Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Существующий социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межнациональному общению, обладающего чувством ответственности за страну, требует пристального внимания педагогов к решению проблем нравственного воспитания подрастающего поколения.

В условиях кризиса современного российского общества, затронувшего существенные сферы жизнедеятельности - семьи и семейного воспитания, системы образования, институтов труда важно оказывать эффективное нравственное воздействие на молодое поколение уже в период их начальной активной социализации, который приходится на младший школьный возраст. Между тем образовательные учреждения не справляются в полной мере с подобной воспитательной функцией. Современную школу отличает во многом формальный характер нравственного воспитания. В стенах учебных заведений недостаточно решаются задачи нравственного воспитания, не учитывается важность позитивности младшего школьного возраста для нравственного воспитания личности в целом.

Тезис о неразрывном единстве обучения и нравственного воспитания получает в рамках образовательной системы особое значение. Являясь частью образования в сфере свободного времени ребенка, дополнительное образование детей (далее — ДОД) не навязывает некий обязательный к освоению образовательный блок, а предлагает определенный набор разных видов деятельности, включая театральную, что должно способствовать мотивации развития интересов ребенка. В процессе дополнительного образования, участвуя в разнообразных досуговых программах, социально-значимых проектах, ребенок осваивает нравственные ценности и нормы, разделяемые обществом. Возникают микромодели социальных коллективов соответствующей деятельности, которые существуют во «взрослом социуме» в рамках взаимодействия «взрослою» и «детского» миров. Процесс освоения нравственных ценностных ориентации и установок «взрослого мира» оказывается наиболее эффективным в диалоговом режиме, благодаря которому педагогический процесс происходит не через навязывание установок, а путем органичного формирования нравственных качеств в ходе личностно-мотивированного нравственного сотворчества педагога с детьми.

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В.И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.

Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни. Уроки изобразительного искусства.

Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена высоким воспитательным потенциалом искусства и необходимостью решения проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения.

Цель исследования - определить педагогические условия формирования нравственных качеств детей младшего школьного возраста средствами искусства.

Задачи:

- изучить теоретические основы нравственного воспитания младших школьников;

- охарактеризовать роль искусства в нравственном воспитании младших школьников.

Объект исследования — младшие школьники.

Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников посредством изучения произведений искусства.

Обзор литературы: изучением проблемы нравственного воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги такие как: И.С. Марьенко, Л.В. Чепикова, П. Л. Трошин, К.Д. Ушинский и др.

Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения двух основных разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность нравственного воспитания

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3].

В выступлениях различных общественных деятелей все чаще звучит идея об усилении духовно-нравственного кризиса. В современном мире происходит упадок культуры и переоценка системы ценностей, которая не сопровождается закладкой новой моральной основы. В результате многих негативных факторов современные дети оказываются в условиях морального и духовного хаоса. Вот почему в системе современного образования проблема морали стоит превыше всего.

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом[12].

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Вот почему воспитание нравственности определяется как сложный процесс формирования:

- нравственный характер (воспитание с юных лет терпения, человечности, доброй натуры и сострадания к окружающим);

- моральная позиция (это способность проявить бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, а также способность различать хорошее и плохое);

- моральные чувства (они включают в себя честь, чувство долга, способность нести возложенную ответственность, это любовь к Родине и уважение к старшим);

- нравственное поведение (это хорошие манеры, умение вести себя, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

Активность каждого человека определяется содержанием его действий по отношению к окружающим его людям - нас оценивают исходя из наших действий. В процессе взросления ребенок узнает о моральных нормах и правилах, принятых в обществе, и принимает устойчивую систему ценностей, убеждений и принципов. Чем раньше начнется влияние родителей и близких на нравственный характер ребенка, тем более глубокие этические нормы будут внедрены в молодое поколение. Человек может считаться истинно моральным только тогда, когда все его действия, желания и действия подчиняются моральным нормам, принятым в обществе, и действуют как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. По-настоящему нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любой среде. Целью нравственного воспитания является развитие стабильной системы нравственных убеждений и нравственных норм[6].

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

1.2 Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников

Нравственное воспитание – это не есть что-то новое, о чем прежде не говорили. Скорее наоборот. Именно с него зародилось понятие «воспитание». Ни духовное, ни патриотическое (тем более не эстетическое и художественное), а именно нравственное легло в основу всей концепции воспитания в целом. Нравственность – это не что-то сложное, комплексное и изменяющееся. Это вечные и первозданные ценности общества и человека, искусство жить вместе, быть людьми.

