Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Обучение первоначальным навыкам игры на классической гитаре

Содержание:

Введение

Можно сказать, что гитара, на сегодняшний день, является одним из самых популярных инструментов в мире. Несмотря на это, существующие многочисленные школы и самоучители игры, к сожалению, не дают ответов на элементарные вопросы: посадка, постановка рук, звукоизвлечение, артикуляция, педаль и т. д. Кроме того, спрос на обучение в классе гитары уже много лет опережает возможности ДМШ и ДШИ, т.к. количество педагогов, к сожалению, не соответствует необходимым требованиям. Директорам школ из года в год приходится искусственно сдерживать учебный процесс, связанный с игрой на гитаре, либо привлекать к обучению специалистов "смежных" специальностей. Так, по данным смотра работы преподавателей ДМШ и ДШИ по классу классической гитары, который в 2007 учебном году проводился в Москве, в классе гитары работают 40% преподавателей с другим профилем в музыкальном образовании (домра, балалайка, и др.), причем половина из них закончила курсы повышения квалификации, а остальные работают по принципу "свободных художников", не имея основ и методов обучения на гитаре.

Каждый мыслящий педагог-музыкант сопоставляет различные профессиональные взгляды и находит свой неповторимый путь, обобщая опыт педагогов-мастеров и систематизируя свои собственные педагогические наблюдения. Очень важно, чтобы педагоги не только обучали игре на гитаре, но и методично внушали ученикам необходимые музыкально-слуховые представления и знания нотной грамоты, прежде всего интервалов, аккордов, гармонических оборотов, отклонений, модуляций, каденций и т. д.

Данная работа освещает различные вопросы современной гитарной школы преимущественно на первоначальном этапе, и представляет собой обобщение достижений мастеров классической гитары, а так же собственный педагогический опыт. Данную методику рекомендуется использовать в работе с начинающими учениками в возрасте 6-7 лет. В основе методики лежит опыт работы Кузина Ю.П.

Избранная нами тема исследования представляется весьма актуальной и практически востребованной.

Объект исследования - процесс воспитания учащегося - гитариста в младших классах ДМШ и ДШИ.

Предмет исследования - педагогические возможности работы над развитием первоначальных навыков игры на гитаре.

Цель исследования - обобщить опыт обучения игре на гитаре и разработать практические рекомендации воспитания учащихся младших классов ДМШ и ДШИ, обучающихся в классе гитары.

Задачи исследования: провести опытную проверку разработанной технологии в условиях обучения в классе гитары в ДМШ.

Методы исследования:

Анализ педагогической и методической литературы по выбранной проблеме;

Обобщение опыта преподавания в классе гитары;

Опытно - практическая работа на базе ДМШ им. А.К. Глазунова

1. Классическая гитара. Общие сведения
1.1 Гитара в системе отечественного музыкального образования

Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Развитие искусства классической гитары в России отличается от западноевропейского опыта и имеет свои особенности.

В современном отечественном инструментальном исполнительстве особенно остро по отношению к классической гитаре стоит проблема противопоставления народной и академической традиции. Традиционное представление о классической гитаре как инструменте народном сложилось в связи с бытованием на российской территории нескольких разновидностей гитар (в частности, так называемой русской семиструнной), а также длительным общественно-политическим периодом, сопровождавшимся идеологическим диктатом и изолированностью России от мирового сообщества.

В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы.

Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система профессионального обучения - основами методики преподавания игры на инструменте.

Развернутых исследований, посвященных классической гитаре, в отечественной музыкальной науке и музыкальной педагогике до настоящего времени не было. Вместе с тем имели место многочисленные дискуссии, затрагивающие тему целесообразности преподавания классической гитары в рамках кафедры или отдела народных инструментов.

2. Обучение первоначальным навыкам игры на гитаре
2.1 Планирование и организация первых уроков

Первая встреча с учеником - это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях и т. п. Надо заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и приподнятым настроением.

