Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Государство - первая политическая организация)

Содержание:

Введение

Вопросы о государстве и его концепции, сущности, роли в обществе издавна были одними из фундаментальных и острых вопросов обсуждения в государственных исследованиях. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, упомянутые проблемы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных классов общества, политических партий, слоев и движений. Во-вторых, ни одна другая организация не может конкурировать с государством в разнообразии выполняемых задач и функций, влияющих на судьбу общества. В-третьих, государство является очень сложным и внутренне противоречивым общественно-политическим явлением.

Полностью раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и особенности государства - чрезвычайно сложная задача. Решить его можно только путем изучения государства конкретно - исторически, в его различных связях с экономикой, общественно-политической и духовной жизнью общества, максимально используя прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечить его целостность и управляемость, государство выполняет функции, определяемые потребностями общества, и, следовательно, служит его интересам.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения характеристик государства, как особой формы организации общества, имеющего законы, органы государственной власти, население, территорию, армию и правоохранительные органы, чтобы всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (например, Российская Федерация).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и его неотъемлемые черты, отличающие его от других субъектов.

Целью данной работы является рассмотрение концепции и признаков государства с точки зрения современных историков и ученых-правоведов, а также попытка объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения конкретной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть концепцию государства как особой формы организации в историческом аспекте (с точки зрения древних мыслителей - Цицерона и современных ученых);

2) найти различия между государством и другими субъектами;

3) определить признаки современного государства (например, Российской Федерации);

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить полученную информацию, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проводилось с использованием следующих методов:

1. изучение историко-правовой базы по теме «Государство и его сущность» при конкретизации его особенностей;

2. анализ источников и литературы, отражающих эту тему в современных условиях и в динамике времени;

3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкий охват. При этом в качестве теоретических материалов использовались работы авторов: Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С.А., Малко А.В., Матузов Н.И. и соавт. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства посредством изучения присущих ему атрибутов.

Правовой основой работы является Конституция Российской Федерации 1993 года.

Структура этой работы состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Работа представлена ​​на 32 страницах.

1. Возникновение государства

1.1. История возникновения государства

Проблема возникновения государства остается в дискуссии о науке. Во-первых, в основе этой сложной проблемы лежат разные идеологические, философские взгляды (например, считается, что, согласно которой государство существовало вечно, для его сторонников возникла проблема происхождения государства в в общем нет). Во-вторых, историко-этнографическая наука дает новые знания о происхождении государства.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей экономики к производящей. В результате эволюционного развития люди для удовлетворения своих потребностей постепенно перешли от присвоения готовых животных и форм растений к действительно трудовым действиям, направленным на преобразование природы и производство инструментов, продуктов питания и т. Д. Это был переход к производственной экономике, которая Триггеры вызвали три основных раздела общественного труда - отделение скотоводства от сельского хозяйства, ремесел и отделение слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.

Такие большие общественные события раздражали жизнь, имели такие злаки, что имели много последствий. В изменяющихся условиях возросла роль мужского труда, что, несомненно, стало приоритетом по сравнению с домашней работой женщин. В связи с этим матриархальный клан уступил место патриархальному клану, где родство уже на материнской стороне, а не материнской. Но, возможно, было важно, чтобы клановое сообщество постепенно начало распадаться на патриархальное с семьями (фермеры, скотоводы и ремесленники), чьи интересы больше не совпадают с интересами клана. С появлением семьи началось разложение кланового сообщества. Наконец, наступил черед специализации и роста ее производительности, что было неизбежно при разделении труда. Избыточный продукт как следствие роста производительности труда привел к возникновению экономических возможностей для обмена товарами и присвоения результатов чужого труда, появлению частной собственности, социальной стратификации первобытных обществ, формированию классов и рождение государства.

Тем не менее причины возникновения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрет на инцест (инцест) не только способствовал выживанию и укреплению человеческой расы, но и оказал многоплановое влияние на развитие общества, структуру его внутренних и внешних связей и культуру. Действительно, понять, что кровосмешение ведет к дегенерации, ставит пол на грань смерти - полдела. Его было гораздо труднее искоренить, что требовало жестких мер по пресечению неизбежно первых отклонений от табу, которых не было в последнее время. Поэтому есть основания полагать, что племенные органы, поддерживающие запрет на инцест и его насильственное подавление внутри рода, развитие отношений с другими родами с целью обмена женщинами, были самыми древними элементами зарождающейся государственности.

Клановая организация общества эволюционировала в государство, сохраняя историческую преемственность, проходя через переходные стадии. Одной из таких переходных форм была «военная демократия», где органы племенного общественного самоуправления все еще существуют, но новые пред-государственные структуры в лице военачальника и его отряда постепенно набирают силу. Здесь появились зачатки военного насилия и подавления, потому что традиционная клановая организация самоуправления больше не могла разрешать возникающие противоречия, которые все больше разрушали многовековой порядок.

