Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психосемантика рекламы (Психосемантический анализ рекламы сайта рюкзака «Pixel»)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современная коммерческая деятельность, осуществляемая как оффлайн, так и онлайн, при наличии серьёзной конкуренции со стороны множества компаний и сервисов схожей направленности, требует от бизнес-единиц дополнительных усилий по продвижению собственных товаров и услуг. Для эффективного привлечения аудитории необходима в том числе запоминающаяся рекламная кампания, способная привлечь как можно больше потенциальных потребителей. Именно поэтому вопрос «модернизации» рекламных сообщений для повышения их эффективности стал одним из важнейших в маркетинге.

Одним из перспективных направлений исследования является использование в рекламе психосемантических методик. Как отмечает Н. Н. Казиева, «многие исследователи... особое внимание уделяют осознаваемым и неосознаваемым воздействиям на потребителя, основанным как на логике и аргументах, так и на эмоциях и чувствах»[1].

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью проведения комплексного анализа использования психосемантических методик в современной рекламе.

Объект работы — психосемантическое воздействие рекламы на аудиторию

Предмет исследования — психосемантическое воздействие рекламы сайта «Pixel» на аудиторию.

Цель работы — поиск путей совершенствования психосемантики рекламы сайта «Pixel».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. охарактеризовать сущность рекламы как психосемантической категории;
  2. описать структуру рекламного воздействия на аудиторию;
  3. определить психосемантические методы, используемые в рекламе;
  4. провести психосемантический анализ сайта «Pixel»;
  5. выявить проблемы психосемантики в рекламе сайта «Pixel»;
  6. предложить пути решения проблем психосемантики сайта «Pixel».

Методологическую базу работы составил комплекс общенаучных методов, таких как: метод наблюдения, анализа и синтеза, контекстного анализа, статистический метод, метод имплицитного ассоциативного тестирования и пр.

Теоретическую основу исследования составили работы российских авторов, в том числе: Л. Р. Абдуллиной, К. К. Акимовой, П. С. Волковой, Е. Н. Зарецкой, Н. Н. Казиевой, М. И. Мальсаговой, В. Н. Селезнёва, О. В. Токарь и пр.

Структурно исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОЗДАНИИ РЕКЛАМЫ

1.1 Сущность рекламы как психосемантической категории

Проведение анализа психологических особенностей рекламы целесообразно начать с приведения основных определений. Что касается рекламы как обособленного вида деятельности, спектр её определений достаточно широк. Е. Н. Зарецкая определяет её как информацию, аргументированную в пользу принятия решения, ориентированную на потенциального потребителя продукта (товара или услуги) и распространяемую публично[2].

То есть, ключевыми отличиями рекламного сообщения от простого информационного являются, во-первых, его нацеленность на конечный результат — заключение сделки, во-вторых, однонаправленность информационного потока от рекламодателя к потребителю (рис. 1). Обратная связь возникает либо после приобретения продукта и, по существу, является отзывом об его характеристиках, а не о качестве самого рекламного сообщения.

Рис. 1 — Направленность рекламного информационного потока[3]

В рамках описания сущности рекламы стоит также привести её основные функции в контексте воздействия на потребителя. Е. Н. Герасикова выделяет три ключевые категории[4]:

  1. информационная (предоставление фактологически и эмоционально насыщенных данных о предлагаемом аудитории продукте в доступной для понимания и восприятия форме);
  2. манипулятивная (формирование у целевой аудитории устойчивого убеждения в уникальности предоставляемого ей продукта и создание устойчивого желания приобретать его в дальнейшем);
  3. импульсная (создание у аудитории ощущения краткосрочности данного рыночного предложения, стимулирующего приобретать продукт сейчас, а не спустя какое-то время).

Можно заметить, что из трёх представленных функций только одна — информационная — имеет (отчасти) отношение к фактической информации о продукте, остальные две сосредоточены на формировании его виртуального образа, который, в сущности, и приобретается в современной рыночной экономике. Это возвращает к теме настоящего исследования, поскольку очевидно, что воздействие рекламы в меньшей степени определяется достоверным и доказуемым информационным компонентом, и в гораздо большей — психоэмоциональными факторами.

На необходимость их учёта и анализа указывает в своей работе П. Ясевич: «Психологическая эффективность рекламы — важный критерий её успешности, указывающий на то, насколько реклама воздействует на сознание потребителя и, в конечном счёте, его готовности приобрести предлагаемый продукт»[5].

К формируемому рекламой образу продукта предъявляется два ключевых требования (рис. 2).

Рис. 2 — Требования к образу рекламируемого продукта[6]

Реализация указанных требований в рекламе происходит с помощью применения психосемантических методов. Психологический словарь определяет психосемантику как «отрасль знаний, предметом изучения которой являются принципы формирования и функционирования персональной системы значений, отражающей процессы мышления, восприятия и памяти»[7].

В контексте рекламы психосемантический подход означает использование особенностей восприятия аудиторией отдельных аудиовизуальных средств, в том числе:

  1. цветовой палитры;
  2. изображений и инфографических средств;
  3. текста;
  4. аудиосопровождения;
  5. видеоряда;
  6. типографики и пр.

При правильном применении знаний об использовании отдельных элементов данной структуры между рекламодателем и потребителем возникает т. н. «эмоциональный диалог», позволяющий более эффективно планировать сбыт — покупатель получает не столько сам продукт как вещь или услугу, сколько решение своей проблемы или яркую позитивную эмоцию.

Подобный подход необходим для современного маркетинга, ориентированного, в первую очередь, на визуальные рекламные конструкты — баннерную рекламу в поисковиках, пре-роллы на видеосервисах, щитовую рекламу на улицах городов и пр. Если на мнение аудитории о товаре можно влиять перечисленными выше способами, значит, отказываться от использования подобного инструмента неразумно. Динамика роста рынка интерактивной рекламы по мнению ведущих исследовательских агентств подтверждает эффективность такого подхода и приведена на рис. 3.

Рис. 3 – Динамика роста рынка интерактивной рекламы, 2018-2020, %[8]

Удобство психосемантического подхода ещё и в том, что он существенно дополняет известную рекламную концепцию AIDMA (рис. 4), использование которой в сегменте прямых и «холодных» продаж к настоящему моменту можно считать повсеместным[9].

Рис. 4 - Структура концепции AIDMA[10]

Согласно данной модели, повеление покупателя должно быть близко к рациональному, т. е. после привлечения внимания к рекламе у него должен возникнут интерес к продукту, затем желание его купить и, мотивированный слоганом или промо-акцией, покупатель должен совершить покупку. В действительности в условиях гиперконкуренции (особенно на товарном рынке) потребитель может отказаться от покупки на любом этапе цикла, т. е. ни одно из звеньев не гарантирует переход к следующему.

