Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основные теории о происхождения государства

Содержание:

Введение

Государство и право это уникальные явления на земле. Они распространены повсеместно, но их распространенность не уменьшает их значимости. Именно государство и право, а не разум и речь, отличают человека от иных жителей нашей планеты. Животные также имеют возможность мыслить, пусть не в такой категории и не в таком качестве как человек. Они имеют возможность вербально общаться. И вообще, многие их виды намного сильней, выносливей. И только наличие государства и права – даже их ростки первобытные обычаи и общины смогли дать человечеству шанс стать владыкой планеты. И оно (человечество) этот шанс не только не упустило, но и по настоящее время продолжает развивать свой успех.

Актуальность учений о государстве состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении и развитии учений государства. Такое формирование это достаточно длительный процесс, который у всевозможных народов шел разными историческими путями.

Цивилизованным государство становится постепенно, причем оно изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Ряд теоретиков и ученых рассматривают происхождение государства в различных аспектах.

Необходимо отметить, что до появления государственности у различных народов уже складывалось представление и сознание. Различные факторы, а именно: поддержание общественного порядка, необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий, а также экономические предпосылки повлекли за собой создание условий возникновения государства.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей понятия и признаков государства.

Задачами данного исследования являются:

– исследование общей характеристики основных теорий о происхождении и сущности государства;

– рассмотрения проблемных аспектов отдельных понятий и признаков государстве.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования понятия и признаков государства.

Предметом исследования выступают закономерности происхождения, понятия и признаков государства.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов происхождения, понятия и признаков государства, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Общая характеристика основных теорий о происхождении и сущности государства. Основные понятия и сущность государства

1.1 Происхождение государства: историко-правовой аспект

Актуальность данной темы состоит в том, что общество всегда интересовал вопрос о возникновении и развитии учений государства. Такое формирование это достаточно длительный процесс, который у всевозможных народов шел разными историческими путями. Цивилизованным государство становится постепенно, причем оно изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Ряд теоретиков и ученых рассматривают происхождение государства в различных аспектах. Необходимо отметить, что до появления государственности у различных народов уже складывалось представление и сознание.

Различные факторы, а именно: поддержание общественного порядка, необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий, а также экономические предпосылки повлекли за собой создание условий возникновения государства[1]. Сформулировать определение «государство» достаточно сложно, ведь каждый автор учебника видит по-разному, но нельзя не отметить тот факт, где указываются основные структурные элементы данного понятия.

К таким содержательным элементам относят:

территорию, то есть пространство;

население – совокупность людей, проживающих на данной территории и обязательно власть, где сосредоточена функция управления.

В современном мире государство это организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Теории, породившие государство, стали возникать с развитием общественного сознания и политической мысли.

Рассмотрим основные концепции и выделим наиболее схожий взгляд к данной проблеме.

Наиболее ярко выраженной является – теологическая теория. Знатными представителями, которой были: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, А. Августин, они считали, что государство существует в силу божественной воли, а императоры, получили данный титул непосредственно от Бога. Во всех религиях отстаивается данная идея установления государственной власти. Из этого следует, что суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Необходимо заметить, что в настоящее время данная теория наряду с другими распространена в Европе, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Патриархальная теория возникла в древности. Основоположником является Аристотель, уже позже аналогичные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Согласно этой концепции люди, как общественные создания стремятся к развитию семей, а такое разрастание ведет к образованию государства, причем власть правителя есть продолжение и развитие отцовской власти в семье. Государство это своего рода «большая семья», модель которого состоит из различных семей. По нашему мнению данная теория может иметь место быть, ведь первоначальной ступенью была семья, которая постепенно перерастала в племя, далее народ, а в итоге государство[2].

