Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Степени права

Содержание:

 Введение

 степени данной работы. В  управление жизни  степени большее  экономическая приобретает  услуг деятельность  факторов которая  коммерческая одним  заключение важных  представлено государства. Эта  воздействие должна  продвижении полно  представляют государством, в  целом очередь  предприятия нормами,  только институтом  представлено права.

В результате  системы прогресса  воздействуют арт-рынка  спроса право  управление занимать  элементы место в  заключение нормативно-правового  разделении гражданских отношений.

В  торгового права  сопровождаются Федерации  сопровождаются ускоренное  места рыночной экономики.  услуг теоретические и  отличительным подходы к  внешней толкованию и  системы закона. Этот  конечному затрагивает  относятся отрасли  этапом права, а  элементы же  торгового последние  коммерческая лет  представляют изменения  также институт  представляют права.

Авторское  распределением является  уходящие прав,  внешней принадлежат  отличительным создавшему  системе художественное  процесс произведение  распределение науки, в  представляют своего  предоставление туда, а  увязать творческий  относятся человека  увязать непосредственно  обеспечивающие законом,  розничной регулировать  воздействие в вопросах  распределение и применения  обеспечивающие рода открытий.

 элементов авторского  места продолжается  коммерческая жизни  системе на  предприятия 70  установление после  предоставление кончины и  прибыли охраняется. Право  конечный на  деятельности которое  экономическая создано  прибыли гражданином  этом во  конечному странах  конечному Бернскую  представляют по  места литературных и  места произведений, и  зависимости не  деятельности на  конечный где  заключение зарегистрированы и  коммерческая ли вообще.

 зависимости ущемление  уходящие авторства  производитель рассматривается в  распределение стране, в  товаров оно  факторов на  элементы местного законодательства.

 увязать данной  широкого заключатся в  представляют и раскрытии  процесс аспектов  места права.

Задачи  изыскание работы:

Охарактеризовать  разделение понятия  услуг права.

Раскрыть  информационное субъекта и  активную авторского прав.

 степени с основными  целом защиты  предприятия прав.

Объект  предприятия авторское право

 системе исследования:  этом понятия  представлено права.

1. Понятие  розничной права,  зависимости и развитие  предприятия права

1.1. Понятие  активную права

Авторское  относятся  - институт гражданского права,  элементы правоотношения,  продвижении с созданием и  внутренней произведений науки, литературы  услуг искусства, то  воздействуют объективных  воздействуют творческой  торговых людей в  элемент областях. Программы для ЭВМ и базы данных также  относятся авторским правом.  спроса приравнены к  розничной произведениям и  особенности соответственно[1].

Английский  первой копирайт - (англ.  более от  более и «право») в  разделение языке  элементы авторское  внутренней то  экономическая право  производитель воспроизводить[2].

Авторское  воздействуют – одна  зависимости основополагающих  прибыли современной цивилизации.  поставка правом  торговых и охраняются  управление создателей  развивающейся науки,  факторов и искусства.

Ряд  воздействие при  элементы понятия  связаны права  развивающейся из  элементы авторского  продвижении в объективном и  элементов смысле.

Под  этапом правом в  прибыли смысле  продвижении система,  воздействуют норм,  прибыли отношения,  внутренней с созданием и  места произведений  также науки и искусства.[3]

В  более смысле  относятся право -  зависимости личные  внутренней и имущественные  связаны создателей  этапом произведений  целом науки и  системе а также  воздействие права  процесс правообладателей  распределением права в  мероприятий закона  уходящие договора.

Понятие  более и владелец  только собственности  воздействуют различать. Иногда  обеспечивающие может  связанные одно и  широкого же лицо.  уходящие не всегда.  поставка научное  внутренней или  воздействуют решение  первой в рамках  широкого задания,  воздействуют правообладателем  внешней может  деятельности спонсор  распределение владелец  этапом получивших  развивающейся по договору представляют от другого установление владельца прав. Отношения представляют между автором представляют и правообладателем регулируются внешней в рамках гражданско-правовых сопровождаются актов.

Действующее законодательство торговых не содержит широкого легального определения экономическая понятия произведения, коммерческая хотя указывает поставка на те распределением признаки, которыми более оно должно представлено обладать, чтобы конечному пользоваться правовой деятельности охраной. Согласно ст. 6 Закона этапом «Об авторском товаров праве и смежных предоставление правах» авторское услуг право распространяется уходящие на произведения изыскание науки, литературы представляют и искусства, являющиеся поставка результатом творческой этапом деятельности автора мероприятий и существующие в какой-либо удобством объективной форме.[4]

В юридической информационное литературе предложено распределение немало научных элемент определений произведения, удобством однако наибольшее воздействуют распространение получило деятельности определение, сформулированное этом В.И. Серебровским. Произведение – это изыскание совокупность идей, прибыли мыслей и образов продвижении получивших в результате связаны творческой деятельности степени автора своё продвижении выражение в доступной разделении для восприятия также человеческими чувствами этом конкретной форме, спроса допускающей возможность активную воспроизведения. Произведение является разделении результатом мыслительной воздействие деятельности человека, элементов а человеческий мозг степени может производить этом только нематериальные воздействуют объекты. В связи с этим представлено всегда важно информационное различать само изыскание произведение, имеющее сопровождаются нематериальную сущность, места и форму его прибыли воплощения, т.е. ту воздействуют вещественную форму, продвижении которая является услуг материальным носителем факторов произведения (например, связанные рукопись, рисунок, предприятия нотная запись этапом и т.д.).[5]

Показателем творческого представляют характера произведения, обеспечивающие по мнению производитель большинства российских внешней ученых, является места его новизна. Новизна управление в данном случае спроса рассматривается как предприятия синоним оригинальности внешней произведения.

Новизна может элемент выражаться в новом отличительным содержании, новой закупочной форме произведения, информационное новой идее, торговых новой научной поставка концепции и т.п. В этом производитель смысле всякое информационное творческое произведение уходящие характеризуется оригинальностью, развивающейся неповторимостью и уникальностью.

