Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Шрифт в оформлении газеты (журнала): от элемента к системе. анализ шрифтового расписания одной из газет (журнала)

Содержание:

Введение

Газета является периодическим изданием, которое люди зачастую читают на ходу или транспорте, поэтому для газетных шрифтов немаловажна удобочитаемость текста даже в мелких кеглях, в связи с чем снискали популярность шрифты с широким четким буквенным очком. В современной печати также имеется тенденция к уменьшению кегля, так как редакции стараются уместить максимум информации на ограниченной площади. На данный момент в газетах используется набор текста 8-9 кеглем, но встречаются и издания, практикующие набор 6-7 кеглем. Для подтверждения упомянутой тенденции к уменьшению не могу не привести в пример издания периода окончания Октябрьской революции, набор текста которых производился весьма крупным, по современным меркам, 12-14 кеглем. В те времена данный размер шрифта был оправдан значительной малограмотностью населения, а также банальным отсутствием навыков чтения периодических изданий, ведь в это время в России подобный формат изданий только набирал обороты.

С течением времени газеты видоизменялись в шрифтовом оформлении благодаря повышению грамотности населения, а также увеличению потока информации, необходимой уместить на ограниченном пространстве, тем самым уменьшение шрифта было обосновано, однако приходилось работать над его удобочитаемостью с уменьшением кегля.

Несмотря на то, что современным миром правит интернет, вытесняющий газеты и телевидение, газеты остаются популярным новостным ресурсом, все так же востребованным со стороны большей части населения. Как показывает статистика, чтением газет на регулярной основе в России и странах СНГ занимаются люди от 25 лет и старше, что является весомой аудиторией, поэтому периодические издания продолжают развиваться и выпускаться в больших тиражах.

В своей работе я рассмотрю историю российских периодически изданий, шрифтовые изменения в них, их причины и следствия, особенности российских шрифтов и современный их вид. Предметом моего изучения выступит сам шрифт, применяемый в газетах, в то время как объектом исследования послужат примеры и особенности применения текстовых и заголовочных шрифтов в оформлении газет.

Глава 1. Шрифтовое оформление

1.1 Варианты оформления шрифта

В газетах шрифты используются для оформления заголовков, набора основного текста и его выделения. В связи с выполнением этих функций шрифты подразделяются на заголовочные, текстовые и выделительные. В некоторых случаях один и тот же шрифт может выполнять несколько функций сразу. Газетные шрифты-это шрифты, как правило, прямые светлого начертания, однако крупные издания современного мира все чаще используют фирменные шрифты для набора текста. Использование фирменного шрифта значительно поднимает престижность издания. Допускаются разные варианты шрифтового оформления – набор текста с использованием нескольких различных гарнитур или набор всего теста одной гарнитурой и ее различными начертаниями. Абсолютное большинство изданий использует набор в несколько различных гарнитур, одна из которых используется в качестве текстовой, а остальные играют роль заголовочных и выделительных. Данный способ набора текста разительно облегчает выделение текста и позволяет не заскучать читателю из-за разнообразного оформления текста. В случае же использования лишь одной гарнитуры эффект выделения достигается путем изменения кегля и его начертания, но гарнитура остается неизменной.

Чем более высока значимость статьи, тем более крупный кегль для ее набора используется. Изменение кегля шрифта активно применяется для смыслового выделения частей текста и расставления в нем акцентов. К примеру, для того чтобы обратить читательское внимание на важность статьи, первый ее абзац набирают заметно более крупным кеглем нежели основной текст.

1.2 Шрифтовые средства выделения текста

При необходимости выделения определенного отрывка текста или слова в газетах применяются шрифты той же гарнитуры что и основной текст, только прямые полужирные и светлые курсивные, в отличии от светлого прямого начертания основного текста. Курсив, в отличии от полужирного, заметно хуже воспринимается человеческим глазом. Полужирное начертание дает сильное выделение текста.

