Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Общение, или коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Нельзя не согласиться с А. А. Леонтьевым, который говорит о том, что «нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение (как бы мы его не определяли) в жизни и деятельности общества». В конкретном акте коммуникации сосуществуют сразу несколько знаковых систем, центральное звено среди которых занимает естественный язык, а остальные системы являются невербальными. Эти невербальные системы и объединяет все невербальные средства общения. Однако, имея в виду то, что вербальная коммуникация является определяющей для человека, игнорировать невербальные средства коммуникативного акта было бы неправильно. Во-первых, среди ученых до сих пор идут споры о том, что первично: разговорный язык или язык тела. Во-вторых, невербальные средства общения – это неотъемлемая часть акта вербальной коммуникации. В-третьих, именно сложное единство вербальных и невербальных средств является предпосылкой для полноценного акта коммуникации между людьми, а значит и их успешного взаимодействия. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев невербальные средства общения помогают раскрыть внутренний мир собеседника, узнать его истинные желания и намерения, а также отношение к предметам и явлениям окружающей его действительности.

Установлено, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования речевых и языковых средств. Инструментом невербального общения является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В этой связи часто употребляются рабочие названия невербального общения – «невербалика», «язык тела». Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным.

Невербальное поведение личности является инструментом для уточнения понимания вербального сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между субъектами общения; выражает изменение взаимоотношений партнеров по общению, формируя эти отношения.

Цель работы – исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Задачи работы:

  • исследовать содержание невербальной коммуникации;
  • рассмотреть особенности невербального проявления эмоций;
  • исследовать проблему кризисов пожилого возраста;
  • рассмотреть методы психологической помощи людям, переживающим кризисы пожилого возраста.

Предмет исследования – невербальное проявление эмоций человека.

Научно-методическая основа работы – литературные источники, публикации, посвященные исследуемой теме.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты невербального проявления эмоций

1.1. Содержание невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Правда, в случае необходимости им легко придать смысл, понятный лишь нескольким посвященным (обычный кашель может легко стать сигналом, предупреждающим о появлении начальства)[1].

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке. Также через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование — зависимость, расположенность — нерасположенность), а также динамике их взаимоотношений.

И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее[2].

Большинство невербальных форм и средств общения являются врожденными и позволяют им взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на различных уровнях — эмоциональном и поведенческом. Именно благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он научится пользоваться речью (возраст 2—3 года).

При коммуникации используются различные виды невербальных компонентов коммуникации (НВК, Приложение 1). Существует множество их классификаций, основанных на различных принципах и служащих для удобства тех или иных социальных групп. Мы за основу берём классификацию Г. Е. Крейдлина (2004)[3]. Кратко остановимся на их основных характеристиках.

1. Паралингвистический класс НВК. Г. В. Колшанский к паралингвистическим явлениям относит «свойства звуковой фонации, а также мимику, жесты и другие выразительные движения, сопровождающие речевое высказывание и несущие дополнительную к его содержанию информацию»[4]. При этом он причисляет фонацию к первородным явлениям, связанным со всеми свойствами голосового аппарата человека. И. Н. Горелов считает фонационный вид НВК одним из классов невербального поведения человека[5]. В работе Г. Е. Крейдлина приводится следующее понятие паралингвистики: это наука, «предметом которой является параязык — дополнительные к речевому звуковые коды, включённые в процесс речевой коммуникации и могущие передавать в этом процессе смысловую информацию»[6]. В этом классе целесообразно выделить фонационные и респираторные НВК.

2. Кинетический класс НВК. Кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику и пантомимику. Язык тела может рассказать очень многое о чувствах и намерениях коммуникантов.

В нём можно различать следующие виды НВК: жестовые, мимические, пантомимические и тактильные. Под мимикой понимают способы использования выражения лица для передачи той или иной информации. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев и удивление, страх и презрение. Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20000 смыслов[7].

Следующим видом кинетического класса невербальных средств являются пантомимические НВК. Под пантомимой мы понимаем значимые движения тела, позу, особенности осанки, походки[8]. Поза — это «положение тела человека, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека»[9]. По мнению психологов, поза — одна из наименее подконтрольных форм невербального поведения, а потому наблюдение за позой может дать значимую информацию о состоянии человека[10].

