Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (Личность в социальной психологии)

Содержание:

Введение

Данная курсовая работа посвящена теме "Проблема личности в социальной психологии".

В настоящее время в современном обществе изучением проблемы личности занимаются многие науки и дисциплины, такие как психология, в частности, антропология, этика, педагогика, философия, генетика и другие.

Включение человека в социальный мир основано на его понимании и освоении системы существующих в этом мире субъект-объектных отношений. С этой точки зрения, субъективные, психологические отношения человека к окружающему его миру составляют его основное содержание как личности. Бытие личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно "работать" лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях. Данная тема изучается на стыке многих взаимосвязанных дисциплин, к примеру некоторые из них: "Социология" и Психология".

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы об актуальности выбранной темы "Проблема личности в социальной психологии" которая заключается в высоком интересе общества и наук, а также недостаточной разработанностью.

В рамках социальной психологии объясняется, каким образом личность усваивает социальные влияния и каким образом она реализует свою социальную сущность.

Объектом данного исследования выступает личность, психологические закономерности поведения, деятельность и взаимодействия людей.

Предмет исследования – методики исследования проблем личности.

Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии, изучить понятие, структуру и формирование личности с точки зрения различных подходов; рассмотреть культурно-антропологическую интерпретацию личности.

Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;

-исследовать проблемы личности в социальной психологии;

-изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;

Структура данной курсовой работы включает в себя: введение, две главы и заключение.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты личности в социальной психологии". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Проблема личности в социальной психологии".

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы "Проблема личности в социальной психологии".

Источниками информации для написания данной курсовой работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей и ученых в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Проблема личности в социальной психологии", справочная литература и прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Личность в социальной психологии

В повседневной жизни можно не раз услышать выражения: "Вот это личность", "сильная личность", соответственно в нашем сознании присутствует свое обыденное понимание того, что такое личность. Понятие личности рассматривают многие науки, изучающие человека и общество. Это и психология, и педагогика, и социология, история и многие другие - каждая из этих наук определяет личность как категорию, как комплекс черт индивида, которые меняются в зависимости от культуры и времени.

В психологии понятие личности трактуется как устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида и приобретенные им знания.

Любой человек является частью общества, частью социума, вне зависимости от желания. Человек занимает свое положение в обществе и выполняет отведенную ему роль, и повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность.

Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий. Различные направления психологии по-разному рассматривают и трактуют понятие личности.

С одной стороны, личность – это человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Соответственно определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке. Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.Социальная психология – одна из базовых отраслей психологического знания.

Понятие личность относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Так один из видных деятелей психологической и педагогической науки Б.Г. Ананьев отмечал, что "личность – прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств". К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский (совесткий и российский психолог) охарактеризовал личность в системе межличностных отношений и выделил выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность "как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений". Л.Первин и О. Джон разместили основные понятия различных теорий и подходов к личности в виде таблицы (таблица 1). [1]

Таблица 1.

Основные понятия различных теорий и подходов к личности (Первин, Джон, 2000)

Теория или подход

Структура (базовые элементы, или строительные блоки личности)

Процесс (динамические аспекты личности, включая мотивы)

Рост и развитие (как развиваются уникальные личности)

Психодинамическая теория (З. Фрейд)

Оно, Я, Сверх-Я, бессознательное, предсознательное, сознательное

Сексуальный и агрессивный инстинкты; тревога и механизмы защиты

Эрогенные зоны, оральная, анальная, фаллическая стадии развития, Эдипов комплекс

Феноменологическая теория (К.Роджерс)

Я, идеальное Я

Самоактуализация, конгруэнтность Я и опыта, неконгруэнтность и защитное искажение опыта, а также его отрицание

Конгруэнтность и самоактуализация либо неконгруэнтность и защита

Подходы к личности со стороны ее черт (Г. Оллпорт, Г. Айзен, Р. Кэтэлл)

Черты

Динамические черты, мотивы, связанные с чертами

Вклады наследственности и среды в детерминацию черт

Бихевиоризм и небихевиоризм (Теории научения) (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, К.Л. Халл, Дж. Доллард)

Реакция

Классическое, инструментальное, оперантное обусловливания

Подражание; режимы подкреппления и последовательные приближения

Когнитивная теория Д.А.Келли

Конструкты

Процессы, направляемые ожиданиями событий

Рост сложности и определённости системы конструктов

Социальнокогнитивная теория научения личности (А.Бандура, У.Мишел, Дж. Роттер)

Ожидания, стандарты, цели; убеждения в самоэффективности

Научение через наблюдение, косвенное обусловливание; процессы самооценки и саморегуляции.

