Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблемы личности в социальной психологии (Проблематика личности в социальной психологии)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Теология, философия и социальные науки - это лишь некоторые из течений, в русле которых осуществляются попытки раскрыть всю сложность человеческого поведения и сущность личности человека. Некоторые из путей стали тупиковыми, с другой стороны некоторые направления находятся в расцвете. Сегодня проблема исследования личности стоит остро как никогда, так как большинство серьезных проблем человечества - рост численности населения, потепление, загрязнение природы, ядерные отходы, наркомания, расовые стереотипы, нищета - выступают следствием поведения людей. Вероятно, что качество жизни в будущем, и существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, как глубоко мы продвинемся в понимании себя и других.

Все люди видят мир по своему, проявляя свою субъективность. Принятие данной субъективности, индивидуально специфическим образом окрашивает само- и мировосприятие, предполагая исследовать природу субъективных переживаний, процессов и механизмов, которые лежат в основе предубеждений человека, иррациональных действий.

Рождаясь на свет как индивид, человек вовлекается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате этого он присваивает особое социальное качество - он становится личностью. Это осуществляется потому, что человек, входя в систему общественных связей, представляется в качестве субъекта - носителя сознания, формирующегося и развивающегося в процессе деятельности.

С другой стороны, особенности формирования всех этих трех уровней определяют неповторимость и своеобразие конкретного человека, характеризуют его индивиду­альность. Поэтому, понятие «личность» раскрывает один из наиболее важных уровней организации человека, а конкретно особенности его становления как социального существа.

При исследовании структуры личности в нее, как правило, включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

В педагогики и психологии представления о личности неоднократно менялись. Изначально осмысление личности как психологической категории становилось на перечислении частей, которые образуют личность как определенную психическую реальность. С одной стороны этот подход был довольно удобен, потому, что помогал избежать целого ряда теоретических сложностей.

Исследования личности отражены в работах символического интеракционизма (Дж. Мид), трансактного анализа (Э. Берн), социальной перцепции (А. А. Бодалёв, Г. М. Андреева), социального влияния и власти (Картрайт, Тибо, Келли), деятельностного опосредования межличностных отношений (А. В. Петровский), исследованиями диалогичности сознания (М. М. Бахтин, А. У. Хараш).

Целью исследования является изучение проблем личности, с которыми сталкивается социальная психология.

Объект исследования – человек.

Предмет исследования – проблемы личности в социальной психологии.

Задачи:

  • проанализировать взгляды зарубежных и отечественных ученых на проблему личности;
  • раскрыть понятие « личность »;
  • изучить проблемы личности в социальной психологии.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в психологии

1.1 Определение понятия «личность»

Изучение человеческой личности имеют длинную и удивительную историю. Психология личности начала считаться экспериментальной наукой лишь в первые десятилетия XX в. Ее развитие как науки связано с именами таких ученых исследователей, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кетелл. Тем не менее, теоретические исследования в сфере психологии личности проводились многие десятилетий еще до момента названия психологии личности экспериментальной наукой. Соответственно, в истории данной науки выделяется три основных периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Философско-литературный период начинается в глубокой древности. Вопросы изучения личности человека наблюдались еще в письменных источниках, которые принадлежат древнегреческим философам, и датированы последними веками до н. э. Например, в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля рассматривались многие из тех явлений, которые исследуются в современной психологии личности. Раскрывает эту тему в своих трудах и другой, не менее известный философ данной эпохи – Платон. Индивидуальность, виды темперамента, черты характера, способности и умения человека – вот неполный список явлений, понять и объяснить которые старались древнегреческие литераторы.[1]

Экспериментальный период в исследованиях личности совпал с общим кризисом психологической науки в результате доминирования в нем анатомического подхода. Так, все явления, процессы и черты характера человека исследовались лишь с позиции строения и особенностей функционирования центральной нервной системы. И как результат такого подхода человек был определен совокупностью отдельных психических функций, из сложения которых невозможно было понять его личность в целом. Таким образом, один из пионеров экспериментального подхода в исследовании личности английский психолог Р. Кетелл, описал ситуацию, которая сложилась в психологии личности, с постановкой трагедии «Гамлет» В. Шекспира без принца датского.

Для становления психологии личности как отдельной науки на тот момент было нужно применение в соответствующих исследованиях более точных и надежных методов, а также применение научного эксперимента, который бы смог ответить всем требованиям, принятым при раскрытии разных свойств личности. Более того, необходимо было перейти от изучения личности с разнообразными патологиями к рассмотрению здоровой личности. Этим и занимались Г. Айзенк, Р. Кетелл, а в России - А. Ф. Лазурский.

Долгое время ученые не могли разработать емкого и одновременно четкого и простого определения понятию «личность». И наконец, предложенное Г. Оллпортом определение было признано наиболее подходящим: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение».[2]

Психология личности как одна из частей психологии впитала в себя труды большого количества ученых и исследователей. Но и сегодня интерес к ней не уменьшается. И если десятилетия тому назад вопросами личности занимались только специалисты, то в настоящее время каждый человек (будь то девочка-подросток, работник банка, преподаватель в школе, многодетная мать) может узнать о себе и своих близких довольно много через тесты и опросники, разработанные для этой цели.

