Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные проблемы семейного воспитания (Пути решения проблем в воспитании ребёнка)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Роль семейного воспитания актуальна на протяжении многих веков. В современном мире семейное воспитание хоть и уходит на второй план, но всё же не перестаёт быть актуальным. На данный момент воспитание оценивается различными способами – от утверждения его полной ненужности и до признания его единственным средством изменения человеческой натуры. Характерной чертой воспитания является самореализация в детях, то есть отражение своего собственного «Я» в детях.

В современном мире можно заметить изменения в ценностях родителей. Это легко проследить по поведению детей. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, подчинение детей родителям.

Актуальность данной проблемы заключается в её направленности на решение проблем взаимоотношения детей и родителей. В стремительно изменяющемся современном мире, где ценности появляются и исчезают за считанные минуты, родитель, будь то отец или мать, должен иметь представление о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогики. Родителям необходимо быть в курсе исследований специалистов в области воспитания ребенка и развития личности в нём.

Именно от родителей в первые годы жизни ребёнок получает всю информацию, именно в семье получает первый жизненный опыт, опираясь на действия своих родителей. Очень важно, чтобы родители были готовы ко всему, чтобы ребёнок воспитывался на конкретных примерах своих родителей.

Вопросы семейного воспитания являются главной темой для размышления многих психологов и педагогов. В своей работе я обращалась к высказываниям А.С. Макаренко, П.Ф.Лесгафта, Е.В. Кагана, Ю.П. Азарова, Ф.Я. Байкова, Л.Б. Филонова, А.Г. Анцыферовой и других. Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» Макаренко показал, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, не исключая, а наоборот, приумножая роль ребёнка в семье.

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая «золушек» в семье).

Можно утверждать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Целью работы является обоснование и доказательство такого факта как признание семьи социальным институтом формирования личности.

Объект исследования курсовой работы – профилактика и коррекция неправильного семейного воспитания.

Предмет исследования – процесс формирования личности в первичной ячейке общества, семье.

Задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. Теоретический анализ семейного воспитания в психолого-педагогической литературе.
  2. Психолого - педагогическое обоснование семейного воспитания.

Обосновать: процесс семейного воспитания как главнейший фактор развития личности.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассматривается значимость семьи в становлении личности. Детально описываются её функции и методики развития воспитания в подпунктах. В первой главе также рассмотрены исследования зарубежных и отечественных педагогов. Во второй главе уделено внимание современному типу семьи, её проблемам в данный период. Третья глава посвящена решению трудностей семейного воспитания.

Глава 1. Семья как фактор формирования личности

Развитие в детстве и в юношеские годы во многом влияет на формирование таких качеств, как духовное богатство личности, интересы и потребности, способности и направленность. Выделяются в основном три фактора, которые влияют на развитие человека: воспитание, среда, наследственность. Развитие - это последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе, которые происходят в человеке. Развитие во многом зависит от наследственности.

В своей работе я использовала такой термин, как «формирование», то есть изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, происходящие под влиянием определенных факторов. Формировать – организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять обучение и воспитание, воздействовать на него так, чтобы развить какое-либо качество.

Существует множество факторов, которые влияют на формирование личности, но мы остановимся на одном самом главном факторе – семья. Что же такое семья? В широком смысле, это социальный институт, базовая ячейка общества, которая характеризуется такими признаками, как: добровольность вступления в брак, общность быта, стремление к рождению, социализации и воспитания детей.

Ни для кого не секрет, что семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют важнейшую роль в жизни ребёнка. Чувства, которые возникают между детьми и родителями, определяются главным образом тем, что забота родителей важна для поддержания самой жизни ребёнка. Безгранична и беспредельна любовь каждого ребёнка к своим родителям.

Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – это гарантия и источник благополучия человека, поддержания душевного и телесного здоровья.

Именно поэтому самой главной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте внимательно и с любовью.

И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. В современном мире найдётся немало примеров того, как родители своим отношением портят жизнь своим детям, вследствие чего те опускаются на социальное дно. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в том, что родители его любят как раз и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что это может привести к развитию эгоизма, себялюбия у ребёнка. Родители ошибочно полагают, что именно любовь приведёт к избалованности.

По их мнению, именно от ощущения любви, важности для своих родителей дети порой становятся чрезмерно эгоистичными. Наоборот, эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Ведь если любовь не проявляют родители, то ребёнку больше не от кого ждать заботы, и он полагается только на самого себя.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это многофункциональное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, так как контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание общения с родителями дают возможность почувствовать и осознать детям всю родительскую любовь. Основа для сохранения общения – это искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребёнка.

В данной работе я хочу уделить внимание семьи, которая выступает и в качестве социальной ячейки общества и в то же время как важнейший фактор формирования личности. Можно сделать небольшой вывод о том, что семья играет огромнейшую роль в формировании личности человека. Ни одно общество, социальная ячейка или малая группа людей не может так повлиять.

1.1 Семья и ее социальные функции

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, которая основана на брачном союзе и кровном родстве, члены её связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью, схожестью ценностей. Этот древнейший институт человеческого общества прошёл сложнейший путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

Семья - сложная многофункциональная система, которая выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи – это, в первую очередь, способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям можно отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. (Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. -М.-1989,стр.292-293.).

Но роль семьи не сводится к роли так называемой «биологической» фабрики, то есть одному лишь продолжению рода. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России, что связано изменением ценностей, понятием о смысле жизни и увеличении желания «быть одному».

Человек приобретает ценность для общества только в том случае, если он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения и взгляды, ценности и мировоззрение ребенка. (Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. -М, 1910.-С. 5.) Поэтому выделяют воспитательную функцию, которая имеет огромный общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, которые защищают человека от стрессовых ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие и сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Лишь семейные отношения, отношения родителей к детям могут спасти человека от быстро изменяющегося ритма современной жизни.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности (Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. -- В кн.:Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. -- М., 1992. -- С. 72--73.)

Функции семьи изменяются в период социально-экономических преобразований в обществе. Главной в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, которая подчиняет себе все остальные: глава семьи, мужчина, был организатором общего труда, дети рано включались во взрослую жизнь.

Экономическая функция полностью определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не исчезла, но слегка изменилась. Наиболее полно, на мой взгляд, функции современной семьи представлены финским педагогом Ю.Хямяляйненом. Он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции.

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи по Хямяляйнену:

1.Этап формирования семьи. В этот этап входят: создание партнерских отношений, укрепление этих отношений между супругами; создание сексуальных отношений, которые будут удовлетворять обоих; развитие понимания между супругами, позволяющее каждому без стеснения проявлять свои чувства, поддержание хороших отношений с родителями супруга, его(её) родственниками; распределение времени между домом и работой; умение выслушать другого; беседа между супругами о будущем развитии семьи.

II. Семья, которая ждёт ребенка, и семья с младенцем. В этом этапе Хямяляйнен выделяет следующее: привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, которое не перегружает ни одного из родителей. Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей: появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами и речью.

