Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психология профессиональной карьеры

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной проблемы. В 2017 году проходит фестиваль молодежи. Забота о здоровье подрастающего поколения, стремление воспитать здорового, духовно-богатого, всесторонне развитого человека – это задача, стоящая перед нашим обществом и государством. Целью её является воспитание образованного гармонично развитого будущего страны. Эти стратегические цели и задачи сконцентрированы в Национальной программе по подготовке кадров. Реализация программы предъявляет высокие требования к специалистам, отвечающим за процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно в юность является пиком развития человека, становления его как личности. Имеющиеся знания, при отсутствии надлежащего опыта юноша пытается проверить в практической жизни. Юность время выбора и широких возможностей. Еще восточные мыслители говорили о дерзости юных людей об их жажде жить иначе, чем их предки. Наличие критического мышления в сочетании с волевыми качествами, позволяли многим в юношеском возрасте достигать определенных профессиональных успехов. Вместе с тем юношеский возраст отличается высокой степенью риска формирования аддитивного поведения и разного рода девиаций. Юношеский возраст, возраст становления и поиска путей для самореализации. В данном процессе особое место отведено индивидуально-типологическим особенностям личности, в частности способностям. Изучение способностей является одним из сложных вопросов общей психологии. Вопрос же формирования и развития способностей является сложной задачей возрастной и педагогической психологии (Давлетшин М.Г., Б.Р.Кадыров ), требующего своевременного решения. Развития способностей в юношеском возрасте (Лейтес С.) является задачей актуальной, ибо те учащиеся, которые сделали свой профессиональный выбор, на столь раннем этапе своей жизни, в сторону дальнейшего музыкального становления, должны иметь возможность работать над собой, совершенствовать задатки и имеющиеся способности. Никому не секрет, сколько трагедий случается в жизни, людей связавших свою жизнь с узкоспециальными дисциплинами (музыканты, дирижеры, певцы, спортсмены и т.д.), потратившими годы своей жизни, но несумевшие реализоваться. Именно у них наблюдается склонность к аддитивному поведению в большинстве случаев. Преодолеть этот риск можно при своевременном обращении внимания на психологические проблемы данных лиц и с помощью поиска путей эффективного формирования психологических условий развития и совершенствования музыкальных способностей.

Цель исследования является: Выявление и изучение социально психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, учащихся специализированного музыкального заведения).

Задачи, исследования:

  1. Определить круг основных социально-психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей молодых специалистов (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
  2. Разработать модель выявления факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей молодых специалистов (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
  3. Разработать программу развития музыкальных способностей лиц юношеского возраста с учетом психологических условий способствующих формированию музыкальных способностей (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
  4. Проведение эксперимента по определению социально-психологических факторов, развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).
  5. Анализ данных, с целью выработки рекомендаций по созданию психологических условий развития музыкальных способностей молодых специалистов.

Гипотеза исследования основана на методологии целостного подхода к человеку как предмету познания, пользующая обобщать и взаимно объяснять разнородные и разноуровневые явления, традиционно относимые к различным сферам знания – философии, социологии, общей и социальной психологии, физиологии и медицине. В её основе – принцип структурно- функционального обобщения, восходящей к диалектике предмета и свойства, позволяющий рассматривать в единстве морфологические и функциональные аспекты проблемы, представляя их совокупность в виде работающего как целое механизма. А так же разработанное Тепловым (1991) положение о эволюционном развитии способностей. Принципиально важны и положения о возникновении гедонического начала как источника и механизма субъективности, с которого, собственно, и начинает проявлять себя новая форма отражения объективной реальности – психическое отражение, а также о сфере значимого и отношениях видовой и индивидной значимости, вплоть до личностного смысла. (С.Л.Рубинштей, А.Н.Леоньтев).

Гипотезой исследования стало предположение о том, что

  • возможно, что все факторы, детерминирующие развитие музыкальных способностей молодых специалистов делятся на социально психологические и внутренне психологические.
  • возможно, что при анализе изменений в развитии музыкальных способностей учитываются индивидуально - возрастные особенности эмоционально-волевой и нравственной сферы личности (эмоциональная лабильность, чувствительность, самоконтроль).

Предмет исследования: факторы, детерминирующие развитие музыкальных способностей молодых специалистов.

Объект исследования: психологические условия и музыкальные способности.

Методы и методики исследования:

  1. Беседа и наблюдение.
  2. Экспериментальная модель исследования факторов влияющих на развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста:
    • Методика изучения свойств нервной системы (снс)
    • Исследование процессов памяти, восприятия, воображения.
    • Методика Корнейа Хеманса (типология характеров)
  3. Статистический анализ данных.

Практическая и теоретическая значимость исследования:

Изучение социально психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, учащихся специализированного музыкального заведения), детерминирующих раскрывает возможность для расширения получения эмпирических данных и совершенствования психопрофилактической работы среди молодежи.