Последним видом кинетической формы невербального поведения являются тактильные НВК. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, похлопываний является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. Прикосновение — весьма неоднозначная форма поведения, поэтому трактовка того или иного прикосновения зависит от контекста ситуации, характера взаимоотношений собеседников и манеры исполнения, а не от самой по себе конфигурации прикосновения[11].

С тактильными НВК тесно связано понятие проксемики. Под проксемикой понимают способы организации пространства и времени коммуникативного процесса. Этот термин был введен Э. Холлом. Организация времени и пространства в процессе коммуникации выступает особой знаковой системой, несёт собственную смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.

3. Миремический класс НВК. Термин «миремический» введен Х. Шерером, который предложил назвать взгляд «миремой». Глаза не зря называют зеркалом души. Психологи свидетельствуют, что глаза своими движениями и реакцией зрачка сигнализируют об эмоциональном, психическом и физическом состоянии индивида[12].

1.2. Теоретические исследования невербального проявления эмоций

Различные проявления чувств и эмоций, а также выразительные движения людей, вызывают интерес у специалистов разных областей научного знания (культурологов, психологов, антропологов, этнологов, филологов), поскольку несут важную смысловую нагрузку в социальной интеракции, выступая в виде неречевых средств передачи информации. Неречевые формы информации прочно присутствуют в нашей жизни. Некоторые из них узнаваемы практически повсеместно (обычай наряжать новогоднюю елку), другие только определенным кругом лиц (обозначение воинских званий на погонах); одни имеют широкую трактовку в зависимости от ситуации или культуры (использование белого цвета), другие достаточно узкое значение (мехенди – нанесение рисунков из хны на руки и стопы невесты). Актуальность исследования системы неречевых форм в современных условиях определяется возрастающей потребностью людей в применении невербальных компонентов в новых прикладных сферах, например, в рекламе, юриспруденции, на телевидении, в компьютерных коммуникациях, а также желанием сохранить обычаи и традиции, которые непосредственно выступают источником неречевых форм, являясь объектом культурной памяти народа, и неявно влияют на современные коммуникации.

Повышенный интерес невербалика вызвала во второй половине ХХ века, хотя упоминания о неречевых формах общения сохранились гораздо раньше. Марк Фабий Квинтилиан (приблизительно 35–100 гг. н.э.) в своей книге «Наставления оратору» (Institutionis oratoriae libri duodecim) подробно объясняет наиболее употребимые ораторские жесты греко-римского мира. Например, «…соединение малого среднего пальца с большим, при котором остальные протягивались…, означало начало речи, а также сам процесс повествования, иногда – порицание или обвинение. Подгибание двух средних пальцев под большой и протягивание остальных подразумевало активное начало речи. Подгибание всех пальцев и распрямление указательного символизировало порицание или, собственно, указание»[13].

В 1872 г. была опубликована работа Чарльза Дарвина (Charles Darwin) «Выражение эмоций у людей и животных» (The expression of the emotions in man and animals), которая вызвала интерес к дальнейшим исследованиям в этой области. Чарльз Дарвин (Charles Darwin) в своем исследовании обосновал универсальность способов передачи эмоций и возводил их к примитивным биологическим актам, которые являются одинаковыми для всех высших животных. Он считал, например, что оскал человека, испытывающего ярость, можно отнести к акту агрессии у животного, когда оно огрызается, демонстрирует зубы или когти, готовясь к нападению. В 1921 г. Эрнст Кречмер (Ernst Kretschmer), немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета в своей книге «Строение тела и характер» («Körperbau und Charakter») попытался проанализировать взаимосвязь физических характеристик и психологических особенностей человека. Другими словами, посвятил свою работу классификации типов телосложения и темпераментов человека. Следует отметить, что некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же рассуждают о «паралингвистических средствах». Особенно явно это прослеживается в отечественной научной традиции. В 1974 г. была издана книга Г. В. Колшанского «Паралингвистика», где рассматривается все то, что в наши дни принято относить к невербальной семиотике.