Именно для упрочнения этих взаимосвязей и используется семантическая реклама. В сущности, она не является прямым призывом к покупке (например, использование классической музыки в джингле не означает, что продукт купят все, кто увлечён ею), но повышает шансы на то, что потребитель пройдёт все стадии AIDMA от внимания до действия и не переориентируется на конкурентный продукт. В результате появляются «барьеры» (рис. 5).

Рис. 5 - Модель AIDMA с психосемантическими «барьерами» (по Д. А. Леонтьеву)[11]

На основании этих этапов выделено несколько моделей психосемантической рекламы, используемых в разных отраслях экономики с разной степенью успешности. Описание моделей приведено в таблице 1.

Таблица 1 — Психосемантические рекламные модели[12]

Модель

Сущность

Модель вовлечённости

Анализ эмоционального интереса аудитории к продукту (бытовой продукт, либо уникальный продукт)

Модель привлечения внимания

Анализ уместности разных способов привлечения внимания («белый», «серый» или «чёрный» маркетинг)

Модель влияния

Анализ узнаваемости и запоминаемости рекламируемого продукта

Модель имиджа

Анализ формирования представлений об уникальности и полезности продукта

Модель мотивации

Анализ возможности воздействия на ключевые раздражители

Модель проникновения

Анализ реакций отдельных психосоциальных групп на продукт (новаторов, традиционалистов, следующих за толпой и пр.)

Модель среды

Анализ лояльности потребителя продукту и бренду

Биологическая модель

Анализ воздействия рекламы на отдельные участки мозга

В завершении параграфа стоит сделать несколько выводов. Во-первых, с развитием аудиовизуальных форматов коммуникаций психосемантическая реклама становится всё более важным инструментов маркетинга. Во-вторых, она актуализирует и дополняет концепцию продаж AIDMA, адаптируя её под реалии современного рынка. В-третьих, спрос на её развитие сформирован самой потребительской аудиторией, нуждающейся не столько в продукте как таковом, сколько в эмоциях и впечатлениях от него.

1.2 Структура рекламного воздействия на аудиторию

Как отмечалось в предыдущем разделе исследования, психосемантическая реклама использует ряд аудиовизуальных средств для управления действиями аудитории и стимулирования её к приобретению продукта. Для целей настоящей работы стоит предметно проанализировать все эти средства, выделив особенности их использования.

Начать анализ стоит с описания выбора цветовой палитры. Несмотря на наличие большого количества российских и иностранных теоретико-практических исследований, посвящённых влиянию цвета на восприятие продукта, у данного инструмента есть существенное ограничение культурного характера. Как указывает Е. А. Алекса, «психология цвета в рекламе до сих пор полностью не исследована, и её часто путают с символизмом цветов и культурными ассоциациями»[13]. Тем не менее, цветность рекламы во многом является определяющей при принятии покупателем решения о приобретении продукта. Семантическое описание основных цветов приведено в таблице 2.

Таблица 2 — Семантическое значение основных цветов[14]

Цвет

Семантическое значение

Красный

Акцентное привлечение внимания, решительность, мотивация к действию, фиксация взгляда, сексуальность

Оранжевый

Оптимизм, творчество, здоровье, активность, ощущение внутренней гармонии

Жёлтый

Коммуникабельность, открытость, интеллект (в т. ч. искусственный), технологичность

Зелёный

Здоровье, расслабленность, мягкость, финансы

Розовый

Преимущественно «женский» цвет, чувственность, молодость, свежесть, свобода и лёгкость принятия решений

Голубой

Дружественность, гармония, прозрачность намерений, честность, спокойствие

Синий

Концентрация, интеллект, (опционально) принадлежность к госструктурам, спокойствие, хладнокровие

Фиолетовый

Сосредоточенность, творчество, нестандартность мышления

Чёрный

Концентрация, отграничение от общества, элитарность, строгость

Белый

Полная открытость, готовность к восприятию нового

Научный интерес вызывает повсеместное придание цветам дополнительного эмоционального окраса путём добавления прилагательных («гипнотический чёрный», «холодная зелень», «прохладный синий» и пр.), что часто встречается в косметической и модной индустрии[15]. Частным случаем можно назвать создание ассоциативных наименований цветов («джинсовый», «пудровый», «лепестковый» и др.) для дополнительного влияния на восприятие продукта. Отдельно стоит отметить, что работа с цветом должна сопровождаться, во-первых, работой с цветовыми сочетаниями, во-вторых, работой с формой, так как не все цвета стоит использовать в сочетании со сложными шрифтами, фигурами и изображениями. Это подводит к анализу следующего инструмента — инфографики и фотоматериала.

К настоящему моменту утверждение о том, что реклама с фотографиями продаёт лучше, чем без них, а реклама с анимированной инфографикой — лучше, чем с фото, можно считать доказанным. По мнению Т. В. Крапивиной, «цель инфографики в том, чтобы дать визуальное представление об информации, данных и знаниях»[16]. Поскольку такой вид передачи информации «упаковывает» статистические данные в визуальный формат, ключевая задача рекламодателя заключается в подборе фактов, которые необходимо предоставить аудитории, и выборе наиболее понятного и простого типа их визуализации.

Что касается использования фотографий, данному типу воздействия более сотни лет, и все основные механизмы уже изучены, поэтому существенно дополнить их нечем. Стоит отметить, что именно фотографии чаще всего становятся предметом судебных споров в рекламной отрасли — по большей части из-за некорректного заимствования их без указания авторства, но периодически из-за обращений конкурентов, оскорбившихся каким-либо изображением и слоганом[17].

Требования к текстовой части рекламы также высоки. Поскольку формат рекламного изображения зачастую невелик (в условиях использования смартфонов он, как правило, не превышает ½ экрана), текстовое поле всё больше сокращается, поэтому его смысловое наполнение должно быть максимально информативным и понятным с первого прочтения. В идеальном исполнении, как указывает Е. С. Скляр, рекламный текст выполняет три функции[18]:

  1. привлекает внимание потребителя;
  2. содержит первичную информацию о продукте;
  3. убеждает в необходимости действия.

В реалиях Интернет-рекламы, особенно баннерной, количество функций текста часто «сжимается» до одной, последней («Жми!», «Кликай по ссылке!», «Скачивай!», «Забери свою скидку!» и пр.). Остальные функции возложены на визуальную составляющую изображения или анимации. Ключевой проблемой оценки интенсивности влияния текста на принятие решения о покупке является его неотделимость от иных элементов рекламного сообщения — шрифта, цветового фона, фото и пр. Упрощая, можно сказать, что потребитель не может сформулировать, что именно сподвигло его перейти по баннерной ссылке — призыв «Скидка 99% только сейчас!» или тот факт, что баннер был яркий и настойчиво мигал в правом нижнем углу экрана.