1.3 Отбор шрифтов для периодического издания

Шрифтовой отбор для периодического издания невероятно суров, так как мало в какой еще области типографики шрифтовая гарнитура должна отвечать множеству требований сразу. Газетный шрифт должен быть хорошо виден как на плохой, так и промышленной бумаге высоко касса, разборчив, удобочитаем, а также компактен. На протяжении последнего века велась активная разработка шрифтов отвечающих множеству требований печати периодических изданий. Необходимо отметить что разработка завершилась успехом, ведь именно за последнюю сотню лет и были созданы наиболее успешные и узнаваемые газетные шрифты. К примеру, Times New Roman, разработанный для одного из крупнейших издательств «The Times». Несмотря на то, что Times New Roman был признан едва ли не по всему миру, в современности его используют везде кроме газетных издательств. Исключения составляют лишь мелкие еженедельные или ежемесячные издания. Что иронично, даже сами «The Times» отказались от использования Times New Roman еще пару десятилетий назад, разработав серию собственных шрифтов.

На данный момент также ведется активная разработка газетных шрифтов, обоснованная изобретением все новых и новых способов печати. Однако нашли применение, так сказать, «устаревшим» шрифтам. Компания Mergenthaler Linotype была ответственна за изготовление ряда шрифтов, подходящих для создания дизайна газет и журналов, в период 30-40 годов прошлого века. Некоторые из этих шрифтов перевели в цифровой формат, что позволяет пользоваться «устаревшими» шрифтами и в 21-ом веке. Многие шрифты сейчас имеют и свое цифровое воплощение, чему обязаны не стоящему на месте прогрессу и изобретению офсетной печати. Перевод шрифта в цифровой формат позволяет адаптировать его в краткие сроки и приспособиться к новым видам печати.

1.4 Шрифтовые градации

«Современные шрифты», с начала широкого распространения газет среди населения еще с начала 19 века, прочно заняли доминирующую позицию в периодических изданиях, поэтому многим из хорошо знакомых читателям шрифтов сейчас возвращают первоначальный вид.

Шрифт Matthew Carter’s Miller, основывающийся на Scotch Roman является ярким примером данного явления. Сказать, что Carter копирует своего предшественника нельзя, однако отзывы критиков говорят о том, что возвращение к истокам пошло шрифту на пользу. На сегодняшний день Miller активно используется в таких журналах как Newsweek, а также была сделана его адаптация для «The Guardian».

Данная адаптация даже размещена в Font Bureau (программа для дизайнеров газет, содержащая ряд линеек шрифтов и помогающая адаптировать шрифт в цифровой вариант), имея 4 разновидности, каждая из которых отличается друг от друга на тон, что позволяет использовать рифт при различных видах печати.

Серия шрифтов Poynter, созданная при помощи the Poynter Institute (института, занимающегося улучшением, а также изучением внешнего вида периодических изданий), обладает большим потенциалом в деле газетного дизайна. Poynter Oldstyle Text был создан Тобиасом Фрер-Джонсом для того, чтобы в буквальном смысле являться лицом газеты, а также нести на себе нагрузку универсального шрифта. В качестве вдохновения Фрер-Джонс использовал первые газетные шрифты, датированные 16 веком. В данной шрифтовой серии также имеется несколько разновидностей: Poynter Agate и Poynter Gothic. В то время как Agate является специально разработанной Дэвидом Берлоу разновидностью шрифта для набора текста маленького размера, Gothic является интересной разновидностью шрифта без его изменений.

Уже упоминалось о том, что за время функционирования «The Times», для них было разработано некоторое количество специальных шрифтов. Получившим наибольшее распространение является Times Classic, имеющий несколько разновидностей. Считаю нужным упомянуть, что данный шрифт заметно контрастирует с его более округлыми собратьями, такими как Nimford и Miller.

В некоторых случаях издательства прибегают к разработке новых шрифтов. Однако дизайнеры шрифтов редко стараются соотнести дизайн шрифта и тип бумаги. Однако именно таким способом поступил Жан-Франсуа Порше для издательства «Le Monde» несколько лет назад, когда парижские ежедневные газеты бурно вступили на путь редизайна. Несмотря на то, что «Le Monde» совершил еще одно обновление, газета продолжает использовать шрифт Порше.

1.5 Наиболее популярные газетные шрифты

Исследование, проведенное Ascender Corporation, обнаружило что многие шрифты были разработаны специально для газет. Тридцать пять из 97 изученных газет используют специально разработанный шрифт в дополнение к шрифтам, которые можно приобрести готовыми. 
Анализ шрифтов, используемых почти 100 ведущими газетами, показывает, что 10 шрифтов стали лидерами отрасли. Согласно исследованию, 10 самых популярных семейств шрифтов (по порядку): Poynter (36 газет), Helvetica (28), Franklin Gothic (27), Times (20), Utopia (12), Nimrod (9), Century Old Style (8), Interstate (8), Bureau Grotesque (7) и Miller (7).
Исследование проводилось путем изучения PDF-версий газет, размещенных на веб-сайте Newseum. Некоторые часто используемые шрифты были пропущены, так как исследование только смотрело на первые страницы газет, однако исследование помогло поднять много вопросов о том, где технология печати в газетах и электронных изданиях газет может пойти дальше.