III. Семья с ребенком дошкольного возраста. Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд: поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений и беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье - открытых, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; развитие отношении с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей. Преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена): проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или как папа.

IV. Семья школьника. По Хямяляйнену это значит - воспитать у детей интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников, получение навыков, которые необходимы для школьного образования; стремление быть полноправным членом семьи и готовым к сотрудничеству; постепенная обособленность от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают, ценят и прислушиваются к мнению; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, которые позволяют четко излагать свои мысли; осознание значения причинно-следственных связей и формирование естественно-научной картины мира.

V. Семья с ребенком старшего школьного возраста. Передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами всей семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере - взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца или пример взрослой женщины, жены, матери; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности; Для ребёнка характерно следующее - положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, обособление от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, отношениям, браку, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения.

VI. Семья со взрослым ребенком, входящим в мир. Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь у родителей; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брак; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; знакомство и поддержание дружеских отношений с будущими родственниками; создание хороших отношений между собственной семьей и осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношении при формировании семьи. Партнерские функции.

VII. Семья среднего возраста (“пустое гнездо”). Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки и дедушки.

VIII. Постаревшая семья. Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить годы.

Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни так же выделяются - проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если им это необходимо, материальная и духовная; частое проведывание, подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки).

Семья представляет собой слаженную систему, в которой у каждого человека есть определённое место и определённая функция. С появлением ребёнка в семье происходит изменение семейной структуры, изменяются функции и назначение отдельных составляющих, определяется место, которое будет занимать каждый член этой структуры. Согласно этапам развития семьи, обязательства могут изменяться, но, ни в коем случае, один человек не должен занимать место другого. При этом вся система в целом начинает работать по-другому. Важно, чтобы жизнь семьи вмещала жизнь каждого. Лишь при соблюдении этого правила семья будет функционировать как система, она будет цельной и гармоничной.

Хотелось бы обратиться к словам американского психотерапевта. Н. Акерман пишет, что семья как система функционирует под воздействием двух законов: закона гомеостаза, где каждая система стремится сохранить своё положение, каким бы оно ни было, и закона развития, в котором каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл, то есть некую последовательность смены событий, которую проходит любая семья.

Поэтому, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в различные периоды истории функции семьи претерпевали изменения, ценности менялись, роль каждого родителя изменялась, но не теряла значимости.

1.2 Семейное воспитание в развитии ребенка

Родительский труд допускает совершение множества ошибок, поражений, недочётов, но только в том случае, если за этим всем идёт победа. Воспитание в семье - это та же жизнь, что и среди других людей, и поведение родителей и даже их чувства к детям сложны, часто необъяснимы, изменчивы и во многом противоречивы. К тому же, практически в любой семье родители не похожи друг на друга, так как и не похожи дети между собой. Отношения с ребёнком, так же, как и с каждым человеком, очень сильно индивидуальны и неповторимы.

Представим такую ситуацию. В семье родители совершенны во всём, знают ответ на любой вопрос, могут решить любую задачу. В этом случае у ребёнка никогда не будет потребности в самостоятельном познании мира, самостоятельном поиске ответов на все интересующие вопросы. Поэтому необходимо проявить в ребёнке любопытство, подтолкнуть к самостоятельному поиску ответов и так же не забывать учить его делиться результатом своего поиска.

Родители составляют самую первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют огромнейшую роль в жизни каждого человека. Ведь именно поэтому мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту к родителям. Вместе с тем чувства, которые описывают отношения ребенка и родителей, - это особенные чувства, которые отличаются от других эмоциональных связей. Специфичность чувств, которые возникают между детьми и родителями, определяется тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни внутри ребёнка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человечка.

Любовь каждого ребенка к своим родителям бесконечна. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, душевного, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – это источник и гарантия благополучия каждого человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. (Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - С. 158.)

Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а помощником в развитии семейных отношений. Только в том случае, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все её цели и планы, исчезает привычный монолог воспитания, уступая место настоящему диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. (Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. -- В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. -- М.: Просвещение, 1982,с.57-59.)

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком значительно трудно. Обычно консервативно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью, материальной независимостью - ребёнок в этом плане уступает взрослым, так как даже его физические способности далеко отстают от взрослых членов семьи. Ребёнок полностью зависит от родителей. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства в семье.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда объект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном самосовершенствовании.

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот факт, что благодаря детям воспитательный процесс действует и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих душевных качествах.

Для подтверждения хочу представить слова Я.Корчака, который обращаясь к родителям, писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».

Равенство позиций вовсе не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Проще говоря, родителям следует просто вспомнить своё собственное детство.

Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих собственных детей. (Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. -- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -- М., 1992. -- С. 70-75.)

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребёнка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.

Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, на мой взгляд, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует полностью отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, во все времени для большинства родителей являются привычными высказывания, типа: «Бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила! Негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!», «Твои ровесники почему-то умнее!»

Родителям необходимо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым оно не казалось, в какой бы ситуации не произошло, наносит серьёзный вред ребёнку, нарушает уверенность в родительской любви и понимании со стороны взрослых. Это ведёт к тому, что у ребёнок будет более закрытым в последствии. Необходимо выработать для себя правило не оценивать поступок из самой личности ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие его.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений, поражений и неудач. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть» (Сатир В. Как строить себя и свою семью. -- М.: Педагогика-пресс, 1992. -- С. 38.)

Но если хвалить ребенка за то, что имеется, он останавливается в своём развитии. Как же похвалить, если известно, сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка не только принятие, похвала или гнев, воспитание состоит во многом из других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье.

Здесь же я уделяю внимание реализации любви, созидании правильной эмоциональной основы, правильного контакта между ребёнком и родителями. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой он есть, базируется на признании и вере в его развитие, а значит и в постоянное совершенствование ребенка, поддержание его стремлений, увлечений на понимание бесконечности познания человека, даже если он ещё совсем мал.

Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во всё хорошее и сильное, что есть в каждом ребенке, пусть даже самом «испорченном». Истинная любовь поможет родителям отказаться от установления стереотипных знаний о слабостях, недостатках и несовершенств ребёнка, направит воспитательные усилия на подкрепление только положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души его.

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий. (Харчев А.Г. Социология воспитания. -- М., 1990,с.78-81.)

Важно осуществлять оценку не личности ребёнка, а его поступков и действий. Действительно, если назвать своего ребенка неумелым, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его своё поведение, это даже может развить конфликт между родителями и ребёнком. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче будет ребёнку самому оценить свои действия и обдумать тот или иной поступок. Он будет ошибаться, понимание неправильности поступка придёт постепенно, но рано или поздно до него дойдёт. Важно лишь направлять его в сторону понимания и признания ошибок. ( Островская Л.Ф. Педагогические знания-родителям.-М.,1989,с. 135-136.)