Схожие проблемы можно выделить и в части анализа эффективности аудиосопровождения (джинглов, припевов и даже звуков щёлканья пользователя по кнопкам на экране). При этом аудиорекламе отводится особая роль в формировании корпоративных бренд-буков (в качестве примера можно привести марку гигиенических продуктов Les Petit Marseillais, запатентовавшую звук открывающейся крышки своих средств)[19]. Как отмечает К. Н. Маркина, «записанная реклама в настоящее время играет доминирующую роль на рынке звуковых маркетинг-эффектов, поскольку её результативность проще прогнозировать и корректировать»[20].

Однако Интернет-реклама во многом поставила саму необходимость аудиоряда в рекламе под вопрос, поскольку, во-первых, потребители часто просматривают рекламные ролики с выключенным звуком, во-вторых, прогрузка полноценных видео со смонтированным аудиосопровождением тратит больше Интернет-трафика, чем беззвучный гиф-файл, и пользователи (особенно в странах, где услуги Интернет-провайдеров дороги) предпочитают ресурсы, экономящие их средства.

При этом сами видео, даже без звука, используются в современной рекламе чаще, чем когда-либо. Опрос, проведённый исследовательским порталом Spark.ru, показал, что маркетологи считают, что важность видеороликов растёт (рис. 6).

Рис. 6 – Оценка важности рекламного видеоконтента маркетологами, 2019 г., %[21]

Взрывному росту значимости видео способствовало, как уже отмечалось, развитие видеоплатформ, онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов для просмотра сериалов. Баннерная реклама на таких ресурсах часто неэффективна из-за «баннерной слепоты», т. е. развившейся невосприимчивости пользователей к подобным инструментам, а также частого применения блокировщиков рекламы, успешно «вырезающих» баннеры с сайтов.

Вследствие этого использование пре-роллов (рекламных видеороликов, предваряющих просмотр фильма или включённых в него) стало одной из немногих возможностей для полноценной рекламы продукта. Кроме того, видеореклама стала ключевым инструментом продвижения товарных категорий в социальных сетях – использование коротких видеороликов с субтитрами, показывающих товары «в действии», наиболее эффективно для продвижения новых предметов с уникальными характеристиками.

Завершающий инструмент психосемантического влияния – типографика, т. е. шрифты. Несмотря на то, что изображения, цвет и суть текста зачастую оказывают ключевое влияние на потребителя, шрифт также может быть важен для принятия решения о покупке. В современной рекламе его используют не столько как способ начертания букв, которыми написан текст, сколько как полноценный элемент дизайна и привлечения внимания (рис. 7).

Рис. 7 – Пример акцентной интеграции типографики в рекламный материал[22]

Кроме того, стоит отдельно выделить своеобразную коллаборацию типографики и видео – кинетическую типографику, представляющую собой видеоряд из текста, появляющегося под разными углами и с применением различных видеоэффектов[23]. Кинетическая типографика практически гарантированно привлекает внимание пользователей, но чрезвычайно сложна в исполнении, поскольку зачастую создается под конкретный формат и «не играет» на смартфонах с небольшими экранами, поскольку часть слов оказывается слишком мелкими и нечитаемыми с первого раза.

В завершении параграфа стоит отметить, что психосемантическое рекламное воздействие на аудиторию – это комплексное явление, и выделить значимость влияния отдельных его элементов довольно сложно, поскольку у каждого человека своя система восприятия: часть аудитории реагирует на яркие цвета, другая часть – на креативный слоган, третья – на фото красивой дамы и пр. Поэтому ключевой задачей при разработке отдельных рекламных элементов является правильное определение целевой аудитории, т. к. нередки случаи, когда хорошо созданная реклама «не срабатывает» из-за того, что нацелена на иной возрастной или культурный сегмент, чем тот, который реально заинтересован в продукте.

1.3 Психосемантические методы, используемые в рекламе

Описанная в предыдущем разделе исследования сложность в определении значимости отдельных компонентов рекламного сообщения для пользователя предопределила создание нескольких методов их оценки. Как указывает В. н. Селезнёв, «их цель заключается в изучении воздействия на поведение, отношение и принятие потребителями творческих элементов воздействия рекламы (выделение факторов и категорий, определяемых потребителями)»[24].

В современных исследованиях принято выделять несколько методов психосемантической экспертизы рекламы:

  1. метод психологического эксперимента;
  2. метод семантического дифференциала;
  3. метод проекций;
  4. метод измерения шкал и установок;
  5. метод фокус-групп.

Для целей настоящего исследования стоит кратко описать каждый из этих методов. Метод ZMET — это техника оценки продукта на основании метафорического и ассоциативного ряда, разработанная Дж. Зальтманом[25]. Сущностно ZMET-методика представляет собой двухчасовые глубинные интервью с заранее разработанным сценарием. Респонденты, отвечая на вопросы и рассказывая о своих ассоциациях, формируют набор параметров продукта:

  1. критерии совершения покупки;
  2. критерии отказа от совершения покупки;
  3. общее восприятие продукта (при этом опрашиваемых можно разделить на целевые группы по возрасту, гендеру, схожести взглядов и пр.).

Полученные метафоры классифицируются и на их основе разрабатывается рекламная стратегия. Суть метода в том, что упаковка и рекламные материалы, созданные с использованием метафор, более интересны для аудитории, сложны в смысловом отношении и привлекают внимание с помощью системы образов. Применение метода ZMET отражено на рис. 8.

Что касается метода семантического дифференциала, созданного Ч. Е. Осгудом, его суть в применении при тестировании рекламных материалов эффекта синестезии (возникновения ассоциаций обратного порядка при взаимодействии с какой-либо категорией («холодный — горячий», «необходимый — ненужный» и пр.))[26]. Зачастую метод применяется при тестировании рекламных видеороликов, полиграфических материалов и упаковки продукта.

Рис. 8 — Пример применения метода ZMET[27]

Обычно в начале исследования группе потенциальных потребителей даётся базовое утверждение, которое транслируется посредством рекламы. Затем предлагается несколько видов его исполнения с помощью вариативного построения фраз и их попарного сравнения. Опрашиваемые должны отметить в бланке, какая из фраз ближе к ключевому тезису. Дополнительно формируются бланки «минимум — максимум», где каждая фраза сравнивается с неким идеалом, представляемым респондентом. Полученные данные заносятся в семантическую карту, которая позволяет визуализировать ответы и понять, какая рекламная вариация кажется аудитории более приближенной к требуемому концепту и более качественной в исполнении.

Пример семантической карты отражён на рис. 9.

Рис. 9 — Пример семантической карты[28]

Далее необходимо остановиться на проективных методах. Они используются маркетологами для того, чтобы удостовериться, действительно ли реклама доносит необходимую информацию о продукте и его желаемый образ. Описанный ранее метод ZMET является частным случаем проективной методики, с тем исключением, что используется не только для выявления потребительских предпочтений и ассоциаций, но и для прямого переноса их в рекламу товара. В проективных методиках, как указывает, зачастую есть и скрытая цель — определить, какие реакции вызывают у потенциальной аудитории предлагаемые в рекламе темы или иллюстрации (смех, раздражение, сопереживание, отвращение, сексуальное возбуждение и пр.)[29].

