Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что важнейшей задачей образовательно-воспитательного процесса является развитие разносторонней личности, обладающей индивидуальными особенностями, способной нетрадиционно мыслить и действовать.

Следовательно, в условиях дошкольной образовательной организации необходимо особое внимание уделять эффективному и целенаправленному развитию творческих способностей детей. В дальнейшем заложенная еще в дошкольном возрасте база творческого видения и способность преобразовывать окружающий мир будет способствовать проявлению индивидуальности, реализации личностью собственных потребностей в самовыражении.

В процессе развития детей дошкольного возраста весомое значение имеет театрализованная деятельность. В дошкольных образовательных организациях согласно основным образовательным программам детей знакомят с основными видами театрального искусства, приобщают к миру театра и через целенаправленную организованную, игровую деятельность. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью развития творческих способностей у дошкольников посредством включения их в театрализованную деятельность, с использованием разнообразных форм и методов.

Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Цель исследования: разработать методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

1. Определить особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать основные виды театрализованной деятельности в условиях дошкольной организации.

3. Определить особенности организации и проведения с дошкольниками театрализованной деятельности.

4. Изучить уровень развития творческих способностей у дошкольников.

5. Разработать методические рекомендации по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

База исследования: МБДОУ ДС №2 «Ладушки»

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной литературы, синтез, дедукция;

Практические: метод наблюдения, проведение диагностики по методике В.Т. Кудрявцева на оценку способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию «Сказка про чернильницу», представляющую собой модификацию методики А.В. Запорожца.

Структура курсовой работы представлена

а) введением;

б) тремя главами – в первых двух представлен теоретический анализ литературы о творческих способностях дошкольников и особенностях театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях, в третьей главе содержатся результаты диагностики развития творческих способностей у дошкольников и методические рекомендации по проведению театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;

в) заключением;

г) списком использованных источников;

д) приложениями, в которых представлены дополнительные материалы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

Проблемам развития творческих способностей детей дошкольного возраста уделяли большое внимание Н.А. Бурова, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.С. Суровцева, Б.М. Теплов, Н.А. Шинкарёва.

Вопросы организации и проведения театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях изучались Т.Н. Дороновой, О. В. Гончаровой, М.Д. Маханевой, Е.В.Мигуновой, А.В. Щеткиным.

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие творческих способностей

Творческие способности человека характеризуют уровень его творческого развития. Творческий человек отличается развитым эстетическим чувством, стремлением к красоте, открытой восприимчивость к новому. Человек с ярко выраженным творческим началом отличается независимостью, для него общепринятые стандарты отходят на второй план по сравнению с личностным мнением и видением каждой конкретной ситуации или события. Как правило, творческий человек видит то же, что и все, но при этом мыслит оригинально [1].

Задатки данных личностных качеств закладываются и формируются в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей. Соответственно, необходимо систематически и регулярно проводить работу по развитию творческих способностей, начиная с дошкольного образовательного учреждения. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование навыков ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

К моменту окончания детского сада ребенок должен иметь элементарные представления о видах искусства и владеть навыками самостоятельной творческой деятельности. При составлении образовательной программы дошкольной организации должна учитываться необходимость создания таких условий развития ребенка в различных видах деятельности, которые позволят ему проявлять инициативу и творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками [2].

В процессе творчества дети дошкольного возраста развиваются, таким образом реализуют важную для личности в данном возраста потребность в самовыражении. Через продукт творчества они имеют возможность выражать свои мысли и переживания. В процессе творчества ребенок совершенствует практические навыки, которые были освоены ранее, а также приобретает иные навыки и умения, открывает новые методы и формы творческой деятельности.

Под творчеством в педагогике принято понимать деятельность по созданию новых по замыслу культурных, материальных ценностей [3]. При этом функции творчества не ограничиваются лишь результатом. Для детей дошкольного возраста важную роль играет непосредственно сам процесс творческой деятельности. При этом для каждой отдельной личности творчество носит специфические свойства и характер.

Творческая деятельность, согласно Л.С. Выготскому, представляет собой деятельность человека, в процессе которой создается что-либо новое, «всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» [4].

Для творческого акта важное значение имеют творческие способности ребенка. Доктор психологических наук, академик РАО И.В. Дубровина определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное [5].

Кандидат педагогических наук Н.А. Шинкарёва считает, что творческие способности – это «синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности». В результате подобной деятельности появляется продукт, отличающийся новизной объективной, либо субъективной [6].

Безусловными компонентами творческих способностей выступают воображение и творческое мышление [7].

