Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальная эмоциональная экспрессия)

Содержание:

Введение

«Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи,

нежели его уста: уста высказывают только мысль

человека, лицо – мысль природы»

Артур Шопенгауэр

Те эмоции которые происходят с человеком можно прочитать по его невербальным действиям: интонации, жестам, позам, мимике и др. Очень часто внимание людей обращается к экспрессивному, невербальному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека. Его взаимоотношений и отношений, как средству влияния на другого человека (В.А. Лабунская). Альберт Мейерабиан определил, что передача информации совершается за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (интонацию звука, включая тон голоса) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Рей Бердвиссл проводил подобные исследования касаемо доли невербальных средств в общении людей. Рей Бердвиссл определил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербального общения. Другими словами, невербальное общение так же важно, как и вербальное.[2]

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, понятия о партнере, формирования образа, осуществления влияния на другого человека невербальных коммуникаций и невербального поведения.

Невербальная коммуникация включает вытекающие основные системы.

1) Оптико-кинетическая: мимику, жесты, пантомимику и позы,

2) Пара - и экстралингвистическая - Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, тональность, его диапазон,

3) Организация времени и пространства коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: замещение нашей речи, дополнение нашей речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Экспрессия определяется как выразительное поведение.

Особенно жизненными становятся такие выводы психологии невербального общения в связи с формированием определенно социальной психотерапии, социально-психологического тренинга, немаловажного распространения в учебной и профессиональной практике такого как группового, проектного взаимодействия. Работая постоянно в этих областях, отечественные психологи-практики встретились с фундаментальной ошибкой, которая сформировалась вследствие полного игнорирования идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», психологических и экспрессии особенностей человека.[4]

Целью моей курсовой работы является исследование системы психологических средств невербального общения личности.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие, виды и функции общения;
  • проанализировать сущность невербального общения;
  • охарактеризовать невербальные средства общения;

Объект исследования - невербальное общение личности.

1. Невербальная эмоциональная экспрессия.

1.1. Невербальное общение

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве важнейшего средства передачи организации взаимодействия, информации, понятия о партнере, формирования образа, осуществления влияния на другого человека в невербальных коммуникаций и невербального поведения.

Многие исследователи считают, что невербальное поведение той частью общения, которая очень трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, важнейшим образом, требования, которые касаются речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение сложно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет целую линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную единство. Вербальный язык очень легко декодируется и кодируется, чего нельзя сказать о невербальном. В итоге, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же как и невербальные и вербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение очень трудно переводится и в любые другие коды.

Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, которое так же отличается гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При установленном соотношении неречевого и речевого поведения так же наступает ситуация, которую все специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация нарушенного или ненормального общения». К такой ситуации может привезти излишек неречевых средств, рассогласование между «слышимым» и «видимым».[5]

А.А. Леонтьев отмечал, что интерпретация личности партнера, которая основывается на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Другими словами, все взгляды партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью проксемической, кинесической структур до речевого взаимодействия и определяют его форму, содержание, темп и т. д. Отсюда и надлежит, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль. По мнению А. Г. Асмолова и Е. И. Фейгенберга невербальная коммуникация является преимущественно выражением всей смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).

Невербальная коммуникация включает вытекающие главные знаковые системы.

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара - и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя мимику, жесты, пантомимику. Так в целом оптико-кинетическая система предстает как менее или более четко воспринимаемое свойство всей общей моторики разнообразных частей тела (лица, и тогда мы имеем мимику; рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у животных и человека.[7]

Экстралингвистическая и паралингвистическая системы знаков представляют собой так-же «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — система вокализации, т.е. качество голоса, его тональность, диапазон. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, к примеру плача, покашливания, смеха и наконец, сам темп нашей речи. Все эти дополнения повышают семантически всю значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация времени и пространства коммуникативного процесса так выступает так-же особой знаковой системой, несет всю смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, к примеру, размещение партнеров лицом друг к другу очень способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину так-же может иметь определенное значение негативного порядка.

Визуальный контакт. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз », имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях и изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена динамики и статики взгляда, избегание его и т.д.

Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

1) замещение нашей речи;

2) дополнение нашей речи;

3)репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.[9]

Общение включает вербальные и невербальные каналы передачи информации. Невербальный язык меньше контролируется сознанием, поэтому его считают что более верным. Для того чтобы быть очень внимательным и интересным собеседником, нужно разбираться в жестах и мимике как прежде чем обратиться к самим жестам, нужно разобраться в понятиях.

