Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психосемантика рекламы (Особенности рекламного воздействия на человека)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема психосемантических методов и психологических воздействий в рекламе особенно актуальна. Любое влияние подразумевает изменение сознания человека, является препятствием для его свободного выбора. Цвет не только помогает привлечь внимание и запомнить рекламное предложение, он помогает правильно расставить акценты в дизайне, что выгодно подчеркивает преимущества товаров и услуг и создает благоприятный имидж в глазах потребителей в целом.

Объект исследования курсовой работы – современная реклама как феномен психологического влияния, предмет — основные аспекты использования психосемантики объекта исследования.

Таким образом, цель написания данной курсовой работы – особенности психосемантики современной рекламы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи следующего порядка:

-изучить основные теоретические аспекты по теме исследования - понятие и предназначение рекламы как феномена психологического влияния;

-исследовать рекламу как феномен психологического влияния;

-исследовать современную эффективную рекламу как результат психосематического подхода;

-рассмотреть возможности применения семантического дифференциала в рекламе;

-проанализировать основные аспекты использования психосемантики цвета в рекламе;

-сделать основные выводы и деть заключение по теме курсовой работы.

1. Теоретико-методологические аспекты по теме исследования

1.1 Психологические особенности восприятия рекламного сообщения

Реклама - это не персонализированная передача информации через различные средства массовой информации, имеющая характер убеждения в отношении продуктов, услуг или идей и оплачиваемая известными рекламодателями[15,с.29]. Или же реклама - это целенаправленное воздействие (манипулирование) на сознание человека.

Целью такого воздействия является донесение определенной информации до целевой аудитории (или максимального количества людей)[11,с.121].

Реклама выполняет несколько функций: передача информации, формирование устойчивого семантического поля об определенном объекте, формирование стереотипов поведения, деформация существующих и формирование новой системы ценностей и норм.

Реклама стала совокупностью технологий, направленных на обеспечение решения необходимых задач. Результаты применения технологий являются нейтральными, то есть их можно использовать для формирования семейных ценностей и здорового образа жизни, а также для создания суицидального и желаемого поведения потребителей[14,с.72].

Однако в современном обществе эти технологии используются в большинстве случаев для манипулирования потребителем с целью продажи ему некоторых товаров и получения максимальной выгоды.

В связи с этим возникает вопрос о способах противодействия влиянию рекламы на психику человека.

Для этого необходимо изучить психологические особенности воздействия рекламы, изменения категориального аппарата человека под влиянием рекламы, процесс формирования стереотипов и ценностей в индивидуальном сознании. То есть рассмотрение рекламы не как экономической или социологической, а как психологической реальности.

Наиболее развитыми методами изучения особенностей как индивидуального, так и группового сознания являются психосемантические методы[19,с.77].

С помощью этих методов можно выявить те характеристики рекламы, которые сознательно или неосознанно делают ее привлекательной для человека. Психосемантика - это раздел общей психологии, который изучает процессы формирования и психологическую структуру смыслов[6,с.25].

В.Ф. Петренко определяет задачи психосемантики следующим образом: «Задача психосемантики заключается в реконструкции индивидуальной системы значений, через призму которой субъект воспринимает мир, других людей, самого себя, а также изучение его генезиса, структура и функционирование. Психосемантика исследует различные формы значения в индивидуальном сознании (образы, символы, коммуникативные и ритуальные действия, а также словесные понятия) »

Психосемантический подход к изучению личности реализуется через парадигму «субъективного» подхода к пониманию другого[3,с.133].

Значимая интерпретация выбранных структур требует видеть мир «глазами субъекта», чувствовать его способы понимания мира.

Индивидуальная система значений, реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства, выступает в качестве своеобразной индикативной основы для такого эмпатического процесса, дает ему семантическую поддержку[1,с.89].

Психосемантический подход позволяет нам очертить новые принципы типологии личности, в которых личность субъекта рассматривается не как совокупность характеристик объекта в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как микромир. отдельных значений и значений

Рекламное искусство имеет определенный научный характер, в основе которого лежат определенные психологические факторы, и каждый должен знать их, кто хочет посвятить свою жизнь этому сложному, но захватывающему делу. Итак, основные факторы психологического воздействия рекламного искусства[19,с.121]:

Фактор 1 - внимание и реклама, то есть, чтобы потребитель воспринял рекламу, необходимо привлечь к ней свое внимание. Внимание можно привлечь с помощью персонажей, юмора, парадокса, оригинальности сюжета, выразительности чувств и того, что должен иметь не сам продукт, а его модель, представленная в рекламе. Например, красивой женщине предлагается снять рекламу. Ведь мужчина по натуре обязательно обратит внимание на эту женщину, и если она очень красивая, то его взгляд задержится, пока позволят время и ситуация. Женщина также остановит ваш взгляд, однако, по другой причине: трудно удержаться от соблазна сравнить ее с оценкой и, конечно, немного осудить[10,с.129].

Фактор 2 - процентный и рекламный. В рекламе главная задача ставится примерно так: привлечь внимание и вызвать интерес. Интерес всегда связан с неудовлетворительными потребностями, некоторые из которых должны быть реализованы, а многие сформированы. В этом случае асы рекламного бизнеса, для реализации этой задачи, используют богатый, специально разработанный арсенал инструментов. И одно из самых важных правил, которыми они руководствуются: не столько предлагать публике хороший продукт, сколько вдохновлять с его помощью на хорошее настроение[10,с.112].

Фактор 3 - формирование желания в рекламе. Желание - это опыт, отражающий потребности, который превратился в реальную мысль о возможности обладания или достижения чего-либо. Мы также не должны упускать из виду тот факт, что желание имеет движущую силу, которая усугубляет состояние потребности. В этом случае асы рекламного бизнеса руководствуются подготовкой рекламы таким образом, что подсознательно влияет на человека.

В этом случае у человека возникают неприятные переживания, от которых он стремится избавиться, переживая при этом как бы двойную стимуляцию активности в достижении желаемого результата. И вот человек идет в магазин, покупает определенный товар и освобождается от негативных эмоций из-за неудовлетворенности[10,с.119].

Фактор 4 - реклама и предложение. Мы сталкиваемся с предложением каждый день, на протяжении всей нашей жизни. Каждый, обладающий даром внушения, сознательно или нет, использует его в общении. А эффект внушения нужно использовать в рекламе[10,с.121].