Социальное научение через наблюдение и непосредственный опыт; пазвитие суждений о самоэффективности и стандартов саморегуляции.

Когнитивные, информационно-процессуальные подходы к личности

Когнитивные категории и схемы; атрибуции; обобщённые ожидания

Стратегии переработки информации; атрибуции; возможные Я и саморегуляторы.

Развитие когнитивных компетентностей, Я-схем, ожиданий, атрибуций

Социальная психология рассматривая понятие личности уделяет внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа. Где личность рассматривается как носитель определенных общественных отношений, и в рамках его принадлежности к определенной социальной группе.

Характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, – в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.

Социальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания. Данный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова "Я" и своеобразной философско-психологической "Я-концепции", которая объединила гносеологические образы "видения человеком самого себя".

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и позна­ваемого объекта. Впервые предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку американский психолог У. Джемс в своей книге «Принципы психологии».

Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эм­пирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I).

«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

- духовное «Я»;

- материальное «Я»;

- социальное «Я»;

- телесное «Я».

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джеймс предложил формулу оценивания личностью самой себя, которая выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

Успехи

самооценка = ----------------

притязания

В целом теория «Я-концепции», разра­ботанная в рамках феноменологическо­го подхода, сводится к следующему:

  1. Поведение является продуктом восприятия индивида, которое по своей природе феноменологично: психологи­ческая реальность индивида — это не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективного восприятия в момент поведения.
  2. Центральной, интегрирующей точ­кой феноменального поля индивида яв­ляется «Я-концепция», вокруг которой организуются все образы восприятия.
  3. «Я-концепция» — это одновременно и продукт восприятия, и совокупность пред­ставлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.
  4. С формированием «Я-концепции» поведение в целом начинает регулироваться ею.
  5. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекс­тах, в этом состоит ее прогностическая ценность.
  6. Потребность в положительном отношении других людей возникает параллель­но с формированием «Я-концепции». Потребность в своем положительном отноше­нии к себе (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опы­та положительной оценки себя другими людьми.
  7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я-концепцией» используются различные защитные стратегии.
  8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека — потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я-концепции».

Дальнейшее развитие теории «Я-концепции» шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания «Я-концепции» и поис­ков надежных эмпирических референтов для изменения, результатом чего стало пред­ставление ее как совокупности, или структуры установок индивида на самого себя (Р. Бернс). Эта структура может быть представлена в виде схемы (рис. 1). Установки группируются в три категории:

  1. реальное «Я» (каким себя представляет индивид на данный момент);
  2. социальное «Я» (как, по мнению индивида, его представляют другие люди);
  3. идеальное «Я» (каким индивиду хотелось бы быть) [2].

Рис. 1. Структура установок индивида на самого себя (Р. Бернс).

Социальная психология рассматривая личность и исследуя психологические особенности индивида в кросс-культурном направлении разделаяет все культуры условно на два подразделения: коллективистcкие и индивидуалистические. Культуры индивидуалистические зародились и развивались на Западе, там же появилась идея человеческой индивидуальности, а личность стала массовым социальным явлением [3].

Макс Вебер объяснил это тем, что облик современного европейского западного общества развивался под воздействием идей христианства (в котором обожествляли личность Творца)[4]. В отличии от европейского общества на Востоке индивидуальность не поощряли, что опять вытекает под воздействием идей религии.