Одним из часто используемых проективных методов при оценке продукта или его упаковки является метод ТАТ (тематическое апперцепционное тестирование). Как указывает И. А. Солдатова, данный метод подразумевает показ респондентам рекламного материала, продукта или его упаковки, и на этой основе опрашиваемые должны рассказать историю товара[30]. Рассказ фиксируется и анализируется, и позже исследователь делает выводы о психоэмоциональном восприятии продукта аудиторией, т. к. зачастую человек отождествляет себя с героем рекламы, либо с владельцем продукта. Основной проблемой ТАТ является отсутствие возможности технического анализа — все результаты интерпретируются маркетологами индивидуально, следовательно, сильно зависимы от квалификации специалистов.

Следующий психосемантический метод — имплицитное ассоциативное тестирование. Оно основано на личностном восприятии потребителем соответствия или несоответствия объекта заданным параметрам (например, похожа ли коробка сока на визуальное решение фразы «сок из свежих фруктов»). Чем больше внешний вид или реклама продукта отражают заявленный тезис, тем выше объёмы продаж, поэтому исследования данного типа, как правило, дают прямой экономический эффект и при правильном проведении чрезвычайно ценны. Перечень тестируемых элементов приведён на рис. 10.

Рис. 10 — Элементы имплицитного ассоциативного тестирования[31]

В завершении параграфа стоит сделать несколько выводов. Во-первых, применение психосемантических методов в рекламе приносит производителю ощутимые выгоды — с их помощью он лучше понимает целевую аудиторию продукта, находит возможность «говорить с ней на одном языке» и, в конечном итоге, продаёт больше, чем мог бы без подобных исследований.

Во-вторых, использование таких методов сопряжено с проблемой клишированности — зачастую потребители, часто контактируя с рекламными роликами, невольно становятся носителями стереотипов (в рекламе кетчупа обязательно должны быть свежие томаты, в рекламе стирального порошка — домохозяйка в фартуке, в рекламе автомобиля — успешный мужчина средних лет в костюме-тройке и пр.). Эти клише аудитория транслирует и при прохождении психосемантических методик, что в итоге приводит к ещё большему числу однотипных рекламных кампаний.

Выводы по главе 1

В завершении первой главы исследования стоит сделать несколько ключевых выводов:

  1. развитие аудиовизуальных форматов коммуникаций делает психосемантическую рекламу всё более важным инструментом современного маркетинга;
  2. спрос на развитие психосемантической рекламы сформирован самой потребительской аудиторией, нуждающейся не столько в продукте как таковом, сколько в эмоциях и впечатлениях от него;
  3. психосемантическое рекламное воздействие на аудиторию – это комплексное явление, поскольку у каждого человека своя система восприятия: часть аудитории реагирует на яркие цвета, другая часть – на креативный слоган, третья – на фото красивой дамы и пр.;
  4. ключевой задачей при разработке отдельных рекламных элементов является правильное определение целевой аудитории;
  5. применение психосемантических методов в рекламе приносит производителю выгоды, т. к. с их помощью он лучше понимает целевую аудиторию продукта и продаёт больше товарных единиц;
  6. использование психосемантических методов сопряжено с проблемой клишированности, т. к. потребители становятся носителями стереотипов и транслируют их при прохождении тестов, что в итоге приводит к ещё большему числу однотипных рекламных кампаний.

ПСИХОСЕМАНТИКА РЕКЛАМЫ НА ПРИМЕРЕ РЮКЗАКА «PIXEL»: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Психосемантический анализ рекламы сайта рюкзака «Pixel»

Для целей настоящего исследования стоит провести психосемантический анализ продукта на практике. В качестве объекта исследования выбран рюкзак с LED-дисплеем «Pixel», продажи которого производитель хотел бы увеличить[32]. Аудитория хорошо реагирует на рекламу рюкзака в социальных сетях, но на официальном сайте, где находится форма оформления заказа, очень низкий процент конверсии (посещений сайта в разы больше, чем совершённых покупок), и производитель хочет выяснить причины.

Цель исследования: определить отношение, предпочтения потребителей при посещении официального сайта рюкзака. Для этого с группой отобранных посетителей сайта, заинтересовавшихся рюкзаком, проведено онлайн имплицитное ассоциативное тестирование. Параметры группы отражены в таблице 3.

Таблица 3 – Параметры группы

Параметр

Описание

Число участников

6 человек

Однородность состава:

неоднородный

- пол

3 женщины, 3 мужчины

- возраст

По 1 человеку в категориях:

- до 25 лет;

- 26-30 лет;

- 31-35 лет;

- 36-40 лет;

- 41-45 лет;

- 45+ лет

- образование

По 2 человека в категориях: высшее, среднее (среднее специальное), общее среднее

- регион проживания

По 1 человеку в категориях

- СЗФО;

- ЮФО;

- ЦФО;

- ПВФО;

- СФО;

- ДВФО

- уровень дохода

По 1 человеку в категориях:

- до 22000 руб./мес на человека:

- 22000-29000 руб./мес на человека:

- 30000-37000 руб./мес на человека:

- 38000-45000 руб./мес на человека:

- 46000-53000 руб./мес на человека:

- свыше 53000 руб./мес на человека:

Ограничения на привлечение участников:

  1. не приглашать участников, знакомых с механизмом проведения имплицитного ассоциативного тестирования;
  2. не приглашать участников, знакомых с модератором или друг с другом;
  3. не приглашать участников, задействованных в индустрии производства рюкзаков с LED-дисплеем, либо имеющих отношение к работе над маркетинговыми продуктами (рекламой, приложениями и пр.).

Сходные характеристики участников:

  1. интерес к рюкзаку с LED-дисплеем «Pixel»;
  2. использование иных аксессуаров с LED-дисплеями (не менее 1 за 1 прошедший год);
  3. посещение Интернет-ресурсов, посвящённых аксессуарам с LED-дисплеями (не менее 1 раза за 1 прошедший месяц).

Дифференцирующие характеристики участников:

  1. использование разного типа устройств для поиска информации об аксессуарах с LED-дисплеями в Интернете;
  2. время суток, в которое участники ищут информацию об аксессуарах с LED-дисплеями в Интернете;
  3. регион проживания.

Ключевой тезис исследования: сайт рюкзака с LED-дисплеем «Pixel» стимулирует оформление онлайн-заказа.

В товарной категории рюкзак с LED-дисплеем «Pixel» ключевым критерием выбора является уникальность рюкзака. Следовательно, необходимо протестировать, поддерживают ли элементы сайта данную характеристику. В рамках этой цели отдельно оценены элементы сайта в сравнении с сайтом конкурента. Респондентам предложено два сайта: сайт рюкзака с LED-дисплеем «Pixel» (pixel-bag.ru)[33] и сайт рюкзака с LED-дисплеем «PIX» (pixbackon.ru)[34].