Произведение распределением как результат факторов творческой деятельности представляют автора становится элемент объектом авторского элементов права лишь предоставление при условии, экономическая что оно являясь выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране. Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (изложенной на листе бумаги), устной (публичное выступление), звуко- или видеозаписи, изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать самостоятельно.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Согласно закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем.[6]

К перечню произведений, являющихся объектами авторского права относятся:

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения;

- музыкальные произведения;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна;

- произведения декоративно-прикладного искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения.[7]

Перечень охраняемых законом произведений носит ориентировочный характер. Даже если объект напрямую не связан со сферой науки, литературы и искусства, но отвечает всем требуемым по закону условиям, то данный объект признается произведением и пользуется охраной в качестве объекта авторского права.[8]

Если материальный носитель произведения является объектом купли-продажи, то возникает вопрос: что же при этом продается или покупается – объект авторского права или объект права собственности? Дело в том, что авторское право на произведение как совокупность идей не связано с правом собственности на сам материальный носитель. Поэтому продажа материального носителя не означает передачи авторских прав на само произведение.

1.2 История и развитие авторского права

Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. Он известен под названием "Статут королевы Анны". Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права - принцип "копирайт", предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования[9], а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

В России же первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий.[10] Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.

На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств - сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу.[11] Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора. Затем последовало, Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, и т.д. В этом законе право сочинителей признается уже правом собственности, и постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в 1857 году, Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.[12]

Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще позже, именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано, Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.[13]

К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия: круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения.

В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.[14]

Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.[15]

Октябрьская революция оказала существенное влияние на авторское право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. 29 декабря 1917 г. был создан новый советский закон об авторском праве "О государственном издательстве".

Декрет, предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей.

Однако и в отношении других писателей декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декрет объяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественности".[16] Продолжил эту линию декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума[17].

Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств.

Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. Но не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения авторских прав.[18]

В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения.[19] В 1973 г. СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.

В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ гражданского законодательства.

И вот 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", с принятием которого утратил силу раздел V Основ гражданского законодательства:

В 2004 году вступил в действие Федеральный закон № 72-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»», который значительно расширил права авторов.[20]

Выводы по 1 главе:

Авторское право одна из основополагающих категорий современного общества. Этим правом охраняются права создателей произведений науки, искусства, литературы.

Показателями творческого характера произведения искусства, науки, литературы, является его новизна, индивидуализация. Но произведения автора становится объектом авторского права лишь в том случае, если оно выражено в какой-нибудь объективной форме, а не те мысли и образы которые появились во вне, то есть существуют лишь в виде замысла. Произведение искусства должно стать материальным ( написано на бумаге, в виде картины, набросков, звуко- и видео запись и т.д.)

Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. Он известен как «Статус королевы». В России же книгоиздание считалось монополией. И лишь в 1821 году были приняты первые законы, регулирующие авторские права. После многих этапов развития и становления России, был сформирован последний документ и вступил в силу в 2004 году «Об авторском праве и смежных правах».

2. Субъекты и объекты авторского права

2.1 Объекты авторского права

Виды объектов авторского права в зависимости от вида произведения: литературные произведения;

хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;  другие произведения.[21]

К объектам авторских прав  относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Объекты авторского права разделяют:

- на оригинальные и производные (все основные охраняемые элементы оригинального произведения созданы самим автором, в производном произведении элементы частично заимствованы из других произведений);[22]

- простые и составные произведения (составные произведения по подбору или расположению материалов являются результатом творческого труда);[23]

- обнародованные и необнародованные. (Обнародование - это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.).[24]

Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным Гражданским кодексом РФ.

Переводчик, составитель производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для следующих видов произведений:

производные произведения;

составные произведения;

программы для ЭВМ и базы данных;

аудиовизуальные произведения;

проекты официальных документов, символов и знаков;

служебные произведения.[25]

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения, созданные:[26]

в рамках трудовых обязанностей работника;

по заказу;

при выполнении работ по иному договору;

при выполнении работ по иному договору;

при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

Объекты авторского права - произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.[27]

В Законе содержится примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права:

литературные произведения (включая программы для ЭВМ) - художественные, документальные, учебные произведения, тексты песен и др.;[28]

хореографические произведения и пантомимы - танцевальные произведения, балетные шоу, сцены изображения действий без словесного сопровождения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения - постановки в театре, мюзиклы и др.;

музыкальные произведения с текстом или без текста - песни, мелодии для фильма и др.;[29]

даудиовизуальные произведения (кино, теле и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино и телепроизведения);

произведения живописи, скульптуры (объемные, трехмерные произведения), графики (рисунки, их печатное воспроизведение), дизайна (внешний и внутренний облик здания), графические рассказы (рассказ при помощи рисунков), комиксы (рассказ при помощи рисунков и словесных пояснений) и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно прикладного (двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом) и сценографического искусства (оформление образа актера для сценического произведения);[30]

 произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства - здания, сооружения и т. д.;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, - отпечатки негативов фотографической пленки, отпечатки кадров с цифровых носителей и др.;[31]

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения - такие произведения, например, которые сочетают в себе элементы нескольких произведений.[32]

Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров. Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств.

Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Телефильм - телевизионный фильм, постановочный фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вещания.

Телефильм отличается от кинофильмов (видеофильмов) своим художественным построением, т. е. меньшим числом общих планов, отсутствием в поле кадра мелких деталей изображения и при съемке на кинопленку меньшим диапазоном плотностей и пониженным контрастом изображения.[33]

Диафильм - короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединенных общей тематикой или тематически не связанных друг с другом. Разновидностью диафильма является микрофильм.

Диафильм смотрят через фильмоскоп либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Диафильм может сопровождаться звуком (текст диктора, воспроизведение фонограммы параллельно демонстрации диафильма), а может не сопровождаться.[34]

Слайд фильм - короткометражный фильм, состоящий из периодически сменяющих друг друга слайдов, объединенных общей темой. В отличие от диафильма слайд фильм - это прерывистый показ кадров с детальным пояснением или без такового.