«Нравственное воспитание младших школьников – процесс целенаправленного формирования у школьников системы моральных отношений: к людям, к обществу, Родине, самому себе и труду» (Н.Е. Щуркова).

В педагогике это процесс формирование нравственных качеств, типа характера, привычек, навыков и взглядов, которые влияют на повседневные отношения.

Младший школьник, это, по сути своей, вчерашний выпускник детского сада. В этом возрасте дети крайне восприимчивы ко всему, что касается нравственных аспектов жизни. Они умеют сострадать, бескорыстны и добры. Знания, полученные ими в процессе воспитания, становятся опорными. Они регулируют их поведение, мотивы, желание и влияют на их выбор. Поэтому от уровня нравственного воспитания зависит не только характер школьника, но и вся его будущая жизнь, отношения в семье и в социуме, жизненная позиция и профессиональные успехи[8].

Возраст 7-10, в этом плане, является фундаментом. Не просто важно, а необходимо заложить в голову подросших детей максимум позитивного и светлого. Эффект будет, поверьте. Результат воспитательной работы проявится уже в подростковом возрасте, и будет постепенно проявляться до самой его зрелости. Такая специфика у нравственного воспитания. Но особенно ярко проявляется его отсутствие. Агрессия среди подростков стала чумой нашего времени. Об этом мы не только слышим, но и наблюдаем вопиющие факты, события и трагедии, к которым приводит агрессия и жестокость молодежи. Подростки берут оружие, они не просто бьют, они убивают. Эта злость не вселяется в них внезапно, она — результат нехватки положительного нравственного воспитания вкупе с повальным переизбытком негативного опыта, примеров и актов жестокости по отношению к самим детям. Нужно ли говорить о том, зачем в школе нравственное воспитание?

То, что воспитание идет из семьи, мы все знаем. Но далеко не всегда семьи нашего общества обладают нужными знаниями в области воспитания, моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Если в вопрос воспитания оставить полностью на семье, то до катастрофы нам не далеко. Поэтому образовательные институты несут большую ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В школе работают грамотные специалисты, знающие психологические и физиологические особенности детей. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать одновременно[21].

Схема средств нравственного воспитания

Рисунок 1 – Средства нравственного воспитания младших школьников

Средства нравственного воспитания:

Пример. Пример, как средство воспитания, по праву стоит на первом месте. В первую очередь дети смотрят, а не слушают. Педагог может учить, объяснять и рассказывать о добре, чистоте и нравственности, но, если он (она) срывается на учеников, закрывает глаза на факты буллинга в классе, разделяет учеников по материальному уровню и позволяет себе (бывает и такое) нецензурную брань – из ее уроков дети вынесут именно это. Личный пример педагога – волшебная палочка в нравственном воспитании.

Работа с родителями. Не менее важна, чем пример. Потому, как (вернемся выше) основы воспитания лежат именно в семье. Научить семьи воспитывать, проводить беседы с родителями, приглашать на собрание школьного психолога, говорить о проблемах в классе, не бояться озвучить перед родителями сложную ситуацию. Многие педагоги, столкнувшись с конфликтами в классе, боятся говорить об этом с родителями, чтобы не дать усомниться в свей компетентности. Это ошибка. Родители имеют право и должны знать, что происходит с их детьми в школе (ведь здесь они проводят половину дня). Обсуждать, беседовать, учить родителей быть примером для детей – основное средство воспитания нравственности.

Чтение художественной литературы. В рамках школьной программы или нет – не важно. Важно, чтобы содержание книги отвечало поставленной задаче – воспитание высоконравственной личности. Долго думать над выбором литературы не придется – практически все произведения классиков, рекомендованных школьной программой, попадают под эти требования. Просто чтение без анализа будет неэффективным. Анализировать прочитанную литературу дети должны под руководством педагога. Здесь педагог должен быть очень внимателен. Часто в этом ошибаются сами педагоги, разделяя поведение героев на черное и белое. Узкое мышление приведет в будущем к конфликтным ситуациям.

Нужно учить детей видеть хорошие черты в характерах негативных героев, рассуждать с ними, почему они поступают плохо, что им не хватает, что нужно сделать, чтобы герой перестал так вести себя[22].

Нравственное воспитание в школе отмечается министерством образования как наиважнейшее средство для создания гармоничного общества в будущем. Работа ведется педагогами на протяжении всей образовательной деятельности и вне ее. Для осуществления образовательной деятельности по воспитанию нравственности, педагог разрабатывает программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

1.3 Организация нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Приоритетная роль в воспитании и обучении младшего школьника принадлежит учителю. Учитель должен всегда являться для учащихся примером нравственности [16].

