Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы ( История происхождения понятия «политический режим»)

Содержание:

Введение

Политический режим – это способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Тема «Классификация политических режимов» на сегодняшний день не утратила своей актуальности. Форма государства стала одной из актуальных проблем теории государства и права и политологии. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

В последнее время в мире идут бурные политические процессы, в отдельных государствах происходит полная или частичная смена формы государства, в частности и политического режима. Такую картину можно наблюдать практически во всех странах.

Актуальность выбранной темы для меня и для общества в целом заключается в том, что любой тип политического режима оказывает прямое влияние на все право любого государства; при определенном режиме вся правовая сфера развивается в соответствующем направлении; как правило, тип политического государственного режима закреплен в основном законе страны, в частности в РФ, тип политического государственного режима закреплен в статье 1 Конституции РФ, где сказано что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

На современном этапе весь мир стремится к формированию демократического режима. С этим процессом связано большое количество конфликтных ситуаций. В частности, в Украине, США, КНР. Здесь возникают вопросы: что есть «политический режим»? Как политический режим характеризует общество? Когда появляется термин? Какой смысл исследователи вкладывали в это понятие? Исходя из данных вопросов, определяются следующие цели и задачи.

Целью данной работы является комплексное изучение особенностей существующих политических режимов.

Задачи:

  • изучение специальной литературы для выяснения определения понятия «политический режим» и для рассмотрения истории формирований политических взглядов на данную проблему;
  • определение критериев политического режима;
  • составление таблицы в соответствии с критериями.

Для достижения цели использовались методы: описание, сравнение (составление таблицы).

Данная тема широко освещена в научной и учебной литературе. Учебная литература трактует понятие «политический режим» так: система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определённых правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике[1].

Само понятие «политический режим» появляется только в начале XX века. Оно является элементом формы государства и характеризует то, как осуществляется государственное управление. Оценку государственному управлению начали давать ещё в древности. Философы Античности описывали формы правления. Таковыми были работы Платона и Аристотеля. Затем, поиском путей усовершенствования государства занимались и деятели эпохи Просвещения, которые писали об отдельных элементах организации государственной власти (разделение властей, гражданское общество). Из работ таких политических философов, как Джон Локк и Шарль Луи Монтескье, видно, что справедливым государство является только тогда, когда в решении политических вопросов принимают решения народные массы и власть предоставляет им эту возможность. Характеристика форм правления не даёт представления о политической жизни. Поэтому, в XX веке и вводится понятие «политический режим». Мыслители характеризуют его с разных точек зрения.

В XIX-XX веках формируются основные подходы к рассмотрению вопроса о политическом режиме. Среди них выделяются бихевиоризм, институционализм, структурализм, плюрализм и девелопментализм. Наиболее ярко данные подходы представлены в работах Г. Алмонда, Д. Аптера, Д. Истона, Т. Парсонса, Э. Берка и ряда других исследователей.

Вопросы, касающиеся развития политической мысли, рассмотрены в Главе 1 данной работы.

В Главе 2 даётся описание основных политических режимов современности, в частности, демократического, тоталитарного, авторитарного, либерального.

При написании работы использовалась учебная литература, энциклопедическая и Интернет-ресурсы.

Глава 1. История происхождения понятия «политический режим»

1.1 Античность – XVII-XVIII вв

В древности не существовало понятия «политический режим», но многие философы Античности способствовали развитию политической мысли, анализируя государство и право того времени. Особое значение придаётся идеям Платона и Аристотеля, различающимися между собой.

Политика, по Платону, является царским искусством, требующим знаний и умения управлять людьми. В своём диалоге «Государство» Платон приводит шкалу типов государства:

  • Аристократия - справедливая власть меньшинства, лучших граждан;
  • Тимократия - несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан;
  • Олигархия - несправедливая власть меньшинства, богатых людей;
  • Демократия - справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства;
  • Тирания - несправедливая власть одного человека[2].

Этим несовершенным формам государственного устройства Платон противопоставляет «идеальное государство», в котором существует жесткая иерархия сословий: философы-правители, стражи (воины), крестьяне и ремесленники. У правителей и стражей существует общность детей и жен. Детей воспитывает государство. Платон считал идеальным типом государственного устройства правление, где совмещены начала демократии и монархии. Прообразом идеального строя для античного философа служила аристократическая Спарта.

Аристотель описывал государство как высшую форму общения[3]. Каждый частный вид общения возникает в целях какого-либо блага. В трактате Аристотеля «Политика» рассматривается такое основание государства, как семья. Самая правильная форма государства – полития, где правит большинство в интересах общей пользы. Для политии характерно формирование средних элементов во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой. Политическое устройство существует только там, где властвуют законы. Эллинский мыслитель различал законодательную, административную и судебную власти. Государство состоит из граждан, гражданином является тот, кому доступны следующие функции: воинская, административная, судебная и жреческая. В учении Аристотеля, как и в концепции Платона, ярко выражены тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его личные интересы всецело подчинены общественному благу. Но в то же время Аристотель выступает за необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве, тем самым критикуя точку зрения Платона об идеальном типе государственного устройства.