Глава 2. Исследование тенденций шрифтового оформления газет.

2.1 Исторические изменения шрифтов в петровской России

В России история периодических изданий довольно сложна, ведь газеты, в первую очередь выполняли функции СМИ, донося до населения новости первой значимости. Первые газеты были рукописные и не были расчитаны на широкий тираж, ведь подавляющее большинство населения было безграмотным. Успехом газеты пользовались у обученных грамоте священнослужителей, которые путем пересказа и доносили до населения новости, а также у представителей знати и высших сословий.

Часть историков утверждают, что первая российская газета увидела свет 1600 году, а регулярное издание получила в 1621. Это были «Вестовые письма». В связи с тем, что газета выходила исключительно для чтения царем и боярской думой «Вестовые письма» не считают первой газетой в ее классическом понимании. «Вести-Куранты» представляли собой длинные узкие полосы бумаги, достигающие иногда нескольких метров в длину, и были, естественно, написаны вручную.

Первой запущенной в массовое производство в России стала печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах», запущенная в тираж в 1703 году по указу Петра 1 (см.вложение 1). Причем нередко сам царь выступал на должности главного редактора данной газеты. Тираж газеты насчитывал 1000 экземпляров, текст в ней набирался в одну колонку в начале церковно-славянским шрифтом, в последствии уступившему место гражданскому шрифту. После смерти Петра и вплоть до революции газета издавалась Академией наук, а в 1991 году «Ведомости» возродились с помощью работников «Ленинградской правды».

До 1710 года газета набиралась церковно-славянским шрифтом (размером, соответствующим примерно 12 пунктам). Рисунок шрифта мало отличался от шрифта «Арифметики» Магницкого (1703). Гражданским шрифтом (см.вложение 2) в основном среднего размера «Ведомости» стали набираться с 1 февраля 1710 года, при этом для сравнительно больших статей применялся шрифт мелкого размера. Однако до 1714 года для набора отдельных важных сообщений наряду с гражданским использовали и древнерусский шрифт.

Как можно из этого заключить, первоосновой гражданского шрифта явились лучшие образцы гражданского письма и скорописи начала 18 века, а также шрифт антиква. Однако, были использованы и гравированные надписи начала 18 века.

Внешний облик и художественные особенности гражданского шрифта напрямую связаны с его графической основой. В отличие от антиквы, куда более строгой по характеру своего построения, гражданский шрифт носил декоративный характер, роднящий его с графикой русского письма начала 18 века. Рассматривая стиль гражданского шрифта можно сказать что он, в какой-то степени тенденции классицизма, сочетаемые с элементами барокко, получившими отражение еще в росчерках скорописи начала 18 века.

В сравнении с церковно-славянским, росчерк гражданского шрифта стал заметно удобнее для чтения. Новая по содержанию (в связи с одобрением на ввоз из-за границы литературы в Россию) также набранная новым шрифтом, обрела светскую и национальную художественную форму. Именно этим, по большей степени и объясняется факт того, что наборный шрифт становится е только эстетическим, но и функциональным элементом оформления российской типографики. В оформлении нового рифта нельзя не упомянуть азбуку, пересмотренную и утвержденную Петром 1. Рисунок шрифта обладал ярко выраженными декоративными достоинствами, чем и украшал сам текст печатного издания.

2.2 Особенности петровской шрифтовой реформы

А.Г. Шицгал в своей работе по анализу письменности утверждал, что основой гражданского шрифта являлось московское гражданское письмо, переработанное на основе латинского шрифта антиква. Данный процесс протекал практически аналогично созданию антиквы Йенсона - с помощью переработки гуманистического письма на графической основе римского монументального капитального шрифта.

Особенностями антиквы выступает построение букв на основе круга и квадрата, плавный контраст между основными и соединительными штрихами, характер засечек. Именно эти особенности наблюдаются в русском гражданском шрифте.