Полученные результаты можно использовать при чтении курса «Общей психологии», «Дифференциальной психологии», «Психологии способностей», а так же при построении психодиагностической работы практического психолога учебного заведения при работе с молодежью.

Научная новизна и практическая значимость.

Исследование направлено на изучение факторов влияющих на развитие музыкальных способностей учащихся специализированных заведений. Разработанная программа будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса и развитию способов самореализации подрастающего поколения. Разработки программы можно использовать в процессе учебно-воспитательного процесса.

База экспериментального исследования

В эксперименте приняло участие 37 выпускников в возрасте 18 лет, имеющие специальное музыкальное образование. И 20 человек в возрасте 19 лет, не имеющих специального образования (учащиеся специализированного учебного заведения), но занимающихся музыкальной деятельностью (учащиеся школы и лицея, занимающиеся самодеятельностью).

Глава 1 Проблема изучения факторов и условий способствующих развитию музыкальных способностей молодых музыкантов

1.1 Проблема изучения специальных способностей в психологических исследованиях

Способности рассматриваются как совокупность индивидуальных качеств человека и склонностей, необходимых для успешного выполнения того или иного вида деятельности. Они характеризуются скоростью восприятия и усвоения знаний и навыков. От уровня развития способностей зависит легкость обретения успеха. Исходя из этого, способности измеряются отношением:

На индивидуальном уровне способности определяются знаниями, умениями, мотивами, возможностями. На уровне группы здесь добавляются позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать навыки совместной работы. Способности, во-первых, определяют, кого и на какое рабочее место необходимо поставить и, во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет там трудиться. В основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей - быть условием успеха в разных сферах деятельности. Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это внутренние конфликты. Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Принято считать, что способности даются человеку от природы. В самом деле, от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности под воздействием обучения, опыта и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате целенаправленного развития и саморазвития. Физические способности бывают механическими и двигательно-координационными. Первые характеризуются, например силой, выносливостью (необходимы для грузчиков), вторые - ловкостью, хорошей координацией, быстротой действий (требуются водителям, артистам цирка, балета) и проч.

Психические способности могут быть:

- общими, присущими в той или иной мере всем нормальным людям (думать, действовать). Они измеряются уровнем интеллекта;

- элементарными частными, которыми обладают уже не все (решительность, настойчивость, критичность и проч.);

- сложными частными, подразделяющимися на профессиональные (к отдельным видам деятельности - технике, экономике, медицине и проч.) и специальные (к определенному ее характеру). Именно они во многом определяют должность, направление служебных перемещений и т. п.

Существуют три типа специальных способностей:

- интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, занятым рекламой,маркетингом, проведением переговоров, широкими внешними контактами;

- конструктивные направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч. Их реализация не требует активныхконтактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики и стратегии, а также специалистам;

- аналитические предполагают склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их значения, последствий, формулировке выводов. Их главные носители - специалисты.

Первые два вида способностей могут быть теоретическими и прикладными, третий - только теоретическим.

По диапазону специальные способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность. Одаренность - это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из окружения, возможность что-то улучшать, совершенствовать. Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через создание нового, необычного, того, что не существовало прежде. Гениальность является высшей степенью талантливости, когда ее обладатели генерируют новые результаты, имеющие общеисторическое значение. Уровень развития способностей, а следовательно возможность занятия определенных должностей зависят от полученного образования. По своему характеру способности можно разделить на репродуктивные (простому воспроизведению «один в один» того, что есть) и творческие (к генерированию нового). Творчество есть высшая форма интуиции и логики, выход за пределы заданного, способность преодолевать стереотипы. Здесь, в отличие от репродуктивного процесса, деятельность и ее результат не согласованы, поэтому возникает «побочный продукт», который и является плодом творческих усилий. Поэтому нельзя заставить творчески мыслящих людей постоянно отчитываться за каждый шаг. На способность к творчеству во многом влияет атмосфера в организации. Творческие личности характеризуются: - открытостью ума; - обилием идей; - отсутствием конформизма; настойчивостью, напористостью, склонностью к самоутверждению; стремлением работать по-своему;  интересом к сложным, нетривиальным проблемам, неизвестному; отсутствием уважения к традициям, правилам, нормам, авторитетам; способностью к напряженной работе; любовью к свободной игре идей; терпимостью к неопределенности; чувством юмора; тягой к новым впечатлениям; обычно высоким уровнем интеллекта; умением чувствовать и видеть проблемы и предотвращать возможности их развития; самобытностью, гибкостью, самостоятельностью мышления; способностью принимать нестандартные решения, рисковать; умением выделять главное; способностью находить информацию.