Формирование государства - это длительный процесс, по которому разные народы шли разными путями. Существует мнение, что одним из главных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (сначала Древний Восток, затем Африка, Америка, Океания). Здесь социально-экономические отношения и структуры клановой системы - земельная община, коллективная собственность - оказались очень стабильными, традиционными. Управление общественной собственностью стало важнейшей функцией племенного дворянства, которое постепенно превратилось в отдельную социальную группу (сословие, сословие), и его интересы были изолированы от интересов других членов общества.

Следовательно, восточная (азиатская) версия возникновения государственности отличается от других версий главным образом тем, что здесь племенное дворянство, занимавшее государственные посты, постепенно трансформировалось в государственные органы (госслужащие), а государственная (коллективная) собственность также постепенно превращалась в состояние.

Географические условия, необходимость проведения масштабных общественных работ (строительство, эксплуатация и защита ирригационных систем и т. Д.), Которые предопределили появление независимой и сильной общественной власти, оказали значительное влияние на путь формирования государства под рассмотрение.

Восточные штаты заметно отличались друг от друга, хотя у них было много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным бюрократическим аппаратом, их экономической основой была государственная собственность. Здесь, по сути, не было четко выраженной классовой дифференциации. В то же время государство эксплуатировало и контролировало сельские коммуны, то есть само государство выступало организатором производства.

Другой исторический путь следовал за процессом появления государства на территории Европы, где основным государственно-формирующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот и рабов. По словам Ф. Энгельса, в самом «чистом» виде этот процесс происходил в Афинах. В Риме на появление классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух групп свободных членов племенного общества - патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем были установлены демократические порядки: равенство всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и т. Д. Однако к концу второго столетия. ДО НАШЕЙ ЭРЫ. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие за собой создание мощного государственного аппарата.

По вопросу возникновения государства в Западной и Восточной Европе в литературе выражены две точки зрения. Сторонники первых утверждают, что в этом регионе в ходе расширения первобытных отношений возникло феодальное государство (прежде всего Германия и Россия).

Приверженцы второй точки зрения считают, что после расширения племенной системы наступает длительный период, предшествующий феодализму, в течение которого дворянство выделяется как особая группа, обеспечивает себе привилегии, прежде всего в собственности на землю, но крестьяне сохраняют и свобода и право собственности на землю. Они называют этот период профессионализмом, а государство - профессиональным.

Таким образом, на этапе производственной экономики, под влиянием разделения труда, возникновения патриархальной семьи, военного переворота, запрета на инцест (инцест) и других факторов первобытное общество стратифицируется, его противоречия обостряются, в результате чего клановая организация общественной жизни устаревает, и с такой же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.

1.2. Теории происхождения государства

Теории о происхождении государств и стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономической системы и общественного сознания.

Теологическая теория является одной из самых древних. Его создатели полагали, что государство всегда существует благодаря божественной воле, и поэтому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиняться ему во всем. Согласно теологической теории, создателем всего, что существует на Земле, включая государство, является Бог, но невозможно проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства и обеспечения надлежащего правопорядка. Придание государству и государственной власти божественного ореола благодаря присущим ему средствам подняло их престиж, сурово осудило преступление и способствовало установлению взаимопонимания и разумного порядка в обществе.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма сохранился до наших дней. В его источнике стоял Аристотель, который считал, что государство является естественной формой человеческой жизни, что человек не может общаться со своим видом за пределами государства. Как существа, общества людей стремятся объединиться, чтобы сформировать патриархальную семью Мга. И увеличение числа этих семей и объединение приводят к формированию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть является продолжением и развитием отцовской власти.

В средние века, оправдывая существование абсолютизма в Англии, Р. Филмер в своей работе «Патриархат, или защита естественного закона королей» (1642) со ссылками на патриархальную теорию утверждал, что изначально Бог даровал королевская власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческой расы, но и ее правителем.

Патриархальная теория нашла благодатную почву в России. Активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Выдающийся историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развивался непосредственно от власти отца. По-видимому, не без влияния этой теории укоренилась многовековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, лидера, своего рода сверхличность, способную решить все проблемы для всех. По сути, такая традиция является антидемократической, обрекает людей на пассивное ожидание решений других людей, подрывает уверенность в себе, снижает социальную активность в массах, ответственность за судьбу своей страны.

Патриархальная теория была раскритикована многими в разное время. В частности, даже Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее позициях «детские басни». Его называли «доктриной предписаний», антинаучной биологией такого сложного явления, как государство.