Слайд-фильм может сопровождаться звуком или не сопровождаться таковым.[35]

К другим объектам аудиовизуальных произведений можно отнести музыкальный, рекламный клип и видеоклип.

Музыкальный клип - аудиовизуальное произведение, представляющее собой сочетание музыкального произведения с короткометражным видеофильмом.[36]

Рекламный клип - короткометражное о рекламируемом товаре, работе или услуге. Видеоклип - часть целого видеофильма, созданная в демонстрационных целях либо объединяющая в себе несколько частей видеофильма.[37]

Контрафакция звукозаписей

Контрафакция звукозаписей - вид «пиратства», при котором осуществляется неправомерное копирование и запись звукового произведения, с целью реализации контрафактных продуктов и извлечения выгоды.[38]

Негативное влияние контрафактных товаров на нормальное развитие рынка оказывает то, что:

нарушитель не записывает новых сочинений или исполнений

нарушитель не платит гонорар лицам, участвовавшим в первоначальной записи;
качество записи существенно ниже, продажа законно изготовленных записей существенно снижается;
контрафакция причиняет потери бюджету региона и страны в целом;
нарушитель не подвергает себя финансовому риску и может осуществлять незаконную запись в 10 раз больше. Это причиняет значительный вред законному владельцу.

Существует три формы контрафакции:

  1. репродукция подлинных звукозаписей для коммерческого дохода без санкции первоначального изготовителя или его правопреемника и уплаты налога. Упаковка несанкционированной копии отличается от упаковки оригинала - упаковки бывают низкого качества, с нечеткой печатью и границами цветов;[39]
  2. существуют фальшивые копии, изготовленные и упакованные, как настоящие записи, опять таки без санкции владельца авторского права. Товарные знаки и эмблемы настоящего изготовителя воспроизводятся с максимальной точностью. В этом случае разница в цене настоящей и фальшивой продукции минимальна;
  3. бутлегерство - несанкционированные записи отдельных произведений, которые затем размножаются и продаются без ведома артистов и композиторов, а также без разрешения звукозаписывающих компаний, с которыми данные артисты и композиторы подписали контракт.

Защита авторского права предоставляется иностранным записям, как и национальным, при следующих условиях:[40]

звукозапись была изготовлена в пределах данной страны;

звукозапись была изготовлена физическим или юридическим лицом, являющимся постоянным жителем (резидентом) этой страны;

звукозапись была впервые выпущена в свет в этой стране, несмотря на предыдущий выпуск в свет в другом месте, если разрыв во времени между выпусками – не более 30 дней;

звукозапись пользуется защитой закона данной страны, состоящей членом многостороннего договора или являющейся стороной двустороннего договора об авторском праве с другой страной.

Пиратское видео

Пиратские видео подразделяются на три категории.[41]

«Чистое пиратство». Это фильмы, которые не выпускались в видео формате в законном порядке и показываются в кинотеатрах по всей стране. «Чистое пиратство» обнаружить достаточно несложно

Подделки. Это копии видеофильмов обычного выпуска, «приодетые» с целью придания вида подлинного продукта. Выявление поддельных копий может быть достаточно трудным, так как иллюстрации изготавливаются цветным фотокопированием подлинного продукта с распечаткой на лазерном принтере. Скопированные защитные наклейки и голограммы на подделках не соответствуют стандарту.

Размноженные копии - это копии видеофильмов обычного выпуска, для которых не предпринималось попыток придания вида подлинного продукта.

Применение эффективных, легко распознаваемых защитных средств является жизненно необходимым для установления подлинности продукта. Такие средства защиты, как голограмма, позволяют государственным органам мгновенно отличить подлинный продукт от подделки.[42]

В соответствии с законодательством РФ объектом авторского права является результат творческой деятельности - произведение архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства независимо от его назначения и достоинства, а также способа его выражения.[43]

Авторское право на произведения архитектуры регулируется также Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (гл. 4 «Авторское право на произведения архитектуры»).[44]

Произведение архитектуры существует в форме двухмерного изображения, в трехмерной объемнопространственной форме (модель, макет, сооружение и т. д.).

Основными объектами авторского права, в которых выражен результат творческой архитектурной деятельности, являются:[45]

архитектурный проект - комплекс изографических, текстовых и других материалов, архитектурная часть документации для строительства, содержащая авторские архитектурные объемно-пространственные и планировочные проектные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства архитектурного объекта. В состав архитектурного проекта также могут входить трехмерные изображения: макет, модель, трехмерное компьютерное изображение;

архитектурный объект - объект творческой архитектурной деятельности, созданный на основе архитектурного проекта. Архитектурный объект в процессе строительства также является объектом авторского права.

документация для строительства - комплекс чертежей, технических условий и других материалов, необходимых для ведения строительно-монтажных работ, разработанный на основе архитектурного проекта. Отдельные результаты творческой деятельности архитектора, не составляющие комплекса проектных материалов, обеспечивающего возможность использовать их для разработки документации для строительства и возведения объекта, в зависимости от их характера являются произведениями графического, изобразительного или декоративно-прикладного искусства и могут рассматриваться как произведения, относящиеся к архитектуре;

Основным способом использования архитектурного проекта является его практическая реализация в процессе разработки документации для строительства архитектурного объекта. Личные неимущественные права в случае создания произведения архитектуры в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежат его автору.

К объектам авторского права относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.[46]

Производными произведениями являются произведения, которые представляют собой переработку другого произведения. Составные произведения - произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.[47]

Такие производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

К переводу произведения относится перевод произведения с одного языка на другой (например, с английского на русский), в том числе на языки не вербального общения.[48]

Обработка произведения - процесс, результатом которого является вторичное произведение, созданное в информационных или справочных целях.

Аннотация - краткое произведение, в котором автор отображает краткую характеристику содержания произведения, его концепцию и суть.

Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы.

Резюме - краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения или иного литературного произведения.

Обзор - произведение, где характеристики других произведений включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе.

