Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы (Государственно-политический режим, понятия и признаки)

Содержание:

Введение

Политический режим представляет собой совокупность средств и методов осуществления политической власти, способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения. Современные политические режимы сильно отличаются от режимов Средневековья и даже 20го века. Видна тендеция к установлению демократических режимов в мире. Но не все так просто, так как мир, раззные страны, народы и общества развиваются по-разному в зависимости от исторических, географических, культурных, религиозных и прочих особенностей. Поэтому тема политических режимов и их развития заслуживает пристального изучения многими специалистами и учеными с разных ее аспектов. Эта тема была выбрана мной по причине того, что политический режим сильно влияет на общество и отдельных личностей в том числе. Он влияет на развитие общества, уровен материального благополучия, менталитет народов и даже психологическое состояние людей. Как сказал Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи, «Если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой». Поэтому так важно разбираться в политической системе своего общества и анализировать тенденции развития мировых политических режимов. В современном мире тем более важно понимать особенности действующего государственно-политического режима, государственного устройства и функционирования, в виду того, что многие функции и ответсвенность за развитие общества перекладываются на людей. Общество переходит к высокой степени саморегулируемости. Моей целью в данной курсовой работе является

3

выявить динамику развития политических режимов. Разобраться в видах и разновидностях государственно-политических режимов, современных подходах к определению этого полнятия. Выявить тенденции и перспективы развития демократических, авторитарных и тоталитарных политических режимов. В главе I будут выявлены общие тенденции развития политической стороны общества. Глава II посвящена особенностям развития демократических режимов. В главе III будет проанализировано развитие авторитарного и тоталитарного политических режимов. В работе использованны дисертации кандидатов и докторов политических наук взятые с сайта Российской государственной библиотеки, учебники издательства «ЮНИТИ: Закон и право» и «Наука», а также учебное пособие «Современные политические режимы: структура, типология, динамика» А. П. Цыганков, которое является ведущим и самым частоцитируемым по данной теме.

Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки

Политические режимы, а также их типология представляют большой интерес, и имеют огромное значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет огромное значение при оценке государства и определения его формы. Виды государства дают понятие о государственном устройсте, однако зная только форму правления и форму государственного устройства нельзя наверняка представить действительное политическое состояние социальных, этнонациональных и религиозных групп и институтов, а также действительную роль государственной власти в жизни общества.[1]

4

1.1 Государственно-политический режим и его разновидности

Политический режим - это взаимосвязь средств и подходов, с помощью которых политическая номенклатура реализует экономическую, политическую и идеологическую власть в стране. Это совмещение партийной структуры и идеологии, методов голосования, критериев принятия решений политической верхушкой, образующих данный политический порядок данной страны на определённый период.[2] Если исследовать историю появления определения " политический режим ", то мы увидим, что никто из философов древних времен не применял определение " политический режим ". Это понятие появилось намного позднее. Но само его возникновение было в существенной мере подготовлено ходом политической мысли, а многие из значимых, применяющихся в современном политическом анализе концепций, берут свое начало в Античности. Термин "политический режим" возник в научном обороте в 60-е гг. 20го века, а в широкий оборот вошел во второй половине 20го века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 - 160 разнообразных политических режимов, большинство которых очень имеют между собой немало общего. Это определяет большое многообразие методов к классификации политических режимов.[3] Само понятие произошло от латинского regimen т. е. - управление. В общеевропейской политической науке наиболее широко распространено истолкование политического режима, данное Ж. -Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских ученых и журналистов: " Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период ".[4] В американской политологии, в отличие от европейской, чаще применяется понятие политической системы, которое считается более значимым, чем политический режим. Приверженцы

5

системного подхода достаточно часто трактуют определение " политический режим " расширительно, почти соотнося его с " политической системой ". Критики такого метода подчёркивают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и втечении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.[6] В узком смысле слова под политическим режимом нередко понимают государственный режим, представляющий собой совокупность способов претворения государственной власти и специфик социального устройства. Такое соотнесение может быть обосновано лишь в том случае, если политический режим почти всецело определяется государством, и не обосновано, если он в существенной мере зависит от деятельности институтов гражданского общества. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, профсоюзы (а также церковь, массовые движения, средства массовой информации и т. п.) - претерпевают существенное воздействие государства, его характера функций, форм и принципов управления и т. д.[7] Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство воспринимает влияние всех участников общественных отношений. Это влияние распространяется на форму государства, в особенности на политический режим. Таким образом, для оценки формы государства имеет большое значение политический режим, как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного командования), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, меру соответствия официальных конституционных и юридических форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).[8] В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые методы претворения власти, способы использования тюрем, других карательных учреждений, демократические или антидемократические

