Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Права человека история и современность»

Содержание:

Введение


Право - это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Права человека -- права, образующие основу правового статуса личности.

Будучи сложными явлениями, право и права человека попадают в поле зрения и социологии, и правоведения, и многих других наук. Каждая из них подходит к указанным вопросам по - своему, исходя из собственной природы и характера. Отсюда - проблема многообразия наук о праве и правах человека, и, как следствие, правопониманий.С течением времени меняются представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале XX в.в. российские ученые юристы связывали с правовом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание его зависимости от власти. В 20 - х годах нашего века формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового, социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права. Но в 50-х годах вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором помимо норм выделяются правоотношения и правосознание.

Коренные изменения общественного строя в России в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право.

Глава I.Понятия и истоки прав человека.

Теорий происхождения государства и права много. Они нередко противоречат друг другу и не содержат однозначных ответов на сложные вопросы. Почти каждая из существующих теорий, объясняющих появление государства и права, помогает осмыслить проблему.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны. В самом общем виде эта взаимосвязь заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формирует (принимает) законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия;
  • органическая;
  • психологическая;
  • расовая;
  • материалистическая (марксистская).

Самая ранняя из этих теорий - теологическая. Она обосновывает Божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о возникновении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы и государство, и законы. В средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Патриархальная теория, развивавшаяся еще Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава - отец, в государстве - монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет Божественное происхождение.

Наиболее известные создатели и приверженцы теории договора - Г. Гроций (1583-1643), Б. Спиноза (1632-1677), Т. Гоббс (1588-1679), Д. Локк (1632-1704), Ж. - Ж. Руссо (1712-1778), в России - А.Н. Радищев (1749-1802). Эта теория трактует государственную власть как следствие объединения людей, заключивших между собой добровольное соглашение (договор). Отвергается идея Божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукты воли и деятельности людей.

В результате заключения договора люди передали властителям часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Вследствие этого государственная власть приобретает законную силу и оказывается принадлежностью всего народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний имеет право ее свергнуть.

Теория насилия, сформулированная в трудах некоторых историков XIX в., существует в различных вариантах. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения - государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это - вечный закон природы. Приверженцы этой теории чаще всего абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427 - 348 или 347 гг. до н.э.), Аристотеля, Г. Спенсера (1820-1903) и других мыслителей. Структура и функции государства сопоставляются с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г. Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма.

Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабляется весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория существует с середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л. Петражицкий (1867-1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим - подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из деления людей на “высшую" и “низшую" расы - расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их “статус”, являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж. Гобино (1816-1882) считал, что на протяжении веков представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты.

В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы - К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) и другие. В соответствии с их воззрениями, главная причина возникновения государства и права связана с экономическими отношениями. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменного строя к государственному, от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило и его разделение на властителей и зависимых. Общество оказалось расколото на классы, что в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство, с точки зрения марксистов, есть порождение непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и т.д.), необходимость в государстве отпадет.

Попытаемся резюмировать приведенные выше соображения о происхождении государства и права.

Как появились законы и государство? Одно можно сказать с полной уверенностью: произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно столетие. При первобытнообщинном строе производительность труда была низкой, собственность - по преимуществу общественной, а труд - коллективным. Социальные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве.

Они стала возникать по мере усложнения общественных отношений. Возникла необходимость в “третьей силе”, которая была бы способна рассудить участвующие в различных конфликтах стороны. Такой силой стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая.

Население в государстве разделяется не по родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая занимается именно тем, что управляет, используя для подчинения непокорных тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, регулярное войско и т.д.

1.1Развитие права в России до XIX век.

Практика законодательного регулирования отечественной общественной жизни берет начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения различных элементов, порой несовместимых), на основе сочетания языческих и христианских воззрений.

Первые памятники отечественной философско-правовой мысли - “Слово о законе и благодати" митрополита Илариона (середина XI в.), “Повесть временных лет”, “Поучение" князя Владимира Мономаха, “Слово о полку Игореве" (XII в.), “Моление Даниила Заточника" (XII-XIII вв.). В этих произведениях обсуждались (или осмысливались) вопросы о происхождении Русского государства, о законности существующей власти, о формах государственного правления, о взаимоотношениях правителей и подвластных.

Главный древнерусский источник светского права - Русская правда (XI-XIII вв.).

История становления права в России (и в сопредельных с нею странах), как и всюду, зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии народов.