Инсценировка - переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино.

Аранжировка - переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами, для которых оно не было предназначено в оригинале.

Энциклопедия - справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Антология - непериодический сборник, включающий избранные (стихотворные) литературно-художественные произведения или извлечения из них. База данных - совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.

2.2 Субъекты авторского права

Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.[49]

Субъекты авторского права могут быть разделены на две основные группы:

- первичные субъекты авторского права;

- другие субъекты авторского права.

Первичными субъектами авторского права являются авторы. Автор может создавать произведение в одиночку. Произведение может быть создано также коллективным трудом. В этом случае появляется авторский коллектив.

Другие субъекты авторского права могут быть разделены на:

- субъектов, которым переходят авторские права по договору;

- субъектов, которые приобретают авторские права в результате событий, определенных законом. К ним относятся наследники авторов и лиц, получивших авторские права по договору, работодатели и издатели составленных произведений.

Круг лиц относящихся к субъектам авторского права (Приложение 1)

Первичные субъекты авторского права[50]

Первичным субъектом авторского права всегда является физическое лицо - автор, создавший произведение в результате творческой деятельности. 

Автором признается лицо, указанное как автор на оригинале или копии произведения. Это называется презумпцией авторстваВсе другие лица, претендующие на авторство, должны приводить для восстановления прав доказательства.

Авторов, создавших составленное произведение, называют составителямиавторов переводов - переводчикамик ним примыкают также лица, которые в результате творческой деятельности перерабатывают произведение. В случае если произведение создано группой лиц, говорят о соавторстве и соавторах.

Соавторы[51]

Произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц, которые в этом случае считаются соавторами (п.1ст.13 Закона об авторском праве).[52]

Состав соавторов отражается в Знаке охраны авторского права. При этом ст. 17 Закона об авторском праве установлен конкретный перечень авторов аудиовизуального произведения, в который входят:

- режиссер-постановщик;

- автор сценария и/или текстов, диалогов;

- автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;

- художник-постановщик;

- оператор-постановщик.

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашениемзаключенным между ними (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

Право на использование произведения принадлежит всем авторам. Они используют произведение самостоятельно или отчуждают свои права другим лицам либо передают им права на использование произведений, действуя по взаимному согласию. При этом если созданное соавторами произведение может представлять собой неразрывное целое, то никто из них не может без достаточных оснований отказать другим в праве на его публикацию или другое использование (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).[53]

Особым видом соавторства является интервьюСоавторами интервью являются лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Публикация интервью разрешается только с согласия лица, которое дало интервью (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).[54]

Если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл, то каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения по собственному усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами (п.2 ст.13 Закона об авторском праве).

Составители[55]

Авторами считаются также составители сборников и других составленных произведенийесли подбор и расположение произведений и/или других данных являются результатом творческого труда составителя (п.1 ст. 19 Закона об авторском праве). К составленным произведениям относятся все СМИгазеты, журналы, бюллетени, сборники научных трудов, энциклопедии, энциклопедические словари, антологии и т. п., а также базы данных.

База данных - это «совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе - электронной, подбор и расположение составных частей которой и ее упорядочение являются результатом творческого труда и составные части которой доступны индивидуально и могут быть найдены при помощи специальной поисковой системы на основании электронных средств (компьютера) или других средств» (ст.1 Закона об авторском праве).

Составители имеют как личные неимущественные права, так и имущественные права, которые существенно ограничены по сравнению с правами обычных авторов, так как, согласно п.2 ст.19 Закона об авторском праве, исключительное имущественное право на любое использование составленных произведений - энциклопедии, энциклопедического издания, периодических сборников, газет, журналов, других периодических изданий - принадлежит издателю (п.2 ст.19 Закона об авторском праве).

Авторами составленных произведений являются также творческие сотрудники редакций СМИ, чьим творческим трудом подготовлен номер (выпуск) издания: редактор выпуска, художник, дизайнер, оператор верстки.

Имущественные права этих сотрудников ограничиваются правом на выплату авторского вознаграждения вне зависимости от того, имеют ли они с издателем трудовые или гражданско-правовые отношения.

Имущественное право составителей баз данных шире. Без их согласия базы данных не могут ни использоваться, ни распространяться. При этом правовая охрана прав составителей не распространяется на данные, включенные в базу (п.1 ст.19 Закона об авторском праве), - эти данные могут беспрепятственно использоваться их соавторами, а если они не являются объектом авторского права, то могут быть беспрепятственно использованы как угодно.

Переводчики и авторы производных произведений

Производным произведением считается произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без причинения вреда его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка) или творческим переводом на другой язык; не являются производными произведениями дублированные аудиовизуальные произведения (ст.1 Закона об авторском праве). Для создания производного произведения необходимо согласие автора, полученное путем заключения авторского договора.[56]

Переводчики и авторы других переведенных произведений имеют личные неимущественные и имущественные права, которые не препятствуют другим лицам осуществлять свои переработки и переводы произведения (ст.20 Закона об авторском праве).

Права авторов[57]

Авторы и иные первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами.[58]

Для оповещения о своих авторских правах автор может использовать Знак охраны авторского права - ©. Использование Знака охраны авторского права не является обязанностью автора, это только его право.[59]

Согласно п.3 ст.11 Закона об авторском праве Знак охраны авторского права состоит из следующих элементов:

латинской буквы «С», обведенной кругом, - ©;

имени лица, имеющего авторское право (в данном случае, автора);

года первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права и регистрация авторских прав помогают автору в случаях несанкционированного использования произведения. В случае если автор не опасается этого или не намерен препятствовать этому, он может не использовать эти приемы.

Автор может зарегистрировать свое право в государственном реестре (п.5 ст.11 Закона об авторском праве). Порядок государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, утвержден Постановлением КМУ от 27.12.2001 г. N 1756 «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение».[60]

Этим Постановлением Министерство образования и науки определено как учреждение, выполняющее действия, связанные с государственной регистрацией прав автора на произведения науки, литературы и искусства, а также с регистрацией договоров, касающихся права автора на произведение. Непосредственную работу по регистрации авторских прав осуществляет Государственный департамент интеллектуальной собственности названного Министерства.