6

методы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности и конституционных прав, защиты прав граждан, участия народа, политических партий, степень финансово-экономической независимости, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.[9] Политический режим - это динамичная, развивающаяся, широкая характеристика политической системы. Категории "политический режим" и "политическая система" тесно взаимосвязаны между собой.[10] Если первая демонстрирует весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в претворении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как функционируют данные институты: демократично, либо недемократично. Понятие " политический режим " включает в себя следующие критерии:

1) степень участия граждан в механизмах организации политической власти, а также сами способы такой организции;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

3) характеристику реальных механизмов осуществления власти в государстве;

4) степень реализации политической власти напрямую народом;

5) состояние средств массовой информации в обществе, степень гласности и прозрачность государственного аппарата;

6) место и функцию неправительственных структур и общественных движений в политической системе общества;

7) взаимодействие между законодательной и исполнительной ветвями власти;

8) тип политического поведения;

9) характер политического лидерства;

10) доминирование определенных методов (убеждения, насилия и т. п.) при осуществлении политической власти;

7

11) политическое и юридическое положения и функцию в обществе "силовых" структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т. д.);

12) критерий политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от специфик набора методов и средств претворения государственной власти различают два противоположных режима - демократический и антидемократический. [11]

1.2 Виды государственного политического режима

Современные исследователи выделяют три главных видов политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Но на самом деле их намного больше. Многообразие политических режимов обусловлено влиянием на них множества аспектов: сущность и форма государства; характер законодательства; фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности; соотношение общественно-политических сил; уровень и стандарты жизни; состояние экономики, социокультурные особенности и своеобразие менталитета.[12] Существенное влияние на вид политического режима оказывают историко-культурные традиции страны, а в более широком смысле - своего рода общественно-политическая "атмосфера", нередко складывающаяся вопреки стремлениям господствующего в государстве класса или вразрез с социальными прогнозами. На вид политического режима также оказывает воздействие международная обстановка. На разных исторических этапах сформировываются различные политические режимы, они отличаются в разных государствах одного и того же времени. Политический режим, как правило, является политико-правовым режимом и это обстоятельство нужно иметь ввиду. Понятие политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он представать перед глазами исследователя.[13] Именно конкретная нормативная система в содержании

8

своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации законодательной и судебной власти, закрепленной функции армии и полиции и других характеристиках позволяет довольно точно определять вид политического режима, предсказать его динамику. Так, периоду рабовладельчества присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии.[14] Во времена феодализма типичными были режимы абсолютистский, режим своеобразной "феодальной демократии", клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим "просвещенного абсолютизма". При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также "фашизмоподобный", например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых мусульманских странах - клерикально-фундаменталистский.[15] Определенная преемственность и наличие некоторых неизменных, общих характеристик позволяют объединить все разнообразие политических режимов к двум большим группам: демократическому и антидемократическому политическим режимам. Демократический политический режим может предусматривать непосредственное участие населения в решение общегосударственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим подразумевает гарантированность декларированных прав и свобод, стабильную законность и правопорядок, существование разных форм собственности, плюрализм взглядов и свободу совести.[16] Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без свободы слова и без достаточно высокого социально - экономического уровня жизни широких масс населения. Практика

9

демократического совершенствования государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов. Отличаются многообразием и антидемократические политические режимы, впрочем они во многом схожи. Черты антидемократических режимов противоположны вышеуказанным чертам режима демократии, а именно: главенство одной политической партии или движения; одной, "официальной" идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или уничтожение каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое разделение населения по имущественным, классовым, религиозным и другим признакам; отсутствие свободы слова, низкий экономический показатель жизни основных слоев народа; акцент на репрессивные органы власти и принуждение, враждебность во внешней политике.[17] Многие ученые противопоставляют один политический режим другому. Одна из наиболее часто применяемых антитез: авторитаризм и демократия. Фактически, речь идет о широте участия граждан в реализации политической власти: от плебисцитарной демократии, когда все значительные решения принимаются волеизъявлением народа, до монократии (власти одного). Демократии часто противопоставляют диктатуру и тоталитаризм. Строго говоря, это не совсем отвечает смыслу данных определений. Под диктаторским режимом естественно понимать жесткую власть, не останавливающуюся перед использованием крайних форм угнетения и агрессии.[18] Но использование политического насилия в любых его формах может реализовываться и на демократической концепции. Многие примеры урегулирования конфликтов демократическими, по всеобщему признанию, режимами (Англии – в Ольстере, Франции - при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и т. д.) свидетельствуют о том, что демократия и диктатура - понятия не совсем противоположные.[19] На самом деле, полярностью диктаторского является не демократический, а либеральный режим, при котором государство ограничивается только