Физиогномика – учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле – искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений.

Кинесика – это раздел психологии, который и изучает внешние проявления человеческих эмоций и чувств.

Такесика – это раздел психологии, который и изучает прикосновения в ситуации общения: поцелуи, рукопожатия, поглаживания, дотрагивания, отталкивания и пр.

Проксемика – это раздел психологии, который и изучает расположение людей в пространстве при общении.

Просидика – ритмико-интонационное оформление нашей речи.

Главный показатель чувств – мимика, то есть выражение лица (бровей, глаз, губ).

Под мимическими средствами так же понимаются движения головы и движения лицевых мускулов. Это такие условные знаки (кивок головы), указывающие движения – поворот головы в установленную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (улыбнуться, нахмуриться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, отыскивания нового слова. Основоположниками не речевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кинематографа.

Глаза так же помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы слушающий и говорящий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят друг на друга не более десяти секунд. Разговаривая о неприятных вещах, мы не смотрим на собеседника из понимания и вежливости эмоционального состояния участника общения. Пристальный и настойчивый взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак всей враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление.

Американский психолог Р.Вудвортс распределил все возможные выражения лица, всю экспрессивную мимику на 6 видов:

1) счастье, любовь, радость, веселье;

2) страдание, страх;

3) удивление;

4) отвращение;

5) решимость, гнев;

6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой Т.о.:

1) удивление – опущенные вниз кончики губ, широко открытые глаза, поднятые брови, приоткрытый рот;

2) страх – приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

3) гнев – нос сморщен, брови опущены, нижняя губа выпячена или сомкнута и приподнята с верхней губой;

4) печаль – глаза потухшие, брови сведены, уголки губ слегка опущены;

5) счастье – глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Невербальные компоненты общения проявляются в таковых функциях:

а) сопровождения речевой части сообщения («…со вздохом ответил: «Какое там хорошо!»);

б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, «по глазам было видно, что это не так»).

Отсюда совет: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека – смотрите ему в лицо (глаза).

Помимо мимики при разговоре люди непроизвольно жестикулируют. Мы даже себе представить не можем, как много разнообразных жестов совершает человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь и вот что удивительно: языку учат с раннего детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто заранее не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно используют и понимают их. Возможно, истолковывается это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Жесты оживляют речь, но ими надлежит пользоваться осторожно. Выразительный жест (сжатый кулак, поднятая рука, быстрое и резкое движение и т. п.) должны соответствовать значению и смыслу отдельного слова или данной фразы (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу нашей речи). Чрезмерно однообразные, частые, резкие, суетливые движения рук неприятны, приедаются, раздражают и надоедают.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания нашей речи, мешают ее восприятию. Зачастую они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на эмоциональные, ритмические, указательные, символические и изобразительные.

Для благополучного общения с людьми необходимо использовать открытые жесты и избавляться от закрытых поз.

В этом нам очень помогут книги по жестам и мимике, а так-же мини словарь языка жеста, приведенный ниже.

Открытые жесты.

Открытые ладони – свидетельство откровенности и честности.

Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол), – жесткий, властный жест.

Ладонь, повернутая вверх – жест, выражающий мягкую просьбу.

Ладонь, повернутая вверх во время рукопожатия (ладонь снизу – под ладонью партнера), – жест готовности подчиниться, признать чье-либо превосходство над собой.

Ладонь, свернутая книзу (ладошка поверх – в ладошки компаньона), – поступок, определяющий стремление брать власть надо кем-или. В случае если ваша ладошка очутилась снизу, т. е. метод нейтрализации усилия преобладать надо вами, создайте этап против и приблизьтесь к партнеру; если вам подошли, состояние ладошек автоматом будет отвесным.

Ладонь ребром (в вертикальном положение положение) – жест признания равенства с кем-либо.

Две ладони обхватывают одну ладонь собеседника (рукопожатие «перчатка») – стремление продемонстрировать свою доверие, искренность, дружелюбие.

Ноги и руки партнера по общению не скрещены и не замкнуты – свидетельство желания вести честный, открытый разговор.

Ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются (пирамида) – демонстрация уверенности в себе.

Носок ноги указывает на того, в ком заинтересован собеседник или находит его привлекательным.

Ноги широко расставлены:

• в позиции стоя – жест агрессии, в том числе и сексуальной; готовности, уверенности к действиям;

• в позиции сидя – выражение внутренней расслабленности, уверенности.

Закрытые позы.

Руки, скрещенные на груди, – попытка спрятаться, отгородиться от чего-либо; негативная реакция.

Руки, скрещенные на груди со сжатыми ладонями, – поза всей враждебности, готовности к психической атаке.

Скрещенные на груди руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание рук), – негативно-подавленное отношение к происходящему.

Скрещенные на груди руки с большими пальцами, направленными вверх, – демонстрирование уверенности.

Одна рука перехватывает другую руку, в вертикальном положении идущую вдоль тела, в области предплечья, плеча или локтя, – более легкая форма демонстрации того же.

Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую – попытка сохранить эмоциональное спокойствие.

Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжету, – скрытая нервозность.

Человек двумя руками держит предмет – попытка скрыть нервозность, внутреннее напряжение.

Переплетенные пальцы, сцепленные руки – свидетельство отрицательного отношения к чему-либо.

Руки за спиной:

• одна обхватывает ладонь другой – жест властности, самоуверенности, превосходства;

• одна рука обхватывает запястье другой – попытка «взять себя в руки»;

• одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки – более сильный вариант того же.

Руки в карманах:

• большие пальцы снаружи – проявление готовности к психической атаке, самоуверенности; то же у женщин – показатель стремления доминировать;

• большие пальцы, торчащие из задних карманов, – демонстрация силы, уверенности в себе.

Перекрещенные ноги (нога за ногу) – жест, смысл которого зависит от ситуации. К примеру, во время длительного общения собеседник может принять данную позу для того чтоб ему было удобно.

Сплетенные пальцы рук и перекрещенные ноги, лежащих на коленях, – свидетельство глубокой сосредоточенности, горьких или даже невеселых раздумий (вспомните известный портрет Достоевского).

Скрещенные ноги или руки – свидетельство стремления отгородиться от чего-либо.

Перекрещенные лодыжки свидетельствуют о внутреннем напряжении, боязни или нервозности чего-либо.

Динамические позы.

Голова:

• держится чуть приподнято или прямо– нейтральная позиция;

• чуть приподнята, уголки глаз прищурены или веки не сильно прикрыты, взгляд направлен вниз – выражение пренебрежения или высокомерия;

• не сильно наклонена в сторону – говорит о проявления интереса;

• чуть опущена, взгляд исподлобья – знак настороженности, неодобрительного отношения к чему-либо.

Глаза:

«деловой взгляд» - взгляд, направленный в центр лба и не опускаемый ниже глаз собеседника;

«светский взгляд» - взгляд, устремленный только на рот и глаза собеседника;

«интимный взгляд» - взгляд, скользящий от глаз вниз по телу и обратно;

«враждебность» -  взгляд искоса – в совмещении с улыбкой выражает заинтересованность, в сочетании с опущенными бровями;

признак растерянности - нередкое моргание глаз.

Руки и лицо:

• почесывание подбородка означает раздумывание;

• захватывание носа в щепоть чуть пониже переносицы в сочетании с закрытыми глазами символизирует сосредоточение на чем-либо;

• рука у щеки: щека опирается на сложенные в кулак пальцы, а указательный палец выпрямлен по направлению к виску – классическая поза раздумья;

• указательный палец прикасается к носу, остальные прикрывают рот – выражение недоверия;

• потирание или касание носа левой рукой – свидетельство того, что собеседник клевещет;

• указательный палец прикасается щеки, а остальные располагаются под подбородком – проявление критического отношения к чему-либо;

• рука гладит шею – защитный жест; жест отрицания, недовольства, гнева;

• потирание уха– выражение нервозности, нетерпения, желания перебить собеседника;

• лицо чуть склонено вбок и опирается на ладонь или кулак («телефонная поза») – чаще всего выражение уныния, тоски, скуки.

