Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Технологический процесс прохождения книжного издания в производстве – от замысла создания до готовой продукции

Содержание:

Введение

На сегодняшний день полиграфия является неотъемлемой частью в современном мире. Мы наблюдаем ее повсюду: в рекламе, в коммуникации людей, а также в хранении информации. Полиграфическое производство характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции и применяемыми технологиями ее изготовления. С развитием современных средств связи, цифровых и компьютерных технологий газетам, журналам и книгам постоянно пророчат исчезновение. Однако проходят десятилетия, но печатные издания не уходят в прошлое – человечество все еще хочет читать книги.

Как уже было сказано, несмотря на внедрение в повседневную жизнь компьютерных технологий, книги остаются неотъемлемой частью нашей жизни. Именно поэтому тема книг и их производства является особо актуальной. Многие люди недооценивают роль полиграфии и считают, что книги «растут на деревьях», глубоко ошибаясь. Выпуск тиража продукции связан с неимоверными затратами на производственные процессы, на закупку новых материалов, нового, более совершенного,  оборудования, ведь современная полиграфия - высокотехнологичное компьютеризированное производство. Подготовка к печати любого издания, в том числе книг, предполагает знание основ полиграфического производства и предпечатной подготовки. Важно не только создавать выразительные макеты, но и грамотно подготавливать файлы для типографской печати.

Согласно современным представлениям, книга — это книжное издание объемом свыше 48 страниц, в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата, в обложке или переплете. Под листом печатного материала понимается лист бумаги, картона, ткани, поверхность которых содержит оттиск. Книга — важнейший источник информации, канал соци­альной коммуникации. В составе фондов библиотек и других документно-коммуника­ционных структур издание – основная разновидность документа. Книга является наиболее важной формой хранения словесной и графической информации, предназначенной для многократного использования и передачи в пространстве и времени. Книга является продуктом книжного дела — совокупно­сти отраслей культуры и производства, связанных с создани­ем и изготовлением книги, ее распространением, хранением, описанием и изучением.

На сегодняшний день основным методом изготовления книг является офсетная печать, позволяющая очень быстро получить десятки или даже сотни тысяч оттисков при сравнительно невысоких затратах. Офсетный способ печати - один из классических способов, который по сути является главенствующим благодаря высокому качеству, экономичности и продуктивности. Данная печать обеспечивает высокое качество издательской продукции, отличное воспроизведение мелких деталей, хорошую передачу полутонов. Полиграфическое производство характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции и применяемыми технологиями ее изготовления. Такая дифференциация спроса приводит к значительным колебаниям производственно-технических параметров изданий – форматов, объемов, тиражей. В этих условиях требуется оперативно, профессионально и правильно реагировать на изменения. Это требует знаний технологий, техники и специфики полиграфического производства.

В качестве основной цели для курсового проекта было изучить основные этапы прохождения издания в производстве как технологическую цепочку и функциональные свойства каждого этапа, а также развитие книгоиздания в России. В первой главе уделяется внимание истории развития печатного книжного издания, анализируются ключевые моменты, повлиявшие на современные технологии. В последующем разделе рассматриваются виды и функции книжного издания. В разделе «Основные этапы прохождения издания в производстве» выявляется перечень всего процесса, который включает в себя: издательский процесс, изготовление спускового макета, изготовление печатной формы, печать, послепечатные процессы и получение готовой печатной полиграфической продукции.

Во второй главе, предметом исследования станет история развития книгопечатания в России. Рассмотрим какое влияние оказала Европа и какие отличия в книгоиздании можно выявить. Какие есть формы современного книжного издания в России и какие процессы глобализации на них влияют.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы.

Глава 1. Основные этапы прохождения издания в производстве

1.1. Истоки зарождения и развития печатного книжного издания, как формы визуальных коммуникаций

Современное издательское дело возникло на основе книгопечатания, появление которого в Европе относят к 1440 году. Именно для печати книг с помощью типографского станка первоначально применялась технология тиражирования печатных изделий.

И хотя технический уровень современного печатного оборудования несоизмерим с уровнем даже тридцатилетней давности, многие идеи, например идея буквенного блока, появившиеся столетия назад, остаются актуальными и по всей день.

К моменту возникновения книгопечатания в современном смысле этого слова уже существовала так называемая штучная печать, которая применялась для нанесения плоских изображений на ткань или объемных - на глиняные изделия.

Технологическими предпосылками для возникновения книгопечатания можно считать три важных изобретения: штампы, ксилографию и изобретение бумаги.

Штампы использовались с глубокой древности на различные материалы, например для печатей, нанесения на кирпич, глину или камень различных надписей. Позже материалами для письма стали папирус и пергамент. Эти материалы не смогли обеспечить массового использования, но обеспечили появление первых рукописных книг. Сильнейшим прорывом для развития книгопечатания явилось изобретение бумаги. Бумага оказалась материалом относительно дешевым, легким в употреблении и компактным. В Европе бумага появилась в Х веке. Третьим важным изобретением, как было сказано выше, является ксилография, которая представляла собой гравюру на дереве. В Европе ксилография появилась в конце ХIV века, уже представляя собой полиграфический процесс с использованием высокой печати.

Печатание производилось следующим образом: на деревянных досках вырезались выпуклые буквы, на них наносили краску, сверху накладывали лист бумаги и терли мягкой щеткой. Изображение формировалось двумя способами: срезалось все кроме очертаний букв или вырезались очертания букв в глубину. В первом случае получались черные буквы на белом фоне, во втором — буквы выходили белыми, а все остальное оставалось черным.

