Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции)

Содержание:

Введение

Вопросы о понятии и сущности государства волнуют ученые умы уже не одно столетие. И являются остро дискуссионными и до конца неизученными в юриспруденции.

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости понять, изучить и по возможности раскрыть само понятие "государство" и его признаки.

К тому же, среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все-таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современного подхода в юриспруденции, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Исходя, из цели исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие государства;
  • определить признаки современного государства;
  • охарактеризовать эти признаки;
  • обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

В ходе написания курсовой работы применялись такие методы, как: общенаучный (анализ, синтез, сравнения, системный подход) и частноправовые (формально-юридический и частноправовой).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как: Кашинина Т.В., Жинкин С.А., Марченко М.Н., Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Абдулаев М.И., Комаров С.А., Алексеев С.С. и др.

Правовая основа работы - "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Происхождение государства

    1. Предпосылки и причины возникновения государства

Происхождение государства – одно из сложнейших проблем современной юридической науки. Во все эпохи существования государства появлялись и исчезали разные концепции происхождения государства. При этом одни полностью отрицают старое, не предлагая ничего взамен, другие настолько свыклись с марксистским подходом, что и не собираются от него отказываться. А кое-кто просто рассматривает существующие теории происхождения государства либо пути их формирования[1].

Очевидно, плодотворным является подход, при котором разумно, с учетом требований времени, грамотно используются все достижения правовой мысли. Только вобрав все лучшее, что сделано в науке до нас, можно четко либо с высокой степенью четкости ответить на вопрос: как, каким образом возникли государство?

Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества. К тому же его появлению предшествовал ряд значимых событий, которые в юридической науке принято называть – предпосылками возникновения государства. Рассмотрим их.

Как правило, все предпосылки принято делить на 2 группы[2]:

  • Материальные;
  • Социальные.

Материальные:

  1. Неолитическая революция[3] – переход от экономики, присваивающей к экономике производящей – переход к оседлому образу жизни:
  • Переход от собирательства к земледелию;
  • Переход от охоты к скотоводству.

Главным следствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство давали определённый избыток продукта (прибавочный продукт), чего не обеспечивало присваивающее хозяйство. На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве это было невозможно.

  1. Три крупных разделения труда[4] (смотреть рисунок 1) привели к тому, что произошли следующие события:
  • Выделение скотоводства от земледелия;
  • Отделение ремесла от земледелия;
  • Появление купечества и торговли.

http://l.120-bal.ru/pars_docs/refs/9/8339/8339_html_m286a3e4f.gif

Рисунок 1

В процессе разделения труда, появления различных ремёсел и возникшее вследствие этого расслоение общества на тех, кто производит и тех, кто пользуется продуктами труда, привело к возникновению товарных отношений и выделению из общества группы менял, которые сами ничего не производят, однако жизненно необходимы в качестве связующего звена между ремесленниками и теми, кто пользуется их продуктами.

  1. Появление частной собственности.

Разделение труда, по сути, означает специализацию людей на определённых видах производственной деятельности. Это способствовало усилению эффективности производственной деятельности и как следствие, росту производительности труда появлению (накоплению) излишек, дополнительного продукта - богатства. Кроме того, подобная специализация означала, что первичным правом на произведённый продукт обладал его производитель, который получал возможность распоряжаться продуктом по своему усмотрению.

Социальные:

  1. Повсеместное закрепление табу[5] на инцест.

Это с одной стороны стимулировало формализацию связей между мужчиной и женщиной и вело к появлению семьи в современном понимании слова - полигамные отношения менялись на моногамные. С другой стороны данный запрет способствовал установлению семейных отношений между представителями различных общин, что в свою очередь вело к появлению новых социальных форм.

  1. Социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц.

Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны. Все это привело к усложнение социальных связей, объединяющих членов общества.

Кровное родство все больше уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям.

  1. Возникновение между людьми специфической – территориальной связи.

Специализация людей на определённых видах деятельности привела к закреплению людей за определённой территорией.

  1. Возникновение аппарата публичной власти.

Выделение института власти из  общественной власти первобытного строя, по причине несостоятельности последней в урегулировании классовых противоречий и конфликтов. Мононормы начали утрачивать свою значимость и перестали удовлетворять потребности общества, что привело к необходимости модернизировать существующий аппарат управления.

Таким образом, на основании оговоренных ранее предпосылках – можно сформулировать причины возникновения государства:

1) три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

2) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

3) образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;

4) несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Первые государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия (долины рек Нил, Тигр, Евфрат и др.). Первоначальной государственной формой стал город.

Для регулирования общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создается право и разветвленный аппарат государственной власти.

1.2 Пути формирования государства

Государства формировались в различных условиях и на разных этапах исторического развития человечества. Различия были обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Однако можно выделить три способа (пути) формирования государства в зависимости от способа разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и создания публичной политической власти.

Можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

  • Восточный;
  • Западный;
  • Синтезный.

Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства.

Восточный путь

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому образу;
  • необходимость организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства.

Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития орудий труда и крупного производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Таким образом, Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь зарождение государства также строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля.

Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации орудий труда и всего производственного процесса в целом: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов.

Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого vip[6] - статуса.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

  • фундамент государства – частная собственность;
  • главная задача государства – охрана частной собственности;
  • расслоение общества по признаку объема владения благами;
  • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;
  • наличие плодотворной среды для развития технологий;
  • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал[7].

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме.

Синтезный путь

Такие государства не знали рабства, в них сразу произошел переход от родоплеменных отношений к раннефеодальным. Причем свершилось это под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Поэтому они сохранили черты, как Востока, так и Запада[8]. С Востоком их объединяет существование - общины, но причина создания государства – постоянная внешняя угроза. Эти общества либо живут в постоянном враждебном окружении, либо сами стремятся увеличить владения. Они все время расширяются, развиваясь экстенсивным путем. Это является препятствием для их модернизации. С Западом их роднит наличие этапа феодального землевладения.

Синтезный путь формирования государства был свойствен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным[9].

Для этого пути образования государства характерно:

  • длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременно имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства.
  • рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов.

Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.п.

Таким образом, выделим основные черты синтезного пути:

  • огромная роль верхушки в лице вождя (на Руси – князя) и дружины, которые и становятся основными собственниками в стране;
  • преобладание государственной и недооценка частной собственности;
  • государство развивается экстенсивно (вширь), постоянно приобретая новые земли и присоединяя другие народы, что замедляет процесс модернизации, делает его сложно управляемым и приводит к авторитарным тенденциям;
  • господство общины и общинных отношений, что накладывает отпечаток на сознание и психологию населения;
  • активное заимствование государственности у других народов (Русь – у Византии, Германия – у Рима).

Из этого следует, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

1.3 Теории происхождения государства

И в прошлом и в настоящем, ученые умы всегда стремились понять то, каким же образом шел процесс образования государства. Каким законам подчиняется генезис[10] государства? Что является основополагающим элементом в этом сложном и непростом процессе?

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы (смотреть рисунок 2). То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства[11].

Рисунок 2.

По мнению такого ученого, как Марченко Михаила Николаевича: «Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающий прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства».

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. А споры о природе государства продолжаются и в настоящее время. Рассмотрим самые известные и научно обоснованные из них[12].

Органическая теория

Одной из самых древних теорий о происхождении государства является – Органическая теория. Отдельные элементы данной теории зародились еще в античности. Платон сравнивал государство с человеческим организмом, в котором душевные порывы человеческой души соответствуют трем направлениям государственной деятельности: разумное – совещательное, яростное – защитное, вожделеющее – деловому началу.

Широкое распространение данная теория получила в XIX веке в работах Г. Спенсера, Вормса и ряда других авторов.

Суть данной теории заключается в следующем:

  • Государство – продукт природы – это организм, возникающий и развивающийся согласно с законами природы;
  • Взаимоотношения между классами и социальными группами сравниваются с взаимодействием органов организма;
  • Государству приписывают возраст в соответствии с жизненным циклом живого организма – детство, юность, зрелость, старость и т.д.

Огромным минусом данной теории является то, что здесь не учитываются социальные факторы и законы, ибо люди – не только биологические, но и социальные организмы, а так как государство – существует для людей и только благодаря социуму, то к нему так же приемлемо применять социальные законы.

Патриархальная теория

Патриархальная теория имеет давнюю историю. Еще Аристотель указывал на то, что государство – это разросшаяся патриархальная семья, состоящая из малых семей. Государственная власть вырастает из семейной власти – власти отца над женой и детьми.

Данную теорию так же поддерживал великий китайский философ - Конфуций, он рассматривал государственную власть как форму семейной власти. В его понимании верховный правитель – Император приходится отцом для всех своих подданных. Поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

Основные характеристики данной теории:

  • человек не может без общения;
  • он создает вокруг себя ячейку (группу);
  • в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
  • глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
  • власть отца не оспаривается, как и его место.

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому народ обязан жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта[13].

В настоящее время положения данной теории подвергаются сомнению, так как установлено, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя.

Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства зародилась в глубокой древности. Основным постулатом этой концепции является тезис о происхождении государства из божественной воли.

Институт теоретических идей возник в древних государствах: Вавилон и Египет. Пик популярности теология имела в эпоху развития феодального строя[14]. Базис данной теории сформировали и развили в своих трудах два христианских теолога и философа - Фома Аквинский[15] и Аврелий Августин.

Государство – это то, что предложил людям Бог, его воля и создание. Это канон, фундамент теологической теории.

Сущность теории:

  • Власть, государственный порядок и устройство вечно и незыблемо;
  • Все, что предлагает государство и его представители, не обсуждается, так является святым (божественная суть науки);
  • Человек не имеет права вмешиваться в государственную власть, так как это не в его воли. У него нет прав и на внесение изменений в дела государей, монархов и всех власть имущих;
  • Власть монарха дана выбранным свыше, пытаться убрать государевых мужей, значит идти против Бога.

Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Договорная теория

Эту теорию так же называют Теорией общественного договора. Автором термина «общественный договор» считается Августин[16], а основными разработчиками теории общественного договора – Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо[17].

Хотя зачатки договорной теории встречаются в работах древнекитайского философа Мо-цзы, но основной вклад в разработку материальной базы данной теории внесли все же европейские философы и ученые.

Суть этой теории в том, что государство - это результат взаимовыгодного договора между людьми с целью обеспечения безопасности, это рациональное объединение людей на основе соглашения.  

Основные характеристики теории общественного договора:

  • По соглашению люди передают часть своей свободы, своей социальной власти государству для того, чтобы последнее обеспечивало общественный порядок, законность и безопасность.
  • По договору у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Обязанности государства - гарантировать порядок и безопасность в обществе, контролировать исполнение норм права, выступать их разработчиком.
  • Со своей стороны, общество соглашается на отдачу части своей власти, отдаёт право на применение насилия государству (как раз, в первую очередь, для принуждения к исполнению норм поведения уклоняющихся от них лиц), а также обязуется содержать государство и оплачивать его деятельность за счёт собираемых налогов.
  • По договорной теории стороны несут ответственность за невыполнение своих обязательств. 

Единственным источником государственной власти является народ, как инициатор договора (в отличие, к примеру, от теологической теории), а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование переданных властных полномочий.

Таким образом, эта концепция стала основой демократической идеологии, обосновывая, в том числе, естественное право народа на свержение правителя, отклоняющегося от обязанностей государства. Вместе с тем, часто указывается на недооценку данной теорией роли в происхождении института государства объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и проч.) факторов.

Теория насилия

Теория насилия в своем завершенном виде окончательно сформировалась только в XIX в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича и К. Каутского. Хотя еще философы древней Греции создали базис данной концепции.

Главную причину возникновения государства сторонники данной теории видели - в завоевании одних племен другими. Государство - инструмент поддержания власти на завоеванных территориях.

Основные аспекты этой теории:

  • Государство - аппарат принуждения, осуществляющий свою деятельность для поддержания власти завоевателей;
  • Победители - правящий класс, а побежденные - рабочие и служащие;
  • Войны и завоевания - причины рабства и появления частной собственности;
  • У государства полная монополия на применения принуждения по отношению к населению.

Из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой навязанной извне, что в большинстве случаях неверно.

Расовая теория

Расовая теория возникновения государства была разработана французским социологом и писателем Жозефом Гобино. Именно эта теория легла в основу небезызвестной идеологии национал-социализма.

Сущность расовой теории происхождения государства заключается в утверждении о том, что человеческие расы не являются равными по своей природе. Расы различаются по физическим и интеллектуальным параметрам, при этом, согласно представлениям Ж. Гобино одни расы являются высшими – они и должны управлять низшими расами, которые не способны создать собственную цивилизацию.

Государство согласно воззрениям Ж. Гобино есть механизм обеспечения господства одних рас над другими. Политическую составляющую общественных отношений он воспринимает как противостояние воли сильных (элита) и воли слабы (массы).

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована фашизмом. Она не используется больше как официальная или полуофициальная идеология, а существует лишь как "научная", академическая доктрина[18].

Психологическая теория

Это теория достаточно известна в юридическом мире. Основатель данной теории - Л.И. Петражицкий считал, что эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни в обществе, но и в образовании государства и права.

Так же данную теорию поддерживали видные европейские психологи и психоаналитики, такие как Эрих Фромм и Зигмунд Фрейд.

Суть теории в том, что основной причиной возникновения государства она усматривает не в социальных или экономических факторах, а в особенностях психики человека.

Основные характеристики психологической теории:

  • Человеческой психике свойственна потребность жить в коллективе;
  • Каждый человек стремится к поиску авторитета, того, кому он хотел бы подчиняться или подражать, либо сам человек стремиться к власти;
  • Наделение вождей и шаманов сверхъестественной силой - их возвышение в первобытном обществе;
  • Наличие у некоторых индивидов ярко выраженной агрессии в поведение, а для их усмирения и создается государство.

Таким образом, государство - это продукт психологических противоречий в обществе, которые он призвано разрешить, либо смягчить.

Недостатком данной теории считается недооценка других факторов возникновения государства, таких как экономические или политические.

Марксистская теория

В литературе данная теория также называется материалистической. Основы указанной теории были изложены в работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", опиравшегося на труд Льюиса Генри Моргана "Древнее общество", а затем развитых в работе Владимира Ильича Ленина - "Государство и революция".

Это материалистическая - классовая теория: она гласит, что государство возникает в результате изменения социальных и экономических отношений в обществе. Это итог возникновения классов и результат классовой борьбы. То есть марксистская концепция рассматривает государство как средство подавления, после исчезновения угнетения государство также должно исчезнуть.

Материалистическая теория (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс) основана на тезисе об экономических причинах - наличие частной собственности, возникновения государства, породившие раскол общества на классы с противоборствующими интересами. Карл Маркс полагал, что государство является органом господства, органом угнетения одного класса другим[19].