Теория договорного происхождения государства возникла также в глубине веков. В древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Эпикур "впервые встречает мысль о том, что государство опирается на взаимное согласие людей ...". Но если во взглядах философов древней Греции мы находим только начало этой теории, то в трудах галактики мыслителей 17-18 веков. Г. Греция, Б. Спиноза (Голландия), А. Радищев (Россия), Т. Гоббс, Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и другие. Он получил свое полное развитие.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествовало естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Например, для Руссо люди в естественном состоянии имеют врожденные права и свободы; для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Тогда ради мира и процветания существует общее правительственное соглашение между каждым членом общества и потому, что дано Государством. В соответствии с этим соглашением люди передают часть своих прав государственной власти и обязуются ею подчиняться, а государство обязуется защищать неотъемлемые права человека, то есть право собственности, свободу, безопасность. Согласие людей, по мнению Руссо, является основой правовой власти. В результате каждая договаривающаяся сторона подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные люди, которые обязаны отчитываться перед ними и заменяются их волей.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы о том, где, когда и как состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Кажется, нет исторических свидетельств, которые бы на них отвечали. Эта теория страдает от анти-историзма, но это не лишает ее научной ценности. Сначала она показала, что состояние возникает (хотя и по объективным причинам) в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей. На самом деле это первый социально-политический институт, созданный людьми, который оказал и оказывает огромное влияние на жизнь людей, групп, классов и общества в целом. Это может быть улучшено в запланированной манере, преобразовано, приспособлено к изменяющимся условиям. Также договорная теория заложила основу для учения народного суверенитета, как под контролем, подотчетности народу структур государственной власти, их текучести.

Учение о государстве Гегеля. Уникальная теория происхождения государства и права была создана крупнейшим представителем немецкой классической философии Г. В. Гегелем (1770–1831). Он утверждал, что основой всех явлений природы и общества, а следовательно, и государства и права является абсолютный духовный и рациональный принцип - «абсолютная идея» («разум мира», «дух мира»).

Гегель с точки зрения объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников теории договора о том, что государство было создано людьми для обеспечения и защиты личной свободы и собственности. По словам Гегеля, государство не является страховым учреждением, оно не обслуживает физических лиц и не может быть их созданием. Государство является высшей формой реализации морали. Это не служит чьим-либо интересам, но само по себе является абсолютной целью. Другими словами, государство не служит, но доминирует, оно не средство, а цель, цель сама по себе, высшая из всех целей. Государство имеет наивысшее право по отношению к личности, и высшая обязанность последнего - быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основу государства и вытекающую из этого идею демократии. Высшая власть, по словам Геля, не может выражать интересы людей, поскольку люди не только не знают, чего хочет «разумная воля», но даже не знают, чего хотят.

Таким образом, гегелевская доктрина государства была направлена ​​против теории договорного происхождения государственного давления, естественных и неотчужденных прав человека и, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. Фактически гегелевская формула «все реальное рационально» оправдывала феодально-абсолютистскую систему прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) Развили безрелигиозные взгляды на государство, то Гегель в тонкой мистической форме возродил его религиозную теологическую доктрину. В своем учении государство изображается как воплощение высших моральных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

Теория завоевания возникла и получила широкое распространение в конце XIX - начале XX вв. Его основатели Л. Гумплович, К. Каутский, Э. Дюринг и другие опирались на общеизвестные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, самостоятельной войны и завоеваний. Так, австрийский государственный ученый Л. Гумплович писал: «История не дает нам ни одного примера, когда бы государство возникло не в результате акта насилия, а каким-либо иным образом». Гум плович несет в себе закон жизни мисс Вотных о человеческом обществе, о химических биологических явлениях. По его словам, сложный закон природы царит над действиями диких орд, обществ и государств.

К. Каутский, развивая основные принципы теории насилия, утверждал, что классы и государство выступают вместе как продукты войны и завоеваний. Ф. Энгельс подверг резкой критике эту теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.

Для формирования государства мы не обходим уровень экономического развития, который позволил бы нам поддерживать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если эти условия не существуют, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. В то же время, бесспорно, что о насилии, завоевание играло важную роль в процессе государственно- формования. Это не было причиной формирования государства, но послужило мощным катализатором этого процесса.

1.3. Государство-первое политическая организация

В историческом плане государств o можно считать первой политической организацией. Логично, что термин «политика» и его производные происходят от слова «политика», которое древние греки называли своими городами-государствами. Для разных народов государства возникали по-разному, на разных этапах развития, на разных исторических интервалах. Но общими для всех них были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделения, возникновение рыночных отношений и имущественного неравенства, формирование социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов,

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно установленные человеческие отношения породили новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует о том, что наряду с государством и в его рамках возникают различные неправительственные объединения, отражающие интересы определенных классов, классов, групп, наций и участвующие в политической жизни общества.

Например, Аристотель упоминает стороны горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В феодальном обществе различные объединения собственников - общины, гильдии и мастерские - оказывали значительное влияние на осуществление политической власти. Особую роль в этом игровом плане играли церковные учреждения, которые служили организационно-идеологической поддержкой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства существуют различные политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных общественных сил и влияющие на политику.