  1. Оценка дизайна сайта. Контрольный вопрос: дизайн какого из предложенных сайтов лучше отражает фразу «уникальный рюкзак с LED-дисплеем»? Ответы респондентов приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Ответы на контрольный вопрос о дизайне сайта[35]

Респ. 1

Респ. 2

Респ. 3

Респ. 4

Респ. 5

Респ. 6

Сайт «Pixel»

+

+

-

-

+

-

Сайт «PIX»

-

-

+

+

-

+

  1. Оценка удобства формы заказа. Контрольный вопрос: форма заказа какого из предложенных сайтов лучше отражает фразу «удобная форма заказа»? Ответы респондентов приведены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы на контрольный вопрос об удобстве формы заказа[36]

Респ. 1

Респ. 2

Респ. 3

Респ. 4

Респ. 5

Респ. 6

Сайт «Pixel»

-

-

-

+

-

-

Сайт «PIX»

+

+

+

-

+

+

  1. Оценка специальных предложений. Контрольный вопрос: специальные предложения какого из предложенных сайтов лучше всего отражают фразу «выгодная покупка»?

Таблица 6 – Ответы на контрольный вопрос о специальных предложениях[37]

Респ. 1

Респ. 2

Респ. 3

Респ. 4

Респ. 5

Респ. 6

Сайт «Pixel»

-

-

-

-

-

-

Сайт «PIX»

+

+

+

+

+

+

  1. Оценка архетипа товарной категории «товар для современной молодёжи». Контрольный вопрос: какой из предложенных сайтов лучше всего отражает фразу «этот рюкзак — молодёжный товар»?

Таблица 7 – Ответы на контрольный вопрос об архетипе товарной категории[38]

Респ. 1

Респ. 2

Респ. 3

Респ. 4

Респ. 5

Респ. 6

Сайт «Pixel»

+

+

+

+

+

+

Сайт «PIX»

-

-

-

-

-

-

  1. Оценка уникального торгового предложения «самый большой LED-экран на рюкзаке». Контрольный вопрос: какой из предложенных сайтов лучше всего отражает фразу «на этом рюкзаке самый большой LED-экран»?

Таблица 8 – Ответы на контрольный вопрос о восприятии товара[39]

Респ. 1

Респ. 2

Респ. 3

Респ. 4

Респ. 5

Респ. 6

Сайт «Pixel»

+

-

+

+

-

+

Сайт «PIX»

-

+

-

-

+

-

Итоговая метрика имплицитного ассоциативного теста для сайта рюкзака с LED-дисплеем «Pixel» (pixel-bag.ru) представлена в таблице 9.

Таблица 9 – Итоговая метрика, число выборов сайта «Pixel» в общем числе респондентов[40]

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Сайт «Pixel»

3/6

1/6

0/6

6/6

4/6

На этом практический этап имплицитного ассоциативного теста заканчивается и необходимо интерпретировать результаты, что будет сделано в следующем разделе работы. Подводя итог, стоит отметить, что применённая методика носит скорее обзорный, чем практический характер, поскольку обычно респондентам задаётся существенно большее количество вопросов, касающихся отдельных элементов сайта (быстродействия, внешнего вида курсоров, расположения и цветности фотографий, величины шрифтов и интерлиньяжа между строками текста и пр.). Однако представляется, что для целей настоящего исследования подобная детализация избыточна.

2.2 Проблемы психосемантики в рекламе сайта рюкзака «Pixel»

Проведённое исследование показало, что у сайта рюкзака с LED-дисплеем «Pixel» существует ряд проблем, мешающих потенциальным покупателям совершить заказ рюкзака, и для выработки мер совершенствования данные проблемы стоит детально проанализировать.

Первый вопрос касался оценки дизайна сайта: дизайн какого из предложенных сайтов лучше отражает фразу «уникальный рюкзак с LED-дисплеем»? Мнения респондентов разделились поровну, т. е. дизайн обоих рассматриваемых сайтов не вполне отражает уникальность продукта.

В качестве очевидных проблем можно отметить отсутствие в элементах дизайна сайта отсылок к дизайну самих рюкзаков, что создаёт некий «разрыв» в восприятии продукта и Интернет-сервиса и добавляет дизайну ощущение «шаблонности», что удешевляет товар в глазах потребителя. Скриншот главной страницы сайта «Pixel» представлен на рис. 11.

Рис. 11 — Главная страница сайта «Pixel»[41]

Второй вопрос касался оценки удобства формы заказа: форма заказа какого из предложенных сайтов лучше отражает фразу «удобная форма заказа»? Ответы респондентов показали, что у сайта «Pixel» по данному параметру очень серьёзные проблемы — всего 1 выбор из 6 респондентов, т. е. форма заказа в сравнении с сайтом конкурента почти полностью неудобна и во многом проигрывает.

В качестве ключевой причины стоит выделить долгий «путь» покупателя к форме заказа на сайте «Pixel» - сначала нужно проскроллить сайт к разделу с рюкзаками, затем зайти в него, потом выбрать нужный рюкзак, добавить его в корзину, перейти в корзину и только тогда начать заполнять длинную вертикальную форму заказа, даже на стационарном ПК занимающую два экрана (рис. 12).

Рис. 12 — Форма заказа на сайте «Pixel»[42]

Ещё хуже данные, полученные по третьем вопросу, касающемуся оценки специальных предложений: специальные предложения какого из предложенных сайтов лучше всего отражают фразу «выгодная покупка»? У сайта «Pixel» нет ни одного пользовательского голоса, т. е. предлагаемый к покупке рюкзак воспринимается как абсолютно невыгодная сделка. Причин такого отношения аудитории несколько:

  1. высокая цена всех моделей рюкзака «Pixel» (7500-9900 руб. против 2999 руб. на рюкзаки конкурента «PIX»);
  2. полное отсутствие скидок и специальных предложений (нет акций, промо-материалов, перечёркнутых «старых цен» и пр.);
  3. нет системы допродаж (в дополнение к рюкзаку «Pixel» не предложено ничего из сопутствующих товаров — аккумуляторов, салфеток для протирки дисплея, геймифицированного приложения и пр.).

Поскольку специальные предложения и допродажи являются ключевым инструментом современного товарного маркетинга, снижение конверсий на сайте «Pixel» неудивительно — потребители не видят того, за чем они приходят на сайт, т. е. образа продукта, его включённости в некую «товарную семью», поэтому сам рюкзак, продаваемый по высокой цене, воспринимается ими как невыгодная разовая покупка, дополнения к которой придётся искать самостоятельно. Скриншот страницы с рюкзаками «Pixel» приведён на рис. 13.