Способности к творчеству можно разделить на интуитивные (обычно ими обладают предприниматели) интеллектуальные. Это разные феномены, во многом предопределяемые данным природой типом мышления. Образному мышлению свойственны яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к различным видам искусства. Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, не всегда понятным окружающим. Смешанному типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в принятии решений, позволяет успешно справляться с управленческими проблемами. Интеллект - способность человека к мышлению, к умственному труду, сознательному восприятию и осмыслению окружающего мира и собственных поступков, познанию и логическому (рациональному) мышлению, быстрому восприятию нового, здравому смыслу и не зависит от других личностных качеств. Основное интеллектуальное развитие человека происходит в первые 20 лет жизни, затем наступает фаза стабилизации, после 30 лет снижается лишь скорость мышления. В дальнейшем состояние интеллекта жестко зависит от особенностей профессии. Людей с интеллектуальной (мыслительной) направленностью отличает: самостоятельность мышления (умение ставить новые задачи и находить пути их решения); преобладание абстрактных логических построений, теоретизирование; разносторонняя любознательность и широкий кругозор; свобода от давления прежнего опыта; способность быстро проникать внутрь сложных процессов, разбираться в ситуации и принимать решения; критичность (умение объективно оценивать).

В середине 1990-х гг. появилась концепция эмоционального интеллекта Д. Голдмана, элементы которого сегодня можно измерять.

 

Интуиция есть внутреннее ощущение, подсознательное представление о правильности или ложности решения без логических обоснований. В ее основе подсознательное представление о нормах. Признаками интуитивной деятельности являются бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом (поэтому поведение интуитивных личностей может иногда казаться непродуманным), в то время как интеллектуальная деятельность - результат сознательных мотиваций. Интеллект и интуитивная креативость независимы друг от друга, но обнаружено, что творцов с низким интеллектом не бывает, хотя интеллектуалы с невысокими интуитивными способностями встречаются часто. Понятно, что на практике менеджеры по персоналу могут сталкиваться в лучшем случае с одиночными талантливыми людьми и некоторой массой одаренных. Их необходимо тщательно развивать, удерживать в организации, ибо именно они формируют ее высокий имидж. Известный западный психолог Дж. П. Голланд на основе комбинации направленности и способностей выделил следующие типы личностей людей.

Реалистичный отражает инициативность, самостоятельность, склонность манипулировать инструментами и механизмами, решать практические задачи с конкретными результатами. Исследовательский, обладатель которого предпочитает анализировать и решать творческие задачи абстрактного характера, формулировать идеи; критичен, независимый, открыт новому. Артистический, присущий любителям выражать себя художественными средствами, эмоциональным, оригиналам. Социальный присущ демократичным, стремящимся к совместной работе, широким контактам людям; оказывающим помощь, обучающим, воспитывающим окружающих, налаживающим межличностные отношения; любителям философствовать и выступать. Предпринимательский характеризует энергичных, стремящихся к успеху и материальной выгоде людей, умеющих влиять на других и добиваться своего, в том числе путем компромиссов; не способен к кропотливой, рутинной работе. Конвекционный - это тип бухгалтера, исполнителя, предпочитающего подчиняться установленному порядку и руководителям; уравновешен, педантичен, осторожен, ответственен, любит стабильность и материальное благополучие. Способности автоматически выполнять конкретные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Поэтому кадровые службы должны либо подбирать людей с необходимыми трудовыми навыками, либо их целенаправленно формировать. В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй иностранный язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей. Навыки являются разновидностью привычек, т. е. стандартных автоматических (часто даже неосознанных) форм поведения людей. Они формируются на основе многократных прошлых действий, которые, благодаря повторению, долго сохраняются в изменившихся обстоятельствах.

    1. Проблема исследования креативности молодых специалистов

Проблема адаптации и социализации молодых специалистов напрямую связана со спецификой их общих способностей. Музыканту необходима креативность и особенный склад мышления и восприятия мира. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Интеллект - общая познавательная способность определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Виды мышления:

а) Конкретно-действенное мышление - вид мышления отражающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядное - образное мышление - вид мышления, характеризующееся опорой на представления и образ.

Словесно-логическое мышление -вид мышления осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.

формы мышления:

б) по характеру решаемых задач: теоретическое мышление практическое мышление
(что это? почему происходит) (как изменить явления? Что нужно делать?)

в) По степени развернутости:

- произвольное (дискураевное)

- непроизвольное мышление (интуитивное)

г) По степени новизны и оригинальности:

- непродуктивное (воспроизводящее -если работает только память)

- продуктивное (творчество)

Понятия - формы мышления отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающая словом или группой слов.