10

самыми необходимыми и легкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена "демократическая диктатура", возможен и "либеральный авторитаризм". Тоталитарный же режим предполагает тотальное, нецелесообразное посягательство государства на частную жизнь людей, на дела гражданского общества. И снова трудно не признать, что черезмерно встревать в частные интересы можно и демократически, т. е. по решению большинства.[20] С другой стороны, ещё А. Токвиль писал, что свобода не связана исключительно с какой-то одной формой политического устройства и встречается не только в демократических государствах. Личная свобода, как противоположность закрепощенному состоянию человека при тоталитарном режиме, не может служить единственным признаком демократии. Тотальному посягательству политической власти на личную жизнь человека противостоит не демократия, а анархия – отсутствие политической власти (или абсолютный коммунизм по К. Марксу).[21] В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п. Характеристики политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют сформировывать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.[22]

1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»

В современной науке сложилось два главных обычая понимания понятия "политический режим", один из которых связан с политико – правовым

11

подходом, сложившимся в правовой традиции конституционного права, а другой - с социологическим методом, получившим широкое использование в политической науке.[23]

а) Институциональный подход. Данный подход называют также политико - правовым и формально - юридическим. Он акцентирует основное внимание на процедурных, формально – юридических характеристиках функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие " политический режим " роднится или даже объединяется с понятиями " форма правления "или" государственный строй ".[24] Таким образом, термин «политический режим» оказывается частью понятийного аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода сглаживается разница между терминами «политический режим» и «государственный режим». Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей - абсолютная монархия;
  • режим разделения властей - президентская республика;
  • режим сотрудничества властей - парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как второстепенная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы государственных структур. К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла.[25]

Б) Социологический подход. В рамках данного подхода основное внимание акцентируется на происхождении власти и социальным основаниям ее функционирования, пониманию взаимосвязей между обществом и государством, которые сложились в действительности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается намного более свободно - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем

12

основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть трансформированны путем обновления закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных связей, на которых он базируется. Этот подход нередко приводит к отождествлению " политического режима "и" политической системы ". Характерным представителем данного направления является французский политолог М. Дюверже.[26]

Глава II. Демократический государственно-политический режим

Демократия (греч. demos народ, kratos – власть) – народовластие. Но в реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может осуществлять обязанности политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием самоценности мнений, интересов меньшинства, выборностью главных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека. [27] Демократическая сиситема считается самой лучшей с точки зрения выражения ценностей большинства, т. к. в ее концепции лежат принципы равноправия, подчинения меньшинства большинству, система сдержек и противовесов. В тоже время и у нее есть множество недостатков.[28]

2.1 Устройство демократии

Демократический политический режим - это такой режим, при котором источником власти является народ. Он базируется на демократических способах и средствах господства и политического участия народа в

13

вынесении властных решений.[29] Характеризуется следующими чертами:

1) Источником власти в государстве является народ. Он выбирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, операясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от беспредела власти и власть от беспредела отдельных людей;

2) Политическая власть носит законный характер и реализует свои функции в соответствии с принятыми законами. Главный постулат политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими нормативными актами";

3) Для демократического режима свойственно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом - издавать законы.[30] Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом, определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;

4) Демократический режим обуславливается правом народа воздействовать на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, манифестаций или лоббистской деятельности, участия в избирательных кампаниях).[31] Политическое участие народа в разработке принимаемых решений обеспечивается конституцией страны, а также международными правовыми нормами;

5) Важной особенностью демократического политического режима является

14

политический плюрализм, предполагающий возможность формирования двух - или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их воздействие на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

6) Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимодействий государства и граждан. Демократия может обеспечиваться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной. Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников.[32] Отсюда и ее название - непосредственная, т. е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всенародного избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, общенародные обсуждения. Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы надлежащими правовыми актами (конституцией, соответствующими законами), носят императивный (обязательный) характер и не требуют санкций государственных структур, другие имеют консультативный характер.[33] Впрочем независимо от юридической сущности разнообразных институтов прямой формы демократии их воздействие на алгоритмы принятия политических решений сложно переоценить, так как в них находит выражение воля народа. К позитивным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей степени гарантирует полную легитимность власти; обеспечивает контроль за политической номенклатурой и т. п.[34] Недостатки прямой демократии - это отсутствие устойчивого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, невысокая результативность