На Востоке, например, принято в очень большой степени соизмерять правовые представления с древними обычаями, традициями. Возможности самопроявления человека зависели (и во многом зависят до сих пор) от пола, возраста, родовых связей. У народов, оказавшихся под сильным влиянием западной культуры, основанной на постулатах католической и протестантской религий, отношение к праву в значительной мере определялось содержанием писаных законов, постепенно всё больше освобождавших человека в его экономической и политической деятельности. Для славянских народов, в частности русского, в какой-то степени была характерна промежуточная позиция в реализации правовых норм и принципов.

Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам Священного Писания, а не писаным законам. Может быть, поэтому попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, часто наталкивались на недоверие широких слоев народа к юридическому “крючкотворству”.

Правовые нормы, регулировавшие общественные отношения на Руси, до монголо-татарского нашествия были в целом близки тем, что зафиксированы в различных западноевропейских раннесредневековых правдах (Алеманнской, Салической и др.).

После ордынского завоевания одной из главных тем размышлений русских писателей стала судьба отечественной государственности (“Слово о погибели Русской земли”, XIII в.; “Задонщина”, XIV-XV вв.; “Сказание о Мамаевом побоище”, XV в.).

В период московской централизации актуальной становится теория преемственности великодержавия Москвы от Византии (представления о Москве как о Третьем Риме, впервые сформулированные иноком Филофеем). Развиваются и концепции, призванные обосновать законность правящей династии, идею абсолютного самодержавия (Иван IV, И.С. Пересветов), идею сословно-представительной монархии (Андрей Курбский). Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).

В 1497 г., в правление Ивана III, был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Он был создан на основе переосмысления норм Русской правды, Псковской судной грамоты, княжеских устных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран.

Судебник содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление в этом документе обозначено понятием “лихое дело”. Описывались различные имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества, а также преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом.

Судебник ознаменовал появление единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы были направлены на защиту государственного порядка, прав собственности на всей территории государства.

К началу XVII в., ко времени Смуты, большое значение приобретает проблема выбора между сословно-представительной и неограниченной монархией. К середине XVII в. идея сословно-предствительной монархии уже пережила кульминацию, и на первый план выступают приверженцы просвещенного абсолютного монархического правления (Симеон Полоцкий, Крижанич и др.).

В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче после (и отчасти - вследствие) мятежа посадских людей был принят юридический документ огромной важности - Соборное уложение. Характерно, что при его составлении в значительной мере учитывалось не только мнение высшей знати, но и содержание челобитных, поданных выборными земскими людьми, т.е. мнение довольно широких социальных кругов.

Соборное Уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. В них содержатся нормы государственного права, устав судоустройства и судопроизводства, нормы вещного и уголовного права, а также описание статуса различных сословий: крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков.

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с судебниками. Соборное уложение регулировало все стороны общественной, экономической, политической жизни того времени.

Идеология просвещенного абсолютизма (Феофан Прокопович, Татищев) крепнет в период правления Петра I. В основу этой идеологии была положена мысль об “общем благе”; средством его достижения объявлялась государственная власть.

Значительные изменения в начале XVIII в. были внесены в систему государственного управления (возникли Сенат, коллегии, канцелярии, губернское управление, городское управление, новые суды и др.).

Реформы Петра I оформили деление всего населения России на четыре основных сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Была принята Табель о рангах (1722). Этот правовой акт позволял представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получить за хорошую службу сначала личное, а потом и потомственное дворянство.

В первые десятилетия XVIII в. зависимые крестьяне и холопы окончательно слились в одно крестьянское сословие, обложенное податью. Налог с каждого двора был заменен налогом с каждого лица мужского пола. Десятки тысяч крестьян и мастеровых были насильно согнаны на строительство северной столицы, флота, на уральские рудники и заводы. К середине XVIII в. окончательно оформилось крепостное право. В царствование Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около 1 миллиона государственных (черносошных) крестьян. Положение помещичьих крестьян мало чем отличалось от положения рабов. Многое, впрочем, зависело от нравственных качеств владельцев крепостных крестьян: у одних мужики жили достаточно сносно, другие бесчеловечно издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми.

Размеры барщины и оброка до царствования Павла I не были определены законом. Помещики могли наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Крестьянские восстания XVIII в. стали следствием произвола и насилия властьимущих.