Суждение- это форма мышления отражающая связь между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе использованных суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения:

- Индуктивное - (логический вывод в процессе мышления от частного к общему)

- Дедуктивное - (логический вывод в процессе мышления от общего к частному)

- по аналогии ( от единичных к единичному)

Мыслительные операции:

1.Абстракция- мыслительная операция основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2.Анализ- мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

3.Синтез- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

4.Сравнение- мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

5.Обобщение- мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам:

6.Конкретизация - (переход от абстрактного к конкретному, от общего к конкретному)

7.Классификация - (распределение предметов и явлений по существенным признакам в какие-то группы)

8.Систематизация - (расположение предметов и явлений окружающего мира по 3 признакам: временное, пространственное и логическое). Содержание мышления зависит от уровня образования человека. Опосредствование - познание с использованием вспомогательных средств. Сериация -логический прием последовательного расположения материала по порядку определенных признаков.

Процесс мышления:

Начинается мышление с проблемной ситуации -> формируется мыслительная задача -> решение задачи

способы решения / \ проб и ошибок разработка

стратегии решения задач

Чтобы процесс мышления совершался необходимо сохранять мыслительные операции.

Мышление тесно связано с личностной сферой, эмоциями. Мышление может нарушаться при наличии личностных расстройств, при нарушении работоспособности человека и, если мышление не может длительное время удерживать цель деятельности.

ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИТИ В ЗУРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Креативность-творчество: 2 направления:

1.Иследование соотношений между креативностью и интеллектом:

а) креативность и интеллект рассматриваются как дихотомии, (противоположность друг другу явлений)

б) креативность рассматривается как один из аспектов интеллекта

2. Рассматривание креативности и личности

а) рассматривание креативности и различных личностных качеств и особенностей

б) рассматривание креативности с N (кормой) и патологией личности

При исследованиях дан. т.зр.предусматривает:

1. Креативность выступает как противоположность друг другу явлений

а) Креативность подвержена обучению, развитию, воспитанию. Дети, живущие в богатой неформальных школах более креативны, чем дети в формальных школах

б) Дети, живущие в богатой информационной среде более креативны, чем в однообразной

в) Дети,занимающиеся активной разнообразной деятельностью, активно манипулировавшие с различными предметами, более креативны.

На специальных психологических тренингах развивают креативность (например: предлагается предмет - назвать качественные характеристики - даются слова, из которых надо составить стихотворение)

2. Особенности личности, отличающих людей креативный от не
креативных

а) Самонадеянность (агрессивность, самодовольство, не признавая

чужих мнений и социальных ограничений)

Самонадеянность, самодовольство- высоко адекватный уровень притязания (высокие требования к себе и есть возможности) Высокий ,неадекватный - есть высокие требования, но нет возможностей. Агрессивность- активное противостояние чему-то, сметание всех преград.

Среди личностных особенностей исследователи обращают внимание на мотивацию. Среди креативных людей больше тех, которые стремятся к риску, выраженный мотив достижений.

В психологии принято считать, что существуют возрастные периоды сенситивные к развитию тех или иных способностей. В то время когда способности к спортивной деятельности требуют временных рамок, музыкальные способности лежат в основе творческой личности. Творческая личность художественно образованная всегда проявляет интерес к Музыке.

Тогда как не все выпускники музыкальных заведений становятся творческими и создают нечто новое, несмотря на то, что имели жесткий отбор и хорошо развитые музыкальные способности (слух, чувство ритма и память).

Среди факторов, способствующих развитию музыкальных способностей нами выделены:

  • Внешние (социально - психологические: среди них среда (наличие музыкантов, образ жизни), позитивное отношение к деятельности, общий круг профессиональных интересов, статус музыкантов в обществе, гендерные представления).
  • Внутренние (психологические: особенности индивидуально-типологические особенности личности; активность – эмоциональность, тип личности).

Проведя опрос мы пришли к выводу, что в настоящее время интерес к профессии музыканта высок, возможность карьерного роста, развития творческого потенциала и условий для самореализации и развития рефлексивных процессов. Учитывая возрастные особенности лиц юношеского возраста, за основу основных факторов влияющих на развитие музыкальных способностей мы взяли внутренние психологические факторы, являющиеся на наш взгляд, психологическими условиями их развития. . Возможно, что при анализе изменений в развитии музыкальных способностей учитываются индивидуально - возрастные особенности эмоционально-волевой и нравственной сферы личности (эмоциональная лабильность, чувствительность, самоконтроль).

Помимо данных факторов нами были изучены специфические особенности составных музыкальных способностей.

Музыкальные способности делятся на следующие виды:

Музыкальный слух

Чувство ритма

Музыкальная память

Различие восприятия

Эмоциональное переживание

Узнавание мелодий

Восприятие

Эмоциональное переживание

Восприятие временных отрезков.

Создание нового образа

Слуховое воображение

Память двигательная, эмоциональная, образная.

В зависимости от видов способностей необходимо развивать те или иные качества: восприятие, эмоциональность, воображение, память.

Таким образом, до разработки психологических условий необходимо учитывать рассмотренные моменты.

Выводы по главе 1.