Личность – это одна из основных тем современной психологии, понятие «личность» и «личностное» имеет историю и рассматривается по-разному.

К числу личностных не принимаются особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, ни коем образом не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, которые характеризуют его познавательные процессы или стиль деятельности, за исключением тех, которые раскрываются в отношениях к людям, в обществе. «Личностные» особенности - это особенности социальные, глубинные, проявляющие скорее направленность жизни человека и характеризующие человека как режиссера своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, говорящие о его внутренних (а еще точнее - глубинных) особенностях. Черты личности - это то, что необходимо знать об особенностях его поведения, общения и реагирования разнообразные ситуации, например не обязательно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.[3]

Понятие личность имеет разные понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Личность в широком понимании - это то, что отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включены особенности человека, являющиеся устойчивыми и свидетельствующие об индивидуальности человека, определяя его значимые поступки. Часто это направленность его стремлений, специфичность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента - все, что включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и склонности.

При данном понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому, что у любого животного есть свои, характерные особенности. Конечно, при таком рассмотрении каждый человек – это личность, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При подобном подходе не говорят о том, что кто-то в большей мере «личность», а кто-то - в меньшей.

Личность в среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как суммы социальных и личностных ролей сделал Дж. Мид. Согласно А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Находится в обществе - всегда непросто, но тот, кто этот вопрос решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Социальный субъект - «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну.[4]

Личность в узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам создает и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

Это понимание личности близко авторам: К. Юнгу, А.Н. Леонтьеву, психологам экзистенциального направления, Н.И. Козлову. Согласно Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При данном понимании ребенок при рождении еще не личность, но может ею стать, а может и не стать.

Все психологические подходы или направления имеют свою, отличающуюся от других, теорию личности. Так, в теории У. Джеймса личность рассматривается через триаду физическая, социальная и духовная личность; в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это поведенческие реакции, присущие данному человеку; в психоанализе (З. Фрейд) - борьба между Ид и Сверх-Я; в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) - это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность - это ответственный субъект волеизъявления и в то же время проект, который может быть реализован (либо нет).

Психология включает в себя много разделов: общая и социальная психология, психология личности и психология семьи, возрастная и патопсихология, психотерапия и психология развития. Соответственно, отсюда разные взгляды, подходы к пониманию, что такое личность. Так в общей психологии под личностью понимают чаще всего что-то самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну отсталого в развитии человека. Под личностью подразумевается ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), которое связывает воедино разные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Поэтому следующее (поведенческое) определение личности - это довольно устойчивая система поведения индивида, включенная в социальный контекст.

Если исследовать не в поведенческом аспекте, а феноменологически, то личность (по В.Джеймсу) - это осознание существования.[5]

Личность исследуется и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у педагогов, у социологов и других специалистов.

Сегодня психология исследует личность, как социально-психологическое образование, формирующееся через жизнь человека в обществе. Человек, как общественное существо присваивает новые личностные качества, когда вовлекается в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У человека в момент рождения еще нет этих приобретенных (личностных) качеств. Так как, личность часто определяют как человека в сумме его социальных, приобретенных качеств, это говорит о том, что к числу личностных не относятся особенности человека, которые природой обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, определяющие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые возникают в отношениях к людям в обществе.

По определению Р.С. Немова, личность - это человек, раскрывающийся в совокупности его психологических характеристик, которые социально обусловлены, возникают в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и характеризуют нравственные поступки человека, которые имеют существенное значение для него и окружающих.

Вместе с понятием «личность» используют термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Эти понятия переплетены между собой.

Человек - это родовое понятие, которое указывает на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» раскрывается генетическая предопределенность формирования человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не просто морфологическими особенностями (такими, как цвет волос, телесная конституция и костная), но и психологическими свойствами (способностями, характером, эмоциональностью).

Индивидуальность - это совокупность неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).[6]

Соотношение индивидуальности и личности характеризуется тем, что это два пути бытия человека, два его разных определения. Расхождение же этих понятий выявляется, в том, что есть два отличающихся процесса формирования личности и индивидуальности.

Становление личности это процесс социализации человека, который заключается в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности сплетено с принятием индивидом разработанных в обществе социальных функций и ролей, норм и правил поведения, с развитием умений налаживать отношения с другими людьми. Развитая личность это субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальной среде. Становление индивидуальности это процесс индивидуализации объекта.