Со второй половины XVIII в. развитие российской общественно-политической и правовой мысли во многом определялось полемикой приверженцев идей Просвещения и сторонников охранительных концепций. Интересно, что сама Екатерина II пыталась использовать просветительские идеи естественного права и общественного договора для решения охранительных задач, которые в политике просвещенного абсолютизма причудливо сочетались с задачами реформаторскими.

Некоторые просветители довольно радикально понимали суть идеи естественного права. Так, Радищев, утверждая и обосновывая примат прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий, ставил вопрос о коренном преобразовании этих условий. Весьма интересный вариант соединения западных демократических институтов (конституции, парламента и т.д.) с практикой российского абсолютизма предложил М.М. Сперанский. Сходная позиция была характерна и для Н.М. Карамзина.

Общество и государство - феномены, не совпадающие друг с другом. Общество порождает нормы естественного права (частного) и требует защиты со стороны государства. Публичное право, отождествленное с государством, должно создавать условия для действия права частного, ограничить само государство как средоточие политической власти, могущей использоваться как во благо, так и во вред обществу. Общество и государство являются правовыми феноменами.

1.2 Современное понимание прав человека, их типология

Функции права направлены на решение коренных задач, стоящих перед правом на определенном этапе его развития.

Функции какого-либо права зависят от его сущности. Сущность права состоит в том, что оно регулирует отношения в обществе. Поэтому функции права - это основные направления воздействия права на поведение людей.

Выделяют следующие функции права:

  • охранительные
  • регулирующие
  • социальные

Охранительные функции права нацелены на охрану наиболее важных политических и экономических интересов и отношений, направлены на их неприкосновенность. Для этого право устанавливает запреты и вводит юридическую ответственность за их нарушение. Кроме того, устанавливая запреты, право ориентирует людей на соблюдение тех ценностей, которые взяты под охрану государства.

Регулятивная функция считается главенствующей в системе функций права, так как основное социальное назначение права состоит в регулировании общественных отношений. Регулятивная функция означает, что право устанавливает правила поведения:

С помощью законов закрепляет в них те нормы, которые должны быть использованы.

Право указывает, в каких случаях, для каких лиц действуют эти нормы, устанавливает сроки использования этих норм. Четко описывается процедура использования нормы.

Социальная функция направлена на регулирование отношений в самых разных областях жизни общества (в экономике, политике, здравоохранении, образовании, экологии и пр.). В праве существует специальное законодательство для разных сфер общества, для регулирования общественных экономических отношений (налоговое право, финансовое право, законы о предпринимательской деятельности).

В политической сфере существует конституционное право. Право регулирует деятельность субъектов политической системы - государства, политических партий и т.д.

Иногда к социальной функции права относят воспитательную функцию права, так как она оказывает влияние на формирование личности граждан и установок поведения в коллективах.

Многозначное понятие формы права и его смысл до конца не определен. Часто вместо этого понятия используют другое понятие - источники права. Под источником принято понимать формы выражения правовой нормы. Чаще всего такой формой являются нормативно - правовые акты, принятые государством и подразделяемые на законы и подзаконные акты Однако, кроме этого, к формам и источникам права относятся правовые обычаи и правовые прецеденты, подразделяющиеся на судебные и административные. В некоторых случаях, например, в Великобритании эти два источника права играют главную роль, поэтому английское право называют прецедентным. В России главную роль играют нормативно - правовые акты.

Обычаи - это часто повторяющиеся, сложившиеся нормы поведения, которые существуют длительный период времени и которых придерживается большинство людей. Обычай не записывается никаким законом, однако, его функции разрешают спорные дела даже в суде.

Прецедент - случай; юридический источник. Иначе говоря, под прецедентом понимают решение суда, которое должно быть обязательным для принятия последующих решений нижними судами. Суд объявляет решение или приговор, создает норму права, то есть другие суды, разбирая похожие дела, должны принимать то же решение.

Нормативно-правовой акт - это наиболее часто встречающийся источник права. Он возник вместе с появлением государства, так как он является правовой нормой, принятой государственной властью. Главную роль в праве он начинает играть с 18 века. Тогда появляется концепция верховенства закона; обычаи, прецедент, должны подчиняться законам государства. В настоящее время верховенство закона начинается с Конституции, она является важным ядром всей правовой системы страны. Все законы должны соответствовать Конституции Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт - это не только закон. Законом является норма права, принятая законодательной властью, то есть, парламентом. Кроме закона к нормативно-правовым актам относятся указы главы государства, постановления правительства, приказы министров.