Основными методами внушения, используемыми в рекламе, являются конкретность и образность ключевых слов, конкретность и образность качеств, динамика речи, выражения лица и жесты, влияние звуковых комбинаций и отсутствие негативных частиц. Насколько умело будут использоваться эти приемы, поэтому эффект внушения будет выше[5,с.31].

Анализируя вышеперечисленные факторы, не забывайте, что каждый фактор не может существовать как отдельное целое, они неразрывно связаны, и каждое последующее следует из предыдущего, и без этого, казалось бы, простого замечания, у рекламного бизнеса не было бы будущего.

Таким образом, задачи массовой коммуникации, посредством которых осуществляется рекламное воздействие на человека, очень сложны. Рекламодатель имеет дело с большим количеством людей, которых он не знает, и не может контролировать условия, при которых его рекламная привлекательность будет восприниматься.

Организатор рекламы, используя средства массовой информации, имеет возможность применять любое количество художественных и графических изображений для подачи апелляции. В телевизионной рекламе часто выступают популярные артисты, ведущие телевизионные программы, знаменитости хвалят продукт, используются запоминающиеся мелодии и т. д. Поэтому рекламодатель, в зависимости от продукта, его качества, потребительских свойств и вероятного спроса на него, выбирает наиболее эффективный метод рекламы.

1.2 Особенности рекламного воздействия на человека

Особенности рекламного воздействия на человека сегодня изучаются главным образом с целью создания психологически и коммерчески более эффективной рекламы[3,с.54].

В этом случае психические процессы исследуются в связи со средствами отображения рекламной информации или средствами воздействия на человека.

Изучая психологическое влияние рекламы на человека, изучая влияние рекламодателя на потребителя, необходимо понимать, что эффективность такого воздействия не может быть определена какими-то отдельными психическими процессами, характеристиками психики или характеристиками рекламы, или только ее запоминаемостью, умение привлекать внимание или вызывать положительные эмоции.

Чтобы понять, какое влияние оказывает реклама на человека, необходимо детально изучить практически всю психику человека, все его психические процессы[4,с.71].

В рекламной деятельности широко используются методы и методы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, так как реклама является социально-психологическим явлением.

Понятие «реклама» стало в последние годы термином, который вызывает довольно определенные ассоциации в экономическом, социокультурном и политическом смысле[6,с.49].

Способность контролировать поведение людей посредством психологического воздействия всегда привлекала политиков, менеджеров, психотерапевтов, маркетологов и т. д. [15,с.33]

Проблемами влияния рекламы на психику человека занимались такие ученые, как: К. Т. Фридландер, Т. Кениг, Б. Вити.

Изучение эффективности методов психологического воздействия в рекламе сегодня рассматривается как основная проблема психологии рекламы.

Как известно, психологическое воздействие - это социально-психологическая деятельность некоторых людей, осуществляемая в различных формах и различными способами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик человека (ее взглядов, мнений, отношения, ценностные ориентации, настроения, мотивы, установки и стереотипы поведения), групповые нормы, общественное мнение или опыт людей, опосредование их деятельности и поведения[11,с.110].

Проблема психологических воздействий в рекламе тесно связана с проблемой выбора. Рекламодатели выбирают способы организации рекламных кампаний, например, с использованием специальных технологий воздействия или без них, и люди сталкиваются с этой проблемой, когда подвергаются таким воздействиям или, наоборот, обнаруживают необходимость самостоятельно принимать решение.

Исследования психологов доказали, что восприятие и обработка рекламной информации осуществляется многими различными методами воздействия[17,с.58].

Рассмотрим некоторые из них. Метод гипноза. Гипнотическое состояние - это состояние повышенной внушаемости, и его наиболее существенная особенность - это просто требование веры в способности гипнотизера.

Следует отметить, что использование различных технологий гипноза в рекламе теоретически возможно. Однако эффективность снотворных воздействий зависит от огромного количества трудно контролируемых факторов, управление которыми очень часто превышает материальные затраты обычной рекламы, фактически оказывая тот же эффект. Все зависит от того, что именно намеревается рекламировать тот или иной рекламодатель и какие средства он использует для этой цели. Наиболее подходящим средством в этом случае является телевидение, а также стадионы, заполненные людьми с «чудодейственным складом ума». Метод внушения (внушение) [3,с.89].

Предложение (или предложение) следует понимать как прямое и недокументированное влияние одного человека (предложение) на другого (предложение) или на группу. Когда внушение - это процесс влияния, основанный на некритическом восприятии информации.

 Предложение обычно носит устный характер. Считается, что дети более подвержены внушению, чем взрослые; люди более восприимчивы к внушению, уставшие, астенизированные. Также часто выражается мнение, что внушение подразумевает повторное повторение одних и тех же внушающих установок в форме слов, текстов или повторное представление одних и тех же оптических изображений. Более того, динамические характеристики презентации суггестивных установок имеют большое значение[13,с.77].

Сила рекламного воздействия зависит от таких факторов, как повторяемость информации. Чтобы достичь эффекта внушения, недостаточно передавать информацию только один раз.

Необходимо стремиться к тому, чтобы сообщение повторялось несколько раз, и каждый раз, когда в него вводилось что-то новое, менялись способы и формы представления контента[1,с.119].

Имитация. Многие ученые обращают внимание на то, что имитация в рекламе наиболее эффективна в тех случаях, когда она рекламирует что-то престижное для человека, например, то, что он покупает, чтобы быть похожим на известного, популярного, авторитетного человека.

 По мнению Г. М.-Андреева, подражание - это не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение отдельных черт и моделей поведения, специально продемонстрированных кем-то.

 Без сомнения, можно сказать, что имитация играет значительную роль в сфере рекламного воздействия на человека и существенно различается по характеру. В частности, имитация рекламы подростками и взрослыми происходит на основе различных психологических закономерностей[5,с.59].

У взрослых подражание рекламному персонажу чаще всего определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями, желанием быть похожим на успешного авторитетного человека.

Психическое заражение. Многие психологи определяют как неосознанную, непроизвольную восприимчивость индивида к определенным психическим воздействиям. Оно проявляется не через сознательное принятие какой-либо информации или моделей поведения, а через прямую передачу определенного эмоционального состояния. Здесь индивид не чувствует преднамеренного давления, но неосознанно усваивает закономерности поведения других людей, подчиняясь им.