В дальнейшем, ученые дополняли понятия, данные Платоном и Аристотелем, своими домыслами об устройстве государства.

В Европе бурное развитие общественно-политической мысли началось в XVII в. В некоторых странах постепенно формировалось новое, индустриальное, рыночное общество, вытесняющее общество традиционное. Главным для человека становилось богатство, а не происхождение. Идейным, общественно-политическим течением Нового времени, раньше других заявившим о себе, стал либерализм (от лат. liberalis – «свободный»), сыгравший ключевую роль во Французской революции и формировании общественного строя США[4]. Вслед за ним возникли консерватизм (от лат. conservare – «охранять»), затем государственный социализм (от лат. socialis – «общественный») и, наконец, анархизм (от греч. «анархиа» - «безвластие»).

Вся философия либерализма пронизана недоверием к государству, стремлением установить над ним общественный контроль. В конце XVII-начале XVIII вв. Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье были продуманы способы ограничения и ослабления государства. Они предложили систему разделения властей, которая впоследствии получила название системы сдержек и противовесов. Власть необходимо разделить на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Каждая из них не сможет сосредоточить в своих руках чересчур много полномочий и будет следить, чтобы этого не сделала другая ветвь власти. Такая система легла в основу демократических теорий Нового времени, в которых под демократией понимается прежде всего демократия представительная. Парламент как форма согласования и выражения общественных интересов и донесения их до исполнительной власти занял важное место в либеральной концепции демократии. А.А. Ивин пишет: «Демократия – это немногие дни и часы, когда все без исключения члены общества становятся равны друг другу, с тем чтобы путём своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в изменённой форме, постоянно существующее между ними неравенство» [5].

1.2 Современные подходы

Особое развитие политическая наука получила после Второй мировой войны[6]. Применялись всё более новые методы исследования. Центром внимания стало выяснение особенностей повседневного существования политики. Раньше учёных интересовали поставленные моральные задачи перед обществом. Этот сдвиг в интеллектуальных установках исследователей можно заметить и в работах ряда политических философов. Именно в послевоенное время развиваются такие политологические подходы, как институционализм, бихевиоризм, плюрализм, структурализм, девелопментализм и т. д. Всё это способствовало развитию теории политических режимов.

Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций[7]. Данный вид подхода обнаруживается в работах политических философов: Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джефферсона и американских "федералистов". В своих работах они стремились проанализировать основные законы общества, определить их значение для развития социума, рассмотреть формально-юридические характеристики функционирования политической системы.

Институционализм отличается тем, что при его использовании основное внимание уделяется политическим институтам. Представители данного направления могут не являться по своему профилю и интересам юристами или политологами. Они анализируют существующее общественное устройство исходя из сложившихся политических форм. Эти формы (институты), с одной стороны, стабилизируют общество, а с другой, закрепляют социальные нормы и отношения. Но институциональный подход не учитывает те политические явления и процессы, которые находятся за пределами существующих форм. К примеру, демократия, с точки зрения институционализма, это система, организованная в соответствии с процедурой всеобщих, равных и тайных выборов; признающая все, в том числе, оппозиционные партии и движения; предоставляющая своим гражданам широкий набор прав и свобод и т.д. Авторитаризм, напротив, характеризуется наличием одной, правящей партии или группировки, осуществляющей руководство с опорой на силовые структуры. В первой половине ХХ века было распространено мнение, что заимствование институтов демократии, которые хорошо зарекомендовали себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Большинство стран Африки скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Сами по себе политические институты не могут существовать без живой политической активности.

Бихевиоризм, структурализм и плюрализм являются родственными понятиями[8]. Они получили своё развитие приблизительно с середины 50-х гг. Все эти направления объединены интересом к основаниям политической жизни, находящимся вне политических институтов. Этим они противопоставлены институционализму, который не охватывает все существующие в обществе политические позиции и типы политического поведения. Один из основателей бихевиоризма Д. Истон видел задачу всех учёных в том, чтобы "исключить из научных исследований все субъективные факторы: цели, намерения, желания, идеи — и оставить лишь данные верифицируемых наблюдений".

Бихевиоризм преимущественно использует психологические методы исследования при изучении принятия политических решений. Применяя этот подход следует отталкиваться от человеческого содержания существующих политических институтов, от того что существует в действительности, а не от норм, установленных государством. Таким образом, появился более современный взгляд на политические режимы, на их способность чётче осознавать область своего функционирования и зависимость от различных психологических факторов. Главными вопросами для бихевиористов были обозначены причины возникновения политического протеста, формирование общественного мнения, следование определённой идеологии и многие другие.

Плюрализм по методологическим основаниям схож с бихевиоризмом. Различие состоит в том, что представители данного направления в центр внимания ставят вопросы, связанные в первую очередь с особенностями функционирования демократии, принципами законного поведения и взаимодействия политических элит. Суть плюралистической теории заключается в рассмотрении множественности групп, которые причастны к власти и делят ее между собой. Значение плюрализма для теории политических режимов связывают с исследованием процедурных особенностей демократических режимов. Ведь именно в урегулировании взаимодействия групп и политических позиций большую роль играет стабильность демократических систем.