Права личности занимают одно из центральных мест в политической и юридической науках. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права).

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами.

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные и наиболее значимые ценности, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

Конституция России признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17). В этой связи возникает вопрос: "Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами"? По-видимому, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст.17 со ст.55 Конституции РФ. В последней из названных статей отмечается, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч.2 ст.17 речь идет только об основных правах и свободах, что позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст.22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ.

Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д.

Однако, необходимо отметить, что выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализация этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст.55 Конституции).

Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся: свобода предпринимательской деятельности; право частной собственности, в том числе и на землю; свобода труда и право на труд в надлежащих условиях; право на отдых; охрана семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право пользования учреждениями культуры (ст.34-44). Приведенный перечень социально-экономических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необходимого механизма реализации.

Право на жизнь. В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления, предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство, террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни был установлен мораторий.

Однако все эти меры не устранили неравенства граждан, в отношении которых смертные приговоры выносились в одних случаях судом присяжных, как это четко требует ст.20 Конституции РФ, а в других - судами без привлечения суда присяжных. Неравенство возникает из-за того, что суды присяжных созданы только в 9 субъектах РФ.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1999 г. обратил внимание Федерального Собрания на то, что после принятия в 1993 г. Конституции оно располагало достаточным временем для выполнения предписаний ст. 20, и признал, что "с момента вступления в силу настоящего постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей".

Достоинство личности. Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства.

Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте ст.21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита человеком своей чести и доброго имени, запрет сбора информации о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др.

Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и уголовного процесса. Так, в Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Уголовно-процессуальный кодекс требует от следователя при производстве обыска принимать меры к тому, чтобы при этом не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица, а личный обыск производился только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства человека.

Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе РФ. Здесь жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие конституционные личные права и свободы квалифицируются как нематериальные блага (ст.150).

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть "не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия". В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т.д.).

Конституционный Суд РФ. выразил озабоченность в связи с недостаточностью гарантий права на свободу, вытекающего из ч.1 ст.22 Конституции РФ и п.1 ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулирующего условия правомерного ограничения этого права. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.

Исходя из вышесказанного можем констатировать, что Россия - это демократическая страна, где права человека защищены законодательно 9хотя и не всегда соблюдаются на практике - ну так это не только в России).

Глава II.Содержание и анализ личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17 Конституции РФ). Человек и гражданин обладает различными правами и свободами. К ним относятся политические, экономические, социальные, культурные, а также личные права и свободы, которые будут рассмотрены в данной главе.

.Право на жизнь.

Пункт 1 статьи 20 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жизнь. Данное право является фундаментальным, ключевым и в решающей степени предопределяет демократический и гуманистический характер всех остальных прав и свобод человека и гражданина. Право на жизнь провозглашено международно-правовыми актами о правах человека, конституциями стран мира и рассматривается как неотъемлемое право каждого человека.

Право на жизнь неотчуждаемо, не зависит от наличия или отсутствия гражданства, принадлежит человеку в силу его рождения, не может быть ограничено.

С точки зрения эволюции системы правовых гарантий права на жизнь, особое значение имеет вопрос о смертной казни. Прежде всего, подчеркнем, что в результате настойчивых и разумных требований общественных и религиозных организаций ряда стран, в их конституциях смертная казнь - это процедура законного лишения человека его жизни. Смертная казнь, как мера наказания, запрещена. Это вид уголовного наказания, которое заключается в лишении человека жизни по приговору суда, за совершение особо тяжких преступлений. Данная мера наказания является высшей и исключительной.

Смертная казнь, согласно пункту 2 статьи 20 Конституции РФ, впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей.

Уголовный кодекс РФ сохранил смертную казнь, как вид наказания, однако ее роль, значение, возможности применения существенно изменились. Так:

·смертная казнь приобрела характер действительно исключительного наказания;

·сократилось количество составов преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь;

·изменилось качество преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, - особо тяжкие преступления против личности.

Также расширился круг лиц, которым не может быть назначена смертная казнь. А эту группу входят несовершеннолетние, женщины в состоянии беременности и мужчины старше 65 лет.

февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление №3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Данный запрет имел временный и исключительно технический характер и вопрос о смертной казни нельзя было назвать полностью решенным, поскольку она закреплена в Уголовном кодексе РФ в ст. 44 и ст. 59, а порядок её исполнения предусмотрен в главе 23 раздела VII Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

ноября 2009 года Конституционный суд РФ принял решение, согласно которому никакие суды в России более не могут выносить смертные приговоры. Конституционный суд РФ своим Определением №1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П» признал невозможность назначения смертной казни. Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до её отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной пунктом 2 статьи 20 Конституции РФ, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

Несмотря на правовую защищенность жизни, возможны ситуации, когда право на жизнь нарушается: (например, это гибель людей в условиях войны, при ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствиях, массовых беспорядках и т.д.). Объясняется это тем, что существует различие между юридическим провозглашением и фактическим состоянием права человека, в том числе на жизнь. К сожалению, учитывая специфику состояния жизни и реальной действительности, абсолютно защитить право на жизнь в настоящее время не удается.

.Достоинство личности

Согласно пункту 1 статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.

Само понятие «достоинство личности» - сложная, многозначная, нравственно-философская категория, которая в целом означает качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанность уважать других. Правом на достоинство обладают все члены общества.

В конституционно-правовом аспекте на первом месте находится соотношение «достоинства личности» и государства. Достоинство появляется и конкретизируется в правах человека, а охраняется оно государством. Без защиты и гарантии государства трудно, а подчас, и невозможно говорить о поддержании и охране достоинств личности. Государство - один из ведущих гарантов достоинства личности, но далеко не единственный.

Пункт 2 статьи 21 Конституции РФ гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

На защиту достоинства личности направлены многие нормы уголовного и гражданского права. В Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Существенны гражданско-правовые гарантии, зафиксированные в Гражданском кодексе РФ. Это, в первую очередь, жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство. Их значение и ценность подчеркиваются именно сейчас, в условиях формирования и функционирования рыночных, экономических отношений и становления гражданского общества в России.

.Право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 22 Конституции РФ гласит:

«1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

Среди статей Конституции РФ, посвященных личным правам и свободам, это право идет третьим, что подчеркивает его значимость и специфичность. Возможны различные определения права на свободу, причем, как отмечено в литературе, это право есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность, причем гарантированная самой Конституцией и федеральными законами, совершать любые правомерные действия.

В тесной связи с правом на свободу, являясь по существу его органическим развитием, состоит личная неприкосновенность человека, которая имеет достаточно широкий диапазон действия и применения.

Личная неприкосновенность - состояние человека, при котором он защищен от внешних посягательств на его жизнь, здоровье и духовный мир. Это - жизнь человека, здоровье, честь и достоинство, и другие элементы, которые могут быть значительно расширены. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его насилию и истязанием, обыску или наносить вред его здоровью.

Существенной демократической правовой новеллой Конституции РФ явилось установление Конституцией (ч. 2 ст. 22) такой серьезной правовой гарантии свободы и личной неприкосновенности, как судебный порядок ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Чрезвычайно актуальной продолжает оставаться проблема правовых и иных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность, как, впрочем, и на все другие права и свободы человека и гражданина.

В этой связи необходимо особо подчеркнуть большую и ответственную роль Конституционного Суда РФ в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Свобода и личная неприкосновенность - неотъемлемые условия жизни человека в цивилизованном обществе.

.Право на неприкосновенность частной жизни

Пункт 1 статьи 23 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Согласно 2 пункту данной статьи каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Частная жизнь человека - сложная и многоаспектная сторона его личной жизни. Это та сторона его личной жизни, которую человек, в силу своей свободы либо других факторов и обстоятельств, не желает делать достоянием других.

Необходимое условие нормальной жизни человека в обществе - неприкосновенность частной жизни - его поведения и деятельности в свободное от работы время (взаимоотношения в семье, домашний уклад, дружеские контакты, переписка, личные отношения вне работы). Это не только сложная, но и достаточно деликатная, подчас интимная сторона личной жизни и свободы человека, гражданина. Поэтому в Конституции РФ подчеркивается право на неприкосновенность частной жизни.

Конституция устанавливает порядок, при котором данная сфера жизни должна быть тайной для посторонних, и защищена от внимания и влияния внешнего мира (в отличие от ситуации в 50-60 гг., когда государство стремилось взять под контроль даже личную жизнь граждан).

Согласно статье 23 Конституции РФ существуют следующие конституционные гарантии частной жизни:

1.Право человека на личную и семейную тайну. Это актуальное и сложное право. Оно должно всемерно защищаться, но нередко наталкивается на различные препятствия, противодействия со стороны определенных лиц. Следовательно, нужна государственная поддержка этого права.