15

принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д. Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - парламентариям, другим выборным госорганам исполнительной и судебной власти, которые обязаны выражать интересы разных классов, социальных групп, слоев, политических фракций и общественных организаций.[35] Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для вынесения эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, специалисты, компетентные лица, намеренно специализирующиеся данной деятельностью; более логически организует политическую систему и т. п. К дефектам представительной демократии часто причисляют следующие черты: возможно бесконтрольное развитие бюрократии и коррумпированности; отрыв деятелей власти от своих избирателей; вынесение решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, разного рода лоббистов и т. д.[36] Безусловно, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное разделение общества, иногда некая тирания демократии (деспотическое господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям правопорядка, даже падению к анархии, охлократии, временами создает условие для существования деструктивных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная значимость демократического режима гораздо выше его некоторых отрицательных конкретно-исторических разновидностей. Следует также иметь ввиду, что демократический режим возникает порой в тех государствах, где социальная борьба достигает своего апогея и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на консенсусы в организации и осуществлении государственной власти.[37] Кроме того, демократический режим в функционировании государств становится

16

наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его масштабными проблемами, противоречиями, возможными конфликтами. "Государство не только провозглашает, но и фактически гарантирует, обеспечит общедемократические права и свободы, равный статус разных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т. д."[38] Существуют условия функционирования и развития демократического политического режима такие, как:

  • Политические, которые характеризуются развитостью гражданского общества, устойчивостью политической власти, существованием и функционированием политических фракций и движений как сильных рычагов воздействия на общественно-политические и социальные механизмы, наличием политического плюрализма;
  • Экономические условия предполагают наличие: высокого показателя технологического и финансово-экономического развития в целом, высокой степени урбанизации, развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной конкурентной экономики и, наконец, плюрализм форм собственности[39];
  • Геополитические условия обусловлены: прямым военным, политическим, социально-экономическим, культурно - информационным воздействием, влиянием примера демократических государств, а также устойчивыми дружественными взаимоотношениями с другими государствами и отсутствием военной угрозы;
  • Социальные условия сводятся к относительно высокому уровню благополучия граждан, к уменьшению социального расслоения, к рассредоточению в обществе всевозможных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), к социальному плюрализму

17

  • и к наличию многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей[40];
  • Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность в целом), гражданскую политическую культуру и демократические традиции;
  • Религиозные условия предполагают наличие религии с установками на личностную свободу, равноправие, трудолюбие, отвержение церковной иерархичности[41].

При характеристике демократического режима немаловажно дать характеристику демократического типа личности. Какой же должна быть эта личность? Эта личность, которую характеризуют:

полифоничность мировоззрения;

толерантность (терпимость к инакомыслию);

рациональность и созидательность, терпимое отношение к существующей власти;

открытость, отсутствие ограниченности;

многомерность мышления;

потребность в самореализации;

сознательный выбор пути;

достижение целей уже сегодня с ориентацией на будущее.[42]

Мы уже знаем, что из себя представляет демократический государственно - политический режим, но мы не знаем, какие существуют гарантии функционирования этого режима.[43] Такие гарантии, как:

18

Система надзора со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата;

Ликвидация системы регалий, связанных с обладанием властью;

Своевременное полное политическое информирование граждан;

Ограничение срока нахождения в представительных органах власти;

Упрощение отзыва парламентариев и смены госслужащих.[44]

Демократического общества не может быть без законодательства, закрепляющего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия действенных механизмов их защиты, в том числе без нормально функционирующей истинно самостоятельной судебной системы, без равноправия всех граждан перед законом и судом, независимо от финансового и социального положения.[45] Любое подлинно демократическое общество стремиться создать правовое государство. Поистине демократическое государство ограниченно в возможности вторжения в частную жизнь граждан, деятельность их объединений. Гражданам должна быть предоставлена большая степень свободы в выборе форм и механизмов претворения своих гражданских прав (более того это касается экономических, культурных, а также социальных прав). Необходимым признаком демократического политического режима является развитое гражданское общество.

2.2 Перспективы функционирования демократии в современном мире

Становление демократии напрямую связано с развитием прав человека и избирательного права. Эволюция этих институтов влияла на формирование современных демократических режимов.[46] Немаловажным признаком

19

влияющем на развитию демократии является принятие обществом непределенности. До тех пор, пока люди перекладывают ответственность за развитие политической, экономической и прочих сторон общества на государственную элиту и возлагают надежды на "светлое будущее" на отдельных людей, в обществе сохраняется режим близкий к авторитарному.[47] Как только сознание людей меняется, они готовы брать больше ответственности на себя, общество постепенно переходит к более демократическому режиму. Как правило, это происходит в течении нескольких поколений. Однако в нынешних условиях, при развитии коммуникационных технологий и появлении сети Интернет развитие общества происходит гораздо быстрее, в том числе и его демократизация. Интернет -коммуникация вышла на новый уровень своего развития, и власти она необходима в первую очередь.[48] В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, утвердившим государственную программу «Информационное общество (2011–2020 годы)», создан сервис для обеспечения общественного обсуждения и контроля за деятельностью органов государственной власти и обществен-