Книги, полностью отпечатанные методом ксилографии, с текстом и иллюстрациями, появились в Голландии в 1425 году. Такие древнейшие дошедшие до нас книги печатались лишь с одной стороны листа. Они стали непосредственными предшественниками книг, отпечатанных методом металлического набора.

Изобретателем книгопечатания принято считать немецкого изобретателя Иоганна Гутенберга. Он изобрел ручной печатный станок (см. рис. 1.1) и устройство для отливки типографских литер. Именно этот набор назвали металлическим. Суть изобретения Гутенберга в том, что каждая буква алфавита, знак препинания, цифра и символ отливаются в виде рельефа на отдельных металлических блоках — литерах (см. рис. 1.2). Идея буквенного блока сохранилась до сих пор и присутствует сегодня в компьютерном наборе.

https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/615/6156f451d1e3d22a6faad54e80a599eb_ce_800x801x0x0_fitted_1260x700.gif

Рис. 1.1. Печатный станок

https://scientificrussia.ru/data/shared/top_10/3_sbornik/metal_movable_type_edit.jpg

Рис. 1.2. Металлические литеры

Первоначально литеры отливались из сплава трех металлов: свинца, сурьмы и олова, буквы были зеркальными, а набор осуществлялся справа налево. Литеры выстраивали рядами, тем самым формируя строку текста. Укладывая ряды литер один под другим, получалась страница, которую со всех сторон фиксировали рамой. Далее на выступающие части букв наносили краску и прижимали их к бумаге с помощью пресса. Позже литеры стали изготавливать из брусков металла, дерева или пластмассы.

Металлический набор просуществовал и до нашего времени. В небольших масштабах высокая печать используется до сих пор.

Таким образом, буква за буквой, текст набирался почти 400 лет, а после печати шрифт рассыпался, и его снова надо было сортировать по кассам. Трудоемкость рассыпки при этом составляла одну треть трудоемкости набора.

Первые металлические шрифты следовали каллиграфической традиции. Комплекты печатных литер отливались для каждого размера с учетом закономерностей, выявленных в эпоху рукописных книг. Каждый наборный цех имел несколько касс для литер: прописные располагались в верхней кассе, а строчные — в нижней кассе. Традиционно верхние кассы называли "upper case", а нижние – "lower case". Эту типографскую терминологию можно встретить и в современных программах верстки: например, в программе InDesign терминами Upper Case и Lower Case обозначены верхний и нижний регистры шрифта.

Книгопечатание быстро развивалось, и к концу ХIV века в Европе было уже около полутора тысяч типографий и выпущено до 40 тысяч наименований различных изданий. Такие первопечатные книги называют инкунабулами (см. рис. 1.3) и их делят на два типа: ксилографические и типографические. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

C:\Users\Вероника\Documents\Универ\Курсовая 2\Скрины\H0132-L103255059.jpg

Рис. 1.3. Инкунабула

Позже стали появляться и периодические печатные издания. В допечатную эпоху уже существовали предвестники газет — рукописные листки, оповещавшие людей о важных событиях. Первая ежедневная печатная газета «Daily Courant» появилась в Лондоне в 1702 году. В России первой газетой стали «Ведомости», появившиеся в Москве годом позже.

В последние годы массового применения металлического набора он по сути перестал быть металлическим, поскольку формы изготавливались из полимерных материалов, однако принцип формирования изображения на бумаге оставался прежним.

Книгам с цветным шрифтом столько же лет, сколько книгопечатанию в Европе вообще. Спустя всего три года, после того, как Иоганн Гутенберг напечатал свою Библию, в 1457 году, его ученик Петер Шеффер вместе с Иоханнесом Фустом выпустил первую книгу в трёх цветах: Майнцский псалтырь. В данном случае в трёх цветах означает, что в этой книге были использованы шрифты чёрного, красного и синего цвета. Несмотря на новшество, иллюстрации не печатали, а целых сто лет рисовали от руки.

Метод цветной печати был изобретен итальянцем Раймондо де Сангро в середине XVIII века. В его книге, имеющей название «La Lettera Apologetica», использовано 40 «ключевых слов» якобы древней системы записи Инков. Ключевые слова были раскрашены разными цветами и имели форму круга.

Изобретателем цветных печатных иллюстраций считается британец Джордж Бакстер. Для процесса, запатентованном в 1835 году, он использовал металлическое клише и около 20 деревянных или металлических пластин. Сначала чёрным цветом печатались контуры, затем шёл черёд других пластин с разными цветами. Этот метод печати называется методом глубокой пластины, или литографией. Таким образом, можно было воссоздать практически любой цвет. Результаты цветной печати впечатляли: Бакстер делал до 100 тысяч копий одной картинки.