Творческое мышление подразумевает способность ребенка удивляться, способность действовать в нестандартных ситуациях. Благодаря творческому мышлению человек способен на открытия новых знаний и умений.

Таким образом, творческое мышление и воображение являются обязательными спутниками в процессе творческой деятельности детей дошкольного возраста. Без них, по сути, невозможно само творчество.

Творческие способности детей отличаются рядом специфических особенностей. Это, во-первых, существенное преобладание непосредственно процесса творческой деятельности над конечным результатом, поскольку для дошкольного возраста характерно внимание к процессу, в ходе которого достигается результат. Сам продукт детского творчества при этом отходит на второстепенный план. Во-вторых, детские изобретения, их творческие открытия отличаются субъективной новизной. И, в-третьих, замыслы у детей в дошкольном возрасте могут весьма быстро появляться, при этом они весьма неустойчивы и так же стремительно могут быть ребенком изменены.

Предпосылки для наиболее полноценного формирования творческих способностей формируются у детей в старшем дошкольном возрасте. Именно в данный период активно развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности [8].

Основываясь на тех знаниях и умениях, которые дошкольники получили раннее, они способны создавать более интересные и необычные работы. В процессе художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста более часто проявляются оригинальные замыслы и новаторские идеи. В зависимости от уровня развития творческих способностей и индивидуально-психологических особенностей ребенок способен к овладению новыми техниками изобразительного творчества, к проявлению самостоятельности и инициативы.

Л.С. Выготский отмечал, что в старшем дошкольном возрасте ребенок может отходить от стандартов, комбинировать их, использовать эти стандарты при построении продуктов воображения [9]. Данные возрастные особенности проявляются в различных видах деятельности детей: в игре, в труде, в общении со сверстниками. При этом, как правило, старшие дошкольники не разграничивают игру от других видов деятельности. Все, что делают дети, они делают играя, поскольку для данного возраста игра является главным видом деятельности.

К тому же ребенок проецирует свои переживания и проблемы на продукт творчества. В игре или продуктивной деятельности он при помощи символизации демонстрирует собственные страхи, мечты и надежды, следовательно, творчество выступает в качестве средства психокоррекционного воздействия [10].

В возрасте 5-7 лет ребенок уже способен контролировать возникающие в его воображении образы, ему доступны и воссоздающее, и творческое воображение, которые характеризуются особым механизмом действия. Развитие творческих способностей направлено на формирование и укрепление субъектной позиции детского творчества в различных видах деятельности дошкольников. При этом происходит общее развитие детей, формирующее его личность.

Процесс детского творчества требует от ребенка активной умственной деятельности, напряжение сил, следовательно, к его организации следует подходить ответственно и продумано. Успешность развития творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от того, насколько рано ребенок стал развиваться физически и насколько многогранно его знакомство с различными инструментами и материалами. В данном контексте важную роль играет деятельность педагога внедрению в воспитательно-образовательный процесс занятий по творческой деятельности, различных по форме и содержанию, также необходимо следить за организацией предметно-развивающей среды.

Таким образом, творческие способности являются важной составляющей гармоничной всесторонней личности. Творческие способности помогают человеку самовыражаться, преобразовывать окружающую действительность. Наиболее ярко творческие способности формируются у детей в старшем дошкольном возрасте.

1.2 Условия и методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Н.А. Шинкарёва и Г.В. Богослова выделяют следующие условия для развития творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения:

1) планирование и организация различных видов деятельности;

2) организация развивающей предметно-пространственной среды;

3) взаимодействие с педагогами и родителями [11].

Педагогу необходимо планировать процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста комплексно, чтобы задействовать все возможные виды деятельности, включая продуктивную, изобразительную, музыкальную, театральную и др. Это будет способствовать всесторонней познавательной активности воспитанников. Важно учитывать возрастные особенности детей, а также тот факт, что наиболее результативны занятия, которые проводятся в игровой форме.

С.С. Суровцева считает, что развитие творческих способностей эффективно как в процессе организованной целенаправленной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Одновременно, отмечает доктор педагогических наук, происходит личностное и психическое развитие ребенка [12].

В данном случае у детей появляется возможность свободного самовыражения, что целенаправленно влияет на развитие творческое мышление и творческих способностей [13].

А.В. Анищенкова обращает внимание на тот факт, что для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста важное место занимает создание таких условий, в которых ребенок будет чувствовать себя раскованно, комфортно и эмоционально раскрепощено. В данном случае дети смогут наиболее полно раскрыть свои возможности, проявить свои замыслы и воплотить их [14].

