Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права (Вступительная часть.)

Содержание:

Введение

Авторское право регулирует отношения с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора и общества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должным образом творческую деятельность авторов, а с другой стороны обеспечить приумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий в конце XX столетия привело к качественно новому способу обмена информации с использованием средства глобальной информационно – коммуникационной сети интернет. У пользователей интернета появилась возможность обмениваться и пользоваться информацией, размещенной на ресурсах глобальной сети и являющейся произведениями конкретных авторов и конкретных владельцев имущественных прав на эти произведения. Действительно, приз-

ведения авторов в цифровой форме, однажды загруженные в интернет, могут быть восприняты неограниченным кругом пользователей в любое время и для различных целей. Таким образом, не имеющие специальной защиты эти произведения становятся легкой добычей для нарушителей авторского права. Очевидно, что не все правообладатели могут отслеживать использование своих произведений в коммерческих целях, в том числе и для создания новых

интеллектуальных продуктов на основе их произведений. Вместе с тем, история авторского права свидетельствует, что как только новые технологические достижения начинают представлять экономическую угрозу право владельцам, то они делают все возможное, чтобы их имущественные права не были нивелированы новыми технологиями.

В современном российском законодательстве авторское право регулирует-со нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

3

(далее – ГК РФ) и предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора.

Причем неимущественные права, а именно прав на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить моральные интересы автора и не имеют прямой экономической выгоды. Имущественные права защищают исключительные права автора на произведение – его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, объективно тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора. В этих условиях следует признать, что надежного механизма охраны и защиты авторского права в такой сложной среде, как интернет в настоящее время пока не существует.

Интернет как нельзя лучше позволяет реализовать неотъемлемое право человека свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Человеку в таком обществе с одной стороны необходима охрана его прав на результаты интеллектуального творчества и труда, которая обеспечивается авторским правом, а с другой стороны, для реализации творческого потенциала личности в

любой деятельности необходим свободный доступ к самой разнообразной информации. Источники такой информации могут быть различны: общение с коллегами; переписка с партнерами, обмен деловой и научно-технической информацией, достижениями и результатами фундаментальных и прикладных исследований, получение вспомогательной информации, необходимой для ведения бизнеса и др. Именно в таком противоречии и проявляются правовые проблемы защиты авторского права в интернете, решение которых позволит ускорить прогрессивное развитие общества.

4

Таким образом, легкость копирования и передачи информации через границы разных государств, не взирая на их различные системы законодательства, ставит ряд проблем по защите авторских прав в интернете.

5

1. Вступительная часть

1.1 История возникновения авторского права.

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права - принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря

6

1948 г.), ст. 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

1.2 Становление и развитие авторского права в России отличаются определенными особенностями.

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат.

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ - 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей».

К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи, а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве».

Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные

7

главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.

Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие "литературная и художественная собственность" было заменено понятием "исключительные права". Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.

Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.

Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве" закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.

26 ноября 1918 г. был издан Декрет СНК "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Он сделал возможным признание достоянием РСФСР любых произведений: литературных, музыкальных, научных, опубликованных и неопубликованных и т.д. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.

С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями СНК, изданными в 1925 (Декрет СНК от 30 января 1925 года "Об основах авторского права") и 1928 (Декрет СНК

8

от 16 мая 1928 года "Основы авторского права Союза ССР") годах, а также постановлением СНК союзных республик. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения. С 1928 г. срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом.

В 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV.

Исходя из Основ был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК РСФСР 1964 года), который введен в действие с 1 октября 1964 г. Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускала свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе.

Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

Кроме того, большую остроту стали приобретать вопросы международной охраны авторских и смежных прав. С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года

9

- с 13 марта 1995 г. Поэтому нормы авторского права должны были соответствовать Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям, Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.

Россия продолжает вести работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии со ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. неотъемлемым условием присоединения государства к этой международной организации является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Все это подчеркивало важность масштабной кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и делало очевидной необходимость приведения его в соответствие с теми международными договорами, участником которых Россия является в настоящее время и может стать в ближайшем будущем.

Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Часть четвертая ГК РФ была введена в действие 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 ноября 2006 года N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Федеральный закон N 231-ФЗ признал утратившими силу некоторые законы Российской Федерации и РСФСР, среди них Гражданский кодекс РСФСР; Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 «О правовой программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и

10

смежных правах» и др.

Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и др.

11

2. Основная часть

2.1 Понятие и принципы авторского права.

Для обеспечения процесса обращения результатов интеллектуального труда в интеллектуальный товар более двухсот лет тому назад создана специальная ветвь правового регулирования – авторское и патентное право, которое постоянно совершенствуется. В условиях стремительного развитии научно-технического прогресса в современном мире интеллектуальная деятельность человека в различных сферах приобретает все большее значение. Все новейшие достижения в области науки, литературы, искусства, в раз-

витии наукоемких и высокотехнологичных производств – результат творческой деятельности человека и объекты интеллектуальной собственности (далее ОИС).

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства: авторское право, как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Авторское право определено как отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Термин "авторское право" не следует понимать буквально. По законодательству большинства стран автор может уступить все или отдельные права

на созданное им произведение.

Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель на произведение, которым может быть, как юридическое, так и физическое ли-цо. При издании произведения определить правообладателя и произведение можно с помощью надписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского

12

права на титульном листе изделия.