1.2. Виды и функции книжного издания

Все печатные издания подразделяются на основные виды. Книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.) и книги (объемом от 48 с. и выше). В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды и специфика книжных изданий

Вид книж-ного издания

Специфика издания

Слож-ность набора

Вид иллюстраций

Процент иллюст-раций (в среднем)

Использо-вание

Историческая литература

черно-белые цветные

25-85

сплошное чтение и хранение

Художественная литература:
а) отдельные произведения и сборники;
б) собрания сочинений и избранные произведения

1-2 1-2

одно-двух-красочные
одно-четырех-красочные внутритекстовые или 4-8 иллюстраций-вкладок

5 15

сплошное чтение (для подготовленного чита-теля) сплошное чтение и хранение (для подготов-ленного читателя)

Учебники для школ среднего и старшего возраста

1-4

чаще одноцветные

5-15

сплошное чтение и хранение

Учебники для вузов, техникумов и спец. учебных заведений

1-4

чаще одноцветные

-"-

Производственно-инструктивные издания

2-4

чаще одноцветные

небольшой процент или без иллюстраций

выборочное чтение

Энциклопедии и словари энциклопедического типа:
а) энциклопедии; б) словари

4 4

могут быть цветные нет

небольшой процент нет

выборочное чтение и хранение выборочное чтение

Художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста

черно-белые и цветные

более 50

сплошное чтение и хранение

Художественная литература для детей среднего и старшего школьного возраста

черно-белые и цветные

менее 50

сплошное чтение и хранение

Учебники для младшего школьного возраста

чаще цветные

20-40

сплошное чтение и хранение

Официально-документальные и официально-справочные издания

-

-

выборочное чтение

1.3. Основные этапы прохождения издания в производстве

В зависимости от типа полиграфической продукции и для целей её изготовления, применяются разнообразные виды оборудования, предназначенного для печати, расходных материалов, применяются различные технологии. Способ печати следует выбирать исходя из того, какое именно количество экземпляров необходимо, сколько планируется потратить средств.

Процесс книгоиздания не исключение. Каждая книга проходит несколько этапов прежде, чем оказаться в наших руках такой, какой мы привыкли ее видеть. Основными этапами в производстве являются:

  • издательский процесс
  • изготовление спускового макета
  • изготовление печатной формы
  • печать
  • послепечатные процессы
  • получение готовой печатной полиграфической продукции

Издательский процесс. Все начинается с издательской стадии, на которой выполняется разметка оригиналов для набора и художественно-техническое редактирование.

Процесс проектирования технологического процесса (художественно-техническое редактирование) начинается с разработки конструкции и плана оформления издания, выбора способа печати и печатного оборудования, требований, предъявляемых к качеству печати и от тиража издания. Этот выбор зависит от вида и типа издания, читательской категории, условий и длительности использования и хранения, маркетинговых данных и полиграфической базы. При разработке конструкции издания производится макетирование и определяются все конструктивные элементы: тип переплетной крышки или обложки, наличие суперобложки или футляра, вид форзаца. Проектирование оформления изданий начинается с выбора оформления сторонок переплета или обложки, корешка, форзаца и титульных элементов. Выбирается формат и вариант оформления издания, шрифтовое оформление основного, дополнительного и вспомогательного текстов; формат воспроизведения и расположение на полосе внутриполосных иллюстраций; наличие вклеек, вкладок, накидок. Выбираются и дополнительные приемы оформления: наличие ленточки-закладки, каптала, закраска обрезов и т.п. Выбирается способ печати и вид печатной формы, определяется вид бумаги для печати, основные переплетные материалы и краска; рассчитывается количество бумаги для печати тиража издания; выбирается способ комплектовки и скрепления блоков.

Стадия редакционно-издательских процессов заканчивается заполнением издательской спецификации полиграфического оформления печатных изданий (технологической карты) - документа, отражающего всю специфику полиграфического оформления конкретного издания. На редакционно-издательской стадии может быть изготовлен репродуцируемый оригинал-макет.

Разработка спускового макета. Спуском полос называется расстановка страниц издания на монтажных листах таким образом, чтобы после печати, фальцовки, брошюровки и обрезки листов получилась единая книга с правильно пронумерованными страницами. Кроме брошюр, возможно формирование книжных тетрадей для последующей сшивки. Прежде всего, необходимо еще до начала верстки тщательно определить размеры страниц документа исходя из способа последующей брошюровки, а, следовательно, и типа буклета. 

Спусковой макет разрабатывается в последнюю очередь после того, как верстка публикации уже завершена, и к ней добавлены оглавление и предметный указатель. Следует иметь в виду, что делать корректуру по отпечатанным листам спускового макета практически  невозможно.  Поэтому  корректуру  следует  вносить  в   первоначальную верстку, а затем создать буклет снова.

В книжной полиграфии используют несколько макетов:

Вариант "Брошюра" предполагает печать двух страниц публикации на листе бумаги «бок о бок», с последующей сборкой листов в пачку, фальцовкой перегибом листов по средней линии и сшивкой брошюры или скреплением листов скрепками. Это - традиционный вариант печати и фальцовки брошюр.

Вариант   макета   "Книга"   предполагает   формирование   из публикации нескольких «частичных буклетов» - тетрадей, которые брошюруются отдельно, а затем собираются в общий переплет. Задавая количество страниц в тетради, сообщается в дополнении исходные данные, необходимые для перестановки страниц исходной публикации таким образом, чтобы после сборки и фальцовки тетрадей номера страниц шли в верной последовательности.

Изготовление печатной формы. При том, что издательства выпускают большое количество печатной продукции, печать книг может осуществляться лишь несколькими способами, активно используемыми в книгоиздании. Практически для всех изданий офсетная, рулонная или цифровая печать книг является едва ли не единственным возможным способом.