Рис. 13 – Пример страницы из каталога сайта «Pixel»[43]

Четвёртый вопрос касался оценки архетипа товарной категории «товар для современной молодёжи»: какой из предложенных сайтов лучше всего отражает фразу «этот рюкзак — молодёжный товар»? В этом аспекте сайт «Pixel» набрал максимум голосов опрошенных, что доказывает стопроцентное попадание в нужную рыночную нишу – рюкзак на сайте воспринимается исключительно как молодёжный товар, чему, вероятно, способствуют правильно подобранные фотоиллюстрации и цветовое решение сайта (агрессивные чёрный, красный и белый цвета указывают на энергию, независимость и индивидуальность). Кроме того, на страницах сайта можно заметить слоганы-призывы, ориентированные на молодёжную аудиторию. Пример слогана на рис. 14.

Рис. 14 – Пример слогана с сайта «Pixel»[44]

Завершающий вопрос касался оценки уникального торгового предложения «самый большой LED-экран на рюкзаке»: какой из предложенных сайтов лучше всего отражает фразу «на этом рюкзаке самый большой LED-экран»? Четверо из 6 опрошенных выбрали сайт «Pixel» и «угадали» - физический размер дисплея на данном рюкзака 25х25 рх, в то время как на рюкзаке конкурента – 20х18 рх.

Подытоживая параграф, стоит заключить, что психосемантические характеристики сайта «Pixel» нуждаются в доработке – всего один параметр определён опрошенными как безусловно выигрышный на фоне конкурента, поэтому для повышения конверсий и увеличения объёма продаж стоит разработать меры совершенствования сайта.

2.3 Пути решения проблем психосемантики в рекламе сайта рюкзака «Pixel»

Выявленные в предыдущем разделе исследования проблемы психосемантики сайта «Pixel» нуждаются в разработке мероприятий по их нивелированию. Анализ показал, что необходимо доработать 4 компонента сайта:

  1. уникальность дизайна;
  2. удобство формы заказа;
  3. специальные предложения и акции;
  4. уникальное торговое предложение.

Что касается уникальности дизайна, выявлено отсутствие в элементах дизайна сайта отсылок к дизайну самих рюкзаков, создавая эффект шаблонности сайта и снижая доверие пользователей к компании и продукту. В качестве меры совершенствования стоит предложить добавление на страницы сайта небольших элементов пиксельной графики, которые, во-первых, будут отсылать к рюкзаку, во-вторых, стимулируют фантазию потенциальных покупателей и заставят их размышлять, какие ещё графические элементы они хотели бы поместить на рюкзак, т. е. будут неявно мотивировать к покупке. Варианты возможных пиксельных элементов приведены на рис. 15

Рис. 15 – Пример пиксельной графики для страниц сайта[45]

Вторая выявленная проблема касается формы заказа. Как отмечалось ранее, она даже на вертикально ориентированных экранах мобильных устройств кажется слишком длинной и создаёт ощущение усталости от её заполнения, хотя в ней не больше полей, чем в форме сайта-конкурента. Для решения проблемы восприятия стоит рекомендовать разделить данную форму на две страницы, заканчивающиеся, соответственно, кнопками «Далее» и «Купить рюкзак». Это создаст у пользователя иллюзию простоты, так как форма будет восприниматься заполняемой «в два клика».

Кнопку «Купить рюкзак» для повышения конверсий необходимо добавить к каждой товарной позиции, чтобы нажатие на неё сразу «перебрасывало» покупателя к оформлению заказа, минуя длинный путь с отправкой товара в корзину, заходом в корзину, возвратом для дополнительной покупки и вновь возвращением для оформления заказа. Пример размещения кнопки приведён на рис. 16.

Рис. 16 – Пример размещения кнопки «Купить рюкзак»[46]

Третья, самая проблемная, категория сайта «Pixel» - это полное отсутствие спецпредложений и допродаж. Проблема в данном случае не столько в том, что компания недополучает доход от реализации дополнительных товаров, сколько в том, что без них продукт воспринимается «одноразовым» и у пользователя создаётся ощущение, что для пользования рюкзаков ему придётся искать дополнительные сайты, где есть расходные материалы для него – аккумуляторы, салфетки, чистящие средства и пр. Поэтому продажи товаров-субститутов необходимы для поддержания образа товара.

Помимо них можно предложить продавать товары, отсылающие к рюкзаку своим дизайном или технологическими решениями – электронные часы, повторяющие изображение на рюкзаке в «спящем режиме», кроссовки со световыми элементами, свечение которых синхронизировано с цветностью рюкзака и пр. Стоит отметить, что продаваемые товары не должны быть из низкого ценового сегмента, поскольку сам рюкзак «Pixel» дорог относительно конкурентов: идущий с ним в комплекте аккумулятор за 250 руб. может отпугнуть аудиторию или заставить её подозревать продавца в нечестности и «накрутке» цен. Поэтому для допродаж нужно выбирать либо товары известных брендов с хорошей репутацией, либо брендировать товары собственной маркой «Pixel».

Для поддержки уникального торгового предложения «самый большой LED-экран на рюкзаке» стоит предложить следующее. Анализ показал, что фотографии на сайте в целом верно передают размер дисплея, но, поскольку двое из шести опрошенных не заметили разницы, стоит заменить часть фото, добавив к рюкзакам какой-либо предмет для сравнения размера (либо размерную сетку).

В завершении параграфа необходимо отметить, что для роста конверсий предложенные меры совершенствования должны использоваться в совокупности с инструментами Интернет-продвижения – актуализацией контекстной рекламы в социальных сетях и поисковиках и пр. Тем не менее, представляется, что нивелирование психосемантических проблем также поможет сайту «Pixel» стать более интересным и удобным для пользователей.

Выводы по главе 2

В завершение главы 2 настоящего исследования необходимо подвести основные итоги:

  1. для целей настоящего исследования проведён психосемантический анализ продукта, где в качестве объекта исследования выбран рюкзак с LED-дисплеем «Pixel», продажи которого производитель хотел бы увеличить;
  2. отобрана группа посетителей сайта, заинтересовавшихся рюкзаком «Pixel», и проведено онлайн имплицитное ассоциативное тестирование;
  3. применённая методика носит скорее обзорный характер, поскольку обычно респондентам задаётся существенно большее количество вопросов, касающихся отдельных элементов сайта;
  4. выявлено, что психосемантические характеристики сайта «Pixel» нуждаются в доработке – всего один параметр определён опрошенными как безусловно выигрышный на фоне конкурента, поэтому для повышения конверсий и увеличения объёма продаж необходимы меры совершенствования сайта;
  5. для роста конверсий предложен перечень мер совершенствования, которые должны использоваться в совокупности с инструментами Интернет-продвижения – актуализацией контекстной рекламы в социальных сетях и поисковиках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследование, стоит подвести его основные итоги. С развитием аудиовизуальных форматов коммуникаций психосемантическая реклама становится всё более важным инструментов маркетинга. Она актуализирует и дополняет концепцию продаж AIDMA, адаптируя её под реалии современного рынка. При этом спрос на её развитие сформирован самой потребительской аудиторией, нуждающейся не столько в продукте как таковом, сколько в эмоциях и впечатлениях от него.