Философ Дж. Локк в в. обратил внимание на феномен личности, писал: " Я думаю, что личность есть разумное мыслящее существо, которор имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в разных местах только благодаря тому сознанию, которое неотделимо от мышления и, на мой взгляд, существенно для мышления, ибо невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает [5].

Выводы:

Понятие "личность" относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Понятие личность рассматривалось со стороны многих дисциплин и наук, каждая из которых представила свою теорию, все это указывает на актуальность изучения личности.

Глава 2. Проблемы личности в социальной психологии

В настоящее время все согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками [1]. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Всеобщий интерес многих наук к проблеме изучения личности является очень важным, так как решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Такая совместность усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, который возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин. Таким образом возникает одна из первых проблем в изучении личности в социальной психологии, это необходимость абстрагироваться от граничащих дисциплин таких как психология и социология, и установить отличие своего подхода к изучению этого вопроса.

Как отмечает И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность "как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения" [6].

К.К. Платонов выделил в структуре личности ее различные подструктуры и уровни:

  1. биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);
  2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);
  3. подструктура социального опыта ( приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);
  4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности — убеждения) [7].

По мнению К.К. Платонова, эти подструктуры различаются по "удельному весу" социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Если общая психология концентрирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, поскольку социальная детерминация личности представлена именно на уровне этой подструктуры. На долю общей психологии остается лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено в биологическую подструктуру) и свойств отдельных психических процессов — памяти, эмоций, мышления (что сведено в подструктуру индивидуальных психологических особенностей). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто не представлена [7].

Абсолютно иной подход к этому вопросу был предложен А.Н. Леонтьевым. Который перед тем как перейти к характеристике структуры личности, формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Основная идея в том, что "личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается" [8].

Основная задача социальной психологии в исследовании проблем личности заключается в определении каким образом, в каких конкретных группах, личность усваивает социальные влияния, а также каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

В социальной психологии особое внимание уделяется микросреде формирования личности, регуляторам поведения и деятельности человека, а также всей системе межличностных отношений и их эмоциональная регуляция.

Социальная психология в исследовании личности изучает взаимоотношение личности с группой. На основании таких отличий вычленяется проблематика группы. Возникают проблемы, характерные для социальных групп, но теперь рассматриваемые со стороны личности. Например, проблема лидерства, который связан с личностными характеристиками лидерства как группового явления; проблема аттракции, рассмотренная с точки зрения характеристики некоторых черт эмоциональной сферы личности, проявляющихся особым образом при восприятии другого человека. Т.о. специфически социально – психологическое рассмотрение проблем личности – другая сторона рассмотрения проблем группы [8].

Одна из важных концепций - концепция персонализации индивида. Исходя из этой концепции следует каждый индивид характеризуется потребностью быть личностью. Быть и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для индивида качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы, и способностью быть личностью, т. е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью. Возможность реализации указанной потребности, степень выраженности и осознанности которой индивидуально вариативна, при наличии соответствующих способностей создает группа высшего уровня развития, коллектив, где персонализации каждого — условие персонализации всех. В.А. Петровский предпринял первую попытку использовать концепцию персонализации для построения модели развития личности.

Социализация - процесс становления личности. В ходе этого процесса, который продолжается в течение всей жизни, человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Социализация начинается с первых минут жизни человека и осуществляется в трех сферах: деятельности, общении, самосознании. В процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (ходить, читать, думать, учиться, играть на пианино, делать инъекции и т.д.), определяя для себя при этом наиболее значимые ее аспекты. Он выбирает для себя главную деятельность и подчиняет ей все остальные. В процессе жизнедеятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медицинская сестра, вратарь, студент, муж и т.д.) и осмысливает их.

Конструкты

Эмоциональное

Эмоциональное, и рациональное

Рациональное

Активность субъекта социализации

Интерпретация, социальное экспериментирование

Заимствование (или подражание)

Пассивность объекта социализации

Заражение

Идентификация и интернализация

Подчинение

Конформизм

Таблица 1. Механизмы социализации с точки зрения активности - пассивности и эмоционального - рационального включения субъекта в процесс социализации.