Как правило, когда осуществляется печать книг малыми тиражами, есть возможность использования электростатической печати. Тогда используются ксерографические машины или лазерные принтеры, чтобы снять много копий. Гораздо реже используются такие способы печати, как трафаретная и глубокая. Хотя последняя хороша для альбомов с репродукциями, а первая оптимальная для цветней печати на крышках переплетов.

Высокая печать. При использовании высокой печати изображение передают на материал (бумагу) с помощью печатных элементов формы. Пробельные же элементы углубляются на разную величину, которая зависит от того, на каком расстоянии друг от друга находятся печатающие элементы.

Высокую печать неметаллическими рельефными формами на ротационных машинах используют в том случае, когда требуется печать тиража книг большого объема. Среди достоинств этого способа печати возможность получения четких, насыщенных оттисков, использования дешевой краски и дешевых сортов бумаги. Что касается недостатков, то это длительность подготовки машин к работе, низкое качество изображений с полутонами.

Офсетная печать. Метод плоской печати, когда с печатной формы краска попадает на промежуточную поверхность (цилиндр), а затем на материал для запечатки (бумагу), называется офсетная печать книг. В процессе работы используются рулонные, листовые, много- и однокрасочные машины.

Пробельные и печатные элементы лежат почти в одной плоскости, но отличаются по физико-химическим характеристикам (печатающие отталкивают влагу и принимают краску, а пробельные — наоборот).

Листовые офсетные машины используется при средних тиражах и при выпуске продукции нестандартного формата. Рулонные же нужны для печати тиража книг большого объема. Эти машины не только печатают, но и фальцуют листы. Конечный продукт рулонной офсетной машины — это сфальцованные тетради, готовые и к подборке, и к переплету.

Достоинства офсетной печати: небольшое время на изготовление печатной формы и на подготовку машины к работе, возможность получения многокрасочных оттисков при одном прогоне. Недостатки: невысокая насыщенность оттиска, обязательное использование дорогой краски и офсетных сортов бумаги.

Глубокая печать. При глубокой печати на бумагу изображение передают на материал при помощи углубленных печатающих элементов формы. Полированная металлическая поверхность выступает в качестве пробельного элемента.

Эту технологию печати книг с листовыми машинами используют для высокохудожественных изданий, а с рулонными — для иллюстрированной многотиражной периодики и рекламных изданий.

Что касается достоинств, то это большая площадь запечатки, высокая насыщенность слоя краски, качественные тоновые изображения. Если говорить о недостатках, то к ним относят использование токсичного растворителя для краски, а также высокую стоимость и сложность создания формового оборудования и печатной формы.

Допечатная подготовка издания на полиграфии - этап производства, который связан с подготовкой продукции к печати. К такому процессу предъявляются высочайшие требования качества - ошибка на данном этапе в разы увеличит стоимость полиграфической продукции. После подготовки готовые формы отправляются в печатную машину. Наступает черед непосредственно производственного процесса печатания, который осуществляется в типографии.

Печать и послепечатная обработка. Когда все налажено, печатная машина начинает «гнать тираж» — печатать основную массу страниц будущей книги. Изготовление обложки отдельный процесс. После печати наступает этап послепечатной обработки, или постпресс, который представляет комплекс манипуляций, осуществляемых в ходе изготовления полиграфической продукции после ее печати. Все виды послепечатной обработки разделяются на две основных категории: к первой категории относятся технологически необходимые виды постпресса, а манипуляции второго типа осуществляются с целью придания готовым полиграфическим изделиям улучшенных декоративных и физических свойств.

Существуют следующие основные виды послепечатной обработки:

  1. Резка – процесс разрезания больших рулонных отпечатанных поверхностей на отдельные страницы, листы или другие единицы тиража.
  2. Вырубка и высечка – декоративный аналог резки, придание необычной формы полиграфическим изделиям, изготовленным из картона или очень плотных видов бумаги. 
  3. Фальцовка и биговка – специальная обработка полиграфических изделий, дизайн которых подразумевает наличие сгибов. Осуществляется на специализированном оборудовании.
  4. Нумерация – печать на полиграфических изделиях последовательно меняющихся номеров.
  5. Брошюровка и переплет – сборка полиграфических изделий, состоящих из большого количества страниц, в единое целое – конечный продукт.
  6. Перфорация – создание на полиграфических изделиях линий отрыва
  7. Кругление углов – технологический процесс удаления острых углов и придания углам полиграфических изделий округлой формы. Применяется в декоративных целях.
  8. Тиснение и фольгирование – нанесение на полиграфические изделия оттиска, рельефа, припрессовывание к ним пленки или фольги.
  9. Ламинирование – покрытие экземпляров полиграфической продукции слоем прозрачной синтетической полимерной пленки, защищающей готовые изделия от всевозможных физических повреждений.

Получение готовой печатной полиграфической продукции. После прохождения всех этапов подготовки, печати, обработки происходит получение готовой печатной полиграфической продукции.

Глава 2. Современные формы российского книжного издания

2.1. Особенности исторического развития книжного
издания в России

На Руси, как и в Европе, так же была потребность в книгопечатании. Во второй половине XV века оно уже получило значительное распространение в славянских землях. Считается, что первая типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт. Первая датированная печатная книга на Руси появилась 1 марта 1564 года и отпечатана в Москве в государственной типографии, которую основал Иван Грозный.

После появления первой книги, у первопечатников появились противники и завистники, обвиняя в ереси. Несмотря на приостановленное дело Ивана Федорова, в 1568 году московский Печатный двор возобновил свою деятельность с помощью других мастеров печатного дела – Тимофеева и Тарасиева.