Контролировать негативные оценки родителей необходимо ещё и потому, что за этими оценками стоит и плохое настроение, недовольство собственным поведением, усталость, раздражительность. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие же дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление начала «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребёнка, принимающих родителей. (Азаров Ю.П. Семейная педагогика.-М.,1994,с.84-86.)

Связь между родителями и ребёнком относится к наиболее сильным человеческим связям. Сложность живого организма говорит об уровне увеличения зависимости от материнского организма. Без такой связи невозможно развитие, слишком раннее прерывание данной связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к высоко сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым от материнского организма. Ему также всегда будет необходим контакт с себе подобными, так как является биосоциальным существом.

Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорит психолог А.Н.Леонтьев, - это разъятое, разделённое существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители, наоборот, стараются как можно дольше её удержать.

Родители стараются уберечь детей от жизненных опасностей, основываясь на собственных ошибках, предостеречь, удержать, поделиться своим опытом. Молодёжь же, наоборот, хочет приобрести собственный жизненный опыт, познавать новое самостоятельно, зарабатывать собственные ошибки. Этот так называемый семейный конфликт порождает множество проблем, причём проблемы обособленности начинают проявляться довольно рано, практически с самого рождения ребенка.

Действительно, данная проблема в общении с ребёнком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. Первые самостоятельные шаги и первое «Я - сам!», выход в более широкий мир, знакомство со сверстниками, поход в детский сад. Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы общения.

Решением заданной проблемы станет регулирование понимания возраста ребёнка, оценка его действительных возможностей с последующим предоставлением самостоятельности. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребёнку. Известный факт, что семьи сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, которую они предоставляют своим детям.

В одном случае 6-летний ребёнок выполняет различные задания, которые ему дают родители: поход в магазин, прогулка с братьями и сёстрами младшего возраста, самостоятельный путь в школу, к друзьям. В других случаях встречается всё чаще такие ситуации, в которых ребёнку не доверяют практически любое задание, не отпускают одного, охраняя его безопасность, отчитывают абсолютно за любой проступок, все его действия строго контролируются. (Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,1985,с.53-55.)

Необходимо иметь в виду, что дистанция, которая устанавливается в семье, связана с более общими факторами, определяющими процесс воспитания. Это, прежде всего, связано с мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, которые обозначаются одним словом «мотив». В личности человека все мотивы выстраиваются в определённую, индивидуальную для каждого подвижную систему. Одни мотивы становятся главными, определяющими, значимыми, а другие отступают на второй план.

Другими словами, любая человеческая деятельность может быть определена через мотивы, побуждающие её. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами.

Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями. (Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. -- М., 1983,143-144.)

На основании всего вышесказанного, я опять подчёркиваю важность семейного влияния на развитие человека. Контакт между обоими родителями ярко отражается на развитии детей. Родители должны следить за своим поведением не меньше, чем за поведением детей.

1.3 Исследования проблем семейного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике

А.С. Макаренко впервые в отечественной педагогике коснулся вопроса о структуре семьи. Антон Семёнович утверждал, что единственный ребёнок в семье является более трудным объектом воспитания, независимо от материальной состоятельности, моральных убеждений и готовности к воспитанию детей у супругов. Он утверждал следующее: «Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребёнком».

Единственный ребёнок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребёнке, обыкновенно превышают нормальную, допустимую норму. Очень часто единственный ребёнок привыкает к своему исключительному положению, и становится настоящим деспотом в семье, развивается нарцисстические черты характера, эгоизм. Для родителей очень трудно бывает остановить свою любовь к нему и свои заботы, и волей-неволей они воспитывают эгоиста. (А.С. Макаренко «Человек должен быть счастливым», 2009)

Антон Семёнович отдавал предпочтение большой или многодетной семье. Пример такой можно найти в «Книге для родителей», в лице семьи Веткиных. Он говорит о том, что в большой семье любовь и забота родителей равномерно и в должной мере распределяется на всех её членов. Такая семья ставится в противоположность тем семьям, в которых воспитывается лишь один ребёнок, который составляет весь смысл будущей жизни своих родителей и их старости. Вследствие этого, отмечает автор, родительская любовь приобретает «гиперболизированную» форму, со временем превращая родителей в «прислугу» для ребёнка. Отсюда и первые ростки избалованности в поведении.

Выделяя исключительное значение многодетной семьи, Макаренко утверждал, что только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. В большой семье ребёнок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимодействия. Жизнь такой семьи предоставляет ребёнку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ним проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребёнку недоступны.

Раскрывая данный вопрос, Макаренко также затронул тему неполных семьях, в которых один из родителей покидает семью по той или иной причине. В основном, причиной становится «серость» брака, кризис отношений.

Он высказывал такое суждение, что при возникновении подобных ситуаций наиболее правильным является проявление альтруизма и даже жертвенности со стороны родителей, которые на первое место должны, всё же ставить потребности своих детей, а не собственные нужды и желания: «Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение».

Другой выдающийся педагог В.А.Сухомлинский в данном вопросе обратил своё внимание на институт брака, подчёркивая его исключительную важность в вопросе построения молодой семьи и дальнейшего рождения, воспитания и социализации в ней детей.

Василий Александрович обратил своё внимание и на то, что молодое поколение советских граждан не обладает достаточным количеством необходимых знаний в вопросе человеческих взаимоотношений. Ответственность за это он возложил на плечи педагогов, которые должны были оказывать самую нужную поддержку в данном вопросе, должны были учиться говорить с молодыми людьми о любви, браке, деторождении, человеческой верности и прочих жизненно необходимых вещах. Отсюда и непонимание, незнание, неуверенность в своих действиях.

Сухомлинский считал, что педагоги должны, в первую очередь, стремиться передать те знания, которые будут в будущем способствовать дальнейшему гармоничному развитию личности, помогут построить правильные семейные отношения, потому что такое незнание в этой сфере со временем скажется на детях, которые воспитываются в подобной семье.

В той семье, где родители не знают, как необходимо обустраивать свою семейную жизнь, как необходимо строить свои взаимоотношения с партнёром и что, в целом, представляет собой умение жить в браке, дети обречены на горе и слёзы, на потерю счастливого детства и тяжелую дальнейшую взрослую самостоятельную жизнь. Причём, имея в запасе такой жизненный опыт от родителей, зачастую дети просто не видят смысла в браке и предпочитают жизнь в одиночестве семейному очагу.

Отвечая на вопрос о том, что представляет собой жизнь в браке, Василий Александрович, в своём труде «Мудрость педагогической любви», приводит следующее определение: «…жить в браке - это значит ежечасно соприкасаться мыслью, сердцем, чувствами с человеком, сначала с мужем, с женой, а потом и с детьми. Это очень сложно и тонко - постигнуть разумом и сердцем, казалось бы, на первый взгляд, простые жизненные вещи. Эти вещи требуют большой мудрости матери, отца, педагога. И если мы по-настоящему будем открывать перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми, осмотрительными, не будет того легкомыслия, которое ещё есть сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей».

Василий Александрович, занимая должность директора в школе, учредил в ней так называемый «родительский институт» или «школу для родителей».