Владимир Ильич Ленин назвал государство - машиной поддержания господства одних классов над другими. В его обосновании государство помогает преобладающим интересам экономически влиятельного класса при помощи специальных средств подчинения и управления.

Сущность классовой теории:

  • Государство существовало не всегда - на определенном этапе экономического развития общество распалось на классы;
  • Скапливаются имущественные излишки - на их основе формируется частная собственность, которая принадлежит господствующему классу;
  • Для защиты прав собственников и поддержания господствующего класса - появляется государство.

Государственная власть сосредотачивается у экономически господствующего класса, следовательно, государство - присуще только классовому обществу.

Хотя, в современной литературе марксистская теория и подвергается критике, но в то же время она является самой проработанной из всех теорий. Кроме этого важно сказать, что экономический фактор, на который обратили внимание классики марксизма, является одним из важнейших в формировании и развитии государства.

Таким образом, рассмотрев предпосылки, причины, пути и теории происхождения государства можно сделать следующий вывод - закономерности возникновения государства:

  • Возникновение государства - это длительный исторический процесс. Государство не может быть создано за короткий срок.
  • Индивид не может без наличия определенных условий создать или разрушить государство.
  • Если существующая социальная структура не может разрешить сложившиеся ситуацию в рамках родовой организации общества, то следующий этап развития данного народа - создание государства.
  • Государство - это результат внутреннего развития общества.
  • Однажды возникнув, государство или прогрессивно развивается, либо впадает в состояние стазиса. К первобытному состоянию общество не возвращается.

Глава 2. Понятие государства

2.1 Государство – сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих, спорных и риторических в юриспруденции.

На это имеется ряд причины[20]:

  1. данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений;
  2. никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества;
  3. государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Любое государство рождено обществом, а общество - состоит из индивидов, у каждого из которых имеется свое мировоззрение, поэтому общество по своей сути противоречиво - в нем постоянно кипят страсти противоречий и конфликтов. Следовательно, государство как детище общество унаследовало все эти противоречия, противоречивы - его деятельность и социальная роль.

По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможен ни общественный прогресс, ни существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее ярко проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства - меняется само понятие государства в зависимости от исторического периода (Смотреть рисунок 3).

image002.jpg

Рисунок 3.

Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения.

Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,— народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал.

Государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.

Таким Образом, всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — это очень трудная задача. Решить ее можно лишь при изучении государства в конкретно историческом ракурсе, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

2.2 Плюрализм в понимании и определении понятия "государство"

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство[21]. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — австрийский юрист и философ Ганс Кельзен, русский экономист и философ П.Б. Струве т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».

Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти[22]. Известный ученый и юрист Леон Дюги выделяет четыре элемента государства:

  1. совокупность человеческих индивидов;
  2. определенную территорию;
  3. суверенную власть;
  4. правительство.

«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Владимир Ильич Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» .

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение».

Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

Другими словами, государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений[23].

В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Поэтому большинство современных ученых считают, что более точной будет следующая формулировка:

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Глава 3. Сущность и признаки государства

3.1 Сущность государства

В чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И. А. Ильин пишет: «Сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община»[24].

Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остро дискуссионной.

Сущность государства как общественного явления представляет собой множество взаимосвязанных внутренних и внешних элементов и отношений, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Главное, надо понять, что сущность государства в направленности власти, ее принадлежности.

В разные исторические периоды сущность государства понималась то, как социальная, то, как юридическая, то, как классовая. Некоторые авторы (марксисты) считают, что можно выделить всего два направления в понимании сущности государства: либеральное и классовое (Смотреть рисунок 3). Под либеральным, в литературе его так же называют общечеловеческим, направлением - понимается все, что не является классовым, а относится к общечеловеческому, нравственному и юридическому началу.

slide-7.jpg

Рисунок 4.

Социальная и нравственная сущность государства – (это самое распространенное мнение о его сущности) присутствовала в учениях философов разных эпох, а также весьма популярна и сейчас. Сущность этой концепции состоит в том, что государство носитель общечеловеческого, обще социального начала, является выразителем интересов всего общества, его примирителем.

Так, например, Аристотель, Гуго Гроций считали, что сущностью (целью) государства является устроение лучшей жизни для всех, это сосредоточение умственных и нравственных интересов граждан, достижение социального блага. 

Цицерон писал, что государство – это союз людей, объединенных общей пользой. Томас Гоббс думал, что государство служит для достижения общей безопасности. Георг Гегель учил о нравственной природе государства (государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух). Жан-Жак Руссо и Фердинанд Лассаль утверждали, что государство необходимо для утверждения общей свободы.

Мыслители 20-века Уолт Ростоу, Филип Хекшнер считали, что государство должно служить обществу, создавать в рамках закона различные социальные блага для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Юридическая и территориальная сущность государства. Представители этого направления признавали государство как организацию властвования на основе права на определенной территории (Г. Еллинек, Н.М. Коркунов, Л. Гумплович, Е.Н. Трубецкой, Г.Ф. Шершеневич и другие).