2.Право на защиту своей чести и доброго имени. В случаях, когда честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он имеет право потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусмотрено Уголовным кодексом РФ. В случаях, когда клеветничество и порочащие человека сведения, данные, иная информация публикуется в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений и информации.

.Пункт 2 статьи 23 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Уголовное законодательство квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление.

С понятием неприкосновенности частной жизни, тесно связано понятие профессиональной тайны, то есть закрытости сведений о личной жизни граждан, полученных специалистами в сферах, связанных с частной жизнью.

К профессиональным относятся:

  • медицинская тайна;
  • адвокатская тайна;
  • нотариальная тайна;
  • банковская тайна;
  • тайна усыновления;
  • тайна исповеди.

Неприкосновенность частной жизни (но не профессиональная тайна), может быть нарушена только в трех случаях:

  • в условиях военного или чрезвычайного положения;
  • при защите здоровья граждан;
  • в сфере охраны правопорядка.

Близким к праву на неприкосновенность частной жизни являются: свобода коммуникации и право на защиту персональных данных. Свобода коммуникации подразумевает право на неприкосновенность личной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и др. Ни госорганы, ни должностные лица не вправе нарушать свободу коммуникации. Прослушивание телефонов, перлюстрация (вскрытие) корреспонденции запрещены. Данные действия допускаются только на основании закона при предварительном судебном решении.

Статья 24 Конституции РФ гласит:

«1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Это принципиальное и демократическое правовое предписание составляет неотъемлемую, органическую часть свободы и личной неприкосновенности человека и гражданина. Причем чрезвычайно ценна та ее часть, в которой устанавливается обязательность согласия лица на распространение информации о нем.

Составной частью статьи 24 Конституции РФ, по существу, является предусмотренная законом (статья 139 Гражданского Кодекса РФ) норма об охране служебной и коммерческой тайны, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицом, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к обеспечению ее конфиденциальности.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Жилище - помещение для постоянного или временного проживания в нем людей. Жилищем являются (либо к нему приравниваются): квартиры, комнаты, площади общего пользования, хозяйственные постройки, комнаты в общежитии, больнице, санатории, каюты на корабле, иные площади (помещения), пригодные для проживания.

Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Запрещается всякое аудиовизуальное наблюдение за тем, что происходит в жилище.

Неприкосновенность жилища - не абстрактная правовая норма. При определенных обстоятельствах, например, в случаях и ситуациях, когда возникает необходимость проникновения в жилище против воли проживающих в нем. Однако такие ситуации строго регламентируются Конституцией РФ, законами или могут быть совершены на основании судебного решения. Конституция РФ устанавливает в этом плане общие правила. Более конкретно об этом говорится в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. В первом случае такими законами являются, к примеру - УПК РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последними изменениями от 29 ноября 2012 г.), Закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3 - ФЗ «О полиции» (с последними изменениями от 3 декабря 2012 г.), другие акты. Во втором случае основанием служит судебное решение, что означает применение всех необходимых и обязательных требований судопроизводства.

Законное проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц (то есть нарушение рассматриваемого права) возможно при чрезвычайных происшествиях, а также при осуществлении правоохранительной деятельности.

Право на национальную принадлежность.

Согласно пункту 1 статьи 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Эта демократическая и прогрессивная новелла Конституции РФ имеет принципиальный характер, поскольку в своей основе снимает проблемы, которые связанны как с правами гражданина, в связи с принадлежностью к определенной национальности, так и с национальной дискриминацией. Запрещается принуждать человека к определению своей национальной принадлежности. Каждый вправе самостоятельно определять свою национальность.

Пункт 2 данной статьи гласит, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Чрезвычайно важен вопрос о праве на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В этих случаях возникает немало дискуссионных проблем. Их решению способствуют Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 18-1 «О языках народов Российской Федерации» (с последними изменениями от 11 декабря 2002 г.) и Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с последними изменениями от 9 февраля 2009 г.).

Национальность человека утратила юридическое значение т.к. не должна указываться в обязательном порядке в паспорте и иных документах. Россия - многонациональная страна, а развитые государства строятся не по национальному, а по гражданскому принципу, поэтому утрата национальностью юридического значения и запрет принуждения к определению национальной принадлежности вполне оправданы.