Не менее важно создание благоприятных условий, в которых ребенку предоставляется полная свобода в выборе вида изобразительной деятельности, в определении замысла и формы его воплощения. Весьма эффективно чередование различных видов деятельности и выбор ребенком средств в зависимости от его видения процесса создания и конечного результата творческого акта.

В процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста важно взаимодействие со взрослыми – с воспитателями и родителями. Роль взрослых в создании атмосферы психологического и эмоционального комфорта, в поддержке и стимулировании выражения детьми своих творческих потребностей, идей и замыслов, предоставлении необходимого оборудования для творческого самовыражения [15].

Следует учитывать, что без доброжелательного взаимодействия педагога самостоятельная творческая работа дошкольника будет не столько эффективна. Воспитателю важно помнить, что не следует вмешиваться в творческий процесс без веских на то оснований, что навязывание своего мнения и видения решения творческой задачи может привести к обратному результату. Таким образом, действия педагога должны быть направлены на стимулирование деятельности ребенка, на направление в сложных моментах и доброжелательное сотрудничество.

Развитие творческих способностей подчинено общедидактическим принципам. Среди них доступность, научность, наглядность, последовательность и систематичность, индивидуальный подход. Осуществляется развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью применения ряда методов. Основным методом является так называемый метод от простого к сложному, при котором развитие творческих способностей происходит постепенно.

Разумеется, развитие творческих способностей, как и освоение, и совершенствование других умений и навыков, у дошкольников происходит в процессе игровой деятельности. Однако следует понимать, что применяются игры нового типа, такие как творческие и развивающие. Они отличаются определенным набором задач, которые отличаются широким диапазоном трудностей и возрастающей сложностью. Развитию творческих способностей в немалой степени способствует постепенное усложнение трудности предлагаемых задач.

К практическим методам развития творческих способностей в педагогике относят упражнения, игры и моделирование. При применении игровых методов дети дошкольного возраста осваивают и развивают творческие способности посредством игровой деятельности с использованием других методов и приемов.

Упражнения конструктивные, творческие и подражательно-исполнительские позволяют развивать ребенка посредством многократного повторения практических и умственных действий. А моделирование предполагает процесс создания разнообразных моделей и их использование в игровой и продуктивной деятельности. В развитии творческих способностей применяют также словесные методы. Наиболее целесообразно использовать чтение и пересказ, рассказ и беседу.

Все перечисленные методы развития творческих способностей можно применять в театрализованной деятельности.

Таким образом, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребенка. С целью эффективного развития творческих способностей в условиях дошкольной образовательной организации необходимо соблюдать ряд требований.

Среди них: четкое и грамотное планирование организованной и самостоятельной деятельности, организация окружающей среды, доброжелательное взаимодействие педагога с детьми. Одной из видов деятельности, наиболее способствующей развитию творческих способностей дошкольников, является театрализованная деятельность.

2 ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Роль театрализованной деятельности для дошкольников

В современной системе дошкольного образования важной составляющей воспитательно-образовательного процесса является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие – образовательная область одного из направлений развития, образования детей и вида деятельности [16].

В ее состав включена и театрализованная деятельность. Она определяется как специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [17].

Важный аспект, который делает театральное творчество доступным для каждого ребенка, – это игровой момент. Театр – это игра, а жизнь детей немыслима без игры [18].

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности у детей является игровая. Через игру ребенок осваивает основные знания, вырабатывает навыки и умения, через чувственное восприятие человек начинает познавать окружающий мир и действительность в целом [19].

Известно, что воспитание и обучение, организованные в форме игры, являются наиболее эффективными по сравнению с другими формами. Игровая деятельность способствует развитию речи, а речь, в свою очередь, помогает организовать игру. Именно в процессе игры ребенок становится самостоятельным в речи и общении, пытается выразить свои мысли и эмоции, понять переживания партнера по игре, согласовывает свои действия с действиями сверстников, тем самым совершенствуя собственные коммуникативные умения [20].

Театрализованная деятельность является уникальным видом деятельности, которая отличается игровой природой и социальной направленностью, что обуславливает необходимость ее включения в образовательно-воспитательную среду дошкольных учреждений для полноценного развития личности ребенка. Ее специфика заключается в родстве с театром, таким видом искусства, в котором весьма успешно соединены слово, образ, танец, музыка, изобразительная деятельность [21].