Чтобы ребенок на первых порах не потерял веру в себя, получал удовольствие и удовлетворение от каждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а методический материал давать, не перегружая его внимания, рационально и последовательно. Уверенность ученика в своих силах, в возможности достижения поставленных целей создаст благоприятные условия для повышения его самосознания, ощущения собственной значимости. Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Гитара как музыкальный инструмент имеет свои особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Как мы знаем, невозможно управлять извлеченным на гитаре звуком и удерживать его долговременно в динамическом напряжении. Развитый интонационный слух - основа в работе над музыкой. Гитарист, умеющий внутренним слухом предслышать извлекаемый звук, умеющий сознательно контролировать протяженность и затухание взятого на гитаре звука, может добиться большой выразительности звучания музыкальной фразы. Надо постоянно учить ученика слушать себя как бы со стороны, активно вслушиваться в элементы музыкальной ткани, учить анализировать и контролировать свою игру. На первых уроках изучение нотной грамоты и освоение навыков игры на гитаре отходят на второй план - главное внимание сосредоточено на развитии музыкального слуха. Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по развитию слуха следует проводить под гитару.

Интерес и любовь к музыке у детей, как показывает практика, появляются через движение под музыку. Попросите ребенка подвигаться под музыку или песенку, стремясь выразить характерные особенности темпа, ритма, движения. Через восприятие темпа и ритма музыкальных произведений ученик начинает воспринимать и музыкальную речь. Большое влияние на музыкальное развитие ученика оказывает осмысленное понимание содержания текста песенок. Разучивая песенку с учеником, старайтесь обратить его внимание на эмоциональность, художественность ее исполнения. Исходя из содержания, исполняйте ее весело или грустно, ласково, мягко или маршеобразно, празднично и т. п. Определяя художественные характеристики музыкальной пьесы или песенки, раскрывая их образный мир, придавайте особое значение движению: ритм - главное!

Количество номеров, разбираемых в классе и задаваемых на дом, следует отбирать в зависимости от возраста ученика и степени усвоения материала. Весь цикл следует проводить до полного усвоения смысла стихов, считалок, поговорок. Каждой струне следует дать образную характеристику.

Затем необходимо познакомить ученика с нотным станом, нотными знаками, ключом "соль"; научить ученика правильно записывать на нотном стане ключ и нотные знаки.

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. К каждому ученику, в зависимости от его возраста, воспитания, способностей, необходимо подходить индивидуально. Поэтому занятия следует проводить поэтапно. Положение ног, корпуса, плеч, головы ученику может казаться несколько необычным, поэтому необходимо проделывать с учеником гимнастические упражнения для закрепления рациональной посадки. Главное в посадке - естественное положение корпуса, плеч, головы, что является важнейшим условием для повышения работоспособности ученика. Сутулость отрицательно влияет на качество звука и рациональную работу исполнительского аппарата. Правильная посадка ученика на стуле сочетается с собранностью и подтянутостью корпуса, отсутствием напряжения в мышцах спины. В то же время мышцы корпуса не должны быть чрезмерно расслаблены - при игре необходимо упругое, активное состояние мышц. Игра на гитаре требует определенных мышечных усилий. Правильный контакт со струнами необходимо воспитывать через оптимальную организацию игровых движений. Прежде чем дать ученику инструмент, нужно научить его управлять своими руками, научить отличать свободу, легкость от зажатости и скованности. Научить понимать и фиксировать свои ощущения. Все упражнения, пройденные на уроке, надо закреплять дома.

Необходимо учитывать внимание и активность ученика. Если появляется утомляемость, следует переключить внимание ученика на другие виды деятельности или уменьшить продолжительность урока. Не следует перегружать ребенка. Только увлеченность педагога, его вдохновение на уроке могут заинтересовать ученика. Всегда нужно помнить, что первые уроки являются важными и ответственными для будущего развития ученика-музыканта ЗАДАНИЕ НА ДОМ ДАЕТСЯ УЧЕНИКУ С ПЕРВЫХ ЖЕ УРОКОВ. Именно поэтому на уроке нужно учить ребенка самостоятельно мыслить и готовить его к осознанной домашней работе. Все то положительное, что достигнуто на уроке, может быть сведено на нет неправильными занятиями дома. После знакомства с учеником педагог должен знать, что ребенку интересно, что он делает с удовольствием (читает, рисует и прочее). Вся работа педагога на данном этапе сводится к формированию у ученика серьезного отношения к занятиям. Работа в классе - это обучение тому, как необходимо работать дома. Задания на дом ставятся четко, и способы выполнения домашней работы должны быть сформулированы предельно ясно. Кроме дневника и нотной тетради рекомендуется завести еще и обычную тетрадь, куда можно подробно записывать темы и задания для самостоятельной работы. По этой тетради ученику удобно организовать подготовку к следующему занятию. Нет необходимости доказывать важность контакта педагога с родителями ученика. Желательно, чтобы они посещали уроки и делали записи проведенных вами уроков. Организацию и режим проведения домашних занятий можно наладить также с помощью родителей. Занятия дома должны проводиться ежедневно. Если ребенок неусидчив, настаивайте на определенном времени выполнения того или иного упражнения - это дисциплинирует. Не исключайте из практики поощрение ребенка за результаты проделанной работы!