Структурализм использует оригинальный методологический подход при изучении особенностей политической жизни. Важно определить, какие структуры выполняют те или иные функции. Структуралисты обобщили имеющиеся теоретические разработки, собрав в свою концепцию весь интеллектуальный материал. Структурализм фактически заново открыл направление, получившее впоследствии наименование исследований процессов политической модернизации[9]. Большинство представителей теории модернизации (Г. Алмонд, М. Леви, Т. Парсонс, Д. Аптер и др.) в основном используют методы системно-структурного анализа. Также, структурализм проанализировал роль социальных оснований политики, уделив внимание наиболее значимым социальным общностям (классам, этносам, нациям и т.д.), которые не были отмечены бихевиористами. Отличительной чертой структурализма является уклонение от стремления получить точные научные данные. Структуралисты по сей день входят в число критиков теорий "рационального выбора" и "методологического индивидуализма". Ими было сформулировано понятие политической системы, ее структуры и функций. Вероятно, что и само понятие политического режима обязано своим возникновением системной теории, поскольку режим представляет собой состояние системы в данный момент. С точки зрения структуралистов функционирование политического режима – это способ реализации функций политической системой в настоящее время. Основные функции политической системы делятся на две группы: установление в обществе социальных норм и создание условий для свободного протекания политической жизни в рамках этих норм. К первой группе относятся такие функции, как целеполагание, мобилизация общественных ресурсов и легитимизация власти, а ко второй — политическая социализация, выявление и объединение интересов и политическая коммуникация. Кроме того, структурализм сыграл немалую роль в осмыслении типов и переходной динамики политических режимов. Благодаря общесистемным разработкам, можно увидеть закономерность в природе переходных процессов, понять, на каких основаниях и в течение какого времени политическая система или режим могут функционировать без угрозы ослабления. Методология взаимодействия системы с ее окружением раскрывает принципы существования и развития открытых политических систем наравне с закрытыми системами, неспособными адекватно реагировать на вызовы социальной среды.

Девелопментализм считается одной из самых успешных идей о государстве XX века[10]. Он представляет собой концепцию ускоренного индустриального развития. С появлением девелопментализма связаны процессы перехода к новым формам общественного устройства, преимущественно в развивающихся странах. Происходит становление светских государств, осуществляется переход к демократическому режиму, совершенствуются способы развития общества. Каждый из режимов получил своё наименование и был отделён от государства и общества в пределах данного направления. Нельзя оставить без внимания тот факт, что девелопментализм в своих методологических основаниях использует те, которые были наиболее удачно применены в других направлениях. Девелопменталистский подход доказывает, что изучать развитие можно не только анализируя институты, ведь политическое развитие — это многомерный процесс, который нельзя исследовать в рамках лишь одного из направлений анализа. Взаимодействие различных политических сил приводит к изменениям в политической системе.

Сторонники девелопментализма считают самым главным определять факторы зависимости политики, так как это влияет на функционирование политической системы[11]. Помимо этого, особое внимание уделяется ее структурной дифференциации, которая обеспечивает автономность политической подсистемы общества. Девелопменталисты проявляют интерес к тому, насколько система готова к текущим условиям современности. Их волнует «мобилизация» системы (привлечение властью разнообразных ресурсов для оперативного решения задач), её «самосохранение» (недопущение к власти крайних оппозиционеров) и обеспечение равного положения для политических участников.

Таким образом, мыслители Античности обращали внимание на формы правления, пытаясь составить представление об «идеальном государстве». В их работах видно, что идеальным является государство, где народ принимает участие в государственных делах. Платон, например, применяет термин «демократия». Мыслители эпохи Просвещения в своих работах обращают внимание на отдельные элементы государственного правления. Они также акцентируют внимание на том, что власть должна предоставить возможность широким народным массам принимать участие в решении государственных вопросов.

Современные подходы к изучению понятия «политический режим» различаются многообразием. Они характеризуют само понятие с различных точек зрения: с позиции политических институтов, рассматриваются психологические аспекты политического поведения людей, а также политический режим характеризуется как многомерный процесс и к нему применяется системный подход.

Глава 2. Основные типы политических режимов

В современном мире существует около 200 политических режимов. Выделяют два основных вида: демократические, недемократические. К демократическим режимам относят демократию и либеральный режим, а к недемократическим – тоталитаризм и авторитаризм.

2.1 Демократия

«Демократия» в переводе с древнегреческого означает «власть народа». Под демократией также понимаются :

  • особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех её участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии,
  • некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны,
  • политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Данный тип политического режима характеризуется одновременным существованием 4 признаков:

  1. возможность населения участвовать в государственном управлении, то есть возможность участвовать в формировании различных государственных властных органов, а также применять полученную власть в необходимых и одобренных законом целях, поскольку единственным источником власти в стране является народ, то именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнюю политику;
  2. принцип разделения властей, который является признанным атрибутом правового демократического государства, сама же теория разделения властей - это итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. В теорию разделения властей включены следующие моменты:
  • во-первых, разделение властей в обязательном порядке закрепляется конституцией;
  • во-вторых, согласно конституции, законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  • в-третьих, все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  • в-четвертых, никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  • и, наконец, судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности, судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина обусловлено что Конституция признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления. Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет, осуществляет трудовую, политическую и иную деятельность, поэтому их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления. Осуществление рассматриваемого принципа обеспечивается:

а) деятельностью органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Эти вопросы охватывают основные сферы местной жизни: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальную сферу, землепользование, торгового, транспортного и других видов обслуживания населения. В данных областях местной жизни, отнесенных к ведению муниципального образования, происходит реализация основных социально-экономических прав и свобод граждан. Успешно и эффективно реализуя свои функции в этих сферах местной жизни, государство способствуют осуществлению важнейших социально-экономических прав и свобод граждан;

б) осуществляя функцию охраны общественного порядка, оказывая содействие в проведении выборов в государственные органы власти, проводя муниципальные выборы и местные референдумы, органы местного самоуправления участвуют в создании необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод гражданина на местном уровне;

в) организация местного самоуправления на территории дает возможность каждому жителю непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения, как правило, устав муниципального образования закрепляет конкретные формы, порядок и гарантии такого участия жителей в осуществлении местного самоуправления посредством форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления;

г) нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу и применяются только после их официального опубликования.

  1. взаимная ответственность государства и гражданина - неотъемлемый признак демократии, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством, оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус, в демократическом государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан, государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами, таким образом, речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех, кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Помимо вышеперечислннного, важнейшей чертой демократии является выборность государственных и местных органов власти. Но ключевым считается парламент – выборный представительный законодательный орган. Также общеобязательные нормативно-правовые акты издают президент в виде указов и распоряжений, правительство в виде постановлений и распоряжений.

Для демократии значимым является плюрализм – множество конкурирующих между собой политических партий (многопартийность), движений, а также политических идей, убеждений (идеологический плюрализм), средств массовой информации и пр[12]. При наличии данного признака в государстве создаётся система сдержек и противовесов, которая способствует благоприятной обстановке при поиске наиболее благоприятных решений по вопросам, связанным с политикой.

Ещё один весомый признак демократического режима – это гласность. Гласность означает открытую и полную информацию о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного, широкого обсуждения[13]. Если в государстве нет доступа к достоверной информации о политической ситуации, для средств массовой информации введена цензура, то невозможно формирование чёткой гражданской позиции. Ни один гражданин не сможет осознанно участвовать в политике.

Кроме того, демократия невозможна без принципа большинства, т. е. меняется обычный порядок, когда в обществе господствует мнение «сильнейшего», преобладает меньшинство над большинством. Как было отмечено французским политологом П. Шерелем, данный принцип на практике используется в качестве наиболее экономичного разрешения вопросов, связанных с борьбой за власть[14].

Для того, чтобы не допустить преимущество большинства, при демократии действует ещё один принцип – право меньшинства. Это позволяет соблюдать в государстве равные права для граждан, придерживающихся оппозиционных взглядов.

Как известно, существует три формы демократии: прямая (непосредственная), плебисцитная (плебисцитарная) и представительная.

При прямой демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Достоинством этой формы демократии является быстрая постановка и решение вопросов на уровне местного самоуправления. К недостаткам прямой демократии можно отнести сложность её применения на больших территориях без использования технических средств.

Плебисцитная демократия – модель демократии, в которой граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, т. е. у самих граждан нет полномочий принять участие в подготовке решения и контролировать его выполнение. Каждый гражданин может выразить своё отношение к законам в ходе референдума, прямого голосования или всенародного обсуждения.

Представительная демократия – опосредованное (непрямое) участие граждан в принятии решений. Главным источником власти является народ. Члены представительных органов, управляющих государством, избираются гражданами. Примером представительной демократии можно назвать выборы депутатов, главы государств.

2.2 Либеральный режим

Либеральный режим (от лат. liberalis – свободный) – это государственно-политическое устройство общества, отрицающее любые формы контроля за экономической, духовной и иной деятельностью личности и общества со стороны политической власти, государства

Либеральный политический режим (либеральный демократический режим) – реализация идеалов либерализма. Либеральная демократия воплотилась в учреждения, организации и законы современной западной цивилизации. И даже многочисленные противники либерализма вынуждены считаться с этим фактом, отталкиваясь в своих взглядах от либеральной демократии как от идейного обоснования существующего порядка вещей.

Термин «либерализм» вошёл в широкое употребление только в первой половине XIX в., когда в ряде западноевропейских стран появились политические партии либералов[15]. Однако основные положения либеральной теории были сформулированы значительно раньше – в XVII-XVIII вв. Они, в свою очередь, опирались на достижения европейской мысли предшествующих столетий.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность — необходимый атрибут либерального общества.

Политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе гуманистических и демократических принципов, называются либеральными[16]. Такие принципы в первую очередь характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства: приоритет всегда сохраняется за личностью. Человек обладает экономической самостоятельностью, вследствие чего становится политически самостоятельным.

При либеральном режиме государственная власть формируется путём выборов, исход которых зависит от мнения народа и от финансовых возможностей партий, необходимых для проведения избирательных кампаний[17]. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей, что способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. В государственном управлении преобладает децентрализация: центральная власть занимается решением тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Либерализм обусловливается потребностями рыночной организации экономики. На рынке все партнёры должны быть равноправны, свободны и независимы. В обществе провозглашается свобода слова и мнений, признаётся многообразие форм собственности. Права и свободы личности закрепляются международными документами и реализуются международными организациями.