Классовую сущность государства развивали в своих учениях К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин. Они видели сущность государства в диктатуре (господстве) одного класса над другим, общество не имеет единой цели, оно расколото.

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности, — защиту безопасности, сохранение мир, преодоление социальных противоречий, охрана прав и свобод человека, охрану окружающей среды и др.

Высшее общественное предназначение государства — гарантия нормальной, безопасной жизнедеятельности общества, создание таких условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются посредством экономических и духовных факторов.

Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка. Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства (подданства). Наличие гражданства (подданства) имеет для человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т. п.

Таким образом, под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).

3.2 Признаки государства

Понятие "государство" раскрывается, и конкретизируются при изучении и рассмотрении его признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Но что же мы понимаем под признаками государства?

Признаки государства - это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Современная наука характеризует государство как политическое образование, представляющее собой определенную форму или определенную форму организации общества. Это образование характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления власти, суверенной и опирающейся на монополию применения силы. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти, или обеспечиваются им.

С этих позиций, государство - это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории, на которой поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения[25].

Таким образом, в обобщенном виде под государством понимается трех главных признаков:

  • Территории;
  • Население;
  • Публичной суверенной власти.

В литературе признаки государства делят на две группы: основные и дополнительные[26].

Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию от до государственной и негосударственной (политических партий, общественных организаций и пр.)?[27]

Прежде всего, это наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти. Территориальная организация государства означает, что его власть распространяется на определенную территорию, которая находится под юрисдикцией государства[28]. В государственно-организованном обществе на смену принципу кровнородственной организации населения пришел принцип его территориальной организации. Население, проживающее на территории государства, становится подданными или гражданами данного государства. Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами как внутри страны, так и за ее пределами. Основные права и свободы человека и гражданина должны быть законодательно гарантированы государством. Однако государство, признавая права и свободы человека, обязуется защищать также права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Следующим важным признаком государства, без которого немыслимо его существование, является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Государство есть союз людей, организованный на началах права на единой территории. Но не всякий союз людей образует государство. Этот союз людей, прежде всего, должен иметь единый общий интерес. Таким общим интересом для всех граждан государства является усовершенствование совместной жизни посредством установления и поддержания справедливого правопорядка. Государственный союз основан на правовых началах. Граждане государства обладают субъективными публичными правами и являются субъектами публичных обязанностей. Публично-правовой союз граждан с государством определяется законодательством каждой конкретной страны самостоятельно.

Наличие публичной власти, так же является неотъемлемым признаком любого государства. Публичная власть учреждается народом и выступает от его имени. Публичная (государственная) власть предполагает особую группу людей (управленцев), призванных осуществлять задачи и функции государства. Объективно необходимой функцией государственной власти является упорядочение общественной жизни, общественных отношений. Отнюдь не всякая власть – управленческое благо. История знает много примеров, когда государственная власть нарушала права и свободы личности. Власть эффективна, когда действует в согласии с управляемыми субъектами. Властные полномочия государства ограничены, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Сама цель упорядочения общественных отношений (стремление к порядку) может достигаться и анти правовыми средствами.

Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что сама власть нуждается в таком ценностном регуляторе, как право. Право – основа власти, основа деятельности государства, т. е. организация государственной власти должна быть основана только на правовых началах, а ее деятельность – в рамках права (правового закона).

Важнейшим признаком государства является - система права. Государство – это не просто союз людей, объединенных территориально, но и правовой союз, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы – юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы осуществления функций и задач государства. Все субъекты права (в том числе и государство) функционируют в рамках правовых норм.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и независимость в международной сфере.

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

  • распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;
  • только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;
  • возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета.

Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

Следовательно, государственный суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в международных отношениях, осуществляемая от имени народа.

Наличие аппарата публичной власти. Публичная власть воплощается (организуется, «материализуется») в аппарате власти (государственном аппарате). Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат принуждения. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы — все это приводит к усложнению органов публичной власти. Аппарат рабовладельческих и ранних феодальных государств был несравнимо проще, чем аппарат современных государств[29].

Государственный аппарат вырос из общественной власти, тогда, когда власть оказалась в руках родоплеменной знати. Из политических сил, находящихся у власти образовывались либо выделялась обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Иными словами, налицо появление особой категории людей, главным призванием которых является управленческий труд. В первобытном обществе такого разделения труда не существовало.

Еще одним немало важным признаком государства является - существование особого аппарата принуждения. Для подчинения воли подданных (граждан) только государство создает такие структуры, которых не было в первобытнообщинном обществе: суд, прокуратура и т.п., а так же и материальные придатки государства (армия, милиция, полиция, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе при необходимости и принудительными средствами. Вместо старого ополчения возникают особое войско — новая военная организация из военных-профессионалов (армия) и другие орудия принуждения (типа полиции)[30].