Индивидуализация - процесс самоопределения и отделения личности, ее проявление в сообществе, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Став индивидуальностью, личность выступает как самобытная, активная и творческая.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» отмечены различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Сущность такого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.[7]

1.2 Проблематика личности в социальной психологии

Принятая постановка проблемы личности в социальной психологии, требует ее дальнейшего развития. Ее узость определена не просто тем, что остается спорное и противоречивое в понимании качеств личности. Традиционное противопоставление личности и группы - узость данного подхода не в том, что личность и группа сопоставляются, тогда, как внутренний план жизни личности в группе находится за пределами анализа. Другим аспектом данного традиционного подхода становится предположение, что анализируется только личность, даже если она прибывает внутри группы. А группа предстает как определенная целостность, состав которой не уточняется. В исследованиях не отмечается напрямую, но можно предположить, что группа в таком случае принимается как состоящая не из личностей, а, из индивидов.

Подобная позиция нигде не обговаривается, потому, что исследования личности в социальной психологии не соотносятся с общепсихологическим подходом, который выявляет различие между личностью и индивидом. Однако если все же если сопоставить одну схему анализа с другой, то вывод будет сделан однозначный: в традициях социальной психологии установилось представление о том, что личность соотносится с группой, а другие члены группы личностями не являются. Данный вывод подкреплен в исследованиях, которые раскрывают личность как формирование более высокое, чем индивид, отличное от него, к примеру, наличием творческих способностей. Тем не менее, это отличие и представляется спорным, но подход сравнения личности и индивида на некотором уровне возможен.

Соответственно, проблематика личности это одна из широко обсуждаемых проблематик в социальной психологии. Это объясняется ее предметом – исследованием индивида как социального существа. Внутренняя борьба социальной психологии личности сохранилась из-за невозможности найти однозначный ответ на ее главный вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая социокультурным полем, с одной стороны, и не отрываясь от персонального самоопределения - с другой стороны.[8]

Считается, что изучения личности в социологии нацелено на ее исследование как представителя определенной социальной группы. В общей психологии личностная проблематика рассматривается в контексте субъекта деятельности в соединении с его индивидуальными свойствами и социальными ролями, как социальное свойство индивида, сумма проявленных в нем социальных черт.

Изучение личности в социальной психологии основано на определении, как и в каких группах, личность подвергается социальному влиянию, как она реализует социальную сущность. То есть, социально-психологическая проблематика объединяет взаимоотношения личности с группой, социализацию личности и вопросы социальной установки.

Отечественная психология обогатила социально-психологические представления о становлении и развитии личности. Среди теорий, в центре внимания которых личность относятся – психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория установки Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, деятельностный подход А. Н. Леонтьева и др.

Основной линией в формировании исследовательских подходов к анализу разных аспектов идентификационных структур личности является переход от представлений содержательной и функциональной определенности к идеям динамической изменчивости и неопределенности.

Другими словами, развитие проблематики личности в социальной психологии тесно связанно с пониманием социальности в целом. Постепенный переход от ее «жестких», внешних, ролевых трактовок к более «размытым», социокультурно заданным, отразилось на динамике представлений о личности как социальном субъекте.

Для социальной психологии это обусловило возникновение трех равноправных логик анализа личности настоящего времени:

  • как понимания ее неопределенности, и как следствия изменений социальной реальности;
  • как следствия парадигмальных изменений в социальной психологии, меняющих спектр интереса к анализу перемен;
  • как отражения объективных изменений личности современника, теряющего свою социальную определенность.[9]

Предлагаются три подхода к разъяснению понятия личности:

1. Антропологический подход - представления о личности, как носителе общечеловеческих свойств; личность - родовое понятие, которое обозначает представителя рода человеческого, и соответствует понятию индивид.

2. Социологический подход - исследует личность как объект социальных отношений. Личность - это персона, которая носит маску и выполняет определенные роли, личность как система ролевого поведения, опирающаяся на систему социальных отношений.

3. Персоналистический подход - изучает личность как самостоятельную и индивидуально неповторимую систему. Личность (Парыгин) – это интегральное, понятие, определяющее человека как объект и субъект биосоциальных отношений, соединяющий общечеловеческие, социальные, специфические и индивидуальные особенности.

Следовательно, личность – это человек в системе психологических характеристик, которые выявляются в общественных связях и отношениях, являясь стабильными, определяя поступки человека, имеющие отношения для него и окружающих его людей.

Г.М. Андреева считает, что задача социальной психологии – это исследование личности. Причем с акцентированием социально-обусловленные характеристик личности, развитие в ней качеств в ходе социального воздействия и социализации. К.К. Платонов считал, что личность - это объект социальной психологии. Особенность социально-психологического исследования личности, по К.К. Платонову, исходит из изучения взаимодействия явлений, котороые обозначаются термином «личность» с явлениями, раскрываемыми социальной психологией.

Е.С. Кузьмин считал, что специфика социально-психологических явлений и личности, раскрывается через социальную детерминацию высокого уровня. Им исследовались три уровня социальной детерминации:

  • первый уровень социальное изменяет природное и биологическое;
  • второй уровень - исторические условия имеют общечеловеческий социально-демографический характер;
  • третий уровень социально-экономические и политические условия являются решающими факторами социализации личности, формирования ее окружения и включения ее в общности.[10]

Важное место в социально-психологических явлениях отдавалось объединенных с личностью диспозиционной структуре, отношениям, ценностным ориентациям, ролям, принятию и пониманию людьми друг друга.