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития [16].

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания влияний, которые исходят от родителей и учителей, окружающих людей, посредством обработки этих влияний в связи с моральным опытом человека, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее влияние приобретает индивидуальный смысл, формируя субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решений и нравственного выбора собственных действий ребенка. Ориентация на школьное обучение и реальные действия детей могут быть неадекватными, но цель образования заключается в достижении соответствия между требованиями надлежащего поведения и внутренней готовности к этому.

При нравственном воспитании младших школьников следует иметь в виду, что дети начинают активно, самостоятельно понимать различные жизненные ситуации, но в то же время их оценка событий и действий часто носит ситуационный характер. Стремление понять все самостоятельно поддерживает учитель, он помогает детям в выборе правильной моральной оценки [3].

У учителя есть интуитивные представления о моральном уровне его учеников, и они в основном соответствуют реальности, потому что учитель начальной школы очень близок и открыт для детей - общаясь с ними, он сохраняет и развивает детство и творчество, без которых вы не можете работать с детьми этого возраста. И, самое главное, он видит своих учеников не только в классе, но и потому, что поведение ребенка, его действия, их мотивы, если учитель наблюдает и анализирует их, они говорят учителю об уровне моральных убеждений, недостатках в нравственном воспитании. и моральные представления студентов гораздо точнее и серьезнее, чем слова.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношение учащихся к обучению и их товарищам, с продуманным учителем направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика реализовывались им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние студента в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития [4].

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде, как важнейшей жизненной необходимости, во внеурочной и внеклассной деятельности, различных кружках, секциях, студиях, клубах по интересам.

Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

Таким образом, систему работы учителя по нравственному воспитанию младшего школьника в учебно-воспитательном процессе можно уложить в следующую схему (схема 1):

Схема 1- Система работы учителя по нравственному воспитанию

младшего школьника в учебно-воспитательном процессе

Таким образом, непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.

2. РОЛЬ ИСКУССТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Музыкальное искусство как средство нравственного воспитания личности младшего школьника

Все виды музыкальной деятельности могут служить средством духовно-нравственного развития.

На уроках в школе звучит вокальная и инструментальная музыка, ее связь со словом помогает реализовать нравственную идею произведения. Опыт учащихся воплощается в мелодиях и непосредственно переживаемых чувствах: ценность дружбы и общения, взаимопомощи, проявления чувствительности по отношению к другому, осуждение высокомерия, одобрение скромности.

Воздействие инструментальной музыки обычно связано с переживанием моральной стороны ее содержания, которая определяется названием произведения, особенностями истории создания и существования и созвучием представлений о настоящем.

Важная роль принадлежит совместным переживаниям слушателей, благодаря коллективному характеру музыкального восприятия, во время различных ритуалов, праздников, в концертном зале, на уроках. Эта точка зрения на особенности духовно-нравственного воздействия музыки основана на внешнем. Так, в вокальной работе учебный акцент делается на раскрытии нравственного смысла текста, а в инструментальном - на уточняющее слово учителя. Представление представляется студентам как звуковое явление, которое эмоционально дополняет и «оправдывает» их словесную среду. Происходит слияние «музыкальности» и «морали», главное не только «воспитывать», но и оказывать «влияние» на мораль[11].

Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей у детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям и тем более их активное художественное развитие несут эстетический заряд.

Жанр песни способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, творческому самовыражению студента в сольной, ансамблевой и хоровой одно голосовой и двухголосой версиях вокальной классической музыки, народных и современных песен с аккомпанементом и без него, включая основные темы инструментального работает; в поисках вариантов их выполнения интерпретации. Обогащает опыт вокальной импровизации.

Развитие навыков импровизации служит основой для формирования художественно-ценностного отношения к миру. Образное мышление развивается во многом на основе импровизационного творчества. Импровизация является наиболее доступной формой продуктивного самовыражения детей, что приводит к освобождению личности. Активизация способностей художественного обобщения как основы целостного восприятия многомерности искусствах[12].

Ребенку легче почувствовать хорошее начало, если оно противопоставлено злу, легче и глубже ощутить радость, если оно омрачено грустью и т.д. Контрастное сравнение материала облегчает восприятие произведений искусства. Внимание студента направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния. В результате барьер для специфической художественной и образной выразительности определенных видов искусства незаметно преодолевается, что помогает понять многомерность, понять положительные или отрицательные эмоции.

Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Благодаря разговору о музыке дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересной информацией. Так дети узнают, что композитор - это человек, который сочиняет музыку. Вальс - это танец, всадник - это человек, едущий верхом на лошади, бочковый орган - старый музыкальный инструмент и т.д.

Детский запас слов пополняется новыми словами, выражениями, которые характеризуют настроение, характер, чувства, передаваемые в музыке.

Дети подбирают слова для веселой музыки - веселой, радостной, веселой, веселой. Грустному - нежному, вдумчивому, гладкому, ласковому, грустному.

Дети пополняют свой словарный запас новыми музыкальными терминами: темп, продолжительность, вступление, хор, хор, пауза и т.д.

Моральное воспитание - это средство активизации духовного потенциала человека, компенсирующего отсутствие его проявления в других сферах социальной и духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной степени способствующее гармонизации ее социального бытия[18].

Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности студентов, благодаря своему прямому комплексному воздействию. Музыкальная активность в силу своей эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает сформировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развить образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественно-эстетической культуры ребенка, является актуальной задачей современности.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие человека, являются участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических аспектов личности под влиянием его музыкального и культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

2.2 Изобразительное искусство как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников

Урок изобразительного искусства – особый урок. И требования к нему особые. Прежде всего, урок должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественной форме, является сущностью самого искусства. «Эстетическое воспитание начинается не на лекции по эстетике – там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее, и не в театре, и не на симфоническом оркестре – там оно развивается, расширяется, укрепляется. А начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в одно произведение искусства нельзя проникнуть… [10]

Только тот человек, который умеет удивляться природе, может разобраться в искусстве, любить его» – С.В. Образцова. Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства.

Одной из основных задач урока рисования является воспитание способности видеть красоту в окружающем мире, и учитель должен учить детей наблюдать, видеть и слышать. Вот некоторые приемы, которые я использую на уроках рисования. Тема "Бабочки в полете". Бабочки - это красота природы, и как прекрасны их крылья, словно купающиеся в море воздуха, солнца и свободы. Давайте позаботимся о бабочках, этой радости природы, этой удивительной живой радуге. Я представляю виды бабочек, их формы, симметрию крыльев и разнообразие цветов. Показаны различные типы последовательности рисунка бабочки.

Мир, в котором мы живем, огромен, бесконечен, сложен. Но человек всегда стремится создать свой собственный мир, добрый, удобный, где бы он ни чувствовал себя в безопасности, где бы он ни чувствовал себя хорошо и спокойно. Ребенок живет в огромном реальном мире, в котором многое для него все еще недоступно из-за его возрастных особенностей. Со временем он изучит, узнает, рассмотрит, как следует, примет это со всеми трудностями и противоречиями, но пока ему ближе и понятнее мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красота.

Красота – эта первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром искусства. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. А добро тем прекрасно, и встреча с ним точно так же как красота оборачивается огромной радостью для ребенка.

А на уроке по теме: «Добрые и злые символы» использую коллективно творческую деятельность. Учащиеся обводят по заготовленному шаблону корабль, разукрашивают их, вырезают и наклеивают на панно. Итогом работы является русская народная пословица: «Добро всегда побеждает зло».

Теперь представь корабль иной – сверкает парус над волной.

Вот почему ввести ребенка в мир искусства и связать этот мир красоты с реальной жизнью – важная задача учителя изобразительного искусства.

Моя задача, опираясь на эти представления детей повысить уровень их восприятия, чтобы они научились воспринимать красоту в окружающем действительности: в предметах, в явлениях, в поступках людей. Учить детей не только воспринимать и любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликаться, но самим творить добро. Только тогда эти понятия станут стержневыми в формировании нравственно-эстетического облика человека[9].

На мой взгляд, способность к эстетическому восприятию развивается на уроках изобразительного искусства при умении рассматривать, устанавливать характерные особенности каждого отдельного предмета, его форму, строение, окраску, умение воспроизводить увиденное в рисунке, используя правила и приемы графического изображения.

В процессе обучения развивается зрительное восприятие, умение различать форму и окраску предметов. Очень часто провожу интегрированные уроки. Стараюсь привлечь к изучаемому материалу как можно большее количество органов чувств через музыку, поэтическое слово. На своих уроках часто использую музыкальное сопровождение.