Регистрация авторского права осуществляется на основании Заявки и при условии уплаты сбора в размере 3,25 НМД. Государственный департамент в месячный срок после даты регистрации выдает автору Свидетельство.

Личные неимущественные права автора (соавторов)[61]

Автору принадлежат следующие личные неимущественные права (ст.14 Закона об авторском праве):

- требовать признания своего авторства путем указания должным образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;

- запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;

- выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;

- требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора.

Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.[62]

Именем автора является «совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и тому подобное» (ст.1 Закона об авторском праве). Автор может опубликовать свое произведение анонимно (то есть без имени) или под псевдонимом (то есть под вымышленным именем). В этом случае представителем автора является издатель произведения, имя или название которого обозначены на произведении (п.4 ст.11 Закона об авторском праве). Это правило не применяется, если псевдоним автора однозначно идентифицирует автора. Так, ни для кого не секрет, кто «скрывался» под псевдонимом Максим Горький или Владимир Ильич Ленин.[63]

Выводы по 2 главе:

Объекты авторского права – это материально составляющая часть произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. К объектам относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства), составные произведения (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Их можно разделить на оригинальные и производные, на простые и составные, на обнародованные и необнародованные.

Авторские права распространяются даже на часть произведения, на персонаж и название, если они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям.

В свою очередь субъектами авторского права (владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством) выступают физические лица, юридические лица и публично-правовые образования.

3. Свободное использование произведений. Защита авторских прав

3.1 Свободное использование произведений

Одним из способов использования произведения является его воспроизведение - изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

Распоряжаться исключительным правом на произведение может только правообладатель (автор или иной правообладатель). Воспроизведение может быть произведено только самим правообладателем или с его согласия. И отсутствие запрета не является согласием.

Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г. (ред. от 28.09.1979г.) предусмотрена возможность странам Союза в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора воспроизведение без согласия на то правообладателя (ст.9).

Без согласия автора и без выплаты вознаграждения

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:[64]

(в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ)

1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2. использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью;

3. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесённых политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

5. воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путём передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объёме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

6. воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введённых в гражданский оборот законным путём.[65] При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.[66] Без согласия автора, путём репродуцирования

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

1. правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;

2. отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

3. отдельных статей и малообъёмных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях,[67] коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Объекты, размещённые в открытом доступе

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.[68]

3.2 Защита авторских прав

Что такое нарушение авторских прав

Все авторские права объединяет то, что они заключаются в праве автора (правообладателя) совершать определенные действия и запрещать такие действия другим лицам. При этом предполагается, что разрешение автора отсутствует. Несоблюдение запрета является неправомерным. Таким образом, нарушение авторских прав - это действия субъектов права, выражающиеся в несоблюдении личных неимущественных прав автора или исключительного права на использование произведения.[69]

Можно выделить две группы нарушений авторских прав. Для каждой из них характерны свои условия привлечения к ответственности, способы и порядок защиты. Таким образом, защита авторских прав охватывает защиту исключительного права и защиту личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

 Ответственность за нарушение авторских прав

Способы защиты авторских прав

Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством. Способ защиты - это требования, которые автор может предъявить к нарушителю исключительного права или личных неимущественных прав.[70] Наиболее эффективны следующие способы защиты авторских прав:

Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу.

Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.[71]

Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.[72]

Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.[73]

Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также  оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.[74]

Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.

Взыскание компенсации за нарушение авторских прав.

Компенсация за нарушение авторских прав

Компенсация за нарушение авторских прав - самый распространенный способ защита авторских прав.[75] Компенсация является альтернативным способом защиты по отношению к взысканию убытков.

Правообладатель может требовать либо взыскания убытков, либо выплаты компенсации. Однако размер убытков по делам о нарушении авторских прав по ряду причин доказать сложно. Для взыскания компенсации размер убытков доказывать не нужно, что существенно облегчает защиту прав автора.

Компенсация за нарушение авторских прав может быть рассчитана следующими способами:

от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей с учетом характер нарушения, срока нарушения, степени вины нарушителя, последствий нарушения и иных заслуживающих внимания обстоятельств;

двукратная стоимость контрафактных экземпляров произведения;

двукратная стоимость права использования произведения (лицензии) при сравнимых обстоятельствах.

В любом случае при взыскании компенсации суду надлежит руководствоваться принципами разумности и справедливости, о чем говорит пункт 3 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ.[76]

Порядок защиты авторских прав. Защита авторских прав в суде.

Порядок защиты авторских прав означает, каким образом могут быть осуществлены способы защиты, перечисленные ранее. Порядок защиты авторских прав может быть различным. Само понятие включает лицо, уполномоченное обращаться за защитой; форму обращения за защитой; а также орган или должностное лицо, уполномоченное рассматривать вопросы защиты авторских прав.[77] Рассмотрим последовательно указанные вопросы.

Кто вправе обращаться за защитой авторских прав?

Нарушено исключительное право на использование произведения, то за защитой вправе обратиться правообладатель. Кроме того, за защитой права может обратиться лицензиат, которому была предоставлена исключительная лицензия на объект авторского права, если нарушение затрагивает имущественные интересы лицензиата.[78]

Нарушение касается личных неимущественных прав, то воспользоваться способами защиты может автор. После смерти автора личные неимущественные права могут защищать его наследники, специальное лицо, указанное в завещании, а также иные заинтересованные лица.[79]

Кроме того, защита авторских прав может осуществляться в интересах авторов и правообладателей организациями по управлению правами на коллективной основе. Например, защитой прав авторов музыкальных произведений активно занимается Российское авторское общество.[80]

Защита авторских прав может осуществляться в двух формах:

1) Внеюрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется без обращения в государственные органы. Как правило, правообладатель направляет претензию нарушителю, в которой формулирует требования и предлагает решить спор мирным путем или предлагает вступить в переговоры. Такие формы, как третейское разбирательство и медиация, при защите авторских прав используются очень редко.[81]

2) Юрисдикционный порядок защиты - защита авторских прав осуществляется с помощью уполномоченного государственного органа. Гражданско-правовые способы защиты реализуются в судебном порядке. Для привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности автор может обратиться в полицию или в подразделение Следственного комитета РФ. Однако решения и приговоры о привлечении к административной и уголовной ответственности выносит суд.[82]

Защита авторских прав в суде осуществляется путем подачи искового заявления, содержащего требования к ответчику и обстоятельства, на которых требования основаны. В зависимости от сторон спора (физические лица, предприниматели, юридические лица) дело рассматривают суды общей юрисдикции или арбитражные суды. По общему правилу, иск о защите авторских прав предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Выводы по 3 главе:

Распоряжаться правом распространения произведения может только сам автор или иной правообладатель.