2.2 Положение инструмента, правой и левой руки

После того как ученик научился осознанно, свободно и раскованно сидеть на стуле и освоил упражнения, которые вы ему задавали, необходимо приступить к занятиям с инструментом.

Гитара имеет четыре точки соприкосновения с телом, которые мы назовем опорами:

Левая нога - бедро. Гитару выемкой положить на бедро левой ноги так, чтобы обечайка поверхностью изгиба плотно легла на бедро. Вес грифа и вес корпуса с центром опоры на выемке обечайки на бедре должны уравновешивать друг друга. Такое положение гитары облегчает работу исполнительского аппарата. Верхняя дека не будет строго вертикальна к полу. Излишне наклонное или строго вертикальное положение осложняет владение инструментом.

Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги. В ее функции входит не только поддерживание инструмента, но и регулирование положения гитары при игре в позициях с XII лада и далее. Правая нога в названных позициях занимает более жесткое, фиксированное положение (чуть поднимая и опуская корпус гитары) для удобства игры пальцев левой руки в высоких позициях.

Туловище слегка подается вперед и грудью касается верхней части нижней деки. После того как будет определено правильное положение инструмента, следует приступить к изучению положения правой руки на гитаре. Здесь важно помнить, что плечо правой руки не изолировано от предплечья, оно не лежит пассивно на корпусе гитары. Предплечье свободно перемещается по корпусу: вверх, вниз, влево, вправо. Ни одна часть руки не занимает при игре пассивной позиции. От контакта пальцев со струнами в большой степени зависят качество и плотность звука.

2.3 Организация учебных и домашних занятий

Правильная организация занятий ученика требует, чтобы ребенок ясно представлял себе цели работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел наметить план и порядок выполнения музыкальных задач.

Внимательно изучая возможности ученика в работе на инструменте, необходимо воспитывать у него волю, которая проявляется в систематичности занятий и в продвижении вперед. Следует постоянно нацеливать ученика на познание самого себя, своих возможностей и в то же время стремиться к невозможному, стараясь преодолевать трудности, тренировать волю, воспитывать характер, целеустремленность. Развивать силу воли необходимо постепенно и последовательно на конкретных задачах, понятных и доступных самому ученику. Это придаст ученику уверенности в собственных силах, своих возможностях.

Зачастую учащиеся невнимательны. Они не могут сосредоточиться, длительно кропотливо работать, пропускают вначале что-то важное в положении рук, а потом и звукоизвлечении. Чтобы постоянно поддерживать внимание, ученику необходимо четко представлять стоящую перед ним задачу, ее объем и необходимое для ее выполнения время. Эта цель должна быть ясной как учителю, так и ученику.

Знания, которые ученик получает от учителя, приобретаются учеником на уроке, в классе, а домашние задания закрепляют их. Не следует давать на дом ничего недопонятого на уроке. Для организации домашних занятий полезно использовать режим дня, который должен составляться в соответствии со способностями и возрастом ученика.

Очень важно, чтобы родители обеспечили дома наилучшую психологическую атмосферу для занятий. Заинтересованность родителей в обучении детей в музыкальной школе благотворно влияет на психику ученика.

2.4 Звукоизвлечение апояндо

Работа над звуком в становлении ученика-исполнителя - процесс очень трудоемкий, требующий внимания, собранности, постоянного слухового контроля и педагога, и ученика. Достаточно часто педагоги по классу гитары недооценивают значение важности формирования красивого и качественного звучания инструмента.

Приступая к работе над звукоизвлечением на гитаре, необходимо с самого начала вырабатывать важный профессиональный навык: слух - движение. Процесс извлечения звука состоит из трех этапов: 1) увидеть; 2) услышать; З) извлечь. Как показала практика, звукоизвлечение на гитаре следует начинать с освоения приема игры апояндо.

Вначале ребенок видит ноту, слышит ее, после чего готовит палец и завершает процесс звукоизвлечением. Расстояние от первого этапа "вижу" до произношения звука со временем будет сокращаться - у опытного исполнителя оно приближается к мгновению. Постепенно пальцы правой руки становятся "слышащими". При рациональном движении пальцев исполнитель может в кратчайший срок решать сложные вопросы техники и звука.