Годами позже бежавший Иван Федоров переехал в Острог. В 1577 г. он основал Острожскую типографию, где напечатал знаменитую Острожскую Библию. Это издание – выдающийся памятник книжного дела 2-й половины 16 века, самое важное издание. Острожская Библия была издана достаточно большим для того времени тиражом – 1500 экземпляров. 

Безусловно влияние внешних факторов сказалось на развитии образования, науки и культуры. Большинство населения страны было безграмотным, женское образование отсутствовало. В школе обучали лишь азам грамоты и основам православия. Несмотря на такое положение дел, в XVII веке книжное дело не умирает, продолжая жить в виде рукописей и в выпуске печатных книг.

В целом тенденция развития печатного дела в России носила противоположный характер от тенденции европейской. В Европе превалировала деятельность частных типографий, а в России монополистами книжного издательства были государство и церковь.

Еще одной особенностью развития книжного дела стала заметная роль рукописной книги в начале XVII века. Печатные и рукописные книги существовали вместе, оказывая влияние друг на друга. Одним из способов этого влияния была переписка печатных изданий, когда писцы подражали образцам печатных изданий.

В начале XVII века начинает издаваться первая рукописная газета "Куранты". Редактировали ее в Посольском приказе, отбирая материал путем обработки сведений заграничных посольств и информации, содержавшейся в иностранных газетах и журналах.

В первой четверти XVII века издательство печатных книг происходило главным образом в Московской типографии, но после захвата столицы польскими интервентами, переместился в Нижний Новгород.

В первой половине XVII веке, объем выпуска книг не превышал 100 книг за десятилетие. Основную массу из них занимала церковная литература. Самой известной книгой духовного содержания были "Прологи". Они предназначались как для религиозного воспитания, так и для общего образования. Помимо житий святых и поучений такие книги содержали исторические и географические сведения. Кроме книг религиозного содержания, были изданы переводы некоторых иностранных сочинений, выполненные иностранцами, проживавшими в Москве. Все это говорит о наметившейся тенденции к расширению тематики выпускаемых печатных изданий.

С приходом к власти Петра I издательское дело, как и множество других сфер жизни, получает значительное развитие в Российской Империи. За короткие сроки открывается несколько крупных типографий: Гражданская типография Куприянова В.А. в 1705 г., "Сенатская типография", типография Александро-Невского монастыря в 1719 г., типография Морской академии и т.д. Во времена правления императора Петра I выходит в свет около 380 книг, не связанных с богослужебными нуждами, причём 30 из них на иностранных языках. В 1703 году на смену рукописных "Курантов" приходит первая русская печатная газета "Ведомости", имевшая очень широкое распространение в то время (см. рис. 2.1). В 1728 году было начато издание газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Очень важным является тот факт, что в петровские времена появились первые книжные лавки.

Газета "Ведомости"

Рис. 2.1. Газета "Ведомости"

Ключевой этап в развитии издательского дела приходится на выход указа Екатерины II "О вольном книгопечатании", который дал разрешение на создание частных типографий. Таким образом, были открыты типографии Рахманинова И.Г., Радищева А.Н. и других, которые были издательствами по своей сути. Важная роль в развитии издательского дела принадлежит видному деятелю культуры тех лет, издателю, редактору, журналисту Николаю Ивановичу Новикову, который взял в аренду на 10 лет типографию Московского университета (1779-1789). Новиков начал издание газеты "Московские ведомости", а также серии журналов. Позже издатель создал "Типографическую компанию", зарекомендовав себя, кроме всего прочего, ещё и талантливым предпринимателем.

И хотя в XVIII веке вышли тысячи различных изданий, многие из которых относятся к шедеврам русской культуры, рукописная книга по-прежнему продолжала существовать.

В начале XIX века благодаря реформам императора Александра I, направленным на ослабление цензуры и временному введению свободы печати, выпуск печатной продукции сильно возрос. Уже за первые пят лет с начала века было издано около двух тысяч книг на русском и иностранных языках. Книгопечатная техника значительно продвигалась вперед благодаря ряду открытий русских ученых. В их числе: изобретение гальванопластики, способствующее большей устойчивости печатных форм; различные усовершенствования конструкции машин для изготовления бумаги, изобретение Невьяловым стереотипии – способа для получения более качественных копий печатной формы, что привело к увеличению тиражей.

С литографией, новым способом печати с плоской поверхности камня, издательское дело в России познакомил академик Севергин. Первым таким русским изданием, которое было отпечатано при помощи литографии, является "Азиатский музыкальный журнал" в Астраханском издательстве.

После изобретения фотографии в 1839 г., происходят огромные изменения в иллюстрирования печатных изданий. Печатные формы, которые раньше изготавливались вручную, всё чаще стали заменяться фотомеханическими.

С 1823 г. Бестужев и Рылеев начинают издавать свой альманах "Полярная звезда". Уже первый выпуск этого альманаха вышел большим (для тех лет) тиражом в 600 экземпляров и был раскуплен в кратчайшие сроки.

Общественный подъем 60-х гг. XIX века сказался как на общем росте печатной продукции, так и на увеличении жанрового разнообразия издаваемой литературы. Хотя в столице по-прежнему издается много учебников и религиозных книг, но наблюдается и рост выпуска социально-экономической и серьезной естественнонаучной литературы.