Термин "авторское право понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право;

б) в субъективном смысле авторское право;

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей

В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Произведения являются объектами авторского права, первоначальным носителем которых является создатель произведения - автор. Остальные объекты (фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания) охватываются правами, смежными с авторским: правами артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций. Важно отметить, что нормы законодательства об авторских правах не регулируют непосредственно процесс создания указанных объектов - творческую деятельность. Как отмечается в литературе, «право на творчество - неотъемлемое право человека, на него не могут быть установлены

никакие границы закона. В противном случае закон будет противоречить смыслу права и будет неправовым».

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности».

13

Можно выделить следующие принципы авторского права как совокупности правовых норм:

а) принцип свободы творчества (ст. 44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

Принцип свободы творчества позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения.

Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Законы большинства стран не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.

Принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие.

Принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование типовых

авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.) кото-

14

рые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами.

И так, в основных принципах российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст.44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм.

Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной формы и т.п.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ

15

этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры. (п.2 ст.44 Конституции РФ).

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о не отчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

16

В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключе-

ния, если конкретный срок договора срока не определен, или налагающими

17

на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п.1 ст.5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Важное практическое значение имеют публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций, которые публикуются в журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

18

3. Заключительная часть

Авторские и смежные права по своей природе являются абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Субъектами авторского права могут быть физические и юридические лица - авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

В настоящее время права на результаты интеллектуальной деятельности регламентирует часть четвертая ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

В заключение отметим, что новые способы использования объектов интел-

19

лектуальной собственности, доступные участникам экономического оборота в силу научно-технического прогресса, требуют новых подходов, как в практической, так и в теоретической плоскостях. Одной из характерных черт объекта правового регулирования права интеллектуальной собственности является динамизм и ускоренное развитие. В отличие от иных отраслей и под отраслей права, достаточно консервативных, основанных на стабильности и предсказуемости поведения участников гражданского оборота, право интеллектуальной собственности регулирует постоянно изменяющуюся, инновационную, не имеющую стабильного состояния сферу общественных отношений.

Формирование основных начал права интеллектуальной собственности (и так достаточно молодой под отрасли права) происходит параллельно с ускорением технического развития общества. При этом основные подходы к правовому регулированию отношений в связи с обращением продуктов интеллектуальной деятельности, строятся в соответствии с классическими концепциями права. В результате, понятное стремление упорядочить и максимально подробно урегулировать сферу интеллектуальной собственности сталкивается с непрекращающимся появлением новых объектов, способов, механизмов, технологий, не учтенных и не соответствующих только что налаженному правовому регулированию. Такие столкновения, с одной стороны, позволяют обнаруживать недостатки существующего правового регулирования, а с другой - подталкивают и указывают направления для дальнейшего его развития.

Таким образом, праву интеллектуальной собственности должно уделяться необходимое внимание в связи с высокой значимостью данного института.

Кажется, что совсем недавно понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художествен-

ного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё, но-

20

вые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др.

Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права. В большинстве стран мира, так же, как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия «авторское право» и «культурные ценности». Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

В разных законах круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными

авторскими правомочиями. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным

по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В системе авторского права традиционно принято подразделялись права на имущественные и личные неимущественные. ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

21

4. Глоссарий

Авторское право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по охране произведений литературы науки и искусства; установлению режима их использования; наделению их авторов и других субъектов личными и (или) имущественными правами и защите этих прав.

Авторское право и смежные права - в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также отношения, касающиеся исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Всемирная конвенция об авторском праве - конвенция, подписанная в Женеве 6 сентября 1952г.и вступившая в силу 16 сентября 1955г. Каждое государство, присоединившееся к Конвенции, обязуется принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав автора и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения.

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций, и организаций между собой.

Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).

Имущественные права - это права автора, связанные с использованием произведения автором либо третьими лицами. Имущественные авторские права включают право на воспроизведение, распространение, импорт, перевод, переработку, сообщение в эфир, публичное исполнение и показ, а также доведение до всеобщего сведения произведения. Так, одно или совокупность указанных правомочий автора определяют определенный вид использования

22

произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение и распространение произведения.

Интеллектуальная собственность установленное юридическими законами право некоторых лиц на результаты интеллектуальной деятельности этих же или иных лиц.

Информация — сведения о чем-либо, включая сведения об интеллектуальной собственности.

Личные неимущественные права – это права, связанные с личностью автора, которые включают право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно), право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв, а также право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести

Ноу-хау – неохраняемая не общедоступная научно-техническая, коммерческая, правовая и т. п. информация, на которую у ее обладателя существует не исключительное право, а фактическая монополия.

Объекты авторского права — произведения литературы, науки и искусства.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Общественное достояние — материальные и нематериальные объекты и блага, которыми может свободно пользоваться любой член общества.

Прецедент – судебное решение, служащее источником права в странах общего права.

23

Список использованной литературы

Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации: 4-е изд., испр. Идоп. – Москва: Юрайт- Издат. 2008 г.

Гришаев С.П. Авторское право. ГАРАНТ, 2005 г.

И.В. Суслина, К.К. Покровский Авторские права в интернете. Москва, 2011 г.

И.В. Свечникова Авторское право, Учебное пособие: Издательство Дашков и Ко, 2009 г.

Чернышева С.А. Авторское право России современные проблемы теории, Москва, 1997 г.

Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. Москва, 1995 г.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Москва, 1996 г.

Подшибихин Л.И. Законодательство зарубежных стран по авторскому праву и смежным правам. Москва, 2002 г.

Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003 г.

Нормативно – правовые документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г №231 – ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Парламентская газета. 2006, № 214-215.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 г.

СЗ РФ.2002. №30.