Каждый режим характеризуется наличием как положительных черт, так и отрицательных. Одна из важнейших проблем либеральной демократии – социальное расслоение. Либеральная демократия будет наиболее эффективна в обществе с высоким уровнем социально-экономического развития. Соответственно, население должно обладать развитым политическим и нравственным сознанием, правовой культурой. Либеральный политический режим имеет демократическую основу, он происходит от демократии. Поэтому, либерализм в современном мире наиболее желанный политический режим для большинства государств.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

2.3 Тоталитарный режим

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 году данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Идеи тоталитаризма нашли отражение и в трудах Иоганна Готлиба Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Карла Маркса, Фридриха Ницше,и др.. Определяя источники тоталитаризма, политолог Фридрих Хайек, философ Карл Ясперс делают особый упор на регулирование, указывая, что с помощью экономического и социального планирования реализуются все коллективные цели. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Идеальные образы совершенного гармоничного строя, утопии, отмечает Вячеслав Липинский, играют огромную роль в истории, и они в большинстве своем осуществимы при обязательном условии их искажения. Философ Николай Бердяев подчеркивает, что "целостность есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе".

Тоталитарный политический режим в каждой стране, в которой он возникал и развивался, различен по некоторым из критериев. Однако существуют общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма.

Одни из отличительных признаков тоталитаризма это:

  • наличие единой официальной идеологии, то есть, идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), а тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;;
  • монополия одной партии на власть с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «Закон против образования новых партий» от 4 июля 1933 г., параграф первый которого гласил: «В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия»);
  • создание культа личности вождя, раздувание этого культа до гипертрофированных размеров, превращение личности вождя в подобие полубога, что подразумевает недемократический способ организации партии, которая строится вокруг лидера, власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс.;
  • тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни: над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • цензура, подразумевающая исключение какой-либо критики в адрес государственного строя и руководителя;
  • террор (репрессии), подразумевающий фактически террористический полицейский контроль, доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, в связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей, с помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.;
  • централизованная экономика - вожди, искренне убежденные в своем знании экономических законов, считали, что могут с высокой точностью управлять производством, сосредоточив все материальные богатства своих руках, центр тяжести планирования сосредоточен на отраслях, имеющих решающее значение для политической стабильности режима, как правило, это тяжелая и военная промышленность.

При тоталитарном режиме отсутствует реальное разделение властей, т. е. власть концентрируется в руках одного человека и реализуется через механизм государства[18]. Все распоряжения высшего политического руководства осуществляются чиновниками, руководствующимися в первую очередь указами и постановлениями вышестоящих государственных инстанций.

Тоталитаризму присуще стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным. В обществе происходит насаждение массового сознания. Права и свободы личности игнорируются, всё подчиняется определённым интересам власти. Тип государственной власти и общество отождествляются.

Тоталитарный режим не устанавливается путём свободных выборов[19]. Власть не легитимна. Перед тем как в государстве устанавливается тоталитарный режим, происходят различные мятежи, революции и государственные перевороты. Следовательно, при тоталитаризме сам народ не выбирает представителей власти и такой политический режим не может считаться легитимным.

Различают три основных типа тоталитарного режима:

  1. Тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа.

Данный тип предполагает абсолютную власть государства, устранение частной собственности и автономии личности. В основу коммунизма (социализма) заложена идея социального равенства, строительства однородного бесклассового общества. Примерами тоталитаризма коммунистического типа является бывший СССР, КНР, другие страны бывшего социалистического мира. В современном мире к таким странам наряду с КНР принадлежит Куба, КНДР. В этом есть и положительные качества – гуманные политические цели. К примеру, в СССР была обеспечена социальная защищённость населения, повысился уровень образования, для народа стали доступны достижения науки и культуры. В течение продолжительного времени система практически не прибегала к массовым репрессиям. Вследствие этого сократился уровень преступности.

  1. Тоталитарный режим фашистского типа.

Основная идея данного типа – идея расово-этнического или национального превосходства одного народа над другим.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, которое возникло в обстановке революционных процессов в начале XIX в[20]. Ярким примером является Италия, 1922 г. Итальянский фашизм стремился к установлению порядка и твёрдой государственной власти. Это связано с тяготением к возрождению величия Римской империи. Позже фашистский режим был в установлен в Испании, Германии, Португалии. Отличительной чертой фашизма является выражение интересов реакционных кругов, поддерживавших фашистские движения финансово. Они использовали их в целях подавления революционных выступлений трудящихся масс. Важно было сохранить существующий строй и продолжать осуществлять все поставленные задачи на международной арене.

  1. Тоталитарный режим национал-социалистского типа.