ного управления на муниципальном уровне. Современные политики называют Интернет в качестве политического актора.[49] Разумеется, общество не стоит на месте. Вместе с развитием сферы образования и появлением большого количества доступной информации растет и осознаность граждан, степень их ответственности за происходящие в государстве изменения. Но вместе с этим растут и требования людей к власти. Чиновники и государственные деятели разного уровня действительно становятся «слугами народа» и понимают, что за любые действия придется давать отчет. Таким образом, уровень ответственности среди всех участников общественно-политических отношений растет. В этом контексте важно упомянуть о наличии оппозици. Именно оппозиция и инструменты ее диалога с государственной властью являются важнейшими рычагами и

20

средствами одобрения или неодобрения широкими массами политических решений. Самой высшей формой демократии является прямая демократия. Она является одним из столпов политической системы Швейцарии, где все права граждан решаются через референдумы. Именно с их помощью в стране изменяются не только местные, союзные законы, но и Конституция государства.[50] Таким образом, можно говорить, что демократия является одним из наиболее совершенных изобретений человечества и ценным продуктом современности. Когда общество принимает демократические принципы, оно пытается доказать прежде всего себе свою состоятельность. Люди не одинаковы. Поэтому они и делятся на различные идеологические группы или политические партии.[51]

Глава III. Авторитарный и тоталитарный государственно-политические режимы

3.1 Авторитарный государственно-политический режим

Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним определённым лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает политический деятель из элитарной сферы или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья - в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией. Многие исследователи считают авторитарный режим переходным между демократией и тоталитаризмом.[52] Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и угнетения со стороны армии и полиции. В отличие от демократического режима власти, где силовые структуры действуют в рамках закона, в авторитарном государстве репрессивные органы, наоборот, держатся на виду. Власть, повиновение и порядок ценятся при авторитарном

21

режиме правления намного больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких обстоятельствах рядовые граждане вынуждены подчиняться законам, платить налоги без участия в их рассмотрении.[53] Существующие в авторитарных государствах для прикрытия демократические институты реальной силы не имеют и не меняют создавшейся ситуации. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций, либо же существует несколько партий, которые если и критикуют действующую власть и принимаемые ею решения, то политической силы не имеют и не могут соперничать за власть. Отвергаются принципы конституционности и законности. Игнорируется разделение властей. Происходит жёсткая централизация всей государственной власти.[54] Главой государства и правительства бессрочно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Создаётся культ личности вождя. Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо- бюрократические взаимосвязи между институтами государства. Государственные средства массовой информации поддерживают режим, прочие же активно подавляются. Чаще всего наделена особой политической функцией армия. Авторитарный режим гарантирует власть индивидуального или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – основной закон авторитаризма.[55] Одновременно с этим авторитарная власть не встревает в те области жизни, которые напрямую не связаны с политикой. Относительно самостоятельными могут оставаться (но не всегда остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В определенных пределах допускается также независимость

22

личности. На основе вышеуказанного можно выделить общие черты авторитарных режимов. К числу таких черт относятся следующие:

  1. авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
  2. для нее свойственно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
  3. при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно - карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
  4. авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
  5. в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, сформулировать общенародный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  6. во внешней политике для него отличительны агрессивные имперские установки.[56]

Нужно также знать условия, при которых формируется авторитарный государственно - политический режим:

социальный и политический кризис общества, отображающий промежуточный характер переживаемого времени.[57] Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой трансформацией основных областей общественной жизни и происходит в втечение одного - двух поколений;

с трансформацией исторического уклада жизни общества связано ослабление существующей социально - классовой структуры, происходит деградация

23

значительной части населения.[58] Появление больших масс людей, "выбитых" из привычной системы существования, лишенных собственности и видящих в государстве и воплощающей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, значительно радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных промежуточных элементов общества, повышает степень их активности, заряженной негативной энергией разрушительства;

в области социальной психологии и идеологии возрастают настроения покинутости и бессилия, стремление к возрождению социальной справедливости путем восстановления тотального равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над пониманеим производства и социально-экономического устройства общества. Рождается образ врага народа, воплощаемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Создаётся культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на выход из кризиса[59];

в большей степени увеличивается роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особенное значение приобретает бюрократия, без которой немыслимо функционирование - более или менее благополучное - исполнительной власти в обстоятельствах возрастающего кризиса и которая становится источником и стражем власти, стоящей над обществом.