  1. Психология профессиональной карьеры молодых музыкантов, связана напрямую со спецификой развития у них способностей.
  2. Музыкальные способности развиваются благодаря определенным условиям, одно из которых способность к креативности.
  3. Изучение особенностей социализации молодых специалистов музыкантов раскроет возможность построения тренинговых занятий по развитию креативности. Среди факторов, способствующих развитию музыкальных способностей нами выделены:
  4. Внешние (социально - психологические: среди них среда (наличие музыкантов, образ жизни), позитивное отношение к деятельности, общий круг профессиональных интересов, статус музыкантов в обществе, гендерные представления).
  5. Внутренние (психологические: особенности индивидуально-типологические особенности личности; активность – эмоциональность, тип личности).

Глава 2 Экспериментальное исследование факторов, влияющих на развитие музыкальных способностей молодых специалистов

2.1 Диагностика индивидуальных и личностных особенностей испытуемых.

Диагностика проводилась при помощи методик «опросника жизненных проявлений типологических свойств нервной системы (СНС). И шкала Корней Хейманса и Х.Вирсма На основании исследования показателей:

  1. Чувствительности,
  2. Эмоциональной реактивности,
  3. Подвижности нервных процессов
  4. Сила тормозного процесса
  5. Энергичность
  6. Выносливость к длительным нагрузкам
  7. Выносливость к интенсивным нагрузкам.

Максимальный бал по шкалам – 8 баллов;

Отсюда низкие показатели: 0-3;

Средние показатели 3,1- 6;

Высокие 6,1-8

Характер рассматривается как совокупность трех основных частей, каждая часть кодируется:

  1. Эмоциональности (возбудимость)- «В» - возбудимый тип; «нВ» - невозбудимый тип;
  2. Активность – «А»- активный тип; «нА» - неактивный тип;
  3. Первичность вторичность чувств «К» - краткочувствительный тип; «Д»- долгочувствительный тип.

Эти три основные измерения ( каждое из них двухполюсно)создают восемь основных типов характеров:

  1. В-нА-К – нервный тип;
  2. В-нА-Д- чувствительный, сентиментальный;
  3. В-А-К- деятельный бурный или возбужденно активный
  4. В –А- Д- пылкий.
  5. нВ –А-К- реалист
  6. нВ–А-Д - флегматик
  7. нВ–нА-К -беспечный
  8. нВ–нА-Д – апатичный

Каждый тип имеет свое описание.

Наряду с личностным качествами были диагностированы составные интеллекта: память, восприятие. Данные были разделены на три основных степени: 1- высокие показатели; 2- средние показатели; 3- низкие показатели.

Данные количественного анализа занесены в таблицу №1. «Индивидуальные особенности испытуемых»:

Таблица1. « Данные диагностической работы»

Исп-е

1

2

3

4

5

6-7

Э

В-нВ

А

А-

нА

Ч

К-

Д

показатель

адаптация к труду

1

С.Р.

8

6

7

5

7

5

В

А

Д

Хор

2

Б.Р.

6

5

7

4

6

4

В

А

Д

Уд

3

С.А.

4

6

3

4

7

8

НВ

А

Д

отл

4

П.Р.

3

6

3

4

6

3

НВ

А

К

Хор

5

К.К

4

6

3

3

6

3

В

А

К

Хор

5

Ш.П.

5

6

3

4

6

3

В

А

К

отл

6

Ю.Ш.

5

6

4

5

6

3

В

А

К

отл

7

А.И.

5

5

4

5

6

4

НВ

А

К

Уд

8

К.Б.

8

6

7

5

5

4

В

НА

К

Уд

9

К.Ш.

3

6

4

8

6

7

В

А

К

отл

10

М.М.

7

6

4

3

6

4

В

А

К

Хор

11

Н.Л.

4

4

4

4

6

4

Н

НА

К

Уд

12

К.Н.

8

5

7

4

4

4

В

А

К

Хор

13

А.Г.

4

6

5

8

5

7

В

А

Д

Уд

14

И.Ш.

4

6

5

4

6

5

В

НА

К

Хор

15

М.Ш.

5

6

5

4

6

5

Н

А

К

Уд

16

А.Ф.

5

7

4

5

6

5

В

А

Д

Уд

17

В.О.

3

7

4

5

7

4

В

А

Д

Хор

18

П.З.

3

8

4

3

7

4

Н

А

Д

Уд

19

Н.К.

4

7

4

3

8

4

В

А

К

Уд

20

В.Л.

3

5

4

4

7

4

В

А

Д

Уд

21

В.А.

4

5

4

3

5

4

В

А

К

Уд

22

И.Т.

5

5

4

4

5

4

НВ

А

К

Хор

23

Б.Л.

6

5

6

5

5

4

В

А

Д

Хор

24

Н.Р.

7

5

5

6

5

6

НВ

Н

Д

Уд

25

В.В.