И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное связано со следующим:

1. Государство выступает альтернативой бесполезной борьбе разных социальных групп, слоев, классов с их конфликтующими интересами. Это предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле она «дала» жизнь политической системе общества в ее современном понимании.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как объединение людей, объединенных для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи отдельных лиц с государством сосредоточены в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственного сообщества» заинтересован в его существовании, поскольку государство обеспечивает личную независимость и свободу общения с согражданами, защиту семерых и имущества, а также гарантию без угрозы вторжения в личную жизнь извне. Как гражданин, человек приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. Д. Другими словами, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

3. Среди факторов, послуживших причиной возникновения государства, социально-классовое расслоение общества занимает важное место. Отсюда следует, что государство выступает как политическая организация экономически доминирующего класса. Классовый характер государства связывает его с другими политическими явлениями. Поэт и государство и политическая система в целом являются одними и теми же целями: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев классов и их политических организаций на общее конструктивное решение - социальных и, следовательно, одновременно и классовых проблем.

4. Государство было первым результатом политической активности людей, в некотором роде органом тех, кто был изучен и представлял интересы определенных социальных групп и слоев. Это привело к его заявлению о всеобщем освещении политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали государство реальным как форму политического общения между различными социальными и национальными образованиями, а также организациями и партиями, выражающими их интересы. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникнет такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития на территории совпадает с политической системой общества. По своим основным и функциональным характеристикам он остается элементом политической системы.

5. Государство является важнейшим интегрирующим фактором, связывающим политическую систему и гражданское общество в единое целое. В силу своего социального происхождения государство занимается общими делами. Он вынужден заниматься общими - социальными проблемами - от строительства домов для престарелых, средств связи, транспортных артерий до энергетики, охраны окружающей среды будущих поколений людей. Являясь основным владельцем средств производства, земли, ее недр, он финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства и несет бремя расходов на оборону. Как орган, управляющий общественными делами, государство через аппарат материальных придатков (полиция, тюрьма и т.д.). Поддерживает определенную целостность политической системы и обеспечивает верховенство закона в обществе.

Для политической системы общего внимания важное объединяющее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри страны и за ее пределами от имени народа и общества. Вступление политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

6. Политическая система, благодаря мобильности экономических, социальных и классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры, находится в постоянном движении. Все его элементы и компоненты работают как бы так же, как связывание, координация интересов социальных групп, выработка политических решений. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, меняется форма правления или политического режима), государство играет особую роль в их разрешении. Более того, в данном случае речь идет не только о государстве, но и о его существенном проявлении - государственной власти. Только легитимная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, любая политическая деятельность, в конечном итоге, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежат в основе возникновения государства, чьи интересы выражают определенные современные государственные образования. Но аксиома заключается в том, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений является государственная власть. И что бы ни записывалось в программных документах разных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для реализации декларативных или секретных целей.

Самое важное в государствах - это невозможность объединения людей, не территории, а обладания властью. Поэтому создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма формирования и осуществления государственной власти чрезвычайно важно для всего общества.

2 Понятие и сущность государства

2.1 Понятие государства

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского слова «суверен» (так называемый князь-правитель в Древней Руси), что, в свою очередь, связано со словом m «господин» (которое давало «светлость»).

Древнерусское слово «правитель» происходит от слова «Господь». Таким образом, почти все исследователи сходятся во мнении о связи между словами «государство» и «господин» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с. 466, 448). Точная этимология слова «Господь» неизвестна. Поскольку производные «государство», «владение» появляются позже, чем уже существующие общепризнанные значения «суверенный», «правитель», в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «суверенного». «Суверенным» в то время обычно был конкретный человек (князь, правитель), хотя были заметные исключения (договорная формула «Мистер Великий Новгород» в 1136-1478 или «печатать псковское правило»).

Государство - это особая организация общества, объединенная общими социальными и культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающую внутренним и внешним суверенитетом.

Термин «государство» обычно используется в правовом, политическом и социальном контекстах. В настоящее время вся земля на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, поделена между примерно двумя сотнями штатов. Государство - это форма власти. Государство является общественным образованием, характеризующимся постоянством своей территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

На данный момент не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли государство чем-либо. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершать или отказываться совершать только штаты и правительства. Как правило, это означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством, и поэтому она не имеет полномочий признавать конкретное государство или правительство».

Одним из немногих документов, определяющих «государство» в международном праве, является Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году всего несколькими американскими штатами.

В учебнике предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти общества, которая имеет специальный принудительный аппарат, выражающий волю и интересы правящего класса или всего народа».

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведова дает два значения: «1. Основная политическая организация компании, осуществляющая управление ею, защита ее экономической и социальной структуры «Страна, находящаяся под контролем политической организации, охраняющей ее экономическую и социальную структуру. »

Вот еще несколько определений государства.

«Государство является специализированной и концентрированной силой для поддержания порядка. Государство - это учреждение или ряд учреждений, основной задачей которых (независимо от всех других задач) является защита порядка. Государство существует там, где специализированные правоохранительные органы, такие как полиция и суд, отделены от других областей общественной жизни. Это государство. »

«Государство - это особая, достаточно стабильная политическая единица, представляющая организацию власти и управления, отделенную от населения и претендующую на высшее право управлять (требовать совершения действий) определенной территорией и населением, независимо от согласия последних; имея силы и средства для выполнения своих требований. »

«Государство является независимой централизованной общественно-политической организацией по регулированию общественных отношений. Он существует в сложном, многослойном обществе, расположенном на определенной территории и состоящем из двух основных слоев - правителей и правителей. Отношения между этими слоями характеризуются политическим доминированием первых и налоговыми обязательствами последних. «Эти отношения узаконены идеологией, разделяемой хотя бы частью общества, которая основана на принципе взаимности».