В процессе театрализованной деятельности у дошкольников развивается социальная активность, активизируются память и воображение, развиваются творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

В дошкольных образовательных учреждениях наиболее распространены следующие виды театрализованной деятельности детей:

1) просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

2) игры-драматизации;

3) разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

4) упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

5) упражнения по социально-эмоциональному развитию детей [22].

Занятия с дошкольниками по театрализованной деятельности рекомендуется выстраивать по определенной схеме. Во-первых, это введение детей в тему, вызов у них эмоционального настроя. Во-вторых, применение различных форм, чтобы у каждого ребенка была возможность реализовать свой творческий потенциал. И завершающий этап – это эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности [23].

Таким образом, театрализованная деятельность необходима для включения в деятельность детей дошкольного возраста. В процессе театрализованной деятельности дети развивают не только творческие способности, но и внимание, речь и многие другие аспекты личности. Среди основных видов театрализованной деятельности в дошкольных организациях можно выделить игры-драматизации, кукольные спектакли, инсценировки и разыгрывание сюжетов, а также упражнения по формированию выразительности исполнения.

2.2 Особенности организации и проведения с дошкольниками театрализованной деятельности

В процессе развития творческих способностей путем театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации решается ряд задач:

а) приобщение к театральному искусству, ознакомление с различными видами театра, театральными жанрами и профессиями;

б) развитие творческой активности детей, в том числе исполнительское творчество, способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, импровизация средствами мимики, выразительных движений, интонации;

в) помощь в творческой самореализации детей:

г) интеграция театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности;

д) создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, включая постановку спектаклей совместных с родителями, подготовка выступлений для более младших детей [24].

В процессе театрализованной деятельности рекомендуется использовать сказки, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. К тому же в них аккумулированы основные культурные и духовные ценности народа, интересно, образно и понятно раскрывается природный мир. Ребенок, у которого заложен фундамент эстетического восприятия и диалогической речи, не сможет быть просто пассивным слушателем, ему доступно сопереживание и сочувствие героям, его внутренний мир оживляет сказку [25].

При организации театрализованной деятельности с детьми следует опираться на принципы:

1) принцип психологической комфортности. Заключается в создании для детей благоприятных условий, в которых они смогут чувствовать себя раскованно и комфортно;

2) принцип творчества. Заключается в ориентации на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

3) принцип свободы и самостоятельности. Дети могут сами выбирать способы театрализованной деятельности, могут подражать, создавать, комбинировать различные виды деятельности;

4) принцип интегративности [26].

Для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности возможно использование таких приемов:

а) придумывание простейших рифм и новых концовок к знакомым сказкам,

б) составление моделей сказок,

в) применение речевых игр и упражнений на развитие речевого дыхания,

г) использование дидактических игр по знакомству с основными эмоциями: веселье, грусть, страх, гнев, лукавство, недовольство, злость, удивление, восхищение [27].

Театрализованная деятельность будет успешной в том случае, когда проводится в доброжелательной и дружеской атмосфере, когда все участники проявляют интерес и заинтересованность, а также могут проявлять самостоятельность и инициативу.

Важное значение имеет предметно-пространственная среда. В том числе в группе должен быть оборудован театральный центр и центр уединения. Для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром необходимо организовывать уголки для театрализованных представлений, спектаклей [28].

В театральных центрах рекомендуется располагать различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей, атрибуты для различных игровых позиций. Возможно привлечение родителей к созданию театрально-игровой среды. Например, поручить родителям сшить наборы кукол, изготовить ширмы и сменные декорации, различные виды театров [29].

Таким образом, театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении является важной составляющей для развития творческих способностей детей. В процессе театральной деятельности дошкольники развиваются всесторонне и целенаправленно. Основные виды театрализованной деятельности дошкольников: игры-драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения кукольные спектакли, инсценировки и разыгрывание сюжетов.

Решаются такие задачи, как ознакомление детей с театром, помощь в саморазвитии и самореализации детей, воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия. К основным принципам театрализованной деятельности детей дошкольного возраста относятся принцип психологической комфортности, творчества, самостоятельности. Значительную роль играет также предметно-развивающая среда, включающая театральный центр и уголок для театральных представлений и инсценировок.

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Анализ развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

В рамках курсового проекта проводилась диагностика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Базой исследования стала в детском саду №2 «Ладушки». Исследование проводилось в старшей группе. Наблюдались 20 детей в возрасте 5-6 лет.

В качестве методики по диагностике развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста применялась методика В.Т. Кудрявцева «Сказка про чернильницу», направленная на оценку способности к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.

