Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Содержание:

Введение

Невербальное поведение является самой древней и основной формой взаимодействия. Еще в далеком прошлом наши предки могли общаться между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. В настоящее время многие могут понять друг друга без слов, потому что язык невербальной коммуникации достаточно богат и многогранен.

Невербальные проявления присутствуют в жизни каждого человека. Коммуникативный процесс, так или иначе, сопровождается невербальными обозначениями. Невербальный язык помогает лучше понять собеседника и обогатить процесс общения. Испытывая ту или иную эмоцию, человек показывает это и на уровне жестикуляций и мимики. Зачастую с легкостью можно определить какое настроение и эмоциональное состояние у индивида, взглянув только на его лицо. Действительно невербальное сопровождение облегчает процесс взаимодействия.

Таким образом, актуальность темы не вызывает сомнений, так как процесс невербального общения является частью повседневной жизни. Тема невербальных проявлений является достаточно интересной и необходимой для наилучшего понимания психической организации личности.

Итак, целью курсовой работы является изучение специфики невербальных проявлений эмоциональных состояний.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1)Осуществить теоретический анализ научно-публицистической литературы по изучаемой проблематике.

2)Рассмотреть эмоциональный компонент личности, дать основные характеристики;

3)Раскрыть понятие невербальных проявлений и освятить основные моменты данного феномена: дать общую характеристику, описать процесс изучения проблемы в отечественной и зарубежной психологии;

4)Рассмотреть практический опыт изучения невербального эмоционального поведения.

Вопросы, рассматриваемые в курсовой работе, имеют практическое и теоретическое значение при изучении специфики невербальных проявлений, так в работе систематизирован и проанализирован материал по теме исследования, изучены последние литературные источники по теме работы. Материалы исследования могут быть дополнением к дальнейшему изучению процесса эмоциональных проявлений и процесса взаимодействия.

Содержание курсовой работы составили как классические фундаментальные труды по общей психологии, так и более современные исследования по вопросам невербальной коммуникации, что составляет надежность в предоставлении информации по тематике. В основе исследования заложены теоретические взгляды К. Изарда на психологию эмоций и материалы из источников по общей психологии С. Л. Рубинштейна. С целью изучения невербальных эмоций была взята за основу работа Лабунской А.В.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении раскрывается актуальность, цели и задачи. В основной части раскрываются вопросы в соответствии с планом исследования. В заключении сформулированы основные выводы по исследовательской работе.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоций и невербальных проявлений

1.1. Эмоциональные состояния и их специфика

Так или иначе, любой из нас знакомится и узнает окружающий мир через средства познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти и пр. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений[15]. Все то, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, вызывает определенное отношение. Один объекты и явления взывают у индивида симпатию, другие, наоборот, отвращение. Отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции[7].Ввиду того, что эмоции являются компонентом психики, они выполняют и основную функцию психики — функцию упреждения, предвосхищения наступления биологически или личностно значимого события.

В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что представляет собой эмоциональный феномен, но доподлинно известно одно, что эмоциональное состояние – это обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в процессе жизни. Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами: эмоциями; аффектами; чувствами; настроениями; стрессами и пр.

Необходимо понимать, что в большинстве психологических теорий эмоции рассматриваются и анализируются сегодня как определяющие составные части когнитивных состояний и процессов. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Безусловно, эмоциональные реакции могут сопровождаться как вербальными, так и невербальными проявлениями. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледне-ние кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое[11].

Эмоции, таким образом, интерпретируются как достаточно сложное психическое явление. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

1.1.1.Физиологическая основа эмоций

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений. Джеме и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания[18]. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся»[3].

Кэннон, в свою очередь, полагал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга[8].

Таким образом, при всем многообразии проявлений эмоций в них можно выделить три основных компонента – соматический, вегетативный и субъективное переживание.Соматический, или двигательный компонент формирует внешнее выражение эмоций, которое проявляется в двигательных реакциях (мимике, жестах, позах) и в уровне тонического напряжения мышц.