«Государство - это машина для угнетения одного класса другим, машина для подчинения других подчиненных классов одному классу».

«Государство является воплощением закона в обществе».

Следует отметить, что понятие государства обозначает политическую систему власти, установленную на определенной территории, особый тип организации, в то время как понятие страны чаще относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другие факторы. Термин страна также имеет менее формальное значение. Аналогичное различие существует в английском языке со словами страна (что ближе к понятию страны) и государство (штат), хотя в определенном контексте они могут появляться взаимозаменяемо.

2.2 Сущность государства

Сущность государства. Другими словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кто владеет государственной властью, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему эта проблема горячо обсуждается.

Суть государства заключается в том, что все его граждане имеют, помимо множества разных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и одну, общие интересы. Каждый может сказать об этой цели: «это моя цель», и он будет прав, но он должен добавить: «не только моя». И каждый может сразу сказать: «Это наша общая цель», и, сказав это, все будут правы. Но это также означает, что эта цель является общей. Многие физически и умственно отсталые люди хотят одного и того же, такого, что либо у всех будет сразу, либо у всех не сразу. Каждый желает один и по-своему; «Интерес» как личный опыт остается своеобразным и множественным. Но объект желания один для всех и может быть создан только в организованном, совместном, а не в одиночестве творчестве. Общность цели создает общность путей и средств, и дается основание для политической деятельности.

Интересы государства состоят в поддержании и реализации всех естественных прав всех его граждан, и, следовательно, вовлечение личной воли в «политику» означает вовлечение его в борьбу за естественные права каждого. Следовательно, восхождение личной, частной воли к политической цели - это, таким образом, расширение ее объема и содержания, и в то же время это освобождение от всех личных, групповых или классовых личных интересов, освобождение и очищение. Ведь политика не принимает никаких чисто личных, групповых или классовых интересов, но либо полностью отвергает их, либо признает их как истинный и справедливый естественный закон и тем самым превращает их в общие и политические интересы.

В большинстве работ, посвященных государству, опубликованных в прошлые годы, его сущность однозначно рассматривается с классовых позиций - как инструмент неограниченной власти, диктатура правящего класса. Наоборот, в западных теориях государство изображается как формация суперкласса, инструмент для примирения классов, социальных противоречий, представляющих интересы всего общества.

Сущность государства - это главное в этом явлении, которое определяет его содержание, цели, функционирование, т. Е. Власть, его принадлежность. Государство возникает, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором система равного распределения общественного продукта, существовавшая на протяжении многих тысячелетий, становится объективно невыгодной, а для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенной элиты. Стратум занимается только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, которая ранее принадлежала всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего, привилегированных социальных групп и классов. Однако возникновение социального неравенства и социальной несправедливости объективно прогрессивно: в условиях все еще крайне низкой производительности труда, по крайней мере, некоторые люди имеют возможность освободиться от каждодневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к существенному улучшению социального управления, но также к появлению науки и искусства, к заметному увеличению экономической и военной мощи такого общества. Таким образом, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с ее превращением в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти примитивного общества, в интересах, прежде всего, привилегированной части. общества. Поэтому классовый подход предоставляет богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Итак, в древних Афинах или Риме его классовая принадлежность не вызывает сомнений. Власть явно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются владельцами как основных средств производства (земли), так и самих производителей - рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких-либо прав, они являются «инструментами для разговоров». Сходная позиция власти в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов - помещиков. Фермеры не имеют доступа к власти, в значительной степени также лишены законных прав и часто находятся в собственном положении феодалов. Как в рабовладельческом, так и в феодальном обществе существует явное социальное неравенство и принадлежность к классу (имуществу) государственной власти.

Более сложным является оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, имеют равные права, что юридически закреплено в декларации х и конституциях. Фактически, в раннем эбуржуазном обществе законы, противоречащие декларациям, устанавливают собственность, образование и другие квалификации, которые ограничивают избирательные права бедных. Это гарантирует, что власть принадлежит экономически доминирующему классу - буржуазии.

В восточных штатах власть находилась в руках бюрократической бюрократии (точнее, ее элиты). Более того, она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и занимают особое место в системе распределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особое отношение к средствам производства, становясь фактически их настоящие владельцы, порабощающие самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются владельцами земли. Такое всемогущество государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с доминирующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «необычайную относительную независимость» и во многих случаях становится практически независимым от общества. Это может быть достигнуто, например, путем баланса между антагонистическими классами, противопоставляя их друг другу, как это было во Франции при бонапартистском режиме в 50-60-х годах. XIX век. Но тот же результат часто получается благодаря осуществлению жестких мер по подавлению любого инакомыслия, любого противодействия действиям правящей элиты. Такая ситуация была, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов Латинской Америки.