В социально-психологическом изучении личности, по Е.В. Шороховой, стоит определение социального типа личности как некого образования, продукта условий социума, его структуры, системы ролевых функций личности, их отражение в социальной жизни. При этом главными задачами выступают исследования социальной детерминации склада личности; мотивация; классовые, национальные, профессиональные особенности личности, проблемы противоречивости и внутреннего конфликта личности и способы их преодоления и саморазвития.

В социальной психологии ясно выделяется идея соединения социологического и общепсихологического подходов к рассмотрению личности (Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, С. Московичи и др.). Существуют попытки определения собственно социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, В.Н. Куницына, Е.В. Шорохова, А.В. Петровский).

Согласно точке зрения Б.Д. Парыгина, специфика исследования личности заключена в обнаружении сложности структуры личности, становящейся одновременно и объектом, и субъектом общественных отношений. Подобное понимание социально-психологического рассмотрения личности достаточно адекватно и предусматривает большое поле деятельности для исследователя психолога. Тем не менее, этот подход немало критикуется. Так, Г.М. Андреева считает, что он неправилен потому, что данная идея не может рассматриваться лишь в социально-психологическом подходе к личности. В процесс изучения могут вовлекаться общая психология, и другие отрасли психологии. Более того, изучение проблематики социальной психологии личности требует комплексного подхода.

Следовательно, в понимании предмета точки зрения ученых расходятся, и вопрос открыт. Однако ясно, что социально-психологическое изучение личности предполагает рассмотрение социализации личности, и как личность проявляет свою сущность.

Вывод по первой главе.

Изучение человеческой личности имеют длинную и удивительную историю. Философско-литературный период начинается в глубокой древности. Долгое время ученые не могли разработать емкого и одновременно четкого и простого определения понятию «личность». Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. Все психологические подходы или направления имеют свою, отличающуюся от других, теорию личности.

Сегодня психология исследует личность, как социально-психологическое образование, формирующееся через жизнь человека в обществе. Человек, как общественное существо присваивает новые личностные качества, когда вовлекается в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

Глава 2. Социально-психологический подход к пониманию личности

2.1 Основные теории личности

До сих пор нет общепринятого мнения о том, какой подход следует использовать в изучении личности для понимания основных критериев поведения человека. На данной стадии развития сосуществуют разные теории, которые описывают личность как сложное целое и вместе с тем объясняют различия между людьми.

Эго-теория развития личности Эрика Эриксона имела огромное влияние на психологию. Его концепции нашли широкое применение в сфере дошкольного образования, профессионального консультирования, в социальных службах и в различных сферах бизнеса. Надо сказать также, что Эриксон вел полномасштабные психолого-исторические исследования, посвященные выдающимся людям таким, как Мартин Лютер, Абрахам Линкольн, Махатма Ганди и Джордж Бернард Шоу. Таким образом, различные теоретики последователи направления Фрейда, рассматривая психоаналитическую теорию, отдавали особое предпочтение эго и его функциям. Эрик Эриксон, один из заслуженных эго-психологов, делал упор на развития эго в процессе всей жизни. Он считал, что личность это объект влияния социальных и исторических сил. У Эриксона эго представляется автономной личностной структурой. Его теория сконцентрирована на качествах эго, которые появляются в ожидаемые периоды жизни. Важность социальных и культурных влияний в развитии личности характерна и для теорий Эриха Фромма и Карен Хорни.[11]

Эриксон подчеркивал, что эго в своем развитии сталкивается с кризисными периодами. По его эпигенетической концепции развития индивида, все стадии жизненного цикла наступают в оптимальное для них время. Постепенное развертывание жизненных стадий – это результат взаимосвязи биологического созревания человека с простирающимся пространством его социальных связей (приложение 1).

Согласно точке зрения Эриксона, цикл жизни человека состоит из восьми психосоциальных стадий. Для любой из них характерен некий тип кризиса или значимый этап в жизни человека.

Теория личности Эриха Фромма. Ученый так выразительно описал социальные детерминанты личности. Как теоретик представитель гуманистического направления, Фромм писал, что поведение человека не объяснить только влиянием культуры, которая существует в определенный момент истории. Он был сторонником того, что потребности, характерные лишь человеку, трансформировались в ходе истории человечества, а разные социальные системы, со своей стороны, повлияли на отражение этих потребностей. Согласно точке зрения Фромма, личность это продукт динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил. Он первым развил теорию типов характера, которая основана на социологическом анализе того, как человек в обществе активно развивает социальный процесс и культуру.