В психологическом энциклопедическом словаре 2008 г., автором которого является доктор психологических наук М. И. Еникеев, можно найти следующее определение: «паралингвистические средства (от греч. para – около и лингвистика) – невербальные (неречевые) средства передачи информации. Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика»[14]. Также интересной является точка зрения М. С. Андрианова, для которого «невербальная коммуникация – совокупность неречевых коммуникативных средств – система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности и играющих важнейшую роль в смысловом понимании друг друга; в дискурсивной психологии – процесс производства и обработки паралингвистического дискурса»[15]. Доктор психологических наук В. А. Лабунская рассматривает такой термин как «невербальное выражение личности»[16] и понимает под ним «совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно- временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности» [17].

Стоит еще раз отметить, что невербальные средства передачи информации являются предметом изучения многих наук. Доктор филологических наук Г. Е. Крейдлин, основываясь на исследованиях в области биологии, этологии (науке о поведении), лингвистики, логики, социологии, психологии, общей семиотики, теории этноса и этнических систем, культурной антропологии, когитологии (науке о знании и познании) и теории когнитивных систем, выделяет целую науку, невербальную семиотику, «… предметом которой являются невербальная коммуникация, и шире, невербальное поведение и взаимодействие людей…»[18]. Он говорит о том, что невербальная семиотика состоит из следующих «…отдельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин» [19]: паралингвистики – науке о звуковых кодах невербальной коммуникации; кинесики – науке о жестах и жестовых движениях, о жестовых процессах и жестовых системах; окулесики – науке о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения; аускультации – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации; гаптики – науке о языке касаний и тактильной коммуникации; гастики – науке о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений; ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации; проксемики – науке о пространстве коммуникации, его структуре и функциях; хронемики – науке о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях; системологии – науке о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации[20]. По мнению Г. Е. Крейдлина, не все перечисленные выше науки изучены в равной степени. Кинесику и паралингвистику он относит к «старым» наукам, имеющим сложившийся понятийный аппарат, достаточно разработанные методы исследования и теоретические подходы, а аускультацию, гастику, ольфакцию, хронемику и системологию к тем наукам, которые являются менее всего исследованными, хотя «… существует много разных областей человеческой деятельности, к которым соответствующие науки вполне приложимы» [21].

В западной традиции изучения невербальных средств передачи информации как и в российской науке отправным моментом в этой области стала работа Чарльза Дарвина (Charles Darwin), о которой уже говорилось ранее. Но в первой половине ХХ веке на Западе была популярна теория зависимости эмоций от типа культуры. Американский антрополог Р. Л. Бердвистелл (R.L. Birdwhistell) выступил не в поддержку идей Ч. Дарвина (Ch. Darwin), когда в ходе своей работы выяснил, что представители многих культур предпочитают скрывать свое горе за улыбкой[22]. Марк Нэпп (Mark L. Napp) и Джудит Холл (Judith A. Hall) в своей книге «Мимика, жесты, движения, позы и их значение» (Nonverbal communication in human interaction) пишут, что Р. Л. Бердвистелл (R.L. Birdwhistell) отмечал, что «не существует универсальных жестов. Насколько нам известно, нет таких выражений лица, поз или телодвижений, значение которых во всех культурах было бы одинаковым»[23]. Той же точки зрения придерживались Маргарет Мид (Margaret Mead), Грегори Бейтсон (Gregory Bateson), Эдвард Холл (Edward Hall Jr), Чарльз Осгуд (Charles Osgood). Но в 1969 г. Пол Экман (Paul Ekman) и Уоллес Фризен (Friesen Wallace) выступили оппонентами данной теории. Они доказали, что существует «универсальность выражения» основных эмоций, к которым они отнесли удовольствие, страдание, гнев, страх, удивление и отвращение. Таких же результатов параллельно с ними достиг психолог Кэррол Изард (Caroll E. Izard). Сам Пол Экман (Paul Ekman) отмечает, что в некоторых своих исследованиях опирался на метод Джона Дешила (John Dashiel), который в 1930-х гг., чтобы выяснить, хорошо ли маленькие дети понимают выражение лица, «…рассказывал им истории и показывал набор картинок. Все, что от них требовалось, это выбрать картинку, соответствующую истории»[24].