Классовый подход позволяет выявить существенные черты государства, выявить в нем социальные противоречия. Действительно, во все исторические периоды были акты эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых была государственная власть: восстание рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китай, забастовка и революционное движение рабочих и т. Д.

Тем не менее установление классовой (классовой) природы государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, а использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках относительно небольшой социальной группы, которая не в полной мере отражает интересы определенного класса, но действует в первую очередь в собственных интересах групповых групп (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, которые освободились от колониальной зависимости, часто складывается ситуация, в которой ни один из социальных классов не имеет силы и организации, чтобы захватить власть. Поэтому, если там есть национальные интересы, возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включая национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и т. Д.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на практике будет принадлежать всему народу, так как интересы всего народа будут преобладать над более узким классом или группой.

И, наконец, самое главное. Общество всегда едино, несмотря на зачастую противоречивые социальные противоречия. Действительно, без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования бюрократии в восточном государстве является работа членов общины и т.д., следовательно, класс или социальная группа, находящаяся у власти, всегда вынуждена до некоторой степени заботиться о угнетенных классах и эксплуатируемых слоях населения. ,

Государство должно выполнять общие - социальные функции, действовать в общественных интересах. И любое государство является не только орудием подавления, машиной господства класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. В целом - социальная роль - это ее состояние, существенная черта которого тесно связана с классом и, таким образом, является второй стороной его единой сущности. Государство всегда объединяет узкие классовые или групповые интересы правящей элиты и интересы всего общества.

Отношение этих сторон к сущности государства в разных исторических условиях неодинаково, а укрепление одной из сторон приводит к ослаблению другой. Более того, классовая сторона государства преобладает в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, законных прав, возможностей для реализации своих интересов принадлежит правящему классу. Однако существующее мнение о полном отсутствии прав рабов, «ужасных» условиях жизни, насильственном характере труда и беззащитности от любого произвола, по-видимому, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что количество рабов во много раз превышало количество свободных. В то же время раб, занятый сельскохозяйственными работами, имея в руках орудие труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не может основываться на явном насилии, только на физическом принуждении. Были и другие методы воздействия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание межнациональной и социальной розни (положение рабов было неодинаковым: например, в Афинах рабы выполняли обязанности полицейских) и, конечно, экономические методы были материальными. заинтересованность раба в его труде (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т. д.). Рабы были защищены в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем считалось, обще-социальную роль рабовладельческого государства.

Ценность общего - социальный аспект деятельности правительства возрастал по мере движения общества от рабства к феодализму, от феодализма к капитализму. Это играет особенно важную роль в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие различных социальных программ и т. Д. Привели к тому, что социальные противоречия значительно смягчены, необходимость мер по подавление классовых противников, которое, конечно, становится меньше, уменьшается, а политическая стабильность общества снижается. Таким образом, одновременно с ростом социальной составляющей государственной деятельности доля ее классового содержания уменьшается.

Но для полного и объективного познания государства, понимания его сути недостаточно только классового подхода, и следует использовать положения других теорий государства: элиты, технократическая, плюралистическая демократия, государство «всеобщего благосостояния». и т. д. Некоторые из них будут обсуждаться ниже.

Так, сторонники теории элит, получившей широкое распространение в 20-м веке, считают, что массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите, пока одно правление элита заменена другой.

Теория элит примыкает и во многом согласуется с технократической теорией. Согласно представителям этой теории, профессиональные менеджеры и менеджеры могут и должны управлять. Только они способны определять актуальные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных преимуществ, но обе они страдают от анти-демократии, отрывающей власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что основным источником и основным носителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сущности должна быть по-настоящему популярной, осуществляться в интересах и под контролем люди.

Теория государства всеобщего благоденствия, одна из современных буржуазно-реформистских апологетических теорий о сущности капиталистического общества и буржуазного государства, которая изображается как сила, которая устраняет несправедливость капиталистической системы и обеспечивает рост благосостояния широкие массы населения. Это часть ложной идеи трансформации капитализма в новую социальную систему. Кейнсианство и реформистская идеология были его теоретическим источником. Как самостоятельная концепция, концепция «государства всеобщего благосостояния» получила широкое распространение после Второй мировой войны 1939–45 годов и стала неотъемлемым элементом официальной буржуазной пропаганды, а также различных партийных платформ и программ (например, лейбористской партии Великобритании и ЛДПР в Японии и другие). Согласно этой концепции, в прошлом буржуазное государство сохраняло позицию невмешательства и не боролось против социальной несправедливости капиталистической системы, а теперь оно стало силой, которая якобы выступает против монополий и стремится к социальной гармонии.