Он полагал таким образом решить проблему сложности взаимоотношений между детьми и родителями. Главное отличие института от родительского собрания заключалось в том, что на данных занятиях педагоги выбирали своей целью конкретно разобраться, что значит воспитывать детей, подростков, юношей и девушек. Здесь не провозглашалось банальных, стереотипных лозунгов и призывов, к которым, в определённых случаях, сводились родительские собрания, здесь давались дельные советы отцам и матерям, разбирались конфликтные ситуации и проблемы, которые могут появиться в определённой семье. В состав института вошло 7 групп.

Первая группа была создана специально для молодых людей, у которых ещё не было детей. Во второй родители, дети которых были дошкольного возраста. Все следующие группы были посвящены детям различных возрастных групп. Так, в группе молодожёнов, разговор в основном вёлся о культуре человеческих взаимоотношений, об умении управлять своими желаниями, умении любить и уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой.

Культура человеческих желаний, согласно словам Сухомлинского, - «это, прежде всего умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который даёт простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний. Разводиться торопятся, прежде всего, эгоисты, индивидуалисты - те молодые люди, для которых собственные желания превыше всего».

Доктор педагогических наук, автор множества работ по проблемам воспитания Ю. П. Азаров, рассматривал вопрос семьи и семейного воспитания, в своей книге «Семейная педагогика» и считал наиболее существенным такое воспитание, которое должно опираться на индивидуальные потребности каждого ребёнка, стремясь, таким образом, к воспитанию гармонично развитой, здоровой и, пожалуй, самое главное - счастливой личности. Он твёрдо утверждал, что «наука о воспитании - это наука о том, как сделать человека счастливым».

Хочу обратить внимание на то, что в данном утверждении главным является то, что оно представляет собой логическое продолжение мыслей А.С. Макаренко, который считал категорию счастья высшей нравственной обязанностью каждого человека. Именно Макаренко первым в отечественной педагогике высказал вызывающее резонанс, смелое и оригинальное суждение о том, что ребёнка должны воспитывать такие родители, которые живут полноценной, здоровой и счастливой жизнью. Это вовсе не означает, что родители должны ставить на первое место собственные потребности и интересы, тем самым проявляя высокую степень эгоистичности и даже эгоцентризма по отношению к нуждам своего ребёнка.

Он лишь хотел подчеркнуть, что каждый родитель должен являться таким образцом и примером для подражания, к которому будет стремиться ребёнок, кому он будет подражать на основе собственного желания и заинтересованности. А вызвать в ребёнке подобное стремление возможно лишь в том случае, когда родители, в первую очередь, сами являются счастливыми, гармонично развитыми, здоровыми людьми и не приносят свою собственную жизнь «в жертву» для жизни ребёнка, как это делают некоторые супружеские пары, которые неправильно воспринимают смысл воспитания детей.

Жизнь родителей не должна «замещаться» жизнью ребёнка, ребёнок должен лишь являться одной из её главных составляющих, являться её продолжением и развитием, но не исключать её вовсе: «Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью, а родители, которые сами ходят обтрёпанные, в стоптанных башмаках, отказывают себе в том, чтобы пойти в театр, скучно, добродетельно жертвуют собой для детей, - это самые плохие воспитатели. Сколько я не видал хороших весёлых семейств, где отец и мать любят пожить, не то что развратничать или пьянствовать, а любят получить удовольствие, там всегда бывают хорошие дети». Именно на основании этих рассуждений Ю. П. Азаров вывел один из своих самых главных педагогических принципов - принцип воспитания «счастливого ребёнка». Осуществление данного принципа на практике содержит в себе многие аспекты, один из которых я уже указывала, - это счастливые родители.

Также Азаров выделил такие составляющие, как: чёткое понимание предъявляемых к ребёнку требований, соблюдение в воспитании меры практичности и чувствительности, силы воли и доброты, способности переносить трудности и душевной щедрости, педагогическая интуиция, обучение ребёнка достойному преодолению трудностей и преград, зарождение в душе ребёнка потребности в полезной деятельности.

Самой большой опасностью, по мнению Азарова, которую несёт в себе подобное воспитание, является «лень души» или равнодушие, детская бессердечность: «Конечно, детская бессердечность - это самое тяжкое горе. Истоки её в том, что ребёнок, находясь в своеобразном счастливом окружении, просто не желает замечать ни горя, ни одиночества, ни других сложных переживаний взрослых. Детская жестокость нередко является следствием «избытка здоровой психики», которая не хочет соприкасаться с людской болью. Но она, эта детская психика, будет по-настоящему здоровой, когда смягчится участием в чьей-то чужой судьбе».

В решении данной проблемы Азаров настаивает на правильном воспитании в ребёнке такой черты характера, как доброта. Но он подчёркивает, что эта черта не должна ассоциироваться в сознании ребёнка с понятием «жертвенность». Для правильного развития доброты в душе ребёнок должен научиться постигать радость благородного поступка как высшей меры проявления человеческого духа в частности. И, таким образом, Азаров приходит к интересному выводу: «Если вы научите ребёнка любить - вы научите его всему!».

Также хотелось бы обратить внимание на деятельность известного американского врача-педиатра Бенджамина Спока, который впервые начал изучать психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. В своей книге «О воспитании детей» Бенджамин Спок приводит множество различных и даже революционных идей и принципов, которые касаются детского воспитания.

Одним из ключевых положений в данном труде является призыв к тому, чтобы отказаться от сравнения своего ребёнка с другим для достижения лучших результатов в воспитании. Этот принцип напрямую связывается со взрослым, капиталистическим обществом, как с американским, так и европейским, главной отличительной чертой которого, по мнению Спока, является жёсткая конкуренция.

Хотелось бы отметить, что на данный момент такая проблема приобрела актуальность для всего мирового сообщества в целом, а не только для американского или европейского общества. Вместо того чтобы воспитывать детей, ставя перед ними как самую важную цель стремление к постоянному лидерству и превосходству над окружающими, Спок предлагает мотивировать и вдохновлять детей духовными идеалами, такими, как взаимопомощь, сотрудничество, добро и любовь. Дети не должны стремиться, любыми средствами вырваться вперёд, зачастую за счёт подавления и угнетения всех остальных, так сказать, более слабых представителей человечества.

Спок призывает общество воспитывать в детях как одну из ведущих ценностей - альтруизм, в котором так нуждается весь современный мир. Эта ценность может быть привита детям, в первую очередь, на основании личного примера родителей, которые должны стремиться воспитывать детей в атмосфере любви и добра. Таким образом, родители будут доказывать, что помощь окружающим не только необходима для нравственного развития личности, но и способна доставлять истинную радость и удовольствие тому, кто её оказывает.