Педагогу всегда следует помнить, что пальцы правой руки разные как по степени подвижности, так и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В упражнении приучайте ученика слушать и добиваться одинакового качества звучания независимо от извлекающего звук пальца.

2.5 Работа над песенками

Теперь остановимся на работе над песенками, и уже с инструментом. К этому времени ученик должен уметь отличать восьмые и четверти, высокие и низкие звуки, правильно сидеть и уверенно держать инструмент. Песенки должны быть очень простыми. И сопровождать их должна вторая гитара, на которой играет педагог. 

Песенка исполняется на открытой струне. Сначала лучше песенку пропеть со словами под аккомпанемент учителя. Как только ребенок правильно споет мелодию, можно приступить к игре на инструменте. Вот здесь-то и начинает действовать единая система, где все подчинено основной цели - образному, выразительному исполнению. При этом педагогу необходимо внимательно следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, за ритмом и движениями пальцев.

Динамические оттенки при исполнении музыкальных произведений на начальном этапе обучения являются одними из главных выразительных средств. Постепенное введение названий различных оттенков в использование их на инструменте, умелое понимание значения динамики при исполнении песенок помогает более ясно и конкретно выражать характер музыки, особенности ее эмоционального и образного содержания.

Характер исполнения каждой пьесы (песенки) требует своего особого подхода к звукоизвлечению (каким звуком играть, с какими динамическими оттенками, в каком темпе и какими приемами).

Одновременно ознакомьте ребенка с новыми нотными обозначениями, которые появляются в исполняемых пьесах (это тактовая черта, такт, размер).

Помните: задачи перед учеником необходимо ставить конкретно и понятно, а выполнение их обязательно доводить до конца. Ничто не играется просто так, мимоходом - все проходит через контроль слуха, ума и чувств.

Теперь перейдем к исполнению их на закрытых струнах. Параллельно с этим рекомендуем изучать нотную грамоту, в каждом музыкальном примере работая над главным - выразительностью и характерностью исполнения.
 

2.6 Звукоизвлечение тирандо

Обучение звукоизвлечению тирандо нужно начинать примерно спустя две недели после начала обучения апояндо. Тирандо используется при игре созвучий, интервалов, аккордов, а также при игре арпеджио, в которых исполнитель, накладывая звук на звук, собирает их в аккорд. Это создает неповторимый эффект и является особым преимуществом звучания гитары перед другими музыкальными инструментами.

При освоении приема звукоизвлечения тирандо исключительно важно иметь в виду следующее:

Движение пальца направлено параллельно струнам или почти параллельно струнам. Многие педагоги учат детей приему тирандо с движением пальцев к ладони. Это возможно, и нужно уметь делать, но только там, где того требует музыка. Владение этим способом звукоизвлечения потребуется на более поздней ступени обучения.

Переходить от апояндо к тирандо и наоборот необходимо без изменения положения кисти.

Как это ни парадоксально, тирандо - это то же апояндо, потому что движение пальца и работа струны получаются те же, что при апояндо, но без касания соседней струны.

Апояндо и тирандо - специфические гитарные штрихи. Штрих апояндо чаще всего применяется для выделения фразы, мотива, отдельных звуков. Его специфика - певучесть. Для достижения более острого звука употребляется штрих тирандо. Третьим и основным штрихом на гитаре, дающий ясный, полный, чистый, яркий звук, является нечто среднее между апояндо и тирандо. Можно сказать с уверенностью, что лучший и более короткий путь в освоении яркого звука на гитаре - тирандо, по насыщенности полноте звучания приближенный к звучанию апояндо.

2.7 Педаль. Её роль и значимость в игре на гитаре

При исполнении музыкальных произведений на гитаре существенная роль отводится педали. "Педальное" наложение звуков в какой-то степени скрадывает быстрое угасание звучания, присущее гитаре. Гитарист, не владеющий педалью, обедняет звучание инструмента. Чем раньше ученик научится ориентироваться в применении гитарной педали, тем яснее и профессиональнее в конечном итоге будет его исполнение. Музыкант гитарист, умело владеющий педалью, достигает в своей игре бесконечного разнообразия инструментальных эффектов и красок! Педализация звуков, её участие в артикуляции и темброобразовании особенно важны в современной музыке.