Ребенку рассказывалась следующая сказка: «В одной деревне жил старенький доктор. Все его очень любили, так как он был добрый и хорошо лечил больных. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел.

Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе.

Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело — дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.

Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».

При рассказе детям демонстрировалась картинка, представленная на рисунке 1. В случае необходимости детям пояснялось значение слова чернильница.

чернильница.jpg

Рисунок 1 – Рисунок для методики «Сказка про чернильницу»

Далее ребенка спрашивали: «Как думаешь, такое могло случиться? Чернильница могла залаять на разбойника?» Если ответ «нет», то ребенка спрашивали: «А в сказке такое могло случиться?». Если ответ «да», то ребенка просили перечислить, каким еще образом чернильница могла бы прогнать разбойника и спасти домик доброго доктора. В завершении ребенка просили сочинить свою концовку данной сказки.

Анализ результатов по выявлению уровня развития творческих способностей по методике «Сказка про чернильницу» проводился по показателям, представленным в таблице 1.

Таблица 1 – Критерии оценивания по методике «Сказка про чернильницу»

Количество баллов

Уровень

Характеристика выполнения задания

1

1 балл

Низкий уровень

Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения дома — для этого нужна собака или сторож. Дети могут настаивать на этом даже тогда, когда психолог специально обращает их внимание на то, что чернильница является сказочной.

Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все». Руководствуясь тем же, дети иногда говорят, что чернильница может покусать разбойника, поцарапать его и т.д.

2

2 балла

Средний уровень

С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо (например, маленький человечек, гномик), которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника

3

3 балла

Высокий уровень

Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит

4

4 балла

Очень высокий уровень

«Развитие» ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т.п.

Результаты анализа работ по методике «Сказка про чернильницу» дошкольников представлены в протоколе диагностики (см. Приложение А). Количественные показатели развития творческих способностей представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Уровень развития творческих способностей у дошкольников

Группа

Уровень

низкий

средний

высокий

Очень высокий

20 детей

6

детей

9

детей

3

ребенка

2

ребенка

Таким образом, в результате диагностики уровень развития творческих способностей у детей следующий: низкий – 6, средний – 8, высокий – 4, очень высокий – 2. Процентное соотношение уровней развития творческих способностей представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Процентное соотношение уровня развития творческих способностей у дошкольников

Таким образом, можно констатировать, что творческие способности у детей дошкольного возраста развиты недостаточно высоко. Следовательно, в условиях дошкольных образовательных организаций следует более целенаправленно и организованно проводить работу по повышению их уровня. В данном контексте возможно применять театрализованную деятельность.

3.2 Рекомендации по организации театрализованной деятельности дошкольников

С целью наиболее продуктивного и результативного развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности педагогу – как воспитателю, так и музыкальному или театральному руководителю – следует придерживаться выполнения определенных правил и требований. К их числу можно отнести:

1. Организацию предметно-развивающей среды, способствующей театрализованной деятельности дошкольников;

2. Планирование и систематическое проведение занятий с детьми;

3. Вовлечение в театрализованную деятельность всех детей без исключения, а также привлечение родителей.

К каждому из этих пунктов возможно применение определенных методических рекомендаций.

Организация предметно-развивающей среды.

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования особое внимание уделяется необходимости создания в дошкольных учреждениях стимулирующей среды, в которой предполагается наличие определенных центров активности. В данном контексте немаловажную роль играет и театральный центр. Для того чтобы ребенок смог наиболее полно проявить себя, в групповом помещении следует грамотно оборудовать центр театра.

Обязательно наличие в нем костюмов для ряжения, а также соответствующей атрибутики. К примеру, если костюмы, размещаемые в центре театра, на тематику русских народных сказок, то атрибутами могут выступать: корзинка для грибов и ягод, мягкая игрушка курочки, царская корона, глиняная посуда и т.д.

Кроме того, в центре театра необходимо располагать материалы для пальчикового, кукольного театра, а также соответствующие им материалы: ширмы и сопутствующие предметы, игрушки. Важной составляющей являются книги на театральную тематику, доступные по содержанию каждой возрастной группе, иллюстрации с изображением театральных действий, людей театральных профессий.

Развитию творческих способностей и воображению дошкольников будут способствовать игры с такими материалами в центре театра, как театральные афиши, программки, билеты, бинокли и прочее.

Планирование и систематическое проведение занятий с детьми.

Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении тогда будет успешно способствовать развитию творческих способностей, когда будет проводиться систематически и организованно. Педагогам следует включать в календарное и тематическое планирование различные виды театрализованной деятельности, сочетать их с другими видами дошкольной деятельности.