На практике феномен психической инфекции как метод воздействия проявляется во время массовых мероприятий и особенно эффективен среди молодежи. Метод убеждения. Он широко используется в современной рекламе[20,с.89].

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что вера в первую очередь ориентирована на интеллектуальную и когнитивную сферу человеческой психики[17,с.104].

Суть его заключается в том, чтобы использовать логические аргументы, чтобы сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными выводами, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие цели. Феномен "25 кадра"[12]

Обсуждается в общей прессе с середины XX в. Эксперты в области съемок отмечают, что вставки «25-го кадра» чаще всего видны на экране и узнаваемы при их многократном представлении. Проблема механизмов психологического воздействия на подсознание с помощью тахистоскопических приемов не получила однозначного решения.

Тем не менее, следующее наблюдение интересно. Известно, что, воспринимая окружающую действительность, человек концентрирует свое внимание только на ее индивидуальных проявлениях (объектах, характеристиках и т. д.) [10].

Несмотря на то, что органы восприятия (слух, зрение и т. Д.) Получают всю информацию из внешнего мира, человек осознает и запоминает только тот, который был предметом его внимания.

Таким образом, внимание связано с показательной деятельностью. Он также действует как внутренний ограничитель, фильтруя сигналы и защищая мозг от перегрузки.

Внимание «наводит порядок» в сознании, что необходимо для осуществления целенаправленной умственной и практической деятельности[19,с.87].

В настоящее время большинство специалистов в области маркетинга считают, что возможные эффекты тахистоскопического представления рекламы, в частности, по технологии «25-й кадр», экономически невыгодны, то есть затраты, как правило, во много раз превышают возможный психологический эффект[15,с.49]

 Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Как своего рода психологическое воздействие на практике возникло сравнительно недавно, в начале 70-х годов XX века.

Его основателями были Джон Гриндер, доцент лингвистики, и Ричард Бэндлер, студент-психолог. Важной проблемой является возможность использования НЛП в практике рекламной деятельности, например, в традиционной коммерческой рекламе или в любых видах маркетинговой деятельности[18].

Тем не менее, следует отметить, что, по мнению многих практиков в области рекламы и маркетинга, возможности НЛП в рекламе в значительной степени преувеличены. Дело в том, что управление поведением человека может осуществляться в двух совершенно противоположных ситуациях.

В одном случае человек добровольно и сознательно подчиняется психологическому воздействию извне, например, в процессе психотерапевтического лечения или в условиях обучения, развития способностей, избавления от вредных привычек[12].

В другом случае воздействие осуществляется против воли человека, он пытается «загадать желание» выполнить необычное для него действие, например, действие, чтобы приобрести вещь, которая ему не нужна. Влияние таких встреч со стороны крайне негативной реакции любого человека. Он может быть как внешним, так и внутренним или только внутренним[2].

Психологическая защита, которую строит человек, имеет разную степень надежности. Но, даже уступив однажды более сильной воле, он позже делает все, чтобы снова не попасть под нежелательное влияние.

Психологическая обстановка. В некоторых случаях понятие психологического отношения используется как модель психологического воздействия рекламы на потребителя.

Психологи различают психофизиологические установки (установки) и социально-психологические установки (отношения). Социально-психологический настрой возникает в результате социальных контактов, социального воздействия.

Имеет сложную многокомпонентную структуру. Существуют когнитивные (когнитивные), аффективные (эмоциональные) и конативные (поведенческие) компоненты инсталляции. Исследование влияния установок на человека представляет интерес в связи с изучением отношения потребителей к рекламе[15,с.121].

Инсталляция, формирующая у потребителя определенное отношение к рекламе как глобальному социально-экономическому явлению, может повлиять на отношение к конкретной рекламе (рекламные ролики, рекламные щиты, рекламные изображения и т. д.) [11,с.96]

Психологическое воздействие такого рода направлено на формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, идей, убеждений, одновременно вызывая у них положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже насильственные массовые реакции.

Влияние рекламы на общество сегодня больше не ограничивается регулированием потребительского поведения людей и динамикой спроса на товары и услуги. Он несет определенную культуру и определенный набор знаний. Особенно сильно влияет реклама на умы молодых людей.

Сегодня многие авторы, рассматривая проблему влияния на рекламу, уделяют особое внимание, прежде всего, сознательному и бессознательному влиянию рекламодателя на потребителя, а также подробно рассматривают различия между рациональными воздействиями, основанными на логике и убедительных аргументах. и иррациональные, основанные на эмоциях и чувствах[7,с.103].

Таким образом, в ходе написания первой главы курсовой работы мы определили, что в рекламе используется большое количество различных способов, методов, приемов социального воздействия, психологического воздействия и манипуляции. Реклама - это не персонализированная передача информации через различные средства массовой информации, которая имеет характер веры в продукты, услуги или идеи и оплачивается известными рекламодателями. Соответственно, цель такого воздействия - донести определенную информацию до целевой аудитории (или максимального количества людей). Реклама выполняет несколько функций: передает информацию, формирует устойчивое семантическое поле о конкретном объекте, формирует стереотипы поведения, деформирует существующие и формирует новую систему ценностей и норм.

Следует отметить, что реклама стала совокупностью технологий, направленных на обеспечение решения необходимых задач. Результаты применения технологий являются нейтральными, то есть их можно использовать для формирования семейных ценностей и здорового образа жизни, а также для создания суицидального и желательного поведения потребителей. Особенности воздействия рекламы на человека в настоящее время изучаются в основном с целью создания психологически и коммерчески более эффективной рекламы.

В этом случае психические процессы исследуются в связи со средствами отображения рекламной информации или средствами воздействия на человека.

Изучая психологическое воздействие рекламы на человека, изучая влияние рекламодателя на потребителя, необходимо понимать, что эффективность такого воздействия не может быть определена какими-либо отдельными психическими процессами, характеристиками психики или характеристиками рекламы или только его запоминаемость, умение привлекать внимание или вызывать положительные эмоции.

Чтобы понять влияние рекламы на человека, необходимо детально изучить практически всю психику человека, все его психические процессы.

В рекламе широко используются методы и методы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, поскольку реклама является социально-психологическим явлением.

2. Особенности психосематического подхода в процессе разработки современной рекламы

2.1 Применение семантического дифференциала в рекламе

Важным условием успеха рекламы является ее психологическая эффективность - критерий, который показывает, насколько успешно реклама влияет на сознание человека и, в конечном итоге, его готовность приобрести рекламируемый товар или услугу [19, с. 71].