Национал-социализм – политический и общественный строй, возникший в 1933 г. в Германии. Целью являлось установление мирового господства арийской расы. В странах, где существовал тоталитарный режим нацистского типа, пытались построить моноэтническое, расовооднородное общество. Эту задачу решали путем возвышения одной из наций и соответствующего уничтожения и дискриминации других народов. Классическим образцом тоталитаризма такого типа является фашистская Германия. В более расширенном и глубоком виде, идеи нацизма были изложены в книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». Основные идеи нашли отражение в программе НСДАП, а именно:

  • обретение пространства для немецкого народа;
  • восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев;
  • очищение территории Германии от «засоряющих» её «инородцев», в первую очередь евреев;
  • противостояние коммунистической идеологии.

В России в разное время существовали политические и общественные организации, претендовавшие на роль национал-социалистических. Например, Славянский Союз (СС), Национал-социалистическое общество (НСО) и Русское Национальное Единство (РНЕ).

Необходимо также остановиться еще на одном типе тоталитаризма, в котором заложена идея религиозного фундаментализма, фанатизма. Это теократический тоталитаризм. Тоталитарный режим этого типа стремится построить общество, основанное на догмах и канонах той или иной религии в ее наиболее ортодоксальном, непримиримом варианте. В современном мире к такого рода тоталитарному режиму можно отнести исламский режим в Иране. Своеобразными гибридными типами тоталитаризма являются режимы М. Каддафи в Ливии и С. Хусейна в Ираке. В этих режимах представлен своеобразный симбиоз теократического (исламского) тоталитаризма и элементов тоталитаризма социалистического типа.

Подводя итог, можно отметить, что любой тип тоталитаризма – это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.

Авторитарный режим

Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа[21].

Авторитаризм - одна из форм политической диктатуры, противоположная демократическому режиму. В авторитарном государстве власть имущие не допускают к управлению широкие массы, ограничивают их участие в политической жизни. В то же время авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, не стремятся к полному контролю над всеми сферами жизни общества.

Авторитарные режимы сильно отличаются друг от друга.

Примеры авторитарных государств из истории - деспотии Древнего Востока, абсолютные монархии Европы, режимы «народной демократии» в странах-сателлитах СССР во второй половине XX века.

Примеры из современности: Китай, где монополия на власть принадлежит Коммунистической партии, или теократический Иран.

По степени авторитарности режимы могут быть как умеренными (режим Шарля де Голля во Франции в 1958- 1969 годах), так и открыто диктаторскими (режим Аугусто Пиночета в Чили в 1974-1990 годах). Тоталитарный режим иногда называют крайней формой авторитаризма, его наиболее жестким вариантом. Но чаще в обществознании разделяют эти понятия и говорят о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

При тоталитаризме государстве стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан. В противовес ему авторитарный режим в этом смысле ведет себя мягче. В первую очередь, авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Например, в современном Китае полновластие Компартии не мешает существованию развитой рыночной экономики. При этом попытки поставить под вопрос монополию КПК на власть или коммунистическую идеологию пресекаются жестко.

Тоталитаризм и авторитаризм могут сменять друг друга при сохранении внешних форм государства. Так, СССР времен И.В. Сталина обычно называют тоталитарным государством: у населения отсутствовали реальные права и свободы, был установлен полный контроль над экономикой, господствовала общеобязательная идеология, для устрашения и борьбы с «врагами народа» использовались массовые репрессии.

Однако СССР в эпоху Н.С. Хрущева или при Л.И. Брежневе - это уже авторитарный режим. Контроль в политической сфере и плановая экономика сочетались с относительной личной свободой. Идеологический контроль ослаб, массовые репрессии ушли в прошлое: преследованиям подвергали в основном диссидентов, которые публично критиковали советскую власть.

У авторитарного режима есть ряд отличительных черт.

  1. Для авторитаризма характерна централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц, то есть в авторитарном государстве в центре и на местах власть концентрируется в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти. Если тоталитарная власть опирается на поддержку народа, то авторитарная опирается на армию, чиновничество и использует исторические традиции.
  2. При авторитаризме отсутствует единая идеология. Для объединения общества предлагается «идеология развития», которая объясняет цели социально-экономических преобразований.
  3. Авторитарный режим допускает существование нескольких политических партий, но серьёзная оппозиция подавляется путём административного вмешательства.
  4. В качестве методов государственного управления преобладают командные, но террор отсутствует. Массовые репрессии не применяются, равно как и жёсткие приёмы осуществления политической власти.
  5. Несмотря на то, что и тоталитарный и авторитарный режим являются недемократическими формами осуществления политической власти, у них различны методы экономического регулирования. Тоталитаризм предполагает распространение прямого политического регулирования на экономическую сферу, в то время как авторитаризм может сочетаться как с директивной экономикой, так и с рыночной - допускается существование частной собственности, разрешается в ограниченном объёме предпринимательская деятельность.

В зависимости от того, на какие социальные группы и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитаризма:

  • Военная диктатура. Такая форма авторитарного режима предполагает опору на армию. Военные – наиболее организованная сила, которая обладает ресурсами для захвата власти при неразвитом гражданском обществе. Подавляя политические свободы, военные выступают инициаторами преобразования общества. Например, военная диктатура генерала А. Пиночета. К признакам военной диктатуры можно отнести следующие: переход власти в результате военного переворота к хунте; отмена конституции и замена ее актами военных властей; роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными; ограничение действия политических прав и свобод человека; создание при хунте консультативных органов из технократов. Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции. Военные режимы бывают трех видов:

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);

б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д.