Наконец, решающим обстоятельством появления авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что гарантирует возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической партией или группировкой. В ином случае неминуема гражданская война, решающая спор между фракциями и лидерами.[60] Во всемирной истории в XX веке имели место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах

24

Латинской Америки), конституционно- авторитарный, а по-другому сказать монократический режим (присущий для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Наблюдаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы. Авторитарные режимы закрепляются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества.[61] Перспективу формирования авторитарного режима в переходном этапе от тоталитаризма к демократии заложена в психологии людей, в стремлении к социальной упорядоченности, защищенности, стабильности. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так например, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы многопартийный демократический режим оказался неспособным решить многие социальные конфликты.[62] В этих обстоятельствах образовались авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под воздействием существовавших острых экономических и социальных проблем. Алгоритм утверждения авторитарных режимов включает как противозаконные, насильственные методы ликвидации и смены прежних политических институтов и правителей, так и фактически демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии и Бангладеше). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и личная легитимности. Непременная черта авторитаризма - господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий. У авторитарного государственно - правового режима существуют свои слабые и сильные стороны.[63] Слабые стороны авторитаризма состоят в следующем: абсолютная зависимость политики от позиции главы государства или политической элиты, отсутствие у граждан возможностей избежания политических провокаций или

25

произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинствами авторитарного режима являются: высокая способность гарантировать политическую устойчивость и социальный порядок, активизировать общественные ресурсы на решение соответствующих задач, преодолевать сопротивление политических соперников.[64] Авторитарные режимы весьма отличаются друг от друга, как говорилось ранее это и монархии, и диктаторские режимы, и военные хунты, и популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. К тому же нужно подчеркнуть, что не все монархии авторитарны. В Европе - Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания - монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в странах, так называемого, третьего мира, где монархи являются реальными правителями: Иордания, Марокко, Саудовская Аравия. Военное правление выражается во взятии военными власти и осуществлении ими управления страной. Политическая активность либо вовсе запрещена, либо сильно ограничена. В нынешних условиях пост социалистических стран чистый авторитаризм, не основывающийся на активной массовой поддержке и некоторых демократических институтах, едва ли может быть инструментом прогрессивного преобразования общества и способен превратиться в криминальный тоталитарный режим личной власти.[65]

3.2 Тоталитарный государственно-политический режим

Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» от латинского «Totus» (весь, целый, полный) - определяет политическое устройство общества, при котором государство стремиться к полному контролю над всеми сферами жизнедеятельности общества.[66]

26

Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над человеком, но и тотальное подчинение его сознания, особенно в моменты социально-экономических кризисов. Не следует рассматривать данное понятие лишь как негативно оценочное.[67] Это научный термин, требующей соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие "тотальное государство" имело вполне положительное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где устраняется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Современная интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма.[68] Затем она была распространена на «советскую» и родственные ей модели государства. Первые тоталитарные режимы возникли после первой мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития": Италия, Германия, Россия. Идейные истоки, отдельные признаки тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В 7-4 вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отрицая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата управления экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (вместе с принципом ответственности чиновника за свои дела), постоянный контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п.[69] При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Близким к легистам Китая тип «тоталитарного государственного режима» описал

27

Платон. В его более поздних диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: полное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; внедрение коллективистских начал и единомыслия в быту; государственная регламентация законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая возможность для женщин занимать должности в высших органах власти.[70] Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, сделали вывод, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.[71] И, тем не менее, как законченное, сформированное политическое явление тоталитаризм окончательно сформировался в первой половине 20го века. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для обозначения итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета "Таймс" также написала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в СССР.[72] Западное понимание тоталитаризма, в том числе и направления его критиков,

28

складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств "третьего мира". Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах.[73] Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне. Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: oвсеобщая государственная идеология; oодна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром; oмонополия государства на средства массовой информации; oмонополия государства на все средства вооружения; oособо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; oжестко централизованный контроль над экономикой. Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности.[74] Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не "общество" и не "мышление") в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор).[75] Иные

29

авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается.[76] Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес" населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти. Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть.[77] Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти: oглобальная централизация публичной власти во главе с диктатором; oгосподство репрессивных аппаратов; oуправление представительных органов власти; oмонополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные "приводные ремни" (средства) тоталитарной диктатуры. Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют.[78] Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций

30

тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии. Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов. Прежде всего, об "идейном абсолютизме" тоталитарной власти.[79] С ним связано во-первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения "возвышенных героических задач", идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.[80] Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку с народами этих стран. Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами.[81] Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной. Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный

31

контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии.[82] Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.[83] Массовое истребление целых групп населения во время тотального контроля показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан. Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль над средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима. Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.[84] Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами

32

мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать. Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах : Россия, Китай и другие, где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями.[85] То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом. Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.[86] Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому, как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган, создать некое новое общество. Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам: Германия, Испания, Италия и др., либо к социалистической демократии: Китай и др.[87] В зависимости от задач политологического анализа можно выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наибольшее распространение получила

33

типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем, который выделил пять основных типов режимов - демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.[88]