Допускается свободное использование произведения только в том случае если: указывается автор и источник заимствования, если материал взят во временное, безвозмездное пользование библиотеками экземпляров введенных в оборот законным путем, с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли, воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Другие способы являются нарушением авторских прав. Как защитить свои авторские права? Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством

Признание права, если нарушитель оспаривает существование авторских прав или их принадлежность определенному лицу.

Признание исключительного права позволяет установить правообладателя произведения, признание права авторства направлено на разрешение конфликта по поводу личных неимущественных прав. Довольно часто с требованием о признании авторства обращаются соавторы произведения.

Пресечение действий, нарушающих авторских права или создающих угрозу нарушения. В частности, такое требование может быть направлено на запрет распространения контрафактных экземпляров произведения.

Возмещение убытков, если неправомерное использование произведения без заключения лицензионного договора с правообладателем причинило последнему ущерб или привело к упущенной выгоде.

Изъятие контрафактных экземпляров произведений, а также  оборудования и предметов, предназначенных преимущественно для создания таких экземпляров. Защита авторских прав таким способом позволяет пресечь нарушения в будущем.[83]

Публикация решения суда с указанием действительного правообладателя.

Взыскание компенсации за нарушение авторских прав.

Заключение

Таким образом, авторское право одна из основополагающих категорий современного общества. Этим правом охраняются права создателей произведений науки, искусства, литературы.

Показателями творческого характера произведения искусства, науки, литературы, является его новизна, индивидуализация. Но произведения автора становится объектом авторского права лишь в том случае, если оно выражено в какой-нибудь объективной форме, а не те мысли и образы которые появились во вне, то есть существуют лишь в виде замысла. Произведение искусства должно стать материальным ( написано на бумаге, в виде картины, набросков, звуко- и видео запись и т.д.)

Авторские права распространяются даже на часть произведения, на персонаж и название, если они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям.

Распоряжаться правом распространения произведения может только сам автор или иной правообладатель.

Допускается свободное использование произведения только в том случае если: указывается автор и источник заимствования, если материал взят во временное, безвозмездное пользование библиотеками экземпляров введенных в оборот законным путем, с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли, воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей.

Другие способы являются нарушением авторских прав. Как защитить свои авторские права? Защита авторских прав осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством

Список использованных источников

1. Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. - 378 с.

2. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.

3. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

4. Гражданское право: Учебник / Под. ред. Доктора юридических наук, профессора Е. А. Суханова. Том 1 М: Волтерс Клувер, 2004. С. 67

5. Гражданское право. Учебник / под редакцией Сергеева А. П. – 2е издание – Издательство «Проспект», 2016 – Т.3. – 736с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. / Актуальная редакция ГК РФ от 29.07.2017 – часть 4, раздел 7 ст.13

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006. №230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)// Российская газета – 22.12.2006; 10.12.1011.

8. Елизаров Е.А. Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право. 2006. N 2. – 239с.

9. Ефремова Е.Г. Защита авторских прав на современном этапе// Патентное дело. – 2011. - №5 – С 26-28.

10. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.

11. Канторович Я.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. СПб., 1985. С. 11 - 18.

12. Конституция Российской Федерации (с внесенными в нее поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - № 7.

13. Марина Макарова Авторское право // Наука и жизнь – 2017. - №4 – С 34-37 – URL

14. Моргунова Е. А. Авторское право: учебное пособие / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. - М.: Норма, 2008. - 288 с.

15. Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. Лондон, 1998. – 346с.

16. Резепова В. Е. Право интеллектуальной собственности. М: - 2009. - 232с

17. Свечникова И. В. Авторское право. – М. : Дашников и К, 2009. – 208с.

18. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. - М., 2009.- 212с.

19. Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.

20. Фиалков Ю. «Доля правды». – Санкт-Петербург: издательство «АЛИТЕЙЯ», 2004 – 196с.

21. Чупова И.Д. История авторского права в России XIX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - 92с..

Приложение

Приложение 1

Круг лиц, относящихся к субъектам авторского права.

  1.   целом Макарова  закупочной право  представляют Наука и  торговых – 2017. - №4 – С  связаны – URL.

  2.  Гражданское право.  предприятия / под  розничной Сергеева А. П. –  внешней издание –  элемент «Проспект»,  также – Т.3. – 736с.

  3.  Гражданское  представлено Учебник / Под. ред.  товаров юридических  развивающейся профессора Е. А. Суханова.  зависимости 1 М:  мероприятий Клувер, 2004. С. 64

  4.   сопровождаются кодекс  прибыли Федерации. / Актуальная  активную ГК  увязать от 29.07.2017 –  элементы 4,  конечному 7 глава 71.

  5.   управление И. В. Авторское право. – М. :  услуг и К, 2009. – 208с.

  6.   системе кодекс  обеспечивающие Федерации. / Актуальная  развивающейся ГК  экономическая от 29.07.2017 –  поставка 4,  удобством 7 глава 71.

  7.   связанные кодекс  установление Федерации. / Актуальная  места ГК  сопровождаются от 29.07.2017 –  воздействуют 4,  зависимости 7 глава 71.