Чтобы создать эффективную рекламу, необходимо учитывать два основных требования:

-реклама не должна вызывать негативных эмоций, которые потребитель может перенести на рекламируемый товар.

-имидж продукта, предлагаемого рекламой (включая рациональные и эмоциональные характеристики), должен соответствовать ожиданиям потребителя [14, с. 33].

Таким образом, при создании рекламы возникают проблемы научно обоснованного поиска его оптимальных компонентов и его тестирования. И чаще всего эти задачи решаются с использованием общих качественных (фокус-групп) или количественных (формализованные / полуформализованные интервью) методов. Не поднимая вопроса об их многочисленных недостатках, рассмотрим только один общий [13, с. 82].

Поведение человека определяется его социальными установками, которые состоят из трех компонентов - познавательного (знание об объекте), аффективного (чувства, эмоции по отношению к объекту) и поведенческого (собственно действия по отношению к объекту).

Соответственно, пытаясь предсказать поведение потребителя, исследователь пытается получить информацию, описывающую все три уровня.

Во время фокус-групп модератор пытается погрузить респондентов в ситуации их реального опыта, надеясь, что они смогут проанализировать мотивы своего поведения [10].

В количественных интервью, как правило, мотивы выясняются прямыми вопросами. Анализируя полученную информацию, исследователь полагает, что в своем поведении человек руководствуется именно теми мотивами, которые он назвал [12].

Однако результаты исследований показывают, что, как правило, люди в своем поведении руководствуются неосознанными мотивами, которые невозможно идентифицировать ни по прямым вопросам, ни по погружению человека в конкретные ситуации.

Такие методы могут раскрывать информацию только на когнитивном и поведенческом уровнях социальных установок. Даже если исследователь спрашивает респондента, как он относится к объекту, он может получить информацию только о том, как респондент представляет свои чувства, а не о самом отношении, которое обычно является подсознательным.

Возможное решение вышеупомянутой проблемы предлагает психосемантика, которая разработала ряд методов исследования для получения информации с аффективного уровня социальных установок. Среди них наиболее популярным является метод семантического дифференциала [15, с. 202]

Он был предложен Чарльзом Осгудом в 1957 г. В своих конструкциях Осгуд отталкивался от следующих положений. Во-первых, любой объект среды может быть описан двумя типами признаков - денотативными и коннотативными.

Денотативные признаки отражают прямые, объективно существующие характеристики, которые не зависят от восприятия субъекта. Коннотативные признаки не являются объективными свойствами, а возникают в результате передачи свойств, присущих одному объекту другому

Таким образом, при создании рекламы возникают проблемы научно обоснованного поиска оптимальных ее составляющих и ее тестирования.

Чаще всего эти задачи решаются общими качественными (фокус-группы) или количественными (формализованные / полуформализованные интервью) методами. Не поднимая вопрос об их многочисленных недостатках, давайте рассмотрим только одно общее[13,с.82].

Поведение человека определяется его социальными установками, которые состоят из трех компонентов - познавательного (знание об объекте), аффективного (чувства, эмоции по отношению к объекту) и поведенческого (собственно действия по отношению к объекту).

Соответственно, пытаясь предсказать поведение потребителя, исследователь пытается получить информацию, описывающую все три уровня.

Таким образом, по отношению к человеку определение «высокий» является денотативным: рост человека можно измерять общепринятыми способами, он объективен и не зависит от сознания субъекта измерения. В том же случае определение «жесткий» является коннотативным, поскольку это метафора. Коннотативные признаки, используемые субъектом, выражают его отношение к объекту [3, с. 78]. Во-вторых, человеческое мышление основано на феномене синестезии - появлении одних ощущений под влиянием окружающих.

Таким образом, под воздействием звуков или запахов в сознании человека появляются определенные визуальные образы. Феномен синестезии выражается в использовании человеком коннотативных признаков и доступен на любом языке, и интерпретация коннотативных признаков обычно одинакова для одного языка, но может отличаться на разных языках [4, с. 49].

Метод, предложенный Осгудом, позволяет выяснить отношение человека к объекту и выявить основные факторы, определяющие отношение обучающей группы, помещая объект в систему его характеристик. Реализация этого способа включает в себя несколько этапов.

На первом этапе исследователь разрабатывает систему полярных шкал, состоящую из пар анонимных прилагательных, описывающих объект («мягкий-жесткий», «светлый-темный» и т. Д.) [17, с. 44].

Классический семантический дифференциал подразумевает использование прилагательных, соответствующих коннотативным признакам объекта.

Однако в маркетинге часто используются денотативные признаки, которые выражаются фразами, описывающими ожидания респондента относительно объекта исследования («нет желания покупать - есть желание купить», «неподходящий аромат, подходящий для аромата» и т. д.).

Существуют также разные версии невербального семантического дифференциала, в котором вместо прилагательных используются разные изображения (острые или тупые углы, прямые или ломаные линии, смешные или грустные лица и т. д.). Однако оценка данных, полученных таким способом, намного сложнее.

При выборе прилагательных важно избегать субъективности исследований. Поэтому на первом этапе желательно провести 20-30 неформальных интервью с независимыми людьми, задавая им такие вопросы, как «какими прилагательными вы могли бы описать этот объект?» [14, с. 78].

На втором этапе респондентам представляются объекты и шкалы для их оценки. Каждый объект должен оцениваться по всем шкалам. Предполагается, что, глядя на объект, Респондент может связать свои чувства со всеми предлагаемыми им шкалами.

Размер выборки исследования зависит от целей исследования. Учитывая, что этот метод не изучает респондентов, а оценка объекта подвергается большому количеству шкал, в результате получается довольно большая матрица данных. Поэтому обычно достаточно ограничить выборку до 40-50 респондентов [17, с. 91].