3.3 Перспективы функционирования недемократических режимов в современном мире

В современном мире сложно говорить о развитии тоталитарных и авторитарных режимов, так как общие мировые тенденции сводятся к демократизации общества. Люди готовы брать на себя ответственность за себя,государство и все принимаемые в нем решения. Тем не менее, авторитарные и тоталитарные режимы еще не канули в лету. Существует достаточно тоталитарных в прошлом государств, которые сейчас проходят переходный этап от тоталитартзма к демократии, и авторитаризм помогает людям аддаптироваться к новым условиям. Но даже сами тоталитарные режимы еще не изжили себя.[89] Страны, в которых на предыдущем этапе развития творилися хаус и социальная неразбериха, на данный момент нуждаются в централизации и даже значительном вмешательстве государства во все сферы жизни общества. Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своем совместном труде " Тоталитарная диктатура и автократия " утверждали, что тоталитарный режим не изменяется, его лишь можно уничтожить извне. Они доказывали, что все тоталитарные государства умирают, как умер нацистский режим в Германии. Однако в последствие жизнь доказала, что этот аспект ложен. Тоталитарные режимы способны видоизменяться, эволюционировать.[90] После смерти Сталина СССР изменился. Правление

34

Брежнева Л. И. заслуживает критики. Однако нельзя сказать, что они идентичны. Опыт Венгрии, Чехословакии, во многом Польши и, быть может, СССР, продемонстрировал, что тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с относительно мирным поэтапным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому.[91] Такого рода переход был благополучно реализован в Греции, Испании, Чили, которые отказались от фашистских режимов и избрали демократический путь развития. И все же тоталитаризм ― исторически безнадёжный строй. Это общество ― самоед, не способное к эффективному созиданию, бережливому, деятельному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм ― закрытое общество, не приспособленное к современному качественному преобразованию, мониторингу новых условий непрерывно меняющегося мира.[92]

Заключение

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Наиболее логичным представляется классификация на основе существующих в них политических режимов. Понятия государственный режим и политический режим - не тождественны. Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы). В данной работе был рассмотрен вопрос о типологии политических режимов, их

35

основные черты и характеристики. Можно сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Из всего выше изложенного следует, что изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы устройства данного государства.

36

Список используемой литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., – 1997 г. – стр. 36

2. Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. - См.: Русич, 2001. .Матузов Н.И., Малько А.В. – стр. 115

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2006. – стр. 68

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., – 1997 г. – стр. 38

5. Арон Р. Основы российского права. М.: Инфра-М, – 2000 – стр. 24

6. Коваленко А.И. Теория государства и права. – М.: Знание, 1994 г. – стр. 52-53

7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2006. – стр. 82

8. Арон Р. Основы российского права. М.: Инфра-М, – 2000 – стр. 48

9. Мельник В.А. Политология. Учебник. Минск 1999 г. – стр. 69

10. Громыко А.Л. Политические режимы. - М., 1994. – стр.65

11. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденция развития. - М., 2003. – стр.56

37

12. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2006. .Кашанина Т.В., Кашанин А.В. – стр.82

13. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995. - 294с.

14. Мельник В.А. Политология. Учебник. Минск 1999 г. – стр.74

15. Дрёмин М.А. Захаров Н.Н. учебное пособие по политологии. Пермь 2004г. – стр.90

16. Энциклопедический словарь по политологии. Под ред. Селезнева Л.И. М., 2000 – стр. 79

17. Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – стр. 95

18. Лейст О.Э. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. М.: Зерцало, 1998 – стр. 112

19. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. – стр.672

20. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993. – стр.303

21. Боровиков А.П. Понятие политического режима. - Спб., 1996. – стр.17

22. Боровиков А.П. Признаки авторитаризма. Спб., 1996. – стр.7

38

23. Боровиков А.П. Признаки и формы тоталитаризма. - Спб., 1996. – стр.12

24. Бурлацкий Ф.М. Ленин. Государство. Политика. - М., 1970. – стр.414

25. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология. Политика. Международные отношения. - М., 1974. – стр.326

26. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. - Саратов, 1993.- стр.110

27. Громыко А.Л. Политические режимы. - М., 1994. – стр. 65

28. Гулиев В.Е. Демократия и современное империалистическое государство. - М., 1990. – стр.11

29. Демократия в Западной Европе 20 века./ Отв. ред. М.И. Наринский - М., 1996.- стр.208

30. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. - М . , 1996.- стр.304

31. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденция развития. - М., 2003. – стр.56

32. Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: краткие очерки истории и теории. - М., 1996. – стр. 192

33. Курс лекций по политологии. Учеб. пособие для вузов./ Отв. ред. М.Х. Фарукшин. - Казань, 2004. – стр.372

34. Лово Ф. Ведущие современные демократии. - М., 2002. – стр.13

35. Манов Г.Н. О понятии формы государства. - Учен. зап. Тадж. ун-та, 1956, – т.9, вып.4, стр. 7