Исследования этнолога Ирениуса Эйбл-Эйбэсфельдта (Irenaeus Eibl-Eibesfeldt) являются еще одним доказательством того, что «… выражения эмоций на лице универсальны и являются результатом нашей эволюции» [25]. Его интересовало формирование невербального поведения у младенцев. Он работал со слепоглухими от рождения детьми и с их здоровыми сверстниками. Выяснилось, что «…проявление печали, плача, смеха, улыбок, досады, гнева и страха» у них совпадают[26]. Хотя никто из вышеперечисленных специалистов не отрицал существование жестов, свойственных только одной культуре, и, конечно, никто не отрицал значимости невербальных средств передачи информации.

В. Г. Крысько справедливо указывает на то, что невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации[27].

Невербальные средства общения играют большую роль в коммуникативном процессе, выступая важнейшим элементом межличностного взаимодействия.

Невербальные средства общества – это определенный вид сообщений, являющихся коммуникативно-направленными. Следовательно, их можно рассматривать как одну из форм передачи информации. Форма передачи объективной информации придает ей субъективную окрашенность. В этой связи правомерно говорить о проявлении эмоций[28].

Поскольку все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, которое обязательно влечет за собой определенную эмоциональную реакцию, то эмоция возникает как реакция на окружающую человека действительность. Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. К таковым, прежде всего, относят различные телодвижения, позы, мимику и параязыковые явления (интонацию, темп, тембр речи, смех). Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются языком человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций, считает Е. И. Рогов[29].

Следует отметить, что психология эмоций накладывает отпечаток как на невербальное поведение, так и на отражение и выявление индивидуального портрета личности говорящего[30]. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания. В Приложении 2 представлены отражения эмоций человека в мимике.

К классу эмоций можно отнести настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Этот класс называется классом «чистых эмоций». Эти «чистые эмоции» включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления человеческой активности, деятельности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Главная функция эмоций для человека состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не прибегая к речи, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение[31]. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее, в свое время находя отражение в межличностной коммуникации, а также выдают истинную личностную характеристику, состояние и отношение индивида к происходящему[32].

Сферу невербальной коммуникации составляет большой круг невербальных средств общения, включающий в себя мимику, жесты, позы, пара-лингвистические явления, одежду, украшения, а также коммуникацию через организацию элементов окружающей среды. Все невербальные средства общения Н. Б. Мечковская рассматривает как информацию, которую собеседник выражает без специальной цели (незаметно), очень часто неосознанно, а иногда и вопреки своему желанию. Например, человек не хотел обнаружить свою досаду, но собеседник понял это по закушенной губе и помрачневшему взгляду[33].

Выводы. Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.

Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

ГЛАВА 2. Практические аспекты учета невербального проявления эмоциональных состояний человека

2.1. Невербальное проявление неискренности

Эффективность решения задач в деловой сфере во многом определяется степенью достоверности представляемой информации, которая позволяет адекватно и реально оценить деловую ситуацию и, соответственно, принимать осознанные деловые решения. Как свидетельствует психологическая литература, общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимодействия между людьми, осуществляется с помощью системы вербальных и невербальных средств. Каждая система средств имеет свои специфические возможности, свои функции и роли в общении. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека с помощью слов (вербальных компонентов) передается всего лишь 7% информации, а остальная часть передается с помощью звуков, интонации, мимики, пантомимики, контакта глаз (невербальных компонентов)[34].

Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия.

Говоря о готовности партнера вести честный, открытый и доброжелательный диалог показывают много признаков: открытые жесты (ладони должны быть открытыми и доступными для наблюдения, жесты без перекрещивания ног и рук), мимика должна быть симметрична, доброжелательная и искренняя улыбка (уголки губ приподняты, вокруг глаз образуются морщинки), корпус тела обращен непосредственно к собеседнику, прямой взгляд, стремление приблизиться к партнеру на дистанцию 1-1,5 м., собеседник внимательно слушает (задавание вопросов, кивание, поддакивание).