Эмоционально окрашенные «пережитые» знания переходят в умения, вызывают у ребенка душевный отклик, подталкивают к собственному творчеству. Чтобы пробудить в детях жажду творчества я стараюсь черпать большой материал на экскурсиях, прогулках, где учащиеся фиксируют внимание на свои ощущения, на неповторяющиеся цвета осени, шелест и шуршание листьев, дуновение чистого ветерка. А если рядом учитель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, учащиеся захотят узнать еще больше[1].

В конце экскурсии собираем листья, а на следующем уроке рисуем их с натуры, где рассматриваем разные формы и осеннее разнообразие цветов, проводим сравнение, делимся впечатлениями на уроке по теме «Осеннее дерево», вырезаем листья и приклеиваем к дереву.

Природа – источник творчества. Всю работу детей направляю на то, чтобы само состояние природы являлось источником красоты, радости, эмоциональной отзывчивости. Чтобы они широко раскрытыми глазами смотрели на окружающий мир, где каждый предмет и каждое событие подобны чуду.

На уроках присутствует взаимосвязь с окружающей действительностью. Например, на уроке рисования по представлению «Удивительные кошки», сообщаю интересные сведения о кошках, рассматриваем таблицу видов кошек, вспоминаем приметы, дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах, читают стихотворения, знакомятся с художниками-анималистами (Ватагин, Чару- шин) в ходе рисования обращаем внимание на передачу характера и настроения кошек.

На основе понимания знаний характеристик субъекта углубляется когнитивная сторона зрительного восприятия. Основным методом систематического развития зрительного восприятия у детей, умением рассмотреть объект, для того, чтобы его изобразить, является анализ нарисованного. Анализ показывает, что это за предмет. Если мы научим детей более точно различать форму и цвет окружающих предметов и явлений, это означает, что они также будут иметь большую эстетическую восприимчивость, они будут лучше видеть и глубоко понимать все разнообразие и богатство форм и цветов в явления реальности, их гармония. Дети с раннего возраста характеризуются непосредственностью в проявлении чувств. Их радуют яркие цвета игрушек, тканей, они чувствуют ритм в узоре, им нравится нанизывать различные предметы в определенном порядке. А рисунки самих детей всегда яркие, красочные. Эти еще не реализованные эстетические ощущения систематически развиваются на уроках изобразительного искусства[17].

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку. Чтобы привить интерес и любовь к рисованию, на уроках при знакомстве детей с основными инструментами, материалами художника, отправляемся в путешествие в страну ИЗО и встречаемся с её сказочными жителями. Дети большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны порой им снятся сказочные. Учитывая это, мы всех талантливых людей, с чьим творчеством приходилось сталкиваться, называли волшебниками. Волшебство слова и звука творят поэты и музыканты, танцоры и художники. У Валентина Берестова есть такие строчки:

Например: «Сказка о Простом карандаше», «Сказка о Фломастерах и Цветных Карандашах», «Сказка о том, как поспорили Кисти и Перья», «Сказка про Черную, Белого и Серых» «Сказка о Красках, веселых и грустных». Рисуя на тему сказок, ребенок развивает воображение и фантазию, так как сказочные образы, яркие, красочные, близки и понятны детям. Здесь дети должны иметь элементарные знания и зрительное представление, образное описание сцены из сказки, показ специально подобранной иллюстрации, где ученики могут видеть строения, одежду, которые побуждают в них эмоциональное творческое отношение к работе. Сказка для ребенка всегда праздник, и я устраиваю им эти праздники.

На уроке по теме «Подводное царство» дети показывали инсценировку «Сказки о рыбаке и рыбке». Урок оживает, и даже самые надоевшие задания оживают по- новому. Кроме этого ребята учатся сопереживать своим любимцам. Они радуются и огорчаются вместе с ними. Таким образом, урок-сказка служит не просто развлечением для ребят. Он несет огромное нравственное значение, формирует умение решать проблемные ситуации, воспитывает эстетический вкус, развивает творческие способности[25].

Искусство отражает жизнь и, отражая, воздействует на жизнь, преобразуя и совершенствуя ее. Естественно, к таким философским, обобщенным понятиям наши дети прийти не могут, но понять, что каждый день, всегда человека окружают конкретные предметы искусства, которые могут изменить, облагородить среду обитания, оказать влияние и на самого человека, вызвав у него стремление, создать красоту вокруг себя, – могут. Убеждаются наши ребята в этом уже с первого знакомства с вещами и предметами, окружающими их в доме: игрушками, книгами, посудой и т.д.