Фромм старался расширить границы психоаналитической теории, отмечая роль социологических, политических, экономических, религиозных и других факторов в становлении личности. Его изучение личности начинается с оценки условий жизни человека и их перемен, начиная с конца Средневековья до наших дней. По окончании своего исторического анализа Фромм сделает вывод о том, что значимой чертой человеческого бытия в наше время стало одиночество, изоляция и отчужденность.[12]

Социокультурная теория личности Карен Хорни. Карен Хорни как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории Фрейда. Наиболее значимый вопрос, по которому она спорила с Фрейдом, касался решающей роли физической анатомии в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Хорни считала, что предложение Фрейда о психологии женщины, и его заявление о том, что у женщин существует «зависть к пенису», нелогичные и привязанные к культуре Вены того времени. Хорни бала так же против его теории инстинктов и говорила, что психоанализ должен следовать широкой социокультурной ориентации.

В своих трудах Хорни отмечала значимость культурных и социальных влияний на индивидуума. Ее теория относится больше к больным неврозами, чем к здоровым людям, многие ее идеи привели к открытиям индивидуальных различий и межличностных отношений.

Толчком к сложению социокультурного взгляда на личность были три главных соображения Хорни. Она не принимала высказываний Фрейда относительно женщин и его утверждение о том, что их биологическая природа приводит к зависти к пенису. Это ключевая точка в ее противоречии с ортодоксальной фрейдовской позицией. Кроме того, во время нахождения в Чикаго и Нью-Йорке она поддерживала контакты с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Общение с ними укрепило ее приверженность в том, что социокультурные условия имеют глубокое влияние на формирование и деятельность индивидуума. Проводя, клинические наблюдения за пациентами, которых она консультировала в Европе и Соединенных Штатах, демонстрировали значительные различия в их личностной динамике, что стало подтверждением культурных факторов. Такие наблюдения подвели ее к выводу о том, что в нарушениях функционирования личности находится особые стили межличностных отношений.

Феноменологический подход к личности ярко проявляется в работах Карла Роджерса, известного ученого, профессора психологии. Роджерс сделал вывод, что основа природы человека направлена на продвижение вперед к целям. Он относился к человеку как к активному существу, ориентированному на цели и способным идти к ним.[13]

Ученый считал, что поведение человека, мотивируется и организуется определенным соединяющим мотивом, которому он дал название тенденция актуализации. Данный мотив определяет собой характерную для организма тенденцию совершенствовать все свои способности, чтобы поддерживать и формировать личность. Следовательно, значимый мотив жизни человека – это актуализировать, другими словами поддерживать и формировать себя, беспрерывно проявлять лучшие качества своей личности, которые заложены в ней природой.

Когнитивные теории личности основаны на осмыслении человека как «понимающего, анализирующего», так как он живет в мире информации, которую надо расширять, перерабатывать и использовать. Действие человека включает три компонента:

само действие;

мысли;

чувства, которые испытываются при выполнении некого действия.[14]

Внешне похожие поступки могут быть разными, так как различными оказываются мысли и чувства.

Интерпретация ситуаций субъективно является наиболее истинным фактором в принятии решения, чем «объективное» значение ситуаций. Люди по-разному видят, понимают ситуации, в которых принимают участие. Внутренне переменчивы и личные, актуализируемые в определенных случаях, шаблоны интерпретации, что становится причиной ошибочного предсказания людьми своего поведения в будущем.

Попав в реальной ситуации и не имея возможности всецело проанализировать обстоятельства, человеку нужно принять решение, выбрать план действия и совершить поступок.

2.2 Перспективы исследования личности

Развитие психологии личности выступает продуктом XX столетия. Исключением является теория Фрейда, Адлера и еще нескольких теорий психодинамической ориентации (теорий Юнга и Фромма), которые расцвели в первой трети нашего столетия, и только в последние пятидесятилетия появились основные модели функционирования личности.

Необходимо также отметить, что некоторые из теоретиков, чьи взгляды мы раскрыли в данной работе (Бандура и Айзенк), все еще принимают участие в исследовании поведения человека. Соответственно, психология личности - это молодая область исследований. Но с возрастом считается, приходит мудрость. Однако менее чем за пять десятилетий она достигла «совершеннолетия», сказав о себе как об обширной области исследований. Действительно, интенсивная научная деятельность в психологии личности указывает на рост осознания того, что многие проблемы человечества прибывают в нем самом; они относятся к жизни человека и его взаимоотношений с другими. Несомненно, понимание поведения людей - тайны сексуальности, агрессивности, конфликта, межличностных отношений и т.п. - стало условием для выживания рода человеческого. Гарднер Мэрфи выразил значимость исследования личности для жизни, написав: «Недостаток знания о людях - это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня - вопросом понимания, чем может стать человек при новой расстановке социальных сил».[15]

Какими бы ни были формальные несовершенства и недостатки разных теоретических направлений, однако находки и исследовательские открытия, содержащиеся в них, будут иметь существенное влияние на концепции поведения человека в будущем. Другими словами, теоретический и эмпирический прогресс в изучении личности будет опираться на достижения ученых прошлого и настоящего. Это не говорит о том, что не следует критиковать существующие подходы, методы и эмпирические данные. Как показала история исследования личности, нет предела разнообразию теоретических моделей человечества, которые могут создать ученые. Сколько умов, столько и разнообразных концепций человека. С другой стороны, в будущем, возможно, появятся новые концепции и направления.