Третий этап - аналитический. Метод семантического дифференциала позволяет использовать различные методы анализа, при выборе которых исследователь также должен исходить из возложенных на него задач. Среди наиболее часто используемых методов [20, с. 112]:

- анализ средних значений (режим, медиана, среднее арифметическое), который позволяет идентифицировать средние оценки объектов на шкалах и, таким образом, сравнивать объекты друг с другом;

- кластерный анализ, который позволяет объединить респондентов, шкалы или исследуемые объекты в наиболее однородные и в то же время наиболее удаленные друг от друга группы. Чаще всего кластерный анализ используется для изучения различий в восприятии объектов различными группами респондентов;

- факторный анализ, позволяющий выявить и выстроить типологию основных факторов, определяющих восприятие человеком предмета. Эти факторы включают в себя наиболее коррелированные шкалы. Следовательно, факторный анализ позволяет понять, какие из характеристик, оцениваемых исследователем, наиболее важны для потребителя при выборе продуктов.

В маркетинговых исследованиях этот анализ используется для выявления факторов, которые влияют на выбор различных продуктов, и для сравнения конкурирующих продуктов [12].

После определения факторов исследователь создает семантическое пространство - систему координат, оси которой являются наиболее сильными факторами. В этом пространстве исследователь размещает оцениваемые объекты, сравнивая их друг с другом.

При разработке рекламы для конкретного продукта вам необходимо [10]:

- выявить основные факторы, влияющие на оценку и выбор продуктов данного типа;

- понять ожидания целевой аудитории от «идеального» продукта и оценить, какое из этих ожиданий соответствует рекламируемому продукту, а какое - нет. Также необходимо сравнить продвигаемый товар с продукцией конкурентов, оценить его конкурентные преимущества и недостатки;

- выбрать группу, чьи ожидания наиболее соответствуют рекламируемому продукту (то есть целевой аудитории);

- определить лучшие способы рекламы. Здесь необходимо понять, какие рекламные инструменты наиболее полно охватывают целевую аудиторию и какие элементы рекламы будут наиболее благоприятно восприняты целевой аудиторией. Первая проблема решается без помощи психосемантики, а при решении второй вы не можете обойтись без нее [2].

После решения этих проблем вы можете приступить к разработке рекламного сообщения. Разработав несколько различных рекламных сообщений, необходимо понять, позитивно ли они воспринимаются целевой аудиторией и формируют ли они образ продукта, который соответствует благоприятным ожиданиям целевой аудитории. Для этого рекламные сообщения должны быть протестированы. Давайте посмотрим, как эти задачи могут быть выполнены с использованием метода семантического дифференциала.

Во-первых, мы определим основные факторы оценки потребителем продукта, ожиданий от этого продукта, оценим соответствие продукта ожиданиям потребителей и определим целевую группу потребителей. Для этого нам нужно будет собрать информацию один раз, чтобы она была объединена.

Первым шагом является разработка 15-20 рейтинговых шкал, которые необходимы для проведения 20 углубленных интервью. Второй этап - это оценка группой респондентов по этим шкалам рекламируемых товаров, товаров основных конкурентов и «идеальных» товаров [12].

Поскольку одной из запланированных задач является определение целевой группы, количество респондентов должно быть достаточно большим и разнородным с точки зрения социально-демографических и социально-экономических показателей. Предполагаемых объектов не должно быть слишком много, их обилие усложнит оценку [10].

После сбора и обработки информации вы можете приступить к ее анализу. Сначала рассчитайте средние значения для каждого продукта по всем шкалам. Среднее арифметическое (сумма всех оценок, деленная на их количество) покажет нам средний рейтинг продукта в группе.

Модный расчет позволит вам понять, какие рейтинги выставлялись чаще всего. Вычисляя средние значения, мы можем сравнить оцениваемые объекты друг с другом и понять, какие из них оцениваются лучше или хуже по каждой шкале. Сравнение объектов с «идеалом» даст информацию о том, насколько они соответствуют ожиданиям потребителей [19].

Используя факторный анализ, мы можем выявить скрытые факторы при оценке объектов потребителями и выяснить, какие из них являются более влиятельными. На основе выбранных факторов мы построим семантическое пространство для восприятия объектов. Анализ положения объектов в этом пространстве позволит нам оценить, насколько они соответствуют факторам, выбранным исследователем [18].

В этом случае «идеальный» продукт будет расположен близко к верхнему правому углу пространства, поскольку в силу своего «идеального» он будет максимально соответствовать выявленным факторам оценки. Положение «идеального» продукта в системе координат семантического пространства отражает ожидания респондентов. Положение остальных объектов показывает, насколько хорошо они соответствуют ожиданиям потребителей. Анализ их позиции позволяет сделать выводы о том, чем они отличаются от «идеальных» и чем они отличаются [13, с. 151]

На рисунке показан пример семантического пространства. Оси координат - это два выбранных нами фактора: удобство использования продукта и цена.

http://www.advlab.ru/images/content/article/2009/03/06/yasevich_1.gif

Рисунок 1 - Пример семантического пространства[13,с.154]

Деления на осях показывают степень, в которой конкретный объект соответствует этому фактору. Ближе к верхнему правому углу находится «идеальный» товар. Больше всего продукт № 2 выглядит как «идеальный». В то же время значительно проигрывает по шкале «Цена» [13, с. 81].

Кластерный анализ необходим для выбора целевой аудитории потребителей, то есть группы, которая наиболее положительно оценивает продвигаемые продукты. Это позволит вам разделить респондентов на группы в зависимости от их рейтинга рекламируемого продукта. После объединения респондентов необходимо понять их состав и проанализировать их социально-демографические и социально-экономические характеристики [11, с. 85].

Теперь перейдем к изучению рекламы. При решении задач такого типа первым шагом является выбор способа передачи рекламного сообщения - телерекламы, рекламы в прессе, наружной рекламы, рекламы на радио и т. д.

После этого необходимо выбрать 5- 6 разнородных образцов рекламной продукции, аналогичной той, которую мы собираемся продвигать. Каждый образец должен быть проанализирован путем выбора его составных частей - цвета, текста, коммуникатора, темы и т. Д. [19, с. 71]

Следующим этапом является выбор весов для тестирования с использованием технологии, уже описанной выше, чтобы можно было оценить как рекламу в целом, так и каждый ее конкретный элемент в отдельности. Например, «цвета выбраны плохо - цвета выбраны удачно», «неудовлетворительный размер рекламируемого продукта - оптимальный размер рекламируемого товара» и т. д.

В этом случае сбор информации следует проводить в однородной группе - целевой аудитории, которая была определена ранее, поскольку реклама предназначена именно для нее. Решаемые задачи позволяют проводить исследования в группе из 40-50 человек.

