдали свою свободу теории государство власть правителей. 4) Органическая теория. Сравнивает устройство государства со строением живого организма, где граждане - клетки, и от них зависит, как будет функционировать вся система. Виднейший представитель данного течения - Г.Спенсер - считал, что современные государства - это продукт естественного отбора, который оказался жизнеспособнее своих предшественников. 5) Теория насилия. Государства возникают в результате войн и завоеваний, где побежденная нация становится рабствующим классом, а победившая- господствующим. Основные теории происхождения государства насильственным путем разработаны Е.Дюрингом, Л.Гумпловским, К.Каутским. 6) Психологическая теория. Утверждает, что государственный строй и право возникли благодаря особенностям психики человека, ее потребности в подчинении. Основатель - З. Фрейд - объяснял данную потребность символически: когда-то на заре человечества сыновья убили своего жестокого праотца, подавлявшего их сексуальные желания. Движимые чувством вины, они создали себе Бога и правителей, и порядок первобытной орды вновь восстановился. Кстати, другие основные теории происхождения государства вовсе не отрицают психологическую составляющую, однако не придают ей столь большого значения. 7) Теория расового неравенства. Объясняет возникновение государственного порядка тем, что все расы изначально делятся на рабов и рабовладельцев. Данную теорию фашисты использовали для оправдания массового уничтожения "второсортных" народов. 8) Марксистская теория. Объясняет появление государства экономическими причинами: разделение труда привело к появлению классов и частной собственности, и, как следствие, появилась необходимость защиты накопленных материальных ценностей. Итак, рассмотрев основные теории происхождения государства, можно утверждать, что каждая из них имеет право на жизнь, так как имеет под собой значительные основания и исторические факты.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета, N 140, 30.06.2015.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета", N 152, 13.08.1996.

Учебная и научная литература

  1. Абгарян Р.Э. Основные теории происхождения государства. / Р.Э. Абгарян // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2014. - № 631. - С. 9-21.
  2. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е. Ю. Аврутина - М.: ЮНИТИ, 2013. - 503 с.
  3. Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия государство. / М.В. Антонов // Вопросы экономики и права, 2014. - № 19. - С. 14-18.
  4. Антонов М.В. Об определении понятия «государство». / М.В. Антонов // Право. Журнал Высшей школы экономики, 2012. - Т. 3. - С. 128-143.
  5. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. (3-е издание) / А. Б. Венгеров. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 238 с.
  6. Власенко Н.А. Теория государства и права.  / Н.А. Власенко. - М.: Норма, 2018. — 416 с. 
  7. Григорьева И.В. Теория государства и права.  / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2013. – 304 с. 
  8. Головистикова А. Н. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. / А. Н. Головистикова, А. С. Пиголкин, Ю. А. Дмитриев. – М.: Юрайт-Издат, 2019. – 761 с. // Электронное издание
  9. Занфира В.М. Государства: к вопросу о возникновении. / В.М. Занфира // Личность. Культура. Общество, 2013. - Т. 12. - № 2. - С. 316-321.
  10. Иванов А.А. Право. / А.А. Иванов - Новочеркасск: ЮРГПУ; 2014. — 238 с.
  11. Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: РАНХиГС, 2017. – 528 c.
  12. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник (2-е издание). М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2017. – 656 с. // Цифровое издание
  13. Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2012.- 384 с.
  14. Мухаев Р.Т. Правоведение. / Р.Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. — 431 с.
  15. Осавелюк А.М. Предпосылки возникновения государства. / А.М. Осавелюк // Вестник Московского университета МВД России, 2017. - № 4. - С. 50-54.
  16. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. / А.В. Петренко. - М.: 2013. — 160 с. 
  17. Радько Т. Н. Теория государства и права (2-е издание). / Т. Н. Радько. – М.: Проспект, 2018. - 752 с. // Цифровое издание
  18. Семикашев Р.Ю. Роль правовой культуры в процессе происхождения государства // Культура: управление, экономика, право, 2016. - № 4.
  19. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2012. - 250 с.
  20. Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. / Д.А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2017. — 299 с.  // Цифровая книга
  21. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова, [и др.] - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
  1. Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия государство. / М.В. Антонов // Вопросы экономики и права, 2014. - № 19. - С. 14.

  2. Антонов М.В. Об определении понятия «государство». / М.В. Антонов // Право. Журнал Высшей школы экономики, 2012. - Т. 3. - С. 128.

  3. Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия государство. - С. 15.

  4. Власенко Н.А. Теория государства и права. / Н.А. Власенко. - М.: Норма, 2018. – с. 59

  5. Антонов М.В. Об определении понятия «государство». - С. 130.

  6. Занфира В.М. Государства: к вопросу о возникновении. / В.М. Занфира // Личность. Культура. Общество, 2013. - Т. 12. - № 2. - С. 316.

  7. Осавелюк А.М. Предпосылки возникновения государства. / А.М. Осавелюк // Вестник Московского университета МВД России, 2017. - № 4. - С. 50.

  8. Занфира В.М. Указ. соч. - С. 317.

  9. Осавелюк А.М. Указ. соч. - С. 51.

  10. Абгарян Р.Э. Основные теории происхождения государства. / Р.Э. Абгарян // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2014. - № 631. - С. 9.

  11. Осавелюк А.М. Указ. соч. - С. 52.

  12. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юриди-ческих вузов. (3-е издание) / А. Б. Венгеров. – М.: Дашков и Ко, 2019. – С. 32.

  13. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова, [и др.] - М.: ЮНИТИ, 2013. – С. 22.

  14. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник (2-е издание). М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2017. – С. 17.

  15. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 33.

  16. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 23.

  17. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 33.

  18. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 23.

  19. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 10.

  20. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 34.

  21. Марченко М. Н. Указ. соч. – С. 18.

  22. Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. / А. В. Малько, Н. Матузов. – М.: РАНХиГС, 2017. – с. 153

  23. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 11.

  24. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 9.

  25. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 32.

  26. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 22.

  27. Марченко М. Н. Указ. соч. – С. 17.

  28. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 33.

  29. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 23.

  30. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 33.

  31. Радько Т. Н. Теория государства и права (2-е издание).– М.: Проспект, 2018.- с. 274

  32. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 23.

  33. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 10.

  34. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 34.

  35. Марченко М. Н. Указ. соч. – С. 18.

  36. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 11.

  37. Венгеров А. Б. Указ. соч. – С. 34.

  38. Марченко М. Н. Указ. соч. – С. 18.

  39. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 24.

  40. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 12.

  41. Марченко М. Н. Указ. соч. – С. 19.

  42. Рассолов М. М. Указ. соч. – С. 24.

  43. Абгарян Р.Э. Указ. соч. - С. 13.