  • Теократическая. Власть при данной форме авторитаризма концентрируется в руках духовных лиц, опирается на духовенство и религию. Вся полнота власти сосредоточена в руках фанатичного религиозного клана. В современном мире примером является Иран, где установился теократический авторитарный режим после революции 1979 г. и к власти пришёл Аятолла Хомейни.
  • Олигархическая. При этой форме власть принадлежит определённым корпоративным кланам. Соответственно, влияние на власть оказывают представители наиболее богатых кругов общества. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).
  • Вождистская (режим личной власти). Эта форма авторитарного режима опирается на авторитет сильного лидера. Не исключается возможность поддержки со стороны народа. Вождистский авторитаризм может возникнуть вследствие внешней угрозы для страны. Лидеры практически всегда используют националистические лозунги и идеи независимости с целью консолидации населения вокруг своей власти. Древнейшей известной формой вождизма является греческая тирания, как она описана в «Политике» Аристотеля. Особенное развитие в европейских государствах вождистский авторитаризм получил после Первой мировой войны, чему существуют различные противоречивые теоретические объяснения. Данная форма авторитарного режима сопутствовала многим тоталитарным и некоторым авторитарным обществам с различной идеологией и политической организацией
  • Смешанный. Данная форма сочетает в себе элементы разных режимов. К примеру, режим, который был установлен С. Хуссейном в Ираке, обладает свойствами трёх форм одновременно: военной диктатуры, вождистского авторитаризма и отчасти теократического.

Для характеристики режимов на основании вышеизложенного можно выделить следующие критерии: разделение властей, партийная система, права и свободы, оппозиция, характер и мера осуществления власти, взаимодействие общества и власти, экономика, идеология, карательные органы, формы.

Таблица №1. Политические режимы.

Критерии для сравнения

Демократические

Недемократические

Демократия

Либеральный

Тоталитаризм

Авторитаризм

Разделение властей

Реализуется на практике

Реализуется на практике

Отвергается

Формально признаётся

Партийная система

Многопартийность

Многопартийность

Единственная партия

Формально существует несколько партий, но лидирующее положение занимает «партия власти»

Права и свободы

Провозглашение и гарантия прав и свобод граждан

Провозглашение и гарантия прав и свобод граждан. Закрепляются международными документами и реализуются международными организациями

Формально признаны, но на практике не реализуются

Признаны, но ограничены, особенно в политической сфере

Оппозиция

Действует легально

Действует легально

Отрицается

Деятельность ограничена жёсткими рамками

Характер и мера осуществления власти

Участие граждан в формировании государственных органов

Участие граждан в формировании государственных органов

Всеобщий контроль и насилие

Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни

Взаимодействие общества и власти

Поддержка представителей власти народом

Поддержка представителей власти народом

Слияние общественного сознания с властью

Отчуждение власти от народа

Экономика

Рыночная экономика и смешанная

Смешанная

Централизованная

Централизованная с чертами рыночной

Идеология

Идеологический плюрализм

Идеологический плюрализм

Обязательная официальная идеология

Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений

Карательные органы

Строго подчиняются закону

Строго подчиняются закону, действуют международные организации

Пронизывают все сферы государства. Фактически бесконтрольны

Важный элемент государственного механизма

Формы

Прямая, представительная, плебисцитная

Современная западная цивилизация

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота

Военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране

В Главе 2 даны характеристики основных политических режимов: демократических (демократия, либеральный); недемократических (тоталитаризм, авторитаризм). На основании описаний выделены критерии для сравнения и в соответствии с ними составлена таблица: «Политические режимы».

Заключение

Целью данной работы являлось комплексное изучение особенностей существующих политических режимов.

Для достижения цели была использована следующая литература: энциклопедическая, учебная и Интернет-ресурсы. В работе дано определение «политический режим» на основе результатов деятельности мыслителей различных эпох. Само понятие «политический режим» появляется только в начале XX века. Над составлением определения трудились философы и учёные, начиная с античных времён (Платон, Аристотель), философы эпохи Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескье), философы XIX-XX вв. (Г. Алмонд, Д. Аптер, Д. Истон, Т. Парсонс, Э. Берк). В XX веке была дана окончательная формулировка понятия «политический режим» как системы методов осуществления власти в обществе, представляющей собой набор определённых правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике.

В ходе исследования были выделены характеристики основных типов политических режимов по принципу определения особенностей. Особенность – свойство, позволяющее выделить явление из общего ряда. Особенностью демократического режима является политическая свобода и свобода личности. Авторитарный и тоталитарный режим отличает степень государственного контроля общественных отношений. Для тоталитаризма характерен контроль всех сфер общественной жизни вплоть до личной. Авторитаризм ограничивает личность в политической сфере. Современные либеральные режимы отличает сочетание признаков демократии и авторитаризма. На основании данных характеристик выделены основные критерии, что получило отражение в таблице «Политические режимы».

Цель работы достигнута.