Понятно что, ни одна теория не может всесторонне объяснить все, что мы знаем о личности. Поведение человека так сложно и неоднозначно, что не просто объяснить его в категориях некой теории или направления. Поэтому некоторые ученые считают упущением, что можно понять личность только по одной теории. Наоборот, разные теории могут быть полезны для изучения различных проблем или аспектов. Эта позиция, известная как эклектизм, и означает, что нужно оставаться открытым для разных точек зрения. Эклектическая ориентация также говорит, что нам необходимо рассматривать концепции и методы с разных позиций, а не быть сторонником только одной теории. Большинство, существующих теорий личности, будут пересматриваться, когда будет собрано больше эмпирических данных. Можно ожидать, что будут проводиться усилия, нацеленные на интеграцию теорий и эмпирических исследований, на создание более целостной картины многообразных и сложных явлений, оказывающихся в поле зрения личности. Тем е менее, пока следует находить пути, на которых концепции различных направлений, кажущиеся противоречивыми, дадут возможность нам лучше понять, что такое быть человеком.

Какие проблемы и вопросы привлекут внимание будущих ученых? Можно перечислить восемь глобальных вопросов: развитие личности человека; мотивация его поведения; как человек думает и узнает о себе и окружении; природа социальной жизни; как объясняется уникальность человека и др.[16]

Это довольно сложные вопросы, и, на них возможно никогда нельзя будет точно ответить. За исключением Келли, Бандуры и Роттера, многие теоретики, либо преувеличивали, либо преуменьшали значение когнитивных процессов в понимании человека. Фрейд считал, что поведение человека объясняется в терминах инстинктивных потребностей, детских переживаний и бессознательной мотивации. Скиннер, со своей стороны, писал, что личность - это поведение, которое было приобретено через столкновение с окружением. Хотя Роджерс уделял определенное внимание когнитивным аспектам опыта индивида, но делал акцент на чувствах и эмоциях, а не на интеллекте. Тем не менее, Адлер, Юнг, Фромм, Хорни, Олпорт, Кеттел, и Маслоу признавали огромную роль интрапсихических процессов. Но никто из них непосредственно не обращался к вопросу бытия человека. Как люди интерпретируют информацию из среды, перерабатывают и сохраняют ее в памяти и затем извлекают ее для того, чтобы применять.

По мере развития психологии, становилось, очевидно, что когнитивные процессы (восприятие, память и решение проблем) выступают центральными в понимании функционирования человека. Так в последние годы в психологии личности возникают обширные и значительные разработки в области когнитивной теории и эксперимента (Кантон, Кихдстром, 1985; Маркус, 1983; Мишель, 1976). То есть сказать, что изучение когнитивных процессов (как люди перерабатывают информацию, получаемую ими, и реализуют психическую репрезентацию своей реальности) действительно является сегодня приоритетной дисциплиной не только для исследования личности, но и для психологии в целом. Несомненно, исследования когнитивных процессов и объем накопленных данных в данной области будут возрастать в будущем.

Конечно, Джордж Келли исполнил ключевую роль в разработке когнитивного направления современного исследования личности. Он заслуживает благодарности за то, что побудил ученых исследовать рациональные и интеллектуальные аспекты психики человека. Отдавая должное Келли, нужно признать, что когнитивная теория социального научения Альберта Бандуры была еще более значимым катализатором для появления и активного современного развития когнитивного подхода к пониманию личности. Вдохновленные его результативной демонстрацией того, что основой научения через наблюдение становится способность человека символически представлять наблюдаемое поведение, психологи начинают исследовать информационные хранилища человека, их организацию и работу в каждодневной переработке информации. Поэтому неудивительно, что подходы к личности, подчеркивающие когнитивную деятельность человека, обладают значительным влиянием на клиническую психологию, где «когнитивная терапия» активно занимает первое место по популярности.

В центре внимания современных ученых должны находиться разные методы, используя которые люди анализируют социальную информацию, и отношения между этими процессами и другими аспектами психики человека. Концепция схемы вызывают чрезвычайный интерес у ученых исследователей личности. Схема - это структура знаний об объекте, концепции или событиях. Другими словами, схемы - гипотетические когнитивные структуры, которые мы применяем в восприятии, организации, переработке и использовании информацию о мире. Они очень похожи на «личностные конструкты» Келли, схемы нам полезны, потому, что они облегчают поток входящей информации и делают наше социальное окружение контролируемым. Более того, схемы предоставляют нам возможность делать прогнозы о людях и событиях, аккумулировать наше внимание на нужной информации, не обращая внимания и не придавая значение другой информации, и интерпретировать сложную информацию в уже созданные структуры.