4

5

5

7

5

5

В

А

Д

Хор

26

К.Н.

3

5

5

4

5

5

В

А

К

Уд

27

К.М.

4

6

5

3

5

5

В

А

К

Уд

28

Н.А.

3

5

5

4

6

5

В

А

К

Уд

29

Ф.Р.

3

6

5

3

5

5

В

Н

К

Уд

30

З.Ю.

3

5

3

3

6

5

НВ

НА

К

Хор

31

З.А.

5

5

3

3

5

3

В

А

Д

Уд

32

Р.Л.

5

4

3

5

5

3

В

НА

К

Уд

33

О.Л.

5

5

3

5

4

3

В

А

К

Уд

34

Д.Ж

5

5

3

5

5

3

В

А

Д

Уд

35

Б.А.

7

6

7

5

5

3

В

А

К

Хор

По данным количественного анализа у 17 из 35 выявлено высокая эмоциональность и чувствительность. 5 из 35 энергичные и у трех из 35 выявлены высокие показатели выносливости. В целом, обнаружены средние данные по всем показателям. Учитывая то, что показатели носят индивидуальный характер, мы не будем останавливаться на их подробном описании. Отдельно рассмотрим типы характерные для данной группы испытуемых.

1. Большинство выборов составил тип – «В-А-К»- деятельный бурный или возбужденно активный – 12. Этот тип характера близок к холерическому. Он отличается отвагой большей силой, предприимчивостью и полной свободой. Это импульсивный, увлекающийся человек. Он услужлив с сочувствием относится к другим и не скрывает своей симпатии. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и почти всегда в хорошем настроении. Натура яркая душа общества, фантазер. Препятствия не пугают. Доверчив некапризен и незлопамятен.

Активно с охотой участвует в общих делах. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение. Надо поддерживать интерес к работе. Наряду с жизнеспособностью имеется быстрая отвлекаемость.

2. В –А- Д- пылкий.-10 испытуемых. Это люди, которые отдаются своей работе со всей страстью. Люди-идеи. Любят порядок. Их реакции решительные, но взрывные, только в тех случаях когда их порывы долго сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гневом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любит менять свои убеждения. Конфликтен.

3.В-нА-К – нервный тип, характеризуется как эмоциональная беспорядочность. Неустойчив, склонен к жестокости и подозрительности. Легко примеряется. Активность импульсивная, непостоянная. Чувствителен, но эмоции быстротечны. Работает лишь тогда, когда желание совпадает с необходимостью.

Сильный и возбудимый, находится в поисках новых и сильных ощущений. Нуждается в многочисленных друзьях вне дома. Склонность ко лжи. Потакание сиюминутным желаниям;

Недоверчив. Доволен собой, любит лесть.

Влияние на группу слабо.

Примечание: при организации работы его следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не боятся идти с ним на столкновение, так как он соглашается на примирение. Плохо переносит монотонность. = 3 из 35 испытуемых. Средние показатели данных по методикам памяти, восприятия.

4. нВ –А-К- реалист – 4 испытуемых. Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это делец. Он мало возмутим и живет одним моментом. Спокоен и смел. Любит точность, основательность и объективность. Ответственен. Средние показатели данных по методикам памяти, восприятия.

5. нВ–нА-К – беспечный-3 испытуемых. Иинертный тип никогда не делает больше того, что ему поручено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня. Не пунктуален. Нуждается в стимуляции и контроле.

У всех испытуемых средневыражены показатели по развитости памяти и восприятия.

При первичной беседе на выявление сформированности воображения было выявлено некоторая скованность и ложный стыд при представлении заданных задач.

2.2 Программа тренинговых занятий по созданию оптимальных психологических условий, влияющих на развитие профессиональных способностей молодых специалистов

Тренинг рассчитан на 10 занятий по часу 30 минут. Тренинг проводится без отрыва от учебной деятельности в рамках образовательной программы. 2 академических часа в неделю. Тренинг основан с использованием приемов, предложенных в учебном пособие Е.Рогова, техника психосинтеза, техника развития мыслительной деятельности и создания поддерживающей среды для развития творческого потенциала личности, а так же приемы регуляции психического состояния.

План занятий:

  1. Приветствие. Знакомство с целью занятия.
  2. Упражнения по формированию «Я концепции». (Кто Я, вечерний обзор. Упражнение на разотождествлении)
  3. Упражнение на саморегуляцию психического состояния испытуемых (упражнения предложенные Г.Дьяконовым 1999)
  4. Упражнение на развитие воображения и памяти.
  5. Упражнения из раздела способы оказания психологической поддержки (на основании тренинга В.А.Сонина)
  6. Использование музыкальных произведений с целью увеличения чувствительности и эмоционального отклика. Рисуем музыку два варианта музыкальных произведений.