1.2.Невербальные проявления как психологический феномен

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.

Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи.

Взаимодействуя, мы воспринимаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Итак, невербальное общениетрактуется как общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться[11].

Невербальное общение является наиболее древней и базисной формой коммуникации. Так, например, наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов[9].

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Необходимо понимать, что невербальное общение не имеет четкой структуры по сравнению с вербальной формой. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых можно однозначно передать свои чувства.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно.

Наблюдения ученых показали, что в процессах общения 60%-95% информации передается с помощью невербального общения[5].

Его составляют:

  • голос, песня;
  • внешний вид, одежда, поза;
  • выражения лица, улыбка, взгляд;
  • движения, танец, походка;
  • жесты;
  • кивок и мотание головой, покачивание конечностями, направление конечностей, имитация некоторого поведения (например, качание двумя направленными вниз пальцами напоминает идущее ноги);
  • аплодисменты;
  • прикосновения;
  • рукопожатие, объятия;
  • поведение, действия: уверенность, осторожность, безразличность, агрессивность;
  • мимика - подражание поведению;
  • личное пространство,флирт.

При сравнении поведенческих особенностей представителей разных народов, ученые выявили различия в видах прикосновений. К прикосновениям относят в первую очередь рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т.д. В этом понимании существует целое направление, которое называется текесика.

Ввиду того, что прикосновения являются очень важным актом невербального общения, выделяют следующие ее виды:

  • профессиональные — они носят безличный характер (как, например, прикосновения врача к пациенту);
  • ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;
  • дружеские и любовные.

За тем или иным типом прикосновений закрепленконкретный смысл, в который вложены статус, пол, возраст, национальная и культурная принадлежность и т.д. Прикосновения бывают контактными и дистантными. В теплом климате чаще обитают представители контактных культур, в холодном — дистантных.

Контактный способ популярен среди латиноамериканских, средиземноморских и южноевропейских культур. Канадцы, американцы, англичане, немцы, представители культур Северной Европы, китайцы, японцы принадлежат к дистантным культурам. При этом представители указанных азиатских культур предпочитают большую дистанцию между собой и своими собеседниками, чем североамериканцы и североевропейцы[9]. Итальянские мужчины прикасаются друг к другу значительно чаще, чемитальянские женщины. В арабских и некоторых восточноевропейских странах выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий. У мусульман объятия являются выражением мусульманского братства.

В некоторых культурах мужчина не может прикасаться к другому мужчине, но при этом не возбраняются прикосновения женщины к женщине. В других культурах женщинам запрещается прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении. Например, арабы, латиноамериканцы, народы Южной Европы касаются друг друга в процессе общения.

Прикосновения не допускаются при коммуникационном взаимодействии японцев, индийцев и пакистанцев. Латиноамериканцы полагают, что не касаться при беседе партнера означает вести себя холодно. Итальянцы убеждены, что таким способом ведут себя недружелюбные люди. Японцы, напротив, полагают, что касаться собеседника человек может только при полной потере самоконтроля или выражая недружелюбие или агрессивные намерения.

К традиционной форме приветствия относят рукопожатие. Так, в российской культуре пожимают друг другу руки только при встрече, представители Германии же делают это и в конце диалога. Отметим, что представители многих азиатских культур считают неприемлемым крепкие и долгие рукопожатия, в отличие от представителей западноевропейских культур и американцев.

Таким образом, во всех культурах характер прикосновений различный, зоны тела, доступные для касаний партнера, меняются вместе с изменением статуса отношений между людьми. Правильное применение прикосновений может способно существенно облегчить процесс коммуникации и выразить обширный спектр чувств и настроений[14].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что язык невербального общения очень богат и многолик. Сейчас, в стремительно меняющемся мире огромная значимость придается межэтнической и межконфессиональной толерантности, которую формирует умение общаться. Очевидно, что в ХI веке недостаточно изучать речь с позиции лингвистического осмысления. Появляется много трудов, посвященных изучению феномена говорящего человека с разных позиций. Например, «Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения» Т.Г.Винокур, «Психология речевого общения» А.А.Леонтьев, «Психология слушания и говорения» И.А.Зимняя и др.