Всего через десятилетие, в период так называемой «реакции» 70-80-х гг. наблюдается обратный процесс: увеличивается выпуск книг религиозного характера и уменьшается число книг по общественным, экономическим, светским вопросам. Не говоря уже о не подпольной политической литературе, которая в эти годы не могла увидеть света.

Интерес к естественнонаучным дисциплинам в 80-е гг. угасает и издание книг по естествознанию сокращается по сравнению с 60-70-ми гг. В то время как, количество книг по гуманитарным наукам возросло.

Период конца 80-х и начала 90-х гг. связан с новым витком в развитии типографского дела в России. В 1891 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось 149 типографий. Спустя четыре года - в 1895 г. уже 185. По сравнению с началом 60-х гг. число типографий возросло в 2,5 раза, а по сравнению с началом века - более чем в 7 раз.

2.2. Приоритеты развития книжного издания на поворотных этапах социального становления общества

Два десятилетия начала двадцатого века в России были ознаменованы большим количеством исторических событий. В то время произошли две войны, три революции и это существенно отразилось на всех сферах жизни, в том числе и на состоянии книжного дела. Серьёзностью государственных потрясений объясняется популярность книг, брошюр, статей на волнующую всех тему политического устройства страны. Актуальная проблема постоянно обсуждалась на страницах всех общественно-политических, периодических изданий.

В период первой русско-японской войны многие отрасли производства претерпевали спад, но книгоиздание наращивало объемы. За период с 1905 по 1907 гг. возникло свыше 350 издательств, выпускавших преимущественно политическую литературу.

Большую роль в развитии эстетических вкусов, искусства и технологии создания книг сыграл "Кружок любителей русских изящных изданий". Для выработки художественных идей и популяризации книги как искусства много сделала группа под именем "Мир искусства". В 1910 г. в Москве возникает издательство "Мусагет", основанное искусствоведом Метнером. В свою очередь в Санкт-Петербурге в 1889 г. создаётся издательство Брокгауз-Ефрон, прославившееся выпуском одноименной энциклопедии.

Октябрьская революция, приведшая к власти большевиков, сопровождалась идеологической и политической борьбой, вылившейся в гражданскую войну. Противоборствующие стороны стремились в первую очередь внедрить в сознание масс свою идеологию. По этой причине агитация и пропаганда достигли небывалого размаха. Постоянно появлялись новые печатные органы, исчезали старые.

В своих целях политические партии широко использовали частные и кооперативные издательства. К примеру, кооперативное издательство "Книга" выпускало главным образом работы русских меньшевиков и представителей международного оппортунизма, товарищество "Колос" - книги народническо-эсеровского направления. Большую издательскую активность проявляли меньшевики, выпуская не только работы своих авторов, но и зарубежную политическую литературу, издавали газеты "Новую жизнь", "Рабочую газету", "Вперед". Продолжал выходить после революции и крупный правоэсеровский орган "Дело народа". Петроградское эсеровское издательство выпустило антисоветский сборник, авторами статей которого были идеологи партии Чернов, Святицкий, Вишняков, Розенблюм и другие. В полную силу работало издательство анархистов "Голос труда", первым в России издавшее собрание сочинений Бакунина. Но среди яростных врагов большевиков, прежде всего, следует выделить партию кадетов с ее резкой печатью, возглавлявшейся газетами "Вестник партии народной свободы" и "Речь". Вопреки декрету о ликвидации буржуазной прессы и запрещению кадетской партии в 1918 г. в Москве продолжала выходить газета ''Свобода России".

С 1919 г. начинают работать издательства наркоматов социального обеспечения, продовольствия, финансов и наркомата путей сообщения. При создании первых советских специализированных издательств были определены основные принципы подготовки рукописи и критерии редакторского анализа. Эти издательства выпускали литературу, соответствующую задачам, поставленным перед данной отраслью: то были научные, научно-популярные, учебные и справочные книги. Наркоматы помимо книг и брошюр печатали массовыми тиражами листовки и плакаты, издавали периодику. К концу 1921 г. издательская продукция наркоматов составляла значительную часть общего выпуска книг по стране.

Новая экономическая политика в книжном деле страны началась с ослабления политического контроля над изданием и распространением печатной продукции. В первую очередь вопрос коснулся свободной продажи книг, пришедший на смену распределительной политике "военного коммунизма". В сфере книгоиздания была допущена частная предпринимательская деятельность. Нэп была направлена в том числе на восстановление полиграфической промышленности, увеличение объема печатной продукции, издаваемой государственными издательствами при участии частных предпринимателей.

Планируемый гарантированный сбыт книг, выпускаемых государственными предприятиями, представлял по сути дела процесс регулирования потребления. Такое положение приводило к тому, что издавались книги, идеологически выдержанные, отвечающие государственным интересам и проводимой политике, но экономически убыточные.

Путь, который позволял оставаться на плаву, полиграфическому делу заключался в укрупнении типографий и создании трестов. В 1922 г. в Москве создаётся полиграфический трест - Мосполиграфтрест, включивший в себя шесть типографий. Чуть позже возникает свой трест и в Петрограде.

В период начала 1920-х годов научные общества и учреждения также организовывают свои издательства. Самыми заметными среди них являются: Российская Академия наук, Коммунистическая академия, Институт В.И. Ленина. По инициативе петроградских профессоров было задумано создание издательства для выпуска в русском переводе произведений Платона.