В целом психосемантическое рекламное воздействие на аудиторию – это комплексное явление, и выделить значимость влияния отдельных его элементов довольно сложно, поскольку у каждого человека своя система восприятия: часть аудитории реагирует на яркие цвета, другая часть – на креативный слоган, третья – на фото красивой дамы и пр. Поэтому ключевой задачей при разработке отдельных рекламных элементов является правильное определение целевой аудитории, т. к. нередки случаи, когда хорошо созданная реклама «не срабатывает» из-за того, что нацелена на иной возрастной или культурный сегмент, чем тот, который реально заинтересован в продукте.

Применение психосемантических методов в рекламе приносит производителю ощутимые выгоды — с их помощью он лучше понимает целевую аудиторию продукта, находит возможность «говорить с ней на одном языке» и, в конечном итоге, продаёт больше, чем мог бы без подобных исследований.

Однако использование таких методов сопряжено с проблемой клишированности — зачастую потребители, часто контактируя с рекламными роликами, невольно становятся носителями стереотипов. Эти клише аудитория транслирует и при прохождении психосемантических методик, что в итоге приводит к ещё большему числу однотипных рекламных кампаний.

Для целей настоящего исследования был проведён психосемантический анализ продукта, где в качестве объекта исследования выбран рюкзак с LED-дисплеем «Pixel», продажи которого производитель хотел бы увеличить. В рамках анализа отобрана группа посетителей сайта, заинтересовавшихся рюкзаком «Pixel», и проведено онлайн имплицитное ассоциативное тестирование. При этом применённая методика носит скорее обзорный характер, поскольку обычно респондентам задаётся существенно большее количество вопросов, касающихся отдельных элементов сайта.

Выявлено, что психосемантические характеристики сайта «Pixel» нуждаются в доработке – всего один параметр определён опрошенными как безусловно выигрышный на фоне конкурента, поэтому для повышения конверсий и увеличения объёма продаж необходимы меры совершенствования сайта.

Для роста конверсий предложен перечень мер совершенствования, которые должны использоваться в совокупности с инструментами Интернет-продвижения – актуализацией контекстной рекламы в социальных сетях и поисковиках.

Таким образом, все поставленные задачи решены и главная цель исследования - поиск путей совершенствования психосемантики рекламы сайта «Pixel» - достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2016 г. N 02АП-2139/16 // Гарант: информационно-правовое обеспечение URL: https://clck.ru/PjpGp (дата обращения: 11.07.2020).
    2. Абдуллина Л. Р., Артамонова Е. В. Манипулятивный потенциал цветонаименований в креолизованных текстах рекламы декоративной косметики (на материале французского и русского языков) // Научный диалог. - 2019. - №2. - С. 11.
    3. Акимова К. К., Козлова Н. В. Имплицитные предубеждения как деструктивный фактор психологической безопасности продукта // Медицинская психология в России. - 2016. - №2 (37). - С. 27.
    4. Алекса Е. А., Попова А. И., Блинчикова Д. А. Психология цвета в рекламе как способ совершенствования методов продвижения // Вопросы науки и образования. - 2020. - №1. - С. 28.
    5. Будь оригинальным, креативным, веселым. Будь собой! // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).
    6. Ваш заказ // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).
    7. Волкова П. С. Эмотивность как метод постижения смысла художественного текста: вербальное и невербальное // Сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора В. И. Шаховского. - 2013. - №1. - С. 263.
    8. Герасикова Е. Н., Власова А. А., Мусорина А. А. Сущность рекламы в системе маркетинга // Universum: экономика и юриспруденция. - 2018. - №6 (51). - С. 73.
    9. Даудрих Н. Психосемантические методы в исследованиях бренда // CreateBrand.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PnN6R (дата обращения: 16.07.2020).
    10. Зарецкая Е. Н. Психология рекламы // Рsyfactor.org: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PjdgB (дата обращения: 10.07.2020).
    11. Исследование рынка интернет-рекламы 2017–2020 от IAB Russia и PwC: рост в среднем на 15% в год, mobile и слабые измерения // Sostav.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/F2Dqz (дата обращения: 11.07.2020).
    12. Казиева Н. Н. Особенности восприятия рекламы целевой аудиторией // Научный журнал. - 2018. - №4. - С. 113.
    13. Каталог рюкзаков // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).
    14. Кинетическая типографика // Habr.ru: информационно-аналитический портал в сфере IT URL: https://clck.ru/Pmqnw (дата обращения: 15.07.2020).
    15. Кончис А. И. Особенности рекламного имени в наружной рекламе города Абакана // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2020. - №74. - С. 117.
    16. Крапивина Т. В. Инфографика как средство визуализации в рекламе // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2016. - №1. - С. 83.
    17. Мальсагова М. И. Символика цвета и маркетинговые коммуникации // Проблемы современного образования. - 2019. - №2. - С. 57.
    18. Маркина К. Н. Семиотические аспекты рекламного аудиодизайна // Современное педагогическое образование. - 2018. - №1. - С. 62.
    19. Марченко А. В. Проективные методики ZMET и «Сказка» и их использование в маркетинговых и социологических исследованиях // International Journal Of Professional Science. - 2018. - №1. - С. 116.
    20. Новые фишки в полиграфическом дизайне // Blog.smartyprint.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PmqX8 (дата обращения: 15.07.2020).
    21. О бренде // Les Petit Marseillais: официальный сайт URL: https://clck.ru/PjqPU (дата обращения: 11.07.2020).
    22. Полезная статистика видео маркетинга 2019 года, которую вы должны знать // Spark.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PmpNU (дата обращения: 15.07.2020).
    23. Продающая формула AIDMA // Тextis.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PjjDz (дата обращения: 11.07.2020).
    24. Психосемантика // Глоссарий. Психологический словарь: официальный сайт URL: https://clck.ru/Pjh63 (дата обращения: 11.07.2020).
    25. Селезнёв В. Н. Исследование социально-психологического воздействия щитовой рекламы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - №3. - С. 117.
    26. Скляр Е. С. Вербальные и невербальные особенности текстов медицинской рекламы // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - №т. 7, № 4 (25). - С. 110.
    27. Солдатова И. А., Давыдова О. А. Проективные методики: использование в профессиональном образовании менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - т. 10, № 1. - С. 79.
    28. Токарь О. В. Определение семантической структуры зрительного поля экрана методом семантического дифференциала // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2019. - №1. - С. 37.
    29. Цифровой рюкзак PIX с LED-дисплеем // Рixbackon.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnUja (дата обращения: 17.07.2020).
    30. Ясевич П., Перминова Ю. Психосемантика при разработке рекламных сообщений // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR: аналитическое интернет-издание URL: https://clck.ru/PjgV3 (дата обращения: 11.07.2020).
    31. NoDamnGood // Рinterest.ru: графическая социальная сеть URL: https://clck.ru/PnyjK (дата обращения: 17.07.2020).
    32. Pixel: первый рюкзак со встроенным дисплеем и управлением через смартфон // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://pixel-bag.ru/ (дата обращения: 17.07.2020).
    33. Purchasing Process Evaluation System // Trastem.co.jp: analitycs website URL: https://clck.ru/PjjMS (дата обращения: 11.07.2020).
    34. ZMET - Техника извлечения метафор Дж. Зальтмана // Нейробренд: исследовательский портал в сфере рекламы URL: https://clck.ru/PnMFo (дата обращения: 16.07.2020).
  1. Казиева Н. Н. Особенности восприятия рекламы целевой аудиторией // Научный журнал. - 2018. - №4. - С. 113.