В современное время к человеку предъявляются высокие требования для того, чтобы быть успешными и востребованными. Сейчас индивиду необходимо уметь общаться и использовать коммуникацию речь в разных контекстах. Высоко ценится человек, который умеет правильно и грамотно применять свои коммуникативные навыки, как на вербальном, так и на не вербальном уровне, одновременно в себе сочетать умения вести коммуникацию с другими нациями и народностями.

Подходы к невербальным проявлениям

Существует ряд подходов к невербальному общению:социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Рассмотрим каждый из них более подробно[15].

  • Социально-перцептивный подход выделен Лабунской А. В., котораярассматривает невербальное поведение с позиции восприятия и взаимодействия.
  • Паралингвистический подход подразумевает тембральные и голосовые характеристики;
  • Интерактивный подход включает взаимодействие между кинесической структурой невербального поведения и пространственно-временными компонентами общения – проксемикой[7].

1.2.1.Теоретические предпосылки возникновения невербальных реакций

Наибольшая часть зарубежных исследований в русле невербального поведения и невербальной коммуникации сосредоточена в контексте, английского и североамериканского происхождения. Одним из первых в изучении невербальных появлений стал Дельсарт. Философ во второй половине XIX в. пытался описать и расшифровать как «культуру голоса», так и телодвижения и жесты, определить различные формы языка тела. Одной из самых влиятельных работ, давших толчок современным исследованиям выражений лица, была книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшая в 1872 г. и носившая описательный характер[17]. Вторая половина ХХ века менее популярна в изучении невербальных характеристик.

Интересные мысли прослеживались в работах Кречмера и Шелдона. В 1925 г. Кречмер написал книгу «Физические данныеи характер». Далее в 1940 г. появилась Шелдона «Вариации физических характеристик человека»[12]. Психологи утверждали, что если точно описать и проанализировать тело человека, можно сделать важные выводыоб его интеллектуальных индивидуально-психологических особенностях, но валидностьэтих представлений не была доказана[7].

Переломным момент стал 1941 год и написанная книга Эфрона «Жесты и окружающая среда», в которой популярно объясняется суть методов исследования жестов и языка тела, а также Эфроном было внесено предложение классификации невербальных проявлений.

В 50-х гг. прошлого века количество исследований невербального поведения существенно возросло. В 1952 г. появилось «Введение в кинесику» Бердуистелла, в 1959 г. – «Немой язык» Холла. Именно эти антропологи впервые применили к невербальным явлениям некоторые принципы лингвистики, а также ввели названия для наук о телодвижениях (кинесика) и пространстве (проксемика) и разработали программу исследований в каждой из этих областей [3].В 1958 г. Трейджер описал компоненты параязыка, что позволилоученым изучать голосовые сигналы с большей точностью.В 1956 г. вышла в сет книга Юрген Руши и Уэлдон Кис «Невербальная коммуникация: заметки о визуальном восприятии в отношениях между людьми».

60-е годы знаменуются переворотом в области невербальной психологии. Тогда в центр изучения выходят отдельные части тела и элементы движения: появились работы Икслайна и Хесса о движениях глаз, Давица о выражении эмоций в голосе («Передача эмоционального смысла», 1964 г.), Соммера об организации пространства вокруг человека, Голдман-Эйслера о паузах и задержках в спонтанной речи, Дитмана, Аргайла, Кендона, Шефлена и Меграбяна о разных видах телодвижений [19].Важнейшей теоретической работой десятилетия стала статья Экманаи Фризена о происхождении, использовании и кодировке невербального поведения.

