Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные политические режимы

Содержание:

Введение

Своеобразие конкретной формы управления государством любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. На характер государственности влияют также национальный состав населения, своеобразие его культуры, включая укоренившиеся обычаи, традиции и религиозные воззрения, размер занимаемой территории, ее географическое положение и другие факторы. Особенности государственных образований общества у различных народов в различные исторические периоды позволяют, тем не менее, выявить и объединить их существенные общие черты, которые впоследствии могут стать своеобразными шаблонами-аналогиями для определения существующего положения вещей в области государственного устройства, а также для адекватной оценки предполагаемых в данном направлении проектов.

Государство- это суверенная организация концентрированной власти, официально представляющая и охватывающая все общество: народ, нации и национальности, классы, слои, социальные группы в пределах своей территории. Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства. Форма государства показывает, как организованно общество, каким образом и через какие политические учреждения осуществляются власть и управление. Форма государства определяется содержанием государства, его сущностью.

Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, то политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие национальные вопросы. Политический режим отражает внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности.

Изучение форм государства всегда была и остается одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, и классификация политических режимов представляет большой интерес.

Политический режим, будучи сам обусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредствованно, определяя те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

Основной целью нашей работы является комплексное исследование современного политического режима государства и его разновидностей.

К главным задачам работы можно отнести изучение понятия политического режима государства, определение его признаков и исследование различных классификаций государственных режимов.

Объектом нашего исследования выступают общественные отношения, связанные с определением места и роли политического режима как формы государства. При этом предметом исследования является монографическая литература и научные публикации ведущих ученых-юристов, историков, в работах которых рассматриваются вопросы определения государственного режима.

1. Понятие политического режима

В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием - политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике. [1]

В научной литературе существует большое количество определений политического режима. В государственно-правовой науке: политический режим – совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти.

В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией “политическая система” и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга[2].

Дать универсальное определение политического режима достаточно сложно. Определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период».

В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы.

Можно сказать, что политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы. [3]

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. [4]

Для анализа политических режимов берутся не внешние, формальные признаки власти, а реальная практика ее применения. Политический режим тесно связан с особенностями того общества, в котором он проявился, и вне системы общественных ценностей понят быть не может.

Характер политического режима никогда прямо не указывается в основных законах и Конституциях государств, однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества.

Различные формы политического режима, будучи правовыми по своей сущности, вместе с тем отличаются друг от друга уровнем и степенью своей правовой развитости, характером и качеством соответствующего правового порядка, правовых приемов и процедур осуществления государственной (политической, публичной) власти.

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима:

  • политический режим раскрывает политическую систему общества
  • характеризует правовой статус личности в государстве, а именно отношение субъекта власти к обществу и меньшинствам, входящим в его состав, определяет степень централизации управления территориями
  • политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти[5].

Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей.[6] История знает различные методы достижения цели – разрешительные - запретитель­ные, убеждение - принуждение, экономические - внеэкономи­ческие и другие. Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

2. Тоталитарный режим.

2.1 Сущность, разновидности тоталитарных режимов

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идее.[7]

Тоталитарный режим является, как правило, порождением первой половины 20 века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможные не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны (1914-1918), а политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 г. Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм». После второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной Европы[8].

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

- наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

- совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящимся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась было тенденция к наследственной передаче власти, например, в КНДР);

- наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

- формальным характером партийных и государственных выборов;

- повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

- отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

С конца 80-х годов тоталитарная форма правления во многих странах заменилась демократической, т.е. республиканской. На этом основании у многих политиков и государствоведов появилась склонность недооценивать ее возможности, объявляя нежизнеспособной. Эти заключения противоречат жизненному опыту.

Обобщение исторического опыта функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае тоталитарно устроенная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внешнеэкономическими, т.е. политическими средствами. Тоталитарно устроенное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу «результат любой ценой». [9]Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, этот тип правления оказывается малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Органически присущая ему централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько – нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план[10].

Доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Наличие одной или нескольких из вышеперечисленных характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной. Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие “синдромы” тоталитаризма: не было массовой партии, не было “священной” идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации[11].

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.

Так, в СССР строилась, в частности, просуществовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько – нибудь убедительно вменить совершенные преступления. Получалось, что если человек находился в политической оппозиции к государству, точнее – к его правящим кругам, не разделяет их политики, то он вроде бы уже и не гражданин. [12]

Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право - экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.[13]

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал социализме - вовне, против других народов.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира[14].

2.2 Авторитарный режим правления

По своим характерным чертам авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.[15]

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.[16]

Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.

В современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти[17].

3. Демократический режим

3.1 Возникновение и принципы демократического режима

Демократия – (от древнегреческого DEMOS – народовластие и CRUTOS – власть)– это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству, идеал общественного устройства, свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность, социальное и политическое движение за народовластие. [18]

В политической жизни общества демократия была и остается высшим типом политического режима, так как она характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Начальную классификацию демократического режима дали философы античности. Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники.

Принято считать, что одним из важнейших стабилизирующих факторов демократии, определенной гарантией демократического пути развития государства является наличие в стране среднего класса. Как правило, к среднему причисляют:

1. управленческий и административный персонал;

2. научных и инженерно-технических работников;

3. городских и сельских местных собственников;

4. мелких и средних предпринимателей;

5. высокооплачиваемых работников сферы обслуживания.

Демократический тип общественного строя отличается от тоталитарного политического режима следующими формально-юридическими принципами:

- суверенитет народа: в демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Суверенный народ, которому принадлежат верховенство и полнота государственной власти, сам определяет свое отношение к социальной действительности и выражает его посредством государства и права, самостоятельно устанавливает рамки и формы государственно-правового «вторжения» в различные сферы общественной жизни. Именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их[19];

- периодическая выборность: правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства – лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не пожеланию[20];

- народовластие: при демократическом режиме обеспечивается максимально широкое участие населения в управлении делами государства. Участие населения в делах законодательной власти обеспечивается путем демократических выборов – всеобщих, равных, прямых или косвенных при тайном голосовании – законодательных государственных органов. Участие населения в деятельности исполнительной власти достигается, как правило,

провозглашением и гарантированностью равного доступа к государственной или гражданской службе при условии наличия соответствующей квалификации (независимо от расы, национальности, пола, религиозной принадлежности, места жительства, рода занятий). Участие населения в отправлении правосудия может быть обеспечено двумя путями. Первый заключается в равном доступе к должностям профессиональных судей при соблюдении правил, второй – в создании таких институтов, как суды присяжных и коллегии судебных заседателей при профессиональных судьях[21];

- гарантии основных прав человека: в современной политической науке и политико-правовых документах права человека принято подразделять на: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Кроме того, принято различать права индивидуальные, которые человек может осуществлять один, самостоятельно (например, право на труд) и права коллективные, реализуемые только совместно с другими людьми[22];

- равенство перед законом: демократические государства гарантируют равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений и других обстоятельств, запрещают любые формы и виды дискриминации;

- справедливое судопроизводство: для судебной власти характерны следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса. Все равны перед законом и судом, поэтому судьи не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения;

- свобода средств массовой информации: к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, радио, телевидение. Основная цель средств массовой информации в любом обществе – информационно-просветительская. Эта их функция приобретает особое значение в демократическом обществе, поскольку, чтобы принимать разумные решения, люди должны обладать объективной информацией. В демократических странах печатная продукция, теле- и радиопрограммы в значительной степени являются реакцией на реально существующие или ожидаемые требования и интересы общества. В отличие от тоталитаризма в демократическом обществе существует многообразие точек зрения, позиций, мнений. СМИ призваны осуществлять контроль за действиями правительства и других институтов власти. Поэтому отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды и позиции. Многие политические партии, движения, группы, ассоциации имеют свои средства массовой информации: газеты, журналы, теле- и радиопрограммы. Большую роль СМИ играют во время предвыборной компании, когда народу предстоит выбор тех, кто будет управлять страной, принимать законы. Поскольку не все кандидаты ясно излагают свою программу, часто выдвигают невыполнимые обещания, важно, чтобы журналисты, обозреватели, корреспонденты разъяснили их взгляды населению, представили их в объективной форме, прокомментировали их[23];

- множественность политических партий: демократические формы правления, в отличие от тоталитарного режима, предполагают широкое участие населения в жизни страны. Отдельные люди, разнообразные объединения, группы, ассоциации, партии, не обязательно входящие в правящие структуры, могут оказывать влияние на политику своего государства. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни заключается в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общности на уровне общих интересов всей социальной целостности. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают. В основном партии представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений.

При демократическом режиме государство деидеологизировано, т.е. никакая идеология, будь то религиозная или светская, не может быть признана обязательной, господствующей, официальной. В условиях демократии признается и гарантируется экономическая свобода личности.