В этот момент душа ребенка совершает открытие той красоты, которую он не замечал раньше. Теперь многое в доме станет привлекать его внимание своеобразием формы, изысканным узорочьем орнамента, на многое он посмотрит иным взглядом, любознательным, пытливым, увлеченным, – одним словом, все теперь «зазвучит» для глаза. А ведь многое для ребят может остаться так и не замеченным, не увиденным, не раскрытым, если с детства не подвести их пониманию красоты предметного мира, существующего рядом, пониманию того, что жизнь и искусство не отделимы друг от друга, что творения художников имеют право на существование не только в музеях и выставочных залах, но и в доме, где живет человек.

Декоративное рисование также представляет большие возможности для художественного развития ребенка. Особенности узора, его ритмичность и красочность является теми качествами, которые наиболее доступны для эстетического воспитания. Детям всегда нравится выполнять узор, и они часто вводят в него самостоятельные элементы на различные темы. Так как узор бывает мало разнообразен, в беседах рассматриваем украшения, посуду, вышивку, народные узоры, орнаменты. Например: уроки на темы «Гжель», «Хохлома». На занятиях по рисованию дети получают определенную сумму знаний, умений, навыков. В них решаются самые разнообразные задачи. Одной из них является приобщение детей к национальной культуре.

Самым доступным видом является народное декоративно-прикладное искусство. Оно способствует развитию чувства интернационализма, патриотизма. Средствами народного искусства прививаем любовь и уважение к другим нациям и народностям, населяющим нашу республику. На уроке по теме «Якутский орнамент на чороне» познакомила с прикладным искусством народов Якутии, объяснила смысл слов ысыах, кумыс, чорон, хомус, кытыйа, орнамент. Рассматривали виды орнамента в альбоме Б.Ф. Неустроева.

На уроках изобразительного искусства формируется нравственность, духовность наших детей. Все начинается с простого – с отношения ребенка к цветку, паутине, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, к дому, к родине.

И конечном итоге, все впечатления, представления, которые прошли через душу и сердце ребенка, становится его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношения к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека[26].

2.3 Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников

Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой – стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующее в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения его разнородных компонентов. В связи с этом возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций детей как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.

Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличии от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной сторон, - это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течении большей части жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального.

Основные формы и жанры телевидения – сериал, мыльные оперы, телефильмы, комедии, мультфильмы – носят явно нарративный характер. Единственные телепрограммы, не входящие в область теленарратива, это те, которые структурированы по собственным правилам; спортивные состязания, обзоры новостей, ток-шоу, телевикторины, музыкальные программы. Но даже здесь наблюдается проникновение нерративных элементов.

Несомненно, наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно - нравственного развития и воспитания детей.

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» [12].

Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и использовать применять на практике моральные нормы.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).

Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»

В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство.

Искусство играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то формирование ценностных отношений средствами искусства должно быть включено в число предметов воспитания молодежи. Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 36. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н.М. Сокольникова. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.
  2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11. - С. 68-71.
  3. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. – 2005. - №2. - С. 67-68.
  4. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
  5. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002.-№ 2 (Март-апрель). - С.42-43.
  6. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
  7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.
  8. Егоров, М.Н. Формирование нравственной культуры младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.Н.Егоров; Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и вос-питания РАО. – М., 2002.
  9. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарков-ская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №3. - С. 9-12.
  10. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А.А. Калюжный. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Лагодина, Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Ладогина. - М.: Просвещение, 2006.
  12. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
  13. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2009. - 368 с.
  14. Никандров, Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. - 2002. - № 4.
  15. Пиаже, Э. Психическое развитие младших школьников./ Под ред. В.В.Давыдова. - М., 2005. - 440с.
  16. Прихожан, А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников / А.М. Прихожан. - М.: Совершенство, 2003. - 115с.
  17. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. – 2001. - №6.
  18. Самодина, К.С. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения русскому языку: методическое пособие / К.С. Самодина. – Ярославль, 2009.
  19. Скокова, Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Г.В. Скокова // Начальная школа. – 2006. - № 11. – С. 45 –50.
  20. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. 18
  21. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М., 2003.
  22. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887. — URL https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 16.09.2019).
  23. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2008.
  24. Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189с.
  25. Чепикова, Л.В. Педагогические условия воспитания основ нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.В. Чепикова; Смоленск. гос. ун-т. – Смоленск, 2007. –C.5.
  26. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. - 2001. - № 3.