На рубеже 1920-1930-х годов в стране происходит смене политического и экономического курса. Полным ходом идёт формирование командно-административной системы управления экономикой, культурой и общественной жизнью. Продвигается идея единого планирования всего народного хозяйства под тотальным партийно-государственным контролем. Плановый подход развития страны подразумевал планомерность во всех сферах жизни общества, в том числе и издательского дела. В апреле 1929 г. утверждается первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР. На его основе Комитетом по делам печати был разработан отраслевой план.

Уже в 1930-е годы книжное дело остро ощущает на себе пагубное влияние тоталитарного режима. Оно выражалось в сильном перекосе тематической структуры издательского репертуара и тиражей отдельных видов печатной продукции. Также насильственно прекращалась деятельность издательств, научных учреждений (в частности, "Асаdemia" и НИИ книговедения в Ленинграде). Главной целью книгоиздания и книготорговли становится обеспечение решения партийно-пропагандистских задач, а также удовлетворение потребности в утилитарно-практических знаниях.

Многократно увеличилась роль цензуры в издательском деле. Главное управление по делам литературы и издательств Наркомпроса РСФСР (Главлит) имел право конфискации изданий, не подлежащих распространению, разрешал или запрещал открытие издательств и периодических печатных органов, составлял списки запрещенных к изданию и распространению произведений.

Во время Великой отечественной войны и в послевоенный период советское книжное дело понесло очень большой урон. Для достижения хотя бы довоенного уровня, необходимо было увеличить число изданий почти в 2,5 раза, а тиражей почти в 2 раза. Множество издательств и полиграфических предприятий требовалось создавать заново. К примеру, на территории Украинской, Белорусской, Молдавской ССР, а также ряда областей РСФСР, которые были оккупированы гитлеровцами.

Для повышения культуры издательского дела ЦК ВКП (б) призвал устраивать периодические выставки книг и журналов, широко привлекать литераторов, художников, полиграфистов и издателей к обсуждению качества художественного и полиграфического исполнения литературы. Для этого были определены мероприятия по подготовке кадров оформителей книги и мастеров печатного дела. Благодаря этому полиграфическая промышленность осваивает производство различных наборных машин, фотомеханического и формного оборудования, новых типов печатных машин, мощных газетных агрегатов, переплетных автоматов и полуавтоматов. В 1947 г. в СССР начато производство буквоотливных наборных машин. Широкое применение получила поточная организация брошюровочно-переплетных процессов. Повсеместно распространяется многокрасочная печать, в частности офсетная. Во второй половине 50-х гг. вводится в строй свыше 100 новых предприятий, в том числе ряд крупных полиграфических комбинатов. Расширились существующие книжные фабрики и типографии. Была полностью реконструирована Ленинградская фабрика офсетной печати. Она стала производить в 2,5 раза больше продукции, чем раньше. Также завершилась реконструкция Ленинградской типографии имени Ивана Федорова.

Со второй половины 50-х годов в эпоху «оттепели» широкое распространение получает так называемый «самиздат». Этим термином обозначали способы неофициального, и потому не подцензурного, производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Такие копии произведений изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов власти. Как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способами, а к концу XX века и при помощи ЭВМ.

Также самиздатом в 1970-1980 гг. издавались самодельные книги, собранные из светокопий страниц журналов популярной литературы, которые из-за малых тиражей было крайне сложно найти на прилавках. К примеру, самиздатом издавались такие произведения как: «Белая Гвардия», «Доктор Живаго», «Архипелаг ГУЛАГ».

Издание книг таким образом, могло преследоваться не только за содержание, но и за «расхищение социалистической собственности». То есть бумаги, ресурса светокопира (которые были только в госсобственности), а также материала переплёта (он отсутствовал в свободной продаже).

С наступлением перестройки, а после с распадом советского союза издательскую промышленность, как и прочие сферы жизни, ждали большие потрясения. Рухнул железный занавес, а вместе с ним исчезла и цензура. Появилась возможность закупать иностранное издательское оборудование и использовать наработки в сфере полиграфии зарубежных производителей. Но эти положительные изменения были сопряжены с колоссальным кризисом в экономике России. Множество небольших издательств и типографий, равно как и крупных, не смогли приспособиться к переходу от плановой к рыночной экономике и были закрыты.

2.3. Процессы глобализации и их влияние на современные формы российского книжного издания, развивающего, просвещающего и развлекающего

Глобализация это процесс ускорения научно-технической революции и слияние мировых экономик в условиях резкого роста конкуренции. Также глобализацию можно рассматривать и как способ объединения человечества в единое целое во многих сферах жизни, в том числе и издательском деле.

После тяжёлых лет конца XX века наше полиграфическое производство претерпело кардинальные качественные изменения и смогло выйти из кризиса. Но, тем не менее, по целому ряду важнейших показателей (производительности, фондоотдаче), отечественная полиграфия все еще уступает зарубежному производству.

Типографии стали мощнее, используют новое оборудование, новые технологии и наращивают свои обороты. Такое стремительное развитие в первую очередь связано с повышением спроса на печатную продукцию у населения, а также с повышением спроса на печатную рекламную продукцию. Повысились не только обороты, но и качество выпускаемой продукции.

В производство стало выпускаться больше глянцевых изделий - журналов, буклетов, брошюр, в которых реклама заказчиков стала выглядеть наиболее выигрышно. Выражение "реклама-двигатель торговли" стало очень уместным в полиграфии, обретая дополнительный смысл.