Конституция РФ провозгласила государственным языком в России русский язык, на котором ведется работа федеральных органов государственной власти, издаются официальные печатные издания, проводится работа радио и телевидения, ведется делопроизводство, осуществляется внешнеполитическая деятельность РФ и др. Однако, государство защищает другие языки, используемые и распространенные в РФ, а республики в составе РФ вправе иметь свои государственные языки наряду с русским.

Если гражданин не владеет русским языком, ему (для общения с госорганами и должностными лицами) должен быть предоставлен переводчик. Каждый гражданин РФ вправе пользоваться своим родным языком (русским или иным), обучиться ему, осуществлять творчество на данном языке.

Свобода передвижения и выбора места жительства

Статья 27 Конституции РФ гласит:

«1. Каждый, кто законно находиться на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию».

Это конституционное и демократическое право актуально для многих людей, особенно учитывая миграционную, экологическую и демографическую ситуацию в России. Выделим в названной статье Конституции следующие моменты.

Во-первых, речь идет о каждом, кто законно находится на территории РФ. Лицо, незаконно проникшее в страну, нарушив визовый режим, законодательство о выезде и др., не может признаваться таковым. Во-вторых, это свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства. Это актуальные проблемы для многих тысяч людей, и регулируются они не только нормами конституционного права. Важнейшую роль в этом плане играют нормы административного права, в которых подробно «расписаны» правила и порядок передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Однако в данной работе мы коснемся только части конституционных аспектов проблемы.

Прежде всего, напомним Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последними изменениями от 30 декабря 2012 г.), а также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

Актуален и пункт 2 статьи 27 Конституции РФ «о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а также конституционная норма о праве гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Порядок осуществления права на выезд более конкретно изложен в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. № 144-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и Въезда в Российскую Федерацию» (с последними изменениями от 30 декабря 2012 г.).

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из РФ и въезд РФ, являются: заграничный паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Заграничный паспорт выдается гражданину РФ по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, органом внутренних дел по месту жительства, МИД РФ, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ. Процессуальные детали оформления заграничного паспорта, основания для отказа в его выдаче, иные основания, временно ограничивающие право на выезд из РФ может быть обжалован в суде.

Статья 27, ч. 2 Конституции РФ предусматривает право граждан беспрепятственно возвращаться на территорию РФ. Лица, имеющие российское гражданство, не нуждаются в каких-либо въездных визах или разрешениях.

Право свободного передвижения ограниченно:

  • в пограничной полосе;
  • закрытых военных городках;
  • закрытых административно-территориальных образованиях;
  • зонах экологического бедствия;
  • на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение;

Право выезда гражданина за пределы РФ может быть ограничено, если он:

1)призван на военную или направлен на альтернативную службу - до ее окончания;

2)привлечен к уголовной ответственности - до рассмотрения дела судом;

3)осужден за совершение преступления - до отбытия наказания;

4)имеет неисполненные обязанности перед физическими или юридическими лицами, наложенные на него судом, - до их исполнения;

5)сообщение о себе ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса компетентными органами в месячный срок;

6)был допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, - до истечения 5 лет со времени допуска.

Свобода совести и вероисповедания

Согласно статье 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 28 Конституции РФ отражает подходы к данной проблеме, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Вопрос о свободе совести и вероисповедании подробно регламентируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. 3125 - ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с последними изменениями от 1 июля 2011 г.). Там конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, в частности запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространений религиозной литературы, предметов религиозного назначения и т.д.

Законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, совершением противоправных действий. В целях воспрепятствования таким вещам, Федеральный закон устанавливает обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течении 15 лет после образования. Закон также устанавливает, что все новые организации, созданные после его вступления в силу, не регистрируются до истечения 15 лет их существования на территории РФ.

Свобода мысли и слова

Статья 29 Конституции РФ гласит:

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Это одна из самых демократических конституционных свобод. Каждая из перечисленных частей имеет свое специфическое назначение, значение и конкретное, относительно самостоятельное содержание, хотя все части взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга.

Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны общества, государства, иных лиц.

Данное право гарантируется:

1)демократическим режимом в стране, исключающим целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека (недопущение монополий на информацию, мощного идеологического прессинга на человека с момента рождения и до смерти);

2)строгим регламентированием использования новейших технологических средств, способных проникать в мыслительные процессы (например, детекторов лжи).

Свобода слова - это возможность:

1)выражать (или не выражать) свою мысль и свое отношение к событиям окружающей действительности;

2)отстаивать свою точку зрения, иметь собственное мнение;

)получать и распространять информацию.