Как правило, в гитарной нотной литературе отсутствует обозначение педали - снятия звука или, напротив, наложения его на следующий звук. Но это не снимает ответственности с исполнителя. Уже на начальном этапе обучения нужно уделять ей большое внимание. Постоянный контроль слуха за чистотой звучания отдельных звуков, гармонией помогает ясности исполнения музыкальных произведений. Соблюдение пауз в голосах, аккордах, мелодии ПРИДАЕТ ЧЕТКОСТЬ и создает стройную логику звучания музыкального произведения. Чтобы инструмент звучал ясно и чисто, необходимо вовремя снимать звуки, отрицательно влияющие на последующее звучание. Снятие звука в основном производится пальцами правой руки, но не исключается и участие левой, в зависимости от возникающей игровой ситуации.

2.8 Барре. Начальное обучение

"Барре" - это прием, без которого невозможно исполнить большинство гитарных произведений. Начиная со 2-3 классов музыкальной школы применение "барре" просто необходимо. Освоение приема "барре" нужно вводить с первого года обучения, придавая ему серьезнейшее значение. На начальном этапе используйте упражнения без участия правой руки. Учите правильно располагать первый палец левой руки на двух струнах, потом на трех, четырех и так до шести струн. Положение кисти естественно меняется, и ладонь уже занимает положение не параллельно грифу, а под определенным углом. Палец располагается на ладу полусогнутым, ощущение струн пальцем должно быть не мякотью пальца, а ближе к внешней стороне, где косточки пальца более ощутимы.

После того как ученик научился умело и ловко прижимать все шесть струн, можно приступить к игре с участием обеих рук. Первое упражнение для привлечения внимания ученика рекомендуется начать с прижатия двух первых струн.

Далее проведите упражнения на трех, четырех струнах. Палец левой руки располагается на четырех струнах, но сила его давления на струны различна. Соберите внимание ученика именно на той струне, на которой извлекается звук, а сила давления пальца левой руки, как отмечалось ранее, дифференцируется. Аналогично стройте упражнения с использованием пятой и шестой струн.

Для ребенка очень сложно прижать и озвучить одновременно шесть струн, то есть объединить все звуки в аккорд. Это не следует делать на начальном этапе обучения. Помните всегда: если у ребенка не получаются постоянно какие-то приемы в освоении инструмента, он теряет интерес к инструменту и веру в себя.

Большое значение в освоении приема "барре" отводится большому пальцу левой руки. Концентрация и сила противодавления большого пальца очень значима. Точное его расположение под грифом и работа по принципу пружины - на сжатие и разжатие, напряжение и расслабление - снимают усталость и продлевают время работы левой руки в положении "барре".

2.9 Легато и его исполнение

Совершенствуя и развивая исполнительский аппарат ученика, активизируя пальцы левой руки в начале обучения, следует более подробно остановиться на приеме исполнения legato на гитаре. Если ранее мы действовали только пальцами левой руки, то теперь они выполняются вместе с правой.

На начальном этапе, как правило, в подобных случаях получается различное по интенсивности звучание: яркое апояндо в правой руке и, естественно, слабое, пассивное "произношение" звуков пальцами левой руки. В этот момент у ученика не только не сохраняется общий звуковой план, или лучше сказать баланс звучания, но и, как правило, теряется временной, нарушающий ритм. У ученика, осваивающего навык исполнения legato обычно пропадает интерес к этому эффективнейшему гитарному приему.

Следует разъяснить ученику, что при этом происходит и от чего зависит правильность исполнения legato. Звукоизвлечение правой и левой рук неодинаково: правая рука извлекает звук в месте самого яркого звучания гитары, а левая рука извлекает звук на грифе, далеко от розетки: достижение ровного legato предполагает, что интенсивность извлечения звука правой рукой должно быть менее, а левой - наоборот, более активной. Попросите его распределить игровые действия левой и правой рук таким образом, чтобы сила звучания первого и второго звука стала одинаковой. Кроме того, следите за обязательным сохранением временного равенства их звучания. Одним словом, нужны звуки не только одинакового качества, но и одинаковой длительности.

Прием legato в исполнение пьес следует вводить постепенно. 

2.10 Переход на ногтевой способ извлечения

Переход на ногтевой способ звукоизвлечения звука происходит у каждого индивидуально. Прежде всего, это определяется конкретными требованиями к освоению инструмента и различными способами звукоизвлечения, а также степенью усвоения пройденного материала: хороший контакт со струной, конкретный, четкий звук, достаточная физическая сила и выносливость пальцев. Продемонстрируйте и расскажите ученику, в чем смысл и важность применения ногтевого способа извлечения звука.