Обращаясь к российской науке, отметим, в нашей стране проблемой невербального поведения стали заниматься только в 80-х годах. Отечественные психологи и психофизиологии вкладывали в понятие невербальное поведение следующий смысл: «неязыковые средства», «язык мимики и жестов», «язык телодвижений», «жестикуляцию», «невербальные знаки», «невербальный язык» (Е. М. Верещагин, И. Н. Горелов, С. А. Должникова, В. А. Лабунская, Н. П. Сметанина, Н. В. Федорова, А. В. Филиппова, З. З. Чанышева и др.).[9] Отметим, что Е. М. Верещагин и В. Г. Костомароввыделяют два невербальных языка, из которых первый – соматический, второй – «язык привычного поведения» [2]. В. А. Лабунская, Х. Рюкле и др., при изучении индивидуального характера употребления невербальных средств коммуникации, согласились с зарубежными коллегами в том, что употребления невербальных компонентов зависят от типа темперамента, социальной среды, национальности, а также возраста.

Некоторые отечественные ученые придерживаются взгляда о взаимосвязи вербального и невербального (Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров). Социально-перцептивный подход к изучению невербального поведения представлен в трудах В. А. Лабунской. Помимо всего прочего активно разрабатывается многие области невербального поведения. А именно, сюда относят работы С. Волконского (1912, 1913 гг.), П. М. Ершова (1959 г.), К. С. Станиславского (1955 г.),В. И. Кочнева (1983 г.), Н. В. Рождественской (1986 г.).

Отметим, что е по времени работы В. И. Кочнева (1983 г.), Н. В. Рождественской (1986 г.). Изучением специфики восприятия и интерпретации невербальной информации в педагогическом общении в разные периоды занимались Н. Р. Битянова, А. А. Леонтьев, В. В. Мироненко, Л. И. Митина, Е. А. Петрова, Г. А. Цукерман, Е. А. Эм и др.

Таким образом, невербальное общение очень важная часть в процессе коммуникации, ведь зачастую словами невозможно передать всю информацию. Невербальное общение представляет огромную культурную и межнациональную ценность, потому что вызывает большой интерес ученых, лингвистов в изучении невербальных способов взаимодействия в различных культурах и народностях. Как известно, для отдельных народов имеет место свой уникальный язык жестов и мимики. Что приемлемо для одной нации неприемлемо для другой.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что эмоциональный мир человека богат и разнообразен, который сопровождается различным спектром проявления. Эмоции выражают себя как с вербальной, так и с невербальной стороны. Если с вербальной стороны эмоции сопровождаются речью, то с позиции невербальной интерпретации, эмоциональные проявления идут параллельно с жестами, мимикой и другими компонентами невербальной коммуникации. Невербальные проявления эмоциональных состояний наилучше всего изучены за рубежом, в отечественной психологической науке теоретические и эмпирические исследования начались гораздо позже и берут основу с зарубежных теорий.

Глава 2. Изучение практического опыта по исследованию невербальных эмоциональных проявлений

2.1. Способы диагностики невербальных проявлений

Ввиду того, что эмоции в основной проявляются в мимике, позе и речи, того количество практических исследований и экспериментов данной области преимущественно направлены на фиксацию выразительности. Важно отметить, что за последние годы количество подобных исследований увеличивается.

Изучение эмоций и их невербальных проявлений осуществляется по двум приоритетным направлениям: произвольное и не произвольное направление. В большинстве своем исследования проходят по трем направлениям: наблюдение, фотография, видео фиксация.

Рассмотрим основные методики исследования невербальных эмоций[8].

1)Опросники. Опросники позволяют изучить эмоциональную составляющую личности и выявить эмоциональные особенности. Так, при исследовательском центре А.Е.Ольшанникова были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности). Рассмотрим методы диагностики по лицевой экспрессии[8]. Впервые попытку создания такого метода предпринял Э. Боиг и Э. Титченер. Ученые использовали различные рисунки, которые в 1859 создал Т. Пидерит[16]. В основе методики были заложены изображения отдельных частей лица, таким образом, было создано 360 схем мимического выражения. Эти схемы предъявлялись испытуемым.