  2. Зарецкая Е. Н. Психология рекламы // Рsyfactor.org: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PjdgB (дата обращения: 10.07.2020).

  3. Составлено автором.

  4. Герасикова Е. Н., Власова А. А., Мусорина А. А. Сущность рекламы в системе маркетинга // Universum: экономика и юриспруденция. - 2018. - №6 (51). - С. 73.

  5. Ясевич П., Перминова Ю. Психосемантика при разработке рекламных сообщений // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR: аналитическое интернет-издание URL: https://clck.ru/PjgV3 (дата обращения: 11.07.2020).

  6. Составлено автором на основании: Кончис А. И. Особенности рекламного имени в наружной рекламе города Абакана // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2020. - №74. - С. 117.

  7. Психосемантика // Глоссарий. Психологический словарь: официальный сайт URL: https://clck.ru/Pjh63 (дата обращения: 11.07.2020).

  8. Составлено автором на основании: Исследование рынка интернет-рекламы 2017–2020 от IAB Russia и PwC: рост в среднем на 15% в год, mobile и слабые измерения // Sostav.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/F2Dqz (дата обращения: 11.07.2020).

  9. Продающая формула AIDMA // Тextis.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PjjDz (дата обращения: 11.07.2020).

  10. Составлено автором на основании: Purchasing Process Evaluation System // Trastem.co.jp: analitycs website URL: https://clck.ru/PjjMS (дата обращения: 11.07.2020).

  11. Составлено автором на основании: Волкова П. С. Эмотивность как метод постижения смысла художественного текста: вербальное и невербальное // Сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора В. И. Шаховского. - 2013. - №1. - С. 263.

  12. Составлено автором на основании: Зарецкая Е. Н. Психология рекламы // Рsyfactor.org: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PjdgB (дата обращения: 10.07.2020).

  13. Алекса Е. А., Попова А. И., Блинчикова Д. А. Психология цвета в рекламе как способ совершенствования методов продвижения // Вопросы науки и образования. - 2020. - №1. - С. 28.

  14. Составлено автором на основании: Мальсагова М. И. Символика цвета и маркетинговые коммуникации // Проблемы современного образования. - 2019. - №2. - С. 57.

  15. Абдуллина Л. Р., Артамонова Е. В. Манипулятивный потенциал цветонаименований в креолизованных текстах рекламы декоративной косметики (на материале французского и русского языков) // Научный диалог. - 2019. - №2. - С. 11.

  16. Крапивина Т. В. Инфографика как средство визуализации в рекламе // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. - 2016. - №1. - С. 83.

  17. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2016 г. N 02АП-2139/16 // Гарант: информационно-правовое обеспечение URL: https://clck.ru/PjpGp (дата обращения: 11.07.2020).

  18. Скляр Е. С. Вербальные и невербальные особенности текстов медицинской рекламы // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - №т. 7, № 4 (25). - С. 110.

  19. О бренде // Les Petit Marseillais: официальный сайт URL: https://clck.ru/PjqPU (дата обращения: 11.07.2020).

  20. Маркина К. Н. Семиотические аспекты рекламного аудиодизайна // Современное педагогическое образование. - 2018. - №1. - С. 62.

  21. Составлено автором на основании: Полезная статистика видео маркетинга 2019 года, которую вы должны знать // Spark.ru: ифнормационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PmpNU (дата обращения: 15.07.2020).

  22. Новые фишки в полиграфическом дизайне // Blog.smartyprint.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PmqX8 (дата обращения: 15.07.2020).

  23. Кинетическая типографика // Habr.ru: информационно-аналитический портал в сфере IT URL: https://clck.ru/Pmqnw (дата обращения: 15.07.2020).

  24. Селезнёв В. Н. Исследование социально-психологического воздействия щитовой рекламы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - №3. - С. 117.

  25. ZMET - Техника извлечения метафор Дж. Зальтмана // Нейробренд: исследовательский портал в сфере рекламы URL: https://clck.ru/PnMFo (дата обращения: 16.07.2020).

  26. Токарь О. В. Определение семантической структуры зрительного поля экрана методом семантического дифференциала // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2019. - №1. - С. 37.

  27. ZMET - Техника извлечения метафор Дж. Зальтмана // Нейробренд: исследовательский портал в сфере рекламы URL: https://clck.ru/PnMFo (дата обращения: 16.07.2020).

  28. Даудрих Н. Психосемантические методы в исследованиях бренда // CreateBrand.ru: информационно-аналитический портал URL: https://clck.ru/PnN6R (дата обращения: 16.07.2020).

  29. Марченко А. В. Проективные методики ZMET и «Сказка» и их использование в маркетинговых и социологических исследованиях // International Journal Of Professional Science. - 2018. - №1. - С. 116.

  30. Солдатова И. А., Давыдова О. А. Проективные методики: использование в профессиональном образовании менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - т. 10, № 1. - С. 79.

  31. Составлено автором на основании: Акимова К. К., Козлова Н. В. Имплицитные предубеждения как деструктивный фактор психологической безопасности продукта // Медицинская психология в России. - 2016. - №2 (37). - С. 27.

  32. Pixel: первый рюкзак со встроенным дисплеем и управлением через смартфон // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://pixel-bag.ru/ (дата обращения: 17.07.2020).

  33. Pixel: первый рюкзак со встроенным дисплеем и управлением через смартфон // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://pixel-bag.ru/ (дата обращения: 17.07.2020).

  34. Цифровой рюкзак PIX с LED-дисплеем // Рixbackon.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnUja (дата обращения: 17.07.2020).

  35. Составлено автором.

  36. Составлено автором.

  37. Составлено автором.

  38. Составлено автором.

  39. Составлено автором.

  40. Составлено автором.

  41. Pixel: первый рюкзак со встроенным дисплеем и управлением через смартфон // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).

  42. Ваш заказ // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).

  43. Каталог рюкзаков // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).

  44. Будь оригинальным, креативным, веселым. Будь собой! // Рixel-bag.ru: официальный сайт URL: https://clck.ru/PnZGA (дата обращения: 17.07.2020).

  45. NoDamnGood // Рinterest.ru: графическая социальная сеть URL: https://clck.ru/PnyjK (дата обращения: 17.07.2020).

  46. Составлено автором.