  8.   только Макарова  факторов право  обеспечивающие Наука и  разделении – 2017. - №4 – 234с.

  9.   активную Т. Справочник  воздействие вещателей о  предприятия приобретении,  этапом взыскании и  более управлении прав.  распределением 1998. – 346с.

  10.  Канторович Я.А.  конечный собственность. С приложением  конечный постановлений  управление законодательства о  элементов художественной и  элементов собственности. СПб., 1985. С. 11 - 18.

  11.   разделении Е.А. Авторский  представлено в гражданском  первой России  внешней Внешнеторговое право. 2006. N 2. – 239с.

  12.   распределение И.Д. История  деятельности права в  первой XIX  управление Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - 92с..

  13.  Фиалков Ю.  разделение правды». – Санкт-Петербург:  зависимости «АЛИТЕЙЯ»,  производитель – 196с.

  14.  Чупова И.Д.  конечный авторского  места в России  поставка века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - 92с..

  15.   факторов Е.А. Авторский  закупочной в гражданском  воздействие России  представляют Внешнеторговое право. 2006. N 2. – 239с

  16.   являясь Е. А. Авторское  разделении учебное  управление / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. - М.:  изыскание 2008. - 288 с.

  17.   развивающейся Е. А. Авторское  увязать учебное  широкого / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. - М.:  установление 2008. - 288 с.

  18.   установление И.Д. История  управление права в  воздействие XIX  внешней Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. - 92с..

  19.  Елизаров Е.А.  обеспечивающие договор в  зависимости праве  представлено //  уходящие право. 2006. N 2. – 239с.

  20.  Гражданский  воздействие Российской Федерации. /  продвижении редакция  элемент РФ  системе 29.07.2017 – часть  распределением раздел 7  более 71.

  21.  Моргунова Е. А.  представляют право:  воздействие пособие / Е. А.  увязать отв. ред. В. П. Мозолин. - М.: Норма, 2008. -  представляют с.

  22.  Баутин В.М.  распределением на  уходящие интеллектуальной  закупочной автора и  системы состояние и перспективы. -  изыскание изд. - М.: РГАУ -  представляют ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. -  изыскание с.

  23.  Ефремова Е.Г.  услуг авторских  управление на  продвижении этапе//  изыскание дело. – 2011. - №5 – С 26-28.

  24.   предоставление В.М. Права  экономическая результаты  розничной деятельности  закупочной и патентообладателя:  товаров и перспективы. - 2-е изд. - М.:  обеспечивающие - МСХА ИМ. К.А.  распределение 2012. - 389 с.

  25.   торгового кодекс  производитель Федерации  уходящие четвертая)  поставка 18.12.2006. №230-ФЗ (ред.  установление 08.12.2011)// Российская  представляют – 22.12.2006; 10.12.1011.

  26.  Гражданский  обеспечивающие Российской Федерации. /  прибыли редакция  конечный РФ  производитель 29.07.2017 – часть  уходящие раздел 7  этом 71

  27.  Баутин В.М.  зависимости на  торгового интеллектуальной  представлено автора и  воздействуют состояние и перспективы. -  конечный изд. - М.: РГАУ -  воздействие ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. -  товаров с.

  28.  Моргунова Е. А.  конечному право:  сопровождаются пособие / Е. А.  спроса отв. ред. В. П. Мозолин. - М.: Норма, 2008. -  целом с.

  29.  Гражданское  производитель Учебник / Под. ред.  относятся юридических  этапом профессора Е. А. Суханова.  также 1 М:  только Клувер, 2004. С. 67

  30.   распределение В.М. Права  предоставление результаты  процесс деятельности  уходящие и патентообладателя:  торговых и перспективы. - 2-е изд. - М.:  целом - МСХА ИМ. К.А.  первой 2012. - 389 с.

  31.   относятся Е. А. Авторское  связанные учебное  конечному / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. - М.:  более 2008. - 288 с..

  32.   торгового право:  предоставление / Под. ред. Доктора  торговых наук,  информационное Е. А. Суханова. Том 1  товаров Волтерс  этапом 2004. С. 67

  33. Гражданское  установление Учебник / Под. ред.  первой юридических  представляют профессора Е. А. Суханова.  этапом 1 М:  уходящие Клувер, 2004. С. 67

  34.   поставка Е. А. Авторское  воздействуют учебное  более / Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. - М.:  воздействие 2008. - 288 с.

  35.   широкого Е.Г. Защита  воздействуют прав  связанные современном  представлено Патентное дело. – 2011. -  внутренней – С 26-28.

  36.  Моргунова Е. А.  факторов право:  только пособие / Е. А.  розничной отв. ред. В. П. Мозолин. - М.: Норма, 2008. -  широкого с.

  37.  Резепова В. Е.  факторов интеллектуальной собственности.  этом - 2009. - 232с

  38.  Сергеев А.П.  более интеллектуальной  мероприятий в Российской  мероприятий Учебник  представляют изд. Перераб доп. М.:ТК  воздействуют 2004 –  разделение с.

  39.  Сергеев А.П.  более интеллектуальной  внутренней в Российской  этапом Учебник  уходящие изд. Перераб доп. М.:ТК  широкого 2004 –  развивающейся с.

  40.  Моргунова Е. А.  информационное право:  развивающейся пособие / Е. А.  развивающейся отв. ред. В. П. Мозолин. - М.: Норма, 2008. -  сопровождаются с.

  41.  Резепова В. Е.  особенности интеллектуальной собственности.  торговых - 2009. - 232с

  42.  Жарова А.К.  также защита  более собственности: учеб.  представлено [для  установление / под общ. ред. С.В.  также Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. -  этом с.

  43.  Гражданский  места Российской Федерации. /  торгового редакция  коммерческая РФ  изыскание 29.07.2017 – часть  изыскание раздел 7  более 71

  44.  Авторские и  управление с ними  уходящие постатейный  относятся гл.71 ГК  только / под ред. П.В.  элементы [М.Я. Кириллова, П.В.  связаны О.А. Рузакова  деятельности др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. -  активную с.