Общие позы:

• некто садится на стул верхом – демонстрация агрессивности;

• одна нога приподнята и на что-то опирается, тело чуть согнуто и подано вперед – поза победителя, собственника;

• руки упираются в поясницу, ноги широко расставлены – демонстрация уверенности, силы, агрессивности;

Закрытые парные позы: два собеседника располагаются друг против друга, все взгляды их направлены друг на друга – проявление взаимного интереса открытые парные позы: собеседники стоят под некоторым углом друг к другу, как бы очерчивая определенное пространство, куда беспрепятственно может войти третий, – позиция, которая допускает участие в разговоре еще одного или нескольких собеседников.

Включение в разговор: в случае приближения третьего стоящие в закрытой позиции два собеседника разворачиваются под углом друг к другу и к нему, тем самым приглашая его присоединиться к ним.

Исключение из разговора: в случае неприятия третьего стоящие в закрытой позиции поворачивают к нему только головы.

Необходимо помнить, что позы и жест, как проявление зачастую не осознаваемых реакций, могут оказывать сильное неосознаваемое воздействие на людей. Поэтому мы можем даже очень осознанно использовать эти жесты в своих целях.[12]

2. Эмоциональная экспрессия как проявление эмоционального интеллекта

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, красочное проявление чувств, настроений. в итоге, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). Экспрессия говорит так же, как предъявление вовне (группе лиц другому, человеку) закрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает уровень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д.

Следовательно, в существующих определениях экспрессивности и экспрессии имеются указания на связь данного явления с душевным и духовным миром человека.

Суть такой связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она истолковывается как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как инструменте познания внутреннего мира человека, как о личностном образовании, как о его внешнем Я. [11]

Все явления экспрессии подразделяются на подобающие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия фигуры и лица человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением туловища, черепа, лица, конечностей.

Под выразительными движениями так же понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц всего тела, лица, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в пантомимике (выразительные движения всего тела), мимике (выразительные движения лица) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в тембре и интонации голоса)». Временами все выразительные движения отмечаются термином «жест». Так, М. Форверг и Г. Гибш пишут: «Под жестами можно понимать определенные менее или более отчетливо описываемые и воспринимаемые свойства всей общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, рук и кистей рук — жестикуляция, всего тела — пантомимика)». Очень легко заметить, что эти 2 определения имеют отношения к одному явлению — многозначительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями.[12]

Выражение — это устойчивое, которое свойственно только определенному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (гневается, однотипно радуется, проявляет агрессию и т.д.).

Существует несколько типов выражения:

1. Трактовка выражения в обширном смысле, ставящее его в единый ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех наружных проявлениях.

2. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, манера, стиль.

3. Выражение как однотипное проявление какого-то отношения или чувства, состояния.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности (В.А. Лабунская, 1999).

Соображение эмоциональной экспрессии можно трактовать как проявление эмоционального интеллекта, включающего, по мнению Д. Мейера и П. Сэловья, способность отслеживать чужие и свои эмоции, различать их между собой и использовать данную информацию для правления своими действиями и мыслями (Д.В. Ушаков, 2009, с.20). Не смотря на существование различных подходов к трактовке эмоционального интеллекта, все авторы имеют в виду способность к познанию эмоционального мира людей. Может показаться, что эмоциональный интеллект — частный случай социального интеллекта. Однако нам представляется, что эти 2 понятия — скорее пересекающиеся массы. Эмоциональный интеллект может направляться человеком, как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание личных эмоций, именно этот 2-ой его аспект выходит за рамки устоявшегося понимания социального интеллекта (Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, 2004г.).

Понимать и испытывать чувства – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках разумной системы поведения. Т.о., надлежит ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне сформированной эмоциональной сферы.

2.1 Невербальное проявление эмоциональной экспрессии

До конечного времени является жизненно спорным вопрос о том: «Могут ли экспрессия, невербальное поведение, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций набивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода так-же будут находиться уровень, элементы осознания, которых будет заметно различаться.

Единым из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих источники формирования, природу, тип кода, условия общения, связь нашей речи и невербального поведения. Данное решение проблемы было предложено У. Фризеном и П. Экманом (цит. по В.А. Лабунская, 1999). На основе вышеназванных параметров ими выделены 5 типов невербального поведения:

1) устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно — «эмблемы»;

2) связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как неосознанно, так и осознанно — «иллюстраторы»;

3) невербальные коды, поддерживающие общение — «регуляторы»;

4) лицевые знаки - «экспрессивные»;

5) это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих нужды человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в защите, поддержке себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (схватился за мочку уха, потер нос), появляется в соответствии с контекстом общения — «адапторы».