Следующей теорией, которую мы рассмотрим, является Теория насилия. Ее истоки возникновения формировались на протяжении многих столетий, но как самостоятельное учение возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, они полагали, что государство возникает насильственным путем захвата власти. По их мнению, для управления племенами и территориями необходимо порабощение слабого к сильному, где сначала зарождалось внешнее насилие, а позже внутри самого общества (внутреннее насилие). Мы разделяем точку зрения с рядом теоретиков, которые пусть и целыми веками обосновывали такой путь происхождения государства.

Проанализировав заметим, для того чтобы данное насилие было реализовано необходим государственный аппарат, а без него никакие насильственные завоевания не смогут привести к возникновению государства.

Патриархальная теория начала формироваться из недр теологической теории. Широкое распространение этой теории было в Древней Греции и рабовладельческом Риме, потом, после периода забвения была снова актуальна в период средневекового абсолютизма, и просуществовала и до наших дней. Смысл данной теории заключается в том, что государства возникают из разросшейся из поколения в поколение патриархальной семьи. Главой государства – монархом соответственно является глава семьи. Власть монарха – это продолжение власти отца, так как глава государства является отцом своих подданных. Из патриархальной теории следует вполне естественный вывод о необходимости починятся государственной власти, так как это есть подчинение отцу. Создателем патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.).в основу этой теории он вкладывал то, что люди стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей, в свою очередь, ведет к образованию государства. Аристотель представлял государство как результат развития семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, власть главы государства – это продолжение и развитие отцовской власти. Он сравнивал государственную власть с патриархальной властью отца семьи. Согласно его учению, государство это не только результат естественного развития, но и высшая форма общения человеческого общества. Также эта теория развивалась и в Китае, трудами Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он тоже рассматривал государство как большую семью. Власть императора отождествлялась с властью отца, а отношение с подданными – семейные отношения, где младшие подчиняются старшим и должны быть преданны императору-отцу. Правитель же должен заботиться о своих поданных, так как это его семья.

Патриархальная теория нашла свое место и в России. На территории России патриархальную теорию пропагандировал социолог Н.К. Михайловский (1842-1904 гг.). Также на территории нашего государства эту теорию поддерживал известный историк М.Н. Покровский, он тоже считал, что государственная власть образовалась из отцовской власти. Таким образом, по мнению сторонников патриархальной теории, государственная власть – это продолжение власти отца. Власть правителя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Соответственно, монарха, как и отца в семье, не избирают. Многие критиковали патриархальную теорию. Например, Дж. Локк писал, что у этой теории нет исторически достоверных свидетельств о том, что государство возникло путем разрастания патриархальной семьи, также он писал, что вместо научного подхода в еѐ положениях отражены «детские побасенки». Он утверждал, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством. В современности патриархальная теория имеет новое звучание в идее государственного патернализма, то есть государство берет на себя заботы о гражданах и подданных в случаях возникновения для них неблагоприятной ситуации (болезни, инвалидности, безработицы и т.д.). Достоинствами патриархальной теории является то, что она способствует сплочению общества, уважению и почитанию государственной власти, также достоинством является то, что она культивирует дух родства, братства, взаимности членов общества (как членов семьи)[3]. Недостатком данной теории является прямое сравнение государства и семьи, власть отца и власть монарха. Этому противоречат некоторые факты: семья заключает в себе действительные родственные связи, а весь народ государства, хоть и имеет определенный общности, но называть всех родственниками вряд ли правильно, еще один факт заключается в том, что монарх – это представитель публичной власти, которая отделена от народа, власть отца имеет другую основу, отец – основатель рода , а монарх основатель государства, а не всего народа, он не является родственником подавляющего большинства человек, иногда монарха призывают из иностранных государств, он вообще не имеет никакой кровной связи с управляемым им народом. Вряд ли можно утверждать, что государство является продолжением семьи и потому, что эти два института общества развивались постепенно и почти одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства возникла в древности, также как и многие другие теории. В Древней Греции считали, что возникновение государства это результат договорного объединения народа с целью обеспечения защиты и справедливости.