Список использованных источников и литературы

  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2009. – 478 с.
  2. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. – М.: Ридерз Дайджест, 2004. – 960 с.
  3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. – М.: Зерцало, 2000. – 688 с.
  4. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М.: Дело, 2014. – 352 с.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
  6. Аксёнова М.Д. [и др.]. Энциклопедия для детей [Т. 21.] Общество. Ч. 1. Экономика и политика – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 464 с.
  7. Обществознание 11 класс, профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. – М.: «Просвещение», 2010. – 414 с.
  8. Шерель П.-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений. // Полис. Политические исследования. – 1993. – №6 – С. 93
  9. Аристотель. Политика. [Электронный ресурс] URL: http://tululu.org/read81548/ (дата обращения: 19.06.2019)
  10. Горлач М.И. Политология – наука о политике [Электронный ресурс] URL: http://uchebnikionline.com/politologia/politologiya_nauka_pro_politiku_-_gorlach_mi/maoyizm.htm (дата обращения: 19.06.2019)
  11. Ивин А.А. Философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivin_filosofija/05.aspx (дата обращения: 19.06.2019)
  12. Леонтьев А.Н. Лекция 1. Политология как наука [Электронный ресурс] URL: http://docpol.ru/index.php?catid=34:2012-03-13-13-04-35&id=46:-1-&Itemid=87&option=com_content&view=article (дата обращения: 19.06.2019)
  13. Мунтян М.А. Политические системы и политические режимы [Электронный ресурс] URL: http://gigabaza.ru/doc/61670-p8.html (дата обращения: 19.06.2019)
  14. Мусиенко Т.В. Компаративная политическая наука: системный анализ Д. Аптера [Электронный ресурс] URL: http://credonew.ru/content/view/247/53/ (дата обращения: 28.03.2015)
  15. Платон. Государство. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt (дата обращения: 19.06.2019)
  16. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001091/st000.shtml (дата обращения: 19.06.2019)
  17. Цюрупа М.В. Основы современной политологии [Электронный ресурс] URL: http://uchebnikionline.com/politologia/osnovi_suchasnoyi_politologiyi_-_tsyurupa_mv/osnovni_ideyno-politichni_techiyi_suchasnosti.htm (дата обращения: 19.06.2019)
  18. [Электронный ресурс] URL: http://all-politologija.ru/ru/totalitarizm-totalitarnyj-politicheskij-rezhim (дата обращения: 19.06.2019)
  19. [Электронный ресурс] URL: http://studlib.com/content/view/11/9/ (дата обращения: 19.06.2019)
  20. [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/8-145539.html (дата обращения: 19.06.2019)
  1. Обществознание 11 класс, профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. – М., 2010. – С. 159.

  2. Платон. Государство. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt (дата обращения: 19.06.2019)

  3. Аристотель. Политика. [Электронный ресурс] URL: http://tululu.org/read81548/ (дата обращения: 19.06.2019)

  4. Цюрупа М.В. Основы современной политологии [Электронный ресурс] URL: http://uchebnikionline.com/politologia/osnovi_suchasnoyi_politologiyi_-_tsyurupa_mv/osnovni_ideyno-politichni_techiyi_suchasnosti.htm (дата обращения: 19.06.2019)

  5. Аксёнова М.Д. [и др.]. Энциклопедия для детей [Т. 21.] Общество. Ч. 1. Экономика и политика – М., 2008. – С. 115

  6. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. – М., 2000 – С. 504

  7. Леонтьев А.Н. Лекция 1. Политология как наука [Электронный ресурс] URL: http://docpol.ru/index.php?catid=34:2012-03-13-13-04-35&id=46:-1-&Itemid=87&option=com_content&view=article (дата обращения: 19.06.2019)

  8. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001091/st000.shtml (дата обращения: 19.06.2019)

  9. М.А. Мунтян. Политические системы и политические режимы [Электронный ресурс] URL: http://gigabaza.ru/doc/61670-p8.html (дата обращения: 19.06.2019)

  10. [Электронный ресурс] URL: http://studlib.com/content/view/11/9/ (дата обращения: 19.06.2019)

  11. Мусиенко Т.В. Компаративная политическая наука: системный анализ Д. Аптера [Электронный ресурс] URL: http://credonew.ru/content/view/247/53/ (дата обращения: 19.06.2019)

  12. Обществознание 11 класс, профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. – М., 2010. – С. 164.

  13. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. – М., 2004. – С. 129.

  14. Шерель П.-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений // Полис. Политические исследования. – 1993. – №6 – С. 93.

  15. Ивин А.А. Философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivin_filosofija/05.aspx (дата обращения: 19.06.2019)

  16. [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.org/8-145539.html (дата обращения: 19.06.2019)

  17. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., 2009. – С. 174.

  18. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 75

  19. [Электронный ресурс] URL: http://all-politologija.ru/ru/totalitarizm-totalitarnyj-politicheskij-rezhim (дата обращения: 19.06.2019)

  20. Горлач М.И. Политология – наука о политике [Электронный ресурс] URL: http://uchebnikionline.com/politologia/politologiya_nauka_pro_politiku_-_gorlach_mi/maoyizm.htm (дата обращения: 19.06.2019)

  21. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 2014. – С. 81.