Также для осуществления данного принципа на практике Спок предлагает достаточно революционный метод - полную отмену традиционного оценивания в школе: «Оценки настраивают каждого учащегося против остальных. Они отучают ребёнка думать. Вместо этого прививается навык бессмысленно заучивать всё сказанное учителем или написанное в учебнике. Цель любого обучения - воспитать личность, готовую к трудовой, гражданской, самостоятельной, семейной деятельности. Её можно достичь, мотивируя к размышлению, действиям, чувствам, желанию экспериментировать, ответственности, инициативности, решению проблем и созданию чего-либо».

При этом Спок не опирается только лишь на собственные рассуждения, которые ничем не подкреплены на практике. Он доказывает результативность этого метода, приводя пример из своей педагогической практики в медицинском колледже, где отсутствовала система оценивания, и обучение проходило успешно. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что у каждого психолога, учителя, педагога свой подход к воспитанию детей. Но все они во многом сходятся во мнении, что в первую очередь меняться нужно самим родителям.

Так, например, А.С. Макаренко уделял большое значение структуре семьи и роли родителей в воспитании подрастающего поколения. В. А. Сухомлинский полагал, что главная проблема неправильного воспитания заключается в неподготовленности молодых родителей к семейной жизни. Ю. П. Азаров выделил свой принцип воспитания детей - принцип «счастливого ребёнка», основные положения которого являются логическим продолжением мыслей А.С. Макаренко.

Бенджамин Спок утверждал, что в воспитании ребёнка одним из ключевых положений является отказ от мотивирования детей к бесконечному соперничеству, поскольку он считал жесткую конкуренцию одной из главных растлевающих основ современного общества.

В целом же, в данной главе мною были рассмотрены вопросы касательно определения понятия «семья», приведены примеры классификации современных семей и определены традиционные функции современных семей. В последующем я изучила предшествующий опыт отечественных и зарубежных педагогов по вопросам семейного воспитания, исследованы работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Бенджамина Спока.

Глава 2. Современная семья. Актуальные проблемы семейного воспитания

На данный момент изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жёстко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто главный и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена.

Хотелось обратиться к мнению социолога И.М. Майдикова. Он отмечает такую тенденцию развития отношений в семье: от «иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учёту реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребёнка. Автор утверждает, что относительная независимость каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью. (Майдиков И.М. Основы социологии. -М., 2010,с. 35-36.)

Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна к различным реформаторским изменениям государственного масштаба, например, безработице, росту цен и т.д. Психолог Э.В. Васильева говорит о возникновении новых нетипичных проблем воспитательного характера из-за различных материальных и психологических трудностей, которые переживает семья. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания своим детям. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы её деятельности.

Подростки часто выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться к заработку родителей или даже его превышать.

Это один из факторов, который способствует падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит изменение в системе жизненных ценностей. Подобное развитие не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества. (Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. -- М.,Педагогика, 2009. -- С. 41.)

Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный фактор в институте семьи, как увеличение числа разводов. Большинство психологов отмечают отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания детей, увеличение случаев их психических заболеваний, нередко и физических, алкоголизм родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального положения, ухудшение воспроизводства населения.

Психолог А.Г. Анцыферова так же изучала влияние распада семьи на детей. В большинстве случаев она уделяла внимание детям дошкольного возраста. Она выявила, что при нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Нередко дети испытывают чувство вины в разводе родителей. Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи: ориентацию в новой ролевой структуре без её прежней определенности, принятие новых отношений с разведенными родителями.

Дети 2,5-3 лет реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти, внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается также и зарубежными исследователями: эмоциональное здоровье детей самым главным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с каждым из родителей.

Развод, по мнению психолога, порождает у ребенка чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности. (Анцыферова А. Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального раз вития личности. -- М.: Институт психологии, 1991. -- С. 27.)

Снижение рождаемости и высокий уровень разводов – это основные показатели кризиса семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН «О правах ребенка» (1991), а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44 конвенции - добавление по РФ, в работах социологов, демографов. К ним относятся также кризисное состояние социально-экономической сферы и неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим «эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий. (Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.), по данным сайта www.OUN.com.)

Основная тенденция развития семьи с детьми сегодня - это снижение среднего числа детей до 18 лет в расчёте на одну семейную пару, а также полных и многодетных семей. По данным государственного доклада "Положение семей в РФ", с 1989 по 1994 годы несколько увеличилась доля семей, в которых есть несовершеннолетние дети или только один ребёнок, а также состоящих из матери (отца), ребёнка и других родственников.

Согласно переписи 1989 года, в России проживает 23.5 млн семей с детьми до 18 лет (57.5 процентов от общего числа). Также наиболее распространены семьи с одним ребенком (51 процент), реже - с двумя (39 процентов) и еще реже – более двух детей в семье (9.8 процентов). Микроперепись 1994 года показала, что на фоне сокращения рождаемости эта тенденция стала ещё более явной: удельный вес однодетных повысился до 54 процентов, доля двухдетных сократилась до 37, многодетных - до 9.4. Число детей на каждые сто семей уменьшилось за это время со 163 до 160.

И все же процент семей с детьми в России остаётся пока по мировым меркам довольно высоким (46.6%), а уровень рождаемости не позволяет говорить даже о простом воспроизводстве. (Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1999. С. 162.)

Тип российской семьи и отношение людей к формально-юридической стороне брака и семейной жизни продолжают претерпевать различные изменения, которые начались в период либерализации экономики. В России уместно говорить о «старении» вступления в брак и рождаемости при широком распространении добрачных сожительств и незарегистрированных браков. Популярным становится «пробный» брак в возрасте 18-25 лет. И хотя коэффициент разводимости в 2010-2011 годах уменьшился с 598 до 591 на тысячу созданных пар, треть разводов приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее пяти лет.

В более простом смысле, семья в целом сохраняет значение приоритетной ценности для многих россиян, но в младших возрастных группах ценностная шкала включает также материальное благополучие, комфорт, карьеру, личные интересы. И подобные «подвижки» в сознании молодых людей сохраняют в себе серьёзную угрозу для института семьи: выбор в пользу заработка или профессионального роста, оставляя на втором плане домашний очаг и воспитание потомства. Чаще всего это приводит к серьезным психологическим травмам у всех членов семьи. (Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. 1999. Вып.2. С. 68, 78.)

Развод родителей автоматически переводит её в категорию «нетипичных» семей (в определении зарубежных авторов), то есть неполных, малообеспеченных, проблемных (Памела С.Марр, С.Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях. -- В кн.: Помощь родителям в воспитании детей. Перев. с англ. -- М.: Прогресс, 1992. --С. 146-147.)

«Нетипичные» семьи в нынешней экономической ситуации практически «повенчаны» с бедностью. Проблемы знакомы всем: скудость бюджета, как правило, один источник регулярных доходов (зарплата работающего члена семьи), потребность детей в повышенном внимании со стороны родителей. Можно наблюдать, что полные семьи живут лучше неполных, «средние» по размеру - лучше многодетных, здоровые - лучше семей с детьми-инвалидами.