Противонашей речия в оценке кодирующей функции невербального поведения начинаются тогда, когда рассматриваются произвольные, естественные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция аситуативных, символических, осознаваемых элементов невербального поведения практически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, позы, жесты, ритуалы прощания и приветствия, фиксированное культурой пространство общения (В.А. Лабунская, 1999).

Методы изучения и развития эмоционального интеллекта и эмоциональной экспрессии

Было установлено, что задачные тесты эмоционального интеллекта коррелируют с общим интеллектом, хотя и не очень сильно (Д.В. Ушаков, 2009, с.21).

Если анализировать с этой точки зрения существующие тесты эмоционального интеллекта, то становится несомненно, что они апеллируют к рефлексии высокого уровня, поскольку сама процедура стандартизированного тестирования отдаляет испытуемого от непосредственного контакта с другим человеком, предоставляя суррогат этого контакта: иногда – фотографию либо рисунок, часто – текст, редко – видео- или звукозапись.

Логично, то что выстроенные подобным способом исследования, с одной края, никак не изучают возможностей лица, непохожих с разума, а с иной – никак не большое количество то что дополняют в проекте прогноза его общественной производительности (Д.В. Ушаков).

Вопросники психологического разума с единым разумом практически никак не коррелируют. Все без исключения ведь они, в различие с задачных исследований, немаловажно коррелируют с индивидуальными особенностями.

В то же время опросниковые тесты тоже не являются действенным решением проблемы, так как уже отмечалось, передают измеряемое свойство, переломленное через призму самопрезентации и самооценки испытуемого (Д.В. Ушаков, 2009).

Все это означает, что двух связанных между собой способов оценки эмоционального интеллекта не существует. Задачные тесты и опросники не измеряют одну и ту же способность (Д.В. Ушаков, 2009).

Таким образом, ключ к решению проблемы эмоционального интеллекта надлежит искать в анализе живой эмоциональности (Д.В. Ушаков, 2009).

«Методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова упоминают о ней, как о методике «Адекватность интерпретации невербального поведения» (Е.А. Петрова, А.А. Родионова, 2004)) (В.А. Лабунская, 1999) состоит из 8 задач, которые предлагаются испытуемым для решения и основаны на адекватности понимания отношений и состояний человека в оценке (цит. по Д.В. Ушаков, 2004):

• его позы (предъявляются шесть схематических изображений фигуры человека в определенной позе, нужно определить, какому состоянию они соответствуют);

• его мимики (предъявляются шесть фотографий человека, необходимо определить его эмоциональное состояние);

• его интеллектуально-волевых состояний (предъявляются шесть рисунков, на которых изображение человека с характерным выражением лица и жестами, испытуемый определяет интеллектуально-волевое состояние персонажа);

• невербальной интеракции (предъявляются шесть рисунков с изображением поведения группы людей, необходимо определить отношения между ними, а так-же их социальный статус);

• различных элементов невербального поведения (предъявляются восемь изображений фотографии людей и позы человека (по три к каждой позе), выражающих с помощью мимики определенное эмоциональное состояние; нужно подобрать соответствующей позе выражение лица);

• регуляции отношений между людьми в эмоционально-отрицательную сторону (предъявляется иллюстрация, на левой стороне которой нарисована конфликтная ситуация из теста Розенцвейга, на правой — фото человека, выражающего определенную эмоцию; испытуемый находит то выражение лица, которое усиливает конфликт);

• регуляции отношений между людьми в эмоционально-положительную сторону (используется тот же стимульный материал, но испытуемому нужно выбрать выражение лица, которое очень способствует разрешению конфликтной ситуации);

• установления связей между невербальным и вербальным поведением человека (необходимо подобрать к предъявляемым выражениям лица соответствующую им фразу).

Оценка параметров осуществляется по трехбалльной шкале.

Близким к социальному интеллекту является понятие эмоционального интеллекта, для оценки которого так-же были разработаны разнообразные тесты. Наиболее известный из них — Многофакторную шкалу эмоционального интеллекта — разработали Майер и Саловей 1997г) Тест направлен на выявление 4-ех главных типов способностей (Д.В. Ушаков, 2004г.).