Как правило, ногти у детей растут быстро, и, когда ногти начнут цепляться за струны и мешать звукоизвлечению, следует помочь ученику приобрести необходимые принадлежности для обработки ногтей. После первого-второго уроков, когда ногти у ученика окрепнут и подрастут, покажите ему, как ухаживать за ногтями, следить за их чистотой и опрятностью, как обрабатывать, затачивать ногти для звукоизвлечения.

Более быстрому переходу на ногтевой способ звукоизвлечения помогают упражнения на исполнение арпеджио non legato на открытых струнах. Разумеется, в медленном темпе. Главное - с первых же движений приучить ученика к точному попаданию пальца в исходное, подготовленное для извлечения звука положение.

С первых же звуков, извлеченных ногтем, должен быть обеспечен постоянный слуховой контроль за качеством звучания: не допускайте посторонних призвуков, дополнительных шумов, мешающих извлечению чистых звуков. Если у ребенка правильно поставлены руки, выработан музыкальный, конкретный и четкий звук, налажен контакт со струнами, верно отработаны движения, то проблем при переходе на ногтевой способ не возникает. Пройдя начальный этап работы над ногтевым способом извлечения звука, ученик быстро входит в прежний ритм занятий, при этом, конечно же, обретая новый, более качественный и яркий звук. 

2.11 Игра гамм с аппликатурой А. Сеговии

Изучение гамм по аппликатуре Андреса Сеговии можно начинать на втором или третьем году обучения, строго индивидуально, но для всех учеников обязательно. В исполнении гамм А. Сеговия использовал собственную систему смены позиций. Не вдаваясь в тонкости организации исполнительских движений левой руки на более поздних этапах обучения, остановимся на начальных этапах.

Чистота работы и ловкость пальцев левой руки при смене позиций зависят не только от правильного и точного прижатия струн, но и от рационального перехода кисти и пальцев. Предварительно поясните ученику роль большого пальца левой руки. Большой палец регулирует и помогает в перемещении и установке кисти в пятую позицию. При помощи большого пальца происходит точная фиксация пальцев на нужных ладах. Кроме того, большой палец создает, как уже говорилось ранее, противодавление и при этом помогает освободить плечевой пояс, благодаря чему движения становятся легкими и естественными.

В качестве примера подробно рассмотрим переход на третьей струне со II позиции (ноты ля-си) на V позицию (до-ре) - восходящее движение кисти. При восходящем движении кисти левой руки, при смене позиций, происходит следующее:

Первый палец при смене скользит по третьей струне на V лад движение быстрое, но, не отнимая первый палец от струны, и не подводя его к третьему пальцу (звучащему на ноте си). Подобная подготовка, с использованием подтягивания первого пальца к третьему при восходящей смене позиций в левой руке, приводящая к неестественности игровых движений, особенно в быстрых темпах, еще иногда встречается у исполнителей. Конечно, при исполнении медленных пьес, вслушиваясь в соединение звуков при плавном ведении кисти из позиции в позицию, при игре legato, пожалуй, резонно и употребить подтягивание первого пальца к третьему, сокращая, готовя палец к взятию ноты до. Но это уже больше относится к индивидуальной исполнительской практике, нежели к обучению рациональной технике.

Еще о работе пальцев левой руки. В начальный период изучения гамм особое значение придается медленному темпу. Попробуем проследить за действиями пальцев при исполнении отрезка гаммы: от ноты до (пятая струна) до ноты ля (третьей струны) во II позиции. Положение кисти и большого пальца под грифом те же; при неизменном их положении пальцы левой руки в ходе последовательного извлечения звуков в этом отрезке гаммы переходят от более вытянутого к более согнутому положению (происходит, так скажем, "подтягивание" пальцев к их первым фалангам). Перемещение происходит группой при неизменном положении кисти в целом. И, конечно же, ученик должен помнить о подготовке пальцев, рациональности движений, нахождении пальцев около струны. В правой руке большой палец занимает позицию либо на струне, либо около пальца i на весу. Играть гамму - не спеша, половнными длительностями, главное - контролировать звучание и движения. 

2.12 Тембро - динамический слух

Несмотря на недостатки, которые имеет гитара (это быстро угасающий звук, ограниченная громкость, малый диапазон), ее можно отнести к инструментам, богатейшим в тембральном отношении. Владея хорошей профессиональной школой, разнообразными приемами и способами звукоизвлечения, можно добиться на гитаре неограниченной выразительности исполнения. Именно с первых уроков необходимо формировать тембральный слух, прививать культуру и воспитывать логику тембрального слышания.