39

36. Основы теории политической системы./ Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин.-М., 1995. – стр.248

37. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии./ Под общей ред. Г.Х. Шахназарова. - М., 1992. – стр.336

38. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. - Свердловск, 1989. – стр. 180

39. Теория политики. Вайтин М.И., Демидов А.И., Матузов Н.И. - Саратов, 2004.-стр.186

40. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. - М., 1992. – стр.176

41. Хэллоуэлл Д. Моральные основы демократии. - М., 1993. – стр.44

42. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995. – стр. 294

43. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию.-М., 2003.- стр. 141

44. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999. – стр

153

44. Лейст. О. Э. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. – стр.345

45. Мухаев Р.Т. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2. М.: Зерцало, 1998. –стр. 456

46. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 2000. – стр. 342

40

47. Энциклопедический словарь по политологии. Под ред. Селезнева Л.И. М., 2000 – стр. 236

48. Словарь по политологии. Ответственный ред. В.Н. Коновалов – стр.142

49. Цыганков П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика». М.2005.– стр. 205

50. Теория политики: Учебное пособие: В 3-х ч. / Авт.-сост. Н. А. Баранов, Г. А. Пикалов. — СПб.: Изд-во БГТУ, 2003 – стр. 35

51. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005 – стр.116

52. Современная демократия: теории и практики : учеб. пособие /А. В. Петров. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013 – стр.317

53. Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – стр. 92

54. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007. – стр.103

55. Хэллоуэлл Д. Моральные основы демократии. - М., 1993. – стр. 76

56. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии./ Под общей ред. Г.Х. Шахназарова. - М., 1992. – стр.354

57. Теория политики. Вайтин М.И., Демидов А.И., Матузов Н.И. - Саратов, 2004.-стр.198

41

58. Основы теории политической системы./ Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин.-М., 1995. – стр.257

59. Гулиев В.Е. Демократия и современное империалистическое государство. - М., 1990. – стр.57

60. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 2000. – стр. 349

61. Словарь по политологии. Ответственный ред. В.Н. Коновалов – стр.155

62. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005 – стр.128

63. Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденция развития. - М., 2003. – стр.113

64. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии./ Под общей ред. Г.Х. Шахназарова. - М., 1992. – стр.137

65. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд.2 , Гардарики, 2007. – стр.175

66. Баранов Н.А. Трансформации современной демократии. СПб.: БГТУ, 2006 г. – стр. 87

67. Василик М.А. Политология. Москва 2000 г. – стр. 99

68. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. Москва 1999 г. – стр.114-115

42

69. Грачев М.Н., Мадатов А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М, 2004 г. – стр. 76

70. Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. - 1991. -№15 – стр. 49

71. Дрёмин М.А. Захаров Н.Н. учебное пособие по политологии. Пермь 2004г. – стр. 220

72. Коваленко А.И. Теория государства и права.- М.: Знание, 1994 г. – 138-139

73. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. - СПб., 1994 г. – стр. 130

74. Мельник В.А. Политология. Учебник. Минск 1999 г. – стр. 354

75. Пугачёв В. П. Соловьёв А.И. Введение в политологию. Москва 2000 г. – стр. 127

76. Раймон Арон. Демократия и тоталитаризм. - М.: Текст, 1993 г. – стр. 297

77. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999 г. – стр. 286

78. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура,

43

типология, динамика. Москва 1995 г. – стр. 198

79. А.А. Радугин Политология учеб. Пособие для вузов М. 1997 – стр. 136

80. В.В.Ильин Политология учеб для вузов М.1999 – 128 стр.

81. Криговогуз И.М. Политология учеб.для студ. Высш. Учеб. Завед. М.: 1999г. – стр.197

82. Прокопов М.В. Политология учеб. Для ВУЗов испр. Пераб. М. 2000г – стр. 147

83. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию учеб. Для ВУЗовМ.:1997 – стр. 194

84. Назарова Н.С. Политология учеб. Для ВУЗов М.: 1992 – стр. 197-198

85. Баранов Н.А. Трансформации современной демократии. СПб.: БГТУ, 2006 г. – стр. 160

86. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993. – стр.145

87. Криговогуз И.М. Политология учеб.для студ. Высш. Учеб. Завед. М.: 1999г. – 119

88. Боровиков А.П. Понятие политического режима. - Спб., 1996. – стр.179

89. Боровиков А.П. Признаки авторитаризма. Спб., 1996. – стр.215

44

90. Курс лекций по политологии. Учеб. пособие для вузов./ Отв. ред. М.Х. Фарукшин. - Казань, 2004. – стр.278

91. Василик М.А. Политология. Москва 2000 г. – стр. 159-160

92. Арендт X. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. – стр.688

45