Чуть больший контраст между штрихами и куда более тонкие засечки в гражданском шрифте по сравнению со шрифтами эпохи Возрождения можно объяснить влиянием переходных шрифтов, которые появились уже в конце 17 века во Франции и Голландии.

Рукописный образец, переданный в январе 1707 года в Амстердам, в мае того же года отправленный прямиком на Печатный двор, ярко отражал характерные для русского гражданского письма особенности, следующие из сходства некоторых букв образца с буквами гражданского письма начала 18 века. Огромное сходство наблюдается в сравнении букв «д», «ъ», «б», «ять», «ц», «щ», «л», шрифта «Геометрии». Построение букв на латинской основе связано с рукописным шрифтом или с гравированными образцами.

Интересно отметить оригинальное построение букв гражданской азбуки. Особенно выделяются высокие буквы «ъ», «ять» и схожие с ними буквы «ь», «ы», придающие гражданскому шрифту его специфические черты. В литературе рассматривают различные толкования рисунка этих букв, вплоть до прослеживания в них элементов стиля барокко. На самом же деле было доказано, что высота перечисленных букв являет собой особенности гражданского письма; подобное явление встречается и в русском полууставе середины 15 века, и также в 16 веке. Высоту упомянутых букв объясняют тем, что именно ими зачастую оканчивались слова и эти буквы служили как бы ограничением между словами. Также возможно, что высота этих букв разительно облегчала чтение.

Утвержденные же Петром новые образцы букв «ц» и «щ» являются результатом обработки предыдущих образцов, типичных на тот момент для гражданского письма, которые применялись в печати до 1710 года. Обновленные формы этих букв стали активно использоваться в гражданском письме после появления гражданского типографского шрифта. Здесь же прослеживается обратный процесс: на изменение буквенного начертания гражданского письма стало следствием влияния на него типографского шрифта.

Характерные формы завитков у букв «ц» и «щ» приписываются влиянию на них полуустава конца 17 века. Выходит, что в гражданском шрифте только направление завитка указанных букв совпадает с полууставным, а выполнен этот завиток в системе скорописных росчерков конца 17 века.

Буква «к» с плавно нарисованным окончанием имеет заметное сходство с гравированными образцами амстердамской печати, однако в типографском образце это окончание сделано куда более свободно.

Петровская реформа в области книгопечатания была по истине обширна. Переработалась сама азбука (см.вложение 3), в которой содержалось целых 11 букв, по большому счету, дублировавших уже существующие. Сам же наборный шрифт заметно преобразовался в сравнении со своим предшественником, облегчая процесс чтения, а также выполняя определенного рода декоративную функцию.

2.3 Тенденции шрифтового оформления в период современности

Прогресс, как известно не стоит на месте, и данное утверждение справедливо с типографической точки зрения. Изменился сам процесс печати, качество бумаги, тираж и множество поколений читателей. В связи с этим свои логичные изменения приобретал непосредственно сам шрифт. Наиболее заметным изменением стало уменьшение кегля шрифта, вызванное повышенным, по сравнению с прошлым, потоком информации. Увеличение грамотного населения тоже сыграло немаленькую роль в формировании современного шрифтового облика. Так как шрифт начал стремительно уменьшаться, в издательствах столкнулись с проблемой плохой читаемости текста. Разработка новых шрифтов не заставила себя ждать. Было необходимо создать такие шрифты, которые при меньшем кегле набора не теряют совей удобочитаемости. Путем старательной работы над шрифтами была выведена своеобразная формула – для газет оптимальным решением признали использование прямых шрифтов светлого начертания, которые обладали рядом отличных от иных шрифтов особенностей, таких как широкое очко шрифта, контрастность, емкость набора. Эти особенности обусловлены как раз спецификой производства и требованием удобочитаемости даже при мелком кегле (см.вложение 4)

Раньше для выполнения данных требований применялись шрифты Literaturnaya или Times New Roman. Однако в последнее время большее распространение имеют шрифты Plantin, Minion Pro, Chater, Swift, Octava, Zapf Elliptical 711,FF Meta, FF Clan Pro. Для заголовка же берут более выразительные по характеру Newton, Pragmalica Slab, Cervo Neue, Sica, Trade Gothic, Muller, Nexa.

В российской практике наших лет больше используются гарнитуры шрифтов: Школьная, Балтика, Журнальная. 