На гитаре можно создавать разнообразные живописно-колористические эффекты. Сочетания звучания открытых и закрытых струн, звуковое наложение с тонким слуховым контролем (педаль), смещение звукоизвлечения к подставке или грифу и масса других гитарных тонкостей создают богатейшую палитру для воплощения музыкального произведения. Грамотное пользование звукоизвлечением в определенных частях струны позволяет найти те краски, тот характер, которого требует содержание музыки. Звук гитары может быть разнообразным - от теплого, глубокого до легкого, острого. Главное - чтобы ученик все это смог прочувствовать.

Часто ученик, владеющий красивым звуком, не умеет свободно распорядиться им, что нередко приводит к однообразию звучания инструмента. Преподаватель обязан конкретизировать художественные требования к звуку. Через фантазию, воображение, увлеченность шлифуется тембральный слух ученика. Педагог должен уметь находить разнообразную словесную характеристику данного тембра, краски, динамики.

Убедительность педагогических находок, образность рассказов и непосредственно показы на инструменте приводят к правильному выбору нужных тембровых красок. Подражание другому инструменту, голосу расширяет воображение ученика. Убежденность и вдохновение педагога заставляет действительно слышать и представлять звучание именно тех инструментов, о которых шла речь.

2.13 Репертуарная политика на начальном этапе

Несколько слов о репертуаре на начальном этапе обучения. Несмотря на популярность гитары, репертуар для гитары, особенно для детей, оставляет желать лучшего. Немногие профессиональные композиторы пишут для детей. Поэтому порой педагогу сложно выбрать для ученика пьесы, которые бы отвечали всем требованиям музыкального исполнительства, были бы доступны начинающему гитаристу и имели бы высокую художественную ценность.

Развитие музыканта-гитариста, формирование его как личности зависят не только от двигательно-моторных навыков, но и от репертуара. Только при серьезном отношении к репертуару можно правильно ориентировать и определить верный путь в воспитании музыканта. Зачастую педагоги начальных классов обращаются к музыке композиторов М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Сора, Д. Агуадо. Это очень хорошо, но и в тоже время очень мало. Для более широкого кругозора ученику необходимо играть музыку разных стилей и эпох - от Ренессанса до наших дней. Особое место в репертуаре ученика должна занять современная музыка. Среди современных композиторов, произведения которых отвечают высоким профессиональным требованиям и задачам начального обучения, - Никита Кошкин, Штефан Рак, Франц Хьюст, Виктор Козлов. Именно эти композиторы создают музыкальную литературу для детей школьного возраста, приучая их к современному гитарному языку. 

3. Опытно - экспериментальная работа

Целью проведенной опытно - экспериментальной работы явилось исследование процесса формирования у младших школьников тембрального слуха, прививание культуры и воспитание логики тембрального слышания на гитаре.

Задачи опытно - экспериментальной работы

1.Подбор и музыкально - педагогический анализ песен школьного репертуара.

2.Выявление факторов, влияющих на процесс формирования у младших школьников тембрального слуха.

Основные методы, применявшиеся в опытно - экспериментальной работе:

Беседы со школьниками о музыке, рассказ, предваряющий прослушивание музыкальных отрывков, исполняемых педагогом с разной тембральной палитрой, объяснение.

Метод сравнения музыкальных отрывков, отличающихся по тембру.

Метод создания проблемно - поисковых ситуаций в распознавании тембра.

Всего было проведено 3 урока, первый урок был посвящен выявлению исходного уровня тембрального слуха, а также рассмотрению трех позиций правой руки на гитаре и рассмотрению тембральных и колористических особенностей этих позиций. Особое внимание уделялось второй позиции (у подставки слева), отвечающей за мягкий, нежный тембр и немного сумрачный колорит гитары, а так же третьей позиции (у порожка), дающий легкий, острый и искрящийся звук испанской гитары.

В ходе разработки опытно - экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развитости тембро - динамического слуха у младших школьников после трех прослушиваний одного и того же отрывка музыкального произведения в разных позициях левой руки на гитаре, при этом руки педагога ученик не видел. Первое - в первой позиции у розетки справа, второе - во второй позиции у розетки слева, третье - у подставки.