В потоке информации, поступающей от партнера по общению, очень важным считаются указания на его «двойную игру», неискренность, нечестность. Абсолютно точные сведения о такой позиции собеседника можно получить лишь после того, как он совершит конкретные неблаговидные поступки или заявит о желании совершить их. Сопутствие такой позиции партнера, можно догадываться по наличию выраженного несовпадения в его поведении - это значит о его негативных эмоциональных переживаниях. Решить задачи обнаружения неискренности партнера возможно с помощью применения техники выявления неискренности собеседника. Эта техника представляет собой ряд приемов, которые позволяют обнаружить рассогласование невербального и вербального поведения партнера по общению, например использования им «жестов лжи», переживание эмоционального дискомфорта, партнер допускает логические ошибки в вербальном общении. Рассмотрим основные приемы выявления неискренности партнера по общению[35]. Так, например, Аллан Пиз берет на себя смелость выделить отдельно ряд жестов, которые, по его мнению, сопровождают ложь, сомнение и мошенничество.

Первый из приемов - это наблюдение за схемой движения зрачков человека, тогда, когда человек перерабатывает информацию. Факт, что человек по-разному воспринимает и перерабатывает знакомую и незнакомую ему информацию и именно это различие отражается в схеме движения зрачков глаз. Учеными выявлены так называемые «глазные сигналы доступа», которые позволяют установить, какой именно характер носит информация, перерабатываемая в данный момент человеком.

Второй прием – несоответствие в поведении обнаруживается путем выявления и фиксации разнообразных «микросюжетов», которые имеют место в вегетативной нервной системе в стрессовой ситуации (ложь всегда сопровождается переживанием заметного стресса). Эти микродвижения могут быть едва заметны (напряжение, дрожание), учащенное моргание и дыхание, покраснение или побледнение кожи, глотательные движения (сухость во рту), повышенное потоотделение.

Также ложь выявляется методом анализа жестов неискренности, это есть третий прием. «Жесты неискренности» - стремление собеседника спрятать от взгляда окружающих кисти рук и прикрыть рот. То есть это жесты типа «руки, спрятанные за спиной», «руки в карманах», «прикрывание ладонью рта», чаще всего они показывают о стремлении контролировать свою речь и жесты, партнер боится «проговориться».

«Закрытые жесты» - разнообразные перекрещивания рук и ног человека. Перекрещивание рук может быть полным и частичным, осуществляться на уровне груди, живота и за спиной. Такие жесты позволяют отразить желание выставить определенную защиту от ситуации в общении, и они могут показывать об утрате интереса к общению, складывается ощущение дискомфорта, появляются неприятные ощущения. Элементарное скрещивание рук является универсальным жестом, который обозначает оборонительное состояние собеседника. Если собеседник еще и сжимает пальцы в кулак, то это говорит о его враждебности.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи - обозначает, что собеседник сдерживает негативную реакцию на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот прием используется, когда собеседники спорят, стремясь убедить друг друга в правильности своей позиции. Нередко это сопровождается прищуренным взглядом и неискренней улыбкой.

Является популярным жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук. Этот жест показывает двойной сигнал: первый - о негативном отношении, второй - о чувстве превосходства. Собеседник, который использует этот жест, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а при положении стоя - покачивание на каблуках. Жест с использованием большого пальца, выражает скрытую насмешку или неуважительное отношение к человеку.

Четвертый прием характеризуется тем, что на психологическую неготовность партнера общаться в полной мере искренне, и открыто, показывает его стремление избегать прямого контакта глазами, взгляды искоса, многократное отведение глаз в сторону, отсутствие морщинок вокруг глаз при улыбке.

Также важная информация о степени неискренности партнера дает наблюдение за симметричностью выразительных и мимических жестовых движений. Факт, что негативные эмоции часто проявляются внешне несимметрично. В связи с этим, специалисты сформулировали закон эмоциональной асимметрии, который назвали «правилом левой стороны». Это является пятым приемом.

Правило левой стороны звучит так: «То, что человек стремится показать партнеру по общению, отражается на правой стороне его лица и тела, а то, что он реально испытывает - на левой». В основе этого лежит функциональная асимметрия мозга. Правое полушарие коры головного мозга, управляющее негативными переживаниями человека, отвечает за движение левой части тела, а левое полушарие, курирующее речь, мышление, управляет правой половиной тела. В связи с этим, человек должен тщательно фиксировать проявления эмоций на левой стороне лица, отслеживать нервозные движения левой рукой и ногой.