Иными словами государство обладает монополи ей на применения насилия по отношению к гражданам, которое осуществляет специальный аппарат принуждения, но строго в рамках закона.

Налоги, сборы и займы. Для содержания и поддержания аппарата управления и принуждения нужен самостоятельный фонд материальных средств. Этим аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытнообщинного строя, так как для его содержания и поддержания аппарата управления и принуждения вводятся налоги, сборы, займы.

Государство устанавливает систему налогов и сборов для формирования государственного бюджета. Затем оно распределяет эти средства на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, который занят только управленческой деятельностью, а также на содержание социально не защищенных слоев населения.

Таким образом, взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.

Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.

Так же общеизвестно, что у каждого государства есть свои гимн, флаг и установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной - с другой.

Заключение

Подводя итого по проделанной работе, я, проанализировав весь материал по теме, пришла к следующему выводу.

Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство – это система органов государственной власти и учреждений, действующих на основе права. В этом смысле государство выступает как равноправный субъект правоотношений.

В публичном смысле государство – универсально значимая власть, призванная для охраны прав и свобод личности, обеспечения безопасности граждан и общества в целом, установления законности и правопорядка.

В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений.

Но большинство современных ученых считают, что более точной является следующая формулировка:

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Причинами появления государства стали следующие события в истории развития человечества:

  • три категории разделения труда (выделение племен скотни­ков; отделение ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);
  • появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;
  • образование классов как больших групп людей с разными интересами и возникновение межклассовых конфликтов;
  • несостоятельность общественной власти первобытного строя по регулированию классовых противоречий и конфликтов, возник­новение публичной власти.

Существует три способа возникновения и развития государства: Западный, Восточный и Синтезный. Различия между ними состоят в том, как происходил процесс слома органов родоплеменной организации и возникновения институтов государства. Но нужно всегда учитывать тот факт, что каким бы путем не шло формирование государства – все сводится к следующим манипуляциям:

  • созданию аппарата управления – бюрократической системе государственного администрирования;
  • формирование армии для защиты своих территорий;
  • подчинение экономики государственным интересам.

Существует большое количество теорий происхождения государства: теологическая, патриархальная, органическая, марксистская, психологическая и др.

Говоря о теориях происхождения государства, теоретиками отмечается их естественный характер, которым объясняется процесс происхождения государства.

Естественный характер обуславливается тем, что государство сложное и многогранное явление, а также то, что каждая теория сочетает в себе различные подходы и суждения дифференцированных социальных общностей, различных групп, слоев и наций. В основе формирования таких разных позиций находятся экономические, политические, финансовые и иного рода факторы. То есть вся общность интересов и значимых противоречий, которые оказывают влияние на процесс становления и развития государства.

Признаки государства - это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Основными признаками государства являются:

  • Территориальная организация государственной власти;
  • Население - народ;
  • Публичная власть;
  • Система права;
  • Суверенитет;
  • Аппарат публичной власти;
  • Аппарат принуждения;
  • Налоговая и финансовая системы.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.

Основные признаки позволяют раскрыть сущность, содержание и институциональные стороны государства. Они в основном являются частями содержания различных определений государства.

Таким образом, государство - это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории. На данной территории поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения.

Список используемой литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. - 784 с.
  3. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 21-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 218 с.
  4. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - 240 с.
  5. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - 485 с.
  6. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»)
  7. Теория государства и права: учебное пособие/В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 332 с. - (Библиотека студента)
  8. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
  9. Теория государства и прав/М.Б. Смоленский. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 282 с.
  10. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу "Теория государства и права"/ "Серия учебники и учебные пособия". - Ростов н/Д, Феникс, 2017. - 528 с.
  11. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С.- 241.
  12. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2014. - 201с.
  13. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2015. - 616с.
  14. Статья "Марксистская теория происхождения государства"// Сайт Справочник. ру [Электронный ресурс] - Режим доступа spravochnick.ru
  15. Статья "Патриархальная теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  16. Статья "Теологическая теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html
  17. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/
  18. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889
  19. Статья "Причины возникновения государства"//Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika

Приложение А

Предпосылки появления государства

Социальные

Материальные

Предпосылка

Название

К чему приводит

Материальная

Неолитическая революция

Рост богатства. Возникает регулярный обмен между племенами, как следствие происходит накопление богатства. При натуральном хозяйстве вышеперечисленное было невозможно.

Три крупных разделения труда: земледелие, скотоводство, появление купцов.

Выделение скотоводства и ремесла от земледелия. Появление купечества и торговли.

Появление частной собственности

Разделение труда – появление профессиональных специализаций. Росту производительности труда. Появление накопления - дополнительного продукта - богатства.

Социальная

Повсеместное закрепление табу на инцест

Формализация отношений между мужчиной и женщиной. Появление полигамной семьи. Установление семейных связей, что привело к рождению новых социальных отношений

Социально-классовое расслоение членов общества

Вызвано накоплением собственности у отдельных лиц. Экономика достигла более высокого уровня. Усложнение социальных связей. Кровное родство уступало место производственным, семейным, товарообменным отношениям.