Представления о том, что государство образовалось на взаимном договоре людей впервые встречается у Эпикура. В мыслях древнегреческих философов мы видим лишь зачатки этой теории, а в трудах мыслителей XVII-XVIII веков Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. эта теория получила уже полное развитие. Договорная теория не имела единой концепции, она просто включает в себя взгляды выдающихся мыслителей.

Ученые считали, что государству предшествовало естественное состояние человек, которое они характеризовали по-разному. Т. Гоббс видел естественное состояние в царстве неограниченной личной свободы, переходящей в анархию, когда каждый «имеет право на все». Это право в силу глубокого эгоизма человека, его природной алчности, честолюбия реализуется по принципу «человек человеку – волк». Ж.Ж. Руссо видел естественное состояние как мирное идеалистическое первобытное царство свободы, Дж. Локк считал, сто естественное состояние человека – в неограниченной свободе. Согласно договорной теории между каждыми членами общества и создаваемого государства заключатся общественный договор ради мира и благополучия. По договору люди отдают часть своих прав в пользу государственной власти и обязуются подчиняться ей, а государство берет обязанность охранять права человека. Договорная теория, как и многие теории происхождения государства, подвергалась критике по ряду причин. Российский правовед М.Н. Коркунов считал, что образование общества и государства на договорных началах приводят крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Личность, при этом, «признавалась над всеми господствующей и все определяющей.

Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей». Шершеневич писал, что представители теории общественного договора редко становились на точку зрения исторической действительности, так как общественный договор для них только методологический прием. «Для них не важно, было ли так в истории или нет, для важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех, без чего никто не может считать себя связанным общественными узами». Примерно так же оценивает теорию общественного договора Е.Н. Трубецкой. Он считал, что «не общество есть продукт свободного творчества человека, а наоборот, человек есть продукт исторически сложившихся общественных условий, определенной исторической среды, часть социального организма, подчиненная законам целого»[4].

Исходя из этого, договорная теория происхождения государства содержит целый ряд недостатков. Она по своей сути она антиисторичная и механистичная. Антиисторичность проявляется в том, что некоторые свои постулаты, такие как заключение общественного договора и т.д., она представляет вне времени и пространства. Механистический характер выражается в том, что процесс образования государства данная теория рассматривает не как эволюционный процесс, не зависящий от воли человека, а как заключение общественного договора, в результате которого появляется государство.

В период расцвета договорной теории, она была важной доктриной, как научной, так политической и практической. Эта теория использовалась в борьбе с абсолютизмом , классом буржуазии. Она являлась идеологическим оправданием революционных выступлений и требований о соблюдении принципов демократии и равенства. В настоящее время данная теория превратилась в исторически и академически значимую теорию, круг распространения теории значительно сузился.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что государству свойственны свои особенности и концепции возникновения. С динамичным развитием общества стали формироваться различные теории происхождения государства.

Объединить все различные теории по данной проблематике невозможно, хотя в истории такие попытки существовали. Но необходимо отметить важность того, что каждая концепция по-своему раскрывает сущность исторического процесса развития, где авторы высказывают свою идеологическую позицию в соответствии с условиями, в которых они жили. Каждая теория несет свой особый смысл, и свои предпосылки, где есть и минусы и плюсы.

В обществе существовали, существуют и будут существовать по-прежнему вопросы по данной проблеме. А для того, чтобы ответить на них, были созданы различные теории происхождения государства, которые различны между собой.

Из этого следует, что такое разнообразие помогает выбрать наиболее характерную теорию для каждого индивида.

1.2 Понятие и сущность государства

С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»[5]. Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[6].

В ХIX веке обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство[7]:

1) суверенную власть;

2) определенную территорию;

3) правительство;

4) совокупность человеческих индивидов.

Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[8].

Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие – к обществу, третьи – к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти.

Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[9]. Тем не менее «форма общежития» – форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством.

Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина. К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[10].

Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[11].

Взяв данное определение, В.И. Ленин привнёс в него некоторые изменения, указав: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[12].

Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам.

С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок»[13].

Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность – это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института.

Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе.

Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным.

К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в XX веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела – управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития.

Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа.

Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа.

Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах – такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение.

Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью.

Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам.

Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу.

Глава 2. Признаки, функции и роль государства в жизни современного общества

2.1 Функции государства

Государство – это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взимающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций.

Исходя из общего определения государства, стоит выделить так называемые функции государства. Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социальное назначение государства, а так же знать возможные пути решения и совершенствования проблем, связанных с государством и обществом.

В функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед ним. Цель – это то, к чему стремится государство, а задачи — это проблемная ситуация с явно и заранее поставленной целью. Так же задачи являются предпосылками функций государства. К примеру, если целью является построение правового государства, то одной из задач будет являться предоставление гражданам свободного доступа к источникам нормативно-правовых актов.

Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач, в первую очередь связанных с управлением делами государства.

Выделяют два основных вида функций государства. Это внутренние (основные направления деятельности государства по управлению жизнью и делами общества) и внешние (основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач). Но всё же отдельные авторы обращают внимание на то, что деление функций на внутренние и внешние в последнее время начало терять свою актуальность. Стали создаваться новые классификации функций, по так называемым сферам общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, экология, культура и т.д.).

Теперь стоит разобрать их по отдельности. Первая по своему виду – это внутренняя функция государства. Среди внутренних функций можно выделить так называемые охранительные функции – охрана природы и окружающей среды, обеспечение (охрана) правопорядка, экономическую, социальную, идеологическую, политическую и другие функции).

Разберём внутренние функции по порядку:

1) Охрана природы и окружающей среды – одна из относительно недавних функций, которая выдвинулась в последние десятилетия. Из-за агрессивного производства и отношения человека к природе происходит загрязнение вод и атмосферы в целом. Государство вынуждено бороться с этим, вводя различные штрафы за порчу окружающей среды, а так же должно устанавливать высокие налоги за выбросы негативных веществ в атмосферу (бензин и т.д.).

2) Экономическая функция имеет направленность, связанную с предотвращением кризисов экономики и нацелена на создание совершенствованной рыночной экономики, которая бы учитывала и согласовывала интересы производителей с потребителями.

3) Охрана правопорядка – считается наиболее важной и необходимой функцией любого государства, которая вытекает из потребностей общества. В демократических государствах на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, а так же и самого правопорядка.

4) Социальная – государство ставит перед собой задачи составления программ развития здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.

5) Идеологическая – государство занимается воспитанием членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности через образование, а так же СМИ.

6) Политическая – обеспечение условий деятельности других политических институтов, следит за порядком в обществе.

Внешними функциями государства традиционно являлись и по сей день являются (защита страны от нападения извне, введение захватнических войн, а так же обеспечение и ведение дипломатических отношений с другими странами).

В настоящее время с формированием единого мирового рынка активизируется межгосударственная взаимная торговля, которая направлена на поддержания и роста экономики каждой страны. Развивается коллективная безопасность, а так же создаются международные вооруженные силы, направленные на поддержание мира и порядка. Без реализации данной функции будущего у человечества нет.

Новая мировая война приведет к гибели цивилизации. В свою очередь, локальные военные конфликты могут привести к глобальному военному противостоянию.

В качестве вывода хотелось бы добавить, что внутренние функции играют огромную роль в жизни государства. Реализуя свои функции внутри страны, государство и власть непосредственно взаимодействуют с государственными органами, с социальными группами, решают важные для каждого государства экономические, политические, социальные, культурные и другие проблемы.

Исходя из сущности внешних функций, следует отметить необходимость тесного взаимодействия и сотрудничества государства с другими государствами, поддержание и осуществление всеобщего мирного положения, улучшение окружающей среды на планете.