Невербальное общение не маловажно, чем вербальное. Невербальная коммуникация является главным образом выражением всей смысловой сферы личности. Она представляет собой прямой канал передачи личностных смыслов. Ее основные знаковые системы:

1) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

2) Пара - и экстралингвистическая,

3) Оптико-кинетическая,

4) Визуальное взаимодействие.

Экспрессия - предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) сокрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает уровень выраженности того или иного чувства, отношения, состояния, настроения и т. д. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: физиогномику и выразительные движения.

Физиогномика — это экспрессия фигуры и лица человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением туловища, черепа, лица, конечностей.

Выражение — это нечто стабильное, присущее только предоставленному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно проявляет агрессию, гневается, радуется и т.д.).

Понимание эмоциональной экспрессии можно истолковывать как проявление эмоционального интеллекта, включающего способность отслеживать чужие и свои эмоции, различать их между собой и использовать данную информацию для управления своими действиями и мыслями. Эмоциональный интеллект может направляться человеком, как на других людей, так и на самого себя, т. е. на познание личных эмоций.

Понимать и испытывать чувства их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формулируемых в рамках рациональной системы поведения. Т.о., надлежит ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы.

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости.

В этом возрасте человек овладевает своим поведением. Он более дифференцированно и точно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, ухватывает характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно отрицательные, негативные. Развиваются высшие чувства: моральные, эстетические. Тем не менее, для меньшего подростка могут быть характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство отношений и переживаний.

Предподростковый упадок вяжется с появлением новейшего степени самосознания, значительной особенностью коего считается возникновение у школьников необходимости и возможности заметить наиболее себе равно как человек, владеющую только лишь ей свойственными свойствами. Данное порождает у ребенка желание к самовыражению, самоутверждению (проявлению себе в этих качествах, какие некто полагает более значимыми) и, позже, самовоспитанию. Устройством формирования самосознания считается самоанализ.

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания. Во время переустройства всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои умения и качества как важнейшее условие решения разного рода задач. В данный период подростки хотят показать свою взрослость.

Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с учителей и родителей на сверстников. Уже сверстникам подростки доверяют все свои секреты, тайны, связи с родителями становятся слабыми.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на сверстника и себя. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего друг друга и мира становятся самоценными. В отношениях со сверстниками подросток стремится воплощать в жизнь свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы воплощать в жизнь эти старания, ему нужны личная ответственность и личная свобода и он защищает данную личную свободу как право на «взрослость».

2.2 Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана.

Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (ОпросникEQ)

Этапы эксперимента:

Вводная часть: Анализировались эмоциональные реагирования учащихся на определённые ситуации, несущие некую эмоциональную нагрузку (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление), путём выборки наиболее информативных, в оценке которых наблюдатели проявили полное единогласие.

На первом этапе: Анализу подлежали показатели правильно распознаваемых эмоциональных состояний знакомых учащихся на фотоснимках, а также типичные ошибки при идентификации эмоций.

На втором этапе: Изучалась индивидуальные особенности личности, способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл.

Особый акцент был сделан на анализе уровней парциального эмоционального интеллекта. А также был изучен интегративный уровень эмоционального интеллекта.

На третьем этапе: Изучались и анализировались распознавания стандартных изображений мимических проявлений, соответствующих эмоций. Для диагностики использовалась методика П. Экмана «тест на распознавание выражений лица», адаптированная к условиям нашего эксперимента.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, тщательностью анализа полученных материалов и применением адекватных методов математической обработки данных.

Научная новизна исследования:

Впервые в психологическом исследовании проведено комплексное изучение опознания эмоций по лицевой экспрессии знакомых и незнакомых людей. Это позволило связать воедино рассмотрение связанные с принадлежностью людей к данной группе, с восприятием эмоциональных состояний других людей в зависимости от предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности.

Показано, что эмоциональные состояния знакомых людей по точности опознания, определяются лучше, чем незнакомых.

Раскрыта специфика лучшего распознавания эмоций по лицевой экспрессии людей с высоким уровнем эмпатии и распознавания эмоций по шкалам парциального эмоционального интеллекта.

А также выявлено, что самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости как с эмоциональной отходчивостью, так и с эмоциональной неригидностью. Т.е. учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими эмоциями, отличаются импульсивностью в поведенческой сфере.