Апробация плана тренинговых занятий проходила с 22-тью учащимися испытуемыми, характеризующимися как «возбудимый, активный». Тренинг проводился в двух группах в одну вошли 12 испытуемых, характеризующихся как возбудимые, активные и краткочувствительный. Вторую группу составили возбудимые, активные и долгочувствительные всего 10 испытуемых. Следует отметить, что и те и другие испытуемые с интересом отнеслись к тренингу. Они проявляли активность чувствуя себя хорошо, но трудности в переходе от одного задания к другому проявлялись во второй группе испытуемых. Они долго зацикливались на своих переживаниях. Уходило много времени на обсуждение и повторное переживание событий. Упражнение – «рисование музыки» им давалась легче. Первую группу испытуемых тяжело было мобилизовать на последующие занятия. Вопрос мотивации стоял на первом месте. Они сложнее остальных придерживались правил.

Проведенные занятия позволяют сделать следующие выводы:

  1. Система упражнений является оптимальной, однако количество занятий в неделю следует увеличить до 20 занятий.
  2. Возникает необходимость в ведении в специализированное музыкальное учебное заведение дополнительных занятий, способствующих развитию музыкальных способностей.
  3. Систематическая, целенаправленная тренинговая работа, способствует созданию психологических условий развития музыкальных способностей.

Диагностика состояния испытуемых после проведенной тренинговой работы, с целью выявления динамики изменений.

У некоторых людей обыденное событие вызывают довольно сильные эмоцию Связь с жизнью у людей возбудимого типа богаче, он получает от жизни куда более полноводные потоки впечатлений. Возбудимость и обогащает человека и ослабляет его перегружает нервную систему. Эмоциональность = одно из необходимых условий развития музыкальных способностей, в сочетании с другими качествами (активность и краткой или долгой психической реакции или нервного отклика) дает целую картину характеров. Развитие музыкальных способностей сопровождается целостным развитием всей личностной организации. Под воздействием спланированных занятий изменяется отношение испытуемых к специализированной дисциплине (сольфеджио, спец). Полученные данные занесены в таблицу №2.

Исп-е

доЭм

после

До

Чувст

после

До

после

Эн

показатель

адаптации к труду

1

С.Р.

8

6

7

5

7

5

Хор

2

Б.Р.

6

5

7

4

6

4

Уд = хор

3

К.К

4

6

3

3

6

3

Хор

4

Ш.П.

5

6

3

4

6

3

отл

5

Ю.Ш.

5

6

4

5

6

3

отл

6

К.Ш.

3

6

4

8

6

7

отл

7

М.М.

7

6

4

3

6

4

Хор

8

К.Н.

8

5

7

4

4

4

Хор

9

А.Г.

4

6

5

8

5

7

Уд =хор

10

А.Ф.

5

7

4

5

6

5

Уд - хор

11

В.О.

3

7

4

5

7

4

Хор

12

Н.К.

4

7

4

3

8

4

Уд

13

В.Л.

3

5

4

4

7

4

Уд хор

14

В.А.

4

5

4

3

5

4

Уд

15

Б.Л.

6

5

6

5

5

4

Хор

16

В.В.

4

5

5

7

5

5

Хор

17

К.Н.

3

5

5

4

5

5

Уд =хор

18

К.М.

4

6

5

3

5

5

Уд

19

Н.А.

3

5

5

4

6

5

Уд = хор

20

З.А.

5

5

3

3

5

3

Уд = хор

21

О.Л.

5

5

3

5

4

3

Уд

22

Д.Ж

5

5

3

5

5

3

Уд =хор

23

Б.А.

7

6

7

5

5

3

Хор = отл

Данные таблицы отображены на графиках №1, №2, №3.

Данные свидетельствуют о наличных изменениях показателей эмоциональности.

Динамика изменения показателей чувствительности определяется индивидуальными особенностями темперамента. Возможно снижение объясняется повышением уверенности.

Энергичность также изменилась. По данным опроса испытуемые определили свое состояние как спокойное, рабочее, активное, а не суетливое.

Выводы по главе 2.

На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы:

  1. Несмотря на различную типологию характеров, выявлена общая для юношеского возраста черта – высокая эмоциональность в сочетании с кратковременностью переживания чувств.
  2. Такие показатели как «чувствительность», «эмоциональная реактивность», «энергичность» ярковыражены. Вместе с тем, показатели «выносливости к длительным нагрузкам», и «выносливость к интенсивным нагрузкам» выражены слабо.
  3. Результат методик на выявления сформированности процессов восприятия и памяти показал в большинстве случаев средние значения, что свидетельствует о необходимости дополнительных упражнений по развитию данных процессов.
  4. Необходимо разработать тренинговые занятия с целью отбора психологических условий способствующих развитию музыкальных способностей (музыкального слуха, чувства ритма, музыкальная память). Основу тренинга составляют упражнения на развитие творческого потенциала испытуемого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Забота о здоровье подрастающего поколения, стремление воспитать здорового, духовно-богатого, всесторонне развитого человека – это задача, стоящая перед нашим обществом и государством. Исследования в области социальной психологии направляет психологов на путь создания оптимальных условий с учетом индивидуальных потребностей личности.