При анализе информации расчет средних значений по шкалам позволит вам сравнить отношение респондентов к каждому объявлению и его составляющим элементам, а также выбрать наиболее успешные из них. Факторный анализ поможет вам понять, какой из компонентов рекламы больше всего влияет на отношение к ней [1, с. 109].

На основании полученной информации мы разработаем несколько вариантов рекламных сообщений. Следующим этапом, который потребует исследования, является тестирование рекламных сообщений. Здесь исследователь должен оценить, какое рекламное сообщение наиболее лояльно воспринимается целевой аудиторией и соответствует ли образ рекламируемого продукта, сформированный рекламой, ожиданиям целевой аудитории [3, с. 23].

Методика исследования и анализа на данном этапе аналогична методике, использованной на предыдущих этапах. Также проводится исследование группы из 40-50 человек, в которую входят представители целевой аудитории рекламируемого продукта. При оценке одновременно и реклама, и изображение рекламируемого продукта отображаются одновременно.

В результате выбирается реклама, которая, во-первых, наиболее лояльно воспринимается целевой аудиторией, а во-вторых, создает изображение продукта, максимально приближенное к идеальному [12].

Таким образом, разработанные в психосемантике методы исследования, в частности описанный нами метод семантического дифференциала, позволяют нам получить исчерпывающую информацию об оценках потребителей и мотивах их поведения [18].

 Эту информацию нельзя получить с помощью других методов исследования, ставших традиционными в России. Размеры выборки в психосемантических исследованиях обычно невелики, поэтому они дешевле, чем исследования, проводимые с использованием других методов.

В то же время анализ информации, полученной психосемантическими методами, достаточно сложен для неподготовленного человека [12].

Основная трудность заключается в том, что результатом таких исследований является трехмерная матрица данных: респондент-объект-масштаб [10].

Существующие аналитические пакеты, такие как SPSS или Statistica, не предназначены для анализа таких матриц, поэтому на начальном этапе обработки необходимо создать несколько двумерных матриц для каждого из исследуемых объектов [10].

Некоторые попытки решить эту проблему предпринимаются рядом академических исследователей. Например, психологи Алтайского государственного университета разработали программу, которая позволяет не только обрабатывать, но и собирать данные; Однако такие программы пока не получили большой популярности.

В то же время следует иметь в виду, что психосемантика не является панацеей от всех болезней, она не позволяет собрать всю необходимую информацию для исследователя. Ведь зачастую в дополнение к подсознательным мотивам поведения необходимо знать рациональные объяснения потребителей для своих действий. Поэтому в некоторых случаях исследования с использованием метода семантического дифференциала должны дополняться другими исследованиями [18].

2.2 Особенности психосемантики цвета в современной рекламе

Реклама должна привлекать внимание, вызывать интерес, пробуждать желание. Это должно сделать предложение убедительным, отвечающим различным интересам, пример такой успешной современной рекламы представлен в Приложении [16, с. 77].

Реклама - это преднамеренная попытка повлиять на поведение человека. Психологи утверждают, что 60% его успеха зависит от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его эмоции.

Цвет является одним из наиболее важных элементов печатной рекламы, который может влиять на решение о покупке так же, как и слоган. При использовании цветов в рекламе очень важно учитывать национальные особенности восприятия цвета [11, с. 134].

 В конце концов, вполне вероятно, что цвет, который вдохновит и заставит человека действовать в одной стране, может привести к унынию и отчаянию человека в другой стране.

Свидетельство тому - очень яркий пример. Начав работать в Башкирии, Мир детства столкнулся с неожиданной проблемой: уфимские партнеры отказались носить фиолетовую детскую одежду, которая, согласно исследованиям рынка, напротив, должна была иметь большой успех. Вскоре выяснилось, что пурпурный цвет для башкир символизирует траур [11, с. 121].

 Вот почему для специалиста по рекламе очень важно знать, что и где означает тот или иной цвет. Специалисты изучали влияние цвета на восприятие человека, вызванные им ассоциации в национальных средах разных стран.

Например, оказалось, что цвет означает или символизирует [18]: красный: в Америке - любовь, в Китае - доброта, праздник, удача, в России - высокая активность, агрессия, борьба, в Индии - жизнь; желтый: в Америке - процветание, в России - солнце и разлука; в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, в Бразилии - отчаяние; зеленый: в Америке - надежда, в Китае - роскошная жизнь, в Индии - мир и надежда; синий: в Америке - вера, в Индии - правдивость, в Китае - один из траурных цветов; синий: в россии - ночной отдых; фиолетовый: в Индии - грусть и утешение, в Бразилии - грусть; белый: в Америке - чистота и мир, в Китае - подлость, опасность, траур; в Европе - молодежь; черный: в Америке - символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае - честность.

Я хотел бы более подробно рассмотреть особенности использования разных цветов в рекламе для представителей западной цивилизации, в которую входит и Россия [12].

Красный цвет для жителей Европы и США является символом опасности и беспокойства. В рекламе его можно использовать только на небольших площадях, потому что это создает чрезмерное напряжение. Удачный в сочетании с серым.

Красный - цвет символизирует действие, тепло, силу, агрессию, волнение, драму, огонь, кровь, страсть, любовь, опасность, гнев и тепло. Это цвет, который всегда привлекает внимание. Надо помнить, что красный стимулирует несколько эмоций [10].

Запрещающие дорожные знаки научили людей, что, когда вы видите красный, вы должны остановиться и внимательно осмотреться. Вот почему люди обращают внимание на красную рекламу. Исследования показали, что в красных комнатах казино больше азартных людей, чем в комнатах любого другого цвета [2].

Красный - это хороший цвет для автосалонов, зоомагазинов, пиццерий и ресторанов. Розовый цвет - воспринимается как «девчачий». В рекламе он эффективно используется для продвижения сладостей и детских товаров на рынок. Апельсин - это знак благополучия. Как и красный, оранжевый не рекомендуется для больших площадей, потому что он возбуждает и увеличивает пульс. Может использоваться для рекламы различного технического оборудования [13, с. 49].

Желтый также обладает способностью возбуждать, и поэтому может использоваться только в небольшом пространстве. У него есть удивительная особенность проникновения в память человека. Стоит отметить, что в зависимости от оттенков желтый цвет влияет на восприятие человека немного по-разному: цвет яичного желтка ассоциируется с дружбой, лимон с незначительностью и «кислотой», золотистый с силой и чувством превосходства [ 13, с.51].