Территориальная связь

Специализация людей на определённые виды деятельности. Закрепление людей за определённой территорией.

Возникновение аппарата публичной власти.

Выделение института власти. Мононормы начали утрачивать свою значимость и перестали удовлетворять потребности общества.

Приложение Б

Разделение труда

Время

К чему привело

Скотоводство

10 тыс. лет назад

1)Человек начал разводить домашних животных: овцу, козу, корову, свинью, собаку, лошадь; 2)Отпала необходимость в охоте;

3)Теперь племени не грозил голод от неудачной охоты;

4)Появление запасов.

Земледелие

10 тыс. лет назад

1) Человек начал выращивать пшеницу, ячмень, горох, чечевицу, вику, маис, финиковую пальму, банановое и хлебное дерево;

2)Вытеснение собирательства;

3)Естественный прирост населения;

4)Появление запасов.

Результат:

1)Скотоводство и Земледелие привели к накоплению излишков у населения;

2) Зарождение торговли и ремёсел;

3) Переселению народов в разные участки земного шара;

4) Повысилась производительность труда;

5) Рост мозговой активности.

Ремесла

7 тыс. лет назад

1)Рост мозговой активности;

2) Накопление средств;

3)Производства одежды, обуви, орудий труда;

4) Строительства жилищ и загонов для животных;

5)Рост мастерства;

6)Появление мастеров ремесленников.

Торговля

3 тыс. лет назад

1)Рост производительности труда;

2)Товарооборот;

3)Повышение спроса;

4)Зарождение товарно-денежных отношений;

5)Имущественное неравенство – предпосылка к появлению классов;

Итог: И как главное последствие "неолитической революции" - переход к земледелию, скотоводству и ремеслам и, вызванное этим имущественное и социальное неравенство, привел к образованию ГОСУДАРСТВА.

Приложение В

Теория Насилия происхождения государства (Е.Дюринга, Л. Гумплович, К.Каутский)

Договорная теория происхождения государства (Г. Гроций, Спиноза, Т. Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, П. Гольбах, А.Радищев)

Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель, Ф.М. Михайловский)

Теологическая теория происхождения государства (Ф.Аквинский)

Марксистская теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин)

Расовая теория происхождения государства (И.Кант, Ф.Гегель)

Органическая теория происхождения государства (Платон, Г.Спенсер)

Психологическая теория происхождения государства (Л.И. Петражицкий)

Теория

Сущность

Плюсы

Минусы

Органическая

Государство – организм, возникающий и развивающийся согласно с законами природы.

1)Вводиться системный признак в исследовании государства; 2)Обосновывается дифференциация и интеграция общественной и государственной жизни;

3) Вскрывается взаимосвязь естественных (биологических) и общественных законов.

Здесь не учитываются социальные факторы и законы.

Патриархальная

Государство – продукт естественного развития, возникающий из-за естественного прироста и объединения патриархальных семей. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к общению.

1)Патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытного строя;

2)Передача власти своим прямым потомкам;

1)Несовпадение задач государственного управления и функций семьи;

2) Необходимость подчинения старшим.

Теологическая

Государства – это организация, появившаяся по воле Богов.

1)Полное, беспрекословное подчинение государственной и церковной власти;

2)Правитель есть продолжение Бога.

Открывает дорогу для произвола главы государства.

Расовая

Государство нужно для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

1)Развитие и деление государства по расовому признаку.

1)Появление расовой дискриминации;

2)Широкое развитие фашизма.

3)Геноцид.

Договорная

Государство – объединение людей на добровольной основе.

1)Защищающая форма ассоциации, при которой каждый член общества будет свободен;

2)Уделяется внимание проблемам социума;

3)Каждый член общества дополняет государство;

1)Несправедливость заключения общественного договора;

2)Схематизм и идеализированость;

3)Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт;

4)Преувеличение роли субъективных факторов и преуменьшение объективных;

5) Умаляется роль Бога.

Насилия

Государство – благо, которое существует исключительно для удовлетворения воли сильного. Это инструмент помогающий удерживать в подчинении покоренные племена. Это аппарат принуждения.

1)Появление классовости;

2)Господствующая каста и низшая.

3)Милитаристическо-потребительский уклад жизни.

1)Появление рабства;

2)Классовая несправедливость;

3)Государство выступает в роли инородной силы, навязанной обществу извне.

Психологическая

Государство – продукт психологических противоречий в первобытном обществе, призванное эти противоречия разрешать, либо смягчать.

1)Разрешение психологических вопросов в обществе;

2)Сдерживающий фактор агрессии;

3)Выделение свода правил, регулирующих общественную жизнь.

1)Недооценка других факторов происхождения государства;

2)Психологическое давление на социум.

Марксистская

Государство – орудие защиты прав собственников и поддержка классового господства.

1)Особое внимание к экономическому фактору развития общества;

2)Выделение общества на классы;

3)Полное разделение труда;

4)Появление новых государственных организаций;

5)Исчезновение передачи власти по кровнородственному признаку;

6)Власть становиться административно – территориальной;

7)Появление постоянных войск;

8) Государство не навязывается обществу извне.