Также о негативных переживаниях человека свидетельствует металлический тембр голоса партнера, повышение голоса, стремление максимально удалиться от собеседника.

Но, несмотря на многообразие сигналов, которые позволяют выявить беспокойство, волнение, неуверенность человека и на этой основе подозревать его в неискренности, эти проявления иногда очень незначительны и маловыразительны, что не дают нам возможность точно сформировать представление о деловом партнере. Некоторые микродвижения мимической мускулатуры, микрожесты, изменения окраски кожных покровов могут быть обнаружены только с помощью открытого наблюдения или с помощью замедленной съемки[36].

Такие сигналы, естественно, фиксируются на уровне подсознания каждым человеком, но мало кто обладает способностью именно сознательно обнаруживать и понимать их. Здесь важно избежать ошибки некритического использования рекомендованных приемов и способов. Существуют правила, которые следует соблюдать и которым должно быть подчинено восприятие другого человека:

1. Не принимать реакции мимики на внешние физические раздражители за проявление внутренних психологических состояний. Одинаковое мышечное движение может иметь разное значение и причины (к примеру, дрожание от холода, прищуривание глаз на яркий свет).

2. На основании одной детали не делать выводов (жесты, позы), а рассматривать различные проявления человеческого тела только в системе. Не принимать проявления, которые являются привычкой (например, сидеть, положив ногу на ногу или держать руки скрещенными на груди), за показатель состояния человека в данной ситуации.

3. Не путать последствия физических недостатков человека с внешними проявлениями его психического состояния. Например, отворачивание лица может значить желание человека лучше слышать собеседника, а не его высокомерием, неискренностью; оставленное без ответа приветствие или обращение - слабым зрением, слухом, а не безразличием; прищуривание может объясняться близорукостью, а не презрением[37].

Таким образом, построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

Важно учесть, что общение возможно только при помощи знаковых систем (вербальных и невербальных). Невербальная и вербальная коммуникация дополняют друг друга и находятся в сложном взаимодействии. Невербальное поведение основывается на психофизиологическом механизме, который описал И. М. Сеченов в своем фундаментальном труде «Рефлексы головного мозга». Согласно его подходу все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены к мышечному движению. Таким образом, невербальное поведение (позы, мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи) содержит в себе большой массив информации о человеке, обладающий высокой степенью достоверности.

Продуктивное решение выявления неискренности партнера включает в себя восприятие, понимание и оценку человека человеком и позволяет сформировать адекватный образ собеседника и выбрать соответствующий стиль общения и взаимодействия. В целом в ходе общения осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение. Однако, в условиях неискреннего общения это осложняется тем фактором, что реципиент зачастую не является пассивным, а может сам влиять на коммуникатора. Восприятие и понимание партнера может быть осложнено его социальным статусом, играемыми социальными ролями, а также индивидуальными особенностями воспринимающего.

2.2. Невербальное проявление радости

Радость – это, прежде всего, положительная эмоция. По словам Бреслава, детерминантой эмоции становится рассогласование между актуальностью и ожиданиями, ... небольшое рассогласование и вызывает положительную эмоцию[38].

С. И. Ожегов трактует «радость» следующим образом:

1 веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения;

2 радостное счастливое событие, обстоятельство;

3 то, что (тот, кто) вызывает такое чувство[39].

Г. Е. Крейдлин отмечает, что выражение на лице эмоции радости связано с тремя основными частями лица: 1) бровями и лбом; 2) глазами и веками; 3) ртом, губами и подбородком[40].

Например, в русском языке яркой иллюстрацией выражения радости на лице будут такие выражения, как радостно поднять брови, закатывать глаза, морщить губы при виде кого-нибудь от неудержимой радости.

В английском языке характерными примерами являются следующие словосочетания: feast one's eyes, one's eyes flash, lift one's eyebrows.

Различное положение этих частей лица определяет появление такого мимического жеста, как улыбка. В западном мире улыбка – это знак культуры, это традиция. Существует даже такой девиз: «Keep smiling!».