Зеленый цвет - несмотря на то, что зеленый цвет ассоциируется с положительными эмоциями (надежда, спокойствие, свежесть и весна) у людей западной цивилизации, не рекомендуется использовать зеленый цвет только в рекламе, потому что он способен создавать слишком спокойную атмосфера вокруг себя [17, с. 73].

Зеленый цвет будет удачным в сочетании с желтым или белым. Синий цвет ассоциируется в восприятии европейцев с чистотой и отсутствием боли, и поэтому хорош для рекламы лекарств. Светло-синий не следует использовать, поскольку он создает отталкивающее впечатление. Синий - один из лучших цветов для рекламы. При этом способен успокоить мужчину и подтолкнуть его к действию.

Фиолетовый цвет, особенно яркий фиолетовый, оказывает очень сильное влияние на психику человека, необычайно сильно привлекает внимание. Ввиду такого сильного воздействия, его можно использовать только на небольших площадях и только в сочетании с другими цветами. Хорошо как дополнение к зеленому или бирюзовому цвету.

Коричневый цвет является символом стабильности. В рекламе он используется для рекламы товаров, которые позиционируются как «традиционный выбор», «как выбор солидного человека». Тем не менее, слишком много коричневого может угнетать человека, и поэтому коричневый должен быть дополнен темно-синим.

Бежевый является воплощением умеренности. Целесообразно в рекламе продуктов, которые подаются как «золотая середина», «оптимальный выбор» [13, с. 82].

Бирюза слишком холодная, чтобы эффективно работать в рекламе. Как правило, этот цвет является дополнением, например, к фиолетовому цвету. Белый цвет также является дополнением цвета. Используется с красным, синим и зеленым. Черный, как и многие оттенки серого, выделяется среди всех других цветов [19, с. 55].

Несмотря на то, что для представителей западной цивилизации черный цвет ассоциируется с трауром и горем, черные вещи часто воспринимаются как элитные, дорогие и полные благодати. В рекламе черный обычно используется в сочетании с красным или золотым. Это наиболее эффективный способ представления товаров, которые люди воспринимают как предметы роскоши [20, с. 121].

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше всего подчеркивается сочетанием черного с красным или золотым. Свежесть - холодные цвета: желтый, синий или зеленый.

Не случайно можно выбрать, например, зеленый для молочных продуктов, синий для морских продуктов, коричневый для керамики, «жирные» цвета (например, оранжевый) для промышленных товаров, ярко-синий или синий оттенки красного для ювелирных изделий.

Описание цвета по ощущениям, психологическому воздействию и ощущению пространства представлено в таблице 1.

Таблица 1. – Характеристика цвета по ощущению, психологическому воздействию и ощущению пространства[18]

Цвет

Ощущение

Психологическое воздействие

Ощущение пространства

Желтый

Тепла

Привлекает внимание

Отдаляет

Оранжевый

Тепла

Привлекает внимание, располагает

Приближает

Розовый

Тепла

Привлекает внимание (в меньшей степени)

Приближает

Красный

Жары

Выделяется, очень утомляет

Приближает

Коричневый

Тепла

Утомляет

Приближает

Серый

Прохлады

Не привлекает внимание, не утомляет

Отдаляет

Голубой

Холода

Не утомляет

Отдаляет

Зеленый

Прохлады

Расслабляет

Отдаляет

Фиолетовый

Свежести

Дезинтегрирует

Приближает

Таким образом, по степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке [18]: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; желтый на черном; белое на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белое на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белое на красном; желтый на красном.

В Европе и США существует целая маркетинговая индустрия, которая занимается подбором цветов для продуктов [12].

 Здесь важно все: эстетическая составляющая, традиции, стереотипы, психология восприятия цвета и т. д. Импортер куриного мяса и ножек бренда Sadia компании Miratorg с помощью цветовой коррекции смог увеличить продажи с 2000 тонн до 10000 тонн в год. год. [10]

Яркие цвета были добавлены к новой упаковке, которая привлекла внимание к бренду, а не к внешнему виду птицы.

У потребителя сформировались стереотипы восприятия, которые также необходимо учитывать при развитии рекламы.

Например, в табачной промышленности сигареты с полным ароматом (крепкие) должны быть красного цвета, огни (светлые) - синие или синие, супер огни (супер светлые) - белые или серые, ментолово-зеленые. Однако в рекламной практике бывают случаи, когда создатели продукта пытались сломать цветовые стереотипы [19, с. 147].

Компания, производящая кетчуп и различные соусы, Хайнц решила изменить восприятие человеком цвета привычных вещей: зеленого цвета травы, голубого неба и покраснения кетчупа. Хайнц представил миру зеленый кетчуп.

Сотрудники, ответственные за продвижение нового продукта, сказали, что это шок для взрослых, но не для детей, поскольку у них нет такой жесткой ассоциации. Новый кетчуп отличался от старого только цветом. Вкусовые характеристики такие же, как и у красного [17, с. 181]

 Изначально предполагалось, что кетчуп будет синим, но производители считают, что ярко-зеленый - это более «кухонная логика» - помидоры красные и зеленые.

Витамин С также был добавлен к ингредиентам. Цена нового продукта была на 20 центов выше, чем у традиционного красного Heinz.

Благодаря выпуску зеленого кетчупа (к августу 2001 года было продано 10 миллионов бутылок приправы), Хайнц увеличил продажи на 5,4%. [11, с. 92]

Вдохновленная успехом, компания выпустила еще один вариант цвета - фиолетовый кетчуп.

Лучший колорист - это природа - наша среда. Она никогда не ошибается. Поэтому, если вы сомневаетесь, посмотрите, как работает природа, какие цветовые сочетания она использует и какие, и вы никогда не поймете всего. Потому что человек в своем цветовосприятии подсознательно ориентируется на естественные цветовые решения [6, с. 74].

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше всего подчеркивается сочетанием черного с красным или золотым. Свежесть - холодные цвета: желтый, синий или зеленый. Например, выбор зеленого цвета для молочных продуктов, синего цвета для морепродуктов, коричневого цвета для керамики, «жирных» цветов (например, оранжевого) для промышленных товаров и ярко-синего или синего оттенков красного для ювелирных изделий не случаен.

Существенным фактором в создании правильной атмосферы для восприятия рекламируемого продукта является цветовая температура, которая также оказывает психологическое влияние на покупателя.