Статистика указывает, что в России насчитывается около 6500 полиграфических предприятий. 1/3 из них находятся в Москве, около 10 % - в Санкт-Петербурге и чуть более половины в остальных субъектах страны. Из-за непрозрачности рынка сложно определить наиболее востребованные предприятия, он можно выделить некоторые.

Несмотря на столь бурное развитие издательского дела в Росси, есть в отрасли и свои специфические проблемы. К примеру, для изготовления большинства журналов и рекламной продукции в издательствах применяется мелованная бумага, которая в России никогда не изготавливалась. А это означает, что издатели находятся в постоянной зависимости от импорта, при этом переплачивают за ее ввоз в страну. И таможенное законодательство не на стороне полиграфии как отрасли, так как мешает её развитию высокими пошлинами на ввоз бумаги и оборудования.

К тому же в нашей стране всегда был и остается острый дефицит квалифицированных кадров во многих отраслях, в том числе и издательской промышленности.

Таким образом, при общей позитивной характеристике полиграфического рынка, у него есть и свои проблемы, решение которых нуждаются в поддержке на государственном уровне.

В целом на сегодняшний день книгоиздательский бизнес можно характеризовать как преимущественно малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее более 200 оригинальных наименований книг в год, уже считается крупным. Таких в стране лишь несколько десятков. Книгоиздательский бизнес исчерпал или исчерпывает резервы саморазвития. И связано это, прежде всего, с неразвитостью книготорговых сетей и сформировавшейся в России системой ценообразования на книги. Государство по-прежнему является владельцем большей части книготорговых площадей и инфраструктур и чаще всего достаточно неэффективным владельцем. Сильнее всего это заметно в регионах.

Заключение

Курсовая работа состоит из двух разделов. Для раскрытия темы были поставлены такие задачи: изучить истоки зарождения и развития печатного книжного издания, виды и функции книжного издания, основные этапы прохождения издания в производстве.

Предмет исследования данного проекта – современные формы российского книжного издания.

В ходе работы были рассмотрены виды книжных изданий, их функции и издательское дело, ведь в зависимости от типа полиграфической продукции и для целей её изготовления применяются разнообразные виды оборудования, способы печати, используются различные расходные материалы, применяются различные технологии. Полиграфия является неотъемлемой частью в современном мире и важно понимать процессы производства, особенно в такой сложной форме как книга. Были выделены Основные этапы прохождения издания в производстве: издательский процесс, изготовление спускового макета, изготовление печатной формы, печать, послепечатные процессы и получение готовой печатной полиграфической продукции. Ошибки на различных этапах в разы увеличит стоимость полиграфической продукции и разочаруют заказчика, не достигнув желаемого результата.

Конечно нельзя говорить и рассматривать книгоиздание без его истории. Трудно переоценить значение печатного дела, которое  сыграло огромную роль в социально-политической и историко-культурной жизни всего человечества. Возникновение книгоиздания содействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь, способствовало развитию образования. Печать стала мощнейшим средством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильным оружием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развития культуры.

Во второй главе в исследовании данной работы была изучена история издательской деятельности в Европе и России с целью показать особенности развития книгопечатания на Руси.

Для культурного роста России введение книгопечатания тоже имело огромное значение. Пользоваться печатной книгой, хранить ее было удобнее, чем рукописную, несмотря на то, что переписка книг продолжалось еще долгое время. Распространение книг открывало для русского человека возможности общения духовными ценностями.

В России книгоиздательство прошло свой уникальный путь от первопечатников, типографских мануфактур к издательствам в императорской России. Переживая затем преобразование от средства просвещения к инструменту пропаганды в советское время. Следствием чего стал расцвет такого явления как самиздат. Которое являлось средством выражения несогласия проводимой политике партии и инструментом распространения произведений, подвергающихся цензуре. Позднее, с распадом Советского Союза, печатное дело в новой России ждали и новые потрясения, и новые возможности. На данный момент можно говорить, что процесс глобализации в этой отрасли сказался очень сильно и отставание в издательском деле от остального мира значительно сократилось. Но, тем не менее, в отрасли ещё остаются нерешённые проблемы.

На сегодняшний день спрос в России на печатную продукцию продолжает расти. Обороты и качество выпускаемой продукции повышается. Типографии становятся мощнее, используется новое оборудование и технологии. При общей позитивной характеристике полиграфического рынка, у него есть и свои проблемы, которые нуждаются в поддержке на государственном уровне.

Благодаря возникновению книгопечатания складывается современное понимание искусства книги как художественной формы и одновременно полиграфического тиражирования издания. Его основная задача заключается в том, чтобы средствами графики и полиграфии наиболее точно выразить и донести до читателя авторскую мысль, способствовать максимальному раскрытию содержания книги, найти верное композиционное выражение особенностей литературного произведения, что возможно лишь с учетом целевого и читательского назначения издания.

Список использованных источников

  1. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 10.06.2019 г.)
  2. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 10.06.2019 г.)
  3. Клещев, О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 10.06.2019 г.)
  4. Тарасова, О. П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Издательство: ОГУ, 2013. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения 11.06.2019 г.)
  5. Стефан Стефанов. Полиграфия и технологии печати. Ленанд, 2017. – 142 с.
  6. Тараканова О.Л. История книги. [Электронный ресурс] URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/HB (дата обращения 11.06.2019 г.)

C:\Users\Сергей\Desktop\Untitled-1.jpg