Отметим, что в 1970-х годах П. Экманразработал методFAST. данный тест является своеобразным фото-атласом эталонов для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица.

Далее рассмотри методику CARAT, которую создал Р. Бак. Методика состоит из слайдов, на которых изображена реакция человека, который рассматривает различные сцены. Задача испытуемого заключается в том, чтобы разгадать эмоцию и просматриваемую сцену.

Методика PONS («профиль невербальной чувствительности») состоит из 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения индивида[19].

При помощи теста SIT Д. Арчера можно оценить адекватность понимания эмоций.Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.Широко применяется метод В.А. Лабунского метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Задача респондентов заключается в описании экспрессивных признаков шести эмоциональных состояний. Сложности в исследовании эмоций заключаются в том, что иногда приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. Отметим, что в последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх[15].

Помимо вышеизложенного, активно используются следующие методики: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ), который создан Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и состоит из 48 предложений. Методика позволяет выявить 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика[11].

Таким образом, в рамках отечественной психологической школы существует весьма небольшое количество лабораторий и исследовательских групп, изучающих данную проблематику. Исключение составляет Лаборатория невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, возглавляемая В. П. Морозовым, а также несколько небольших исследовательских групп, в основном придерживающихся паралингвистического и лингвоцентрического подходов[15]. В российской психологии нет широко применяемых методов исследования невербального поведения, а использование вышеперечисленных инструментариев является несистематичным, методы не стандартизированы для российских исследований и не апробированы на достаточно большой выборке. В отличие от мировой науки, в современной отечественной психологии в области изучения невербального поведения появляется сравнительно небольшое количество работ[19].

2.2.Примеры невербальных эмоциональных проявлений

Основываясь на анализе зарубежных и отечественных источников, посвященных систематизации эмоций и их лицевых выражений. Схема описания мимики состоит из шести эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, страдания, удивления, отвращения). За единицу анализа лицевого выражения принимается сложный мимический признак, который на физиологическом уровне состоит из следующих компонентов: направление движения лицевых мышц, отношение между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т.д.[14]. Отметим, что сложные мимические признаки являются важными и константными, но, в то же время могут входить в состав мимики разных эмоциональных состояний. В таблице проиллюстрируем постоянные комплексы признаков для каждого состояния[13].

Таблица 1- Константные комплексы невербальных признаков для каждого эмоционального состояния

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза сужены

Глаза ширако раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Распространенной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний[9]. Например, признак «уголки губ опущены» считается универсальным, потому что проявляет себя в ситуации отрицательных переживаний. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Но, в выражении состояний гнева, презрения, страдания этот признак выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в сочетании контексте с другими признаками.

Рассмотрим еще распространенный признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются – расширяются»[10].

Отметим, что наиболее сложными для интерпретации являются неинтенсивные аффективные состояния, но и в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

2.3.Рекомендации по развитию невербальной стороны эмоциональных проявлений

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение – это общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять[17].

Важно отметить, что умение правильно выразить свои чувства является приоритетным при общении индивидов. Непонимание собеседника часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики, способна заменить обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет лучше понимать оппонента и приносит определенную живость в общении друг с другом[1].

Острое внимание при коммуникации необходимо уделять таким элементам невербалики как взгляд, жест. Так, хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает. Пристальный, бесцеремонный тревожит. Иронический, надменный оскорбляет. Открытый, приветливый располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение[3]. Мимика способна сказать без применения слов. Улыбка информирует о радости, а хмурые брови – о злости. Так же важно и то, что мимика бывает живой, вялой, бедной, маловыразительной, напряженной, спокойной[5]. помимо всего прочего существует и пантомимика (осанка и поза). Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть направлена прямо, в бок, втянутой в плечи, откинутой назад.