Последнее десятилетие отмечено возросшим интересом к когнитивному подходу в исследовании личности (Лазарус, 1984). Более того, одним из самых значительных завоеваний «когнитивной революции» выступает широкое распространение данного подхода. Не осталось ни одной области поведения человека, где ученые не говорили бы о возможном когнитивном влиянии. Когнитивный аспект пытались найти в таких областях, как тревога, депрессия, расстройства речи, сексуальность и спортивные состязания. Исследования даже предположили, что когнитивные процессы оказывают значительное воздействие на физическое самочувствие человека. Следовательно, образ человека в когнитивном направлении обещает разнообразие концептуальных и исследовательских возможностей в будущем.

Хотя ученые давали различные объяснения поведения, они допускали, что задатки (переменные человека) влияют на поведение человека и могут объяснить его. Главный тезис психологии личности состоит в том, что внешнее поведение проявляет действие факторов, находящихся в его основе, которые стабильны во времени и ситуациях. Теория Фрейда выступает воплощением данной точки зрения, которая ориентирована на человека. Более чем другая теоретическая позиция, психодинамическое направление говорит, что поведение человека определяется стойкими личностными характеристиками, берущими начало из кризисов детства. Диспозициональное направление, также в большой степени основано на положение, что поведение диктуется факторами внутри личности. Ученые данного направления, несмотря на их разногсогласие по поводу природы и количества диспозициональных характеристик, согласны в том, что они оказывают влияние на поведение человека в большинстве ситуаций. Кеттела не игнорировал влияния ситуаций окружения на поведение. Он полагал, что все черты личности должны оцениваться по их значимости в ситуации. Однако концепция глубинных черт личности имеет важный конструкт в его теории.[17]

Важность интрапсихических структур и процессов отмечается и в постфрейдовских теориях - теории Юнга, теории Адлера и теории Хорни. Эти ученые, несмотря на несхожесть их подходов, сходились в позиции, что личностные задатки имеют огромное влияние на опыт человека. Келли в своей когнитивной теории опирается исключительно на переменные человека, его интересовало объяснение, как удивительная конструктная система человека может влиять на внешнее поведение. Также и направление Роджерса сходило к трактовке переменных человека как движущей силы его поведения. Все эти ученые разделяют положение о том, что человек состоит из устойчивых задатков, которые влияют на его поведение в различных ситуациях.

Эти, такие разные, исследователи личности разделяют положение о том, что ситуационные воздействия выполняют второстепенную роль в развитии и модификации поведения. Люди на протяжении своей жизни меняют свое поведение в ответ на меняющиеся условия среды. Человек, который женился, поменялся в соответствии с новым статусом; человек, который развелся, так же изменился. Новый статус и исполнение новых ролей, также ведет к изменению поведения. Причиной изменения может выступить завершение образования, смерть значимого человека, достижения науки и новые технологи. Несомненно, что некая доля нашего поведения регулируется социокультурным контекстом. Выделение Фроммом социальных, политических и экономических факторов как главных сил, характеризующих развитие типа характера, раскрывает подход с этих позиций. Теория Эриксона рассматривает связь самости и контекста окружения, однако все внимание теоретика нацелено внутрь человека. Точка зрения Скиннера представляет высшую степень инвайронментализма, он не признает организмических или интрапсихических переменных, с которыми взаимодействуют ситуационные факторы. Позиция Бандуры по положению инвайронментализма менее экстремальна, чем у радикальных бихевиористов, также говорит о влиянии ситуационных переменных на поведение.

Ситуационно-ориентированная точка зрения, может казаться обоснованной, может даже неоспоримой, большинство ученых традиционно снижают роль ситуационных компонентов поведения в своих теориях и экспериментальных исследованиях. Однако нужно помнить, что идея о том, что ситуационные переменные более существенны для определения действий человека, чем личностные переменные, всегда представлялась неоспоримой социальным психологам. Хотя, факт, что направление исследований в современной психологии личности меняется. А именно, все больше ученых начинают признавать, что нужно понять влияние разных аспектов среды на поведение.

Вывод по второй главе.

До сих пор нет общепринятого мнения о том, какой подход следует использовать в изучении личности для понимания основных критериев поведения человека. На данной стадии развития сосуществуют разные теории, которые описывают личность как сложное целое и вместе с тем объясняют различия между людьми. Эго-теория развития личности Эрика Эриксона имела огромное влияние на психологию. Его концепции нашли широкое применение в сфере дошкольного образования, профессионального консультирования, в социальных службах и в различных сферах бизнеса.

Теория личности Эриха Фромма, выразительно описывает социальные детерминанты личности. Как теоретик представитель гуманистического направления, Фромм писал, что поведение человека не объяснить только влиянием культуры, которая существует в определенный момент истории. Карен Хорни как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории Фрейда. Наиболее значимый вопрос касался решающей роли физической анатомии в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Феноменологический подход к личности ярко проявляется в работах Карла Роджерса, он сделал вывод, что основа природы человека направлена на продвижение вперед к целям.

Когнитивные теории личности основаны на осмыслении человека как «понимающего, анализирующего», так как он живет в мире информации, которую надо расширять, перерабатывать и использовать.