Материальное обеспечение остаётся одной из причин семейной напряженности на протяжении многих лет. За годы реформ кривая благосостояния семей с детьми опускается всё ниже и всё ближе к отметке «нищета». С точки зрения специалистов, между наличием детей в семье и бедностью существует зависимость, так как дети, как правило, являются иждивенцами. При этом, чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства.

В начале ХХI века российское общество подверглось сильным изменениям. Это и ускоренный темп жизни, и недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, и низкая социально-психологическая культура самого общения. Наблюдается разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Наряду с этим возникает множество актуальных проблем воспитания детей, которые являются сферой деятельности педагогики и психологии.

Для их решения проводятся международные конференции, собрания, симпозиумы. Посредством общей плодотворной деятельности учёных было преодолено множество укоренившихся стереотипов и заблуждений, которые касаются вопросов воспитания, однако универсального средства, который способствует гармоническому и правильному формированию личности ребёнка, так и не было найдено.

Как отмечает Новикова Л.И.: «Повседневное бытие, несмотря на свою естественность, и, казалось бы, элементарность, с трудом поддаётся педагогической рефлексии. В немалой степени причина этого кроется в пренебрежительном отношении классической рациональной науки к повседневности, которая воспринимается учёными как производное от общественного бытия. Этой позиции в известной степени придерживается и педагогика, опирающаяся на директивы, назидательные поучения и обращающаяся к микрокосму ребёнка лишь в экстремальных случаях. И только в последнее время так называемая постклассическая наука приступила к исследованию феномена повседневности, или жизненного мира человека. Предпринимаются попытки раскрыть сложный механизм взаимодействия эго с рациональной средой общественных отношений».

Рассматривая данную проблему с педагогической и психологической точек зрения, я хочу, в свою очередь, выделить наиболее существенные проблемы, характерные для современного этапа воспитания. Хотелось бы также подчеркнуть, что данная проблема рассматривалась и с точки зрения родительского авторитета в семье, который играет первостепенную роль в вопросе становления будущего поколения.

В связи с этим в своей работе я выделила наиболее общие и распространённые модели воспитания детей в семье, основывающиеся на ложных предпосылках. Приведу встретившиеся модели: диктат, педантизм, морализм, либерализм, сентименталистская модель, гиперопека, невмешательство.

Далее хотелось бы рассмотреть каждую модель отдельно. Диктат - это одна из наиболее разрушительных и ущербных моделей воспитания, зачастую также данная модель подкрепляется не столько психологическим насилием над личностью ребёнка, сколько физическим.

Данная модель наиболее характерна для отца, хотя в современном обществе может реализовываться и со стороны матери, а также с обеих сторон. Но последний вариант наиболее редок, так как требует согласованной деятельности обоих родителей, которые находятся на равных правах по отношению друг к другу, что в условиях данной модели практически невозможно.

Сущность диктата заключается в постоянном подавлении инициативы и личности ребёнка с целью выработки слепого, рабского и безоговорочного послушания. Подобный террор, в большинстве случаев со стороны одного из родителей, держит в страхе всю семью, превращая второго супруга, как правило - мать, также в нулевое существо, которое способно быть только прислугой. Любая власть, в том числе родительская, сохраняет своё очарование, только если ею не злоупотреблять, и в этом смысле семейное насилие в целом - это неоправданно полный и слишком жестокий контроль одного члена семьи над остальными.

В лучшем случае в ребёнке развивается реакция сопротивления, которая выражается в жестокости и стремлении на протяжении всей своей жизни мстить родителям за тяжёлое детство. Зачастую же ребёнок растёт безвольным и забитым существом, склонным к развитию многочисленных фобий, неуверенности в себе, пассивности в принятии решений, страхе за любое действие и т.д.

В.А. Сухомлинский подобную разновидность воспитания называл «любовью деспотической». Вот, что он о ней пишет: «Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается - это, на мой взгляд, самое страшное, что может произойти в духовном мире ребёнка, подростка. Самодурство изгоняет важнейшее духовное движение, которое в нормальных семьях является источником добра, разумной сдержанности и уступчивости детей. Это движение души - ласка. Незнающий ласки в детстве становится грубым, бессердечным в годы отрочества и ранней юности».

Педантизм - это стиль воспитания, при котором родители достаточное количество времени уделяют своему ребёнку, стремятся воспитать его правильно, но делают это формально, соблюдая лишь внешнюю форму, в ущерб ребёнку. Они убеждены в том, что дети непременно обязаны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, воспринимать его, как святыню. Свои распоряжения они отдают холодным и строгим тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Больше всего такие родители боятся выглядеть слабыми в глазах своих детей, признать свою неправоту, как, впрочем, и все диктаторы.

Эти модели воспитания имеют одинаковую цель - беспрекословное подчинение, с такой лишь разницей, что родители-педанты, в подавляющем большинстве случаев, не используют силовых методов воздействия и не стремятся внушить своим детям уважение к себе, основанное на страхе. В подобной семье для ребёнка характерно развитие таких качеств характера, как робость, пугливость, замкнутость, холодность, сухость, безучастность.

Морализм - модель воспитания, очень близкая по своей сути к педантизму, но отличается рядом характерных признаков. Родители, которые придерживаются морализма в воспитании, также стремятся выглядеть в глазах своих детей «непогрешимыми праведниками», но для достижения данной цели используют в своей воспитательной деятельности не бесконечную систему запретов и распоряжений, а воздействуют на сознание ребёнка не менее утомительными поучениями и назидательными беседами.

Сходство с педантизмом также просматривается ещё и в том, что такие родители стремятся отчитать своего ребёнка даже за самую малую провинность, когда бывает достаточным сказать ребёнку лишь несколько слов. То есть моралисты точно также упускают из виду сущность проблемы, не вникают в её суть, заостряют своё внимание лишь на внешней стороне дела.

Такие родители действительно полагают, что именно в поучениях заключается цель педагогики. Они забывают о том, что ребёнок не является взрослым, что жизнь ребёнка подчинена определённым законам и правилам, которые существенно отличаются от норм поведения взрослых людей. Для ребёнка является естественным постепенное и довольно медленное развитие всех сфер жизнедеятельности, в том числе и мыслительной.

Поэтому неправильно и даже глупо требовать от него поведения, которое свойственно лишь взрослому человеку. Ребёнок не усваивает полностью «моральный кодекс» своей семьи, он пропускает его сквозь личный опыт и вырабатывает свой кодекс поведения, взаимоотношений, деятельности и придерживается его благодаря привычкам, а со временем - благодаря внутренней необходимости.

Такой способ приобщения к социальной действительности психологи называют подкреплением. Для детей же, которые воспитываются в духе морализма, характерно развитие таких качеств, как вспыльчивость, нервозность, агрессивность и упрямство, грубость и язвительность.

Либерализм - модель воспитания, противоположная диктату, но не менее разрушительная с точки зрения формирования личности. Характеризуется излишней уступчивостью, мягкостью и попустительством родителей. Данная модель наиболее типична для матерей, хотя распространена и среди отцов-одиночек. В данном случае отец или мать выступают в роли некоего «доброго ангела», они всё разрешают ребёнку, закрывают глаза на любые поступки, им ничего не жаль для своего чада, они не скупые, оправдывают каждое его действие. Ради сохранения мира в семье такие родители способны на любые жертвы, даже задевающие их собственное достоинство. Детское счастье по своей природе эгоистично.