На сегодняшний день также разгораются жаркие споры в кругу шрифтовых дизайнеров в России. Часть дизайнеров активно ратуют за возвращение к истокам петровской шрифтовой реформы, предлагая преобразовать современные шрифты на старый лад, ведутся разработки по созданию истинно кириллических шрифтов на основе пропорций букв, прописанных в полууставе. В противовес этим людям, другая группа дизайнеров ведет работу по созданию кириллических шрифтов, наиболее походящих на буквы латиницы.

По моему скромному мнению, эти точки зрения являются совершенно ненужными читателям крайностями. За 300 лет существования и применения петровской шрифтовой реформы читатель свыкся со слегка латинизированной гарнитурой наборного шрифта, привнесенной Петром. Лично я не имею абсолютно ничего против изменений и шрифтовых нововведений, но только лишь в том случае если они крайне необходимы или способны банальным образом облегчить производственный процесс печати и чтения статей. Только как показывает практика, на данный момент острой необходимости радикальных изменений шрифта не требуется, а также еще не смогли создать такой шрифт, который был бы так же легок в чтении, как используемые в газетах в наше время. Современные шрифты удобны, эргономичны, хорошо видны даже на плохой по качеству бумаге и в мелком кегле.

2.4 Роль шрифта в печатном издании

Шрифт является едва ли не важнейшим изобразительным элементом текстового наполнения в печатном издании. Шрифт выступает не только носителем логической информации, но и эстетической тоже. Буквально каждый читатель обладает возможность испытывать самые разные визуальные ощущения, вызываемые этим самым шрифтом. Таким образом шрифт способен не только усилить образы, а также стать образом.

Многие люди используют шрифт для визуализации информации и лучшего ее восприятия даже на интуитивном уровне, и это при том, что абсолютное большинство людей едва ли объяснит различия в разных видах шрифта. Люди даже не всегда замечают тот факт, что разные виды литературы написаны абсолютно разными шрифтами.

С точки зрения функционализма, шрифт - это средство для воспроизведения текста в печатном виде. Функционально шрифт является средством воспроизведения текста в печатном издании. Его главное предназначение состоит в том, чтобы призвать собой к прочтению либо же дать примерное понятие о наполнении предоставленного читателю.

Написанные и напечатанные разными шрифтами тексты могут как ускорить, так и значительно замедлить восприятие печатной информации. Шрифт, в каком-то смысле, за счет синтеза вербальной и визуальной систем, можно считать, как многоуровневый, нелинейный и многогранный рекламный посыл. Бесспорно, лаконичный емкий словесный образ может выполнять роль важнейшего рекламного воздействия, создавая необходимое настроение и подтекст. Визуальные и вербальные образные средства наиболее эффективны, когда они выстраиваются в систему, оказываются подчиненными единому замыслу.

Из этого моно сделать вывод что шрифт нельзя рассматривать только как средство передачи печатной информации. Следовательно, шрифт это:

- графическая форма знаков определенной системы письма;

- комплект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком-либо языке, который содержит все буквы данного алфавита или иероглифы, а также цифры и специальные знаки;

- источник эстетической информации;

- средство для облегчения чтения текста.

Заключение

Периодические издания в связи с появлением интернета и телевидения были смещены с пьедестала СМИ, однако даже не смотря на технологических прогресс, газеты бурно развиваются и процветают. Большая часть российского населения читает газеты 3-4 раза в неделю, что объясняет, хоть и ненамного, но растущие тиражи. Эволюция различных шрифтов обусловлена многими факторами и по сохранившимся газетам ушедших времен можно отследить весь тот путь, который прошли периодические издания до того, как обрели привычную всем нам сейчас форму. Шрифты, как и раньше претерпевают изменения (пусть и не всегда оправданные), а также дают огромный простор для дизайнерской деятельности. Обыватели даже не подозревают сколько сил было потрачено ради того, чтобы разработать, казалось бы, такой обычный шрифт. Однако, даже не замечая особой разницы между разными шрифтами, читатели улавливают эту разницу на подсознательном уровне, как бы «чувствуя» настроение, которое призван донести до него шрифт. С течением времени шрифт отражал культурные особенности и приоритеты населения, именно поэтому за развитием разнообразных шрифтовых гарнитур так интересно наблюдать и рассматривать их с разных точек зрения.

Приложения

  1. Ведомости, набранные церковно-славянским шрифтом

  1. Ведомости после перехода на гражданский шрифт

  1. Азбука Петра 1.
  2. Шрифты в современных периодических изданиях