Таким образом, нужно отметить, что изучение личности похоже на сборку трудной головоломки. Разные направления, которые существуют сегодня, дают нам множество составляющих данной головоломки. Некоторые части, возможно, будут неиспользованные, как не подходящие к ней, а другие найдут применение. Однако считается, что когда появится более четкая и ясная картина, в нее, как составные части, встанут элементы разных теорий личности. Следовательно, можно прийти к заключению, что задача интеграции «кусочков» во всеобъемлющей картине будет проходить с привлечением интересных разработок, существующих сегодня в исследованиях личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение человеческой личности имеют длинную и удивительную историю. Философско-литературный период начинается в глубокой древности. Долгое время ученые не могли разработать емкого и одновременно четкого и простого определения понятию «личность». Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. Все психологические подходы или направления имеют свою, отличающуюся от других, теорию личности.

Сегодня социальная психология исследует личность, как социально-психологическое образование, формирующееся через жизнь человека в обществе. Человек, как общественное существо присваивает новые личностные качества, когда вовлекается в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

До сих пор нет общепринятого мнения о том, какой подход следует использовать в изучении личности для понимания основных критериев поведения человека. На данной стадии развития сосуществуют разные теории, которые описывают личность как сложное целое и вместе с тем объясняют различия между людьми. Эго-теория развития личности Эрика Эриксона имела огромное влияние на психологию. Его концепции нашли широкое применение в сфере дошкольного образования, профессионального консультирования, в социальных службах и в различных сферах бизнеса.

Теория личности Эриха Фромма, выразительно описывает социальные детерминанты личности. Как теоретик представитель гуманистического направления, Фромм писал, что поведение человека не объяснить только влиянием культуры, которая существует в определенный момент истории. Карен Хорни как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории Фрейда. Наиболее значимый вопрос касался решающей роли физической анатомии в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Феноменологический подход к личности ярко проявляется в работах Карла Роджерса, он сделал вывод, что основа природы человека направлена на продвижение вперед к целям.

Когнитивные теории личности основаны на осмыслении человека как «понимающего, анализирующего», так как он живет в мире информации, которую надо расширять, перерабатывать и использовать.

Таким образом, нужно отметить, что изучение личности похоже на сборку трудной головоломки. Разные направления, которые существуют сегодня, дают нам множество составляющих данной головоломки. Некоторые части, возможно, будут неиспользованные, как не подходящие к ней, а другие найдут применение. Однако считается, что когда появится более четкая и ясная картина, в нее, как составные части, встанут элементы разных теорий личности. Следовательно, можно прийти к заключению, что задача интеграции «кусочков» во всеобъемлющей картине будет проходить с привлечением интересных разработок, существующих сегодня в исследованиях личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2010.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2006.
  3. Белинская Е. П. Социальная психология личности – М., 2007.
  4. Битянова М. Р. Социальная психология – М., 2010.
  5. Бодалев А. А. Психология о личности. - М., 2008.
  6. Гуревич П. С. Психология личности – М., 2009.
  7. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для ву­зов. - М., 2002.
  8. Каменская Е. Н. Психология личности. Конспект лекций – М., 2010.
  9. Кон И.С. В поисках себя. - М., 2004.
  10. Крысько В. Г. Социальная психология - М., 2007.
  11. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов – Санкт – Петербург, 2009.
  12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - М., 2011.
  13. Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003.
  14. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 2002.
  15. Мельникова Н. А. Социальная психология – М., 2008.
  16. Мерлин B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. - М., 2009.
  17. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства. - М., 2010.
  18. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общество – М., 2007.
  19. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 2006.
  20. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М., 2007.
  21. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности – Ростов – на - Дону, 2009.
  22. Сухов А. Н. Социальная психология – М., 2009.
  23. Сущенко С. А. Социальная психология – Ростов – на - Дону, 2006.
  24. Шибутани Т. Социальная психология – Ростов – на – Дону, 2008.
  25. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. – М., 2009.
  26. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – М., 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных пси­хологических кризисов:

  1. Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия - сомнения и стыд (в возрасте около двух-трех лет).
  3. Появление инициативности - чувство вины (примерно от трех до шести лет).
  4. Трудолюбие - комплекс неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение - индивидуальная серость и кон­формизм (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность - личностная психологическая изолированность (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью - отчаяние (старше 60 лет).
  1. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности

  2. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства

  3. Белинская Е. П. Социальная психология личности

  4. Каменская Е. Н. Психология личности

  5. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности

  6. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности

  7. Сухов А. Н. Социальная психология

  8. Андреева Г. М. Социальная психология

  9. Андреева Г. М. Социальная психология

  10. Крысько В. Г. Социальная психология

  11. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности

  12. Реан А. А. Психология личности

  13. Роджерс К. К науке о личности

  14. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности

  15. Хьелл Ларри, Дэниел Зиглер Теории личности

  16. Шихирев П. Н. Современная социальная психология

  17. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология личности