Целью нашего исследования являлось выявление и изучение социально психологических факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей молодых специалистов (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения).

Молодые специалисты юношеского возраста. Это возраст становления и поиска путей для самореализации. В данном процессе особое место отведено индивидуально-типологическим особенностям личности, в частности способностям. Изучение способностей является одним из сложных вопросов общей психологии. Вопрос же формирования и развития способностей является сложной задачей возрастной и педагогической психологии. Развитие способностей в юношеском возрасте (Лейтес С.) является задачей актуальной, ибо те учащиеся, которые сделали свой профессиональный выбор, на столь раннем этапе своей жизни, в сторону дальнейшего музыкального становления, должны иметь возможность работать над собой, совершенствовать задатки и имеющиеся способности. Никому не секрет, сколько трагедий случается в жизни, людей связавших свою жизнь с узкоспециальными дисциплинами (музыканты, дирижеры, певцы, спортсмены и т.д.), потратившими годы своей жизни, но несумевшие реализоваться. Именно у них наблюдается склонность к аддитивному поведению в большинстве случаев. Преодолеть этот риск можно при своевременном обращении внимания на психологические проблемы данных лиц и с помощью поиска путей эффективного формирования психологических условий развития и совершенствования музыкальных способностей. Разработаная модель выявления факторов, детерминирующих развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, выпускников специализированного музыкального заведения). Разработана программа развития музыкальных способностей лиц юношеского возраста с учетом психологических условий способствующих формированию музыкальных способностей (на примере, учащихся специализированного музыкального заведения). Проведен эксперимент по определению социально-психологических факторов, развитие музыкальных способностей лиц юношеского возраста (на примере, учащихся специализированного музыкального заведения). Анализ данных, позволил выработать рекомендации по созданию психологических условий развития музыкальных способностей молодых специалистов.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.. МГУ, 1980. – 416с.
  2. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  3. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  4. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  5. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  6. Бодалёв А.А.. Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. – В кн.: Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974,ч.1, С. 185 – 192.
  7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 1968. – 464с.
  8. Большой толковый психологический словарь. А.Ребер. – М.. вече АСТ, 2000, 2 тома.
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М., Педагогика, 1990. – 140с.
  10. Вопросы и ответы по феминизму. http// afield. Org. ua. Book/ fag. Html 28.02.03.
  11. Берн Шон. Гендерная психология.- Санкт-Петербург: Питер, 2000 г.
  12. Гендерные роли // Практикум по социальной психологии. 4е изд, М., Питер, 2001 г.
  13. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.. Мысль, 1978. - 216с.
  14. Введение в специальность./ Под ред. Л.И. Рувинского. – М., Просвещение, 1988. – 207с.
  15. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, ПОИУУ, 1994. – 280с.
  16. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. – М.,ИП РАН, 1994. – 235с.
  17. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А.В.Петровского. М.Г.Ярошевского. – М., Политиздат, 1985. – 431с.
  18. Кулюткин Ю. Что такое взрослость?/Семья и школа, 1987,№6,с.19-21.
  19. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., Знание, 1987. – 76с.
  20. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  21. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., Просвещение,1991. – 286с.
  22. Парыгин Б.Д. Основы социально – психологической теории. - М., Мысль,1971. – 348с.
  23. Практическая психодиагностика./ Сост. Д.Я.Райгородский. – Самара, Бахрах, 1999. – 669с.
  24. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  25. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  26. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- М..: Питер, 2001 с. 168 -199
  27. Письмо жены, которую бьёт муж.// Практикум по социальной психологии. М. 2001г, с. 402-428
  28. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., Наука, 1979. – 352с.
  29. Социальная психология./ Под ред. А.В.Петровского. – М., Просвещение,1987. – 224с.
  30. Формирование социально – активной личности: материалы конф. Редкол.: И.И.Купцов и др. – Рязань, РГПИ, 1990. – 193с.
  31. Чтобы вырос хороший человек./ Сост. Ю.И.Слащинин. – Т.,Укитувчи, 1981. – 158с.
  32. Шермухамедова Д. Гендер и семья.// Основы гендера: теория и практика. Уч.п., Ташкент, ИООФС-Уз, 2003г, с.310-330.
  33. Шакирова Г.М. Общая психология. – Т.,2002 – 164с.
  34. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте./ Вопросы психологии,1971,№4,с.17.

Snyder M. On the self- perpetuating nature of social stereotypes/ E. Hamilton, cognitive processes in stereotyping and intergroup behavior.- Hillside, N.J: Lawrence Erlbaum, 1981. P.183-212