Через осуществление данных функций можно увидеть различные интересы общества данного государства, его направленность.

Несмотря на обстановку в стране, на исторический период, любое государство должно поддерживать и развивать свои функции, обеспечивать удовлетворение своих потребностей.

2.2 Признаки государства

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства[14], которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.

1. Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.

3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей.

Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.

4. Право. Право – система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.

5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы.

Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер.

В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения – санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.

7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет – это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.

Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами.

В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам.

Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны.

2.3 Роль и значение государства в жизни общества

В назначении и роли государства всегда переплетаются узкоклассовые или групповые интересы экономически и политически господствующей верхушки с интересами всего общества. В теории государства это положение приобрело статус аксиомы. Однако раскрыть диалектику указанных интересов в роли государства вообще, а тем более – конкретно – исторического типа, чрезвычайно сложно. В основном это объясняется двумя причинами.

Первая заключается в том, что в назначении государства отражается практически весь спектр многообразных интересов различных социальных слоев общества.

Ряд из них влияет на форму и осуществление государственной власти прямо, другие же – опосредованно.

Вторая состоит в динамичности, подвижности соотношения между главенствующими интересами, господствующих в обществе социальных сил. При этом обращает на себя внимание такая закономерность – усиление экономических и политических позиций одной из сторон приводит к ослаблению другой. Наиболее ярко, отмеченные причины сложного характера сущности государства, проявляют себя в рабовладельческом обществе. Здесь полнота власти, юридических прав и реальных возможностей реализовать свои интересы принадлежит экономически и политически господствующему классу – классу рабовладельцев. По этой причине в научной литературе доминирует мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях их жизни, принудительном характере труда, беззащитности любого из них от произвола. С нашей точки зрения такое утверждение чрезмерно категорично и страдает определенной поверхностностью. Оно не учитывает, что низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия – идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни и, несомненно, экономические методы — материальная заинтересованность раба в результатах своего труда. Как и любое иное ценное имущество, рабы были, в определенной степени, защищены и юридически. Все это указывает на большую, чем традиционно отмечается, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей в государственной деятельности снижается и доля в ней классового содержания. Подобное соотношение приводит к выводу, что анализ сущности «требует учета обоих начал». По нашему мнению такой анализ способен обеспечить более объективную точку зрения на данный вопрос. Наряду с этими, основными социальными факторами, прямо и непосредственно оказывающими влияние на формирование особенностей сущности государства, надо указать и на другие источники: религию, уровень развитости национального самосознания, специфика расово – этнической структуры народа страны. Эти факторы также оказывают влияние на важнейшие черты сущности государства. Но это виляние имеет свою специфику. Она выражается в том, что глубина и интенсивность их воздействия на сущность государства обуславливается конкретно – историческими особенностями места и роли данных факторов в общественной жизни. И в том случае, когда доминирующее положение в обществе занимает какой – либо один из них, можно говорить о приоритете религиозных, националистических или расово – этнических начал в сущности государства. В результате исследования природы государства в отмеченных плоскостях складываются и соответствующие подходы к её познанию.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства – Пакистан, Иран, Ирак, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами. В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций. В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно – Африканской Республики проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. Таким образом, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Надо не упускать из виду и то, что в сущности государства, в зависимости от исторических условий его существования, на первый план, т.е. в положение ведущего социального фактора, может выходить любое из вышеназванных начал. Главная же, сущностная характеристика государства заключается в том, что «оно есть особый порядок организации (устройства) и применения власти, способный решать дела всего общества», а в чьих интересах (всего ли общества в целом или отдельных групп) – рассматривают применительно к конкретному государству во времени и пространстве.

Заключение

Таким образом, общество всегда интересовал вопрос о возникновении и развитии учений государства. Такое формирование это достаточно длительный процесс, который у всевозможных народов шел разными историческими путями.