Развитие государственно-монополистического капитализма после Второй мировой войны, сопровождавшееся усиленным вмешательством буржуазного государства в экономику, социальные достижения трудящихся в ряде капиталистических стран были использованы для пропаганды идей «государства всеобщего благосостояния». Сторонники этой «теории», видя притягательную силу идей социализма, также стремились создать впечатление, что ее возможности присущи «новому» капиталистическому государству. Фактически, теория «государств всеобщего благосостояния» является скрытой формой защиты государственно-монополистического капитализма, в которой буржуазное государство используется монополиями для усиления своей экономической мощи и усиления эксплуатации рабочих. В некоторых случаях ограничение деятельности отдельных монополий буржуазным государством направлено на соблюдение интересов капиталистического класса в целом. Социально-экономические завоевания трудящихся капиталистических стран являются не следствием деятельности буржуазного государства, а результатом жестокой классовой борьбы. Коммунистические и рабочие партии, борющиеся против буржуазных и реформистских идеологий, разоблачают апологетическую сущность понятия «государства и всеобщее благосостояние».

3. Признаки государства

3.1. Государственный суверенитет

Государственный суверенитет является неотъемлемым правовым качеством независимого государства, символизирующим его политическую и правовую независимость, высшую ответственность и ценность как основного субъекта международного права; необходимо для исключительного превосходства государственной власти и подразумевающего непослушание власти другого государства; возникновение или исчезновение вследствие добровольного изменения статуса независимого государства как целостного социального организма; из-за юридического равенства независимых государств и лежащих в основе современного международного права. Другими словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим и только им самим. Государство без суверенитета - это не государство, а колония или неотъемлемая часть другого государства. Держателем суверенитета (сувереном) может быть либо народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборного представителя и главу государства (президент республики или монарх в конституционных монархиях), либо самодержавный монарх в силу «божественного права и завоевания».

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средневековья, когда требовалось отделить государственную власть от церкви и придать ей исключительную монопольную ценность. Его ввел французский адвокат XVI века. Жан Боден первоначально поддерживал контакт с феодальным правом, определяя в первую очередь власть верховного вождя, а не власть вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет является абсолютной и непоколебимой властью монарха в государстве. Однако Вестфальский мир в 1648 году признал суверенные права всех европейских государств (включая вассалов Священной Римской империи), заложив тем самым основу современной системы, в которой суверенитет считается необходимым атрибутом любого государства.

В 1933 году концепция суверенитета была разработана на конференции в Монтевидео (Уругвай). По ее словам, государство для признания суверенным должно иметь следующие особенности: наличие определенной территории; более или менее постоянное население, проживающее на этой территории; наличие эффективного правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами. Однако в последнее время все громче звучит об «размывании» концепции национального суверенитета, связанной с процессом глобализации и укреплением взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что приводит, с одной стороны, к укреплению Роль наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (примером является Европейский Союз), с другой стороны, она признает ряд проблем (например, прав человека), которые выходят за рамки исключительной юрисдикции отдельных государств и являются подлежит международному регулированию (принц И.П. «Нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политической науке термин (государственный) суверенитет используется почти как синоним слова «независимость». Следует отметить, что государственный суверенитет не следует путать с концепцией народного суверенитета, которая подразумевает, что народ, выражающий свою волю посредством выборов, референдумов и т.п, является высшей властью и источником всей власти в государстве.

Учение о народном суверенитете возникло в XVIII веке. в отличие от средневекового учения о «божественном законе», который предполагал обладателя суверенитета монарха, который получил свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время он практически повсеместно принят, и не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, которые также призывают к их легитимации "волеизъявлению народа"

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем нового мирового порядка. Тема изменения, «эрозии», «исчезновения» и т. Д. Национального суверенитета стала обсуждаться все активнее. В политической науке в определенной степени признается, что «всестороннее переосмысление и переоценка концепции «суверенитета» необходимы как в связи с появлением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением границ частного суверенитет, принципы их объединения друг с другом и построение их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, причем процесс двусторонний: с одной стороны, факторы усиление этого объективно снижает суверенитет стран, а с другой стороны, большинство государств добровольно и сознательно ограничивают его.

3.2 Место и роль государства в политической системе общества

Государство является основным звеном в политической системе. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства. Приложение Б.

Логично, что термин «политика» и его производные происходят от слова «полис», которым древние греки обозначали свои города-государства. Для разных народов государства возникали по-разному, на разных этапах развития, на разных исторических интервалах. Но общими для всех них были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделения, возникновение рыночных отношений и имущественного неравенства, формирование социальных групп, классов, классов, осознание людьми общих и групповых интересов.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно установленные человеческие отношения породили новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует о том, что наряду с государством и в его рамках возникают различные неправительственные объединения, отражающие интересы определенных классов, классов, групп, наций и участвующие в политической жизни общества. Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное связано со следующим. Приложение Б Теория государства и права в диаграммах, определениях и комментариях. Малко А.В.М.: Проспект, 2010.С. 52.

Государство выступает, прежде всего, как альтернатива бесполезной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их конфликтующими интересами. Это предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле она «дала» жизнь политической системе общества в ее современном понимании.