Теоретическая значимость:

Изучение невербальной экспрессии как неотъемлемого компонента эмоций в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностного общения и педагогической психологии.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов. Направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений.

Значимость изучения поставленных вопросов обусловлена также возникшими в последние десятилетия прикладными задачами в психологии, медицине, криминалистике, при создании новой техники.

Результаты исследования могут быть полезны при использовании так называемых бесконтактных методов объективного контроля за состоянием человека – оператора с помощью интерактивных методов.

Ценность настоящей работы также заключается в нахождении методов исследования эмоций, их выражения и опознания, что имеет несомненно практическое значение в коммуникативной природе эмоций.

Заключение

Не смотря на то, что невербальное общение очень часта остается незамеченным, оно отображает истинную сущность человека и выражается одним из важнейших способов взаимодействия с собеседником и передачи большого количества информации, но для ее понимания и принятия нужно учиться ее «раскодировать».

Для младших подростков общение со сверстниками важная часть взросления, благодаря которой они как раз и учатся «читать» невербальную экспрессию, более умеренно проявлять свои эмоции, в особенности отрицательные. Не стоит, не упомянуть о подростковом кризисе, который связывается с возникновением нового уровня самосознания, важной чертой которого является появление у подростков потребности и способности познать самого себя как личность, обладающую только ей свойственными качествами. Это вызывает у подростка влечение к самовыражению, самоутверждению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои умения и качества как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой «взрослости».

В собственной сфере, взаимодействуя друг с ином, молодые люди обучаются рефлексии в себе и ровесника. Взаимодействие в действительности до такой степени занимательным, то что ребята запамятывают о заданиях и бытовых обязательствах. Взаимосвязи с опекунами, станут все без исключения потоньше и потоньше. Ребенок теперь же меньше находится в зависимости с отца с матерью, нежели в раннем возрасте. Собственные проекты, процесса, секреты некто верит ранее никак не отцу с матерью, а приобретенному товарищу.

Т.о., проблемы, определенные в труде, сделаны, задача исследовать невербальное выражение психологической экспрессии у молодых школьников завоевана.[10]

В работе было обработано множество источников информации, так или иначе дающих ответ на вопросы адекватной реакции и понимания на экспрессивное поведение человека в социуме. Многие из них наглядно объясняли, почему люди реагирует на те или иные действия по-разному, основываясь, зачастую, на инстинктивно построенных действиях, связанных с реакцией на мимику, выражение лица и позу, через которую субъект получал невербальную информацию. Чаще всего реакция на весьма инстинктивные действия, совершаемые в повседневной жизни, заранее известна, ибо подсознательно мы поступаем почти всегда одинаково мы не способны принимать не свойственные позы, заранее не думая их изменять, при выполнении и/или осмыслении событий.

Не много авторов пишут про невербальную эмоциональную экспрессию у младших подростков. Эта тема еще плохо изучена, очень важна, ведь именно в предподростковом возрасте воспитываются моральные чувства, подросток учиться общаться с людьми разного возрастного, ролевого статуса, социального, учитывать свои психологические особенности и партнёра по общению. Поэтому очень важно и нужно научить младших подростков невербальному проявлению их эмоциональной экспрессии и «раскодированию» невербального поведения.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003г.
  2. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2008г.
  3. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. – 2010г.
  4. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006г.
  5. Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2010г.
  6. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003г.
  7. Горянина В.А. Психология общения — М.: Издательский центр «Академия» — 2002г.
  8. Крейдлин 2002 — Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика // М.: «Новое литературное обозрение», 2002г.
  9. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009г.
  10. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984г.
  11. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997г.
  12.  Поваляева М.А., О.А. Рутер «Невербальные средства общения « /Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004г.
  13. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы. / Д.В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009.
  14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2004.
  15. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В. Шаповаленко// — М.: Гардарики, 2004.
  16. Шмелев А.Д. Дух, душа и тело в свете данных русского языка.// Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира ( на материале русской грамматики). М., 1997.
  17. Шмелев А.Д. Могут ли слова быть ключом к пониманию культур? (Вступление к кн.: Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов). М., 2001.
  18. Щёкин Г.В. «Как читать людей по их внешнему облику» – К. 1992.
  19. Юлия Кристева. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. — М., 2004.
  20. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. - М.: АПН, 1961.

Приложения

Приложение А

Приложение Б