1)Господство экономического класса;

2)Не учтены особенности появления государства на Востоке;

3)Обращение военнопленных в рабов;

4)Углубляющееся неравенство классов;

5)Территориальные завоевания.

Приложение Г

Различные подходы к дефиниции "государство" (историко-правовой аспект)

Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка (Л. Гумплович)

Союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющиеся принудительной и самостоятельной верховной власти (В.М. Хвостов)

Общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительно властвование над свободными людьми (М.Н. Коркунов)

Союз властвующих самостоятельно в пределах определенной территории людей (Е.Н.Трубецкой)

Суверенная универсальная организация политической области, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, взимающая налоги, необходимые для реализации внутренних и внешних функций государства (В.К. Бабаев; В.М. Баранов; В.А. Толстик)

Особая организация политической власти экономически государствующего класса, аппарат власти, по средствам которого этот класс осуществляет свою диктатуру (С.Ф. Кечекьян; А.С. Федосеев; Г.И. Федькин)

Особое общественное образование и особое правовое явление, представляющее собой целевое объединение индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющиеся носителем прав (Г. Еллинек; Н.М. Коркунов)

Приложение Д

Признаки

Вид признака

Сущность

Территория

Основной

Территориальная организация власти (институт гражданства, государственные границы)

Население

Обязательность членства в государстве; лица имеющие гражданство государства

Публичная власть

Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

Право

Государство обладает монополией на издание общеобязательных правил поведения на применение принуждения по отношению к населению.

Правоохранительные органы

Специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы

Армия

Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага

Налоги

Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, денежная эмиссия

Государственный суверенитет

Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)

Единый государственный язык

Дополнительный

Он формируется на протяжении долгого исторического периода. Государственный язык используется в обучении, законотворчестве, делопроизводстве.

Единая дорожно-транспортная система

Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах

Единая энергетическая система

Необходима для бесперебойного, надежного обеспечения потребителей электроэнергией, а также для постоянной работы электрических приборов

Единая денежная единица

Валюта, которая используется в данной стране. Денежная единица должна быть платежеспособной и подлинной. Во многих государствах есть своя национальная валюта

Единое экономическое пространство

Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой

Единая информационная сеть

Создается в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Единая внешняя политика

Регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене.

Государственные символы (гимн, герб, флаг)

Важные элементы государственности,  признаки независимости и суверенитета.

  1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2016. С. 5—6.

  2. Смотреть приложение А.

  3. Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. 

  4. Смотреть Приложение Б

  5. Табу – это запрет на что-либо предписанное нормами морали и права.

  6. Very Important Person или VIP (в переводе с английского — «очень важная персона», «начальство», «высокопоставленное лицо», «большая шишка») — человек, имеющий персональные привилегии, льготы из-за своего высокого статуса, популярности или капитала.

  7. Статья "Пути формирования государства: восточный, западный путь"//Сайт Заочник [Электронный ресурс] - Режим доступа https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/puti-formirovanija-gosudarstva/

  8. Статья по правоведению Мардалиева Р.Т. "Основные пути возникновения государства"// Сайт Вики чтение [Электронный ресурс] - Режим доступа https://law.wikireading.ru/14889

  9. Статья "Причины возникновения государства"// Сайт Studme [Электронный ресурс] - Режим доступа https://studme.org/12800418/pravo/proishozhdenie_gosudarstva_teoriya_praktika

  10. Генезис  — происхождение, возникновение, рождение, зарождение.

  11. Статья "Теории происхождения государства" // Сайт Справочник 24 - [Режим доступа] https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_gosudarstvo/teorii_proishozhdeniya_gosudarstva/

  12. Приложение В

  13. Статья "Патриархальная теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html

  14. Статья "Теологическая теория происхождения государства"// Сайт Образовака [Электронный ресурс] - Режим доступа https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/patriarhalnaya-teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva-i-prava-kratko.html

  15. Фома Аквинский  — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

  16. Аврелий Августин Иппонийский или  Аврелий Августин Блаженный — христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ, один из Отцов христианской церкви.

  17. Теория государства и права: конспект лекций/ С.А. Жинкин. – Изд. 21-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – С. 15

  18. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - С. 51.

  19. Статья "Марксистская теория происхождения государства"// Сайт Справочник. ру [Электронный ресурс] - Режим доступа spravochnick.ru

  20. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - С. 102

  21. См. Приложение. Г

  22. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Учебник для Вузов. Издательство: НОРМА, 2017 - С. 103-104

  23. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов») - С. - 29

  24. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. М., 1993. С.- 241.

  25. Теория государства и права: учебное пособие/В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 332 с. - (Библиотека студента) - С. 27.

  26. Смотреть Приложение Д.

  27. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2018. - С. 38.

  28. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2017 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов») - С. - 27.

  29. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). - С. 48-50.

  30. Общая теория государства и права: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 506 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). - С. 50.