Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояниях человека

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешне выразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Актуальность темы исследовательской работы.

Таким образом, пристальное внимание, с нашей стороны, к проблеме интерпретации и опознания эмоций обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения.

Актуальность темы исследования обуславливает выбор его объекта и предмета, цели и задач.

Цель исследования: Выяснить возможность понимания эмоциональных состояний других людей методом наблюдения и анализа экспрессии лица и взгляда.

Глава 1. Понятие и содержание невербального общения

Общение: понятие, функции, виды

Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. [Непп М., Холл Д., 2007]

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся - 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) – 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики. [Юсупов И.М., 2003]

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы [В. А. Лабунская, 1989]:

- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;

- пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,

- организация пространства и времени коммуникативного процесса,

- визуальный контакт,

- ольфакторная.

Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу [Г. М. Андреева, 2003].

В хрестоматии «Межличностное общение» [2001], выделяют основные функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений,

- выражение чувств и эмоций,

- управление процессами невербального общения,

- обмен ритуалами,

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального общения является то, что его поведение обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата.

Е. Я. Мелибруда, в книге «Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения», выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

  • Национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
  • Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
  • Профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
  • Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
  • Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными);
  • Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
  • Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
  • Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);
  • Сочетание невербальных знаков (обычно состояние передаётся не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
  • Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнёрами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Итак, можно сделать вывод, что, хотя вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – это всё примеры невербальной коммуникации.

Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний

Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности.

Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. В психологическом словаре [1997] эмоции (от французского «emotion», от латинского «emovere» – волную, потрясаю) – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции – это психический процесс отражения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

Также, эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщённости.

С.Л. Рубинштейн, рассматривая эмоцию, как феномен, выделяет три основных признака:

  • Эмоции отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (в отличие от восприятия, в котором отражается содержание самого объекта);
  • Эмоции, обычно, отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль и т.п. Причём, эти два полюса не являются взаимоисключающими;
  • В эмоциональных состояниях, так же, как отметил В. Вундт, обнаруживаются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности. Наличие напряжения, возбуждения и противоположных состояний вносит существенную дифференциацию в эмоции: наряду с радостью – восторгом, радостью – ликованием, существует «тихая» радость – растроганность и т.п.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность.

Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

  • Внутреннее переживание;
  • Физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);
  • Поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, Изард, выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. Я. Рейковский, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. Представляется плодотворной позиция по этому вопросу В.А. Ганзена, считающего эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Эмоциональные состояния – психические состояние, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно - энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее, целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

  1. Радость (удовлетворение, веселье)
  2. Грусть (апатия, печаль, депрессия)
  3. Гнев (агрессия, озлобление)
  4. Страх (тревога, испуг)
  5. Удивление (любопытство)
  6. Отвращение (презрение, брезгливость).

В психологии и в смежных науках ведётся постоянное изучение эмоций и эмоциональных состояний. По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования. В них изложены концептуальные представления об эмоциях и их проявлениях, которые рассматриваются К. Изардом, П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн, как один из факторов успешного развития личности человека. Существует тесная взаимосвязь, между эмоциями и общением. В общении мы выражаем себя и познаём окружающих путём наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения наших эмоций и эмоциональных состояний, в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют большое значение не только для нас, но и для наших партнёров.

Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения [Ekman, Friesen, & Ellsworth, 1972]. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.

Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур). [ Ekman]

  1. Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.
  2. Горе: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.
  3. Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
  4. Удивление: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
  5. Радость: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
  6. Отвращение: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению. [Ильин Е.П.]

Глава 2. Эффективность невербального общения

2.1 Особенности невербального общения в разных странах

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.

Пользуясь ежедневно десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда не знают или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с обычными для нас жестами может привести к неожиданным последствиям. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия. Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос. В некоторых странах Африки смех - показатель изумления и замешательства. Жители Мальты вместо слова "нет" слегка касаются кончиками пальцев подбородка, повернув кисть вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит. В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это считается очень оскорбительным жестом.

Довольно часто один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное значение. Образовав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела "о`кей". Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о. Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами. Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии и в Болгарии служит знаком отрицания. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм. Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова "victory" - победа).

В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой. У тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление собеседнику. В любой культуре жесты неискренности связаны с левой рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре собеседник жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему. Следует сменить тему разговора или вообще прервать его. Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это общепринятое правило. У народов различных культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при открытых дверях. Открытый кабинет означает, что его хозяин на месте и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает у служащих определенный стереотип поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации рабочего пространства принципиально иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка.

Таким образом, не зная различий невербального общения разных народов, можно попасть в неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого каждый менеджер, особенно если он имеет дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в различных странах.

2.2 Методы диагностики невербального общения

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этих приёмов имеет и достоинства, и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видеомагнитофон.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека.

В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности).

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым.

В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название (FAST –Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица. Представлены также варианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.

CARAT – методика, разработанная Р. Бак строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека.

Используя возможности данного теста, Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены чёткие критерии адекватности их понимания.

Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.

В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участника исследования требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний.

Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность, электрофизиологические, речевые.

В нашем исследовании была использована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.

Для диагностики психических свойств человека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании были использованы методики: «карта контроля состояния речи». Эта методика позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение. В исследовании был использован тест «Какой у вас тип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросника А.И.Щебетенко).

2.3 Изучение акустической системы невербального поведения человека

Темпо-ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней, интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, активностью и эмоциональностью говорящего. Эти предположения приобретают даже парадоксальную форму о совпадении темпа речи и темпа жизни. С этой точки зрения скорость речи оказывается константной характеристикой, и в криминалистике, например, она входит в перечень опознавательных признаков.

Можно сознательно ускорить или замедлить скорость речи, но как только представится возможность, каждый говорящий вновь переходит на персональный, свойственный ему и комфортный для него темп. Достаточно много и более сдержанных, осторожных замечаний типа связи скоростных особенностей речи со сложностью излагаемой темы, степенью осведомленности о тех или иных вопросах (вряд ли в этом можно усомниться, слушая на экзамене ответы плохо знающего материал студента), знаниям языковой структуры (сравните скорость собственной речи на родном и неродном языке), эмоциональном состоянием (медленная тягучая речь в состояниях тоски и печали и быстрая, оживленная – при радостном оживлении).

Речь, связанная с активным использованием языковых средств в акустической модальности, чрезвычайно разнообразна по видам (сравните монологическую-диалогическую речь), состоянием (спокойная – взволнованная речь), степеням владения языком (грамотная – неграмотная), условиям (межличностное или публичное выступление).

На основе наблюдений построены различные классификации говорящих типа: красноречивые – косноязычные, говорливые – молчуны, дельные – пустомели, бесцветные – яркие, равнодушные – душевные. По активности и частоте использования разных языковых знаков можно разделить всех говорящих на многословных, предпочитающих речевые способы коммуникации («язык без костей», «рот не закрывается») им молчаливых, использующих речь мало и неохотно («слово клещами не вытянешь»). Это типично для выделения экстра - и интровертированных личностных особенностей. При диагностике могут быть использованы и голосовые особенности. Так, говорящие громко и четко обычно воспринимаются как люди уверенные, занимающие высокие статусные позиции, иногда даже – как агрессивные. Говорящие тихо и медленно соотносятся с людьми робкими, нерешительными, социально малозначимыми.

Темп речи, помимо продолжительности звучания слогов, включает в себя и паузы между словами и предложениями. Они могут быть нормальными лингвистическими маркерами, отделяющими один сегмент от другого. В таких случаях их длительность не превышает 250 мс. Если же продолжительность пауз увеличивается, то они приобретают другое значение и становятся паузами нерешительности, заполненными посторонними звуками типа «м-м-м», «эээ» или даже ненужными словами типа «в общем», «ну это» и т.д. Могут быть молчаливые паузы, свидетельствующие о собственных проблемах говорящего. Обычно быстро говорящие делают более короткие паузы, иногда их речь даже воспринимается как слишком плотная, без пропусков, а потому и более трудная для восприятия. В клинике встречается даже патология динамики речи, как «болезненная поспешность речи», свойственная многим весьма одаренным людям. Медленно говорящие, напротив, растягивают паузы. Их речь становится тягучей, к ней достаточно трудно приспособиться, создается представление о намеренном затягивании времени.

Существует достаточно обширная литература психоакустического характера, позволяющая делать выводы на базе точных акустических замеров. Например, установлено, что мужчины говорят в пределах 85-200 Гц, женщины – в пределах 160-340 Гц. Изменения по частоте в сторону повышения или понижения свидетельствует об изменениях в эмоциональных состояниях: голос взволнованный, испуганный, радостный, торжествующий, тоскливый, убитый, глухой. По громкости диапазон голоса: от 20 дБ – шёпот, 25 дБ – слабый голос, 40-60 дБ – средний голос, 60-70 дБ – громкий голос, 80-85 дБ – крик. Усиление громкости свидетельствует об изменениях в эмоциональной сфере, как и в случае с высотными показателями: гневные, агрессивные голоса звучат слишком громко, а печальные тусклые голоса – слишком тихо.

Очень интересно проявляются в речи показатели тревожности, особенно в ситуациях публичного выступления. Обычно даже опытные выступающие – лекторы, артисты, политики – испытывают определённое волнение, связанное с ответственностью, желанием проявить себя с положительной стороны, боязнью насмешек, неудач, провала. Это волнение иногда принимает запредельные формы, может закрепиться как стиль поведения, например, в виде логоневрозов, логофобий, даже логонемоты (открываю рот – не могу сказать ни слова от страха)

Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тела, около 1000.

Одним из первых указывает на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, А. Шефлен.

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнёров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствует об изменениях отношений между общающимися.

Ещё одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения являются жесты. Под жестом обычно понимают движения рук или кистей. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека.

Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Обычно мимику анализируют:

1)  по линии её произвольных и непроизвольных компонентов

2)  на основе её физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда)

3)  в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определённой культуре)

4)  в феноменологическом плане («топография мимического поля»)

5)  в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют

Н.И. Смирнов на основе сопоставительного анализа мимику, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I.  Коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания, жесты, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победы и т.п. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II.  группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они сопровождают речь и без речевого контекста теряют смысл.

III.  группа – это модальные жесты. ИХ с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, т.к. они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращения, радость, восторг, удивление.

Данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.

Следующий элемент невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.

Попытки найти связь между чертами личности и её походкой принесли огромное количество результатов. Эти результаты получены при сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Например, по мнению ряда исследователей, большие шаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостью и энергией.

Следующий элемент кинесической подструктуры является физиогномика. Физиогномика рассматривает психические свойства в связи со строением лица и черепа, а также туловища и конечностей. Соотношение строения тела и психики человека исследовалось в науке Э.Кречмером и было опубликовано в его капитальном труде «Строение тела и характер» (1921). Физиогномика является основанным на опыте учением об особенностях длительных, статических, физический проявлений человека, если они могут быть истолкованы как признаки его характерных психических особенностей.

Согласно физиогномике, общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и его характере. По строению, высоте и степени выпуклости делают вывод об основополагающей предрасположенности человека. Относительно положения и формы глаз в физиогномике имеются свои толкования. Например, близко расположенные друг к другу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма». Форма носа в физиогномике считается тесно связанной с врожденными склонностями, силой и темпераментом.

Рассмотрим элемент кинесической подструктуры – контакт глаз. Зрительный контакт представляет собой коммуникативный мостик к слушателю. Согласно выражению глаз, он свидетельствует о проявлении внимания и уверенности говорящего. Он даёт возможность наблюдать за реакцией слушателя или за отсутствием проявления у говорящего внимания. В качестве мета-сигнала он может выделять или изменять значение высказывания.

Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использование личностного в общении такесической системы невербального поведения определяются многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Такесическая структура выполняет в общении роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структуры невербального поведения может привести к многочисленным конфликтам. Наиболее часто встречаемой интерпретацией касательных контактов со своим телом является желание почувствовать защищенность, заботь и нежность.

Рассмотрим использование в общении ольфакторноц системы. Система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры вербального поведения, т.к. обоняние в общении с людьми имеет приниженное значение, чем оптическая и акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу только при специфических обстоятельствах: интимное общение между мужчиной и женщиной, уход матери за ребёнком, в ситуации врач – больной. Эта структура невербального поведения человека является показателем общего уровня культуры человека. Психологи не располагает достаточными данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нём. Система запахов также мало изучена в контексте невербального поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникативная сторона общения представлена тем, что люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, настроениями и т.д. Всё это можно рассматривать как информацию. Но машины (компьютеры) тоже обмениваются информацией, поэтому важно отметить, что в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. В связи с этим выделяют вербальную коммуникацию (речь) и невербальную (неречевые знаковые системы - мимика, жесты, интонация, тон, походка, осанка). Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация".

В.А. Лабунской, согласно которому, "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система". Невербальное общение - это пантомимика (телодвижения), мимика, жесты и другие средства: пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты "к" и "от"), временные (раньше, позже) и предметные (наличие, положение предметов и т.п.). Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи.

Следует подчеркнуть практическую важность умения "читать" невербальную информацию. В речи выделяют лингвистические средства и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, переходы громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса, - все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению. Человек не может сознательно контролировать всю сферу средств своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, выражение глаз, положение ног и т.д. Кратко вербальное общение характеризуется тем, что говорится, кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Только учтя все эти моменты и еще весь невербальный "аккомпанемент", можно правильно понять и правильно воспринять (выразить) что-либо. Следует отметить, что общение, в том числе невербальное, играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека, в том числе и профессиональной. И это важно учитывать в процессе образования, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры общества.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - С. 123-133.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.        

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.     

4. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130.        

5 Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 12-16.

6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1562.html.

7. Григорьянц Т.А. Невербальный язык - важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2006. - № 11. - С. 338-345.      

8. Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство. - М.: Книга, 2005. - 322 с

  9. Екинцев В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 34. - С. 93-97.

10. Иванов В.Д. Невербальные паттерны ролевого поведения учителя // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 110-112.       

11. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 4-е изд. - М.: АСТ, 2001. - 411 с.  

12. Кривых Л.В. Невербальный компонент в межкультурной коммуникации // Гуманитарные исследования. - 2006. - № 2. - С. 25-31. 16.    

13. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции // Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/08.php.

14. Ларионова А.С. Основные компоненты агрессивной вербальной и невербальной коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 3. - С. 8-13.

15. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. - М.: Владос, 2001. - 345 с. 19.  

16. Павлова А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 7. - С. 79-83. .        Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.: ЭКСМО, 2010. – 278 с.    

17. Плетнева Е.Г. О невербальном сопровождении устной речевой коммуникации в культуре педагогического общения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 16. - С. 36-38.

18. Романова Н.М., Самохина М.А. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2008. - № 13. - С. 18-27.

19. Чуганская А.А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 11. - С. 277-281.