В то же время государство на протяжении всей истории человечества тысячи раз погружало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, в том числе две мировые. В некоторых случаях (как агрессор) государство было и остается инструментом определенных политических групп, отражающих интересы правящих слоев, классов общества. В других случаях (в качестве защитника) он часто выражает национальные интересы.

Государство можно рассматривать как организационную форму, как объединение людей, объединенных для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические отношения индивидов с государством сосредоточены в политико-правовой категории «гражданство». Каждый из членов «государственного сообщества» заинтересован в его существовании, поскольку личная независимость и свобода в общении с согражданами, защита семьи и имущества, а также гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне предоставляются штат. Как гражданин, человек приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий и т. Д. Другими словами, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.

В то же время существует комплекс противоречий между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат), который обычно характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденцией развития самоуправления и ограниченными возможностями для его реализации и т. Д. Эти противоречия резко обостряются, когда государство преследует ярко выраженный класс, национальная, расовая политика в отношении граждан, не являющихся политически преобладающими социальными группами. Аствацатурова М.А., Джахова Л.Г. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. К.Л. Хетагурова, 2011 № 2 С. 11−15.

Среди факторов, обусловивших возникновение государства, важное место занимает социально-классовая стратификация общества. Отсюда следует, что государство выступает как политическая организация экономически доминирующего класса.

Тем не менее марксистско-ленинская характеристика классовой природы государства как органа подавления, правда, отражает только такое особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами, экономический и духовный кризис), который может взорвать общество и привести его в состояние хаоса. В обычные нормальные периоды, в общем, преобладают социальные отношения, более мощные и конструктивные, чем классовые антагонизмы. Энгельс считает, что в реальном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своей социальной цели не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств этого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные рамки, которые по мере развития цивилизации становятся все более и более суженными.

Классовый характер государства связывает его с другими политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев классов и их политических организаций на общее проектное решение - социальные и, следовательно, одновременно и классовые проблемы.

Государство было первым результатом политической деятельности людей, организованной определенным образом и представляющей интересы определенных социальных групп и слоев. Это привело к его заявлению о всеобщем освещении политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали государство реальным как форму политического сообщества различных социальных и национальных образований, а также различных организаций и партий, выражающих их интересы. В этом отношении государство играет роль арбитра суперкласса. По закону он устанавливает «правила игры» для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их разнообразных, иногда антагонистических, конфликтующих интересов. Государство как форма политического сообщества на всей территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам он выступает как элемент политической системы.

Государство является важнейшим интегрирующим фактором, связывающим политическую систему и гражданское общество в единое целое. В силу своего социального происхождения государство занимается общими делами. Он вынужден заниматься общими - социальными проблемами - от строительства домов престарелых, коммуникаций, транспортных артерий до энергетической и экологической поддержки будущих поколений людей. Акмалова А.А. - Политология. Академический проект. 2008. С. 127. Будучи основным собственником средств производства, земли, ее недр, он финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства и несет бремя расходов на оборону. Как орган, контролирующий общественные дела, государственный аппарат, значит, реальный ДИДП атков сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает порядок в обществе.

Конечно, здесь возникает много противоречий, которые можно условно свести к гипертрофированному пониманию роли государства в обществе и приуменьшению значимости личности. Поэтому только то государство может считаться социально-демократическим, в котором создаются условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества суверенный характер государственной власти имеет большое консолидирующее значение. Только государство имеет право выступать внутри страны и за ее пределами от имени народа и общества. Вступление политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

Политическая система, благодаря мобильности экономических, социальных и классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры, находится в постоянном движении. Все его элементы и компоненты работают как бы в равной степени, связывая, координируя интересы разных социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, меняется форма правления или политический режим), государство играет особую роль в их разрешении. Более того, в данном случае речь идет не только о государстве, но и о его существенном проявлении - государственной власти. Только легитимная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества. Политические системы современных государств.

Заключение

С точки зрения современных идей, государство должно действовать как система власти, организующая общество в интересах человека. И, как и любая система, государство должно быть цельным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Государство - это «Оболочка», которая сохраняет целостность того или иного социального сообщества. Традиционно государство рассматривается как общность людей, основанная на территории, людях и государственной власти.

В узком смысле термин «государство» используется для обозначения аппарата управления, который выделился из компании и стоит над ней. Это определение подчеркивает структурную природу организации государства, т. Е. Существование системы государственных органов, посредством которой осуществляется управление обществом. В широком смысле государство можно рассматривать как объединение, члены которого объединены в единое политическое сообщество государственными органами власти и отношениями публично влиятельного характера.

Это определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - это объединение многих людей, особая политическая интеграция, которая предполагает существование государственных правовых институтов и соответствующих отношений. Таким образом, в узком смысле государство представляет собой политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство представляет собой качественно определенную модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, государственная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Список использованной литературы

1.Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997.

2.Малько А.В. Правоведение. 1997. №3.

3.Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

4.Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

5.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.

6. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007.

7. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001.

8.Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. Лазарева В. В., М.1994.

9.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

10.Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3.

11.Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2.

12.Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007.

13. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000.

14.Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.