Добро и благо, созданные родителями, дети воспринимают как само собой разумеющееся. До тех пор, пока ребёнок не ощутил, не пережил на собственном опыте (а опыт сам по себе, стихийно никогда не приходит), что главный источник его радости - труд взрослых, он будет убеждён в том, что отец и мать существуют только для того, чтобы делать его счастливым.

Очень быстро в такой семье ребёнок начинает попросту командовать родителями, он предъявляет им свои бесчисленные требования, капризы и желания. Родители превращаются в «прислугу» для своего собственного ребёнка и способствуют развитию в нём таких плохих качеств, как эгоцентризм, бессердечность, жестокость, неуправляемость и своеволие.

У В.А. Сухомлинского данный стиль воспитания назван «любовью умиления». Вот как характеризует данную модель психолог: «Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца и хулигана: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне дела нет, главное - моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга костей».

Сентименталистская модель - это не менее изменяющая в худшую сторону детскую душу, ложная модель воспитания, нежели либерализм, хотя основывается она на более изощрённых и хитроумных методах воздействия на ребёнка, в отличие от остальных моделей. Основной смысл такой модели заключается в том, что родители убеждены в подчинении детей на основании полной любви к ним.

В основном, данная предпосылка является фактически верной, но реализовывается на практике в сильно искажённой форме, которую предполагает сентименталистская модель воспитания. Такая модель очень часто приводит к весьма плачевным результатам. Для того чтобы заслужить любовь своих детей, такие родители считают, что необходимо постоянно, ежесекундно показывать свою родительскую привязанность.

Это проявляется в бесконечных нежностях, ласках, сентиментальности, которые сыплются на детей в избыточном количестве. Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют ответной нежности и любви своего ребёнка, которая выражается в такой же приторной и демонстративной форме.

Очень скоро ребёнок начинает замечать, что может, как угодно обманывать своих родителей, стоит только «построить глазки» своим родителям. Также он может их запугать, стоит только надуться и сделать вид, что любовь начинает проходить. С ранних лет он начинает осознавать, что к людям можно подыгрываться из самых корыстных побуждений. Таким образом, в ребёнке развивается коварство, лицемерие, расчётливость, лживость, угодничество и эгоизм.

Гиперопека - такая модель воспитания, которая характеризуется тем, что родители неуместно проявляются свою заботу, ограждают его от окружающего мира, обеспечивая при этом его всем необходимым. По мнению родителей, ребёнок подвергается угрозам лишь общаясь со сверстниками. Исходя из этого они стараются как можно сильнее оградить его от общения с ними. В итоге, у таких родителей ребёнок растёт инфантильным, несамостоятельным и даже эгоистичным, себялюбом. Также в ребёнке развиваются ипохондрические тенденции, при которых он начинает чувствовать себя слабым в любых ситуациях, которые принятия самостоятельных решений.

Невмешательство - это такая модель воспитания, когда ребёнок полностью предоставлен сам себе. Родители, в таком случае, серьёзно убеждены, что для развития в ребёнке самостоятельности, ответственности и накопления опыта вовсе не обязательно вмешиваться. Ребёнок должен сам совершать свои ошибки и сам же их исправлять. Чаще всего данный стиль воспитания практикуют работающие родители или родители-одиночки, у которых не хватает времени на воспитание ребёнка.

Отрицательная сторона данного воспитания проявляется в том, что ребёнок теряет контакт с родителями, отдаляется от них, замыкается в себе, развивается чувство подозрительности и недоверия во всём. В такой семье ребёнок растёт чёрствым, равнодушным, подозрительным, скупым на любые эмоции.

Отмечу мнение психолога В.А. Сухомлинского. Данное отношение к детям он объясняет следующим образом: «Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездушное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально-невежественными людьми».

Рассмотрев наиболее распространённые модели неправильного воспитания в семье, я хочу обратиться к результатам тестирования, проведенного Рыжиковой Людмилой Николаевной, завучем по воспитательной работе Ростовского учебно-воспитательного комплекса «общеобразовательной школы 1-3 ступеней - дошкольного учебного заведения». Целью данного теста было выявление всех перечисленных типов семейной организации в их процентном соотношении, а также тех случаев, когда данные типы сочетаются друг с другом.

Для этого преподавателем было опрошено 40 учеников Ростовского учебно-воспитательного комплекса «общеобразовательной школы 1-3 ступеней - дошкольного учебного заведения». На вопросы теста отвечали дети младшего школьного возраста, в возрасте от 6 до 12 лет. Результаты теста показали, что в процентном соотношении перечисленные нами типы семейной организации представлены в следующем виде: деспотизм - 35%, педантизм - 10%, морализм - 20%, либерализм - 15 %, невмешательство - 5%, гиперопека - 5%, сентименталистская модель - 10%.

Также проведённый тест показал, что в некоторых случаях практикуется и сочетание нескольких типов семейной организации: деспотизм - педантизм, педантизм - морализм, либерализм - сентименталистская модель, гиперопека - сентименталистская модель.

Можно подвести итоги вышесказанному. Главной проблемой современного воспитания детей в семье является выбор заранее ошибочной модели семейного устройства, среди которых наиболее распространёнными являются следующие: диктат, педантизм, морализм, либерализм, сентименталистская модель, гиперопека, невмешательство.

С помощью проведённого тестирования удалось установить, что на современном этапе большинство семей действительно используют в своей воспитательной деятельности те или иные элементы представленных выше моделей. В отдельных семьях проявляется даже сочетание нескольких типов подобного семейного устройства, что представляется серьёзной проблемой современного общества и свидетельствует о его недостаточной подготовленности и организации в сфере воспитания детей.

Глава 3. Пути решения проблем в воспитании ребёнка.

Войдя в этот мир, любой ребенок ведет себя практически по одной и той же схеме: ест, спит, плачет. Но постепенно он начинает показывать свой характер, который наиболее ярко проявляется в кризисный период и переходный возраст. У детей появляется своеволие и непослушание, а у родителей — серьезные проблемы в процессе воспитания. Чтобы понять, почему ребенок совершенно перестал слушаться, прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения.

Во-первых, виноваты кризисы, которые проявляются в определенные периоды жизни детей. Кажется, что ребенок старается испытать своих родителей на прочность. Однако на самом деле такие периоды являются сложными в первую очередь для самих детей. Они и сами не знают, почему так поступают. В периоды кризисов ребенок пытается получить новые знания, познакомиться с плохим и хорошим, а родителям лишь нужно помочь ему в этом сложном для ребёнка деле.

Во-вторых, каждый взрослый, у которого есть ребёнок, должен знать, что кроха — это личность со своими желаниями, потребностями и интересами, и он имеет право поступить по своему усмотрению. Задачей же родителей является лишь направление действий своих детей, ведь не они игрушки, которые должны следовать лишь желаниям родителей.