Таким образом, если теплый белый цвет (до 500 люкс) создает спокойную и довольно вялую среду, более прохладный и нейтральный белый цвет подчеркивает активное настроение и является более приемлемым для мест прямой продажи.

Использование специальных цветных фильтров способствует более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов [16, с. 28].

Обычно в рекламных целях рекомендуется использовать не более двух разных цветов, которые, однако, могут варьироваться в зависимости от оттенков, поскольку это соотношение создает ощущение согласованности цветов и не раздражает глаз.

Невозможно дать приемлемый рецепт нанесения цветовой окраски во всех случаях. Это связано с тем, что психологическое воздействие, вызванное сочетаниями цветов, различается для разных людей, в поведении которых культура и традиции играют значительную роль [5, с.211].

Человек, обладая совершенной системой цветового восприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также для развлекательных целей.

Реклама становится более успешной при использовании правильной цветовой схемы, которая в итоге становится цветовой схемой компании [1, с. 209].

Простые и симметричные формы «читаются» намного быстрее других. Наиболее сложными для восприятия являются фантастические, сложные формы, лишенные явных ассоциаций. Они привлекают внимание, но могут вызвать непредсказуемые отношения.

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено в древние времена. Цвет и форма были целенаправленно использованы в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное отношение к нему зависит главным образом от эмоционального состояния человека [1, с. 126].

Оказалось, что определенные эмоциональные состояния человека соответствуют их устойчивому отношению к цвету, сочетаниям цветов: один цвет предпочтительнее, другой не вызывает особых эмоций, третий вообще отвергается.

Одно и то же объявление, оформленное в разных цветах, вызывает разные реакции у потребителя. Человек воспринимает рекламное сообщение на 80% неосознанно, через эмоции и чувства - на них в первую очередь влияет цвет. Понимание психологии восприятия цвета важно для создания эффективной рекламы, которая будет оказывать желаемое влияние на потребителя [5, с. 77].

Таким образом, в ходе изучения во второй главе курсовой работы было определено, что цвет помогает сосредоточиться на определенных точках рекламного объявления. Этот выбор рекомендуется психологией цвета в рекламе, чтобы продемонстрировать определенные качества и преимущества определенных продуктов и услуг. Важным условием успеха рекламы является ее психологическая эффективность - критерий, который показывает, насколько успешно реклама влияет на сознание человека и, в конечном итоге, его готовность приобрести рекламируемый товар или услугу [19, с. 71].

Чтобы создать эффективную рекламу, необходимо учитывать два основных требования. Во-первых, реклама не должна вызывать негативных эмоций, которые потребитель может перенести на рекламируемый товар. Во-вторых, имидж продукта, предлагаемого рекламой (включая рациональные и эмоциональные характеристики), должен соответствовать ожиданиям потребителя.

Таким образом, при создании рекламы возникают проблемы научно обоснованного поиска его оптимальных компонентов и его тестирования. Итак, создавая благоприятный имидж для потребителя с помощью цветовой психологии, специалисты советуют не менее обращать внимание на выбор шрифтов в тексте оформления рекламы. Текст должен не только хорошо читаться, но и гармонично дополняться цветовым решением в общем стиле предложения. Наиболее «читаемая» цветовая психология рассматривает такие комбинации тонов, которые контрастируют друг с другом для лучшего восприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема психосемантических методов и психологических воздействий в рекламе особенно актуальна, так как любое влияние подразумевает изменение сознания человека и является препятствием для его свободного выбора. Так, цвет не только помогает привлечь внимание и запомнить рекламное предложение, он помогает правильно расставить акценты в дизайне, что выгодно подчеркивает преимущества товаров и услуг и создает благоприятный имидж в глазах потребителей в целом.

Методы исследования, разработанные в психосемантике, в частности, метод семантического дифференциала, описанный нами, позволяют получить исчерпывающую информацию об оценках потребителей и мотивах их поведения. Таким образом, разработанные в психосемантике методы исследования, в частности описанный нами метод семантического дифференциала, позволяют получить исчерпывающую информацию об оценках потребителей и мотивах их поведения.

Эту информацию нельзя получить с помощью других методов исследования, ставших традиционными в России. Размеры выборки в психосемантических исследованиях обычно невелики, поэтому они дешевле, чем исследования, проводимые с использованием других методов. В то же время анализ информации, полученной психосемантическими методами, достаточно сложен для неподготовленного человека.

Основная трудность заключается в том, что результатом таких исследований является трехмерная матрица данных: респондент-масштаб объекта

Итак, создавая благоприятный образ для потребителя с помощью цветовой психологии, специалисты советуют не менее обращать внимание на выбор шрифтов в тексте рекламного дизайна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 455с.

2. Агапова И.Ю. Восприятие рекламы: методика использования репертуарных решеток для формирования биполярных шкал семантического дифференциала // Социология: 4М. 2017. № 11.

3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб.: Питер, 2017. – 432с

4. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. – М.: «Вильяме», 2017. – 235с

5. Зазыкин П.И. Психология в рекламе. – М.2017. – 321с

6. Кёниг Т. Психология рекламы: ее современное состояние и практическое значение. - М.: Современные проблемы. 2016. - 485 с.

7. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митъкин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. -- М.: Плакат, 2017. - 372 с.

8. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. – СПБ: Питер, 2017. – 368 с.

9. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 455с

10. Лебедев А. Н. Исследование динамики эмоционального отношения российского потребителя к рекламе // Вопросы психологии. 2018. - № 4.

11. Лебедев А. Н. Психология рекламы // Психология: Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2016. - 608 с.

12. Лебедев-Любимов А. Н. Основные психологические модели рекламного воздействия // SALES business/продажи. 2018. - № 4.

13. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. - СПб.: Питер, 2017. - 384 с.

14. Мануйлов М. А. Психология рекламы. -- М.: ГТИ, 2016. - 565 с.

15. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие/Науч. ред. М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2017. - 230 с.

16. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск: Изд-во СГУ, 2017. – 478с

17. Савельева О.О. Социология рекламного воздействия Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.с.н. – М.: МПГУ, 2016. – 325 с.

18. Трусова Е. Психология рекламы // «Психологический журнал», том 21, №4, 2017.

19. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. – М.:Изд-во МГУ, 2017– 233с

20. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. - М.: ДатаСтром, 2017. - 550 с.