Для менталитета русского народа характерно, наоборот, скорее отсутствие улыбки, чем ее наличие при встрече с людьми (особенно незнакомыми).

С. Г. Тер-Минасова говорит о том, что в русском языке есть словосочетания «дежурная улыбка» и «вежливая улыбка», имеющие отрицательные коннотации: дежурная – значит по обязанности, вежливая – значит не от души[41]. Из этого следует, что улыбка имеет ярко выраженную культурологическую направленность.

Весьма значимо, по нашему мнению, то, что различные положения тела и выражения глаз довольно сильно влияют на тип улыбки. Например, улыбка со слегка наклоненной в сторону головой говорит о намерении привлечь к себе внимание, а улыбка, при которой общее выражение лица практически не изменяется, скорее, напоминает натянутую, деланную улыбку.

Эмоция радости легко проявляется и в жестах. В русском языке об этом свидетельствуют такие выражения, как всплескивать руками, радостно потирать руки, трясти обеими руками чью-либо руку. В английском языке – pump one's hand, rub one's hands, spread one's arms.

Следующие словосочетания русского языка отражают эмоциональные состояния радости в виде телодвижений: прыгать от радости, склонять голову набок, обнимать кого-либо. В английском языке это такие выражения, как: jump with joy, to hug somebody.

Интонация также является показателем эмоционального состояния радости человека. По интонации голоса нам нетрудно определить, в каком состоянии человек: в приподнятом или подавленном. При этом если человек находится в состоянии радости, эйфории, то у него голос кажется немного звонче, а про такого человека мы говорим: сияет от радости, а англичане используют выражение: be all smiles.

Выводы. Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия. Построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

Различного рода оттенки эмоций, тонкие чувства и настроения в наибольшей степени передают невербальные средства общения. Они выражают подлинное отношение говорящего к предметам и явлениям окружающей действительности и в значительной степени определяют характер межличностного взаимодействия, оказывая сильное влияние на процесс коммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Она возможна потому, что за всеми этими знаками и символами в каждой культуре закреплено определённое значение, понятное окружающим. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы урегулировать течение его процесса, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать понимание ситуации.

Эмоциональные состояния человека имеют четко выраженный «внешний облик», проявляющийся в виде выразительных движений тела, совокупность которых и образует невербальные средства общения. Эмоции и чувства, будучи по своей форме существования субъективными переживаниями, вместе с тем всегда имеют внешние проявления и выражаются в разнообразных движениях, мимике (и пантомимике), в интонации и тембре голоса, а также сопровождаются органическими изменениями, проявляющимися в покраснении, побледнении, в замедлении или в ускорении ритма сердцебиения и дыхания.

Способность выявлять по внешним признакам психологическое состояние человека, выявлять разногласия в коммуникативных действиях, его намерения является очень важным условием в достижении целей взаимодействия. Построение точного образа партнера по общению имеет значение для осуществления эффективного взаимодействия с ним. Социально-перцептивная деятельность осуществляется с помощью специальных механизмов. Рациональное использование и сознательное овладение этих психологических механизмов позволяет правильно воспринимать собеседника, «прочитывать» за его внешними проявлениями внутренние, побуждения, психические установки, состояния, намерения, возможные схемы поведения.

Различного рода оттенки эмоций, тонкие чувства и настроения в наибольшей степени передают невербальные средства общения. Они выражают подлинное отношение говорящего к предметам и явлениям окружающей действительности и в значительной степени определяют характер межличностного взаимодействия, оказывая сильное влияние на процесс коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. – М., 2007.

Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004.

Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. 4-е изд. М. : URSS, 2009.

Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980.

Душкина М. Р. Психология влияния. ‒ СПб.: Питер, 2004. ‒ 224с.

Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2008.

Кизинюк (Цалиева) Е. А. К теории вопроса о невербальных средствах описания индивидуального портрета говорящего // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 13 (699). С. 129-134.

Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. : Наука, 1974.

Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004.

Крысько В. Е. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2002.

Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997.

Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д : Феникс, 2009.

Мечковская Н. Б. Семиотика: язык, природа, культура. М.: Академия, 2004.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. 6-е межд. изд. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : Олма-Пресс, 2004.