Свобода слова может быть ограничена в целях охраны:

  • государственной безопасности;
  • общественного порядка;
  • здоровья и нравственности населения;
  • прав и репутации других лиц.

Правы те авторы, которые утверждают: у свободы слова общая судьба с демократией: Когда уничтожают одну, то кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства.

Такой обобщающий вывод обоснован, демократичен и вполне актуален. Тем более, что в частях второй, третьей, четвертой и пятой ст. 29 Конституции РФ, речь на самом деле идет о широком спектре понятий и конкретных конституционно-правовых норм, которые составляют сам феномен «свобода мысли и слова» и представляют собой своеобразные гарантии осуществления этой концептуальной свободы.

Заключение.

Целью настоящей работы было изучение личных прав и свобод человека и гражданина. Подводя итоги данного исследования, представляется необходимым сделать следующие выводы:

1. В современном мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным многообразием и другими причинами. Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует.

2. Права и свободы человека и гражданина – это сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимоотношений между индивидом, обществом, государством.

3. Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод человека и гражданина в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению.

4. Личные права и свободы человека и гражданина - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека и гражданина.

Список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.
  2. Анатолий Никитин. Государство и право: история и современность. 2013
  3. Т.Н. Довбуш. Права человека: история и современность. 2012
  4.  Крылов Б.С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве / Б.С. Крылов // Журнал российского права. – 2002.
  5. Яппаров Э.Р. Поколение прав человека и их содержание  [Текст] / Э.Р. Яппаров // Материалы научной сессии: Право. Волгоград, 19-25 апреля 2014 г. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. — С. 75-77.
  6.  Фетюхин М.И. Поколения прав человека и механизм их защиты. Учебное пособие  [Текст] / М.И. Фетюхин. — Волгоград: Авторское перо, 2014. — 144 c.
  7.  Третьяков, В.И. Права человека  [Текст] [Текст] / В.И. Третьяков. — Краснодар, 2014. — 224с.
  8.  Сальников В.П. Современная система защиты прав человека  [Текст] /  В.П. Сальников // Правове­дение. — 2014. — №11. — С.12-19.
  9. Права человека : учебник для вузов  [Текст] /  Под. ред. Е.А. Лукашевой. – М.: Норма–ИНФРА, 2015. – 284с.
  10. Общая теория прав человека  [Текст] /  Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 2014. — 410с.
  11.  Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина  [Текст] / А.С. Мордовец. — Саратов: Федоров, 2014. – 512с.
  12.   Мамченко Н.В. Становление принципа презюмирования правами человека: три поколения  [Текст] / Н.В. Мамченко // Юридические науки. – 2015. — №4. — С. 35-39.
  13.  Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности  [Текст] / Ф. Люшер. — М.: Дело и сервис, 2013. 184с.
  14. Лукашева Е.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы  [Текст] / Е.А. Лукашева // Государство и право. 2015. №5. С. 34–50.
  15. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека [Текст] / Е.А. Лукашева. — М.: Инфра-М, 2014. — 552с.
  16.  Крусс И.А. Соматические права человека  [Текст] / И.А. Крусс // Государство и пра­во. — 2015. — №7. — С. 54 – 60.
  17. Киричек Е.В. Сущностная характеристика "поколений прав человека" в конституционно-правовой науке  [Текст] / Е.В. Киричек // История государства и права. – 2013. — №10. — С. 21-24.
  18. Красавчикова Я.О. Право на жизнь  [Текст] /  Я.О. Красавчиков // Вестник Гуманитарного ун-та. Се­рия «Право». — 2014. — №1. — С.23-29.
  19. Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями [Текст] / Н.В. Варламова // История государства и права. – 2014. — №16. — С. 41-45.
  20. Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями [Текст] / Н.В. Варламова // История государства и права. – 2013. — №15. — С. 44-47.
  21. Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями // История государства и права. – 2015. — №14. — С. 46-48.
  22. Варламова Н.В. Третье поколение прав человека? [Текст] / Н.В. Варламова // Российский юридический журнал. – 2014. — №2. — С. 9-18.
  23. Крусс И.А. Соматические права человека  [Текст] / И.А. Крусс // Государство и пра­во. — 2015. — №7. — С. 54 – 60.
  24.  Киричек Е.В. Сущностная характеристика "поколений прав человека" в конституционно-правовой науке  [Текст] / Е.В. Киричек // История государства и права. – 2013. — №10. — С. 21-24.