Таким образом, в демократическом обществе каждая отдельная личность или коллектив должны уважать мнения и желания окружающих, терпимо относиться к различиям, существующим между людьми, признавать другие, отличные от собственных позиций, взгляды, точки зрения. Демократия – это не раз и навсегда установленная система. Это механизм, создающий возможность посредством споров и дискуссий совершенствовать общество, выявлять противоречия, неизменно в нем существующие, и преодолевать их[24].

3.2 Формы и разновидности демократического режима

Достаточно распространенными формами демократического правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной степени ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс «импичмента», т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вест министерской моделью”, имея в виду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия). [25]

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан[26].

Заключение

Категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами. Например, демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма. Также политический режим, как элемент формы государства, обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь, влияя на форму правления.

Таким образом, сведя все вышесказанное к общему знаменателю, можно сделать вывод, что, в сущности, тоталитарные и демократические формы правления характеризуются, прежде всего, становлением и закреплением соответствующего политического режима, как господствующей идеологии правящего класса.

Главное в политическом режиме – порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии, как обычно предполагается, обеспечивают в этом процессе решающую в конечном счете роль народа. Иначе говоря, демократическая форма правления делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок – и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократической формы правления – обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Тоталитарная же форма правления таким преимуществом не обладает. Для нее характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе идеологии. Господство этих порядков достигается посредствам монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Венгрии, СССР, во многом Польши, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае, такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.

Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать совокупность его признаков и выделить важнейшее.

Рассматривая политические режимы, мы приходим к выводу, что те средства, методы, способы государственного управления, которые и формируют политический режим, создаются в результате наличия определенных отношений и в политической системе данного государства.

Действительно, государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые ею, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной.

Политический режим относится к функциональным аспектам политической системы общества, в силу чего является одной из важнейших характеристик формы государства.

Список использованных источников

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм М.: ФЕНИКС. 1993-518с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. М., 1999. М: ИНФРА- 1999.- 620с.
  3. Российская юридическая энциклопедия. – М., 1999. Юриздат.-1996.- 1260с.// http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/89665_Bolshaya_yuridicheskaya (дата обращения 19.10.2018)
  4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и 6. А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2013. – 768 с.
  5. Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
  6. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8 / Кожухов А.П.
  7. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность. Учебное пособие. М.: М.: Юристъ, 2007. 450с.
  8. Любашиц В.Я. Теория государства и права/ Под ред.А.Ю. Мордовцева, А.Ю.Мамычева.- М.-2014. -700с.
  9. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. -304 с.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство «Зерцало», 2014. -518с.
  11. Михалева Н.А. Государственное право. Учебник.-М.: Юриздат.-1996.260с
  12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, Москва, 1999
  13. Общая теория права и государства: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 427 с.
  14. Чиркин В.Е.. Нетипичные формы правления// Государство и право 1994 №1
  15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. 320с.
  16. Чиркин В.Е.. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. Москва. 1998.-М.: Юристъ.290с
  17. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления// Государство и право 1994 №1.
  1. Любашиц В.Я. Теория государства и права/ Под ред.А.Ю. Мордовцева, А.Ю.Мамычева.- М.-2010. С.235

    1. Базылёнок А.В. Основы политологии: Краткий курс учебного материала. – Могилёв: Могилёвский колледж МВД РБ, 2006.

  2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и 6. А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2013. С.258

  3. Там же.С.259

    1. Конституционное право / Под ред.А.Е. Козлова.М.: Юристъ, 2016. С.147

  4. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления// Государство и право 1994 №1. С.115

  5. Российская юридическая энциклопедия. – М., 1999. Юриздат.-1996.- С.853// http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/89665_Bolshaya_yuridicheskaya_

  6. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.

  7. Любашиц В.Я. Теория государства и права/ Под ред.А.Ю. Мордовцева, А.Ю.Мамычева.- М.-2014. С.155

  8. Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.С.700

  9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, Москва, 1999. С.153

  10. Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.С.700

  11. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления// Государство и право 1994 №1.

  12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, Москва, 1999.С.155

  13. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность. Учебное пособие. М.: М.: Юристъ, 2007. 450с.

  14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, Москва, 1999.С.160

  15. Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.

  16. Российская юридическая энциклопедия. – М., 1999. Юриздат.-1996.- 1260с.// http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/89665_Bolshaya_yuridicheskaya (дата обращения 19.10.2018)

  17. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.

  18. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8

  19. Теория государства и права / Отв. ред. В.М.Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000

  20. Арон Р. Демократия и тоталитаризм М., 1993

  21. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996 – 427 с.

  22. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство «Зерцало», 2014. -518с.

  23. Общая теория права и государства: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 427 с.

  24. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Юристъ, 1996