Ввиду того, что невербальные проявления могут быть «бедными», то их необходимо развивать и воспитывать культуру владения элементами невербального общения. Оптимальным результатом использования жестов в системе обучения невербальной речи является выработка осознанного указательного жеста, которая используется большинством людей. Например, если рассматривать людей с ограниченными возможностями, то в Оксфордском университете разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори»[11].

Необходимо брать во внимание и то, что при помощи невербального языка можно обратить внимание на многие моменты при выражении эмоций и чувств. Например, для людей с ограниченными возможностями здоровья по слуху и речи развитие невербальных средств общения является единственным способом общения. При тренировке невербального общения разрабатывается специальная система символов при помощи которой люди способны понять друг друга. Интересным видом является и пиктография или рисуночное письмо, цель которого заключается в выражении смысла[18]. Другими словами, пиктография применяет устойчивые принципы, которые сохраняются в течение многих лет и способствуют развитию мышления. Впервые в отечественной психологии пиктографию предложил Выготский Л.С. Символы должны быть очень конкретными и простыми для понимания, приспособленными к элементарным желаниям и потребностям.

Р. Лебон разработан систему вступления в коммуникацию с неумеющими говорить умственно отсталыми людьми. Эта система состоит из 60 символов, с напечатанными над рисунками значениями слов. Система подразделяется на[16]:

  • Общие знаки взаимопонимания;
  • Слова, обозначающие качество;
  • Сообщение о состоянии здоровья;
  • Посуда, продукты питания;
  • Предметы домашнего обихода, Личная гигиена и пр.

Система применяется в соответствии с возможностью индивида понимать.

Неоспоримо, что индивидуальные возможности выражения разнообразны. Регулярно повторяющиеся ситуации, такие, как еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д. Расшифровка этих ситуаций и развитие понятий, как, например, разграничение: теплый - холодный; большой –маленький и пр. абсолютно естественно дают повод для введения символа[21]. Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

Система невербальной коммуникации относится к системе «блиссимволика» (идеографическая письменная система). Блиссимволика (или семантография) трактуется как письменная система, которая основана на применении пиктограмм и идеограмм, являющиеся многоязычными. Данная система была разработана Ч Блиссом. Блиссимволы при помощи жестов, символов и графического письма могут кодировать и передавать любую информацию[17]. Ценно то, что каждый элемент символа выражает общую идею, или концепцию. Эта теория обычно включает в набор нескольких объединенных по смыслу понятий. Например, символ «вода» с дополнением других элементов может означать дождь, пар, снег, озеро, океан и пр.(см.рисунок 1).

Рисунок 1- Расшифровка блиссимволов

Главные элементы блиссимволики Громова О.Е. Идеографическая письменная система «Блис-символика» как компенсирующая стратегия общения при отсутствии речи//Дефектология, 2000, №5

Интересным вариантом использования блиссимволов является широко известная «коммуникативная доска» (blissymbolics communication board). Таким образом, методология прикладных исследований невербального поведения человека является развивающейся научной отраслью.

Безусловно, невербальное поведение тесно взаимодействует с внутренним миром человека. Одной из подструктур невербального поведения является кинестетика, которая трактуется как зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении[9]. Итак кинестетика обозначается для трактовки разнообразия движений, в большинстве случаев рук и лица. В данном контексте широко применимы определения экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Физиогномика, в свою очередь, определяется как экспрессия лица и фигуры, которая проявляется в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)»[21].

Я. Рейковский предложил разделять эмоциональные действия и выразительные движения. К эмоциональным действиям он относит все те невербальные действия человека, которые вызваны эмоцией и направлены на то, чтобы эту эмоцию выразить и разрядить. Эмоциональные действия выступают как форма мотивированного поведения и являются приобретенными.