Весьма продуктивна разработка интегрированных занятий с включением театрализованной деятельности в другие виды деятельности, либо наоборот (см. Приложение Б). Например, на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации или лепке дети могут изготовить героев для кукольного театра или маски и атрибуты для постановки спектакля. С другой стороны, во время театрализованной деятельности дошкольники могут усваивать знания и умения из различных областей. Например, обучаться счету, развивать речь и т.д.

К различным праздникам целесообразно подготавливать театрализованные постановки и этюды, в которых участвуют все дети группы.

Вовлечение в театрализованную деятельность всех детей без исключения, а также привлечение родителей.

Педагогу необходимо скрупулезно следить за тем, чтобы каждый ребенок в группе был вовлечен в театрализованную деятельность. Для данных целей целесообразно применять индивидуальный и интегрированный подходы. Роли в инсценировках и постановках детских спектаклей желательно распределять в зависимости от личных предпочтений каждого ребенка, особенностей его характера, темперамента и прочих личностных характеристик. Также необходимо проводить инсценировки и театрализованные игры, (см. Приложение В), упражнения на развитие творческих способностей (см. Приложение Г).

Педагогу важно помнить, что роли дети должны выбирать по собственному желанию, целесообразно проигрывание ролей в парах. В том случае, если распределение ролей между детьми вызывает сомнение или споры, возможно применение такого приема, как распределение ролей по карточкам. В данном случае воспитатель предлагает детям выбрать одну карточку, на которой изображен персонаж с характерными его данными и видом. Также весьма эффективен такой прием, как назначение на главные роли робких и застенчивых детей с целью развития коммуникативных и социальных навыков дошкольников.

В том случае, если инсценировкой предполагается малое количество участников, целесообразно проводить ее с подгруппами детей. С более старшими детьми возможно распределение не только актерских ролей, но также и ролей других сотрудников театра – костюмера, оформителя, билетера и т.п.

Привлечение к театрализованной деятельности родителей дошкольников позволит вызвать более положительный отклик у детей. Поскольку для детей дошкольного возраста важна оценка их успехов родителями и не менее важна совместная деятельность с ними, то в процессе подготовки к театрализованным представлениям или показным инсценировкам они смогут наиболее полно раскрыться, заручившись поддержкой и одобрением самых близких.

Во время занятий необходимо выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.

Таким образом, в ходе исследования уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста было выявлено, что преобладает средний уровень, есть дети, у которых низкий уровень. Следовательно, необходима деятельность педагогов по развитию творческих способностей у дошкольников.

В процессе организации и внедрения театрализованной деятельности возможно развитие творческих способностей у детей. При этом целесообразно придерживаться определенных правил и методических рекомендаций. Они охватывают планирование и организацию различных видов театрализованной деятельности, обеспечение и развитие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса у детей к театрализованной деятельности. Важно также привлечение родителей к участию совместно с воспитателем и детьми в процессе театрализованной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам работы над темой исследования можно сделать выводы, что цель достигнута, а задачи, поставленные вначале, выполнены.

В том числе, установлено, что творческие способности детей дошкольного возраста развиваются в процессе нового для них вида деятельности и представляют собой набор различных особенностей личности и новых качественных состояний. Наиболее продуктивно творческие способности развиваются в игровой, продуктивной и театрализованной деятельности. Кроме того, творчество также выступает как коррекционное средство, поскольку позволяет дошкольнику выразить свои страхи, переживания с помощью символизма.

Для того чтобы творческие способности развивались наиболее успешно, необходимо соблюдение ряда требований. Среди них выделяют планирование, организацию развивающей среды, тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Важным условием является создание условий, в которых ребенок мог бы чувствовать себя раскованно и комфортно. Развитие творческих способностей подчинено основным дидактическим принципам и реализуются, как правило, через такие методы, как игра, упражнения.

В условиях дошкольных образовательных организаций целесообразно применять театрализованную деятельность. Ее основные виды – это инсценировки, различные виды театров, упражнения и игры. Для достижения эффективности и результативности развития творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности следует придерживаться определенных правил. Они позволят достичь задач, которые стоят перед театрализованной деятельностью, и соблюдать основные ее принципы.

В ходе практической деятельности в ходе работы над темой было проведено исследование уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Исследование проводилось со старшими дошкольниками. Применялась методика «Сказка про чернильницу». Анализ результатов исследования позволил выявить, что большинство испытуемых имеют средний уровень развития творческих способностей. Высокий, как и низкий, уровень отмечен у незначительного числа детей.