"Высокий уровень"

Возникновение ярких слуховых представлений трех разных тембров и безошибочное угадывание номера позиции левой руки.

"Средний уровень"

Возникновение определенных слуховых представлений в процессе слушания музыки, притом, что угадывание номера позиции не всегда точное.

"Низкий уровень"

Возникновение смутных и неопределенных слуховых тембральных представлений в процессе слушания музыкальных отрывков.

На начальном этапе опытно - экспериментальной работы было установлено, что большинство учащихся не совсем уверенно различают тембр инструмента.

На основании обследования получены следующие результаты:

Уровни развитости тембро - динамического слуха у младших школьников

Количество учеников

Высокий – 1

Средний - 6

Низкий - 2

Результаты опытно - экспериментальной работы показали, что дети способны различать разные по тембру музыкальные фрагменты. При этом наиболее яркие слуховые представления возникают у них при восприятии музыкальных произведений, относящихся ко второй и третьей позиции левой руки.

Методика развития тембрового слуха на гитаре заключается в следующем. На гитаре в отличие, например от фортепиано одну и ту же ноту Соль второй октавы можно сыграть в пяти разных местах на грифе и на пяти разных струнах, в то время как на фортепиано есть только одна единственная нота Соль второй октавы. А так как все струны на гитаре имеют разный диаметр, естественно, что при частоте колебаний ноты соль второй октавы (396 Герц), взятой на разных струнах, спектральный состав колебания будет различен. Чем тоньше струна, тем больше гармоник высшего порядка мы получим. (Из теории радиотехнических цепей и сигналов). Как видно из условного графика спектра колебаний двух соседних струн, первая струна содержит большее количество обертонов или гармоник более высших порядков.

В этом и состоит наша идея работы над развитием тембрового слуха у детей. Ученику педагог предлагает отвернуться, и играет мелодию песенки на первой струне, далее он играет ту же мелодию, но уже на второй струне, далее, если позволяет простота мелодии и аппликатура, на третьей струне. Как правило, дети после нескольких попыток начинают различать по тембру струны и даже называют их номер.

После проведения уроков по этой же методике была сделана повторная оценка уровня развитости тембрового слуха у младших школьников и были получены следующие результаты: Уровни развитости тембрового слуха у младших школьников

Количество учеников

Высокий – 5

Средний – 3

Низкий – 1

Сравнивая исходный и конечный уровни развитости тембро о слуха у учеников можно выявить динамику роста в процессе слушания музыкальных отрывков, различающихся по тембру (на струнах разной толщины).

Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

1.Развитие тембрового слуха у младших школьников, на основе ознакомления их с тремя основными позициями правой руки на классической гитаре происходит при следующих условиях:

- последовательное знакомство с тремя тембральными позициями на гитаре;

-сочетания слушания одних и тех же музыкальных отрывков, исполняемых педагогом на струнах разной толщины, со слушанием наиболее ярких музыкальных отрывков из песен школьного и классического гитарного репертуара, относящихся к разным позициям левой руки.

Поведенная опытно - экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития тембрального слуха у младших школьников. 

Выводы

1.В работе подробным образом освещены различные вопросы современной гитарной школы, представлена поэтапная четкая и продуманная методика работы в классе гитары с младшими школьниками на первоначальном этапе освоения инструмента, чего нет ни в одной исследуемой школе игры на классической гитаре.

2.Работа может служить основой для преподавания классической гитары в Детских Школах Искусств, и представляет собой обобщение достижений мастеров классической гитары.

В опытно - экспериментальной части представлена собственная авторская методика работы над развитием тембрального слуха у младших школьников. 

Список литературы

  1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1990.
  2. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1986.
  3. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1983.
  4. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1962.
  5. Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1972.
  6. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - М., 2001.
  7. Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Доинструментальный период. - Новосибирск.,1999.
  8. Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Инструментальный период. - Новосибирск.,1999.
  9. Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. М.
  10. Гитман А. Ф. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002.
  11. Гитман А. Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.
  12. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 2002.
  13. Шевченко А. А. Гитара фламенко. - Киев., 1988.
  14. Вещицкий П.О. Классическая шестиструнная гитара // Справочник
  15. Вольман Б. Гитара в России: Очерки гитарного искусства. - Л., 1961.
  16. Дьяконова И. Г. Классическая гитара вчера, сегодня, завтра. // ГитаристЪ// М., 2010.
  17. Брук Г.Б. Организация контрольных прослушиваний в музыкальной школе и ее педагогические принципы. - М., 1961.