Нэпп М., Джудит Холл. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб., 2006.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2002.

Потапова Р. К., В. В. Потапов. Язык, речь, личность. – М. : Языки славянской культуры, 2006.

Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2001.

Романова Н. М. Особенности глазодвигательных реакций человека при произнесении истинной и ложной информации ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.volsu.ru.

Сергеев А. А. Техника выявления неискренности партнера по общению // Наука и образование. ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ru.

Сорокун П. А. Основы психологии. – Псков : ПГПУ, 2005.

Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2004.

Фаст Дж. Язык тела. М. : Вече : АСТ, 1997.

Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010.

Юревич Д. Психологический символизм жестов в христианской иконографии: докл. [Электронный ресурс]. URL: http://nesusvet.narod.ru (дата обращения 14.04.2016).

Приложение 1

Классификация невербальных средств общения

Приложение 2

Отражение эмоций в мимике

Части лица
и мимика

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот почти закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ подняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или

сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость
глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты
вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

  1. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997. – С. 23.

  2. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. 4-е изд. М. : URSS, 2009. – С. 43.

  3. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004.

  4. Колшанский Г. В. Паралингвистика. М. : Наука, 1974. – С. 33.

  5. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980. – С. 75.

  6. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М. : Новое лит. обозрение, 2004. – С. 77.

  7. Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М. : Смысл, 1997. – С. 58.

  8. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. 4-е. изд. М. : Наука, 1980. – С. 75.

  9. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д : Феникс, 2009. – С. 149.

  10. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2002. – С. 77.

  11. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. 6-е межд. изд. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК; М. : Олма-Пресс, 2004. – С. 16.

  12. Фаст Дж. Язык тела. М. : Вече : АСТ, 1997. – С. 14.

  13. Юревич Д. Психологический символизм жестов в христианской иконографии: докл. [Электронный ресурс]. URL: http://nesusvet.narod.ru (дата обращения 14.04.2016).

  14. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2008. – С. 281.

  15. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. – М., 2007. – С. 245.

  16. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 20.

  17. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 20.

  18. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М., 2004. – С. 6.

  19. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М., 2004. – С. 40.

  20. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М., 2004. – С. 22.

  21. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М., 2004. – С. 23.

  22. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – С. 21.

  23. Нэпп М., Джудит Холл. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб., 2006. – С. 56.

  24. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – С. 27.

  25. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь: пер. с англ. – СПб.: Питер, 2010. – С. 33.

  26. Нэпп М., Джудит Холл. Невербальное общение. Полное руководство. – СПб., 2006. – С. 60.

  27. Крысько В. Е. Социальная психология. СПб.: Питер, 2005. – С. 59.

  28. Кизинюк (Цалиева) Е. А. К теории вопроса о невербальных средствах описания индивидуального портрета говорящего // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 13 (699). С. 129-134.

  29. Рогов Е. И. Эмоции и воля. - М.: Владос, 2001. – С. 24.

  30. Потапова Р. К., В. В. Потапов. Язык, речь, личность. – М. : Языки славянской культуры, 2006. – С. 8.

  31. Сорокун П. А. Основы психологии. – Псков : ПГПУ, 2005. – С. 11.

  32. Сорокун П. А. Основы психологии. – Псков : ПГПУ, 2005. – С. 272.

  33. Мечковская Н. Б. Семиотика: язык, природа, культура. М.: Академия, 2004. – С. 8.

  34. Сергеев А. А. Техника выявления неискренности партнера по общению // Наука и образование. ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ru.

  35. Душкина М. Р. Психология влияния. ‒ СПб.: Питер, 2004. ‒ 224с.

  36. Романова Н. М. Особенности глазодвигательных реакций человека при произнесении истинной и ложной информации ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.volsu.ru.

  37. Романова Н. М. Особенности глазодвигательных реакций человека при произнесении истинной и ложной информации ‒ [Электронный ресурс].‒ Режим доступа: http://www.volsu.ru.

  38. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. – С. 23.

  39. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 2002. – С. 153.

  40. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика. М.: Новое литературное обозрение, 2004. – С. 169.

  41. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 241.