Е. П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности:

1) на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;

2) далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.

Выделение Е. П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей, а также за счет становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что приводит к принятию им предписанного социального статуса.

В данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация - непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие – внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. п. В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически бывают вытеснены в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т.п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.

Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть, если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. Также результатом процесса «статусной» социализации является формирование определенного самосознания и социальной идентичности личности.

В исследованиях поведения личности используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка" при описании социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности.

Под социальным статусом понимается некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. В любом обществе статус определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Существуют так называемые статусные проблемы в социальной психологии - то есть возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непристижность профессии учителя). Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения). Считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения.

Социальные мотивы выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.

Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл [8].

В становлении личности в группах выделяют несколько фаз (рис. 2).

Рис. 2. Модель развития личности в группе (П — потребность быть личностью, С — способность, И — источник, Р — результат. Стрелка — просоциальное развитие личности. Пунктир— ассоциальное).

Первая фаза становления личности предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе». Субъективно — потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сферы других людей, имеющих значения именно для них, а не для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновений неоформаций личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень. Обозначим эту первую фазу как фазу адаптации.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что он стал таким, как все в группе, — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Это характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности, Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики он как личность утрачивает себя, потому что другие в нем не могут ее разглядеть в силу ее стертости в их жизни и сознании. В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, «бывалость» в отношениях между полами, смелость, граничащая с бравадой, особая манера в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в этой референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию. Обозначим эту вторую фазу как фазу индивидуализации.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т. д. В результате эти выявившиеся отличия (рабочая смекалка, юмор, самоотверженность и т. п.) принимаются и поддерживаются коллективом — происходит интеграция личности в общности. Отметим, что интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит в соответствие свою потребность в персонализации с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, который занимает в этом случае позицию лидера. Впрочем, взаимная трансформация личности и группы всегда так или иначе происходит. Если противоречие между индивидом и группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция, имеющая следствием либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическую изоляцию в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития, что в хорошем коллективе сопровождается принятием соответствующих воспитательных мер, обеспечивающих эффективную адаптацию молодого человека, которая, очевидно, не была ранее успешно осуществлена и завершена. Третью фазу назовем фазой интеграции личности в общности. В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются неоформации личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах — здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свое «инобытие» в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных неоформаций, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируется коллективизм как качество личности (развитое коллективистическое самоопределение, коллективистическая идентификация и т. д.) [10].

Проблематика личности неизменно остается одной из наиболее конфликтных в социальной психологии. Это было связано с самим ее предметом — изучением человека как социального существа. Внутренняя конфликтность всей социальной психологии личности поддерживалась невозможностью найти однозначный ответ на ее основной вопрос, а также определить однонаправленный вектор развития человека, не пренебрегая его обусловленностью всем социокультурным «полем», с одной стороны, и не отказывая в возможностях персонального самоопределения — с другой. Считается, что исследования личности в социологии посвящены ее рассмотрению как представителя той или иной социальной группы. В общей психологии личностная проблематика (типологии, проблема социализации, структура личности) рассматривается в контексте конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей, как социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социальных черт. Исследования личности в социальной психологии направлены на выяснение, каким образом, в каких группах личность усваивает социальные влияния, каким образом реализует свою социальную сущность. Таким образом, социально-психологическая проблематика касается взаимоотношений личности с группой, проблем социализации личности и проблем социальной установки.

Отечественная психология существенно обогатила социально-психологические представления о развитии личности. Среди теорий, в фокусе которых находится личность – психология отношений А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, теория установки Д. Н. Узнадзе, комплексный подход Б. Г. Ананьева, социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна, деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и др.

Общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу различных аспектов идентификационных структур личности стал все больший переход от представлений об их содержательной и функциональной определенности к идеям их динамической изменчивости и неопределенности. Таким образом, развитие проблематики личности в социальной психологии всегда оказывалось тесно связанным с существующими вариациями понимания социальности в целом. Постепенное смещение ее трактовок от «жестких», внешних, ролевых к более «размытым», социокультурно заданным, множественным обусловливало и соответствующую динамику представлений о личности как социальном субъекте. Для социальной психологии это выражается в наличии фактически трех равноправных логик анализа «неуловимой» личности нашего времени: понимания ее неопределенности, во-первых, как следствия объективных изменений всей социальной реальности, идущих в том же направлении, во-вторых, как следствия парадигмальных изменений в самой социальной психологии, все более смещающих фокус исследовательского интереса к анализу перемен, и, в-третьих, как отражения объективных изменений личности самого нашего современника, все более теряющего свою социальную определенность и заданность.

Вывод:

Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.

Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп. Социально-психологическими качествами личности являются:

  • Социальный статус
  • Социальная роль
  • Социальные мотивы
  • Социальная установка
  • Направленность личности
  • Ценностные ориентации

Заключение:

В результате изучения данной темы. Были сделаны следующие выводы: Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода. Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп. Личность существует и развивается в обществе, проходя определённые фазы развития. Сложности и основная проблематика рассмотрения личности в социальной психологии связана со сложностью разделения и разграничения границ науки и дисциплины, необходимо рассматривать личность со многих ракурсов и, учитывая среду, особенности индивида и т.д. Социокультурное пространство информационного общества формирует и предполагает понимание личности как многомерного и многослойного текста, представляющего собой одновременно и произведение своего жизненного мира, и креативную силу, способную к самодостраиванию и преобразованию окружающей среды. В информационном обществе образования и культура рассматриваются как исходный контекст диалога личности с окружающим миром и социумом. Жизненный мир личности как способ ее самовыражения и творчества, а ее экзистенциалы выступают орудиями воздействия на действительность. В современном мире эволюция личности возможна только в процессе диалога с окружающим миром, где образование и культура выступает в качестве контекста, в котором личность может прочитать свое будущее и будущее цивилизации.

Ссылки на использованную литературу

  1. П.А. Златин. Социология и психология труда. Часть 1. 2008
  2. В.Н. Дружинина. Психология (Учебник для гуманитарных вузов). 2001
  3. Н.И. Семечкин. Социальная психология. Учебник для вузов.
  4. А.А. Радугин. Культурология. 2001
  5. Р. Фрейджер, Дж. Фэйдимен. Теории личности и личностный рост.
  6. И.С. Кон. Социология личности. 1967
  7. А. Малаков. Общая психология
  8. Г. Андреева. Социальная психология
  9. А.В. Петровский. Введение в психологию
  10. А. Петровский. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.

Использованная литература:

  1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. 1980
  2. Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания. 1977
  3. Анастази А. Психологическое тестирование. 1982
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. 1980
  5. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская I.A. Современная социальная психология на Западе. 1978
  6. Американская социология (Перспективы. Проблемы. Методы). 1972
  7. Бандурка А.М., В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. Основы психологии и педагогики. 2009
  8. Бабосов Е.М. Личность, коллектив, общество. 1975
  9. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. 1978
  10. Дерябин В.С.. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки. 2010
  11. Дуева Л.П, Социальная среда и сознание личности. 1968
  12. Маслов П.П. Социология и статистика. 1967
  13. Москаленко А.Т., В.Ф. Сержантов. Личность как предмет философского познания. 1984
  14. Островская И.В. Психология. 2011
  15. Парыгин Б. Социальная психология. 1999
  16. Самыгин С.И., Л.Д. Столяренко. Психология и педагогика. 2012
  17. Фетискин Н.П. , В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2009

Приложениe 1

Схема 1. Связь социальной психологии с другими науками

Взаимосвязь социальной психологии с общественными и естественными науками предоставляет возмож­ность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений, процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отноше­ний и носителем социальной психики.

Социология представляет интерес для социальной психологии благодаря исследованиям проблем соотно­шения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п.

Исторические науки показывают, как с помощью социальной психологии осуществляется развитие соци­альной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в усло­виях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Приложениe 2

Схема 2. Варианты определения места социальной психологии: ("границы" с социологией и психологией)