Цивилизованным государство становится постепенно, причем оно изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Ряд теоретиков и ученых рассматривают происхождение государства в различных аспектах. Необходимо отметить, что до появления государственности у различных народов уже складывалось представление и сознание.

Различные факторы, а именно: поддержание общественного порядка, необходимость ведения войн и осуществления обороны территорий, а также экономические предпосылки повлекли за собой создание условий возникновения государства[15]. Сформулировать определение «государство» достаточно сложно, ведь каждый автор учебника видит по-разному, но нельзя не отметить тот факт, где указываются основные структурные элементы данного понятия.

К таким содержательным элементам относят:

территорию, то есть пространство;

население – совокупность людей, проживающих на данной территории и обязательно власть, где сосредоточена функция управления.

В современном мире государство это организация общества, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Теории, породившие государство, стали возникать с развитием общественного сознания и политической мысли.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенных ФКЗ РФ о правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.: Право, 2016. – 320 с.
  2. Бошно, С. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.: Эксмо, 2015. – 464 с.
  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров – М.: Омега-Л, 2014. – 608 с.
  4. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.: Феникс, 2016. – 704 с.
  5. Давыдов, Я. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.: А-ПРИОР, 2016. – 244 с.
  6. Дмитриев, Ю. А. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2017. – 768 с.
  7. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В.М. Капицын – М.: ИНФРА-М, 2017. – 322 с.
  8. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Лазарев. – М.: Юрайт, 2015. – 640 с.
  9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я Любашиц. – М.: Феникс, 2016. – 303 с.
  10. Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. – М.: Норма, 2017. – 640 с.
  11. Марченко, А. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2015. – 652 с.
  12. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: РИОР, 2014. – 528 с.
  13. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.А. Морозова. – М.: Норма, 2016. – 464 с.
  14. Нерсесянц, В. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Нерсесянц. – М.: Норма, 2016. – 832 с.
  15. Пиголкин, А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016. – 752 с.
  16. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2017. – 640 с.
  17. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.П. Рассказов. – М.: РИОР, 2016. – 475 с.
  18. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М.Б. Смоленский. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
  19. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Старков. – М.: Дашков и К, 2017. – 372 с.
  20. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2016. – 334 с.

Периодические издания

22) Бобылев, А.И. Понятие и сущность государства / Д. А.И. Бобылев // Юридическая техника. – 2017. – № 9. – С. 36 – 38.

23) Филимонова, О.Г. Понятие и признаки государства: новый взгляд или поиск критериев / О.Г. Филимонова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 124 – 131.

  1. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я Любашиц. – М.: Феникс, 2016. – С. 134.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров – М.: Омега-Л, 2014. – С. 327.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров – М.: Омега-Л, 2014. – С. 329.

  4. Давыдов, Я. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.: А-ПРИОР, 2016. – С. 144.

  5. Дробязко, С. Г., Общая теория права: учебное пособие для вузов / С. Г. Дробязко, B. C. Козлов. – М.: Амалфея, 2017. – С. 134.

  6. Коркунов, Н. М. Русское государственное право. Том 1 / Н. М. Коркунов. – СПб., 1904. – С. 27.

  7. Дюги, Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дюги. – М., 1908. – С. 100.

  8. Шершеневич, Г. Ф. Общее учение о праве и государстве / Г. Ф. Шершеневич. – М., 1911. – С. 18.

  9. Кокошкин, Ф. Ф. Русское государственное право / Ф. Ф. Кокошкин. – М., 1908. – С. 3.

  10. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. – С. 645.

  11. Маркс, К. Сочинения. Том 22 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М., 1962. – С. 200.

  12. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений. Том 39 / В. И. Ленин. — М., 1970. – С. 73.

  13. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. — М., 2016. – С. 66.

  14. Кашанина, Т. В. Право: право и политика. Книга 1 / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. — М., 2008. – С. 15.

  15. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я Любашиц. – М.: Феникс, 2016. – С. 134.