На основании исследования и по итогам теоретического изучения тематики курсовой работы были разработаны методические рекомендации по развитию творческих способностей у дошкольников в театрализованной деятельности. Рекомендации скомпонованы по трем группам. Первая группа включает рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды. Вторую группу составляют рекомендации по планированию и проведению театрализованной деятельности. И третья группа – рекомендации по включению в театрализованную деятельность всех воспитанников и их родителей.

Данные наработки могут служить своеобразной памяткой по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе организации и проведении театрализованной деятельности. Следовательно, цель исследования достигнута в полном объеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155).

Книги

2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011. 124 с.

4. Дубровина И.В. и др. Психология : учебник для студентов сред.пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 464 с.

5. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : «Речь», 2014. 35 с.

6. Киселева И.Е., Лысенко А.В. Педагогические условия развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в театральной студии в ДОО. Ульяновск, 2018. 69 с.

7. Маслоу А.Г. Психология бытия. Пер. с англ / А. Г. Маслоу. – М. : «Рефл-бук», 1997. 304 с.

8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2001. 128 с.

9. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб.-метод, пособие, НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. 126 с.

10. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду / Е.В. Мигунова. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 c.

11. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. М. : Мозаика -синтез, 2007. 110 с.

Печатная периодика

12. Бурова Н.А., Пишкун Е.Г. Развитие творческих способностей у дошкольников - залог успешного развития личности // Преемственность в образовании. 2018. № 17. С.139-147

13. Вавилова В.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ // Детский сад от А до Я. 2017. № 1 (85). С. 11-18.

14. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. // Современная педагогика. 2015. № 10 (35). С. 62–63.

15. Даминова Г.Ф. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театральной деятельности // II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности. 2016. С. 104-108.

16. Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. Вып. 51. С. 246–256.

17. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности / Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. // Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. Челябинск: Паритет-Профит, 2002. С. 42–58.

18. Потанина П.Ю. Использование инновационных технологий художественно-эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации / П.Ю. Потанина, Т.Г. Ханова // Неофит: Сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. С. 147-151.

19. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореф. Дис. ... докт. пед. наук. СПб. 2004. 22 с.

20. Татаринова С.Б. Творческое развитие личности дошкольника средствами театральной деятельности // Проблемы творческого развития личности в системе образования сборник статей по материалам IV Всероссийского научно-практического семинара. 2017. С. 152-156.

21. Томчикова С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности: автореф. Дис. ... докт. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 212 с.

22. Фатхуллина Н.В., Каруличева Т.В. Развитие творческих способностей у дошкольников через театральную деятельность // Череповецкие научные чтения – 2015 : в 3-х частях. Ответ. редактор: Н.П. Павлова. 2016. С. 234-236.

23. Чернобровкин В.А. Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51). Часть 4, С.103.

24. Худошина О.С. Театральная деятельность как средство развития дошкольников // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 2 (9). С. 89-91.

25. Шин В.В., Фролова К.С. Развитие связной речи дошкольников посредством театральной деятельности в ДОУ // Взаимодействие науки и общества : Проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 115-118.

26. Шинкарёва Н.А., Богослова Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158.

Интернет-источники

27. Анищенкова А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. 2010. №1. : URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhneyshiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения 29.07.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Протокол результатов диагностики творческих способностей у дошкольников

испытуемого

Количество баллов

Уровень

1

3

В.

2

2

С.

3

2

С.

4

3

В.

5

2

С.

6

4

Оч. в.

7

2

С.

8

2

С.

9

3

В.

10

3

Н.

11

1

Н.

12

2

С.

13

2

Н.

14

2

Н.

15

2

С.

16

1

Н.

17

2

С.

18

2

В.

19

4

Оч. в.

20

2

Н.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»[30]

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Интеграция: изобразительная и музыкальное развитие.

Ход проведения:

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?». Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.

4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

6. Показ спектакля малышам.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Театрализованная игра «Насос и мяч» [31]

Игры с воображаемыми предметами

1. Воспитатель (или сказочный персонаж) вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.

2. Воспитатель (или сказочный персонаж) бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно воспитателю.

3. Дети стоят в кругу и передают воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует воспитатель.

- Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, (передает мяч стоящему рядом ребенку).

У тебя он стал маленьким. Передавай его (и называет имя другого ребенка).

- Твой ежик превратился в большой воздушный шарик. Держи его крепче за ниточку, чтобы он не улетел.

Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Упражнение «Пойми меня»[32]

Цель. Развивать внимание, память, творческие способности, образное мышление детей.

Ход занятия

1. Отгадывание загадок.

2. Беседа.

3. Игровые упражнения.

Дети в творческом полукруге. Педагог загадывает им загадки:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Длинноушка —

Белый бок. (Заяц)

Много иголок,

И все без ниток. (Еж)

Этот сторож дом охраняет,

На воров громко лает. (Собака)

Что за девица-краса!

Шубка очень хороша!

Хитрые глазки, пушистый хвост,

Ступает мягко, ласково поет. (Лиса)

Педагог. Как вы догадались, что эта загадка именно про зайца (собаку и т. д.)? (Ответы детей.) У каждого животного есть свои характерные особенности, которые можно изобразить. Какие у зайца уши? Какие у лисы глаза?

Дети имитируют характерные движения зайца, ежа, собаки, лисы, медведя. Педагог помогает им найти наиболее выразительные особенности каждого героя.

Затем педагог говорит, что изобразить можно не только животных, но и предметы, например, поезд, машину, дерево; предлагает детям отыскать наиболее характерные особенности предлагаемых предметов и изобразить их.

В конце занятия педагог хвалит детей за смекалку и исполнительское мастерство.

  1. Маслоу, А.Г. Психология бытия. Пер. с англ / А. Г. Маслоу. М. : «Рефл-бук», 1997. 304 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155).

  3. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. : «Речь», 2014. 35 с.

  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011. 124 с.

  5. Дубровина, И.В. и др. Психология: учебник для студентов сред.пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 464 с.

  6. Шинкарёва, Н.А., Богослова, Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158. С.154.

  7. Бурова, Н.А., Пишкун Е.Г. Развитие творческих способностей у дошкольников - залог успешного развития личности // Преемственность в образовании. 2018. № 17. С.139-147.

  8. Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. Вып. 51. С. 246–256.

  9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011. 124 с.

  10. Шинкарёва, Н.А., Богослова, Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158.

  11. Шинкарёва, Н.А., Богослова, Г.В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 154-158.

  12. Суровцева, С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореф. Дис. ... докт. пед. наук. СПб. 2004. 22 с.

  13. Григорьева, О.А., Шинкарева, Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни / Современная педагогика. 2015. № 10 (35). С. 62–63.

  14. Анищенкова, А.В. Феномен воображения как важнейший компонент творческой деятельности // Гуманизация образования. 2010. №1. : URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-voobrazheniya-kak-vazhney- shiy-komponent-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения 29.07.2019).

  15. Максимова, С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности / Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. // Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. Челябинск: Паритет-Профит, 2002. С. 42–58.

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155).

  17. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности : автореф. Дис. ... докт. пед. наук. Магнитогорск, 2002. 212 с.

  18. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду / Е.В. Мигунова. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128 c. С. 23.

  19. Чернобровкин, В.А. Художественно-эстетическое развитие в системе дошкольного образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51). Часть 4, С.103.

  20. Вавилова, В.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольника: анализ образовательных программ / В.С. Вавилова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. 2017. №1 (85). С. 11-18.

  21. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод, пособие, НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. 126 с.

  22. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. : ТЦ Сфера, 2001. 128 с.

  23. Там же. С.151.

  24. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с

    нотным приложением. М. : ТЦ Сфера, 2010. 128 с.

  25. Потанина, П.Ю. Использование инновационных технологий художественно-эстетического развития детей в дошкольной образовательной организации / Неофит: Сборник статей по материалам научнопрактических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. С. 147-151.

  26. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М., 2009. 128 с.

  27. Фатхуллина, Н.В., Каруличева, Т.В. Развитие творческих способностей у дошкольников через театральную деятельность // Череповецкие научные чтения - 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответ. редактор: Н.П. Павлова. 2016. С. 234-236.

  28. Даминова, Г.Ф. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театральной деятельности // II международная научно-практическая мультиконференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности. 2016. С. 104-108.

  29. Фатхуллина, Н.В., Каруличева, Т.В. Развитие творческих способностей у дошкольников через театральную деятельность // Череповецкие научные чтения – 2015 : в 3-х частях. Ответ. редактор: Н.П. Павлова. 2016. С. 234-236.

  30. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. М. : Мозаика -синтез, 2007. 110 с.

  31. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. М. : Мозаика -синтез, 2007. 110 с.

  32. Киселева И.Е., Лысенко А.В. Педагогические условия развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в театральной студии в ДОО. Ульяновск, 2018. 69 с.