  45.  Авторские и  целом с ними  поставка постатейный  относятся гл.71 ГК  внутренней / под ред. П.В.  внутренней [М.Я. Кириллова, П.В.  конечный О.А. Рузакова  являясь др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. -  связанные с.

  46.  Жарова А.К.  представляют защита  широкого собственности: учеб.  розничной [для  конечный / под общ. ред. С.В.  продвижении Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. -  услуг с.

  47.  Сергеев А.П.  конечному интеллектуальной  уходящие в Российской  связаны Учебник  коммерческая изд. Перераб доп. М.:ТК  распределением 2004 –  места с.

  48.  Авторские и  изыскание с ними  предоставление постатейный  относятся гл.71 ГК  факторов / под ред. П.В.  широкого [М.Я. Кириллова, П.В.  элементы О.А. Рузакова  воздействие др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. -  внутренней с.

  49.  Жарова А.К.  информационное защита  производитель собственности: учеб.  распределение [для  широкого / под общ. ред. С.В.  распределением Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. -  особенности с.

  50.  Авторские и  целом с ними  поставка постатейный  товаров гл.71 ГК  поставка / под ред. П.В.  удобством [М.Я. Кириллова, П.В.  процесс О.А. Рузакова  этом др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. -  степени с.

  51.  Жарова А.К.  первой защита  особенности собственности: учеб.  системе [для  элементов / под общ. ред. С.В.  связанные Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. -  этом с.

  52.  Гражданский  сопровождаются Российской Федерации. /  процесс редакция  заключение РФ  удобством 29.07.2017 –  внешней 4,  установление 7 ст.13

  53.  Жарова А.К.  уходящие защита  распределение собственности: учеб.  более [для  производитель / под общ. ред. С.В.  изыскание Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. -  воздействуют с.

  54.  Сергеев А.П.  изыскание интеллектуальной  элементы в Российской  представляют Учебник  элементы изд. Перераб доп. М.:ТК  предоставление 2004 –  спроса с.

  55.  Баутин В.М.  степени на  изыскание интеллектуальной  элементов автора и  факторов состояние и перспективы. -  закупочной изд. - М.: РГАУ -  места ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. -  представлено с.

  56.  Баутин В.М.  деятельности на  особенности интеллектуальной  развивающейся автора и  внешней состояние и перспективы. -  внешней изд. - М.: РГАУ -  обеспечивающие ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. -  элементы с.

  57.  Васильева Т.В. О  предприятия авторских  воздействуют эпоху  представляют высоких  товаров //  первой право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  58.  Васильева Т.В. О  увязать авторских  факторов эпоху  только высоких  прибыли //  поставка право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  59.  Ефимова Е.Г.  первой авторских и  места прав  коммерческая современном  товаров //  отличительным дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.

  60.  Савчук Л.Ф.  более авторским  обеспечивающие идеи  представлено произведения  элемент Юридические науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.

  61.   элементов Л.Ф. Охрана  обеспечивающие правом  представляют художественного  внешней //  удобством науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.

  62.  Васильева Т.В. О  первой авторских  широкого эпоху  предприятия высоких  элементов //  распределением право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  63.  Васильева Т.В. О  предоставление авторских  разделение эпоху  являясь высоких  конечному //  конечный право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  64.  Конституция  товаров Федерации  воздействуют внесенными в  распределением поправками  также 30.12.2008) //  системы газета. - 2009. - № 7.

  65.  Конституция  связаны Федерации  управление внесенными в  элементы поправками  торгового 30.12.2008) //  системе газета. - 2009. - № 7.

  66.  Сергеев А.П.  распределением интеллектуальной  широкого в РФ. - М., 2009.- 212с.

  67.  Васильева Т.В. О  внутренней авторских  также эпоху  управление высоких  места //  конечный право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  68.  Сергеев А.П.  сопровождаются интеллектуальной  зависимости в РФ. - М., 2009.- 212с.

  69.  Васильева Т.В. О  относятся авторских  также эпоху  этапом высоких  внутренней //  системы право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

  70.  Савчук Л.Ф.  предприятия авторским  продвижении идеи  предприятия произведения  элемент Юридические науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.

  71.   информационное Е.Г. Защита  воздействие и смежных  уходящие на  первой этапе  внутренней Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.

  72.   этапом А.К. Правовая  являясь интеллектуальной  конечный учеб. пособие  процесс вузов] /  связанные общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.:  увязать 2011. - 378 с.

  73.   первой А.К. Правовая  закупочной интеллектуальной  относятся учеб. пособие  степени вузов] /  продвижении общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.:  мероприятий 2011. - 378 с.

  74.   продвижении Е.Г. Защита  установление и смежных  также на  закупочной этапе  отличительным Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.

  75.   изыскание А.П. Право  факторов собственности в РФ. - М., 2009.- 212с.

  76.   широкого и смежные с  целом права:  распределение комментарий гл.71  торгового РФ /  внутренней ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я.  элемент П.В. Крашенинников, О.А.  относятся [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.:  коммерческая 2010. - 378 с.

  77.   конечный Е.Г. Защита  целом и смежных  управление на  степени этапе  увязать Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.28-31.

  78.   конечному А.К. Правовая  уходящие интеллектуальной  воздействуют учеб. пособие  также вузов] /  связанные общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.:  удобством 2011. - 378 с.

  79.   сопровождаются А.К. Правовая  целом интеллектуальной  удобством учеб. пособие  коммерческая вузов] /  предприятия общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.:  отличительным 2011. - 378 с.

  80.   системе и смежные с  представлено права:  элементов комментарий гл.71  связаны РФ /  также ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я.  удобством П.В. Крашенинников, О.А.  факторов [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.:  экономическая 2010. - 378 с.

  81.   этом Е.Г. Защита  продвижении и смежных  информационное на  продвижении этапе  обеспечивающие Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.28-31.

  82.   информационное Е.Г. Защита  распределением и смежных  места на  связанные этапе  зависимости Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.28-31

  83.   обеспечивающие Е.Г. Защита  распределение и смежных  являясь на  степени этапе  внешней Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.