В-третьих, ребенок может вести себя своевольно, если взрослые выбирали неправильные методы воспитания. Это такие случаи, когда малыш делает всё, что хочет, или ему многое запрещается. Непослушание ребенка может объясняться и проблемами в семье, например, частыми ссорами родителей.

Главным решением в этих случаях станет полное изменение направлений в воспитании. В современном мире существует множество различных работ психологов, педагогов, которые посвятили свои жизни изучению воспитания детей. В первую очередь не стоит противиться помощи и отрицать своё неумение в воспитании.

Ребёнку следует показать, что родителям можно доверять. Не уместны будут ссоры на глазах у ребёнка. Поделите обязанности в семье и тогда ребёнок будет чувствовать свою значимость в семье не как маленький ребенок, а как самостоятельная личность, с которой можно обсуждать серьёзные темы и посвящать в дела.

Больше всего на свете дети любят играть, поэтому самый лёгкий способ чему-то научить ребёнка – это превратить процесс обучения, воспитания в игру. Ребёнок быстро и без труда будет слушаться вас, если ваши просьбы будут похожи на игру.

Так же хочу предложить общие варианты решения семейных конфликтов по А.А. Радугину. Он выделяет предпосылки рациональных условий отношений между родителями.

Во-первых, следует разумно организовать семейную жизнь. Под этим следует понимать наличие общих целей интересов, совместной деятельности и решений, наличие семейных ценностей, традиций, распределение семейных обязанностей между всеми членами семьи.

Наряду с этим, важно отметить словесность требований. Как отмечает А.А. Радугин, педагогические навыки и умения могут не совпадать с жизненными, поэтому разумнее будет их создавать самим. В качестве примера можно представить семью, в которой есть мама и девочка-подросток. Из-за того, что в такой неполной семье имеется трудоспособная мать, девочка, освобождающаяся от трудовых обязанностей, должна чувствовать необходимость поддержки своей матери.

Отмечу, что дети всегда ожидают от родителей проявления интереса к их внутреннему миру, стремлениям и переживаниям. Важно подчеркнуть, что нужно учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Под возрастными особенностями следует понимать характерные для любого возрастного периода физиологические и психологические характеристики.

Возрастные особенности ребёнка должны учитываться родителями при определении направления в воспитании. Родители не должны пренебрегать такими заявлениями, как «Я уже взрослый!» или «Я уже не маленький!», «Я сам!». Не следует «рубить на корню» все попытки ребёнка к самостоятельности. Важно лишь удачно направить методику воспитания в правильное русло.

Не менее важным является тот факт, что ребёнок не должен чувствовать себя лишь объектом воспитания. Для родителей будет правильным умение завуалировать прямое воспитание. В таком случае следует родителям разделять увлечения детей, погрузиться в их деятельность. Как итог – в руках родителей окажется эффективный инструмент воспитания.

На основе вышесказанного, хотелось бы отметить важность общения с психологами. Уверенность в своей правоте и правоте своих действий часто может негативно сказаться на детях. В большинстве случаев именно психологи замечают негативную тенденцию в воспитании ребёнка и могут дать советы по устранению конфликтов.

Заключение

В данной работе я рассмотрела такие понятия как семья, ребёнок, воспитание, проблемы семейного воспитания. Выделила основные ключевые моменты в общении родителей с детьми. Также уделила внимание работам зарубежных педагогов, психологов, психотерапевтов, которые посвятили свои жизни изучению вопросов семейного воспитания.

На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что, несмотря на многочисленные изменения в обществе, семья по-прежнему остаётся главным регулятором становления личности. Меняются ценности, предпочтения, традиции, меняется роль каждого родителя в семье, меняется воспитательный процесс. Но, несмотря на данные изменения, воспитание по-прежнему является необходимым инструментом развития человека.

Также отмечу, что решение воспитательных задач в процессе социального формирования личности осуществляется под воз действием многочисленных факторов стихийного характера и социальных институтов общества. Базисной основой первичной социализации личности является семья как малая общества, которая необходима для сохранения и воспроизводства, существующих в обществе структур и отношений, являясь в то же время главным условием реализации задатков и способностей человека.

В современном мире семья переживает не самые лучшие времена и не выполняет на нужном уровне свои социально-обусловленные функции.

Причинами этого являются кризисные явления, которые идут в семье. О чём я и отмечала во второй главе. Это проявляется, в первую очередь, в нестабильности ее (разводы), и проведённые исследования подтверждают сказанное, во-вторых, наблюдается дезорганизация семьи, что находит своё отражение в увеличении количества конфликтных семей, в которых нравственно-психологический климат явно не способствует эффективной социализации личности ребенка.

Отражается отрицательно на роли семьи в социализации личности детей также социально-культурный параметр родителей, бытовые условия и образ жизни, ее социальный статус. Однако определяющим все же в социализации личности в семье является ее нравственно-психологический климат.

Отмеченные негативные явления, происходящие в семье, заставляют общество искать пути и средства повышения ее роли в социализации личности. Возрастает необходимость в таких профессиях, в которых развитие детей является главной целью.

В заключение, хотелось бы ещё раз подчеркнуть важность, значимость, необходимость семейного общения, развития доверительных отношений, построенных на взаимной любви и привязанности. Личные интересы каждого члена семьи не должны вставать выше уюта семейного очага.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. 1999. Вып.2. С. 68, 78.
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.)
  3. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. -М.-1989,стр.292-293.
  4. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. -М, 1910.-С. 5.
  5. Шеляг Т.В. Социальные проблемы семьи. -- В кн.:Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. -- М., 1992. -- С. 72--73.
  6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, 1991. - С. 158.
  7. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. -- В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. -- М.: Просвещение, 1982,с.57-59.
  8. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. -- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -- М., 1992. -- С. 70-75.
  9. Сатир В. Как строить себя и свою семью. -- М.: Педагогика-пресс, 1992. -- С. 38.
  10. Харчев А.Г. Социология воспитания. -- М., 1990,с.78-81.
  11. Островская Л.Ф. Педагогические знания-родителям.-М.,1989,с. 135-136.
  12. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.-М.,1994,с.84-86.
  13. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании.-М.,1985,с.53-55.
  14. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. -- М., 1983,143-144.
  15. А.С. Макаренко «Человек должен быть счастливым», 2009, с.77-79.
  16. Майдиков И.М. Основы социологии. -М., 2010,с. 35-36.
  17. Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников. Социологические проблемы образования и воспитания. -- М.,Педагогика, 2009. -- С. 41.
  18. Анцыферова А. Г. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование. Психологические исследования социального раз вития личности. -- М.: Институт психологии, 1991. -- С. 27.
  19. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1999. С. 162.
  20. Памела С.Марр, С.Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях. -- В кн.: Помощь родителям в воспитании детей. Перев. с англ. -- М.: Прогресс, 1992. --С. 146-147.