Отметим, что параллельно с выразительным поведением развивается и физиогномический подход. Но, тем не менее, большинство ученых не признают связь между чертами лица и свойствами характера. Сейчас в психологии экспрессивного поведения актуальны эти два направления.

Далее рассмотрим средства выражения как критерий невербального поведения. Наиболее изученными являются мимика лица как средство выражения состояния и жесты как паралингвистические явления. Позы, движения корпуса как средства выражения внутренних психических состояний личности изучены слабо[22].

Третьим критерием в изучении невербального поведения является вопрос функций выразительных движений в общении.

Заключение

Целью контрольной работы было изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний. Для реализации цели были реализованы следующие задачи:

1.Изучение особенностей понятия эмоционального состояния;

2.Рассмотрение понятие невербальное поведение;

3.Описание невербальных видов взаимодействия и их специфика в процессе выражения эмоций;

4. Изучение практического опыта по вопросам невербальных проявлений.

Поставленные задачи реализованы в полной мере, действительно, в современных условиях развития социума невербальный компонент приобретает важную роль для личности. Эмоции и сопровождают каждого из нас и спектр их разнообразен.

В процессе написания курсовой работы, мы пришли к выводу, что без невербального общения не происходит ни одна деятельность. От качественного выстроенного обмена информацией и эмоциями зависит успех деятельности в целом. В современной ситуации развития нашего общества общение играет огромную роль, которая заключается в правильной и грамотной подаче информации и чем оно богаче и красочнее, ем доступнее к пониманию. Анализ научно-публицистической литературы по изучаемому вопросу показал, что сейчас недостаточно просто быть коммуникабельной личностью, необходимо обладать широким спектром выразительных средств, уметь показать все свои ощущения и состояния и на вербальном уровне. Понимать особенности невербальной коммуникации других людей является важной задачей на современном этапе жизни и деятельности общества.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в работе, выполнены. Изучаемая тема представляет огромную важность для современности. Отметим, что проблема требует не только глубокого теоретического анализа, но и глубинного практического продолжения решения вопроса.

Список использованных источников

  1. Андреева Г. М. «Социальная психология» - М: «Аспект Пресс», 2016. – c.13.
  2. Ахьямова И. А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. - 2009. -№7. –С.98-102
  3. Алекберова И Э. Особенности кинесики в процессе межкультурного взаимодействия // Linguamobilis. - 2016. -№1.-С.23-28
  4. БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
  5. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М.,2013. – 179 c.
  6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. О своеобразии отражения мимики и жеста вербальными средствами (на материале русского языка) //Вопр. языкознания. -2014.- № 1. -С. 36–47.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.-362с.
  8. Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2015. - 416 с.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.-236с.
  10. Изард К.Э. Эмоции человека К.Э. Изард. - М., 1980. - 214с.
  11. Кравченко Ю. Е. Ощущение телесных изменений при актуализации эмоциональной реакции // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». -2013.- №18 (119). –С.56-61
  12. Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг межкультурной компетентности. М., 2002.-325с.
  13. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.,1976.-251с.
  14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2011. -228с.
  15. Мартынова Н. А. Межкультурная коммуникация как особый вид общения // ОНВ. -2007. -№2 (54). –С.25-29
  16. Невербальное поведение: структура и функции. В.А. Лабунская (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. - С. 5—35.
  17. Рейман Т. Власть мимики и жестов. М., 2009. -С. 347.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 2002.-720 с.
  19. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮнитиДана, 2015. – 271 с.
  20. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение – новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. – М.: Институт языкознания РАН, 2016. – С. 7-11
  21. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000.-235с.
  22. Невербальное поведение: структура и функции. В.А. Лабунская (Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.
  23. Методология прикладных исследований невербального поведения человека. Невербальное общение: социально-психологические факторы интерпретации и конструирования невербального поведения» (печатное издание). Лабунская В. А. Режим доступа https://psy.su/psyche/projects/1417/